Творчество это жизнь

Содержание

Творчество: влияние на здоровье и развитие человека

Творчество – это труд людей, в результате которого рождаются новые духовные ценности, создаются произведения искусства, происходят научные открытия, двигается вперед научный прогресс. Одним словом, это то, что движет цивилизацию вперед.

При этом главной особенностью творчества, отличием его от любой иной деятельности является уникальность, исключительность, неповторимость плодов труда конкретного человека. Они являют собой новую веху, высшую ступень развития, образец для подражания. Нечто, имеющее значение для социума в целом.

Их значимость весьма субъективна. Произведения, созданные в результате различных видов творчества нельзя просто взвесить, как слиток золота. Но они обогащают человечество духовно, а также раздвигают горизонты возможностей людей, изобретая нечто качественно новое в науке и технике, и зачастую постепенно обретая вполне осязаемую материальную ценность.

Творчество в жизни взрослого человека

Великий российский философ, Николай Александрович Бердяев, автор известной книги «Смысл творчества», опубликованной в 1916 году, считал, что каждый человек по природе своей – творец. В любом заложено зерно гениальности. И оно может дать благодатные всходы при особых условиях, главным из которых является свобода личности. Именно свобода, по мнению философа, является тем неиссякаемым источником, который питает творчество. Благодаря ему происходит прогресс в развитии цивилизации.

Божественная, непостижимая природа людей такова, что даже в условиях внешне ограниченной свободы, под натиском цензуры, в нищете, в заключении, несмотря на болезни, благодаря внутренней свободе, полету мысли, рождались гениальные философские теории, научные формулы, стихи и проза. Народное творчество, в рамках которого возникали памятники фольклора, наскальная роспись, изобретались колеса и крылья, всегда развивалось не благодаря, а вопреки внешним условиям.

Творчество, как и жизнь человека, были и остаются неким преодолением. Их смысл в решении определенных задач, направленных на преобразование себя и окружающего мира.

Еще один известный ученый, оставивший огромный вклад в развитие психологии в конце прошлого тысячелетия, Лев Семенович Выготский, считал, что тема творчества «звучит» везде, где люди воображают, изменяют, комбинируют, создают нечто новое, какой бы крупицей оно не казалось, в сравнении с гениальными произведениями великих личностей в истории человечества.

Основоположник гуманистической психологии, американец еврейской национальности, родители которого эмигрировали из России в начале прошлого века, Абрахам Харольд Маслоу считал, что жизнь и творчество (как некое качество), даруются каждому человеку одновременно, в момент рождения. Каждый из людей способен творить, также как птицы – летать или деревья покрываться листвой. Однако многие утрачивают этот ценный дар.

Творчество в жизни мужчин

Великие мужчины-творцы оставили свой след в развитии человеческой цивилизации. Это мыслители, философы, инженеры, художники, поэты, музыканты и прочие великие личности, имена которых навсегда запечатлены в истории. А также те неизвестные авторы, чьи жизнь и творчество ручейком вплелись во всеобщий прогресс, составили культурное наследие человечества. Безымянные создатели памятников народного творчества и вполне обыденных предметов обихода, орудий труда, которыми каждый из нас пользуется ежедневно, не задумываясь о его происхождении.

Стремление к созидательному труду, прежде всего к мыслительному – та «искра», которая дарована каждому представителю сильного пола. Кроме того, она подкрепляется извечным желанием найти смысл, докопаться до сути, свойственным большинству мужчин.

Данное сочетание рождает потребность в развитии и творчестве, которую испытывают многие. А реализуя, обретают смысл существования, радость бытия, внутреннюю гармонию.

Творчество в жизни женщин

Представительницы прекрасного пола наделены теми же даром и потребностью творить. Хотя наука признает некоторые различия в мыслительных способностях людей разного пола, обусловленные тем, что одни и те же когнитивные способности реализуются у них разными отделами коры головного мозга и даже неодинаково распределяются между его полушариями. У представителей сильного пола преимущественно развиты зрительно-пространственные способности. У женщин – вербальные и перцептивные.

Но если говорить, в общем, о жизни, творчестве и возможности его реализации, то дамы обладают некоторым преимуществом, в сравнении с представителями сильного пола. Ведь природа распорядилась так, что именно женщина способна рожать потомство, производить на свет нового человека, частично реализуя свои творческие способности, потребности и амбиции. Ее мощная созидательная энергия находит выход в детях, в воспитательном процессе, который также является творческим.

Как правило, реализовав себя в материнстве, состоявшись в своей главной роли, женщины не оставляют попыток преобразовать мир. Кто-то делает научную карьеру, кто-то продвигает культуру, а иные находят себя в декоративно-прикладном творчестве или превращают в произведения искусства обычные семейные ужины. Представительниц прекрасной половины человечества занимают самые полярные жанры творчества:

  • от вышивания крестиком до конструирования самолетов;
  • от стихосложения до изобретения новых математических формул.

Детское творчество

Все люди, их творческие порывы и достижения – родом из детства. В раннем возрасте легче раскрыть потенциал, заложенный в каждом, но имеющий отпечаток личности конкретного ребенка. Любые уроки творчества вносят свою лепту в развитие мальчиков и девочек в любом возрасте. Благодаря помощи родителей, учителей, наставников, дети могут ознакомиться с различными видами и освоить разнообразные жанры творчества, чтобы выбрать занятие по душе, в соответствии со способностями и предпочтениями маленького человека. Для кого-то оно станет любимым хобби, которое ребенок пронесет во взрослую жизнь. Для других может превратиться в сознательно избранную, интересную профессию.

Главное, что развитие творчества, желания и умения изменять мир к лучшему, поможет формированию гармоничного духовного мира любого ребенка.

Развитие малышей и творчество

Познание и творчество – два рычага, которые позволяют ускорять развитие малышей. Известно, что когнитивные способности формируются в процессе освоения новых навыков, обучения разного рода деятельности.

Уроки творчества в самом раннем возрасте – своеобразный тренинг для воображения, фантазии, поиска оригинального решения тех или иных задач. Они воспитывают целеустремленность и трудолюбие.

Прикладное творчество развивает мелкую моторику, готовит руку малыша к освоению письма, способствует стимуляции речевого развития. В самом юном возрасте мальчики и девочки могут заниматься поделками из природных материалов, составлением аппликаций, мозаик и т. д. Дошкольники любят самовыражаться, используя цветные карандаши, краски, глину, ножницы, клей и бумагу.

Делая первые робкие шаги в художественном творчестве, рисуя пальчиковыми красками или акварелью, создавая «скульптурные» композиции из пластилина и т. п., дошкольники знакомятся с разнообразием форм, богатством цветовой палитры.

Они самозабвенно воспроизводят основные формы, наслаждаются экспериментами с текстурой, пространством и цветом в произведения декоративного творчества. Например, малыши часто изображают дома с сияющим солнцем, составляя сюжеты картин из основных форм: квадратный дом с треугольной крышей и круглым солнцем над ним.

По мере взросления ребенка, в его живописных произведениях появляется все больше и больше деталей. Он учится рисовать людей. Реалистичные формы, масштаб и прочее дети осваивают позже.

Устное творчество, занятия художественным чтением, риторикой, в сочетании с игрой, перевоплощением, театром, способствуют становлению правильной речи, устранению логопедических проблем. Помогают избавиться от неуверенности в себе и многих поведенческих проблем.

Примеряя на себя разные роли и глядя на мир с точки зрения кого-то другого, ребенок изучает мир и выражает свои чувства. Рассказывая истории, декламируя стихи, дети обогащают лексику, расширяют кругозор. Некоторые малыши любят вести повествование самостоятельно, другие охотно рассказывают о чем-либо в форме диалога или беседы.

Дошкольники часто полностью погружаются в истории. Порой, когда кто-то читает вслух сказку или рассказывает о чем-либо, мальчики и девочки настолько увлекаются, что реагируют на повествование жестами, мимикой, «иллюстрируя» сюжет.

Пение, обучение игре на музыкальных инструментах и другие разновидности исполнительского детского творчества способствуют формированию чувства ритма, развивают музыкальный слух и художественный вкус. Дошкольники, используя музыкальные инструменты, в том числе свои собственные голоса, учатся выражать свои чувства и мысли.

Малыши с упоением погружаются в музыку, наслаждаются пением. Они обожают песни с повторяющимися, простыми мелодиями. Часто придумывают свои слова, рассказывая о событиях из собственной жизни и людях, которые их окружают.

Дошкольники учатся распознавать и называть любимые песни, исполняют их довольно точно. А заодно разучивают стихи наизусть. Хоровое пение, как жанр творчества, помогает детям понять разницу между быстрыми и медленными, длинными и короткими, громкими и тихими звуками.

Танец – это не просто вид искусства. Танцевальное детское творчество способно играть решающую роль в развитии двигательных навыков детей. И как прочие разновидности креативной игры, он помогает развивать других умений и чувств.

Спонтанно двигаясь под музыку, малыш постепенно совершенствует контроль над собственным телом. Он может выражать печаль, радость и другие чувства через движение, освобождаясь от психоэмоциональных стрессов.

