Все мы не любили их в школе

Ребята, сколько штрафов бы сегодня за такое впаяли школе? Я была в шоке, когда на собрании в классе моего сына учительница, чуть ли не извиняясь, просила подписать бумагу, что мы не против, если детей будут привлекать к «трудовым мероприятиям».

Бумагу? Не против ли? Что вообще происходит? Наша техничка тетя Тоня знаете где видела бы эту бумагу? Швабру в руки — и пошел мыть пол. Вы не поверите, мы ее обожали. Потому что спрятаться у нее в каморке и попить чаю — это было круто.

Территория школы не была обнесена забором. В школу мог зайти любой человек в любое время. У родителей был свободный доступ к учителям, к детям. Мы сами могли зайти и выйти в любое время. Нас не опекали, как слепых кутят. И от этого мы не стали прогульщиками. Наоборот, мы уходили из школы в 8, 9, 10 вечера, потому что нам было чем заняться. И это дела не относились к «покурить за школой».

А дискотеки в фойе школы помните? Сначала нужно уговорить, чтобы ее разрешили. Потом ничего не натворить, чтобы не запретили. Потом еще найти угол, где можно потанцевать медленный, чтобы тебя не заметил дежурный учитель.

И вот это вот:

— Все, последний танец!

— У-у-у, ну давайте еще хотя бы 15 минут.

— Ладно, еще три песни. И все!

Может быть, наша школа не была такой навороченной, как сегодняшние… Но она была искренней. Конечно, ситуации случались разные, но в целом, глобально, наши учителя любили нас, а мы, пусть где-то со своим подростковым нонконформизмом, любили их.

День учителя мы тогда не отмечали так, как это делают сегодня.

20 лет назад не было необходимости доказывать статусность педагога подарками, его авторитет был неоспорим. Зато мы точно знали, что отношение к классу в целом не зависит от цены презента.

Кстати, на 8 Марта мы дарили всем педагогам нарциссы. Строго по 7 штучек.

У наших родителей абсолютно точно не было телефонного чата, в котором они обсуждали бы, достаточно ли греют эти чайные розы душу нашего классного руководителя. Зато были посиделки у кого-то на кухне, где они и решали все эти вопросы. Кстати, подружившись тогда, они тесно дружат до сих пор, как и мы сами, бывшие одноклассники, между собой. И для меня это потрясающий пример взрослых коллективных взаимоотношений, который я стараюсь повторить сегодня.

И за это моей школе большое спасибо.

Содержание

За что вы любили или не любили школу?

