Вежливость это проявление

Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры»; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Вежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: «Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец».

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: «Накормим куклу», «День рождения мишки», «Магазин», «Купание куклы», «Водитель автобуса», «Путешествие» и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

Например:

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я…)

У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

«Вежливые» загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Чтение книг

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».

Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской «азбуки вежливости»

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.

    Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.

  • Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
  • Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
  • Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Проблема вежливости (ЕГЭ по русскому)

Действительно ли вежливость это основа «здоровых» взаимоотношений между людьми? Именно над этой проблемой предлагает задуматься нам автор текста – публицист Сергей Львович Львов.

Особого внимания заслуживает мысль о том, что нередко в средствах массовой информации, книгах и т.д. можно заметить утверждение, что «вежливость, воспитанность, сдержанность, обходительность — прикрытие отрицательных качеств личности». Автор, пытается показать нам, что СМИ в жизни современного человека играет огромную роль. И велика вероятность того, что люди увидев это высказывание, например, по телевизору, воспримут эту информацию и будут следовать ей, чего допустить, конечно же, нельзя. Также Сергей Львович убеждён в том, что за защитной реакцией, состоящей из проявления грубости и хамства, не стоит, конечно же, воспитанность, и не стоит ничто.

Таким образом, позиция автора заключается в том, что «вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства».

Я полностью согласна с точкой зрения автора, так как считаю, что вежливость – это неотъемлемая черта характера современного человека.

Будучи вежливым, вы располагаете людей к себе, они легче идут на контакт, а, значит, вам легче добиться от вашего оппонента того, чего вы от него хотите. К этому вопросу обращались многие писатели. Например, Александр Сергеевич Пушкин в романе «Капитанская дочка» затрагивал проблему вежливости, это можно увидеть на примере взаимоотношений Петра Гринёва и Емельяна Пугачёва. Когда Гринёв ехал со своим слугой по степи, началась сильная метель, вследствие которой главный герой и его извозчик могли погибнуть, если бы не Пугачёв, предложивший им ночлег. Так вот когда все трое приехали на постоялый двор Гринёв относился к будущему предводителю крестьянского восстания с почтением, совсем не взирая на его внешний вид и воспринимал его как «равного себе». А в благодарность главный герой оставил ему заячий тулуп. Позже Емельян Пугачёв не раз помогал Гринёву в трудных жизненных ситуациях, и даже спас его от смерти. Я думаю, что вежливость сыграла в этом эпизоде огромную роль.

В нашей современной жизни тоже немало подобных примеров: Иван Петров, ученик 6 класса школы, опоздал на урок. И входя в класс он постучал в дверь, извинился перед учителем, объяснил причину опоздания и только после разрешения пройти на своё место, он это сделал. Иван повёл себя как воспитанный человек, возможно, именно поэтому учитель не написал ему замечание в дневник и не позвонил родителям. Можно сделать вывод, что вежливость, может помочь в разных жизненных ситуациях и поэтому не стоит ей пренебрегать.

Таким образом, проблема вежливости действительно очень актуальна сейчас и была актуальна всегда, ей необходимо уделять как можно больше внимания, и тогда, возможно, у нас сформируется воспитанное и интеллигентное общество.

Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое вежливость (ОГЭ по русскому языку)

Вежливость – качество культурного человека, без которого люди не будут вас уважать, любить, идти навстречу. Это важная коммуникативная черта характера и признак хорошего воспитания. Литературные аргументы по этой теме подготовил для Вас Многомудрый Литрекон, чтобы сочинение 15.3 на ОГЭ по русскому языку было написано на высшем уровне.

