Вы не видите

Содержание

То, что вы увидите первым на картинке, раскроет скрытые черты вашей личности

Невероятные факты

Одни из самых интересных тестов личности основаны на оптических иллюзиях.

Наши глаза получают информацию, которая потом обрабатывается мозгом, однако оптические иллюзии часто путают наш мозг, изменяя восприятие.

Что вы видите первым на картинке? Психологическое определение личности

Существует несколько видов оптических иллюзий, каждая из которых определенным образом воздействует на человека.

То, что вы увидите первым на этих иллюзиях, может пролить свет на ваш образ мыслей и особенности вашей личности.

Тест личности

Оптическая иллюзия 1

Посмотрите на изображение. Что вы видите?

Если вы женщина и сначала увидели лицо мужчины, это означает, что у вас высокое либидо, и сейчас вы находитесь в поисках романтического партнера.

Если у вас уже есть партнер, то, возможно, это знак, что между вами есть глубокая связь, он занимает все ваши мысли, и все идет гладко.

Если вы мужчина и сначала увидели мужчину, это говорит о том, что вас заботят отношения с другими мужчинами, возможно, коллегами по работе, приятелями в спортзале или близкими друзьями.

Если вы женщина, и в первую очередь увидели женщину, это значит, что вам комфортно с самой собой, и ваше позитивное отношение окупится.

Если вы мужчина и увидели в первую очередь женщину, это указывает на то, что вы ищите человека, с которым хотите разделить свою жизнь. Возможно, вы прилагаете слишком большие усилия. Дайте себе время, и все встанет на свои места.

Оптическая иллюзия 2

Посмотрите на изображение наверху. Что вы видите?

Если вы увидели машину, это, скорее всего, означает, что вы цените свободу.

Возможность путешествовать, знакомится с новыми людьми, видеть новые места и переживать другой опыт, очень важны для вас. Вы обычно живете в своем ритме и делаете то, что приходит естественным образом.

Если вы увидели мужчину с биноклем, это указывает на то, что вы обладаете аналитическим мышлением.

Вы смотрите на картину в целом и пренебрегаете деталями в большинстве случаев. Как правило, вы учитесь визуально и быстро впитываете информацию. Возможно, вам иногда стоит уделять внимание деталям.

Если вы увидели букву А, которую сложнее всего заметить на изображении, это означает, что вы обладаете непревзойденным острым зрением.

Вы видите детали и обладаете более развитой интуицией, чем те, кто увидел человека с биноклем или машину.

Оптическая иллюзия 3

Посмотрите на это изображение. Что вы видите?

Если вы увидели крокодила, то вы склонны смотреть на вещи широко.

Возможно, вы не склонны придавать значение незначительным вещам. Вы практичны и не любите рисковать. Вы привыкли жить осторожно и не оставляете много места для нового опыта.

Сколько животных вы видите на изображении?

Если вы увидели лодку, у вас прекрасно наметанный глаз на мелкие детали, и мало что может пройти мимо вас незамеченным.

Вы уникальны, неординарны и обладаете творческой жилкой.

Будьте осторожны, чтобы не увязнуть в деталях, особенно если вы творческий человек или учитесь.

Тест оптическая иллюзия

Оптическая иллюзия 4

Посмотрите на рисунок. Что вы видите?

Если вы увидели старика, то вы нежный, восприимчивый человек, который хорошо чувствует других людей и их чувства.

Также это говорит о том, что вы чаще используете правое полушарие мозга, отвечающее за творческие способности, чем левое.

Если вы в первую очередь увидели женщину, вы человек рассудительный с аналитическим складом ума, и, возможно, даже расчетливый.

У вас преобладает левое полушарие мозга и соответственно аналитическое мышление.

Не пытайтесь подавлять в себе веру в лучшее в людях и в добро в этом мире.

Оптическая иллюзия 5

Посмотрите на изображение. Что вы видите?

Если вы увидели колонны, это указывает на то, что вы любите комфорт и безопасность.

Вам будет сложно добиться чего-то большего, если вы не сможете вырваться из оков, которые вы возвели вокруг своей жизни..

Выйдите из зоны комфорта и пробуйте что-то новое. Это также является признаком, что вы любите больше мечтать, чем воплощать свои мечты в реальность.

Если вы увидели мужчин между колоннами, это означает, что вы свободны и готовы двигаться дальше в любой момент.

Вашу жизнь нельзя назвать скучной. Напротив, она полна удивительных людей и событий.

Вы чувствительны и добры, но будьте осторожны, чтобы не провести всю свою жизнь в скитаниях. Будьте готовы остепениться, когда придет время.

