Цитаты про царя

20 мудрых мыслей царя Соломона о жизни

  1. Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.
  2. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
  3. Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.
  4. Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?
  5. Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
  6. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
  7. Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?
  8. Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
  9. Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.
  10. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
  11. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
  12. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
  13. Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.
  14. Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
  15. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
  16. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.
  17. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
  18. Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.
  19. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
  20. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.

Скажешь Соломон – подозреваешь мудрость! А произнесёшь мудрость – перед глазами встаёт Соломон! Мудрые цитаты Соломона

Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.

Глупый не любит знания, а только бы высказать свой ум.

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.

Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.

Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка

Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.

Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?

Бедный ненавидим бывает даже близкими своими, а у богатого много друзей.

Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему.

Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его.

Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.

Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет.

Что? Где? Зачем?

Анонимный15 апреля 2010 г., 00:22

Третий вариант легенды:
Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли — пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не меряны, еще одно кольцо — сильно ли увеличит их?

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении — и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках… Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки…. Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОХОДИТ», — прочел он.

Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось — и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО».

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить приемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», — вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца — блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» — прочел Соломон…

ОтветитьУдалить

Все проходит и это тоже пройдет

Я музыкант, но скорее, если быть и точнее, то музыкант-любитель. Окончил среднюю, музыкальную школу по классу гармонь-аккардион. Конечно, приятно посидеть у камина, пить горькое, черное кофе, да играть себе, и на испанской семиструнной гитаре тоже. А еще, мне нравятся различные композиции с различных жанров музыки. Нет особого направления в музыке, который был бы для меня единственно приемлемым, желанным. Слушаю абсолютно все, начиная с бесценных алмазов классики до хард-рока и металла, все в зависимости от настроения. Но, речь не о том…
Сегодня, сидел, да размышлял за чашкой чая. О разных проблемах, трудностях, напастях в жизни, о допущенных мной ошибках. Часто посещают невеселые мысли о том, что можно было бы многого избежать неправильного, случившегося в моей жизни. Тем временем играла музыка. Песня Михаила Шафутинского «Еврейский портной». Конечно, многим из вас известно, что там есть слова: «…жил один еврей, так он сказал, что все проходит…». Слушал, слушал, вначале эти слова не входили в сознание. Но, через некоторое время будто стукнуло по голове молотом. Я задумался над словами Михаила. Пришло успокоение ибо вспомнил одну притчу, которая имеет прямое отношение к вышеуказанным словам в песне. Сию притчу же рассказал мне давным-давно один еврей-друг о царе-пророке Соломоне (Сулейман в исламской интерпретации, мир ему и отцу его, пророку Дауду (Давиду)). Возможно, вы знаете о ней, но считаю глубоко целесобразным предоставить ее ко вниманию читателей. Особенно в наши злобные времена, когда так много боли, страданий, печали! Конечно, добавив и свое исламское мироощушение и мировозрение.
Мудрейший царь-пророк Соломон, мир ему, является самым могущественным человеком и повелителем в истории всего человечества. Аллах безгранично Щедрый подарил своему пророку не только власть над людьми, причем его эра, была эрой процветания и пика могущества Изральского царства. Пророк Сулейман, мир ему и отцу его, был властен и над миром джиннов, и тварей земных, он понимал язык всего мирозданья, а также он повелевал ветром. Благословенный и благочестивый царь-пророк, стал символом справедливого правителя…
Царь Соломон, мир ему и отцу его, носил на пальце перстень на котором была выгравированна надпись, гласившая — «Все пройдет». Когда случались беды, приходили несчастия, различные потрясения и страдания, гложила печаль, смертельное отчаяние, умножаемые проклятой сатаной тысячекратно, то он смотрел на эту надпись и прибегая к Господу своему, успокаивалось у него сердце. Но, однажды случилось так, что он разгневался и сняв кольцо с пальца швырнул на землю. (Невозможно нам представить себе, что могло бы разгневать человека столь могущественного, повелевающего ветрами и джиннами, существами, каждый из которых в мгновение ока способен уничтожить планету Земля). От удара об землю изумруд на перстне отскочил со своего места на нем. Царь поднял перстень и увидел на месте, где стоял изумруд выграированна другая надпись. На сей раз, гласящая — «И это пройдет». Пророк Соломон, мир ему, увидя запись пал на колени пред Ликом Господа и раскаялся во гневе своем. И вновь прибег лишь к Нему, ибо лишь Он есть Лекарство всему болезненному, всем несчастиям и страданиям в жизни, и посему лишь у Него надо просить помощи, всегда и везде, и во всем!
Никогда нельзя быть пессимистом, отчаиваться и впадать в уныние, депрессию и тем более в истерику!

