Высшее образование зачем

Что делать без образования. Как жить без образования

Наличие образования в наше время хоть и является важным фактором, но не всегда помогает при устройстве на работу. Хотя работодатели требуют дипломы, вы можете добиться успеха и без этого. О том, что делать без образования и как устроиться в этой жизни, мы и расскажем в данной статье.

Для начала же отметим, что в любой момент вы можете продолжить учебу по той специальности, в которую вовлечены. Удаленное и заочное обучение позволит развить ваши знания и подняться по карьерной лестнице там, где вы уже получили стабильное рабочее место. Тем более что вопрос трудоустройства в этом случае будет для вас снят.

Главное для вас – найти работу по душе, которая будет вам нравиться. А далее уже вы можете поступить на заочное отделение или же пройти серию подготовительных курсов. Это поможет повысить ваше мастерство и получить тот заветный диплом, который так нужен вашему начальнику. Но в первую очередь вами придется выбрать путь карьерного роста.

Что делать без образования

Определиться со сферой деятельности. Для этого продумайте те варианты, которые бы вам понравились и ответьте на вопросы:

  • чем вы хотели бы заниматься в жизни;
  • есть ли у вас таланты, навыки и способности, которые помогут найти работу;
  • что реально сейчас вы умеете делать (по факту, а не в мечтах);
  • что у вас получается лучше всего (по мнению других людей);
  • в каком направлении вы хотели бы развиваться и совершенствоваться;
  • какие сферы деятельности вызывают у вас интерес (ручной или умственный труд, область производства или продаж, сфера товаров или услуг);
  • кем реально можно работать в вашем регионе;
  • какая работа наиболее престижная и оплачиваемая в вашем городе;
  • определите и запишите основные приемлемые области карьерного роста.

Поскольку вы решаете, что делать без образования, то вам неизбежно придется работать. Официальная учеба – это всегда деньги, которые придется где-то брать. И если за учебу не готовы платить ваши родственники, покрывать растраты придется самостоятельно.

Примечание: неплохая идея – работа на дому, которой посвящена статья «Сколько можно заработать на Адвего».

2. Определиться со способом обучения. Оптимальный вариант здесь – работать и попутно учиться на заочном отделении, где вы сможете получить диплом.

Если же диплом вам не нужен – выбирайте самостоятельное домашнее обучение, но для этого потребуется еще больше сил, желания, усидчивости, самоконтроля и терпения. Оцените честно свои силы и выбирайте путь карьерного развития не по мечтам, а по реалиям окружающего мира.

Учиться сегодня можно, не выходя из квартиры, – по Интернету. И работать, кстати, можно в этом же режиме. Но вариант с удаленным обучением лучше сразу отбросить там, где требуется реальная практика в рабочих условиях.

Например, по Интернету вы никогда не научитесь тонкостям ремонта квартир, ремонта автомобилей и мотоциклов, не освоите езду на тракторе, не сможете прочувствовать профессию продавца и т.д.

Там, где нужна практика, придется заняться практикой. И проще всего в этих условиях набиться в помощники к людям, занятым вашей желанной работой. Возможно, вы не будете получать от этого хороших денег, но заработаете навыки и опыт, который сможете применить уже самостоятельно.

Проанализируйте, что вы хотите получить: работу по диплому, работу по способностям, работу по желанию, какую-нибудь работу вообще. Если нужен диплом – вам понадобится заочное обучение, если навыки – практика, если знания – умный наставник, если требуется просто работа – газета с объявлениями, доска с объявлениями и вакансиями.

3. Собрать информацию, накопить базис знаний и опыта. Какой бы путь вы не выбрали – вам понадобятся знания и информация. Для этого пользуйтесь возможностями Интернета – изучайте тематическую литературу, следите за новостями в вашей сфере деятельности, смотрите обучающие видеоролики, поддерживайте контакт с единомышленниками, общайтесь на тематических форумах и в специальных группах соцсетей.

Если вопрос, что делать без образования, подталкивает вас к обучению, вам придется учиться. Чем глубже вы проникнитесь темой, чем больше накопите опыта и знаний, тем выше вероятность, что получите хорошую зарплату. Многое здесь зависит от необходимости или ненужности диплома.

Например, чтобы завести собственное дело, открыть свой бизнес, диплом вам не понадобится (скорее всего), понадобятся знания и опыт в выбранной сфере. С другой стороны, официальное трудоустройство без диплома сильно затрудняется. По крайней мере, наличие документа об образовании расширит ваши перспективы.

4. Повысить мотивацию. Кем бы вы ни работали, к чему бы ни стремились, без мотивации вам не обойтись. Если вы пока не решили, что делать без образования, займитесь уровнем собственной мотивации. Когда ваши желания превзойдут лень и апатию, вы сами найдете правильные пути.

Повысить мотивацию можно, общаясь с увлеченными и мотивированными людьми, наблюдая за деятельностью окружающих вас людей, беря пример с близких и друзей. Постарайтесь представить, на кого из вашего окружения вы хотели бы походить, и начинайте движение в аналогичном направлении.

Пускай вас не пугает длина вашего будущего пути. Вопрос, что делать без высшего образования, не решается в один миг.

Аналогично не стоит надеяться «на удачу» или ждать удобного случая. В любую минуту вы можете переменить жизнь, сменить работу и область деятельности. Продумайте дальнейший путь с перспективой на пять лет вперед. Запишите ваши мысли и планы, повысьте мотивацию и начинайте действовать!

Люди без образования

Недавно прошел день студента, и мы решили поговорить с людьми, которые от звания «студент» добровольно отказались. Эти люди рассказали нам о том, что они делают сейчас, насколько важно образование в России и куда девать свой диплом.

Существует масса всем известных случаев, когда бросившие обучение люди достигали колоссального успеха в своих занятиях. Сюда можно отнести и Стива Джобса, и Билла Гейтса, и Майкла Делла, и еще огромное множество людей. Но это исключения из правил, и в остальных случаях образование необходимо, поэтому сразу хочется предупредить о том, что этот разговор касается лишь гуманитарных и некоторых других профессий, где без диплома обойтись можно. К хирургу или инженеру без фундаментального профильного образования лучше не обращаться, – это, наверное, все понимают.

Антон Герасименко, 22 года. Графический дизайнер, один из основателей проектной группы «Сила»

О значении образования

Образование нужно, если есть искренность в желании научить и желании учиться. Скорее, важна просто образованность. Сейчас можно быть полиматом, практически не выходя из квартиры. В мире TED’а, «Теорий и Практик», «Википедии» и «Гугла» сама образовательная церемония в учреждениях почти теряет свой смысл. В этом случае скорее нужно больше прививать не знания, а тягу к познаниям. Хочется такой школьный урок, на котором в течении 45 минут тебе дают небольшие факты-зацепки из разных сфер. Это гораздо интереснее в плане результатов. Думаю, это уже поняли практически все, поэтому сейчас хорошие школы должны предлагать массу организационных и культурных надстроек к образовательному процессу.