Самые маленькие, осваивая танцевальные виды творчества, развивают способность к подражанию. На уроках танцевального творчества, осваивая движения животных (полет бабочки, прыжки лягушки и т. п.), ребенок больше узнает об окружающем мире.

Уроки творчества для детей в школьной программе

И в школьные годы музыка, декоративно-прикладное творчество, танцы, изобразительное искусство, техническое творчество, театр и т. п. помогают ребенку:

  • выражать свои чувства;
  • совершенствовать навыки общения;
  • развивать координацию;
  • практиковать мелкую моторику;
  • самостоятельно решать различные задачи;
  • учиться размышлять;
  • находить оригинальные взгляды на вещи.

Особенности творчества школьников младшего и среднего возраста заключаются в том, что дети отождествляют его с игрой. Но в то же время, детское творчество играет важную роль в общем процессе обучения и развития. Оно облегчает познание, творчество помогает школьнику исследовать мир через художественные материалы, богатство языка и движения, и выражать собственные идеи и эмоции.

Уроки творчества – это эффективный способ ускорить развитие и личностный рост ребенка.

Творчество как способ познания для подростков

Тинейджеры, которые переживают эмоциональные, психологические проблемы, имеют трудности с усвоением школьной программы или в общении со сверстниками, могут найти самовыражение в пении, танцах, техническом творчестве и т. д. Любое искусство является средством передачи идей, чувств, помогает раскрыть талант.

В ходе исследования, проведенного группой ученых из Стэнфордского университета, было обнаружено, что подростки, которые занимаются художественным творчеством, по сравнению с теми, кто не имеет возможности художественного самовыражения в четыре раза чаще выигрывают академические награды.

Прикладное творчество и другие виды творческой деятельности являются эффективным способом для устранения последствий хронических стрессов. Они помогают подросткам избавиться от комплексов, психоэмоциональных нарушений и поведенческих проблем во время гормональных бурь, сопровождающих пубертатный период.

Что такое творчество

Творчество человека – тот вечный двигатель, который позволяет культуре, науке достигать новых высот. Любая деятельность людей, которая служит преобразованию мира, рождает нечто уникальное, заслуживающее интерес, восхищение, приносящее пользу другим – это творчество. Речь не только о художественных ценностях, технических изобретениях. Мыслительная деятельность людей, рождающая духовные ценности, также представляет собой отдельный вид творчества и одновременно является инструментом гениальности, создающим все уникальные продукты в процессе любой творческой деятельности.

Благодаря воображению, рождаются новые идеи литературных произведений, научные изобретения, партитуры музыкальных шедевров, сюжеты гениальных полотен. Любая философская гипотеза, техническая новинка, художественное произведение – это всегда продукт активного познания и творчества. Самозабвенная работа пекаря или повара, цветовода – все это может быть проявлением творчества человека.

Виды творчества

Существует множество классификаций творческой деятельности. Но в соответствии с основными видами духовной и практической деятельности выделяют следующие виды творчества:

  • социальное;
  • художественное;
  • научное;
  • техническое.

Каждый из них имеет свои подвиды.

Художественное творчество

Смысл его в синтезе фантазии и реальности, вымысла и действительности, единство которых преломляясь сквозь призму личности творца, превращается в произведение искусства. Художественное творчество призвано вызывать яркие эмоции, будить чувства, получать живой отклик души человека:

  • смех;
  • слезы;
  • гнев;
  • интерес;
  • любовь;
  • катарсис.

В рамках данного вида выделяют подвиды и жанры творчества:

  • временные – музыка, литература (в том числе устное творчество народов);
  • пространственные – прикладное творчество, изобразительное искусство;
  • пространственно-временные – цирк, хореография, эстрада, кинематограф.

Изобразительное искусство состоит из:

  • скульптуры;
  • графики;
  • живописи.

Прикладное творчество делят на:

  • архитектуру;
  • декоративное творчество, которое включает декоративное народное, в том числе русское творчество, или народные промыслы.

Научное творчество

Развитие творчества в сферах различных знаний является главным двигателем научного прогресса в математике, физике, химии, медицине, философии, педагогике и т. д. Неустанные изыскания и креативные открытия ученых позволяют науке подниматься на новые ступени, увлекая за собой развитие цивилизации в целом.

Творчество в науке представляет собой своеобразную пирамиду.

  • В основании ее находятся случайные открытия и многочисленные эксперименты в процессе образовательной деятельности, обучения.
  • Середину составляют экспериментальные и теоретические поиски, которые ведут целые армии исследователей.
  • Верхушку образуют гениальные открытия выдающихся умов.

Техническое творчество

Совершенствование приспособлений, механизмов и т. п., конструирование и моделирование – все это подвиды технического творчества. Благодаря креативному мышлению, человек издревле изобретал орудия труда, придумывал разные гаджеты, которые облегчали жизнь людей и помогали решать разные задачи: от «палки-копалки», каменного топора, первого огнива и колеса, до машин, роботов и ракет. Социальный опыт, насущные потребности людей стимулировали креативность, подталкивали развитие творчества конструкторов и изобретателей.

Данный вид близок научному. Поэтому чаще имеют в виду не техническое творчество, в чистом виде, а именно научно-техническое.

Социальное творчество

Тема творчества проходит «красной нитью» через все существование социума. Стремление к преобразованию мира, совершенствованию общественного устройства всегда было свойственно людям.

Социальное творчество человека – это практическая деятельность, которая приводит к росту материального производства и совершенствует правовые, экономические, религиозные, психологические и прочие отношения в социуме.

Народное творчество

Художественное творчество народа включает многие виды и жанры, которые возникали как результат индивидуальной и коллективной креативности, и на фоне преемственности поколений превращались в самобытные традиции. Оно является культурным наследием народа, его живой памятью, духовным обликом. Объединяет моральные ценности и раскрывает внутренний мир людей.

Выделяют несколько основных этапов развития народного творчества:

  • язычество (до Х в. н. э.);
  • христианство;
  • ХХ век.

Говоря о русском народном творчестве, выделяют также период отечественной истории, который охватывает временной отрезок от XVII в. до XIX в.

Народное творчество имеет свои подвиды:

  • бытовое любительское творчество человека – это различные художественные явления в его повседневной жизни и по праздникам;
  • декоративно-прикладное творчество – креативные дизайнерские решения;
  • народный фольклор – выражение мировоззрений и духовных ценностей народа в литературной, музыкальной, драматической, хореографической и прочих формах, включая устное творчество;
  • художественная самодеятельность народа – организованное творчество человека, как часть коллективного.

Устное народное творчество

Фольклор органично вплетен в нашу жизнь. И сами того не замечая, современные россияне являются «проводниками» народных традиций, в том числе устного русского творчества, ежедневно пользуясь его главным продуктом – великим и могучим русским языком. Трансформируясь, в том числе под влиянием общих изменений в культуре и языке, фольклорные произведения остаются выражением народного духа, способствуют сохранению моральных устоев, обычаев народа. Как много веков назад, рожденный коллективным разумом, фольклор используется для наставления и обучения молодежи.

Жанры устного творчества

В обиходе люди часто используют поговорки, пословицы, рассказывают друг другу анекдоты, смешат потешками и частушками, поют перед сном детям колыбельные, предлагают загадки, учат подрастающее поколение на «преданиях старины глубокой», былинах и сказках. Все эти жанры вместе составляют устное русское творчество или фольклор.

Народные жизнь и творчество всегда тесно переплетались. Благодаря неизвестным авторам, порой рождались настоящие «бриллианты» литературы, которые получали дальнейшую огранку в произведениях великих поэтов и писателей. Так случилась с народными сказками, собранными и обработанными Шарлем Перро, Пушкиным, Гоголем и многими авторами, имеющими мировую известность. Нередко, записанные в народе, занимательные истории превращались в поэмы, повести и романы.

Устное народное творчество и русский язык

Тот живой язык, которым пользуются сегодня россияне, во многом обязан своей яркостью, образностью, живостью, богатством лексики, устному народному творчеству. Фольклор служит залогом сохранения языковой самобытности народа. Он – своеобразный код, который используют для самоидентификации. Особый языковой пласт, который очень трудно, почти невозможно, освоить тому, кто не впитал его по капле с рождения.

Сегодня он ближе для жителей деревень и небольших городов в русской глубинке, нежели обитателям мегаполисов, чей язык изобилует сленгом, американизмами и прочими заимствованиями, специальной лексикой. Для школьников-москвичей «Слово о полку Игореве» звучит сегодня, словно иностранная речь, много слов требуют перевода и толкования, также как воронежские частушки или народные песни, которые все еще поют во время застолий где-нибудь в Вологодской или Новгородской области.

Чтобы русский язык не превратился однажды в абсолютную кальку с английского и прочих, важно бережно относиться к народному литературному наследию, собирать жемчужины фольклора и передавать их детям, читая русские народные сказки, разучивая с малышами песни, сохраняя в школьной программе тему творчества русского народа.

