Задать вопрос психологу

Содержание

Простая психология: 36 вопросов, которые помогут влюбить в себя любого человека

Когда мы осознаем, что влюбились? Как засечь точный момент, когда мы понимаем, что человек перед нами – это наша вторая половинка? Существует ли в мире точный инструмент, который способен подсказать, что вот сейчас перед нами стоит человек, который создан именно для нас? К сожалению, такого прибора еще не придумали. Поэтому любовь остается эфемерной сущностью, которая витает в воздухе, касается нас легкими крыльями, но поймать её бывает невероятно сложно.

Заглянуть в душу страннику

20 лет тому назад психолог по имени Артур Арон составил список из 36 вопросов, которые могут точно подвести черту под вопросом «Любить или не любить?». Этот список канул в небытие и затерялся в ворохе остальных предложений об эффективном поиске партнера, пока его не обнаружила писательница Мэнди Лен Катрон. Она применила эту методику на себе и смогла обрести свое счастье. Затем последовали публикации в интернете и эмоциональное выступление в TED. Такой смелый шаг всколыхнул общественность, и 36 вопросов снова стали актуальными.

Суть методики заключается в том, чтобы узнать своего собеседника поближе и заглянуть ему в душу. Конечно же, атака личными вопросами не самая лучшая стратегия для первого свидания или простого знакомства. Однако в этом методе есть своя привлекательность и несомненная эффективность.

Что такое 36 вопросов?

Все вопросы разделены на три группы, и каждый следующий этап «копает» все глубже в сознание человека, чтобы вы могли понять и узнать его мотивы и эмоции. Последним этапом становится молчание между собеседниками на протяжении 4 минут, когда каждый из них оценивает человека напротив себя и приходит к окончательному выводу.

Стоит отметить, что многие вопросы на первый взгляд кажутся банальными и смешными, но порой именно в таких мелочах скрывается человек и его настоящая личность. К примеру, самый первый вопрос своеобразной анкеты «Кого бы вы пригласили на ужин?» сильно напоминает вопросы из детских анкет далекого детства. Однако такая простая информация из разряда фантастических может сказать о партнере то, о чем он сам не догадывается.

Когда методика только была разработана, ученые решили проверить её действие в реальности. Была собрана фокусная группа, а результат удивил самых видных психологов. Половина пар после эксперимента успешно переженилась и превратилась в счастливые семейства. Главными условиями эксперимента стала честность по отношению к партнеру и предварительное согласование. То есть участники сами выбирали с кем проводить опрос и давали честные ответы на все вопросы. Так что в 36 вопросах скрыт ответ на то, как найти свою вторую половинку за одно собеседование.

Итак, что же это за вопросы?

  1. Кого вы хотите пригласить на обед, если рассматривать абсолютно всех людей мира?
  2. Вы бы хотели стать знаменитостью?
  3. Перед тем, как позвонить кому-либо, вы продумываете, что будете говорить?
  4. Какой ваш идеальный день?
  5. Когда вы в последний раз пели для себя или для кого-то?
  6. Представьте, что вы сможете дожить до 90 лет, и нужно выбрать: либо оставить тело 30-летнего вас, либо разум. Что выберете?
  7. Вы задумывались о том, какой будет ваша смерть?
  8. Какие общие черты характера есть у вас и партера?
  9. Что вызывает у вас чувство наибольшей благодарности?
  10. Что бы вы изменили в своем воспитании?
  11. Попытайтесь рассказать всю вашу жизнь партнеру всего за 4 минуты.
  12. Какое качество вы бы пожелали приобрести?
  13. Представьте шар, который может предсказать будущее. Что именно вам бы хотелось узнать?
  14. Мечтаете ли вы что-то сделать уже давно? Почему еще не сделали этого?
  15. Какой ваш самый большой успех?
  16. Какие качества вы цените в своих близких?
  17. Есть ли у вас заветное воспоминание?
  18. Что вы помните самое страшное из своей жизни?
  19. Представьте, что вы знаете о своей предстоящей смерти, и случится это уже через год. Что вы измените прямо сейчас?
  20. Что для вас дружба?
  21. Какова роль любви в вашей жизни?
  22. Вспомните 5 плюсов характера вашего партнера.
  23. Близки ли вы со своими родными?
  24. Как вы оцените ваши отношения с мамой?
  25. Произнесите три предложения, отражающих ваши реальные чувства, который начинаются с «мы».
  26. Продолжите: «Я бы хотел(а) с кем-нибудь разделить…».
  27. Что ваш партнер должен знать о вас как о самом лучшем друге?
  28. Поделитесь с партнером тем, что вам нравится в нем больше всего.
  29. Расскажите о своем самом неприятном случае в жизни.
  30. Когда вы плакали в последний раз и отчего?
  31. Поделитесь с партнером тем, что вас в нем привлекает.
  32. Какие шутки для вас неуместны?
  33. Представьте, что вы умрете сегодня вечером, и у вас есть что-то несказанное близким, однако вы уже не можете им это сказать. Что это? Почему вы до сих пор этого не говорили?
  34. Горит ваш дом. Все близкие спасены, однако все имущество охвачено огнем. Вы можете войти в дом один раз и взять что-то. Что бы вы взяли?
  35. Смерти кого из ваших близких вы боитесь больше всего?
  36. Расскажите партнеру о своей личной проблеме и поинтересуйтесь, как бы он с ней справился.

Психологическое объяснение феномена 36 вопросов

Каждая группа вопросов – это тщательно подобранные психологические отмычки, которые с каждым ответом приближают вас к необходимому результату. То есть начинается все довольно невинно, но с каждым витком мы проникаем все глубже в сознание собеседника и видим его истинный портрет.

Если вспомнить, с чего начинается знакомство, то каждый отметит, что это был взгляд или улыбка. Мы видим внешнее проявление личности, его оболочку, а чтобы по-настоящему влюбиться, нужно заглянуть туда, куда сам человек, возможно, уже давно не заглядывал. Вопросы разработаны таким образом, чтобы задевать самые сокровенные мысли человека и облекать ощущения в слова, которые придадут красок самой личности.

