Ультрафиолетовые лучи солнца

4.5. Средства защиты от ультрафиолетовых излучений (уфи)

Снижение интенсивности облучения УФИ и защита от его воздей­ствия достигается защитой «расстоянием», экранированием источни­ков излучения; экранированием рабочих мест; средствами индивидуальной защиты; специальной окраской помещений и рацио­нальным размещением рабочих мест.

Защита «расстоянием»— удаление обслуживающего персонала от источников УФИ. Расстояния, на которых уровни УФИ не представ­ляют опасности для рабочих, определяются только экспериментально в каждом конкретном случае в зависимости от условий работы, состава производственной атмосферы, вида источника излучения, отражаю­щих свойств конструкций помещения и оборудования и т. д.

Наиболее рациональным методом защиты является экранирование (укрытие) ис-точников излучений. В качестве материалов экрана могут применяться различные мате-риалы и светофильтры, не пропускающие или снижающие интенсивность излучений.

Особое значение имеет защита окружающих от действия излучений. С этой целью рабочие места, на которых имеет место УФИ, огражда­ются ширмами, щитками либо устраиваются кабины.

Стены и ширмы в цехах окрашивают в светлые тона с добавлением в краску оксида цинка. Кабины изготовляют высотой 1,8…2 м, причем их стенки не должны доходить до пола на 25…30 см для улучшения проветривания кабин.

Для защиты от УФИ обязательно применяются индивидуальные средства защиты, которые состоят из спецодежды (куртка, брюки), рукавиц, фартука из специальных тканей, щитка со светофильтром, соответствующего определенной интенсивности излучения. Для защи­ты глаз, например при ручной электросварке, применяют светофиль­тры следующих типов: для электросварщиков при сварочном токе 30…75А—Э-1;75…200А—Э-2;200…400А—Э-З и при токе 400А—Э-4.

Для защиты кожи от УФИ применятся мази, содержащие вещество, служащее светофильтрами для этих излучений (салол, салицилово-метиловый эфир и пр.), а также спецодежда, изготовляемая из льняных и хлопчатобумажных тканей с искростойкой пропиткой и из грубо­шерстных сукон. Для защиты рук от воздействия УФИ применяют рукавицы.

4.6. Защита при работе с лазерами

Работы с оптическими квантовыми генераторами (ОКГ) — лазера­ми — следует проводить в отдельных, специально выделенных поме­щениях или отгороженных ча-стях помещений. Само помещение изнутри, оборудование и предметы, находящиеся в нем, не должны иметь зеркально отражающихся поверхностей, если на них может па-дать прямой или отраженный луч лазера. Эти поверхности лучше окрашивать в мато-вые тона с коэффициентом отражения не более 0,4. Искусственное освещение в поме-щении должно быть комбинирован­ным и обеспечивать освещенность, соответствую-щую санитарным нормам. В помещение или в зону помещения с действующими лазер­ными установками должен быть ограничен доступ лиц, не имеющих отношение к рабо-те установок.

Лазерная установка должна быть максимально экранирована: а) лазерный луч целесообразно передавать к мишени по волноводу (све­товоду) или по огражденному экранному пространству; б) линзы,; призмы и другие с твердой зеркальной поверхно-стью предметы на пути луча должны снабжаться блендами; в) в конце луча следует устанавли­вать диафрагмы, предупреждающие отражение от мишени в стороны на боль-шие расстояния. Генератор и лампа накачки должны быть заключены в светонепрони-цаемую камеру. Лампы накачки должны иметь блокировку, исключающую возмож-ность вспышки лампы при открытом положении ее экрана. Устройства для визуальной юстировки необходимо оборудовать постоянно вмонтированными защитными свето-фильтрами, поглощающими излучение как на основной частоте, так и наиболее интен-сивное излучение на высших гармониках. Для основного луча каждого ОКГ в помеще-нии необходимо выбирать направление в зоны, в которых пребывание людей должно быть исключено.

При изготовлении экранирующих щитов, ширм, штор, занавесей следует применять непрозрачные теплостойкие материалы. При отсут­ствии опасности возникновения пожара от луча лазера ограждения могут быть сделаны из плотной ткани. Приведение ОКГ в рабочее положение полезно блокировать с установкой экранирующих уст­ройств. Следует избегать работ с лазерными установками при затем­нении помещения, поскольку при пониженной освещенности зрачок расширяется и увеличивается вероятность попадания лазерного излу­чения в глаз.

Производить или проверять юстировку лазерной установки необ­ходимо только при отключенном питании возбуждающего устройства (батареи конденсаторов в твердотельных ОКГ и источников электри­ческого тока в газовых ОКГ). Уменьшение уровней шумов, интенсив­ности излучения высокочастотных генераторов, рентгеновского излучения и концентрации вредных газов и паров необходимо осуще­ствлять согласно соответствующим правилам.

В качестве индивидуальных средств защиты рекомендуются защит­ные очки из специального стекла (табл. 4.7). Очки целесообразно монтировать в маску или полумаску, защищающую лицо. Руки защи­щаются хлопчатобумажными перчатками. Для защиты остальных час­тей тела достаточна обычная одежда.

Таблица 4.7. Характеристика стекол, рекомендуемых для изготовления защитных очков (толщина 3 мм)

Диапазон длин волн излуче­ния, поглощаемого стеклом, нм

Цвет стекла

Марка стекла

Желтое

ЖС10, ЖС11

«

ЖС17, ЖС18

Оранжевое

Оранжевое ОС11

200… 600

Красное

ОС12

500… 1200 и более

Сине-зеленое

КС 15, СЭС 22

2700… 10 600 и более

Бесцветное

БСЗ и др.

Для оценки опасности действия лазерного излучения в производ­ственных условиях необходимо провести расчет лазерно опасной зоны.

Расчет границ лазерно опасной зоны. Доста­точно надежным и простым методом определения границы лазерно опасной зоны может быть расчет плотности потока излучения (облу­ченности) в различных точках пространства вокруг лазерных установок. При проведении такого расчета необходимо знать выходные характе­ристики лазерного излучения и коэффициент отражения (альбедо) излучения от мишени р. Наиболее важными характеристиками лазер­ного излучения, определяющими его воздействие на биологические объекты, являются: длина волны, диаметр и расходимость пучка, длительность и частота повторения импульсов, энергия (мощность) излучения. Как правило, эти параметры известны из паспортных данных лазерной установки с достаточной точностью.