  1. В романе А.С. Пушкина «Дубровский» главный герой и его отец ведут себя вежливо, как и подобает дворянам. Андрей Гаврилович в письме Троекурову прямодушно, но почтительно просит отослать к нему провинившегося слугу. Владимир Дубровский, став разбойником, все равно сохраняет традиции своей семьи — оберегает крестьян и отнимает деньги только у тех, кто сам наживается на чужом труде. В доме Троекурова он вежлив и уважителен, а в финале и вовсе отказывается от мести, жалея Марью. Так, вежливость является показателем благородного человека.
  2. Вежливым можно считать Гамлета из одноименного произведения У. Шекспира. Этот герой настолько благороден и гуманен, что ему приходится переступать через себя, чтобы отомстить за отца. Он очень ценит и уважает семью, друзей, возлюбленную Офелию. Даже после жизненной трагедии герой не утратил свою врожденную вежливость.
  3. Петр Гринёв и Маша Миронова, главные герои романа Пушкина «Капитанская дочка», — образцовые дворяне. Среди их достоинств можно отметить и вежливость. Пётр Гринёв вежлив с самозванцем-Пугачёвым, семьей капитана Миронова и даже со своим врагом Швабриным. Внутреннее благородство всегда заставляет быть вежливой и Машу. Она почтительна и к родителям, и к своему возлюбленному Гринёву.
  4. Чичикова, главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души», нельзя назвать приятным героем, однако вежливым его считать можно. Только вежливость его ненастоящая и выборочная. Чичиков почтителен лишь с людьми, которые выше его по положению в обществе. Он вежлив с чиновниками города, с помещиками, от которых он может получить выгоду. Эта обходительность с людьми помогает ему в его деле.
  5. Людей, не умеющих вести себя вежливо и доброжелательно с другими, нельзя назвать воспитанными. Примером такого человека можно считать Собакевича из поэмы Гоголя «Мертвые души». Этот помещик недоброжелателен ко всем людям. Он грубо и резко общается, обзывает своих знакомых и соседей. Внешне похожий на медведя, Собакевич является таким же в душе.
  6. Вежливость – это и определённая выдержка в общении с людьми. Так, в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий не может сдержать своего пренебрежительного отношения к фамусовскому обществу, и ведёт себя невежливо. Герой открыто высказывает мнение, колко и едко высмеивает людей, среди которых находится. И хотя его слова остроумны и довольно правдивы, героя нельзя назвать вежливым и сдержанным по отношению к другим.
  7. Молчалину, герою комедии «Горе от ума», отец завещал «угождать всем людям без изъятья». Он усердно выполняет этот завет, поэтому получает чины, хорошее отношение в фамусовском обществе и любовь дочери начальника. Молчалин вежлив со всеми, но его поведение обусловлено желанием извлечь выгоду. Он уверен, что с помощью услужливости и вежливости сможет добиться успеха в карьере.
  8. Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» противоречив и неоднозначен. Однако он способен на благородный поступок. Герой доказывает это во время объяснения с Татьяной. Онегин очень тактичен, вежлив, правдив с влюблённой в него девушкой. Он советует ей «учиться властвовать собою», предостерегает от беды. В этом эпизоде ему удалось проявить лучшие качества своего характера, в том числе и вежливость.
  9. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Стародум и Правдин — благородные, умные люди. Среди множества достоинств этих героев можно найти и вежливость. Стародум и Правдин не опускаются до уровня Простаковой и её семьи, сохраняя своё достоинство. Они общаются вежливо даже с теми людьми, которые этого не заслуживают.
  10. В повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина главная героиня, несмотря на крестьянское происхождение, отличается обходительностью и вежливостью. Так, Лиза почтительна по отношению к матери, любима соседями. Даже к постороннему человеку Эрасту она относится с уважением и деликатностью: не берет лишних денег за цветы и отвечает на просьбы сдержанно и корректно. Значит, вежливость зависит не от происхождения, а от воспитания.

Ксения Яблокова

Текстовый контроль курса ОБЖ тест по обж (10 класс) на тему

Текстовый контроль курса ОБЖ

РАЗДЕЛ I. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РCЧC), Ее организация и основные задачи

2.1.1. Темы 1 и 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( PCЧС ), современные средства поражения

1. Назовите четыре вида ситуаций, в которых может оказаться современный человек.

4 балла

2. Закончите фразу: «Ситуации, при которых условия являются наиболее благоприятными для реализации жизнедеятельности отдельного человека и человеческого сообщества, являются » (выберите ответ): а) обычными; б) экстремальными; в) оптимальными; г) чрезвычайными.

1 балл

3. Закончите фразу: » Ситуации, при которых в значительной степени нарушается нормальное функционирование отдельного человека или небольшой группы людей, относятся к _______________ » (выберите ответ): а)чрезвычайным; б) экстремальным; в) обычным; г) оптимальным.

1 балл

4. Дополните фразу: «________ ситуации — это такие ситуации, при которых затрудняется или становится невозможной нормальная (а иногда и любая) жизнедеятельность большого числа людей на большой территории».

1 балл

5. Установите соответствие ситуации и ее вида (ответ представьте цифрой с буквой, например – 3а): 1. Группа рыбаков (4человека) оказалась на льдине, которую унесло в открытое море; 2. Произошел взрыв трубопровода, пострадали пассажирский и товарный составы, в природную среду данного региона попало большое количество нефти, фенола и азотных удобрений; 3. В результате столкновения двух автомобилей пострадали водители. а) чрезвычайная ситуация; б) оптимальная ситуация; в) экстремальная ситуация.

3 балла

6. Назовите два типа чрезвычайных ситуаций по их происхождению.

2 балла

7. Назовите три оболочки Земли, в которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций.

3 балла

8. Назовите пять наиболее важных природных явлений, которые вызывают чрезвычайные ситуации в литосфере.

5 баллов

9. Дополните фразу: «__________- это внезапное освобождение потенциальной энергии земных недр, приобретающее форму ударных волн

и упругих колебаний (сейсмических волн)».

1балл

10.Дополните фразу: «При землетрясениях происходит _________,________, вибрация грунтовых пород, от ___________волн и тектонических движений земной коры, что приводит к возникновению трещин, разломов, пожаров, разрушению зданий и т.д.(в чем и состоят поражающие факторы землетрясений)»

3 балла

11. Приведите два примера поражающих факторов землетрясений, проявляющихся в больших городах.

2 балла

12.Приведите два примера деятельности человека по снижению воздействия землетрясений.

13. Приведите два примера деятельности человека, которая усиливает опасность и разрушительное воздействие землетрясений.

