В чертогах разума

9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно

Полезные советы

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией, причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.

1. Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

2. Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Тест: Какой у вас тип памяти?

3. Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Готовы?

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

ТЕСТ на память, который НЕ могут пройти 98% мужчин

5. Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

20 эффективных способов улучшить свою память

7. Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами». Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник

Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
  2. Рифмуйте информацию, которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой «ABC song». И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

5 секретов памяти: как запоминать легко и надолго

Екатерина Додонова Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат иностранные языки. Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии — один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать — это научный факт. Для достижения цели необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз — через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга — зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге.

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Купить книгу

«Чертоги разума» для чайников

Прекрасный пост «Из закоулков памяти в чертоги разума» пробудил просветительский зуд, захотелось подробнее рассмотреть то, о чём там упомянуто.
Каким тэгом пометить? это, пожалуй, «деталь» — нематериальная, хотя и весьма существенная.
«Шерлок» насыщен отсылками к историческим событиям и литературным памятникам, к юридической практике и научным теориям, к социальным процессам и культурным явлениям, и если б участники sherlock_series поделились сведениями о тех отсылках, которые нам интересны, получился бы целый новый тэг «Mind Palace»… ладно, пусть пока без тэга.
(Если вы читаете пост со страницы сообщества, учтите: активные ссылки здесь обозначены цветом, почти не отличающимся от основного текста, и заметны лишь при наведении курсора — наводите и ходите, ссылок много, есть занятные.)
Короче: ниже — иллюстрации к мнемотехнике, упоминаемой в нашем любимом сериале. Так сказать, чертёж чертога.
*
Даже не спрашиваю, помните ли вы: в каком году произошла битва при Босуорте? Конечно же, помните, как и всякий культурный человек.
Но, допустим, вам надо сохранить в памяти эту дату — закрепить её намертво, чтоб не забыть уже вап-ще ни-каг-да. Допустим, она является ключом к шифру. Допустим также, что вы живёте на Бейкер-стрит 221б и привыкли ловко прятать сигареты ключи к шифрам — туда, откуда никто, кроме вас, не достанет.
Вы окидываете ястребиным взором свой уютный холостяцкий флэт:
… и мысленно записываете тысяча четыреста восемьдесят пятый год на предметах обстановки.
Теперь, когда вам надо будет вспомнить ключ к шифру, вы закроете глаза, и вообразив свою комнату, начнёте скользить взглядом по знакомому до нитки интерьеру:
на ноге пюпитра — единица,
на квадратной подушке — четвёрка,
на черепе, очертаниями схожем с восьмёркой — восьмёрка,
на сохранившейся отлично (на пятёрку!) винтажной лампе — пятёрка.
1 —> 4 —> 8 —> 5
1485, год Босуортской битвы, памятной гибелью Ричарда III.
То, что вы проделали, называется в мнемонике «система римской комнаты».
А также «дорога Цицерона»: легендарный оратор поражал публику тем, что никогда не пользовался подсказками или заготовленным текстом, а все даты, имена, афоризмы, цитаты и доказательства держал в голове — и память его казалась безразмерной.
Однако на самом деле изобретатель метода был поэтом.
Звали его Симонид.
Он специализировался по торжественной хоровой лирике и как-то, за полтыщи лет до Р.Х., участвовал в пышном застолье, но покинул трапезу первым.
В поэме, сочинённой по заказу хозяина дома, поэт возносил хвалу божественным братьям Кастору и Поллуксу. Жадный богач заплатил гимнопевцу лишь половину обещанного гонорара, а остальное, мол, дадут тебе те самые братцы. Поэт закручинился. И вдруг слышит, что его ожидают двое юношей на улице. Только он за порог — потолок обвалился, хозяин и гости погибли. Когда развалины разгребли, для опознания тел позвали уцелевшего поэта. Он закрыл глаза и воспроизвёл в памяти картину пира: вспомнил, кто где сидел и возлежал — все были опознаны и погребены с миром.
Хотя он и не делал сознательного усилия, чтобы запомнить расположение пирующих, картинка сохранилась в его памяти.
