Высказывания ницше о смысле жизни

Содержание

23 жизненные цитаты Фридриха Ницше

  1. Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
  2. Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек.
  3. Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
  4. Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.
  5. И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
  6. Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
  7. Много говорить о себе — тоже способ себя скрывать.
  8. Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
  9. То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
  10. Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
  11. Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь.
  12. Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
  13. Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
  14. Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
  15. «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
  16. Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям.
  17. Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
  18. Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
  19. Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости.
  20. Что падает, то нужно ещё толкнуть.
  21. С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
  22. Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.
  23. Стыдиться своей безнравственности — это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности.

Цитаты Ницше

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат немецкого философа Фридриха Ницше.

Бог у Ницше умер, поэтому он пересмотрел по-своему всё сколько-нибудь существенное в мире и в человеке. Это не могло не отразиться на количестве цитат…

Они сгруппированы по темам: жизненная этика, человеческие проявления, женщины и мужчины, жизнь, человек, счастье, вера и разум, любовь, добродетель, люди, великие, Бог, брак, познание, религия, о себе, христианство, мораль, смерть и бессмертие, любовь себя, ценности, сверхчеловек, глупость и ум, друзья, культура и искусство, величие, добро и зло, книги, сладострастие, поступки, воля к власти, существование, вина, совесть, самоубийство, мудрость, музыка, красота, власть.

О жизненной этике

Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Ты должен сжечь себя в своем собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел!

Будь тем, кто ты есть!

Что падает, то нужно ещё толкнуть!

Такой совет даю я королям, и церквам, и всему, что одряхлело от тяжести лет и ослабло в добродетели: дайте ниспровергнуть себя! И вы снова вернетесь к жизни, а добродетель вернется к вам!

Если бы вы больше верили в жизнь, вы бы меньше отдавались мгновению.

С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех! И если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других и измышлять всевозможные скорби.

Братья мои, любить дальнего, а не ближнего призываю я вас.

Если у человека есть зачем, он вынесет любое как.

Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах.

Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.

Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!

И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Убивают не гневом, а смехом.

Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.

Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете, — так советую я тем, кому нечем отдарить.

О человеческих проявлениях

Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.

Есть дающие натуры и есть воздающие.

Не самые дурные те вещи, которых мы больше всего стыдимся: не одно только коварство скрывается под маской — в хитрости бывает так много доброты.

Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.

Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.

Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.

Люди, которые дарят нам свое полное доверие, думают, что тем самым они приобретают право на наше доверие. Но это ложное заключение: подарками не приобретаешь прав.

Тонкой душе тягостно сознавать, что кто-нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе — сознавать себя обязанной кому-либо.

Много говорить о себе – тоже способ себя скрывать.

Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.

Ни один победитель не верит в случайность.

Редко ошибешься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные — привычкой и мелкие — страхом.

Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания.

Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного — более высокая потенция сострадания.

Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.

Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир.

Всегда замечал я, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться.

Я не понимаю зачем заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.

О женщинах и мужчинах

Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!

Женщина — вторая ошибка Бога, это знает всякий жрец.

Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее — любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй.

Да будет женщина игрушкой, чистой и изящной, словно драгоценный камень, блистающий добродетелями еще не созданного мира.

Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь.

В сознательной любви женщины есть и внезапность, и молния, и тьма рядом со светом.

Кого ненавидит женщина больше всех? Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой».

Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его — способным к войне, ее — к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать — не только ногами, но и головой.

Мужчине следует остерегаться женщины, когда она ненавидит: ибо он в глубине души своей только зол, она же — скверна.

Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и все остальное не имеет никакой ценности в глазах ее.

В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя, которое хочет играть. Найдите же в нем дитя, женщины!

Говорить о женщине следует только с мужчинами.

Женщина понимает детей лучше мужчины, но в мужчине детского больше, чем в женщине.

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.

О жизни

А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!

И вот такую тайну мне поведала жизнь: «Смотри, — сказала она, — я есть то, что постоянно преодолевает самое себя».

Поскольку время бесконечно, до настоящего момента уже протекла бесконечность, то есть всякое возможное развитие должно уже было осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением.

Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого «здесь» вращается кольцеобразное «там». Середина — повсюду. Путь вечности — кривая.

Мы живём не ради будущего. Мы живём, чтобы хранить своё прошлое.

Но если жизни так нужна высота, то ей нужны и ступени, а также противоречие ступеней и восходящих по ним! Восходить хочет жизнь и, восходя, превозмогать себя.

О времени и становлении должны говорить высочайшие символы: им надлежит восхвалять все преходящее и быть оправданием ему!

Я скорее погибну, чем отрекусь от этого: истинно, там, где гибель, закат и падение листьев, там жизнь жертвует собой ради власти!

Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьёт отребье, все родники бывают отравлены.

Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.

Даже когда народ пятится, он гонится за идеалом — и верит всегда в некое «вперед».

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Наш долг — это право, которое другие имеют на нас.

Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

Пред ликом скуки даже боги слагают знамена.

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!

О человеке

Поистине, человек — это грязный поток.

Даже самая широкая душа, братья мои, — какие это жалкие угодья!

Человек есть нечто, что до́лжно превзойти.

Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх.

Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

Человек навсегда прикован к прошлому: как бы далеко и быстро он ни бежал – цепь бежит вместе с ним.

Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая.

Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…

Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал».

Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

О счастье

Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.

Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления — и никак иначе.