Солон и премудрости афинской демократии

Равенство не рождает войну.
Солон.
СОЛОН (638 – около 559 г. до н. э.) — выдающийся законодатель и знаменитый греческий мудрец-тираноборец. Древнегреческий город АФИНЫ и его политик СОЛОН неразрывны: период расцвета города начинался в древности с его законодательства как правителя, избранного жителями этого полиса в 594 году до н. э. демократическим путём из числа девяти архонтов (начальников). До конца своей жизни Солон обличал абсолютизм правления и призывал народ бороться с тиранией. Он входил в число «семи мудрецов», пользовавшихся у народа особым почётом. Житейская мудрость их проявлялась в афоризмах (гномах). Одни гномы представляли собой нравственные самоограничения, другие заключали философский смысл, третьи являлись мировоззренческими изречениями. Любимый афоризм Солона звучал так: «Ничего сверх меры».
а) с чего начинался город-государство Афины?
АФИНЫ – город, названный в честь мудрой, знающей, всё умеющей и побеждающей богини. Здесь в древности соединились два слова — народ и власть (demos – kratos), явив форму государства, признающую права и свободы всех его граждан.
Вначале у древних греков не было государства. Началось с того, что во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Эти племена, разделённые естественными преградами горной страны, были изначально обречены на обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастут с течением времени столицы: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и другие. Будущим афинянам или Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, — Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. Особо отметим, что в конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомеровского эпоса — «Илиада» и «Одиссея».
Постепенно в древнегреческом доклассовом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы разделения на простой народ и родовую знать. В руки последней попадают лучшие земли, большие стада и, наконец… власть. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь — базилевс. Старейшины во главе с вождём являлись военными предводителями, а войско состояло из числа мужчин народного собрания. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал такой порядок ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ.
Одновременно, это был последний период первобытнообщинного строя, когда земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство, а ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер и появляются купцы. Повсеместно используются рабы из числа захваченных в плен. И, наконец, образуется семья с господством мужчины, чем окончательно подрывается древняя родовая организация. Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.
В УШ столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Основателем его стал по преданию царь ТЕСЕЙ. Решив объединить демы Аттики, он решил отречься от единоличной власти: служить военачальником и следить за исполнением законов. Тесею удалось уговорить граждан стать жителями одного демократического города-государства под названием Афины. Так объединились в один народ двенадцать самостоятельных общин, и в честь этого события царь устроил праздник с жертвоприношениями (Панафинеи). Афины стали средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племён происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Постепенно формировались сословия: а) эвпатридов («благородных») — знати; б) геоморов — мелких земледельцев; в)демиургов — ремесленников.
Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Его назвали АРЕОПАГ, так как оно заседало на холме бога войны Ареса. Ареопаг законодательствовал, осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц. Высшими по значению должностными лицами были АРХОНТЫ — девять старейшин, объединённых в коллегию. Они избирались ареопагом сроком на год.
Основная же масса была лишены таких возможностей. «Бедные, — пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они… шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей».
Уже с начала VI века до н.э. существовали АРИСТОКРАТЫ(знать) и ДЕМОС(народ). Причём под «демосом» в Древней Греции подразумевались свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии. В результате борьбы между ними, победила демократия рабовладельческого толка, основателем которой и стал Солон, о чем будет сказано в следующих параграфах.
В классический период (V век до н. э.) Афины достигли вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы.
Афины не только самый древний город в Европе, но и самый уникальный: здесь прекрасно сохранились редчайшие памятники античности. В центре города на холме возвышается знаменитый Акрополь. И поныне вызывает восхищение его вход, украшенный колоннадой – Пропилеи, построенный при великом демократе Перикле под руководством прославленного греческого зодчего Фидия. Он же был автором 11 метровой статуи богини Афины, возвышавшейся внутри великолепного храма – Парфенон (от слова Парфенос — дева), построенного архитекторами Истиным и Калликратом.
У подножия Акрополя расположилась древняя рыночная площадь Агора (базар). Сюда греки приходили не только для того, чтобы купить или продать товар, но и посоветоваться, узнать последние новости, обсудить законы. Иногда они окружали камень, на который забирался очередной глашатай, и слушали его речи. Где-то здесь, по преданию, нашёл среди глиняных горшков своенравную красавицу Ксантиппу великий философ Сократ и, женившись на ней, удивлял афинян своим необыкновенным терпением.
б) Солон и афинская рабовладельческая демократия