Симонид, обладатель яркой поэтической фантазии, понял, что если бы представлял в зале не погибших гостей, а, скажем греческих драматургов в порядке даты их рождения, или слова из поэмы, или дела, которые надо сделать за день, то тоже отлично бы это запомнил. Он догадался: всё, что угодно, можно впечатать в память, представляя в своём воображении здание и наполняя его образами того, что нужно запомнить. Такое воображаемое строение можно в будущем в любое время посетить и вспомнить то, что надо. Позднее такие здания стали называть «дворцами памяти». (с)
Так мифические братцы-аргонавты вознаградили своего гимнопевца, но главное для нас – продолжение истории. Это происшествие (вспоминал Цицерон) «навело его на мысль, что для ясности памяти важнее всего распорядок. Поэтому тем, кто развивает свои способности в этом направлении, следует держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать воображаемые образы запоминаемых предметов. Таким образом, порядок сохранит порядок предметов, а образ предметов означит самые предметы». (с)
Этот способ лег в основу метода локусов (мест) и с тех пор работает на благо цивилизации.
Скажем, для запоминания списка покупок:
Подробную инструкцию можно прочесть там: metod-rimskoj-komnaty-zapominaem-spiski
Например, даётся такая рекомендация.
Шаг 3. Расположите вещи по точкам
Хорошо представьте себе точки фиксации и пройдитесь по маршруту в определенном порядке (например, от входной двери через прихожую в ванную, затем на кухню, а потом в спальню), раскладывая вещи по местам.
Пусть яйцо торчит во входной двери вместо глазка.
Хлеб лежит на тумбочке для обуви.
Пакет молока будет привязан к зеркалу в прихожей.
Подсолнечное масло вылито в раковину, а бутылка затыкает слив.
Шоколад лежит на стиральной машине цвета темного шоколада.
Плита вымазана зубной пастой, а тюбик горит синим пламенем
Жидкость для мытья посуды прикреплена к холодильнику как магнит.
Салфетки разбросаны по кровати.
Сметана заливает компьютерный стол.
Огромный лимон лежит на шкафу.
Чем абсурдней и даже глупее ситуация, тем ярче образ — тем глубже он врезается в память.
«Когда мы в обыденной жизни видим обыкновенные и банальные вещи, мы обычно их не запоминаем. Но когда мы видим или слышим нечто гнусное, необычное, выдающееся, невероятное или смешное, это мы надолго запоминаем.»
Что отличает великого мнемониста? Способность создавать яркие образы «на лету», рисовать в своём воображении сцену столь необычную, что её невозможно забыть. И делать это быстро. Многие современные мнемонисты утверждают, что обязаны своим мастерством скорее воображению, чем памяти. Например, одна из наиболее популярных техник запоминания карт в колоде состоит в том, чтобы ассоциировать каждую карту с образом знаменитости, делающей с объектом нечто нелепое и, следовательно, запоминающееся — чтобы построить из них в воображении новые и незабываемые сцены. Используя эту технику, Эд Кук показал мне, как колода может быть быстро преобразована в комически сюрреалистичный и незабываемый дворец памяти.» (с)
Если ваша фантазия истощилась, просто проткните один предмет другим. «Трюк с «протыканием» работает почти всегда, это факт» — уверяет нас lifehacker.ru (на картинке у него Магнуссен, кстати).
Другие названия этого способа запоминания и воспроизведения информации: техника локаций, техника опорных образов, метод дорог, метод матриц, комната памяти, дворец памяти, метод геометрических мест.
Принцип один и тот же: конвертация фактов в визуальные образы, визуализация некоего пространства и привязка мысленных образов к определённым точкам этого пространства. Секрет успеха — создание новых нейронных связей, ассоциаций: между образом места и тем образом, который будет символизировать конкретный факт.
Такая мнемотехника позволяет складировать, закрепить и упорядочить, и при необходимости — извлечь и использовать содержимое человеческой памяти.
Больше того: она развивает не только память, но и личность в целом. «Ментальный атлет», победитель американского Чемпионата Памяти, сказал:
— Тренировка памяти нужна не для того чтобы иметь в рукаве пару балаганных фокусов для вечеринки, а для того чтобы взращивать внутри нас нечто глубоко и чрезвычайно человеческое.
Сейчас мы имеем книги, компьютеры, фотографии, и целую инфраструктуру, помогающую хранить информацию. Но ещё недавно культура зависела от памяти людей. Тренированная память была не только полезным инструментом, но и фундаментальной чертой просвещённого ума. Считалось, что только путем запоминания идеи могли быть стать частью вашей души и их содержание усвоено вами.
(опыты над чемпионами)
