Вк в стране таинственных знаков

Тайна горы мертвецов. Перевал Дятлова

В основе фильма лежит история, которая произошла в Свердловске в 1959 году, когда группа туристов-лыжников, в основном состоявшая из студентов-пятикурсников «Уральского политехнического института», а также одного выпускника того же вуза и инструктора местной «туристической базы (всего 9 человек), отправляется в лыжный переход по маршруту поселок Ивдель – поселок Вижай. Возглавлял группу один из студентов УПИ Игорь Дятлов. Позже ее так и назовут: группа Дятлова.

Протяженность маршрута должна была составить не менее 350 км. По критериям того времени переход можно было отнести к категории «особой сложности». В конце января 1959 года, вопреки ожиданиям родственников и близких, группа не вышла в намеченное время и в назначенное место. Первыми забили тревогу родственники. Именно они настояли на вылете к месту возможного исчезновения туристов группы спасателей.

И уже через несколько дней у горы Холатчахль (в переводе с языка манси — «Гора мертвецов») спасатели обнаруживают брошенную палатку. Чуть позже находят тела первых троих погибших. Через несколько дней — еще двоих. Четверых последних обнаружат только в начале мая 1959 года, когда сойдет снег.

Уже с самых первых дней исследование тел погибших и характер обнаруженных ранений – а в ряде случаев, как установило следствие, именно они стали причиной гибели туристов — порождают множество слухов о причинах их гибели. Уже в те дни по Свердловску гуляют самые невероятные версии: попали в зону испытаний нового оружия, убили беглые заключенные, охотники-манси и так далее.

Вскоре волну этих слухов подстегивает информация о том, что, так и не найдя причин гибели людей, следственные органы закрывают дело. Якобы чуть ли не по личному распоряжению главы КГБ СССР тех лет – Александра Шелепина.

За годы, прошедшие с момента гибели группы Дятлова, к тем версиям, которые родились в первые дни, прибавились новые. В рамках фильма исследованы наиболее популярные из них и упорно поддерживаемые многочисленными исследователями той трагедии. К числу таких версий относятся:

  • «Лавинная», или ошибки, допущенные группой при прокладке маршрута и выборе места ночевки.
  • «Паранормальная» — версия о неких причинах паранормального характера, которые вынудили людей покинуть палатку, побросав снаряжение и теплые вещи, что и стало причиной их скорой гибели.
  • «Военная, или техногенная версия» — туристы случайно попали в зону испытаний какого-то нового вида вооружения; могли оказаться в зоне падения ракеты или ее фрагмента.
  • «Шпионская версия» — гибель от рук иностранных диверсантов. Эта версия является одной из самых популярных в российском интернете. Она основана на гипотезе о так называемой контрольной передаче. Согласно этому предположению, как минимум двое участников группы могли быть сотрудниками советских спецслужб и участвовали в передаче неизвестным «представителям зарубежной разведки» фиктивных радиоактивных материалов из советского ядерного центра «Челябинск-40».
  • «Охотники-манси» — эта версия уже в те дни активно разрабатывалась следственными органами. Имелось предположение, что группа могла погибнуть от рук местных аборигенов – манси. Для последних окрестности горы являются своего рода священным местом.

В фильме принимает участие Юрий Юдин — единственный оставшийся в живых участник того похода, а также участники поисков пропавшей группы Дятлова. В фильме использованы подлинные фотографии похода и материалы следствия.

Автор сценария и режиссер: Максим Огечин
Режиссер-постановщик игровых сцен: Игорь Мужжухин

2 фильма

Календарь профессий

15 АВГУСТА — ДЕНЬ АРХЕОЛОГА

— История археологии и профессии АРХЕОЛОГ
— Работа археологов
— Археолог. Профессиограмма
— Учебные заведения
— Книги и статьи о профессии археолог
— Памятники археологам
— Наиболее яркие открытия в истории археологии
— Писатели-археологи
— Стихотворения об археологах
— Загадка об археологах
— Игры, археологические задачки и кроссворды
— Занимательные археологические вопросы
— Цитаты и афоризмы
— Развивающие мультфильмы
— Мультипликационные фильмы

День археолога — неофициальный профессиональный праздник археологов России, Белоруссии и Казахстана — отмечается 15 августа.

Обычно в этот день проводится «посвящение в археологи».

Версии возникновения этого праздника являются достаточно забавными.

Одна версия гласит, что 70 лет назад в этот день молодые археологи, работавшие на раскопках в Новгороде, захотели организовать собственный праздник. Они предложили руководителю своей экспедиции отметить День рождения коня Александра Македонского, которого звали Буцефалом.
Возглавлял эти раскопки знаменитый учёный А.В. Арцеховский, который согласился с таким необычным предложением.
Затем это празднование стало ежегодным и переросло в профессиональный праздник всех археологов.
Считается, что с того времени данный праздник стал пользоваться большой популярностью и распространился в самые разные уголки нашей страны.

Согласно другой версии, в этот день ежегодно отмечался день рождения выдающегося археолога Т.С. Пассек. Было это в экспедиции 40-50-х годов.

По третьей версии, впервые этот праздник в Советском Союзе отмечался в 1947 году в отряде Волго-Донской археологической экспедиции.

Еще одна версия, касающаяся возникновения данного праздника, гласит, что такая традиция сложилась в СССР в 1930-х годах.
Считается, что инициатором создания этого праздника стал профессор Владислав Равдоникас.
В период с 1934 по 1959 год он являлся руководителем экспедиции на раскопках поселения «Старая Ладога», которые велись в окрестностях Ленинграда. Равдоникас был строгим руководителем и не разрешал участникам экспедиции отмечать различные несерьезные даты. Когда никакого серьезного повода для праздника не нашлось, а молодежи хотелось повеселиться, то стали поздравлять друг друга с Днем археолога.
Телеграммы с поздравительным текстом были направлены в соседние экспедиции.
В настоящее время эти телеграммы хранятся в архиве РАН.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии АРХЕОЛОГ.

История археологии и профессии АРХЕОЛОГ

Археология (в переводе с древне-греческого — «древний» и «слово, учение») — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Платон
(428 или 427 до н.э. — 348 или 347 до н.э.)

Слово «археология» впервые было употреблено Платоном в значении «история прошедших времён».

После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений.

Дионисий Галикарнасский
(около 60 до н.э. — около 7 до н.э.)