О. ЖУРАВЛЕВА: В Москве 17 часов 12 минут. Вас приветствует программа » Типичный случай». Меня зовут Ольга Журавлева. Сегодня говорим о том, за что вы любили или не любили школу. Хотелось бы, конечно, задать какую-нибудь тему, типа: школа – это зло. Так часто говорят родители 5-6 летних детей, с содроганием предполагая, что скоро они отдадут в эту ужасную школу своих детей. Захотелось послушать и тех, кто считает, что в школе есть не только зло, но и добро. Если есть зло, то какое? Если есть добро, то тоже какое? Как учились вы сами, с какими ощущениями ходили в школу, если ходили, потому что бывает всякое. Что вам это дало? Может быть, даже если не любили, но все вспоминаете с благодарностью за что-то. Я попросила задать это вопрос нашим гостям и интересно, что практически все варианты были рассмотрены гостями программы » Родительское собрание». Два учителя и один родитель. Причем родитель в школу ходить не любил, а учителя, что естественно, хорошие учителя вырастают из тех детей, которые с удовольствием ходили в школу. Мне так кажется. Может быть, и это тоже не так. «Я любила школу, в которой училась до 8 класса. Она мне снится до сих пор. Я не любила другую школу, которую закончила. Много воровства было в раздевалке, вранья, но и хорошее тоже было». Такая история. Виталий переживает: » Сколько не смотрю телевизор, постоянно кашляет звукорежиссер». Уже выздоравливает Марина. Просто Марина работает в то же время, что и я. Поэтому у вас такое складывается ощущение, что у нас звукорежиссеры на рудниках трудятся. Я хотела еще обратить ваше внимание, что сегодня программа » Фискал» была в записи, поэтому те люди, которые пытались задавать Александру Петровичу вопросы, они остались без ответа. Следующая передача будет живая. А возвращаемся к нашей теме. » Возненавидел школу за пионерию, комсомол с его комплексным планом, деповский маразм и мозгоклюйство»,— пишет Руприхт. Интересно, что пионерию и комсомол отменили, а вот эту манеру коллективно организовывать детей для всяких мероприятий сохранили, потому что остался какой-то прежний опыт. Классные часы, и вечера организуются без комсомола и пионерии, но при желании это можно сделать так, что возненавидишь. » Не любил школу из-за тупого большинства. Разгильдяй среди отличников и наоборот»,— пишет Кеша. » Я не вижу причин любить свою школу. Образование было в крайней степени посредственное, процветала коррупция. Из положительных сторон могу выделить одну учительницу, которая очень любила своих детей – нас. Всегда стояла за нас горой. Но это просто отличный человек. Однако я окончил школу с неплохим знанием иностранного языка. Скорее всего, из-за учителя иностранного. Когда— то была даже трока по английскому. К 11 классу было все исправлено. А математика, из-за которой я не смог учиться на бюджете, уж точно заслуга не моей учительницы». Андрей вспоминает: » Ах, эта сменка, ужас». Людмила Петровна с Алтая пишет: » Люблю, 3 сменила – везде везло. Учительница, Александра Дорофеевна, награждена орденом Ленина. Классный руководитель нашего 10 «б» – герой соц. труда, Алексей Иванович, одноногий фронтовик, учил не только физике, но и жизнелюбию. Подруги из школы, 57 лет дружим. Школа – начало всего». » Полюбил за два года. За юмор друзей, за общение с одноклассницами»,— пишет Айрат. Приблизительно так звучат отзывы от наших слушателей на СМС. Вот что рассказывают наши гости. Первым будет учитель математики из гимназии №1567, как вы сейчас выясните, он в ней же и учился. Зовут его Леонид Звавич
Л. ЗВАВИЧ: Я учился в двух школах. Сначала в 665-ой школе. Мне очень там нравилось, но не все, конечно. Запоминается то, что нравилось. Очень хорошая компания там была. Там дети были разные. Были дети из МИДовского дома, были дети с Извозной улицы, которая находилась рядом. Мы все контактировали. Сначала она был мужской школой, потом пришли девочки. Это было целое событие. Доучился я там до 9 класса. Может быть, я там и остался бы, если не несколько обстоятельств. Одно из них – это была Хрущевская реформа 60-го года, которая всех отправляла на заводы. Кто читал » Приключение Кроша», я как раз ровесник этого Кроша. Нас должны были отправить в троллейбусный парк два раза в неделю. Особого смысла работать в троллейбусном парке я для себя не видел. Я работать в троллейбусном парке просто для себя не видел смысла. А меня позвали в другую школу. Та, в которой я теперь работаю. Гимназия № 1567, педагогический класс. Класс пионервожатых. Туда я пошел. Там вместо двух дней работы были интересные занятия. Была педагогика, психология. Много людей к нам приходило. Вроде был гуманитарный класс, очень интересно. В этой школе собрался очень интересный состав преподавателей, которые мне тоже очень нравились. В общем, у меня в школе самые положительные впечатления. Я всех призываю искать положительное в тех школах, в которых они учатся, понимая, что есть, конечно, и отрицательное.
О. ЖУРАВЛЕВА: Действительно, есть люди, которые видят только отрицательное, есть люди, которые видят только положительное. » Школу любила за то, что каждый день узнавала что-то новое и интересное. Прекрасно помню, как летела на занятия. Школа была хорошая, специализированная». Александр, учитель истории, Москва: » Я учился в прекрасной 56-ой школе на Кутузовском проспекте. Все поступали в институты без репетиторов. Были отличнее учителя». Александр, огласитесь, что учителем становится тот, кому нравилось ходить в школу. Если человек пишет, что это десять лет кошмара, то вряд ли его что-то заставит прийти в школу в качестве учителя. Разве что такое изощренное желание отомстить за все пережитое. «Наша школа №78 в Москве – лучшая в мире. Поступили в 62-м, окончили в 82-м. Встречаемся до сих пор»,— дед Сережа. » Сегодняшняя школа совсем другая, но сын мой попал в хорошую, хотя уровень преподавания был не очень высокий. То, что у нас было твердой тройкой, у сына было 4 или 5. Дети почти не читают»,— пишет Ольга. Но ваш сын читает, если вы читаете? » Я в школе была вечным аутсайдером. Конечно, толстые очки, вечное освобождение от физкультуры. Бабушка, приходящая за мной чуть ли не до 11 класса, к тому же тоже училка. Со мной никто дружить не хотел. Сейчас бывшие одноклассники говорят, что у меня жизнь интереснее, чем у них, а еще ненавидела рано вставать»,— пишет Елочка. Про рано вставать разговоров никаких нет. Эта мысль меня не оставляет. Может, кто-нибудь когда-нибудь перенесет занятие на попозже. Хотя, если кто-то из вас учился во вторую смену, скажите, пожалуйста, было ли вам от этого лучше? Нравилась ли вам школа от этого больше, потому что вы позже в нее приходили. Следующее мнение не такое позитивное от писательницы Полины Дашковой.
