Цветная фотография в России

Первые цветные фотографии Российской империи

Одним из пионеров в области цветного фотоснимка, считается подданный Российской империи Сергей Михайлович Прокудин-Горский — это талантливый химик, изобретатель, фотограф, создатель неповторимой коллекции цветных фотографий Царской России.

Его авторству принадлежит уникальный метод позволяющий делать цветные снимки. Для их создания, сначала, фотографировались 3 изображения с интервалом в одну секунду. После, полученные три черно-белые негатива пропускались сквозь три светофильтра (синий, зеленый и красный) и совмещались в проекторе, через который и можно было увидеть цветные фотографии.

Отснятый Прокудиным-Горским по данному методу фото-сборник охватывает периоды 1903-1916 годов и носит название: «Коллекция достопримечательностей Российской империи». Эти фотографии демонстрируют нам яркий портрет — Российскую империю накануне Первой мировой войны и надвигающейся буржуазно-демократической революции. На снимках запечатлена повседневная жизнь и быт разных слоев населения России, старинные монастыри и церкви, промышленные мощности, новые заводы, железные дороги и мосты. Фотоматериалы вошедшие в сборник были отсняты в экспедициях по территории России, которые в большинстве случаях финансировались императором Николаем II. Также несмотря на название сборника, фотограф включил в него и фото сделаные в Италии, Швейцарии, Дании и в ряде других стран.

После революционных событий 1917 года жизненные обстоятельства вынудили Сергея Михайловича покинуть страну и перебраться во Францию. Коллекцию уникальных и значимых для истории фотоснимков пришлось оставить в Советской России. И только через несколько лет фотограф получит разрешение на вывоз её заграницу, конечно же, с условием изъятия снимков, имеющих стратегическое значение.

В 1848 году этот удивительный альбом был куплен Библиотекой Конгресса США у наследников С. М. Прокудина-Горского. В 2000 году с развитием компьютерных технологий снимки удалось отсканировать и восстановить в цветном изображение 1902 негатива. На сегодня коллекция находится в свободном доступе на сайте американской библиотеки Конгресса.

Завод по производству чугуна, 1910 год.

Тбилиси (Грузия), в начале XX века. Период между 1909-1915 годами.

Семья русских поселенцев в Муганской степи, Азербайджан, 1905 год.

Железнодорожный мост на реке Кама, период между 1905-1915 годами.

Гнездо аист на неопознанном религиозном здании, вероятно, мечеть в Бухаре, 1911 год.

Супружеская пара, Дагестан. Период между 1905-1915 годами.

Торговец дынями на рынке Самарканда в современном Узбекистане. Период между 1905-1915 годами.

Мастерская для производства хлопчатобумажной нити, Байрамали, Туркмения, 1911 год.

Внутренний вид электрической станции, Байрамали, Туркмения, 1911 год.

Село Колчедан в Уральских горах, 1912 год.

Салтинское ущелье в горах Дагестана, 1904 год.

Последний эмир Бухары, 1911 год.

Торговец материями. Самарканд. Период между 1905-1915 годами.

Вид на Суздаль вдоль реки Каменка, 1912 год.

Прокудин-Горский едет по Мурманской железной дороге на дрезине у Петрозаводска, вдоль Онежского озера, 1910 год.

С.М. Прокудин-Горский на реке Каролицхали, Кавказ. Период между 1907 — 1915 годами.

Православный мужской монастырь, расположенный на острове Столобный,Тверская область, 1910 год.

Первое цветное фото Л.Н.Толстого, 23 мая 1908 год.

Мельницы в Тобольской губернии, 1912 год.

Сплав леса по Петровскому каналу, город Шлиссельбург, 1909 год.

Молодые крестьянки. Вологодская губерния, 1909 год.

Уборка хлебных злаков, Вологодская губерния, 1909 год.

Первые цветные фотографии России: фотохудожник Прокудин-Горский и его история

Прошлым летом я почти случайно попала на совершенно уникальную выставку фотографий в Ливадийском дворце в Крыму (посещая дворец совсем с другой целью). Очень привлек мое внимание выразительный портрет Льва Николаевича Толстого в цвете: на фото он сидит на фоне рощи в Ясной Поляне, видимо, недалеко от дома. И хотя его поза закрыта, вся его фигура как бы говорит о спокойной уверенности в себе.
Я подумала, что фото это было обработано и сделано цветным в наши дни. Но мои спутники, сотрудники Ливадийского дворца, объяснили, что это — цветная фотография авторства фотохудожника Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Лев Николаевич Толстой. Портрет. Ясная Поляна. 1908:


Остальные фотографии запомнились мне не меньше: позитивно-эмоционально окрашенные виды природы средней полосы, древние церкви, крестьяне и их быт, простые лица рабочих, инженеры на строительстве плотин, даже средняя Азия – вся дореволюционная Россия в красках как бы встала передо мной как живая. Жанр этих фотографий — где-то между репортажными и постановочными: с одной стороны они отражают реальную жизнь, а с другой – в художественном плане их постановка безупречна.
Да-да, оказывается, уже 100 лет назад в России существовала цветная фотография и жил увлеченный человек, который сделал своей жизненной задачей запечатлеть Россию того времени в красках. После своего возвращения домой я продолжила изучать фотоальбом с работами Прокудина-Горского, который мне достался по какой-то невероятно счастливой случайности. Книга эта, кстати, — настоящая библиографическая редкость, ее тираж всего 200 экземпляров. Перелистывая страницы книги, как бы совершаешь виртуальное путешествие по России того времени, ощущения совершенно необычные: невольно начинаешь сравнивать то, что видишь на фото, с современностью сегодня.
Вот старушка прядет пряжу на крылечке своего дома (Тверская губерния) — на ее лице спокойная улыбка; дети сидят после службы у церкви, их лица сосредоточены и спокойны, несмотря на летнюю жаркую погоду полностью прикрытые одеждой, кроме рук и голеньких ступней; вот крестьянское семейство летним днем – полные здоровья спокойные лица детей и матери в лучах солнца, всего человек 6; вот заводик по производству картона, всего 4-5 одноэтажных бревенчатых изб, а вокруг просторы среднерусской полосы (почему-то сразу вспомнилась Копотня (район Москвы) и столбы дыма над ней, которые не рассеиваются никогда). И очень много церквей, которые блещут своими маковками и белизной на фоне бескрайних зеленых просторов. Да, эта та Россия, которую уже не вернуть.
Группа детей на фоне Пятницкой церкви, Вологодская губерния:

Крестьянские девушки. Вологодская губерния:

Кириллово-Белозерский монастырь:

На жнитве. Череповецкий уезд. Новгородская губерния:

Монастырский покос:

Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы:

Река (Малая) Сатка:
Вид на конопляное поле (1910 г.):
Смоленск. Успенский собор с восточной стороны:
Кто же тот человек, который дал нам эту возможность оглянуться назад на самих себя и задуматься, стали ли мы жить лучше за эти последние 100 лет?
Мне захотелось узнать и, вот, что говорят о нем открытые источники.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Род Прокудиных-Горских – один из самых древних дворянских родов России, древнее рода Рюриковичей. К этой фамилии относились многие российские военные с выдающимся послужным списком.
Образование Сергея Михайловича было очень разносторонним, уточним, что ни одно учебное заведение он так и не окончил. Прокудин-Горский учился в Александровском лицее (1883-1886), однако не закончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 года он слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил. Кроме того, Сергей Михайлович изучал живопись в Императорской Академии художеств. Кстати, впоследствии этот факт поможет ему сблизиться с кругом художников-передвижников и принимать участие в их выставках со своими фотоработами.
Далее следует новый этап в жизни Сергея Михайловича: в 1890 году он женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.
Лишь к 1897 году (в возрасте 34 лет) Прокудин-Горский начал делать доклады о своих фотографических исследованиях Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО, он продолжил эти доклады до 1918 года).
Вскоре он стал основным российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».
Поворотным этапом в его увлечении фотографией стал 1902 год, когда он в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (пригород Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите.
Именно Адольф Мите, надо сказать, сыграл очень важную роль в развитии цветной фотографии. В 1902 году Мите создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.
Переяславль-Залесский. Вид на озеро и город от села Веськово:
Крестьяне. Уфа:
Этюд «Сети» село Сорока:
Река Исеть, деревня Камышевка:
Преображенская церковь внутри крепостного вала. Церкви Василия Великого, Николая Чудотворца и Преображенский собор. Белозерск:

Мост через реку Каму вблизи Перми:

Военнопленные австрийцы у барака .

Однако и Прокудину-Горскому в деле развития цветной фотографии также принадлежит не последняя роль: уже 1902 году Сергей Михайлович впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе, сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Как это работает? Немного из истории фотографии
Камера-обскура (дословно с латыни “темная комната”), которая является основой любого фотоаппарата, в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика.
Современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию и сам способ её создания всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру, чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры, на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.
Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.
Первая фотография была сделана в 1825 году французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография из когда-либо сделанных и дошедших до нас.
В связи с особенностями технологии экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.
Как уже я упомянула выше, к этому времени люди знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.
В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «фотография», производный от греческих слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше, потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.
В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».
В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение, которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета с разными фильтрами (красным, синим и зеленым).
Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного вида фотографии внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.
В итоге первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная, используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.
Основные термины:
Пленка или матрица: матрица используется в современных цифровых фотоаппаратах, а пленка – это фотоматериал на гибкой полимерной подложке, предназначенный для различных видов фотографии. Пленка представляет собой прозрачную основу с нанесённой на неё светочувствительной фотоэмульсией. В результате экспонирования в эмульсии формируется скрытое изображение, которое при дальнейшей химической обработке преобразуется в видимое.
Экспозиция: количество света, поступившего на матрицу фотоаппарата или пленку при соответствующих установленных значениях диафрагмы, выдержки и ISO.
Выдержка: длительность времени, в течение которого оопределённое количество света поступает на диафрагму или пленку.
ISO: чувствительность матрицы фотокамеры к поступающему свету.
Диафрагма: контролирует количество света, поступающего на матрицу камеры или фотопленку.
_________________________
Биографами Прокудина-Горского до сих пор не установлена точная дата начала цветных съемок в Российской империи. Скорее всего, первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года. В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В апреле — сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской Империи, во время которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины. Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток, однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 его работ.
В 1906 г. Прокудин-Горский провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу», то есть его талант фотохудожника получил международное признание.
На родине же его по-настоящему прославили фото портреты Льва Толстого: Прокудин-Горский сам сделал ему предложение о съемке в цвете и тот с большим удовольствием и интересом согласился. Сергей Михайлович писал, что Лев Николаевич: » …особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».
Именно эти фотографии, опубликованные в журнале «Фотограф-любитель», привлекли внимание брата Николая II, Михаила Александровича Романова, который смог организовать для Прокудина-Горского аудиенцию у Государя.
К тому времени Сергей Михайлович уже вынашивал идею, которую осуществить в одиночку, однако, ему было не под силу: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.
Свою встречу с Государем Прокудин-Горский впоследствии описывал так: “Наступил самый ответсвенный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны съемки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшавты, портреты крестьянских детей, цветы, осенние этюды и тому подобное. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке…” – сегодня можно только представить степень воодушевления, которую испытывал в этот момент этот очень увлеченный своим делом и своей идеей (которую в переписке он часто называл “задачей”) человек.
Итак, в 1909 году, Николай II поручил Сергею Михайловичу заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.
Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились. О каких-либо компенсациях на текущие расходы разговор с Государем просто не велся с самого начала.
Вот как он сам описывал свою работу: » …Работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий… Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятной и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.”
В 1909 -1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Фотограф побывал на Урале, в Туркестане, в Ярославской и Владимирской губерниях, снимал места связанные с Наполеоновской кампанией в России.
После 1912 года закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.
Во время Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, занимался цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19-го марта 1918 года в Зимнем дворце.
Прокудин-Горский принял решение покинуть Россию, после того как узнал об убийстве царской семьи в июле 1918 года.
В эмиграцию Сергей Михайлович отправился со своей новой семьей: с первой супругой, от которой у него родилось трое детей, к тому времени он успел расстаться. В эмиграции он жил сначала в Финляндии, затем в Норвегии, Англии, на юге Франции, в начале 20-ых годов он добрался до Парижа. В России он был широко известным человеком, осуществившим свою мечту, а в Европе надо было начинать жизнь заново. В Париже Прокудин-Горский вместе с детьми открыл фото-мастерскую, где и работал почти до конца жизни.
Скончался Сергей Михайлович в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками, в Русском доме, где нашли свое пристанище многие русские эмигранты. По некоторым свидетельствам под конец жизни фотограф пристрастился к крепким алкогольным напиткам, что и стало отчасти причиной его ухода. Похоронен Сергей Михайлович Прокудин-Горский на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Вот таков конец этой, скажем честно, немного грустной истории жизни талантливого фотохудожника.
Что же стало с его бесценным фото наследием? Удивительные факты: Сергей Михайлович поcле революции вывез большую часть своего художественного наследия заграницу, на что ему удалось получить официальное разрешение у властей, после его смерти правообладателями негативов стали его дети, которые продали коллекцию в 80-х годах Американской Библиотеке Конгресса.

Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX-го века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.
В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.
В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе.
Теперь коллекция цветных фотоснимков в электронном виде также составляет часть фонда Президентской библиотеки (Санкт-Петербург). Фотонаследие Прокудина-Горского является общественным достоянием и часто используется в ходе самых разных мероприятий, именно эта коллекция стала основой для выставки фоторабот Прокудина-Горского в Ливадийском дворце в июле 2017 года, где ее и увидела ваша покорная слуга.
Вместо послесловия: поскольку печать цветных фотографий во времена Прокудина-Горского была очень сложной задачей, полноценно «монетизировать» весь этот багаж у художника не было никакой возможности. Экспедиции осуществлялись фотографом на собственные средства, которые скоро были исчерпаны. Замечательное российское художественное наследие было сначала вывезено заграницу, а затем продано потомками художника Библиотеке Конгресса за 3 500 долларов.
Мне кажется, что огромной удачей для всех нас и великой заслугой Сергея Михайловича является тот факт, что снимки сохранились, дошли до наших дней и могут быть оценены по достоинству сегодня современными жителями России, да, и всего мира. На этих снимках — Россия, которую не вернуть, на этих снимках наше прошлое, а значит и мы сами.
Плотина на реке Ковже:
Вытегра. Часовня:
Самарканд. Торговец дынями:
Две грузинки в праздничных одеждах:

Доставка хлопка на завод:

Евгеньевский источник. Боржом:

На Регистане. Самарканд:

Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд:

Сергей-Михайлович Прокудин-Горский. Портрет:
Ознакомиться с наследием фотохудожника можно
Также очень рекомендую к просмотру фильм, посвященный Прокудину-Горскому и судьбе его коллекции, который недавно демонстрировал канал Культура: ссылка

Цветные фотографии Российской Империи (53 фото)

Автор этих снимков — Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Некоторые из них уже публиковались на Загонах, но большинство новые.
Не верится, что эти снимки сделаны век назад! Смотреть обязательно!

1) Вид на монастырь на берегу озера Селигер. 1910г.

2) Крестьянские девушки у избы недалеко от города Кириллов предлагают гостям ягоды. 1909г.

3) Транс-Сибирская железная дорога. Мост через реку Кама, недалеко от Перми. 1910г.

4) Фабрика по производству хлопчато-бумажной нити. Предположительно в Ташкенте. Снимок сделан в период 1905-1915г.

5) Верблюд, груженый баулами и начальник отдела логистики. Шутка 🙂 Просто фото, без подписи. 1905-1915г.

6) Три юрты. 1905-1915г.

7) Дмитриевский собор в г. Владимир. 1911 год.

8) Башкирский стрелочник. 1910г.

9)

10) Австрийские военнопленные на фоне барака. 1915 год.

11) Церковь в деревне Шайдома. 1915 год.

12) А вот и сам автор этих фотографий – Сергей Михайлович Прокудин-Горский (первый справа, в шляпе)1915г.

13) Река Шуя 1915г.

14) Украинская крестьянка. 1905-1915г.

15) Алим Хан, Эмир Бухары. Позирует со своим мечом (саблей?) 1905-1915г.

16) Бревенчатые постройки среди уральских гор. 1905-1915г.

17) Угловая башня Троицкого Собора Соловецкого монастыря. Соловецкие острова, 1915г.

18) Мальчик (наверное, пастушонок) у деревянных ворот. 1910г.

19) Работа на Бакальском руднике. 1910г.

20) Двор в башкирской деревне Эхья. 1910г.

21) Шлиссельбург. Плоты на канале Петра Великого. 1909г.

22) Город Чердынь. 1910г.

23) Старая церковь Святого Николая Чудотворца в поселке Ныроб. 1910г.

24) Церковь в поселке Ветлуга 1910г.

25) 72-летний Андрей Петров Калганов. Бывший заводской мастер. Прослужил на заводе 55 лет. Имел честь подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству Государю Николаю II. г.Златоуст, 1910г.

26) Двинск. Римско-Католическая церковь. 1912г.

27) Мельницы в Тобольской губернии. 1912г.

28) Формовочный цех на заводе в г. Касли 1910г.

29) Фотограф Прокудин-Горский на горной речке Каролицхали. 1905-1915г.

30) Успенский собор в Горицком монастыре около Переславля-Залесского. 1911г.

31) Часовня на Ольгинском холме. 1909г.

32) Шлюз Св. Павла. 1909г.

33) 84-летний старик Пинхуз Карлинский. 66 лет на службе Российской Империи. Главный на Черниговском шлюзе. 1909г.

34) Экипаж парохода “Шексна”. 1909г.

35) Лесопилка на берегу Оки. 1912г.

36) Церковь Воскресения Христова. Кострома, 1910г.

37) Группа дагестанских женщин. 1905-1915г.

38) Галерея в церкви Воскресения Христова, Ростов Великий; 1911г.

39) Строительство железобетонных рам для стен замка в Белоомуте. 1912г

40) Мечеть во Владикавказе. 1905-1915г.

41) Вечерний вид на мечети Шах-и-Зинда в Самарканде. 1905-1915г.

42) Самаркандский пастух. 1905-1915г.

43) Грузинская женщина позирует стоя на ковре у дерева. 1905-1915г.

44) Мугани, семья поселенца. 1905-1915г.

45) Греческие женщины на уборке урожая чая. 1905-1915г.

46) Дагестанцы. 1905-1915г.

47) Общий вид от реки Кура на Ликанский дворец. 1905-1915г.

48) Часть входной двери с правой стороны Тилля-Кари. Самарканд. 1905-1915г.

Прокудин-Горский. Цветная фотография 115 лет назад. Как он это делал?

Вчера посетил замечательный музей, но о музее чуть ниже, т.к. началось все с фильма.

