Японская художница кусама

10 известных женщин-художников в японском искусстве, которые превзошли мужчин



Многие выдающиеся японские художники-женщины заслуживают большой похвалы за превосходство японской живописи сегодня. Слишком часто их вклад был упущен из виду, поскольку галереи и искусствоведы сосредотачиваются на своих коллегах-мужчинах. Но нет никаких веских причин, почему бы нам всем не познакомиться поближе с творчеством этих исключительных женщин-художников, начиная с периода Эдо и до наших дней. Они новаторы, феминистки и просто лучшие в своём деле.

1. Кацусика Ои (Ой)


Ёсивара ночью, Кацусика Ой, 1840-е годы, Британский музей.

Невозможно говорить о японском искусстве, не потратив некоторое время на размышления об укиё-э, или ксилографии, одной из величайших форм изобразительного искусства страны. Кацусика Ои — одна из сверхуспешников укиё-э. Невероятный художественный талант Ои был практически гарантирован при рождении, учитывая тот факт, что её отец был легендарным Хокусаем. Хотя её наследие было немного омрачено её отцом, Ои была невероятным художником в своём собственном праве, благодаря её сверхъестественной способности использовать смелую окраску блока, чтобы захватить глаз зрителя. Её дальновидное отношение в сочетании с традиционными знаниями, которые она получила, помогая своему отцу, привнесло новую перспективу в богатую историческую форму и объясняет, почему она была одной из первых женщин-художников в Японии, получивших широкую известность за свои навыки.

2. Уэмура Сёэн


Выпал снег, 1944 год, Уэмура Сёэн, Яматанский художественный музей.

Имя Уэмура Сёэн на самом деле является псевдонимом Уэмура Цунэ, важной художественной фигуры Киото периода Мэйдзи и Тайсе. Её неустанное изучение мира биджинга (фотографии красивых девушек) оказало большое влияние на её художественную жизнь, вдохновляя художницу на создание образов, которые катализировали бы новую эволюцию в живописи биджинга. Тематически работа Уэмуры была сосредоточена на мотивах, общих для классической биджинги, таких как красивые женщины и знаковые фигуры из театра, но с феминистским уклоном: она любила изображать женщин в типично мужских позах. Этот смелый ход сделал работы Сёэн одними из самых востребованных и узнаваемых во всём мире.

3. Икэ Гёкуран


Осенний пейзаж Ике Гёкуран, XVIII век, музей Мет.

Немного углубившись в историю японского искусства, Икэ Гёкуран является одной из самых влиятельных и важных женщин-художников в мире классической японской культуры. Родившись в 1727 году, Гёкуран создала большинство своих работ в Киото, где она до сих пор является очень прославленным героем родного города. А её усилия в мире каллиграфии и поэзии были очень высоко оценены, однако именно её вклад в развитие Южной живописи укрепил её репутацию. Процветая в период Эдо, этот стиль живописи высокого класса был в значительной степени под влиянием классической китайской культуры. Нежный, ритмичный и без усилий гладкий стиль Гёкуран до сих пор можно увидеть на многих классических японских предметах сегодня, от складных экранов и раздвижных дверей до вентиляторов и висячих свитков.

4. Риэко Морита


Риэко Морита, Рюгу — Дворец Дракона, 2003 год.

Один из самых плодовитых художников нихонга в современной Японии и самых известных современных женщин-художников, Риэко Морита посвятила более тридцати лет совершенствованию, переопределению и влиянию на мир нихонга. В эксклюзивном интервью Japan Objects Морита рассказала о том, как она черпала вдохновение из своего ранее нераскрытого интереса к таинственному миру Майко, сказав: «Это было незначительным интересом, когда я впервые начала рисовать их, но постепенно я действительно была захвачена таинственным очарованием «традиционного ремесла» мира Майко». Сегодня эта смесь оценки японской истории в сочетании с более современным подходом к живописи нихонга является отличной аналогией для обычно упоминаемой старой и новой эстетики страны.

5. Тихо Аосима


Тихо Аосима, Черепной фонтан, 2008 год, Куми Современное искусство.