В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

С XVI века термин «археология» употребляется для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Легенды рассказывают, что первым «археологом» была мать римского императора Константина Великого – Елена.
В 326 году она приехала в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень.
Экспедиция прошла успешно: при раскопках были найдены три креста и табличка с именем Иисуса.

Профессия археолога была популярна в Древнем Риме и Греции.
Уже тогда люди знали о каменном, бронзовом и железном веках, проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники.

В эпоху Возрождения проводились многочисленные раскопки, основной целью которых было добывание античных скульптур.

Первые официальные археологические раскопки относятся к XVIII веку.
Тогда были раскопаны города Геркуланум (в 1710) и Помпеи (в 1748), погребенные под слоем пепла и лавы.

В XIX веке по заказу крупнейших музеев – Лувра в Париже, Британского музея в Лондоне и Египетского музея в Берлине – стали отправляться настоящие научные экспедиции.
Особое внимание археологи уделяли Месопотамии, Египту и Греции. Вместе с учеными искали древние миры и любители.
Самый известный среди них – Генрих Шлиман, который отыскал легендарную Трою.

Генрих Шлиман
(1822-1890)

Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман (1822-1890) — немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии.
Генрих Шлиман прославился находками в Малой Азии, на месте античной (гомеровской) Трои, а также на Пелопоннесе — в Микенах, Тиринфе и беотийском Орхомене, и стал первооткрывателем микенской культуры.
Владел не менее чем 15 языками, включая основные европейские (в том числе родной нижненемецкий язык), русский, арабский, турецкий, персидский, древнегреческий и латинский, дневники зачастую вёл на языке страны, в которой в данный момент находился.
Шлиман опубликовал несколько книг, посвящённых путешествиям и археологии, в 1869 году по совокупности трудов получил степень доктора философии в Ростокском университете.

Уваров А.С.
(1825-1885)

В России археология стала развиваться с середины 19 века, когда археологией увлекся граф Алексей Сергеевич Уваров, исследования которого легли в основу дальнейшего развития науки о древностях — археологии.

В 1848 году Алексей Сергеевич Уваров провёл исследование древностей на юге России и результаты издал на русском и французском языках труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», который принёс ему широкую известность.
В 1851 году участвовал в раскопках на территории древнего Суздальского княжества, где открыл свыше 750 курганов. На основании результатов раскопок написал исследовательскую работу «Меряне и их быт по курганным раскопкам».
В 1857 году учредил Уваровские премии при Академии наук, названные в честь его отца. В это же время Уваров был избран руководителем отдела русской и славянской археологии.
В 1864 году в Москве было учреждено Московское археологическое общество, которое граф Уваров возглавлял до своей кончины.

Археология в современном мире является очень важной наукой, которая позволяет нам приоткрыть завесу тайн древних цивилизаций, позволяет изучить культуру и быт различных эпох, а также знакомит с останками древних животных и растений.
Работа археолога крайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё очень много тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.

Работа археологов

«Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций — эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой ещё тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена».
Немецкий историк Э. Церен

Археологи изучают археологические источники, анализируют их и пополняют фактами и предположениями общеисторическую науку.

Археологические исследования включают в себя как кабинетную или теоретическую часть (работа с документами и артефактами), так и полевую археологию, то есть практические исследования, к которым относится также и подводная археология.

Одним из видов раскопок являются так называемые охранные раскопки, которые в соответствии с требованиями законодательства проводят перед строительством зданий и сооружений, так как в противном случае возможно находящиеся на месте строительства археологические памятники будут утеряны безвозвратно.

Существует также экспериментальная археология, которая заключается в воссоздании древних технических приёмов, реконструировании орудий труда, предметов быта, оружия и изучение их производительности и других параметров.
Иногда воссоздаётся даже картина всего образа жизни того или иного древнего общества.

Сам по себе каждый найденный объект невозможно рассматривать вне контекста, в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Чтобы установить время создания или использования предмета используют стратиграфический метод (учитывают, в каком слое он лежал, каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и другие методы.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах.

Археолог. Профессиограмма

Читать «Археолог. Профессиограмма» (формат PDF)

Учебные заведения

ПсковГУ – Исторический факультет

Информация для абитуриентов Исторического факультета ПсковГУ:

Кафедра всеобщей истории и регионоведения ПсковГУ осуществляет подготовку:

Бакалавриат:
41.03.01 зарубежное регионоведение
44.03.01 педагогическое образование (профиль «Историческое образование»)
46.03.01 история
51.03.04 музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Магистратура:
41.04.01 зарубежное регионоведение («Интеграционные процессы в Европе: история и современность»)

Книги и статьи о профессии археолог

Археолог : / . — Челябинск : Аркаим, 2007. — с. : цв. ил. — (Когда я стану взрослым; Миллион меню. Для учения и развлечения).

Книга посвящена людям, которые открывают человечеству целые миры, обнаруживают исчезнувшие цивилизации, проводят раскопки античных городов. Люди этой профессии называются археологами.
Книга знакомит с нелёгким трудом археологов, которые ведут раскопки в разных странах не только на земле, но и под водой. В книге имеются 32 окошка, которые сделают чтение очень увлекательным, ведь в каждом из них спрятана интересная информация!

Археолог // Большая книга профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. — М. : Слово : Эксмо, 2005. – 239 с. : ил.

На С. 12-13 описана профессия археолога, а также содержится стихотворение об археологе.

Всё обо всём : попул. энцикл. для детей. Т. 7 / . — М. : Ключ-С : Слово : АСТ, 1995. — 445 с.

На С. 189-190 содержится краткое описание науки археологии.

Всё обо всём : попул. энцикл. для детей. Т. 8 / . — М. : Ключ-С : Слово : АСТ, 1994. — 511 с.

Чем занимаются археологи и что это за наука такая – археология?
Ответ на этот вопрос Вы найдете на С. 205-206 этой энциклопедии.

Затерянные города // Детская энциклопедия. – 2016. — № 6. – 56 с. : цв. ил.

В разное время, в разных местах земли ученые-археологи находили древние города, по каким-то причинам давным-давно оставленные жителями.
В этом выпуске журнала содержится информация об исторических и археологических открытиях, связанных с такими затерянными городами, как- Мачу Пикчу, Ангкор, Копан, Хара-Хото, об отважных людях, которые искали и находили эти города, а также о раскрытых и пока еще нераскрытых тайнах.