2 балла

14. Закончите фразу: «Скользящее смещение пород вниз по уклону с наклонных поверхностей (гор, холмов, террас и т.д.) под действием силы тяжести называется____________»

1 балл

15.Установите соответствие вида оползней по глубине залегания плоскости скольжения и ее основной характеристикой (ответ представьте буквой с цифрой, например-2а):1.Поверхостные; 2.Мелкие; 3.Глубокие; 4.Очень глубокие. а) до 20м; б) до1м; в) более20м.

3 балла

16.Назовите три группы оползней по мощности, вовлекаемой в процесс массы горных пород.

3 балла

17.Назовите основной поражающий фактор оползней.

1 балл

18.Приведите два примера последствий действия основного поражающего фактора оползней.

2 балла

19.Назовите две причины природного характера, приводящие к возникновению оползней.

2 балла

20.Назовите две причины антропогенного характера, способствующие возникновению оползней.

2 балла

21.Приведите два примера мер, снижающих воздействие оползней.

2 балла

22.Закончите фразу: «Совокупность явлений, связанных с движением магмы (расплавленной массы пород), горячих газов, паров воды, поднимающихся из недр Земли по каналам или трещинам земной коры, называется________».

1 балл

23.Назовите два типа вулканов по активности их воздействия (приведите их русские названия).

2 балла

24.Назовите три поражающих фактора, характерных для вулканизма.

3 балла

25.Приведите названия трех природных явлений, причиной которых является извержение вулканов.

3 балла

26.Приведите названия двух профилактических мероприятий, позволяющих снизить негативное воздействие извержения вулканов, проводимых до начала извержения вулкана.

2 балла

27.Закончите фразу: «Кратковременные бурные паводки, несущие большое количество мелких частиц, гальки, крупных камней, имеющие характер грязекаменных или грязевых потоков, называются_________».

1 балл

28.Дополните фразу: «Сели характерны для________ районов земного шара»

(выберите ответ): а)равнинных; б)горных; в)холмистых; г) низменностных.

1 балл

29.Назовите три возможные причины возникновения селей на горных реках.

3 балла

30.Назовите основной поражающий фактор селей.

1 балл

31.Приведите примеры трех технических мероприятий, позволяющих нейтрализовать разрушающее воздействие селей.

3 балла

32.Закончите фразу: «Снежные обвалы, увлекающие на своем пути все новые и новые массы снега и других сыпучих материалов, называются_______________________».

1балл

33.Назовите районы, которые по характеру рельефа являются лавиноопасными.

1 балл

34.Назовите основной поражающий фактор снежных лавин.

1 балл

35.Приведите примеры двух способов борьбы со снежными лавинами.

2балла

36.Назовите два вида стихийных бедствий в гидросфере.

2балла

37.Затопление водой местности в пределах речных долин, побережья озер, морей, океанов называют___________________________.

1балл

38.Приведите названия четырех видов наводнений на реке по размерам и величине ущерба от наводнения.

4балла

39.Назовите три крупные реки Сибири, которые характеризуются большими территориями затопления при наводнениях.

3балла

40.Укажите, является ли правильным утверждением о том, что наводнения для и природы носят только негативный характер человека(свой ответ обоснуйте одним примером).

2балла

41.Назовите два поражающих фактора наводнений.

2балла

42.Назовите два способа уменьшения негативного воздействия наводнений.

2балла

43.Закончите фразу: «Гравитационные волны большой силы, возникающие на поверхности океанов и морей, называются__________».

1балл

44.Назовите две возможные причины возникновения цунами антропогенного происхождения.

2балла

45.Назовите одну из возможных причин возникновения цунами атропогенного происхождения.

1балл

46.Назовите основной поражающий фактор цунами и две характеристики, от которых зависит величина этого фактора.

3балла

47.Назовите два вида деятельности человека, снижающих разрушительное воздействие цунами.

2балла

48.Назовите три вида стихийных бедствий в атмосфере (приведите по два названия каждого вида бедствий).

49.Закончите фразу: «Тропические или внетропические циклоны, у которых сильно понижено давление в центре, сопровождающиеся возникновением ветров с большой скоростью и разрушительной силой, называются________»

1 балл

50.Назовите три группы ураганов по уровню их интенсивности.

3 балла

51.Назовите два поражающих фактора ураганов.

2 балла

52.Приведите названия двух мероприятий, позволяющих снизить разрушающее воздействие ураганов.

2 балла

53.Закончите фразу: «Сложные атмосферные явления, связанные с возникновением сильных ветров, обладающих большой силой и значительной территорией распространения, называются_________» (выберите ответ): а) ураганами; б) бурями; в) пыльными бурями; г) снежными бурями; д) вихревыми бурями; е) потоковыми бурями.

1 балл

54.Назовите два вида бурь по величине территорий их охвата.

2 балла

55.Назовите три вида бурь по наличию в них твердых частиц разного состава.

3 балла

56.Назовите четыре вида пылевых бурь по их цвету и составу.

4 балла

57.Закончите фразу: «Белые пыльные бури переносят________» (выберите ответ): а) черноземы; б) суглинки; в) супепеси; г) соли.

1 балл

58.Назовите два поражающих фактора вихревых бурь.

2 балла

59.Назовите два мероприятия, снижающих негативное воздействие вихревых бурь.

