Загадки про архитектуру

Загадки для школьников и взрослых. Развивают сообразительность, аналитические и ассоциативные способности.

  • 1. Он меню нам принесет, и еду нам подает. (Официант)
  • 2. Он готовит вкусно все, и всем хочется еще. (Повар)
  • 3. Он всех лечит, помогает, и лекарства назначает. (Врач)
  • 4. Процедуры и уколы, сделает – и вы здоровы. (Медсестра)
  • 5. Учит в школе он детей, чтобы были все умней. (Учитель)
  • 6. В садике ее всегда, слушает вся детвора. (Воспитатель)
  • 7. Их работа – всех спасать, и, рискуя, помогать. (Спасатель)
  • 8. Армия – его призванье, он имеет чин и званье. (Военный)
  • 9. За порядком и законом, он следит зорко и строго. (Полицейский)
  • 10. Может вам прическу сделать, стричь, плести, укладку с феном. (Парикмахер)
  • 11. Он рифмует, сочиняет, мысли он в стихи слагает. (Поэт)
  • 12. Музыку он создает, и певцу он хит дает. (Композитор)
  • 13. Голос у него чудесный, он поет красиво песни. (Певец)
  • 14. Он сыграет чью-то роль, и на сцене он – король. (Актер)
  • 15. Телом хорошо владеет, ярко двигаться умеет. (Танцор)
  • 16. Он умеет рисовать, и картины создавать. (Художник)
  • 15. Лепит разные фигуры, и ваяет он скульптуры. (Скульптор)
  • 16. Любит тренировки, спорт, чтоб достичь личный рекорд. (Спортсмен)
  • 17. Речь и дикция отменны, на экране всюду первый. (Ведущий, диктор, корреспондент)
  • 18. Транспорт он умело водит, аккуратен на дороге. (Водитель)
  • 19. В небо технику ведет – самолет и вертолет. (Летчик)
  • 20. Он ведет состав вагонов, остановки – у перронов. (Машинист)
  • 21. Он ведет яхты, суда, его магистраль – вода. (Капитан)
  • 22. Стройка – его полигон, там его работы фронт. (Строитель)
  • 23. По электрике работы, делает в любые сроки. (Электрик)
  • 24. Проектирует и чертит, строят по его проекту дом. (Архитектор)
  • 25. По автомобилям мастер, и меняет он запчасти. (Автомеханик)
  • 26. Веселить умеет всех, вызывать улыбку, смех. (Клоун, юморист)
  • 27. По финансам и деньгам, руководства первый зам. (Главный бухгалтер)
  • 28. Знает разные законы, в праве тоже он подкован. (Юрист)
  • 29. Выдает книги, журналы, заполняет книг каталог. (Библиотекарь)
  • 30. Сделает вам макияж, новый образ и визаж. (Визажист)
  • 31. Он одежду создает, а швея потом уж шьет. (Дизайнер, модельер)
  • 32. Пишет, интервью берет, свои рубрики ведет. (Журналист)
  • 33. Имидж, стиль, товарный знак, презентации, пиар. (Имидж-мейкер, пиар-менеджер)
  • 34. Выручку он забирает, и до банка охраняет. (Инкассатор)
  • 35. Пишет он статьи для сайтов, сам собой и по заказам. (Копирайтер)
  • 36. Анализы и опыты, с реактивами работает. (Лаборант)
  • 37. Ее работа – дефиле, показ одежды на себе. (Манекенщица, модель)
  • 38. Собирает и монтирует, запускает, ремонтирует. (Монтажник, ремонтик)
  • 39. Документы он заверит, и составит и проверит. (Нотариус)
  • 40. Знает много языков, и перевести готов. (Переводчик)
  • 41. Он из теста выпекает, много он рецептов знает. (Пекарь, кондитер)
  • 42. Он из дерева творит, вырезает, мастерит. (Плотник)
  • 43. Психологию он знает, и в проблемах помогает. (Психолог)
  • 44. Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (Риэлтор)
  • 45. Перед кабинетом шефа, заседает эта дева. (Секретарь)
  • 46. Он клиента охраняет, безопасность защищает. (Охранник, телохранитель)
  • 47. Снимет Вас в профиль, анфас, и портрет создаст для вас. (Фотограф)
  • 48. Стены он ровняет, красит, ведь ремонт квартиру красит. (Маляр, штукатур)
  • 49. Знает он состав лекарств, и подскажет, и продаст. (Фармацевт)
  • 50. Вам товары продает, у витрины его пост. (Продавец)
  • 51. Программировать, настроить, загрузить, исправить может. (Программист)
  • 52. Он законы принимает, и судьбу страны решает. (Политик)
  • 53. Кирпич хорошо кладет, с нуля стену возведет. (Каменщик)
  • 54. Денег у него учет, он ведет им строгий счет. (Кассир)
  • 55. Обновит лицо и тело, с помощью приборов, кремов. (Косметолог)
  • 56. Тренинг классно проведет, мотивируя вперед. (Бизнес-тренер, коучер)
  • 57. Редактирует он тексты, на ошибки и дефекты. (Корректор)
  • 58. Протезирует и лечит, зубы взрослым он и детям. (Стоматолог)

