Запрещено для детей

Содержание

Как объяснить ребёнку, что такое «нельзя»

Кажется, ещё вчера малыш большую часть времени лежал в колыбельке и мирно сопел. Но незаметно он подрос и начал активно исследовать окружающий мир. Причём самыми неправильными, на взгляд родителей, способами. Ему интересно, что будет, если он потянет на себя свисающий провод, укусит маму, ущипнёт папу, дотронется до батареи. Вот тут-то ребёнок и слышит своё первое «нельзя».

Запреты в жизни ребёнка

Запреты – это естественная составляющая воспитания. Они необходимы для гармоничного развития личности, и не нужно пытаться обойтись без них. Но вот мама говорит «нельзя», а кроха продолжает делать по-своему. Такая картина знакома многим родителям. Как же сделать так, чтобы маленький баловник понимал запреты и прислушивался к ним? Для этого нужно вводить ограничения грамотно и запастись терпением, ведь любой стойкий результат требует времени и усилий. Зато тогда карапуз наверняка перестанет отвечать гневом, раздражением и желанием сделать всё наоборот.

Как дети реагируют на запреты

Приучать ребёнка к словам «нельзя» и «нет» следует примерно с года, в это время его активность возрастает в разы. Первая реакция на ограничения – плач, возмущение или агрессия. Это абсолютно нормально, так маленький человечек выражает своё несогласие.

Он пока не может с первого раза усвоить «нельзя», поэтому завтра, скорее всего, попытается повторить то действие, которое ему запретили вчера. Это особенность восприятия малышей, а не «вредность» или попытка сделать назло взрослому.

Кроме того, дети в силу возраста не понимают, что запрет распространяется на все аналогичные ситуации, а не только на одну конкретную. То есть, если даже ребёнок поймёт, что нельзя дёргать провод от ноутбука, не факт, что он не будет дёргать провода в остальных доступных местах. Он просто не догадается, что и это тоже запрещено. Об этом взрослым следует помнить и терпеливо напоминать малышу всякий раз, когда он путается.

Маленькому первооткрывателю невероятно интересно всё вокруг. А тут родители со своими постоянными «нельзя»… Так мы гасим весь запал и исследовательский интерес у ребёнка. Если один будет протестовать и до последнего делать по-своему, то другой после нескольких неудач сдастся, и его инициативность разобьется о железную стену постоянных запретов. В последнем случае мы получим покладистого ребёнка, но пассивного и боящегося делать что-то самостоятельно. Поэтому так важно соблюдать баланс: перебарщивать с ограничениями так же нехорошо, как разрешать всё.

Советы для родителей

1. Снизить количество запретных слов до минимума, ведь главная ошибка родителей – чересчур частое их употребление. Когда кроха слышит «нет» и «нельзя» по любому поводу, он просто перестает воспринимать эти слова всерьёз.

В идеале для детей до 3 лет ограничения должны касаться:

  • действий, которые ставят под угрозу безопасность;
  • агрессии в адрес людей или животных.

Например, нельзя прикасаться к розетке, плите или кружке с горячим чаем, играть со спичками, кусать и бить людей, мучить кошку. Остальное же – всё, что безопасно, – не несёт за собой вреда, оно лишь добавляет забот взрослым.

Малыши 1–3 лет ещё не догадываются, что одно и то же действие на улице делать разрешается, а дома – нет (играть с песком или водой, рисовать мелками). В подобных ситуациях лучше объяснять всё малышу, не употребляя запретные слова.

После 3 лет карапуз начинает осознавать больше, и теперь запреты можно формулировать более конкретно. Например, вместо «не трогать кота», сказать, что гладить кота можно, но тянуть за хвост – нельзя.

Нужно постараться не лишать малыша радости познавательной деятельности. Пусть он бегает, прыгает, трогает и рассматривает различные предметы, гоняет голубей. Ведь так приятно видеть, с каким восторгом он приобретает новый опыт.

2. Если все же необходимо ввести ограничения, можно заменять слово «нельзя». Например, говорить вместо него «опасно», где это уместно. Или так: «Можно переходить дорогу только за ручку с мамой» (вместо «Нельзя одному переходить дорогу»).

3. Каждый раз объяснять причину запрета – так дитя поймёт, что это нельзя, потому что действительно опасно, а не потому что у мамы или папы сейчас нет настроения. Чтобы малыш убедился в справедливости запретов, можно иногда позволять ему сделать по-своему, но заранее предупреждать, что будет в этом случае. К примеру, дать ему прикоснуться к горячей кружке на столе. Пусть температура поверхности будет не такой высокой, чтобы обжечься, но достаточно неприятной, чтобы повторять такой опыт не возникло желания.