Тихо Аосима оттачивала своё мастерство в стиле поп-арта под руководством международной легенды поп-культуры Такаши Мураками, работая с ним в рамках его групповых выставок Kaikai Kiki. Обладая незаурядным талантом, ей удалось обзавестись поддержкой и сотрудничеством с некоторыми легендарными художниками Японии, одним из которых является Иссей Миякэ, известный своими масштабными выставками по всему миру. После того, как она разочаровалась в своих исследованиях в области экономики, Аосима научилась использовать Adobe Illustrator, и оттуда она начала создавать свой сюрреалистический стиль dreamscape, который продолжает оспаривать концепции того, что мы считаем kawaii (милый) и kowai (страшный).

6. Тацу Хирота

Рождённая в 1904 году и выросшая в Киото, Тацу Хирота добилась успеха в искусстве не так просто, как могло бы показаться. Её семья была бедной, поэтому перспективы её карьеры в качестве художника не выглядели столь радужными. К счастью для любителей японского искусства, в возрасте двенадцати лет она твёрдо придерживалась идеи заниматься живописью как делом всей своей жизни. Именно поэтому, большая часть её работ основана на классических японских мотивах. И тем не менее, тонкие образы потрясающих изображений обнажённой натуры и майко (ученица гейши), а также напористое использование мягкой, но смелой окраски блока, принесли ей колоссальный успех.

7. Тамако Катаока


Тамако Катаока, Благоприятная гора Фудзи, 1991 год, Токийский арт-клуб.

Тамако Катаока, родившаяся в Саппоро в 1905 году, является одной из самых известных художниц нихонги. Сочетая традиционные японские образы с более западным стилем поп-арта, она помогла принести традиционную живопись нихонга в современную эпоху. Некоторые из её самых известных работ — это серия о горе Фудзи, в которой художница использовала сюрреалистический подход к живописи природы, воссоздавая мгновенно узнаваемую фигуру в ярких оттенках белого, красного и синего.

8. Ширли Канэда


Ширли Канэда, Уверенное Задержание, 2013 год.

Обустроившись в Нью-Йорке, но родившись в Токио у родителей корейской национальности, культурная идентичность Ширли Канэды разнообразна, как и работы, которые она создаёт. Как правило, её называют абстрактным художником, ведь её смелые цветные футуристические образы находятся где-то между сюрреалистическим цифровым дизайном и психоделическими пейзажами сновидений. Канэда покинула Японию в 1970-х годах, чтобы продолжить своё обучение в мире иллюстрации в Школе дизайна Парсонса в Нью-Йорке. С тех пор она продолжает раздвигать границы формы и цвета, чтобы создавать части, которые каким-то образом объединяют разрозненные элементы в единое целое, вызывая размышления.

9. Лейко Икемура


Лейко Икемура, Лицо (Фрида), 2008 год.

Родом из префектуры Миэ с японским и швейцарским наследием, Лейко Икемура является скульптором и художником, известным своим мастерским использованием закрученных цветов и пастельных оттенков, которые придают её работе уникальную атмосферу мечты. Будучи студентом, Икемура покинула Японию, чтобы продолжить учёбу в Испании, а затем представила своё дебютное шоу в Германии и переехала в Цюрих, чтобы жить и продолжать свою артистическую карьеру. Эта мирская история, в сочетании с её многосредними занятиями, делает её одним из самых неопределимых талантов страны. В этом преследующем акварельном портрете она представляет свой взгляд на культовую художницу Фриду Кало.

10. Яёи Кусама


Яёй Кусама, Тыква, 2003 год.