О себе

У меня понимание того, чем я хочу заниматься пришло классе так в восьмом-девятом, потом, за полгода до окончания школы, я получил приглашение от Темы Лебедева работать в студии, закончил школу и приехал в Москву. Поэтому я не успел даже попытаться получить высшее образование. У меня сложилась идеальная ситуация – очень круто работать и получать знания одновременно. Плюс, в такой ситуации сложно быть лентяем. Профессия дизайнера очень остра тем, что является мультидисциплинарной, то есть постоянно нужно впитывать информацию из разных сфер, чтобы выдавать свежий результат. Постоянное образование.

Мне очень близок процесс обучения, который практикуется во многих европейских арт-школах. Тебя не заставляют год рисовать натюрморты, чтобы ты мог начать считать себя художником. Тебе рассказывают о истории искусств, но не заставляют брать в руки кисть и краски, или лепить из глины. Потом, раз в три месяца, устраиваются просмотры и обсуждения. То есть, ты сам понимаешь куда и как ты хочешь двигаться.

О дипломе.

Диплом способен дать архитектору возможность построить здание, у которого будет алиби. Дизайнеру — думаю, ничего.

Дима Степанов, 29 лет. Продюсер «Пикника Афиши»

О значении образования

Я бы выделил шесть серьезных проблем образования в сегодняшней России.

Первая — удручающе низкое качество образовательных программ в областях, появившихся в связи с переходом России к новой, рычной экономике. Это маркетинг, дизайн и т.п. С фундаментальными науками дела обстоят чуть лучше — в СССР была мощнейщая образовательная база, которая за прошедшие 20 лет не успела развалиться, но в все, как мне кажется, к этому и идет.

Вторая проблема — проблема выбора профессии. Никаких эффективных инструментов мне не известно. Результат — 90% окружающих меня людей занимаются чем-то, что никак с их образованием не связано.

Проблема третья — проблема выбора учебного заведения. Опять же — никаких инструментов. Необходимы рейтинги, которым можно было б доверять, исследования отраслевые, информация о занятости выпускников и т.п. Ничего этого нет. В итоге приходится полагаться на мнение друзей и знакомых.

Четвертая проблема — подавляющая часть преподавателей не являются практиками. В связи с фундаментальными науками это не страшно, когда как отсутствие практики, например, у предподавателей маркетинга зачастую превращает учебный курс в фарс. Привлекают практиков только самые смелые и богатые вузы — Высшая Школа Экономики, Государственный Университет Управления и некоторые другие.

Проблема пятая — герметичность российской образовательной среды. Образовательные программы развиваются крайне медленно, зарубежный опыт практически не учитывается. Показательный пример — учебные материалы. Мне довелость столкнуться с материалами из Central Saint Martins College of Art & Design (London). Знаете, сравнивать отечественные аналоги с ними, это как сравнивать достижения АВТОВАЗА с последними моделями, например, BMW. Владение отечественным автомобилем — почти подвиг, немецким — удовольствие.

И, наконец, последняя, шестая проблема — слабая материальная база: фактически отсутствует институт дистанционного образования, он-лайн справочники, тесты и т.п.

О значении диплома

Способность человека пройти пятилетний образовательный курс говорит о его работоспособности и целеустремленности. Это, разумеется, для потенциального работодателя очень важно. В ряде отраслей важен также не только факт наличия диплома, но и учебное заведение, его выдавшее. Например, если у вас есть диплом Бауманки и вы пытаетесь устроится программистом, шансов у вас больше, чем без этого диплома. Но вот я не знаю такого диплома, который добавил бы хоть немного баллов маркетологу.

О возможностях

Без образования, конечно, можно многого достичь, и этому есть масса примеров. И не только здесь, в куда более цивилизованных странах тоже. Примеры, конечно, избитые, но избежать их невозможно — у Джоббса и Гейтса образования не было. Без образования больше всего можно достичь в профессиях творческих — поскольку школа дизайна у нас фактически нет, то дизайнеру-самоучке придется конкурировать с таким же дизайнером-самоучкой. У обоих есть все шансы добиться в России успеха.

О себе

Мое решение уйти было предельно рациональным. Мне пришлось выбирать между работой, где я чувствовал и профессиональный, и карьерный рост, и учебой, которая мне этого ощущения не давала, а только брала время и внимание. Я решил: «Ладно, черт с ней, с этой учебой, потом как-нибудь с дипломом разберусь», но так и не разобрался.

Василий Эсманов, 26 лет. Журналист, создатель сайта Look At Me.

Об образовании

Образование необходимо. Но проблема в том, что в голове людей образование прочно увязано с получением диплома, что когда-то было справедливо, но последние лет, наверное, 10 совсем не так. Последние лет 50 люди имели очень хорошие возможности для самообразования, а последние 10 – просто бесконечные. Но существует необходимость в том, чтобы получать совместные знания. Институт в основном сейчас дает связи. А если ты довольно активный, то связи у тебя и так появятся.

Не знаю, где здесь учиться. Много теории, мало практики. Знание ради знания, что создало нашу интеллигенцию — бессмысленную и беспощадную, где почти никто не видел плодов своего труда, зато может, изящно разбираясь, линчевать любое «творческое, общественное» начинание.

О значении диплома

Диплом, конечно, важен, но смотря в какой области. В России диплом гуманитарного, правового, экономического ВУЗа — спокойствие родителей, возможность устроиться клерком в компанию. Меня интересует довольно узкий круг вещей, но я точно скажу, что в России не учат дизайнеров, фотографов, художников, режиссеров, сценаристов, менеджеров. Почти все приличные люди в большинстве этих специальностей – самородки. Что на творчество накладывает серьезные ограничения – они не знают рутины и проекты их обычно очень маленькие.

Диплом врача, физика, математика дает уже более серьезные перспективы, но поскольку я немного далек от науки или медицины, то ничего не скажу. Говорят, наши математики ценятся.

О себе

Я учился в МГИМО: один раз меня выгнали, два раза сам бросал. Посещение института начало мешать получению нужных рабочих знаний. Жалею, что было не так насыщенно в плане полезной информации, как хотелось. Первые два курса было интересно. А дальше, когда пошла специализация – вообще никак. За два-три месяца активной работы я получил больше знаний, чем те, кто пытался учить меня в институте.

Хотя были и хорошие преподаватели. По истории, по экономике, по религиоведению, на занятиях нынешнего декана тоже было интересно и полезно. Но все остальное – за гранью добра и зла.

Дима Устинов, 25 лет. DJ Yaponets, Taras 3000

Об образовании

Самообразование – это весьма хрупкая концепция, применимая только к сферическому индивиду в вакууме. Сейчас, к примеру, можно при помощи «Теорий и Практик» самому составить себе расписание и целенаправленно устроить курсы повышения квалификации почти в любой области, посещая все интересные лекции, какие захочется, но только кто так делает?