Колпакова, О. В. Секреты профессий : / О. В. Колпакова ; . — М. : Белый город, . — 47 с. — (Энциклопедия тайн и загадок).

На С. 12-13 энциклопедии содержится информация, посвящённая истории археологии и профессии археолога.

Крумменерль, Р. Исчезнувшие города : / Р. Крумменерль ; Нем. Археолог. ин-т ; науч. консультация А. Оеттель, ; ил. Н. Смирнова и Ф. Климта. — М. : Мир книги, 2008. — 45, с. — (Зачем и почему).

Истории человечества уже более двух миллионов лет.
О жизни в далеком прошлом свидетельствуют развалины крепостей и храмов, систем орошения, улиц и домов, а также целых городов. Они переносят нас к будням ушедших культур, многие из которых погибли еще тысячелетия назад.
Ученых, которые проводят исследования этих источников, называют археологами.
В этой книге рассказывается об археологах, которые отправлялись в путь, чтобы в пустынях, джунглях, горах и даже под водой отыскать исчезнувшие города, чтобы совершить удивительные открытия и дополнить историю уникальными сведениями.

Ликум, А. Все обо всем : попул. энцикл. для детей. Т. 3 / А. Ликум ; . — М. : Ключ-С, 1997. — 541 с.

Что такое археология? Ответ на этот вопрос Вы найдете на С. 94-96 этой энциклопедии.

Ликум, А. Все обо всем : попул. энцикл. для детей. Т. 4 / А. Ликум ; . — М. : Ключ-С, 1995. — 479 с.

На С. 103-104 энциклопедии содержится ответ на вопрос: как археологи узнают, что они находят?

Лопатина, А. А. Секреты мастерства : 62 урока о профессиях и мастерах / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. — М. : Книжный Дом Локус, 2002. — 350, с.

На С. 27-35 содержится урок 4, посвящённый профессии археолога.
В ходе урока проводится беседа о профессии, слушают и обсуждают сказку Е. Лопатина «Единый язык» и выполняют письменное задание «Древний алфавит».

Моисеева, К.М. Люди ищут забытое царство : рассказы об археологических открытиях / К. М. Моисеева ; . — 2-е изд., доп. — М. : Детская литература, 1979. — 142 с.

Книга содержит рассказы о том, как открытия, сделанные учёными, позволяют нам узнать о жизни наших далёких предков, а также о работе археологов, востоковедов, архитекторов и реставраторов.
Эта книга расскажет о том, как был открыт древний город Троя, воспетый Гомером, как погиб город Тейшебаини в древнем царстве Урарту. Вы побываете в шатрах кочевников-скифов, живших на нашей земле двадцать пять веков назад и окажетесь в Помпеях, засыпанных пеплом Везувия.
Путешествие закончится на раскопках древнего Пенджикента среди памятников согдийского царства, рассказавших о далёком прошлом Таджикистана.

Неоткрытые тайны прошлого : энцикл. юного археолога / — М. : Лабиринт Пресс, 2002. — 384 с.

Героиня этой книги — обычная девочка, но живет она не на Земле, а на Марсе.
Отправляясь на каникулы к бабушке на Землю, Юля узнает от своих друзей много интересного о планете Земля, о древних цивилизациях и о тайнах прошлого, которые год за годом открывает перед нами наука археология.
Археологи побывали внутри египетских пирамид, раскопали древние дворцы и лабиринты, подобрали шифр к древним письменам, но некоторые загадки таки остаются неразгаданными.
Эта книга адресована детям среднего школьного возраста, которых интересует история, мировая художественная культура и научная фантастика.

Никитин, А. Л. Над квадратом раскопа / А. Л. Никитин ; ; рис. О. Рево ; фото авт. — М. : Детская литература, 1982. — 272 с.

Автор — писатель и археолог, рассказывает в книге о своих экспедициях, о раскопках и открытиях и о том, как возникновение новой науки — палеоэкологии позволяет при изучении древних поселений человека понять законы, управляющие биосферой Земли и развитием человечества.
Опираясь на опыт своей работы, автор раскрывает перед читателем те чувства, мысли, ощущения и наблюдения, которые ведут исследователя от археологических находок к постижению объективных законов природы.

Ранов, В. А. Древнейшие страницы истории человечества : кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / В. А. Ранов. — М. : Просвещение, 1988. — 154, с.

Книга известного советского археолога В. А. Ранова рассказывает о становлении первобытного человека и развитии его орудий труда, о путях расселения человека по нашей планете, кроме того, описаны раскопки самых древних стоянок на территории СССР и открытия, сделанные археологами.

Увлекательная археология // Детская энциклопедия. – 2014. — № 4. – 56 с. : цв. ил.

Во многих музеях мира можно увидеть экспонаты, найденные учеными-археологами на территории Египта в конце XVIII века, в Междуречье, Царстве Шумера и Аккада, Ассирии и Вавилонии в XIX веке.
XIX век оказался богат на важнейшие археологические открытия. Самым значимым стало — открытие легендарной Трои.
Ушедшие цивилизации и теперь таят немало загадок, поэтому археологи продолжают раскопки в Египте, в Междуречье, в Греции и во многих других уголках земли.
Вполне возможно, что сделать новые важные открытия предстоит кому-то из тех, кто возьмет почитать этот выпуск журнала!

Я познаю мир : дет. энциклопедия : История / сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов ; под общ. ред. О.Г. Хинн. — М. : АСТ, 1997. — 508 с.

На С. 7-8 имеются сведения о том, как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом, о науке о древности – археологии и об ученых, производящих раскопки – археологах.

Скоробогатова, А. Раскрывая секреты земли : / А. Скоробогатова // Волшебный. – 2015. – № 16. – С. 18-19. – (Дело жизни).

Малов, В. Сколько лет науке о древностях? : / В. Малов // А почему? — 2011. — № 6. — С. 20-22.

Абекассис, Э. Сокровище храма : роман / Элиетт Абекассис ; . — М. : АСТ; Ермак, 2003. — 299, с. — (Bestseller).

Израиль наших дней, давно уже современный и «светский», потрясен убийством знаменитого археолога — убийством, совершенным в полном соответствии с правилами ДРЕВНЕГО РЕЛИГИОЗНОГО РИТУАЛА!
Что это — дело рук маньяка, помешавшегося на иудейских текстах ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ?! Но тогда понять и отыскать убийцу может только один человек — тихий ученый, специалист по древним тайным рукописям…

ЛаФевер, Р. Теодосия и жезл Осириса : / Робин ЛаФевер ; . — М. : Эксмо, 2015. — 397, с. — (Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки-археолога).