Завершает этот список легендарная Яёи Кусама, известная на весь мир своими галлюциногенными картинами. Она родилась в Нагано в 1929 году и является скульптором, художником-инсталлятором, живописцем и писателем. Эта женщина настолько важна для художественной сцены страны, что в октябре 2017 года в Синдзюку, Токио, был открыт специальный музей в честь её работ и творчества. И кто знает, как в дальнейшим сложится судьба гениальной японки, которая большую часть своей жизни провела в психиатрической клинике, но на сегодняшний день, она продолжает поражать, удивлять, а порой и вовсе шокировать публику своими неординарными, а иногда и вовсе невероятно однотипными работами, от которых так рябит в глазах и кружится голова.
В продолжение темы, читайте также о том, как культовая японская художница Яёи Кусама полжизни провела в сумасшедшем доме, написав серию картин, которые в настоящее время стоят миллионы долларов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Яёи Кусама (англ. Yayoi Kusama, р. 1929) – японская художница. Получила известность как автор работ, содержащих многократное повторение одного и того же элемента. В 2008 году одна из её работ была продана за 5100000 долларов США, что является рекордом для художника-женщины.
Биография, творчество
Яёи Кусама родилась в г. Мацумото (Нагано, Япония) 22 марта 1929 года в достаточно благополучной, но консервативной семье. С детства страдала галлюцинациями, навязчивыми образами и мыслями. По её собственным словам, подвергалась насилию со стороны матери. Рисовать начала по совету психиатра Нисимару Сихо и еще в детстве стала изображать на различного вида поверхностях одинаковые круги, которые позднее превратились в её, возможно, самый узнаваемый образ: белые круги на красном фоне. Перенос подобной стилистики в живопись, дизайн интерьеров и одежды в США отчасти рассматривался как вид минимализма (данный термин использовал применительно к ней, например, Дональд Джадд), а в отечественных источниках зачастую описывался как «белый горошек» (Например, «Красное платье в белый горошек» и т.д.). Сама художница предпочитает термин «сеть бесконечности».
В 1948 году Яёи Кусама ушла из дома, чтобы поступить в Школу искусств и ремёсел города Киото, где год изучала стиль нихонга (дословный перевод с японского – «японская живопись»), под которым в тот временной промежуток понималась официально одобряемая государством живопись, адаптирующая традиционные японские образы и техники рисования и вводящая новые, «современные», актуальные сюжеты. Позднее она говорила: «когда я думаю о своей жизни в Киото, меня начинает тошнить» и вспоминала, что ненавидела т.н. Иэмото, т.е. традиционную для Японии систему обучения, подразумевающую определенную субординацию, отношения «мастер-ученик» и «семейные», клановые по своей сути связи между всеми членами школы.
После года в художественной школе, Кусама начала экспериментировать со стилями и к 1950 уже рисовала свои знаменитые белые круги на красном фоне, которые, как она говорила, были взяты из её галлюцинаций. Сама она позднее вспоминала: «Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась».
В художественном смысле огромное влияние на творчество Яёи Кусама оказала американская художница Джорджия О’Кифф, работы которой так поразили Яёи, что та даже достала почтовый адрес своего кумира и написала несколько писем, после чего неожиданно получила ответ. Следствием завязавшейся между ними переписки стало то, что в 1957 году в возрасте 27 лет Кусама переехала в США. Надо отметить, что переезд этот сопровождался конфликтом с матерью, которая была категорически против решения дочери и даже сказала ей, что обратно она может не возвращаться.