  • 1. Мастер деревянных дел, ловок, точен и умел. (Плотник)
  • 2. Тренинг или мастер-класс, проведет он вам на раз. (Коучер, бизнес-тренер)
  • 3. Документы проверяет, составляет, заверяет. (Нотариус)
  • 4. Языками он владеет, и переводить умеет. (Переводчик)
  • 5. Мастер он по макияжу, вкусу, красоте, визажу. (Визажист)
  • 6. Его дело — охранять, рядом быть и защищать. (Охранник, телохранитель)
  • 7. В лаборатории сидит, и в микроскоп весь день глядит. (Лаборант)
  • 8. Он в компьютере все знает, и настроит, и исправит. (Системный администратор)
  • 9. В фотосъемке просто ас, портрет, профиль и анфас. (Фотограф)
  • 10. Он эскизы создает, и швее передает. (Модельер, дизайнер)
  • 11. Людьми может управлять, всех и все организовать. (Менеджер)
  • 12. Репортажи и статьи, пишет мысли он свои. (Журналист)
  • 13. Сладости он выпекает, множество рецептов знает. (Кондитер, пекарь)
  • 14. У него денег подсчет, и во всем строгий учет. (Кассир)
  • 15. По лекарствам вам ответит, на любой вопрос в аптеке. (Фармацевт)
  • 16. Лечит, рвет, даже вставляет, он с зубами помогает. (Стоматолог)
  • 17. Людей может понимать, и проблемы их решать. (Психолог)
  • 18. Устанавливает, монтирует, налаживает и ремонтирует. (Ремонтник, монтажник)
  • 19. В приемной шефа восседает и приказы выполняет. (Секретарь)
  • 20. Стены дома он кладет, кладку ровную ведет. (Каменщик)
  • 21. Он наличку забирает, и в пути он охраняет. (Инкассатор)
  • 22. Он судьбу страны вершит, в госучреждениях сидит. (Политик)
  • 23. Реклама, стиль, имидж, пиар, слоган, девиз – он все создаст. (Пиар-менеджер, имидж-мейкер)
  • 24. Стен поверхность он ровняет, красит, белит, зачищает. (Штукатур, маляр)

Тематическая беседа для начальной школы Архитектор

Конспект тематической беседы для начальной школы «Знакомство с профессией архитектора». Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ «Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики» Республика Крым Тематическая беседа для начальной школы по теме: «Профессия архитектор» Описание: тематическая беседа с учащимися начальной школы о профессии архитектор, о памятниках архитектуры Республики Крым будет интересна учителям начальной школы, воспитателям, педагогам дополнительного образования при проведении уроков, бесед, классных часов. Данный материал окажет большую помощь при проведении уроков ИЗО, технологии, окружающего мира.
Цель: знакомство с профессией архитектора.
Задачи:
-дать представление об архитектуре как виде искусства;
-расширить знания о видах архитектуры;
-ознакомить с памятниками зодчества;
-развивать воображение, творческие способности, внимательность, речь;
-воспитывать уважение к труду архитектора, чувства гордости к своей Родине, бережное отношение памятникам архитектуры, трудолюбие.Ход беседы. 1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний. Беседа.
-Дети, где мы живём? (Город или сельская местность.)
-Что нас окрузает? (Здания, деревья, машины.)
-Можем ли мы обойтись без всего, что нас окружает? (Нет.)
3.Мотивация учащихся.
Учитель.
-Как понимаете эту пословицу?
Дом построить- не шапку на голову надеть.
(Ответы детей.)
У медведя есть берлога.

У ласточки- гнездо.

У Бабы Яги избушка на курьих ножках.

А у человека есть дом.
Учитель. Чтение сказки.
Жил- был Дом. С красивым крылечком, большими окнами, надёжной крышей, с доброй печью и трубой. Дом как дом. Немного сказочный и волшебный. Дом стоял хороший, но он никогда не улыбался. Потому, что в нём не было жильцов. Но вот однажды в нём поселились люди. Хозяйка стала наводить порядок, а хозяин, чтобы всё в нём было поправно. И Дом немного встрепенулся, ожил. Но ему всё равно было грустно.
-Как вы думаете, что не хватало Дому?
-Я думаю, что детского смеха, детских игр, улыбок.
Так и случилось. Когда появились дети, Дом ожил, заулыбался озорной широкой улыбкой.
-Почему Дом грустил?
-Чему учит сказка? (Дом не должен пустовать.)
4.Изучение нового. Учитель.
-С чего начинается строительство любого здания?
Дома, в которых мы живём, магазины, школы, театры, вокзалы, больницы- все эти здания, или архитектура.
-А кто придумывает дом?
Архитектор придумывает и рисует дом на бумаге.