П. ДАШКОВА: Скорее, не любила школу, можно сказать, я ее терпеть не могла. Поводов для любви практически не было. Во-первых, рано вставать, для меня это была катастрофа всю жизнь. Во-вторых, подчиняться дисциплине и слушаться учителей, про которых я с детства знала, что они люди не очень умные, мягко говоря. Хотя было несколько замечательных учителей, которых я запомнила на всю жизнь, которым я очень благодарна. Терпеть не могла пионерские линейки, комсомольские собрания. Настолько терпеть не могла, что школа мне ответила взаимностью и меня в четвертом классе исключили из пионеров, потом приняли опять. В школе была совершенно особая жизнь внутри класса. Был клубок отношений. Сейчас я понимаю, что это дало очень много. Детские отношения – это более открытый и обнаженный вариант взрослого мира. Такая модель. В школе я многому научилась. Научилась сосуществовать в коллективе, хотя я терпеть я не могу этого слова, в неком человеческом сообществе. Потом, как бы ни складывалась жизнь, с кем-то из своих одноклассников я общалась, везде было лучше, чем в школе. Даже в армии лучше, чем в школе. По опыту детей могу сказать, что мало, что изменилось. Отменили пионерскую организацию, но линейки какие-то все равно проводятся. Учителя такие же. Каждый человек должен пройти этот опыт. Мне сложно представить жизнь человека, который никогда не ходит в школу. Как он будет дальше существовать?
О. ЖУРАВЛЕВА: Еще одно мнение учителя литературы № 1525. Евгения Абелюк. Естественно для учителя, что о школе более позитивные воспоминания.
Е. АБЕЛЮК: Мне очень повезло. Я помню, что в 9 классе я пришла в школу. Это была московская школа №16, с филологическим уклоном. Курировал ее Московский университет. Все было необычно. К нам приходили профессора университетские, замечательные, среди них были разные. Я помню, что легендарный Николай Иванович Либан вел у нас семинар. Самое главное было не это. Это курирование университета было довольно бессистемно. Вдруг мы узнавали, что кто-то к нам придет, а мы даже произведение не прочитали. Самое главное было другое. Это другое – это отношение учителей к нам – ученикам. Мы чувствовали, что к нам относятся, как к коллегам. Сначала меня это поражало. Потом я быстро к этому привыкла. Сейчас в том учебном заведении, где я работаю, когда я вижу, что кто-то из моих коллег обращается к моим ученикам » коллеги», меня это совершенно не удивляет. Это нормально. Это замечательно. Кто-то на » ты», кто-то на » вы». Это не удивляет ребят. Они привыкают, что каждый вступает с ними в несколько разные отношения. То, что их мнение ценится, то, что каждый чувствует себя свободно, он чувствует, может высказывать свою точку зрения, это чрезвычайно важно. Я думаю, что я эту закваску получила в этой школе. Сейчас встречаю, кстати, и среди литераторов, это был филологический класс, много выпускников из этой школы. Всегда этому радуюсь. Евгений Шкловский, мы все учились в одной школе. Немножко в разное время, но вкусили эту атмосферу совершенно непостижимую тогда, в 60-70 годах прошлого века.
О. ЖУРАВЛЕВА: Это была Евгения Абелюк. » Окончил школу в 2005 году. Воспоминания самые мрачные. Никакой работы с классом. Рюкзаки тяжеленных книг. Маразматичные учителя». » Учеба во втору смену — полное раздолбайство»,— считает Виктор из Екатеринбурга. Да, я подумала, когда все учатся в первую смену, а ты, как дурак, во вторую, жизнь вся перекорежено. Все люди после школы идут обедать и заниматься чем-нибудь, а ты идешь в школу. Даниил, Москва: » Закончил в 14 лет и все время отбывал там номер. Жаль, что тогда не было экстерната». Я тоже думаю иногда, сейчас есть родительские течения о том, чтобы естественный, грамотный и правильный родитель вполне может создать такую атмосферу и такие условия в семье, что ребенок не будет нуждаться в школе. Образование давать можно более эффективно другими способами, а общение должно быть между людьми одного круга. Такой вариант тоже есть. Хотя, мне кажется, что выборка этого круга, родительская, она достаточно характерная. Когда человек подрастет и попадет в иной коллектив, ему будет трудно, мне так кажется. » Школа, где я учился, расположена рядом с домом. Так что она всегда в моем сердце». Да, я очень завидовала. У меня была приятельница, которая жила в том же дворе, где и располагалась школа. Она стартовала из дома в тот момент, когда уже понятно было, что все пришли. Я ей завидовала. Хотя одна из моих школ была близко. » Ходил в школу с нетерпением, т.к. был влюблен в Свету Неумывакину»,— пишет Николай. » Окончила школу в Брянске в 63. Без репетиторов поступила на филфак МГУ. Школу вспоминаю с удовольствием. У нас были отличные учителя»,— пишет Надежда. Есть, мне кажется, две группы отзывов. Во-первых, самое счастливое время, и второе, 10 лет кошара. Любые воспоминания, пишут нам про маразматиков. Никто не пишет, что обычная была школа, не помню ничего ни хорошего, ни плохого. » Я училась в замечательной 91— ой школе. Ее закончили много известных людей»,— пишет нам Елена. » В школе был лузером. В гробу видел такую жизнь. Хочу сказать бывшим одноклассникам: я умер во сне и стал другим человеком»,— пишет Денис. Школа, как травма. Школа, как способ получения образования, не у всех так получилось. Я могу сказать, что я значительную часть знаний вынесла за последние да года обучения в школе, хотя по моему аттестату этого не скажешь. Очень много людей говорили, что ничего особенно важного в школе не выучил, но некоторые люди приобрели друзей на всю жизнь, Во-вторых, некий опыт. Антон из Саратова: » Мечтаю вернуть школьное время. Лучшее время в моей жизни. В школу, как на праздник. Всегда было очень весело, и учиться не забывал». » Окончил школу в 2004 году. Нравилось, как мальчики запирали девочек в туалете». После новостей мы продолжим. У меня возникло несколько вариантов голосования. Одно из предложений: если у вас будет лучше, присылайте смс. Одно из предложений: самое счастливое время или 10 лет кошмара? Или же: каждый ли человек должен через это пройти? Я думаю, что для многих людей отсутствие школы в жизни, может быть, и пошло бы на пользу. Есть, наверно, такие люди, для которых эти травмы были лишними.