Если первая группа вопросов направлена на то, чтобы просто немного познакомиться с человеком, то вторая серия нужна, чтобы заглянуть в его список ценностей. Вы сможете узнать, что думает человек по поводу дружбы или любви, как он видит отношения с партнером и какие воспоминания для него являются самыми ценными.

Третий этап нужен для создания интимной и откровенной атмосферы. Собеседник будет рассказывать то, о чем он боится признаться самому себе и очерчивать границы дозволенного по его мнению.

А затем, когда ответы получены, вам нужно просто посмотреть в глаза своего собеседника и увидеть в них отражение себя и ваших будущих отношений.

Хотя методика и зарекомендовала себя как невероятно эффективная, успех вашего предприятия по поиску идеального партнера зависит только от вас самих. Мистика любовных отношений редко подчиняется законам логики и науки, а уж любовь это та мера, которую еще не научились измерять или идентифицировать. Хотя суть методики заключается не в том, чтобы найти любовь там, где её нет, а подтолкнуть партнеров друг к другу и сделать общение более продуктивным.

Не бойтесь пробовать новые методы в поиске единственного, и однажды богиня любви щедро одарит вас за смелость и откровенность.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Александр_Лобков как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты… иногда — мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу… так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы — Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?
Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду — а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу… значит Вы не объективны к себе… это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цвета — тест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии
желтый — потребность в устремлении к цели, надежда
зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии. К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ: ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ: необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.

Психологический тест № 4. Клякса — тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ: если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест
Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ: будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.
================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу — будьте спокойны во время собеседования… но не будьте пофигистом — Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать….
Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными…
Кто теперь помнит этих учителей… и кто в итоге оказался прав?

30 вопросов детским психологам, которые вы хотели задать

Материнство/Дети/Обзор

Как подготовить ребенка к детскому саду, нужно ли помогать ему с уроками и как быть с детской ревностью? BeautyHack задал пятерым психологам вопросы, которые волнуют каждого родителя.

Лариса Суркова Психолог, кандидат наук, автор 15 книг, мама пятерых детей

Нужны ли детям школы раннего развития?

К программам раннего развития я отношусь с восторгом, если это нужно маме. Если она к шести или двенадцати месяцам жизни ребенка «одурела» от сидения дома и от соцсетей, где постоянно сравнивает себя с гламурными картинками, и ей нужны люди – пусть хоть в три месяца ведет ребенка на занятия, где счастливые мамы топают и танцуют вокруг своих малышей.

Ребенка не нужно в 2-3 года усаживать за парту на полчаса и просить выполнять задания по шаблону: солнце должно быть желтым с пятью лучами. Ты не нарисовал солнце? Значит не получишь наклейку! Оценивание неприемлемо в таком возрасте. Шаблонное мышление тормозит развитие творческого потенциала. У детей же образное мышление, они мыслят картинками, много фантазируют и так развиваются – они должны играть и бегать. А после таких занятий ребенок к семи годам будет ненавидеть все, что связано с учебой, а вы получите большие проблемы в школе.

Как научиться не срываться на ребенка?

Вы можете сиюминутно подавить агрессию: пнуть подушку, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему – нужна внутренняя рефлексия.

Найдите причину в себе. Подумайте, что чувствует малыш, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость; пьющий родитель (к сожалению, до сих пор классическая ситуация для нашей страны).

Можно ли демонстрировать свои чувства при детях?

Можно и нужно! Особенно это важно в воспитании девочек. Про правила воспитания дочек по мнению колумниста BeautyHack Алексея Белякова читайте . Здорово, если папа ухаживает за мамой, обнимает ее, дарит цветы. Так дочь поймет разные функции обоих родителей. Если хотите, чтобы она выросла женственной, не ругайте ее за то, что она взяла помаду и накрасила губы в три года. Это как в старом анекдоте: «Если французская девочка накрасит губы, мама ей скажет: молодец, актрисой будешь! А если советская девочка сделает то же самое, мама скажет: гулящей вырастешь».

Как не испытывать чувство вины, если вы мало времени проводите с ребенком?

Вы можете провести с ребенком час в день, но сделать это качественно: играть, беситься, валяться.

Нет ничего хуже, если, придя домой с работы, мама продолжает «впахивать» дома: убираться, готовить.

Таким женщинам действительно очень тяжело. Бог с ней, с этой посудой, лучше проведите время с ребенком. А посуду именно сегодня возьмите одноразовую!

В большой семье каждый ребенок должен иметь возможность хотя бы полчаса в день общаться с одним из родителей наедине. Со старшей Машей мы ездим за покупками. Ей это нравится, и мы успеваем пообщаться по рабочим моментам: она помогает мне вести второй аккаунт в Instagram. С Глашей мы общаемся на тему животных. Она сейчас разводит ящериц, поэтому я постоянно навещаю питомцев, слушаю ее истории. Ну а самой маленькой Матреше везет больше всех – ей достаются даже совместные ночи.

Как выбирать школу?

Я не считаю современную российскую систему образования идеальной. Скорее наоборот: с детского сада все делается для того, чтобы пригасить потенциал ребенка. Цель 90% наших школ – получить хороший бланк ЕГЭ. Конечно, есть исключения в виде учителей, которые зажигают, ведут за собой.

Школа не должна подавлять потенциал детей, а, наоборот, давать возможность развивать предметы, которые детям интересны. Еще важно, чтобы в ней не было культа экзаменов, когда детей натаскивают на правильные ответы в тестах еще с 8 класса. Когда моя старшая дочь училась в школе, в 8 классе я перестала ходить на родительские собрания, потому что на них начали «проходиться» по детям, говоря, что они глупые и ничего не сдадут. Я слово сдержала, а Маша при этом закончила школу с двумя «четверками», написала ЕГЭ и сейчас учится на промышленного дизайнера.

