В начале прошлого века

Содержание

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Задание 7

1.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Двадцатый век был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных.

2) Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознал все ничтожество своего стремления к славе, а после понимает необходимость жизни для других.

3) Многие из тех, кто читал произведения Довлатова, восхищался тонким чувством юмора писателя.

4) Размышляя над живучестью шариковых, понимаешь, что до какой степени они лишены человеческих чувств, кроме инстинкта самосохранения.

5) В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющим значение слова «Москва».

6) Наша высокая культура, терпимость, стремление к добрососедству, забота о семье вызывают уважение других наций.

7) Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится его пережить заново.

8) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.

9) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Войне и мире» более двухсот второстепенных персонажей.

2.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.

2) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.

3) Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальным обстоятельствам.

4) Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

5) Выбирая стиль одежды, руководствуйтесь определёнными правилами.

6) Тем, кто играет на фортепиано, известны имена великих пианистов.

7) Настя спросила, что приедут они к нам.

8) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.

9) Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работая в обе смены.

Помогите пожалуйста : Спишите, расставляя пропущенные знаки, обозначая причастные обороты. 1. В начале пятидесятых годов в Новгороде учёные нашли берестяные грамоты написанные без единой капли чернил. 2. Буквы на бересте процарапаны тщательно заостренным писалом. 3. Новгородцы в древности буквально ногами ходили по грамотам брошенным на землю. 4. От брошенного в грязь современного бумажного письма уже спустя небольшое время не останется даже следа, а процарапанное берестяное письмо в благоприятных условиях даже в грязи пролежит многие столетия.

Даю 50 баллов. Умоляю, помогите. Выпишите 2 простых распространенных предложения из произведения А. С. Пушкина «Метель» и выполните синтаксический раз бор. Перепишите по предложению, подчеркните ошибочное слово, выражение. Назовите тип ошибки, объясните, в чем она состоит, Дайте исправленный вариант. 1. О фактах нарушения на заводе знают, видят и проходят мимо. 2. На заводе действуют клубы любителей собаководства и женщин. Помогите пж! Подберите эпитеты к данным словам: наставник, время, художник, пейзаж, учитель. Помогите 2 и 3 задание по Русскому Языку,СОР пожалуйста!Срочно! 5 предложений с деепричастным оборотом про школу Сочинение о зиме. Быстрее , пожалуйста скоро конец урока Что делает человека настоящим другом? Какими качествами он (она) должен обладать? У тебя есть настоящий друг? Что вы цените в нем (ней)? Напишите коро ткий абзац.помогите кратко надо!!!!​ Помогите сделать деепричастный оборот предложения:Бабушка не плутала по лесу,безошибочно определяя дорогу,к дому. Помогите сделать деепричастный оборот предложения:Бабушка не плутала по лесу,безошибочно определяя дорогу,к дому. Какое место в жизни общества занимает учитель

Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

I Выберите правильный ответ:

1.А.С.Грибоедов родился:

а)в бедной крестьянской семье;

б)в знатной дворянской семье;

в)в семье священника.

2.А.С.Грибоедов был назначен послом:

а)в Персию;

б)в Грузию;

в)в Турцию.

3.АС.Грибоедов женился на…..

а)дочери турецкого султана;

б)дочери грузинского писателя;

в)сестре русского декабриста.

4.Пьеса А.Грибоедова «Горе от ума» при жизни автора….

а)не была опубликована;

б)была опубликована частично;

в)была с восторгоим встречена зрителями.

5.По жанру произведение Грибоедова «Горе от ума»является:

а)комедией;

б)трагедией;

в)трагикомедией.

6.Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

а)А.И.Писарев;

б)В.Г.Белинский;

в)И.А.Гончаров.

II.Допишите правильный ответ:

7. «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как….»

8. Молчалин у Фамусова занимает должность……

9. На руку Софьи претендуют……

10. Мысль о сумасшествии Чацкого подает……

11. «Двойником»Чацкого является……

12. Первоначально пьеса была названа……

III. Установите соответствие:

13.Определите жизненные цели героев комедии:

а)Молчалин; а)»Мне только бы досталось в генералы»

б)Скалозуб; б)Убедиться,что попрежнему любим Софьей,жениться;

в)Чацкий; в)И награжденья брать,и весело пожить»

14.Охаракререзуйте героев комедии:

а)Молчалин; а)Враг всего нового,прославляет устойчивость старого быта;

б)Репетилов; б)верит в возможность светлой жизни,выступает против униженого положения крестьян;

в)Фамусов; в)надевает маску ничтожества для достижения своей корыстной цели; хитер и подл;

г)Чацкий. г)автор популярных водевилей и эпиграмм.

15.Соотнесите героев с их характеристиками:

а)Скалозуб; б)»И золотой мешок,и метит в генералы;»

б)Молчалин; а)»Унизить рад,кольнуть;завистлив,горд и зол»;

в)Чацкий. в)»вот он,на цыпочках и не богат словами.»

г)»Он вольность хочет проповедать.»