Документальный фильм Леонида Парфенова «Цвет Нации». Фильм о Российском фотографе, изобретателе, издателе и общественном деятеле по имени Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

Фильм буквально поразил, т.к., хотя я и интересуюсь фото-историей, но того, что в ленте рассказано, совершено не представлял.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский в первую очередь известен (хотя, не очень-то и известен, оказывается) своими достижениями в цветной фотографии и цветном типографском издательстве в 1900-х годах в царской России.

Причем, цветная фотография Прокудина-Горского не сводилась к любопытным для узкого круга лабораторным опытам, а была поставлена на широкую ногу.
До наших времен дошла коллекция из ~1900 цветных стеклянных негативов Прокудина-Горского, на которых запечатлены пейзажи, архитектура, промышленность и быт многих регионов Российский империи.

Сергей Михайлович практически не занимался портретной фотографией. Свою жизненную цель он сам описывал, как необходимость запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру, историю и модернизацию. И все это для того, чтобы показывать в школах на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению богатство и красоту всех уголков бескрайней страны.

Сохранность снимков, а также их детализация и цветопередача просто поразительные. Благодаря этому, существует мнение, что императорская Россия — это страна, история начала 20-го века которой фотографически задокументирована наиболее полно по сравнению с иными странами.

В общем, фильм сильный с точки зрения сюжета, режиссуры и видеоряда. Рекомендую. Вот ссылка.
В фильме упоминался Музей С.М. Прокудина-Горского, расположенный в Москве.

Естественно, поход в этот музей для меня стал только вопросом времени и подгадав очередной сезон Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» (полезное с приятным), я в музей этот отправился.

Располагается музей по адресу г. Москва, ул. Климашкина, д. 13Б, ГБОУ «Романовская школа».

Вот ссылка на сайт музея: p-g-museum.org.

Музей на территории школы, посещение открыто по субботам и строго по записи. Все это есть на сайте.

Музеем заведует Руководитель Международного научного проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» Дрючин Василий Васильевич.

Василий Васильевич — очень энергичный и увлеченный проектом человек, благодаря которому музей этот сначала возник как коллекция, а потом и стал доступен для изучения всеми желающими.


Музей небольшой по площади, но содержит множество уникальных экспонатов. Это фотоаппаратура тех лет, воссозданный лабораторный уголок, множество фотографий, книг, писем и прочих уникальных экспонатов, связанных с жизнью и деятельностью выдающегося ученого, фотографа, путешественника, журналиста.

Музей обладает практически полной коллекцией цветных видовых открыток С.М. Прокудина-Горского. Из 95 выпущенных Прокудиным-Горским открыток в экспозиции представлены 93.

Приятно разнообразят коллекцию образцы фототехники разных эпох.

Внимание детей экспозиция также умело привлекает макетами техники, игрушечными солдатиками и еще множеством занятных мелочей, имеющих, между тем, вполне конкретную связь с темой экспозиции.

Очень рекомендую посетить музей и обязательно с экскурсией.

Вот еще ссылка на Проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского». Там можно ознакомиться с коллекцией цветных фотографий Прокудина-Горского.

Технология цветной фотографии С. М. Прокудина-Горского

Итак, в чем секрет технологии Прокудина-Горского? Что позволяло делать цветные снимки 115 лет назад, да такие, что они поражают своим качеством и сейчас?

Метод Прокудина-Горского основан на цветоделении. Сам принцип цветоделения и цветной фотографии на его основе был уже открыт и апробирован ранее.

Конкретно, в 1901 году немецкий ученый, один из пионеров цветной фотографии Адольф Мите (Adolf Miethe) сконструировал фотокамеру для «трехцветной естественной фотографии» («Dreifarbenfotografie nach der Natur»), которая была затем по его чертежам изготовлена Вильгельмом Бермполем (Willhem Bermpohl) и в 1903 году представлена широкой публике. Иллюстрация с visualhistory.livejournal.com

Прокудин-Горский проходил обучение у Мите в фотохимической школе в Шарлоттенбурге и в 1902 году стал свидетелем первой демонстрации цветных фотоснимков.

Впоследствии, Прокудин-Горский в большинстве своих работ использовал несколько усовершенствованную камеру системы Мите-Бермполя.
Что же это все-таки за камера и в чем ее особенность?

Метод цветоделения заключается в том, что при фотографировании каждый раз делаются три черно-белых снимка. Каждый снимок делается через цветной светофильтр. Светофильтры применяются — красный, зеленый и синий (RGB).

Соответственно, красный фильтр отсекает от фотопластинки все цвета, кроме красного и т.д.

Негатив остается черно-белым, но он сформирован под действием только одного цвета.

В кассете камеры Мите-Бермполя была вертикально заряжена стеклянная фотопластинка форматом 8Х24 см. Фотопластинка рассчитана на 3 кадра. Цветные светофильтры находились непосредственно на кассете перед фотопластинкой.

Фотограф должен был сделать три снимка одной и той же сцены. После каждого снимка кассета сдвигалась вниз под собственным весом. Нужно было только освободить стопор.

Для оперативности съемки, а также для снижения риска сдвига аппарата между снимками, спуск затвора и освобождение стопора кассеты, Прокудин-Горский осуществлял с помощью пневматики, а именно — двух резиновых груш. На этом уникальном снимке Сергей Михайлович за работой в момент съемки. Хорошо видно, что в руках у него две воздушные груши.
Пневматический спусковой тросик показан и на этом снимке. Фото из музея Прокудина-Горского.
Схемы той камеры, которой конкретно снимал Сергей Михайлович, мне найти не удалось. Но если отталкиваться от силуэта камеры на фото, то можно предположить, что модель была такая. Иллюстрация с makal47.ru

Сложность метода трехцветной фотосъемки заключается в следующем:

1. Чувствительность фотоматериалов тех лет была невелика.
Для получения изображения требовались выдержки, бывало, в десятки минут. Вот почему на старых фото люди часто в таких напряженных позах. Моделям ведь нужно было стоять неподвижно довольно долго.

Тройная съемка, как минимум, утраивала время экспозиции. А скорее всего, время экспозиции росло в большее количество раз. Светофильтр ведь поглощал часть света.

2. Фотоматериалы тех лет были неодинаково чувствительны к разным цветам.

Поначалу светочувствительные слои фотопластин на основе галогенов серебра имели достаточную чувствительность только в синей и фиолетовой областях спектра, слабую чувствительность в зеленой области и совсем не имели чувствительности в области красного цвета.

Вспомним, что уже в наше время при фотопечати в темной комнате использовался красный фонарь. Черно-белая фотобумага, даже вполне современная не реагировала на красный свет.