4. На каждое «нельзя» должно быть своё «можно». Например, нельзя трогать посуду на плите, зато можно брать ложку со стола. Этот приём помогает отвлечь кроху от запрещённых объектов, но не мешает узнавать новое.

5. Как можно реже употреблять в речи частицу «не», детское восприятие её игнорирует. Вместо «не делай» малыш слышит: «делай». Гораздо продуктивнее использовать утвердительные выражения. Первое время нужно будет контролировать себя, затем это войдёт в привычку.

6. Вместо прямых запретов больше рассказывать о:

  • том, почему так делать не следует;
  • последствиях;
  • своих чувствах, когда малыш нарушает запрет.

Дети многое понимают, нужно лишь правильно выбрать момент для беседы: и ребёнок, и мама должны быть спокойны и настроены на общение.

7. Определить для малыша абсолютные «нельзя» – то, что запрещено при любых обстоятельствах. В этот перечень можно включить следующие пункты:

  • бегать и играть там, где ездят машины;
  • делать больно другим людям и животным;
  • трогать плиту и провода;
  • залезать на подоконник.

Родителям необходимо разработать точный список табу, строго придерживаться его и требовать того же от остальных членов семьи. Если чего-то не разрешают родители, значит, бабушка, тётя и старший брат тоже не должны разрешать. Согласованность здесь очень важна, только она поможет крохе воспринять эти ограничения так, как нужно.

8. Не провоцировать детей самим. Часто взрослые сами создают ситуации, когда ребёнок просто не может удержаться от соблазна и нарушает запрет. К примеру, родители не разрешают трогать паспорта, а сами постоянно раскладывают их на видных и доступных местах.

Здесь виноват совсем не ребёнок. Взрослым следует организовать хранение важных вещей так, чтобы малютка не мог до них добраться при всем желании.

О чем полезно помнить, запрещая

  • Интонация должна быть спокойной, не нужно повышать голос, ругаться, угрожать. Это поможет малышу услышать то, что до него хотят донести, и не отвлекаться на форму, в которой это преподносят.
  • Нужно относиться к ребёнку с уважением, не оскорблять, не унижать его, не заставлять чувствовать себя беспомощным.
  • Корректировать запреты по мере взросления. Дитя растёт, у него появляется больше осознанности в действиях, а также новые умения и навыки. Со временем можно разрешать больше, не забывая о мерах безопасности.
  • Подавать пример. Доброта, аккуратность, вежливость, отсутствие вредных привычек – всё это можно воспитать лишь на собственном примере. Иначе как донести до малыша, что, допустим, курить нельзя, если мама и папа сами это делают? Дети ведь нас не слышат, они на нас смотрят.

Научить ребёнка понимать и принимать запреты непросто. Сложность в том, что перечисленные меры не начнут работать с первого раза. Они требуют от родителей системности, многократного повторения, терпения и невозмутимости. При этом карапузу нужно дать возможность исследовать мир, делать самостоятельный выбор. Только так он научится принимать решения и отвечать за поступки.

Лучшая стратегия – сделать перечень запретов минимальным и говорить «нельзя» лишь в самых крайних случаях. А в остальных – использовать альтернативное «можно только». И постепенно малыш начнёт слушаться, потому что таков будет уже его личный выбор.

Из данной статьи вы узнаете, что можно запрещать ребенку, а что не стоит.

В каждой семье используется свой подход к воспитанию детей. Все родители выставляют определенные рамки, только у кого-то они шире. Так ведь проще — просто разрешить, чем объяснять почему нельзя. У кого-то границы слишком жесткие, когда нельзя то, нельзя это. Как часто вы запрещаете что-то ребенку? А знаете ли вы, что не все можно запрещать и даже есть разрушительные запреты? Нет? Вот как раз об этом вы и узнаете из нашей статьи.

Почему родители запрещают детям, подросткам какие-то вещи?

Почему родители что-то запрещают?

Родители часто запрещают что-то делать своим детям, особенно подросткам. У них родительские запреты воспринимаются особенно остро и они стараются во всем сделать наперекор. Почему родители запрещают детям какие-то вещи? Стоит ли считать родителей злыми, или что они не любят своего ребенка? На самом деле, каждый родитель всегда старается сделать как лучше. И есть несколько причин, почему он старается запретить какие-то дела или вещи:

  • В первую очередь, родители всегда думают о безопасности ребенка. Слишком откровенная одежда может понравиться не только одноклассникам, но и маньякам. Так что не стоит гулять в темное время суток в слишком короткой юбке.
  • Поступки родителей всегда подкреплены доводами разума, а также личным опытом. Взрослые уже нашли свое место в жизни и теперь пытаются помочь найти его ребенку.
  • При запретах родители всегда думают о пользе для ребенка. В данном случае имеется ввиду запрет курения, выпивки, поздних прогулок.
  • Родители всегда участвуют в формировании характера детей, потому что считают себя ответственными за это. От характера, который сложится у подростка, зависит его дальнейшая жизнь. Родителям всегда хочется, чтобы дети жили лучше или хотя бы такие же как они. А если ребенок окажется в плохой компании, то жизнь он себе может сломать. Никто такого не желает.
  • Родители держат в «рамках» детей, потому что нельзя жить во вседозволенности. Абсолютная свобода в обществе невозможна. Со временем ребенок это поймет.