Любимые темы для устного творчества

Самые обыденные житейские ситуации, отношения между людьми, любовь и прочие чувства – популярные темы народного фольклора. Народные сказки, легенды всегда наделяли главных героев лучшими чертами и учили верности, щедрости, преданности, доброте, честности. Преодолевая препятствия, борясь со злом и темными силами, в финале они непременно одерживали победу и жили долго и счастливо.

Еще одна распространенная тема творчества – героизм. Мужество, любовь к отчизне, способность к самопожертвованию наиболее ярко отображаются в былинах, жанре героического эпоса, возникшем на Руси в IX веке. Увлекательные истории, с оптимистичным финалом, повествовали о патриотах:

  • Илье Муромце,
  • Алеше Поповиче,
  • Добрыне Никитиче,
  • Садко и прочих богатырях и героях.

Декоративное творчество народа

Данный вид народного творчества возник, благодаря стремлению людей украсить собственные жилища, изменить пространство вокруг себя, предметы обихода, к лучшему. Благодаря креативному мышлению и мастерству народных мастеров, самые простые вещи приобретали эстетическую ценность, радовали глаз, трогали тайны струны души и превращались в произведения искусства.

Декоративное творчество имеет три основные ветви:

  • монументально-декоративное;
  • оформительское;
  • декоративно-прикладное творчество.

Монументально-декоративное искусство включает архитектуру, декорирование жилых и общественных помещений, с использованием скульптуры, живописи и т. д. Оформительское народное искусство наиболее ярко представлено в религиозных обрядах, иконописи, праздничных традициях, например, в свадебных обрядах.

Декоративно-прикладное искусство объединяет различные формы, с использованием разнообразных материалов и техник. Среди его жанров:

  • вышивка;
  • декоративная роспись;
  • резьба по дереву;
  • керамика;
  • лаковая миниатюра;
  • резьба по кости;
  • украшения из металла и т. д.

Из истории декоративно-прикладного творчества

У славян, как и у других народов, прикладное творчество черпало сюжеты из окружающего мира и использовало природные материалы. Фантазия мастеров переплеталась с обыденностью, бытовыми сюжетами. Вышивки, роспись по дереву, резьба рассказывали о разных временах года, о праздниках сбора урожая и т. п. В работах присутствовали традиционные растительные орнаменты и специальные знаки, руна, восходившие к язычеству. Постепенно, из ремесленничества рождалось народное, российское искусство, самобытное и неповторимое.

Еще в конце позапрошлого века в России была предпринята попытка сохранить культурное наследие народа. Был открыт Кустарный музей. В его стенах собрали коллекцию выдающихся произведений, созданных народными мастерами. После революции он перестал существовать. Но в конце прошлого века вновь распахнул двери для посетителей. Правда теперь его называют Музеем декоративно-прикладного и народного искусства. Сегодня его экспозиция и хранилища располагают около 120 000 шедевров. Среди них:

  • мебель;
  • кухонная утварь;
  • игрушки;
  • резные наличники и «коньки» с крыш;
  • старинные сундуки и пр.

Самые древние из них датируют XVI веком.

Прикладное творчество и народные промыслы

Народное творчество в России дало жизнь традиционным промыслам. Среди самых известных:

  • хохломская роспись;
  • гжель;
  • дымковская игрушка;
  • павловопосадские платки;
  • филимоновская игрушка;
  • городецкая роспись;
  • ростовская финифть;
  • жостовская роспись;
  • федоскинская лаковая миниатюра;
  • палех;
  • ярославская майолика и т. д.

Искусство народных мастеров не было утеряно. Оно бережно хранилось, передавалось ученикам. И сегодня не стоит на месте, а развивается, обретая новые грани, используя современные сюжеты.

Арт-терапия

Лечение творчеством – это один из методов психотерапии. Он применяется в комплексном лечении множества патологий, в том числе психоэмоциональных, так как позволяет влиять на физическое, психическое и эмоциональное состояние, изменяя к лучшему.

Арт-терапия является сравнительно новым методом лечения. Впервые его начали применять в середине ХХ века, вначале в США, Англии и других европейских странах. У истоков метода стоял Адриан Хилл, художник, который обнаружил терапевтические преимущества различных форм искусства для реабилитации больных, после перенесенного туберкулеза. Он первым ввел данный термин в обиход.

Арт-терапия соединяет лечение, познание и творчество. В ходе творческого процесса, посредством самовыражения, людям удается:

  • решить личностные проблемы;
  • устранить поведенческие нарушения;
  • научиться управлять чувствами;
  • уменьшить стресс;
  • повысить самооценку;
  • научиться новому.

Психотерапия использует творчество, как способ общения. Арт-терапия помогает строить отношения в социуме людям после травм, пациентам с различными заболеваниями, в том числе с психическими, тем взрослым и детям, у которых есть проблемы с обучением, физические нарушения, инвалидность.

Не нужно быть гениальным поэтом, скульптором или художником, чтобы получить преимущества от занятий творчеством. Любой может погрузиться в созидательный процесс, увлечься искусством и оптимизировать лечение, посредством арт-терапии.

Популярные виды арт-терапии

Главная особенность творчества в том, что оно помогает человеку выражать собственные чувства, улучшая психоэмоциональное состояние и общее здоровье. Арт-терапия, чаще всего, пользуется традиционными формами искусства, такими как:

  • живопись;
  • графика;
  • фотография;
  • скульптура и прочие виды, предполагающие визуальное выражение.

Исполнительское искусство (пение, танец, игра на музыкальных инструментах и т. п.) также является популярным видом арт-терапии.

Не столь важно, какой способ самовыражения выбирает человек. Главное, что он дарит ему позитив и здоровье.

При каких патологиях практикуют лечение творчеством

Различные виды искусства являются чудесным средством, которое способно помогать многим людям проявлять себя, исследовать собственные чувства, управлять привычками, поднимать самооценку. Арт-терапия – удивительное лекарство, которое может помочь любому!

  • Например, детям с отклонениями в развитии, взрослым с психоэмоциональными нарушениями, так как посредством творческой деятельности люди могут эффективно выражать скрытые эмоции, способствуя уменьшению стресса, чувства тревоги или страха.
  • Она эффективно помогает людям с психоэмоциональными нарушениями, такими как депрессии, тревожные расстройства, панические атаки.
  • Занятия различными видами творчества стали частью реабилитации при детском церебральном параличе, аутизме, онкологических заболеваниях и многих других патологиях.
  • Арт-терапия может быть ценной частью процесса восстановления для тех, кто страдает расстройствами пищевого поведения. Позволяет пациентам реализовывать себя, получать позитивные эмоции. Постепенно превращается в лучшую альтернативу перееданию, увлечению сладостями и прочим пищевым нарушениям.
  • Занятия хореографией и прочими видами творчества помогают женщинам и мужчинам с физическими недостатками принять собственное тело.
  • В дополнение к лечению расстройств пищевого поведения, арт-терапия может быть полезным инструментом для комплексного лечения пациентов с алкогольной зависимостью, при наркомании или токсикомании.

Значение творчества для людей с особенностями здоровья и не только

Наверняка, каждый замечал, что пение, рисование помогают отвлечься, расслабиться, улучшить настроение. Особенности творчества заключаются в психотерапевтическом эффекте. К сожалению, далеко не все взрослые люди рисуют, поют, занимаются лепкой, конструированием и «креативят» другими способами. Если найти занятие по душе, окунуться в творческий поток, можно увидеть массу позитивных изменений которые произойдут с организмом.

  • Многие научные исследования доказали, что занятия хореографией, пением, декоративно-прикладными и прочими видами искусства даже в зрелом возрасте, дают огромные преимущества человеческому здоровью.
  • Арт-терапия способствует развитию личности, мотивирует на преодоление трудностей, совершенствует когнитивные функции.
  • Когда человек увлеченно занимается любым (техническим, музыкальным, декоративным и пр.) творчеством, в его организме увеличивается уровень эндорфинов, поэтому он получает положительные эмоции, отличный релакс, улучшается его общее самочувствие.
  • Арт-терапия используется не только в качестве метода лечения при хронических патологиях и системных нарушениях. Она может помочь любому человеку улучшить эмоциональное состояние и психическое благополучие, снять стресс или напряжение. Творчество может быть использовано в качестве способа самопознания и самовыражения.