НОВОСТИ
О. ЖУРАВЛЕВА: В Москве 17.35. Это «Типичный случай». Вспоминаем, за что любили или не любили школу мы с вами. Сейчас вспоминаем и реакции детей. » Училась левой ногой. Под партой читала, рисовала. Отличницей была. Ходила для общения. А сын закончил школу, потом лицей в г. Одинцово. До сих пор говорит маме спасибо, что перевела из Барвихинской. Ужас». Да, многие пишут про то, что там обижали, били. Дмитрий пишет: » В школе меня все били, даже девочки и учителя». Я даже не знаю, что нужно сделать или не сделать, чтобы все били». » Школа, конечно, хорошая, если бы не одноклассники. Не общаемся никогда. За то университет заканчивать очень грустно»,— пишет Юля. Интересно, хорошая школа и плохие одноклассники, такое сочетание случается? Наталья пишет: » Дурацкая тема, лучше про медицину». Что про медицину? Сформулируйте тему. «Моя бабушка закончила 4 класса женской гимназии при Николае II. Обучали двум иностранным языкам, танцам и пр. Вспоминала с любовью»,— пишет Евгений. Знаете, это интересный момент. Когда я читала чудесный сборник » Воспоминание институток», мемуары разных времен. До чего жестокие нравы царили в женских закрытых заведениях, с одной стороны, с другой стороны, наоборот какая-то милота. Как это прекрасно совершенно. » Меня тоже били. Занялся спортом. Стал давать сдачи, бить перестали»,— пишет Шварц. » Закончил школу в 2007 году. Школа – лютый ад. Большая часть учителей деспотичные бабки. Угнетение личности, нездоровая обстановка, криминальные разборки между школьниками и мат. Все это было в нашей школе, хотя есть и веселые воспоминания, субботники, например»,— пишет Саша из Петербурга. Саша, а вы родителям никогда не говорили, что вот так все происходит? Я просто робко интересуюсь. » Не любила, когда сосед по парте клал руку мне на колели». Я знаю пару способов, как с этим бороться. Простых, как бублик. Расскажите, пожалуйста, вашу любимую историю, которая характеризует ваше отношение к школе. Почему ад или самое счастливое время? 363-36-59. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Меня зовут Галина Анатольевна. У меня воспоминания и счастливые и несчастливые. Когда я училась в начальной школе, я поступила в школу в 64-м году, у нас учителя были просто великолепные. Эти учителя прошли еще через тот период, когда мальчики и девочки учились отдельно. Эти учителя мне так нравились. В начальную школу я просто обожала ходить. Потом меня перевели из этой школы в другую школу. Там совсем стала другая обстановка. Там уже все поменялось. Там учиться уже не хотелось. Я закончила 8 классов, поступила в книготорговый техникум. А там я уже стала совсем другим человеком. Там меня научили. Там учителя были великолепные. Они так учили, что на уроки хотелось бежать. Вот таки были учителя. Я там закончила 10 классов, а потом поступила в институт без всяких проблем.
О. ЖУРАВЛЕВА: Понятно. Спасибо большое. Я согласна. Мне интересно спросить те людей, которые вспоминают школу, как ужас, кошмар, обижали, мучили. Неужели вы не пытались с этим бороться? » В школе собраны люди, у которых разные интересы и разный уровень развития. Только неприятные впечатления»,— пишет Денис. А мне казалось, что люди с разным уровнем развитие – это интересно. Некоторые люди развитее нас. 363-36-59. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Елена Михайловна. Школу я окончила очень давно. Вы будете смеяться, самое первое хорошее впечатление, когда в 44 году я пошла в первый класс. Самое, что меня прельщало – это горячий чай нам давали и вкусный бублик. Я его помню до сих пор. Класс был дружный, народу было много, 45 человек. Одни девочки, причем это было 4 класса. Ходили очень далеко, это ближе к Ваганьковскому кладбищу. Еще 90-я школа, еще окна были даже заклеены, но в школу все стремились. Было весело. Учителя были великолепные. Они были довоенные, многие вернулись с войны. Помню, учитель был один с Потемкинского института, математик. Он успевал за урок всех 43 человек опросить. Первая половина сидела, не подсказывала, он всех спрашивал. Потом вызывал вторую. Все эти знания, я до сих пор, простите за хвальбу, могу решить любую задачу своих внуков. Вот такие были знания. Ориентировались не на хорошего ученика, на отличника, а тянули, чтобы была такая твердая тройка, которая потом в институтах, это 90-я школа, а в старших классах было два замечательных педагога безумно строгих. ( НРЗБЧ) Это преподавательница русского языка и литературы. Они нас научили на всю жизнь работать самостоятельно. Мы посещали исторический музей. Все библиотеки нашего района. Были детьми, радовались, ходили в Дом культуры. Времени хватало на все. Но школы мы не мыли, окна не убирали. Учились каждый день. И в субботу учились, и задания задавали. Все мы как-то успевали.
О. ЖУРАВЛЕВА: Хорошая история. Спасибо вам большое. Я хочу сказать, что даже при очень хороших учителях есть люди, которые с прекрасными воспоминаниями и неплохими оценками очень быстро забывают, чего их в школе научили. Это какая-то особенность разума, мне кажется. » Школу любила. Спасалась там от домашней жестокости. Было интересно все узнавать. Некоторых учителей люблю и помню до сих пор. Прошло 30 лет», — пишет Алла Арсентьевна. Я не могу сказать, что мне было интереснее: некоторые предметы или сама атмосфера. Не знаю. Мне даже нравилось, что мы ничего не знаем по физике. К этому относились со снисходительностью. Самые сметливые мальчики нам помогали делать работы всякие. Поправляли наши ошибки. В этом было что-то милое. » Первую учительницу ненавижу»,— пишет Антон, 30 лет. Нужно постараться, чтобы ребенок не полюбил первую учительницу. Он настолько готов полюбить ее. Мне так кажется. Я удивляюсь. » Последние годы учился кое — как, поэтому не любил экзамены. Теперь снится ужас в течение 25 лет. Перед экзаменом по алгебре выясняется, что ничего не знаю. Времени на подготовку нет. Жуткая паника. Все как наяву». » Окончил два института. Безработный. Снится, что хожу в школу»,— пишет Федя. Хороший сон. » Мне 30 лет. До сих пор радуюсь каждое первое сентября, что не надо ходить в школу»,— Марина из Самары. Мне кажется, что голосование созрело. Я хочу увидеть, насколько это разбивается. Скажите, пожалуйста, это было счастливое время? Если это было счастливое время, то звоните 660-06-64. А если это 10 лет кошмара, ужас, то 660-06-65. » Школу любил. Особенно пиво и водку с друзьями». » Училась во всех школах с наслаждением. Пионерия и комсомол не напрягали. С учителями везло. Обожал пионерский галстук». » Ненавижу школу, т.