Воспитание детей в школе

Содержание

Специфика обучения в городской и сельской школах

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.

В настоящее время существуют ключевые параметры информатизации образования, например количество компьютеров на одного учащегося, число школ, оснащенных компьютерами, Интернетом, удельный вес электронных учебных пособий в общем наборе обучающих средств, количество часов работы за — компьютером и в Интернете для учащегося, учителя и т.д. На самом деле все параметры одновременно не могут быть использованы в условиях сельской общеобразовательной школы по сравнению с городской школой, у которых есть своя специфика.

Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако, в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников.

Применение современных информационных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Несмотря на то, что компьютер прочно вошел в жизнь и ему принадлежит будущее, в решении вопроса компьютеризации и информатизации сельских школ значительного перелома к лучшему не произошло. И это связано с рядом объективных и субъективных причин.

Рассмотрим в чём заключается специфика обучения в сельской и городской школах. Учебно-воспитательная работа с сельскими школьниками проводится в специфической, отличающейся от городской среде, обусловленной особенностями менталитета, производственной деятельности и быта населения, а также задачами подготовки сознательных тружеников сельского хозяйства.

И. Чечель считает, что в отличие от городских сверстников сельский ученик не имеет возможности обучаться в различных школах с продвинутым уровнем образования, получать консультации у репетиторов, учиться на подготовительных курсах в вузах.

Несомненно, нужно стремиться к тому, чтобы уровень ориентации на продолжение образования, степень развития познавательного интереса, объем функциональных умений, информационная компетентность учащихся сельских школ не были ниже, чем у учащихся городских.

Размышляя над состоянием и перспективами вариативного образования на селе, исследователи (Н.Е. Астафьева, Т.А. Антюфеева, Н.К. Солопова ), рассматривая объективные факторы, оказывающие влияние на учебно-воспитательный процесс в сельской школе, назвали следующие:

— сельская школа в целом сегодня не ориентирована напрямую на потребности своих конкретных потребителей (учащихся, общества в целом), не дает школьникам реальных возможностей выбора объема и качества образования, его профиля в соответствии со способностями, склонностями и планами;

— уровень обученности учеников сельских школ, особенно с малочисленным контингентом и мало комплектных, значительно ниже, чем в городских, и, как следствие, уровень доступности высшего образования для этой категории абитуриентов резко снижается;

— ограничены возможности сельской школы и организации допрофессиональной подготовки школьников.

Особенности образовательного процесса в городской школах существенно влияют на формирование информационно-функциональной грамотности учащихся. Так, большое количество учеников в классах городских школ, как правило, положительно влияет на развитие культуры речи и коммуникативных навыков учащихся. С увеличением числа постоянно взаимодействующих учеников их разговорная речь существенно обогащается, расширение кругозора увеличивается, расширяется сфера повседневных интересов, быстро накапливается жизненный опыт. Наиболее это проявляется в умении ясно и четко выражать свои мысли, в улучшении запоминания содержания учебного материала.

Таким образом, особенности образовательного процесса в городской, сельской школах существенно влияют на формирование информационно-функциональной грамотности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы уровень ориентации на продолжение образования, степень развития познавательного интереса, объем функциональных умений, компьютерная грамотность учащихся сельских школ не были ниже, чем у учащихся городских.

Основываясь на теоретическом анализе психолого-педагогической литературы были получены следующие выводы:

1. Компьютерная грамотность определяется, как умение работать на компьютере, освоение которой предполагает:

·освоение практических навыков обращения с компьютером;

·знание основ программирования;

·представление о принципах действия и устройств компьютера и его основных элементов;

·применение и обозначение роли компьютеров в производстве и других областях деятельности человека.

2. Формирование компьютерной грамотности должно осуществляться с учётом возрастных возможностей школьников. Основой для решения этой задачи являются теоретические представления о развитии познавательных процессов учащихся младшего школьного возраста:

— завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

— к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

— память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности, обладают хорошей механической памятью

— в учебной деятельности развивается произвольное внимание ребёнка.

3. Специфика обучения в сельской и городской школах, имеет существенные различия.

— сельская школа в отличие от городской школы, не дает школьникам реальных возможностей выбора объема и качества образования, его профиля в соответствии со способностями, склонностями и планами;

— уровень обученности учеников сельских школ, особенно в мало комплектных, значительно ниже, чем в городских, и, как следствие, уровень доступности высшего образования для этой категории абитуриентов резко снижается;

— в городской школе не ограничены возможности и организации допрофессиональной подготовки школьников, в отличие от сельской школы.

Таким образом, компьютерная грамотность определяется, как умение работать на компьютере. Формирование компьютерной грамотности должно осуществляться с учётом возрастных возможностей школьников. Специфика обучения влияет на изучение компьютерной грамотности.