О себе

Я поступил в Гуманитарный Институт Телевидения и Радиовещания на режиссуру, и после года довольно увлекательных безобразий, свойственных первым курсам творческих ВУЗов, вдруг ясно осознал, что режиссура – занятие не для детей и делать мне в ней совершенно нечего. После чего, ведомый, прежде всего, желанием быстро сделать карьеру и разбогатеть, я, вместе с Протеем (который учился в том же ГИТРА на «Художке»), проделал стремительное плие в Международный Институт Рекламы, где, по мнению Тушинского военкомата, учусь и по сей день.

О незаконченности своего образования я ни капли не жалею. Впрочем, как ни капли не жалел и не жалею о тех часах, что я потратил на лекциях, ибо каким-то волшебным образом я нашел применение практически всему, чему когда-то учился. Знаний мне постоянно не хватает – я стараюсь больше читать, но, заходя в книжный, хочется, что бы кто-нибудь умный не из «Фейсбука» посоветовал одну единственную книгу на интересующую тему из миллиона книг на полке.

За время учебы мне посчастливилось повстречать нескольких преподавателей, которые в корне перевернули представление о мироустройстве в моей башке, а это, вроде как, много значит. Где бы сейчас таких найти?

Протей Темен, 25 лет. Дизайнер.

О значении образования

Если мы говорим о том, что человек хочет быть человеком, то есть уметь общаться с другими людьми, думать и принимать решения, создавать что-либо и прочее и прочее, то, конечно образование нужно. Если под образованием мы понимаем специальные заведения, как то институты и университеты, то такой формат образования также необходим. Это просто поиск в заведомо правильном месте, при осмысленном выборе цели.

О значении диплома

Диплом дает уверенность родственникам предыдущих поколений, что их отпрыск чего-то стоит. Есть также ряд профессий, для которых необходимо доказательство того, что человек располагает рядом знаний и может осмысленно совершать поступки. Такие профессии нет смысла перечислять, к тому же дантисту без образования навряд ли кто обратиться в трезвом рассудке. Для иных профессий, а именно, зачастую тех, что люди называют «творческими», я не считаю это наиболее важной частью характеристики работы. Тут мы скорее можем думать о дополнительном поле сведений, которым такой располагает.

О возможностях

Успех вообще наполовину зависит от удачи и не относящихся напрямую навыков. Опять-таки, это все со стороны людей, которым общество позволяет обходится без корочек. И я уверен, что успешным в некотором проекте может стать некий абстрактный персонаж, не умеющий делать ничего из того, на какую роль он претендует, но, при этом, в совершенстве владеющим любыми популяризирующими практиками, с идеальной риторикой и абсолютной харизмой.

О себе

Я бросал не учебу, а два института. Это немного иное. Один и два года обучения по очереди. Первый оказался не очень поворотлив и с плохими условиями для того, чтобы дать мне в полной мере то, что они обозначили основным направлением факультета. Во втором же случилось так, что я уже работал и то, что я делал каждый день мне рассказывали с большой задержкой и иногда в противоречащем моим мыслям ключе. Хотя там было достаточное количество хороших предметов-спутников, на них уже не оставалось времени.

Сейчас я рисую, думаю. Год уже как работаю самостоятельно. В выходные открылся магазин в Ярославле, где я помогал с фирстилем. Сделали 3 акции с другом Димой Кавко под одним именем «Группа Крови». Пытаюсь найти наиболее правильный язык для графики, изучаю историю абстрактного искусства, хочу сформулировать гранит-идею своего языка, с которой смогу идти без остановки. Как перенести приемы того, с чем работаю уже семь лет в другое поле, чтобы это было убедительно? Ищу хороший институт в Европе или Америке, заточенный под абстрактное искусство. Я скорее жалею о том, что не использовал правильную возможность для обучения, чем о том что бросил свои институты. И сейчас мне хотелось бы оказаться в среде, которая создана для того, чтобы умные люди с опытом рассказывали интересные вещи. Мне только кажется, что период времени под образование не правильно устроен. Сразу после школы слишком рано выбирать институт. Многие меняют место обучения, просто потому что ошиблись.

Это были мнения людей, которые бросив свои университеты и институты, не перестали двигаться вперед и смогли реализовать все свои способности, что называется «по максимуму». Интересно послушать, что думают и что планируют те, кто стоит в самом начале этого пути и буквально недавно смирился с идеей отказаться от государственного высшего образования.

Аня Хрусталева-Гехт, 19 лет. Редактор моды сайта Look At Me.

О родителях

Родители очень спокойно отнеслись к моему решению. Мой папа ушел из ВУЗа в 20 лет – тогда у него открывался второй магазин, и ему было совсем не до зачетов. Сейчас мне почти столько же, и нахожусь я в похожей ситуации – работа отнимает очень много времени. Папин пример поддерживал меня в решении бросить учебу. Как отреагировала мама, я не помню.

О будущем

Собираюсь работать, и не жалеть ни сил, ни времени на работу. Ненасытность и жажда никуда не делась – и без всяких дамокловых мечей (экзаменов и других формальностей) можно читать, узнавать, смотреть и сравнивать.

О себе

Нисколько не жалею, что бросила – наконец-то ничего меня не обременяет, и я сама себе указ. В университете меня страшно тяготила подневольность, грызла необходимость переламывать себя – ни учеба, а сказка о потерянном времени и песенка о бессмыслице. То, как преподавали многие предметы, мне казалось диким – какой учебный план ни возьми – анахронизм на анахронизме. Меня всегда удивляло то, насколько бестолково устроено расписание, раздражало то, что сдача экзаменов – дело проще простого. Кстати, я была отличницей, за три курса у меня не было ни одной четверки.

МАМА, Я ХОЧУ БРОСИТЬ УНИВЕРСИТЕТ!

Ваш ребенок благополучно окончил школу, поступил в университет, начал, как говорится, за здравие и вдруг, как гром среди ясного неба, на третьем или четвертом курсе: мама, я хочу бросить университет!

Первую реакцию родителей на такое заявление предугадать несложно. Но эмоциями делу не поможешь, так что надо попытаться выдохнуть, успокоиться и разобраться, что с этим делать.

Назад в будущее

Чтобы сделать правильный шаг вперед, давайте оглянемся назад и проанализируем, почему ваш ребенок оказался именно в такой ситуации, а не в какой-либо другой? Вариантов немного: либо будучи абитуриентом, он сам не знал, чего хочет и прошел по пути наименьшего сопротивления туда, куда вы его устроили. Конечно, вы хотели, как лучше, а он сам не знал, чего хочет. Но результат вот он: мама, я хочу бросить университет.

Второй вариант: вы не смогли вовремя понять, чего именно он хочет, и опять же устроили туда, где, по-вашему, он должен найти свое счастье в заветном дипломе. И снова вы хотели, как лучше, а результат — тот же.

Есть и третий вариант: ваш ребенок, кажется, точно знал, куда идет, но… он просто ошибся. Так бывает. В любом случае, заставлять его учиться там, где ему тяжело и неинтересно — будет неправильно. Разве что накануне выпускных госэкзаменов имеет смысл все-таки их сдать, перевести дух и уже после этого настроиться на второе высшее по выбору. И то не факт.

