Украшения из властелина колец

Алиса в Стране чудес (фильм, 2010)

У этого термина существуют и другие значения, см. Алиса в Стране чудес (значения).

Алиса в Стране чудес

Alice in Wonderland

Жанр

фэнтези
приключения
семейный

Режиссёр

Тим Бёртон

Продюсер

Ричард Занук
Джо Рот
Сюзанн Тодд
Дженнифер Тодд

Автор
сценария

Линда Вулвертон (сценарий)
Льюис Кэрролл (книга)

В главных
ролях

Миа Васиковска
Джонни Депп
Энн Хэтэуэй
Хелена Бонэм Картер

Оператор

Дариуш Вольский

Композитор

Дэнни Эльфман

Кинокомпания

Walt Disney Pictures, Roth Films, Zanuck Company, Team Todd

Длительность

109 мин.

Бюджет

150—200 млн

Сборы

1 025 467 110

Страна

США

Язык

английский

Год

Следующий фильм

Алиса в Зазеркалье (2016)

IMDb

ID 1014759

Официальный сайт

«Али́са в Стране́ чуде́с» (англ. Alice in Wonderland) — фэнтезийный приключенческий фильм 2010 года, снятый Тимом Бёртоном по сценарию Линды Вулвертон с участием Мии Васиковской, Джонни Деппа, Хелены Бонэм Картер, Энн Хэтэуэй, Криспина Гловера, Майкла Шина и Стивена Фрая.

Фильм можно считать переосмыслением произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Сам Бёртон рассказал, что сказки Кэрролла всегда были историями о девочке, ходящей от одного персонажа к другому, и он не чувствовал эмоционального взаимодействия, поэтому он хотел, чтобы его творение было настоящей историей, а не просто последовательностью событий. Он не считает его продолжением предыдущих фильмов или ремейком.

В фильме Алисе уже 19 лет. Случайным образом она возвращается в Страну чудес, где она была 13 лет назад. Ей говорят, что она единственная, кто может победить Бармаглота — дракона, находящегося во власти Красной королевы. Техника фильма использует сочетание живого действия и анимации. Картина занимает тридцать третье место среди самых кассовых фильмов в истории.

Сюжет

Повзрослевшая Алиса почти забыла о приключениях, произошедших с ней в Зазеркалье и Стране чудес. Ей 19 лет, и она вот-вот должна выйти замуж (так договорились её родители) за не особо симпатичного Хэмиша, сына лорда Эскота. Приглашённая на праздник, на деле оказывающийся замаскированной помолвкой, в момент предложения ей руки и сердца Алиса замечает Белого Кролика. Он одет в камзол и постоянно смотрит на карманные часы. Кролик увлекает девушку в нору, на другом конце которой ждёт странный мир, снившийся ей уже давно. Однако Алиса практически до конца фильма считает, что всё вокруг остаётся её сном.

Вскоре после того, как Алиса встретила мышь Соню и чудаковатых братьев-близнецов Труляля и Траляля, а также птицу Додо, ей открывают будущее в этой стране. Её приводят к гусенице Абсолему, курящему кальян, и показывают волшебный свиток Оракулум, где написана вся история Подземелья, или точнее Страны чудес. В нём написано, что в особый Бравный День Алисе предстоит схватка со свирепым драконом Бармаглотом. Она не уверена в своих силах, но остальные (кроме Сони, утверждающей, что это «не та Алиса») и слышать не хотят о любом сомнении с её стороны.

Однако не только жители волшебной страны хотят видеть Алису, встречу с ней давно планирует правящая Красная Королева — одна из двух сестёр-королев. Она посылает за Алисой своего слугу и главного охранника, Валета Червей. Вместе с отрядом солдат-карт и огромным монстром Брандашмыгом он нападает на Алису и сопровождающих её героев. Солдаты ловят Белого Кролика и птицу Додо, а Брандашмыг почти настигает Алису, однако в последний момент её спасает Соня, выколовшая Брандашмыгу глаз. Валет Червей захватывает Оракулум, но Алисе вместе с близнецами и оставшей от них Соней удаётся сбежать.

Вскоре братцев-близнецов похищает ещё один монстр на службе Красной Королевы — птица Цуп-Цуп, и Алиса остаётся одна. Она не знает, куда идти, но через некоторое время перед ней появляется вечно улыбающийся и способный исчезать в любой момент Чеширский Кот. Так же, как и все до него, он интересуется, та ли это Алиса или нет, на что Алиса отвечает, что единого мнения нет. Чеширский Кот предлагает ей познакомиться с Безумным Шляпником и Мартовским Зайцем, на что Алиса соглашается и следует за ним.

Тем временем Валет доставляет Красной Королеве Оракулум и показывает в нём события Бравного дня. Красная Королева видит, что Алиса должна сразить Бармаглота, и требует, чтобы Валет нашёл и убил Алису. Тот берёт с собой гончую Баярда и отправляется в погоню. В это время Алиса вместе с Чеширским Котом прибывает на Безумное чаепитие, где она видит Соню и знакомится с Шляпником и Мартовским Зайцем. Они раскрывают ей правду о Красной Королеве — в погоне за властью «кровавая ведьма», как предпочитают её называть противники, убила многих мирных жителей с помощью своего «зайки Бармаглотика».

Погоня снова настигает Алису и обретённых друзей. Шляпник помогает ей бежать, но сам попадает в руки Красной Королевы. Вопреки всеобщим ожиданиям, Алиса, успевшая изменить рост до нескольких дюймов, отправляется освобождать Шляпника верхом на Баярде, вставшем на её сторону. Во дворе дворца Красной Королевы Алиса успевает снова изменить рост, и теперь она выше на голову любого жителя волшебной страны. Королева просит её представиться и приветствует её как Ам.

Во дворце Алиса видит близнецов и захваченного Шляпника. Она узнаёт, что Валет влюблён в «столь высокую девушку» и что Бармаглота можно сразить только Вострым мечом. Белый Кролик крадёт у Красной Королевы книгу и узнаёт, что Вострый меч находится здесь же, под охраной Брандашмыга. Алисе удаётся подружиться с Брандашмыгом, вернув ему глаз, выколотый в прежней стычке Соней, и забрать с собой Вострый меч.