Школа в городе и школа на селе, или найдите десять отличий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ШКОЛА В ГОРОДЕ И ШКОЛА НА СЕЛЕ, ИЛИ НАЙДИТЕ ДЕСЯТЬ ОТЛИЧИЙ

Р.И. Кузьмин

Кто из нас в детстве не играл в игру, в которой давалось две практически идентичные картинки и предлагалось найти десять отличий, одни из которых сразу же бросались в глаза, а для того чтобы найти оставшиеся, приходилось сосредоточить внимание и терпеливо исследовать рисунки фрагмент за фрагментом. Казалось бы. детская игра, но она способствовала развитию нашего внимания, способности к абстрагированию и анализу. Самое же главное в этом то. что детство закончилось, а нам постоянно приходится играть и играть в эту игру, но рассматривать уже не детские картинки, а серьезные жизненные ситуации, сложные социальные проблемы и путем сравнения делать выводы, находить пути решения поставленных задач.

Сейчас перед нами стоит задача — рассмотреть две школы — сельскую и городскую, найти сходства и, самое главное, выделить различия между ними, попытаться понять и объяснить не только в чем эти различия проявляются, но почему они появились и на что влияют. Независимо от месторасположения, любая школа — это учебно-воспитательное учреждение, целью которого является обучение и воспитание подрастающего поколения. В нашей стране сельские школы составляют 70 % от общего числа школ России, в них обучается почти треть учащихся страны. Учитывая зачастую значительную удаленность села от крупных культурных центров, можно отметить, что городская школа развивается более интенсивно в отличие от сельской, оставляя последней возможность саморазвития и самоудовлетворения своих культурных, финансовых и образовательных потребностей.

Несмотря ни на что школа на селе была и остается основным социообразующим фактором — это стержень, на котором держится вся культурная жизнь села. В городе же этот стержень далеко не единственный. Как показывает современная практика, стоит закрыть школу на селе, и это село вымирает, пусть медленно, но верно. Почему же это происхо-

дит? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

Если вы хотя бы раз выезжали из города в деревню, то не могли не заметить, что вся жизнь крестьянина связана с землей, с трудом на этой самой земле. Поэтому труд в сельской школе никогда не отодвигался на второй план, он пронизывает жизнь человека с малых лет и до глубокой старости. Что же такое труд? Труд — это универсальное средство воспитания, он формирует благородство, целеустремленность, учит преодолевать жизненные препятствия, возбуждает интерес к окружающему миру, приносит чувство удовлетворения. А, кроме того, труд воспитывает любовь к матой Родине. Другими словами, школа на селе путем привития детям любви к труду, развивает в них любовь к своему родному краю. Не слишком ли мы много теряем, закрывая сельские школы? Ведь в селе аккумулируется духовно-нравственный опыт поколений, в естественной среде функционирует родной язык, сохраняются и развиваются народные промыслы, то есть именно в селе находятся наши этнические корни.

Из всего вышесказанного следует, что образование на селе должно бать вдвойне природосообразным: учитывающим врожденные способности детей и их близость к природе. В отличие от городской школы, сельская школа должна быть ориентирована на удовлетворение современных потребностей именно села. Учеников же следует воспитывать так, чтобы они жили интересами своей матой Родины.

Как мы уже выяснили, сельская школа испокон веку всеми своими корнями была связана с землей и поэтому трудовое обучение там не вызывает затруднений, в городской же школе этот процесс требует приложения большого труда и все равно мы не получаем таких высоких результатов.

Как следствие этого можно отметить, что сельские школьники отличаются поразительной работоспособностью и трудолюби-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (4), 2003

ем, которые выражаются не только в работе на земле, но и в учебном плане.

В настоящее время в городах появились лицеи, гимназии и другие средние учебные заведения, дающие их ученикам повышенный уровень подготовки, который необходим для поступления в лучшие вузы страны. Сельские же школьники, лишенные этого преимущества, зачастую не могут конкурировать на равных с выпускниками городских школ. Сельскому школьнику становится все труднее и труднее поступить в вуз своими силами. Это большой недостаток сельского образования. Множество одаренных детей рождаются именно в сельской местности, но, не имея возможности получить полновесное образование, они так и не реализуют свои таланты.

Еще одно большое различие между сельской и городской школой заключается в количестве обучающихся в них детей. Как правило, сельская школа — это малокомплектная школа. И именно малокомплектность сельской школы делает ее финансово затратной. Отсюда автоматически следует, что при недостаточном бюджетном финансировании необходимо приобретение внебюджетнных средств. Вот и приходится педагогическим коллективам сельских школ строить весь педагогический процесс таким образом, чтобы находить время и для работы учеников в поле, и для ухода ими за сельскохозяйственными животными и непосредственно для их учебы в школе. Тут же вспоминаются мака-ренковские методы обучения и воспитания. Трудно сказать, правильно ли это или нет, но в одном можно быть уверенным точно: второй Макаренко еще не родился, поэтому без надлежащей педагогической и методической разработки этих вопросов не стоит увлекаться приобретением внебюджетных финансовых средств, тем более в ущерб образовательному процесс}’.

Кроме того, отсутствие социально-экономической поддержки негативно влияет на качество образования сельских школьников, ограничиваег выбор вариативного образования. Содержание многих учебных предметов не отражает специфики сельской школы. В результате, сельская школа становится образовательным учреждением вообще не понятно какого рода. Если учебные предметы не

выражают специфику села, то они не направлены на решение современных проблем сельского жителя, и. как результат, ученик выходит из школы не подготовленным к сельской жизни. С другой стороны, как мы уже отмечати, сельская школа не в состоянии дать ученику уровень знаний, необходимый для поступления в вуз, и ученик не имеет возможности продолжить обучение и жить в городе. В итоге мы получили человека, не способного жить в селе и не достаточно образованного на данный момент для продолжения образования в городе. В последнее время факт получения такого «гибрида» сельского образования участился. В городской же школе эта проблема не является такой острой.