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Школа – не для родителей. Они свое уже отучились, но при этом продолжают бояться плохих оценок своих детей.

Вот вам неудачный сценарий: мама пришла домой с работы и вместо того, чтобы узнать, как у ребенка дела, она выдает: покажи уроки! Школа – это частая причина семейных конфликтов. Отдайте ответственность за учебу детям. Они должны понимать, что никто этого не сделает за них. Чаще бывает, что ребенок спит, а родители строят за него корабли.

Как готовиться к путешествиям с детьми?

Родителям я советую пить валерьянку накануне переезда и делать хорошую медицинскую страховку. Ребенок – зеркало родителя! Если вы спокойны, уверены, что все делаете правильно, дети тоже будут спокойны. Если мама боится самолетов, вирусов и вообще всего, не надо ехать, потому что вы, скорее всего не готовы. Когда вы действительно подцепите вирус, будете радостно кричать: «Ну вот я же говорила, что не надо было ехать».

В целом, детям путешествия полезны. Есть такое понятие «психология положительных стрессов» – их дети старше года переживают во время поездок. Это стресс, который подталкивает к развитию. Часто родители замечают, что в поездках дети быстрее схватывают информацию, начинают разговаривать, ходить.

Оксана Бланк Детский психолог «Центра успешных отношений»

Как не вырастить ребенка-эгоиста?

Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских. Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет.

Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.

Как привить ребенку самостоятельность?

Многие мамы, ссылаясь на нехватку времени, предпочитают делать многие вещи за своего ребенка. В результате к 14 годам дети не могут заправить кровать или приготовить себе завтрак. Если малыш проявляет интерес к чему-то, ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим: когда формируется моторика, ребенок учится завязывать шнурки, одеваться, убирать игрушки.

Какая оптимальная нагрузка должна быть у ребенка-дошкольника?

Меня удивляет, когда ребенок ходит на новогодние праздники в пять мест, потому что у него четыре кружка и детский садик. В результате 3-летний малыш видит Деда Мороза пять дней подряд, до конца не понимая, кто это. Мама стремится записать ребенка в несколько секций, объясняя это его бешеной активностью. Наоборот, из-за большого количества секций дети устают и от этого перевозбуждаются, не могут уснуть, успокоиться.

В дошкольный период главный вид деятельности – это сюжетно-ролевая игра. В результате игр со сверстниками и родителями ребенок приобретает все необходимые знания и навыки. Ко мне на прием приходил дошкольник. В его расписании была хореография, музыка, рисование, итальянский язык – около 6 занятий. Как думаете, было ли у него время на отдых или игры во дворе?

Не нужно реализовываться за счет ребенка. Пусть он сам выбирает увлечения и секции. Если вы в детстве или юности не научились играть на музыкальном инструменте, самое время сделать это сейчас, а не пытаться навязать новое увлечение сыну или дочери.

Нужно ли навязывать детям гендерные роли?

Когда девочки не хотят надевать платья или юбки, мамы усугубляют ситуацию, говоря: «Она как мальчишка!». Если вы расслабитесь, не исключено, что в будущем у вашей дочери появится подруга, которая научит ее носить юбки и платья. Если ваша дочь хочет заниматься мужским видом спорта – в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы это не отразилось на здоровье.

То же самое и с мальчиками. Если ваш сын готовит, поддержите его. Но при этом развивайте в нем мужские черты.

Когда я наблюдаю за играми дошкольников, вижу, что они уже очень четко на интуитивном уровне распределяют социальные роли «пап» и «мам». Избегайте фраз «В будущем ты будешь должен/на…». Никто не знает, как сложится их жизнь. Если мама и папа одинаково участвуют в воспитании детей, они не сталкиваются с гендерными сложностями.

Как быть с детской ревностью?

Она развивает соревновательный дух у детей. Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности. Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие!

На ребенка давит определение «старший». Покажите ему все плюсы: советуйтесь с ним в выборе продуктов, проводите с ним больше времени, не бойтесь поручать ему мелкие дела по дому и не говорите, что он что-то должен. Он не должен делиться своими игрушками и книжками. Дети по своей природе собственники. Именно поэтому они переживают кризис с появлением других детей. Комментарий психолога по поводу ревности старших детей к младшим читайте .

Покажите его значимость, вместе с младшим ребенком радостно встречайте его с садика, обеспечьте ему максимум позитивных переживаний в это время.

Как рассказать ребенку о разводе?

Приемлема только констатация фактов. Обычно ребенок не хочет знать, кто прав, а кто виноват. Дайте ему исчерпывающую информацию, чтобы он не тревожился. Но при этом нужно донести, что после развода вы не перестаете быть родителями своему ребенку.

Как вести себя с ребенком после развода?

Легче всего дети переносят разводы до трех лет и после совершеннолетия. Агрессия – один из способов проявления переживаний. Просто у мальчиков она выражается не вербально, как у девочек (из-за этого она более заметна), а физически и обычно не в кругу семьи. Дети относятся к разводу через призму женских переживаний. Окружите их вниманием, помогите в критический момент.

Нужно понимать, что у детей никогда не будет другого настоящего папы. А мамы часто досаждают бывшим мужьям, используя детей. Обычно в ход идет негативная информация о папе, которую мама доносит до ребенка, объясняя этим невозможность с ним встретиться.

В итоге ему приходится жить с тем, что его отец (его «половина») – негодяй.

Как воспитывать мальчика, если вы в разводе?

Если до развода ваш бывший муж катался по выходным с ребенком на велосипеде, пусть продолжает это делать (если он не против). Не нарушайте ритм жизни сына. Для него это стабильность, эмоциональный комфорт, символ благополучия. Задача родителей – минимизировать последствия развода для ребенка и, конечно, вырастить уравновешенного, мужественного сына.