Оказавшись в Америке никому не известная японская художница столкнулась с целым рядом проблем. У нее почти не было денег, она никого не знала кроме О’Кифф. Кроме того, она уничтожила свои ранние работы, напоминавшие ей о прошлом, оставив лишь те из них, которые надеялась продать. Впрочем, вернувшись в Нью-Йорк после не слишком удачной попытки устроить выставку в Сиэтле, Яёи Кусама через свою подругу по переписки познакомилась с арт-дилером Эдит Хальперт и с этого времени её финансовое положение стало постепенно улучшаться, а сама она начала заводить знакомства и находить свое место в арт-жизни США. В это же время она начинает свое обучение в лиге студентов-художников Нью-Йорка, которую посещает почти целый год.
60-х годах Яёи Кусама оказалась в центре т.н. первого поколения хиппи, которое отличалось ярко выраженным пацифистским настроем и склонностью к эксцентричному поведению. Художницу быстро начали называть одним из лидеров авангардизма, а её этническое происхождение, принадлежность к «экзотичной» культуре и психическое состояние заставили публику обратить внимание на всю нестандартность её работ. Во второй половине 60-х годов Кусама организовывает ряд антивоенных хэппинингов, которые почти всегда устраивались в наиболее публичных местах и предполагали участие людей в обнаженном виде («Анатомический взрыв» на Уолл-стрит, «Самоуничтожение. Анатомический антивоенный взрыв» на Бруклинском мосту).
Кроме того, в 60-х годах Яёи Кусама начинает создавать т.н. «зеркальные комнаты», т.е. особые арт-пространства, которые благодаря зеркалам и единому дизайну создают перед зрителем визуальную иллюзию бесконечности и погружают его в необычную, сюрреалистичную среду. В 60-х годах критики отмечали также склонность художницы изображать фаллосы и использовать их в дизайне мебели (например, «Скопление», 1966), одежды (шляпа с фаллосами) и пространств («Бесконечная зеркальная комната – поле фаллосов», 1965), интерпретируя это как проявление феминизма и поиск женской идентичности, «познание собственной сексуальности». Сама же художница позднее говорила, что испытывает необъяснимый страх перед половыми органами и, доводя до абсурда сам символ, пытается т.о. работать с «запретными» для себя формами.
В 1966 году Яёи Кусама могла принять участие в Венецианской биеннале, но из-за своей скандальной репутации доверена ей такая честь не была. В ответ на «ханжество» арт-элиты, Кусама разместила свою новую инсталляцию («Сад Нарцисса») прямо перед входом в здание, где проводилась биеннале. Работа представляла из себя поле с 1500 зеркальными шарами и надписью «Ваш нарциссизм на продажу» (англ. «Your Narcisium for Sale»). Художница была одета в традиционную японскую одежду, противопоставляя себя т.н. «белой» элите, и продавала шары посетителям по 2 доллара за штуку пока её не арестовала местная полиция.
В конце 60-х годов о Яёи Кусаме говорили уже как о состоявшейся скандальной художнице со своими «фирменными» образами и знаками. Кроме того, появились особые темы, которые также начали характеризовать все творчество Яёи. Важнейшей концепцией здесь может считаться концепция самоуничтожения. Термин «self-obliteration» встречается в названиях многих работ художницы и по её собственным словам вырастает из японского понятия eigo kaiki (дословный перевод – «вечное повторение»). Помимо этого, в конце 60-х годов Кусама начала анонсировать свои акции и делать политические заявления, самыми известными из которых можно считать сожжение флага СССР в знак протеста против вторжения в Чехословакию и предложение вступить с сексуальную связь с Никсоном, если тот согласится вывести войска из Вьетнама.
Кусама всегда выступала против элитарности искусства, говоря, что «искусство должно быть размещено по соседству с супермаркетами, чтобы привлечь людей, не имеющих отношения к творческой элите». Такая позиция и включенность в арт-круги США 60-х годов привели к тому, что в определенный момент времени из лидера авангарда Яёи Кусама превратилась в первопроходца американского поп-арта. Впрочем, сама художница никогда себя к данному направлению не причисляла, т.к., во-первых, весьма отрицательно относилась к позиционированию поп-арта как «национального стиля США», а во-вторых считала повторения свойственные художникам данного направления чем-то бездушным и холодным. Более того, увидев инсталляцию Энди Уорхола со стенами обклеенными обоями с коровьей мордой, она обвинила его в плагиате, указав на то, что это повторение её «Скопления тысячи лодок», где образ лодки просто заменен на коровью голову. Интересно, что чуть позже в плагиате был уличен также Клас Ольденбур – другой классик поп-арта, причем в его случае это было настолько явно, что жена Ольденбура даже принесла свои извинения.
1968 год стал особенно плодотворным для художницы. Помимо ряда громкий акций и заявлений, она открыла свой собственный бренд Kusama Fashion Company Ltd. в знаменитом универмаге Bloomingdales. Её имя стало крайне известным, на её «выходки» начали реагировать высокопоставленные лица и, как результат, её стали достаточно часто задерживать. Любопытно, что во время одного из задержаний, охранник в участке узнал Кусаму и признался ей в том, что является её поклонником, после чего подарил ей торт, а одна из девушек в соседней камере изъявила желание участвовать в какой-либо будущей акции художницы. Одновременно с этим, в Японии деятельность Яёи Кусамы оценивалась крайне негативно. Её называли бесстыдницей, а в школе г. Киото даже был организован сбор подписей за исключение её имени из списка почетных выпускников.
В начале 70-х годов Яёи Кусама продолжала активную деятельность и появлялась на обложках различных журналов чуть ли ни чаще чем любой другой художник того времени. Её обвиняли в самопиаре и отмечали, что трудно определить, где кончается эксцентричность, психические особенности и начинается реклама, «спекулирование на собственном безумии». Впрочем, в 1973 году, через год после смерти близкого друга Джозефа Корнелла, она решает уехать из США и вернуться на родину. Её здоровье резко ухудшилось, врачи в Японии обнаружили у неё диффузный зоб и миому матки. В Японии, пройдя курс лечения, Яёи Кусама попыталась продавать картины западных мастеров, но вскоре начался нефтяной кризис и подобного рода бизнес стал в принципе невозможен в обедневшей стране. Кроме того, в 70-х годах у неё участились галлюцинации и её психологическое состояние в целом начало ухудшаться. В марте 1977 года Яёи Кусама по собственному желанию легла в психиатрическую клинику Сейва (Seiwa) в связи с проявляющимся синдромом навязчивых состояний.
Следующие десять лет Яёи Кусама провела в Японии и её имя постепенно начали забывать. «Возвращение» художницы произошло в конце 80-х годов, когда в Европе прошло несколько ретроспектив её творчества. В 1993 же году ей было доверено официально представлять Японию на Венецианской биеннале. Более того, в последующие годы она еще дважды (1998, 1999) представляла свою страну на данном престижном арт-событии.
В 2011 году совместно с американским модельером Марком Джейкобсом Яёи Кусама работала над коллекцией для Louis Vuitton. Сам Марк Джейкобс утверждал, что о совместной работе с японской художницей думал еще за несколько лет до этого. Кроме того, в 2006 году он посещал её студию в Японии. Выход же коллекции сопровождался рекламной компанией, включающей в себя конкурс, победители которого получали книгу «Алиса в стране чудес» в авторском оформлении Яёи Кусамы.
В настоящее время она проживает в психиатрической лечебнице в г. Токио и работает в студии, которая располагается недалеко от больницы.