То же самое было и с фотопластинками в начале 20-го века. Изображение через зеленый, и тем более красный фильтры получить было сложно или вообще невозможно.

Повышение чувствительности фотоматериалов к тем или иным цветам называется Сенсибилизация.

Вот над сенсибилизацией и работали фотографические химики тех лет.

Множество ученых вели свои работы параллельно. Работал над улучшением свойств своих фотопластинок и Сергей Михайлович и вполне преуспел.

Конкретно заслуга Прокудина-Горского в развитии фотографической химии в том, что он:
1. Сумел повысить общую чувствительность эмульсии до такой степени, что экспозиция каждого снимка стала длиться около секунды.
2. 1906 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, превосходящий по качеству рецепт Мите. Новый состав расширял чувствительность бромосеребряной пластины равномерно на весь спектральный диапазон видимого света. В декабре 1906 года «Петербургская газета» сообщила, что исследователь предполагает получать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, т.к. до сего времени никем не получено».

Два этих улучшения и дали возможность проводить трехцветную съемку в реальных условиях, сохраняя непосредственность в позах моделей.
Я все-таки предположу, что выдержку Сергей Михайлович для каждого из трех снимков подбирал индивидуально.

Вообще, эволюция цветовой светочувствительности фотоматериалов хорошо показана на этой иллюстрации (makal47.ru):

– Ортохроматические фотоматериалы с чувствительностью к зеленым и желтым лучам с длиной волны до 560 нм;
– Изоортохроматические фотоматериалы с выравненной чувствительностью в диапазоне 400 — 590 нм;
– Изохроматические фотоматериалы — сенсибилизированы полиметиновыми красителями, имеют спектральную чувствительность до 650 нм (светло-красный цвет). Проявление таких материалов может проводиться при темно-красном освещении лаборатории, к которому они практически нечувствительны.
– Панхроматические фотоматериалы — имеют чувствительность во всем диапазоне видимого света (об этом говорит приставка пан-), поначалу имели провал в области зеленых цветов.
– Изопанхроматические фотоматериалы — в принципе те же панхроматические, но с выравненной чувствительностью к зеленым лучам.
– Инфрахроматические фотоматериалы имеют сенсибилизацию к инфракрасному излучению в области 760 — 920 нм, иногда даже до 1200 нм.

Обратите внимание, на этом снимке если приглядеться, то видно, что на коробке от фотопластин производства Прокудина-Горского написано, что они панхроматическме. Фото из музея Прокудина-Горского.
Идем далее. Получен тройной негатив. Что с ним делать?

Кстати, обратите внимание, что негативы имеют разную плотность и вообще выглядят то по-разному.

С тройного негатива нужно сделать тройной позитив. Делается ом простым контактным методом. Негатив накладывается на неэкспонированную фотопластинку и экспонируется равномерным светом.

Так получается тройной, по-прежнему черно-белый позитив.

Далее Сергей Михайлович стеклорезом разделял позитивы и помещал их в металлическую рамку, причем уже в горизонтальном порядке.

Зачем он это делал мне непонятно. В Сети немало изображений проекторов, конструкция которых рассчитана именно на вертикальное расположение слайдов.

Возможно, дело в том, что при горизонтальной ориентации, в процессе загрузки и выгрузки слайда из проектора (эта операция вертикальная) на проекционном экране картинка ползает вверх-вниз, но все цвета при этом сразу правильные.
Если загружать слайды в проектор, показанный выше, то на экране в момент загрузки будет мелькать некая цветовая фантасмагория. Ну, или нужно перекрывать световой поток на всех объективах, что увеличивает время показа.

Это только моя гипотеза, не более.

В общем, проектор, применяемый Прокудиным-Горским, предполагал именно горизонтальное расположение. Вот его макет. Фото из музея Прокудина-Горского.

Как уже отметили выше, хитрость проектора в том, что он проецирует одновременно 3 слайда, причем каждый снова через цветной светофильтр. Все три проекции накладывается и сливаются в одно изображение.
Проецируемое изображение получается цветным!

Как это работает разберем на примере. Допустим, мы ходим сфотографировать зеленый квадрат на абсолютно черном фоне.

Как будут выглядеть наши черно-белые негативы?

Через красный и синий светофильтры зеленый цвет не пройдет. Квадрат будет черным. И фон черный. Эти два негатива не экспонируются и останутся прозрачными.

Через зеленый фильтр наша сцена экспонируется и на негативе появится черный квадрат на прозрачном фоне.

Вот я сделал снимок для более наглядной демонстрации. Есть черный фон, есть зеленый квадрат, есть два светофильтра. Белый фон я также использую, чтобы был виден цвет фильтра и чтобы показать, что фильтры примерно одинаковой плотности и квадратик под красным фильтром не видно не потому, что он полностью затемняет картинку.
Под зеленым фильтром квадрат отчетливо виден, а под красным — полностью сливается с фоном.

Вот тот же снимок в черно-белом виде.
А вот как будет выглядеть негатив. Справа, если бы не было еще белого фона, все было бы прозрачно по всей площади.
Далее мы делаем позитивы. С первых двух полностью прозрачных негативов у нас выйдут полностью черные позитивы.

С третьего негатива получится позитив, у которого прозрачный квадрат на черном фоне.

Про проецировании через проектор с тремя светофильтрами окажется, что световой поток, окрашенный в красный и синий цвета, полностью перекрыт совершенно черными позитивами. А вот поток зеленого цвета, проходя через соответствующий позитив, отображает на экране ровно зеленый квадрат.

Цветное изображение с черно-белых носителей!

При сложных цветовых оттенках ситуация ровно такая же. Сочетание трех позитивов, за счет неодинаковой плотности в каждой конкретной точке, смешает цвета в нужной пропорции и даст на экране нужный оттенок.

Причем, если цвет фильтров на фотоаппарате и проекторе совпадают, но на экране будет именно правильная цветопередача со всеми оттенками, а не трехцветный комикс.

Нужно сказать, что во времена Прокудина-Горского была уже практика изготовления цветных слайдов. По-настоящему цветных.

Но время расставило точки над i. При длительном хранении изображений, состоящих из серебра, а не из красителей, они гораздо более долговечны.

Слайды Прокудина-Горского сохранились великолепно и позволяют сейчас (тем более, с использованием цифровых технологий) получать отличные цветные изображения, поражающие своими цветами и детализацией.

Хорошо, с проектором понятно, а можно ли было сделать цветной отпечаток во времена Прокудина-Горского?