Она пытается освободить Шляпника вместе с прибывшей за тем же Соней, однако в этот момент в комнату врывается Валет. Как оказалось, Королева, узнав о приставаниях Валета к «Ам», требует от него объяснений. Тот убеждает Королеву в том, что виновата сама Ам, вследствие чего Королева приказывает казнить её. Валет нападает на Алису, но её защищают Шляпник и Соня, причём Соня случайно называет её по имени. Прихватив Вострый меч, Алиса бежит из замка на Брандашмыге в Мраморию к Белой Королеве — сестре Красной Королевы (по аналогии с картами и шахматами).

Белая Королева тепло встречает гостью, возвращает ей нормальный рост и предлагает сразиться с Бармаглотом, но Алиса боится будущего. В саду она встречает Абсолема, который всё так же допытывается у Алисы, кем же она себя считает: той или другой Алисой. Шляпника и Соню собираются казнить, однако неожиданно их спасает Чеширский Кот, принявший образ Шляпника и исчезнувший с плахи за миг до того, как топор опустился на его шею, после чего появился в воздухе в виде одной лишь головы.

Освобождённый Шляпник пытается убедить подданных Королевы восстать против «кровавой ведьмы», однако та спускает на них птицу Цуп-Цуп. Чешир, Шляпник и Соня спасают Траляля и Труляля, Белого Кролика и семью Баярда, после чего бегут в Мраморию. Шляпник рад повстречаться с Алисой, которая вернулась в прежнее состояние. Она всё так же считает, что всё вокруг неё — сон, но теперь она уже сожалеет, что все (и в частности Шляпник) нереальны.

На следующий день все убеждают её, что только она способна сразить Бармаглота. Алиса отказывается и бежит в замковый сад. Там она встречает окукливающегося Абсолема и говорит, что она «та самая Алиса». Абсолем подтверждает это, а заодно помогает Алисе наконец понять, что это не сон и что она уже была прежде в Стране чудес. Алиса надевает доспехи и объявляет, что согласна биться с Бармаглотом. Кульминацией фильма служит сражение армий Красной и Белой Королев на шахматной доске (видимо, у Мрамории) с участием призванного Королевой Бармаглота.

Сначала в бой вступают только Алиса и Бармаглот, однако последний начинает побеждать, и тогда Шляпник отвлекает его, воткнув меч ему в хвост. Красная Королева кричит, что это не по правилам, и отправляет всю свою армию вместе с Валетом и Цуп-Цуп в бой. Начинается битва. Шляпник вступает в сражение с Валетом, а Баярд и Соня верхом на нём совместными усилиями убивают Цуп-Цуп. В итоге Шляпник побеждает Валета, а Алиса обезглавливает Бармаглота.

После этого армия Красной Королевы отказывается служить своей госпоже. Чеширский Кот снимает с её головы корону и отдаёт Белой Королеве. Последняя, получив корону, первым же делом отправляет Красную Королеву в ссылку. Валет просит о снисхождении к нему, но получает отказ и отправляется в ссылку вместе с Красной Королевой. Шляпник танцует джигу-дрыгу — этот танец он специально берёг для Бравного Дня. Белая Королева даёт Алисе бутылочку с кровью Бармаглота, которая оказалась эликсиром, возвращающим домой. Шляпник просит её остаться. Алиса хотела бы сделать это, но ей пришлось ответить, что в том мире у неё остались неоконченные дела, и пообещала вернуться.

Шляпник сказал, что она опять забудет его, на что Алиса ответила, что его невозможно забыть. Дома она отказывается стать женой Хэмиша, говоря, что они не пара, но она готова сотрудничать с отцом незадачливого жениха. Алиса продолжает дело своего отца — торговлю и намерена открыть новые горизонты. Она отплывает на корабле в дальние страны. Отправляясь в одно из дальних путешествий, она видит Абсолема, превратившегося в бабочку, которую видела в одном из своих давних снов. Алиса приветствует его, бабочка слетает с её плеча, и девушка печально улыбается.

В ролях

  • Миа Васиковска — Алиса Кингсли. При создании персонажа сценарист Линда Вулвертон внимательно изучила поведение девушек Викторианской эпохи и сделала характер Алисы противоположным ему. Обозревательница журнала «The Independent» Лиз Хоггард назвала Алису образцом для подражания для девочек, описав её как «упрямую, смелую девушку с не слишком девчачьим характером».
  • Джонни Депп — Таррант Цилиндр, Безумный Шляпник
  • Хелена Бонэм Картер — Ирацибета фон Кримс, Красная Королева
  • Энн Хэтэуэй — Мирана фон Марамориал, Белая Королева
  • Криспин Гловер — Илосович Стейн, Валет Червей
  • Мэтт Лукас — Траляля и Труляля
  • Майкл Шин — Нивенс МакТвисп, Белый Кролик (озвучивание)
  • Стивен Фрай — Чеширский Кот (озвучивание)
  • Алан Рикман — Абсолем, Синяя Гусеница (озвучивание)
  • Барбара Виндзор — Мальямкин, мышь Соня (озвучивание)
  • Пол Уайтхаус — Тэкери Ирвикет, Мартовский Заяц (озвучивание)
  • Тимоти Сполл — Баярд Хаммар (озвучивание)
  • Мартон Чокаш — Чарльз Кингсли, отец Алисы
  • Тим Пиготт-Смит — лорд Эскот, новый владелец торговой фирмы Кингсли
  • Джон Сёрмэн — 1-й сослуживец
  • Питер Мэттинсон — 2-й сослуживец
  • Линдси Дункан — Хелен Кингсли, мать Алисы
  • Джеральдин Джеймс — леди Эскот, жена лорда Эскота
  • Лео Билл — Хэмиш, сын лорда Эскота и претендент на руку Алисы
  • Фрэнсис де ла Тур — Имогена, бредящая тётя Алисы
  • Джемма Пауэлл (англ.) — Маргарет Кингсли, сестра Алисы
  • Джон Хопкинс — Лоуэлл
  • Элинор Гекс — Фэйт Чаттавэй, которая рассказала Алисе о помолвке
  • Элинор Томлинсон — Фиона Чаттавэй, которая тоже рассказала Алисе о помолвке
  • Ребекка Крукшэнк — эпизод
  • Майкл Гоф — птица Додо (озвучивание)
  • Имельда Стонтон — Высокие Цветы (озвучивание)
  • Кристофер Ли — Бармаглот (озвучивание)
  • Майри Элла Чаллен — 6-летняя Алиса
  • Холли Хоукинс — носатая фрейлина Красной Королевы
  • Люси Давенпорт — ушастая фрейлина Красной Королевы
  • Джоэль Светоу (англ.) — пузатый придворный Красной Королевы
  • Джессика Ойелоуо — грудастая фрейлина Красной Королевы
  • Этан Кон (англ.) — бородатый придворный Красной Королевы
  • Ричард Алонзо (англ.) — лобастый придворный Красной Королевы
  • Гарри Тейлор — капитан корабля
  • Джим Картер — палач (озвучивание)