Главной героине книги девочке Теодосии 11 лет. Её мама и папа — египтологи и работают в лондонском Музее легенд и древностей. Всю свою жизнь девочка проводит в этом музее и знает каждый его закоулок, с закрытыми глазами может найти любой саркофаг или мумию… Хотя, честно говоря, их лучше не искать. К тому же она обладает особым магическим даром — видит проклятия, начертанные невидимыми иероглифами на древних артефактах, которые её мама притаскивает в музей в большом количестве. Так что задача Теодосии не только правильно расставлять всякие безделушки по полочкам в хранилище музея, но и противостоять могущественным темным силам.
Из Музея легенд и древностей пропали десятки мумий, и подозрение пало на отца Теодосии. Теперь девочке придется помочь отцу выбраться из непростой ситуации.
А между тем, Змеи Хаоса, члены таинственной и опасной организации, не сидят сложив руки! Что они задумали на этот раз? Какой артефакт им понадобится для претворения в жизнь коварных планов?
Теодосия снова вынуждена спасать мир, да еще и воевать с занудами-гувернантками. Правда, Теодосия считает, что на помощь ей придет друг и союзник Стики Уилл, но так ли это? Похоже, у него свои тайны…

ЛаФевер, Р. Теодосия и изумрудная скрижаль : / Робин ЛаФевер ; . — М. : Эксмо, 2014. — 397, с. — (Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки-археолога).

Теодосия на собственном опыте еще раз убедилась, что обнаруживать черную магию — сложное и опасное дело.
Когда ее друг, Стики Уилл, затащил Тео на выступление факира Ови Бубу, девочка быстро поняла, что этот артист знает о магии намного больше, чем хочет показать зрителям.
Тем временем в Музее легенд и древностей вновь появляется приехавший на весенние каникулы брат Теодосии — Генри, и неожиданно обнаруживает артефакт, за которым на протяжении столетий охотились алхимики всех стран. Вскоре прибрать артефакт к своим рукам постарается один подозрительный факир в черном плаще…

ЛаФевер, Р. Теодосия и последний фараон : / Робин Лафевер ; . — М. : Эксмо, 2014. — 413, с. — (Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки-археолога).

Теодосия в сопровождении своей кошки, Исиды, отправляется в Египет, чтобы возвратить на место Изумрудную табличку, на которой записаны ключи к некоторым самым охраняемым в мире секретам. Но вскоре все начинает идти совсем не так, как планировалось, особенно после неожиданного исчезновения нового друга Теодосии… последнего фараона на земле!

ЛаФевер, Р.Теодосия и Сердце Египта : / Р. Лафевер ; . — М. : Эксмо, 2016. — 365, с. — (Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки-археолога).

Когда в музей попал легендарный амулет — Сердце Египта, Теодосии пришлось не сладко. Ведь в этом амулете, найденном в одной из древних гробниц, содержится великое зло и черная магия, которых бы хватило, чтобы стереть Британскую империю с лица земли! Теодосии придется призвать на помощь все свои знания, умения и смекалку, чтобы предотвратить хаос, способный уничтожить не только всю страну, но и изменить привычное течение времени…

Памятники археологам

Памятник учёному-археологу Алькею Маргулану в Алма-Ате

Памятник советскому ученому-археологу, филологу, основателю казахстанской археологической школы – Алькею Маргулану (1904-1985) – установлен в Алма-Ате у здания Академии Наук Казахстана.

Автором мощного монумента из кордайского гранита весом в 8 тонн стал казахстанский скульптор Нурлан Далбай.

Наиболее яркие открытия в истории археологии

Читать «Наиболее яркие открытия в истории археологии» (формат PDF)

Писатели-археологи

Александр Вельтман (1800-1870) — российский картограф, лингвист, археолог, поэт и писатель.

Александр Вельтман является родоначальником жанра исторического фэнтези, одним из первых в мировой литературе применил приём путешествия во времени.

Редактор и один из авторов «Древностей Российского государства», переводчик «Слова о полку Игореве».

Рудольф Эрих Распе (1736-1794) — немецкий писатель, поэт и историк, известный как автор рассказов барона Мюнхгаузена, в которых повествование ведётся от его имени.

Кроме большого количества ценных статей по археологии, писатель напечатал первый сборник «Лживых или вымышленных историй» («Lugengeschichten») Мюнхгаузена.

Агата Кристи (1890-1976) — английская писательница.

В 1928 году Агата Кристи отправилась в путешествие на Восток.
Сопровождая своего мужа-археолога, она сама стала профессиональным археологом, фотографируя и обрабатывая материалы раскопок.

Ирак, Сирия, Египет дали интереснейшие материалы для Кристи-археолога и Кристи-писательницы.

Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998) — русский поэт, лирик, писавший для взрослых и детей, переводчик, мемуарист, пушкинист, исследователь.

В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм).
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены профессии археолог.