Демос находился в постоянной вражде с аристократией, шаг за шагом вырывая у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия. Демократическая форма правления существовала в афинском полисе приблизительно с 500 по 321 г. до н. э.
В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога — ипотека — была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользовании должника, но при просрочке платежа -столь обыкновенной — переходила к кредитору.
«Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, — пишет греческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», — собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».
Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля СОЛОНА. Афинский мудрец происходил из знатного обедневшего рода. Оставшись без средств существования после смерти отца, он занялся торговлей и отправился в плавание, чтобы посмотреть мир и приобрести состояние. Разбогатев, Солон вернулся на родину и застал в Афинах ожесточённое противостояние враждующих группировок. К тому же афиняне вели с переменным успехом войну с Мегарами за остров Саламин. Солон возглавил афинское войско и добился успеха, став самым знаменитым человеком в Аттике.
Богатые его уважали, так как он происходил из знатного рода и был человеком состоятельным. Бедные считали его своим вождём: он бескорыстно защищал их права. Видеть Солона единоличным правителем соглашались и те и другие. Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою». Малоимущие знали его, как человека справедливого, и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земель. Богачи же ему доверяли, как человеку мудрому и осторожному.
Лидеры враждующих партий предложили Солону стать тираном, но он категорически отказался, пояснив, что тирания – это такое место, на которое не так трудно забраться, как трудно его оставить, а для государства она может стать злом. Позже афинский мудрец так написал о своём решении в стихах: «Когда землю пощадил я родную и тирана власть суровую не взял, то своё, тем самым, имя не покрыл позором я. И мне нечего стыдиться: так скорее всех людей я склоню к себе…»
Солону поручили примирить враждующих граждан, став между ними посредником, но это было не просто: бедняки требовали передела земель, а богачи не желали расставаться со своими привилегиями. Мудрецу предоставили широкие полномочия с правом сохранять или отменять старые законы и создавать новые. Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА. Важнейшей политической реформой Солона было установление ИМУЩЕСТВЕННОГО ЦЕНЗА. За единицу исчисления богатства был избран МЕДИМН — мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л).
1. Самые богатые были причислены к первому разряду. Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент). Представители первого разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне.
2. Просто богатые — ко второму. Для зачисления во второй — триста медин зерна или соответствующий эквивалент. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Этот разряд также поставлял конников.
3. Третий разряд составили граждане среднего достатка. для зачисления в третий — двести медимнов. Третий разряд составляли тяжеловооруженные гоплиты — пехотинцы, которые сделались истинной славой афинского войска.
4. Все прочие — феты — были зачислены в один четвертый и последний разряд. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.
Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.
в) деяния и Конституция Солона
КАКОВЫ ЖЕ БЫЛИ ДЕЯНИЯ СОЛОНА? Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, — отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, — выкуплены за счет государства. Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати — опора ее власти — включались в общий гражданский оборот.
Высшим органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ или ЭККЕЛЕСИЯ. В противовес ему были созданы два новых органа: СОВЕТ ЧЕТЫРЁХСОТ и так называемая ГЕЛИЭЯ -суд присяжных заседателей.
В НАРОДНОМ СОБРАНИИ могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (всё население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника. Таким образом, в Народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов.
СОВЕТ ЧЕТЫРЁХСОТ избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати.
Судебные дела рассматривались в «суде присяжных» — ГЕЛИЭЕ, которая состояла из 6 000 человек, выбиравшихся по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 дикастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными). При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Это было явной уступкой демосу, которому она была очень выгодна.
Продолжал существовать и Совет старейшин — АРЕОПАГ, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена.
Исполняли решения Народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал различные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.
Не все бедняки радовались нововведениям – были и такие, что считали их недостаточными, ожидая раздела земли поровну, но Солону верили и не бунтовали. Вскоре он отменил старинные законы Драконта (Драконовские законы), по которым даже самое незначительное преступление каралось смертью. Всех граждан Афин Солон разделил на четыре разряда по их доходу. Первые три разряда несли службу в сухопутных войсках и могли занимать государственные должности. Бедняки имели право участвовать в судах и в народном собрании. У них не было денег, чтобы приобрести оружие, поэтому они служили, в основном, гребцами на кораблях.