Недостаточное финансирование сельской школы вредит не только ученику, но и учителю. Еще никогда раньше уровень жизни педагога не был столь низок, еще никогда учитель на Руси не был столь забытым. Очень ярко выражено снижение социального статуса учителя и престижа этой профессии. Остро встает проблема дефицита высококвалифицированных учителей. Если в городские школы еще приходят работать специалисты, то, напротив, в сельской школе с каждым годом увеличивается доля учителей-неспе-циалистов.

Выборочное исследование, проведенное нами в сельских школах, показало, что 55 % учителей ведут от 2 до 7 предметов. В городской же школе этого не было и нет. Поэтому сельской школе сейчас просто необходим учитель-универсал, способный преподавать различные предметы достаточно профессионально. В идеале мы должны получить эдакого гу вернера, но умеющего не только работать с одним ребенком, но одновременно со многими. Одним из основных плюсов такого преподавания, на наш взгляд, является установление таким учителем прочных межпредметных связей. Таким образом, на данный момент сельский у читель должен быть универсалом, что практически невозможно, так как в этом случае ему придется разбираться одновременно в нескольких школьных предметах, уметь их преподавать на достаточно высоком уровне. Как известно, сельский учитель больше всего страдает от дефицита профессионального общения, от

удаленности от научных и культурных центров. В такой ситуации любой учитель-универсал через несколько лет безнадежно устареет, а без необходимой научной и культурной жизни он превратится в бездушный аппарат для обучения посредственных учеников. Возможна и другая крайность: он уйдет в себя и не сможет должным образом выполнять возложенную на него работу, растеряет весь свой педагогический потенциал.

Кроме того, что сельский учитель зачастую ведет несколько учебных предметов, бывает, что он работает сразу во всех классах с 5 по 11. В связи с этим, хорошо зная программу в целом, он имеет возможность охватить узловые вопросы изучаемого предмета в их постепенном развитии. В городской же школе учитель, работая лишь в отдельных классах, не имеет такой возможности.

В сельской школе на уроке учитель имеет еще ряд преимуществ перед учителем городской школы. Например, это контроль знаний. Учитель имеет возможность опрашивать учащихся и проверять знания всего класса в ходе индивидуатьной обучающей беседы. В городской же школе для этого метода просто не хватает времени. Благодаря малой наполняемости классов в сельской школе учитель имеет возможность более качественно организовать индивидуатьный и дифференцированный подходы к учащимся. Таким образом, матая наполняемость классов сельских школ ведет к приобретению некоторых плюсов сравнительно с городской школой.

Еще одно из существенных различий исследуемых нами школ заключается в информационной среде. Хотя в настоящее время в каждом доме есть телевизор, тем не менее, возможность получать полноценную, научно точную и новейшую информацию касательно культуры относительно затруднена. Эту проблему можно связать с затянувшейся

компьютеризацией наших сел. В городских же школах этот процесс если еще не завершен, то уже входит в заключительную стадию, и городские школьники имеют возможность жить более полной информационной жизнью.

Сельские учителя, стараясь сгладить эти различия, пытаются дать детям как можно больше новой информации именно на своих уроках, а при опросе подходят к ответам учеников весьма лояльно. Таким образом, в сельской школе учитель дает сам информации больше, чем потом получает от ученика при ответе. В городской же школе прямо противоположная картина. Поскольку ребенок имеет досту п к информации и тем самым более качественно может заниматься самообразованием, учитель дает ему умеренное количество информации, но, полагаясь на самообучение и сознательность ученика, при опросе спрашивает столько же, а может быть и больше того, чем дат.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: в городской школе ученик имеет больше возможностей для самообразования, нежели в сельской школе.

Итак, мы рассмотрели две «картины»: сельскую и городскую школы. Нашли сходства и различия, выяснили, что городская и сельская школы идут каждая своим путем, которые зачастую пересекаются, но, тем не менее, остаются строго индивидуатьными. Следовательно, в сельской школе должны быть другие подходы к процессам обучения и воспитания. Необходима государственная поддержка для совершенствования образовательного процесса в сельских школах, обновления содержания образования, пересмотра взглядов на финансовое обеспечение школы в целом.

>Учитель должен учить! Все остальное – наша обязанность

«Если учитель не прав, он перед тобой извинится»

Марина Солотова

На дворе стоял 1979 год. Я училась в 9-м классе. В школе проходил вечер по случаю 23 февраля. В зале играл школьный ансамбль, и я была на седьмом небе от счастья, потому что впервые танцевала с Игорем из параллельного класса, в которого была влюблена «до самой смерти».

Ближе к концу Самого Лучшего Вечера в моей жизни мы оказались в туалете одновременно – я, наша классная руководительница и две курящие десятиклассницы. Классной показалась, что я тоже с сигаретой. Повторяю: показалось. Пока я шла, нет, летела домой, она позвонила маме. И вместо разговоров о том, какой Игорь все-таки чудесный, говорили мы с мамой совсем о другом.