Не хочешь учиться, иди работать

«Для меня ты всегда будешь ребенком». Многие из нас слышали от родителей эту фразу. Почему у нас принято вытирать детям носы до пенсии, считая их вечными младенцами, а потом переживать из-за их неумения самостоятельно принимать решения? Разве так мы хотим научить своих детей быть самостоятельными, ответственными и, в конце концов, счастливыми? Или все-таки будет лучше дать сыну или дочери самим выбрать себе путь? Коль скоро вашему ребенку не удалось оторваться от вашей юбки в школе, самое время сделать это сейчас, в университете.

Для начала проговорите с ним, что родители невечные, рассчитывать на них постоянно — нельзя. Как только он или она бросит университет, то вынужден будет идти работать. Да-да, именно работать, а не сидеть на маминой и папиной шеях. Кем? Кем хочет. Официанткой, барменом, вышибалой в клубе — все пути открыты. Кем угодно, но содержать его больше вы не будете. И в этом вопросе придется проявить твердость.

Но использовать это как аргумент в пользу закончить опостылевший вуз, значит, обречь его на неинтересную работу, на которую он будет вставать каждое утро, как на каторгу. Лишь немногие из нас могут похвастать тем, что любят свое дело. Дайте своему ребенку шанс обзавестись любимым делом и тогда, как говорили умные люди, ему не придется работать ни дня в своей жизни.

Кем быть?

Дайте ребенку возможность самому выбрать себе вуз и перевестись в него, не бросая учебу. Не бойтесь, что он выберет неправильно, в таких вопросах не бывает верных и неверных ответов. Ведь наверняка он о чем-то мечтает, чего-то хочет, чем-то увлечен и заинтересован. Помогите ему определиться: любит играть в компьютерные игры — поищите в университетах специальность по созданию игр или программированию, любит спорт — посмотрите физкультурные вузы, хочет помогать людям — полиция, МЧС или медицинский, любит рисовать — дизайн, графика, архитектура… Перечислять можно до бесконечности. Главное, понять, чего он хочет на самом деле и не подменять его «хочу» своим «хочу». Неважно, кем вы хотите, чтобы он стал, важно, кем он сам хочет быть. Выбрав специальность, помогите ему перевестись и выучиться на того, кем он должен стать, в согласии с его внутренним миром.

Он ничего не хочет!

Так тоже бывает. Очень часто дети даже взрослые не понимают, чего хотят. Или вообще ничего не хотят, а весь день просиживают за компьютером. Что делать? Сходить вместе к психологу, выяснить, все ли хорошо в семье? Быть может, его постоянное зависание в социальных сетях и компьютерных играх — это всего лишь попытка бегства от реальности?

А потом оставить его в покое с этим университетом. Если ничего не помогает — отправьте ребенка работать. Без содержания. Питание, одежда, проезд, развлечения — теперь все за свой счет. Ничто так не прочищает мозги и не настраивает на свой внутренний мир, как необходимость самому добывать себе на хлеб.

Сын бросил институт!

Это случилось.
Много труда и душевных сил было положено сначала на то, чтобы он поступил, потом — на то, чтобы удержать его в институте. И его сил и наших, родительских. Но!

В детстве он занимался бальными танцами. В 13 лет ушел в футбол. Ушел, преодолевая мое сопротивление, проявляя характер. Но, поняв, что в футболе помимо удачных передач и красивых голов много пахоты и пота, потихоньку слился.
И все. Больше никаких всплесков интереса к чему бы то ни было, не наблюдалось.

Кем ты хочешь быть?
Чем хочешь заниматься?
Где хочешь работать?
Он не знал. Я горячо убеждала: Ты только захоти чего-нибудь, я тебя поддержу!
Он не хотел.

Тревога нарастала. При чем только у меня. Мой отпрыск был счастлив в 11 классе как никогда раньше! Он сам говорил об этом.
Он талантлив в общении. Но как это трансформировать в профессию? И в какую? Я ломала голову. Он наслаждался жизнью (Слава Богу!)
Я часто останавливаю клиентов от чрезмерной суетливой деятельности. Но в этом случае, когда дело касалось не меня лично, а сына, я остановиться не могла. Нужно было выполнить социальную программу — поступить ребенка в вуз!
Тогда иди по стопам отца! Потом, когда будешь знать, чего ты хочешь, переучишься, все изменишь по-своему!

Целый год он ходил к репетиторам — русский, математика, история, общество. Он сдал четыре ЕГЭ, вместо трех (Моя тревога!)
Он поступил! В военное училище. Как папа.
Мой свободолюбивый сын, привыкший к легкости бытия, которого я ни к чему не принуждала и не приучала, попал в условия жесткой дисциплины, труда и муштры. Ему пришлось убирать постель, подшивать подворотнички, чистить туалеты, красить полы, мыть посуду. Плюс приказы, обязанности, правила. Само собой еще и учеба.
В общем, ему было трудно. За девять месяцев он не смог привыкнуть.
И я не смогла привыкнуть к душераздирающим смс-кам. Он в другом городе. За тысячи километров от меня. И я не знаю, правильно ли я поступила, убедив его учиться в том вузе, который выбрали мы с мужем.
Он написал рапорт. На прошлой неделе его отчислили.
Он знает, что впереди армия. Сразу домой его не отпустят.
Он знает, что результаты ЕГЭ в следующем году не будут действительны.
Похоже, он готов к тому, что легко не будет.
Но он снова счастлив! Я слышу это, когда говорю с ним. Я читаю это в его смс-ках.
Я спросила: Была ли для тебя хоть какая-то польза, что ты оказался там? Или все зря? Он ответил: Конечно, мам. Я закалился!
А я снова оказалась в той точке, когда говорила ему: Захоти, и я поддержу тебя!
С той только разницей, что теперь я понимаю, чего не понимала раньше. Легко поддерживать, когда человек определился, захотел, поставил цель. Сложно поддерживать в неопределенности и самой оставаться в неведении, что будет, когда и как. Сложно останавливать себя, чтобы не забегать вперед, не стелить соломку, не предлагать другие свои варианты. Сложно позволить ему принимать свои решения и жить свою жизнь. И быть рядом.
Но я стараюсь. Ведь у него все хорошо!

Вакансии пестрят фразами о предпочтении сотрудников с высшим профильным образованием, все компании хотят специалистов с «ВО»…

Но при этом мало того, что зарплату предлагают мизерную, сравнимую с зарплатой обычного чернорабочего, так еще и никаких специфических навыков при осуществлении профессиональной деятельности мега-умельца не требуется: он сидит на стуле у закупоренного окна целыми днями и попивает кофе, инициативы никому не нужны, потому что рядом толпы таких же «сидельцев», которым ни к чему прорыв и нововведения.