Дети всегда стремятся нарушать запреты родителей. И это вовсе не глупость, а просто незнание жизни. Если так происходит, значит ребенку пока еще нужна опека. Чем более осознаны действия, тем меньше опеки требуется.

Могут ли родители запрещать общаться с друзьями, правильно ли это?

Запрещают общаться с друзьями

Часто родительские запреты связаны с друзьями. Если друг не нравится, то родитель предпочитает просто запретить. Но стоит ли это делать? Могут ли родители запрещать общаться с друзьями?

На самом деле, такие радикальные меры принимать точно не стоит. Тем более, что это мало чем поможет. Вы только спровоцируете конфликты в семье. Так что вам остается только смириться, а вмешиваться только в крайнем случае.

В возрасте 9-12 лет все дети тянутся к тем сверстникам, общение которых для них необходимо. Да, вам могут не нравиться друзья, но ребенку они нужны.

Вы можете посчитать, что дружба не серьезная, только подростки на это смотрят иначе. Для них психологическое равновесие очень важно. Так, если малыши дружат только для игры, то более взрослые дети делают это для общения, эмоций и развития. Благодаря такому общению у подростка устанавливается половая принадлежность и социальный статус.

Родителям важно быть осторожным, потому что сильная эмоциональная связь может привести к тому, что ребенок будет зависеть от друзей. В такой ситуации надо скорректировать морально-этические нормы, которые задают более взрослые друзья, а это бывает непросто.

В любом случае подростку запрещать общение не стоит, потому что вас он точно не послушает и будет делать по-своему.

Лучше начните общаться с друзьями ребенка. Позовите в гости, узнайте их получше. Это позволит вам понять, что за дети перед вами и как реагировать на ситуацию. Кроме того, может они и не такие плохие, просто так кажется.

Если друзья вас все равно не устраивают даже после общения, то попробуйте перевести ребенка на другой круг общения, к примеру, запишите его в кружок. Может быть там у него отношения перейдут в другую среду.

Родители должны вмешиваться в общение только в том случае, если над ребенком издеваются или он находится под влиянием слишком агрессивного и неуравновешенного подростка.

Что родителям нужно запретить ребенку?

Что можно запрещать ребенку?

Как мы уже сказали, родительские запреты устанавливают для ребенка определенные рамки, в пределах которых он может что-то делать, а что-то нет. Что родители могут запретить ребенку?

Итак, запреты могут быть следующие:

  • Жестокость. Она неприемлема к любому живому существу. Это касается животных, людей и даже растений. Прививайте ребенку любовь во всем, и даже дергать кошку за хвост не стоит.
  • Быть невежливым. В обществе не любят невежд, да и элементарное «здравствуйте» и «до свидания» должен знать каждый ребенок независимо от возраста.
  • Брать чужое. Во всяком случае без спроса. То же самое касается и момента, когда дают вещи, а он своими не делится. Объясняйте, что так поступать нельзя и каждый должен делиться.
  • Нарушать нормы морали. Они у всех разные, но есть общие правила поведения в обществе, которые ребенок должен знать.
  • Подвергать себя опасности. Здесь можно перечислить много всего, к примеру, не выбегать на дорогу, совать пальцы в розетку. Другими словами, все, что может нанести вред здоровью.

Все эти запреты позволяют адаптироваться в обществе и стать его частью.

Что родителям нельзя запрещать ребенку?

Есть некоторые вещи, которые попадают под родительские запреты, но лучше их оставить как есть и позволить ребенку продолжить их делать. Что родителям нельзя запрещать ребенку?

Психологи дают по этому поводу следующие рекомендации:

  • Выражение эмоций. Неважно, кричит, ребенок, плачет или громко смеется. Часто эмоции сопровождаются беготней по квартире, прыганием и визгом. Не запрещайте этого ребенку, даже если вы очень сильно устали. Он имеет право выражать свои эмоции и быть открытым.
  • Ошибки. Все мы ошибаемся и дети в том числе. Они еще только всему учатся и не позволяя совершить ошибку, родители лишают ребенка возможности ее исправления. Некоторые даже исправляют все сами. Так вот делать этого ни в коем случае нельзя, потому что тогда ребенок просто ничего не поймет и не разберется.
  • Вопросы. Дети всегда задают много вопросов, а некоторые даже чересчур много. В любом случае никогда не отмахивайтесь и не затыкайте рот. Старайтесь ответить на любой вопрос. Если ответа вы не знаете, то интернет вам в помощь. За минуту вы можете найти любую информацию.