Мама мне, конечно, поверила. Но я в свои 16 лет была девочкой гордой, порой до глупости. Не знаю, что меня особенно оскорбило: клевета или украденный вечер, но обиделась я на классную сильно.

И утром объявила маме, что в школу больше не пойду. Потому что «не хочу иметь ничего общего с человеком, который на меня подло клевещет и такое обо мне думает». Уходя на работу, мама сказала: «Хорошо, вечером решим, как быть: в вечернюю школу, в другую школу, в музыкальное училище – вариантов навалом». Я укрылась потеплее и заснула.

Сначала раздался телефонный звонок. Кузина, гостившая у нас по случаю студенческих каникул, сняла трубку и сказала: «А она в школу больше не придет». И объяснила почему.

Спустя полчаса раздался звонок в дверь. В квартиру вошли завуч и классная руководительница… Внимательно выслушав мою версию, завуч Раиса Владимировна сказала, что из школы я уйти, конечно, могу, но лучше не стоит. Она, как мне показалось, говорила долго и вполне убедительно, но я была непреклонной. И тогда она сказала: «Если учитель не прав, он перед тобой извинится. Правда, Алла Турашевна?»

И Алла Турашевна извинилась. И я пулей оделась и схватила портфель. И еле сдержалась, чтобы не броситься на шею Алле Турашевне. Сейчас жалею, надо было броситься.

Это не было унижением учителя. Ни один из моих одноклассников не ехидничал по этому поводу. Никому из нас не пришло в голову насмехаться над классным руководителем или возвести в ранг героя меня. Это была демонстрация профессионализма, основанного на уважении к ученику. Это была демонстрация достоинства школы и педагогов. У наших учителей было чувство собственного достоинства.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов прийти домой к ученику, чтобы перед ним извиниться? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что учителя стали менее профессиональными. И тогда, и сейчас учителя есть разные. И те, кого безмерно любят дети, потому что есть за что. И те, кого они терпеть не могут, потому что есть за что. Но у современных учителей любить и уважать детей часто не хватает времени и сил, потому что они вынуждены любить департаменты и министерства. Такое количество никому не нужной, бессмысленной работы, часто граничащей с профанацией, можно делать либо от большой любви, либо находясь в рабстве. Такую нагрузку выдерживать может только робот, да и то до поры до времени.

Я пишу сейчас эти очевидные вещи для того, чтобы родители поняли: не стоит ждать и тем более требовать от учителей особого душевного отношения к нашим детям. У них просто нет ресурса на это. А тот, который есть, нам вместе надо беречь. Не звонить, например, в департамент и президенту, если учитель сделал что-то не так. Просто попытаться решить вопрос спокойно и полюбовно в границах класса.

Потому что на каждую нашу жалобу школа и учитель будет писать миллион объяснений, вместо того, чтобы учить наших детей. Нам надо понять, что наша задача – не перевоспитать учителя, а научить ребенка правильно и без ущерба для здоровья вести себя в любой ситуации. И защитить его там, где это необходимо.

Учитель должен учить! Все остальное – наша обязанность. Вспоминаю папу своего ученика-пятиклассника, который искренне не понимал, почему его ребенок не моет руки перед тем, как сесть дома ужинать. «Вы чему их тут учите?!» – возмущался папа. Я учу их русскому языку и литературе. А мыть руки их должны научить мама и папа, хорошо бы задолго до пятого класса…

Именно поэтому я всю жизнь люблю читать

Во второй четверти первого класса я перешла в другую школу – родители получили квартиру в новом районе. В 7 лет техника чтения у меня была точно такая же, как сейчас – так получилось. Напомню, что в 1970 году понятия «подготовка к школе» не существовало в принципе, поэтому добрая половина первоклассников первые буквы узнавали за школьной партой, по букварю.

Слушать, как мои одноклассники пытаются сложить буквы в слоги, а слоги – в слова, мне было очень скучно. Я сразу же узнала, где в школе находится библиотека. Через неделю библиотекарь, которая выдавала мне книжки «по возрасту», сказала моей учительнице Марии Федоровне: «К вам такая девочка странная пришла, на одной перемене берет книжку, а на второй – отдает и просит новую». Мария Федоровна, которая мои первые дни в классе, где учились сорок два человека, меня не трогала, подозвала меня к себе и попросила почитать.

После этого я ни разу за 3 года начальной школы не следила за тем, как читают мои одноклассники, и не пересказывала тексты. На чтении меня сажали за последнюю парту и я читала то, что мне интересно: «Робинзона Крузо», «Детей капитана Гранта», «Дикую собаку Динго»… а раз в неделю, на уроке внеклассного чтения, я пересказывала эти книжки своим одноклассникам, и за это мне ставили оценки. А на уроке математики место за последней партой занимала Ирка Галаева, которая решала задачи за 4-й класс. Я убеждена: именно поэтому я всю жизнь люблю читать, а Ирка – математику.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов обеспечить такой индивидуальный подход к своим ученикам? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что сегодня в школе нет детей, которым неинтересно сотый раз повторять то, что они помнят еще с позапрошлого года. Таких детей сегодня гораздо больше, чем в 1970 году. У современных учителей нет возможности подобрать ребенку сложные задачи и дать возможность их решать.