Творчество в нашей жизни

«Кто испытал наслаждение творчества , для того уже все другие наслаждения не существуют.» А.П. Чехов.
Творчество в нашей жизни.
» В начале сотворил Бог небо и землю.»- С этих слов начинается Библия и история нашего мира, мира в котором мы живем.
В жизни каждого человека творчество занимает особое место, поскольку его проявления многогранны.Оно сыграло немаловажную роль в развитии истории, и продолжает и по сей день вершить ее. Творчество уникально тем, что оно неповторимо, не копируемо, оно индивидуально. Это состояние-высший дар для каждого разумного жителя Земли. Именно с его помощью человек может проявить свои способности, выразить мысли и чувства, рассказать о своей индивидуальности.
Другое дело, что творчество проявляется по разному. Ярче всего мы замечаем его веяние в культуре и искусстве.Для деятелей культуры : писателей, поэтов, скульпторов, артистов, музыкантов творчество играет порой самую значительную роль в жизни, отодвигая все остальное на задний план. Творчество для таких людей становится ключевой целью существования. И они это осознают и гоорят об этом. Творчество- это ничто иное, как состояние души, ее раскрытие для окружающих, и в первую очередь для себя. Художник способен выразить свой внутренний мир красками, и чем сильнее в момент творения его эмоциональное состояние, тем больше он расскажет нам о себе, и тем острее его картина привлечет всеобщее внимание.
Но нельзя говорить, что творчество является всего лишь частью культуры и искусства. На самом деле оно гораздо значительнее. Творцами можно смело назвать и тех, кто изо дня в день трудится над созданием новых проектов и технологий : ученых, архитекторов, генетиков. С помощью науки человечество делает гигантские шаги вперед. Взять, к примеру, такую точную науку, как физика, где все представлено в теоремах и формулах. Но даже здесь, среди множества чисел и расчетов, имеет место творческий подход. Когда группа ученых начинает работать над новым техническим изобретением , одним из основных вопросов является то, что именно должно быть изобретено, с какой целью, для чего это нужно, и как это будет выглядеть. И здесь, в этом аспекте, творчество проявляется наиболее ярко.
Но, если человек не является ни поэтом, ни художником, ни ученым. К примеру, он простой рабочий, грузчик или дворник. В его жизни творчество присутствует ничуть не меньше. Возможно, лишь то, что его проявления не так ярки и меннее заметны для общества в целом. Ведь даже просто для того , чтобы подарить любимой девушке букет цветов необходимо приложить чуточку фантазии. Письмо, отправленное другу, открытка, сделанная своими руками, даже замок на песке , построенный пятилетним малышом, является творчеством.
Творчество, несомненно, должно доставлять человеку удовольствие, избавлять от стрессов. Ведь лучше высказать свои обиды, гнев, разочарование на бумаге, излить все это в прозе или стихах, чем вымещать свою боль на близких. Порой эмоциональное потрясение может способствовать проявлению какого — либо творческого дара. И тогда обычные слова, написанные кривым почерком могут со временем превратится в мировую классику, а выплеснутые в порыве гнева краски на холст — стать дорогостоящим шедевром.
Таким образом, творчество необходимо настолько, что человечеству не обойтись без него. Оно как воздух помогает нам дышать, существовать, выживать и наслаждаться жизнью. Оно приходит во многом благодаря вдохновению. И чтобы человеку научится им владеть стоит прислушаться к себе и всему окружающему миру.

Сочинение Влияние искусства на человека 11 класс

Искусство – неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного и образованного человека. Искусство – это совокупность всего, что создано человечеством: произведений литературы, шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальных композиций. Даже проходя по городу, его жители постоянно сталкиваются с проявлениями искусства своих земляков: мастерски обработанными зданиями в центре города в разных архитектурных стилях, современной музыкой, которая звучит из динамиков на площадях или даже в супермаркетах, выточенными из камня скульптурами известных деятелей.

Влияние искусства на человека трудно и практически невозможно переоценить. Оно мотивирует, создаёт нравственную базу моральных ценностей, прививает способность созидать и любоваться прекрасным. Довольно многие люди восхищаются искусством, но стать настоящим его ценителем очень непросто. Стать ценителем – это значит научиться отличать оригинал от дешёвых подделок и копий, видеть важность даже в том, что другим может показаться заурядным и примитивным.

Ещё тяжелее, чем оценивать искусство, естественно, его создавать. Процесс создания настоящих произведений искусства может занять месяцы, годы, десятилетий. Известно множество гениальных художников, которые писали картины по несколько лет, день за днём дополняя их новыми деталями, множество писателей, которые создавали образы героев, подкрепляя их всё новыми и новыми мыслями.

Я считаю, что любой образованный человек должен хоть немного разбираться в искусстве. Лучше всего прививать любовь к искусству с детства: ходить с ребёнком в музеи, на выставки картин, показывать культурные места города. Это даст положительный эффект и со временем ребёнок вырастет в знающего человека, разбирающегося в культурных традициях своего прошлого и настоящего, человека, способного создавать достойное искусство для будущих поколений.

Сочинение 2

Искусство, по истине удивительно, оно способно влиять на духовный мир человека и передать ему те невообразимые эмоции, которые он мог никогда не испытывать в своей жизни. Также, искусство — инструмент многих деятелей, который служит для передачи главной мысли автора, передавая человеку некоторые ценности и приучая его к прекрасному. То, как влияет искусство на жизнь человека, является довольно сложным и важным вопросом.

Искусство необходимо для жизни и хорошего эмоционального состояния человека. Искусство способно воздействовать на определённые чувства человека. К примеру, можно взять музыку, часто бывало такое, что прослушав какую-то мелодию, возникают очень сильное эмоциональное пробуждение, которое может мотивировать человека, дать ему прилив радости или грусти. Музыку, как и любой другой вид искусства необходимо уметь ценить и чувствовать.

Искусство — самое прекрасное в жизни человека, а именно по этому, оно может оказать существенное влияние на него и изменить его внутренний мир. Искусство, это то, к чему должен быть приучен каждый человек. Ведь без искусства, для человека закрыт мир тех ярких эмоций, которые могут вызвать у него печаль, либо же эйфорию.

К примеру, возьмем произведение Гончарова «Обломов». В этой повести очень хорошо описывается связь главного персонажа с музыкой. В момент посещения Ольги Ильинской он впервые услышал игру на фортепиано, которая заворожила его до слез, дала ему прилив сил. В этот момент автор показывает то, как искусство может воздействовать на чувства человека и его внутренний мир.

Противоположный пример — роман Тургенева «Отцы и дети». Главный герой этого рассказа очень негативно относится к искусству и не может понять его. Он был весьма ограничен в своих взглядах. Он пытался отыскать материальную пользу искусства для человечества, не видя всей духовной ценности. Герой не мог прочувствовать его и не видел никакого смысла в его существовании. Вся его жизнь была лишена духовных благ, которых он не хотел увидеть, была скучной и однообразной.

Искусство — одна из самых важных частей жизни любого человека. Впустив его в свое сердце можно улучшить духовный мир в лучшую сторону.

11 класс

>Также читают: 11 класс ЕГЭ >Картинка к сочинению Влияние искусства на человека

Популярные сегодня темы

  • Серебрякова

    Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути

  • Анализ романа Униженные и оскорблённые Достоевского

    Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои

  • Образ Москвы в романе Пушкина Евгений Онегин

    Москва, возможно, любимый город Пушкина, сердце страны, которое пытались завоевать все нации, воевавшие с Россией. При его жизни, столицей Российской империи был Санкт-Петербург

  • Сочинение на тему Доброта 9 класс ОГЭ 15.3

    Когда мы видим преподавателя, который разрешает не делать домашнюю работу или не спрашивает в классе, то говорим: какой добрый учитель. Когда видим педагога, который заставляет много учиться, то говорим о злом педагоге.

  • Характеристика героев Горе от ума Грибоедова сочинение

    Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является великим произведением 19 века. Между главными героями этих произведений на протяжении всей пьесы происходят

Искусство может изменить человека? Да? Нет? Почему?

В школьные годы я активно занималась музыкой и спортом. Могла бы идти дальше как в том, так и в другом направлении. Но выбрала музыку, хотя таланта особого не было, так, способности. Учёба в музыкальном училище — это самые счастливые годы жизни. Я впитывала всё, что касалось музыки, как искусства, моими любимыми предметами были музыкальная литература, смежные виды искусства, народное творчество. Обязательное посещение театра Оперы, филармонии, джазовых концертов, много серьёзных музыкантов пианистов, скрипачей приезжали к нам с концертами, также общение с талантливыми людьми, которые учились вместе со мной, всё это сделало меня такой, какая я есть. Чем бы я в дальнейшем не занималась, я всегда оставалась человеком искусства, творческим человеком. Если бы я пошла по спортивной стезе, то была бы совсем другой, с другими мыслями и восприятием.

Искусство может не только изменить человека, но и воспитать его, если заниматься им серьёзно. А посмотрев однажды балет или посетив драматический театр, можно получить впечатление, даже потрясение, но измениться в корне — вряд ли. В этом могут помочь книги, правильные, нужные, вовремя прочитанные, и много…

Сочинение на тему Влияние искусства на человека ЕГЭ

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Вот и автор поднимает в своем тексте важную проблему влияния искусства на жизнь человека.

Автор рассуждает о необходимости искусства в нашей жизни, он акцентирует внимание на том, , что «прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку». Юрий Бондарев приводит в пример произведение Моцарта «Реквием», которые невообразимым образом влияет на слушателей, «люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора». Так автор показывает, что искусство способно затронуть тонкие струны души человека, заставить его испытывать необыкновенные чувства.

Бондарев утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир. Это то, чему обязательно нужно учиться. Действительно, нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что искусство может заставить нас испытывать радость и печаль, тоску и волнение, счастье и много других эмоций.

Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» ярко описывается отношение главного героя к музыке. Обломов, посетив Ольгу Ильинскую, впервые услышал, как она играла на фортепиано. Автор показывает нам, как музыка может повлиять на внутренний мир человека, на его эмоции. Слушая великолепную игру, герой с трудом сдерживал слезы, он чувствовал силу и бодрость, желание жить и действовать.

Однако отношение главного героя произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» к искусству весьма негативное. Базаров не воспринимает его, как неотъемлемую часть жизни человека, он не видит его пользы и преимуществ. В этом и заключалась ограниченность его взглядов. Но жизнь человека без искусства, без «чувства прекрасного» очень скучна и однообразна, чего, к сожалению, герой так и не признал.

В заключение хочется сделать вывод, что искусство – это наиболее важная часть в жизни каждого из нас. Нужно просто впустить его в свое сердце и душу, и оно сможет покорить весь мир.

Вариант 2

Любой вид искусства для человека является высшей наградой за те усилия, которые он приложил для того, чтобы принять в нем участие — либо являясь создателем шедевра, либо просто любуясь со стороны его результатами.

Музыкальные композиции, загадочные полотна, изящные скульптуры возникли благодаря знаниям человека, природному дару или желанию достичь подобное совершенство.

В процессе создания любого шедевра искусства человек применяет свой талант, проявляя свои возможности в полную силу. Искусство развивает, не дает оставаться на одном месте, в состоянии бездействия. За счет этого люди совершенствуются. Те, кто в какой-либо степени относится к этой сфере — это люди творческие, находящиеся в постоянном поиске. Погружаясь в этот мир, они активно развиваются духовно.

Таким образом, через проявленные воображение, целеустремленность, фантазию, терпение искусство помогает в утверждении жизненной позиции, влияет на мировосприятие человека, помогает обрести себя, сформировать собственный образ мыслей.

Если речь идет о музыке, то после прослушивания именно классических произведений эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека улучшается. В зависимости от ритма и содержания мелодий, песен можно либо получить заряд невероятной бодрости, либо успокоиться.

Под влиянием искусства внутренний мир человека преображается. В любом из его видов — графике, театре, живописи и т. д. содержится столько глубинного смысла и страсти, которые выражаются за счет своеобразных выразительных средств, что они заставляют задуматься о себе, смысле жизни, позволяют по-новому посмотреть на мир.

Любое из произведений искусства способствует различению добра и зла, хорошего и плохого. Литературные произведения имеют огромную силу, способную действовать на человека, перенося его в другой мир. Становясь героем событий, изображенных в книгах, люди познают новую информацию, на основе которой становятся лучше, исправляют ошибки после знакомства с его персонажами, сочувствуют и радуются вместе с ними. Литература может в корне изменить мировоззрение человека.

Под влиянием живописи происходит формирование духовного мира человека. Участие в этом виде деятельности способствует самовыражению, усилению впечатлений. В скульптурах люди воплощают свои эстетические желания, а для наблюдателей со стороны они являются познавательными.

Таким образом, искусство воспитывает в человеке только лучшие черты характера, повышает интеллект, выявляя и развивая те качества, которые ранее были незаметны.

11 класс

Другие сочинения: >Влияние искусства на человека

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Шишкина Сосновый лес

    Картина Ивана Ивановича Шишкина была написана художником в 1889 году. В данный момент, картина хранится в музее-заповеднике имени В. Д. Поленова. Художник создал целый цикл картин

  • Сочинение Образ Ярославны в поэме Слово о полку Игореве 9 класс

    Одним из ценнейших женских образов не только этого произведения, а во всей истории русской литературы, является образ Ярославны

  • Польза и вред интернета сочинение рассуждение эссе

    Интернет появился в нашей повседневной жизни относительно недавно, однако это не помешало ему прочно укорениться во множестве сфер деятельности и стать технологией, которую использует практически половина

  • Образ и характеристика Симеона в рассказе Яма Куприна сочинение

    Симеон — второстепенный персонаж произведения Куприна «Яма». Симеон, без сомнения, является отрицательным персонажем, ведь ему свойственны жестокость, лицемерие и циничность.

  • Теремок — анализ сказки

    По жанровой направленности произведение является детской народной сказкой, рассказывающей о животных. Персонажами сказки являются зверюшки в виде традиционных действующих лиц русских народных сказок

Определение искусства

Сложно сформулировать однозначное определение. Сколько существует словарей, столько и человеку известно определений искусства. Для художника это выражается в написании картин — он показывает свое искусство миру, так как в словах часто невозможно что-либо выразить. Для писателя — в работе над художественной книгой. Важно! Также это можно назвать процессом познавания окружающего мира или желанием человека повлиять на мир лучшим образом в результате творческого процесса. Оно является даром, где человек смотрит дальше горизонта. С другой стороны, оно приобщается к социальным процессам. Здесь человек взаимодействует как с окружающими людьми, так и с самим собой. Искусство присутствует как в повседневной жизни человека, так и в каких-то профессиональных сферах жизни. Оно объединяет многие поколения, привлекая своей подлинностью. Рис. 1. «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи. 1498 год

Влияние искусства. Аргументы

Когда люди говорят об искусстве, первое, что приходит на ум, это живопись, театр, кино, рукоделие, музыка, архитектура, то есть умение делать что-то прекрасное. Человечество, как известно, не стоит на месте, стремительно растет и развивается. Следовательно — появляются новые виды искусства. Искусство влияет на жизни людей в различных проявлениях. Этому сопутствуют определенные аргументы:

  • Во-первых, выражается любовь к сказкам. Литература здесь играет важную роль. Многим в детстве читали сказки, в которых можно увидеть плохих и хороших героев. Развязка этих рассказов учит хорошей морали. Когда ребенок подрастает, у него меняется интерес к книгам. В школе или университете задают уже более сложные произведения, которые заставляют учащегося думать более глубоко, задавая себе вопросы о морали, чести, правильном жизненном пути. Чтение делает человечество более коммуникабельным. Однако в разных видах искусства ставятся разные цели.
  • Во-вторых, искусство способно подтолкнуть человека на восхитительные подвиги. Например, прослушивание слов любимой песни. Проникновенная музыка дарит чувствительным личностям вдохновение.
  • В-третьих, влияние можно увидеть в активном развитии хенд-мейда. Бог заложил в человека желание творить. Невозможно встретить человека, который бы не любил что-то делать своими руками. Например: рукодельницы вышивают, жены устраивают уютную клумбу, мужья делают тумбочки, инженеры создают, строители строят и т.д. Дети готовы сделать все вышеперечисленное и сразу. Любовь к прекрасному есть в каждой личности и ее может заглушить только сам человек.

Рис. 2. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо. 1955 год

Единый государственный экзамен (ЕГЭ): аргументы

В литературе существуют аргументы, согласно которым можно увидеть колоссальное влияние на общество. Вот некоторые аргументы ЕГЭ:

  1. Из произведения Льва Николаевича Толстого “Война и мир” нам известна история Николая Ростова, который проиграл значительную сумму денег, играя в карты. Из-за этого он был сильно расстроен. Он должен признаться родителям, но ему очень тяжело это сделать. Однако под влиянием прекрасного пения Наташи Ростовой герой переполняется светлыми эмоциями и решается рассказать всю правду отцу.
  2. Антон Павлович Чехов “Скрипка Ротшильда”. Здесь литературный герой Яков Матвеевич представляется не совсем приветливым человеком. Люди его воспринимают как мрачного и грубого. Такой Яков Матвеевич был до того момента, пока его слуха не коснулась мелодия, случайно попавшая к нему. Услышав пленительные ноты, Яков переосмыслил свои поступки и пожалел о том, что так грубо относился к людям. В результате — он понял, что мир намного лучше, если в нем нет ненависти и злости.
  3. Владимир Короленко “Слепой музыкант”. Творчество главного героя Петруся, а именно музыка, является смыслом его жизни. Петрусь был слепым с самого рождения. Однако это не помешало ему стать музыкантом. В дальнейшем он стал очень известным пианистом. А все началось с того, что будучи ребенком он услышал мелодию дудки.
  4. Константин Георгиевич Паустовский “Старый повар”. В произведении говорится о старом поваре, который находился при смерти. Он просит свою дочь, чтобы та позвала первого встречного для исповедания грехов, так как священников повар не любил. Дочь встречает на улице молодого музыканта и передает последнюю просьбу умирающего отца. Музыкантом оказывается всем теперь уже известный Моцарт. Он заходит в дом и начинает играть на клавесине. Музыка очаровывает старика, приносит ему счастье и облегчает его страдания.