Важно, чтобы у ребенка был пример мужского поведения. Это может быть дядя, тренер или даже муж вашей подруги. Сложно осваивать социальные роли, когда нет примера. Можно проводить время с родителями друзей вашего сына.

Как рассказать ребенку о новых отношениях?

И мальчики, и девочки борются за внимание мамы. Поэтому, если у вас новые отношения, будьте готовы к конфликтам. Знакомить детей с новым человеком нужно постепенно, а не «сегодня представила, а завтра сообщила, что вы съезжаетесь». Мужчине нужно найти точки соприкосновения: совместные поездки, баскетбол – важно, чтобы дети почувствовали себя в безопасности.

Другая ситуация: мама не хочет, чтобы дети виделись с папой на его территории, оставались ночевать – у него уже новые отношения. Такую позицию нельзя осуждать. Для ребенка первое время видеть папу с другой женщиной – психологически тяжело. Потому что эта женщина останется для него чужим человеком. Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда достаточно взрослые дети (13-14 лет) говорят, что лучшим событием в их жизни могло бы стать воссоединение родителей. Они понимают, что в реальности это невозможно, но это доказательство того, что для ребенка нет более важных людей, чем мама и папа.

Елена Кушнерова Психолог, автор блога о раннем развитии и детском творчестве Smileymommies

Как развивать мелкую моторику у ребенка?

Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с речью. Мои самые любимые и эффективные занятия: пальчиковая гимнастика, игры с бумагой, перебирание бус, игрушки-шнуровки, аппликации, лепка, пазлы, стирание ластиком нарисованных предметов. Есть и более простые, доступные всем мамам и детям: сортировка круп, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, капание из пипетки в узкое горлышко бутылки.

Как подбирать развивающую методику в раннем возрасте?

Лучшая развивающая методика – та, которую придумала мама. Мама, как никто другой, чувствует и понимает своего малыша. Никакие Монтессори, Доманы, Вальдорфы не заменят маму и ее интуицию. Все методики хороши по-своему, но ни одна из них не подходит малышам на 100%: один ребенок усидчивый, другой – нет, один – холерик, другой – флегматик, одному по душе творчество, а другому – спорт.

Выбирайте не методику, а сочетание подходов и занятий. Мы играем по системам Монтессори и Тепляковой, используем карточки Домана, перенимаем кое-что из принципов Вальдорфской школы. Почти все я делаю сама: нахожу в интернете тематические комплекты, игры, заготовки, карточки, которые потом печатаю. С ними мы изучаем цвета, времена года, животных. Я провожу тематические недели. Сейчас у нас на кухне море, в спальне – осенняя неделя, а в зале – лесные и домашние животные.

Нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?

Раннее развитие эффективно, если игры, занятия, чтение регулярны. Не принуждайте ребенка, занимайтесь с ним, когда он готов воспринимать новую информацию. Если ребенок настроен на свободную игру, не навязывайте ему занятия. Ваша цель – не зубрить учебники, а вырастить всесторонне развитого человека.

Создайте для него обучающую среду. Это личное пространство ребенка: уголок или комната с его собственными игрушками, книгами, кубиками, развивашками для получения новых тактильных, зрительных, слуховых и вкусовых ощущений. Здорово, если есть возможность установить шведскую стенку или спортивный комплекс.

Как привить ребенку любовь к книгам?

Пример, который подает родитель, – основа основ! Хотите, чтобы дети читали и любили книги? Делайте это сами! А еще лучше на виду у малышей. Заинтересовывайте ребенка книгой: полистайте ее, посмотрите картинки, обсудите увиденное. Непоседам нужно расслабиться, чтобы сесть за чтение. «Окутайте» ребенка спокойствием. Уберите все отвлекающие предметы. Если ребенок все равно не проявляет интерес, возможно, он просто голоден или устал.

Пока вы читаете, малыш должен что-то разглядывать. Берите короткие по содержанию, понятные и хорошо иллюстрированные издания. Истории на 200 страниц отложите до лучших времен!

Анита Антипова Детский психолог международного образовательного клуба Global Child

Как воспитать в ребенке лидерские качества и не вырастить тирана?

Такая проблема часто возникает у родителей-боссов. В психологических тестах есть такой вопрос: «Когда ты вырастешь, будешь как мама или папа?» Дети, склонные к лидерству и манипулированию и имеющие родителей-боссов, часто отвечают, что будут как папа всеми командовать или как мама отдавать приказы, дословно «говорить, что делать». Это то, что они слышат от родителей. Понаблюдайте за детьми. Обычно такая манера поведения переносится на игрушки. Тут нужно корректировать свое поведение дома и не переносить рабочие вопросы в семью. А ваши лучшие лидерские качества ребенок и так усвоит!

Нужно ли развивать в ребенке перфекционизм?

Детям перфекционистов очень сложно. Ребенку задается высокая планка, всегда нужно соответствовать ожиданиям родителей. Если у него не выходит, появляются страхи и растет внутриличностный конфликт. Например, если тревожно-боязливый ребенок не может дать сдачи, не нужно на него давить и кричать. Интроверт может не хотеть иметь много друзей, в то время как мама стремится перезнакомить его со всем двором.

Советую мамам-перфекционисткам совершенствовать себя и мотивировать детей не на успех, а на совершение небольших, но значимых шагов. Развивайте не свои амбиции, а способности ребенка. Отправляя его на футбол не говорите, что он станет великим футболистом, расскажите, что он научится бегать и станет сильным.

Нина Ливенцова Детский психолог

Как пережить кризис трех лет?

Для кризиса трех лет характерно упрямство и негативизм. Последний проявляется в отказе от всего, что предлагают родители: ему не терпится пойти на детскую площадку, но он откажется, потому что мама так захотела! Такой протест объясним – малыш хочет сам принимать решения и подчеркнуть свою значимость.

Когда ребенку все запрещаешь, он бунтует еще сильнее. Если проявляешь чрезмерную гибкость, малыш перестает чувствовать границы.