Что нельзя делать родителям?

  • Страх. Нередко родители с иронией относятся к страхам своих детей и даже пристыжают. Делать этого ни в коем случае нельзя. Вы должны объяснить ребенку почему бояться не надо и поддержать его, а не оттолкнуть.
  • Секреты. У ребенка тоже должно быть свое личное пространство, а потому позвольте ему иметь секреты. Контроль у вас никак не исчезнет, просто будет в рамках разумного.
  • Собственное мнение и отказы. Дети имеют право от чего-то отказаться. Более того, по любому поводу надо давать возможность высказывать свое мнение. Может вы и знаете как лучше, но дайте ребенку больше свободы, чтобы он понимал, что вы его уважаете и считаетесь с ним.

Как правильно запрещать что-то ребенку: советы психолога

Как правильно запрещать что-то ребенку? Чтобы родительские запреты ребенок не игнорировал, а воспринимал, важно придерживаться нескольких правил:

  • Аргументируйте. Обязательно объясняйте, почему вы что-то запрещаете. Ответ просто потому, что вы так сказали или потому что нельзя здесь не работает. Вы должны четко объяснить, почему вы так делаете и что может быть в случае, если ребенок не будет слушаться.
  • Объективность. Все подряд запрещать не надо. Дайте ребенку свободы, пусть он ошибается. Так он сам будет понимать, почему что-то делать нельзя, потому что уже столкнется с последствиями.
  • Нерушимость. Если запрет категоричный, то и никаких послаблений быть не должно. Если на дорогу выбегать нельзя, то так должно быть всегда.
  • Запрет должны поддержать все. Если мама запрещает, то папа не должен тоже идти на уступки. Дело в том, что тогда запрет не будет восприниматься ребенком, а еще авторитет запрещающего будет подорван.
  • Родители всегда должны выглядеть адекватно в глазах детей. Если вы будете выглядеть самодуром, то и восприниматься запреты не будут. Так что внимательно подходите к вопросу запретов и вам не придется давить на ребенка, чтобы чего-то добиться.

Вы должны понимать, что запрет не решает всех проблем. Это средство для безопасной адаптации ребенка, а не желание сделать так, как вам надо. Пользуйтесь им аккуратно.

Какие родительские запреты самые разрушительные для ребенка, подростка: рейтинг, список

Родительские запреты

Ничего хорошего ребенку не будет, если растить его во вседозволенности и каждый это понимает. Да, детям нужно запрещать некоторые вещи. Только порой родительские запреты бывают разрушительны для ребенка. Представляем вашему вниманию три самых худших запрета, которые повлияют на будущее ребенка.

Запрет одеваться самому, выбирать себе одежду

Есть несколько вариантов такого запрета. Самое первое — родители запрещают ребенку одевать то, что он хочет. Обычно проще приготовить одежду заранее, чтобы утром не терять времени на сборы в садик. Бывает, что подростка тяжело заставить надевать те или иные вещи.

Либо родители договариваются вечером с ребенком, точнее, давят авторитетом, что он наденет утром. А он вдруг изменил свое мнение и решил надеть что-то другое. В итоге мама начинает нервничать и ругаться. Начинает конфликт.

Для детей это также считается разрушительным, потому что формируя постоянно для них гардероб, родители заставляют их зависеть от чужого мнения.

Более того, такой запрет косвенно запрещает творчество. У ребенка появляются ненужные ему рамки и он не имеет свободы выбора. К примеру, это касается цвета гардероба. По мере взросления у детей меняются вкусы и если в три года розовое выглядит красиво, то в шестнадцать черное — это стильно. Ни один взрослый не может заранее сказать, кем вырастет ребенок, а такими моментами они запрещают ему самовыражаться.

Еще один момент заключается вовсе даже не в одежде, а в уверенности ребенка в самом себе. Даже если он в будущем будет носить самые модные вещи, уверенности он чувствовать не будет.

Запрет на собственное мнение — что это значит?

Запрет собственного мнения

Это второй разрушительный запрет. Конечно, нам удобно, когда ребенок думает как и мы. Но только это подход неправильный. Ребенок должен иметь свое мнение, чтобы у него развивалось критическое мышление.

Иметь свое мнение, значит, изучать окружающий мир, адекватно на него реагировать и анализировать. Это неудобно, когда ребенок стоит на своем. И так будет всегда. Удобно быть не должно. В семье должен расти отдельный человек со своими мыслями и взглядами, а не такими, как у родителей.

Запрет быть самим собой — что это значит?

Детей часто одергивают, когда они бегают, много болтают или медленно говорят. Это не всегда делается осознанно, но именно так разрушается личность маленького человека.