Стихотворения об археологах

Улыбка
Среди развалин, в глине и в пыли,
Улыбку археологи нашли.
Из черепков, разбросанных вокруг,
Прекрасное лицо сложилось вдруг.
Улыбкою живой озарено,
Чудесно отличается оно
От безупречных, но бездушных лиц
Торжественных богинь или цариц.
Берестов В.
Нет ничего прочней, чем битая посуда.
Что происходит с ней?
С ней происходит чудо.
Хрупка, тонка и стоит слишком мало
Жизнь чашки и горшка, и звонкого бокала.
Зато у черепков, осколков и обломков
В запасе даль веков, признание потомков.
Берестов В.
Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
И, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов.
Кто ответить сможет вмиг,
Что в земле лежит давно?
Ни биолог, ни зоолог,
А, конечно, археолог!
Кто ж нашёл следы столетий?
Кто в историю влюблён?
Кто сложил в витрины
Драгоценности времён?
Это опытные руки
Археологов страны.
Мы ревнителям науки
Благодарны быть должны.
Н. Кончаловская
В руках ланцет и мастерок,
Кистей набор малярных,
А, также множество резцов,
Токарных и столярных!
Готов к работе день и ночь
Отважный археолог,
Весом и значим для него
Любой в земле осколок!
Он точно знает, кто здесь жил
Пять тысяч лет назад,
И был ли этот человек
Бедняк или богат!
Посуда, кости, черепки –
В земле секретов много,
И археологу, друзья,
Важна его дорога!
Археолог
Как много скрыто под землёю,
Что в глубине её лежит
И сколько чудного порою
Земля в себе от нас таит, —
Об этом знает археолог,
Что в почве поиски ведёт.
Предмет какой или осколок
Старинной вещи вдруг найдет,
Он представляет, словно где-то
Владелец этого предмета
Поблизости уже стоит
И с ним во-вот заговорит.
И видится ему картина:
Покрытый шкурами, с дубиной,
Из леса человек идёт,
С охоты мамонта несёт.
О том, как раньше жили где-то
Простые люди, короли,
На всё находятся ответы
У вашей матушки Земли.
Шалаева Г.П.
Он ведет раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной,
И в Сибири вьюжной.
И во всех частях страны
Он предметы старины
Ищет для музеев.
Чтобы ротозеи
Заглянули в глубину –
Как мы жили в старину.
Археолог — это, что-то!
Интересная работа
Это праздник, каждый день,
Позабудешь свою лень.
На раскопках мы копаем
Вековую пыль глотаем
В глубь веков свой путь ведем,
Может, что-нибудь найдем
Золотую безделушку
Или старую игрушку,
Слиток ценный или клад,
Кто ему был бы не рад?

Загадка об археологах

Он, это каждый знает,
Не землекоп, но все копает.
Копать всю жизнь свою готов
Он ради кучки черепков.

Ответ смотрите в конце страницы

Игры, археологические задачки и кроссворды

Игра «Археология»

Цель: развитие мышечного контроля.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Задача на сообразительность

Археологическая экспедиция в Египте нашла клад с древними монетами. На каждой из монет было отчеканена дата выпуска: «50 год до н.э.»
Главный археолог, посмотрев на монеты, понял, что это были подделки.
Как он это определил?

Ответ смотрите в конце страницы

Шифрограммы:

Узнайте, какие задачи решаются археологами, прочитав следующие шифрограммы:
1) йинаводелсси хынротаробал и хывелоп еинедеворп, итсонтсем воктсачу хыньледто копоксар еинедеворП
2) хыннад хыннечулоп яицазитаметсис и зилана, волаиретам хынвихра еинечузИ

Ответы смотрите в конце страницы

Кроссворды

(формат Word)

Ответы смотрите в конце страницы

Занимательные археологические вопросы

1) В городах Хараппа и Мохенджо-Даро, загадочно погибших в катастрофе, похожей на ядерный взрыв, археологов поразила разумность их планировки и архитектура строений.
Что позволяло этим городам, находившимся в жаркой и влажной климатической зоне, избегать эпидемий?

2) Согласно сведениям ученых, знаменитый дворец царя Миноса был 7-этажным. И хотя он разрушен, есть надежда восстановить облик трех нижних этажей.
Каким образом?

3) Археологи всего мира с нетерпением ожидают сенсационной находки 50 тысяч мумий времени правления в Египте персидского царя Камбиза, ставшего фараоном.
Каким образом ему удалось всего за 2 дня мумифицировать все свое войско?

4) В районе Алтая и Монголии 2 тысячи лет назад обитало племя пазырык. По одной из мумий археологи идентифицировали вождя племени, страдавшего остеохондрозом и умершего в возрасте 38 лет. На бедрах у него были ярко выраженные костные мозоли.
Что спровоцировало их образование?

Цитаты и афоризмы

Археологи – это детективы прошлого

Разбитая посуда приносит удачу, но только археологам

Археологи отыскивают «черные ящики» истории

Будущее археологии лежит в руинах

Археология состоит из 10% знаний и умений и из 90% совпадений и удач

Развивающие мультфильмы

Мурзилка «Кем быть? АРХЕОЛОГ»

Археолог и его раскопки

Мультипликационные фильмы

Археолог

Лунтик. Серия 421 «Археологи»

Смешарики. Археология

Ответ на загадку об археологах: Археолог.

Ответ на задачу на сообразительность: На монетах никогда не может быть маркировка «… лет до н.э.», т.к. тогда наша эра еще не наступила

Ответы на археологические задачки: 1. Проведение раскопок отдельных участков местности, проведение полевых и лабораторных исследований. 2. Изучение архивных материалов, анализ и систематизация полученных данных.

Ответы на занимательные археологические вопросы: 1. Наличие системы канализационных стоков. Туалеты и души имелись даже в самых скромных домах Мохенджо-Даро. 2. Нужно откопать дворец из-под земли. Именно это помогло части дворца не подвергнуться столь сильному разрушению. 3. Его войско, направлявшееся в Фивы, попало в песчаную бурю при переходе через пустыню. 4. Верховая езда.

Ответы на кроссворды:
Кроссворд №1: 1. Кунсткамера. 2. Антиквары. 3. Генрих. 4. Склеп. 5. Погребение. 6. Клио. 7. Лопата. 8. Курган. 9. Реставрация. 10. Троя.
Кроссворд №2: 1. Археология. 2. Погребение. 3. Кисточка. 4. Реставрация. 5. Раскоп. 6. Мавзолей. 7. Курган. 8. Пирамида. 9. Клады.

Археолог — это, что-то!

Детская археологическая экспедиция
(Херсонес-Таврический,Севастополь1997г.)
Археолог — это, что-то!
Интересная работа
Это праздник, каждый день,
Позабудешь свою лень.
На раскопках мы копаем
Вековую пыль глотаем
В глубь веков свой путь ведем,
Может, что-нибудь найдем
Золотую безделушку
Или старую игрушку,
Слиток ценный или клад,
Кто ему был бы не рад.
Археолог — это, что-то!
Интересная работа
Это праздник, каждый день,
Позабудешь свою лень.
Очень древний Херсонес
Будит в мыслях интерес
И являются во сне
Люди греческие мне
Шум волны морской прибоя
Тоже не дает покоя
И поэтому друзья
Стал немного греком я
Археолог — это, что-то!
Интересная работа
Это праздник, каждый день,
Позабудешь свою лень.
Мы построим на века
Город славный из песка
Он в историю войдет
Когда дождь над ним пройдет
Через много, много лет
Раскопает человек
И найдет наверняка
Эту горсточку песка
И еще найдет сандаль,
Рваный мячик и фонарь,
Мной потерянный совок
И записку в восемь строк:
Археолог это, что-то
Это отдых и работа,
Это праздник каждый день
Позабудешь свою лень
Здесь с друзьями был я весел
Разучил не мало песен
Звезды на небе считал
И о будущем мечтал.
Археолог — это, что-то!
Интересная работа
Это праздник, каждый день,
Позабудешь свою лень.
Мы истории страницы,
Открываем по крупицам,
Все хотим знать о былом,
Что бы рассказать потом.
Маме с папой и соседу
Когда я домой приеду
Чтоб гордилась вся семья,
То, что археолог я.
РИМ-97