2 балла

60.Закончите фразу: » Вихреобразная форма движения воздушных масс, сопровождающаяся возникновением воздушных воронок, называется______»

1 балл

61.Назовите два поражающих фактора смерчей.

2 балла

62.Приведите примеры, иллюстрирующие два способа снижения негативного воздействия смерчей.

2 балла

63.Приведите три примера, иллюстрирующих возникновение чрезвычайных ситуаций в результате деятельности человека.

3 балла

64.Приведите два примера, иллюстрирующих возможность предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций в результате производственной деятельности человека.

2 балла

65.Назовите структуру в системе государственных учреждений РФ, которая в государственном масштабе отвечает за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

1 балл

66.Назовите три группы подсистем, образующих РСЧС (Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

3 балла

67.Назовите шесть основных территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

6 баллов

68.Назовите основные функциональные подсистемы РСЧС.

8 баллов

69.Назовите основные составляющие ведомственных подсистем HCXC (четыре составляющие).

4 балла

70.Назовите три уровня Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3 балла

71.Назовите пять групп чрезвычайных ситуаций по их масштабу и тяжести наносимого ущерба.

5 баллов

72.Распределите перечисленные ниже названия групп чрезвычайных ситуаций в порядке масштаба их воздействия (от минимального к максимальному) (ответ представьте последовательностью букв, например – д, а, в): а) региональные; б) локальные; в) глобальные; г) местного масштаба; д) объектные.

4 балла

73.Назвоите группы чрезвычайных ситуаций (по масштабу их воздействия), ликвидация которых (кроме других служб и уровней РСЧС) требует обязательного участия, в том числе руководства, Министерства чрезвычайных ситуаций.

2 балла

74.Дополните фразу: «Предназначение HCXC состоит в ______чрезвычайных ситуаций (ЧС) в ______и _____время, а в случае их возникновения – для ______их последствий, обеспечение __________населения, ____________ окружающей природной среды, уменьшение ущерба, нанесенного народному хозяйству».

6 баллов

75.Дополните фразу: «Одной из важнейших задач системы HCXC является ______единой государственной политики в области ______ и ______ чрезвычайных ситуаций (ЧС), _____ жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении ЧС в _____ и ______ время».

6 баллов

76.Сформулируйте две задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) по готовности к действиям в ЧС и в оценке их последствий.

2 балла

77.Сформулируйте две задачи РСЧС по обеспечению пострадавшего населения в результате ЧС, готовности населения к возникновению ЧС.

2 балла

78.Сформулируйте две задачи РСЧС по созданию систем информации и техническому оснащению спасательных работ.

2 балла

79.Назовите основную структуру, входящую в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, объединяющую гражданское население и специальные силы, призванные практически осуществлять основные задачи РСЧС.
1 балл

80.Дополните фразу: «Элементарным звеном РСЧС является подсистема предупреждения и ликвидации последствий ЧС ______ ; организуется на всех ______ независимо от форм собственности и называется подсистемой предупреждения последствий и ликвидации последствий ЧС ______ (ранее называлось гражданской обороной ____________________ )».

1 балл

81.Назовите два компонента подсистем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций объекта, осуществляющих их руководство.

2 балла

82.Назовите должностное лицо, являющееся начальником гражданской обороны объекта.

1 балл

83.Назовите должностное лицо, являющееся начальником штаба гражданской обороны объекта.

1 балл

84.Назовите три важнейшие задачи гражданской обороны учебного заведения.

3 балла

85.Назовите должностных лиц и структуру в учебном заведении, которые подчиняются штабу гражданской обороны.

3 балла

86.Назовите шесть основных структурных подразделений гражданской обороны, которые подчиняются штабу ГО объекта.

6 баллов

87.Назовите четыре вида современного оружия, применяемого в современных войнах.

4 балла

88.Закончите фразу: «Оружие, поражающее действие которого основано на энергии, выделяющейся при протекании процессов, связанных с распадом или синтезом атомных _____, называется _____________________».

2 балла

89.Назовите четыре поражающих фактора ядерного оружия.

4 балла

90.Назовите поражающий фактор ядерного оружия, который вызывает значительные разрушения материальных объектов и механически уничтожает живую силу противника.

1 балл

91.Закончите фразу: «Область резкого сжатия среды, распространяющаяся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью, называется _____________».

1 балл

92.Закончите фразу: «Передняя граница сжатого слоя воздуха ударной волны называется _________________________».

1 балл

93.Закончите фразу: «Возникший при ядерном взрыве поток лучистой энергии, включающий инфракрасные, видимые и ультрафиолетовые лучи, характеризует поражающий фактор, называется ______».

1 балл

94. Назовите три возможных вида последований светового излучения при ядерном взрыве .

3 балла

95. Закончите фразу: » Поток гамма и нейтронов, возникший при взрыве ядерного боеприпаса, является поражающим фактором, называемым_________».

1 балл

96. Закончите фразу: » Появление на территории, над которой прошел ядерный взрыв, различных радиоактивных веществ или за счет выпадающих радиоактивных осадков , или возникающих за счет сопутствующих радиоактивному процессу радиоактивных веществ, характеризует поражающий фактор ядерного взрыва, называемый_______»

1 балл

97. Назовите результат воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека.

