Твардовский начало осени

Н. СЛАДКОВ «ЭХО». А. ТВАРДОВСКИЙ «НАЧАЛО ОСЕНИ» (дополнительное чтение)

Н. Сладков «Эхо».
А. Твардовский «Начало осени» (дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: способствовать расширению словарного запаса, развитию наблюдательности, формированию эстетической культуры; совершенствовать навыки читательской деятельности (декламация поэтических строк наизусть, передача выразительности
и эмоциональности речи персонажей художественного произведения, соотнесение иллюстрации и текста изученного художественного произведения)

Планируемые результаты

Предметные: выразительно читают текст; сравнивают произведения разных жанров (сказку и рассказ)

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы; осуществляют сравнение; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других

Личностные: проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; понимают и сопереживают чувствам других людей

Образовательные ресурсы: выставка рисунков детей; стихотворения И. Бунина, И. Калининой; сведения о Н. Сладкове

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Актуализация знаний

– По какой причине перелетные птицы начинают ранней осенью, когда еще достаточно тепло и много пищи, собираться в стайки и готовиться к отлету?

– Так же и белочка начинает делать свои запасы. Но ей приходится нелегко.

Предлагает посмотреть инсценировку сказки Э. Шима «Белочка и Ворон»

– День становится короче,
а ночь – длиннее.

Смотрят инсценировку сказки

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

III. Работа

по теме урока.

1. Введение

в тему

– Что можно сказать о природе осенью?

– Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

– Как вы понимаете словосочетание «терем расписной»?

– Кто расписал терем?

– О каком тереме идет речь?

– Какие еще краски у осени?

На доске – выставка детских рисунков.

– А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. Какой разговор можно в нем услышать?

Девочка в лесу

Громко я в лесу кричала,

Гулко эхо отвечало.

Скоро будут холода?

Отвечало эхо: «Да!»

Сколько елочек, смотри!

Отвечало эхо: «Три!»

Старый дуб совсем засох.

И вздохнуло эхо: «Ох!»

Ну, прощай, иду домой!

Огорчилось эхо: «Ой!»

И. Калинина

Отвечают на вопрос.

Слушают чтение учителя.

Рассматривают и анализируют рисунки.

– Разговор деревьев друг
с другом

Умеют договариваться, находить общие решения.
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Формулируют ответы
на вопросы.

Ориентируются в своей системе знаний

2. Работа над произведением.

1) Беседа

о писателе

Рассказывает о Н. Сладкове. (См. Ресурсный материал.)

Умеют слушать

2) Чтение произведения Н. Сладкова «Эхо»

Читает произведение Н. Сладкова «Эхо»

Внимательно слушают учителя

3) Беседа по со-держанию прочитанного

– Каким вы увидели осенний лес?

– Как отвечал лес на вопросы?

– Какое настроение вызывает этот разговор с лесом?

– Кто слышал эхо в лесу? Расскажите

Отвечают на вопросы на основе личных наблюдений

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

3. Работа над произведением.

1) Работа с загадками

– Отгадайте загадки.

– О каком времени года эти загадки?

Густым туманом стелется,

Дождем промозглым делится.

И зябко с ней, и хлопотно,

В душе тоска и холодно.

(Осень.)

– Какая здесь описывается осень?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья,

Зажгла огней рябиновый костер.

(Осень.)

– А здесь какая осень?

– Дождливая, холодная, тоскливая.

– Яркая, красочная

Умеют договариваться, находить общие решения. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы

на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Проявляют уважительное отношение к труду

2) Чтение
стихотворения учителем

– Послушайте, как описывает осень поэт А. Твардовский.

Читает стихотворение.

Начало осени

Плывут паутины

Над сонным жнивьем.

Краснеют рябины

Под каждым окном.

Хрипят по утрам

Петушки молодые.

Дожди налегке

Выпадают грибные.

Поют трактористы,

На зябь выезжая.

Готовятся села

Ко Дню урожая.

А. Твардовский

Внимательно слушают.

3) Проверка восприятия
текста

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Что вы представляли, когда слушали произведение?

– Какие чувства испытывали?

– Что говорит поэт об осени?

– Какие приметы осени упоминаются в стихотворении?

– Что за праздник День урожая? Кто расскажет?

Отвечают на вопросы.

– Праздник урожая – праздник, по-священный собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины (постройки для сушки снопов), уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – СыруЗемлю) за собранный урожай. Считается, что она дает благополучие, покровительствует земледелию, семье
и особенно матерям

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

4) Повторное чтение стихотворения

Читают вполголоса

Владеют навыками осознанного чтения

IV. Итог урока. Рефлексия

– С какими произведениями вы работали сегодня
на уроке?

– Назовите автора первого, второго произведения.

– Прочитайте названия.

– Определите жанр, тему.

– Что общего у этих произведений?

– Чем они различаются?

– Что понравилось на уроке?

– Какие трудности возникли на уроке и почему?

– Оцените свою работу на уроке:

• Что я узнал в результате анализа произведения?

• Удалось ли мне точно выразить свои впечатления
и наблюдения?

• Правильно ли одноклассники меня поняли?

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Выделяют и осознают то, что уже усвоено. Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

– На уроке сегодня был интересный разговор об осени, ее красках, звуках, запахах, которые производят на человека сильные впечатления, и хочется поделиться своими чувствами. Поэты, о которых мы сегодня вспоминали, а также художники и композиторы делают это в своих произведениях.

– Надеюсь, что и вы не остались равнодушными к их творчеству.

– Какое домашнее задание после сегодняшнего урока вам хотелось бы выполнить?

Выбрать домашнее задание

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено

Ресурсный материал

Рассказ учителя о Н. Сладкове

Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушел на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо нее стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет. Подобный дар – рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога – дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями – такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…