На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верно и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была…

Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более: тогда легче идти тебе через мост.

Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим!

А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своем и сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье — женщина.

Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

«Счастье найдено нами», — говорят последние люди, и моргают.

О вере и разуме

Свободный ум требует оснований, другие же — только веры.

Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.

Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.

Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.

Понятия «по ту сторону», «истинный мир» выдуманы, чтобы обесценить единственный мир, который существует.

Вы еще не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.

Французы были только обезьянами и актёрами этих идей, вместе с тем, их лучшими солдатами и, к сожалению, одновременно их первой и самой значительной жертвой.

О любви

То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.

Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего.

Великая любовь выше страдания, ибо то, что любит она, она еще жаждет — создать!

Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь.

Любить и погибнуть: это сочетание — вечно. Воля к любви означает готовность к смерти.

Даже в чаше высшей любви содержится горечь…

Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.

В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума.

Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.

Когда встретишь своего человека, поймешь, почему с другими не получалось.

Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.

Ревность — остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость.

О добродетели

Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».

Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.

Когда вы возвысились над похвалой и порицанием и воля ваша желает повелевать всеми вещами как воля любящего: тогда зарождается добродетель ваша. Когда вы презираете мягкое ложе и все приятное, однако легко засыпаете даже возле роскошных постелей неженок: тогда зарождается добродетель ваша.

В добропорядочных людях меня в последнюю очередь отталкивает зло, которое они в себе носят.

«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

О людях

Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.

Человеческое общество — это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает!

Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом.

В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.

Говорят «удовольствие» — и думают об усладах; говорят «чувство» — и думают о чувственности; говорят «тело», а думают о том, что ниже, тела, — и вот таким образом была обесчещена троица хороших вещей.

Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.

Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

О великих

Быть великим — значит давать направление.

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

В мире самые лучшие вещи еще ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков: великими людьми называет толпа этих представляющих.

Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни.

Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.

Всякий, жаждущий славы, должен заблаговременно расстаться с почетом и освоить нелегкое искусство — уйти вовремя.

Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.

О Боге

Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.

Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?

Все боги суть символы и хитросплетения поэтов!

Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям.

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья не есть предмет любви.

Поистине всегда влечет нас ввысь — в царство облаков: на них усаживаем мы наши пестрые чучела и называем их богами и Сверхчеловеком.

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители.

О браке

Брак — это наиболее изолганная форма половой жизни.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, — стало быть, для большинства…

Много кратких безумий — вот что вы называете любовью. И ваш брак кладет предел множеству кратких безумий — одной большой и долгой глупостью.

Хороший брак покоится на таланте к дружбе.

Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак — это взаимоуважение и почитание этой воли.

Разрастаться не только вширь, но и расти вверх — да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества!

О познании

В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.

Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы все глубокое поднялось на высоту мою!

Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.

Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

Можно закрыть глаза на то, что видишь. Но нельзя закрыть сердце на то, что ты чувствуешь.

Познавший самого себя — собственный палач.

Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой.

Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать.

О религии

Церковь — это род государства, притом — самый лживый.

Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники! Церквами называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов!

В каждой религии религиозный человек есть исключение.

Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.

Как только религия приобретает господство, ее противниками становятся все те, кто были ее первыми последователями.

О себе

Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.

Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.

Спокойна глубина моего моря: никто и не догадывается о том, какие забавные чудовища скрывает оно!

Я даю себя обманывать, чтобы не остерегаться обманщиков.

Испытывал ли я когда-нибудь угрызение совести? Память моя хранит на этот счёт молчание.

Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

О христианстве

Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.

Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость.

Уже слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности был только один христианин, и он умер на кресте.

Не будем же слишком низко ценить христианина; фальшивый до невинности, высоко поднимается над обезьяной; по отношению к христианину знаменитая теория происхождения — только учтивость.

О морали

Мораль — это важничанье человека перед природой.

Стыдиться своей безнравственности — это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности.

Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Можно было бы представить высокоморальную лживость, при которой человек осознает своё половое влечение только как долг зачинать детей.

О смерти и бессмертии

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Многие умирают слишком поздно, а иные — слишком рано. Пока еще странным покажется учение: «Умри вовремя!»

Дорого искупается — быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.

Только там, где есть могилы, совершают воскресения!

Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель, подобно вечерней заре над землей: иначе смерть ваша плохо удалась вам.

О любви себя

Любите и ближних своих, как самих себя, — но прежде станьте теми, кто любит самого себя, — любит великой любовью, любит великим презрением!

Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.

Надо учиться любить себя — любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя. И поистине это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра — учиться любить себя. Напротив, из всех искусств это самое тонкое, самое мудрое, самое высшее и требующее наибольшего терпения.

О ценностям

Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей — все это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова!

Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.

Все что ты любил — разочаровало тебя. Разочарование стало твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую ты называешь «любовью к истине» должно быть и есть — любовь к разочарованию.

Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий.

О сверхчеловеке

В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.

Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им и не казалось, что они служат Ему.

Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.

Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо всё прочее не утоляет его любви.

О глупости и уме

Мой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно ещё догнать её.

Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно.

Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.

О, как много великих идей, чье действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится еще более пустым.

О друзьях

Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран — не можешь иметь друзей.

Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.

Не старайся приукрашивать себя для друга: ибо стрелой и стремлением к Сверхчеловеку должен ты быть для него.

Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жестким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему.

О культуре и искусстве

Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.

Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая ее дымкой нечистого мышления.

У актера есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, — он верит в себя самого!

О величии

Стремление к величию выдаёт с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.

Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.

Подальше от базара и славы уходит все великое: в стороне от базара и славы жили всегда изобретатели новых ценностей.

О добре и зле

Любящие и созидающие — вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.

Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывет позором и поношением… Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей.

О книгах

Вовсе не так легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.

Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.

О сладострастии

Сладострастие: это сладкий яд лишь для увядших, для тех же, у кого воля льва, это великое сердечное подкрепление, вино из всех вин, благоговейно сбереженное.

Сладострастие: невинно и свободно оно для свободных сердец, сад счастья на земле, праздничное изобилие и дар будущего от избытка его.

О поступках

Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание — вот наше одеяние.

Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!

О воле к власти

Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости.

Лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать! А где учение гласит иначе, там лучших не хватает.

О существовании

Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.

Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

О вине

Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.

Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

О совести

Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного «Я»: и покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет «Я».

О самоубийстве

Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство — не наоборот.

Препятствование самоубийству. Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть; это есть только жестокость.

О мудрости

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Все вы служили народу и народному суеверию, вы, прославленные мудрецы! — а не истине!

О музыке

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь…

О красоте

Красота — это обещание счастья.

Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.

О власти

Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе

Нет более жестокого несчастья в судьбе человеческой, чем когда властители земли — не первые среди подданных своих. И все тогда становится лживым, превратным, ужасающим.

О разном

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая идея, у которой не было смеха!

Пока не покорила нас судьба, надобно водить ее за руку, как ребенка, и сечь ее; но если она нас покорила, то надобно стараться полюбить ее.

«Не будем говорить об этом!» — «Друг, об этом мы не имеем права даже молчать»

Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.

У одного одиночество — это бегство больного, а у другого — бегство от больных.

Большинство цитат Фридриха Ницше являются лишь выражением его основных идей в приложении к тому или иному явлению. Тем не менее, некоторые из цитат настолько субъективны или противоречивы, что трудно дать однозначную интерепретацию.

Не секрет, что Ницше был психически болен и часть своих писаний осуществил в состоянии помраченного сознания. Для дилетантского прохождения по верхам его творчества посредством цитат это по-своему даже неплохо, так как таким образом на свет появилось немало эффектных высказываний. А вот для профессиональных исследователей его учения это серьезная проблема.

Любопытно, как к ее решению подошел крупнейший немецкий философ XX века Мартин Хайдеггер. Он методично вычленил периоды жизни Ницше, в которые он наверняка находился в ясном сознании, и проанализировал только те тексты Ницше, которые относились к этим периодам («Европейский нигилизм»). В результате своего анализа Хайдеггер характеризует ницшевскую философию как метафизику субъективности (безусловной субъективности воли к власти).

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

  • цитаты Конфуция
  • цитаты Фрейда
  • цитаты Сократа
  • цитаты Макиавелли
  • цитаты Достоевского
  • цитаты Канта

Фридрих Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» — смысл

У многих из нас есть собственная копилка любимых цитат. Эти высказывания великих людей вдохновляют нас в трудных ситуациях, ими можно украсить свою речь, употребить в переписке, на своей странице в социальных сетях. Кто-то выбирает особо понравившуюся цитату своим девизом, а кто-то делает с ней тату. Одной из любимых многими таких фраз является «Что не убивает нас, делает нас сильнее». Давайте познакомимся с ее автором, оригиналом, смыслом и прочими интересными подробностями.

Кто сказал: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее?». Смысл

Автором крылатой фразы был весьма неоднозначный мыслитель Фридрих Ницше. Цитату понимают в разных смыслах, но суть толкований одна: только преодолев значительные трудности, а то и беды, пережив горе, человек станет поистине духовно сильной личностью.

Фраза, однако, была вырвана из контекста. Ницше не хотел вложить в нее романтический, мотивационный смысл и как-то призвать своих последователей не бояться жизненных невзгод. Эти слова связаны с его учением о сверхчеловеке.

Цитата в оригинале

Фридрих Ницше, как известно, был немцем. Поэтому интересно будет определиться, как «Что не убивает нас, делает нас сильнее» звучит на родном языке автора.

Was mich nicht umbringt, macht mich stärker — так будет выглядеть эта цитата на немецком.

Сверхчеловек Ницше

Фридрих Ницше много времени посвятил исследованию предельных возможностей людей. И он считал, что именно сверхчеловек может зайти за эти границы, чтобы стать тем, кем он есть. Отметим, что Ницше характеризовал сверхлюдей немаленьким списком качеств, где выход за пределы эмоциональных сил являлся всего лишь одним из пунктов.

Подробнее ознакомиться с этой темой вы можете, прочтя труд «Так говорил Заратустра». Сверхчеловек (Übermensch) у Ницше — это образ, которым он обозначал существо, которое духовным могуществом настолько превзойдет современных людей, насколько мы превосходим обезьян. Согласно гипотезе ученого, Übermensch — это следующая эволюционная ступень, которая последует за человеком.

Однако Ф. Ницше при этом отмечал, что сверхлюди уже есть среди нас, более того — они рождались давно. К этой категории он относил Юлия Цезаря, Ч. Борджиа, Наполеона.

Об авторе

Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) — это немецкий философ, мыслитель, филолог, поэт, композитор. К тому же, он известен миру как создатель самобытного философского течения.