Может быть слишком шумный ребенок станет актером и ему потребуется голос в будущем. Люди все разные. Кто-то быстрый, а кто-то нет. У всех своя скорость. Ну а если ругать за то, что есть, то теряется уверенность в себе.

Если качества ребенка направить в правильное русло, то он сможет себя реализовать и добиться в жизни больших высот.

Никогда не вмешивайтесь в будущее ребенка, не отбирайте у него возможности своими запретами. Малыша надо любить таким, какой он есть и не старайтесь сделать хорошо себе, запрещая все и вся. Вы должны создать условия для гармоничного развития и самовыражения.

>Семейная проблема, обман: родители всё запрещают в 19 лет

Семейная проблема, обман: родители всё запрещают в 19 лет

Здравствуйте, пожалуйста, скажите мне что делать? Проблема: Я единственный сын в семье, в этом году только поступил в институт. Все внимание уделяется чисто мне…Так вот мои родители слишком фанатично относятся к идее учебы…Требуют от меня слишком многого…И это понятно почему: всю школу Я учился почти на отлично, ЕГЭ сдал на высокие баллы…Но…Все началось с того, как я нашел себе девушку…В 11 классе, мне сейчас 19 лет, ей 20…Им это не понравилось с того момента, как Я начал ходить гулять с ней, и с друзьями тоже… До этого держали взаперти…Не давали даже выйти на улицу… Либо только в присутствии родителей…Как же мне было стыдно каждый раз говорить и врать ребятам про то что Я всегда занят…А на самом деле был просто на привязи…Так вот в этом году отношения обострились…Я встречаюсь со своей девушкой, один день в неделю полностью посвящаю ей, и хожу встречать её по вечерам. Я очень сильно сильно люблю, она меня единственная кто вообще меня понимает… Характер у меня сложный…Так вот, как Я начал встречаться с девушкой родители увидели, что я начал изменяться…Стал по другому себя вести, гулять, перестал уделять ВНИМАНИЕ ТОЛЬКО ИМ. Но как до них донести что все это время Я держал в себе просто дикую обиду на них, Я словно вышел из тюрьмы…А они снова пытаются меня держать дома…Я повзрослел…А они даже слышать не хотят о том, что Я что то могу делать сам… Очень часто стал врать им, так как увидеться с моей девушкой мне намного важнее чем просидеть дома в свободное время. И очень часто попадался на вранье…За что меня наказывали, отбирали телефоны, компьютер и тому подобное…Лишали всякой возможности общаться с кем либо…Для меня это были сплошные слезы… Нервов совсем нет… а за последний месяц…Я заболел на зачетной сессии… Родители отправляли в институт в любом случае…Но придя на один из зачетов в диком недомагании из за температуры…Я понял что остальные Я не сдам, как не сдал и этот… Просто потому что не было сил… Морально и физически… Родителям Я этого не сказал…Так как они меня вообще не слушают и всю вину всегда скидывают на то что Я нашел девушку…И то что Я начал отходить от учебы…Ну следовательно Я не сдал зачеты, покупал справки и взял академический отпуск до следующего семестра (сентябрь)…И естественно об этом ни слова родителям…Я просто боюсь им об этом говорить…Зная как они ко мне относятся особенно в плане учебы…Я не знаю что делать…Но надеюсь и дальше получится скрывать академ, а пока Я собираюсь пойти работать. Но меня каждый день грызет совесть… Вдруг узнают и что тогда… Забыл сказать… Родители следят за мной…Ранее читали мои переписки в социальных сетях…И оттуда узнали что Я потерял девственность и то что Я многое рассказываю ей, ну то что происходит в семье и делюсь своими проблемами…еще…то что Я люблю с ней быть ласковым и нежным, ведь Я романтик…Чему были очень не рады и начали винить мою девушку в том, что меня совратили и просто испортили! Это нормально?! Мне уже 19 лет… Пожалуйста скажите как дальше жить? Я так долго не продержусь… Каждый день плачу вечером в подушку… Девушка как может поддерживает и все это знает… Только она меня понимает…И любит…Я конечно думаю что родители меня тоже любят…Но Я так жить больше не могу…Если они узнают про то что я так их обманываю и про то что я взял академ… Меня просто закопают….И тогда уж точно запретят мне все! Это будет конец…Что делать?(( Я пишу это и плачу… Помогите пожалуйста…Заранее спасибо…

У всех у нас есть родители. В детстве они многое запрещали, но сейчас мы мы можем понять, что не все их запреты были правильны. Когда я вспоминаю, что запрещали мне, понимаю, что некоторые запреты принесли скорее вред, чем пользу.

Я вижу, что мой случай не уникален, и даже современные молодые пары запрещают своим детям тоже самое. Поэтому я посчитал нужным составить список самых популярных ненужных запретов с опровержением:

«Нельзя играть в компьютер больше 30 минут в день».