Зачем же тогда указывать в требованиях к сотруднику это значительное «только с ВО»? В основном для куража, чтобы поддерживать образ компании не берущей кого попало на работу и т.д., для галочки, потому кем-то когда-то где-то так положено, а люди теперь инерционно живут по чьему-то шаблону.

С другой стороны — действительно дворник не справится с обязанностями директора, но и ведь большинству офисных сотрудников совершенно не нужны университетские знания для бездельничества на рабочем месте, дворник бы справился не хуже….

Давайте разберемся, что есть образование в наше время, когда оно нужно, а когда оно не имеет значение.

Около 50% опрошенных среди разных категорий, согласно разным опросам — не видят смысла в высшем образовании, столько же (около 50%) — видят смысл в высшем образовании.

В общем, из этого следует, что как одно мнение, так и другое имеет право на жизнь, и весьма справедливо имеет.

Чем обосновывают свои доводы те, кто считают образование фикцией и те, кто считают, что «без бумажки ты букашка»?

Тех, кто закончил МГУ, МГИМО, другие крупные авторитетные вузы в столицах и российских мегаполисах, согласитесь, меньше чем тех, кто закончил «шарашки» (еще до проведения реформы об изъятии лицензии у чуть ли не половины «сомнительных» вузов), где экзамены-то сдавать дело не затейное, а получить диплом, лишь оплачивая небольшую стоимость обучения, может даже бывший двоечник.

Но «бумажка» для людей давно стала важнее действительно ценных знаний, самообразования, упорства, амбиций, труда… Получают выпускники такие дипломы ради галочки, никогда и не вникая особо в «приобретенную» специальность, идут работать в совершенно иную сферу, не вспоминая о профессии, записанной в какой-то бумажке.

Итак, согласно статистике, более 70% выпускников российских вузов не работают по специальности, лишь около 25-28% направляются по выбранному в вузе пути. А вот эти самые 70 и более процентов — они работают таксистами, разнорабочими на заводах, в цехах, на рынках и даже.. дворниками, санитарками где придется, меньший процент — в офисах, трудясь бесцельно и за копейки.

И ведь многие будущие «работяги», еще учась в вузе, уже прекрасно знают, что не пойдут работать по специальности, тем не менее упорно продолжают прокладывать упрямую и «не свою» стезю. Зачем тогда нужен этот по сути никому не нужный диплом? Зачем же тогда люди так хотят стать хоть кем-то, лишь бы не быть собой?

Для представителей современного общества гораздо важнее стабильность, стремление к которой называют основным большая часть россиян. Гораздо удобнее получить хоть какой-то, пусть маленький, но свой уголок, свое рабочее место, пусть и зависимое от начальников, но свое, скромное, СТАБИЛЬНОЕ.

И вот для этого места и угла, для гарантии их приобретения, нужно маленькое условие: получение бумажки об образовании, пусть таком, которое никогда не понадобится.

Современное общество все еще массово берет кредиты на машины, квартиры, чтобы выплачивать их всю жизнь, оставляя крохи на сметану да хлеб, современное общество все еще, горя мечтами о лихих и легких заработках миллионов, предпочитает синицу в руке, гася амбиции каждодневной суетой.

А тем не менее — все богатые люди однажды шагнули в пропасть, потеряв всякую стабильность и надежду на кредиты и прочее, и, конечно, им, когда они чего-то достигли было смешно вспоминать, что можно было цепляться за такие земные мелочи как теплое место в душном офисе, в рабочей нише и т. д.

Самое лучшее образование — самообразование, об этом говорят и великие люди, и результаты многих исследований. Что лучше: отсидеть, сонно считая мух на очных или, что еще бесперспективнее, лекциях на заочном отделении, ни разу не вникая в предмет, для галочки сдавая экзамены на тройки или по блату, получить желанную бумажку в итоге, или с ранних лет без чьих-то нравоучений, по своей инициативе, читать тонны книг, познавать мир, исследовать все своим умом, но не получать заветной бумажки? Кто умнее и перспективнее?

Вспомним Билла Гейтса, или лучше Стива Джобса и многих других богатых, известных людей, да не просто известных, а культовых, у некоторых из них нет даже даже законченного среднего образования, у некоторых нет ничего кроме среднего образования. Но они же смогли как-то «перевернуть мир». А теперь посмотрим на докторов наук, трудящихся за копейки в сельской больнице.

Значит, дело даже не только в бумажке и в знаниях (ведь достаточно профессоров, очень умных людей так и не достигли никаких высот): есть удача, хватка, рвение, сумасшествие в хорошем смысле в конце концов, характер, энергия, порыв, сила ума, воли и прочее. Так что ни образование, ни даже самообразование — не гарантия успеха, двоечник из индийской провинции при яростном (адекватном) стремлении чего-то достичь быстрее станет состоятельным, чем высоко образованный интеллектуал, проводящий 4-й десяток своей жизни в постижении никому не нужных знаний.

Вообще, сами по себе ум и знания — инертны, нейтральны, если не будет вектора, энергии, способной воплотить все это в жизнь — первые зачахнут как сорванные цветы.

Больше всех думают меланхолики (часто люди мыслящие, умные, образованные, вместе с тем тонкие, ранимые), но руководителями становятся в большинстве холерики и люди, обладающие чертами темперамента, твердым характером. То есть думать и знать мало, надо уметь воплощать все это в жизнь.

Я лично знала нескольких людей, которые устраиваясь на хорошую работу (руководители отделов крупных рекламных агентств, торговых компаний), врали о своем образовании, имея лишь среднее, они говорили, что есть диплом высшего. Никто не просил ничего предъявлять, в отделе кадров так и забыли обо всем. А в подчинении у этих людей были работники с красными и не красными дипломами вузов…

Фирмы, дающие объявления о поиске сотрудников, в один голос заявляют о надобности видеть в своих рядах людей с высшим образованием, да чтобы те были согласны на зарплату от 15 тысяч рублей (!!!).

Например, самое известное агентство недвижимости в достаточно крупном городе ищет «пиарщика», то есть специалиста по рекламе (в обязанности входит многое: от написания красноречивых текстов, слоганов до представления фирмы на разных мероприятиях, умное продвижение бренда и т.д.).

Обязательные условия: образование высшее, профильное — «специалист по рекламе, связям с общественностью», опыт работы от 5 лет, рабочий график с 9 до 5 вечера, работа только в офисе, «удаленщики» не рассматриваются.

Как вы думаете, какую зарплату предлагают-предлагали за столь ответственную (ответственную, если работать по совести и пытаться действительно продвинуть компанию) работу, внушительный список обязанностей и достаточно «узкие» условия? 20-25 тысяч рублей.

Учиться 5 лет на факультете современных знаний, где-то работать пять лет после… чтобы получать зарплату в два десятка тысяч рублей?

Есть, конечно, масса примеров, где зарплаты повыше, но гораздо чаще из реальных вариантов встречается именно первый. Выстроенные в строй, бесцельно окончившие вузы, молодые люди, очень скоро понимают, что их «бумажка» просто бумажка — везде толпы подобных, и чтобы заработать — нужно шевелить и умом и ногами.