Своими «хочу» ребенок проверяет, как далеко сможет зайти. Найдите «золотую середину!

В семье должны быть «красные» правила, которых малыш придерживается и соблюдает вне зависимости от обстоятельств – чаще всего они связаны с безопасностью. «Условные» правила: их нужно соблюдать, но иногда можно нарушать (конфета перед завтраком, например). «Зеленые» правила – то, что он делает сам всегда и везде: решает, что ему взять на улицу, одевается (выбор зависит от родителей).

Родители должны понять: то, что происходит с ребенком – нормально! Не ждите от него «младенческой» формы поведения – не надо делать все так, как сказала мама. Пересмотрите свое отношение к ребенку и осознайте, что у него есть свои желания, не соответствующие вашим. Дайте ему возможность самому проверить этот мир «на прочность» (разумеется, в рамках безопасности).

Как регировать на детский плач?

Ребенок плачет не из-за того, что вредничает – он расстроен. Дайте ему возможность пережить свое «горе». Посочувствуйте. Проговорите эмоции. «Я понимаю, что ты расстроен, но не могу тебе позволить надеть летние шлепанцы на улицу, потому что сейчас зима и ты простудишься. Давай найдем классные валенки». Обязательно предлагайте альтернативные варианты выхода из ситуации. Выслушайте его и обнимите.

Найдите в себе силы не ограничиваться фразой «не плачь» – позвольте ребенку понять, что с ним происходит. Вам станет легче, когда начнете относиться к малышу не как к человеку, желающему испортить настроение, а как к расстроенному человеку, нуждающемуся в сочувствии.

Как научиться отказывать ребенку?

Любой отказ должен сопровождаться аргументацией. Общаться с ребенком нужно через «потому что» и «я тебя понимаю». «Я понимаю твои чувства, но не могу тебе купить шоколадку, потому что от нее портятся зубы».

Перед тем, как отказать, подумайте, действительно ли просьба малыша совсем неприемлема, или сегодня это правило можно отнести к «условным». Придерживайтесь выбранной модели поведения.

Ситуация, когда вы говорите «нет», а потом меняете его на «да» гораздо хуже.

Как отучить ребенка есть с гаджетами?

По-хорошему, к этому не нужно приучать. Нет ничего полезного в том, что вы пытаетесь накормить малыша, включая ему мультики. Так развиваются проблемы с пищевым поведением. Ребенок должен чувствовать голод, понимать, когда он насытился, ощущать вкус еды. Сначала вам может показаться: «Как здорово! Ребенок хотя бы поел!». На самом деле, лучше бы он остался голодным и позже сам попросил еду.

Если проблема все-таки есть, хладнокровно забирайте гаджеты и разграничивайте понятия: мультики, игры и еда. Ребенку можно предложить поиграть после, но за столом он должен быть сфокусирован на еде.

Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?

Все зависит от возраста. Первые вопросы обычно появляются в 4-5 лет. В это время говорите на языке ребенка. Здесь ваша фантазия безгранична. Но предлагаю такую схему: у мамы и папы есть клетки, которые соединяются, и ребенок начинает расти у мамы в животике. Это ровно столько, сколько ребенок готов понять.

В энциклопедиях часто эта информация доносится очень деликатно и красиво. Только выбирайте пособия по возрасту. В 6-7 лет ребенку нужны другие книги. Вообще с этим вопросом сын или дочь должны ознакомиться до школы.

Как приучать ребенка к горшку и нужно ли спешить?

В этом вопросе очень много спорных моментов: кто-то говорит, что малыша нужно «высаживать» чуть ли не с рождения, кто-то считает, что время все расставит на свои места.

Мое мнение: до 1,5 лет ребенку сложно осознать, что такое горшок, и тем более себя контролировать. Если кто-то говорит вам, что в таком возрасте малыш ходит на горшок – это выдумка и заслуга мамы. Она может 10 раз напомнить, следить за ребенком, часто усаживать его на горшок. Но ребенок все равно не чувствует связи между этим предметом и позывами своего организма.

Советую начинать знакомство с 1,5 лет. Но не насильно, когда малыша садят на горшок и держат, пока он не сделает свои дела. Расскажите ему, зачем этот предмет, посадите туда игрушку, поставьте горшок на видное место. С 1,5 до 3 лет он обязательно все поймет.

Если ребенок врет, что делать?

Задача родителей – понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше?

Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них.

Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Значит, у вас завышенные ожидания к своему ребенку.

Если ребенок не хочет ходить в детский сад, а нужно. Как договариваться?

Договориться с малышом очень трудно, но родители должны понимать: это их решение – отправить ребенка в детский сад, значит и ответственность нужно брать на себя.

Если вы знаете, что малыш через полгода пойдет в детский сад, готовьте его заранее. Расскажите о садике, устройте его дома, привлекая к игре знакомые малышу игрушки. Гуляйте рядом с детским садом.

Малышу не нужно рассказывать «сказки», что в детском саду будет весело и здорово! Самый большой стресс у ребенка возникает тогда, когда он попадает в среду, о которой ничего не знает. Возможно, дети не захотят с ним сразу играть, а ему раньше говорили, что в детском саду все дружные и очень веселые.

Многие родители думают, что если не рассказывать ребенку заранее, что в саду он будет без мамы, он легче смирится, когда его поставят перед фактом. Нет! Родители должны объяснить заранее, что в саду малыш будет без мамы и папы. Стресс он испытает все равно, но если подойти к подготовке мудро, процесс привыкания будет менее болезненным. А еще никогда не уходите без прощания и приходите за ребенком в то время, в которое пообещали.

Акция «Анонимные вопросы психологу» от родителей первоклассников.

Равиля Темирбулатова
Акция «Анонимные вопросы психологу» от родителей первоклассников.

В начале 2016-2017 учебного года для родителей первоклассников была запущена Акция «Анонимные вопросы психологу» перед родительскими собраниями. И в качестве итогов этой акции были разработаны ответы рекомендательного характера, которые зачитывались на родительских собраниях.