16.Дайте речевую характеристику героев комедии:

а)Чацкий; а) «Два-с», «по-прежнему-с», «ангельчик»;

б)Скалозуб; б) «Покудова», «кличут», «започивала», «доложусь»;

в)Лиза; в) «Раболепство», «предрассудки», «дым отечества»;

г)Молчалин. г)»Треснулся», «дал маху», «фельдфебель»,»ушибена».

17.Установите соответствие героев и их высказываний:

а)Чацкий; а) «Вот то-то,все вы гордецы!Спросили бы ,как делали отцы?

б)Фамусов; б) «И точно,начал свет глупеть»;

в) «Служить бы рад,прислуживаться тошно»;

г) «…у нас уж исстари ведется,что по отцу и сыну честь»;

д) «Где,укажите нам, отечества отцы,Которых мы должны принять за образцы?»;

18.Соотнесите героев с их действиями:

а)Молчалин; а)Вернувшись из странствий,первым делом навещает Софью;

б)Фамусов; б)притворяется влюбленным в Софью,заигрывает с Лизой;

в)Чацкий. в)устраивает бал.

IV.Установите последовательность:

19.Расположение писателей в хронологическом порядке:

а)А.С.Грибоедов;

б)Д.И.Фонвизин;

в)В.А.Жуковский.

20.Установите последовательность событий в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»:

а) известие о сумасшествии Чацкого;

б) бал в доме Фамусова;

в) решение отправить Софью в Саратов;

г) Молчалин открывает свое истинное лицо;

21.Опрелелите последовательность смены чувств Чацкого и Софьи:

а) «Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!…летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.»

б) «Чуть свет –уж на ногах! и я у ваших ног.»

в) «Кто, наконец, ей мил Молчалин! Скалозуб!»

22.Установите очередность появления героев в пьесе:

а)Чацкий;

б)Молчалин;

в)Лиза;

г)Фамусов;

д)София.

V.Найдите правильный выход из ситуации:

23.После знакомства с пьесой «Горе от ума» ученик пришел к выводу, что Софья недостойна Чацкого. Он рассуждал так:

а) Софья не дождалась возвращения Чацкого и закрутила роман с другим;

б) Софья не способна испытать настоящую любовь и не может отвечать Чацкому заимностью.

в) Софья живет вопреки идеалам, которые проповедует Чацкий, и не способна оценить его благородных целей.

г) все ответы верные;

д) все ответы неверные.

24.При обсуждении пьесы «Горе от ума» на уроке литературы ученик получил задание определить, кто более опасен — Молчалин или Скалозуб, и пришел к следующему выводу:

а) Скалозуб всего лишь «тупой, нерассуждающий солдафон» и особой опасности не представляет, в отличие от Молчалина;

б) Молчалин намного опаснее Скалозуба. Он хитер и осторожен, очень хорошо маскируется, прикидываясь смиренным и угодливым, обманывая всех;

в) Скалозуб не так глуп, как кажется . За мнимой глуповатостью и тупостью скрывается довольно сильный и грозный противник.

г) все ответы верные;

д) все ответы неверные.

Ключи к заданиям

1б, 2а, 3б, 4б, 5в, 6в.

7-Александр Андреич Чацкий

8-секреторя 9-Молчалин,Сколозуб,Чацкий

10-Софья 11-Репетилов 12-«Горе уму».

13-а-в;б-а;в-б;

14-а-в;б-г;в-а;г-б.

15-а-б;б-в;в-а,г.

16-а-в;б-г;в-б;г-а.

17-а-б,в,г;

18-а-б; б-в; в-а.

19-б,в,а.