88-летняя художница пол жизни провела в сумасшедшем доме, а сейчас за её картины платят по 5 млн. дол.


Красное и чёрное. Yayoi Kusama.

Яёи Кусама (Yayoi Kusama) – одна из самых дорогих и знаменитых художников современности. Её работы стоят «бешеных» денег исчисляясь сотнями тысяч, а то и миллионами долларов. В свои 88 лет она большая поклонница ярких париков, вызывающей одежды и всеобщего внимания и это притом, что сорок лет своей жизни она провела в сумасшедшем доме…

Тыква. Yayoi Kusama.


Сказка в синем, это моя жизнь. Yayoi Kusama.


Подари мне любовь. Yayoi Kusama.


Инсталляция: бесконечность. Yayoi Kusama.


Инсталляция: облитерация. Yayoi Kusama.


Сезон цветения. Yayoi Kusama.

Она родилась и выросла в Японии в 1929 году, а, переехав в Нью-Йорк в 57 и воспользовавшись своим неамериканским происхождением, гендерным признаком и психическими отклонениями, Яёи создала яркий и запоминающийся образ, привлекая к себе и своему творчеству всеобщее внимание, завоевав репутацию лидера авангардного движения. Её работы – настоящий калейдоскоп разных стилей и жанров от минимализма до психодела с сексуальным подтекстом. Феминизм, сюрреализм, поп-арт, абстрактный экспрессионизм – всё это и многое другое становится неотъемлемой частью её картин, носящих в большинстве случаев автобиографические мотивы. А всё потому, что у неё были очень сложные детские годы. Воспитываемая жесткой, властолюбивой и требовательной матерью, она не единожды была наказана за малейшее непослушание, в результате к десяти годам у Яёи изрядно пошатнулась психика. Она не только стала страдать галлюцинациями, но и впадать в суицидальные припадки. И чтобы хоть как-то сгладить неспокойное состояние, психиатр посоветовал ей заниматься рисованием…

Инсталляция: зеркальная комната. Yayoi Kusama.


Инсталляция: любовь зовёт. Yayoi Kusama.


Зеркальные года. Yayoi Kusama.


Инсталляция: тыква. Yayoi Kusama.


Инсталляция: указатель в бесконечное пространство. Yayoi Kusama.


Автобиографический портрет. Yayoi Kusama.

Помимо написания картин и создания инсталляций, она сочиняет стихи, а так же выступает в качестве дизайнера, выпустив несколько лет назад линию одежды и аксессуаров совместно с Louis Vuitton. И, несмотря на то, что былая слава постепенно угасла, а сама художница вот уже сорок лет живёт в сумасшедшем доме, она не перестаёт радовать публику своими шедеврами, выставляя их в самых престижных музеях мира. Или же продавая свои творения за баснословные деньги ценителям подобного искусства, которое, по её словам в первую очередь, должно приносить удовольствие и радовать окружающих, превращая тревоги в чудесные «поля бесконечности»…

Поле чувств и счастья. Yayoi Kusama.


В свои 88 она любит яркие парики и броскую одежду.


Яёи Кусама на фоне собственных шедевров.


Сорок лет своей жизни она провела в сумасшедшем доме.


Психоделическая инсталляция. Yayoi Kusama.


В 2014 году ее картина «Белый №28» была продана на Christies за рекордные $7,1 млн.