При определении границ лазерно опасной зоны исходят из пред­положения, что воздействие на человека прямых и зеркально отражен­ных лучей исключено конструкцией установки. Расчет лазерно опасной зоны начинают с определения границ зоны Rt, внутри которой источ­ник излучения (отражающая поверхность) является для глаза протя­женным. Отражающая поверхность будет протяженным источником в том случае, если она видна под углом большим или равным. Уголопределяется из условия, когда поверхность с энергетической яркостью, равной ПДУ для диффузно отраженного излучения, создает на роговице глаза энергетическую освещенность, соответствующую ПДУ для коллимированного излучения, т.е.

, (4.1)

где — угол между направлением визирования и нормалью к поверх­ности.

Значения для различных длительностей экспозиций приведены в табл. 4.8.

Таблица 4.8. Предельный угол видения протяженного источника

Длительность экспозиции, с

, рад

Длительность экспозиции, с

, рад

Длительность экспозиции, с

рад

8,0

2,2

5,4

3,6

3,7

5,7

2,5

9,2

1,7

Угол видения отражающей поверхности а вычисляется по формуле:

(4.2)

где Sq— площадь пятна на отражающей поверхности;R— расстояние от поверхности до наблюдателя.

Подставив в формулу (4.2) выражение для (4.1), определим значениеR1:

, (4.3)

где — энергетическая освещенность на роговице глаза, равная ПДУ для коллимированного излучения;— энергетическая яркость поверхности, равная ПДУ для диффузионно отраженного излучения.

Граница лазерно опасной зоны определяется в каждом конкретном случае по следующей схеме:

1) рассчитывается угол видения отражающей поверхности по фор­муле (4.2);

2) полученное по формуле (4.2) значение угла сравнивается с предельным углом видения протяженного источника, при этом могут возникнуть две ситуации:

а) угол видения отражающей поверхности меньше (точечный источник); в этом случае граница лазерно опасной зоны вычисляется по формуле:

; (4.4)

б) угол видения отражающей поверхности больше (протя­женный источник). В этом случае повреждение органов зрения оп­ределяется энергетической ярко­стью отражающей поверхности. Если энергетическая яркость диффузно отражающей поверхно­сти меньше ПДУ, то источник является безопасным. Если энергетическая яркость равна ПДУ, то граница лазерно опасной зоны совпадает с границей зоныI(рис. 4.13), вычисляемой по формуле (4.3). И наконец, если энергети­ческая яркость превышает ПДУ, то граница лазерно опасной зоны вычисляется по формуле (4.4).

Рис. 4.13. Схема к расчету лазерно опас­ной зоны:

I — граница зоны 1; II—граница лазерно опас­ной зоны; III —граница зоны, внутри которой излучение представляет опасность для кожи; 1 — лазер; 2 — мишень

Лазерное излучение может представлять опасность и для ко­жи. В этом случае опасность ла­зерного излучения определяется величиной облученности кожных покро-вов и не зависит от геомет­рических размеров источников излучения. Граница зоны, внутри которой необходимо использовать средства защиты кожи, вычисляется по фор-муле (4.4), в которую необходимо вместо ПДУ для глаз подставить значение ПДУ для кожи.

Расчет лазерно опасной зоны при длине волны излучения, находя­щейся вне интервала 0,4…1,4 мкм, проводится по формуле (4.4) независимо от геометрических размеров источника излучения.

Расчетный метод оценки границ лазерно опасной зоны является ориентировоч-ным (рис. 4.13), так как он требует знаний энергетических характеристик лазерного из-лучения, коэффициента отражения излу­чения, закона отражения и не учитывает допол-нительно отраженного от различных предметов (оптических элементов и т.п.) излуче-ния. Более точным является экспериментальный метод, позволяющей по результатам измерений строить истинную картину поля излучения вокруг лазерных установок.

Защита от ультрафиолетового излучения

Ультрафиолетовое (УФ) излучение возникает в диапазоне волн от 380 до 1 нм. Его источники – солнечная радиация, электрическая и газовая сварка, плазменные горелки, лампы накаливания и газоразрядные лампы, лазерные установки. Интенсивному облучению УФ-лучами от солнца подвергаются полевые рабочие; от облучательных установок, стимулирующих рост и развитие растений, – рабочие теплиц.

УФ-излучение в определенных дозах необходимо организму. Оно стимулирует деятельность надпочечной, щитовидной и других эндокринных желез, белковый, жировой, углеводный и минеральный обмен, обеспечивает бактерицидный эффект (обеззараживает воздух, почву, воду), вызывает пигментацию (потемнение) кожи. Излишнее облучение УФ-лучами приводит к эритроматозным раздражениям кожи, недомоганиям, головным болям, повышению температуры тела. Очень сильно УФ-облучение действует на глаза, особенно на роговицу и коньюнктиву, вызывая электроофтальмию глаз (часто встречается при выполнении электросварочных работ за счет воздействия незащищенной сварочной дуги).

Допустимые нормы и методика измерения УФ-излучения установлены «Санитарными нормами ультрафиолетового излучения в производственных помещениях», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 23.02.1988 № 4557-88.

При наличии незащищенных участков кожи площадью не более 0,2 м2 (лицо, шея, кисти рук и др.) интенсивность облучения не должна превышать значений, приведенных в табл. 11.3.

При использовании спецодежды и средств защиты лица, рук, не пропускающих излучение (кожа, ткани с пленочным покрытием и т.п.), допустимая интенсивность в области УФ-В и УФ-С не должна превышать 1 Вт/м2.

Таблица 11.2

Ширина полосы санитарно-защитной зоны вдоль ЛЭП (извлечение из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 )

Напряжение, кВ

Расстояние до крайних фазных проводов, м

Санитарно-защитная зона, м

Таблица 11.3

Допустимые нормы УФ-облучения, Вт/м 2

Условия облучения

Спектральный состав облучения

длинноволновый (400–315 нм) УФ-А

средневолновый (315-280 нм) УФ-В

коротковолновый (280-200 нм) УФ-С

Импульсами длительностью до 5 мин с интервалами между’ ними не менее 30 мин при общем воздействии за смену не более 60 мин

50,0

0,05

0,001

Продолжительность облучения 50% рабочей смены при длительности импульсов более 5 мин

10,0

0,01

Не допускается

Недостаточное УФ-облучение людей также вредно. Оно вызывает D-авитаминоз, нарушение трофики центральной нервной системы, ослабление окислительно-восстановительных процессов, снижение работоспособности.

В связи с этим в районах с недостаточной солнечной радиацией (северные области), а также при длительной работе в помещениях с недостаточным или полным отсутствием естественного освещения в профилактических целях применяют искусственное УФ-облучение людей в диапазоне волн 240–320 нм. Для этого используют эритемные лампы с колбами из увиолевого стекла, пропускающего УФ-лучи, типа ЛЭР, ЛУФЩ, ДРВЭД и др. Облучение осуществляют в течение всего рабочего дня малыми дозами, совмещая эритемные установки со светильниками рабочего освещения, или кратковременно по 2–3 мин в день более мощными дозами в специальных фотариях.