Если мы посмотрим на лейтмотив трудов Ницше, отметим его новые критерии оценки всей окружающей действительности. Он подставил под сомнение все существующие в его эпоху принципы и формы морали, культуры, искусства, общественных отношений.

Самыми известными его трудами выступают «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки идолов», «Антихрист», Ecce Homo.

Ницше и афористичность

Не секрет, что учение мыслителя разобрано на цитаты. Причина в том, что, будучи филологом по образованию, Ницше уделял большое значение стилю изложения своих мыслей и взглядов. Они не представлены у него стройной системой, а выступают в роли афоризмов — лаконичного краткого высказывания, полностью законченной мысли. В этой фразе автор пытается максимально сконцентрировать суть своих суждений и отразить контекст выражения.

Конечно, Ницше выбрал такой стиль изложения не для того, чтобы прославиться цитированием своих слов. Он много времени проводил в длительных прогулках, а также ему было сложно долго сидеть над записями — у мыслителя начинались сильные рези в глазах. В частности поэтому им была выбрана такая короткая и емкая форма повествования и рассуждения.

Как понять фразу?

Каждый из нас волен искать свой смысл во фразе «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Но все же давайте посмотрим, как ее понимают другие люди:

  • «Не нужно бояться трудностей и испытаний, «киснуть», если случилась неудача. Это все нужно нам, чтобы закалить свой характер».
  • «Нельзя пытаться избегать проблем, нужно не бояться встретить их лицом к лицу. Только тогда, преодолев их, мы получим бесценный жизненный опыт».
  • «Если вам сейчас плохо, это временно. Вы обязательно пройдете через испытание, преобразившись, став более сильными».
  • «Чтобы что-то понять, чего-то достичь, необходимо преодолеть препятствия, разочарования, боль. Только это сделает вас духовно сильной личностью».
  • «Человеку нужен отрицательный опыт, чтобы что-то понять, переосмыслить. Только личное переживание какой-либо трудности может оставить отпечаток на личности, характере, мировоззрении».
  • «Есть сложности и препятствия, которые могут раздавить человека морально — смерть близкого, потеря всего, чем дорожил, крах своих идеалов, веры, любви. Но, если он справится с собой, найдет силы идти дальше, жить и радоваться, это и будет его победой. Он стал сильным.».

Ницше не прав?

Не все вторят автору «Что не убивает, делает нас сильнее». Вот как люди объясняют свое несогласие с цитатой:

  • «Чем больше человек переживает трудностей, тем больше он становится равнодушнее, черствее. Но, сильнее ли?».
  • «Когда личность встречается с чем-то, что способно убить ее, духовно или физически, ей нужно стать жестокой, лишь бы победить это, не дать одолеть себя. Так что правильнее сказать: что не убивает нас, делает нас жестокими».
  • «Не все трудности и беды, с которыми встречается человек, обязательно сделают его сильными. Что-то лишит его веры в людей, доброты, доверчивости, веры в счастливое будущее. А некоторые трудности могут фактически свести с ума».
  • «Постоянно повторяющие беды приводят к неврозам, страхам, депрессиям, фобиям. Они делают человека озлобленнее, отчаяннее, но, вряд ли, сильнее».
  • «Фраза применима только к душевным испытаниям. Человека не сделает сильнее раковая опухоль, с которой он сумел справиться, серьезная травма, которая подкосила его здоровье, но не убила».
  • «Из этой фразы следует, что каждый когда-то встретится с таким испытанием, с которым не сможет справиться, и оно убьет его. Не очень-то оптимистичная цитата».

Что не убивает нас, делает нас сильнее?

Авторитет Фридриха Ницше, как и слова его авторства, так убедительны, что многие принимают им сказанное на веру. И продолжают жить по принципу: чем больше трудностей я пройду, тем сильнее буду как личность. Но так ли это?

Наверняка вас заинтересует любопытное исследование, которое провела команда ученых Калифорнийского университета (США) во главе с С. Чарлз. Специалисты, конечно, не пытались проверить именно актуальность гениальной фразы «Что нас не убивает, делает нас сильнее», но решили доказать тот факт, что негативный опыт приводит далеко не к хорошим последствиям.

В 1995 г. психолог Д. Альмейда (США, Пенсильвания) провел обширный опрос, в котором приняли участие 1483 разновозрастных респондента, мужчины и женщины. Им предлагалось оценить по 5-бальной шкале (от «никогда» до «всегда»), как часто за последний месяц они испытывали негативные состояния: чувствовали себя несчастными, ненужными, нервными. Люди должны были отметить также, сколько раз они ощущали состояние депрессии, чувство, что ничего не получается, весь мир против них.

В другой части теста респондент отмечал, находился ли он в состоянии стресса за день до участия в опросе. Последняя часть анкеты включала в себя вопросы о том, лечился ли когда-то участник от эмоциональных расстройств, затянувшейся депрессии и проч.

Через десять лет Д. Альмейда вновь попытался связаться с респондентами. Однако кого-то к тому времени уже не было в живых, кто-то не захотел проходить опрос повторно. В результате второй тест прошли 711 человек. Вопросы в анкете были теми же сами.

Группа ученых во главе с С. Чарлз проанализировала результаты исследований Д. Альмейды. То, что показала эта деятельность, в корне отрицало фразу «Что не убивает нас, делает нас сильнее!». Оказывается, чем чаще человек чувствовал десять лет назад себя ненужным, покинутым, бесполезным, впадал в депрессию и находился в стрессовых ситуациях, тем вероятнее, что в настоящее время он имеет серьезное психическое расстройство.