Потому что с учителя спросят в первую очередь за то, чтобы ученик отсчитал ровно 4 клеточки от края страницы, и не дай Бог 6 или 3. Или за что, чтобы при попытке узнать, сколько всего молока налито в шесть двухлитровых бидонов, ученик умножал литры на бидоны, и ни в коем случае не наоборот. И за то, чтобы на ЕГЭ ученик мог сделать вот это: «Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов».

И плевать, что человек пишет абсолютно грамотно, записал на экзамене по русскому языку цифру с пробелом – все, ошибка. Я пишу сейчас эти очевидные вещи для того, чтобы родители поняли: не стоит ждать и тем более требовать от учителей, чтобы они развивали в наших детях любовь к литературе, истории и математике. У них нет на это сил и времени. Им за другое сегодня платят зарплату. Нам надо понять, что не стоит ругать ребенка за оценки. А если мы хотим, чтобы он знал и любил предмет, озадачиться этим должны мы, родители. Задача учителя – подготовить к ЕГЭ. А озадачиться развитием интереса к новым знаниям, формированием аналитических способностей должны мы, родители, хотим мы этого или нет. Таковы сегодняшние реалии.

И тогда он пошел со щенком к учителю биологии

У меня был подшефный класс. Рассказываю для тех, кто не помнит, что это такое: мы ушли в четвертый, а наша учительница взяла первый. И мы ходили в этот первый (а потом второй, третий и т.д.) класс как шефы. Когда мои подшефники учились в пятом, один из них, Сергей, нашел на улице щенка. Мокрого, грязного и больного. Сергей точно знал, что мама не разрешит занести щенка домой. Но так же точно он знал, что жить без этого щенка уже не сможет. И тогда Сергей пришел с этим щенком к Нине Васильевне, учительнице биологии. Домой. Нина Васильевна взяла щенка, отмыла его, вылечила и через пару недель пошла с ним и Сергеем к Сергеевой маме. И уговорила ее разрешить сыну привести домой друга.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов так глубоко вникнуть в ребячью жизнь и броситься на помощь? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что учителя все вдруг стали черствыми и бездушными. А потому, что сегодня одна десятая часть из нас, как в анекдоте, работает на полторы ставки, потому что на одну им есть нечего, а на две – некогда. Остальные работают на две и больше. Потому что отчитываются в департаменты они не за количество спасенных щенков, а за количество учеников, участвующих в легкоатлетическом кроссе и посещающих внеурочные занятия.

Реалии времени: учитель не может оставаться верным другом и наставником по жизни. Не может по объективным причинам. Ему сегодня некогда щенка мыть и лечить, он вечером, после проверки тетрадей и заполнения электронных дневников, отвечает в чате на наши родительские сообщения вроде: «Вера Петровна, поясните наконец, можно тетради с картинками или всем зеленые?!»

Меня зовут Надежда Брылякова. В 36 лет я вдруг решила пойти работать в школу. Уже год как я — учитель начальных классов. Скажу честно, работа мне нравится. Правда, есть и свои трудности. О том, как живется простому барнаульскому учителю, я решила рассказывать в своем дневнике на страницах «Комсомолки».

Несу знания

Суббота, 19 октября. Пью утренний кофе, спрятавшись в окоп из тетрадей. У нас принято растягивать удовольствие от проверки тетрадей. Одну часть проверили в школе, другую бережно несем домой, крепко прижав к груди и озираясь по сторонам. И дело тут не в эффективности работника. Это традиция. Считай, философия.

У меня есть вместительный пластиковый пакет с котиком, в котором я частенько ношу снаряды по русскому, литературе и математике. Иногда приходится таскать торпеды по окружающему миру, которые имеют размер А4 и внушительный вес. Такой сумкой хорошо хулиганов воспитывать! Выхожу из школы с увесистым пакетом, несу знания. А завтра я узнаю, кто ими блеснул.

Чтобы дети всегда хорошо учились, нужна нехилая мотивация. Детей мотивирует успех. Если получилось у Пети решить задачу раньше Васи, то это расценивается Петей как успех. А Вася не огорчился, наоборот, обрадовался тому, что Петя решил задачу быстрее. Зато Вася решил задачу правильно. В итоге оба молодцы. Что в этом случае сделал учитель? Правильно, похвалил обоих, нашел положительные моменты и озвучил их. В итоге у детей не возникло взаимных обид и страха неудачи. Дети учатся быть успешными.

Мои золотые правила

В своей работе я руководствуюсь правилами, которые позволяют мне учить детей быть успешными не только в школе, но и в жизни. Вот мои самые любимые:

1. Ученик – это личность. Личность со своим вкусом, настроением, привычками (даже вредными). Если личность ест козявки или грызет ногти на уроке, я, как внимательный учитель, всегда предложу погрызть мои. Мне не жалко. А козявок, извини, нет. Но в следующий раз я постараюсь их раздобыть.

2. Все ученики разные по типу восприятия информации. Это визуалы, аудиалы и кинестетики. В начальной школе прекрасно развито визуальное и кинестетическое сенсорное восприятие (хорошо запоминают информацию, если посмотрят и потрогают). Аудиалов (воспринимают информацию на слух) всего 1,5%. Это с гулькино ухо. Следовательно, нет смысла орать на детей, чтобы от них чего-нибудь добиться. Они все равно не услышат, только напугаются. Так что не орите на детей ни в школе, ни дома. Это неэффективно и энергозатратно для обеих сторон.