Саундтреки

Alice in Wonderland: Original Motion Picture Soundtrack

Саундтрек к фильму Дэнни Эльфмана Дэнни Эльфман

Дата выпуска

2 марта 2010 года

Жанры

Оркестр
Классическая музыка
Поп-музыка

Длительность

Страна

  • Великобритания
  • США

Лейбл

Walt Disney Records

Alice in Wonderland: Original Motion Picture Soundtrack

Музыку к фильму написал давно сотрудничающий с Бёртоном композитор Дэнни Эльфман. Альбом вышел 2 марта 2010 года и включает следующие композиции:

Almost Alice

Основная статья: Almost Alice

Almost Alice — сборник песен разных музыкантов, вдохновлённых фильмом. Альбом также вышел 2 марта и включает следующие песни:

Создание

Большинство съёмок велось на зелёном фоне. В «Фильме о фильме» актёры признались, что всё, кроме них, было зелёным.

Пробы на роль Алисы проходила молодая актриса Дакота Блю Ричардс. Однако из-за разницы в возрасте (сценарий предусматривал 18-летнюю героиню) и ряда сюжетных поворотов, включающих романтическую линию между Алисой и Безумным Шляпником, 14-летней Блю Ричардс было отказано. Предполагалось также, что Алису сыграет 17-летняя Фрэнсис Бин Кобейн, дочь Курта Кобейна и Кортни Лав, однако девушка ответила отказом, сославшись на подготовку к поступлению в университет. В январе 2008 года Линдси Лохан добивалась главной роли.

Играющая Белую Королеву Энн Хэтэуэй черпала вдохновение в фильмах с участием Греты Гарбо и Глории Свенсон в роли Нормы Десмонд.

Костюм и рост Криспина Гловера полностью воспроизведены посредством компьютерной графики: на протяжении съёмок он ходил в зелёном CGI костюме и на ходулях, а в кадре от него только голова в повязке. Однако все движения переданы с точностью.

Когда в фильме главная героиня изменялась в размерах, ей необходимо было действовать с остальными участниками постановки на соответствующем уровне. Для этого использовались подставки и даже компьютерная анимация.

Прокат

Мировая премьера фильма состоялась 25 февраля 2010 года в Лондоне, в кинотеатре Odeon. На мировой премьере присутствовал Принц Уэльский.

В России, Белоруссии, Казахстане, Украине и Молдавии фильм вышел в прокат 4 марта 2010 года. Сеансы шли как в форматах 3D и IMAX 3D, так и в традиционном варианте.

1 июня 2010 года фильм преодолел рубеж в 1 млрд по мировым сборам и стал шестой картиной в истории, которой это удалось.

> Влияние

Модный дом Viva Vox в 2011 году выпустил коллекцию одежды по мотивам фильма.

Награды и номинации

Награды и номинации
Награда Категория Номинант Результат
Оскар Лучшая работа художника-постановщика Роберт Стромберг
Карен О’Хара
Победа
Лучший дизайн костюмов Коллин Этвуд Победа
Лучшие визуальные эффекты Кен Ралстон
Дэвид Шауб
Кэри Вильегас
Шон Филлипс
Номинация
Британская академия Лучшая музыка к фильму Дэнни Эльфман Номинация
Лучшие визуальные эффекты Кен Ралстон
Дэвид Шауб
Кэри Вильегас
Шон Филлипс
Номинация
Лучший грим Вэлли О’Райлли
Пол Гух
Победа
Лучший дизайн костюмов Коллин Этвуд Победа
Лучшая работа художника-постановщика Роберт Стромберг
Карен О’Хара
Номинация
Золотой глобус Лучший фильм (комедия или мюзикл) Номинация
Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) Джонни Депп Номинация
Лучшая музыка к фильму Дэнни Эльфман Номинация
Сатурн Лучший фильм-фэнтези Победа
Лучшие костюмы Коллин Этвуд Победа
Лучший грим Номинация
Лучшие спецэффекты Номинация

Сиквел

Основная статья: Алиса в Зазеркалье (фильм)

7 декабря 2012 года, журнал «Variety» объявил о разработке сиквела к фильму. Над сценарием для фильма также работала Линда Вулвертон. Фильм вышел в прокат в 2016 году.