20. б, а, г, в

21. б, в, а

22. в, г, д, б, а

А.С.Грибоедов «Горе от ума»
I Выберите правильный ответ:
1.А.С.Грибоедов родился:
а)в бедной крестьянской семье;
б)в знатной дворянской семье;
в)в семье священника.
2.А.С.Грибоедов был назначен послом:
а)в Персию;
б)в Грузию;
в)в Турцию.
3.АС.Грибоедов женился на…..
а)дочери турецкого султана;
б)дочери грузинского писателя;
в)сестре русского декабриста.
4.Пьеса А.Грибоедова «Горе от ума» при жизни автора….
а)не была опубликована;
б)была опубликована частично;
в)была с восторгоим встречена зрителями.
5.По жанру произведение Грибоедова
«Горе от ума»является:
а)комедией;
б)трагедией;
в)трагикомедией.
6.Критическую статью «Мильон терзаний» написал:
а)А.И.Писарев;
б)В.Г.Белинский;
в)И.А.Гончаров.
II.Допишите правильный ответ:
7. «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как….»
8. Молчалин у Фамусова занимает должность……
9. На руку Софьи претендуют……
10. Мысль о сумасшествии Чатского подает……
11. «Двойником»Чацкого является……
12. Первоначально пьеса была названа……
III. Установите соответствие:
13.Определите жизненные цели героев комедии:
а)Молчалин; а)»Мне только бы
б)Скалозуб; досталось в генералы»
в)Чацкий; б)Убедиться,что по-
прежнему любим
Софьей,жениться;
в)И награжденья
брать,и весело
пожить»
14.Охаракререзуйте героев комедии:
а)Молчалин; а)Враг всего нового,про-
славляет устойчивость ста-
рого быта;
б)Репетилов; б)верит в возможность
светлой жизни,выступает
против униженого поло-
жения крестьян;
в)Фамусов; в)надевает маску ничто-
жества для достижения
своей корыстной цели;
хитер и подл;
г)Чацкий. г)автор популярных
водевилей и эпиграмм.
15.Соотнесите героев с их характеристиками:
а)Скалозуб; б)»И золотой мешок,и
метит в генералы;»
б)Молчалин; а)»Унизить рад,кольнуть;
завистлив,горд и зол»;
в)Чацкий. в)»вот он,на цыпочках и
не богат словами.»
г)»Он вольность хочет
проповедать.»
16.Дайте речевую характеристику героев комедии:
а)Чацкий; а) «Два-с», «по-прежнему-с», «ангельчик»;
б)Скалозуб; б) «Покудова», «кличут», «започивала», «доложусь»;
в)Лиза; в) «Раболепство», «предрассудки», «дым отечества»;
г)Молчалин. г)»Треснулся», «дал маху», «фельдфебель»,
«ушибена».
17.Установите соответствие героев и их высказываний:
а)Чацкий; а) «Вот то-то,все вы
гордецы!Спросили
бы ,как делали отцы?
б)Фамусов; б) «И точно,начал свет глупеть»;
в) «Служить бы рад,
прислуживаться тошно»;
г) «у нас уж исстари ведется,
что по отцу и сыну честь»;
д) «Где,укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?»;
18.Соотнесите героев с их действиями:
а)Молчалин; а)Вернувшись из
странствий,первым
делом навещает
Софью;
б)Фамусов; б)притворяется
влюбленным в
Софью,заигрывает с
Лизой;
в)Чацкий. в)устраивает бал.
IV.Установите последовательность:
19.Расположение писателей в хронологическом порядке:
а)А.С.Грибоедов;
б)Д.И.Фонвизин;
в)В.А.Жуковский.
20.Установите последовательность событий в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
а) известие о сумасшествии Чацкого;
б) бал в доме Фамусова;
в) решение отправить Софью в Саратов;
г) Молчалин открывает свое истинное лицо;
21.Опрелелите последовательность смены чувств Чацкого и Софьи:
а) «Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!…летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.»
б) «Чуть свет –уж на ногах! и я у ваших ног.»
в) «Кто, наконец, ей мил Молчалин! Скалозуб!»
22.Установите очередность появления героев в пьесе:
а)Чацкий;
б)Молчалин;
в)Лиза;
г)Фамусов;
д)София.
V.Найдите правильный выход из ситуации:
23.После знакомства с пьесой «Горе от ума» ученик пришел к выводу, что Софья недостойна Чацкого. Он рассуждал так:
а) Софья не дождалась возвращения Чацкого и закрутила роман с другим;
б) Софья не способна испытать настоящую любовь и не может отвечать Чацкому взаимностью.
в) Софья живет вопреки идеалам, которые проповедует Чацкий, и не способна оценить его благородных целей.
г) все ответы верные;
д) все ответы неверные.
24.При обсуждении пьесы «Горе от ума» на уроке литературы ученик получил задание определить, кто более опасен — Молчалин или Скалозуб, и пришел к следующему выводу:
а) Скалозуб всего лишь «тупой, нерассуждающий солдафон» и особой опасности не представляет, в отличие от Молчалина;
б) Молчалин намного опаснее Скалозуба. Он хитер и осторожен, очень хорошо маскируется, прикидываясь смиренным и угодливым, обманывая всех;
в) Скалозуб не так глуп, как кажется . За мнимой глуповатостью и тупостью скрывается довольно сильный и грозный противник.
г) все ответы верные;
д) все ответы неверные.
Ключи к заданиям
1б, 2а, 3б, 4б, 5в, 6в.
7-Александр Андреич Чацкий
8-секреторя 9-Молчалин,Сколозуб,Чацкий
10-Софья 11-Репетилов 12-«Горе уму».
13-а-в;б-а;в-б;
14-а-в;б-г;в-а;г-б.
15-а-б;б-в;в-а,г.
16-а-в;б-г;в-б;г-а.
17-а-б,в,г;
18-а-б; б-в; в-а.
19-б,в,а.
20. б, а, г, в
21. б, в, а
22. в, г, д, б, а
23. б
24. в
15

С 7. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая123

ОТВЕТ:

1) балет является видом искусства;

2) балету как виду искусства присуще: формирование чувства прекрасного; создание художественных образов; чувственно-эмоциональное отражение реальности.

С7. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Кажите три признака, по которым вы это определили.

Ответ:

Данное кино относится к ЭЛИТАРНОЙ ФОРМЕ культуры.

ПРИЗНАКИ элитарной культуры:

Ø некоммерческий характер;

Ø высокая содержательная

Ø эстетическая сложность;

Ø доступность ограниченному кругу специалистов и знатоков.