Архитектор (от греческого- основа, происхождение;
и латынского слова- дом, укрытие)- профессия, которая занимается архитектурой, то есть планированием, дизайном, расчётом конструкций зданий и других сооружений.
Изначально греческое слово означало- глава плотников.
Ученик.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
(С. Баруздин.)
Пословицы.
Построить здание- надо иметь знание.
Дом возвести- не плетено заплести.
(Дети объясняют значение высказываний.)
Учитель.
Все здания, которые вокруг нас, можно разделить на группы:
а.) жилые, то есть те, в которых живут люди;
б.) общественные- те, куда жители приходят учиться, отдыхать, работать, решать важные вопросы.
в.) культовые- те, в которых люди молятся и размышляют.
Есть много сооружений, перед которыми хочется остановиться и рассмотреть их. Среди них есть как современные
здания, так и те, что были построены много столетий назад. Все они созданы по законам красоты. В Древнем Риме
были сформулированы основные требования к архитектору. Если здание соответствует своему назначению, если оно
прочно, то, чтобы стать произведением искусства, ему нужно быть красивым. Красивое, но недолговечное строение-
бессмысленно. Архитектор создаёт произведение архитектуры. Из свода этих законов и возникла архитектура- наука
о строительстве красивых и удобных зданий. Разнообразие видов построек, которые нас окружают, зависит от
уровня развития общества, от быта и культуры народов, живущих в регионе, от рельефа и климата, от строительных
материалов.
Архитектура, или зодчество- это искусство организовывать пространство, которое необходимо для жизни и деятельности людей.
По своему назначению архитектуру делят на три основных вида:
1.) градостроительство (создание новых городов, посёлков, реконструкция старых городских районов);

2.) архитектура объёмных сооружений (жилые дома, театры, школы, магазины, заводы, фабрики);

3.) ландшафтная архитектура (сады и парки, городские скверы, бассейны, фонтаны.)


В русском языке слово «архитектор» появилось в начале пятнадцатого века. До этого использовались термины
«муроль» и «каменных дел мастер».
Учитель.
-Архитектор придумал проект здания на бумаге, кто воплощает его чертежи в жизнь?
(Рабочие строительных специальностей.)
-Какими качествами должны обладать строители?
(Физически крепкими, трудолюбивыми, повышать своё профессиональное мастерство, обладать желанием делать нужное
людям дело.)
Ученик.
Маляр.
Есть у мастера сноровка-
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой.
(О. Емельянова.)
Плотник.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка- задоринки.
(О. Емельянова.)
Кровельщик.
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
(О. Емельянова.)
Снабженцы.
Чтоб дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
(И. Демьянов.)
Учитель.
— Отгадай загадки и узнаешь, какие инструменты использовали мастера для постройки жилища.
1.Быстро грызёт,
мелко жуёт,
Сама не глотает.
Что это, кто отгадает? (Пила.)
2.Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Гвоздь.)
3.Сам худ- голова с пуд. (Молоток.)
4.У конька, у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт.
Стружка белая бежит. (Рубанок.)
5.Цепкий рот
на тех сердит,
Кто зазря
в доске сидит. (Клещи.)
— Какие ещё профессии помогают архитектору воплотить в жизнь его замыслы?
(Штукатуры, каменщики, крановщики, шофёры и много других.)
5. Учитель. Знакомство с историческими памятниками архитектуры Крыма.
Крым- уникальное место. Здесь уживаются отвесные скалы и просторные степи, засушливые долины и лазурное море.
Это стык двух миров, двух эпох. Здесь уживается неповторимая культура крымско-татарского народа и славянские
постройки.
Крым славится своими памятниками архитектуры, которые спроектировали талантливые архитекторы, известные во
всём мире. Мечеть Джума- Джами в городе Евпатории придумал турецкий мастер Хаджи Синан, который создал
знаменитую Голубую мечеть в Стамбуле.
Алупкинский дворец проектировали английские архитекторы Эдвард Блор и В. Гунт- резиденцию генерал-губернатора
Новороссии графа Воронцова.
Ливадийский дворец создали архитекторы итальянец И. Монигетти и россиянин Н.Краснов.
У подножия горы Митридат (город Керчь) более 1000 лет назад появилась церковь Иоанна Предтечи.
Уникальный памятник архитектуры средневековья является Судакская крепость: грозные, соединённые стенами шестнадцать башен ярусами обвивают конусообразную гору.
Одним из первых сооружений города Бахчисарай был ханский дворец, утопавший в зелени садов и виноградников.
Отсюда название города- Бахчисарай-дворец садов или дворец в саду.
Уникальными памятниками средневековья в Крыму являются «пещерные города», расположенные в труднодоступных
местах гор- это большие укреплённые города: Мангуп, Чуфут-Кале, Эски-Кермен и другие.
Памятник и шедевр архитектуры Ласточкино гнездо- символ Крыма.
Инженер Александр Шевруд создал проект здания.
6. Творческая работа.
-Представь, что ты вырос и стал архитектором. Придумай и нарисуй дом, в котором жила бы твоя семья.
Выставка рисунков детей.
-Расскажи о доме, который ты нарисовал.
-Чем он отличается от дома, в котором ты живёшь?

Рекомендуем посмотреть:

Тематическая беседа с презентацией для учащихся начальной школы на тему: Павлины Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Черепахи Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Морские свинки Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Вьетнамские свиньи

§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т. д. (см. условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, § 44). Ср. попарно приводимые предложения:

Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина). — На улице проливной дождь — выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания);

Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). — Молодёжь ушла — на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

При равноправных смысловых отношениях между обеими частями они имеют значение сопоставления, противопоставления и т. д.

1. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, если во второй из них содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу — зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок — ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву — вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М.Г.); Дунул ветер — всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.); Метелица был уже совсем близко от костра — вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (Ш.); Не успело солнце пригреть землю — загудело всё небо (Буб.) .

2. Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а): Служить бы рад — прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет — не умеет взять иголку; ее бранят — она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс — пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина — молчат; стучу — молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу — нет зверя (Л.); Дуб держится — к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать — ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав — они усугубляют свои; народ умирает с голоду — они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов — он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л.Т.); Косили версту — выкосили грош (М.Г.); Ввысь взлетает Сокол — жмётся уж к земле (М.Г.); Брался Пика за шитво — нитки путались и рвались; садился в шашки играть — проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли — последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта — это шёл строитель (Горб.); Он гость — я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат — нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его — раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку — свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают — трусливые погибают (посл.); Лето припасает — зима поедает (посл.); Была не была — пойду; Стучи не стучи — не отворят; Плачь не плачь — потерянного не воротишь; Умру — не скажу.

3. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т. п.): Я умираю — мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно — он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в летники пошёл — пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры — они вспыхнули (Поп.); Наше жильё — нам и беречь; Ставят самовар в сенцах — запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули — можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян — ломайте дверь.

Примечания:

1. Если значение следствия интонационно не подчеркивается, то вместо тире ставится запятая: …Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); Человек не иголка, найдём (Ч.).

2. В произведениях писателей-классиков вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец (П.); Мы ехали сзади: никто не видел (Л.); Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно (Т.); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен (Дост.).

4. Тире ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда): Победим — каменный дом построишь (А.Т.); Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд — все двигались вперёд; покажет назад — все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут — руками не машут (посл.).

5. Тире ставится, если первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если): Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (П.); Пройдёт молодец — приосанится, пройдёт девица — пригорюнится, а пройдут гусляры — споют песенку (Л.) — совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет — скажите Павлу или Татьяне (Т.); Придумано — сделано (Т.); Пропади ты совсем — плакать о тебе мы не будем (Ч.); …Случится грех — не проси милости (Ч.); На глаз поверишь — криво отмеришь (М.Г.); Не будут отдавать — выкради!(М.Г.);

…Меньше знаешь — крепче спишь (М.Г.); Ругаться будут — не бойся (Гл.); Нравится рисовать — рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Приказано — повезёшь (А.Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём — полезай в кузов; Любишь кататься — люби и саночки возить; Упустишь огонь — не потушишь; Взялся за гуж — не говори, что не дюж; Волков бояться — в лес не ходить; Пожалеешь лычка — отдашь ремешок; Глубже пахать — больше хлеба видать; Смерти бояться — на свете не жить и др.

Примечание. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения этого типа начинается частицей так, то после первой части со значением условия вместо тире ставится запятая: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (П.); Смотреть, так выйдешь из терпенья! (Кр.); Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь (Остр.).

6. Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно или будто): …Посмотрит — рублём подарит (Н.).

7. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения (нередко — неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 44, п. 3): Овца же говорит — она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается — надо убежать (М.Г.); …Слышит — за кустами бузины девушка хохочет (М.Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось — раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали — мед ведь человека задрал (Арб.); Слышу — опять стонет (Па— уст.); Движение приостановлено, будем надеяться — ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось — мышь; Но вижу — не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали — будут встречать; Они знали — будет буря; Отстань, не видишь — я занят.

8. Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ — так его воспитал фронт (Вор.); Идти вперёд или погибнуть — так стоял вопрос перед партизанским отрядом; Кривые улицы, маленькие деревянные дома — такой была значительная часть Москвы в начале XX века.

В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире: Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, — так дальше продолжаться не может (газ.) (см. § 46, п. 2).

9. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа — дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души — вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально — это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода — это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать — это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались — эта мысль ошеломила обоих (Гран.).

Примечание. Часто при наличии перед присоединительным предложением слова это между обеими частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая и тире (см. § 46, п. 1).

Запятая и тире могут ставиться также перед присоединительным предложением, содержащим дополнительное замечание: Посёлок Первомайский был самым старым шахтёрским посёлком в этом районе, — от него, собственно, и начался город (Ф.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Хождение по мукам — читать онлайн книгу. Автор: Алексей Николаевич Толстой cтр.№ 102

Матрена вздыхала, ворочаясь на постели. Начинало светать, пели петухи. Ложилась роса на подоконник открытого окна. Жужжал комарик. На шестке проснулась кошка, мягко спрыгнула и пошла нюхать сор в углу.

Братья вполголоса разговаривали у непокрытого стола: Семен — подперев руками голову, Алексей — все наклоняясь к нему, все заглядывая в лицо:

— Не могу я, Семен, пойми ты, родной. Матрене одной не управиться с хозяйством. Ведь тут годами коплено, — как бросить? Разорят последнее. Вернешься на пустое место.

— Как бросить? — сказал Семен. — Пропадет твое хозяйство — скажи какая важность. Победим — каменный дом построишь. (Он усмехнулся.) Партизанская война нужна, а ты со своим хозяйством.

— Опять говорю, — кто вас кормить будет?

— А ты и так не нас кормишь, — немцев, да гетмана, да всякую сволочь кормишь… Раб…

— Постой. В семнадцатом году я не дрался за революцию? В солдатский комитет меня не выбирали? Имперьялистического фронта я не разлагал? То-то… Погоди меня срамить, Семей… И сейчас, — ну? подойди Красная Армия, я первый схвачу винтовку. А куда я пойду в лес, к каким атаманам?