Примечания

  1. Alice in Wonderland: An IMAX 3D Experience (недоступная ссылка). AMC Entertainment. Дата обращения 2 марта 2010. Архивировано 25 января 2010 года.
  2. Richard Verrier, Ben Fritz, Claudia Eller. Trouble at the tea party: Alice in Wonderland faces theater owner revolt in U.K., Los Angeles Times (17 февраля 2010). Архивировано 30 июля 2010 года. Дата обращения 19 августа 2010.
  3. Grover, Ronald. Joe Roth, Back in Wonderland, Bloomberg Businessweek (5 марта 2010). Дата обращения 4 сентября 2010.
  4. 1 2 Alice in Wonderland (2010) — Box Office Mojo. Box Office Mojo. IMDb. Дата обращения 7 мая 2010. Архивировано 9 марта 2012 года.
  5. Fritz, Ben. «First look: ‘Alice in Wonderland’ opens to record-setting $210 million», Los Angeles Times (Tribune Company) (15 ноября 2010). Дата обращения 29 января 2013.
  6. Comic-Con 2009: Tim Burton Interview for Alice in Wonderland. ScreenCrave (24 июля 2009 года). Дата обращения 2 марта 2010. Архивировано 9 марта 2012 года.
  7. Белый Кролик, превращённый в пажа и нашедший её, чуть не ляпнул — Алиса.
  8. ‘Alice in Wonderland’ Stills. Yahoo Movies (22 июня 2009 года). Дата обращения 4 июля 2009. Архивировано 9 марта 2012 года.
  9. 1 2 Rohter, Larry. Drinking Blood: New Wonders of Alice’s World, The New York Times (26 февраля 2010). Архивировано 4 марта 2010 года. Дата обращения 26 февраля 2010.
  10. Hoggard, Liz. Liz Hoggard: Revenge of the life-savvy over-40s: Burton’s Alice – a role model for girls of 2010, The Independent (25 февраля 2010). Архивировано 15 ноября 2010 года. Дата обращения 27 февраля 2010.
  11. Geoff Boucher. Tim Burton talks about Johnny Depp, ‘Alice in Wonderland’ and ‘The Dark Knight’. Los Angeles Times (15 октября 2008 года). Дата обращения 4 июля 2009. Архивировано 9 марта 2012 года.
  12. 1 2 «Alice In Wonderland’s Queen Trumps the Mad Hatter», Louisville Mojo (7 марта 2010). Архивировано 12 марта 2010 года. Дата обращения 29 января 2013.
  13. Taylor, Dave. Review: «Alice in Wonderland», Dave On Film (5 марта 2010). Архивировано 15 ноября 2010 года. Дата обращения 26 марта 2010.
  14. Movies — News — Dakota Blue keen for ‘Alice’ role — Digital Spy
  15. Дочь Курта Кобейна отказалась сниматься в «Алисе в стране чудес»
  16. Movies — News — Lohan keen to star in Burton’s ‘Alice’ — Digital Spy
  17. Arts, culture, movies, music, books news and reviews — The National Архивировано 1 февраля 2009 года.
  18. Киносеть Odeon отказалась от бойкота «Алисы в стране чудес» Бертона. РИА Новости (26 февраля 2010 года). Дата обращения 12 августа 2010. Архивировано 9 марта 2012 года.
  19. «Одежда от Тима Бёртона» Издательский Дом «Новый Взгляд»
  20. Oscar nominations are in: ‘The King’s Speech’ rules with 12 nods | Inside Movies | EW.com
  21. 2011 Film Awards Winners and Nominees — Film Awards — Film — The BAFTA site
  22. Golden Globes: ‘The King’s Speech,’ ‘The Social Network’ and ‘The Fighter’ reign supreme; Johnny Depp earns two nominations | PopWatch | EW.com
  23. 1 2 Graser, Marc Disney mad for ‘Alice in Wonderland’ sequel. Variety (7 декабря 2012). Архивировано 2 февраля 2013 года.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Официальный русскоязычный сайт
  • Премьера в Москве, отзывы российских звезд
  • Подземелье Тима Бертона (недоступная ссылка с 05-09-2013 — история, копия) (рус.) статья о создании фильма в журнале «Cinefex»
  • «Алиса в стране чудес по Тиму Бертону». Журнал «Чайка»

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 16191897p · GND: 7691842-7 · LCCN: no2010015477 · VIAF: 174883897, 293356698 · WorldCat VIAF: 174883897, 293356698

  • Большое приключение Пи-Ви (1985)
  • Битлджус (1988)
  • Бэтмен (1989)

  • Эдвард Руки-ножницы (1990)
  • Бэтмен возвращается (1992)
  • Эд Вуд (1994)
  • Марс атакует! (1996)
  • Сонная Лощина (1999)

  • Планета обезьян (2001)
  • Крупная рыба (2003)
  • Чарли и шоколадная фабрика (2005)
  • Труп невесты (2005)
  • Суини Тодд (2007)

  • Алиса в Стране чудес (2010)
  • Мрачные тени (2012)
  • Франкенвини (2012)
  • Большие глаза (2014)
  • Дом странных детей мисс Перегрин (2016)
  • Дамбо (2019)

Фильмы Тима Бёртона
Полнометражные 1980-е 1990-е 2000-е 2010-е
Короткометражные
  • По следам монстра-сельдерея (1979)
  • Винсент (1982)
  • Луау — вечеринка по-гавайски (1982)
  • Франкенвини (1984)
  • Стейнбой (2000)
Телепроекты
  • Гензель и Гретель (1982)
  • Аладдин и его волшебная лампа (1986)
  • Горшок (1986)
  • Битлджус (1989—1991)
  • Домашний пёс (1993)
См. также
  • Разговоры с Винсентом (1990)
  • Кошмар перед Рождеством (1993)
  • Рекламные ролики

Эта статья о фильме не завершена. Вы можете помочь Disney Wiki заполнив её.

Эта статья о(б) художественном фильме 2010 года. О(б) мультфильме 1951 года см. Алиса в Стране чудес (мультфильм).

«Вы приглашены на безумно важное событие!» ―Слоган

«Алиса в Стране Чудес» (англ. Alice in Wonderland) — американский фэнтезийный приключенческий фильм 2010 года производства студии Walt Disney Pictures и дистрибуции Walt Disney Studios Motion Pictures с Джонни Деппом, Энн Хэтэуэй, Хеленой Бонэм Картер, Криспином Гловером и Мией Васиковской в главных ролях. Он был срежиссирован Тимом Бёртоном по сценарию Линды Вулвертон. Сюжет «Алисы в Стране чудес» повествует историю девятнадцатилетней Алисы Кингсли, которая случайно возвращается в «Страну чудес» и узнаёт, что она единственная, кто способен сразить чудовищного дракона Бармаглота и тем самым покончить с тиранией его жестокой и сумасшедшей хозяйки — Красной Королевы.

Фильм был снят по мотивам книг английского писателя Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Идея создания «Алисы в Стране чудес» впервые возникла в 2007 году. Основной кастинг проходил c июля по октябрь 2008 года, съёмки стартовали уже в сентябре того же года и проходили в Торпойнте и Плимуте, Англии. Съёмочный процесс был завершён в декабре 2008 года.