УФ-облучение в диапазоне длин волн 320–380 нм применяют для профилактики кожных заболеваний (дерматитов), а в диапазоне волн 160–254 нм – для уничтожения в помещениях бактерий, вредных микроорганизмов, для обеззараживания почвы, воды.

Из СКЗ от УФ-облучения применяют защиту расстоянием (удаление рабочего от источника излучения), защитные экраны, ширмы, кабины, окрашивая их в светлые тона для большего отражения УФ-лучей. Из СИЗ применяют одежду, в том числе специальную, для защиты кожного покрова; обувь, рукавицы, головные уборы. Кожу защищают нанесением на нее слоя мази, содержащей салол, салицилово-метиловый эфир и другие вещества, задерживающие УФ-лучи. Глаза, лицо защищают очками, щитками со светофильтрами в зависимости от вида работ и интенсивности излучения.

  • См.: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой го редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны 2 и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”».

В чем разница между UVA и UVB лучами?

Действительно, существует три типа лучей: UVA, UVB и UVC.
UVC-лучи
Это очень короткие волны, и они не достигают Земли, отфильтровываясь атмосферой. Поэтому про них нам нечего волноваться.
UVA-лучи
Это длинные волны ультрафиолетового излучения, 95% из них достигает Земли. Они присутствуют в нашей жизни каждый день, круглый год, с момента, когда солнце встает, и до его заката. Причем UVA-лучи поступают к нам при любой погоде, в любом климатическом поясе. Именно поэтому, несмотря на то, что они слабее UVB-лучей, они могут причинить больше вреда. Они проникают сквозь облака, окна, и их проникновение в кожу более глубокое. Поэтому солнцезащитный крем необходим даже в помещении и при любой погоде.


UVA-лучи действительно окружают нас постоянно и разрушают так же постоянно. Они не только создают загар на коже, они являются одним из источников образования свободных радикалов (одной из первых причин старения).
Но фотостарение – не единственная проблема, связанная с UVA-лучами. Они могут вызвать неправильное производство клеток, что и может впоследствии стать причиной раковых заболеваний.

UVB-лучи
Это средние волны ультрафиолетового излучения. Только 5 процентов из них достигают поверхности Земли. Часть из них поглощается облаками, а другая часть – озоновым слоем. Поэтому, как вы догадались, настолько вредны дыры в озоновом слое, они несут плохие последствия не только окружающей среде, но и нашей коже.
UVB-лучи наиболее активны с 10 утра до 4 часов вечера. Единственное облегчение: они не проходят сквозь облака и окна. Но есть и плохие новости: эти лучи – более мощные, чем длинные волны (UVA), и вреда от них может быть немало. Этот ущерб бывает виден сразу – это солнечные ожоги, а также аномальные мутации клеток и их развития, и как следствие – рак кожи.
Вывод
Теперь вы знаете, почему важно использовать солнцезащитные кремы широкого спектра защиты. К сожалению, большинство кремов имеют защиту только от одного типа лучей.
— Фильтры SPF – это защита только от UVB-лучей. Такие фильтры имеют большинство солнцезащитных средств.
— Фильтры IPD и PPD – это защита от UVA-лучей. Обязательно проверьте, чтобы ваше средство включала в себя и UVA-фильтры (это диоксид титана, оксид цинка, Mexoryl, Tinosorb или Avebenzone).
И не экономьте на хорошем средстве от солнца, в которое включены оба типа защиты. Удачного вам отдыха!
>Свойства воздуха

Тема: Неживая природа

Урок: Свойства воздуха

>1. Свойства воздуха

Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

2. Воздух проводит солнечные лучи

В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем – теплые. Так происходит потому, что стекло – прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.

Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи (Источник)

3. Воздух занимает пространство

Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.

Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде (Источник)

Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.

Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.

Рис. 3. Водолазный колокол (Источник)

Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.

4. Сжимаемость и упругость воздуха

Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.

Рис. 4. Велосипедный насос (Источник)

Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.

Рис. 5. Пружина (Источник)

Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.

5. Вес воздуха

Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.

Рис. 6. Воздух имеет вес (Источник)

Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.

Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.

6. Нагревание и охлаждение воздуха

Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.

Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении (Источник)

7. Движение теплого воздуха

Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.

Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха

Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.

Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх

8. Применение свойств воздуха

Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата – воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.

Рис. 10. Воздушный шар (Источник)

Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе – воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.

Рис. 11. Варежки (Источник)

Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).

Рис. 12. Мяч (Источник)

Рис. 13. Колесо автомобиля (Источник)

Рис. 14. Велосипедное колесо (Источник)

Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.

Рис. 15. Троллейбус (Источник)

Рис. 16. Состав метро (Источник)

Рис. 17. Труба (Источник)

Рис. 18. Гармонь (Источник)

Рис. 19. Барабан (Источник)

Рис. 20. Аппарат искусственной вентиляции легких (Источник)

Рис. 21. Книгопечатание (Источник)

Рис. 22. Покрывание стен цементным раствором при помощи сжатого воздуха (Источник)

Рис. 23. Пневматический строительный молоток (Источник)

9. Повторение

Повторим свойства воздуха:

1. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

2. Воздух хорошо проводит солнечные лучи.

3. Воздух занимает пространство в окружающем мире.

4. Воздух можно сжать.

5. Воздух обладает упругостью.

6. Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.

7. Теплый воздух легче холодного и стремится вверх.

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Природоведенье (Источник).
  2. Открытый класс (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Свойства воздуха».
  2. Подготовьте сообщение о каком-либо изобретении человечества, основанном на знании свойств воздуха.
  3. Проведите опыты по доказательству упругости и сжимаемости воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
  4. *Составьте сканворд (15 вопросов) на тему «Свойства воздуха».

Урок «Свойства воздуха»

Представление о результатах:

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; осознание ответственности человека за общее благополучие; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты: осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей; использование инструкций и освоенных закономерностей.

Предметные результаты: научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции..

Цель урока: выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова “Окружающий мир 2 класс”, рабочая тетрадь №1, хрестоматия по окружающему миру; полиэтиленовые пакеты, газеты, соломинки, стаканы с водой, часы.

Приложение 1 (презентация)

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

— Какой урок начинается?
— Проверьте, всё ли готово к уроку.

II. Постановка учебной задачи.

— Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

(Воздух).

III. Актуализация знаний учащихся.

— Что же такое воздух? (Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).

— На слайде вы видите диаграмму на которой выделены цветом составные части воздуха.