1)Ребёнок боится, что у него не получится так, как требует учитель. Как побороть этот страх?

психолог: Ваша задача как родителя — позволить ребёнка ошибаться – ребёнок имеет право на ошибку, каждую его ошибку считать за улыбку: не оценивать, не критиковать, специально не перехваливать.

— Проговорить, как факт сделанного: «Ты сделал (а) не правильно! И что! Что будет за ошибку? (выслушать мнение ребёнка) Ну и что! Исправь ошибку! Попробуй ещё раз! Сделай на черновике! И как бы ты не сделал, ты всё равно останешься любимым нашим ребёнком. Из-за твоей ошибки в мире ничего не произойдёт, ни дождь, ни снег, тебе может сделать замечание учитель и всего лишь. И твое дело — попробовать сделать ещё раз и всё исправить.

— Дома страхи нарисовать красками, разобрать и выкинуть.

— Учить дыхательной гимнастике и телесной релаксации (напрячь-расслабить).

— Снимать мышечные зажимы через игру «Прогулка по сказочному лесу» (представить, что он (а) находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, и так далее).

— И не забывать, что страх, это естественное проявление чувств человека, как защитный механизм на неудобство. И избавиться от страха не возможно и нельзя. Его необходимо направить в нужное русло.

2)Как лучше вызвать ребёнка на разговор, чтобы он сам говорил о своих успехах в школе?

Если это ему важно, он сам расскажет, значит для него это не важно как для вас, может стоит оставить его в покое. А вы узнайте сами у учителя.

3)Как лучше и можно ли сразу в 1 классе совмещать школу и какую-то секцию?

Если ребёнок очень активный, гиперактивный, желательно посещать, если это не мешает выполнять Д/З. Особенно, если это плавание или танцы.

4)Как помочь ребёнку не разочароваться совсем в школе, не отбить желание учиться? Потому что он столкнулся с трудностями, а ему говорили, что в школе хорошо и весело.

Когда родился ваш ребёнок, вспомните, он медленно начинает развиваться, сначала гуление-лепет, потом садится, ползает, ходит. Так и сейчас, у него новый период в жизни, ему снова надо развиваться, НО постепенно, сначала внимательно слушать, читать, писать, а ещё общаться с другими и дружить. А тут вы кричите, требуете, торопите, критикуете, сравниваете…. Он не может всё делать сразу, ему нужен период адаптации, привыкания, пристроится к классу и к учителю. И конечно, нормальная психика ребёнка бунтует, сопротивляется, потому что идёт МОЩНАЯ перестройка всего того, что он знал до этого. Ваша задача: быть рядом, успокаивать, понимать, любить, проигрывать с ним дома трудные ситуации, проговаривать и объяснять. И не по одному разу, а каждый день. И самое главное самим не паниковать, отнеситесь к этому периоду как естественному процессу.

5)Нужно ли зацикливать р-ка на оценках?

Учеба в школе — это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и не короткая. Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, — это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил «пятерку» — значит, двигаешься туда, куда надо, а «двойка» просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился». Значит надо что-то дочитать, дорешать, дорисовать, потренироваться больше.

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу вашей жизни и престижа перед другими!

6)Ребёнок совсем не слушается, как наказывать без повышения голоса и ремня?

Ваш ребёнок это как чистый лист, что ВЫ туда записали, так он себя и ведёт, а Родители зачастую ТАКОООЕ пишут, думая, что во благо, а потом удивляются. И делать работу над ошибками уже сами не могут, просят помощи, скидывая с себя ответственность. А ведь если подумать, как может чужой человек вам помочь? Он не знает ребёнка, не знает вашего воспитания, вашего быта, он не находится с ребёнком постоянно, когда проявляет себя ребёнок. Чужой человек работает только с тем, что ВЫ ему наговорили, и то что он видит на данным момент у ребёнка – ничтожная капля того, что есть на самом деле. И ждёте ЧУДА! Хотя на самом деле всё зависит от родителей, от вашего поведения, от ваших поступков, от вашего отношения к учителям и людям в целом.

Нет универсального метода для каждого ребёнка, всё сугубо индивидуально, с помощью проб и терпения. Некоторые варианты из личной практики:

— усаживать на стульчик «серьёзный разговор», выслушайте ребёнка, объясните последствия, если выводы не делает, продолжает сидеть (но не долго, а потом сами помогает прийти к верному решению.

— лишать любимых мультиков, игрушек, сладостей, объяснив за что и на какой срок (сроки не перегибайте)

— сокращайте время для игр на компьютере или во дворе, объяснив за что и на какой срок.

Но если вы установили ограничения, то вы и сами должны выдержать этот срок, иначе ребёнок воспримет это как вашу слабость и свою безнаказанность. Ребёнок должен понять, если папа (мама)так сказал (а, то так и будет.

СПАСИБО за внимание.

Здравствуйте.
В этот дождливый петербургский денёк, когда идти никуда не хочется, и накатывает умиротворение, хочу представить вашему вниманию свою новую рубрику — рубрика, где я буду публиковать свои интервью с интереснейшими людьми, представителями важных профессий, которые не мелькают в сводках новостей, но которые, на мой скромный взгляд, ничуть не менее важны, чем политики, артисты и прочие публичные люди.

И первый мой собеседник — Наталья Сироткина, практикующий психолог (если быть точнее, психолог-консультант и клинический психолог), которая любезно и очень подробно ответила на ряд моих вопросов.
Предлагаю текст вашему вниманию.
(Надеюсь, Наталья также заглянет в комментарии к этой заметке и прокомментирует самое интересное, однако не могу не упомянуть, что задать вопросы Наталье, если таковые появятся, вы можете на её личном сайте).
Часть I

Дмитрий Кудинов
Когда зрелый состоявшийся человек открывает новую для себя профессию, да ещё такую непростую, это в нашей реальности не совсем привычно.
А что тебя побудило стать профессиональным психологом?