Становится жаль зря потраченных лет, а кто-то понимает, что вообще, будь возможность, выбрал бы совершенно иную профессию, и отучился бы именно на нее, и посвящал бы себя с ранних лет именно ей, а не тому делу, которое нелюбимо. А любимая работа — один из самых главных критериев счастья, на первых местах после дружной семьи, здоровья. Любимая работа, приносящая прибыль, то есть творчество, помноженное на самореализацию — фактор психического, физического здоровья, счастья, благополучия по версии многих исследований.

Но есть и другие стороны вопроса… доводы в пользу «корочек». Высшее образование — нужно! Но не все…

В начале 2000-х гг и позже, аж до 2008-2010 года, популярными оставались профессии юриста, экономиста.

И очень много выпускников после окончания вуза оставались за бортом… с одной стороны был переизбыток работников данной сферы, а с другой.. не было стоящих специалистов. Да, при всем изобилии юристов, экономистов, все их знания были банальны, стандартны, они все как под копирку обучались одному и тому же, почти роботы, «гайки» в системе, что такое неординарность, самостоятельность взглядов, решений многие и не знали.

Недавно выпускники СФУ (поскольку я живу в сибирском регионе), закончившие вуз с красным дипломом, по молодости, еще куражась и надеясь на легкий успех, основывали фирмы, гордо вносили свои имена в директора… Но уже через пару лет сидели «с носом» и довольствовались скупыми и редкими клиентами, заходящими в офис (аренда которого равна зарплате) за консультацией, «выпрашивали» за представление в суде суммы «чуть меньше чем у других», чтобы клиент не сбежал, но в итоге просиживали оговоренное время на стуле.

«Докатывались» до того, что сговаривались с адвокатом стороны защиты или обвинения (либо ответчика/истца) и выживали деньги из клиентов, которые вроде как призваны защищать — так уплывали остатки принципиальности и наивности.

От яростных доказываний чьей-то вины (за гроши), или чьей-то невиновности, которые вызывали прилив адреналина похлеще прыжка с парашюта в юности-ранней молодости, от почти бескорыстных попыток «постоять» за кого-то, чтобы прославить свое имя через сарафанное радио, немного постаревшие, но все еще молодые люди, приходили к скучным и серым будням, где никому не нужна романтика, битвы, дуэли, всем нужен результат. И платят именно за него. Юристы, не могущие, несмотря на пару высших образований, предлагать результат, оправдывали все своей молодостью (в 30 лет), мол, к 40 годам все будет иначе, опыту станет больше, да и город просто непродвинутый в плане юридической культуры…

О времени 2003-2008 гг:

«Из 1,3 миллиона выпускников вузов порядка 40% — юристы или экономисты. По прогнозу Минобрнауки, в ближайшее время число юристов и экономистов, которых и без того слишком много, будет расти. В 2004 году в вузы на экономические и юридические специальности поступили 231,1 тысячи человек (станут выпускниками в 2009 году), что составило 17% от общего числа принятых студентов против 20,5% годом ранее (данные Росстата).

По оценке главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, не всякий вуз способен подготовить хорошего профессионального экономиста. Эксперты называют в числе вузов, выпускники которых обладают системными знаниями, а учебные планы строятся с учетом современных тенденций развития экономики, МГУ, РЭА им. Плеханова, ГУ-ВШЭ. Остальным институтам не свойственны в полной мере названные характеристики, они недостаточно ориентированы на практическую работу, и работодателям значительно сложнее адаптировать их выпускников».

Не всякий вуз способен подготовить хорошего специалиста… Это ключевая фраза. Очень многое, конечно, зависит от самого человека, то есть от студента, но иногда не меньше от той среды, в которую попадает первый. По статистике — выпускники именитых вузов находят престижную работу во много раз быстрее и легче, чем товарищи, окончившие сельский университет. Однако здесь тоже дело ведь не только в вузе: чтобы поступить в такое учебное заведение (если без блата, а ведь поступают и без блата) изначально надо иметь много важного кроме мозгов. И хорошая работа после окончания престижного вуза для таких — следствие жизненной позиции, а не окончания вуза.

И потом: в любом вузе, кроме непосредственного выполнения учебной программы, рекомендаций преподавателей — важна собственная инициатива. Меня всегда волновал вопрос: «почему нельзя самостоятельно прочитать книжку, например, по уголовному праву.. или основам журналистики? почему по «приказу» и под страхом двойки люди готовы это сделать, а по своей инициативе нет?».

Многие говорят о том, что не могут сами взять себя в руки и прийти к системе, а в вузе, пусть поверхностно, но кто-то преподаст это все, не нужно таких колоссальных усилий и лишних телодвижений.

Скажу честно, что в юности действительно не очень понятно, зачем нужны тонны ненужных знаний… Я сама хоть и читала много «лишнего», но только то, что хотела. Например, психоаналитику вместо основ государства, вирусологию вместо физиологии, мемуары Шекспира вместо правил русского языка и т.д.

Но многие не хотели вообще ничего…

«Корочки» и одновременно знания необходимы для работников таких профессиональных направлений, как медицина, инженерия, геология и т.д. Вы представляете врача без образования? Врача-самоучку? Конечно, не все врачи с дипломами вызывают доверие, но у кого вызовет доверие врач без диплома? И тем более: чего он достигнет?

В «пишущей» журналистике, например, процентов 30%, иногда меньше для достижения успеха играют роль специфические знания русского языка. Остальные 70% — это талант, удача, интуиция… И надо понимать, что однажды выбор может встать между принципами в плохом смысле слова и высокими целями (если они есть).

Из тех, кто закончил филологический факультет довольно престижного вуза, с кем мне доводилось общаться — с курса всего несколько человек работали по специальности, остальные — в банке (главное условие во и личные качества), в торговле, в библиотеке, сидели в вечном декрете и прочее.

Да, и к слову о том, что нормальной работы днем с огнем не сыщешь… Отчасти это так, но есть и другой момент: плохо искали. Как-то я обратилась к редактору крупного издания с предложением написать кое-что на своих условиях… Я была почти уверенна, что там полно своих работников, все места заняты, и мои инициативы не будут особо востребованы, однако рискнула. На удивление — меня одобрили, с комментариями, что все думают, что все занято, и даже боятся постучаться, и иногда выигрыш достается тем, кто все-таки пытается.

Но есть много фирм, где действительно все занято.

Только не стоит оправдывать свою «харизму» тем, что человек умелец, но просто без диплома, если он подметает улицы… Лень один из грехов, кстати. Трудолюбие, упорство, целеустремленность, ответственность и другие положительные личностные качества — важны как в случае самообразования, так и в случае получения профессии в вузе.