Мировая премьера «Алисы в Стране чудес» состоялась 25 февраля 2010 года в Лондоне. В международный прокат, включая США, фильм вышел 5 марта, в России — днём ранее, 4 марта. Он был выпущен в форматах Disney Digital 3D, RealD 3D и IMAX 3D. Картина получила смешанные отзывы критиков, но при этом оказалась коммерчески успешной и собрала в мировом прокате более одного миллиарда долларов, став самым кассовым фильмом Тима Бёртона на сегодняшний день и на момент своего проката пятым самым кассовым фильмом всех времён. Она также стала обладателем премии «Оскар» в номинациях «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучший дизайн костюмов» и была номинирована на ту же премию за лучшие визуальные эффекты.

Успех «Алисы в Стране чудес» привёл к появлению сиквела «Алиса в Зазеркалье», который был выпущен в 2016 году.

Синопсис Править

Disney и Тим Бёртон представляют увлекательную сказку «Алиса в Стране Чудес» — новую историю по мотивам одной из самых любимых книг во всем мире. Алисе уже девятнадцать, и она снова попадает в причудливый мир, в котором впервые побывала ещё в детстве. Её ждет невероятное путешествие в поисках своего истинного предназначения. Страна Чудес — это ни на что не похожий мир за гранью воображения. Ваши любимые герои — Безумный Шляпник, Белая Королева, Красная Королева, Белый Кролик и другие — стали еще более яркими и харизматичными, чем прежде. Триумфальная экранизация сказки «Алиса в Стране Чудес» — невероятное зрелище, которое, несомненно, вас очарует. > Сюжет Править

Эта часть статьи является заготовкой.
Вы можете помочь Disney Wiki, расширив её

В ролях Править

Эта часть статьи является заготовкой.
Вы можете помочь Disney Wiki, расширив её

Персонаж Актёр Русский дубляж
Безумный Шляпник Джонни Депп Александр Баргман
Алиса Миа Васиковска Ангелина Миримская
Красная Королева Хелена Бонэм Картер Елена Морозова
Белая Королева Энн Хэтэуэй Виктория Исакова
Валет Червей Криспин Гловер Степан Морозов
Труляля и Траляля Мэтт Лукас Сергей Фролов
Белый Кролик Майкл Шин Сергей Маковецкий
Чеширский Кот Стивен Фрай Александр Ширвиндт
Синяя Гусеница Алан Рикман Илья Любимов
Мышь Соня Барбара Виндзор Марина Неёлова
Мартовский Заяц Пол Уайтхаус Владис Гольк
Баярд Тимоти Сполл Павел Сборщиков
Чарльз Кингсли Мартон Чокаш
Лорд Эскот Тим Пиготт-Смит Александр Давыдов
Первый сослуживец Джон Сёрмэн
Второй сослуживец Питер Мэттинсон
Хелен Кингсли Линдси Дункан Фёкла Толстая
Леди Эскот Джеральдин Джеймс Юлия Баранчук
Хэмиш Лео Билл Олег Соколов
Тётя Имогена Фрэнсис де ла Тур
Маргарет Кингсли Джемма Пауэлл
Лоуэлл Джон Хопкинс
Фэйт Чаттавэй Элеанор Гекс
Фиона Чаттавэй Элеанор Томлинсон
Целующаяся незнакомка Ребекка Крукшенк
Птица Додо Майкл Гоф
Говорящие цветы Имельда Стонтон
Бармаглот Кристофер Ли
Шестилетняя Алиса Маири Элла Чаллен Василиса Васенина
«Джига-дрыга» Шляпника Дэвид Берналь

Информация о русском дубляже Править

  • Режиссёр дубляжа — Сергей Линцов
  • Переводчик и автор синхронного текста — Антон Уточкин
  • Творческий консультант — Юлия Баранчук
  • Звукорежиссёры — Евгений Рябиков, Джордж Хусейнов
  • Подбор актёров — Екатерина Барабанова
  • Менеджер проекта — Юлия Покровская
  • Студия сведения — Shepperton Internatonal

Фильм был дублирован на русский язык компанией «Невафильм» по заказу компании Disney Character Voices International в 2010 году.

> Производство Править

Кастинг Править

> Саундтрек Править

Отзывы критиков Править

Сиквел Править

Основная статья: Алиса в Зазеркалье


Мультфильм: Алиса в Стране чудес (1951)

Фильмы: Алиса в Стране чудес (2010) | Алиса в Зазеркалье
Телевидение: Приключения в Стране чудес | Чокнутый | Мышиный дом | Однажды в сказке | Однажды в стране чудес
Короткометражки и специальные фильмы: Урок цены различий | Дональд в Матемагии | Чтение магии с Фигментом и Алисой в Стране чудес | Один час в Стране чудес | Операция «Страна чудес»
Музыка: Alice and the Mad Tea Party | Alice and the Trial | Alice and the White Rabbit | All the Songs from Walt Disney’s Alice in Wonderland | Little Nipper Giant Storybook Record Album

Серия игр Kingdom Hearts: Kingdom Hearts | Kingdom Hearts: Chain of Memories | Kingdom Hearts 358/2 Days | Kingdom Hearts coded

Прочее: Alice in Wonderland | Alice no Paint Adventure | Disney INFINITY | Disney INFINITY: 2.0 | Kinect Disneyland Adventures | Тайные миры | Disney Magical World | Disney Universe | Disney’s Villains’ Revenge

Алиса | Дина | Сестра Алисы | Болванщик | Мартовский Заяц | Соня | Белый Кролик | Чеширский Кот | Дверная ручка | Додо | Труляля и Траляля | Морж и Плотник | Любопытные устрицы | Ящерка Билль | Буханки-беглянки | Роза и цветы | Стреконёк | Гусеница | Мать-птица | Звери из Непроглядной Чащи | Птица-клетка | Птицы-молотки и птицы-карандаши | Незаблудки | Карточные солдаты | Королева Червей | Король Червей | Фламинго | Ежи | Присяжные | Гусепёс и червекошка

Прочие персонажи: Мэри Энн | Шалтай-Болтай

Страна чудес | Кроличья нора | Коридор | Дом Белого Кролика | Бережок | Луг живых цветов | Гриб | Дом Болванщика | Лабиринт Страны чудес | Непроглядная Чаща | Англия | Лондон