Оптическая иллюзия 6

Посмотрите на изображение. Что вы видите?

Если вы сначала увидели лица, это означает, что большую часть времени вы думаете о людях.

Вы экстраверт по натуре, любите общаться и окружать себя людьми.

Вы легко поддаетесь влиянию других людей, внешних обстоятельств и стимулов.

Вам важно окружать себя хорошими, позитивными и жизнерадостными людьми. Будьте осторожны с теми, кого выбираете себе в компанию.

Если вы в первую очередь увидели подсвечник, это признак того, что вы интроверт, вы не так часто думаете о других, как о себе и своих мыслях.

Вы любите домашнюю обстановку больше чем выходы в свет, и лучше всего чувствуете себя, когда вы сами по себе или с несколькими близкими людьми.

Оптическая иллюзия 7

Посмотрите на изображение. Что вы видите?

Если вы в первую очередь увидели женщину, то вы чувствуете, что вам часто приходится защищаться.

Женщина на изображении находится на земле с согнутыми коленями, прикрыв голову и защищая свое лицо.

Возможно, сейчас вы эмоционально или физически истощены. Женщина также представляет собой глубокое внутреннее сожаление.

Вероятно, у вас недавно закончился тяжелый период в жизни.

Если вы в первую очередь увидели череп, это говорит о том, что вам сложно принимать решение, и вы не видите дорогу впереди.

Ваши препятствия кажутся вам огромными, а трудности бесчисленными.

Помните, что вы будете сильнее, когда окажетесь по другую сторону пути.

Тесты на определение личности достаточно забавны, и они дают вам дополнительную информацию о себе, основываясь на восприятии первого объекта, который вы видите на картинке. Итак, давайте посмотрим на эти изображения и протестируем вашу личность.

1. Что вы увидели первым на этой картинке?

Кого вы видите?

Если вы видите молодую женщину, это означает, что вы оптимистичны, счастливы и немного импульсивны.

Но это не единственная скрытая картинка, посмотрите более внимательно.

Вы видите старика на картинке?

Если вы изначально увидели старика, это означает, что вы человек умудренный опытом, умеете критически мыслить и видите вещи и ситуации не поверхностно, а более глубоко.

2. А это вроде бы обычный набросок, но… что вы на нем видите?

Молодая женщина: вы оптимист и счастливый человек.

Старуха: вы рассудительный человек с аналитическим мышлением, склонный к критике и скептицизму.

3. А теперь взгляните на эту картинку.

Лицо: если вы сразу же видите лицо, это означает, что вы воспринимаете изображение как единое целое, а потому многие вещи в своей жизни вы рассматриваете именно комплексно, без углубления в детали.

Только цветы: это указывает на то, что вы очень связаны с природой и нередко удаляетесь от общества и повседневного быта, чтобы почерпнуть из неё энергию.

4. Здесь тоже есть скрытые изображения.

Череп: если вы сразу же увидели череп, это означает, что вы абсолютный реалист и понимаете, что все хорошее не будет длиться вечно.

Женщина: это указывает на то, что вы немного витаете в облаках и не отдаете себе отчета об угрозах, опасностях и их последствиях.

5. Утка или…?

Если вы увидели утку, то ваше ведущее полушарие мозга правое, а если зайца – то левое.

6. А теперь проверьте этот рисунок.

Лица в профиль: вы очень внимательно присмотрелись к картинке; это означает, что вы человек решительный и прямолинейный, особенно когда вам приходится иметь дело с решением проблем.

Подсвечник: это означает, что вы хотели бы сделать шаг назад, чтобы увидеть всю комплексную картину. Вы собираете информацию и анализируете ситуацию, прежде чем за неё браться.

7. На этой картинке есть три объекта.

Две руки: вы полагаетесь на логику и руководствуетесь своими наблюдениями. Вы рассудительны, уравновешенны и помогаете другим сохранять спокойствие.

Дерево: вы ориентируетесь на детали и очень дотошно в них разбираетесь; кроме того, вы отлично улавливаете настроения людей.

Взрыв: у вас очень мощное и активное воображение. Вы креативны и, вероятно, работаете в области, связанной с искусством.

8. И следующая картинка.

Девушка: вы прямолинейны и эмоциональны, отличаетесь активностью и энтузиазмом.