В 2003 году журнал «Nature» написал об исследовании, которое было проведено над восемью людьми, которые показали наилучшие результаты на мировом чемпионате по силе памяти. Цель исследования была выяснить, отличаются ли их мозги от мозгов обыкновенных людей, или же они просто эффективнее используют способности, присущие всем нам. Испытуемых поместили в томографы и попросили запомнить трехзначные числа, чёрно-белые фотографии лиц людей и фотографии снежинок в увеличенном виде, пока их сканировали. Результат исследования удивил: не только мозги ментальных атлетов были анатомически неотличимы от мозгов контрольных испытуемых, но и в каждом тесте общих умственных способностей они показали средние результаты. Когда Эд Кук говорил, что он средний человек со средней памятью, это не было ложной скромностью.
Была, однако, одна разница между мозгами ментальных атлетов и контрольных испытуемых.
Когда испытуемые выполняли данные им задания, у ментальных атлетов были сильнее возбуждены участки мозга, которые обеспечивают пространственную ориентацию. Казалось бы, так не должно быть.
(загадка!)
Почему задействованы эти участки, когда человек пытается запомнить трёхзначные цифры?
(версия)
Нашим предкам не нужно было запоминать множество телефонных номеров или имена всех гостей на вечеринке. Что им надо было помнить — это где найти еду и другие ресурсы, дорогу домой , какие растения сьедобные, а какие ядовитые. Вероятно поэтому у нас сравнительно хорошая пространственная и зрительная память.
(автор описывает происшествие с античным гимнопевцем, упомянутое выше, «метод римской комнаты» — и продолжает)
Почти все техники и трюки, которыми пользуются современные мнемонисты, были описаны уже в «Rhetorica ad Herennium» — коротком учебнике по риторике, написаном на латыни между 86 и 82 годами до нашей эры. Техники, описанные в этой работе, широко практиковались в древнем и средневековом мире.
Тренировка памяти считалась основой классического гуманитарного образования, наравне с грамматикой, логикой и риторикой. Студентов учили не только тому, что надо запомнить, но и как запоминать.
В XV веке юрист по имени Пьетро из Равенны пользовался тысячами дворцов памяти, чтобы хранить цитаты по всем важным темам в алфавитном порядке. Когда ему нужна была информация на какую-то тему, он «шёл» в нужную комнату и брал её оттуда. «Когда я отправился в путешествие, то мог сказать, что нёс всё своё имущество с собой», писал он.
Сегодня, когда роль памяти в нашей культуре разрушается быстрее, чем когда-либо, мы нуждаемся в культивировании воспоминаний в наших мозгах, потому что именно они делают нас теми, кто мы есть, являются хранилищем наших ценностей и источником нашей личности. (с)
Вот тут: engblog.ru/the-memory-palace-technique — перевели на русский тематический ролик (в основном, на примере изучения иностранного языка; там же — словарик английских терминов из ролика про победителя всемирного Чемпионата Памяти):
Видео с объяснением ассоциативной мнемотехники:
для химической формулы кофеина…
…и видео, где метод ассоциаций подкреплён методом локусов —
для запоминания длинного списка случайных слов (хороший ролик, музыка усугубляет):
Можно мысленно выйти из дому и разместить запоминаемое на каком-то реальном (или воображаемом) пути.
В следующем ролике локусами служат точки на маршруте, и каждая точка хранит какой-то фрагмент истории. Видео, в общем-то, беспонтовое, привожу его для того же, для чего историю с рухнувшим над жадиной потолком — для поэтичности и визуализации. В мнемонических фантазмах важна не столько логика, сколько красота.
Чем более захватывающими будут образы, тем крепче они усвоятся.
Можно выстроить целый дворец, да что там дворец — ЧЕРТОГИ! не ограничивая себя в площадях и объёмах, чтоб уместилось сразу всё! всё — и сразу! и на потом хватило б!
И размещать там, раскладывать, развешивать и расставлять сколько влезет.
Подробная инструкция по строительству:
Перевод статьи из wikihow How to Build a Memory Palace — «Как построить Дворец памяти», с большими чоткими картинками, обнаружен тут: alopatin.livejournal.com
Про залог успеха, «вдумчивое кодирование» — .
*
А вот теперь, мой терпеливый читатель и смотритель роликов, если вы домотали досюда, признаюсь, что я вас обманула.
Обманула заголовком.
Потому что во всех этих роликах речь шла о локусах, комнатах, дворцах и чертогах памяти.
Памяти, а не разума.
А много ль проку в твёрдой памяти без здравого ума?
И без — вероятно, решающего фактора — зверской интуиции?
Допустим, вы женаты на своей работе, допустим, вы добросовестно и неустанно заполняете свой Мемори Пэлас, допустим, его просторы обширны, даже допустим, бездонны — и хранят терррабайты информации, но…
Но вы не знаете, который из бесчисленных ключей подойдёт к неведомому шифру — и как?? как, ради всего святого, вы отыщете год Босуортской битвы среди нагромождения цифр?