С 7. Зри­тель на­ча­ла про­шло­го века так рас­ска­зал дру­зьям о вы­став­ке ху­дож­ни­ков-им­прес­си­о­ни­стов: «Я услы­шал вос­тор­жен­ные от­зы­вы о вы­став­ке ху­до­же­ствен­ных кри­ти­ков и от­пра­вил­ся её по­смот­реть. По­се­ти­те­лей было мало, мно­гие быст­ро ухо­ди­ли, боль­шин­ству по­ло­тен была при­су­ща раз­мы­тость изоб­ра­же­ния. Я решил, что это от не­до­стат­ка вла­де­ния ри­сун­ком и ки­стью. Ре­а­ли­сти­че­ское ис­кус­ство мне ближе. Дома я прочёл об этом ху­до­же­ствен­ном на­прав­ле­нии, но мно­гое оста­лось не­яс­ным». Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния. При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния этого пред­по­ло­же­ния, опи­ра­ясь на текст за­да­ния.

Ответ:

1. ФОРМА куль­ту­ры ЭЛИТАРНАЯ

2. обос­но­ва­ния:

— Создаётся при­ви­ле­ги­ро­ван­ной ча­стью об­ще­ства либо по за­ка­зу про­фес­си­о­наль­ны­ми твор­ца­ми. Её девиз: » ис­кус­ство для ис­кус­ства». Ци­та­та: «боль­шин­ству по­ло­тен была при­су­ща раз­мы­тость изоб­ра­же­ния.»

— Труд­на для вос­при­я­тия не­под­го­тов­лен­но­го че­ло­ве­ка — Ци­та­та:»но мно­гое оста­лось не­яс­ным»;

— не имеет ком­мер­че­ской вы­го­ды. Ци­та­та:»По­се­ти­те­лей было мало, мно­гие быст­ро ухо­ди­ли,»

С7. Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли в этом ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.

Ответ:

Массовая культура – это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.

С 6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

3)использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

С 6. Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кру­же­ва, ткани, одеж­ду — для празд­ни­ков, буд­ней, тор­же­ствен­ных со­бы­тий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде сви­сту­лек. Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния, и ука­жи­те, по ка­ко­му при­зна­ку это можно опре­де­лить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы куль­ту­ры.

ОТВЕТ:

— это на­род­ная форма куль­ту­ры

До­ка­за­тель­ство: «из­го­тов­лен­ные кре­стья­на­ми….., в до­маш­них усло­ви­ях»

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки:

— Со­зда­на ано­ним­ны­ми твор­ца­ми, не име­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки.

— Может быть ин­ди­ви­ду­аль­ной, груп­по­вой, мас­со­вой.

— Свя­за­на с ре­ли­ги­оз­ной суб­куль­ту­рой.

— Яв­ля­ет­ся ча­стью ми­ро­вой куль­ту­ры.

— При­ме­ром на­род­ной куль­ту­ры яв­ля­ет­ся фольк­лор.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

Ответ:

Контркультура – оппозиция или альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Движение контркультуры возникло в странах Европы и Северной Америки во второй половине ХХ в. Последователи контркультуры стремились к нигилизму, экстремизму, технофобии и т. п. Элементы западной контркультуры проникли и в Россию.

Диалог культур

C5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Ответ:

1) Диалог культур – это взаимодействие культур, обмен ценностями.

2) два предложения с информацией о диалоге культур, опирающейся на знания курса, например:

− «Диалог культур –процесс, последствия которого неоднозначны».

− «Диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них».

Религия

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

Ответ:

1) Мировые религии – это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих;

2) «Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждой верующий может увидеть путь личного спасения».

—«К мировым религиям относят буддизм, христианство, ислам».

Наука

⇐ Предыдущая123

XIX век

2-е тысячелетие
XVII век — XVIII век — XIX век — XX век — XXI век
1790-е 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799
1800-е 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809
1810-е 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819
1820-е 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829
1830-е 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839
1840-е 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849
1850-е 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859
1860-е 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869
1870-е 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879
1880-е 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889
1890-е 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899
1900-е 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909
Хронологическая таблица

Девятнадцатый (XIX) век длился с 1801 по 1900 год по григорианскому календарю.

Охарактеризовался такими явлениями, как протекционизм, индустриализация, урбанизация, расцвет колониализма, с другой стороны — небывалыми достижениями культуры и искусства, а также техники и науки. XIX век дал огромное количество выдающихся музыкантов, художников, писателей и поэтов, архитекторов, а также учёных, изобретателей, авантюристов и великих политиков.