Рисунок 1

Какая из выделенных частей соответствует количеству кислорода в воздухе? (1) (СЛАЙД 3)

— Какая из частей соответствует количеству углекислого газа? (2)
— Для чего нам нужен воздух? (Он необходим для дыхания человека и животных, для растений).
— Что произойдет, если воздух вдруг исчезнет? (Мы не проживем и несколько минут).

IV. Открытие нового знания.

— Где находится воздух? (Воздух заполняет все промежутки, все трещинки и щелки в предметах. Он растворен в воде морей, озер, рек, ручьев).

— Сегодня мы проведем первое заседание клуба “Ключ и заря” в нашем классе, которое будет посвящено свойствам воздуха. Задание всем присутствующим: провести опыты и наблюдения. Составить сообщение на тему “Свойства воздуха”. (СЛАЙД 4)

— Посмотрите на доску, на ней записаны правила поведения при проведении опытов: (СЛАЙД 5)

  1. Необходимо бережно относится ко всем приборам, их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником.
  4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта.
  5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.
  7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

— Мы будем проводить опыты по определению свойств воздуха и составим план доклада на доске из предложений выводов по каждому из них.
— Воздух окружает нас со всех сторон. Вы можете потрогать воздух? Проведем опыт, и вы почувствуете его.

Опыт №1.

— Возьмите полиэтиленовый пакет и “поймайте” им воздух. Закрутите пакет. Пакет наполнен воздухом. Сделайте небольшое отверстие, надавите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуете прикосновение воздуха к коже.
— Как иногда играют дети с бумажными пакетами, надувая в них воздух, после резкого удара по пакету что мы слышим? (Пакет громко щелкает и разрывается).
— От чего это происходит? (Это вырвался воздух, который нагнан изо рта).
— Какой опыт проделал Миша, чтоб доказать, что есть воздух вокруг него? (С. 46 учебника).

Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон.

(СЛАЙД 6, щелчок мыши).

Работа по хрестоматии.

— В хрестоматии есть текст, который называется “Как обнаружить воздух?”, найдите его по оглавлению. Давайте его прочитаем:
— Так как же можно обнаружить воздух с помощью слуха?
— А с помощью зрения?
— Что вы видите вокруг себя? (Столы, доску, цветы, за окном деревья, облака).
— Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет, он прозрачен).

Опыт №2.

— Выполните опыт с цветной полоской, представленный в учебнике на с. 46.

Вывод: Воздух прозрачен.

(СЛАЙД 6, щелчок мыши).

— Можем ли мы увидеть воздух? (Нет, мы не видим окружающего нас воздуха).

Опыт №3.

— Давайте проведем еще один опыт: возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? (Пузырьки воздуха).
— Какого цвета воздух – кто заметил? (Пузырьки воздуха бесцветные).

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях, мы видим что он бесцветен.

— Проведите опыт (с. 47 учебника, опыт с цветным стеклышком) и сделайте вывод. (Воздух бесцветен).

Вывод: Воздух бесцветен.

(СЛАЙД 6, щелчок мыши).

— Почему же в параграфе “Свойства воздуха” нет рисунка воздуха? (Воздух бесцветен).
— Вы были в лесу? Вдыхали лесной воздух? Чем он пах? (Лесом). Бродили по берегу реки вечером? Что вы чувствовали? (Запах речки). Что вы чувствуете, когда мама печет пирог? (Запах пирога).
— Чем же пахнет чистый воздух? (Воздух не имеет запаха).

Вывод: Воздух не имеет запаха.

(СЛАЙД 6, щелчок мыши).

— Но иногда невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много дыма, он приобретает неприятный запах, им становится трудно дышать.
— Прочитайте на с. 47, что нужно делать, если в квартире запахло дымом.
— Расскажите, от чего загрязняется воздух? (В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух).
— Загрязненный воздух нее может быть использован для дыхания ни одним из живых существ, что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)

— А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
— Всегда ли окружающий вас воздух прозрачен и не имеет запаха? (Обращение к личному опыту детей).

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

— Рассмотрите рисунки на с. 18 (з а д а н и е № 27). Правильно ли поступают взрослые и дети? Придумайте знаки к картинкам и нарисуйте их.

Динамический момент.

— Вы, наверное, устали?
— Воздух поможет вам отдохнуть.

Упражнение “Цветочная поляна”.

— А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Понюхайте цветок, который вам понравился больше всех.
— Какое слово выразит его душистый аромат?
— Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)
— Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? (В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло).
— Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? (Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода).
— Почему очень важно, чтоб на полях лежал снег? (Снег защищает посевы от вымерзания. Он холодный, но между снежинками находится воздух. Этот воздух предохраняет растения от холода).
— Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло, воздух плохо проводит тепло. Поэтому в домах делают двойные рамы. Воздух между стеклами рам удерживает тепло и не выпускает его на улицу.

Вывод: Воздух плохо проводит тепло.

(СЛАЙД 6, щелчок мыши).

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.48. Почему в холодный зимний день воробей такой нахохленный? (Между перьями воробья – воздух, он сохраняет тепло тела воробья).
— Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? (В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому она хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду. В ватном халате тоже много воздуха, а так как воздух плохо проводит тепло, то в жаркую погоду он не дает перегреваться телу человека).

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

— Прочитайте о привычке дедушки Вани (з а д а н и е № 26). Почему он так делал?
— Почему летом вам советуют надеть на голову панамку? (Чтобы не напекло голову. Летом Солнце прогревает поверхность Земли, так как воздух пропускает солнечные лучи).
— Что такое облака на небе? (Это капельки воды).
— Когда теплее – когда солнечные лучи беспрепятственно попадают на Землю или когда солнце закрыто облаками, тучами? (Солнце лучше прогревает Землю когда на небе нет туч, больших кучевых облаков).

Вывод: Воздух хорошо пропускает солнечные лучи.

(СЛАЙД 6, щелчок мыши).

Опыт №4.

— Проделайте опыт с часами (с. 49).
— Что лучше передает звук – воздух или дерево?

Вывод: Воздух хуже проводит звук, чем дерево.

(СЛАЙД 6, щелчок мыши).

V. Первичное закрепление нового знания.

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы:

З а д а н и я № 23, 24 в тетради.

— Какие условия необходимы для жизни на Земле? (Воздух, вода, тепло).
— Ученые делали опыты с воздухом и узнали, что он состоит из разных газов. Что это за газы? (Кислород и углекислый газ).
— Выполните з а д а н и е № 25 самостоятельно.
— Какие свойства воздуха вы перечеркнули? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха).
— Какие еще свойства воздуха вы здесь нашли? (Плохо проводит тепло, бесцветен, хорошо пропускает солнечные лучи).
— Вспомните о задании провести опыты и наблюдения, составить сообщение на тему “Свойства воздуха”. Доложите о свойствах воздуха, о которых вы узнали на уроке:

(Выступления учащихся с докладами).

VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного.

— Из опытов мы увидели, что вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щелки в предметах. Воздух находится не только в твердых телах, но и в воде.
— Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе и составить план сообщения о свойствах воздуха.
— Ребята, людям и животным, заводам и машинам — всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше? (Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения используют углекислый газ, а выделяют кислород, который необходим людям и животным).

— Молодцы, ребята! Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете — Земле всегда цвели цветы и пели птицы! (СЛАЙД 7)

* Дети читают стихотворение Г. Маршановой “Береги свою планету!” (СЛАЙД 8)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,

В общем, счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой –
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

VII. Рефлексия деятельности.

— Кто оценит свою работу на уроке на “отлично и хорошо”?
— Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?
— Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?
— На ваш взгляд, кто был самым активным на уроке?
— А теперь откройте дневники для домашнего задания.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное): с.45-49, читать

Слабые: оформить сообщение с рисунками о воздухе.
Сильные: рисунок на тему “Охрана воздуха”.

Можно ли загореть в воде

Кто из нас не любит нежиться на морском песке, наслаждаться ласковым солнцем, дающим жизнь всему живому на Земле, и манящей прохладой воды. Солнечная энергия — великолепный антидепрессант, она укрепляет нервную систему и способствует выработке серотонина — «гормона счастья». А еще солнце стимулирует синтез витамина D и дарит нам красивый загар, за которым, собственно, многие и приезжают на курорты. Хотя справедливости ради следует заметить, что загорать любят не все. Кому-то просто нравится «аристократическая бледность», а кто-то обладает слишком чувствительной и восприимчивой к ультрафиолету кожей. Как правило, такие люди предпочитают проводить время не под палящим солнцем, а в тени или непосредственно в водоеме, полагая, что таким образом им удастся избежать загара. А так ли это на самом деле? Можно загореть в воде или нет? Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.

Ультрафиолет и вода

Как известно, солнечный луч состоит из видимого и невидимого спектров. Первая часть спектра способна восприниматься человеческим глазом, а вторая, включающая в себя тепловые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, нет. При этом невидимая часть УФ-лучей, в свою очередь, делится на три типа:

  • Коротковолновые лучи (UVС) — являются самыми опасными для человека, но они, к счастью, полностью задерживаются озоновым слоем и не достигают поверхности Земли.
  • Средневолновые лучи (UVВ) — поглощаются атмосферой, но способны частично достигать земной поверхности. Именно эти лучи отвечают за возникновение загара. Они оказывают воздействие на поверхностный слой кожи, стимулируя выработку меланина, придающего ей темный оттенок.
  • Длинноволновые лучи (UVА) — беспрепятственно проходят сквозь озоновый слой и стекло. Способны проникать в кожу, снижая ее упругость и эластичность и ускоряя старение, выражающееся в образовании пигментных пятен и морщин. Интенсивность такого излучения практически не зависит от времени года.

Вода, как пресная, так и соленая, обладает избирательной (селективной) способностью к поглощению солнечных лучей. Так, инфракрасные лучи поглощаются только до 50 см, средневолновые — до 5 метров, а длинноволновые — до 10 метров и более. При этом часть лучей, попадающих на поверхность воды, отражается, а остальные преломляются и входят в нее, постепенно рассеиваясь на определенной глубине (соотношение между отраженными и преломленными световыми потоками зависит от высоты Солнца — чем оно ниже, тем больше лучей отражается от поверхности воды). Таким образом, вода действует по принципу линзы. Проще говоря, она гораздо сильнее, чем суша, притягивает солнечные лучи, а потом отражает часть из них, из-за чего интенсивность облучения объектов, находящихся на поверхности моря, увеличивается в несколько раз.

Для того чтобы ответить на вопрос, можно ли загореть, находясь в воде, нужно в первую очередь разобраться в механизме возникновения загара. В базальном слое эпидермиса находятся специализированные клетки — меланоциты, основной функцией которых является защита организма от агрессивного воздействия ультрафиолета. Как только солнечные лучи попадают на кожу человека, эти клетки начинают вырабатывать меланин (природный пигмент), способный поглощать свет в УФ-диапазоне, защищая тем самым ткани от лучевого повреждения. Чем дольше человек подвергается инсоляции, тем больше меланина накапливается в меланоцитах. Следует отметить, что загар возникает под воздействием нескольких видов световых лучей. В ультрафиолетовом спектре основное биологическое значение имеют средневолновые лучи (типа В) и длинноволновые (типа А). Первые способствуют синтезу нового меланина в коже, а вторые активизируют пигмент, накопленный меланоцитами ранее.

Как уже было сказано выше, вода обладает способностью поглощать и отражать солнечные лучи. Когда человек находится в море, он подвергается инсоляции и сверху (отраженными световыми потоками), и снизу (преломленными лучами). Чтобы защитить организм от такого воздействия, клетки-меланоциты начинают усиленно синтезировать меланин, в результате чего части тела, находящиеся над водой, быстро покрываются загаром. Кстати, загореть можно и под водой (на небольшой глубине). Это объяснятся тем, что лучи УФ-спектра, проникая сквозь толщу воды, рассеиваются не сразу и успевают активизировать накопленный под влиянием средневолновых лучей меланин. Самая большая опасность «водного» загара таится в том, что человек, купающийся в водоеме, практически не чувствует болевых ощущений (прохладная вода их притупляет) и зачастую не успевает вовремя принять меры по предотвращению ожогов.

Меры предосторожности

Чтобы отдых на пляже не омрачился неприятными последствиями, нужно соблюдать ряд важных правил:

  • старайтесь посещать пляж только в те периоды, когда солнечная активность снижена — до полудня и после 16 часов дня;
  • обязательно пользуйтесь солнцезащитными средствами с высоким индексом SPF;
  • если вы планируете не только загорать, но и купаться, используйте водостойкие средства, но помните, что их нужно наносить каждые 60–90 минут (согласно инструкции);
  • после выхода из воды вытирайте кожу полотенцем, поскольку оставшиеся на ней капли воды, как оптические линзы, увеличивают интенсивность ультрафиолета;
  • старайтесь не находиться в воде слишком долго, чтобы избежать переохлаждения организма и возникновения ожогов;
  • отправляясь кататься на скутере или лодке, надевайте футболку и головной убор.

Проводя отпуск на море, не забывайте, что все хорошо в меру: чрезмерное увлечение солнечными ваннами может привести к иссушению кожи, появлению преждевременных морщин и пигментных пятен. Будьте внимательны и предусмотрительны, бережно относитесь к своему здоровью, и тогда ничто не сможет помешать вам в полной мере насладиться летним отдыхом.