Наталья Сироткина
Ты знаешь, у меня никогда не было предубеждения насчет психологии и психологов.
сегда был интерес, любопытство и некоторое ожидание чего-то таинственного, загадочного. Всегда хотелось больше видеть, понимать о себе, о других людях.
Хотелось гармонии в отношениях. А если ее нет, понять, почему и что я могу сделать.

А пришла я в психологию сначала как клиент. Вернее сказать, я сначала сына привела к психологу, желая помочь ему справиться с подростковыми трудностями.
Потом стала сама работать с психологом, стало интересно.
Знаешь, ощущение такое как будто я до этого спала, и теперь проснулась и из бутона превращаюсь в цветок – по-настоящему разворачиваюсь.
Обычная жизнь становится интересней и ярче, когда на привычные вещи смотришь новым осмысленным взглядом.
В какой-то момент работы с психологом стало мало, захотелось учиться и сделать психологию своей профессией. Хотелось исследовать разные направления психологии, овладеть понравившимися, поделиться своими возможностями с другими людьми.

Д. К.
Обыватели часто расценивают психологов как неких шарлатанов.
Что такое труд психолога?

Н. С.
Знаешь, я думаю, что такой взгляд на психологов связан с неоправданными ожиданиями. Обыватель, не задумывающийся о том, как устроен человек, его психика, ожидает быстрых и колоссальных изменений. По-сути ждет чуда. Примерно так же, как если пару раз сходить в качалку и приобрести формы Шварцнеггера. Работа с психологом – это долгий кропотливый процесс. В первую очередь усилия самого клиента. Каким бы замечательным не был психолог, он не сделает за Вас вашу работу. Психолог сопровождает, помогает, направляет, делится знаниями, применяет техники. Психолог – он как проводник на отрезке Вашего пути.

Еще одна причина негативных оценок психологов в том, что изменения от психотерапии нарастают мягко и отсрочено во времени.
По ходу их возникновения человек к ним привыкает и ему кажется , что он таким был всегда. Ну и еще, конечн, если что-то не получается, переложить за это ответственность на кого-то другого, как вариант — на психолога.

Д. К.
Всё же, в русском языке у психологии довольно неудачный корень, который совсем неправильно отображает сущность психологии как здоровье души. Это часто вводит в смятение.
«Что я, псих что ли» — говорят люди, отказываясь от посещения психолога.
Как преодолеть этот барьер между «психологией» и «психами»?

Н. С.
Я с тобой согласна, есть такой страх — признаться самому себе, в первую очередь, что со мной что-то не так.
Что меня не устраивает что-то в моей жизни, и что сам я не справляюсь. Но здесь кроется парадокс.
В клинической психологии есть термин — КРИТИЧНОСТЬ — к себе, своим поступкам, событиям.
Так вот, критичность — это признак психического здоровья, а у больных — выздоровления.

Мы как всегда отстаем от запада на пару десятков лет. Мы все выросли из «совка» и привыкли к отсутствию возможностей, а еще к бесплатному, хоть и некачественному, обслуживанию. И для того чтобы освоить новые возможности, а психология — это именно новые возможности, нужно время. Но сейчас уже в Москве в каждом садике, школе, группе дошкольного развития, например, есть психологи. Для детей игры и общение с психологами – это уже сейчас норма. Многие мамы консультируются в сложных ситуациях, перед поступлением в школу и т.д.
То есть, для будущих поколений общение с психологом станет нормой. Кстати и во многих корпорациях и предприятиях есть психологи.
Так что, это дело времени.

Д. К.
Немногие знают про «кухню» профессиональных психологов.
Например, очень интересны системы супервайзинга — можешь рассказать об этом?

Н. С.
Для того, чтобы консультировать или вести психотерапевтическую практику, психологи, как правило, получают дополнительное образование.
В ходе которого досконально изучают выбранное направление психологии, получают личную терапию по данному направлению (как личный клиентский опыт), работают под супервизией. Количество часов терапии и супервизии разное в зависимости от учреждения.

Учебная супервизорская практика строится следующим образом.
Два студента — один психотерапевт, другой клиент работают, с реальной психологической проблемой.
Супервизор – действующий, сертифицированный психотерапевт наблюдает за работой, а затем дает студенту-психотерапевту обратную связь. Существует так же не очная супервизия. Работающий психолог, психотерапевт, с разрешения клиента, обсуждает свою работу со своим супервизором, либо приглашает его на отдельную сессию, опять таки с разрешения клиента.

Вообще, психологи — народ неугомонный. Они все время обмениваются опытом, осваивают новые направления.
Хотя в этом возможно кроется одна из причин отдаленности от народа. Часто клиентами психологов являются сами психологи. Такой клиент «в теме», знает, что ему надо, хорошо понимает терминологию. Поэтому у психологов есть такая «тема»: «я не знаю, как работать с сырым клиентом».

Д. К.
Насколько тесный духовный контакт у психолога с пациентом?
Психолог дистанцируется или, наоборот, пытается разделить проблему?

Н. С.
Делить проблему – это, пожалуй, будет не профессионально. Тогда надо срочно к супервизору или на спецкурс по созависимости.
Да и клиенту пользы от этого никакой. Аналогию можно провести, скажем, с хирургом или травматологом, которые будут делить проблемы своих пациентов.

Психолог присутствует, сочувствует и, пожалуй, является опорой для клиента, если это необходимо. Он помогает контейнировать проблему, разобраться с переживаниями, которые она вызывает, и помочь наметить пути решения. Насчет тесного духовного контакта ответить сложно, потому что нужно прояснять смысл каждого слова. Тесный — значит близкий. Понятие близости у каждого человека свое. Одно и то же «психологическое расстояние» разными людьми будет восприниматься по-разному, в зависимости от психотипа. Кому-то будет тесно, а другому еще придвинуться нужно. В моем понимании духовный контакт это явление высокого уровня, достаточно редко встречающееся. Я бы говорила об возникающих между психологом и клиентом отношениях.
Отношения психолог – клиент должны, в первую очередь, способствовать изменениям в нужном для клиента направлении. Об отношениях психолога и клиента написаны книги. По сути, именно они являются исцеляющим средством (например в гештальт-терапии). Для того, чтобы работа была успешной должно сформироваться доверие между клиентом и психологом.