Чемпионы мира по запоминанию способны с лёгкостью удерживать в голове огромные последовательности цифр, слов, дат или игральных карт. Согласно новому исследованию, развить такую способность может любой – нужно только определённым образом тренировать память.

Учёные изучают различные способности и феномены памяти на протяжении многих лет. Сегодня известно, что человеческий мозг может вместить всю информацию Интернета, а воспоминания способны пережить криогенный сон. Современные технологии позволяют «объединять» и «разъединять» воспоминания и даже восстанавливать утраченные воспоминания, например, с помощью света или ассоциаций.

Однако, чтобы развить у себя суперпамять, медицинское вмешательство не потребуется. Поможет в этом метод локусов (или «дворец воспоминаний»). Фанатам британского сериала про Шерлока Холмса этот способ известен как «чертоги разума».

Метод локусов – это мнемоническая (то есть развивающая память) стратегия, описанная ещё в древнеримских трактатах. Основан метод на мысленно-пространственных ассоциациях, целью которых является создание, упорядочивание и дальнейшее использование всего содержимого человеческой памяти. В сущности, речь идёт о визуализации: то есть в своём воображение нужно создать некое пространство, в котором хранится информация. Например, человек представляет план здания, улицу или любой другой объект. Когда требуется запомнить конкретный факт, информация визуально должна ассоциироваться с определённой локацией, к примеру, комнатой или предметом. Когда эта самая информация потребуется, достаточно совершить прогулку по «дворцу памяти», и ассоциация подскажет нужные данные.

Предположим, вас попросили запомнить последовательность слов: клубника, велосипед, стоп-сигнал, шоколад, браслет, газета. Достаточно найти место для каждого предмета в вашем «дворце памяти», чтобы запомнить эту последовательность. Например, вы двигаетесь по зданию. Дверная ручка может иметь форму клубники, за открытой дверью стоит прислонённый к стене велосипед, за ним на стене висит стоп-сигнал автомобиля, в следующей комнате на столе лежит коробка шоколада и так далее. Когда вы начнёте виртуальное путешествие по тому же маршруту вновь, вы без труда сможете вспомнить каждый объект.

Информация визуально должна ассоциироваться с определённой локацией во «дворце памяти» √ тогда путешествие по чертогам разума поможет вспомнить нужные данные.

Новая работа помогла установить, как и сколько именно нужно тренироваться, чтобы развить у себя суперпамять. Сначала нейробиологи изучили мозг 23 чемпионов по запоминанию и 23 человек с типичными способностями. У добровольцев был примерно одинаковый уровень интеллекта, состояние здоровья и возраст. Никаких явных структурных отличий в их мозге также не наблюдалось, но зато внутренние связи областей, которые отвечают за память и визуально-пространственную обработку, были организованы у первой и второй групп по-разному.