Тест по географии 7 класс. Атмосфера и климат. тест по географии (7 класс) на тему

Атмосфера и климаты

I вариант

1. Что называют атмосферой?

  1. воздушная оболочка
  2. твердая
  3. водная
  4. биосфера
  5. мезосфера

2. Что предохраняет Землю от вредных лучей?

  1. мезосфера
  2. тропосфера
  3. атмосфера
  4. литосфера
  5. стратосфера

3. Какой слой атмосферы имеет большое значение для жизни на Земле?

  1. тропосфера
  2. стратосфера
  3. литосфера
  4. биосфера
  5. все слои

4. Что называется климатом?

  1. многолетний режим погоды, характерный в данном месте
  2. многолетний режим погоды, характерный для определенной местности
  3. состояние погоды
  4. состояние атмосферы
  5. стихийные бедствия

5. Что изображено на климатических картах?

  1. температура
  2. давление
  3. ветер
  4. осадки
  5. все элементы

6. Изотерма – это…?

  1. линия с одинаковым давлением
  2. линия с одинаковой температурой
  3. линия с одинаковым годовым количеством осадков
  4. линия с одинаковой глубиной
  5. линия с одинаковой высотой

7. Изобара – это…?

  1. линия с одинаковым давлением
  2. линия с одинаковой температурой
  3. линия с одинаковым годовым количеством осадков
  4. линия с одинаковой глубиной
  5. линия с одинаковой высотой

8. Изогиета…?

  1. линия с одинаковым давлением
  2. линия с одинаковой температурой
  3. линия с одинаковым годовым количеством осадков
  4. линия с одинаковой глубиной
  5. линия с одинаковой высотой

9. От чего зависит формирование климатических поясов?

  1. от количества солнечного тепла
  2. от количества атмосферных осадков
  3. от рельефа
  4. от океанов
  5. от географической оболочки

10. Сколько поясов низкого атмосферного давления?

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5

11. Сколько поясов с высоким давлением?

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5

12. Как образуется устойчиво восходящий поток воздуха?

  1. холодный воздух опускается вниз
  2. в экваториальных широтах нагретый воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх
  3. воздух перемещается в горизонтальном направлении
  4. воздух находится на месте
  5. воздух направляется в сторону океанов

13. Как образуются нисходящие потоки воздуха?

  1. холодный и тяжелый воздух опускается к земной поверхности
  2. в экваториальных широтах нагретый воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх
  3. воздух перемещается в горизонтальном направлении
  4. воздух находится на месте
  5. воздух направляется в сторону океанов

14. Как перемещается воздух?

  1. в сторону океана
  2. стоит на месте
  3. из области высокого давления в область низкого давления
  4. поднимается вверх
  5. опускается вниз

15. Что называется воздушной массой?

  1. влажный насыщенный воздух
  2. большой объем воздуха тропосферы, обладающий однородными свойствами
  3. холодный, сухой
  4. морской
  5. с один t

16. Свойства океанических воздушных масс?

  1. летом прохладные, зимой более теплые и влажные круглый год
  2. летом жаркие
  3. летом сухие
  4. континентальные
  5. запыленные

17. Свойства континентальных воздушных масс?

  1. влажные, низкая t
  2. невысокая влажность, запыленность, высокая t
  3. жаркие
  4. сухие, высокая t
  5. прохладные, низкая t

18. Ветер – это..?

  1. дующий к экватору
  2. дующий к полюсам
  3. дующий в океан
  4. постоянные ветры, дующие в одном направлении
  5. ВМ дующие в горизонтальном направлении

19. Пассаты – это…?

  1. в сторону экватора дующий
  2. дующий к полюсам
  3. дующий в океан
  4. постоянные ветры, дующие в одном направлении
  5. ВМ дующие в горизонтальном направлении

20. Западные ветра – это..?

  1. устойчивые потоки воздуха, направленные с запада на восток
  2. дующий к полюсам
  3. дующий в океан
  4. постоянные ветры, дующие в одном направлении
  5. ВМ дующие в горизонтальном направлении

21. Основные климатические пояса?

  1. экваториальные
  2. тропические
  3. умеренные
  4. арктические
  5. все

22. Переходные климатические пояса?

  1. субарктические, субтропические, субэкваториальные
  2. экваториальные
  3. тропические
  4. арктические
  5. все

23. К климатообразующим факторам относятся:

  1. географическая широта
  2. движение воздушных масс
  3. рельеф
  4. подстилающая поверхность
  5. все

24. На восточных побережьях материка осадков больше:

  1. усилив влияние океанов
  2. увеличение температуры воздуха
  3. понижение температуры воздуха
  4. дуют пассаты
  5. одинаковое количество осадков

25. В тропиках осадков выпадает мало, потому что:

  1. много пустынь
  2. мало влаги в ТВМ
  3. далеко от океана
  4. мало рек
  5. все

Атмосфера и климат

2. Вариант

1) Какая географическая оболочка называется воздушным океаном?

А) Литосфера

В) Атмосфера

С) Биосфера

D) Гидросфера

Е) Нет ответа

2) В какой оболочке сформировано 9/ 10 частей воздуха ?

А) Литосфера

В) Гидросфера

С) Тропосфера

D) Биосфера

Е) Атмосфера

3) Где образуются облака и выпадают осадки ?

А) Литосфера

В) Тропосфера

С) Гидросфера

D) Нет ответа

Е) Атмосфера

4) Для чего необходимо прогнозировать погоду

А) Предотвращать разрушительные явления

В) Управлять ею

С) Для сельского хозяйства

D) Для работы на предприятиях

Е) Все вместе

5) Что является природным компонентом ?

А) Климат

В) Погода

С) Осадки

D) Температура

Е) Все вместе

6) На каких картах изображены элементы климата

А) Физические

В) Тектонические

С) Климатические

D) Почвенные

Е) Политические

7) Линия соединения точки с одинаковой температурой называется

А) Изобара

В) Изотерма

С) Изогиета

D) Шкала высот

Е) Шкала глубин

8) Линия , соединения точки с одинаковым давлением

А) Изобара

В) Изотерма

С) Изогиета

D) Шкала высот

Е) Шкала глубин

9) Линия , соединения точки с одинаковым количеством газовых осадков

А) Изогиета

В) Изобара

С) Изотерма

D) Шкала высот

Е) Шкала глубин

10 ) На какие виды делятся климатические пояса ?

А) Основные , Не основные

В) Основные , переходные

С) Переходные , не переходные

D) Нижние , Верхние

Е ) Тропические , Субтропические

11) Переходные климатические пояса расположены ….