>Старинные и сказочные головоломки

Пчелы

Вот одна задача из древнего индийского трактата:
— если 1/5 пчелиного роя полетела на цветы лаванды, 1/3 – на цветы липы, утроенная разность этих чисел полетела на дерево, а одна пчела продолжала летать между ароматными кетаки и малати, то сколько всего было пчел?

Ответ: Всего было 15 пчел. Любой современный школьник легко решит эту задачу с помощью уравнения, но попробуйте решить арифметически.

Стая гусей

Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» «Нас не сто гусей,- отвечает ему вожак стаи,- если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да полстолька, да четверть столька, да еще ты, гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей». Сколько было в стае гусей?

Ответ: В стае было 36 гусей. 36+36+18+9+1 = 100

Задача для репетитора

В рассказе А. П. Чехова «Репетитор» гимназист Егор Зиберов не сумел решить арифметическую задачу, а отец репетируемого ученика, отставной губернский секретарь Удодов, пощелкав на счетах, получил правильный ответ. Решите и Вы эту задачу арифметически. Интересно, умеют ли решать подобные задачи современные репетиторы. Вот она.
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он и того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное — 3 руб.?

Ответ: Если бы купец приобрел сукно одного типа, например синее, то он заплатил бы 138*5 = 690 руб. Образовавшаяся разность в 150 руб. получена за счет того, что черное сукно повышено в цене на 2 руб. Значит, черного сукна было 150:2 = 75 аршин, а синего было 138-75 = 63 аршина.

Странный дом

Сооружено сее жильё всего из одного камня, либо из досок деревянных двух. Есть у дома сего ограда, цветник, подвал. Живёт в сеём жилище всего один человек, стар или млад. Но не выходит человек этот из подвала, ни чтобы цветником полюбоваться, ни чтобы иное дело сделать. Не двигается и не ест и не пьёт человек сей. Вопрос: почему?

Ответ: «Жилец» — покойник. Камень — надгробие, две доски — крест, цветник — высаженные цветы.

Трудное наследство

Итальянец Тарталья, который первым обнаружил способ нахождения корней кубического уравнения, придумал задачу о семнадцати лошадях.
В завещании умершего отца семейства говорилось, что имевшихся в хозяйстве семнадцать лошадей следовало поделить между тремя наследниками в отношении одна вторая к одной третьей к одной девятой. Как выполнить завещание?

Ответ: 2, 6 и 9 лошадей. Сам Тарталья предложил следующее решение. Для раздела имеющихся лошадей необходимо заимствовать еще одну, после чего их общее количество станет 18. Раздел этого количества даст 2, 6 и 9 лошадей, которых в сумме окажется 17. Одна лошадь из 18 оказалась как бы «лишней» — это заимствованная лошадь, которую следует вернуть владельцу после раздела имущества. Проще решить головоломку иначе: пропорцию 1\2 : 1\3 : 1\9 достаточно домножить на 18 и получится тот же результат.

100 учеников

Еще одна задача из книги «Арифметика» Леонтия Магницкого.
Отец решил отдать сына в учебу и спросил учителя: «Скажи, сколько учеников у тебя в классе?» Учитель ответил: «Если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня сто учеников». Сколько же учеников было в классе?

Ответ: 36 учеников.

Кролики Фибоначчи

Эта задача придумана итальянским ученым Фибоначчи, жившим в 13-м веке.
Некто приобрел пару кроликов и поместил их в огороженный со всех сторон загон. Сколько кроликов будет через год, если считать, что каждый месяц пара дает в качестве приплода новую пару кроликов, которые со второго месяца жизни также начинают приносить приплод?

Ответ: 377 пар. В первый месяц кроликов окажется уже 2 пары: 1 первоначальная пара, давшая приплод, и 1 родившаяся пара. Во второй месяц кроликов будет 3 пары: 1 первоначальная, снова давшая приплод, 1 растущая и 1 родившаяся. В третьем месяце — 5 пар: 2 пары, давшие приплод, 1 растущая и 2 родившиеся. В четвертом месяце — 8 пар: 3 пары, давшие приплод, 2 растущие пары, 3 родившишиеся пары. Продолжая рассмотрение по месяцам, можно установить связь между количествами кроликов в текущий месяц и в два предыдущих. Если обозначить количество пар через N, а через m — порядковый номер месяца, то Nm = Nm-1 + Nm-2 . С помощью этого выражения рассчитывают количество кроликов по месяцам года: 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377.

Ревнивые мужья

В старинном русском сборнике занимательных задач есть следующая: «Три ревнивых мужа, пришедши с женами своими к берегу реки, нашли при оном лодку, в которую по ее малости более двух человек вмещаться не могло. Почему спрашивается, как бы через реку переехать сим шести человекам так, чтобы ни одна жена с чужим мужем не переезжала и ни на котором берегу не оставалась»

Ответ: Обозначим пары через Аа, Бб, Вв (маленькими буквами обозначим женщин). Вот схема перевозок, реализующая нужную переправу за 11 рейсов:

рейс берег левый в лодке берег правый
1 Бб Вв Аа=> Аа
2 А Бб Вв <=А а
3 А Б В б в=> а б в
4 Аа Б В <=а б в
5 Аа Б В=> Бб Вв
6 Аа Бб <=Бб Вв
7 а б А Б=> А Б Вв
8 а б в <=в А Б В
9 а б в=> А Бб Вв
10 а б <=б А Б Вв
11 а б=> Аа Бб Вв

Стрелки указывают направление движения лодки.