1 балл

98. Дополните фразу: » При действии нейтронного оружия зона радиоактивного поражения значительно______ зоны поражения (в большей её части) техника и различные сооружения____ , а живая сила противника____»

3 балл

99. Закончите фразу: «Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, называется____»

1 балл

100. Назовите четыре зоны очага ядерного поражения по характеру механического разрушения объектов нападения.

4 балла

101. Укажите величину избыточного давления ударной волны на границе очага ядерного поражения (в кЛа)

1 балл

102. Распределение зоны очага ядерного поражения по характеру механических разрушений в порядке расположения относительно эпицентра ядерного взрыва (ответ представьте последовательностью букв, например – б, д, е…): а) зона слабых разрушений; б) зона полных разрушений; в)зона средних разрушений; г) зона сильных разрушений.

3 балла

103. Назовите основные зоны радиоактивного заражения на следе облака ядерного взрыва.

4 балла

104. Укажите значения величины доз облучения (однократного), которые считаются безопасным (в рентгенах)

2 балла.

105. Распределение зоны радиоактивного заражения в зависимости от эпицентра взрыва (ответ представьте последовательностью букв, например – б, д, е…) а) зона сильного заражения, б) зона умеренного поражения, в) зона чрезвычайно опасного заражения, г) зона опасного заражения.

3 балла

106. Найдите соответствие воздействия излучения на организм человека и дозы его облучения при однократном облучении (ответ представьте цифрой с буквой, например 4а): 1. Лучевая болезнь 2 степени; 2. Лучевая болезнь 4 степени. 3. Лучевая болезнь 1 степени. 4 Условно безлопастное воздействие. 5. Лучевая болезнь третьей степени. А) 550 Р. Б) свыше 700 Р., в) 250…400Р, г) 150…250Р.

4 балла

107. Дополните фразу: «Оружие массового поражения, действие которого основанное на воздействии на организм человека токсических (_______) веществ, называется ______»

2 балла.

108. Дополните фразу: » ________(___________) вещества – это химические соединения, которые, воздействуя на природу окружающую среду и различные организмы,______ их, а при определённых концентрациях вызывают смерть, они способны за короткое время поражать большие территории, вызываемая__________ местности и водоемы.

4 балла

109. Назовите 6 групп отравляющих веществ (ОВ) по характеру из воздействия на организм человека.

6 баллов

110. Дополните фразу: «Зарин относится к отравляющим веществам ______ действия, так, как он, в основном поражает.__________

2 балла.

111. Дополните фразу» Иприт относится к отравляющим веществам_________ действия, так как он поражает кожу, глаза, дыхательные пути, пищеварительную систему.

1 балл.

112. Дополните фразу «Фосген является отравляющим веществом_____ действия, так как он воздействует на организм через________, поражая органы_____»

2 балла.

113. Приведите по одному примеру названий отравляющих веществ удушающего и общеядовитого действия.

2 балла.

114. Дополните фразу : » синильная кислота – это ___ вещество___ действия, она попадая в организм через органы дыхания и пищеварения, называет_____ организма человека»

3 балла.

115. Назовите главное отличие в действии удушающих и общеядовитых отравляющих веществ.

2 балла.

116. Укажите среди приведенных ниже примеров те, которые можно применять в качестве химического оружия А) аммиак, Б) хлорид бария, в) иприт, г)концентрированная уксусная кислота, д) зарин, е) синильная кислота.

3 балла.

117. Дополните фразу: » Отравляющие вещества (ОВ) вызывающее острое жжение органов дыхания, зрения, слезотечения, кашель, затрудняющее дыхание, относятся а ОК __________ действия» а) общеядовитого, б) психического, в) раздражающего».

1 балл

118. Дополните фразу: «Отравляющие (______) вещества, специфически воздействующие на центральную нервную систему, вызывающие галлюцинации, страх, подавленность, слепоту, глухоту, относятся в ОВ _______ действия».

2 балла

119. Установите соответствие названия токсического (отравляющего) вещества (ОВ) характера его воздействия на организм человека (ответ представьте цифрой с буквой, например – 1 г): 1. ОВ удушающего действия; 2. ОВ общеядовитого действия; 3. ОВ кожно-нарывного действия. а) BS(Би-Зет); б) иприт; в) синильная кислота; г) зарин.

3 балла

120. Установите соответствия названия отравляющего вещества (ОВ) и характера его воздействия на организм человека (ответ представьте цифрой с буквой, например – 3б): 1. ОВ нервнопаралитического действия; 2. ОВ Раздражающего действия; 3. ОВ психохимического действия; 4. ОВ общеядовитого действия. а) аммиак; б) синильная кислота; в) BS(Би-Зет); г) хлорид бария; д) зарин; е) CS (Си-Эс).

4 балла

121. Дополните фразу: «Территория, на которой возможно массовое поражение людей и сельскохозяйственных животных за счет отравляющих действий примерного ____ оружия, называется ____ поражения».

2 балла.