Конечно, такая тенденция индивидуальна. Кого-то трудности закаляют, а кого-то морально уничтожают. Но нельзя не отрицать тот факт, что жизненные неурядицы, слабые или сильные, могут не только укрепить психику, но и сильно ослабить ее. Поэтому фраза Ницше «Что не убивает нас, делает нас сильнее» актуальна не для всех и каждого.

Другие цитаты автора

Представим вам и менее известные афоризмы Фридриха Ницше, но такие же интересные, вдохновляющие и содержательные:

  • «Поверхностные люди всегда лгут. Ведь они лишены какого-то содержания».
  • «Я не понимаю, зачем злословить? Если хотите насолить кому-то, расскажите о нем какую-то правду».
  • «Победители не верят в случайности».
  • «Стадо ничем не привлекательно. Даже если оно следует за тобой».
  • «Кто беден любовью, тот поскупится даже на вежливость».
  • «Хороший брак строится на дружбе и таланте».
  • «Долг — это право других на нас».
  • «Опасность попасть под экипаж есть у человека, который выскочил из-под другого экипажа».
  • «Человек есть то, что он преодолел».
  • «Чрезмерность — лучший залог успеха».

Вот мы и познакомились поближе как с самой фразой, так и ее автором. Хоть она известна далеко не в том глубоком смысле, что вложил в нее Ницше, цитата весьма распространена, вызывает множество споров и рассуждений.

Всё, что нас не убивает, делает сильнее. Прав ли был Ницше?

Эта фраза во времена интернета стала очень популярной. Её пишут на стене вКонтакте и в Фейсбуке, делают из неё мемы, набивают в качестве татуировки. Но давайте разберёмся, всегда ли трудные жизненные ситуации закаляют нас и позволяют выходить из них более сильными и развитыми, чем ранее.
Начнём, пожалуй, с золотой формулы психотерапии: конфронтация+поддержка=рост. Одним из важнейших аспектов психотерапевтического процесса является правильный баланс между тем, сколько мы даём клиенту ресурсов, и сталкиванием его с неприятной реальностью.
Если только поддерживать, человек никогда не выйдет из зоны комфорта, не расстанется со своими иллюзиями, не научится ничему новому.
Но если клиент в ситуации, когда энергии на переработку нового опыта недостаточно, конфронтация будет означать ли дополнительную травматизацию и погружение в более глубокий кризис. Что, кстати, часто происходит на тренингах личностного роста, если их проводят люди, далёкие от профессиональной психологии (к сожалению, это далеко не редкость). И в этом случае то, что нас не убивает, приводит нас к психотерапевту, а не делает сильнее. Таких примеров в моей практике и практике моих коллег достаточно.
Помимо правильного баланса есть ещё один секрет. Чтобы, пройдя огонь и воду, не превратиться, простите, в обгоревшего утопленника, нужна правильная переработка опыта. Иначе всё, чему Вы научитесь, — это вытеснять свои чувства, постоянно ощущать себя в опасности, не доверять никому, кроме себя, избегать всего, что приносит радость и счастье, боясь это потерять («Если у Вас нету тёти, …»).
Один из моих учителей, гениальный психолог-психотерапевт с огромным опытом, научил меня своему отношению к тяжёлым жизненным обстоятельствам. Он верит, что всё происходящее с нами посылается нам для развития. «Я не очень понятливый, — говорит он. — Поэтому когда жизнь посылает лёгкие намёки на то, что мне хорошо бы чему-то научиться, я не врубаюсь. Сначала она шепчет мне что-то важное, но я, конечно же, не слышу. Она начинает говорить громче, постепенно переходит на крик и, в конце концов, не выдержав, даёт мне хорошего пинка. И тогда, в ситуации, которую невозможно игнорировать, я начинаю задумываться о том, что же я должен усвоить на этом уроке…»
Стоит ли говорить, что из тяжёлых жизненных периодов он всякий раз выходит личностно ещё более развитым, чем был до этого.
Такой подход поддерживает и меня в трудных ситуациях, помогает не закрываться и даже испытывать некую благодарность за посланные испытания.
Итак, чтобы то, что не убивает, делало сильнее, помогает следующий алгоритм:
1. Представьте, что всё, что происходит с Вами в жизни имеет своей целью только одно — Ваше личностное развитие.
Для этого необязательно придерживаться какой-то религии. Правда в том, что мы не так уж много знаем об устройстве вселенной, поэтому этот вариант так же вероятен, как и многие другие. Но именно такой способ мышления полезен. Так почему бы его не использовать?
2. Если это так, если всё, через что Вам сейчас приходится проходить, должно научить Вас чему-то очень ценному, что это за урок? Что важного Вы должны узнать о себе или о мире? Чему научиться?
Обратите внимание! Ответ, который Вы найдёте, должен расширять Вашу картину мира, увеличивать количество возможностей, помогать Вам чувствовать себя более свободным и уверенным, более наполненным и живым. Вы почувствуете, что ответ правильный — он будет сопровождаться трепетным ощущением важного открытия, озарения, инсайта.
Лучше не принимать ответы в формате:
— «никогда не … (действие, которое, как Вам кажется, привело к болезненным переживаниям)»
— «я — … (ограничивающий ярлык)»
— «мир — … (ограничивающий ярлык)»
— «люди — … (ограничивающий ярлык)»
3. Получив ответ, воплощайте его в жизнь. Меняйтесь и меняйте, реализуя свои важные осознания.
4. Повторяйте вопрос и воплощайте ответы, пока не почувствуете, что вышли из кризиса. В результате Вы не только пережили трудный период, но и на самом деле стали сильнее, превратились в улучшенную версию себя и наверняка получили направление развития на ближайшие месяцы.
P.S. Если Вам необходима помощь в том, чтобы пережить кризис, Вам поможет психолог/психотерапевт.