к. с 7 класса щупали, зажимали одноклассники, а мы боялись рассказать родителям, поэтому детей надо учить раздельно, как при царе». Вы знаете, у нас бывали всякие конфликты. Мы жаловались. В том числе и учителям. Я помню, была такая учительница, которая сказала, что если девочка и дальше будет так вызывающе одеваться, то ее и дальше будут преследовать одноклассники. Девочка занималась танцами. Была очень приличная, приятная. Аккуратно одетая. У нее был высокий пучок с кружевной крышечкой. Вызывающим оказался пучок, потому что ее норовили ударить по этому пучку учебником. Я тогда задумалась, действительно ли девочка не права. Или стоит мальчикам сделать внушение? Так вот, счастливое время или 10 лет кошмара? » В старшей школе я тоже читала. Под каждым учебником лежала книга по зарубежной литературе». Мы тоже читали. Помню, была у меня подруга и товарищ по парте, которая ухитрялась еще и вязать во время занятий. Когда что-нибудь важное происходило, она меня спрашивала, о чем идет речь. » Еще учили по принципу: надо не знать, а знать, где посмотреть». Да, это правда. Оля из Петербурга пишет: » Школа – это травма навсегда». Вот, удивительно. Я готова огласить результаты, потому что они показательны. Счастливым временем называют свои школьные годы 60.7%, а 39.3% считают, что это 10 лет кошмара. Вот такая вот история. «Назовите, пожалуйста, имена моих любимых учителей: Алла Арсентьевна Кашина, Зинаида Павловна Стишова, Ирина Захаровна Захватикина. Очень любила школу». Кеша пишет: » Первую учительницу звали Анна Серафимовна, у нас она была – Ванна Керасиновна». Кеша, какие вы все-таки. » Я против раздельного обучения. При всей этой фигне еще и девок не видеть»,— пишет Руприхт. Мне нравится ваша тевтонская прямота. » Ой, как интересно. Голова из дерева и тупая тварь. Это вас в школе, наверно, научили». Добро пожаловать черный список, причем не так важно, о ком вы это написали. 363-36-59. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Зовут меня Георгий Аврамович. Я окончил школу в 52 году. Воспоминания у меня замечательные. Проучился я в трех школах. Я пошел в 44 году в Свердловске в первый класс, потом я вернулся в Кишинев, где я родился, поступил в музыкальную школу, замечательная была школа. Потом я перешел в общеобразовательную школу № 3 им. Горького в Кишиневе. Она была мужская. Мы проучились там до 52 года. У нас были замечательные учителя. Я их помню по именам.
О. ЖУРАВЛЕВА: А соучеников вы тоже помните хорошо? У вас были друзья?
СЛУШАТЕЛЬ: Мы встречаемся до сих пор. Те, кто остался. Нас было 6, осталось 3. Мы встречаемся и здесь, и каждые пять лет в Кишиневе.
О. ЖУРАВЛЕВА: Скажите, а у всех такие счастливые воспоминания, как вам кажется?
СЛУШАТЕЛЬ: Безусловно, это была замечательная школа. У нас год за годом выходило 10— 11 медалистов. Все поступали в замечательные ВУЗы, никаких тогда натаскиваний не было. Все учились сами, учителя были замечательные. В школе были всякие дела, но по всем предметам были великолепные учителя. С ними связаны разные воспоминания. У нас был классный руководитель – Марк Георгиевич Цыган. Он был преподавателем молдавского языка. В 50 году его репрессировали, потому что он был членом какой-то крестьянской партии в Румынии.
О. ЖУРАВЛЕВА: Вы застали тяжелые годы в школе.
СЛУШАТЕЛЬ: Мы закончили в 52-м, а его репрессировали в 50-м. У нас был замечательный педагог по русскому языку и литературе – Михаил Иванович Полтавченко. Мы его безумно любили. Когда по каким-то причинам его забрали, мы ходили в Министерство просвещения, чтобы нам его вернули.
О. ЖУРАВЛЕВА: Это, конечно, сильный показатель.
СЛУШАТЕЛЬ: У нас был замечательный педагог по географии, в том числе экономической географии. У нас был замечательный директор школы – Иван Петрович Овчинников. Он же преподаватель физики. У нас был великолепный историк, он же был завуч, Михаил Самойлович Крутинский.
О. ЖУРАВЛЕВА: Потрясающе. Простите, пожалуйста, я понимаю, что вы помните всех. Спасибо вам большое. Я не знаю, насколько это учителям интересно и важно, но действительно очень сильно зависит атмосфера в школе от двух, трех главных учителей и дальше все складывается. Почему-то дети перестают быть такими жестокие. » Школу любила, знания великолепные, но моя внучка отличница называют школу маленьким адом»,— пишет Ирина. Не знаю. » В младших классах меня постоянно били. В 8 кассе я пошел в математическую школу. Сразу все изменилось»,— пишет Григорий. Я думаю, что родителям тоже стоит об этом думать, насколько легко ребенок воспринимает школу. И хотите ли вы, чтобы ребенок всю жизнь воспринимал ее, как маленький ад. Об этом стоит задуматься. » Я хорошо училась. Поступила потом в МГУ, но в этом знании явно заслуга не только школы. Было несколько учителей, у которых было интересно учиться». » Меня в первом классе привели в библиотеку. С тех пор не понимал, зачем тогда на уроках высиживать». Вы знаете, мне со слуха больше нравилось. Читать интересно, но послушать, что умный человек по этому поводу скажет, это еще интереснее. Давайте еще одно голосование проведем, потому что действительно мнение совершенно четко разделяется. В нашем голосовании 60 на 40. Понятно, что для кого-то это очень хорошо, а для кого-то — нет. «То, что у многих остались позитивные воспоминания о школе, еще не значит, что она всем необходима и полезна. По крайне мере, в наше время». Давайте об этом и проголосуем. Считаете ли вы, что школьный опыт необходим каждому? Он будет разным. Для очкарика, гения и красавицы, кем бы мы себя не считали, он будет разным, этот опыт. Считаете ли вы, что школьный опыт необходим для каждого? Если да, то 660-06-64, если нет, то 660-06-65. » Любила все четыре школы, особенно последнюю. «Обожаю нашу химичку Галину Васильевну. Ее все боялись»,— пишет Елена. » Школу вспоминаю с теплотой, но не люблю встреч с одноклассниками». Почему? Я обычно на встречах одноклассников, даже спонтанных, всегда всех рада видеть. Потому что с этими людьми связаны приятные воспоминания. То, что опыт школы необходим для каждого считают 70%. 30% считают, что не для всех. Спасибо большое. Это был » Типичный случай». Меня зовут Ольга Журавлева. Всем спасибо. Всего доброго.