На следующем этапе 51 добровольца с типичными способностями разделили на три группы. Первую группу попросили тренироваться полчаса в день по методу локусов, вторая также тренировала память, но конкретную стратегию им не предоставили. Третья группа не тренировалась вообще.

На старте участники могли запомнить из 72 слов от 26 до 30. После тренировок показатель первой группы увеличился ещё на 35 слов, второй группы – на 11 слов, а третьей – на 7. Через четыре месяца те же добровольцы снова прошли испытание, и оказалось, что эффект от тренировок сохранился только у участников из первой группы: они могли запомнить на 22 слова больше, чем до начала тренировок.

Кроме того, до и после тренировок исследователи провели сканирование мозга добровольцев при помощи МРТ. Сравнив данные, учёные увидели, что тренировки изменили образцы работы головного мозга: у людей из первой группы взаимодействие в сером веществе стало выстраиваться по той же модели, что и у профессионалов по запоминанию.

«Из предыдущих исследований уже было известно, что метод локусов может значительно повысить производительность памяти, — рассказывает ведущий автор исследования Мартин Дреслер (Martin Dresler) из Университета Неймегена в Нидерландах. — В нашем исследовании мы показываем, что самые опытные пользователи этой стратегии отличаются от обычных людей не различиями в структуре самого мозга, а распределением связей между крупными мозговыми сетями. Что ещё более важно, мы показали, что эти шаблоны связности могут быть сформированы и у обычных людей путём обучения по методу локусов».

Согласно данным сканирования, центры связи, о которых говорит Дреслер, сосредоточены в медиальной префронтальной коре, которая активизируется, когда человек связывает новые знания с уже имеющимися. Также учёные наблюдали усиление связей в правой дорсолатеральной префронтальной зоне, которая связана со стратегическим обучением и кратковременной памятью.

Как поясняет Дреслер, человеческий мозг и память не развиваются, если нужно запомнить абстрактную информацию – слова или цифры. Но если речь идёт о конкретной информации, необходимой, например, для навигации, мозг начинает работать активнее. Эту особенность и использует метод локусов.

Учёные признают, что объём выборки был небольшим и неизвестно, какой эффект наблюдался бы в более крупной группе. Но результаты работы можно считать хорошим заделом для будущих исследований. Например, пока неизвестно, могут ли мнемонические приёмы, полезные для запоминания длинных последовательностей, улучшать так называемую повседневную память.

Научная статья с описанием исследования опубликована в специализированном издании Neuron.

Напомним, что улучшить память могут также определённые физические упражнения, а специальные занятия для мозга помогают поддерживать способность к логическому мышлению и высокую скорость обработки информации в пожилом возрасте. Также учёные доказали, что потеря памяти, связанная с болезнью Альцгеймера, обратима.

>Чертоги разума Шерлока Холмса как метод запоминания

02-11-2018

Создайте чертог разума в своей голове и поместите туда все, что нужно запомнить.

Тема Шерлока Холмса в литературе и кино – всегда так притягательна, его добрые помыслы в соединении с острым умом гения делают из него героя на все времена.

В новой экранизации Шерлока прозвучала идея хранения информации при помощи метода, который Шерлок называет «Чертогами Разума».

Оказывается, такая методика действительно существует, а главное — она по отзывам действенна. Привожу текст статьи, ибо не только Шерлоку приходится работать с большими объемами информации.

Что же такое чертоги разума? Это такое место, которое находится исключительно в вашей голове. Как кладовая, туда откладываются визуальные образы того, что вы хотите вспомнить потом. Представляя в уме эту комнату, представляя все находящиеся в ней предметы, вы сможете в любой момент времени подойти к определенному ящику и вынуть из него все воспоминания, которые вы в него вложили.