Влияние искусства на творческих личностей

Нельзя не отметить Александра Сергеевича Пушкина, который с раннего детства был окружен заботой своей няни Арины Родионовны, читавшая ему сказки, пословицы и поговорки. Это коренным образом отразилось на его творчестве. Впоследствии искусство в судьбе А. С. Пушкина сыграло значимую роль. Это повлияло на выбранные им жанры, например: ода, элегия, эпиграмма, лирические стихотворения. В поэзии Ю. В. Бондарева говорится о юном возрасте, где происходит формирование мировоззрения. Поэт убежден, что самым страшным для человека является его духовная пустота. Данным утверждением Бондарев побуждает человека думать о самом важном. В романе “Свидание с Нефертити” В. Ф. Тендряков рассуждает о том, как искусство влияет на общность. По словам автора, оно помогает воспитать душу. Человек должен учиться и стремиться делать добрые поступки безвозмездно. Рис. 3. «Свобода, ведущая народ». Эжен Делакруа. 1830 год

Искусство и интеллект

Нейробиологи определили, что искусство положительно воздействует на работу мозга, готового в следующий момент заняться точными науками. В основном такое влияние производит выступление на сцене. Во время рассматривания картин, вне зависимости от жанра, в человеческом мозге активируется часть, находящаяся в затылочной части. Другим влиянием на людей является прослушивание музыки, когда стимулируются височные доли. Если человек владеет инструментом, при это еще сам поет, держит внимание публики, то его мозговая деятельность охватывает ряд важных процессов. При чтении есть возможность размяться сетям лобных долей. Когда человек не просто с уважением относится к творчеству, но сам им занимается, будь то пианино или сочинение стихов, работа мозга производит еще больше действий. Ученые определили, что если человек исполняет, сочиняет или просто прослушивает музыку, то в мозгу задействованы все когнитивные механизмы. Всякие виды искусства, в особенности предназначенные для работы на сцене, стимулируют познавательное внимание. Искусство и точные науки, несомненно, идут вместе. Доказательством этому являются следующие личности:

  • Леонардо да Винчи, который на протяжении своей жизни не только прекрасно рисовал, но и хорошо справлялся с математикой, механикой, анатомией.
  • Известный физик-теоретик из Америки Ричард Филлипс Фэйнман является одним из создателей квантовой электродинамики. Несмотря на любовь к точной науке, он любил играть на барабане, а также увлекался живописным искусством.
  • Микробиолог Копровский известен тем, что стал основателем вакцины против полиомиелита, занимался музыкальным искусством.
  • Становление одного из основателей физики А. Эйнштейна начиналось еще в возрасте четырех лет, когда он занимался на скрипке. Также Альберт играл на фортепиано. Музыка являлась помощницей в его теориях. Время от времени он шел для того, чтобы поиграть, а потом возвращался к науке.

Рис. 4. «Мона Лиза». Леонардо да Винчи. 1503—1519 год

Правильный выбор искусства

Искусство является неотъемлемой частью человека. Оно помогает постигать вершины, если только назначение его является правильным. Оно открывает другой мир или показывает его цельным. Сила искусства способна изменить человека. Важно! Несмотря на все плюсы, искусство может ранить человека, если подходить к выбору необдуманно. Например, почти все современные фильмы пропитаны насилием, войнами, стрессами, что приводит к духовной проблеме человека. Под исключение не попадают и мультфильмы, во время просмотра которых подсознание ребенка нередко видит то, что не способно увидеть сознание. Искусство является неоднозначным предметом для обсуждения. Человек должен внимательно подходить к выбору того или иного искусства, ведь самое главное, как оно будет благоприятно влиять на наше духовное становление как личности. Предлагаем вам также просмотреть познавательное видео, в котором приведены аргументы, доводы и факты о том, как влияет искусство на подсознание.

Место произведений в творчестве писателей

План

I. Введение………………………………………………………………….3

II.Тема Великой Отечественной войны в произведениях Ю.В.Бондарева «Горячий снег» и Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»……………………………………………………………………………6

1.Биографии…………………………………………………………………6

2.Место произведений в творчестве писателей……………………….…11

3.История создания произведений, личный опыт. Место действия романа и повести…………………………………………………………….…..14

4.Прототипы……………………………………………………………….18

5.Название произведений…………………………………………………20

6.Новаторство писателей и дань классике………………………………22

7.Герои:……………………………………………………………………25

а) женские образы в романе и повести;…………………………………27

б) взаимоотношения героев;……………………………………………..30

в) командование;…………………………………………………………31

III. Заключение…………………………………………………………..35

Список литературы………………………………………………………38

Введение

Произведений о войне много, все они схожи и различны, каждое по-своему. После этого страшного испытания для народа появилось много новых писателей, писателей-фронтовиков, каждый из которых хотел рассказать свою правду о войне, изобразить её такой, какой чувствовал, понимал и понимает. Этот тяжкий и в то же время бесценный груз трудно держать в себе, хочется почувствовать себя свободным, хоть раз посредством откровенности освободиться от какого-то внутреннего напряжения. Как писал Б.Васильев: «Я и не собирался быть писателем. Если бы не война, то, может и не было бы писателя Васильева». 1 А Ю. Бондарев: «…И только после фронта появилось странное состояние смутной потребности выразить что-то»2. Так сказал бы и любой другой писатель, чей талант появился благодаря или из-за войны.

Всю военную прозу можно условно разделить на две группы: произведения, написанные в годы войны и произведения послевоенного периода. На полях сражений, в окопах, в редкие минуты отдыха появился первый оперативный военный очерк, рассказ, первая военная повесть и пьеса, первый военный роман. Так возник начальный этап в становлении литературы военно-исторического жанра. Все произведения той поры были написаны журналистами или уже признанными литераторами, в большинстве своём служившими в действующей армии корреспондентами газет, — и это было первое осмысление действительности, ещё не всегда претендующее на глубокое исследование. Во фронтовых вещах присутствовала жгучая острота репортажности, яркость информации, в них был горячий отблеск, накал очень близкого, ожигающего, что нельзя увидеть из спокойного отдаления. В

них порой отсутствовал фокус обобщения, была торопливость приказывающего не медлить чрезвычайного времени, но проявилось и очень ценное качество – документальное свидетельство событий эпохи. И лучшие из этих книг, достигшие обобщений, вошли в нашу действительность. Это Л.Леонов «Взятие Великошумска», Колесников «Нашествие», М.Шолохов «Они сражались за Родину», Л.Соболев «Морская душа», В.Горбатов «Непокорённые» и многие другие.

Середина 50-х и начала 60-х годов ознаменованы «призывом» в литературу огромного отряда писателей фронтового поколения. Впервые в советской прозе так мощно и пристрастно зазвучал голос художника «изнутри войны». Это был голос вчерашнего солдата и командира, вынесшего правду героического времени не только как личное свидетельство увиденного, но более как испытанного и пережитого человеком на долгих фронтовых дорогах.

Говоря от имени поколения и выверяя сказанное собственным писательским опытом, Ю.Бондарев точно характеризует несколько «затянувшееся» молчание вчерашних «людей окопов», наделенных художническим даром: «Душевный опыт этих людей был насыщен до предела. Все 4 года войны они прожили, не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей, эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было всё это организовать, найти необходимый сюжет, композицию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывшей памяти каждого. Все было слишком горячо, слишком близко – детали возрастали до гигантских размеров, затмевали основное. Прошло время. Всё постепенно отстоялось. Появилась историческая дистанция, которая позволяла видеть большое в истинном свете. История осмыслялась с высоты современности и сама входила в неё со своими творцами – бывшими фронтовиками»1.

Именно таких людей, их судьбы и творчество, я хочу проанализировать и понять. Война уходит от нас в далёкое прошлое, умирают ветераны, и единственное, что нам может открыть правду войны в красках и эмоциях глазами генералов, комдивов и рядовых солдат, — это книги. Художественные произведения – это лучший способ познания истории Отечества. Поэтому, исследуя особенно понравившиеся мне роман Ю.Бондарева «Горячий снег» и повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…», я узнаю и жизнь людей в то страшное время: их переживания и мечты, надежды и чувства, подвиги и трусость, судьбы, прошлое. Эти произведения помогут мне почерпнуть много знаний не только о народе, но и о самих писателях. Моя цель – увидеть войну, глазами писателей, сравнить их судьбы и творчество (на примере двух произведений), видение войны. Ощутить жизнь и чувства героев, психологию подвига, увидеть и оценить труд командования… И многое другое можно почерпнуть из этих «глубоких» произведений. В них жизнь, уроки жизни, умение её любить, ценить и понимать.

Война прошла, но в нашем сердце и памяти навечно должны остаться подвиги тех людей во имя свободы Отечества, во имя русского человека. Со временем это становится всё сложнее и сложнее, всё меньше напоминаний остаётся. Лишь вечная литература оставляет вечную память. Поэтому приступим к её анализу.

Биографии

Лев Толстой сказал в своё время: «…самое важное и нужное, что может сделать человек своим писанием, это то, чтобы изложить правдиво то, что пережил, передумал и перечувствовал»1.

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года, а Борис Львович Васильев – 21 мая того же года. А это значит, что они достигли своего совершеннолетия ранней весной 1942 года, несомненно, самой трудной из военных весен.

Борис Львович принадлежал к семье потомственных военных. Отец — кадровый офицер; мать – из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. Его пращур по материнской линии – генерал-лейтенант армии Илья Иванович Алексеев, герой войны 1812 года. Борис Васильев ушел на фронт (после окончания 9-го класса) добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе Борис Львович был направлен, сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После контузии, направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив ее в 1948, до 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки.