122. Закончите фразу: «Оружие массового поражения, действия которого основано на использовании способности некоторых микроорганизмов вызывать различные заболевания и отравления, называется ___»

1 балл

123. Найдите среди приведенных ниже характеристик те, которые характеризуют бактериальное оружие: а) обладают малым скрытым (инкубационным) периодом; б) трудно обнаружить во внешней среде в начальный период применения из-за отсутствия специфических признаков; в) имеют длительный скрытый (инкубационный) период; г) поражающие действие длится в течение короткого времени; д) легко обнаружить в первые моменты применения; е) действует в течение длительного времени после применения.

3 балла

124. Найдите среди приведенных ниже характеристик те, которые характеризуют бактериальное оружие: а) сильный взрыв с появление свечения; б) необычно большое скопление вредных насекомых (вшей, клещей и т. д) в местах разрыва снаряда. В) наличие порошковых и капельножидких средств на местности после взрыва; г) появление резких специфических запахов; д) глухие взрывы бомб; е) массовые пищевые отравления и заболевания людей и сельскохозяйственных животных.

4 балла

125. Укажите среди приведенных ниже названий организмов те, которые используются в качестве бактериологического оружия, 1) гриб мукор, возбудитель чумы, молочнокислые бактерии, холерные вибрионы, возбудитель сибирской язвы, возбудители гриппа, возбудитель туляремии.

4 балла

126. Закончите фразу: » Населенные пункты и объектов народного хозяйства, подвергшиеся непосредственному воздействию бактериального оружия, создающего источник распространения инфекционных заболеваний, называются _____»

1 балл

127. Дополните фразу: «Одним из важнейших способов борьбы с бактериологическим оружием и эпидемиями является ____________система строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемиологических мероприятий, ликвидирующих очаг эпидемии и предупреждающих распространения последней из него»

1 балл

128. Назовите 3 группы обычных современных средств поражения по характеру его воздействия на противника

3 балла.

129.Дополнтте фразу: «Основным поражающим фактором осколочных и шариковых авиабомб являются _____________, которые могут поражать живую силу противника.

1балл

130.Дополните фразу: «Основным поражающим фактором боеприпасов объемного взрыва является ________, которая распространяется со сверхзвуковой скоростью и ___________ мощность обычных взрывчатых веществ в 4…6 раз».

2балла

131.Назовите три группы зажигательного оружия в зависимости от его состава.

3балла

132.Дополните фразу: «Главным поражающим фактором__ ______ является высокая температура, способность вызывать ожоги, отравление продуктами сгорания, пожароопасность».

1балл

133.Дополните фразу: «___________- это зажигательные смеси на основе нефтепродуктов, представляющие собой легковоспламеняющиеся жидкости или гели».

1балл

134.Закончите фразу: «Механические смеси оксидов железа с алюминием, воспламеняющиеся от специального запального устройства, горящие в отсутствии кислорода воздуха и создающие температуру до 3000 градусов, называются___________».

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


ТЕСТ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Назовите четыре вида ситуаций, в которых может оказаться человек.
Оптимальные, обычные, экстремальные, чрезвычайные
2. Закончите фразу: » Ситуации, при которых условия являются наиболееблагоприятными для реализации жизнедеятельности отдельного человека и человеческого сообщества, являются _____В__ «.
Выберите ответ: а) обычными;
б) экстремальными;
в) оптимальными;
г) чрезвычайными.
3. Закончите фразу: » Ситуации, при которых в значительной степени нарушается нормальное функционирование отдельного человека или небольшой группы людей, относятся к ____Б_ «.
Выберите ответ: а)чрезвычайным;
б) экстремальным;
в) обычным;
г) оптимальным;
4. Дополните фразу: «____ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ситуации — это такие ситуации, при которых затрудняется или становится невозможной нормальная (а иногда и любая ) жизнедеятельность большого числа людей на большой территории».
5. Установите соответствие ситуации и её вида (ответ представьте цифрой с буквой, например — 3б):
1) группа рыбаков (4человека) оказалась на льдине, которую унесло в открытое море; В
2) произошёл взрыв трубопровода, пострадали пассажирский и товарный составы, в природную среду данного региона попало большое количество нефти, фенола и азотных удобрений; А
3) в результате столкновения двух автомобилей пострадали водители: В
а) чрезвычайная ситуация
б) оптимальная ситуация
в) экстремальная ситуация.
6.Назовите два типа чрезвычайных ситуаций (ЧС) по их происхождению.
(техногенного; природного происхождения.)
7. Назовите три оболочки Земли, в которых возможно возникновение ЧС.
Литосфера, гидросфера, атмосфера
8. Назовите пять наиболее важных природных явлений, которые вызывают ЧС в литосфере.
(наводнения, землетрясения, вулканические извержения, оползни, сели, снежные лавины, смерчи)9. Закончите фразу: » Скользящее смещение пород вниз по уклону с наклонных поверхностей (гор, холмов, морских террас и т. д.) под действием силы тяжести называется ___ОПОЛЗНИ.
10. Установите соответствие вида оползней по глубине залегания плоскости скольжения и её основной характеристикой (ответ представьте буквой с цифрой, например — 1в):
1) поверхностные; Б.
2) мелкие;
3) глубокие; А.4) очень глубокие В.
а) до 20 м.
б) до 1 м.
в) более 20 м.
11. Назовите три группы оползней по мощности, вовлекаемой в процесс массы горных пород.
оползни делятся на малые крупные, очень крупные
12. Назовите основной поражающий фактор оползней. (Внезапное смещение больших масс поверхностных грунтовых пород)
13. Приведите два примера последствий действия основного поражающегофактора оползней.
Разрушение зданий, людские жертвы
14. Назовите две причины природного характера, приводящие к возникновению оползней.
Землетрясения, сильные ливневые дожди
15. Назовите две причины антропогенного характера, способствующие возникновению оползней.
Вырубка лесов, проведение взрывных работ.
16. Приведите два примера мер, снижающих воздействие оползней.
запрещение подрезкиили подсыпки оползневых склонов; запрещение проведения взрывных работ
17. Дополните фразу: » Землетрясения — это внезапное освобождение потенциальной энергии земных недр, приобретающее форму ударных волн и упругих колебаний (сейсмических волн)».
18. Дополните фразу: » При землетрясениях происходит смещения, колебания вибрация грунтовых пород от сейсмических волн и тектоническихдвижений земной коры, что приводит к возникновению трещин, разломов, пожаров, разрушению зданий и т. д. (в чём и состоят поражающие факторы землетрясений)».
19. Приведите два примера поражающих факторов землетрясений, проявляющихся в больших городах.
Разрушение зданий, возникновение пожаров
20. Приведите два примера деятельности человека по снижению воздействия…