А пока вот несколько фактов:

  • Метод, который также называется Method of Loci, метод чертогов разума, был разработан еще древними греками, основываясь на той идее, что местоположение запомнить легче, чем конкретный факт.
  • Чертоги разума являются хранилищем образов и воспоминаний в конкретных местах, которые позволяют вам активировать вашу память.
  • Я постоянно буду использовать слова «Образ» и «Объект», но вы можете использовать что хотите, просто слово «Образ» удобнее в данном контексте.
  • В качестве «активизаторов» памяти не обязательно использовать конкретные объекты. Кто-то использует цвета, звуковые комбинации, прочие абстракции, которые также позволят вспомнить необходимое.
  • Ваши чертоги — всего лишь дополнение к памяти, а не сама память. Не возлагайте слишком больших надежд на чертоги, надеясь сохранить там важные данные навсегда.
  • Большинству людей нужен небольшой, если можно так сказать, однокомнатный чертог, чтобы хранить временные данные. Я использую большие чертоги, и это звучит как будто бы я позер и хвастун, но я также использую маленькую комнату для временных данных.
  • Вам не обязательно богато жестикулировать, когда вы что-то ищете. Но вы вправе так делать, само собой. Некоторым достаточно проводить поиски в спокойствии, не размахивая руками как Шерлок.

Первые шаги

Я весьма и весьма понимал Шерлока, когда он хотел уйти в себя и отвлечься, чтобы воспользоваться чертогами. Я должен, как бы, покинуть себя, закрыв глаза, возможно, надев беруши. Поза Шерлока, опять же, необязательна, но это выглядит достаточно круто.

Для новичков я могу посоветовать классическую музыку и закрытые глаза. Опять же, это просто совет, вы вправе выбирать наиболее удобные условия для себя сами. Это всего лишь мои предпочтения.

Подготовьтесь. Это немного похоже на медитацию: немного дезориентирует, но зато странно освежает.

  • Определитесь со своими чертогами. Лучше выбрать какое-то реальное место, которое вы отлично знаете, например, свою спальню. Хотя идея иметь что-то грандиозно-гениально-огромное, меня тоже радует, но это нереально сложно.
  • Мои чертоги выглядят как Хогвартс. Да-да. И каждый предмет лежит в своей комнатушке. И таких мини-чертогов у меня много. И если в основном лежит всякий хлам, то, например, философские мысли у меня лежат в классе для гадания.
  • Кто-то заметил, что лучше использовать мнимые чертоги. Могу сказать, что для начинающих, спальня будет наиболее успешным вариантов в 99% случаев. Если вы, например, большой фанат Властелина колец и, закрыв глаза, можете ясно и вполне четко представить себе дом Бильбо, то почему бы и не использовать его дом. Но спальню представить будет проще, поэтому считаю, что лучше начинать с реальных комнат.
  • Представьте ваши чертоги, не грузитесь по поводу таких вещей как книги и прочих мелких предметов, пока нам нужен только макет. Прогуляйтесь по чертогам.
  • Продолжайте это делать периодически до тех пор, пока вы не сможете представлять ваши чертоги весьма ясно в любой момент по собственному желанию. Это может занять несколько дней, так что все нормально. Это же обучение, а освоить свой первый чертог — очень сложно.

Хранение вещей

  • Вы должны проходить один и тот же маршрут в своих чертогах, идти одной и той же дорогой, иначе можете просто запереть себя и в таком случае, не сумеете дойти до нужной комнаты.
  • Лучшие активаторы, на мой взгляд, – либо совсем нелепые, либо очень логические. А еще лучше правильно комбинировать.
  • Имейте ассоциативные цепочки, одно слово будет являться зацепкой для какой-то группы воспоминаний, возможно, имен, адресов, мест.
  • Вы можете складировать образы как на полках, так и хаотично. Когда я спешу, то забрасываю образ на первое попавшееся место, это работает также хорошо, но чертоги захламляются и тенденция к запутанности мыслей будет только расти.
  • Вы можете делать многоуровневые воспоминания, как коробочка, внутри которой лежат дочерние воспоминания, к которым вы будете обращаться, если надо вспомнить что-то более конкретное.

В общих чертах

Подбирайте тот самый стиль чертога, который вам наиболее подходит. Я прошел через несколько различных чертогов, отражающих различные грани меня, до тех пор, пока я не остался доволен.

Большинство людей используют чертоги как временное хранилище, для хранения таких вещей как номера телефонов, списка покупок. Если вы хотите подготовиться таким образом к экзамену, то начинайте минимум за месяц, чтобы успеть все проработать.