Юрий Бондарев родился в семье юриста. Но так же, как и Васильев ушёл добровольцем на фронт почти со школьной скамьи: в 1941 году он вместе с тысячами молодых москвичей рыл противотанковые рвы под Смоленском, а в 1942-м, не завершив полного курса военного училища, командиром орудия участвовал в сражении под Сталинградом. Отсюда начался его долгий путь, который пролегал через Днепр к западной границе, в Польшу и Чехословакию, отмеченный ранениями и боевыми наградами. Заниматься литературной деятельностью оба писателя начали лишь после войны, война заставила их «сказать своё», но ещё в детстве у них возникла огромная любовь чтению. Юра Бондарев делил всё свободное от школы время между книгами и голубями. Прочитанное развивало воображение мальчика, рождало какие-то неясные порывы. Учительница Мария Сергеевна Кузовкина, хвалила сочинения Юры Бондарева, особенно домашние. Талантливый ученик участвовал в выпуске школьного юмористического журнала, где выступал в качестве автора и редактора.

Однако между школьными годами и тем моментом, когда писатель осуществил это своё так рано зародившееся, тогда ещё неясное стремление к литературному творчеству, прошло не просто семь-восемь лет – прошла война. Именно она, как уже сказано выше, и сыграла решающую роль в становлении Юрия Васильевича как писателя. Как вспоминает Борис Васильев, писателем он ощутил себя ещё в 15 лет. В школе (где учился автор замечательных произведений) под водительством двух заядлых книголюбов и сочинителей, Бори Васильева и Коли Плужникова, издавался рукописный журнал. И здесь, так же, как и у Юрия Бондарева, немаловажную роль играла учительница литературы Александа Морева, которая являлась и вдохновителем, и первым критиком. Книги писатель читал «запоем всё подряд». «Первое, что я прошептал, очнувшись в госпитале после контузии: дайте мне книжку. Помню, перед глазами плыл туман, из которого донесся голос нянечки: мальчик, какая тебе книжка, ты в себя приди сначала. Это был 43-й год»1 — вспоминает Борис Львович. Итак, в судьбе обоих писателей война являлась основным толчком к творчеству, литературной деятельности. «Для меня война – признаётся Бондарев, — навсегда осталась в подсознании. Она всегда – и импульс, и толчок к творчеству»2. И Васильев говорит, «…что если бы не война, то, может, и не было бы писателя Васильева»1.

Вот этим-то так ценны и схожи повесть «А зори здесь тихие…» и роман «Горячий снег». «Писатель, бывший на фронте военным корреспондентом фронтовой или центральной газеты, всегда скажет: «Я видел…», «Я был свидетелем…», «На моих глазах…». Фронтовик писатель употребит иное выражение для отношения к происходящему: «Я чувствовал…», «Я ощущал…», «Я испытывал…». В подобной разнице постижения социально-нравственного и собственно военного опыта скрыты различия в творческом отборе материала для произведения, реализации его в системе образов»3. После войны с 1946 по 1951 год Юрий Бондарев учился в Литературном институте имени М. Горького. Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Огромную роль в становлении писателя сыграл его учитель и наставник К.Г.Паустовский, один из самых крупных писателей своего времени. Бондарев так отзывается о нём: «…Паустовский сделал для меня чрезвычайно много: привил любовь к великому таинству искусства слова, внушил, что главное в литературе – сказать своё. Вряд ли можно требовать от учителя большего».

Путь же Васильева выглядел несколько иначе, да и в литературу он, можно сказать, пришёл почти случайно. «Писателем меня сделала жизнь…

На моих глазах развернулся масштабный конфликт… Вот о таком невоевавшем офицере я и решил рассказать. И написал пьесу. Мне казалось, что это несложно…» — вспоминает Борис Львович. Так появилась его первое произведение — пьеса «Офицер». В жизни писателя так же был помощник и наставник, который помог преодолеть трудности начального периода – драматург Николай Погодин. Благодаря ему Борис Львович прошёл курсы сценаристов. Первый фильм по сценарию Васильева назывался «Очередной рейс».

Многие произведения обоих писателей автобиографичны. Но в романе «Горячий снег» Бондарев освещает события, непосредственным участником которых, он являлся – Сталинградскую битву, Васильев же показывает судьбы людей, не являясь прототипом своих героев, хотя определённые черты автора можно увидеть в старшине Васкове.

Хочется обратить внимание подтверждающий вышесказанное факт: в обоих произведениях есть сцена «встречи», героев с немецкими офицерами. В «Горячем снеге» это спор генерала Бессонова с пленным немцем, в «А зори здесь тихие…» это неоднократное столкновение Васкова с врагом, финальный эпизод. Безусловно, писателями изображена истинная ненависть, неприязнь, ирония к врагу. Так они выражали свои чувства устами героев. И в жизни самих писателей повторились подобные встречи, но уже спустя много лет после войны. В 91-м году, будучи народным депутатом, Борис Васильев встретился с немецким генералом, командовавшим в войну дивизией на северо-западном, ржевском направлении. По словам писателя, генерал оказался «интересным собеседником», разобрали стратегию и тактику войны, ошибки командования. Неприязни к бывшему врагу Васильев не испытывал: » Время затягивает раны. И мы хлебнули лиха, и они. Чего уж теперь-то?».Несколько иные чувства, находясь в Мюнхене, испытывал Ю. Бондарев, собиравший материал для романа. Когда он попытался встретиться с Манштейном, тот не решился на встречу с русским писателем, сославшись на плохое самочувствие. «В сущности, — вспоминал Юрий Бондарев, — я не очень хотел бы этой встречи с восьмидесятилетним гитлеровским фельдмаршалом, ибо испытывал к нему то, что испытывал двадцать пять лет назад, когда стрелял по его танкам в незабытые дни 1942 года. Но я понимал, почему фельдмаршал, этот «не побежденный на поле боя», опасался вопросов о Сталинградской операции… «

Данные примеры ярко подчёркивают близость героев к автору и чувства, которые испытывают, встречаясь с врагом, из-за которого на их глазах гибли товарищи, Родина. Отличие рассматриваемых мной произведений и заключается в понятие врага. У Васильева – это собирательный образ, как и во многих произведениях других авторов, у Бондарева же изображён именно тот враг, та личность, которая непосредственно руководила армадой танков, против которой на прямой наводке стоял автор «Горячего снега» и его герои

Место произведений в творчестве писателей

Роман «Горячий снег» был написан в 1965-1969 гг., повесть «А зори здесь тихие публикуется так же в 1969г. Удивительно совпадение. Оба произведения имеют особое место в творчестве писателей, выделяются среди других ранееизданных творений и имеют особую популярность среди читателей всех возрастов.

Имя Б. Васильева было известно читателям и зрителям ранее: его пьеса «Стучите и откроется» в 1955 году поставлена театрами Черноморского флота, были поставлены кинофильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960) и др. И все же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно, не просто складывалась и судьба прозаических произведений Бориса Львовича.

Повесть «А зори здесь тихие…» была напечатана в 1969 году в журнале «Юность» (№8) Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори…» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. Повесть переведена на все европейские языки, а в некоторых странах включена в обязательную школьную программу.

Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность «лейтенантской прозой» сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не «его» война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.

К выходу «Горячего снега» (1969) имя Ю. Бондарева было уже хорошо известно и признано, В первый ряд советских писателей его поставила во многом тогда необычная, смелая в своем новаторстве повесть 1957 года — «Батальоны просят огня», принятая поначалу с тем опасливым недоумением, с каким всегда встречаются настоящие художественные открытия. “Батальоны просят огня” — второе по счету произведение Ю. Бондарева о войне, но первая его повесть, в которой настолько ярко проявился талант писателя, соединяющего в своих работах анализ человеческой души и осмысление философских проблем. Это так же самое первое и самое смелое произведение тех лет, в котором не было патриотических криков: “Ура, мы победили! Да здравствует наша великая социалистическая Родина!” — а была только голая правда о войне. Впервые здесь был поставлен вопрос о средствах, которыми эта победа была достигнута.

Главная проблема повести — противоречие между судьбой конкретных людей на войне и судьбой стратегической операции. Можно ли жертвовать жизнями отдельных людей ради общей цели? Можно ли оправдывать такую жертву? Эти проблемы Бондарев пытается решить на уровне конфликта Ермаков — Иверзев. А Счастливая судьба романа Юрия Бондарева «Горячий снег» началась сразу после его первого издания. Книга выходила в свет неоднократно, огромными тиражами, о ней написано множество статей и диссертаций, она экранизирована и инсценирована, переведена на десятки языков, ее можно встретить в самых неожиданных уголках земли и почти никогда — на прилавках книжных магазинов, откуда она исчезает мгновенно. Бондарев написал «Горячий снег» после двух произведений, действие которых происходило в мирные дни, по хронологии войны автор также возвращает нас вспять. Герои его ранних повестей уже форсировали Днепр («Батальоны просят огня»); вели бои, преследуя отступающих гитлеровцев в Словакии и погибая в победоносном отступлении, как погиб капитан Новиков («Последние залпы»)… «Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского – боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его – это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей».1

В статье Ю.Бондарева «Сталинград», есть знаменательная фраза, начинающаяся словами: «Только теперь я понимаю…» Прошли десятилетия, прежде чем артиллерист Бондарев, а затем и писатель Бондарев увидел истинный масштаб сражений, участником которых он был. И это понимание не могло ждать «очереди», соблюдать «порядок» в творчестве писателя, оно стремилось наружу и — вырвалось, помогая нам с достаточной полнотой восстановить картину боёв под Сталинградом, расширив наши представления о мире, о войне, о людях, подвигах и многом другом.

Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья статья (11 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна –

Воронежский музыкальный

колледж им. Ростроповичей г. Воронежа

Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького.

Ницше и Горький.

(из опыта работы преподавателя)

У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопросы: что есть Человек, каково его предназначение, что есть правда, вопросы веры.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, в 1902 году Горький приступает к работе над пьесой «На дне», ставшей наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя. В период работы над драмой менялся сюжет, названия: «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни», «На дне». Каждый вариант подвергался тщательной правке. При этом Горький делился своими замыслами со Станиславским, читал пьесу Л.Н. Толстому, А.П. Чехову, актерам МХАТа. Пятницкий, которому была посвящена пьеса, правил текст и обсуждал с автором проблематику пьесы и её название.

Работа, начатая в Нижнем Новгороде в 1900 году, продолжалась до самого отъезда писателя из Крыма (23 апреля 1902 г.). Интересны записи Горького этого периода: «Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого – не очень яркого, но любящего все, все обнимающего. Эх, кабы удалось!…» (2 стр. 465) В 1902 г. в письме актеру И.А. Тихомирову Горький впервые намечает контуры основной идеи пьесы. Это «ложь из жалости к людям», «правда – молот, удары эти люди не выдержат» (2 стр.467). Посылая пьесу Пятницкому, Горький дает ей первую скромную оценку: «В пьесе много лишних людей и нет некоторых – необходимых – мыслей, а речь Сатина о человеке – правде бледна. Однако – кроме Сатина – её некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку» (1 стр. 5-6). В этих словах слышится безысходность, тоска по идеалу, которого на тот момент Горький найти не мог.

Таким образом, драма «На дне» возникла в результате широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя. Важно отметить и то, что Горький не случайно сделал героями пьесы босяков. Босячество, изображенное в пьесе, было крупным на тот момент социальным явлением XIX – н. XX века. Только в Нижнем Новгороде в 1901 году было зарегистрировано 4 тысячи босяков. Прототипов героев пьесы, как указывал писатель, он наблюдал в Нижнем, на Миллионной, среди «золотой роты». Там он познакомился с Сатиным, босяком, пострадавшим «из-за самоотверженной любви к сестре»; Барона списал с живого человека, барона Бухгольца, спившегося и попавшего в нижегородскую ночлежку. Актер был списан с фотографии пьяницы – актера Соколовского, которого Горький сравнивал с Шаляпиным в роли мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского. В Нижнем он нашел и прообраз Луки.

Многие герои пьесы чем-то схожи с героями рассказа Горького «Бывшие люди», напечатанного в 1897 году. Колоритная фигура Кувалды напоминает нам по красноречию Сатина, а скромный Тяпа – Луку. Рассказ написан в Казанский период. Горький так говорит о своих героях: «Странные это были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало, что они не жаловались на жизнь, говорили, что лучше тех, кто живет «хорошо» (1 стр. 15-16). Он увидел в босяках гордость и независимость, презрение к благам жизни, стремление к свободе, полной независимости, способность критически оценивать окружающую жизнь. Но он не скрывал и то, что «страшен этот человек невозмутимым отчаяньем своим, что себя сам отрицает, низвергает из жизни». Вот главный вопрос, который ставит Горький в пьесе «На дне».

Эти же вопросы волновали молодого Максима Горького, в раннем творчестве которого наиболее ярко видно влияние идей преобразования человеческого духа, его свободы и воли, выдвинутые Ницше.

Трудно назвать философа, чье имя не вызывало бы столь противоречивые оценки и споры, как имя Фридриха Ницше. Как ни странно, наибольший отклик его идеи нашли в философии и художественной среде России конца XIX – н. XX века. Его личная судьба и его личная трагедия нашли отражение в его философии. К числу значительных его философских работ следует отнести «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. А по сути, это призыв Ницше к саморазрушению «твари» в человеке для самосозидания в нем «творца». «Мы должны произвести опыт с истиной, — отвечал Заратустра. – А если истина должна уничтожить человечество, ну, что ж, пускай!» (4 стр. 35). Ницше хотел в «Заратустре» показать человечество, пробужденное от бессилия таинством евхаристии, нечистая, грешная кровь человечества очищается в вечно проливаемой Крови Христа, т.е. человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольно избранного меньшинства очищает и обновляет свою кровь. Он мечтал, что его произведения затмят собою поэмы Вагнера, что его евангелие заставит забыть Евангелие Христа. В жизни он был мягким и любезным человеком, благородным и добрым. В идеях непреклонным и беспощадным. Эта борьба за недостижимое, возвышенная до героизма, привела его к гибели. После разрыва с Рихардом Вагнером, великим немецким композитором, творчество которого повлияло на идеи Ницше, он заболел страшным недугом, и одиннадцать лет его жизни – это кошмар одиночества, без друзей и семьи, без связей, в бедности.

Чем он привлек русскую интеллигенцию и Горького? Причина кроется в той политической, культурной и социальной среде, которая сложилась в то время в России. Это время поиска пути развития, новых идей, пробуждение самостоятельной философской мысли, широкого революционного движения.

Был ли Горький ницшеанцем? Сам писатель открещивался от этого и не любил, когда его считали таковым. Однако в дневниках К.Чуковского мы находим свидетельство того, что в кабинете Горького рядом с посмертной маской Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем творчестве Горького перекличка с Ницше очевидна. Для романтических героев писателя характерны: независимость, стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, близость к природе, где нет морали, жажда борьбы, действия, руководство инстинктами. Романтический герой задуман как спаситель людей от их слабости, прозябания. В письме А.П. Чехову Горький писал: «Право же – настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее. Обязательно надо, чтобы теперешняя литература немножко начала приукрашивать жизнь, и люди заживут быстрее, ярче» (1 стр. 10-11).

Бытие не устраивало писателя и представлялось чем-то несправедливым, навязанным воле Человека. Между тем всё прекрасное создано именно волей Человека. Он — символ бытия. «Он создал даже Бога», — писал Горький. Горького и Ницше сближает общий взгляд на культуру как на процесс бесконечной борьбы между человеком и его внутренней сущностью (5 стр 629).

Но не все так просто у Горького. В пьесе «На дне» — конфликт между правдой Сатина, которой явно импонировал ранний Горький, и ложью Луки, которой следовал он всю свою жизнь, не преемля ни общество насилия, ни слабого человека. Лишь «мерзостной правды» Бубнова ненавидел художник. В этой правде он не видел ни мечты, ни будущего, ни Человека: «…все люди на земле — лишние». Но сильных расхождений в правде Луки и Сатина нет. И тот, и другой призывают уважать Человека. Расходятся они только в одном – как нести эту правду. Ложь во спасение нужна слабым. Это вера в человека. Она дает надежду на спасение. Правда Сатина зажигает сильных: «Что такое — правда! Человек – вот правда! Правда – бог свободного человека!»

Но грандиозный миф о Человеке рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Никто никого не слушает, не понимает: человечество на пороге катастрофы. В чем же видит спасение Горький? Ответ мы находим в IV акте пьесы. Сатин, вспоминая свой спор с Лукой, говорит: «Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?» «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может, …может, он родился-то на счастье нам… для большой пользы?.. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!» Вот вам и ответ Горького великому Ницше: «…человек вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости. Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он – создал даже Бога» (2 стр. 469).

Пьеса «На дне» отражает извечные для русского человека философские вопросы о смысле жизни. Горький сумел запечатлеть характерные черты типично русского менталитета – жажду познания, размышления о сущности человеческого бытия. И не важно на какой социальной ступени общества стоит человек, потому что эти вопросы исходят из глубинных корней русского сознания. Они испокон века стояли и, наверное, будут стоять во главе угла русской духовности.

СНОСКИ:

1. Басинский П. Неизвестный Горький / П. Басинский // М. Горький Детство. Рассказы и очерки. — М: Слово / SLOVO, 2000. — С 5-17.

2. Горький М. Правила и изречения. Афоризмы и максимы / М. Горький // Полн. собр. соч. в 30-ти тт. — М: 1950. Т.5. — С 465-469.

3. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. / Д. Галеви – Рига: 1991. — С 49-145, 170-209.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. / Ф. Ницше — М: МГУ, 1990. – С.

5. Сапронов П.А. Русская культура XIX-XX вв. Опыт осмысления / П.А. Сапронов. — СПб: «Паритет», 2005. — С 627-644.