Надежда БрыляковаФото: из личного архива героя(ев) публикации

3. Взаимное уважение. Я часто обращаюсь к детям на «вы». Всегда внимательно слушаю ответы детей, смотрю им в глаза, киваю и поощряю, вступаю в дискуссии. Так я выражаю свое уважение к ученику. Даже если ребенок накосячил, не спешу его отчитывать, тем более при всем классе. Мои дети знают, что плохих людей не бывает. Бывают отвратительные поступки, которые никому не идут.

4. Активная жизненная позиция и личный пример. Учитель должен разбираться в детских увлечениях, знать каждого мультяшного персонажа в лицо, уметь стрелять из рогатки, кататься вместе с детьми на лыжах, садиться на шпагат, ездить верхом на лошади, рассказать, как появляются черные дыры и сколько спутников у Юпитера. Особенно дети ценят умение учителя делать все это сразу. Сейчас все представили меня верхом на лошади на шпагате в лыжах и с телескопом. За таким учителем дети пойдут хоть на край света. Они обязательно начнут стремиться к знаниям. Я проверяла.

5. Общаться с детьми. Много общаться. Для этого можно использовать классные часы, перемены, различные мероприятия. Дети очень нуждаются в слушателе и не важно, первоклассник это или подросток. Они хотят быть понятыми и принятыми, ощутить участие и поддержку. Даже у маленькой личности в жизни бывает всякое. Общаться с детьми должны и родители. Я учу детей не приставать к родителям целый час, чтобы мама и папа успели отдохнуть после тяжелого трудового дня, наслаждаясь личным пространством. Но и вы, родители, в свою очередь, всегда находите время для детей, потому, что каждая история, каждый вопрос, поступающий от вашего ребенка — это единственное, что имеет значение. Мы все хотим, чтобы наши дети стали успешными. Но одного желания недостаточно, необходимо и действие.

Синдром картошки

Наконец, все тетради проверены, двоек нет, я довольна! Спасибо вам, мои золотые, что не подвели! А теперь можно немного отдохнуть – приготовить обед и заняться уборкой. Не удивляйтесь, учительницы, как и все женщины России, очень любят так отдыхать. Правда, у педагогов, ближе к концу четверти, развивается синдром картошки — постоянно хочется лежать в затененном углу и генерировать идеи, которые, непременно, сделают всех успешными. Вместе мы – сила! Я часто говорю своему классу: «Мы волшебники!» А настоящему волшебнику все по плечу, даже учеба.

Продолжение следует.

В семье ребёнок — ученик. (ноябрь 2017г.) статья (1 класс) на тему

Ваш ребёнок — ученик

Адаптация-это процесс привыкания человека к новым условиям.

Длится процесс привыкания 3-6 месяцев у детей. Если вспомнить про адаптацию взрослых на работе, то у молодых специалистов она продолжается 1.5 – 2 года, а у постарше специалистов подольше. Если рассматривать адаптацию к школе как двусторонний процесс ребенка и родителей, то возникает вопрос: «Кто быстрее привыкнет?»

«К чему первокласснику и семье приходиться привыкать?» — спросите вы.

— К новому режиму, к новым требованиям, к новому эмоциональному состоянию семейной структуры.

Новый режим

В подготовительной группе занятия длятся не более 30 мин. В первой половине дня максимально 3 занятия. Перерыв не менее 10 минут.

В первом классе в первые недели продолжительность урока 35 минут, в день 3 урока. После того как пройдут 2- 4 недели продолжительность урока становится 45 минут, количество уроков в день 4 и один раз в неделю 5. Перемены 2 раза 10 минут,2 раза 15 минут. После второго урока перемена выделяется для завтрака. Попробуй, посиди на 15 минут подольше и на перемене ещё нужно приготовиться к другому уроку.

Новые требования

Вести себя в школе необходимо совершенно непривычным образом. Сидеть на уроке надо положа руки на парту, слушать учителя, отвечать по руке, во время чистописания выполнять любое движение одновременно. Что это значит? Учитель говорит: «Взяли ручки. Поставили локоток на парту, опустили ручки на линейку и т.д.» Выполнить это надо вместе со всеми, независимо от особенностей восприятия, памяти, темперамента ребёнка.

На перемене нужно вести себя подобающим образом: говорить спокойно, бегать умеренно. Успокоиться и настроиться на работу надо со звонком, а не в силу своих особенностей характера. Подготовить своё рабочее место самостоятельно. Найти в этом огромном портфеле, среди непонятных тетрадей и учебников то, что нужно. В учебном процессе у учителя не всегда есть возможность выслушать всех обиженных и обездоленных. Не выдаётся в школе столько ласк и обнимашек, как в детском саду, в силу объективных причин.

Новое эмоциональное состояние семейной структуры.