Видеоигры это наиболее эффективный способ развить ребенку интеллект, реакцию и любовь к современным технологиям. Да, все хорошо в меру и пропадать за экраном монитора – нехорошо, если это делается в ущерб учебе и уж тем более общению. Но когда проблема не встает остро, надо понимать, что сами игры не вредны, и лучше запрещать не игру за компьютером, а конкретно «Dota 2».

«Нельзя ходить за дом. Гулять можно только во дворе, куда выходит балкон».

Если речь идет о ребенке дошкольного возраста смысл в этом, конечно есть, правда только в том случае, если вам самим вломно с ним гулять. В остальных случаях это бессмысленно. Современные школы, где могут иногда отжать телефон, избить, а иногда даже убить не является более безопасным местом. Не знаю как у вас, но в моей «престижной» школе все это было. Кроме того запрет препятствует общению со сверстниками. Запрет на общение с ребятами, нюхающими клей в подъезде, был бы куда более понятен и логичен.

«Химию есть вредно. Как борщ дома есть ты не хочешь, а как в магазине, все какую-то гадость купить выпрашиваешь».

Как известно, «полезный» борщ, на все 100% тоже состоит из химии, и ребенок, чтобы не быть тупым, это тоже должен знать. Но если говорить о натуральных продуктах и продуктах с добавками или ГМО, то нужно понимать, что «натуральные» продукты быстрее портятся, а картошку без ГМО обрабатывают пестицидами. Кроме того, наука давно знает, что глутомат натрия менее вреден, чем простая соль. В общем, данное правило не стоит применять в вопросах выбора продуктов для ребенка. Единственное доступное химическое вещество, которое нужно держать от чада подальше это C2H5OH.

«Нельзя смотреть Fox Kids, Nickelodeon, Покемонов и.т.д… так как это для умственно отсталых детей, а еще вызывают эпилепсию».

Я в детстве обожал популярные современные мультфильмы и кино для детей. Но в большинстве случаев не смотрел, из-за запрета. Это являлось существенным барьером в общении со сверстниками, которые меня обсуждали. Некоторые из тех мультиков уже стали своего рода классикой, и мне до сих пор немного стыдно, что я не знаю вселенную «Марвел» так хорошо, как некоторые мои сверстники Стыдно, что не смотрел «Спанч Боба», и то, что шутка, которую я придумал, уже была в «Симпсонах».

Да, наши дети смотрят/будут смотреть, что-то что нам кажется диким, но у каждого ребенка или подростка должно быть свое мнение, о том, что интересно смотреть, а что нет.

«Нельзя пить алкоголь. Ни в коем случае. Это яд, ты станешь алкоголиком, быстро умрешь, погубишь семью».

Родительская истерия на тему алкоголя с одной стороны – правильна. С другой алкоголь уже настолько плотно внедрен в человеческую культуру, что рано или поздно ваше чадо его попробует. Вопрос в том, расскажет ли? Чаще всего трудные подростки, когда начинают курить, или употреблять спиртное максимально отдаляются от родителей. Это связано со страхом, что те узнают. И поэтому темы для разговора сильно ограничиваются, либо вообще исчезают. Иначе как рассказать маме, о том, как я первый раз переспал с девушкой!

Возрастная классификация информационной продукции в России

Видеоигра с несколькими возрастными рейтингами на обложке PlayStation 4, российский RARS в красном квадрате «16+».

Возрастная классификация информационной продукции (Russian Age Rating System, RARS) — совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации. Введена с 1 сентября 2012 года, после вступления в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации принято соответствующее законодательство.

Применительно к кинематографу (фильмам и иным аудиовизуальным произведениям) действуют как нормы законодательства (статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»), так и подзаконных актов («Положение о регистрации кино- и видеофильмов», утверждённое постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396).

Формирование советской и российской системы возрастных ограничений

В советский период действовала трёхуровневая система возрастных ограничений, заносимая в разрешительное удостоверение, выдаваемое каждому фильму (отечественному или зарубежному):

  • для любой зрительской аудитории (0+);
  • для любой зрительской аудитории (кроме специальных детских сеансов) (6+);
  • для лиц старше 16 лет.

Была мера отказа в выдаче разрешительных удостоверений фильму, что подразумевало в том числе не только политические мотивы, но и нравственно-этические.

В конце 1990-х – начале XXI века по инициативе Госкино, Минкультуры России, Министерства образования России, НИИ киноискусства, общественных организаций эта система была пересмотрена.

Поначалу (приказом Минкультуры России от 5 марта 2001 года № 192) были добавлены ещё две возрастные страты (12 и 18 лет), что в большей степени соответствует международной принятой практике (например, рейтинги Американской киноассоциации).