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

ЛЯГТЕ (на пол)
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
уважаемые ПРОФЕССОРА

12. ВЫСОХНУЛ на солнце
звонят КОЛОКОЛА
несколько пар СЕРЁГ
знал много БАСЕН
ШЕСТЬЮСТАМИ рублями

23. полки для КУХОНЬ

КРАСИВЕЕ дочери

мощные КОМПЬЮТЕРЫ

в ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году

много ВИШЕНЬ

пять КАСТРЮЛЬ
шире ПЛЕЧ
свыше ста семидесяти КИЛОМЕТРАХ
НАПОИВ чаем
НАДЕТЬ наушники

13. пара ЧУЛОК
цену БЛАГОРОДСТВА
в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году
ВЗГЛЯНЬ
пять АБРИКОСОВ

24. двести двадцать ВАТТ

плохие ПОВАРА

ПЛОШЕ

шесть БЛЮДЕЦ

ВЗРОСЛЫЙ шимпанзе

страховые ПОЛИСА
ПОЛУТОРА ставок
КОНТЕЙНЕРЫ
мы не ЛЖЁМ
Северный и Южный ПОЛЮСЫ

14. к ОБЕИМ соседкам

после СУМЕРОК

опытные ИНСТРУКТОРЫ

не более ПОЛУТОРАСТА

пять КИЛОГРАММОВ

25. горячие СУПЫ

любимые ПРОФЕССОРА

наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

в ДВЕ ТЫСЯЧИ девятом году
ИХ часы
посадили двадцать ЯБЛОНЕЙ
воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ
наиболее ЯРКО

15. Много ЧЕРЕШЕН

Здешние СТОРОЖА

Нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ

Сшить из ТЮЛЯ

О ТРЕХСТАХ спортсменах

26. ОБОИМИ студентами

БОЛЬНАЯ мозоль

пять АПЕЛЬСИНОВ

ПРИЕДЬ быстрее

для СЕМИСОТ детей

капает со СВЕЧЕЙ
НАИБОЛЕЕ удачно
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ помощниками
ЕДЬ прямо
новых ПОЛОТЕНЕЦ

16. ПОЛОЖИ на полку

Старше НЕГО

СТРИЖЁТ волосы

Летние МЕСЯЦЫ

К ШЕСТИСТАМ болельщикам

27. ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

ЧЕТВЕРО суток

ЧЁРНЫЙ тюль

пара БОТИНОК

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

За СЕМЬЮ замками

Пачка МАКАРОНОВ

В ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

17. опытные ПОВАРА

Пара НОСКОВ

Слегка ПРОМОКНУЛ

Написал ПОЛУТОРАСТА друзьям

ШЕСТЬЮСТАМИ рублями

28. ШЕСТЬЮСТАМИ учениками

ЛЯГТЕ на диван

много БАКЛАЖАНОВ

пирог с ПОВИДЛОЙ

КЛАДИТЕ на место

ПОЕЗЖАЙ быстрее

Нет новых ДЖИНСОВ

Нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВО

Мощные КОМПЬЮТЕРА

В ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году

18. важные ДОГОВОРЫ

салат из ПОМИДОРОВ

ЕХАЙ в Подмосковье

скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ тетрадями

29. килограмм БАНАНОВ

отряд ПАРТИЗАН

лампочка ЗАЖЖЕТСЯ

двое ГРУЗИН

ЕХАЙТЕ в город

СТОГА сена

Не ПРОРОНЯЯ ни слова

Около СЕМИСОТ участников

Не МАШИ рукой

Прилежнее ЕЕ

19. ОБЕИМИ руками

в СТА километрах

ВОРОХА писем

с ДВЕСТИ пассажирами

левая КРОССОВКА

30. опытные ТРЕНЕРЫ

двадцать ПЕТЛЕЙ

килограмм ПОМИДОРОВ

лучшие ИНЖЕНЕРЫ

много КОЧЕРЁГ

Строгие ТРЕНЕРЫ

Несколько БЛЮДЕЦ

Детских ЯСЛЕЙ

ДОСТИГНУЛИ цели

Свыше СТА километров

20. ПОМАШИТЕ рукой
шесть БЛЮДЕЦ
НАИЛУЧШИЙ способ
СЕМЬЮСТАМИ ответами
занавесить ТЮЛЬЮ

31. килограмм ВАФЛЕЙ

ОЛИМПИЙСКИЙ Сочи

согласно ПРИКАЗУ

скучает по ВАС

свыше СЕМИСОТ страниц

ИЗОБРЕТШИЙ микроскоп

ЖЁСТЧЕ дерева

НЕДРЫ земли

ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко

потерять левую ТАПКУ

21. пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

чудеснейшим образом

32. почётные ТИТУЛЫ

мы ХОЧЕМ

ПРОПОЛОЩИ бельё

ЛАЖУ по крышам

ПОЛОЖИ на стол

известные ЛЕКТОРЫ
пара ЧУЛОК
ИЗРЕШЕЧЁННЫЙ
ЗВОНЧЕЕ
КЛАДИ

22. эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ

несколько МАНДАРИНОВ

хорошие ДОКТОРА

о ТРЕХСТАХ участниках

около двух КИЛОГРАММОВ

33. на ширине ПЛЕЧ

цветок быстро УВЯНУЛ

ТРЕМЯСТАМИ дисками

почти в СТА странах

пять АМПЕР

1. шестьюстами

12. высох

23. вишен

2. километров

13. взгляни

24. хуже

3. полисы

14. сумерек

25. решительно

4. яблонь

15. более красиво

26. приезжай

5. поезжай

16. его

27. обгрызенное

6. макарон

17. промок

28. повидлом

7. компьютеры

18. поезжай

29. поезжайте

8. проронив

19. двумястами

30. петель

9. достигли

20. тюлем

31. вафель

10. недра

21. туфель

32. хотим

11. звонче

22. более хорошая

33. увял

7 математических загадок тысячелетия. Просто о сложном

Только для мыслящих людей!

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»
(Сократ, древнегреческий философ)

НИКОМУ не дано владеть вселенским разумом и знать ВСЁ. Тем не менее, у большинства ученых, да и тех, кто просто любит размышлять и исследовать, всегда есть стремление узнать больше, разгадать загадки. Но остались ли еще неразгаданные темы у человечества? Ведь, кажется, все уже ясно и нужно только применять полученные веками знания?
НЕ стоит отчаиваться! Еще остались нерешенные проблемы из области математики, логики, которые в 2000 году эксперты Математического института Клэя в Кембридже (Массачусетс, США) объединили в список, так называемые, 7 загадок тысячелетия (Millennium Prize Problems). Эти проблемы волнуют ученых всей планеты. С тех пор и по сей день любой человек может заявить, что нашел решение одной из задач, доказать гипотезу и получить от бостонского миллиардера Лэндона Клэя (в честь которого и назван институт) премию. Он уже выделил на эти цели 7 миллионов долларов. К слову сказать, на сегодняшний день одна из проблем уже решена.