«Вежливость как часть жизни»

Цель: Уточнить и расширить представление детей о вежливости, ее осознанной необходимости использования в жизни.

Оборудование: презентация, карточки с пословицами, карточки с текстами жизненных ситуаций, «волшебные кристаллы» из бумаги,

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

Классный час начинается с прослушивания тихой музыки, дети настраиваются на предстоящий разговор.

— Сегодняшний классный час мы посвящаем одной из самых важных для каждого из нас тем – мы поговорим сегодня о вежливости.

— Как вы считаете, а нужен ли нам этот разговор, ведь к теме вежливости мы обращались не раз? О чем бы вам хотелось сегодня поговорить, на какие вопросы найти ответы?

— Сегодня мы вспомним, что такое вежливость, в чем она проявляется. Рассмотрим разные жизненные ситуации, с которыми часто сталкиваемся и пути выхода из них. А также проверим, а насколько каждый из вас вежлив, для этого вам будет предложен тест.

2. Блиц-опрос.

— А начнем с короткого блиц-опроса. Ответьте коротко «да» или «нет» на мой вопрос: » Ты вежливый человек?»

(опрашиваются все дети)

— Кто хочет пояснить, почему он так ответил?

3. Создание словесного портрета вежливого человека.

— Подумайте, каким должен быть вежливый человек, какими качествами обладать?

4. В чем проявляется вежливость?

— Как можно определить, вежлив человек или нет?

А) Мысли.

— Поступок — последнее звено цепочки. Начало же определяют мысли человека. Прежде чем совершить поступок, человек его обдумывает: что и как он будет делать. Добрые мысли – добрые поступки, злые мысли – злые поступки.

— Все, на что человек направляет свои мысли, стремится к увеличению и притягивает к себе подобное.

Поэтому очень важно, чтобы мысли у вас были добрые и позитивные.

Б) Слова.

-Вежливого человека можно распознать по его речи, по тем словам, которые он использует, общаясь с другими.

— А знаете ли вы о том, что любое произнесенное нами слово имеет определенный энергетический заряд? В народе говорят…

— Как вы понимаете смысл этого суждения?

— О силе слова сложено много пословиц. Давайте их послушаем и вдумаемся в их смысл.

(дети зачитывают пословицы)

· Слово — не воробей, вылетит- не поймаешь.

· Доброе слово дороже золота.

· Доброе слово и кошке приятно.

· Худое слово и сладким медом не запьешь.

· Доброе слово человека, что дождь в засуху.

· Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.

-Злые слова действительно способны разрушить здоровье человека. Их работу можно сравнить с вирусом. Человек, произносящий грубые слова, является разносчиком этих страшных вирусов. Вирусы проникают в голову человека и не просто там живут, а способны размножаться, пускать свои корни. У человека начинает болеть голова, он чувствует усталость или раздражение. Если вовремя не остановить эту разрушительную работу вируса, то человек может очень серьезно заболеть.

— Что же делать, если я сам плохих слов не произношу, но услышал их от кого-то? Кто-то сказал вам обидные слова. Что делать в такой ситуации, как защитить себя? Вы знаете? К сожалению, чаще всего, услышав обидные слова в свой адрес, мы начинаем очень рьяно себя защищать. Повышаем голос, стараемся отомстить и найти в адрес обидчика еще более обидные слова. При этом забываем о космическом законе.

— Как же быть, как защитить себя? Я вас научу. Главное оружие- это спокойствие, доброта и любовь. Скажите мысленно про себя: «Свет тебе и любовь! Я тебя прощаю, благословляю и с любовью отпускаю!»

— Давайте проверим, умеете ли вы пользоваться целительной силой слова. Предлагаю вам решить несколько жизненных ситуаций, обсудить и найти пути выхода из этих ситуаций.

( работа в группах)

1. У друга умерла его любимая кошка. Он сильно переживает, плачет о ее смерти. Как ему помочь?