Дарт Вейдер против Дейенерис Таргариен: 14 типов учителей и учеников, которые есть в любой школе

Накануне Дня учителя мы решили предаться ностальгии и вспомнить замечательные школьные деньки. Мы заметили, что большинство учеников и преподавателей похожи на героев известных фильмов и сериалов, поэтому предлагаем вам немного повеселиться — найти своих друзей и учителей, а может и самого себя среди предложенных типажей. Узнайте, похожи ли вы на Фиби из «Друзей» или Питера Паркера из «Человека-паука».

7 типов преподавателей, которые есть в каждой школе

Ниже мы расскажем о 7 типах учителей, которых вы точно встречали в школе. Думаем, вы легко узнаете их в наших персонажах. А может быть, ваш сегодняшний преподаватель английского похож на одного из них?

Росс из «Друзей» (хороший, но излишне добродушный)

Самый безобидный учитель в школе. Даже если вы что-то не выучили, скажет: «Двойку в журнал пока ставлю только карандашом». С удовольствием делится своими знаниями с учениками, но… они его почти не уважают. Помните, как Росс говорил: «У меня такое правило: либо приходи вовремя, либо вообще не приходи. Мои студенты часто этим пользуются». Да-да, это тот самый тип учителей, уроки которых так легко было срывать и прогуливать, ведь по доброте душевной он никогда не нажалуется родителям и не напишет докладную директору. Учиться с таким преподавателем легко, главное не садиться ему на голову, ведь чаша терпения может переполниться. В редкие минуты гнева он может вести себя высокомерно, так что, если не хотите стать объектом его едких шуток, как Джоуи, знайте меру.