А) Ближе к экватору

В) Ближе к тропикам

С) Ближе к полюсам

D) В промежутках между основными поясами

Е) В северном полушарии

12) К климатообразующим факторам относятся …

А) Давление

В) Платформы

С) Складчатость

D) Землетрясение

Е) Рельеф Земли

13) Большой объем воздуха тропосферы , обладающий однородными свойствами называется

А) Гидросфера

В) Тропосфера

С) Воздушная масса

D) Воздушный поток

Е) Давление

14) Все воздушные массы , кроме экваториальных , делятся на :

А) океанические и континентальные

В) Умеренные и океанические

С) Экваториальные и континентальные

D) Арктические и тропические

Е) Не делятся

15) Что называется ветром ?

А) Атмосферное давление

В) Воздушные массы перемещаются вслед за солнцем

С) Поток воздуха , дующий запада на восток

D) Движение воздушных масс в горизонтальном направлении

Е ) Один из важных природных компонентов

16) Что называют западными ветрами ?

А) Поток воздуха направленный с Запада на восток

В) Постоянные ветры дуют от поясов высокого давления , к поясам низкого

С) Один из важнейших природных компонентов

D) Давление в умеренных поясах

Е) Воздушные массы

17) Неравномерное распределение атмосферных осадков влияет на

А) На почву , растительность

В) На ветер , давление

С) На свойства воздуха

D) На воду

Е) на распределение температуры

18) Что поглощает ультрафиолетовые лучи , защищая от их воздействия на живые организмы

А) Воздушный слой

В) Земной слой , Земная кора

С) Водяной слой

D) Все ответы . Выше упомянуты

Е) Нет ответа

20 ) Самый плотный нижний слой

А) Стратосфера

В) Тропосфера

С) Литосфера

D) Мезосфера

Е) Атмосфера

21) Где образуются облака и выпадают осадки

А) Нет ответа

В) Стратосфера

С) Литосфера

D) Мезосфера

Е) Тропосфера

22) Сколько процентов тепла отражается от поверхности ледников

А) 40-50%

В) 10-20%

С) 70 – 90 %

D) 100%

Е) нет ответа

23 Где преобладает низкое атмосферное давление

А) Экваториальном поясе и 2 умеренном поясе

В) умеренном

С) Тропические , Экваториальные

D) Антарктические , Арктические

Е) Нет ответа

24) Сколько типов воздушных масс ?

А) 9

В) 2

С) 5

D) 4

Е) 3

25) Атмосферу образно называют :

А) воздушным океаном

В) водным океаном

С) Земным океаном

D) Атлантическим океаном

Е) Индийским океаном

Атмосфера и климаты.

3 вариант

1.Сколько мм. осадков выпадает в год в тропическом поясе….

А.200мм

В.более 300мм.

С. менее 100мм.

D. 500мм

Е. 400мм

2.Что означает в переводе слово «суб»

А. над

В. в

С. с

D. под

Е. на

3.Известный учённый, который разработал классификацию климатов…

А.Колумб

В. Эйнштейн
С. Галилей

D. Менделеев

Е. Алисов

4. Сколько климатических поясов существует?

А.13

В. 15

С.30

D. 20

Е. 25

5.Как называется большой объём воздуха тропосферы, обладающий однородными свойствами…

А.воздушная масса

В. пассат

С. преобладающие ветры

D.поток воздуха

Е.климатический пояс

6.Какие бывают климатические пояса?

А.тропические

В.экваториальные

С. умеренные

D.арктические

Е. все перечисленные

7.Все воздушные массы, кроме экваториальных делятся на океанические и…..

А.континентальные

В.атмосферные

С.воздушные

D. почвенные

Е.рельефные

8.Движение Земли воздушных масс в горизонтальном направлении над поверхностью земли называются….

А.ветром

В.дождём

С.грозой

D.молнией

Е.грозой

9.Ветер,меняющий своё направление под действием вращения, называется…

А.пассаты

В.западный ветер

С.атмосферный ветер

D.изотермия

Е.изогиета

10.Сколько климатообразующих факторов существует…

А.1

В.8

С.9

Е.4

11.В каких поясах преобладают умеренные массы и западные ветры?

А.в переходных

В. В экваториальных

С.в тропических

D.в субтропических

Е.в умеренных

12.Назовите климатообразующий фактор-….

А.географическая широта

В.географическая долгота

С.географическая высота

D.влияние ветров

Е.географическая площадь

13.Где расположены переходные климатические пояса?

А.на севере
В.возле экватора

С.между основными поясами

D.возле умеренного пояса

Е.на юге

14.Чем определяется климат переходных поясов?

А.погодой

В.движением воздушных масс

С.влиянием океана

D.рельефом

Е.широтой

15.Какое количество осадков выпадает в переходных поясах?

А.более 200мм

В. менее 1500мм

С.500-1000мм

D.600-1200мм

Е.200мм

16.Какой слой атмосферы имеет большое значение для жизни на Земле…

А.литосфера

В.ионосфера

С.тропосфера

D.стратосфера

Е.экзосфера

17.Сколько в тропосфере сконцентрировано частей воздуха?

А.1/2

В.1/5

С.7/8

Е.10/10

18.Как иначе называют «тропосферу»?

А. «фабрика» погоды

В. «магазин» погоды

С. «бутик» погоды

D. «школа» погоды

Е. «хозяин» погоды

19.Линии,соединяющие точки с одинаковым давлением называют…

А.изобарами

В.изогиетами

С.изотермами

D.гидросферой

Е.биосферой

20.Как переводится слово «суб» с латыни?

А.над

В.под

С.между

D.центральный

Е.крайний

21.В каких поясах господствуют тропические пояса….

А.тропических

В.экваториальных

С.субтропических

D.арктических

Е.отсутствуют

22.Что в основном располагается в тропических поясах?

А.пустыни

В.леса

С.реки

D.степи

Е.лесостепи

23.Каких воздушных масс не бывает?

А.северо-Американских

В.экваториальных

С.тропических

D.умеренных

Е.арктических

24.Что предохраняет Гелию от вредных лучей?

А.мезосфера

В.тропосфера

С.атмосфера

D.литосфера

Е.стратосфера

25.Сколько осадков выпадает из кучево-дождевых облаков в год?

А.2000мм

В.1500мм

С.3000мм

D.2500мм

Е.1000мм

Атмосфера и климаты

4 вариант

  1. Что является составной частью географической оболочки?

A. Атмосфера

B. биосфера

C. стратосфера

D. литосфера

E. гидросфера

2. Что является одним из важных природных компонентов?

