Взгляд на природу базарова

15 цитат Евгения Базарова

09 ноября 2018 11:23 Сегодня 200 лет со дня рождения Ивана Тургенева. Мы выбрали 15 цитат главного нигилиста русской литературы, в которых он отрицает и любовь, и природу, и литературу, и веру, и даже науку. Хочется возразить Евгению Базарову? Сегодня можно себя не сдерживать.1. «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
2. «Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается».
3. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
4. «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».
5. «Эге-ге! — спокойно проговорил Базаров. — Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал».
6. — Я начинаю соглашаться с дядей, — заметил Аркадий, — ты решительно дурного мнения о русских.
— Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.
— И природа пустяки? — проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.
— И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
7. «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал между тем Базаров. — Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать».
8. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
9. — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Всё?
— Всё.
— Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
10. «В тихом омуте… ты знаешь! — подхватил Базаров. — Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»
11. — Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах? — проговорил он вполголоса.
— Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
12. «Этакое богатое тело! — продолжал Базаров, — хоть сейчас в анатомический театр».
13. «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои».
14. «А коли ты не совсем меня понимаешь, так я тебе доложу следующее: по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это все…»

15. — А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!
— Позволь тебе заметить: то, что ты говоришь, применяется вообще ко всем людям…
— Ты прав, — подхватил Базаров. — Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость.

План-конспект урока (литература, 10 класс) по теме: Проблема поколений (урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок литературы в 10 классе

Проблема поколений

(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Учитель Ромм И.Г.

Цели: I.Образовательные:

  1. Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
  2. Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения.
  3. Развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности.
  4. Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения.
  5. Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в художественном тексте.

II. Развивающие:

  1. Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.)
  2. Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию.
  3. Развивать устную и письменную речь учащихся.

III. Воспитательные:

  1. Способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)
  2. Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Эпиграф:

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Ф.И. Тютчев.

Ход урока:

  1. Вступление. Слово учителя.

— Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» — восклицал герой Лермонтова.

Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна? И новое поколение вырубит «вишневый сад» прежних хозяев?

— Приведите, пожалуйста, примеры противоречий поколений из своего жизненного опыта. (Дискуссия учащихся).

  1. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

— Мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети». На сегодняшней консультации по литературе мы попытаемся с вами ответить на интересующие вас вопросы:

  • В чем же смысл заглавия романа?
  • Как и почему идет спор между представителями разных поколений, между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны определить идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых и уметь подбирать из текста примеры.

(Запись на доске. Знать: идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых.

Уметь: подбирать примеры из текста.)

— Итак, в чем смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в этих словах? (Противопоставление)

— Обратимся к словарю лингвистических терминов. Антитеза — противопоставление понятий, мыслей, образов. (Записать в словарик).

— Значит, в самом названии романа заложено противопоставление? Кого с кем? (Либеральной аристократии и нигилистов)

— Обратимся к исторической справке. Нигилизм. Либералы. (Сообщенияуч-ся).

— Кого из действующих лиц романа можно отнести к лагерю «отцов» и к лагерю «детей»?

  1. Актуализация знаний.

— Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа.

— Каково происхождение и социальная принадлежность героев?

— Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на основании происхождения и портретного несходства героев? Вывод: Базаров и П.П.Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

— На дом классу было задано составить сравнительную характеристику образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Ученикам была предложена следующая таблица:

Базаров

П.П. Кирсанов

1. Происхождение, социальная принадлежность

2. Портрет

3. Речь

4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция

5. Отношение к любви

6. Образ жизни, интересы

7. Отношение друг к другу

— Что выделил автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу)

— Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

(Демократизм Б.: длинные волосы, балахон, красные руки и утонченная изысканная внешность П.П. Пристрастие к иностранному в одежде, руки с длинными розовыми ногтями.)

IV. Беседа с классом, анализ произведения.

— В X главе происходит открытый идеологический конфликт между героями. Что движет участниками спора?

— Выделите основные вопросы спора.

1 линия – об аристократии и её принципах. Какова позиция героев по этому вопросу?

2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?

3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

— Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и Xглавы).

4 линия спора – взгляды на искусство и природу.

— Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

— Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

— С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему? Обоснуйте свое мнение.

1) «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

2) «Рафаэль гроша ломаного не стоит».

3) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».

4) «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

5) «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее отрицание – мы отрицаем».

6) «Исправьте общество, и болезней не будет».

— Сопоставьте речь Базарова (простота, близость к народной речи, употребляет поговорки, афоризмы) и Павла Петровича(употребляет иностранные слова, искажает русские слова на иностранный манер).

IV. Подведение итогов урока.

— Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

Слово учителя:

— Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.

Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.)

— Как вы считаете, на чьей стороне автор?

— Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

Своеобразным получился знаменитый персонаж Тургенева в произведении “Отцы и дети” – Базаров. А все потому, что он строит свою идеологию на очень странных принципах, придерживаться которых человеку здравомыслящему будет сложно. Весьма забавно отношение Базарова к природе. Цитаты его говорят сами за себя. Отношение к искусству и вообще к жизни тоже несколько удивляет, например: “Пушкина читать – потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит”. Но откуда такие мысли у образованного человека? С этим стоит разобраться несколько подробнее.

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек – работник.

Развивая дальше тему “Базаров: отношение к природе”, коснемся самого главного. Удивительно, но во всем этом существует своеобразная логика, которая в некоторой степени может полностью оправдать его взгляды. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам.

Мужика

грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.

Те идеалы, которыми так восторгаются молодые люди, совершенно не имеют никакого значения для такого героя, как Базаров. Особое отношение к природе человека естественно, ведь они очень сильно связаны между собой. Можно даже охарактеризовать любого по его восприятию мира природы. Практически в каждом классическом художественном произведении встречается описание природы, которая находится в полном взаимодействии с человеком.

Изображение той же природы дает понять многое и о самом авторе произведения. В романе “Отцы и дети” взаимоотношения природы и человека можно рассмотреть на примере других героев, не только Базарова, но и Аркадия, Павла Петровича, Николая Петровича.

Базаров – личность все отрицающая, и больше в нем материалистического. С другой стороны, в нем есть скрытые нотки романтизма, но в этом он даже себе признаться не может, не то чтобы кому-нибудь постороннему. В природе он не видит ничего таинственного и неподвластного человеку. Акацию и сирень он называет искренними и “добрыми ребятами”. Он очень по-хозяйски радуется тому, что отцовская роща принялась, ведь природа в ее прямом назначении должна приносить пользу.

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

И вот в заключение темы “Базаров: отношение к природе” надо сказать, что для Аркадия природа – храм, а не пустяк, как для Базарова, тут он согласиться со своим авторитетным другом не может. Такое мировоззрение ему чуждо.

Неожиданное чувство к Кате, которая так же романтична и любит природу, еще больше сближает молодых людей. А Базаров сначала смертельно грустит, отторгнутый любимой женщиной, а потом умирает от чахотки. Вот так сломался некогда сильный и уверенный в себе человек.