Д. К.
Много ли среди посетителей психологических консультаций людей, у которых есть действительные проблемы с разумом?

Н. С.
Ты имеешь ввиду психически больных?
В период ремиссии многим из них показана психотерапия, но вести ее имеют право только врачи-психотерапевты или психологи, имеющие клиническое образование под контролем врача-психиатра.
Консультируются у психологов и проходят психотерапию, как правило, люди психически здоровые, те, которые хотят изменить качество своей жизни, решить свои проблемы.

Д. К.
Часто ли психолог вынужден отказываться от пациента, из-за того, что не может помочь?

Н. С.
Такие случаи есть, как правило, психолог рекомендует клиенту обратиться к специалисту, который специализируется на нужном ему направлении психологии.

Часть II

После того, как мы поговорили на довольно общие темы, я задал Наталье несколько вопросов, на которые хотелось бы узнать профессиональное мнение.
Это, можно сказать, практическая часть беседы 🙂

Д. К.
В чем твоя изюминка как специалиста?

Н. С.
Как-то сложно про свой изюм говорить. Я почему-то думаю, что изюм в этой профессии не нужен.
Психолог с моей точки зрения должен людей любить, быть стабильным и устойчивым, хорошо владеть профессиональными навыками. Ну а особенности конечно есть. Они в жизненном опыте, в освоенных направлениях, да и в самой личности. О себе могу сказать, что училась у мастеров своего дела. Что методы, выбранные мною для работы не случайны, они хорошо дополняют друг друга. Мой богатый жизненный опыт и система взглядов на жизнь позволяет понимать и принимать без тени осуждения людей и их жизненные ситуации.

Д. К.
Как выбрать «своего» психолога?

Н. С.
Я думаю, можно прислушаться к своей интуиции. Можно воспользоваться рекомендациями.
Потом метод проб никто не отменял. Можно пообщаться с психологами разных направлений. В любом случае опираться придется на собственные ощущения. Если говорить о моем клиентском опыте, то в те времена, когда я работала с моим первым психологом, я чувствовала, что во мне идет интенсивный процесс изменений, и что мне это нужно. Хотя переживания того времени были не слабыми, мягко говоря.
Сейчас я периодически встречаюсь с психотерапевтом. Это продолжение работы над собой, своего личностного развития.
К сожалению люди сами для себя – кривое зеркало. Наиболее правильное зеркало – это хороший психолог, психотерапевт.

Д. К.
Какие книги стоит почитать неспециалисту, но интересующемуся?

Н. С.
Наверное, в первую очередь журнал Психолоджи. Очень часто рассуждаю про себя о какой-нибудь проблеме, нахожу на прилавке журнал и встречаю в нем статью, созвучную моим мыслям. Актуальные темы времени «висят в воздухе», и журнал их своевременно материализует. Пишут просто и грамотно, интересно.
Из книг трудно что-то советовать, психология обширна и каждый ищет в ней что-то свое.
Скорее можно было бы выделить отдельные направления психологии, которые интересуют. А в соответствии с ними уже подбирать авторов и книги.

Д. К.
Если бы каждому человеку дать один совет — каков был бы твой совет?

Н. С.
Советов давать точно не хочется. Могу пожелать. Найти в каждом дне своей жизни счастье, хотя бы маленькое, и каждый день делать шаг навстречу своей мечте.

На этом всё. Огромное спасибо Наталье за столь развёрнутые ответы, и не меньшее спасибо вам за внимание.

Интервью — один из самых благодарных видов контента.

Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.

На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.

Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.

И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.

Эту подборку мы готовили для себя. Но решили поделиться ею и с вами. Потому что шаблоны всегда помогают в работе.

Вопросы для интервью: 60 шаблонов

  1. Расскажите о себе, своем бизнесе.
  2. Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
  3. Когда Вы решили стать_____ и почему?
  4. Что привело Вас именно к __________?
  5. Что послужило толчком к _________?
  6. Какими были первые шаги?
  7. В чем плюсы и минусы работы _______?
  8. Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
  9. Опишите три Ваших достижения?
  10. Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
  11. Опишите свою рабочую обстановку?
  12. Планируете ли Вы изменить _______?
  13. Каковы Ваши планы в _______?
  14. В чем секрет успеха в _____?
  15. Как Вам удалось добиться успеха в _______?
  16. Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
  17. Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
  18. Можно ли утверждать, что ______?
  19. По какому принципу Вы ______?
  20. Вы сами пришли к этой позиции или ______?
  21. Как изменились Вы после _______?
  22. Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
  23. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
  24. Как сделать, чтобы ________?
  25. Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
  26. Когда Вы в последний раз _________?
  27. Что Вас интересует помимо______ и ________?
  28. Как Вы отдыхаете от ____?
  29. Как к Вам пришла идея организовать ________?
  30. Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
  31. Как часто Вы ________?
  32. Как вы считаете, какова ________?
  33. По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
  34. Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
  35. Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
  36. Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
  37. Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
  38. Сколько времени Вы посвящаете ______?
  39. Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
  40. Что для Вас было самым сложным?
  41. Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
  42. С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
  43. Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
  44. Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
  45. Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
  46. Как к Вам пришел первый успех?
  47. Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
  48. Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
  49. Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
  50. Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
  51. Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
  52. Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
  53. В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
  54. Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
  55. Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
  56. Какую оценку Вы поставите себе как _______?
  57. Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
  58. В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
  59. Что мешает Вам жить, а что помогает?
  60. О чем Вы мечтаете?

Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.

Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.

Удачных интервью!