Семейная структура-это семья и как она существует. С появлением в семье первоклассника семья переходит в новый статус. Она становится семьёй первоклассника. В детском саду ребенок в семье находится достаточно небольшое время. Воспитывают, образовывают, учат жить в этом мире, в большой степени, воспитатели. У родителей есть возможность работать в условиях полного рабочего дня. Вопросы конфликтов, недопониманий

между детьми решаются воспитателями. Дети от воспитателей получают заботу, внимание и ласку. И родители от воспитателей получают много внимания: к воспитателю каждый день можно подойти, узнать, рассказать, спросить совета. В детском саду ребёнок живёт по определенному режиму, там есть и сон, и прогулки. Организуют это и отвечают за это воспитатели. Семье не нужно переделывать свой привычный режим под режим ребенка. Семья обычно «отрывается» на выходных. Что же меняется в семье первоклассника? В первые недели ребёнок освобождается в 11.00 и на продлёнку не рекомендуют в этот период детей отдавать. Общение с учителем заметно сокращено, по сравнению с общением с воспитателем. И это, в основном, общение коллективное, для всех родителей сразу. Если оно

становиться индивидуальным, то обычно это процедура не очень приятная для семьи. У семьи появляется главный начальник и командир, а это вам не теща и не свекровь. Это учитель. Часто дома родители слышат от своих детей: «А Анна Ивановна сказала так писать» и всей семьи не переубедить ребенка делать по-другому. И это хорошо. Учитель для ребенка естественный авторитет, как залог успешности в освоении знаний. Будете ли вы слушать объяснения человека, а ещё и выполнять его указания, если считаете этого человека некомпетентным? Чтобы процесс адаптации у ребёнка прошел легче задача семьи № 1: принять авторитет

учителя, несмотря даже на разность взглядов. Это, как в семье, если папа определяется, как существо с рогами и с бородой, то никогда в жизни ребёнок папу не будет слушать. Тоже самое касается и в отношении мамы. Правило одно: если уж выбрали друг друга, это произошло не без симпатии, то уж поддерживаете уважение к друг к другу.

Задача семьи № 2: научиться слышать учителя и разговаривать непосредственно друг с другом, минуя передаточный пункт. Что значит передаточный пункт? Учитель сказал бабушке, а бабушка передала маме, а мама передала папе. Или переживающая родительница что-то услышала,

позвонила… и т.д. Помните игру «Испорченный телефон». Все очень просто нужно просто разговаривать непосредственно друг с другом, без «помогающих» сторон. Слышать учителя? Как это? Надо помнить о том, что мы не можем точно знать, какие наши дети в школе. Нахождение в коллективе это совсем другое, чем нахождение дома. Если учитель

неоднократно эмоционально сообщает, что ребенок не может до сих пор привести стол в порядок или выкрикивает с места, или встает из-за парты, то на фоне эмоциональности учителя трудно оценить важность данного сообщения. Сначала возникает обида, потом мысль: «Мой ребёнок хуже

всех», «Моего ребёнка не любят», «Наша семья хуже всех, не научила». Хочется бежать, спасать, защищать своего ребёнка, честь семьи. И это совершенно оправданная реакция. А в реальности нужно некоторое время побыть со своими негативными чувствами, и потом подумать: «Что же

учитель хотел сказать? И для чего это надо?» Можно почитать литературу, например: Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребёнку» Справочник для неравнодушных родителей.

Много тревожности у семьи по вопросу распорядка дня ребенка.

Задача семьи № 3: распределение новых обязанностей — забрать, отвести, беседа с учителем, выполнение задания дома, прогулки, кормления, зарабатывание денег для доп. занятий и экскурсий, воспитательные беседы с ребенком. Все это должен кто-то выполнять и желательно, не как в известном фильме: «Кто на завод? Я. Кто…» Можно поиграть с мужем в игру «Камень,

ножницы, бумага» на то, кто отводит ребенка в школу, а кто идет вечером на родительское собрание.

В начале много тревожности, волнений, связанных с новым, непривычным миром взаимодействия семья — школа. Родители часто нервничают сильнее детей. И это понятно. Семья часто сталкивается с оценкой учителя своей семьи. Особенно оценка напрягает, когда у ребенка что-то не получается в школе. Родители могут ощущать себя маленькими детьми, а это согласитесь

не очень приятно. Учитель, каждый раз, беря новый класс, тоже сильно нервничает. Перед ним стоит очень важная и ответственная задача – дать знания, научить учиться. К учителю приходят не только дети, к нему приходят семьи первоклассников. У каждой семьи свой уклад, свои правила, свои проблемы. Учителю же нужно организовать огромное количество людей существовать как единый организм. Именно в превращении отдельных семей в единую структуру кроется залог успешности

обучения. Задача тяжелая, огромнейшая и, конечно у учителя много переживаний и опасений по этому поводу. Плюс еще, учителю надо отстоять свое авторитетное место. А в наше время это все тяжелее и тяжелее.

Задача семьи № 4: понять, что ваше напряжение и тревожность вполне объяснимы и имеют право существовать. Вы волнуетесь и тревожитесь по поводу своего любого ребёнка. И это прекрасно, что ребенок любим.

Лучшее лекарство от тревожности — это постоянно думать о ней, запланировать «каждодневное тревоженье» в течение 20 минут. Но не больше. И вы сами не заметите, как тревожность постепенно будет покидать вас.