Как нам попасть в Страну Чудес? | В мире только моём | Опоздал | Не сдавался я погоде | Бег по кругу/Реприза | Доброго дня и здравствуй | Песня о Морже и Плотнике | Папа Вильям | Полдень Золотой | А-Е-У-О-Ю | Не-именины | Правильный совет | Покрасим их в красный цвет

Удалённые песни: Beyond the Laughing Sky | Beautiful Soup | Beware the Jabberwock | I’m Odd

Пузырёк «Выпей меня» | Печеньки «Съешь меня» | Часы Белого Кролика

Бармаглот | Антропоморфный пузырёк «Выпей меня» | Щенок | Грифон и Черепаха Квази | Фильм 1933 | Мультфильм 1939

Alice in Wonderland | Celebrate the Magic | Disney Dreams | Main Street Electrical Parade | Mickey Mouse Revue | Fantasmic! | Mad Hatter’s Tea Cups | The Mad Tea Party | Alice’s Curious Labyrinth | Alice’s Costumes Through the Years | The White Rabbit Costumes Through the Years | Once Upon a Time | World of Color

п — р — о
Медиа Видеоигры Персонажи Места (локации) Песни Предметы (объекты) Неиспользованные концепты и персонажи Парки Disney


Фильмы: Алиса в Стране чудес | Алиса в Зазеркалье

Видеоигры: Alice in Wonderland
Музыка: Алиса в Стране чудес (саундтрек) | Almost Alice

Алиса в Стране чудес: Алиса Кингсли | Таррант Цилиндр | Красная Королева | Белая Королева | Валет Червей | ТруТра | Нивенс МакТвисп | Чешир | Абсолем | Мальямкин | Маргарет Кингсли | Хэмиш | Леди Эскот | Лорд Эскот | Сёстры Чаттавэй | Фиона Чаттавэй | Фэйт Чаттавэй | Танкери Ирвикет | Уиллем | Биелль | Баярд | Слуги-лягушки | Говорящие цветы | Слуги-мартышки | Брандашмыг | Птица Джуб-Джуб | Бармаглот | Карты-стражники | Шахматные фигуры

Алиса в Зазеркалье: Время | Уилкинс | Заник Хайтопп | Доктор Эддисон Беннетт | Джеймс Харкорт | Шалтай-Болтай

Оракулум | Вострый меч | Шляпа Безумного Шляпника

Лондон | Англия | Подземье | Замок Красной Королевы

Alice’s theme | Alice | Just Like Fire

п — р — о
Медиа Персонажи Предметы (объекты) Места (локации) Песни

Международное реалити-шоу для создателей украшений!

Развлекательные телеканалы пестрят различными реалити-шоу, но их редко можно назвать хорошими, добрыми и полезными. Вот я и подумала, почему бы не сделать этакий подарок ко Дню Рукоделия для нашей братии и не объявить о начале телевизионного реалити-шоу, скажем, для создателей украшений? По-моему, будет захватывающе, ведь всегда интересно наблюдать, как работают и соревнуются талантливые люди, перенять что-то из их опыта, поболеть за лучших! Ну что, начинаем мечтать? 😉

Итак, за полгода до начала нашего шоу будет объявлен большой международный кастинг! Согласитесь, это непросто, поэтому кастинг будет проходить в несколько этапов. Для начала создадим авторитетную комиссию из зарекомендовавших себя мастеров, дизайнеров, обозревателей, педагогов. Другими словами, из тех, кто знает толк в нашем деле 😉

Первый этап кастинга — интернет-отбор, где из тысяч заявок (фото работ + небольшие рассказы о себе) комиссия выберет несколько сотен участников для следующей ступени кастинга. Второй этап — выступление претендентов перед отборочной комиссией в крупных городах стран-участников. Все прошедшие первый этап приедут к условному времени в условленное место, займут очередь, получат порядковый номер, и после волнительного ожидания предстанут перед экспертами. Чтобы произвести впечатление и запомниться, им придется продемонстрировать свои лучшие работы, подготовить мини-презентацию, представить себя как творческую и целеустремленную личность, способную показать всему миру что-то новое, и все это за каких-нибудь 10 минут!;)

Да, нашей комиссии предстоит сделать нелегкий выбор, но давайте представим, что отборочная часть позади, имена счастливых участников из разных стран мира названа (предположим, их будет 20), и шоу начинается! Как вы думаете, где будет проходить такое шоу? По-моему, лучше всего подойдет большой красивый город, динамичный и включающий в себя шумные улицы, тихие зеленые парки, водоемы, старинную и современную архитектуру, велосипедные дорожки и большие магистрали, развитое уличное искусство и знаменитые музеи — короче, все то, что может вдохновить дизайнеров, придать энергии для создания чего-то нового. Может быть, это будет Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Сидней или другой прекрасный город? И вот наши участники, уставшие после долгих перелетов, но полные предвкушения и надежд, нагруженные чемоданами и идеями, прибывают на место. Нужно поскорее разместить их, чтобы они могли отдохнуть, прийти в себя и немного осмотреться. Думаю, простая гостиница не подойдет, нам нужно поселить участников в какое-то красивое и вдохновляющее место, например, большой просторный дом или на верхний этаж небоскреба, из окон которого можно полюбоваться на город. Мастера будут жить вместе, по 3-4 человека в комнатах, соответственно, разделенных на мужские и женские 😉 Будет и общая гостиная с небольшой кухонной зоной, чтобы утром пить кофе, а вечером — чай) Интерьер в этом доме будет ненавязчивый, в свежих спокойных тонах, с удобной мебелью и комфортными кроватями, ведь конкурсанты будут отдыхать там после утомительных испытаний.