Лодка: вы мягки и бескорыстны

Вода: вы творческий и немного эксцентричный человек

О жизни виртуальной и реальной

Вторник, Ноябрь 27, 2012, 2:43 | В записную книжку, Просто так | 33 917 просм. | 2 комментария

В записную книжку 🙂

Я, к сожалению, не отношусь к счастливчикам, которые могут разглядеть объемное изображение, зашифрованное в стереограмме (хотя, вроде, дефектами зрения не страдаю). Перепробовала все предлагаемые методы — ничего не работает, не помогает ни один из них.

Но тех, кто видит, пусть даже после длительного обучения и не менее длительного периода тренировок — в человеческой популяции большинство.

Для них — это расширенное руководство, скомпилированное из записей блога 3Dимка. А в самом конце — бонус для бедолаг вроде меня (которые не видят)!

Так что же такое стереограмма?

На самом деле «стереограмма» — это намного более общий термин, который обозначает любые объемные изображения, выполненные любым способом. А наши, как их иногда называют «магические», картинки имеют более точное место в этой классификации — Стереограммы Одного Изображения (Single Image Stereograms). А почему «Одного»? Что это за стереомоно такое?

Стереограмма — лимон

Человек, и большинство животных, видят мир в объеме благодаря двум глазам. Если посмотреть на стереограмму правильно, то каждый глаз увидит свою предназначенную для него проекцию, и мозг автоматически воссоздаст объемную картинку. Такая способность называется стереоскопическим, или бинокулярным, зрением. К сожалению, не все люди обладают им, хотя это не означает, что восприятие объема им недоступно.

Умеете ли вы смотреть стереограммы?

Я имею в виду — можете ли вы видеть то объемное изображение, которое в них спрятано?

Стереограмма — кувшин

Как, не можете? Да нет же, конечно же вы можете, только вы про это еще не знаете. Если вы видите мир объемным, то ничего не мешает вам видеть стереограммы. Это же как научиться кататься на велосипеде. Никогда не катались? Ну тогда все равно что научиться водить автомобиль. У вас нет авто? Да хватит уже отговариваться, возьмите и научитесь наконец! Уже научились? Ну тогда научите других, не будьте эгоистами.

И так, начинаем гимнастику для глаз: открыли, закрыли, правый — левый, левый — правый. Хм, это гимнастика для век, а не для глаз. Мы почему-то редко воспринимаем глаза, как что-то, что нуждается в тренировке, поэтому и процветает индустрия очков, контактных линз и лазерной терапии. Наши глаза в течение жизни работают в нескольких режимах — телевизор, книга, магазин, работа/учеба, дом. Все остальные способности постепенно атрофируются.

К чему я про все это? При просмотре стереограммы нужно заставить глаза сделать две нестандартные вещи:

1. Расслабить взгляд и посмотреть сквозь картинку.
2. Сфокусироваться на картинке.

Ну и что же здесь такого нестандартного? А то что это нужно сделать одновременно. Фокус, в данном контексте, — это не точка, на которую вы смотрите двумя глазами, а состояние, при котором каждый глаз видит изображение в резкости. За фокус (резкость) отвечает мышца хрусталика, а за то, куда вы смотрите — мышцы глазных яблок. Годами вы, того не замечая, тренируете свои глаза, чтобы они фокусировались на том, на что вы смотрите, что в общем-то очень даже естественно. И вот возникает ситуация, когда вам нужно управлять этими функциями независимо, и конечно же, с первого раза не получается.

А это безопасно для зрения?

Это не только безопасно, но еще и полезно, если в меру. Некоторые западные врачи используют стереограммы для коррекции и тренировки зрения. Однако, как и в спорте, — полезно для здоровья, пока вы не стали спортсменом-профессионалом, так что не переутомляйте себя, пожалуйста. К тому же у новичков в первое время могут наблюдаться усталость в глазах или даже головная боль. Но ведь вас никто не заставляет сразу пробежать марафон. Дайте глазам отдых, а потом пробуйте еще. С каждым разом вы сможете видеть все больше и больше деталей, все быстрее и быстрее переключаться в стереокартинку.

1. Классический способ

Возьмите такую стереограмму, у которой повторяемость узора ярко выражена. Очень важно, чтобы ширина каждой колонки была не больше 6 см, но и не меньше 3-х — новичку с такими легче научиться. Попробуйте распечатать стереограмму, может для вас это будет легче, чем с монитора.

Стереограмма — тыква

…рассфокусировать взгляд

Отодвиньте стереограмму на расстояние полувытянутой руки, голову и картинку нужно держать строго горизонтально. Теперь постарайтесь расслабить взгляд и посмотреть сквозь картинку. Представьте, что она прозрачная или что ее нет. Скорее всего, ваши глаза будут неосознанно переключаться на картинку, и это естественно — вы же тренировали их на это все прожитые годы! Однако пытайтесь удерживать взгляд расфокусированным, рассеянным и даже немного безразличным.