У нас все звезды

Сегодня исполняется 169 лет со дня рождения самого эпатажного философа XIX века.

Вероятно, Фридриху Вильгельму Ницше есть в чем оправдываться и даже каяться: его постулаты «Падающего — толкни» и «Бог умер» вызывали и продолжают вызывать возмущение у многих поколений, воспитанных на идеалах гуманизма, нацисты взяли на вооружение его теорию сверхчеловека.

.. Ницше кажется мрачным чудовищем, ненавидящим весь мир.

На самом деле, это был тихий, вежливый человек, очень осторожный, мягкий в обращении, ровный по характеру. Он и профессиональным философом не был — скорее, мыслителем, поэтом, филологом. В его подходе практически отсутствовала логика — была только страсть настоящего творчества.

Естественно, половина цитат, сделавших из Ницше монстра — и самого популярного в массах философа всех времен, была попросту представлена в ложном свете. Ницше никогда не призывал толкать слабого, более того, теория сверхчеловека подразумевала не торжество одних над другими, а победу творческого начала над разрушительным, животным. По сути, Ницше полностью отрицал агрессию. В его представлениии человек мог преодолеть только самого себя.

В день рождения Ницше мы собрали знаменитые цитаты философа из книг «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Злая мудрость»,»Сумерки идолов» и других.

Жизненные принципы

  • Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
  • Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек.
  • Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
  • Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.
  • И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
  • Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
  • Много говорить о себе — тоже способ себя скрывать.
  • Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
  • То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
  • Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
  • Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь.
  • Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.

Лу Саломе, несостоявшаяся невеста философа, Пауль Ре и Фридрих Ницше

О женщине

  • Женщина — вторая ошибка Бога.
  • Идешь к женщине — бери плетку.
  • Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
  • Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
  • «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
  • Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям.
  • Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
  • Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
  • Слово «христианство» основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте…
  • Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
  • Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости.
  • Что падает, то нужно ещё толкнуть.
  • С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
  • Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.
  • Стыдиться своей безнравственности — это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности.

ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ

(Friedrich II, 1712—1786), король Пруссии с 1740 г., полководец

Газеты стеснять не следует, если мы хотим, чтобы они оставались интересными.

Указание кабинет-министру графу Генриху Подевильсу, который жаловался на чрезмерную свободу берлинских газет. Приведено в письме Подевильса к военному министру от 5 июня 1740 г. > Gefl. Worte-01, S. 430.

* В моем государстве каждый волен достигать блаженства на свой манер. // …Nach seiner Faзon selig werden.

Запись 22 июня 1740 г. на полях записки о католических школах в Пруссии (опубл. в 1788 г.): » эти религии должны быть терпимы; прокурор должен только следить, чтобы ни одна другой не вредила, потому что здесь каждый волен достигать блаженства на свой манер». > Gefl. Worte-01, S. 430—431.

Вероятно, восходит к Вольтеру: «Англичанин отправляется на небо тем путем, какой он сам себе избирает» («Философские письма», V) (1733 г.). > Вольтер. Философские соч. – М., 1988, с. 84.

Переговоры без оружия что музыка без инструментов.

Высказывание ок. 1742 г. > Friedericus rex, S. 91.

Наши лучшие союзники – наши собственные войска.

После сражения при Хоэнфридберге (1745). > Friedericus rex, S. 110.

Сходные высказывания были нередки у императора Вильгельма II, правившего Германией в 1888—1918 г.

Он был велик в малых вещах и мал в великих.

«Исторические записки Бранденбургского дома» (1750)

Gefl. Worte-81, S. 268

О своем дяде, первом прусском короле Фридрихе I Гогенцоллерне (1657—1713).

Философ на троне.

Там же, гл. «Фридрих Вильгельм»

О своем отце, прусском короле Фридрихе Вильгельме I (1688—1740). Имелась в виду не его образованность, а его «щадящее» отношение к подданным (п Ф-101): «в этом отношении он был философ на троне». > Friedericus rex, S. 122.

Так же называл Вольтер самого Фридриха Великого, который подписывал свои произведения псевдонимом «Беззаботный философ» («Le philosophe sans soici», франц.).

п «Пока в государствах не будут царствовать философы…» (П-67); «Романтик на троне» (Ш-35).

Государь есть первый слуга и первый чиновник государства.

Там же

Эту мысль Фридрих Великий высказывал многократно, в т.ч. в трактате «Анти-Макиавелли» (1740) и «Политическом завещании» (1752). > Gefl. Worte-01, S. 432; Friedericus rex, S. 64.

Сходные высказывания встречались намного раньше, в т.ч. в трактате Данте «О монархии» (1312): «Государь, которого можно назвать слугой всех». > Markiewicz, s. 141.

п «Слуги народа» (И-21).