Загадки для взрослых

Что мы вместо денег выбираем,
Если с Якубовичем играем? (приз)
Эта пища – разная:
Черная и красная? (икра)
Ну какая родня
Брат отца для меня? (дядя)
Вот помещенье судовое,
По назначенью – грузовое? (трюм)
Есть у деда жена.
Для меня кто она? (баба)
Он пропищит вам пару строчек,
На языке тире и точек? (радист)
В школах ей на смену стол,
К сожалению пришел? (парта)
Здесь ответят моментально все.
Что у первоклассницы в косе? (лента)
Под оболочку эту,
Упрятаны скелеты? (кожа)
Что Медведь и Жаботинский на парад
Выносили в первый день Олимпиад? (флаг)
Модницы! Вы назовите мне
Юбку-рекордсменку по длине? (макси)
Аккуратно не спеша
Подковал ее левша? (блоха)
Что произносим мы, когда
Дает нам слово тамада? (тост)
А вот совсем простой вопрос:
Кто вас к родителям принес? (аист)
Радиотехники знают:
этим металлом паяют? (олово)
Припомнить вам надо бы,
Какое Вишневский придумал нам снадобье? (мазь)
По университету
его главнее нету? (ректор)
Что плывет по реке
И по шахматной доске? (ладья)
Вопрос так стоит:
Кто Питер поит? (Нева)
За сорок лет вы, верно, разглядели
Что покрывает голову Фиделя? (фуражка)
Припомните скорей
Источник сухарей? (хлеб)
Поразмышляйте вот над чем немножко:
Жук колорадский — кто он для картошки? (вредитель)
Если голова грязна
Появляется она? (перхоть)
День прошел да ночь,
Что умчалось прочь? (сутки)
Кто Сибирь покорил
И царю подарил? (Ермак)
Ответ дайте четкий
Посуда для водки? (рюмка)
Важный он вопрос решает
Силу джина уменьшает? (тоник)
Стартуя с места, что берет
Легкоатлет и самолет? (ускорение, разгон)
Этот гриб, по идее мы чаще
Можем встретить в осиновой чаще. (Подосиновик).
Недолго тот нарком смог погордится,
Что держит всех в ежовых рукавицах. (Ежов)
Что нам Макаревич утром рано
Предлагает ощутить с экрана? (Смак)
Его, перелистав я вмиг
Пойму, что ты за ученик. (Дневник)
Эта загадка легка,
Короткий братишка чулка? (Носок)
На мишени сектор для мазил,
Я надеюсь, ты сообразил? (Молоко)
Фильм в котором Кикабидзе
В небо умудрился взвиться. (Мимино)
Участок водный, где всегда
Найдут пристанища суда? (Бухта)
Не надо думать долго
Домашняя метелка. (Веник)
Она у нас в войсках традиционно
Крупней чем взвод, но меньше батальона? (Рота)
Море. Ближе к северу оно.
А еще такое есть вино. (Белое)
Сарай для деревенских рандеву.
Понятно, их проводят не в хлеву. (Сеновал)
Лайнер, затонувший в океане
И победно всплывший на экране. (Титаник)
Река между США и Канадой.
Известна своим водопадом. (Ниагара)
Как обычно вы зовете
Штаб по кадрам на работе? (Отдел)
Татарского правителя какого,
Разбил Донской на поле Куликовом? (Мамай)
Князь тот не верил до конца,
Что примет смерть от жеребца? (Олег)

ЗАГАДКИ (отгадки в скобках): 1. Что мы вместо денег выбираем, Если с Якубовичем играем? (приз) 2. Эта пища – разная: Черная и красная? (икра) 3. Ну какая родня Брат отца для меня? (дядя) 4. Вот помещенье судовое, По назначенью – грузовое? (трюм) 5. Есть у деда жена. Для меня кто она? (баба) 6. Он пропищит вам пару строчек, На языке тире и точек? (радист) 7. В школах ей на смену стол, К сожалению пришел? (парта) 8. Здесь ответят моментально все. Что у первоклассницы в косе? (лента) 9. Под оболочку эту, Упрятаны скелеты? (кожа) 10. Что Медведь и Жаботинский на парад Выносили в первый день Олимпиад? (флаг) 11. Модницы! Вы назовите мне Юбку-рекордсменку по длине? (макси) 12. Аккуратно не спеша Подковал ее левша? (блоха) 13.Что произносим мы, когда Дает нам слово тамада? (тост) 14.А вот совсем простой вопрос: Кто вас к родителям принес? (аист) 15. Радиотехники знают: этим металлом паяют? (олово) 16. Припомнить вам надо бы, Какое Вишневский придумал нам снадобье? (мазь) 17. По университету его главнее нету? (ректор) 18. Что плывет по реке И по шахматной доске? (ладья) 19. Вопрос так стоит: Кто Питер поит? (Нева) 20. За сорок лет вы, верно, разглядели Что покрывает голову Фиделя? (фуражка) 21. Припомните скорей Источник сухарей? (хлеб) 22. Поразмышляйте вот над чем немножко: Жук колорадский — кто он для картошки? (вредитель) 23. Если голова грязна Появляется она? (перхоть) 24. День прошел да ночь, Что умчалось прочь? (сутки) 25. Кто Сибирь покорил И царю подарил? (Ермак) 26. Ответ дайте четкий Посуда для водки? (рюмка) 27. Важный он вопрос решает Силу джина уменьшает? (тоник) 28. Стартуя с места, что берет Легкоатлет и самолет? (ускорение, разгон) 29. Этот гриб, по идее мы чаще Можем встретить в осиновой чаще. (Подосиновик). 30. Недолго тот нарком смог погордится, Что держит всех в ежовых рукавицах. (Ежов) 31. Что нам Макаревич утром рано Предлагает ощутить с экрана? (Смак) 32. Его, перелистав я вмиг Пойму, что ты за ученик. (Дневник) 33. Эта загадка легка, Короткий братишка чулка? (Носок) 34. На мишени сектор для мазил, Я надеюсь, ты сообразил? (Молоко) 35. Фильм в котором Кикабидзе В небо умудрился взвиться. (Мимино) 36. Участок водный, где всегда Найдут пристанища суда? (Бухта) 37. Не надо думать долго Домашняя метелка. (Веник) 38. Она у нас в войсках традиционно Крупней чем взвод, но меньше батальона? (Рота) 39. Море. Ближе к северу оно. А еще такое есть вино. (Белое) 40. Сарай для деревенских рандеву. Понятно, их проводят не в хлеву. (Сеновал) 41. Лайнер, затонувший в океане И победно всплывший на экране. (Титаник) 42. Река между США и Канадой. Известна своим водопадом. (Ниагара) 43. Как обычно вы зовете Штаб по кадрам на работе? (Отдел) 44. Татарского правителя какого, Разбил Донской на поле Куликовом? (Мамай) 45.Князь тот не верил до конца, Что примет смерть от жеребца? (Олег)

Freshman — second year student — school graduate

Exercise 2.2. Translate into English:

быть студентом(студенткой) дневного отделения;

рассказать вам о…

в будние дни;

просыпаться — вставать в 7часов утра;

включать магнитофон;

принимать душ;

чистить зубы,

одеваться;

слушать последние новости;

у меня уходит час, чтобы добраться до института;

ездить на автобусе (троллейбусе, трамвае);

опаздывать на занятия;

заканчиваться в 15.50 вечера

пропускать занятия

сдать экзамены успешно

время от времени;

подготовиться к занятиям

как правило;

устать;

приходить домой;

быть дома;

иметь свободное время.