Затем, в 2005 году, по инициативе педагогов и психологов, была добавлена ещё одна категория (14 лет).

Классификация фильмов в Российской Федерации была создана и действует для того, чтобы защитить, в первую очередь, детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества, помимо их воли.

Общие принципы применения руководства по классификации фильмов включают:

12+ полную свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определённого содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании;

18+ запрещение фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьёй 29 Конституции Российской Федерации и статьёй 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

Современная система классификации информационной продукции

С 1 сентября 2012 года, после вступления в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в России введена следующая возрастная классификация информационной продукции:

Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (0+)

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом:

  1. кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
  2. ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  3. не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьёй 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом:

  1. эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государств);
  2. изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
  3. не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Обычно такое возрастное ограничение имеют научные и научно-популярные телепередачи или фильмы, которые дети до 12 лет могут не понять, или которые покажутся для них неинтересными.

Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (16+)

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом:

  1. изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  2. изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
  3. информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах, об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
  4. отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
  5. эксплуатирующие интерес к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Обычно такое возрастное ограничение имеют научные и научно-популярные телепередачи или фильмы, которые дети до 16 лет могут не понять, или которые покажутся для них неинтересными. Также это ограничение обычно имеют телепередачи, в которых излагаются альтернативные научные (в том числе конспирологические и маргинальные) теории, противоречащие общепринятым научным взглядам.

Информация, запрещённая для распространения среди детей (18+)

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  4. содержащая информацию порнографического характера;
  5. содержащая нецензурную брань и другие ругательные слова;
  6. информация, оправдывающая преступления, жестокость и другие противоправные действия и изображение последствия кровавого насилия, не исключающего сексуального насилия;
  7. о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия).

Обозначения возрастной информационной продукции

Цвет и форма знака законодательно не определена. Согласно Рекомендации Роскомнадзора цвет и шрифт знака для печатных изданий должен отличаться от цвета и начертания основного шрифта. Соответственно могут встречаться различные варианты — например, в круглом, квадратном и разноцветном исполнении. В названиях классификации могут встречаться сокращения РСВР — «Российская Система Возрастных Рейтингов» и англ. RARS — «Russian Age Rating System».

Применение классификации

Сведения о возрастной классификации аудиовизуальных произведений после их присвоения фильму или программе вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые в установленном порядке Департамент государственного регистра Министерства культуры. Эти сведения указываются на обложках видеокассет VHS и дисков DVD, соответствующая информация размещается в кассовых залах и на фасадной рекламе киновидеозрелищных предприятий.

Информация о возрастных ограничениях к фильмам, на которые имеются прокатные удостоверения в России, размещаются на официальном сайте Минкультуры России и вносятся в Реестр прокатных удостоверений фильмов.

См. также

  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Система рейтингов Американской киноассоциации
  • Система классификации фильмов в Казахстане
  • Система рейтингов Украинской киноассоциации

Литература

  • Барканов С. Видеоспутник 2002: Список видеопродукции российских дистрибьюторов. — М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2002. — С. 192. — ISBN 5-88924-161-3. Архивная копия от 25 октября 2007 на Wayback Machine

Примечания

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — Российская Газета
  2. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 28.04.1993 N 396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» (с изменениями и дополнени…
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  4. Sony Entertainment Network. Классификация игр в России. — Объяснения и примеры цветного оформления обозначений для PlayStation Store. Дата обращения 7 августа 2013. Архивировано 7 августа 2013 года.
  5. Официальный сайт Минкультуры России / Открытые данные / Реестр прокатных удостоверений фильмов

Ссылки

  • Государственный регистр фильмов Российской Федерации (открытые данные)
  • Приказ Роскультуры России от 15.03.2005 n 112 (ред. от 01.07.2005) об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений
  • Рекомендации Роскомнадзора по применению Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Андрей Гореликов. До 18 нельзя: Как работают возрастные ограничения в прокате (рус.) // КиноПоиск. — 2018. — 27 августа.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Данные рекомендации по применению средствами массовой настоящего Федерального закона подготовлены с учетом обсуждений, прошедших в Роскомнадзоре с участием представителей основных телеканалов, радиоканалов, периодических печатных изданий, сетевых изданий, операторов кабельных сетей и спутникового вещания.

1. При осуществлении телевизионного вещания

Знак информационной продукции указывается для каждой программы, передачи, публикуемой в программах телепередач;

в транслируемых программах и передачах, классифицированных как

информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона);

в отдельных музыкальных видеоклипах, транслируемых вне рамок маркируемых тематических блоков или не соответствующих маркировке этих блоков в сторону более высоких возрастных ограничений.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» при каждом выходе в эфир телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, а также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Знак информационной продукции демонстрируется в углу кадра и представляет собой:

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — цифру «6» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — цифру «12» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — цифру «16» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — цифру «18» со знаком «плюс».