г) рассуждения и изречения Солона
Солон не раз рассуждал о том , что такое счастье. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья, иллюзия, подобная наркотическому опьянению. Так человек, внезапно разбогатев, растворяется удовольствиях и чувствует себя абсолютно счастливым и довольным. Он полностью отрешён от мира, потому что больше ничего ему в данный момент не нужно. Солон же судил об этом так: «От богатства родится пресыщение, от пресыщения — спесь».
И он советовал избегать чрезмерных удовольствий, ибо они рождают печаль. «Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого», — говорил он.
И особенно предупреждал против празднеств, оргий и пьянства: «Опьянение есть истинное безумие, оно лишает нас наших способностей». Но лишь потом наступает очень тяжелое похмелье, когда человека ждут тяжкие страдания, но в тот момент он об этом не думает.
Многие из его современников отождествляли счастье с полным удовлетворением своих потребностей: что еще надо, если они богато живут и им легко доступны физические и духовные удовольствия ? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый лидийский царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя, ибо лишь смерть придаёт жизни законченный вид. «Но ведь я перед тобой, — возмутился Крез, — самый счастливый, потому что я самый богатый». Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив, а пока жизнь продолжается, ничего сказать нельзя. Так родилось одно из самых мудрых изречений Солона: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти». И, действительно, жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. В данном случае нет, так как вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого.
Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье — иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы — власть быстро развращает и опустошает человека. Солон подчёркивал, что прежде чем повелевать, нужно научиться вначале соподчинению: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться». Думаю, в служении своему народу и долгу перед ним Солон видел смысл не только власти, но и самого понятие счастья. Так, когда царь Крёз спросил его: «Знал ли ты кого-нибудь счастливее меня?» «Да, знал, — ответил Солон, — Моего земляка Телла. Он был честным, порядочным человеком и умер, сражаясь за родину. Детей своих он воспитал так, что они стали хорошими и уважаемыми гражданами». Быть истинным гражданином и патриотом своей страны – вот смысл нравственного кредо и духовного завещания великого мудреца.
Существует и такая притча. Как-то милетский правитель и мудрец Питтак уселся у алтаря как проситель и требовал освободить его от власти. На расспросы митиленцев о причине этого Питтак ответил, что трудно быть благородным. Узнав об этом, Солон сказал: «Прекрасное — трудно» или «прекрасное даётся нелегко». И отсюда эти слова вошли в поговорку. Другое же крылатое изречение Солона – «в великих делах всем нравиться нельзя».
Облик политика-деспота был глубоко антипатичен Солону, ибо по сути своей он был тираноборцем. Он не уставал повторять: «Кто для многих страшен, тот должен многих бояться». Солон был истинно милосердным человеком и не хотел жестких законов. Некоторые его афоризмы по этому поводу донеслись до нас через столетия. Так, на вопрос, почему Солон, как правитель, не установил закон против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился».
Солон как бы на будущее предупреждал судей: «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон». И конечно же потрясает своим современным во все века звучанием наблюдение Солона, которое он сформулировал таким образом: «Законы подобны паутине: если в них попадет бессильный и легкий, они выдержат, если большой — он разорвет их и вырвется».
Солон считал, что достижение внутренней умиротворённости и гармонии человека – жить в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Наверно, отсюда его изречения, направленные против ложных взаимоотношений и пустой болтовни:
— Ничего слишком!
— Во всем нужна мера.
— Знаешь — так молчи.
— К другу не учащай ходить, дабы, пресыщенный тобой, он не возненавидел тебя.
— Упрекай друга наедине, хвали — публично.
— Молчание скрепляет речь, а своевременность скрепляет молчание.
И поражают некоторые высказывания, в которые заложены общечеловеческие заповеди:
— Богам — почет, родителям — честь.
— О тайном догадывайся по явному.
— Чего не клал, того не бери.
— Не советуй угодное, советуй лучшее.
Многие изречения Солона были обращены и к внутреннему миру человека и его нравственности. Есть среди них и парадоксальные. Когда он оплакивал сына, кто-то ему сказал: «Ведь это бесполезно!» — «Оттого и плачу, что бесполезно», — ответил Солон. Или… «Наилучшая человеческая участь — заснуть и не проснуться».
* * *
Таким образом, В 594—593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган — Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид.
Солон проводил свои реформы осторожно, используя взаимные уступки и считая, что: «Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил всё поставить на место». Сохранился древний документ, прославляющий мудрость Солона, открывшего публичный дом, управляемый рабынями, «дав возможность избавиться от похоти без угрозы для общества».
Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов. Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец, через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.
И всё же реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Когда Солона спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».