Exercise 2.3. Tell about your typical day. The following questions will help you:

Do you get up early?

Is it easy for you to get up early?

3. Do you wake up yourself or does your alarm-clock
wake you up?

4. Do you do your morning exercises?

5. What do you prefer: a hot or cold shower in the
morning?

How long does it take you to get dressed?

What do you usually have for breakfast?

8. Some people look through newspapers or listen to
the latest news on the radio while having breakfast. What
about you?

9. When do you usually leave your house?

But my grandpa and grandma live in North Carolina. I like the mountains more than the plains.

After dinner I watch TV or play ping-pong with my friends. When it is Friday, we go to see the football game.

Vocabulary notes:

freshman — первокурсник

sophmore — второкурсник

junior — третьекурсник

senior — четверокурсник (выпускник)

suburbs — пригород

downtown — центр города

plain — равнина

cover some ofthe expenses — чтобы покрыть часть расходов

tuned to— настроена на (частоту, радиостанцию)

tojog — бегать трусцой, делать пробежку

jogging — пробежка

torush — спешить, торопиться

campus — студенческий городок

cafeteria — студенческая столовая

waiter — официант

towork part-time — работать неполный день

towork full-time — работать полный рабочий день

properly — должным образом, правильно

to goout — гулять, отдыхать

dormitory (dorm) — общежитие

tocalm down — успокаивать(-ся)

Part I

Lecture 2

ББК 81.2Анг-923 К56

Коваленко П.И. К56 Английский язык для психологов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 352 с.

Учебное пособие соответствует программе по английскому языку для студентов психологических факультетов вузов. Первая часть охватывает повторительный курс фонетики, основные тематические разделы. В нее включен курс грамматики, ряд закрепительных упражнений.

Вторая часть представляет собой выдержки из курса лекций по «Истории Психологии», читаемого в ряде университетов США.

Третья часть пособия — подборка текстов из работ классиков психологии.

Предназначено для студентов вузов. Может быть использовано студентами и для самостоятельного обучения.

ISBN 5-222-01510-6 ББК 81.2Анг-923

«» |

© Коваленко П.И., 2000 © Оформление: изд-во «Феникс», 2000

Беловского институт\ц1

ГОСуНК!- $

От автора 5

Before we start. Phonetics 7

Part I Revision Lessons

Lecture 1 22

Lecture 2 38

Lecture 3 54

Lecture 4 63

Lecture 5 75

Lecture 6 92

Lecture 7 109

Lecture 8 122

Lecture 9 131

Part II Classics of Psychology

Unit 1. History of psychology: The Beginnings

of psychology 142

Ernst Weber 142

Gustav Fechner 143

Sir Francis Gal ton 144

Alfred Binet 146

Unit 2. History of psychology: Wilhelm Wundt

and William James 149

Wilhelm Wundt 149

William James 152

Unit 3. History of Psychology: Psychoanalysis 160

Precursors of Psychoanalysis 160

Franz Anton Mesmer 161

Jean-Martin Charcot .162

Sigmund Freud 164

Carl Jung 176

Alfred Adler 182

Unit 4. History of Psychology: Behaviorism 190

Ivan Pavlov 191

Edward Lee Thorndike 193

John Broadus Watson 194

Clark Hull 197

E. C. Tolman 200

B. F. Skinner 201

Unit 5. History of Psychology Phenomenology

and Existentialism 209

Franz Brentano 209

Carl Stumpf 210

Edmund Husserl 210

Martin Heidegger 214

Unit 6. History of Psychology: Gestalt and Humanistic

Psychology 218

Max Wertheimer 219

Wolfgang Kohler „ 220

Kurt Koffka 220

Kurt Lewin 226

Kurt Goldstein 227

Unit 7. History of Psychology: The Cognitive Movement 228

Norbert Wiener 228

Alan M. Turing 229

Ludwig von Bertalanffy 231

Noam Chomsky 232

Jean Piaget 233

Hermann Ebbingha us 237

Donald O. Hebb 238

George A. Miller 240

Ulric Neisser 241

Part III Reader

Reading Classics of Psychology 244

Hereditary talent and character. By Francis Galton 244

The Stream of Consciousness. William James 251

Conscious, Unconscious, Preconscious. Sigmund Freud 263

Walden Two . B. F. Skinner 271

The Relation of the Organized Perceptual Field to Behavior.

Carl Rogers 288

Psychological Types. C. G. Jung 297

Appendix (Приложение) 340

ОТ АВТОРА

Перед вами учебное пособие, рассчитанное на 3-4 семестра работы в высшем учебном заведении на факультетах или отделениях по специальности «Психология». Пособие также может быть частично (первая часть и приложения) использовано в средне специальных учебных заведениях, на подготовительных курсах и факультетах, а также самостоятельно.

Пособие состоит из трех частей и приложений. Первая часть предназначена для вчерашних выпускников средних школ — студентов первого курса. Соответственно, она носит, прежде всего, общий характер, содержит повторительный корректировочный курс фонетики и грамматики в соответствии с требованиями программы по английскому языку для неязыковых вузов.

Каждый из девяти уроков первой части основан на тематическом тексте, являющийся также и полно изложенной устной темой.

Так, в первой части рассматриваются такие обязательные вузовские темы, как: About myself, My working day, My University, цикл страноведческих тем — Great Britain, London, USA, Russian Federation, Moscow, My Home Town.

Второй текст урока предназначен для аудиторного или домашнего чтения и развития навыков работы со словарем и передачи содержания на английском языке. Каждый урок завершается блоком кратко изложенной грамматики по обязательным разделам и закрепляющими упражнениями.

Вторая часть учебника предназначена для аудиторных и внеаудиторных занятий по английскому языку в третьем-четвертом семестре.

В некоторой степени вторая часть учебника представляет собой самостоятельное, структурно независимое пособие для развития навыков чтения, извлечения и обработки информации по специальности. Работа над текстами может выполняться как на занятиях в группах,так и индивидуально.

Все тексты, использованные во второй части, являются оригинальными и опираются на лекции, предлагаемые вниманию студентов-психологов в рамках курса History of Psychology в ряде университетов США. По мнению авторов, кроме безусловной пользы от ознакомления с профессиональной терминологией студенты получат шанс расширить спектр своих знаний по специальности.

Третья часть пособия представляет собой подборку фрагментов работ классиков психологии и предназначена как для самостоятельной работы студентов, так для контрольных работ и переводов.

Пособие завершают приложения: наиболее употребительные предлоги, суффиксы, префиксы, таблица неправильных глаголов и т. д.