…совместить повторяющийся узор

Как только у вас получилось удерживать расфокусированный взгляд, следуюший этап — подобрать оптимальное расстояние, при котором соседние повторяющиеся элементы совместятся. Благодаря этому проявляется скрытое объемное изображение.

…плавно подобрать расстояние

Попробуйте очень-очень медленно и плавно перемещать стереограмму от себя — к себе. Цель этих таинственных движений — подобрать оптимальное расстояние, при котором двоящийся узор совместится и проявится мутное, нерезкое, но объемное изображение. Вы сами вдруг почувствуете что картинка приобретает объем: сначала фон начнет уплывать назад а затем начнут проявляться размытые формы крупных объектов. Ни на минуту не забывайте, что вам не нужно переводить взгляд на саму стереограмму и ни не нужно концентрировать взгляд.

Если глаза все равно переводятся на картинку, как вы ни стараетесь — попробуйте другую картинку, не зацикливайтесь только на одной. Периодически давайте глазам отдохнуть.

…плавная рассфокусировка

Если перемещение картинки заставляет ваш взляд переключаться на нее, попробуйте еще эту методику: зафиксируйте стереограмму и плавно расслабляйте взгляд. Вы можете заметить, что повторяющиеся элементы начали двоиться и плыть. Чем сильнее вы расслабляете взгляд, тем сильнее плывет и двоится узор. В какой-то момент повторяющиеся элементы узора могут совместиться и начнет проявляться туманный объем, как будто это мираж. Обычно при этом взгляд сам «захватывает» и удерживает объемную картинку некоторое время. После нескольких тренировок вы сможете удерживать стереокартинку сколько угодно долго.

…вспомогательные точки

Намного проще «двоить» взгляд, если на стереограмме есть две вспомогательные точки, расстояние между которыми соответствует расстоянию между элементами узора. Рассеивая взгляд или плавно подбирая расстояние до стереокартинки, вы заставляете пару точек двоиться так, что их становится четыре. Но как только пара соседних точек соединится и покажется что точек только три — узор стереокартинки тоже совместится и должен проявить едва заметный размытый объем.

…шиворот-навыворот

У вас получилочь увидеть скрытое изображние, но оно не объемное, а как будто какие-то вырезанные дырки на плоскости. Это значит что вы смотрите не сквозь стереограмму, а перед ней. Или другими словами — скрещиваете (косите) глаза — попробуйте другой способ. Для такого скрещенного взгляда тоже существуют свои стереограммы, но об этом — не сейчас.

Я вижу какой-то мутный объем, но все не в резкости

Если появилось объемное изображение, но оно размытое — вы на полпути к цели. Не торопите событие и не стремитесь настроить фокус усилием воли — дайте какое-то время хрусталикам самим настроиться на резкость. Чем дальше от вас находится стереограмма, тем обычно быстрее проявляется резкость. Вы читаете в очках? Тогда наденьте их. Кто знает, может, после нескольких занятий вы наконец от них избавитесь? Как только мутное объемное изображение станет вдруг резким и четким, можете себя (а заодно и меня) поздравить — получилось!

Еще раз повторим основные пункты:

1. Первая стереограмма должна быть с ярко выраженным повторяющимся узором или с двумя вспомогательными точками.
2. Глаза и стереограмму держать горизонтально, не перекашивать и не сгибать картинку.
3. Расслабьте взгляд, постарайтесь не моргать и не фокусировать взгляд на картинке.
4. Заметив, что повторяющийся узор начал «плыть» и двоиться, постарайтесь, чтобы повторяющиеся элементы или вспомогательные точки совместились.
5. Оптимальное расстояние подбирайте очень плавно, чтобы не фокусироваться на узоре стереокартинки.
6. Как только начал проявляться нерезкий объем — продолжайте удерживать рассфокусированный взгляд в таком положении и четкость через некоторое время проявится автоматически.
7. Давайте глазам отдыхать, не зацикливайтесь только на одной стереограмме.

Если ваши глаза отказываются вам подчиняться и упорно переключаются на плоскость картинки, попробуйте другие способы:

2-ой способ. Стеновидение или wall-eyed viewing

Да, я не опечатался — стена нам будет сейчас помогать. Предупредите родственников, чтобы они, увидя вас, не бежали звонить психиатру. Подойдите к стене на расстояние полтора-два метра, захватив с собой напечатанную стереограмму. Посмотрите на стену и найдите что-нибудь на уровне глаз, за что им можно «зацепиться». Смотрите на нее неподвижно, считая от 1 до 10 и плавно (!) начните поднимать в поле вашего зрения стереограмму, продолжая считать 11, 12, 13 ….. (только не засните, пожалуйста!)