Исторические события

Боевой эпизод русско-турецкой войны 1828—1829 годов

Первая половина XIX века

  • Промышленная революция: первый этап с последней трети XVIII века по первую половину XIX века.
  • Образование Соединённого королевства Великобритании и Ирландии (1801). Создана Австрийская империя (1804) на основе Габсбургской монархии. Распалась Священная Римская империя (1806) после поражения в Войне третьей коалиции (1805)
  • Войны России за доступ к средиземноморским торговым путям (1804—1813; 1806—1812; Кавказская война 1817—1864; 1826—1828). Финская война (1808—1809). Восстание декабристов (1825).
  • США приобретают обширные территории французских владений в Северной Америке («Луизианская покупка»; 1803). Начинается серия аннексий и завоеваний территорий Мексики, Англии и коренных американцев («Явное предначертание»). Индейские войны (1622—1918). Берберийские войны (1801—1805, 1812—1816). В Африке чёрные американские поселенцы основывают колонию на территории современной Либерии (1821). Доктрина Монро (1823).
  • Наполеоновские войны (1803—1815), продолжившие Революционные войны Франции (1792—1802). Отечественная война (1812). Венский конгресс (1814—1815).
  • Британские колониальные войны (1803—1805; 1817—1818; 1823—1826; 1839—1842; 1845—1846, 1848—1849; 1845—1872). «Pax Britannica» (1815—1914). Викторианская эпоха (1837—1901).
  • Война за независимость испанских колоний в Америке (1810—1826) началась после оккупации Наполеоном Испании. Объявляют независимость Мексика (1821), Колумбия (включая территории Венесуэлы, Новой Гранады и Кито; 1822), Федерация Центральной Америки (1824), Боливия (1825), Перу (1826).
  • Португальская революция (1820). Бразилия и Уругвай добиваются независимости (1821—1825).
  • Греческая революция (1821—1830) против господства Османской империи. Русско-турецкая война (1828—1829).
  • Бельгийская революция и возникновение независимого королевства Бельгия (1830).
  • Гражданские войны в Испании (1833—1876; Карлисты).
  • Опиумные войны (1840—1842 , 1856—1860). Британская империя навязывает Китаю поставки опиума, поправляя свой торговый баланс и создав период длительного ослабления Китая, закабаления европейскими государствами, высокого роста наркомании и смертности населения. Восстание тайпинов в Китае (1850—1864).

Изобретения

  • Пароход (первый пароход с парусами — 1807, Роберт Фултон; пароход с гребным винтом — 1836, «Архимед»; металлический пересекший Атлантический океан — 1845; «Great Britain»)
  • Консервирование (начало широкого применения — 1810; Николя Аппер)
  • «Наука логики» (публикация — 1812—1816; Гегель).
  • Арифмометр (серийный выпуск — 1820)
  • Органическая химия (первый научный эксперимент — 1828, Фридрих Вёлер)
  • Паровоз (первый рельсовый паровой локомотив — 1804; коммерчески выгодные паровозы — 1812—1829, Джордж Стефенсон)
  • Швейная машинка (швейная фабрика — 1830; Бартелеми Тимонье)
  • Электромотор (первый практически пригодный — 1834, Борис Семёнович Якоби)
  • Револьвер (первые экземпляры — 1818; капсюльные револьверы массовое производство — 1836, Сэмюэл Кольт)
  • Вулканизация (изобретение — 1839; патент — 1844, Чарльз Гудьир)
  • Телеграф (электрический, публичная демонстрация междугородней связи — 1844, Сэмюэл Морзе)

Берлинская конференция (1884)

Начало второй половины XIX века

  • Экономический кризис (1847; англ. List of stock market crashes). Революции 1848—1849 годов во Франции, Австрийской империи, Германии, в Итальянских государствах, в Дунайских княжествах. Опубликован «Манифест коммунистической партии» (1848; Маркс; Энгельс). Первый интернационал (1864).
  • Золотые лихорадки в Калифорнии и в Австралии (1850-е и 1860-е) увеличивают мировое производство золота в 6 раз и оказывают стимулирующее действие на экономику, страдавшую от перепроизводства.
  • Крымская война (1853—1856) между Россией с одной стороны и Великобританией, Францией, Османской империей и Сардинским королевством с другой.
  • Отмена крепостного права в России (1861). Продажа Аляски (1867).
  • Гражданская война в США (1861—1865). Реконструкция Юга (1863—1869). Запрет рабства (1865). Первая трансконтинентальная железная дорога США положила начало интенсивному развитию западных территорий (1869).
  • Восстание сипаев (1857—1858) начинает закат Британской Ост-Индской компании (1600—1874). Голод в Индии. Вторая англо-бирманская война (1852—1853).
  • Завершено объединение Италии (1871). Рисорджименто (1820—1871). Австро-итало-французская война (1859). Королевство Италия (1861).
  • Франко-прусская война (1870—1871) привела к образованию Германской Империи. Франция становится Третьей республикой.