Увы, нет. Техника формирования цветного изображения на бумаге в то время бала, конечно и не одна, но все они относятся скорее к типографским методам, а не к фотографическим.

Например, Сергей Михайлович печатал очень красивые открытки, но это уже другая история.

На этом у меня все. Удачи, и сходите в музей!

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть 2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис, рекомендую. .

Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов

Благодаря стараниям замечательной российской художницы, известной под ником klimbims в сети, эти фотографии не только стали цветными, но и будто ожили. Сложно поверить, но многие из этих снимков были сделаны почти 100 лет назад. Предлагаю взглянуть на Россию в период с 1900 по 1965 год и, возможно, открыть для себя что-то новое.

1. Николай II с семьей, 1914 год

2. Советский снайпер Роза Шанина,

3. Великая княжна Мария Николаевна, 1906 год

4. Людмила Павлюченко, самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, имевшая на своем счету 309 подтвержденных смертельных попаданий в солдат и офицеров войск противника, 1940 год

5. Юрий Гагарин и его Matra Bonnet Djet VS coupe, 1965 год

6. Царица Александра Федоровна с дочерьми, 1913 год

7. Гимназистки, 1900-1917 год

8. Первые пассажиры московского метро, 1935 год

9. Рабочий и руководитель на автомобильном заводе, Москва, 1954 год

10. Российские солдаты в Берлине, 1945 год

11. Семья из Екатеринбурга, конец 19 века

12. Екатерина Рябова, советский летчик, Герой Советского Союза, 1945 год

13. Парад физкультурников на Красной площади, 1937 год

14. Борец Карл Поспешил, 1912 год

15. Шахматист Хосе Рауль Капабланка против Александра Алехина, Москва, 1913 год

16. Мужчина и советские дети, 1940 год

17. Противотанковая артиллерия, 1940-е

18. Советский флаг над Берлином, 1945 год

19. Лидия Литвяк, летчик-истребитель, Вторая мировая война, 1941 год

20. Сестры милосердия Царица Александра Федоровна с дочерьми в военном госпитале во время Первой мировой войны

21. Советский снайпер Семен Номоконов и его знаменитая трубка

22. Летчики 102-го гвардейского истребительного авиаполка в капонире рядом с «Аэрокоброй» борт 33.

23. Николай II в униформе 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка, 1912 год

24. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

25. Сестры милосердия в столовой, 1900-е

26. Михаил Булгаков, 1928 год

27. Мария Долина, советская летчица, Герой Советского Союза, 1945 год

28. Невеста, 1903 год

29. Танкист Михаил Смирнов, 1944 год

30. Берлин, 1945 год

31. Ольга и Татьяна Романовы, 1900-е

32. Жнец, 1914 год

33. Форд советской сборки, 1930 год

34. Ташкент, 1930 год

35. Галина Уланова в постановке «Лебединое озеро», 1930 год

36. Пасха на фронте, 1916 год

37. Советский актер Николай Рыбников на съемках фильма «Весна на Заречной улице», 1956 год

38. Противотанковая артиллерия, 1943 год

39. Российский Красный крест на фронте Первой мировой войны.

40. Княгини Ольга и Татьяна Романовы, Ливадия, Крым, 1914 год

41. Демонстрация в Тель–Авиве, 1947 год

42. Графиня Елизавета Васильевна Мусина-Пушкина в наряде боярыни XVII века. Костюмированный бал 1903 года.

43. Григорий Распутин, 1904 год

44. Александр Георгиевич Пронин, советский летчик-истребитель, 1942 год

45. Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин

46. Арсений Тарковский

47. Советские моряки поднимают флаг ВМФ СССР над бухтой Порт-Артура, 1945 год

48. Николай Феликсович Юсупов

49. Медсестра, 1914-1916 год

50. Ленин

51. Волховский фронт, 1943 год

52. Российские солдаты, 1916 год

53. Советские солдаты неподалеку от Севастополя, Крым, 1941 год

54. Немецкое посольство, Санкт-Петербург, 1913 год

55. Берлин, 1945 год

56. 566-й (Солнечногорский) штурмовой авиационный полк, 1944 год

57. «Красный уголок» в отделе набора в Галиче, Костромская область, 1931 год

58. Советский снайпер Любовь Макарова и Герой Советского Союза Дмитрий Назаренко

59. Наталья Меклин (Кравцова), София Бурзаева, Полина Гельман, 1943 год

60. Капитан Александр Пронин и майор Сергей Бухтеев (в кабине) перед вылетом, 1943 год

61. Подружки, 1934 год

62. Противотанковая артиллерия, 1940-е

63. Артиллерист и советский снайпер Надежда Колесникова, 1943 год

64. Командир эскадрильи 6-го отдельного гвардейского штурмового авиаполка капитан Иван Мусиенко