После того, как участники распакуют чемоданы, немного отдохнут и познакомятся, их пригласят на ужин в маленький уютный ресторан недалеко от дома, где их встретят организаторы и ведущие шоу. Кто будут эти персоны? Наверное, какие-то известные и уважаемые в мире дизайна украшений личности, которые сделают шоу еще более интересным! После веселого ужина, где все окончательно перезнакомятся, участникам устроят увлекательную экскурсию по городу, ведь многие из них оказались в нем впервые! Быть может, это будет экскурсия на открытом втором этаже большого автобуса по историческим кварталам, или прогулка на яхте вдоль каналов, или экскурсия по городским крышам? В любом случае, будет здорово! Завершится вечер легкими закусками с бокалом шампанского за удачное преодоление всех препятствий!
А на следующий день, как вы, наверное, догадались, начнутся конкурсы и испытания, как и положено в формате подобных шоу. Мастеров отвезут в большую удобную мастерскую, где будет все необходимое для творчества в разных техниках: инструменты для работы с металлом, печи, швейные принадлежности и тд. Стоит ли говорить, что при мастерской будет небольшая комната для отдыха и перекусов, ведь мастерам предстоит трудиться весь день?)

Конкурсные задания будут оригинальны и неожиданны, выполнить их будет зачастую непросто, но чтобы стать лучшим дизайнером украшений, придется приложить все силы, бороться со стрессом и уметь работать в команде! Что это будут за задания? Для первого конкурса предлагаю такое: мастеров привезут в большой парк или на морское побережье и, предоставив каждому 15 минут, предложат собрать природные материалы для создания будущих украшений! В качестве вспомогательных материалов можно использовать все, что есть в мастерской: краски, проволоку, фурнитуру, инструменты! Украшения должны быть новаторскими, оригинальными и смелыми, однако пригодными не только для подиумных показов, но и (возможно, с доработками) для повседневной жизни! На каждый конкурс у мастеров будет по 1-2 дня, будет и задание, на которое выделится всего несколько часов, для «встряски», так сказать 😉 Итак, завершением каждого задания будет демонстрационный показ украшений перед компетентным жюри. Как вы думаете, украшения будут демонстрироваться на простых деревянных манекенах или на моделях, весь образ которых должен будет подобрать сам участник?

Для части конкурсных заданий дизайнеров будут привозить в большой магазин товаров для творчества, где они смогут купить необходимые материалы: полимерную глину, фурнитуру, проволоку, фетр, кожу, ткани, бисер, бусины и т.д. А как вам такой сюрприз: неожиданно участников просят обменяться материалами или незаконченными работами с конкурентами?;) Для других конкурсов материалы будут нестандартные, например, дары природы или какие-то старые сломанные вещи, остатки от производства, обломки посуды, настоящие продукты питания, бумага и тд — фантазия безгранична) Иногда участников будут разбивать на команды, чтобы проверить, умеют ли они работать в коллективе, иногда украшения придется создавать для конкретных людей, известных личностей или кино- и литературных персонажей, некоторые конкурсы будут строиться вокруг определенных исторических эпох или стилей в моде. Не все конкурсы будут касаться дизайна украшений, ведь по-настоящему талантливый дизайнер сможет поработать и с одеждой, и с мебелью, и с предметами интерьера!

По итогам каждого испытания будет выбран лучший и худший участник, худший покинет шоу, а лучший будет награжден. Что это будет за награда? Предлагаю варианты, приятные, наверное, для любого мастера: посещение музея, участие в мастер-классе именитого мастера, быть гостем в редакции крупного журнала, пишущего о моде и дизайне, шоппинг в большом магазине товаров для творчества, ужин в красивом интересном месте…)
По жанровым законам таких шоу, прошедший все испытания участник становится победителем. Какой приз он получит? Мне кажется, прошедший все испытания достоин хорошей награды 😉 Быть может, это будет обучение в известной на весь мир школе дизайна? А созданная им коллекция украшений будет продаваться в крупном магазине или демонстрироваться в хорошей галерее современного искусства? Или дизайнеру доверят разрабатывать образ известной голливудской актрисы для нового фильма? По-моему, неплохо;)
Остальные же участники наверняка получат отличный опыт, возможно, создадут творческие тандемы с другими конкурсантами, а кому-то, быть может, посчастливится получить заманчивое предложение от какого-нибудь модного дома или марки украшений)

>Маленький принц. Цитадель (сборник) Текст

© Перевод. М. Кожевникова, 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2015

Маленький принц

ЛЕОНУ ВЕРТУ

Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый – мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу свою книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:

ЛЕОНУ ВЕРТУ, когда он был маленьким.

I

Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».

Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

– Разве шляпа страшная? – возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2:

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.

На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

II

Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:

– Пожалуйста… нарисуй мне барашка!

– А?..

– Нарисуй мне барашка…

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Начал осматриваться. И вижу – стоит необыкновенный какой-то малыш и серьезно меня разглядывает. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые внушили мне, что художника из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов – снаружи и изнутри.

Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:

– Но… что ты здесь делаешь?

И он опять попросил тихо и очень серьезно:

– Пожалуйста… нарисуй барашка…

Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться.

Хоть и нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, – и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:

– Все равно. Нарисуй барашка.

Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать, – удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:

– Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.

И я нарисовал.

Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:

– Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого. Я нарисовал.

Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.

– Ты же сам видишь, – сказал он, – это не барашек. Это большой баран. У него рога…

Я опять нарисовал по-другому.

Но он и от этого рисунка отказался.

– Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Тут я потерял терпение – ведь надо было поскорее разобрать мотор – и нацарапал вот что:

И сказал малышу:

– Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

– Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?

– А что?

– Ведь у меня дома всего очень мало…

– Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

– Не такого уж маленького… – сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. – Смотри-ка! Мой барашек уснул…

Так я познакомился с Маленьким принцем.

III

Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, но, когда я спрашивал о чем-нибудь, он будто и не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне все открылось. Так, когда он впервые увидел мой самолет (самолет я рисовать не стану, мне все равно не справиться), он спросил:

– Что это за штука?

– Это не штука. Это самолет. Мой самолет. Он летает.

И я с гордостью объяснил, что умею летать. Тогда малыш воскликнул:

– Как! Ты упал с неба?

– Да, – скромно ответил я.

– Вот забавно!..

И Маленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьезно. Потом он прибавил:

– Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?

«Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» – подумал я и спросил напрямик:

– Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?

Но он не ответил. Он тихо покачал головой, разглядывая самолет:

– Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…

И надолго задумался о чем-то. Потом вынул из кармана барашка и погрузился в созерцание этого сокровища.

Можете себе представить, как разгорелось мое любопытство от странного полупризнания о «других планетах». И я попытался разузнать побольше:

– Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести барашка?