В качестве заключения

Чертоги разума – они как мышцы. Если вы их не напрягаете, то они атрофируются. Не обязательно заполнять его каждый день, можно просто создать его и периодически заглядывать в него и рассматривать. Я делаю это каждую ночь, лежа в постели.

Если вы все сделаете правильно, то вы сможете запоминать образы на года, и получать доступ к ним по первой же прихоти. Я разговаривал с женщиной, которая помнила детали пятидесятилетней давности.

Евгений Вагнер

При размещении статьи на другом сайте на забудьте поставить ссылку на проект КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.
Спасибо!

Метод развития памяти Шерлока Холмса или как создать свои «Чертоги разума»

Сегодня, речь пойдет об известном персонаже книг Артура Конан Дойла – Шерлоке Холмсе.

А точнее о его способностях к запоминанию больших объемов информации.

В последнее время вышло много экранизаций, в той или иной степени связанных с этим героем. Сериалы: Шерлок, Элементарно и Менталист. Полнометражные фильмы: Шерлок Холмс — Игра Теней; Мистер Холмс; Шерлок — Безобразная невеста и др.

Разные актеры, разные эпохи. Но феноменальные способности к анализу и запоминанию информации присущи каждому герою.

Давайте посмотрим, какие методы запоминания информации использовал Шерлок Холмс.

Память – это пустой чердак

Это часть диалога между Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном из романа «ЭТЮД В БАГРОВЫХ ТОНАХ».

«Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите.

Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадётся под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке.

Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придёт время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных».

ВЫВОД:

  1. Размер памяти ограничен.
  2. Нужно помещать в память только необходимую информацию.
  3. Вся информация должна быть четко структурирована.

Для наглядности, фрагмент из фильма о Шерлоке Холмсе:

Чертоги разума

В современном сериале «Шерлок» режиссеры и сценаристы основательнее подошли к описанию феноменальных способностей главного героя.

Во второй серии второго сезона мы узнаем о неких «Чертогах разума», которые Шерлоку вдруг потребовалось посетить.

Уотсон объясняет доктору Степлтон (а заодно и зрителю), что это такое:

Это техника запоминания, что-то вроде ментальной карты. Составляете карту какого-либо места, не обязательно настоящего, и потом наносите на неё воспоминания. Теоретически вы никогда ничего не забудете. Всё, что вам нужно — найти обратную дорогу к воспоминанию.
— Так это воображаемое место может быть чем угодно — домом или улицей?
— Да.
— Но он назвал это «чертогами», то есть у него это чертоги?
— Ну да, именно так, почему бы нет?

По сути «Чертоги разума» — это один из вариантов применения техники запоминания информации под названием метод Цицерона, метод локаций или метод мест. Нередко можно услышать – дворец памяти. В оригинале — memory palace.

ВЫВОД:

Чертоги разума – это «карта» определенного места или маршрута. На объекты, которые находятся на карте, мы наносим воспоминания. Когда нужно вспомнить информацию, мы повторяем маршрут.

Как создать свои «Чертоги разума»?

В данном разделе, я предлагаю вам пошаговую инструкцию по созданию своих «чертогов», в которых вы сможете хранить запоминаемую информацию.

Данный метод основан на пространственной памяти. Мы хорошо запоминаем расположение вещей в пространстве. Особенно, если мы видим их каждый день.

ШАГ 1. Выбрать ХОРОШО знакомое помещение.

Здесь, ключевое слово – ХОРОШО знакомое.

Некоторые авторы предлагают создавать свои «чертоги» с нуля, без опоры на реальное расположение вещей. Т.е. придумывать новое помещение (дворец, средневековый замок и т.п.), расставлять в нем предметы интерьера. И уже затем размещать в нем новую информацию.

Я РЕКОМЕНДУЮ выбирать знакомое помещение. Так как, в противном случае, будет нарушен основополагающий принцип этого метода. Привязка новой информации, к той, которая уже есть в нашей памяти.

Т.е. если вы будете путаться в расположении объектов в вашем чертоге, вы никогда не вспомните информацию, которую вы в нем разместили.