Задача семьи №5 принять напряжение и тревожность учителя, как знак заботы и ответственности перед семьёй за успешность каждого конкретного ребёнка. Семье можно выбрать одного из членов семьи на роль дипломата по урегулированию вопросов взаимоотношений между двумя странами: семьи и школа. Задачи данного члена семьи будет урегулирование спорных вопросов между семьей и школой, передача семьи информации о действиях учителя в пользу научения ребенка, научить или помочь признать семье свои ошибки или уметь прояснять вопросы по возможным ошибкам со стороны учителя.

Задача семьи № 6: Помнить, что самое главное и лучшее у ребенка — это его семья.

Семья поможет, поддержит, научит, защитит. Вместе пройдет период адаптации с ребёнком. И всё будет хорошо. А впереди адаптация к 5 классу, институту, работе.

Успехов вам! И помните, что любая проблема — это не проблема. Это возможность что-то изменить в своей жизни.

Педагог-психолог Подобедова Снежанна Эдуардовна__

Статья. Мой ребенок — ученик.

Мой ребенок – ученик.

Для большинства детей поступление в школу – это радостное событие, которого они очень ждут (ведь для них это значит стать почти взрослыми), для любого ребенка это событие является большим стрессом, и требуется время, чтобы он адаптировался к такой глобальной перемене в своей жизни.

Родительская задача в период начала учебного года помочь ребенку адаптироваться к школе. Могут появиться изменения в поведении ребенка — это следствие стресса. У ребенка могут начаться капризы и истерики, или он вдруг начинает грубить и хамить родителям. Следует учитывать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. Часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий. Родители радуются: «Замечательно! Пошел в школу и сразу повзрослел!» Но не следует впадать в иллюзии. Такая несвойственная раньше малышу ответственность и дисциплинированность говорит о том, что он очень сильно переживает и волнуется.

Родители в этот период должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребенку. Любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье. Поэтому отношения с ребенком должны быть доверительные, ведь с кем как не самыми близкими людьми, у ребенка могут быть такие отношения?

Ребенок часто нуждается в искреннем общении; некоторые проблемы, которые у него возникают, он не в силах разрешить самостоятельно; ему нужны совет и участие опытного человека — мамы. И если у ребенка по каким-то причинам нет доверительных отношений с мамой, то ему практически невозможно избавиться, от проблем и он вынужден страдать под их грузом. Доверительность в отношениях достигается постоянной доброжелательностью мамы, ее ласковостью, уважением к ребенку, активным вниманием.

Родители, желающие воспитать в своем ребенке настоящую сильную личность, должны стремиться к установлению у себя в доме демократических отношений. Для ребенка очень важно чувствовать уважение со стороны родителей; время от времени ему нужно демонстрировать, что он не последний член семьи что он равен другим, самым уважаемым, и может пользоваться равными с другими правами (но, не забудьте, имеет и обязанности).

Нравственное превосходство, которое имеют родители и иные старшие члены семьи, богатство их жизненного опыта должны быть направлены на достижение истинного авторитета. Без такого авторитета демократический порядок в семье невозможен. Ребенок тяжело переживает и волнуется, оказавшись в этой новой школьной жизни, и время от времени ему необходимо чувствовать себя маленьким ребенком, который никому ничем не обязан.

Задача родителей в этот период как можно больше сделать для ребенка, помочь пройти этот нелегкий путь, поговорите с ним, учителем, понаблюдайте за тем, как происходит общение ребенка с одноклассниками. В первом классе обучение ребенка в школе — скорее игра, чем серьезное ответственное дело. И это правильно: игра для ребенка — наиболее гармоничный и эффективный способ обретения знаний. Отметки учитель ставит скорее для себя, чем для ребенка и его родителей. Поэтому и отношение у родителей к отметкам должно быть соответственное. Не нужно с первых дней загружать ребенка, ему нужно время привыкнуть, и родители должны ему в этом помочь.

Адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев.

Правила, которых нужно придерживаться:

Ни при каких обстоятельствах не упрекайте ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл.

Не сравнивайте его школьные успехи с успехами других детей или своими собственными, когда вы были в его возрасте, ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Не пугайте его двойками, которые он будет получать, если не научится писать, считать и вообще быть внимательным и усидчивым, каким полагается быть прилежному ученику.

Не рассказывайте страшилок, типа, «будешь плохо учится, станешь дворником».

Внушайте ему оптимизм. Уверенным голосом говорите, что все получится, хотя сейчас ему бывает трудновато.

Не награждайте (и уж тем более не наказывайте) за успехи в учебе.

С интересом относитесь к тому, чему малыш научился, с радостью отмечайте, если что-то ему удалось хорошо сделать.

Спрашивайте, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене.

Если малыш поделился с вами чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, постарайтесь развить тему, например, расскажите еще что-нибудь интересное об этом.

Дайте ребенку мобильный телефон, чтобы в любой момент он мог с вами связаться, и вы могли ему помочь справиться с возникшей проблемой.

Если вы заметили, что ребенок устал, не бойтесь оставить его на один день дома, или позвольте не готовить домашнее задание. Чтобы не возникло недоразумений, предупредите учителя звонком или запиской.

Не нагружайте ребенка другими новыми требованиями, кроме тех, которые относятся к школе и являются обязательными.

Оставайтесь в любом случае любящими и понимающими родителями.