Изобретения

  • Винтовка (пуля Минье — 1850; многозарядная — 1860, «Spencer repeating rifle»)
  • Керосин (процесс предложенный Abraham Gesner — 1846; компания «Care and Son» регистрирует торговую марку — 1854)
  • Лампа накаливания (угольная лампа — 1838; «современная» лампа — 1854, Генрих Гёбель)
  • Бессемеровский процесс производства стали (1856; Генри Бессемер)
  • Морская мина (с электрическим взрывателем — 1812; первое крупное применение — 1854, Борис Семёнович Якоби)
  • Нефть (промышленная добыча — 1859, Эдвин Дрейк)
  • Двигатель внутреннего сгорания (патент — 1801; первый серийно производимый — 1859, двигатель Ленуара)
  • Происхождение видов (1859, Чарльз Дарвин)
  • Свинцово-кислотный аккумулятор (1859, Gaston Planté)
  • Броненосец (первый морской броненосец спущен на воду — 1859, «La Gloire»; стальной — 1876; «Redoutable»)
  • Метрополитен (первая линия на паровой тяге запущена — 1863)
  • Велосипед (двухколёсный самокат — 1817; с педалями — 1840; «денди-хорзы» массовый выпуск — 1864; патент — 1866, Pierre Lallement)
  • Мартеновская печь (впервые построена — 1864)
  • Подводная лодка (модель Фултона — 1800; удачное боевое применение — 1864, «Alligator»)
  • Законы Менделя о наследственности (1865)
  • Целлулоид (промышленный выпуск — 1866, пластмасса Alexander Parkes)
  • Динамит (патент — 1867; Альфред Нобель)
  • Периодический закон (1869; Дмитрий Иванович Менделеев)

Сражение в устье реки Ялу (1894)

Последняя треть XIX века

  • Вторая промышленная революция в Западной Европе, США, Японии. Долгая депрессия в Западной Европе (1873—1896) и Северной Америке (1873—1879). «Позолоченный век» в США (1876—1914).
  • Период Мэйдзи (1868—1912) ознаменовались отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы.
  • Русско-турецкая война (1877—1878) началась после жестокого подавления Османской империей «Апрельского восстания» в Болгарии (1876). Берлинский трактат (1878).
  • Британские колониальные войны (1878—1880; 1879; 1880—1881; 1882; 1885—1887).
  • Неравные договоры Китая с Россией (1881), Францией (1885) и Португалией (1887). Запрет на миграцию китайцев в США (1882—1943). Франко-китайская война за гегемонию над Вьетнамом (1884—1885).
  • Колониальный раздел Африки (1884) проведен на Берлинской конференции.
  • Японо-китайская война (1894—1895) привела к поражению Китая. Подписанный Симоносекский договор был пересмотрен под давлением Тройственной интервенции Германии, России и Франции. Россия получила в аренду Порт-Артур (1898; Русско-китайская конвенция). «Боксёрское восстание» (1899—1901) спровоцировало вторжение в Китай Альянса восьми держав, который подавил восстание и принудил китайское правительство принять «Заключительный протокол».
  • Филиппинская революция (1896—1898) против испанского господства была поддержана США. В результате Испано-американской войны (1898) Филиппины, Куба, Пуэрто-Рико перешли под контроль США. Филиппино-американская война (1899—1902/1913).
  • Англо-бурская война (1899—1902) началась после того, как в Трансваале обнаружили богатейшие в мире золотоносные месторождения (1886). В войне получили широкое боевое применение обмундирование защитного цвета, рассыпной строй пехоты в ходе атаки, пулемёты, окопы, колючая проволока, бездымный порох, снайперская тактика, полевой телеграф, бронепоезда, концлагеря для гражданского населения.

Изобретения

  • Телефон (устройство по передачи речи — 1861; патент и демонстрация — 1876 Александр Белл; с угольным микрофоном — 1878)
  • Трактор (локомобиль — 1850; гусеничный — 1876, Фёдор Абрамович Блинов; с двигателем внутреннего сгорания — 1896)
  • Фонограф (1877; Томас Эдисон)
  • Торпеда (первое применение — 1877, под командованием Макарова)
  • Электростанция (электрогенератор — 1870; гидроэлектростанция у Ниагарского водопада — 1881; крупные тепловые электростанции — 1882)
  • Трамвай (первая электрическая трамвайная линия — 1881, Вернер фон Сименс)
  • Троллейбус (первая троллейбусная линия — 1882, Вернер фон Сименс)
  • Самолёт (Первый полёт — предположительно 1882—1885 годы, Александр Фёдорович Можайский)
  • Электровоз (1883; Leo Daft)
  • Пулемёт (Митральеза — 1859; действующий от энергии патронов — 1883, Хайрем Максим)
  • Дирижабль (1852; первый полностью управляемый полёт — 1884, «La France»)
  • Мотоцикл (патент — 1885; Готтлиб Даймлер)
  • Автомобиль (первый с двигателем внутреннего сгорания — 1806; патент (трёхколёсный) — 1885, Карл Бенц; патент (четырёхколёсный) — 1886, Готтлиб Даймлер; серийное производство с бензиновым двигателем — 1888, Карл Бенц; классическая компоновка — 1891, Панар-Левассор; автобус с бензиновым двигателем — 1894, Карл Бенц; автомобиль с пневматическими шинами — 1895, Мишлен, Андре и Эдуард; грузовик и таксомотор — 1896, Готтлиб Даймлер; переднеприводный — 1897, братья Грэф)
  • Алюминий (промышленный метод — 1886, Charles Martin Hall, Paul Héroult)
  • Граммофон (патент — 1887, Эмиль Берлинер)
  • Танкер («Зороастр» — 1878)
  • Фотография (первая фотография — 1826; фотоплёнка — 1884; массовая камера — 1888, Джордж Истмен)
  • Пневматическая шина (патент — 1888, Джон Бойд Данлоп)
  • Кинематограф (первый сеанс — 1895, братья Люмьер)
  • Дизельный двигатель (патент — 1893; первый функционирующий образец — 1897, Рудольф Дизель)
  • Радио (электромагнитные волны — 1888, Герц; демонстрация беспроводных сигналов — 1893, Тесла; «грозоотметчик» Попова — 1895; массовый выпуск по патенту — 1898, Маркони)
  • Цветной кинематограф(патент 1899,Эдвард Рэймонд Тёрнер)