Если глаза автоматически переключаются на картинку, опустите картинку вниз, переключите взгляд на стену и пробуйте еще. Постарайтесь подольше смотреть на стену, пытаясь зафиксировать положение глаз, и опять плавно внесите стереограмму между глазами и стеной.

* 2.1 Вы сосчитали до 645, но глаза все-равно переключаются на картинку. Попробуйте следующий метод, главное не сдавайтесь на полпути к победе! Убедитесь, что стереограмма все время была расположена горизонтально.

* 2.2. Зрение не переключается на картинку, но объемного изображения все равно не возникает. Попробуйте теперь очень медленно и плавно переместить стереограмму от себя, к себе, опять от себя и опять к себе. При каком-то расстоянии изображение несомненно проявится.

* 2.3 Если появилось объемное изображение, но оно какое-то размытое, дайте время хрусталикам настроиться на резкость.

3. Уткнуться носом

Нет, еще не пора спать, вы же только начали! Возьмите стереограмму и приложите ее к лицу. Да не стесняйтесь же, это ведь не фотография Майкла Джексона в молодости. Приложите ее ко лбу, так как это делают экстрасенсы, угадывающие что нарисовано на обратной стороне листа. Скорее всего вы ничего не увидите. Расслабьте глаза, тем более что все равно ничего не видно. Теперь плавно и медленно отводите стереограмму от себя, стараясь не замечать ее и (надеюсь еще не надоело) не переводя на нее взгляд. При каком-то расстоянии вы должны увидеть объем.

4. Отражение

Поместите стереограмму за стекло (например, шкафчика). Смотрите теперь на отражение в стекле. При таком методе глаза несомненно смотрят сквозь картинку, нужно только подобрать расстояние, при котором скрытое изображение появится, пардон, за стеклом. Если у вас есть возможность распечатать стереограмму на специальной прозрачной пленке (такое умеют почти все лазерные принтеры) — попробуйте поучиться на ней, смотреть сквозь полупрозрачную картинку не составит большого труда. Не забывайте, что все должно быть строго горизонтально, и стереограмма, и глаза.

5. Глаза кучкой

Этот способ не совсем удачный, однако несколько людей научились смотреть стереограммы именно так. Нужно сильно скосить глаза в кучку и когда все станет двоящимся и не в фокусе, расслабить взгляд. Может получиться так, что в момент перефокусировки, глаза примут именно нужную позицию и объемное изображение проявится. Однако может произойти обратный эффект — изображение будет шиворот-навыворот (см. Глюки).

6. Очки

Даже если у вас хорошее зрение, одолжите очки, обязательно с положительными диоптриями. Попробуйте смотреть сквозь стереограмму, увеличивающие очки могут значительно облегчить вашу задачу. Как только вы увидите стереограмму в объеме, попробуйте уже без очков. Кстати, во время стереобезумия 90-х одна компания выпускала очки с призматическими линзами, специально для просмотра стереограмм.

7. Обучение с помощью анаглифических стереоочков

Вы не слыхали про анаглифические стереоочки? Это такие с красным и голубым фильтром в картонной оправе, самый доступный метод смотреть стереоизображения на мониторе. Может, у вас завалялись после фильма «Дети шпионов» (Spy Kids 3D) или достались вместе с детскими книжками. Меня посетила мысль: а почему бы не использовать такие очки для простого обучения просмотру стереограмм?

Идея простая — наденьте очки и посмотрите на нижнюю стереофотографию этой стереограммы:

Вы должны увидеть в объеме парочку, сидящую на берегу North Shore of Oahu (Гавайи). Затем переведите взгляд на волны на заднем плане и вы сможете без напряжения увидеть скрытое изображение вверху. Попробуйте несколько раз — обязательно должно получиться. После того как стереокартинка закрепилась, вы можете снять очки, не меняя положения взгляда, и верхнее стереоизображение должно остаться объемным. Через какое-то время вы сможете смотреть и другие стереограммы без очков, натренерованным взглядом.