Итак, вы готовы узнать о математических загадках?

Уравнения Навье — Стокса (сформулированы в 1822 году)

Область: гидроаэродинамика
Уравнения о турбулентных, воздушных потоках, а также течении жидкостей известны как уравнения Навье — Стокса. Если, к примеру, плыть по озеру на чем-либо, то неизбежно вокруг возникнут волны. Это касается и воздушного пространства: при полете на самолете в воздухе также будут образовываться турбулентные потоки.
Данные уравнения как раз производят описание процессов движения вязкой жидкости и являются стержневой задачей всей гидродинамики. Для некоторых частных случаев уже найдены решения, в которых части уравнений отбрасываются, как не влияющие на конечный результат, но в общем виде решения этих уравнений не найдены.
Необходимо найти решение уравнениям и выявить гладкие функции.

Гипотеза Римана (сформулирована в 1859 году)

Область: теория чисел
Известно, что распределение простых чисел (Которые делятся только на себя и на единицу: 2,3,5,7,11…) среди всех натуральных чисел не подчиняется никакой закономерности.
Над этой проблемой задумался немецкий математик Риман, который сделал свое предположение, теоретически касающееся свойств имеющейся последовательности простых чисел. Уже давно известны так называемые парные простые числа — простые числа-близнецы, разность между которыми равна 2, например 11 и 13, 29 и 31, 59 и 61. Иногда они образуют целые скопления, например, 101, 103, 107, 109 и 113.
Если такие скопления будут найдены и выведен определенный алгоритм, то это приведет к революционному изменению наших знаний в области шифрования и к невиданному прорыву в области безопасности Интернета.

Проблема Пуанкаре (сформулирована в 1904 году. Решена в 2002 году.)

Область: топология или геометрия многомерных пространств
Суть проблемы заключается в топологии и состоит в том, что если натягивать резиновую ленту, к примеру, на яблоко (сферу), то будет теоретически возможным сжать ее до точки, медленно перемещая без отрыва от поверхности ленту. Однако если эту же ленту натянуть вокруг бублика (тора), то сжать ленту без разрыва ленты или разлома самого бублика не представляется возможным. Т.е. вся поверхность сферы односвязна, в то время как тора – нет. Задача состояла в том, чтобы доказать, что односвязной является только сфера.
Представитель ленинградской геометрической школы Григорий Яковлевич Перельман является лауреатом премии тысячелетия математического института Клэя (2010 г.) за решение проблемы Пуанкаре. От знаменитой Фильдсовской премии он отказался.

Гипотеза Ходжа (сформулирована в 1941 году)

Область: алгебраическая геометрия
В реальности существуют множество как простых, так и куда более сложных геометрических объектов. Чем сложнее объект, тем труднее его изучать. Сейчас учеными придуман и вовсю применяется подход, основанный на использовании частей одного целого («кирпичики») для изучения этого объекта, как пример — конструктор. Зная свойства «кирпичиков», становится возможным подступиться и к свойствам самого объекта. Гипотеза Ходжа в данном случае связана с некоторыми свойствами как «кирпичиков», так и объектов.
Это очень серьезная проблема алгебраической геометрии: найти точные пути и методы анализа сложных объектов с помощью простых «кирпичиков».

Уравнения Янга — Миллса (сформулированы в 1954 году)

Область: геометрия и квантовая физика
Физики Янг и Миллс описывают мир элементарных частиц. Они, обнаружив связь между геометрией и физикой элементарных частиц, написали свои уравнения в области квантовой физики. Тем самым был найден путь к объединению теорий электромагнитного, слабого и сильного взаимодействий.
На уровне микрочастиц возникает «неприятный» эффект: если на частицу действуют несколько полей сразу, их совокупный эффект уже нельзя разложить на действие каждого из них поодиночке. Это происходит по причине того, что в этой теории друг к другу притягиваются не только частицы материи, но и сами силовые линии поля.
Хотя и уравнения Янга — Миллса приняты всеми физиками мира, экспериментально теория, касающаяся предсказывания массы элементарных частиц, не доказана.

Гипотеза Берча и Свиннертон-Дайера (сформулирована в 1960 году)

Область: алгебра и теория чисел
Гипотеза связана с уравнениями эллиптических кривых и множеством их рациональных решений. В доказательстве теоремы Ферма эллиптические кривые заняли одно из важнейших мест. А в криптографии они образуют целый раздел имени себя, и на них основаны некоторые российские стандарты цифровой подписи.
Задача в том, что нужно описать ВСЕ решения в целых числах x, y, z алгебраических уравнений, то есть уравнений от нескольких переменных с целыми коэффициентами.

Проблема Кука (сформулирована в 1971 году)

Область: математическая логика и кибернетика
Ее еще называют «Равенство классов P и NP», и она является одной из наиболее важных задач теории алгоритмов, логики и информатики.
Может ли процесс проверки правильности решения какой-либо задачи длиться дольше, чем время, затраченное на само решение этой задачи (независимо от алгоритма проверки)?
На решение одной и той же задачи, порой, нужно разное количество времени, если изменить условия и алгоритмы. К примеру: в большой компании вы ищете знакомого. Если вы знаете, что он сидит в углу или за столиком — то вам понадобится доли секунд, чтобы его увидеть. Но если вы не будете знать точно, где находится объект, то затратите больше времени на его поиски, обходя всех гостей.
Основным вопросом является: все или не все задачи, которые можно легко и быстро проверить, можно также легко и быстро решить?

Математика, как может показаться многим, не так далека от реальности. Она является тем механизмом, с помощью которого можно описать наш мир и многие явления. Математика всюду. И прав был В.О. Ключевский, который изрек: «Не цветы виноваты, что слепой их не видит».

И в заключение….

Одну из самых популярных теорем математики — Великую (Последнюю) теорему Ферма: аn + bn = cn — не могли доказать 358 лет! И только в 1994 году британец Эндрю Уайлз смог дать ей решение.

Так что, дерзайте, великие умы!