Культура

  • Академизм
  • Ампир
  • Романтизм
  • Историзм (архитектура)
  • Эклектика
  • Реализм
  • Ориентализм
  • Неоклассицизм
  • Импрессионизм
  • Золотой век русской поэзии

См. также

В Викитеке есть тексты по теме: «Документы XIX века»

► XIX век

  • Хронология изобретений.
  • Золотые лихорадки.

Россия в конце 19 века. (стр. 1 из 2)

Россия в конце 19 века

Внутренняя политика самодержавия в конце XIX в.

Идеологами и проводниками внутриполитического курса, определявшего все царствование Александра III (1881 — 1894), были убежденные консерваторы: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, издатель «Московских ведомостей» М. Н. Катков и министр внутренних дел Д. А. Толстой. Все эти деятели отрицательно относились к реформам 1860 — 1870-х гг., рассчитывая нейтрализовать их воздействие на русскую жизнь путем контрреформ. Наиболее значительными из мер, принятых правительством в этом направлении, были создание новой администрации на местах в лице земских начальников (1889) и земская контрреформа (1890). Земский начальник стоял во главе земского участка (в каждом уезде таких участков было 4 — 5). Назначались эти должностные лица министром внутренних дел исключительно из числа местных потомственных дворян — помещиков. Крестьянство попадало в их полную и безоговорочную власть. Следя за соблюдением порядка, сбором податей и пр., земские начальники широко пользовались предоставленным им правом штрафовать крестьян, сажать под арест и подвергать телесным наказаниям. В результате земской контрреформы, имущественный ценз для землевладельческой курии понизился вдвое, а для городской значительно повысился. После этого преобладание землевладельцев в земствах стало еще значительней. Крестьянская же избирательная курия вообще потеряла право самостоятельного выбора: окончательное решение по ее кандидатурам принимал губернатор. Т.о., самодержавная власть пыталась максимально укрепить позиции дворян-помещиков в местном управлении. Кроме того, правительство оказывало поместному дворянству еще и финансовую поддержку: в 1885 г. был учрежден Дворянский банк, дававший ссуды на льготных условиях под залог поместий. В первый же год своей деятельности банк ссудил помещикам почти 70 млн рублей. Денежные вливания тормозили процесс оскудения поместного дворянства, но остановить его не могли.

Поддерживая дворянство, правящая бюрократия стремилась в то же время максимально укрепить свои позиции. 14 августа 1881 г. Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местная администрация получала возможность арестовывать всех, кого считала нужным, ссылать без суда на срок до 5 лет в любую часть Российской империи, предавать военному суду. Ей было дано право закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств и т.п. «Положение» вплоть до 1917г. широко использовалось властью в борьбе с революционным и общественным движением. В 1880-х гг. правительство предприняло еще ряд суровых мер против образованной части общества, в которой оно видело своего главного противника: ужесточило цензуру, усилило административный надзор за высшими учебными заведениями, затруднило доступ к образованию представителей «низших сословий».

Николай II (1894 — 1917) поначалу также пытался следовать реакционному курсу своего отца. В его царствование была создана единая сеть охранных отделений — высокопрофессиональных органов политического сыска. С полной нагрузкой работали царские суды. Обычным явлением стало употребление для борьбы с «массовыми беспорядками» не только полиции и жандармерии, но и войск. Слабые попытки некоторых представителей высшей бюрократии, прежде всего министра финансов С. Ю. Витте, провести преобразования буржуазного характера, связанные с разрушением общины и укреплением слоя зажиточного крестьянства, не находили у царя поддержки.

Общественное движение в конце XIX — начале XX в.

В конце XIX в. средоточием либеральной оппозиции по-прежнему были земские органы, а ее главным лозунгом — «позитивная работа на местах». В эти годы завязывались и крепли связи между земствами, происходили встречи земских лидеров, разрабатывались планы. Введение конституции либералы считали первостепенно важным для России преобразованием. На этой платформе в 1904 г. возникает организация «Союз Освобождения», объединившая либеральных земцев и интеллигенцию. Выступая за конституцию, «Союз» выдвигал в своей программе и некоторые умеренные социально-экономические требования, прежде всего в крестьянском вопросе: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидация отрезков и т.п. Характерной чертой либерального движения по-прежнему было неприятие революционных средств.