Путаные линии, головокружительные вечно меняющиеся формы, оптические иллюзии – всё это удивительный мир психодела и сюрреализма, оживший в работах художника-иллюзиониста Питера Коглера, которые в прямом смысле слова сводят с ума, выбивая почву из-под ног…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Японская художница Яёи Кусама (Yayoi Kusama) родилась в 1929 году в городе Мацумото. Мать применяла к ней физическое насилие, что сказалось на психике Яёи. Галлюцинации, навязчивые и суицидальные мысли появились у неё с детства. По совету психиатра Кусама занялась рисованием.

Проучившись в Школе искусств и ремёсел в Киото, она заинтересовалась европейским и американским авангардом, а в 1957 году переехала в Нью-Йорк. Амбициозная художница с историей психической болезни быстро создала себе яркий публичный имидж. В Штатах она стремительно завоевала репутацию лидера авангардного движения.


Яёи Кусама.

Кусама проводила публичные перформансы с использованием любимого рисунка в горошек на телах обнажённых участников, создавала коллажи из фотографий своих арт-объектов и инсталляций, прославилась как неординарная личность.


Яёи Кусама.

Здоровье художницы ухудшилось, и в 1973 году она вернулась в Японию, начала писать сюрреалистические романы, рассказы и стихи. В 1977 Кусама по собственному желанию поступила в больницу для душевнобольных; её студия расположена неподалёку. В своей автобиографической книге художница написала, что страдает «деперсонализацией». Она часто повторяет: «Если бы не искусство, я бы уже давно себя убила».


Яёи Кусама на фоне своих картин.

Свои работы Кусама наполняет автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Её фирменным знаком стал рисунок в горошек, который художница увидела в своих галлюцинациях. Этот узор у неё встречается часто и в картинах, и в инсталляциях.


Яёи Кусама за работой.

«У горошка форма солнца, а оно – символ энергии всего мира и нашей жизни, а ещё он выглядит как луна; она такая спокойная. Круглый, мягкий, яркий, бессмысленный и несведущий. Горошек начинает двигаться… точки горошка – это путь к бесконечности», – говорит Кусама.

Она считает, что искусство должно приносить удовольствие и радовать окружающих, а тревоги превращать в чудесные «поля бесконечности».

Яёи Кусама

Яёи Кусама

Инсталляция: Бесконечность

Инсталляция: Облитерация.

Инсталляция: Любовь зовёт.

Инсталляция: Зеркальная комната

Инсталляция: Бесконечная зеркальная комната

Инсталляция: Бесконечная зеркальная комната

Инсталляция: Бесконечная зеркальная комната

Инсталляция: Красное и чёрное

Инсталляция: Указатель в бесконечное пространство

Тыква

Автопортрет

Сказка в синем, это моя жизнь

Сезон цветения

Поле чувств и счастья

Подари мне любовь.

Кусама, Яёи

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кусама.

Яёи Кусама

яп. 草間彌生

Имя при рождении

草間彌生

Дата рождения

22 марта 1929 (90 лет)

Место рождения

Мацумото, Нагано, Япония

Страна

  • Япония

Жанр

живопись, коллаж, скульптура, перформанс, инсталляция, хеппенинг

Учёба

  • Kyoto City University of Arts

Стиль

ар-брют, поп-арт

Награды

Императорская премия

Women’s Caucus for Art Lifetime Achievement Award (2006)

заслуженный деятель культуры (2009)

премия Асахи (2000)

Премии

Императорская премия (2006)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Яёи Кусама (яп. 草間 彌生 Кусама Яёи, 22 марта, 1929, Мацумото, префектура Нагано, Япония) — японская художница. Её живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции разделяют одержимость повтором, узорами, аккумуляцией. В её работах присутствуют черты феминизма, минимализма, сюрреализма, ар брют, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Кусама описывает себя как «навязчивого художника». Она является также писательницей и поэтессой, создала заметные работы в кино и дизайне одежды. Страдает психическими заболеваниями. 12 ноября 2008 на аукционе Кристи её работа была продана за $5 100 000 — рекорд для живущей женщины-художника.

Биография и творчество

Яёи Кусама родилась в Мацумото, префектура Нагано, страдала галлюцинациями и навязчивыми мыслями с детства, часто суицидального характера.