>Солон — биография, информация, личная жизнь

Солон

Солон (др.-греч. Σόλων; между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., Афины). Афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

Самым ранним и аутентичным источником о Солоне являются его стихотворения, от которых дошло до нашего времени большое количество фрагментов различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. Также современными источниками являются его законы. Большинство из них приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского. Некоторые законы упоминаются у Геродота, Аристофана, Лисия, Эсхина, Демосфена и Диодора Сицилийского. В древности Солону приписывалось более 100 законов, однако не все они были изданы им. Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. В середине V в. до н. э., по словам Кратина, кирбы находились в очень плохом состоянии, а в конце века законы, вероятно, были скопированы на каменные стелы.

О Солоне кратко упоминают некоторые авторы V в. до н. э., например, комедиографы Кратин, Аристофан и Евполид. Наиболее известны посвящённые ему рассказы в «Истории» Геродота, особенно знаменитый рассказ о разговоре Солона и Крёза в Сардах. В конце V в. до н. э. и в IV в. до н. э. в среде интеллектуальной элиты возрос интерес к идее «отеческого государственного строя», ассоциировавшегося в числе прочих с Солоном. Соответственно, он упоминается в трудах многих ораторов, философов и публицистов (Андокид, Лисий, Исократ, Демосфен, Эсхин). Платон приписывает ему миф об Атлантиде.