65. Российский пилот, Первая мировая война, 1918 год

66. Последний снаряд, 1914 год

67. Александр Керенский, 1917 год

sergpodzoro

Представляю цветные фото России столетней давности пионера цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Начало 20 века было ознаменовано удивительными научными открытиями и изобретениями, многие из которых на целые десятилетия опередили своё время. Среди них — цветная фотография по методу цветоделения, технически весьма сложному, но дававшему результат поразительно высокого качества.
В 1903 году одним из пионеров этого метода и первым цветным фотографом России стал Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863—1944), представитель древнего дворянского рода Владимирщины. Этот человек посвятил весь свой талант ученого и кипучую энергию подвижника одной грандиозной цели — запечатлеть «в натуральных красках» всю ширь и богатство великой страны, которая называлась Российской империей.
Образы русского народа на снимках Прокудина-Горскогою
(по материалам сайта http://www.prokudin-gorsky.org/ , который ведёт исследование и популяризация наследия С. М. Прокудина-Горского и блог проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» https://oldcolor.livejournal.com/ )
Под «народом» Сергей Михайлович, как и многие русские интеллигенты, понимал прежде всего крестьянство — хранителя русской самобытности, традиционного уклада, основу Российского государства.
Поэтому основные этнографические снимки представлены прямо-таки поэтическими, живописными образами крестьянского труда на фоне природы, главным образом в северных губерниях (ныне это Вологодская область). Прочие слои «народа» представлены преимущественно уральскими рабочими, некоторые из которых мало отличимы от крестьян. Простые горожане, обыватели, купцы попадали в кадр лишь случайно на общих видах городов. Другие представители русского общества запечатлены на снимках этюдного характера, но это уже как бы отдельная тема для одного из следующих обзорных постов — «Служивая Россия».
В единичных экземплярах у Прокудина-Горского есть также снимки деятелей культуры (Л. Тостой, Ф. Шаляпин), государственных деятелей (правители Бухары и Хивы), священнослужителей, портреты неизвестных дам, в т.ч. явно дворянского сословия.
Обзор начнём с красивейшего снимка «Обед на покосе». сделанного в июле 1909 г. на берегу Шексны близ Череповца:
Думаю, никто не будет спорить, что эта работа заслуживает названия «фотокартина», отличается совершенством композиции, излучает светлую «ауру», наполняет зрителя чувством безмятежного покоя. Не случайно репродукция именно этого снимка стояла в комнате Прокудина-Горского в годы эмиграции.
Вообще, на берегах Шексны была сделана самая большая и красивая серия крестьянских этюдов.
Вот крестьяне на покосе около старинного посада Крохино:
Ныне это затопленное водами Волго-Балта место стало печально известно видами гибнущего на глазах круизников крохинского храма, оставленного в 1964 г. умирать среди волн. Этот храм — своего рода символ «Русской Атландиты». Властям на него наплевать, лишь небольшая группа волонтёров-энтузиастов пытается спасти руины стен, обкладывая их мешками.
Однако в 1909 г. эта земля была полна жизни и сил и ничто, казалось, не предвещало беды:
Что стало с этими крестьянами Белозерья? В Белозерске стоит памятник в честь воинов Великой Отечественной. На его гранитной стене — бесчисленные имена погибших. Этот маленький город и Белозерский район тогда потеряли своих земляков больше, чем, например, США своих солдат в десятилетней Иракской кампании.
У Леушинского монастыря, давно затопленного водами очередного водохранилища, был сделан снимок «Монастырской сенокос»:
Вероятно, где-то поблизости, у берегов Шексны снимался «На сенокосе около привала»:
Ещё один «Сенокос» там же:
Венцом шекснинской этнографической серии являются портреты крестьянских девушек, сделанные в деревне Топорня (где от Мариинской системы отходит канал герцога Вюртембергского).
«Крестьянские девушки» с ягодами стали одним из символом коллекции Прокудина-Горского, фрагментом этого снимка оформлен соответствующий раздел сайта Библиотеки Конгресса США:
В этом снимке завораживает замечательная яркость красок крестьянских нарядов.
Одна из участниц позировала отдельно для снимка «Девушка с земляникой»:
Ради такого случая она надела сразу четыре вида бус:
Вот уже нарядилась так нарядилась!
Мариинский альбом завершают два загадочных снимка «На жнитве»:
Те же двое плюс ещё трое:
Могли ли на территории нынешней Вологодской области убирать пшеницу в июле?
У меня есть предположение, что эти снимки были «пристроены» в Мариинский альбом автором по сходству сюжета, однако в действительности они сделаны на Урале летом 1907 г. На чём основано это предположение?
Как известно, Прокудину-Горскому часто приходилось бывать на Урале по делам Товарищества Гатчинских медеплавильных и ста­лелитейных заводов. Об одной из таких поездок, состояв­шейся летом 1907 года, он пишет в своём обращении к чи­тателям журнала «Фотограф-Любитель» (1907. № 8. с 227-229): «Недавно вернулся я с Урала, где пришлось побывать не только в городах и го­родишках, но и во многих селах и деревнях. Фотография не была специальной задачей моей поездки, и хотя со мною и были аппараты, но пользоваться я предполагал ими очень мало. По той же причине не была взята и походная палатка для снаряжения кассет. Красоты некоторых месте­чек увлекли меня, однако, настолько, что я израсходовал псе заряженные дома кассеты и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек. В той небольшой части Урала, которую я видел, меня поразили размеры и зажиточность сёл и многих деревень — я был в одном из богатых по урожаям уездов.

Большинство сёл имело по две. по три и по четыре церкви. Уже поверхностный осмотр показывал, что о нужде тут и речи нет, а если можно чего желать, то к хорошему прибавить ещё лучшее. В одном из таких богатых сёл мне пришлось пронести неделю. Кое-какие мотивы заинтересовали меня, и я приступил к фотографированию. Как только я появил­ся с камерой на улице, тотчас же сделался предметом вни­мания крестьян, как мужчин, так и женщин. Немедленно начались предложения снять портреты, и по заявлении, что я портретов не снимаю, каждый говорил, что «ты не сумлевайся, мы деньги заплатим».

История эта повторялась изо дня в день, как в этом селе, так н в других, которые я посетил, и можно было насчитать по 100 человек в каждом, которые охотно фотографировались. (…) Из любезности к хозяевам, у которых мне пришлось жить несколько дней, я согласился снять семейную группу. Конечно, отправились надевать лучшие платья, причем женщины ни за что не хотели оставаться в светло-голубых юб­ках, которые были на них надеты, говоря, что этот цвет вый­дет, как белый, — что некрасиво. Все хорошо знали, что на прямом солнечном свете сниматься нехорошо, н сами указа­ли мне отличное по освещению место для съёмки. К установ­ке группы все относились с должным вниманием и без ма­лейшего шутовства. Из беседы после съёмки я узнал, что в селе есть любитель фотографии, но очень плохой. Присутст­вие его приносит всё-таки свою пользу и в таких селах при­езжему фотографу работать будет значительно легче».
По всей видимости, снимки «На жнитве» и являются результатом одной из таких импровизированных фотосессий.
Вполне вероятно, что тем летом 1907 г. Прокудин-Горский сделал ещё один замечательный этнографический снимок, не связанный ни с одной из известных нам экспедиций — «Крестьянка мнет лен. Пермская губ.»:
Снимок явно постановочный: крестьянка вырядилась и даже надела золотые украшения. Ну двух кадрах у неё серьёзное лицо, на третьем она не выдержала и расплылась в улыбке 🙂
Прокудин-Горский снимал русских крестьян не только в «коренных» губерниях, но и на далёких окраинах империи.
Так, в выжженой солнцем Муганьской степи Бакинской губернии был сделан снимок «Семья поселенца. Пос. Графовка»:
Это фото стало знаменитым, поскольку украсило обложку альбома Р. Олсхауза «Фотографии для царя» (Нью-Йорк, 1980 г.) — первого издания, посвященного Прокудину-Горскому и его коллекции.
Царское правительство пыталось проводить русскую колонизации в некоторых окраинных районах, создавая компактные ареалы русских поселений. Помимо Мугани, другим местом крупного колонизационного проекта стала так называемая Голодная степь — пустынная область на границе современного Узбекистана и Казахстана.
Сосланный в Ташкент опальный великий князь Николай Константинович но собственные средства начал строительство в Голодной степи ирригационных каналов, чтобы превратить бесплодный земли в хлопковый и животноводческий оазис. Он пригласил тысячи русских крестьян, которым раздавал осваиваемые земли, помогал обустраиваться на новом месте. Вскоре на левобережье Сырдарьи возникли посёлки с названием Надеждинский, Никольский, Спасский, Романовский, Духовской, Обетованный.
Прокудин-Горский в 1911 г. сделал подробнейший фотоотчёт об этом ирригационном и колонизационном проекте, в том числе замечательный снимок «Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян»:
Вот его фрагмент, чем-то напоминает образы из фильма «Белоге солнце пустыни»:
Рабочий люд у Прокудина-Горского представлен довольно разнообразно, это далеко не только индустриальные рабочие.
На Мариинской системе сделан снимок, подписанный как «Пильщики на Свири», хотя на самом деле это снято в устье реги Вытегры:

Лица людей ярко освещены заходящим вечерним солнцем. Они серьёзны и полны достоинства:
Ещё крупнее:
Трудно представить, что скоро их всех захлестнёт исторический водоворт: они уйдут воевать с германцем, потом станут создавать советы, ревкомы, окажутся на фронтах гражданской.
Было бы интересно узнать реальные судьбы людей на этом и других подобных снимках, но сделать это уже практически невозможно.

Сплавщики на реке Ковжа, тот же 1909 г.:
Строители плотины в Кузминском Рязанской губернии, 1912 г:
Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды.
Рабочие на строительстве плотины в подмосковном Белоомуте (фрагмент снимка):
Конечно, больше всего рабочего люда Прокудин-Горский запечатлел на Урале.
Вот знаменитый портретный снимок «Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода»:
Самое интересное заключается в том, что в 1987 г. Рональд Рейган подарил этот снимок (очевидно, в виде репродукции) Горбачеву. Снимок был передан на хранение в музей… Нижнего Тагила.
Сильное впечатление производит фото «Работа на Бакальском руднике»:
Здесь поражает примитивность методов горной добычи в 20 веке. При этом снимок сделан на Тяжелом руднике, где буквально накануне приезда Прокудина-Горского ввели встрой первую в России канатную дорогу для спуска руды (кстати, иностранного производства):
На том же Тяжелом руднике сделан интересный групповой снимок «Накатка дров для обжига руды», который лучше смотреть в виде фрагмента:
Эта разномастная братия уральских рабочих кажется несёт в себе не меньше русской самобытности, чем крестьянство:
На Урале рабочие жили часто в небольших поселениях при заводах и часто их облик действительно мало отличался от крестьянского.
Бакальские рудники по уральским меркам были ещё передовым горнодобывающим производством. Прокудину-Горскому в объектив попадался и гораздо более примитивный уровень хозяйствования, как, например, на снимке «Промывка руды бурого железняка на Шиловском руднике в 7 верст. от дер. Макаровой» (фрагмент):
У мастера можно найти и сцены труда квалифицированных рабочих, например, «Формовка художественного литья» (Касли):
Сцена отгрузки готовой продукции, фрагмент снимка «Механическая мастерская для отделки художественного литья»:
Галерею образов русского народа дополняют различные этюдные работы.
В альбоме небогатой на съемки живой натуры Волжской экспедиции можно найти такой чудный сюжет как «За пряжей. В деревне Изведово»:
А это крестьянин-проводник у истока реки Западная Двина (фрагмент снимка):
Достаточно динамичен сюжет снимка «Монахи за работой: посадка картофеля», сделанного в Гефсиманском скиту Ниловой пустыни на озере Селигер:
Весьма интересен снимок «Рыбацкие поселения на озере Селигер»:
В результате захватывающего расследования, длившегося несколько недель, удалось установить, что это вид центральной набережной в г. Осташкове!
При увеличении видна корзина с довольно богатым уловом:
Рыбакам у Прокудина-Горского посвящено ещё два этюда.
Это фрагмент снимка «На озере», которое в результате не менее интересного расследования оказалось озером Зюраткуль в Челябинской области:
На другом фрагменте — дедушка-рыболов на уральской реке Исеть:
Городских обывателей удается лишь иногда подлядеть на общих видах.
Вот, например, жители Златоуста:
А это — барышни Екатеринбурга:
Осташковцы:

Блог проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» (www.prokudin-gorsky.org)

Сайт. «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
Исходник:

Цветные фотографии из царской России

  • 126 20 63 29k

    17 фактов о Хоакине Фениксе, одном из самых талантливых и недооцененных актеров современности

  • 169 63 150 86k

    Какой была бы Россия в 2019 году без Октябрьской революции

  • 274 24 97 66k

    Отрезвляющий рассказ о доброте, который докажет, что мы совершенно не разбираемся в людях

  • 139 21 62 31k

    20+ человек поделились самыми бредовыми стереотипами о своих странах

  • 172 12 80 53k

    19 человек, чьим костюмам на Хеллоуин позавидовали бы даже те, кто ненавидит этот праздник

  • 83 15 56 18k

    Как сложилась судьба «принцесс» из клана Кеннеди, которым так и не удалось стать хозяйками Белого дома

  • 234 14 157 388k

    15 доказательств того, что животные гораздо умнее, чем нам кажется

  • 198 21 89 81k

    20 твитов о зрителях в кинотеатрах, которые своими выходками затмили героев фильма

  • 77 11 25 45k

    11 любимых актрис, которых нам сложно вспомнить молодыми

  • 136 23 73 125k

    12 актеров, которым режиссеры перестали доверять стоящие роли в фильмах

  • 176 53 191 91k

    Я проверила на себе, можно ли доверять бьюти-хитростям из интернета

  • 125 22 147 102k

    12 причин, по которым нужно делать уборку реже. И это пойдет только на пользу

  • 460 23 481 171k

    15 особенностей Японии, которые находятся за гранью понимания обычного европейца

  • 97 12 121 35k

    20 фактов о сериале «Во все тяжкие», который зрители и критики считают одним из лучших за всю историю телевидения

  • 177 14 88 33k

    19 вещей и животных, габариты которых вышли из-под контроля

  • 115 38 43 78k

    19 российских и зарубежных звезд, которые внезапно оказались одногодками