2. Во время прогулки твой друг потерял ключи от дома, а родители придут с работы поздно. Как помочь другу?

3.Твой друг долго болел и теперь плохо усваивает учебный материал. Как помочь другу?

В) Поступки.

— Вежливость проявляется и в поступках человека. Я хочу вас познакомить

с девочкой. Можно ли ее назвать вежливой, послушайте.

(учитель читает стихотворение А.Л.Барто «Любочка».)

Синенькая юбочка

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом.

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много!

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Продвигается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу, какая теснота!

Говорит она старушке:

-Это детские места!

— Ну, садись, вздыхает та.

Синенькая юбочка

Ленточка в косе

Вот какая Любочка

Во всей ее красе!

-Вам понравилась Любочка? Можно ее назвать вежливой?

(обсуждение поступков девочки)

— Я призываю вас: «Спешите делать добрые дела!»

5. Творим волшебство.

-Словно удар молнии они разят сердце и душу человека. Как помочь ему в такой ситуации?

— Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

— Давайте попробуем сотворить чудо. У вас на столах лежат «волшебные кристаллы». Напишите на кристалле самое доброе, волшебное, целительное слово, которое поможет девочке.

(У каждого ребенка на столе лежит «волшебный кристалл», на нем дети пишут слово, а потом зачитывают его)

-Давайте посмотрим, произошло ли чудо. Смогли ли вы помочь девочке.

— Слова, которые вы написали, мы поместим в «волшебную шкатулку». Она будет храниться у нас в классе. Если вам станет грустно, вы можете открыть шкатулку, почитать «волшебные слова» и я думаю, что на душе у вас станет светло и радостно.

6. Подведение итога. Рефлексия.

— Давайте подведем итог нашей беседе.

— Что нового вы узнали сегодня? Насколько полезной была для вас сегодняшняя встреча? Поделитесь своими мыслями и чувствами.

— Подошло время проверить, насколько каждый из вас вежлив. Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?»

Тест «Вежлив ли я?»

Вопрос

Я

Родные

1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?

2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед?

3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого-то?

5. Папа (дедушка, мама…) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его?

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7. Поздравляешь ли маму, бабушку, сестру… с днем рождения?

8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли своим близким: «Спокойной ночи»?

— Чтобы результаты оказались более правдивыми и полными, на эти же вопросы попросите ответить и своих родителей. Отвечать нужно: «да», «нет», «иногда». Результаты теста мы обработаем с вами завтра.

— Наш классный час предлагаю закончить теми словами, с которых и начали нашу сегодняшнюю встречу: «Да здравствует вежливость!»

Ключ к тесту:

12-16 очков — С тобой все в порядке. Ты вежливый человек. Так держать!

8-11 очков – Ты не всегда вежлив. Будь внимательнее.

< 8 очков – Тебе еще надо учиться вежливости. Не жалей на это сил и времени!

Вежливость

Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.

Британские ученые Броун и Левинсон выделяют два вида вежливости:

  • негативная вежливость — подчеркивание права собеседника на выбор в той или иной ситуации, применяя, например, фразы типа «если не возражаете» или «если Вас не затруднит»;
  • позитивная вежливость — выражение уважения к потребности людей в том, чтобы их ценили и понимали.

Кроме того, имеются исследования гендерной зависимости форм вежливости.

Японские ученые утверждают, что в восточной культуре, в отличие от западной, вежливость не является произвольным актом, а отражает социальную иерархию. В японском языке существует два уровня вежливого общения, один для близких, семьи и друзей, другой для всех прочих. Кроме того, существуют разные языковые средства для вежливого обращения в зависимости от пола, возраста, социального статуса, степени близости и других культурных факторов.

В современном русском языке для обозначения исключительной вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также используется слово полите́с (фр. politesse — вежливость). Применительно к действительности XVII века слово политес означает «определённый порядок соблюдения светского этикета».

На Руси использовалось также существительное «вежа» — знающий, сведущий, буквально означает — ведающий жизнь.

Вежливец — в некоторых диалектах, почётное название колдуна, знахаря на церемониях (свадьбах).

== Техника вежливого обращения == 🙂

  • Употребление выражений неопределенных или смягчающих смысл, позволяющих сблизить позиции собеседников в случае негативной ответной реакции, например, «есть небольшая проблема», «мы немного поспорили», «я в этом плохо разбираюсь»…
  • Использование эвфемизмов и коннотаций.
  • Предпочтение вопросительных выражений утверждениям, например: «Вы были в магазине, не так ли?»;
    • использование отрицаний вместо прямых вопросов: «Вы еще не зашли в магазин?»;
    • употребление аффективной лексики, выражающей беспокойство за собеседника: «Вы не были там слишком долго?»;
      • смягчение требований вопросительной формой: «Вы не могли бы подать мне это?»;
      • смягчение требований приглашением собеседнику прокомментировать их: «Вам ведь нетрудно это сделать, не так ли?»

> Примечания > См. также

  • Общество
  • Этикет

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Вежливость

  • Американская политкорректность vs. русская вежливость
  • Wiki-демократия

Литература

  • С. Зенкин. Испытание пределов культуры: учтивость и перевод // Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры (аспекты проблемы). М.: РГГУ, 2001, с. 58-62, 72-75