Деятельность Солона занимала большое место в трудах аттидографов, которые дошли до нашего времени в незначительных фрагментах. Этими трудами (в наибольшей степени трудом Андротиона), вероятно, пользовался Аристотель в своих работах. Рассказ о реформах Солона в «Афинской политии» является одним из самых важных источников о них. Плутарх тоже использовал труды аттидографов при написании биографии Солона.

Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому. Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский, Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине. По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.

Так как та ветвь рода Кодридов, к которой он принадлежал, к концу VII в. обеднела, он был вынужден заняться морской торговлей для улучшения своего материального положения. Солон много путешествовал и знакомился с обычаями и нравами других государств. Так как в источниках существуют противоречия относительно морских путешествий Солона, некоторые исследователи подвергают сомнению факт его торговой деятельности.

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солона он был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. В своих стихах Солон порицал существующую обстановку в полисе и выдвигал идею эвномии (благозакония).

Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм. В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония). Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам.

Солон принципиально ненавидел тиранию. После проведения реформ сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании, но он отказался. В эпоху Старшей тирании, когда во многих греческих полисах к власти приходили тираны, добровольный отказ от единовластия — уникальный случай. Свой отказ он аргументировал тем, что это покроет его имя позором и может погубить его и его род. К тому же он был противником насилия.

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи. Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк.

Высказывания царя Соломона. Его имя — синоним мудрости!

Историки до сих пор спорят, существовал ли царь Соломон на самом деле. Однако притча гласит, что жизнь этого мудрого правителя была полна беспокойств. Поэтому он обратился к придворному философу, который вручил ему кольцо с надписью: «Всё проходит».

Когда царь гневался, он должен был взглянуть на перстень и успокоиться. Долгое время Соломон действительно усмирял злобу таким способом, но как-то надпись только разозлила его. Он сорвал перстень, чтобы забросить его подальше, и обнаружил, что на обратной стороне написано: «И это пройдет».

Сегодня редакция «ОФИГЕННО» приводит мудрейшие высказывания, которые предположительно принадлежали царю Соломону.

View this post on Instagram

A post shared by M (@way_to_the_gods) on May 2, 2019 at 8:58am PDT

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».

View this post on Instagram

A post shared by Andrea Sterling Design (@andrea.sterling.design) on Feb 9, 2019 at 6:07am PST

«Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять».

View this post on Instagram

A post shared by capital of the ummah (@alqudssoldiers) on Jun 11, 2019 at 1:54am PDT

«Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится».

View this post on Instagram

A post shared by Joaquin homs (@joaquin_homs) on Feb 27, 2018 at 11:25am PST

«Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда».

View this post on Instagram

A post shared by Karilyn | Family Travel Writer (@nobackhome) on Jun 10, 2019 at 5:48am PDT

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда».

View this post on Instagram

A post shared by B.B.™ -🇨🇭Travel Master® (@b.b.trademark) on Jun 7, 2019 at 8:11am PDT

Loading…

«Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?»

View this post on Instagram

A post shared by alfredo la rosa (@alfredolarosa) on Apr 6, 2019 at 1:59pm PDT

«Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив и однако же беднеет».

View this post on Instagram

A post shared by حُب وقُدس 💛🌸’ء (@love_for_alquds) on Jun 11, 2019 at 3:32am PDT

«Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?»

View this post on Instagram

A post shared by lucie marie B. (@abracadabooks) on Sep 30, 2019 at 11:07am PDT

«Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».

View this post on Instagram

A post shared by ОБЕРЕГИ ИЗ СЕРДЦА ИЗРАИЛЯ (@the_soul_of_israel) on May 24, 2019 at 10:36am PDT

«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи».

View this post on Instagram

A post shared by Mic3333 (@mic33332) on Nov 8, 2018 at 11:53am PST

«Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?»

View this post on Instagram

A post shared by ANNE CAROLINA (@annecarolss) on Jun 11, 2019 at 7:33am PDT

«Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца».