Дарт Вейдер из «Звездных войн» (диктатор)

Очень строгий учитель. Как и юный Энакин Скайуокер, считает, что лучший строй — диктатура. Авторитет его настолько высок, что ученики даже забывают о существовании Императора — директора школы, главное — угодить строгому учителю. Лозунг преподавателя-диктатора — «Сели! Звонок для учителя», ну а раз сила на его стороне, учитель-Дарт Вейдер будет держать вас в ежовых рукавицах учебного процесса до конца перемены. Если вы не сделаете домашнее задание, начнет размахивать шашкой световым мечом — раздавать двойки направо и налево. «Садись, два!» — одна из любимых фраз преподавателя-Вейдера. В общем, если этот учитель не ваш отец, советуем вести себя тише воды, ниже травы и ждать, пока Дарт Вейдер не разозлит Императора настолько, что последний захочет избавиться от него.

Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» (умный, но самовлюбленный)

Если этот светоч знаний снизошел до преподавания, готовьтесь учиться, учиться и еще раз учиться. Он будет требовать, чтобы вы знали каждую мелочь по его предмету. Если же вы (не дай бог!) заявите, что на начальном уровне еще не знаете разницы между be going to и will, посчитает вас бездарем и произнесет известную цитату Шелдона: «А знаете, что не продают в магазине контейнеров? Емкости, способные вместить мое разочарование!» Ни в коем случае не пытайтесь спорить с этим типом учителя, даже если на 100% уверены в своей правоте: в лучшем случае Шелдон не будет вас слушать, в худшем — вы станете его врагом, совсем как Лесли Уинкл.

Педант до мозга костей: опоздание на секунду будет караться сакраментальной фразой «Закрой дверь с той стороны». Кроме того, учитель-Шелдон любит строгую дисциплину. Помните знаменитую фразу из школы «Если такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое и буду хихикать»? Учителя этого типа часто так говорят. Чтобы укротить Шелдона, бросьте в него комиксами выполненной домашней работой, это на какое-то время развлечет его.

Индиана Джонс из фильмов об Индиане Джонсе (практик, умеющий увлечь)

Преподавание — главное занятие в его жизни. Однако он не просто теоретик, а еще и практик: как только представится возможность, укатит за границу практиковать свой английский, прихватив только шляпу и хлыст. Будучи доблестным борцом со злом и несправедливостью, учитель-Инди не позволит вам прогуливать его уроки, хотя у вас вряд ли возникнет такое желание: природное обаяние и умение объяснять все простыми словами способны завоевать любовь не только миллионов фанатов, но и пары десятков учеников. У него прекрасное чувство юмора, скорее всего, именно на его уроке можно услышать знаменитое «Кто к доске? Лес рук!» А еще он мотивирует нас на действия вместо слов: «Хотите стать археологами — выбирайтесь из библиотек». С таким учителем вы точно будете готовы отправиться и на поиски святого Грааля, и к вершине знаний английского языка.

Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус» (очень умный, но нарушает все правила)

Учитель-Хаус — настоящий мастер своего дела: прекрасно понимает предмет и дает четкие пояснения. В то же время к своим пациентам ученикам он относится цинично и довольно безжалостно. Если вы не можете справиться с заданием, вполне может процитировать свой прототип из сериала: «Вы всегда так глупы или сегодня особый случай?» Этот необычный тип учителя плохо уживается в школе, ведь в учебном учреждении слишком много правил, а Доктор Хаус и правила, как вы помните, — вещи несовместимые. Однако каким бы черствым сухарем он ни казался, все же учитель-Хаус любит свое дело и хочет, чтобы все его подопечные хорошо разбирались в предмете. Так что, несмотря на отвратительный характер, многие ученики обожают его и считают гением преподавания.

Мэри Поппинс из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (само совершенство)

Практически идеальный учитель, которого уважают абсолютно все ученики. Даже заядлые двоечники и хулиганы слушают ее, затаив дыхание, ведь эта дама (или джентльмен) способна превратить любой урок в волшебную сказку. Учитель-Мэри ратует за индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, она не боится перемен, так что без зазрения совести выкидывает старые, изжившие себя учебники, с удовольствием пользуется новыми приемами обучения английскому и пропагандирует современные учебники, а не столь почитаемые во многих школах пособия лихих 90-х. Она строгая, но справедливая, к тому же умеет подавать знания в интересной форме и легко прививает любовь к предмету своим ученикам.

Гэндальф из «Властелина колец» (мудрый наставник)

Гэндальф — идеальный учитель: он любит хоббитов учеников и прекрасно знает свое дело. Но главное его достоинство в том, что это тот самый тип учителя, который «только открывает дверь, но войти должны вы сами». Вспомните, Гэндальф указал Фродо путь и мотивировал его идти к цели. На первый взгляд кажется, что хитрый волшебник склонен сваливать свою работу на плечи бедных учеников-хоббитов. Однако это не так. Учитель-Гэндальф прекрасно знает: чтобы разобраться в чем-то, нужна не только помощь преподавателя, но и самостоятельная работа, даже если она предполагает нелегкий путь с множеством препятствий и ошибок. Учитель-волшебник подталкивает учеников в правильном направлении и вдохновляет их на подвиги в учебе, за это его и любят подопечные.

7 типов учеников, которые есть в каждом классе

А теперь давайте вспомним своих одноклассников: кто-то был тихим и скромным, кто-то — веселым и взбалмошным, а кто-то — дотошным и надоедливым. А к какому типу вы бы отнесли своих друзей и себя?