Он нужен мне еще на год, не больше; апельсин выжимают, а кожуру выбрасывают.

О своих отношениях с Вольтером, приглашенным в Берлин летом 1750 г. Это высказывание было передано Вольтеру математиком Маттри; приведено в письме Вольтера к своей племяннице Мари Дени от 2 сент. 1751 г. > Boudet, p. 831; Millet O. Dictionnaire des citations. – Paris, 1992, p. 270.

Изречение «Как только апельсин выжат, кожуру выбрасывают» известно с XVII в. > Stevenson, p. 1727.

В Петербурге трудно что-либо сделать – никогда не знаешь, кто будет фаворитом к утру.

Об императрице Елизавете Петровне (1750-е гг.). > Friedericus rex, S. 174.

Канальи, вы что, хотите жить вечно?

Своим гвардейцам, дрогнувшим в битве под Колином в 18 июня 1757 г. > Gefl. Worte-01, S. 431.

Фраза приписывалась и другим полководцам.

Вот с каким сбродом приходится мне сражаться!

Так будто бы воскликнул король перед сражением при Цорндорфе 14 авг. 1758 г., когда к нему привели оборванного пленного казака. > Gefl. Worte-77, S. 248.

По другой версии – перед сражением при Курнсдорфе 1 авг. 1759 г. > Friedericus rex, S. 253.

По-королевски мыслить, жить и умереть. // Penser, vivre et mourir en roi (франц.)

Стихи из письма к Вольтеру перед сражением у Россбаха (5 нояб. 1757 г.), в котором Фридрих разгромил французов. > Guerlac, p. 119.

Я буду атаковать почти трехкратно сильнейшую армию принца Карла вопреки всем правилам искусства.

На военном совете перед сражением под Лейтеном 4 дек. 1757 г. Австрийцами командовал Карл Лотарингский. > Gefl. Worte-01, S. 433.

Чем старше становишься, тем яснее видишь, что в этом несчастном мире Его Величество Случай делает три четверти дела.

Письмо к Вольтеру от 12 марта 1759 г.

Guerlac, p. 119—120

Выражение «Его Величество Случай» («Sa sacrйe Majestй le Hasard», франц.) повторено в письмах Фридриха от 22 дек. 1772 и 19 марта 1773 г. Также: «Все решает Его Величество Случай» (письмо Вольтера к А. М. Мариотту от 26 фев. 1767 г.). > Guerlac, p. 113.

п «Случай правит миром» (Н-92).

Когда пил Август, то пьяна была вся Польша.

«Послание к сыну», стихотворение на франц. яз.

О короле Речи Посполитой Августе II Сильном (1670—1733; правил с 1697 г.). Повторено Вольтером в «Послании к императрице России Екатерине II» (1771). > Guerlac, p. 103, 119.

Чем больше плакала, тем больше брала.

О поведении австрийской императрицы Марии-Терезии во время переговоров о первом разделе Польши (1772). > Markiewicz, s. 141.

Потребуется много времени , чтобы цивилизовать этих ирокезов.

Письмо к Жану Д’Аламберу от 19 июня 1775 г.

Markiewicz, s. 142

О поляках, ставших прусскими подданными в 1772 г.

Всегда на посту (Всегда на страже). // Toujours en vedette (франц.)

«Записка об управлении Пруссией» (1775 или 1776)

» должны быть всегда на посту, чтобы следить за своими соседями и быть готовыми в любую минуту расстроить гнусные планы врагов». > Gefl. Worte-01, S. 434.

Вольтер один стоит целой Академии.

«Похвальное слово Вольтеру» 26 нояб. 1778 г.

Oster, p. 297

Вот новый порядок вещей! // Voilа un nouvel ordre de chose (франц.).

Письмо к министру Финкенштейну от 2 дек. 1780 г., после смерти Марии Терезии

Митрофанов П. П. Политическая деятельность Иосифа II и ее враги. – СПб., 1907, с. 106

Он всегда делает второй шаг, еще не успев сделать первый.

Об австрийском императоре Иосифе II (1741—1790). > Friedericus rex, S. 349.

Я устал управлять рабами.

В «Истории немецкого двора» Э. Везе (1851) приведено как цитата из предписания Фридриха министрам в 1785 г., за год до смерти.

В действительности фраза, вероятно, апокрифична; ее источником могло стать письмо Фридриха от 1 авг. 1786 г. об осушении болот в окрестностях Тильзита (опубл. в 1832 г.): «Крестьяне, осевшие на этих землях, должны считать их своими, поскольку они не должны быть рабами». > Gefl. Worte-01, S. 435.

Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны.

Приписывается. > Займовский, с. 131.

Армия марширует на брюхе.

О значении продовольственного снабжения армии. Изречение приписывалось и другим полководцам, в т.ч. Наполеону I. > Knowles, p. 595.

Вариант: «Армия, как и змея, передвигается на брюхе». > Maloux, p. 42.

Ср. также: «Желудок носит ноги» (Мишна, трактат «Генезис рабба», 50, 8); «Брюхо носит ноги, а не ноги – брюхо» (М. Сервантес, «Дон-Кихот», II, 34). > Maloux, p. 168.

Лучше иметь первую армию в Европе, чем худший флот среди морских держав.

Приписывается. > Friedericus rex, S. 376.

Горы уже позади, теперь будет легче.