View this post on Instagram

A post shared by @timv1n on Jun 11, 2019 at 6:35am PDT

«Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками».

View this post on Instagram

A post shared by Интересно о языках (@denis.leontjew) on May 15, 2019 at 10:10am PDT

«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым».

View this post on Instagram

A post shared by Mason mx (@masonmx_) on Oct 27, 2018 at 10:56am PDT

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная».

View this post on Instagram

A post shared by style­4home (@style_4_home) on Jun 11, 2019 at 6:27am PDT

«Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого».

View this post on Instagram

A post shared by HMP (@pherath) on Jun 11, 2019 at 6:01am PDT

«Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются».

View this post on Instagram

A post shared by Mic3333 (@mic33332) on Oct 14, 2018 at 1:19pm PDT

«И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль».

View this post on Instagram

A post shared by Alberto Giacomello (@abigiaco) on Jun 11, 2019 at 5:04am PDT

«Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум».

View this post on Instagram

A post shared by MR_BRSBSR_1389 (@brsbsr1389) on Oct 31, 2017 at 10:15am PDT

«Лучше щепоть с покоем, чем пригоршня с трудом и томлением духа».

Цитаты Соломона

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Составил подборку цитат еврейского царя Соломона (1011 — 928 до н. э.).

Соломон считается эталоном мудрости, хотя сейчас и не все его высказывания выглядят таковыми.

Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, люди, жизнь, мудрость, глупцы, тщетность жизни, Бог, социальное поведение, многословие, жена, благодеяние, ссоры, любовь и ревность, женщины и мужчины, умеренность, гнев, несправедливость жизни, правда.

О жизненной этике

Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?

И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем, потому что оставлю его человеку, что будет после, и кто знает, мудрый ли он будет или глупый, — а будет владеть моими трудами.

Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

Не хвались завтрашним днём; потому что не знаешь, что родит тот день.

Не очень будь праведным и не слишком мудрым — зачем тебе ужасаться?

Не очень будь нечестивым и не будь глупцом — зачем тебе умирать до срока?

Сердце и разум — две несоединимые части одного неразрывного целого. Разуму надлежит оставаться холодным, но сердцу следует быть горячим. Сумей сохранить ясность рассудка в миг, когда сердце твое пылает, — и станешь вершить деяния, о которых ранее не мог и помыслить.

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное.

Нерадивый в работе своей — брат расточителю.

Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Не стремись слышать всё, ибо ты услышишь, как твой раб злословит тебя.

Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.

Доброе имя лучше большого богатства.

О людях

Сделал Бог человека прямым, люди же ищут многих ухищрений.

Не может человек найти суть дела, что делается под солнцем, — сколько б ни трудился искать человек — не найдёт; и если даже скажет мудрец, что сумеет, — не найдёт.

Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.

Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.

Что плавильня — для серебра, горнило — для золота, то для человека уста, которые хвалят его.

Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного в день бедствия.

Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.

Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?

О жизни

Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.

Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.

Бывает, скажут о чём-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.

Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.

Род уходит и род приходит, а Земля остаётся на век.

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.

Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.

Всё пройдёт. И это пройдёт.

О мудрости

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Стремление познать суть вещей дано человеку как бич наказующий.

И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость, но мудрость бедного презирают и не слушают его речей.

Мудрость поможет мудрому лучше, чем в городе десять могучих.

Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.

Если притупится топор и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.

Мудрость защищает так же, как и деньги, но её превосходство в том, что она сохраняет жизнь её владельцу.

Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Думал: «Стану мудрым» — а мудрость от меня далека.

О глупцах

Как пёс возвращается в блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают.

Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.

Лучше слушать от мудрого порицанье, чем слушать человеку песню глупца.

Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему.

В уши глупого не говори, ибо он презрит разумные слова твои.

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.

О тщетности жизни

Все дни человека — печаль, и заботы его — это скорби.

Жизнь постоянно доказывает нам, что мёртвые счастливее живых. А самый счастливый тот, кто вообще не родился.

Благо тому, кто совсем не жил, кто не видел злого дела, что творится под солнцем.

Что пользы человеку от его трудов?

Ибо кто знает, что есть благо человеку в считанные дни его тщетной жизни?

Все суета сует. Все тщета и ловля ветра.

Всё — из праха, и всё возвратится в прах.

О Боге

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Предай Господу дела свои, и предприятия твои свершатся.

Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.

Бог — ради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что они — это скот, и только!

Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе, так не знаешь ты дел Бога, создающего всё.

Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека: всё он сделал прекрасным в свой срок, даже вечность вложил им в сердце, — но чтоб дела, творимые Богом, от начала и до конца не мог постичь человек.

О социальном поведении

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою.

Даже в мыслях не кляни царя и в спальном покое не кляни богатых, ибо птицы небесные перенесут твою речь, и пернатые объявят дело.

О многословии

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.

Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.

Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

От множества мечтаний много тщетных слов.

О жене

Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

О благодеянии

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это.

Благотворящий бедному — даёт взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его.

Дающий нищему не обеднеет, а кто отвращает свои глаза от него — на том много проклятий.

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.

Кто дает богатому, тот обеднеет.

О ссорах

Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Не вступай поспешно в тяжбу: иначе, что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Начало ссоры всё равно, что прорыв воды. Уйди прежде, чем она разразится.

Хватает пса за уши тот, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.

О любви и ревности

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Положи меня как печать на сердце своё, как печать — на руку свою, потому что любовь сильна как смерть, неотступна как шеол, она требует исключительной преданности. Пламя её — пламя огня, пламя Иаг. Большие воды не потушат любви, и реки не смоют её. Если бы человек давал за любовь все ценности своего дома, их отвергли бы с презрением.

Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

О женщинах и мужчинах

Мужа — одного из тысячи нашёл я, а женщины — ни одной из всех их не нашёл я.

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.

Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала».

Об умеренности

Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нём тревога.

Лучше щепоть с покоем, чем пригоршня с трудом и томлением духа.

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

О гневе

У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

Гнев губит и разумных.

Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

О несправедливости жизни

Бывает на земле и такая тщета: есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев, и есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых.

И ещё довелось мне увидеть под солнцем, что не быстрым — удача в беге, не разумным — богатство, не храбрым — удача в битве и не мудрым — хлеб, и не сведущим — благословенье, но срок и случай постигает их всех.

О правде

Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

Рты тех, кто говорит ложь, должны быть зажаты.

О разном

Много книг составлять конца не будет, и много читать — утомительно для плоти.

Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников.

Я бы отметил, что цитаты Соломона отличаются обычно не свойственным царям отсутствием высокомерия. Это действительно характерезует его как весьма мудрого человека.

Цитаты про Соломона

  • В. Соловьев: Ближайшая цель была достигнута созданием независимого и (сравнительно) могущественного царства при Давиде и Соломоне; но именно объединенная и усиленная государственная власть могла, возобновляя с большим успехом Саулову политику антитеократического самодержавия, оказаться более опасною, нежели полезною для дела Божия. Так оно и случилось уже в последние годы Соломона, который хотел утвердить свое государственное могущество ценою религиозного отступничества.
  • И. Северянин: Нарцисс Сарона — Соломон Любил Балькис, царицу Юга. Она была его супруга. Был царь, как раб, в неё влюблён.
  • М. Волошин: Он царь, он маг, он зодчий, он поэт… Но достиженья жизни — иллюзорны, Нет радости: «Всё суета сует».

Далее вы можете перейти к фразеологизмам из Библии или к другим подборкам цитат:

  • цитаты Конфуция
  • цитаты Лао-цзы
  • цитаты Сократа
  • цитаты Платона
  • цитаты Хайяма
  • цитаты Сенеки