— Сейчас и атаманы пригодятся.

— Так-то так.

— Рана проклятая связала меня. — Семей вытянул руки по столу. — Вот моя мука… А наших черноморских ребят много пошло в эти отряды. Зажжем Украину с четырех концов, дай срок…

— Кожина ты видел еще?

— Видел.

— Что говорит?

— А мы с ним говорили, что скоро освещение устроим у вас в селе.

Алексей взглянул на брата, побледнел, опустил голову.

— Да, конечно бы, следовало… Торчит эта проклятая усадьба, как бельмо… Покуда Григорий Карлович жив, он нам дышать не даст…

Матрена спрыгнула с постели, в одной рубашке, — только накинула шаль с розами, — подошла и несколько раз постучала косточками кулака по столу:

— Мое добро берут, я терпеть не буду! Мы, бабы, скорее вас расправимся с этими дьяволами.

Семен неожиданно весело взглянул на нее:

— Ну? Как же вы, бабы, станете воевать? Интересно.

— Будем воевать по-бабьему. Сядет он жрать, — мышьяку… Порошки мы достанем. На сеновал его заманю или в баню, — вязальной иглы, что ли, у меня нет? Так суну в это место — не ахнет. Мы-то начнем, вы не сробейте… А надо — и мы с винтовками пойдем, не хуже вас…

Семен топнул ногой, засмеялся во все горло:

— Вот это — баба, ух ты, черт!

— Пусти! — Махнув шалью, Матрена у порога сунула босые ноги в башмаки, постучала ими и ушла, должно быть, посмотреть скотину. Семен и Алексей долго качали головами, усмехаясь: «Атаман баба, ну и баба». В открытое окошко залетел предрассветный ветерок, зашуршал листами фикусов, и донеслось бормотанье и обрывки какой-то нерусской песни. Это возвращался из усадьбы пьяный жилец-немец, греб пыль сапогами.

Алексей со злобой захлопнул окошко.

— Пошел бы ты, Семен, к себе, лег.

— Боишься?

— Да привяжется пьяный черт… Он помнит, как ты на него кидался.

— И еще раз кинусь. — Семен поднялся, пошел было к себе. — Эх, Алеша, революция из-за этого погибает, что вас раскачать трудно… Корнилова вам мало? Гайдамаков, немцев мало? Чего вам еще? (Он вдруг оборвал.) Постой…

На дворе послышалось бормотанье, тяжело, неуверенно затопали сапогами. Раздался злой женский крик: «Пусти!..» Затем — возня, сопенье, и опять, еще громче, как от боли, закричала Матрена: «Семен, Семен!..»

На кривых ногах, бешено выскочил Семен из хаты. Алексей только схватился за лавку, остался сидеть, — все равно, он знал, что бывает, когда так кидаются люди. Подумал: «Давеча в сенях топор оставил, им — значит…» Диким голосом вскрикнул Семен на дворе. Раздался хряский удар. На дворе что-то зашипело, забулькало, грузно повалилось.

Вошла Матрена, белая как полотно, — тащила за собой шаль. Прислонилась к печи, дыша высокой грудью. Вдруг замахала руками на Алексея, на глаза его…

В дверях показался Семен, спокойный, бледный:

— Брат, помоги, — унести его надо куда-нибудь, закопать…

5

Немецкие войска дошли до рубежей Дона и Азовского моря и остановились. Немцы овладели богатейшей областью, большей, чем вся Германия. Здесь, на Дону, так же как на Украине, германский главный штаб немедленно вмешался в политику и укрепил крупное землевладение — станичников, богатое казачество, которое всего года четыре тому назад хвалилось с налета взять Берлин. Эти самые коренастые, с красными лампасами, широколицые казаки, крепкие, как литые из стали, — казались теперь ручными овечками.

Еще немцы не подходили к Ростову, как уже десятитысячная казачья армия, под командой походного атамана Попова, бросилась на донскую столицу Новочеркасск. В кровопролитном бою на высоком плоскогорье — по-над Доном — красные казаки новочеркасского гарнизона и подоспевшие из Ростова большевики стали одолевать донцов. Но дело решил фантастический случай.

Из Румынии пешком шел добровольческий отряд полковника Дроздовского. 22 апреля он неожиданно ворвался в Ростов, держал его до вечера и был выбит. Дроздовцы шли в степи — искать корниловскую армию. В пути, 25 апреля, услышали под Новочеркасском шум битвы. Не спрашивая, — кто, почему и зачем дерется, — повернули к городу, врезались с броневиком в резервы красных и произвели отчаянный переполох. Увидев с неба свалившуюся помощь, донцы перешли в контратаку, опрокинули и погнали красных. Новочеркасск был занят. Власть от ревкома перешла к «Кругу спасения Дона». А затем подошли и немцы.

Под их покровительством Казачий круг в Новочеркасске, — куда немцы благоразумно не ввели гарнизона, — вручил атаманский пернач генералу Краснову — как он сам выражался: «Личному другу императора Вильгельма». Зазвонили малиновые колокола в соборе. На огромной булыжной площади перед собором станичники закричали: «Ура!» И седые казаки говорили: «Ну, в добрый час».