Глюки

Может оказаться, что есть и объем и резкость, но что-то не так. Вместо цельных объектов вы видите двоящиеся или даже троящиеся силуэты, порезанные на какие-то бесформенные куски. Это значит, что вы перестарались и развели глаза слишком сильно. Настолько сильно, что слились не соседние текстурки, а текстурки, расположенные через одну или даже через две. Вам нужно или не смотреть так «далеко», или поискать стереограмму с более широкой текстуркой, не менее 3 см.

Другой случай — если скрытое изображние не совсем объемное, а как будто какие-то вырезанные дырки на плоскости. Все выпуклости становятся вогнутостями и наоборот. Это значит, что вы смотрите не сквозь стереограмму, а перед ней, поэтому и видите инверсное изображение. Другими словами вы скрещиваете взгляд, вместо того, чтобы смотреть вдаль. Попробуйте способ #3. Но что интерестно, даже для такого способа просмотра существуют стереограммы (ПЕРЕКРЕСТНЫЕ), только они не такие выразительные.

Пример перекрестной стереограммы

Echo-ghosting — нередкий глюк в стереограммах. Он проявляется как повторяющиеся и расходящие в стороны куски скрытых объектов. Но они неожиданно исчезают, если вы смотрите на задний план стереограммы, и опять возникают, как только зрение переносится на передний план. Несомненно, это глюк — результат генерации картинки на программе, не имеющей алгоритма удаления невидимых поверхностей.

Я никогда не видел стереограммы и не увижу…

Есть очень маленькая вероятность, что вы физически не можете увидеть стереограмму. Такое бывает у людей с нарушенным стереоскопическим восприятием. К сожалению, слабая связь между зрительными каналами не позволяет им видеть мир в объеме, и даже права на вождения автомобиля им не разрешат получить. Однако даже для них имеется один метод — анимационный.

Если вам никогда не удавалось увидеть скрытое изображение в стереограммах, попробуйте эту утилитку. Вам не нужно будет косить глазами и смотреть особым взглядом, скрытое изображение возникнет само, благодаря анимации.

Просмотр скрытого изображения стереограммы с помощью метода анимации

Кликать тут — Рассекречиватель Магических картинок

1. Скопируйте URL картинки в верхнее поле и нажмите кнопку Load.
2. Как только стереограмма загрузится, она начнет «дергаться».
3. При помощи ползунка Focus совместите текстурки, чтобы начало проявляться скрытое изображение
4. Подстройте скорость анимации ползунком Speed.

Разное положение ползунка Focus позволяет «открывать» разные слои глубины стереограммы. Перемещайте плавно ползунок и рассматривайте стереограмму слой за слоем, объект за объектом.

К сожалению, программе можно подсунуть только картинки, размещенные в Web — локальные файлы придется залить на какой-нибудь хостинг картинок, чтобы скормить их утилитке. К тому же Flash поддерживает не все версии JPEG. Но для демонстрационных целей достаточно и тех картинок, которые вы найдете в Сети. Даже тех, которые выложены на этой странице 🙂

Глазу негде отдохнуть: 4 способа смотреть на картины и понимать их

«Как смотреть на картины», перевод Екатерины Куровой. Издательский проект «А+А»

Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.

Для чего служат картины?

Зададимся вопросом: для чего служат картины? Около пятнадцати тысяч лет назад на потолке пещеры, находящейся на территории современной Испании, было создано очень убедительное изображение бизона. Попробуем представить себе, какую функцию выполняло это изображение, находящееся в темном углу недалеко от входа в пещеру? Предполагают, что его цель — магическая, и что оно было призвано придать своему создателю (или его племени) дополнительную силу, позволяющую поймать и убить изображенное животное. Тот же принцип действует в религии вуду: в куклу, похожую на определенного человека, втыкают булавку, чтобы принести этому человеку вред. Должно быть, пещерный живописец верил, что рисунок поможет ему на охоте.

Наскальный рисунок с изображением бизо­на. Первобытный художник. Пигменты, сделанные из угля и охры. Пещера Альтамира, Испания. 15–10 тыс. до нашей эры

Воскрешение Лазаря. Византийский мастер. Мозаика Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия. VI век

Вторая картина совсем не похожа на первую — это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет — воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:

Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…

Ин. 11: 41–44

Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.

Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.

На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не по-сыновьи обнимает крылатый юноша — ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним — загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость — дурное качество, злонамеренность под маской искренности, — которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность — союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.

В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина — это отец-Время; за его плечами — символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени — по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.

Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость — не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных — напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.

Аллегория с Венерой и Купидоном. Аньоло Бронзино. Около 1545 года

Осенний ритм (No 30). Джексон Поллок. 1950 год

Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.

И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) — она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.