Согласно «Истории Фридриха II» Томаса Карлейля – последние слова императора 17 авг. 1786 г. (в оригинале по-французски). Возможно, Фридриху представлялось, будто он ведет армию через горы. > Bricard, s. 188.

Уильям Хёртслет считал эту фразу апокрифической. > Hertslet, S. 211.

Дипломатия состоит в том, чтобы гладить собаку до тех пор, пока намордник не будет готов.

Последняя награда смерти в том, что больше не нужно умирать.

Только тот, кто строит будущее, имеет право быть судьей прошлого.

Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку

Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!

Все, что имеет цену — не имеет ценности.

Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» — сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?».

Поскольку время… бесконечно, до настоящего момента уже протекла бесконечность, то есть всякое возможное развитие должно уже было осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.(По ту сторону добра и зла)

Женщина воспринимает мужчину как друга, если он не в состоянии добиться большего.

«Вера» — означает нежелание знать правду.

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Тот, кто не может располагать две трети дня лично для себя, должен быть назван рабом.

Один ищет акушера для своих мыслей, другой – человека, которому он может помочь разрешиться ими; так возникает добрая беседа.

Люди свободно лгут ртом, но рожа всё-таки говорит правду…

Всегда есть две морали: мораль господ и мораль рабов.

Преимущество плохой памяти состоит в том, что одними и теми же хорошими вещами можно несколько раз наслаждаться впервые.

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений

Ни один победитель не верит в случайность.

Иной павлин прячет от всех свой павлиний хвост — и называет это своей гордостью.

Говорят «удовольствие» — и думают об усладах; говорят «чувство» — и думают о чувственвоcти; говорят «тело», а думают о том, что ниже тела, — и вот таким образом была обесчещена троица хороших вещей.

Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове самого читателя.

Заставить быть о себе хорошего мнения, а затем и самой свято уверовать в его справедливость – кому этот фокус удается лучше, чем женщине?

Пожалуйста, возлюбите своего ближнего как самого себя, если вам так угодно. Только вот сначала станьте таким человеком, который сам себя любит.

В мирной обстановке воинственный человек нападает на самого себя.

Если бы супруги не жили вместе, удачные браки встречались бы чаще.

Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно.

Как нет рыбы без костей, так нет людей без недостатков.

Ужасно умереть в море от жажды. Уж не хотите ли вы так засолить вашу истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды?

Иной и не ведает, как он богат, покуда не узнает, какие богатые люди все еще обворовывают его.

Современный человек – это тот, кто умирает не от смерти, а от страха смерти и не от самой боли, а от страха боли, где он падает в обморок иногда просто при виде крови.

Кто кормит голодного, тот насыщает свою собственную душу.

Ибо в том мое учение: кто хочет научиться летать, должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать, — нельзя сразу научиться летать!

Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели.

Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.

Сотворить идеал — это значит переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно прежде всего сотворить своего дьявола.

Человек навсегда прикован к прошлому: как бы далеко и быстро он ни бежал — цепь бежит вместе с ним.

В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина.

Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

Фридрих Вильгельм Ницше — невероятно интересная и гениальная личность в немецкой культуре. Это был настоящий «сверхчеловек», который сочинял музыку, писал стихи и, конечно же, являлся одним из самых самобытных философов нашей эпохи.

Появился на свет Фридрих Ницше 15 октября 1844 году в одной из живописных немецких деревенек неподалеку Лейпцига. Детство будущего философа проходило в семье служителя лютеранской церкви, где, как полагают многие историки, и сформировались основные догматы и противоречия будущего мировоззрения Ницше. В 14 лет будущий «сверхчеловек» покидает родительскую обитель и отправляется учиться в знаменитую гимназию «Пфорта».

Закончив начальное обучение Ницше поступает в Боннский университет, где всерьез берется за теологию и филологию. В попытках докопаться до истины (а его взгляды на многие каноны, принятые в обществе, были мягко говоря, дерзкими) юный Фридрих стал непонятым и отвергнутым. Попытка все исправить в Лейпцигском университете также не принесла философу принятия его взглядов в обществе, но позволила ему в 24-летнем возрасте переехать в Базельский университет, где Ницше становится самым молодым (даже по сей день) профессором классической филологии.

Памятник Фридриху Ницше. Наумбург, Германия.

Фото: mitue/flickr

Ницше был незаурядной личностью, взгляды которой шли вразрез с учением той эпохи. Наиболее большую славу мыслитель снискал благодаря своим афоризмам, которые буквально пропитаны глубоким, но понятным простому человеку смыслом. Фридрих Ницше в своих словах говорил о вечном и насущном. О любви, о жизни, о женщинах. Notagram.ru восхищается мудростью великого немецкого мыслителя, и вспоминает самые лучшие цитаты Ницше, которые очаровывают своим глубоким смыслом.

20 непревзойденных цитат Фридриха Ницше

  • «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
  • Чем шире ты открываешь объятия, тем легче тебя распять.
  • Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
  • Если вы решили действовать — закройте все двери для сомнений.
  • С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
  • Кто в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звезды.
  • Не стоит переоценивать женщин, но и недооценивать их тоже не следует.
  • Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и все остальное не имеет никакой ценности в ее глазах.
  • Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая.
  • Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
  • Что падает, то нужно еще толкнуть.
  • Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.
  • Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
  • Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
  • Много говорить о себе — самый хороший способ себя скрывать.
  • То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.

Иллюстрации: Pascal Campion

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.