Дальше Ростова, в глубь Дона и Кубани, немцы не пошли. Они попытались было замирить Батайск — станицу, лежащую на левом берегу напротив Ростова, населенную рабочим людом ростовских мастерских и фабрик и пригородной беднотой. Но, несмотря на ураганный огонь и кровопролитные атаки, взять его так и не смогли. Батайск, почти весь залитый половодьем, сопротивлялся отчаянно и остался независимым.

Немцы остановились на этой черте. Они ограничились укреплением атаманской власти и подвозом оружия, взятого из русских военных складов на Украине. Так же осторожно был разрешен колкий вопрос об отношении к обеим добровольческим группам: деникинской армии и дроздовскому отряду. Добровольцы исповедовали две заповеди: уничтожение большевиков и возобновление войны с немцами, то есть верность союзникам до гроба. Первое казалось немцам разумным и хорошим, второе они считали не слишком опасной глупостью. Поэтому они сделали вид, что не знают о существовании добровольцев. Дроздовцы и деникинцы тоже сделали вид, что не замечают немцев на русской земле.

Ленин на питерских задворках

Recent Posts from This Journal

  • Памятник Ту-144 в Казани

    Вдогонку прошедшему Дню гражданской авиации — пост про один из самых интересных технопамятников России. Это сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144,…

  • Мерседес на советских номерах

    Как-то давно я выкладывал фотообзоры ( один и другой) автомобилей иностранного производства, попавших к нам во времена СССР и ранней РФ и получивших…

  • Памятное орудие ЗИС-2 в Туле

    19 ноября отмечается День ракетных войск и артиллерии, поздравляю с праздником всех причастных! Ну и как обычно, тематический пост. Среди…

  • Броненосец «По тёлкам»

    Не переводятся на просторах нашей страны «самоделкины», готовые у себя в гараже собирать самые невообразимые конструкции. Один такой образец…

  • Ретро-трамвай на обычном маршруте

    Недавно в ходе очередной поездки в Нижний Новгород я с удивлением обнаружил, что там по 11 маршруту стал ходить трамвай модели РВЗ-6М2. Вагоны РВЗ-6…

  • Был пылесос — стал мусоровоз

    Был недавно в Чебоксарах, встретил там интересный коммунальный автомобиль на базе ГАЗ-3307. Когда-то это была подметально-уборочная машина КО-309 (я…

  • Милицейские и полицейские «Нивы»

    Сегодня отмечают свой профессиональный праздник сотрудники российской миполиции, с чем их и поздравляем! По сему поводу образовалась…

  • Загадочный павильон

    И снова в «Техноисториях» пост-загадка! Недавно в городе Владимире я натолкнулся на некий заброшенный павильончик советских времён, явно типовой. В…

  • Пожарный микроавтомобиль

    Я недавно писал про экспозицию пожарной техники, выставленную на территории ГУ МЧС в городе Владимире. Этой осенью в ней появился ещё один экспонат,…

nord_ursus

Понял я, что прикручивать к вчерашнему посту загадку про странную надпись у памятника Ильичу было не самой лучшей идеей. Потому что тему я в посте поднял достаточно серьёзную, и практически вся аудитория занялась именно её обсуждением, про монумент Ленину забыв. А история памятника, меж тем, достаточно интересна.
Город Миасс расположен в Челябинской области у подножия гор Южного Урала и возник в XVIII веке как один из центров уральской металлургии, получив в XX веке новый импульс к развитию уже благодаря эвакуированному туда во время войны машиностроению (завод «УралАЗ»). Именно в советские времена была построена та часть Миасса, которая ныне является центральной, а старый купеческий город стал фактически окраиной. И именно там находится инструментальный завод, построенный в начале XX века, на проходной которого и стоит означенный памятник.
Памятник был бы абсолютно обычным, если бы не странная надпись, вызывающая недоумение или, быть может, даже смех. «В. И. Ленин — почётный насекальщик». Полагаю, многие зададутся вопросом о значении последнего слова. Насекальщик — это рабочий, делающий насечку на напильниках, то есть должность, которая на инструментальном заводе действительно присутствует. При чём же здесь Ленин?
В 1920-е годы пролетариат молодой советской страны, желая сблизиться с вождём, нередко заочно принимал его в свой коллектив. Такое случалось во многих городах, — Ильича официально зачисляли в штат сотрудников разных заводов на разные должности, в результате чего Ленин, как и подобает вождю мирового пролетариата, видимо, занимал в стране наибольшее количество рабочих мест, при том ни разу не явившись на работу. Так произошло и на Миасском напилочном (ныне инструментальном) заводе. В 1923 году совет рабочих завода официально постановил: «Дорогого нашего вождя Владимира Ильича Ленина зачислить почётным насекальщиком напилочного завода, жалованье его употребить на культработу завкома». Таким образом, в штате сотрудников завода появился Владимир Ильич, для него было оборудовано рабочее место (на которое он мог в любое время явиться и приступить к работе), и среди рабочих действовало соревнование за право на нём работать. В январе 1924 года Ленин, как известно, умер, но дело его живёт! В штате работников завода Ильич продолжал числиться вплоть до 1991 года. А после его смерти — тогда же, в 1924 году, был поставлен памятник с вот такой надписью. Советской страны не стало в 1991 году, Ленина с завода уволили. Но вот этот немного забавный своей надписью и историей памятник, который стоит на заводской территории, но отлично виден с улицы, решили сохранить. И это хорошо.
В общем, насекал Ленин, насекает и насекать будет!