В начале карьеры она начала покрывать поверхности (стены, полы, холсты, а затем повседневные предметы и обнаженных ассистентов) рисунком в горошек, что стало её товарным знаком. Большие поля горошка, или «сети бесконечности», как она называет их, были взяты непосредственно из её галлюцинаций.

Кусама училась всего около одного года в Школе искусств и ремёсел в Киото в 1948. Она покинула родную страну и переехала в Нью-Йорк в 1957. Кусама была очень амбициозной, использовала своё положение не американской женщины и свою историю психической болезни, чтобы создать яркий публичный образ. Во время пребывания в США, она быстро завоевала репутацию лидера авангардного движения.

Она организовывала хеппенинги в Центральном парке и на Бруклинском мосту, часто с использованием обнаженного тела и как протест против Вьетнамской войны, создавала огромные картины, известные как «Infinity Net Paintings», которые состояли из повторяющихся маленьких точек. Эта живопись была высоко оценена художником Дональдом Джаддом, который видел в её работе отражение эстетики минимализма.

В начале 1960-х Кусама начала покрывать предметы, такие как лестницы, обувь и стулья, белыми фаллическими выступами. «Аккумуляция N 2» (1962) представляет собой диван, обитый мягкими отростками из ткани, которые выглядят абсурдными и угрожающими. Эти работы были более непосредственно связаны с сексуальностью и идентичностью, чем живопись Кусамы. Выступы, покрывающие объекты, выглядели как пародия на фаллическую власть.

Приблизительно в это же время Кусама начала создавать инсталляци с фаллическими выступами. Одна из самых известных — «Infinity Mirror Room — Phalli’s Field» (1965). Здесь Кусама использовала свои фирменный узор в горошек для декора объектов, которые были помещены в зеркальную комнату, что создавало сюрреалистичную иллюзию бесконечного поля объектов. Кусама также создавала коллажи из фотографий этих объектов и инсталляций, часто включая в них свои фотографии. Между 1967 и 1969 она сосредоточилась на публичных перформансах, обычно с использованием рисунка в горошек на телах обнаженных участников, как «Grand Orgy to Awaken the Dead» в Скульптурном саду Музея современного искусства в Нью-Йорке (1969). Эти работы обеспечили Кусаме известность художника и неординарной личности.

Во время пребывания в Нью-Йорке творчество Кусамы было связано как с минимализмом, так и с поп-артом, но никогда не относилось определённо к одному движению, постоянно развивалось.

Она работала очень продуктивно, но она не зарабатывала своим творчеством. Она вернулась в Японию из-за плохого состояния здоровья в 1973.

Когда она покинула Нью-Йорк, она была практически забыта как художник до конца 1980-х — начала 1990-х, когда несколько ретроспектив возродили к ней международный интерес. Другой поворотной точкой стало её участие в Венецианской биеннале в 1993, где она представляла Японию.

Её искусство в это время обращается к мотивам её ранних скульптур, как «Shooting Stars» (1992), которые сочетают фаллические выступы с сетчатой структурой. Эти поздние работы развили театральность её ранних инсталляций и перформансов, с использованием основных цветов и точек.

Яёи Кусама выставлялась с Класом Олденбургом, Энди Уорхолом, Джаспером Джонсом, представляла Японию на Венецианской биеннале в 1993, 1998 и 1999. Большие ретроспективы её работ прошли в США и Японии.

Сегодня она живёт в психиатрической больнице в Токио, где продолжает создавать работы с середины 1970-х. Её студия находится рядом с госпиталем.

> Примечания

  1. https://rkd.nl/explore/artists/122345
  2. Yayoi Kusama
  3. Yayoi Kusama — 2008.

Ссылки

  • Официальный сайт Яёи Кусамы
  • Галерея Гагосяна
  • Музей современного искусства, Нью-Йорк
  • Paula Cooper Gallery
  • Лекция Ирины Кулик «Яёи Кусама — Даниэль Бюрен. Как всю жизнь делать одно произведение, не повторяясь» в Музее современного искусства «Гараж»

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BIBSYS: 99018915 · BNC: a11201307 · BNE: XX1735280 · BNF: 12046820j · CONOR: 96188515 · GND: 119299755 · ISNI: 0000 0001 1885 9487 · LCCN: nr91003643 · NDL: 00140055 · NKC: xx0143565 · NLP: A18859112 · NTA: 217379923 · LIBRIS: 301742 · SUDOC: 059433736 · VIAF: 22415110 · ULAN: 500122518 · WorldCat VIAF: 22415110