Культурный контекст

Второй способ анализировать картины — задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что — пусть и не много — о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.

Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.

Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном — или даже пресыщенном — обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.

Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное видение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.

Сходство

Третий способ рассматривать картины — попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.

Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.

Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм, столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.

Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.

Победный ветер. Ясный день. Кацусика Хокусай. 1830-1832 годы

Композиция

Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа — Венера и Купидон — приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.

Композиция — это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета

Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что все пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.

Художник обвел фигуры жестким контуром, а лицам придал мягкую округлость. Персонажи картины будто сделаны из мрамора. Ощущение холодной жесткости подчеркнуто преобладающими оттенками — бледно-голубым и нежно-белым, с редкими вкраплениями зеленого или темно-синего. (Едва ли не единственным теплым оттенком является здесь красно-розовый цвет подушки, на которую оперся коленями Купидон.) Все эти особенности совершенно не соответствуют тому, что мы обычно связываем со сферой чувственности. Таким образом, жесты любви и страсти, обычно нежные или горячие, здесь переданы как расчетливые и хладнокровные.

Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.

Разговор о картинах

В двенадцати главах этой книги мы рассмотрим картины, созданные в разное время и в разных странах. Сначала мы будем анализировать их с точки зрения сюжета, но постепенно начнем уделять больше внимания форме и композиции, особенности которых не так просто уловить с первого взгляда. По пути нам встретятся понятия, порой кажущиеся неожиданными, так как их невозможно соотнести ни с содержанием, ни с формой, но вместе с тем способные помочь понять художественное произведение, а значит, и получить от него удовольствие.

Мы не будем изучать связи между искусством и обществом, в котором оно создается, и выстраивать стили и направления в хронологическом порядке. Существует множество прекрасных книг по истории искусства, обозревающих произведения в историческом контексте и прослеживающих эволюцию стилей во времени.

Для нас же самое главное — не просто смотреть на картины, но и говорить о них, ведь, как бы странно это ни звучало, простого созерцания недостаточно. Мы уверены, что единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному видению — это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведений искусства.

Что такое стереограммы и как с их помощью можно тренировать зрение?

Человеческое зрение в норме является бинокулярным, что дает ему уникальную особенность — в плоском изображении видеть объемную картинку. Для тренировки такой способности и просто для развлечения можно использовать стереокартинки, в которых «спрятаны» трехмерные изображения.

Стереокартинки, которые иначе называют стереограммами, представляют собой плоские картинки с повторяющимися узорами, в которых при определенной фокусировке зрения можно рассмотреть объемное изображение.

В чем «секрет» стереорисунков?

Стереоэффект базируется на бинокулярности нашего зрения.

Мы воспринимаем окружающий мир двумя глазами. При этом правый и левый глаз видят одну и ту же картинку с разных ракурсов. Обрабатывая поступившую от зрительных органов визуальную информацию, головной мозг соединяет два плоских изображения в одно объемное.

Такой же эффект лежит в основе создания стереокартинок. Если вглядеться в узоры подобных рисунков, то можно увидеть, что за кажущимся визуальным хаосом скрывается набор повторяющихся, почти одинаковых элементов. Обрабатывая зрительную информацию, мозг некорректно соединяет углы, под которыми мы рассматриваем изображение, и точки падения взгляда. Самообман мозга приводит к обману зрения, поэтому мы видим трехмерную картинку в наборе плоских фрагментов.

Для чего нужны стереокартинки?

Раньше стереоскопические рисунки публиковались в журналах, на обложках школьных тетрадей, их можно было приобрести отдельным книжным изданием. Сегодня, помимо печатных вариантов стереограмм, есть большой выбор онлайн-картинок, которые можно разглядывать с компьютера.

Для многих людей попытка увидеть в стереоскопических изображениях объемную фигуру не более чем развлечение, но, оказывается, подобные картинки могут иметь и практическое значение. По мнению врачей и психологов, просмотр стереограмм положительно влияет на зрение, способствует улучшению интеллекта и познавательных способностей.

Польза стереокартинок для интеллекта и зрения

Врачи-офтальмологи рекомендуют применять стереокартинки для улучшения зрения, в частности тренировки аппарата аккомодации, снятия напряжения с глаз, развития бинокулярных функций зрительной системы. Регулярный просмотр стереоскопических рисунков по несколько минут в день позволяет добиться нескольких положительных эффектов:

  • улучшает четкость зрения;
  • способствует правильной работе аппарата аккомодации, отвечающего за фокусировку глаз на разных расстояниях;
  • за счет активации кровообращения улучшает питание зрительных органов и способствует нормализации давления в глазах;
  • улучшает навыки бинокулярного зрения, способствует лучшему восприятию глубины, пространства, формы объектов;
  • снимает напряжение с глазных мышц, избавляет от усталости глаз.