Tags: История, СССР, Урал

Беседа в старшей группе «Возникновение скульптур малых форм»

Беседа «Возникновение скульптур малых форм»

Цель: Расширять представления детей о скульптуре малых форм, кто такой скульптор.

Материал: иллюстрации с изображением скульптур малых форм

  1. Организационная часть

    1. Загадка о скульптуре

— Сегодня я не воспитатель. Я – скульптор. А кто такой скульптор? Не знаете? А сейчас я всё вам расскажу и покажу. Но вначале отгадайте загадку:

Что за чудо? Это в ряд

Фигурки разные стоят

Из камня, дерева и глины

Их названия знать должны мы-

Птицы, звери, человек

Любовались ими б век

Разномастные фигуры

Называют их …? скульптура

  1. Основная часть

    1. Беседа о скульптурах

— А как вы думаете, из каких материалов можно создать скульптуру? Если вам трудно ответить – присмотритесь к скульптурам внимательно, и попробуйте догадаться, из каких материалов они созданы.

— Верно: из камня, из металла, из пластилина, из глины и т. д. Из чего бы вы сделали скульптуру, если бы вы были скульпторами?

— Скульптура – древнее искусство, оно может поведать нам об истории, о людях, о событиях.

2.2. Рассматривание изображение скульптора, скульптур

— Если присмотреться, то увидите, скульптура не так уж молчалива, как может показаться на первый взгляд, скульптура нам может рассказать об истории, о людях, о событиях всей жизни.

— Скульптура – очень древнее искусство. Ещё древние греки умели высекать из мраморов изображения богов и людей. Как вы думаете, из какого материала создана эта скульптура?

— Попытайтесь определить и назвать эти материалы (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло)

— Какой материал самый хрупкий; самый холодный; самый твердый?

— Из какого материала фигурки тяжелее?

— Создать скульптурное произведение очень сложно (будь то металл или камень). Высечь, вырубить скульптуру из мраморной глыбы – трудная работа, требующая большого усилия и сильной руки.

— А если перевести на греческий язык слово “высекать”, то получится “скульпере”. Догадываетесь, откуда произошло название искусства скульптура?

Давайте вместе произнесём это слово – скуль-пе-ре! Слышите, как твёрдо, резко оно звучит! Словно оно само высечено из камня.

— Мы с вами обратили внимание ещё на скульптурные произведения. (Воспитатель обращает внимание на изображение Барышень).

— Скульптура может рассказать нам не только историю и о событиях из жизни людей, но и об них самих? Давайте рассмотрим их

— Видите, как много может рассказать нам скульптура о человеке, даже если мы этого человека никогда не видели. Это скульптор рассказал нам о характере, о том, каким была она в жизни.

— Среди скульптур малой формы чаще всего можно встретить скульптуры животных. Кого первыми стали изображать самые древние скульпторы?

— Как ни странно не человека, и животных. Первобытные люди понимали животных, чуть ли не лучше, чем самих себя. Ведь животное, добытое на охоте, служило им пищей и даже лекарством, их шкуры спасали от холода, а прирученный зверь становился другом и помощником. Изображение животных называется анималистикой.

— Давайте еще раз посмотрим на скульптуры «животных».

— Скажите, какими предстают перед нами кошки, собаки и д. р.?

— Давайте и мы передадим позу и характер вот этой скульптуры.

2.3. Физкультминутка (дети изображают животных показанных изображенных на скульптурах)

2.4. Рассказ воспитателя о возникновении скульптур

— Ребята, как вы думаете, где появились эти скульптура?

— Где создавал их скульптор?

— Скульптор делал их в специальных мастерских. Скульптор создаёт свои произведения в мастерской, используя различные инструменты. Здесь и клещи, и пила, и топор, и стамеска для вырезания из дерева, стеки для лепки, целые наборы молотков и молоточков. Ведь каждый материал обрабатывается по-своему.

— Какой инструмент нужен для лепки?

— А для работы по дереву?

— Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть завод Гжели, Вербилках.

3. Заключительная часть

3.1. Рефлексия

— Вот видите, как много мы узнали с вами о скульптуре. Давайте вспомним, с какие скульптурами мы с вами познакомились?

— Ребята сегодня мы познакомились скульптурой малой формы.

— А вот с монументальной скульптурой вы познакомитесь с вашими мамами и папами, когда пойдете гулять по городу.

— Где можно встретить монументальную скульптуру?

— Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)

— Что нового сегодня узнали?

— Что запомнилось больше всего?

Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со скульптурой малых форм план-конспект занятия по теме

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО — ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №436

Методическая разработка

Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со скульптурой малых форм

воспитатель

Полетаева Наталья Юрьевна

2013год

Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со скульптурой малых форм

Предварительная работа: беседы с детьми о скульптурах (монументальных, парковых), о работе скульптора, рассматривание иллюстраций.

