Треугольник карпмана

Как выйти из треугольника «Карпмана»

ДОГОВОР ОФЕРТЫ НА ОКАЗАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, документом, регулирующим взаимоотношения ИП Никишина Г. А. с пользователями услуг, является Публичная Оферта. Безусловным принятием условий Публичной Оферты считается осуществление клиентом заказа услуг на сайте propsycholog.ru (далее – Сайт) и получение письма, подтверждающего факт совершенного заказа.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий публичный договор (далее – Оферта) представляет собой официальное предложение индивидуального предпринимателя Никишина Галина Александровна (ОГРН 317325600039989) далее именуемого «Исполнитель», по оказанию информационных услуг с помощью программного обеспечения Сайта юридическим и/или дееспособным физическим лицам на перечисленных ниже условиях в форме онлайн тренинга – специальной формы обучения, направленной на приобретение обучающимся лицом дополнительных знаний, умений и навыков в определенной сфере деятельности в результате использования обучающимся лицом особых мероприятий, определяемых им по своему усмотрению, либо отчуждение в пользу Заказчика тренинга в записи – на цифровом оптическом носителе за установленную на Сайте плату.
1.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) данный документ является публичной Офертой и в случае принятия изложенных ниже условий и оплаты услуг Никишина Галина Александровна лицо, осуществившее Акцепт настоящей Оферты, становится Заказчиком (в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцепт Оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в Оферте, что безоговорочно принимается сторонами).

1.3. Исполнитель и Заказчик предоставляют взаимные гарантии своей право- и дееспособности необходимые для заключения и исполнения настоящего Договора на оказание информационных услуг.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ
2.1. В целях настоящей Оферты нижеприведенные термины используются в следующем значении:

2.1.1. Оферта – настоящий публичный договор на оказание информационных услуг.

2.1.2. Сайт – интернет-сайты, расположенные на доменном имени https://propsycholog.ru/используемый Исполнителем на правах собственности.

2.1.3. Информационные услуги — услуги Исполнителя по предоставлению ограниченного доступа Заказчика к мероприятиям указанным на Сайте в соответствии с условиями Оферты для участия в тематических тренингах в формате оффлайн встреч или вебинаров, информационных услуг Исполнителя по предоставлению за плату мультимедийных курсов-тренингов на цифровых носителях и в сети Интернет (тренинги в записи), сопутствующих информационных услуг Исполнителя в форме вебинаров, тренингов или консультаций, посредством использования бесплатного и платного программного обеспечения, обеспечивающим голосовую связь и видеосвязь через Интернет, либо консультационных услуг в иной форме.

2.1.4. Под вебинаром по условиям настоящего договора понимается:

— запись видеопрезентации обучающего курса, с комментариями Исполнителя;

— трансляция выступления Исполнителя в режиме реального времени;

— отдельные уроки;

— домашние задания, которые должны выполняться Заказчиком путем выполнения упражнений, указанных во время проведения вебинаров.

2.1.5. Форма и необходимость предоставления сопутствующих информационных услуг определяются Исполнителем самостоятельно.

2.1.6. Акцепт Оферты — полное и безоговорочное принятие Оферты путем осуществления действий по предварительной оплате Информационной услуги в размере 100%.

2.1.7. Исполнитель – ИП Никишина Г.А., предоставляющий Информационные услуги Заказчику на условиях настоящей Оферты.

2.1.8. Заказчик — лицо, осуществившее Акцепт Оферты на изложенных в ней условиях.

2.1.9. Договор на оказание информационных услуг (далее – Договор) – договор между Заказчиком и Исполнителем на предоставление Информационных услуг, который заключается посредством Акцепта настоящей Оферты.
3. ПРЕДМЕТ ОФЕРТЫ
3.1. Предметом настоящей Оферты является возмездное оказание Заказчику Информационных услуг силами Исполнителя в соответствии с условиями настоящей Оферты путем организации и предоставления консалтинговых и информационных услуг, проведения тренингов, семинаров в формате оффлайн встреч, в формате вебинаров, а также информационных услуг Исполнителя по предоставлению мультимедийных курсов-тренингов на цифровых носителях (тренинги в записи), и сопутствующих информационных услуг Исполнителя в форме консультаций, посредством использования бесплатного и платного программного обеспечения, обеспечивающим голосовую связь и видеосвязь через Интернет, либо консультационных услуг в иной форме.

3.2. Прием-передача и оплата услуг производится в соответствии с условиями настоящей публичной оферты.

3.2. Стоимость Информационной услуги устанавливается на Сайте Исполнителя. Договор на оказание информационных услуг считается заключенным с момента поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
4. УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ УСЛУГИ
4.1. Исполнитель предоставляет ограниченный доступ Заказчику к Информационной услуге, размещенной на Сайте (передает цифровой носитель с записью тренинга или предоставляет доступ в закрытую зону сайта, путем передачи паролей доступа, или предоставляет доступ в закрытую зону проведения вебинара), при условии 100% предоплаты этой услуги.

4.2. Виды и способы оплаты Информационной услуги указываются на Сайте.

4.3. Участие в вебинарах, тренингах и консультациях подтверждается заполнением соответствующей заявки на участие и внесением оплаты одним из способов, указанных на Сайте. Время, дата и место проведения и участия предоставляются Заказчику путем их направления на адрес электронной почты Заказчика, указанной им при заполнении заявки на Сайте.

4.4. В случае, если в течение 2 рабочих дней Заказчик по той или иной причине не получил доступа к Информационной услуге, ему необходимо обратиться в службу поддержки Исполнителя: iNFL@propsycholog.ru
Или по телефону 8-916-552-5272

4.5. Исполнитель обязуется предоставить Заказчику Информационную услугу в срок, указанный на Сайте, либо путем предоставления Заказчику доступа к закрытой зоне Сайта с момента поступления денежных средств на счет Исполнителя.

4.6. Настоящий договор имеет силу акта об оказании услуг. Приемка производится без подписания соответствующего акта.

4.7. Исполнитель оставляет за собой право аннулировать участие Заказчика в тренинге без возращения внесенной платы в случае нарушения им правил поведения на вебинаре, тренинге или консультации. Указанными нарушениями являются: разжигание межнациональных конфликтов, оскорбление участников, ведущего, реклама, нецензурные высказывания.

4.8. Исполнитель оставляет за собой право аннулировать участие Заказчика в семинаре в случае установления факта передачи им билетов для участия в семинаре третьим лицам, распространения Заказчиком информации и материалов, полученных им в связи с участием в семинаре, третьим лицам за плату. Использование информации и материалов допускается только в личных целях и для личного использования Заказчика.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
5.1. Исполнитель обязуется предоставлять Заказчику доступ к месту оказания Информационной услуге.

5.2. Исполнитель в процессе оказания Информационной услуги берет на себя обязанности по технической поддержке Заказчика.

5.3. Исполнитель несет ответственность за хранение и обработку персональных данных Заказчика, обеспечивает конфиденциальность этих данных в процессе их обработки и использует их исключительно для качественного оказания Информационной услуги Заказчику.

5.4. Исполнитель гарантирует предоставление Заказчику полной и достоверной информации об оказываемой услуге по его требованию.

5.5. Исполнитель оставляет за собой право в любой момент изменять длительность семинара и даты его проведения, условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного уведомления Заказчика, публикуя указанные изменения на Сайте, не позднее 5 дней со дня их внесения (принятия).

5.6. Исполнитель вправе продлить сроки проведения семинара, уведомив об этом Заказчика не позднее трех дней с момента принятия такого решения, на срок, не превышающий 30 календарных дней.

5.7. Исполнитель вправе заблокировать учетную запись Заказчика в случае нарушения им правил семинара без возвращения внесенной платы.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА
6.1. Заказчик обязан предоставлять достоверную информацию о себе в процессе создания учетной записи (регистрации) на Сайте.

6.2. Заказчик обязуется не воспроизводить, не повторять, не копировать, не продавать, а также не использовать в каких бы то ни было целях информацию и материалы, ставшие ему доступными в связи с оказанием Информационной услуги, за исключением их личного использования.

6.3. Заказчик обязан поддерживать в исправном техническом состоянии оборудование и каналы связи, обеспечивающие ему доступ к оповещению о месте и времени проведения семинара.

Исполнитель не несет ответственности за не предоставление (некачественное предоставление) Информационной услуги по причинам, не зависящим от Исполнителя.

6.4. Заказчик пользуется всеми правами потребителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по возмездному оказанию услуг.

6.5. Заказчик в случае оказания ему услуги ненадлежащего качества вправе воспользоваться правами, предусмотренными ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей», исключительно в случаях, когда нарушение его прав произошло по вине Исполнителя и при доказанности указанного обстоятельства.

6.6. Все претензии по качеству оказываемой Информационной услуги должны направляться Заказчиком в адрес Исполнителя посредством подачи заявки в службу поддержки: info@propsycholog.ru Срок рассмотрения претензии(ий) Заказчика Исполнителем составляет 30 (тридцать) дней (в том числе претензий, содержащих требование о возврате денежных средств) с момента поступления претензии в адрес Исполнителя, по истечении которого Исполнителем принимается одно из следующих решений: 1) о несогласии с претензией и об отказе в возврате денежных средств, либо 2) о согласии с претензией и об удовлетворении требования о возврате денежных средств.

6.7. В случае принятия решения Исполнителем о возврате денежных средств, Денежные средства возвращаются Заказчику путем их: 1) зачисления на лицевой счет Заказчика в российском банке, 2) зачисления на счет мобильного телефона Заказчика, 3) зачисления на счет Заказчика в платежных системах WebMoney или PayPal (по согласованию с Заказчиком). Все возвраты денежных средств осуществляются при условии направления Заказчиком в адрес Исполнителя заявления по форме, которая будет выслано Заказчику письмом по электронной почте.

Сторонами безоговорочно принимается, что окончательное решение о способе возврата денежных средств остается в каждом конкретном случае на усмотрение Исполнителя.

В случае возврата денежных средств на счет Заказчика в российском банке или на счет Заказчика в платежной системе, заполненное заявление на возврат денежных средств с подписью Заказчика в свободной форме в сканированном электронном виде высылается по электронной почте Исполнителю (допускаются следующие форматы файла: gif, jpeg, pdf). Заявление на возврат Денежных средств должно содержать в обязательном порядке сведения о счете Заказчика, коммерческой организации (банке), где хранится счет, ее адресе. В случае отсутствия в заявлении необходимых сведений, требуемых для осуществления возврата денежных средств Исполнитель не гарантирует сроков, указанных в п. 8.5.

6.8. Денежные средства зачисляются на счет в платежной системе Заказчика в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения Исполнителем подписанного и сканированного заявления Заказчика по предоставленной форме. Денежные средства зачисляются на счет в российском банке, указанный Заказчиком, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения Исполнителем подписанного и сканированного заявления Заказчика по предоставленной форме. Финансовый документ, подтверждающий внесение денежных средств Исполнителем на счет Заказчика, является доказательством исполнения Исполнителем обязанности по возврату денежных средств Заказчику, что безоговорочно принимается сторонами.

6.9. За оплаченную Информационную услугу (товар) на цифровом оптическом носителе (тренинг в записи) возврат денежных средств осуществляется по правилам, установленным п.п.8.4.-8.6. настоящей Оферты. Заказчик вправе отказаться от Информационной услуги на физическом носителе в любое время до его передачи и в течение 7 дней с момента получения (передачи). В случае брака носителя, его неисправности и отказа Заказчика от получения аналогичного товара (услуги), денежные средства (за исключением расходов на доставку) возвращаются Заказчику не позднее 15 дней с момента получения товара Исполнителем обратно и подписанного сканированного заявления Заказчика.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
7.1. Исполнитель и Заказчик, принимая во внимания характер оказываемой услуги, обязуются в случае возникновения споров и разногласий, связанных с оказанием Информационной услуги, применять досудебный порядок урегулирования спора. В случае невозможности урегулирования спора в досудебном порядке стороны вправе обратиться в суд.

7.2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящей Оферте, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ УСЛУГИ
8.1. Заказчик, принимая условия настоящей Оферты, принимает на себя также риск неполучения прибыли и риск возможных убытков, связанных с использованием знаний, умений и навыков, полученных Заказчиком в ходе оказания Информационной услуги.

8.2. Гарантируя успешность применения полученных знаний, умений и навыков, а также получение Заказчиком Информационной услуги определенной прибыли (дохода) с их использованием (реализацией) в определенном либо неопределенном будущем, Исполнитель не несет ответственности за неполучение прибыли (дохода), получение прибыли (дохода) ниже ожиданий Заказчика, а также за прямые и косвенные убытки Заказчика, поскольку успешность использования Заказчиком полученных знаний, умений и навыков зависит от многих известных и неизвестных Исполнителю факторов: целеустремленности, трудолюбия, упорства, уровня интеллектуального развития, творческих способностей Заказчика, других его индивидуальных качеств и персональных характеристик, что принимается обеими сторонами.

8.3. Исполнитель в ходе оказания Информационной услуги вправе требовать у Заказчика выполнения «домашних заданий»-определенных действий Заказчика, планируемых и поручаемых Исполнителем, позволяющих Исполнителю проверять и убеждаться в усвоении Заказчиком информации, полученной в ходе проведения семинара, приобретении им опыта решения конкретных задач в рамках темы тренинга, оценки уровня способностей Заказчика, а также для иных целей Исполнителя. «Домашние задания» направляются Заказчику посредством электронной связи: на электронную почту либо иным способом, оговариваемым отдельно в каждом случае.

8.4. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение Заказчиком «домашних заданий» является для Исполнителя основанием для отказа в возврате денежных средств, выплаченных Заказчиком Исполнителю, чем бы ни обосновывалось требование Заказчика, что безоговорочно принимается сторонами.

8.5. Прием к рассмотрению претензий Заказчика с требованием о возврате денежных средств прекращается по истечении 7 (семи) календарных дней с момента начала семинара (то есть, получения сведений доступа к закрытой зоне проведения семинара), что безоговорочно принимается сторонами.

8.6. Претензии с требованием о возврате денежных средств, внесенных в качестве оплаты за оффлайн / онлайн семинар, неявка, опоздание, возникших не по вине Заказчика, Исполнителем не рассматриваются.
9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ОФЕРТЫ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Оферта вступает в силу с момента опубликования в сети Интернет на Сайте до момента отзыва/изменения Оферты Исполнителем.

Реквизиты Исполнителя: ИП Никишина Г. А. ОГРН 317325600039989, Россия, г. Москва.

Служба поддержки: iNFL@propsycholog.ru

Треугольник Карпмана

» Назад
18.04.2017 12:42

Стивен Карпман, последователь Эрика Берна, описал социально-психологическую модель взаимодействия между людьми. В этой модели фигурирует три основные роли: жертва, спасатель (или избавитель), и преследователь (или тиран). Притом, что роли только три, количество участников этого треугольника неограниченно. Каждый участник извлекает свою выгоду из этого процесса, именно это и подталкивает на подобное взаимодействие.

Соответственно данному распределению, жертва – это личность, на которую оказывают давление и преследуют. Обычно, такой человек видит корень всех проблем – в обстоятельствах или в Преследователе. Этот человек будет постоянно жаловаться на неудачи, и винить в них весь мир, других людей, но только не себя самого. Жертва обычно занимает положение беспомощного человека, описать такое состояние можно формулой: «со мной что-то не так» («я» с минусом»), «с вами всё в порядке» («вы» с плюсом).

В большинстве случаев, человеку не по нраву ощущать своё бессилие, но бывают моменты, когда хочется отпустить все проблемы и ощутить себя маленьким и незащищенным. Такое чувство можно на мгновение испытать, но лучше стараться не поддаваться игре в «спасение». Личность не переносит свою беспомощность, а при появлении Избавителя ситуация ухудшается. В какой бы сложной ситуации человек ни находился и насколько ослаблен ни чувствовал себя, он всегда хочет услышать в свой адрес слова о том, что всё сможет преодолеть.

Однако, когда с ним общаются как с несамостоятельным, решают за него важные вопросы и всячески лезут в разрешение его проблем, человек злится и ощущает себя раздавленным. Эти эмоции со временем и делают из Жертвы Тирана, гнев которого направлен на Избавителя.

Роль Избавителя в треугольнике не настолько очевидна, как роль Жертвы или Преследователя. В данной системе избавитель — это не тот, кто бросается на помощь при каких-то экстренных случаях. У этого человека есть своя неявная причина для помощи, которая заключается в эгоистичной выгоде. Внешне он старается помочь жертве разрешить проблемы, но помимо помощи он также прилагает усилия, чтобы ситуация не разрешилась быстро, потому что из самого процесса он получает необходимую ему выгоду. Например, помогая жертве, он ощущает себя значимым, ведь от него зависит человек, таким образом, он самоутверждается за счет жертвы.

Треугольник – это психологическая игра, в которой каждый участник старается достичь своей выгоды.
На самом деле, жертва не столь бессильна, как кажется, избавитель на деле не сильно помогает в решении проблем, а претензии преследователя не так обоснованы. Формула избавителя звучит так: «со мной всё в порядке» («я» в плюсе), «с тобой что-то не так» («вы» с минусом). В большинстве своем помощь оказывается бесполезной, а избавитель становится преследователем.

Преследователь – та личность, которая навязывает свою волю и мысли, давит на жертву. Такое поведение может иметь даже черты физического принуждения. Для преследователя жертва – виновата во всём, это мнение он распространяет всем и в первую очередь – жертве. Формула преследователя такая же, как у избавителя — «со мной всё в порядке» («я» в плюсе), «с тобой что-то не так» («ты» с минусом). В треугольнике преследователь реализует свою жажду самоутверждения, нехватку чувства собственной важности. В процессе этой игры он повышает чувство собственного превосходства.

Смена ролей

Данные роли могут заменяться друг другом, также как и присущие им чувства. Жертва испытывает бессилие и стыд, избавитель вину, а преследователь – злость. Если спасение не произошло, то игра переходит на этап преследования. Каждый человек может играть разные роли, всё зависит от ситуации. Но всё же у каждого из нас есть наиболее близкая нам роль и чувства, которые мы предпочитаем чаще, чем остальные.

Берн говорил, что каждый из нас легко может менять роли. Каждый участник получает свои бонусы из получившейся ситуации, но через какое-то время кого-либо перестает удовлетворять такой ход вещей, и происходит смена ролей.

Такая игра может происходить в любом обществе – на работе или в семье, в дружеских отношениях, в учебном заведении и т.д.

Давайте рассмотрим пример игры в семье, где один ребенок и родители.

Воспитание ребенка происходит в суровых условиях, в строгости и порядке, при этом ребенок – это жертва, отец – преследователь, а мама соответственно – избавитель. Строгий и жестокий отец гнет свою линию и пытается привить ребенку свои взгляды на жизнь, за баловство и ошибки беспощадно ругает и наказывает. Мама же ребенка старается поддерживать, особенно в те моменты, когда отца нет. При изменении ролей — жертва уже отец, а мать преследует его за то, что он слишком строг и жесток к ребенку. В свою очередь мать – жертва ребенка, так как он использует ее доброту в своих целях. Когда ребенок подрастает, в нем накапливается злость за то, что его ставили в положение жертвы, и он становится тираном относительно родителей.

Ещё со временем ребенок становится взрослее и понимает, насколько он устал от строгости и роли жертвы. Он собирает вещи и съезжает от родителей. Ситуация изменилась, тиран теперь мать, которая обвиняет в случившемся отца (жертва). Разрастается конфликт, ребенок принимает чью-либо сторону и поддерживает ее, выступая в роли Избавителя. Но ссоры и вечные упреки продолжаются, конфликт не разрешается, ребенку надоедает пытаться всё наладить и он обвиняет в раздорах и всех бедах мать, которая теперь жертва, а отец теперь переходит на сторону матери, защищает ее интересы, становясь избавителем.

Подобные ситуации нам всем знакомы. Иногда роли меняются очень часто, даже в течение одного дня. Такая же игра может быть и в супружеских отношениях. Например, если жена занимает позицию тирана и постоянно пилит мужа, он становится жертвой, устает от постоянного недовольства жены и находит любовницу (избавителя). На какое-то время мужа устраивает такая ситуация, но внезапно жена узнает об обмане, и теперь она становится жертвой, а любовница превращается в тирана, ведь она вмешалась в благополучие семьи. Муж может вернуться к жене в роли спасителя. Но вскоре роли опять меняются – муж (тиран) обвиняет во всех бедах любовницу (жертву), а жена, всё простившая и сберегшая очаг, теперь становится спасителем.

Теперь давайте разберемся, что чувствует каждая из сторон.

Жертва обычно тонет в беспокойных чувствах недовольства собой, своего бессилия и ненужности, не верит в свои силы и уверена, что ситуация, в которую она попала не имеет разрешения, что она во всем виновата и сама не сможет решить проблемы. Жертва обижена на весь мир, ужасно не уверена в себе, испытывает чувство страха и безысходности.

Преследователь, в отличие от жертвы, чрезмерно уверен в себе и своих взглядах, считает, что только он знает, что нужно делать и как. Поэтому, будучи уверен в том, что все ошибаются, кроме него, испытывает гнев и раздражение относительно жертвы и избавителя. Ко всем этим чувствам примешивается азарт – ведь он должен загнать жертву и вместе с ней и избавителя.

Избавитель испытывает жалость к жертве, хочет помочь и сделать лучше весь окружающий мир. Избавитель считает жертву беспомощной, а себя – компетентным и сильным, умным и опытным человеком, который может исправить любую сложную ситуацию. Он уверен в своих способностях и силах, считает, что знает, что нужно делать. Более того, он не может просто оставить жертву без помощи, ведь он ей сострадает и сопереживает, и именно это ему и мешает помочь ей по-настоящему.

Чтобы избежать попадания в треугольник судьбы, нужно следить за своими порывами и эмоциями, и не пытаться навязывать помощь, когда к вам не обращаются. Навязывание своей доброты и помощи всегда приводит к роли избавителя, а потом вы и не заметите, как роли начнут быстро сменяться, и вы окажетесь жертвой.

К сожалению, в нашем обществе так сложилось, что женщины в роли жены и матери привыкли считать своим долгом спасать, помогать, делать всё возможное для мужа и детей. Порой такая навязанная помощь и альтруизм вредят и детям, и отношениям с мужем. За этим тянутся вечные обиды и недовольства женщин на то, что им не возвращается их добро. И так запускается треугольник судьбы.

Женщины, мужья которых стали алкоголиками, не могут осознать , что их жертвенность абсолютно напрасна. Их терпение и всяческие попытки помочь мужьям только вредят последним. Жены играют в такой ситуации спасителей, повышают ощущение собственной значимости, но это никак не помогает избавиться от алкогольной зависимости.

Чтобы не оказаться в роли жертвы, необходимо прекратить обвинять кого-либо в своих проблемах. Всё, что с нами происходит – это результат только наших действий, поэтому нужно нести ответственность за все свои неудачи и понимать, что всё можно исправить. Обвинять в проблемах близких людей и окружающий мир – это ошибочный путь, всегда начинать нужно с анализа своих действий.

И, конечно же, нужно забыть о жалобах. Чтобы ни происходило в нашей жизни, всё направлено только на то, чтобы мы становились мудрее и лучше.

Классический треугольник судьбы: преследователь, спаситель и жертва

Треугольник Карпмана (англ. Karpman drama triangle; другое название — «треугольник судьбы») — это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе, впервые описанная Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году в его статье Fairy Tales and Script Drama Analysis. Эта модель используется в психологии и психотерапии.

Три роли

Модель описывает три привычные психологические роли (или ролевые игры), которые люди часто занимают в ситуациях:

  • Персонаж, который играет роль жертвы (victim)
  • Персонаж, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву — преследователь (persecutor)
  • Спаситель (rescuer), который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

Из них спаситель — наименее очевидная роль. В условиях треугольника судьбы спаситель — это не тот, который помогает кому-то в чрезвычайной ситуации. Это тот, кто имеет смешанный или скрытый мотив, который эгоистично выгоден «тому, кто спасает». Спаситель имеет лежащий на поверхности мотив решения проблемы, и, кажется, прилагает большие усилия для её решения. Однако он имеет и скрытый мотив к неразрешению ситуации, или к достижению успеха таким образом, который выгоден для него. Например, он может испытывать чувство самоуважения, или ощущать статус «спасителя», или наслаждаться, видя, что от него кто-то зависит или кто-то ему доверяет. И будет казаться, что он действует из желания помочь, но на более глубоком уровне он играет с жертвой, чтобы продолжать получать свой выигрыш. Как сказал трансакционный аналитик Клод Штайнер:

… Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спаситель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий.

Эта ситуация разыгрывается, когда возникают обстоятельства, в которых человек берет на себя роль жертвы или преследователя. Тогда другие люди берут себе другие роли. Затем «два игрока перемещаются по треугольнику, так происходит переключение ролей». Так, например, жертва превращается в спасителя, спаситель переключается на преследование, или, как это часто бывает, спаситель пытается выйти из ситуации и оказывается жертвой.

Скрытая цель для каждого игрока и причина пребывания в ситуации в том, что каждый удовлетворяет их невысказанные (и часто бессознательные) психологические желания/потребности таким образом, который они считают приемлемым. При этом они не хотят признавать то, что в стратегическом плане эта ситуация принесёт им вред. Таким образом, каждый игрок действует из своих корыстных потребностей, а не из истинной ответственности или альтруистичности. Так кто-нибудь «как обычно приходит в роли печальной Жертвы; и теперь ясно, что она может „случайно“ стать Преследователем, и ещё и извиниться за это».

Эта игра подобна мелодраме про «героя, злодея и девицу в беде» (как Dudley Do-Right (англ.)русск. или Snidely Whiplash (англ.)русск.).

В трансакционном анализе треугольник судьбы иногда упоминается в контексте интеллектуальных игр — «бессознательные игры играют невинными людьми». Например, такие: Почему бы вам не/да, но; Если бы не вы; Почему это всегда случается со мной?; Посмотрите, что вы мне сделали; Это вы втянули меня в это; Посмотрите, как тяжело мне было; Я просто пытаюсь вам помочь; А давайте вы и он подерётесь. Отношения между жертвой и спасителем могут принимать одну из форм созависимости. Спаситель поддерживает жертву в её зависимости от себя, играя в её жертвенность. Жертва получает удовлетворение своих потребностей, имея спасителя, который о ней заботится.

Спаситель

Игра в спасителя отличается от подлинного спасения в чрезвычайной ситуации, например, от пожарного, который спасает жертву из горящего здания, или от спасателя, который спасает тонущего человека. Как в драматической роли, в попытках спасителя есть что-то нечестное или невысказанное, или, в лучшем случае, смешанный мотив или тяга к тому, чтобы быть спасителем и иметь жертву, которой можно помочь. На самом деле, «игра Треугольник Карпмана тормозит реальное решение проблем … приносит путаницу и страдания, а не решения».

Драматический спаситель играет свою роль в основном из-за того, что он вынужден спасать, чтобы избежать взгляда на свои собственные тревожности и скрытые чувства, поскольку жертва нуждается в их участии, как и в случае пожарного/спасителя.

Спаситель также может играть свою роль из-за крайне низкой самооценки. В таком случае скрытый мотив его действий понятен: он желает поднять самоценность в своих глазах. Кроме того, спасители зачастую вступают в созависимые отношения, страдают от своего спасательства и считают своим долгом, крестом по жизни спасать даже тех, кто в этом не нуждается. Для спасителей характерно постоянное чувство вины, самобичевание, обращённость на проблемы других людей в ущерб себе.

Следует отметить, что зачастую у Спасителя никто не просит себя спасти. Его помощь никому не нужна, он не спрашивает у предполагаемой несчастной жертвы, нужно ли её спасать. Такое спасательство также тесно переплетено с нарушением личных границ того, кого пытаются спасти. Кроме того, спасательство отнимает у Спасителя огромное количество ресурсов и сил, не позволяя ему заниматься собственной жизнью. Это наиболее опасная из трёх ролей, т. к. её сложнее прорефлексировать, чем все остальные, потому что на первый взгляд такой человек часто может казаться просто великодушным и эмпатичным.

Причины такого поведения часто уходят корнями в детство человека, в его отношения с родителями. Он или она спасает всех вокруг, желая быть «хорошей девочкой/ хорошим мальчиком», получить одобрение со стороны своих реальных родителей или внутреннего Родителя, а также является безуспешной попыткой укрепить свою самооценку и самоценность, хотя в действительности, так как Спаситель постоянно пребывает в низкоресурсном состоянии, его самооценка не может быть стабильной.

По словам Эрика Берна, «Первая группа играет в „Я только пытаюсь Вам помочь“, в то время как вторые на самом деле помогают людям».

Жертва

Характерная особенность Жертвы — нежелание брать на себя ответственность. Она убеждена в своей неспособности к самостоятельной жизни и всегда ищет Спасителя, а также часто привлекает себе Преследователя (Агрессора), потому что подсознательно она не хочет выходить из своего пассивного положения, так как не хочет быть ответственной за свою жизнь. Если Жертве предлагается совет для разрешения её проблемы, она сразу же отвергает его, т.к. считает свои проблемы неразрешимыми. Из-за отказа от ответственности Жертвы часто страдают различными зависимостями: алкогольной, наркотической, обжорством и др. Это также является некоторым жестом самоотречения, вверения себя другим людям (зачастую — Спасителям), т.к. человек с зависимостью, опять же, не может полноценно о себе позаботиться.

Роль Жертвы связана с постепенной деградацией личности, так как сама она перекладывает ответственность с себя на своего Спасателя и отказывается вести полноценную жизнь.

Агрессор (преследователь)

Для Преследователя характерно стремление властвовать над другими, доминировать над Жертвами, буквально нападать на других людей. Часто эту роль играют те, кто подвергся насилию, абьюзу в детстве. Подсознательно такие люди испытывают глубочайшее чувство стыда и беспомощности, которое они и пытаются подавить, преследуя других. Они также не берут на себя ответственность за то, что причиняют боль другим, ибо считают, что те люди заслужили подобного отношения. Проповеди, угрозы, запугивания, многочисленные нравоучения и открытые конфликты — всё это является обыденными действиями Агрессоров.

Преследователь своим поведением пытается компенсировать свою никчёмность, проецируя её на своих Жертв. Такие люди часто не осознают того, кем они являются, чувствуя себя жертвами. Для Преследователей характерен следующий цикл: «Я просто пытался вам помочь (Спасатель), а вы на меня напали (Жертва), поэтому мне пришлось защищаться (Преследователь)». Следует отметить, что из этой роли выйти проще всего, т. к. действия Агрессоров имеют явную деструктивную природу.

Обзор и теория

Игра в трансактном анализе представляет собой серию параллельных (взаимных) или скрытых взаимодействий (трансакций), приводящих к предсказуемому результату. Игры часто характеризуются переключением ролей игроков ближе к окончанию процесса игры. Число игроков может варьироваться.

Игры в этом смысле являются тем инструментом, который люди используют (часто бессознательно), чтобы создать обстоятельства, где они могут с полным правом почувствовать определенные чувства (например, гнев или превосходство), или обоснованно выполнить или избежать выполнения определенных действий, где их собственные внутренние желания отличаются от ожиданий общества. Игры всегда являются заменой искреннего общения, полного взрослых эмоций и реакций, которое было бы более уместным.

Для игр часто полезно рассматривать три количественные величины:

  • Гибкость: «Способность игроков к изменению валюты игры (то есть инструмента, который они используют, чтобы играть им). Для некоторых игр … подходит только один вид валюты, в то время как другие, такие как эксгибиционистские игры, являются более гибкими», так что игроки могут перейти от слов к деньгам, или к частям тела.
  • Упорство: «Некоторые люди бросают свои игры легко, другие являются более упорными».
  • Интенсивность: «Некоторые люди играют в свои игры в расслабленном состоянии, другие более напряженны и агрессивны. И игры, в которые так играют, соответственно называют лёгкими и тяжёлыми», причем последние протекают в напряжённой и жёсткой манере.

Исходя из степени приемлемости и потенциального вреда, игры делятся на три категории: социально приемлемые игры; нежелательные, но не несущие необратимых повреждений; и игры, которые могут привести к причинению тяжкого вреда. Их последствия могут варьироваться от большого количества мелких наказаний (девушка, которая продолжает встречи с милыми парнями, которые бросают её) до наказаний, имеющих значимый уровень и протяжённых во времени (вроде суда, морга и т. п.). Каждая игра имеет выигрыш для тех, кто играет в неё. Способ прервать игру заключается в раскрытии ролей играющих.

Первой из описанных игр была «Почему бы Вам не / Да, но», в которой один игрок (белый) обозначает проблему, как будто ищет помощи, а другие игроки (черные) будут предлагать решения. Белый подмечает изъяны в предлагаемых черными игроками решениях («Да, но» ответ), пока все они не сдадутся в расстройстве. Вторичная выгода для белого в том, что он может утверждать, что его проблема действительно неразрешима, и тем самым избежать тяжелой работы для внутренних изменений, а для черных — либо почувствовать разочарование мученика («Я всего лишь пытался помочь»), либо ощутить себя наставником, которого не уважают («пациент отказывается от сотрудничества»).

В треугольнике судьбы переключатель роли — это «такой же переключатель, который входит в формулу для игр», — переключение происходит, когда один игрок, после стабильного пребывания в одной роли, внезапно меняет свою роль. Жертва становится преследователем и бросает предыдущего преследователя в роль жертвы. Или спасатель вдруг становится преследователем.

Помимо ролевых переключателей, Карпман описал много интересных характеристик игр. Например, пространственные переключатели (личное — общественное, открыто — закрыто, близко — далеко), которые предшествуют, вызывают или следуют за переключениями ролей. Или параметр скорости сценария — количество переключений ролей за единицу времени.

Примечания

  1. The New Drama Triangles (англ.). Karpmandramatriangle.com. Дата обращения 5 октября 2013.
  2. англ. Karpman drama triangle; другое название — «треугольник судьбы»Треугольник судьбы — Преследователь, Избавитель, Жертва. А мы живем и не подозреваем! (недоступная ссылка). psychologblog.ru — Блог о психологии (5 ноября 2012). Дата обращения 5 октября 2017. Архивировано 5 октября 2017 года.
  3. Berne, 1973, p. 198.
  4. Transactional Analysis: Drama Triangle Of Rescuer, Persecutor And Victim. Counselling Central (10 мая 2009). Дата обращения 5 октября 2013.
  5. Manipulation & Relationship Triangles : // Therapy Ideas : website. — 2013. — 16 June. — Дата обращения: 05.10.2013.
  6. Healing Alcoholism (недоступная ссылка) : / Claude Steiner (PhD) // Claudesteiner.com. — Дата обращения: 05.10.2013.
  7. 1 2 Berne, 1973, p. 186.
  8. Berne, 1973, p. 346.
  9. Berne, 1996, p. 45.
  10. Codependency in Relationships (англ.). Internet-of-the-mind.com (1 October 2013). Дата обращения 5 октября 2013.
  11. Codependence Treatment in Drug Rehab — Cirque Lodge — Sundance Utah (англ.). Cirque Lodge. Дата обращения 5 октября 2013.
  12. Randi Kreger. The Essential Family Guide to Borderline Personality Disorder. — 2008. — P. 65.
  13. Berne, 1973, p. 307.
  14. 1 2 3 Berne, 1996, p. 57.
  15. 1 2 Berne, 1973, p. 188.

> Литература

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать список литературы.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Треугольник Карпмана и выход из него

Отступление.

Следует подчеркнуть, что количество типичных «жертв» в обществе прогрессирует, что во многом обусловлено поддержкой данной позиции со стороны общества. Итогом становится полная безответственность за свою жизнь среди некоторых граждан. Так, по данным ВОЗ причина подавляющего количества смертей– болезни сердечно-сосудистой системы: часто это ни что иное как болезни образа жизни (питание, физическая активность, управление стрессом и т.д.).

В психотерапии огромное количество клиентов, независимо от причины обращения, имеют проблему с ответственностью. Восстановление этого механизма часто уже является достаточной помощью для человека.

Треугольник Карпмана представляет собой модель взаимоотношений между индивидами трех различных типов. Это своего рода игра, которая отражает реальность. Автором данной теории является Стивен Карпман.

Как выйти из треугольника Карпмана, чтобы выстроить здоровые отношения с другими людьми и с деньгами. Треугольник Карпмана — засасывает, словно Бермудский в пространство бедности, манипуляций и одиночества. Конфликты, возникающие в ролях, заставляют страдать.

Жертва не может существовать без Тирана. Как только эти двое начинают взаимодействовать, на сцене появляется Спаситель, пытающийся защитить несчастную Жертву от несправедливых нападок.

Описание модели

Данная модель подразумевает деление личностей на три типа: Жертва, Преследователь и Спасатель. Между первым и вторым возникает конфликт, а вот третий пытается уладить ситуацию и выручить пострадавшего. Особенностью данной модели является то, что подобное положение может сохраняться на протяжении многих лет, в той или иной мере устраивая каждую из сторон.

Преследователь, как сильная личность, терроризирует окружающих, Жертва находит удовлетворение в том, что перекладывает на окружающих ответственность за свои неудачи, а вот Спасатель видит свое предназначение в том, чтобы выручать всех и каждого из сложных ситуаций.

Несмотря на то, что роли в треугольнике Карпмана четко распределены, это не значит, что они все время остаются таковыми. Людям трудно постоянно придерживаться одной и той же позиции, а потому Жертва порой может превращаться в Преследователя, Спасатель в Жертву и так далее. При этом стоит отметить, что данные превращения не носят постоянного характера, а являются эпизодическими

Созависимые отношения. Имеется ввиду ситуация, когда определенные типы личности конфликтуют, но при этом абсолютно не представляют своей жизни друг без друга.

Жертва, Преследователь и Спасатель — это основные действующие лица, на взаимодействии которых основан треугольник Карпмана. Созависимые отношения между ними основаны на том, что они самореализуются за счет друг друга.

Так, Жертва находит себе оправдание в нападках Преследователя, который, в свою очередь, получает удовлетворение, доминируя над нею. Спасатель же проявляет свою агрессию к Преследователю под предлогом защиты Жертвы. Это замкнутый круг (а точнее — треугольник), который не так просто разорвать. Основная трудность состоит в том, что этого не хотят сами субъекты.

Роль Жертвы.

Одной из ролей данной психологической модели является Жертва. Треугольник Карпмана подразумевает, что подобные личности стремятся полностью снять с себя ответственность за события, происходящие в их жизни. Кроме того, такой человек всячески пытается добиться внимания и сострадания к себе.

Еще возможен вариант провокации агрессоров. Добившись своей цели, Жертва начинает манипулировать ими, требуя определенной компенсации. Стоит отметить, что именно Жертве Карпман отводит ключевое значение в своем треугольнике. Это объясняется тем, что данный персонаж достаточно быстро может превратиться в Преследователя или Спасателя.

При этом Жертва принципиально не меняет своих убеждений, все также стремясь избежать любой ответственности за свои действия.

Роль Преследователя

Преследователь по своей натуре стремится к лидерству и доминированию над окружающими. Он пытается манипулировать Жертвой, полностью оправдывая данные действия в своем сознании. Вполне естественно, что объект нападок начинает всячески сопротивляться.

Подавляя этот протест, Преследователь самоутверждается и получает моральное удовлетворение. Таким образом, можно судить о том, что угнетение окружающих — это его базовая потребность.

Еще одной особенностью роли Преследователя можно считать то, что его действия не являются беспочвенными. Внутри себя он находит им полное оправдание и объяснение. Отсутствие таковых может полностью разрушить его убеждения. Тем не менее, если Преследователь встречает со стороны Жертвы сопротивление, то это является дополнительным стимулом для поддержания своей линии поведения.

Роль Спасателя

Спасатель — это достаточно сложная фигура с психологической точки зрения. В нем присутствует стремление к проявлению агрессии, которое он упорно в себе подавляет. В силу тех или иных причин, данная личность не может перейти в статус Преследователя, а потому ему приходится искать другое применение своим неиспользованным ресурсам.

Он находит свое предназначение в защите Жертвы. Стоит отметить, что конечная цель Спасателя вовсе не состоит в том, чтобы вывести Жертву из «бедственного» положения. В этом случае он рискует потерять пути своей самореализации. А заключается она в том, что Спасатель проявляет скрытую агрессию в отношении Преследователя под предлогом защиты Жертвы. Из этого можно сделать вывод, что ему не выгоден выход последней из треугольника.

Как выйти из треугольника

Мы постоянно попадаем в те или иные жизненные ситуации, а иногда и сами их создаем. Найти выход из треугольника Карпмана иногда оказывается непростой задачей. Чем дольше мы подвергаемся воздействию окружающих, тем глубже мы погрязаем в их сценариях и интригах.

Первым шагом к разрешению проблемы будет признание того, что данная ситуация может быть описана как треугольник Карпмана. Для решения проблемы вам нужно будет объективно рассмотреть свое поведение, чтобы определить, кем вы являетесь — Жертвой, Преследователем или Спасателем.

Чтобы покинуть треугольник Карпмана, Жертва должна научиться принимать на себя ответственность за собственные неудачи. Что касается Преследователя, то ему стоит найти другой источник самовыражения, помимо немотивированной агрессии и унижения достоинства окружающих. Спасатель же должен осознать, что он не всегда может быть прав, а потому не нужно спешить на помощь, если не последовало соответствующей просьбы.

Теперь подробней.

Рекомендации для Жертвы

Данная фигура является одной из самых сложных и ключевых в такой модели, как треугольник Карпмана. Как выйти из роли Жертвы? Достаточно сложно, но можно облегчить задачу, следуя некоторым рекомендациям:

  • Следует постепенно начинать предпринимать самостоятельные шаги по улучшению своей жизни;

  • Важно перестать перекладывать ответственность за свои проблемы и неприятности на окружающих;

  • Уясните, что за каждое такое спасение, придется в той или иной степени заплатить (это могут быть уступки, нежелательные для вас, неудобные услуги, чувства обязанности);

Так же помогут вопросы себе:

— Чем выгодна вам позиция жертвы?

— Что вы получаете от этой позиции?

— В чем вы ограничиваете себя, находясь в этой роли?

— Что вы можете позволить себе делать или не делать?

Если поймете, что вам не хватает заботы и внимания, материальных благ, подумайте над тем как можно получить это другим способом.

  • Избавьтесь от привычки оправдываться — вы имеете полное право поступать по своему усмотрению;

Рекомендации для Спасателя

Спасателю покинуть треугольник Карпмана помогут следующие действия:

  • Если не поступило просьбы о помощи, то ни в коем случае не вмешивайтесь в чужие отношения;

  • Если вы сами вызываетесь помочь, то не стоит рассчитывать на благодарность; (благодарность может выражаться не только в получении ответной услуги, но и в желании признания и уважения).

Задайте себе вопрос:

— Какую цель я преследую, спасая жертву?

— Что мне это дает?

Если вы оказываете помощь с целью получить выгоду или же ответную услугу, не стесняйтесь об этом говорить, найдите другие способы повышения своей самооценки взамен того, что Вы постоянно ее поднимаете, чувствуя свою значимость в глазах Жертвы.

  • Не делайте вместо Жертвы то, что она может сделать сама. Жертва должна научиться самостоятельно проживать свою жизнь
  • Не стесняйтесь сказать «нет» беспочвенным жалобам Жертвы. Выслушивая их часами, Вы помогаете Жертве еще больше в них увязнуть.
  • Если вы чувствуете свое призвание в оказании помощи окружающим, то делайте это там, где это на самом деле нужно.

Рекомендации для преследователя

Если треугольник Карпмана стал для Преследователя нежелательной ситуацией, то ему стоит начать работу над собой по следующим направлениям:

  • Понижайте критику к другим. Все люди разные и они имеют право не соответствовать Вашим ожиданиям.

  • Вы должны осознать, что вам свойственно ошибаться точно так же, как и остальным людям;

  • Ищите причину проблем и неудач в своем поведении, а не в окружающих вас личностях;

  • Уясните тот факт, что, подобно тому, как вы не считаете нужным считаться с альтернативным мнением, другие люди также вовсе не обязаны принимать вашу точку зрения;

  • Найдите путь самореализации, который не подразумевает вмешательства в чужие проблемы;

  • Добивайтесь своей выгоды путем мотивирования людей, а не путем давления на них.

Задайте себе следующие вопросы:

-Что мне дает контроль над ситуацией?

— Удалось ли мне что-либо добиться в результате моих действий?

— Что именно я получил(а)? (Перечислите хорошее и плохое)

Попробуйте поискать другие способы взаимодействия, если с помощью данных способов не удается добиться положительных результатов.

Примером треугольника Карпмана может послужить воспитание ребенка в семье. Родитель-Преследователь является приверженцем строгости, а родитель-Спасатель жалеет и балует своего малыша. Ребенок в данном случае занимает позицию Жертвы. Не желая следовать строгим правилам, он стравливает Преследователя и Спасателя. Решив таким образом свою проблему, он уходит в тень, а конфликт между родителями продолжает развиваться.

Каких можно ожидать результатов попыток выйти из игры.

Изменение одного из участников никак автоматически не изменяет оставшихся. Чаще всего — кто-то просто уходит из отношений, а оставшиеся, находят «третьего» со временем. (третьем может служить – подруга, сослуживец, соцработник , органы опеки и т.д).

С другой стороны, перемена в одной «части» вызовет динамику и в других. Это тоже стоит понимать. Решение прекратить играть в «треугольник», реализованное одним из его «углов» — может вдохновить оставшихся на размышления и, и на аналогичные само-изменения.

Как выйти из треугольника Карпмана

Человеческие отношения – это сложная система, которую непрестанно исследуют психологи. На основе своих теорий они придумывают различные модели отношений между людьми. Изучение этих моделей помогает лучше понять себя и окружающих людей, найти выход из проблемной ситуации, решить конфликт и просто улучшить свою жизнь.

Одной из известных психологических моделей человеческих отношений является так называемый драматический треугольник Карпмана. Давайте разберемся, что он собой представляет.

Что такое треугольник Карпмана?

Транзактный анализ – это направление в психологии, которое рассматривает межличностные отношения людей на примере различных психологических моделей. Основателем и разработчиком этого направления является американский психолог и психиатр Эрик Берн.

Известный психиатр и специалист в области транзактного анализа Стивен Карпман в 1986 году предложил свою теорию человеческих взаимоотношений. Он выделил три типа личностей, которые получили названия: Жертва, Преследователь (контролер) и Спасатель.

Отношения между этими типами строятся следующим образом: Преследователь выступает сильной личностью, которая терроризирует Жертву. Жертва – это слабая личность, которая постоянно страдает и считает, что жизнь несправедлива, но ничего не делает для того, чтобы исправить свое положение. Спасатель приходит на выручку Жертве, защищает ее и сочувствует ей.

В отношениях, построенных по такому принципу, может участвовать любое количество человек – три, пять, восемь, десять, однако каждый из них играет одну из этих трех ролей. Подобные созависимые отношения могут длиться в течение продолжительного времени, причем участники треугольника могут время от времени меняться ролями.

Жертва, Преследователь, Спасатель – общие характеристики ролей

Участники треугольника прочно связаны друг с другом, а каждая из ролей, которую играет тот или иной индивид, имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Роль Жертвы

Основная черта человека, занимающего позицию Жертвы – нежелание нести ответственность за все происходящее с ним. Он стремится переложить все свои проблемы на чужие плечи, ищет жалости и сочувствия у окружающих. Нередко Жертва сама провоцирует агрессию со стороны Преследователя, чтобы впоследствии получить возможность манипулировать им в своих целях.

Жертва убеждена в том, что мир полон страданий, а жизнь несправедлива. Человек с подобными убеждениями полон страхов, сомнений, обид. Он склонен к чувству вины, стыда, ревности, зависти. Его тело испытывает постоянное напряжение, которое человек даже не замечает, однако со временем оно приводит к развитию различных заболеваний.

Жертва боится процесса жизни, боится сильных впечатлений. Она склонна к депрессиям и тоскливому настроению. Даже если человек, находящийся в позиции Жертвы, ведет активный образ жизни, внутри он очень пассивен и инертен. В нем нет стремления к развитию и движению.

Роль Преследователя

Преследователь имеет сильную натуру и стремится к лидерству. Желание доминировать над другими людьми является основной движущей силой его жизни. Добивается он этого с помощью преследования Жертвы и манипулирования ею. Угнетая более слабую личность, он получает определенное моральное удовлетворение. Все попытки Жертвы защититься и отстоять свою позицию только подталкивают Преследователя к еще более сильным нападкам.

Преследователь постоянно стремится все контролировать. Он указывает другим на их ошибки и учит жизни. Основными эмоциями человека, находящегося в этой позиции, являются гнев, раздражительность. В его теле также присутствует напряжение. Он считает, что заботится и опекает людей, находящихся рядом с ним, а они не ценят его заботы.

Преследователь постоянно поучает Жертву, убежденный в том, что делает это исключительно для ее блага, и очень раздражается, когда Жертва начинает сопротивляться.

Роль Спасателя

Роль Спасателя имеет довольно сложную психологическую структуру. Спасатель, так же как и Преследователь, является сильной личностью и в нем присутствует определенная склонность к агрессии, однако он постоянно подавляет ее. Свою энергию он направляет в иное русло – становится защитником Жертвы.

Защищая Жертву от нападок Преследователя, Спасатель чувствует себя нужным и необходимым человеком. Это дарит ему чувство удовлетворенности. Индивид, склонный к роли Спасателя, постоянно находит себе объект для защиты.

Спасатель нередко испытывает жалость не только к Жертве, но и к Преследователю. Он видит, как страдает Преследователь от того, что его заслуги остаются непризнанными, поэтому сочувствует ему. Также он может испытывать скрытую агрессию к Преследователю, поэтому защищает Жертву не из желания помочь ей, а из стремления насолить Преследователю.

Основными эмоциями человека, выступающего в роли Спасателя, являются жалость, сочувствие и обида. В его теле присутствует такое же напряжение, как и у остальных участников треугольника власти. Спасатель втайне считает себя выше Жертвы и Преследователя и это удовлетворяет его эго.

Есть ли выход из треугольника Карпмана?

Изучив основные характеристики ролей Жертвы, Преследователя и Спасателя, можно понять, что ни одна из этих позиций не является выгодной. Люди, выстраивающие отношения по типу психодраматического треугольника, не могут чувствовать себя счастливыми, поскольку находятся в постоянной борьбе и конфронтации друг с другом. Они ходят по замкнутому кругу, теряя энергию и накапливая негативные эмоции. Естественно, ни о каком личностном развитии не может быть и речи.

Время от времени участники треугольника могут меняться ролями, например, Жертва становится Преследователем, Спасатель Жертвой, а Преследователь Спасателем. Это происходит в том случае, когда кто-либо из участников треугольника чувствует, что ему удобно на время сменить свою позицию для того, чтобы манипулировать другими участниками и получать определенные выгоды.

Но такая рокировка не меняет положения вещей и неспособна разрешить конфликтную ситуацию. Даже поменявшись ролями, Жертва, Преследователь и Спасатель продолжают топтаться на месте. Единственный способ решить ситуацию – выйти из этого порочного треугольника.

Как выйти из треугольника Карпмана?

Если вы попали в подобный треугольник, необходимо постараться выйти из него. Даже если вам нравится ваша роль, и вы получаете от нее определенные выгоды, необходимо понимать, что такие отношения не являются здоровыми. Вечная борьба изматывает и отбирает массу энергии. А ведь эту энергию можно направить на свое развитие и самосовершенствование.

Итак, прежде всего вы должны четко понять, какую позицию в треугольнике Карпмана вы занимаете, и какие выгоды она вам приносит. Затем проанализируйте потери, которые вы несете, играя свою роль. Осознав все это, вы сможете выйти из треугольника судьбы.

Психологи дают полезные рекомендации, как выйти из роли. Рассмотрим их.

Что делать Жертве?

  • Избавляйтесь от привычки жаловаться на жизнь и на людей, которые вам докучают и мешают жить. Вместо этого, найдите способы улучшить свою жизнь самостоятельно, не дожидаясь помощи со стороны.
  • Поймите, что никто, кроме вас, не обязан решать ваши проблемы. Учитесь брать на себя ответственность за свою жизнь.
  • Не забывайте, что в мире нет ничего бесплатного. Если вы ожидаете помощи от других людей, будьте готовы отдать что-то взамен.
  • Запомните: вы не обязаны ни перед кем отчитываться за свои действия. Принимайте решения, руководствуясь собственными соображениями, а не указаниями других.
  • Если Спасатель приходит вам на помощь, постарайтесь извлечь из этого определенную пользу для себя, а не разжигайте конфликт между ним и Преследователем.

Что делать Преследователю?

  • Прежде чем нападать на других людей, указывая на их ошибки и поучая их, решите для себя, зачем вам это нужно, и какого результата вы хотите достичь? Очень часто за критикой и обвинениями стоит желание просто выместить на ком-то свое плохое настроение.
  • Поймите, что все люди совершают ошибки, и вы тоже не являетесь исключением. Поэтому в первую очередь старайтесь обращать внимание на собственные промахи и недостатки.
  • Не обвиняйте окружающих в ваших проблемах и бедах. Ищите причину в себе.
  • Не ждите, что другие люди будут подчиняться вам и следовать вашим советам. Они не обязаны этого делать.
  • Если вы хотите что-то получить от другого человека, не прибегайте к террору и насилию (моральному и физическому), а найдите более мирный способ.
  • Найдите сферу, в которой вы сможете себя реализовать. Если вы научитесь сублимировать свою негативную энергию во что-то конструктивное, необходимость самоутверждаться за счет других отпадет сама собой.

Что делать Спасателю?

  • Не спешите на выручку Жертве, если вас не просят об этом. Ненужная помощь и советы могут обернуться против вас.
  • Не считайте себя умнее других и не учите их жизни.
  • Не давайте пустых или невыполнимых обещаний.
  • Оказывая помощь, не ждите благодарности. Если вы хотите помочь – помогайте, но без ожидания выгоды. Если же хотите получить что-то взамен, сообщите об этом человеку заранее. Это убережет вас обоих от обид и разочарований.
  • Постарайтесь найти способ сублимировать свою энергию во что-то более полезное для вашего развития. Если же вы очень сильно хотите кому-то помогать, делайте это с четким осознанием ваших внутренних мотивов и оказывайте помощь только тогда, когда она действительно необходима.

В жизни можно найти массу примеров построения отношений по принципу треугольника Карпмана. Сюда относятся и конфликты между невесткой и свекровью, когда первая из них выступает Жертвой, вторая Преследователем, а роль Спасателя играет муж. Также под эту модель попадают отношения между мужем, женой и ребенком. В этом случае ребенок является Жертвой, а родители занимают позиции Преследователя и Спасателя.

Каждый человек время от времени попадает в треугольник Карпмана и играет одну из ролей. Если подобная ситуация длится недолго, то особых неудобств она не причиняет. Но если игра затягивается, все ее участники начинают страдать. Вот почему важно как можно быстрее осознать свою позицию в этом драматическом треугольнике и постараться покинуть его.

Что такое треугольник АРО, когда и где она работает и зачем необходима.

Что такое треугольник АРО, когда и где она работает и зачем необходима.

Инструментом отлично помогающий в построении человеческих взаимоотношений, — основы аффинити, реальности и общения. Эти три взаимозависимых фактора могут быть выражены с помощью треугольника.

Первый угол треугольника — аффинити. Это степень симпатии или любви, или степень их недостатка. Это чувство любви или симпатии к кому-то или чему-то.

Второй угол треугольника АРО — реальность, и его можно определить, как «то, что кажется существующим». Реальность в своей основе — это согласие. Реально то, с реальностью чего мы согласились.

Третий угол треугольника — это общение, его можно определить, как обмен идеями или предметами между двумя людьми. В человеческих отношениях этот угол треугольника важнее двух других.

Взаимосвязь вершин этого треугольника станет явной, стоит только задать вопрос: «Вы когда-нибудь пытались разговаривать с разгневанным человеком?» Без значительной симпатии и без некоторого согласия не существует общения. Без общения и наличия некоторого эмоционального отклика не может быть реальности. Без некоторого согласия и общения не может существовать аффинити.

Таким образом эти три явления формируют треугольник. Если нет двух вершин треугольника, не может быть и третьей. Если вы хотите, чтобы у вас была какая-либо вершина этого треугольника, то вам необходимы и две другие.

Рассказать подробно, как и какая схема нужна, чтобы уметь вести за собой отдельно человека и массу людей. (ответ: подстройка-раппорт-ведение)

Подстройка — процесс сознательного изменения своего поведения, состояния или другого параметра так, чтобы оно было максимально похожим на поведение или состояние другого человека.

На высоких уровнях доверия (подсознательного) может наступить состояние, называемое «раппортом».

Наличие раппорта говорит о том, что образовалась система, люди начинают действовать как единое целое. Если люди образовали систему – между ними есть раппорт. И наоборот.

Раппорт не означает, что у вас теперь одни движения и мысли на двоих — это означает только, что они согласованы. В том же танго у каждого из партнеров свои движения, но при этом схожее состояние, ритм, стиль и скорость движений.

Одно из свойств раппорта — желание следовать за человеком, чувствовать к нему расположение и доверие. То есть если раппорт появился, то появляется ведение: вы меняете своё состояние и человек идёт за вами. Вы сменили позу — и он тоже, вы уменьшили скорость речи — и он замедлился, вы успокоились — и он расслабился. На высоких уровнях раппорта возможны даже синхронные движения — вы поднимаете руку, и он поднимает, вы двигаете указательным пальцем правой руки — и он тоже. Поэтому ведение по движению хорошо использовать для проверки наличия раппорта.


Наличие ведения – признак раппорта. То есть, если есть раппорт — то можете вести, если вести не можете – раппорта нет.

Было с вами в компании: один начинает зевать, и остальные вслед за ним. А попробуйте посидеть рядом с сонным знакомым – тоже в сон клонит.

Кстати, при хорошем раппорте обычно даже невозможно понять, кто именно ведёт – просто рождается общее движение, появляются общие направление для идей и общаются на одну тему.

Ведение один из основных инструментов воздействия – вы входите в раппорт и дружно двигаетесь в нужную сторону.

Подстройка — ведение – раппорт

Способ математически рассчитать возможность достижения цели.

Расчет:

№ Цели (вниз) МОГУ ХОЧУ УМЕЮ ДЕЛАЮ ИТОГО

Например: 100% — 1 балл; 30% — 0.3 балла; 15% — 0.15 баллов.

В конце нужно все перемножить и получится итог по каждой цели.

Формула успеха

Состоит из трех факторов:
— мотивация
— знания
— навыки
Мотивация – это то, что мы хотим. Например, вы работаете на основной работе администратором и увлекаетесь пошивом кожаных сумок и аксессуаров. Вы сшили одну сумку, вторую. Сначала вы их дарили, потом начали продавать. Появляется страсть к своему хобби. Когда есть страсть — это здорово, значит ваша мотивация настоящая. И тут вы понимаете, а почему это хобби не может быть моим бизнесом!? У вас появляется четкая цель — создать свой бизнес, вы готовы покинуть свою зону комфорта и рискнуть. Итак, настоящая мотивация сформировалась. Далее вы понимаете, что для реализации своей цели помимо материальных затрат (это тоже немаловажно) необходимы знания. Без качественных знаний вы много не заработаете. Вы эти знания начинаете получать — это могут быть специализированные курсы, различные тренинги, мастер классы. Т.е. вы к себе применяете систему Кайдзен — вы по чуть-чуть улучшаете себя и соответственно благодаря новым знаниям свой продукт, т.е. вы движетесь вперед. И самое главное — вы свои полученные знания реализуете на практике, где формируются ваши навыки. Цена ваших сумок на начальном этапе вашего бизнеса ниже средней, сначала вы свои сумки продаете своим знакомым, ваши навыки становятся все лучше и лучше, далее вы своим сумкам придумали некий бренд-название, начали свой бренд рекламировать, и ваши сумки теперь покупают не только ваши знакомые. Дальше вы открываете свое ателье и свои магазины, сначала вы продаете свои сумки в одном городе, потом в области, а потом в других регионах. При этом вы всегда помните, что всегда нужно двигаться вперед: ставить себе новые цели, пополнять свои знания и отрабатывать свои навыки.


Точка идентичности

Внутренний мир:

Миссия – зачем? ради чего?

Личностное своеобразие – кто «Я»

Ценности и убеждения – почему? что важно?

Способности – что могу? как?

Поведение – что делать?

Окружение – где? когда? с кем?

Рассказать об архетипах.

Принц

Сын, наследник. Хороший мальчик. Внимателен, особенно к слабым. Четкое деление добра и зла. Чувство социальной справедливости. Романтик, мечтатель. Карьерист. Подчеркнутая духовность. Творчество. Рефлексия. Самоанализ. Внутренний диалог. Благородство. Героизм. Эмпатия. Харизма. Уверен, что все его любят. Отношения с женщинами романтичные, всегда с серьезными намерениями.

Бродяга (тень Принца)

Принц, не нашедший своего королевства. Дряной мальчишка. Инфантильный, избалованный. Может специально повредить себе назло другим. Бомж, бродяга, панк. Претензии на гениальность. Презрение к социуму. Нищий, пьяный, грязный — но гордый. Отрицание авторитетов и в то же время сильная зависимость от мнения окружающих: похвалили — окрылен, покритиковали — раздавлен.

Трикстер

Волшебник. Шут. Обаятельный, душа компании. Талант. Смелый, сообразительный, хитрый, с чувством юмора. Хороший посредник. Меняет окружающую реальность в свою пользу, реализует невозможное. Ловелас, соблазнитель.

Черный маг (тень трикстера)

Обманщик. Мошенник. Интриган. Манипулятор. Колдун. Смелый, хладнокровный, расчетливый, хитрый. Использует все и всех в своих сиюминутных целях. Двойной агент, предатель. Женщин легко соблазняет и использует.

Воин

Солдат. Благородный рыцарь. Тактик. Защитник. Сильный, решительный, мужественный. Слабость недопустима. Соблюдает иерархию, уважает законы. Кодекс чести. Сентиментальность. «Все ради победы», он — часть команды. К женщинам относится с уважением, но к участию в «мужских» делах не допускает.

Ронин (тень воина)

Бандит. Преступник. Мародер. Насильник. «Сдохни ты сегодня, а я — завтра.» Homo homini lupus est. Активный, крутой, суровый, агрессивный. Слабость наказуема. Тюремная сентиментальность, «не забуду мать родную». Женщины служат для удовлетворения потребностей.

Хозяин

Монарх. Начальник. Владелец. Капитан корабля. Отец. Учитель. Кормилец. «Мое!» Прагматичный, приземленный. Чувствует ответственность за все, что происходит в его «королевстве». Четкое разделение на «свой-чужой» по принципу подчинения или не подчинения ему. Уважение границ. Стремится к независимости и одновременно к контролю подчиненных. Гостеприимный, хлебосольный. Женщина — верная жена и хозяйка.

Людоед (тень хозяина)

Тиран. Скряга. Рабовладелец. Самодур. «Я начальник — ты дурак!» Бережет границы своего королевства и расширяет их за счет чужих. Четкое разделение на своих и чужих, причем «свой» может стать чужим, если ослушается. «Свои» — его рабы, «чужие» — враги. Сверхконтроль. «Я знаю, как надо!» Стремится быть идеальным, богоравным. С гостями либо пускает пыль в глаза, либо жмотничает. Женщина должна тихо вести хозяйство и боготворить его.

Принцесса

Девочка, девушка, маленькая Леди. Отличница. Джульетта. Любимая дочка. Романтичная, мечтательная. Высокие идеалы, эмпатия. В меру капризная, общительная, нуждается во внимании. Ждет принца на белом кобыле, ухаживания. Влюблена в певцов, актеров, героев книг.

Плохая девочка (тень Принцессы)

Оторва. Мечтательная толстуха. Отличница, которая этого стыдится. Ленива. Избалованная дочка, внучка. Истеричная, плаксивая, суицидальная. Капризная, стервозная. Все ей должны. Несчастная идеальная любовь, на ее фоне — уйма партнеров.

Жрица

Женщина-загадка. Муза. Добрая волшебница. Истинная Леди. Мери Поппинс. Незнакомка Блока. Непредсказуемость. Женская мудрость, хитрость, интуиция. Обаяние. Мужчины ей поклоняются. Ее любовь всеобьемлюща. Критерии выбора непонятны.

Ведьма (тень Жрицы)

Обольстительница, женщина-вамп. Снежная королева. Холодная стерва. Интриганка. Ведьма. Вокруг нее разрушение. Умеет соблазнить и влюбить в себя. Мужчины ползают за ней на коленях, она их хладнокровно использует.

Охотница

Молодая мама, делающая карьеру. Студентка-активистка. Валькирия. Спортсменка. Стремится участвовать в мужских играх на равных. К другим женщинам относится сочувственно-презрительно: «курицы», «дамочки». Практичная, сдерженная. Эмоции скрывает. Мужчина — равный, товарищ. Может отказаться от семьи ради карьеры.

Амазонка (тень Охотницы)

Начальница. Бизнес-леди. Женщина-политик. Стремится побеждать в мужских играх, быть лучше любого мужчины. Постоянно активна, м.б. агрессивна. Гиперрациональная, скрытная. Железная леди. «Эмоции-признак слабости!» Женщин презирает ( «курицы», «дамочки»), мужчин старается подавить.

Хозяйка

Мать, бабушка. Учительница, директриса. Императрица. Хозяйка дома, кормилица. Радушная хозяйка. Бескорыстная жертвенность. Терпение. Справедливость, умение рассудить и наказать. Любовь к жизни, ко всему живому. Верность. Муж — хозяин, поддержка, опора. Умеет прощать.

Ужасная мать (тень Хозяйки)

Квочка. Еврейская мамаша. Женщина-директор. Либо гипераккуратизм, либо неряшливость. Сверхконтроль, но возможно — игнорирование ребенка. Всех учит и обижается, если ее не слушаются. Показное терпение, мать-мученица. Тиранит своей жертвенностью. Усталость от жизни, зависть к молодым. Мужа опекает.

Базовых эмоции человека.

Базовые эмоции — эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Эмоции — общие для всех. Критерий — наличие физиологической базы (наличие мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию) и сходство внешних выразительных движений.

Согласно Полу Экману, базовых эмоций семь:

1.Страх: эта эмоция возникает как только человек чувствует опасность. Часто напуганный человек теряет возможность адекватного восприятия действительности и даже не обращает внимания на возможность избежать опасности. Также страх способствует увеличению дистанции между человеком и тем, что он воспринимает как опасность, стремясь уйти от нее как можно дальше. Чем больше расстояние – тем менее различима опасность.Благодаря страху человек находит путь, в котором ему нужно двигаться и получает изменения. Одновременно с этим именно страх дает возможность победы над опасностью, поэтому можно считать эту эмоцию крайне мощным ресурсом и помощником.

2. Гнев: эта эмоция способствует совершению перемен в неудовлетворительной ситуации. Гнев может быть весьма конструктивен в том случае, если он направлен на изменении ситуации, а вот если никаких перемен не наблюдается, то тогда он начинает играть роль разрушителя. Но в первую очередь гнев – это сигнал к перемене отношений с определенными людьми, ведь что бы построить что-то новое, необходимо разрушить старое.

3. Отвращение: это реакция отторжения, которая может проявиться как в связи с определенными людьми, так и, скажем, с неприятными запахами. В таком случае отношения уже не смогут развиваться, поскольку испытывающий эту эмоцию человек будет сознательно дистанцироваться от того, кто ее вызвал. Отвращение идет на пользу в том случае, если помогает отгородиться от того, что может оказать разрушительное действие.

4. Презрение: это такая эмоциональная реакция, которая дает негативную оценку событиям или людям, при этом нивелируется значение предмета презрения. При этом тот, кто испытывает эту эмоцию, ощущает свое превосходство. Эта эмоция может быть крайне разрушительна для человека, но может также и нести пользу, если выступает способом оценки недостойного поступка. Впрочем, презрение можно испытывать и по отношению к самому себе, что может помочь изменить свою личность и сделать ее лучше.

5. Печаль (Грусть): это реакция на какую-либо утрату, в случае которой человек теряет поддержку внешней, а часто и внутренней среды. Грусть – это возможность заполнить образовавшуюся вследствие утраты пустоту. Это на самом деле очень нужная и важная эмоция, ведь если пустоту ничем не заполнять, то человек рискует впасть в затяжную депрессию.

6. Удивление: эмоция, с помощью которой у нас появляется возможность лучшей ориентации в пространстве, повышения внимание и достижение взаимопонимания. Такая реакция способствует возможности рассмотреть нечто новое в том, к чему мы уже привыкли. Однако если человек находится в состоянии тревоги, то вместо удивления он может испытывать испуг.

7. Радость: одна из лучших возможных эмоций, которая поддерживает наши внешние проявления. Благодаря этой реакции мы сокращаем дистанцию между собой и другими людьми и можем взаимодействовать с ними. Это реакция на получения удовольствия, или того, что под ним подразумевается.

Обратная связь.

Говоря простыми словами, обратная связь – это наша словесная или бессловесная реакция на поведение партнёра. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и структуру коммуникативных способностей человека. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.

Существует два основных типа обратной связи:

-Сознательная – это когда мы сознательно посылаем сигналы слушателю и воспринимаем сигналы от него, интерпретируя тем или иным образом.

-Бессознательная– это та информация, которая проходит вне сознательного разума (дыхание, поза, тон и тембр голоса и другие).

Обратная связь также заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя сторонам подавлять шум. Шумом называют все то, что искажает смысл. Определенные шумы присутствуют всегда. Поэтому на каждом этапе обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Разновидностями шума являются коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры:

1) неправильное восприятие– когда люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта;

2) неправильная психологическая установка — стереотип мышления, предвзятое мнение, осложненные взаимоотношения, отсутствие внимания и потерей интереса;

3) неумение слушать собеседника (Как показали исследования, управляющий слушает лишь с 25% эффективностью);

4) неправильное понимание невербальной информации (она происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные дополнительные преграды для понимания);

5) плохая обратная связь (обратная связь важна, т.к. дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, которое вы ему изначально придали).

Что такое треугольник АРО, когда и где она работает и зачем необходима.

Инструментом отлично помогающий в построении человеческих взаимоотношений, — основы аффинити, реальности и общения. Эти три взаимозависимых фактора могут быть выражены с помощью треугольника.

Первый угол треугольника — аффинити. Это степень симпатии или любви, или степень их недостатка. Это чувство любви или симпатии к кому-то или чему-то.

Второй угол треугольника АРО — реальность, и его можно определить, как «то, что кажется существующим». Реальность в своей основе — это согласие. Реально то, с реальностью чего мы согласились.

Третий угол треугольника — это общение, его можно определить, как обмен идеями или предметами между двумя людьми. В человеческих отношениях этот угол треугольника важнее двух других.

Взаимосвязь вершин этого треугольника станет явной, стоит только задать вопрос: «Вы когда-нибудь пытались разговаривать с разгневанным человеком?» Без значительной симпатии и без некоторого согласия не существует общения. Без общения и наличия некоторого эмоционального отклика не может быть реальности. Без некоторого согласия и общения не может существовать аффинити.

Таким образом эти три явления формируют треугольник. Если нет двух вершин треугольника, не может быть и третьей. Если вы хотите, чтобы у вас была какая-либо вершина этого треугольника, то вам необходимы и две другие.

Треугольник АРО в продажах

Хочу сразу оговориться, что я не являюсь сторонником сайентологических идей и учений Рональда Хабборда. Но в определении и понятии треугольника АРО есть определенно полезные моменты, на которые стоит обратить внимание всем, кто связан с продажами в частности всем другим для лучшей коммуникации.

Треугольник АРО – это три составляющих для успешного общения. Все они составляют понимание. Если одна из составляющих треугольника больше, то и две другие больше, а значит и понимание становится больше

А – аффинити, вершина треугольника, означающая некую симпатию или отсутствие явной неприязни. Внешний фактор.

Если мы испытываем явную неприязнь к своему собеседнику, то у последнего навряд ли получится что-то предложить нам, а тем более продать. Представьте, что к вам на остановке подходит далеко не трезвый человек, дурно пахнущий, с предложением купить что-то или попросив денег! Уверен, что ваша реакция будет не в пользу собеседника. Поэтому, если мы человеку нравимся, симпатизируем, то шансы на успешное общение увеличиваются.

Р – реальность, вершина треугольника АРО в продажах, означающая, что для успешного общения необходимо иметь общие или приближенные реальности с собеседником. Ну к примеру, если мы приходим в руководителю организации для презентации нового товара и предложения сотрудничества. Но у этого самого руководителя накануне угнали автомобиль. Лично я сомневаюсь, что он будет адекватно оценивать наше предложение и думать еще о чем то, кроме как о своей машине и как её найти. Вот и получается, что реальности разные у нас и нашего клиента и думаем мы совершенно о разном. Он думает о своем автомобиле, а мы о товаре, который хотим предложить. Поэтому исход встречи очевиден.

Некоторые мастера при знании причины умеют сначала присоединиться к реальности собеседника, а затем его вытащить в свою реальность. Если возвращаться к вышесказанному примеру, то сначала искренне понять всю сложность ситуации, выразить сочувствие, рассказать о своих случаях, а возможно путях решение, если знаете их. А потом уже развернуть мысли собеседника все-таки на свое коммерческое предложение.

О – общение, вершина треугольника АРО в продажах, то ради чего мы стараемся понравиться собеседнику и попасть с ним в одну и ту же реальность. То, без чего сложнее продажи, а тем более активные. И, если аффинити или реальность не соответствуют необходимому, то и общение, скорее всего, не будет складываться.