Тяжелый кризис переживает в эти годы народничество. В нем значительно усиливается либеральное крыло, представители которого (Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко и др.) надеялись воплотить народнические идеалы в жизнь мирным путем. В среде либерального народничества возникла «Теория малых дел», нацеливавшая интеллигенцию на ежедневную будничную работу по улучшению положения крестьян — в земских школах, больницах, волостных правлениях и т.п. От либералов либеральные народники отличались прежде всего тем, что для них первостепенное значение имели социально-экономические преобразования. Введение конституции, политических свобод и пр. представлялось им вторичным. Революционному крылу народничества, ослабленному преследованиями охранки, удалось активизировать свою деятельность лишь в конце XIX в. В 1901 г. возникает Партия социалистов-революционеров (эсеров), которая в своей программе попыталась воплотить идеалы революционного народничества. Наиболее важной частью программы эсеров была социализация земли, т.е. уничттожение частной собственности на землю и передача ее общинам. Эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв Учредительного собрания, которое определит характер государственного строя России. Пытаясь вести широкую агитацию среди рабочих и особенно крестьян, эсеры в то же время важнейшим средством революционной борьбы считали индивидуальный террор. Боевая организация партии совершила в 1903 г. ряд терактов, убив министров внутренних дел Сипягина и Плеве, московского ген.-губернатора вел. кн. Сергея Александровича.

В конце XIX в. в России все большее распространение получает марксизм, сторонники которого видят главную революционную силу в пролетариате. В 1883 г. в эмиграции в Женеве возникает группа «Освобождение труда» во главе с Плехановым, члены которой переводят на русский язык и пишут сами сочинения марксистского характера. В России появляется ряд кружков — Благоева, Точисского, Бруснева, Федосеева, распространяющих марксистские взгляды в интеллигентской и рабочей среде. И 1895 г. в Петербурге возникает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В. И. Лениным; по его образцу подобные организации создают и в других городах. В 1898 г. их члены предприняли неудачную попытку создать свою партию на съезде в Минске. Только в 1903 г., на II съезде в Брюсселе, учреждается Российская социал-демократическая рабочая партия. В ходе бурных дебатов была принята программа РСДРП, включавшая две части. Программа-минимум определяла ближайшие задачи партии: в сфере политических преобразований — свержение самодержавия и установление демократической республики; в рабочем вопросе — 8-часовой рабочий день; в крестьянском — возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей. В целом эта часть программы РСДРП была ничуть не революционней эсеровской, а в аграрном вопросе стояла ближе к либеральной. Но зато программа-максимум, которая была нацелена на установление диктатуры пролетариата, ставила РСДРП в особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую организацию. Такая цель исключала уступки и компромиссы, сотрудничество с представителями других общественно-политических сил. Принятие на съезде программы-максимум знаменовало победу радикального крыла РСДРП — большевиков во главе с Лениным. Их противники, получившие после этого съезда название меньшевиков, настаивали на том, чтобы партия исходила в своей деятельности только из программы-минимум.

Культура второй половины XIX в.

В пореформенное время резко возросла потребность в инженерах, учителях, врачах и пр. Старая система просвещения преобразуется. В сфере начального образования большое значение приобретают земские школы. В развитии среднего образования важную роль сыграл новый устав гимназий (1864 г.), упразднявший их сословно-дворянский характер. По этому уставу гимназии разделялись на классические, в основе преподавания — изучение древних языков, и реальные (позже училища), где на первом плане были математика и естествознание. В 1863 г. принят новый университетский устав, возродивший былую автономию. С 1862 г. в России стали открываться женские гимназии, а с 70-х гг. — высшие женские курсы. Эти меры способствовали демократизации образования, которое стало охватывать все более широкие слои населения. Однако в эпоху реакции Александра III реальные училища были преобразованы в технические школы, готовившие низший технический персонал; в гимназии запрещалось принимать детей «низших сословий»; в 1883 г. принят указ, восстанановивший власть попечителей учебных округов.

Процесс демократизации захватывает и русскую литературу: в ней появляется все больше писателей, чьи произведения носили скорее публицистический, нежели художественный характер, удовлетворяя насущную потребность читателя в четких ответах на жгучие вопросы современности. Самой яркой фигурой из них был Н. Г. Чернышевский, чей роман «Что делать?» пользовался популярностью в среде разночинной интеллигенции. Вторая половина XIX в. дала писателей, достойно продолжавших традиции своих гениальных предшественников. Некоторые из них держались демократического направления, выделяясь талантливостью и мастерством — гениальный сатирик М. Е. Щедрин, создатель истинно народных по духу стихотворений Н. А. Некрасов, проникновенный исследователь крестьянской жизни Г. И. Успенский. Другие — И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Ф. Писемский, придерживаясь более умеренных взглядов, сумели дать в своих произведениях широкую панораму русской жизни, изображенной с поразительным талантом. Особое место в этом ряду занимают гениальные твония Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, которые, отталкиваясь от повседневной действительности, сумели подняться до «вечных вопросов» о Боге, о душе, о смысле жизни.