Группа оформлена в виде мини-музея: на стенах репродукции картин известных художников. Часть группы — это «зал скульптуры», где выставлены статуэтки, сделанные из разных материалов (дерево,фарфор, кость, стекло…) К подготовке выставки желательно подключить родителей, они с удовольствием подключаются и приносят из дома «экспонаты» для музея.

Ход занятия:

Педагог: Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное: я приглашаю вас в музей изобразительных искусств. Напомните, пожалуйста, как надо вести себя в музее (тихо, не бегать, разговаривать, не мешая другим, предметы искусства можно только рассматривать, но ни в коем случае не трогать). Если кто-то устал, в зале музея есть скамейки, где можно посидеть и отдохнуть. Итак, отправляемся.

Мы пришли в музей. Здесь собраны шедевры живописи: и натюрморты, и пейзажи, и портреты… Но я приглашаю вас дальше, в зал скульптуры. А по пути мы заглянем в мастерскую художника — скульптора или ваятеля.

Вы, конечно, помните с какими материалами работает скульптор (камень, металл, дерево). Как вы думаете, с чем работать легче, с такими материалами или с пластичными — глиной, пластилином? С камнем, металлом и деревом работать намного труднее. (Рассказ педагога сопровождается показом фотографий)

Отсекая от камня всё лишнее, мастер как бы освобождает задуманную фигуру из камня. Одно неправильное, неловкое движение и вся работа пойдёт насмарку. Ведь отвалившийся не там, где надо кусок камня уже не приклеишь обратно. Работа эта тонкая, кропотливая. А сколько нужно времени и сил, чтобы создать огромную монументальную скульптуру! Можем ли мы увидеть такую скульптуру в музее? Почему? Конечно, огромные памятники, статуи можно увидеть только на улице: на площадях и в парках, перед зданиями музеев и театров. Даже на Красной площади.

В музее же собраны скульптуры меньших размеров, не превышающих рост человека.

А есть скульптуры, которые можно хранить не только в музее, но даже дома. Они украшают наши жилища. Я говорю о скульптуре малых форм, её ещё называют «мелкая пластика». Это небольшие фигурки — статуэтки или композиции, настольные портретные бюсты, изображения животных и сувенирные модели известных памятников.

Любую скульптуру, и большую, и маленькую можно назвать «музыкой, застывшей в камне». (Звучит тихая мелодия: Э. Григ «Утро из сюиты «Пер Гюнт»)

Самая красивая легенда о скульпторе, прославляющая его необыкновенный дар, посвящена ваятелю с острова Кипр по имени Пигмалион. Этот талантливый человек был так увлечён своей рабоой, что не нашёл времени жениться. Однажды он решил изваять фигуру девушки, которую ему рисовало его воображение. Многие дни и ночи не выходил он из мастерской, как будто действительно торопился освободить девушку из камня. Статуя вышла на диво хороша. Пигмалион назвал красавицу Галатеей. Он всей душой полюбил статую прекрасной девушки и стал молить богиню любви и красоты Афродиту оживить его возлюбленную. Афродиа сжалилась над Пигмалионом и вдохнула жизнь в холодный мрамор. Боги оценили талант ваятеля и подарили ему созвездие Скульптор.

Дети рассматривают скульптуры малых форм, представленные в «музее».

Педагог: Скульптуру малых форм создают из разнообразных материалов: стекла и фарфора, из камня и кости, из дерева и металла… Вот эти скульптуры сделаны из фарфора — особым образом обожжённой глины, которую затем расписывают и покрывают глазурью. Их сделали на специальных фарфоровых заводах.

Сначала скульптор создал композицию или статуэтку, а затем на заводе с неё сделали много слепков. Ведь многим людям хочется украсить свой дом такими небольшими красивыми скульптурами. Они могут уютно располагаться на письменном столе, книжных полках, подоконниках.

Скульптуру малых форм порой очень трудно отделить от игрушек, особенно те, что сделаны из небьющихся материалов: деревянные, пластмассовые, оловянные фигурки. Резная богородская игрушка, дымковкая глиняная — это тоже скульптура малых форм, только создавались они для игры, а не только для украшения.

А теперь вернёмся к этим скульптурам… Вы узнали, кого изобразил художник? (скульптуры представляют собой композиции из сказок: старик и рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке», царевна — лебедь из «Сказки о царе Салтане…», хозяйка Медной горы из сказов П. Бажова и др.)

Дети рассматривают и называют знакомых героев; размышляют, какой момент произведения запечатлел скульптор.

Педагог: А это — просто знакомые каждому картины из жизни: двое детей, с портфелями идущие школу или весёлые танцоры…Тема скульптуры может быть любая.

Педагог демонстрирует иллюстрации, показывающие разнообразие скульптуры малых форм по тематике.

Педагог: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Живые скульптуры». Для этого вам надо разделиться на команды по три человека. Каждой команде я дам задание изобразить какую- то скульптуру, а остальные команды будут отгадывать, что за скульптуру вам показали.

Один из участников команды является «скульптором», он составляет композицию, при необходимости тоже заняв в ней место. Вариант скульптурных композиций: мама с малышами, солдаты в дозоре, балет, сестрица Алёнушка и братец Иванушка и др. Дети играют до тех пор, пока сохраняется интерес к игре. Задания могут придумывать сами дети.