A. климат

B. природа

C. осадки

D. воздушный океан

E. нет правильного ответа

3. Что необходимо для определения закономерностей формирования и распространения климата на Земле

A. климатическая карта

B. физическая карта

C. политическая карта

D. карта природных ресурсов

E. природных зон

4. Распространение климатических элементов на карте изображения?

A. изолинии

B. прямые линии

C. косые линии

D. направленные линии

E. извилистые линии

5. От чего зависит формирование климатических поясов.

A. от осадков дождя

B. солнечного тепла

C. от снега

D. нет правильного ответа

E. все ответы верны

6. В приэкваториальной части теплый воздух расширяется и поднимается вверх. Почему это происходит?

A. из-за своей школы

B. из-за увеличения своей массы

C. из за уменьшения своей массы

D. из-за солнечного тепла

E. нет правильного ответа

7. Сколько выделяют поясов на Земной поверхности

A. 5

B. 4

C. 6

D. 3

E. 8

8. Назовите самый плотный нижний слой Атмосферы

A. стратосфера

B. биосфера

C. тропосфера

D. гидросфера

E. литосфера

9. Какую сферу называют «Фабрика погоды»

A. литосфера

B. биосфера

C. тропосфера

D. гидросфера

E. стратосфера

10. Как образно называет Атмосферу?

A. воздушный океан

B. средиземный океан

C. тихий океан

D. индийский океан

E. нет правильного ответа

11. Как называться большой объем воздуха тропосферы обладающими однородными свойствами

A. воздушная масса

B. преобладающие ветры

C. распределение осадков

D. умеренный пояс

E. тропический пояс

12. Какие из этих воздушных масс не делиться на Океанический и континентальные

A. умеренные

B. экваториальные

C. тропические

D. арктические

E. антарктические

13. Движение воздушных масс в горизонтальном направлении над поверхностью земли – это …

A. дождь

B. буран

C. ветер

D. метель

E. нет ответа

14. Что формирует устойчивый поток воздуха, направленный с запада на восток

A. восточный ветер

B. западный ветер

C. южный ветер

D. северо-западный ветер

E. нет ответа

15. Что образуется при перемещении воздуха вверх

A. снег

B. ветер

C. облака и осадки

D. дождь

E. нет ответа

16. В каком климатическом поясе находиться столица Казахстана – Астана

A. экваториальном

B. тропическом

C. субтропическом

D. умеренном

E. арктическом

17. Климатические пояса делятся на

A. основные

B. умеренные

C. тропические

D. переходные

E. основные и умеренные

18. Что относиться к климатообразующим факторам?

A. движение воздушных масс

B. рельеф земли

C. географическая широта

D. влияние океанов

E. все вышеперечисленное

19. Количество годовых осадков в умеренном поясе

A. 0-50мм

B. 500-1000мм

C. 1000-2500мм

D. 1500-3500мм

E. 3500-4000мм

20. В каком климатическом поясе количество осадков меньше 100мм в год

A. в субтропическом

B. в экваториальном

C. в умеренном

D. в тропическом

E. нет ответа

21. Какой ученый разработал классификации климатов и выделил 13 климатических поясов

A. Ш.Улахиванов

B. Н.М. Приживальский

C. П.П.Семенов-Тан-Шанский

D. Мечурин

E. Б.П.Алисов

22. Сколько на земле климатических поясов

A. 10

B. 12

C. 13

D. 15

E. 9

23. В каком поясе находиться зона низкого атмосферного давления

A. экваториальный пояс

B. умеренный пояс

C. тропический пояс

D. субэкваториальный пояс

E. субтропический пояс

24. В каких поясах расположены пустыни: Сахара, Калахари, Виктория

A. экваториальный пояс

B. умеренный пояс

C. тропический пояс

D. субэкваториальный пояс

E. субтропический пояс

25. Что означает слово «Суб»

A. Над

B. под

C. около

D. в

E. рядом

Ключ 1 в:

1 а, 2 с, 3 а, 4 б, 5 е, 6 б, 7 а, 8 с, 9 а, 10 с, 11 д, 12 б, 13 а, 14 с, 15 б, 16 а, 17 б, 18 е, 19 а,

Тесты по географии на тему»Погода и климат»

Контрольная работа по теме «Погода и климат»1 вариант

1. Что называют атмосферой?

  1. воздушная оболочка

  2. твердая

  3. водная

  4. биосфера

  5. мезосфера

2. Что предохраняет Землю от вредных лучей?

  1. мезосфера

  2. тропосфера

  3. атмосфера

  4. литосфера

  5. стратосфера

3. Какой слой атмосферы имеет большое значение для жизни на Земле?

  1. тропосфера

  2. стратосфера

  3. литосфера

  4. биосфера

  5. все слои

4. Что называется климатом?

  1. многолетний режим погоды, характерный в данном месте

  2. многолетний режим погоды, характерный для определенной местности

  3. состояние погоды

  4. состояние атмосферы

  5. стихийные бедствия

5. Что изображено на климатических картах?

  1. температура

  2. давление

  3. ветер

  4. осадки

  5. все элементы

Докончите предложения

1. Оптический эффект после дождя.

2. Наука о воздушной оболочке Земли.

3. Оптический эффект в жаркий день.

4. Состояние атмосферы в данный момент на местности.

5. Основной источник загрязнения воздуха.

6. Нижний слой атмосферы

7. Прибор для измерения атмосферного давления.

8. Опасное атмосферное явление.

Контрольная работа по теме «Погода и климат»2вариант

1.Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте

а) климат

б) погода

в) осадки

2.Какие осадки выпадают летом в ясную погоду :а) град

б) роса

в) снег

3.климат — это …. . . . . . . . . .

4.климатология — это …. . . . . . . . . . . .

Выберите (подчеркните) правильные ответы.

5.В воздухе больше всего:

а) кислорода; б) углекислого газа; в) азота; г) водорода; д) водяных паров.

6) Выпишите буквы, соответствующие свойствам воздуха.

А. Прозрачность Б. Текучесть В. Отсутствие запаха Г. Плохая теплопроводность Д. Отсутствие вкуса.

Е. Постоянная форма Ж. Газообразное тело З. Отсутствие постоянной формы И. Сжимаемость, упругость

7) Для измерения температуры воздуха используют:

а) термометр; б) барометр; в) манометр.

8) С высотой масса воздуха:

а) увеличивается; б) уменьшается; в) остаётся без изменений.

9.Какой газ преобладает в атмосфере:

А)кислород б)водород в)азот г)углекислый газ

Напишите значение терминов:

Погода,атмосфера,мираж.

10 .С помощью барометра измеряют:

11.Гигрометр показывает –

12.Флюгер указывает-

13. Осадкомер-