Размер знака информационной продукции должен быть не менее размера логотипа телеканала.

Знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).

Продолжительность демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) должна составлять не менее 8 секунд.

При демонстрации знака информационной продукции при телевещании такой знак не может накладываться на логотип телеканала, телепрограммы, телепередачи или иные знаки, маркировки, размещённые на информационной продукции, распространяемой посредством телевещания, а также накладываться на субтитры, надписи разъясняющего характера.

Знак информационной продукции, обозначающий её категорию, в публикуемых программах телепередач должен соответствовать знаку информационной продукции, размещённому вещателем при телевещании.

Без знака информационной продукции могут транслироваться

Телепрограммы, телепередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;

информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Не подлежит распространению посредством телевещания с 7 часов до 21 часа по местному времени информационная продукция, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, а именно, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера

Исключение составляют телепрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией соответствующего знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, в которой не содержится информации, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, и обозначенная знаком информационной продукции 16+ может распространяться без применения декодирующих технических устройств и вышеозначенных ограничений по времени ее распространения.

Не подлежит распространению посредством телевещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информационная продукция, содержащая информацию

побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

отрицающую семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающую противоправное поведение

Исключение составляют телепрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции, запрещенной для детей и обозначенная знаком информационной продукции 18+, не может распространяться без применения декодирующих устройств с 4 часов до 23 часов по местному времени.

При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством телевещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Анонсы телепрограмм, телепередач, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей должны сопровождать сообщением об этом посредством размещения в них соответствующего знака информационной продукции.

2. При осуществлении радиовещания

Знак информационной продукции указывается

в публикуемых программах радиопередач для конкретной радиопередачи, должен соответствовать возрастной категории, указываемой в звуковом текстовом предупреждении к данной радиопередаче.

Сопровождение сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, осуществляется вещателем не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании вместе с иными выходными данными или при каждом выходе в эфир радиопрограммы, также с иными выходными данными.

Основанием для сопровождения радиопередачи сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, являются сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, осуществлённой вещателем, либо указанные производителем в сопроводительных документах на информационную продукцию.

Сообщение об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, содержит в себе звуковое текстовое предупреждение:

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — «для детей старше двенадцати лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — «для детей старше шестнадцати лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — «запрещено для детей».

При сопровождении сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, такое сообщение не может накладываться на звуковые сообщения, препятствующие восприятию текстового предупреждения.

Без знака информационной продукции могут транслироваться

радиопрограммы, радиопередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;

информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Не подлежит распространению посредством радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени Информационная продукция, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, а именно, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением описания действий сексуального характера

Исключение составляют радиопрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией соответствующего знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, в которой не содержится информации, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, и обозначенная текстовым предупреждением в виде словосочетания «для детей старше 16 лет» может распространяться без применения декодирующих технических устройств и вышеозначенных ограничений по времени ее распространения.

Не подлежит распространению посредством радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информационная продукция, содержащая информацию

побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

отрицающую семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающую противоправное поведение.

Исключение составляют радиопрограммы, доступ к которым осуществляется исключительно с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции, запрещенной для детей и обозначенная текстовым предупреждением в виде словосочетания «запрещено для детей», не может распространяться без применения декодирующих устройств с 4 часов до 23 часов по местному времени.

При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством радиовещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Анонсы радиопрограмм, радиопередач, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей должны сопровождать сообщением об этом посредством размещения в них соответствующего знака информационной продукции.

3. При производстве и распространении периодических печатных изданий

Знак информационной продукции указывается

на первой полосе периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.

Выпуск и распространение периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.

4. При производстве и распространении сетевых изданий

Знак информационной продукции указывается

на главной странице сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске.

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы, по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки. По цвету знак информационной продукции должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.

Новостная лента знаком информационной продукции не маркируется.

Не маркируются комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.

К зарегистрированным до 10 ноября 2011 года (до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2011 № 142-ФЗ) электронным периодическим изданиям, распространяемым в информационно-коммуникационной сети Интернет, применяются те же правила, что и к сетевым изданиям.

5. При производстве электронных периодических изданий, распространяемых на электронных носителях

Знак информационной продукции указывается

На обложке/футляре носителя и на самом носителе.

В остальном применяются те же правила, что и при производстве и распространении периодических печатных изданий.

При производстве и распространении продукции информационных агентств

Классификация информационной продукции информационного агентства распространяемой по подписке должна до начала ее оборота на территории Российской Федерации осуществляется ее производителем и (или) распространителем самостоятельно.

При распространении продукции информационного агентства в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет применяются правила установленные для сетевых изданий.