Чертогом может быть ваша квартира или дом, офис, район, в котором вы живете, или весь город. Главное хорошо в нем ориентироваться.

На первом этапе я рекомендую ограничиться помещением, в котором вы живете. А затем, по мере увеличения запоминаемой информации расширять его.

ШАГ 2. Выбрать локации

После того, как помещение выбрано, нам необходимо определиться с объектами, на которых мы будем размещать новую информацию.

Ими могут быть предметы интерьера, окна и двери, элементы конструкции помещения и т.п. Каждый объект будет называться локацией, а его составная часть образом-крючком.

Например:

Кровать – это локация. Спинка, матрас, ножка кровати – это крючок. Именно с крючками мы будем связывать новую информацию.

Для того чтобы определить локации нам необходимо выбрать точку отсчета. Лучше всего использовать вход в помещение. От выбранной точки по часовой стрелке мы мысленно проходим по помещению и выделяем все локации, которые встречаются у нас на пути. Дверь, шкаф в прихожей, лампа, тумбочка, окно, кровать, бельевой шкаф и т.д.

Чем больше локации вы выделите, тем больше информации сможете запомнить. Главное избегать повторов. Иначе может возникнуть путаница. Например, если у вас в комнате две одинаковые тумбочки, берем только одну из них.

После этого, в каждой локации мы выделяем составные части – крючки. Я рекомендую в одной локации выделять от 3 до 5 образов-крючков.

В среднем у вас должно получиться около 30 -40 локаций и 90 -200 образов-крючков. Правильно структурируя информацию в памяти, в таком чертоге мы сможем разместить около 1000 телефонных номеров, несколько учебников или пару тысяч иностранных слов. Этого вполне достаточно на первом этапе.

Выбранные локации необходимо закрепить в памяти, мысленно проходя по сформированному маршруту.

На этом, строительство наших чертогов можно завершать.

Как использовать «Чертоги памяти»?

ШАГ 1. Переводим информацию в зрительные образы.

Любую запоминаемую информацию нам необходимо перевести в зрительные образы. Если мы запоминаем список покупок, то элементы этого списка, как правило, имеют естественные зрительные образы.

Мы без проблем можем представить, как выглядит булка хлеба или пакет молока. Трудности возникают с запоминанием цифр, абстрактных слов, научных терминов, иностранных слов, а также имен и фамилий.

Попробуйте представить, как выглядит любовь, билирубин или watermelon. Как переводить подобную информацию в образы, разговор для отдельной статьи. В системе запоминания SAVE применяется порядка 15 приемов и методов перевода трудной для запоминания информации в образы.

Подробнее о системе можно узнать, перейдя по

ШАГ 2. Соединение образов и локаций

После того, как информация переведена в образы, мы переходим к её размещению в наших чертогах.

Для этого мы мысленно соединяем запоминаемый образ с одним из выделенных нами крючков, накладывая их друг на друга. Эту связь мы мысленно удерживаем в воображении, в течение 5-10 сек.

Например, берем булку хлеба и накладываем её на спинку кровати, а пакет молока кладем на подушку.

После этого переходим к следующему образу. И повторяем процедуру снова.

Новую информацию необходимо повторять. Мысленно передвигаясь по помещению, мы вспоминаем образы, размещенные на локациях.

Это простой вариант использования своих чертогов. После того, как вы его освоите можно переходить к более сложным ассоциативным структурам, размещая на одном крючке не один образ, а несколько десятков образов связанных между собой ассоциативными связями. В которых, могут быть закодированы списки телефонных номеров, учебные материалы и многое другое.

ШАГ3. Считываем информацию из памяти

Когда нам нужно извлечь информацию из нашей памяти. Мы мысленно перемещаемся в наши чертоги. Выбираем локацию и находим необходимые образы.

Если для кодирования информации в образы мы использовали специальные приемы. То нам необходимо провести декодирование образов в исходный формат.

Например, мы, используя образно-цифровой код, перевели номер телефона в образы: шашки, вода, ранец.

Считывая информацию из памяти, мы обратно переводим образы в цифры – 668210 После небольшой тренировки, эти действия вы будете производить очень быстро.