Дейенерис Таргариен из сериала «Игра престолов» (лидер коллектива)

Решительный и уверенный в себе ученик. В то время как учитель считает себя главным в классе, ученик-лидер придерживается другого мнения. Он легко руководит своим кхаласаром классом и не признает других авторитетов кроме самого себя. Обычно у такого ученика есть свои «драконы» — свита, готовая на все ради своего лидера. Несмотря на кажущуюся авторитарность и даже жесткость ученика-лидера, он, как и сама Дейенерис, склонен защищать угнетенных и бороться с авторитарной властью. Так что учителю лучше быть в хороших отношениях с лидером класса, в противном случае последний сильно попортит ему кровь.

Золушка (очень старательный ученик)

Самый тихий и послушный ученик в классе. Чаще всего это неуверенная в себе девочка, которая легко преклоняется перед авторитетом учителя. Она считает, что если будет прилежно работать, то на Земле воцарится мир, а все тыквы превратятся в кареты. Ученица-Золушка очень терпелива и послушна: она будет сидеть над заданием, пока не решит его. Может предпочесть домашнюю работу веселым играм во дворе, ведь у нее попросту не хватит совести соврать учителю, что тетрадку с задачами порвала злая мачеха. Следует сказать, что старания Золушки, как правило, окупаются сторицей: она хорошо оканчивает школу и поступает в университет даже без помощи феи-крестной.

Гермиона Грейнджер из серии фильмов о Гарри Поттере (отличница, мечта учителя)

Гермиона так же старательна и прилежна, как Золушка, но, в отличие от последней, учеба доставляет ей одно удовольствие. Ученик-Гермиона обожает получать новые знания и не упускает случая блеснуть ими. Ей свойственна некоторая высокомерность, поэтому друзей у нее мало. Надо сказать, что учителям не нравится ученик-выскочка, так что от них бедной отличнице тоже не приходится ждать поддержки. Впрочем, это совсем не мешает ей быть лучшей в классе и ежедневно совершать учебные подвиги. Пока ее одноклассники ходят на балы дискотеки, отличница штудирует учебники и штурмует новые высоты английского и других предметов. Если же Гермионе удастся унять свое высокомерие, она легко завоюет преданных друзей на всю жизнь вроде Гарри и Рона.

Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму» (весельчак-тусовщик)

Самый веселый и обаятельный парень в классе. Настоящая звезда: любит быть в центре внимания, так что часто разыгрывает учителя и веселит своих одноклассников, его даже называют школьным клоуном. Все девочки влюблены в него, а все мальчики ему подражают. Ученик-Барни настолько обаятельный и ловкий в общении, что легко может уговорить учителя отпустить весь класс с урока. Если же это не удастся, Барни уведет класс играть в лазертаг и без разрешения преподавателя. Его чарам не поддаются только Гермиона, которая обожает учебу, и Золушка, которая просто не решится нарушить дисциплину. Барни неглуп и неплохо учится, однако постоянно ищет приключения на свою голову и призывает весь класс поступать так же.

Фиби из сериала «Друзья» (странный творческий ученик)

Очень странная ученица (зачастую ученик), у которой мало друзей, ведь не все могут понять ее специфический юмор и нестандартное поведение. Как правило, учеба ее не особо интересует, зато она увлекается творчеством: может талантливо рисовать электрические цепи в стиле ар-деко на уроке физики или петь Smelly cat на уроке английского. Большинство учеников сторонятся Фиби, и даже лидер ее, как правило, не трогает, ведь никто не знает, чего от нее можно ожидать. Эта ученица живет в своем маленьком уютном мирке, и если кто-то пытается нарушить его границы, Фиби может накричать на обидчика и дать достойный отпор.

Грима Червеуст/Гнилоуст из «Властелина колец» (ябеда, докладчик)

Этого ученика не любит весь класс, тем не менее живется ему неплохо из-за того, что он может влезть в доверие к королю Рохана практически любому учителю. Он знает все: кто разбил окно в столовой, кто ловит покемонов на уроке физкультуры, кто списал домашнее задание у Гермионы и т. д. Все эти новости тут же докладываются главному Саруману учебного заведения. Хоть Грима и вызывает лишь отвращение, с ним надо быть настороже и держать язык за зубами, особенно если рядом с вами нет учителя-Гэндальфа, который не терпит докладчиков и умеет избавлять от них школьное королевство.

Питер Паркер / Человек-паук из фильмов о человеке-пауке (аутсайдер)

В каждом классе есть такой «мальчик для битья». Он очень тихий и скромный, прилежно учится и затравленно смотрит по сторонам. Сразу после уроков идет домой и делает домашнее задание, никогда не играет портфелем в футбол и не хулиганит. Он чем-то похож на Золушку, однако если к ней относятся снисходительно, то Питер часто становится объектом насмешек и не верит в светлое будущее в отличие от той же Золушки. Остается надеяться, что однажды такому ученику повезет и радиоактивный паук все же разбудит в нем решительность и уверенность в себе.

Конечно, эта статья — всего лишь шутка, и мы надеемся, вы с теплом вспомнили своих школьных друзей и любимых учителей. Кстати, в нашей школе работают только преподаватели с типажами Мэри Поппинс, Гэндальф и Индиана Джонс, так что если вы любите этих персонажей, приглашаем вас на уроки английского по Скайпу в Хогвартс «Инглекс».