Несмотря на пользу стереограмм, их просмотр не избавит от прогрессирующей близорукости и других проблем со зрением. Поэтому при снижении остроты зрения, нарушениях бинокулярности и других симптомах первым делом обратитесь за консультацией к офтальмологу.

Специалисты утверждают, что разглядывание стереокартинок является хорошей тренировкой не только для зрения, но и для интеллекта, познавательных способностей. Необходимость особым образом фокусировать взгляд и удерживать фокус внимания продолжительное время развивает сосредоточенность, умение концентрироваться, стимулирует мозговую активность, увеличивает скорость мозговых реакций.

Возможен ли вред зрению от просмотра стереокартинок?

Польза разглядывания стереограмм очевидна, но многие люди до сих пор считают, что «волшебные картинки» могут нанести вред глазам и зрению. В основе этого мнения лежит несколько факторов.
С одной стороны, после просмотра картинок у новичков может возникнуть дискомфорт, сухость, болезненные ощущения в глазах. Такое состояние не является патологическим и не свидетельствует о том, что стереограммы вредны для глаз. Дискомфорт может возникать из-за непривычной для глазных мышц нагрузки и редкого моргания. Чтобы избежать сухости глаз и неприятных ощущений, следует заниматься по стереокартинкам не дольше нескольких минут и между просмотрами часто моргать, смачивая таким образом поверхность глазного яблока. Мышцы глаз при регулярных тренировках быстро адаптируются к новым условиям фокусировки взгляда, и дискомфорт проходит сам собой.

С другой стороны, вред стереокартинок для глаз может быть связан с использованием экрана компьютера или телевизора для их просмотра. Но поскольку тренировка глаз обычно занимает не больше 10 минут, за такое короткое существенного вреда зрению не будет. Чтобы полностью исключить риски, можно распечатывать изображения на принтере.

Как правильно рассматривать стереокартинки для зрения?

Человек, который никогда раньше не рассматривал стереорисунки, часто затрудняется рассмотреть в пестром поле непонятных узоров какое-либо целостное изображение, еще и объемное. Как смотреть, чтобы увидеть? Предлагаем несколько способов.

Вариант первый.

Нужно взять распечатанный стереорисунок (или посмотреть на монитор компьютера с изображением) и поднести близко к глазам. Взгляд должен быть направлен как будто за плоскость картинки, которую Вы рассматриваете, что дает эффект расфокусировки зрения. Удерживая такое состояние, медленно отодвигайте от себя рисунок. Если все действия выполнены правильно и Вам удалось сохранить нужную степень расфокусировки, то на определенном расстоянии от глаз из плоской картинки появится объемная фигура. У новичков не всегда с первой попытки получается увидеть желаемый трехмерный объект, поэтому нужно просто повторить тот же алгоритм действий еще раз.

Вариант второй.

Другой способ предполагает перенесение точки фокусировки взгляда не за плоскость картинки, а, наоборот, перед ней. Чтобы увидеть стереоизображение, нужно смотреть в точку, расположенную на равноудаленном расстоянии между картинкой и Вашим лицом. Изображение держат на расстоянии вытянутой руки напротив лица. На удалении 30 см от кончика носа размещают карандаш. Основная задача сфокусировать взгляд на карандаше таким образом, чтобы он и сама картинка не «расплывались» и были видны довольно четко.

Существуют и другие способы увидеть то, что спрятано «в глубине» плоской картинки, но по сути они являются вариациями двух основных методов — когда точка фокусировки расположена за картинкой или перед ней:

  • Распечатанный стереорисунок разместите напротив стены, отодвинув лист на 25 см от нее. Встаньте на таком же удалении от стереограммы.
  • Смотрите сквозь картинку, фокусируя взгляд на стене.
  • Возьмите небольшое плоское стекло или лист прозрачного пластика и в центре нарисуйте точку. Расположите стереокартинку на расстоянии около полуметра от глаз, примерно посередине между рисунком и лицом разместите стекло или пластик с нарисованной точкой и фокусируйте на ней взгляд, пока не увидите объемное изображение.

Статистика показывает, что видеть объемные изображения в стереокартинках могут более 90% людей, поэтому шанс, что Вы попадете в это число, довольно высок. Даже если не получилось с первого раза, просто сделайте несколько попыток и, вероятно, Вы получите желаемый результат.