Он помолчал в раздумье, потом сказал:

– Очень хорошо, что ты дал мне ящик: барашек будет там спать по ночам.

– Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе веревку, чтобы днем его привязывать. И колышек.

Маленький принц нахмурился:

– Привязывать? Для чего это?

– Но ведь если его не привязать, он забредет неведомо куда и потеряется.

Тут мой друг опять весело рассмеялся:

– Да куда же он пойдет?

– Мало ли куда? Все прямо, прямо, куда глаза глядят.

Тогда Маленький принц сказал серьезно:

– Это ничего, ведь у меня там очень мало места. – И прибавил не без грусти:

– Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…

IV

Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!

Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других, которым даже имен не дали, и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например, астероид 3251.

У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид Б-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом.

Астроном доложил тогда о своем замечательном открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые!

К счастью для репутации астероида Б-612, правитель Турции велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. В 1920 году тот астроном снова доложил о своем открытии. На этот раз он был одет по последней моде – и все с ним согласились.

Я вам рассказал так подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него брать ев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», – и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал – он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, уж конечно, существует», – если сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид Б-612», – это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, – мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами! Я охотно начал бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотел бы начать так:

«Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…» Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу увидели бы, что это гораздо больше похоже на правду.

Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы. Сердце мое больно сжимается, когда я вспоминаю моего маленького друга, и нелегко мне о нем говорить. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр. Еще и потому я купил ящик с красками и цветные карандаши. Не так это просто – в моем возрасте вновь приниматься за рисование, если за всю свою жизнь только и нарисовал что удава снаружи и изнутри, да и то в шесть лет! Конечно, я стараюсь передать сходство как можно лучше. Но я совсем не уверен, что у меня это получится. Один портрет выходит удачно, а другой ни капли не похож. Вот и с ростом то же: на одном рисунке принц у меня чересчур большой, на другом – чересчур маленький. И я плохо помню, какого цвета была его одежда. Я пробую рисовать и так и эдак, наугад, с грехом пополам. Наконец, я могу ошибиться и в каких-то важных подробностях. Но вы уж не взыщите. Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он. Но я, к сожалению, не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверно, я старею.

V

Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами.

Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг овладели тяжкие сомнения, и он спросил:

– Скажи, ведь правда барашки едят кусты?

– Да, правда.

– Вот хорошо!

Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил:

– Значит, они и баобабы тоже едят?

Я возразил, что баобабы – не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.

Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:

– Их пришлось бы поставить друг на друга…

А потом сказал рассудительно:

– Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.

– Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?

– А как же! – воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах.

И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.

На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

– Есть такое твердое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.

Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.

– Если им когда-нибудь придется путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного – вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…

Маленький принц подробно мне все описал, и я нарисовал эту планету. Терпеть не могу читать людям нравоучения. Но мало кто знает, чем грозят баобабы, а опасность, которой подвергается всякий, кто попадет на астероид, очень велика; вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей обычной сдержанности. «Дети! – говорю я. – Берегитесь баобабов!» Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я. Вот почему я так трудился над этим рисунком, и мне не жаль потраченного труда. Быть может, вы спросите: отчего в моей книжке нет больше таких внушительных рисунков, как этот, с баобабами? Ответ очень прост: я старался, но у меня ничего не вышло. А когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно.

VI

О Маленький принц! Понемногу я понял также, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение – ты любовался закатом. Я узнал об этом наутро четвертого дня, когда ты сказал:

– Я очень люблю закат. Пойдем посмотрим, как заходит солнце.

– Ну, придется подождать.

– Чего ждать?

– Чтобы солнце зашло.

Сначала ты очень удивился, а потом засмеялся над собою и сказал:

– Мне все кажется, что я у себя дома!

И в самом деле. Все знают, что, когда в Америке полдень, во Франции солнце уже заходит. И если бы за одну минуту перенестись во Францию, можно было бы полюбоваться закатом. К несчастью, до Франции очень, очень далеко. А на твоей планетке тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты опять и опять смотрел на закатное небо, стоило только захотеть…

– Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза! – И немного погодя ты прибавил:

– Знаешь… когда очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…

– Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?

Но Маленький принц не ответил.

VII

На пятый день, опять-таки благодаря барашку, я узнал секрет Маленького принца. Он спросил неожиданно, без предисловий, точно пришел к этому выводу после долгих молчаливых раздумий:

– Если барашек ест кусты, он и цветы ест?

– Он ест все, что попадется.

– Даже такие цветы, у которых шипы?

– Да, и те, у которых шипы.

– Тогда зачем шипы?

Этого я не знал. Я был очень занят: в моторе заело один болт, и я старался его отвернуть. Мне было не по себе, положение становилось серьезным, воды почти не осталось, и я начал бояться, что моя вынужденная посадка плохо кончится.

– Зачем нужны шипы?

Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпения, и я ответил наобум:

– Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.

– Вот как!

Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:

– Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают: если у них шипы, их все боятся…

Я не ответил. В ту минуту я говорил себе: «Если этот болт и сейчас не поддастся, я так стукну по нему молотком, что он разлетится вдребезги». Маленький принц снова перебил мои мысли:

– А ты думаешь, что цветы…

– Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.

Он посмотрел на меня в изумлении.

– Серьезным делом?!

Он все смотрел на меня: перепачканный смазочным маслом, с молотком в руках, я наклонился над непонятным предметом, который казался ему таким уродливым.

– Ты говоришь как взрослые! – сказал он.

Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:

– Все ты путаешь… ничего не понимаешь!

Да, он не на шутку рассердился. Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы.

– Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!» – совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.

– Что?

– Гриб!

Маленький принц даже побледнел от гнева.

– Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело – понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьезнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил? И это все, по-твоему, не важно?

Он густо покраснел. Потом снова заговорил:

– Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, – этого довольно: смотришь на небо – и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Но если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!

Он больше не мог говорить. Он вдруг разрыдался. Стемнело. Я бросил работу. Я и думать забыл про злополучный болт и молоток, про жажду и смерть. На звезде, на планете – на моей планете по имени Земля, – плакал Маленький принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: «Цветку, который ты любишь, ничто не грозит… Я нарисую твоему барашку намордник… Нарисую для твоего цветка броню… Я…» Я не знал, что еще ему сказать. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез…