Титаник врезался в айсберг

Страница 3

Можно предполагать, что, если бы Мэрдок знал, что «Титаник» так поздно изменит курс и пробоина из-за его команды составит по длине почти 100 метров, он наверняка принял бы удар айсберга на форштевень, то есть не пытаясь отвернуть влево и среверсировав машины. Вот что по этому поводу сообщает нам тот же профессор Барнаби:

«Что было бы, если бы «Титаник» врезался в айсберг носом? Вайлдинг, кораблестроитель из Белфаста, вычислил, что нос судна при этом вмялся бы на 25-30 метров, но судно бы не погибло. Это была бы мгновенная смерть для тех, кто в это время находился в носовой части судна, но погашение инерции хода было бы довольно медленным в сравнении с едущим на такой скорости автомобилем, у которого мгновенно выжали до конца тормоза». «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков. Он мог также сохранять плавучесть в случае затопления любых трех из первых пяти отсеков. Непотопляемость лайнера была обеспечена даже при затоплении всех первых четырех отсеков. Но судно не было рассчитано на затопление всех первых пяти отсеков.

Неужели капитан Смит, этот матерый морской волк, не одну сотню раз пересекший Атлантику, нe знал о возможной встрече в это время года у берегов Ньюфаундленда с айсбергами? Конечно, знал.

Предупреждение о появившихся на трассе «Титаника» ледяных полях и айсбергах Смит получил от капитанов порта еще до выхода в рейс в Саутгмптоне и Куинстауне. На второй день плавания радиостанция «Титаника» приняла сообщение с французского парохода «Ла Турень» о встреченных им ледяных полях в районе 45° северной широты и 50°40′ западной долготы. Лайнер «Париж» радировал «Титанику» о другом ледяном поле — на 45°09′ северной широты и 49°20′ западной долготы. Около девяти часов утра рокового дня, в воскресенье 14 апреля, старший радист «Титаника» Филиппс принял следующее сообщение от лайнера «Карония»:

«Идущие на запад пароходы сообщают об айсбергах, гроулерах и ледяных полях от 42° северной широты, между 49 и 51° западной долготы».

В 9 часов 44 минуты капитан «Титаника» ответил:

«Спасибо за сообщение. Погоду мы встретили разную. Смит».

Чуть позже поступило предупреждение об айсбергах от английского лайнера «Балтик»:

«Несколько пароходов на выходе в океан встретили лед и айсберги от 49°09′ до 50°20′ западной долготы».

В это время «Титаник» находился на 50°14′ западной долготы.

В 13 часов 45 минут «Титаник» принял радиограмму германского парохода «Америка»:

«Прошли два больших айсберга в районе 41°27′ северной широты и 50°08′ западной долготы».

Потом снова в эфир вышел «Балтик»:

«Греческий пароход «Афенаи» сообщает, что сегодня утром встретил айсберги и большие ледяные поля на широте 41°51′ северной и долготе 49°52′ западной».

Ни капитан, ни вахтенный штурман об этих сообщениях не знали: радисты их просто не передали на мостик, который находился от них в 20 метрах. Вот здесь необходимо сказать еще об одном «если бы». Конкретно: если бы радисты «Титаника» передали это и другие сообщения на мостик, то вахтенный помощник, конечно, обратил бы внимание на столь конкретное предупреждение об айсбергах . Но деньги есть деньги. В этот день с раннего утра радист «Титаника» Джон Филиппс и его помощник Гаральд Брайд занимались передачей частных радиограмм на мыс Расс, откуда их телеграфировали в разные города США и Канады. Радисты были заинтересованы в этой работе, так как богатые пассажиры за быструю посылку частных депеш давали чаевые. Наступил вечер, а ворох неслужебных радиограмм на столе радистов не убывал. Многим пассажирам первого и второго классов «Титаника» хотелось использовать радио — «эту удивительную новинку века» и известить своих близких и родных с просторов Атлантики о скором благополучном прибытии. Радистам некогда было относить на мостик получаемые служебные сообщения об айсбергах и ледяных полях. Ведь чаевые за это не платили .

Кроме того, радио в то время только лишь появилось и капитан со старшими офицерами имели право игнорировать радиограммы, если считали их не особенно важными. Радиотелеграф еще не считался обязательным и важным предметом оборудования судна .

В 18 часов 40 минут Филиппс принял депешу парохода «Калифорниан», адресованную пароходу «Антилиан»:

«Капитану «Антилиана». В 18 часов 30 минут по судовому времени, широта 42°03′ северная, долгота 49°09′ западная, три большие ледяные горы пять миль южнее нас».

И это предостережение осталось лежать в радиорубке «Титаника», который со скоростью 22,5 узла продолжал мчаться навстречу опасности. В 21 час 40 минут Филиппс принял еще одно сообщение об айсбергах от другого парохода:

«От «Месаба» — «Титанику» и всем идущим на запад судам. Сообщаю о льде от 42° до 41°25′ северной широты и от 49° до 50°30′ западной долготы; видел массу тяжелого набивного льда и большое количество айсбергов, также ледяные поля. Погода хорошая, ясная».

Наконец, в 22 часа 40 минут, то есть за час до столкновения, когда Филиппсу наконец удалось наладить хорошую связь с мысом Расс, в эфир на его волне ворвался Эвенс — радист «Калифорниана». Его станция, заглушавшая морзянку станции мыса Расс, отчетливо передавала:

«Мы остановились, окружены льдами .»

Раздраженный тем, что его перебивают Филиппс отстучал: «Заткнись! Я занят, я работаю с мысом Расс». Он даже не удосужился дослушать сообщение до конца и записать координаты, где «Калифорниан» встретил лед.

«Титаник» продолжал мчаться навстречу своей гибели. В эфир с его антенны летели в Америку частные радиограммы о скором прибытии в Нью-Йорк . Ровно через час на мостике «Титаника» первый помощник капитана Мэрдок услышал по телефону голос впередсмотрящего Флита:

«Прямо по носу айсберг, сэр!»

Место столкновения с айсбергом.

Когда играли регтайм .

«Титаник» стоял неподвижно в ночи на зеркальной глади океана. Из первых трех его огромных труб с неистовым ревом, сотрясавшим тихое звездное небо, извергался пар. Выработанный 29 котлами, он был уже не нужен, теперь пар требовался лишь для вращения динамо-машины и отливных насосов. В котельных отделениях, заливаемых забортной водой, чтобы предотвратить взрыв котлов, механики и кочегары тушили топки. Услышав страшный рев пара, пассажиры первого и второго классов высыпали на верхнюю прогулочную палубу. Было холодно, и люди одевались, кто во что мог: меховые пальто, свитера, купальные халаты, пижамы.

Общей тревоги с сиренами и ударами в судовой колокол на «Титанике» не было. Смит опасался паники. Стюарты спокойно и вежливо разбудили спавших пассажиров, оповестили о «небольшом повреждении» лайнера и предложили всем надеть спасательные жилеты. Выйти на шлюпочную палубу было предложено только обитателям «люксов» и двух первых классов. В третьем же классе парохода такого объявления сделано не было, и фактически там никто не знал, почему трубы ревут, а судно стоит на месте. Сотни сонных, испуганных людей, толкая друг друга, устремились из кают и кубриков в проходы и коридоры лайнера. Согласно шлюпочному расписанию, пассажиры «люксов» и первого класса должны были собраться в носовой и средней части шлюпочной палубы, пассажиры второго класса — в кормовой части этой палубы. Место же для обитателей третьего класса, а он составлял две трети всех пассажиров «Титаника», предусматривалось на нижней кормовой палубе позади надстройки, перед палубой юта, и на носовой палубе, между срезом полубака и надстройкой. Но все выходы на эти две нижние палубы были закрыты . В течение двух часов живые цепочки людей, которые ехали в третьем классе, блуждали в поисках выхода по многочисленным коридорам и проходам в чреве огромного парохода. Большая часть из них так и не выбралась на верхние палубы из-за давки, которая там царила. Получилось так, что из нижних помещений третьего класса люди практически не имели возможности попасть на шлюпочную палубу. Толпы женщин и мужчин стояли у начала главной лестницы третьего класса, в кормовой части палубы. Наверх их не пускали стюарты. Распоряжение отправить женщин и детей к шлюпкам последовало лишь в 00 часов 30 минут. Множество людей попали на палубе в тупики, в панике искали выход наверх, но опять возвращались туда, откуда начали поиск. А в это время представители высшего общества занимали места в шлюпках.

Крушение «Титаника», произошедшее в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, не перестает интриговать ученых и историков.

Доказательство тому – различные научные исследования на эту тему, опубликованные в последнее время, век спустя после событий. Все эти работы преследуют одну цель: понять. Понять, почему самый престижный пассажирский лайнер своего поколения мог затонуть всего за несколько часов в результате до сих пор остающейся одной из самых крупных морских катастроф в истории судоходства. И если некоторые причины нам известны (излишняя самоуверенность команды или отсутствие бинокля на наблюдательном посту), другие еще только предстоит выяснить.

Почему на этом маршруте было столько айсбергов?

Первая загадка – это необычное количество айсбергов, которые дрейфовали на пути «Титаника». Это явление было подтверждено различными экипажами кораблей, проходивших в том же месте в то же время, а именно у берегов Ньюфаундленда, весной 1912 года. Два научных сотрудника Техасского университета, Дональд Олсон и Рассел Дешер, считают, что нашли причину этого явления. В апрельском номере журнала «Sky & Telescope» они дают ему астрономическое объяснение.

Ученые указывают на то, что 4 января 1912 года, то есть за три месяца до крушения, Луна оказалась на исключительно близком расстоянии от Земли. Это редчайшее сочетание, поскольку последнее подобное расположение планет наблюдалось в 796 году, а следующее ожидается не ранее 2257 года. По удивительному совпадению, Солнце также накануне находилось на минимальном расстоянии от Земли. А ведь Луна, как и Солнце, влияет на приливы и отливы. Их совместное воздействие привело к возникновению в эти дни необычайно мощной приливной волны.

Как же это связано с гибелью «Титаника»? В это время года в данном регионе многочисленные айсберги застревают на мелководье. По версии ученых, такой мощный прилив снял их с мели, поэтому в последующие недели айсберги в больших количествах дрейфовали в открытом море. Правда, некоторые астрономы сомневаются, что прилив 4 января был настолько мощным и уникальным.

Почему айсберг заметили так поздно?

Впередсмотрящие с «Титаника» заметили огромный айсберг только тогда, когда пароход приблизился к нему на расстояние менее одной морской мили, то есть менее двух километров. Конечно, из-за отсутствия Луны очертания были плохо различимы, конечно, у впередсмотрящих в их «вороньем гнезде» не было бинокля, однако вдобавок они стали жертвами удивительного явления. А возможно, даже миража. Эта гипотеза, уже высказанная в одном из отчетов 1992 года, была недавно вновь воспроизведена в книге британского историка Тима Мартина.

В ночь кораблекрушения пароход как раз выходил из теплых вод Гольфстрима и направлялся к холодным водам Лабрадорского течения. Таким образом, он углубился в зону, в которой, наперекор правилам, воздух был более холодным внизу, чем вверху. Такая ситуация, которая называется температурной инверсией, приводит к аномальной рефракции света. В таком контексте становится гораздо сложнее определить горизонт и предметы, которые в принципе находятся снизу, скрываемые шарообразностью Земли, вдруг появляются сверху, они как будто парят в небе.

Это явление, которое называется «верхний мираж», хорошо известно морякам: оно лежит в основе знаменитой легенды о кораблях-призраках, которые исчезали так же внезапно и странно, как и появлялись. Тем не менее, оно обмануло впередсмотрящих «Титаника», которые, видимо, на протяжении долгого времени неправильно оценивали размеры и местоположение айсберга. К тому же, им казалось, что он идет гораздо выше нормального горизонта.

Почему корабль так быстро затонул?

После обследования остова «Титаника» выяснилось, что в результате столкновения с айсбергом были повреждены шесть сочленений между пластинами носовой части, и через эти щели вода просочилась внутрь парохода. В таком случае естественным образом возникает вопрос, можно ли объяснить появление этих щелей только столкновением, или это был изъян конструкции. Чтобы разобраться в этом, специалисты по металлургии и анализу старых материалов Дженнифер Хупер Маккарти и Тим Феке изучали архивы кораблестроителя Harland and Wolff. Их выводы, которые были оспорены предприятием, получили широкий резонанс.

В то время эта компания взялась одновременно построить три самых крупных корабля в мире: «Титаник», «Олимпик» и «Британник». Для достижения этой амбициозной цели необходимо было произвести 9 млн. заклепок (по три миллиона на корабль) для скрепления деталей. Однако ученые считают, что компания Harland and Wolff не обеспечила максимального качества. Поскольку ее обычные поставщики были не в состоянии произвести необходимое количество заклепок, судостроительная компания обратилась к более скромным кузнечным цехам, не обладающим передовыми умениями. Затем компания оставила свои собственные стальные заклепки, которые намного прочнее традиционных железных, для центральной части корпуса, где требования самые высокие. Наконец, она использовала железо качества 3 (типа «best»), а не 4 (типа «best-best»).

А удар айсберга пришелся как раз на нос корабля, в то место, где стояли железные заклепки. В 2008 году, по окончании своих работ, исследователи заявили, что если бы в этом месте стояли самые лучшие заклепки, пароход, несомненно, лучше мог бы выдержать удар, а если бы его затопление было более медленным, спасатели могли бы подобрать большее количество пассажиров.

Почему не отозвался «SS Californian»?

После столкновения «Титаник» направил множество сигналов бедствия кораблю «SS Californian», который шел встречным курсом неподалеку от него. Однако эти усилия были напрасными. Капитан этого судна, Стэнли Лорд, объяснил, что он направлял тревожные сигналы и какое-то время осматривал пароход, но ничего тревожного не заметил.

Похоже, что и в этом случае «Титаник» стал жертвой оптических эффектов температурной инверсии. Когда корабль оказался в его поле зрения, по словам Стэнли Лорда, это был маленький кораблик на малом расстоянии, он даже не подумал о том, что это мог быть знаменитый пароход. Световые сигналы азбуки Морзе, которыми обменивались два судна, также, скорее всего, были искажены. И потом, когда тревожные ракеты были наконец запущены на высоту 180 метров, создалось ощущение, что они взлетели гораздо ниже, чем на самом деле. Так что «SS Californian» спокойно ушел в ледяную ночь. Когда через несколько часов он наконец вернулся на место происшествия, уже погибло более 1500 пассажиров, среди которых были женщины и дети.

Этьен Дюбюи,
«Le Temps» (Швейцария)
Перевод «Голос России»

Фото продается американским аукционным домом RR Auction, фотография заявлен на аукцион как «Айсберг, от которого затонул Титаник».
Фотография размером 9,75 × 8 дюйма была сделана капитаном W. F. Wood, работавшем на корабле под названием S. S. Etonian, за два дня до события.
Так же на фотографии сохранилась фраза:
Снимок сделан капитаном W. F. Wood с судна S. S. Etonian Blueberg 12 апреля 1912 года, на координатах 41°50 долготы и 49°50 широты. В этот айсберг врезался Титаник 14 апреля 1912 и затонул в течение трех часов.
Нет доказательств того, что именно в эту ледяную глыбу врезался Титаник, но есть ряд причин полагать что айсберг, изображенный на снимке именно тот айсберг. К такому выводу пришли многие эксперты по всему миру.
Во-первых, он был сделан за 2-3 дня до трагедии, а айсберг не мог за такой короткий срок далеко уйти от места, где он был замечен. Во-вторых, форма айсберга соответствует эскизам, предлагаемых очевидцами, которые пережили катастрофу, в том числе эскизам спасателей, которые прибыли на место кораблекрушения.
Наконец, форма айсберга напоминает другую фотографию (снимок был опубликован в 1976 году в книге A Night To Remember), сделанный с корабля под названием Принц Адальберт, который проплывал на месте катастрофы через день после крушения.

Фото, сделанное на месте кораблекрушения Титаника 15 августа 1912
RR аукциона отмечает, что разница между двумя айсбергами может быть связана с разными углами съемки, все эти причины позволили экспертам изучающим гибель Титаника сделать вывод, что фотография, представленная на аукционе, действительно является снимком айсберга погубившего корабль.
В октябре прошлого года публике были представлены снимки, сделанные на следующее утро после трагедии, на горизонте виднелся айсберг, но по данным фотографиям сложно определить, насколько похожи глыбы льда.
Интересно узнать, во сколько общественность оценит уникальный снимок, и какой будет окончательная цена изображения. В любом случае, результаты будут известны после 16 декабря 2012 года.

Гибель «Титаника» (Много фото)

9 апреля 1912 года. «Титаник» в порту Саутгемптона за день до отплытия в Америку.

14 апреля исполнилось 105 лет со дня легендарной катастрофы. «Титаник» — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.

На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

Вот как рассказывали об этой трагедии журнал «Огонекъ» и журнал «Новая Иллюстрація»:

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год.
Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год.
Парадная лестница «Титаника», 1912 год.
Пассажиры на палубе «Титаника». Апрель, 1912.
У оркестра «Титаника» было два состава. Квинтет возглавлял 33-летний британский скрипач Уоллас Хартли, в него входили еще один скрипач, контрабасист и два виолончелиста. Дополнительное трио музыкантов из бельгийского скрипача, французского виолончелиста и пианиста было нанято для «Титаника», чтобы придать Caf? Parisien континентальную нотку. Трио играло также в холле ресторана лайнера. Многие пассажиры считали судовой оркестр «Титаника» лучшим из тех, что они когда-либо слышали на кораблях. Обычно два состава оркестра «Титаника» работали независимо друг от друга – в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все восемь музыкантов впервые играли вместе. Они играли самую лучшую и веселую музыку до последних минут жизни лайнера. На фото: Музыканты судового оркестра «Титаника».
Тело Хартли было найдено через две недели после гибели «Титаника» и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка – подарок невесты.
Среди других участников оркестра выживших не оказалось… Один из спасенных пассажиров «Титаника» напишет позже: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы». На фото: Похороны дирижера и скрипача судового оркестра «Титаника» Уоллас Хартли. Апрель 1912.
Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта кабельного судна «Mackay Bennett», которым управлял капитан DeCarteret. Судно «Mackay Bennett» одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана DeCarteret, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.
Спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров парохода «Карпатия». Апрель, 1912.
Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

22 апреля 1912 года. Братья Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года). Считались «сиротами Титаника» до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции. Отец погиб во время крушения лайнера.
Мишель умер в 2001 году последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на «Титанике».
Группа спасенных пассажиров «Титаника» на борту «Карпатии».
Ещё одна группа спасенных пассажиров «Титаника».
Капитан Эдвард Джон Смит (второй справа) с командой корабля.
Рисунок тонущего “Титаника” после катастрофы.
Пассажирский билет на «Титаник». Апрель 1912.

Гибель «Титаника»

10 малоизвестных фактов о трагической гибели «Титаника»

Прошло уже более 100 лет с момента трагической гибели «Титаника». Во многом благодаря усилиям Джеймса Кэмерона и его фильму – одному из самых кассовых и рейтинговых в истории, об этом пароходе узнали все. Но несмотря на то что о «Титанике» слышал каждый первый человек на нашей планете, многие принципиальные детали, связанные с катастрофой 14 апреля 1912 года, до сих пор остаются малоизвестными. Давайте исправим это упущение.

Погода была идеальной

В день гибели «Титаника» в море царило абсолютное спокойствие

Достаточно легко представить, как лайнер «Титаник» борется с высоченными волнами, как туман и ливень дождь скрывают айсберг, впоследствии отправивший корабль на дно. Но всё было совсем не так. Когда «Титаник» направлялся к месту своей гибели, погода была прекрасной, можно даже сказать пугающе спокойной. Ветер и волны отсутствовали, и поверхность моря была безупречно гладкой – словно зеркало. Возможно, прекрасная погода и поспособствовала трагедии.

Даже лёгкая зыбь на водной поверхности могла бы подтолкнуть фосфоресцирующий планктон впритык к краям айсберга, и его смогли бы заметить заранее. Второй капитан «Титаника», Чарльз Лайтоллер, выделял отсутствие светящегося планктона, как одну из причин катастрофы. Возможно, абсолютный штиль также предотвратил резкое изменение температуры, которое всегда предупреждает команду об опасном сближении с айсбергом.

К сожалению, когда вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу ледяную глыбу, уже было слишком поздно для того, чтобы избежать столкновения. В ходе проведённого в 1912 году расследования эксперты установили, что с момента обнаружения айсберга у парохода оставалось всего лишь 37 секунд, чтобы изменить курс. Другие специалисты заявили, что времени было чуть больше – около 65 секунд. В любом случае «Титаник» был обречён, ведь даже если бы была дана команда «полный стоп», лайнер ещё около 3,5 минут двигался бы по инерции.

Как назло, сразу после аварии поднялся сильный холодный ветер, который буквально замораживал людей, боровшихся за жизнь в ледяной воде.

Это интересно: В общей сложности, при крушении «Титаника» погибли 1514 человек, находившихся на борту (с учётом экипажа), спаслись 710. Выжить смогли 76% женщин, 51% детей и всего 18% мужчин. Из 908 членов экипажа погибли 696.

Вся поездка сопровождалась пожаром

Оказывается, на «Титанике» всё время бушевал пожар

Незадолго до первого и, к сожалению, последнего рейса, в одном из угольных бункеров парохода начался пожар. Следователи, выяснявшие причины катастрофы, смогли доказать, что огонь все ещё ​​бушевал, когда «Титаник» направился в Нью-Йорк, создавая потенциальную опасность для всех, кто присутствовал на борту.

Спасшийся кочегар Джон Дилли говорил: «Нам не удалось погасить огонь, и кочегары говорили, что когда мы высадим пассажиров, надо будет освободить всё большие угольные бункеры, а потом вызвать пожарные катера, которые помогли бы нам потушить огонь». Джон утверждает, что пламя потухло только тогда, когда ледяная глыба разорвала корпус. Вода вмиг затопила бункеры.

Некоторые другие члены экипажа уверяют, что пожар удалось успешно потушить утром 14 апреля – в тот самый роковой день. Как бы то ни было, «Титаник» горел на протяжении всего своего первого рейса. Не факт, что огонь привёл бы к катастрофическим последствиям, ведь проектировщики разрабатывали стальные бункеры так, чтобы они могли выдержать угольные пожары. Тем не менееЮ риски многократно возрастали.

Это интересно: Управляющий директор компании «White Star Line» Брюс Исмэй позже утверждал, что Джон Пирпонт Морган – владелец компании «IMM», которой и принадлежал «Титаник», заставил экипаж плыть на максимальной скорости, чтобы «доплыть до Нью-Йорка и высадить людей до того, как произойдут неизбежные взрывы».

Кстати, Морган и сам должен был быть в числе пассажиров, но за считанные минуты до отправления почему-то передумал и сошёл с судна.

Трагическое предвидение катастрофы Уильямом Стидом

Уильям Стид — человек, предвидевший катастрофу… И погибший в ней

Ещё за 26 лет до крушения «Титаника» британский журналист Уильям Стид написал вымышленную историю, в которой рассказывалось о гибели большого атлантического почтового парохода. В произведении большая часть пассажиров утонула из-за дефицита спасательных шлюпок. Этим рассказом Стид хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что экипажами кораблей не выдвигаются требования о наличии достаточного количества шлюпок для спасения всех пассажиров, находящихся на борту.

Уильям Стид вернулся к этой теме ещё раз в 1892 году. В кульминационной главе судно пересекает Атлантический океан с сотнями туристов на борту. Приведём отрывок: «Раздался грохот, словно пароход налетел на лёд. Винты крутились, рассекая ледяные глыбы. Все пассажиры осторожно поднялись на палубу. Была сырая и очень холодная погода. Каждые полминуты откуда-то из тумана гудел свисток. Грохот скрежетавшего о борт парохода и перемалываемого винтами льда не позволяли разговаривать и быть услышанным. Но вдруг из темноты раздался отчаянный крик: «Айсберг по правому борту!».

Через 20 лет Стид погиб, находясь на борту «Титаника»…

Капитан Эдвард Смит

Капитан Эдвард Смит был шокирован, когда понял, что всех пассажиров спасти не удастся

Капитан печально известного судна Эдвард Джон Смит, с того дня, когда утонул вместе с «Титаником», стал героем десятков легенд. Многие уверяют, что он успел лично спасти жизнь ребёнку, прежде чем погибнуть. Но стоит отметить, что его героический образ слегка приукрашен.

Кроме того, что капитан игнорировал предупреждения об айсбергах и не держал «Титаник» на разумной скорости, Смит также позволил нескольким спасательным шлюпкам покинуть «Титаник» наполовину пустыми. Известно, что в первой отошедшей шлюпке (из шестнадцати), рассчитанной на 65 человек, было только 28 пассажиров, во второй – 36, в третьей – 32, в четвёртой и пятой – по 28.

Говорят, что когда Смит узнал о том, что «Титаник» не удастся удержать на плаву, он понял, что даже при максимальной загруженности шлюпок как минимум 1000 человек останутся на тонущем судне. Осознание этого факта повергло его в ужас. Капитан на время утратил решительность: не требовал скорейшей эвакуации, не занимался организацией работы команды, отдавал только невнятные и противоречивые приказы, не отвечал спрашивавшим его о чём-то офицерам и матросам. Эдвард Смит не отдал приказа загружать шлюпки по максимуму ввиду их дефицита, не следил за эвакуацией и точностью выполнения своих приказов.

Позднее, когда на воду была спущена последняя шлюпка, Смит в последний раз прошёлся по шлюпочной палубе. Он приказал всем членам экипажа прекратить работу и постараться спастись самим. Капитан повторял «Отныне каждый сам за себя».

Это интересно: Когда «Титаник» пошёл на дно, из сотен оказавшихся в воде людей выжили единицы. Члены экипажа Чарльз Лайтоллер, Джек Тейер, Арчибальд Грэйси и ещё порядка 30 человек сумели взобраться на перевёрнутую вверх дном складную шлюпку. Понимая опасность полного затопления лодки, они вынуждены были отталкивать плавающих поблизости людей вёслами, не обращая внимания на мольбы о помощи. Позднее в своей книге Грэйси восхищался поведением оставшихся в ледяной воде: «Я не услышал ни единого упрёка после отказа в помощи. Отказы встречались мужественными словами: «Ладно, удачи, парни, и да хранит вас Господь!»».

Только в 2012 году стало известно, что Смит в своё время не смог сдать тест по навигации с первой попытки. Сделать это ему удалось лишь в 1888 году. Тем не менее, начальный провал был, пожалуй, нехорошей приметой.

Единственный японец на борту

Масабуми Хосоно в Японии возненавидели и встретили, как труса

Единственный японский пассажир на «Титанике» – государственный служащий Масабуми Хосоно. До того как сесть на пароход и начать дорогу домой, он несколько месяцев изучал в Европе железнодорожные системы. Когда «Титаник» начал тонуть, Хосоно пробрался на верхнюю палубу, чтобы с достоинством взглянуть в лицо смерти. Он понимал, что шансов выжить практически нет, ведь члены экипажа усаживали в шлюпки только женщин и детей, а мужчин отгоняли, угрожая пистолетом. Неожиданно Хосоно обнаружил, что может спастись.

Возможность появилась в тот момент, когда член экипажа крикнул, что в спущенной шлюпке осталось 2 свободных места. Увидев, что кто-то прыгнул в воду, Хосоно поступил так же. Если бы он мог знать, к каким последствиям это приведёт в будущем, возможно, предпочёл бы погибнуть.

Тогда считалось, что достойному мужчине лучше умереть с почестью, нежели выжить в позорной манере. После возвращения в Японию Хосоно заклеймили как труса и возненавидели едва ли не всей страной. Его уволили с правительственной работы, пускай через несколько лет и наняли обратно. Негативные отзывы об азиате, спасшемся в шлюпке №13, позволяют сделать вывод, что это был Хосоно.

Это интересно: Температура воды за бортом составляла −2°С (порог замерзания). Некоторые люди, оказавшись в ней, погибли от сердечного приступа сразу. Другие умирали примерно через полчаса. Сначала из-за сильного переохлаждения появлялась сильная дрожь, потом замедлялись пульс и температура тела. Вскоре человек терял сознание и умирал.

В 1997 году репутация Масабуми была частично восстановлена, когда среди его вещей было найдено рукописное описание трагедии. В письме для своей супруги Хосоно упоминал, что находился в шлюпке №10. Если это – правда, значит, он не мог быть тем самым азиатом.

Реальное ожерелье «Титаника»

Ожерелье «Сердце океана» существовало на самом деле

В фильме «Титаник» было упомянуто великолепное ожерелье, называвшееся «Сердце океана». Можно подумать, что это выдумка режиссёра. Но оказывается, что на реальном судне произошла аналогичная история: пассажирке Кейт Филипс её любовник Генри Морли подарил ценное сапфировое ожерелье.

Богатый 40-летний владелец кондитерского цеха влюбился в 19-летнюю Кейт, работавшую помощницей у его конкурента. Вскоре Морли задумал бросить свою супругу и маленькую дочь ради Кейт. Пара села на борт «Титаника», чтобы сбежать и начать жизнь с чистого листа в Калифорнии. В ночь катастрофы Кейт удалось попасть на борт последней спасательной лодки. А Генри Морли погиб.

Через 9 месяцев Кейт родила малышку, которую назвала Эллен. Только в возрасте 76 лет Эллен узнала, что её отец был одним из погибших пассажиров «Титаника». Когда она поговорила об этом с матерью, то узнала, что у Кейт до сих пор хранится то самое сапфировое ожерелье.

Ошибки и теории

Возможно, в катастрофе виновато Суперлуние

Исследователи неоднократно пытались выяснить, почему «Титаник» столкнулся с ледяной глыбой. Сразу после катастрофы английские и американские эксперты решили, что пароход двигался слишком быстро. На небольшой скорости ущерб был бы намного меньшим, да и шансы уйти в сторону от столкновения увеличивались. А так айсберг, словно консервный нож, вспорол 5 носовых отсеков «Титаника». При столкновении в обшивке правого борта появились 6 пробоин, суммарная длина которых достигала 90 метров.

Это интересно: Корпус лайнера был разделён на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок, построенных поперёк судна. Конструкторы рассчитали, что «Титаник» сможет оставаться на плаву в случае затопления одновременно 2 любых отсеков или 4 смежных (носовых либо кормовых).

В 2010 году журналистка Луиза Паттон, внучка одного из офицеров «Титаника», предположила, что судно избежало бы столкновения, если бы после сообщения об айсберге рулевой Роберт Хитчинс не паниковал и сначала не повернул руль в противоположную сторону. Луиза уверена, что её дед вступил с другими членами экипажа в сговор, пытаясь сохранить эту ошибку в тайне. Правда могла разрушить репутацию компании «White Star Line» и всех его коллег.

В то же время два астронома из Техасского университета предполагают, что редко случающееся «Суперлуние» могло вызвать движение айсберга. Отметим, что «Суперлуние» происходит тогда, когда в момент полнолуния наш спутник подходит к Земле на самое близкое расстояние. Известно, что 4 января 1912 года Луна приблизилась к Земле на наименьшую дистанцию за последние 1,5 тысячи лет. Это случилось на следующий день после так называемого перигелия Земли (максимальное приближение планеты к Солнцу). В результате совместного гравитационного воздействия Солнца и Луны могли появиться необычайно сильные приливные силы. Астрономы считают, что мощные потоки воды привели в движение множество айсбергов на пути «Титаника», это создало все предпосылки для катастрофы.

Элизабет Шутес

Элизабет Шутес утверждает, что почувствовала запах льда ещё до катастрофы

Пассажирка «Титаника» Элизабет Шутес утверждала, что незадолго до катастрофы её потряс запах льда, не дававший ей нормально уснуть. Он напоминал ей огромную ледяную пещеру, в которой Шутес когда-то побывала. Элизабет выжила и позднее написала собственный отчёт о трагедии.

Шутес была гувернанткой 19-летней пассажирки I класса Маргарет Грэмм. Когда лайнер в первый раз завибрировал и слегка содрогнулся, девушка не сильно обеспокоилась этим, будучи уверенной, что огромному судну ничего не угрожает. Элизабет лежала в своей каюте, когда в дверь постучал её подруга, сообщившая, что видела в окно своей каюты огромный айсберг, с которым столкнулся лайнер. Тогда Элизабет спросила у стюардов, правда ли это, но получила отрицательный ответ.

Только после того, как пассажиров первого класса согнали на верхнюю палубу, Шутес осознала всю серьёзность положения. Как она писала в мемуарах, в спасательной шлюпке, в которой она находилась, было всего лишь 36 человек (притом что рассчитана она была на 65 мест). Элизабет едва ли не силой затолкали в шлюпку против её воли. Девушка хотела остаться на корабле, ведь не верила, что такой огромный лайнер может утонуть. Но когда шлюпка отплыла на достаточное расстояние, «Титаник» разломился на 2 части и за считаные секунды скрылся под водой.

Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»

Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?

Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой ​​конец с промежутком в 100 лет.

Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.

Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.

Оптические иллюзии

Сигналы бедствия с «Титаника» были интерпретированы командой находившегося поблизости судна как миражи

С тонущего «Титаника» несколько раз отправлялись сигналы бедствия. Кроме этого, были запущены 8 сигнальных ракет. Находящийся ближе всего от места крушения корабль «Калифорния» проигнорировал ракеты, хотя они ярко осветили ночное небо. Позднее капитан «Калифорнии» утратил работу из-за скандала, ведь многие люди полагали, что он осознанно проигнорировал сигналы. Но дальнейшее расследования причин катастрофы «Титаника» позволяют дать более правдоподобное объяснение его поведению – преломление света.

Важно отметить, что в ночь с 14 на 15 апреля «Титаник» проплывал через области так называемой термической инверсии. Она вызывает неправильное преломление света, из-за чего появляются миражи. Как утверждает историк Тим Малтин, с нескольких кораблей, находившихся вблизи от места аварии, в роковую ночь наблюдались десятки миражей. Малтин уверен, что температурные условия вызвали аномальную рефракцию света. Этим можно объяснить, например, то, почему вперёдсмотрящие «Титаника» сообщили о том, что судно движется на айсберг слишком поздно.

Эти миражи и удержали команду экипажа «Калифорнии» от правильной интерпретации сигналов бедствия. Такой вывод Малтин сделал в 2012 году, через 20 лет после официального закрытия британским правительством собственного расследования по поводу влияния преломления света на гибель «Титаника».

Крушение «Титаника» и через сто с лишним лет остаётся одной из наиболее известных катастроф в истории. Драматичные события, происходившие на борту парохода в ночь на 15 апреля 1912 года, нашли своё отражение в искусстве. Интерес к гибели считавшегося непотопляемым судна не ослабевает и в наши дни. О «Титанике» написаны сотни книг, тысячи статей, сняты документальные и художественные фильмы. А в память о жертвах катастрофы в разных странах возведены памятники и мемориалы.

Титаник. Правдивые факты

Титаник – судно «Богов»

Много кто слышал, много кто читал, но многие до сих пор не знают настоящей и горькой правды о гибели самого крупнейшего в мире пассажирского лайнера с могучим названием «Титаник». Он принадлежал британской компании «Уайт Стар Лайн». Всего за два года судостроителям удалось сконструировать невозможное и уже 31 мая 1911 года Титаник был спущен на воду. Его первый круизный рейс обернулся огромной трагедией, известия о которой пронеслись в течение двух суток по всему миру. Что же произошло? Как утонул Титаник? Как могло оказаться на 4 км глубине самое непотопляемое судно в мире? Владельцы компании заявляли о том, что сам Бог не сможет потопить Титаник. Может он обозлился на людей?

Но перейдем к более реальным фактам. Итак, 10 апреля 1912 года из порта Саутгемптон отчалил величайший корабль всех времен и народов «Титаник» на борту которого в тот момент находились самые известные люди Великобритании. Это были и бизнесмены, актеры и актрисы, ученые и писатели и др. Титаник отправился в 7 дневное плавание через Атлантический океан в г. Нью-Йорк, останавливаясь по пути в небольших портах для сдачи и приема груза, а также высадки и посадки пассажиров. Пятый день увлекательного путешествия стал роковым для всех пассажиров лайнера. Пересекая Атлантику, около 3-00 утра, правый борт корабля был разрезан небольшим айсбергом, который не сразу был замечен смотрящим матросом. Целых пять нижних отсеков были затоплены в считанные минуты.

  • Как правильно завязать красную нить из Иерусалима

Через 2,5 ч. Титаник скрылся в морских глубинах. Из 2200 человек, смогли спастись только 715. Трагически погибло почти 1500 человек. А теперь встает самый интригующий вопрос, кто же виноват в этой трагедии? Бог? Судостроители? или не профессиональность капитана корабля? Но все же после многочисленных проведенных расследований, все же были собраны объективные и субъективные причины гибели Титаника, но о них мы расскажем чуть-чуть позже. Для начала следует углубиться в эти факты и разобрать более широкие причины, которые повлияли на исход событий и на гибель ни в чем не повинных людей.

Виновные в гибели Титаника

Судостроители

Начнем, пожалуй, с судостроителей, а именно с самой обшивки корабля. В 1994 г. было проведено исследование с куском обшивки затонувшего Титаника. Результаты были очень плачевными, т.к. обшивка была настолько тонкой, что даже самый небольшой кусок льдины мог бы ему нанести огромный ущерб, а если брать во внимание огромный Айсберг, то повреждения были еще не очень большие, благодаря действиям капитана корабля. Удар, нанесенный айсбергом, стал трагическим, потому что обшивка корпуса корабля включала в свой состав фосфор, который при низкой температуре заставил эту обшивку ломаться. Неумение судостроителей создавать качественную в то время сталь, а также проекты судов, делает их также виновными в данной трагедии. Также было известно, что проект строения Титаника включал использование необходимых материалов, но большая часть из них была низкого качества, либо вообще отсутствовала. Это доказывает тот факт, что некоторые люди на этом заработали большие деньги и судостроители возможно в этом и не виновны.

Радисты

Теперь о не менее важных работниках судна – радистах. В 1912 году, радиосвязь в открытом море была новинкой, и не каждый корабль мог ее себе установить. Суть в том, что радисты, по не известной причине не входили в состав команды корабля, а работали на фирму «Маркони», которая занималась передачей платных сообщений, в виде азбуки Морзе. В настоящее время их можно сопоставить с СМС- сообщениями по телефону.

Исходя из уцелевших записей, радисты успели передать 14 апреля, более 250 радиотелеграмм и сигналы, которые поступали от других кораблей, плывших также через Атлантику, радистами просто игнорировались, т.к. им было важно заработать денег. По записям радистов, которые не были приняты ими во внимание, стало известно, что «Титаник» был оповещен об опасности с точными координатами уже с 20-00 вечера 14 апреля. Поступали даже сообщения лично для капитана, в которых было написано про близлежащие айсберги, но радисты поленились доставить эту информацию капитану, и продолжали посылать платные сообщения. Но вся команда корабля была заранее проинструктирована о возможных ледниках, т.к. маршрут проходил именно через них.

Айсберг

Видео — Титаник. Загадки гибели лайнера

Как видите, утонуть Титаник все же смог, и не только по вышесказанным причинам, есть еще несколько. Возможно самая главная из них – это отсутствие бинокля у смотрящего матроса, который находился на корабле, но был закрыт в сейфе, а ключ находился у второго помощника капитана. Им был Дэвид Блэр, которого сняли с рейса по непонятным причинам. Он просто забыл передать этот ключ его сменщику, поэтому впередсмотрящий матрос не смог разглядеть опасность. Имея бинокль, беду можно было предвидеть за 6 км., а без бинокля матрос смог заметить всего за 400 метров. Стоял штиль и ночь была безлунной. Даже погодные условия в эту ночь были против судна, т.к. свет луны в любом случае смог отразиться на айсберге и выдать его заранее.

Также было известно, что айсберг был черного цвета, а это значит, что он, незадолго до этого перевернулся верх дном. Возможно, и при луне блеск айсберга мог быть и не заметен, т.к. белая его сторона находилась под водой.

Непонятен факт того, что старший помощник не заметил айсберг первым, т.к. на мостике всегда виднее, чем с «орлиного гнезда» матроса.

О маневре

Следует уточнить следующее, что капитан корабля в момент крушения на мостике отсутствовал, его заменял первый помощник Мэрдок. Результаты проведенных исследований говорят о том, что первый помощник отдал приказ «Лево руля» и сразу же после этого отдал приказ «Задний ход». Но вторая команда была выполнена с опозданием и задний ход был сделан после столкновения с айсбергом. Есть мнение, что если бы Мэрдок приказал наоборот, усилить скорость, то поворот корабля был бы не плавным, а резким. Возможно, подвел в этой ситуации и опыт команды, т.к. они не участвовали в испытании корабля после спуска на воду, а создать маневр такого огромного корабля без подготовки очень сложно. Некоторые считают, что если бы Титаник не менял курс, а протаранил бы айсберг, то остался бы невредимым, т.к. нос корабля был защищен и мог бы максимум только получить небольшую вмятину.

Рассмотрев расширенную картину обстоятельств той ночи, следует вернуться к объективным и субъективными причинам гибели Титаника.

Субъективные причины гибели Титаника

1. Правила британского кодекса о торговом мореплавании были устаревшими.в них сказано, что спасательные шлюпки ставились на корабль в зависимости от его тоннажа, а не от числа пассажиров. Это значит, что на Титанике не хватало шлюпок, поэтому не спаслось еще около 500 человек.

2. Есть сведения, что рулевой, при команде «Принять влево», повернул руль в право.

3. На борту корабля плыл директор компании Дж. Исмей, но он отдал приказ капитану плыть дальше и не предпринимать никаких действий, чтобы не понести убытки. Капитан выполнил его приказ, но вода поступала в отсеки со скоростью 350 т. в минуту.

4. На сегодняшний день, в живых после крушения не осталось никого. Те, кто спаслись, умерли своей смертью. Последний пассажир Титаника умер в 2009 году. Это была женщина, которая была на Титанике 5 летним ребенком. Только она знала истинную правду гибели судна, которую рассказали ей родные, но тайна умерла вместе с ней.

Объективные причины гибели Титаника

1. Из-за того, что айсберг перевернулся, т.к. он в это время таял, его не было видно с корабля.

2. Скорость корабля была очень высокой. В результате чего удар был максимально сильный. Вина здесь, исключительно капитана корабля.

3. Радисты, занятые отправлением платных сообщений, не передали капитану важную информацию об опасности. Учитывая, что они не входили в состав команды, это с не снимает с них ответственности.

4. Сталь Титаника в то время была не лучшего качества. Давление на нее низких температур приводило ее к хрупкости и ломкости. Вины судостроителей здесь нет, т.к. они выполняли работу с тем сырьем, которое было закуплено руководством судостроительной компании.

5. Все отсеки корабля были ограждены железными дверями, но давление воды было настолько сильным, что они просто разлетались на мелкие кусочки. Таким образом, отсек за отсеком наполнялись водой.

6. Впередсмотрящий не имел бинокля, что снизил радиус его обзора с «орлиного гнезда».

7. Корабль не имел сигнальных ракет красного цвета, запуск которых означал сигнал об опасности. В результате этого, были запущены белые ракеты, которые для соседних кораблей не имели никакого значения.

В данной статье не были рассмотрены корабли, которые пришли на помощь Титанику в ту роковую ночь, но стоит отметить тот факт, что самым близким судном, которое находилось возле Титаника, было судно с браконьерами, которые охотились в ту ночь на тюленей, но увидев запуск белых ракет, они подумали, что это сигнал о том, что им нужно остановиться и капитан этого судна приказал своей команде максимально быстро уплыть в противоположном направлении. Возможно, благодаря этим браконьерам, если бы они не уплыли, спаслось бы намного больше людей, но на их корабле отсутствовала радиосвязь.

Таким образом, разобрав самые правдивые факты о том, как утонул Титаник, можно только предполагать, какая причина все таки самая правдивая.

Совсем недавно, в конце прошлой недели, отмечалось 100-летие гибели «Титаника». Пожалуй, это самая известная катастрофа-кораблекрушение в нашей современной истории и культуре. О трагической гибели и человеческой драме рассказано в многочисленных повествованиях – фильмах, книгах, статьях, которые до сих пор не перестают появляться. «Титаник» стал культурной иконой. Существуют многочисленные мемориалы, посвященные катастрофе – в Вашингтоне, Нью-Йорке, в библиотеке Гарвардского университета.

Британский пароход «Титаник» был зарегистрирован в компании «Уайт Стар Лайн». Лайнер был построен в Белфасте (Ирландия) компанией Harland & Wolff для трансатлантических переходов между Саутгемптоном (Англия) и Нью-Йорком. На момент постройки это был крупнейший и роскошнейший пассажирский лайнер, и, как утверждали кораблестроители, непотопляемый.

«Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года и отправился в свой первый рейс из Саутгемптона 10 апреля, 1912. На его борту находились 1316 пассажира и 908 членов экипажа, всего 2240 человек. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года лайнер столкнулся с айсбергом, и через 2 часа 40 минут, «Титаник» распался и опустился на дно океана, унося с собой жизни 1513 пассажиров и членов экипажа. 711 человек смогли спастись. Хотя за пределами местами катастрофы находили части корабля, все же большая часть «Титаника» покоится в месте первоначального столкновения, на глубине 12000 футов (около 3660 м) ниже уровня моря и более чем в 350 морских милях (чуть более 560 км) от побережья Ньюфаундленда, Канада.

Среди катастроф, произошедших вне военных действий, по числу жертв «Титаник» занимает третье место.

«Титаник» выходит в свой первый и последний рейс

«Титаник» –– крупнейший пассажирский корабль того времени. Его длина составляла 268,98 м, ширина –– 28,2 м, расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы –– 18,4 м. Непотопляемость обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков.

Сравнение размеров «Титаника» с современным круизным лайнером «Queen Mary 2», самолетом Airbus A-380, автобусом, автомобилем и человеком.

Причиной кораблекрушения явилось столкновение с крупным айсбергом в водах Северной Атлантики. Радист судна «Калифорниен» пытался предупредить экипаж о наличии льдов, но радист «Титаника» оборвал радиообмен раньше, чем услышал координаты опасного района. Незадолго до полуночи прямо по курсу корабля в 450 м впередсмотрящий заметил айсберг. «Титаник» не успел выполнить маневр и врезался в подводную часть айсберга. На глубине 1–6 м ниже ватерлинии корпус корабля был разрезан льдом почти на 100 м.

Основными источниками айсбергов в регионе являются фьордовые ледники Гренландии. По оценкам канадских ученых, до 10–15 тысяч айсбергов ежегодно, откалываются от западно–гренландских ледников. Они дрейфуют в водах холодного Лабрадорского течения, и представляют большую угрозу судоходству в этой части океана. Кроме того, «Титаник» шел по кратчайшему маршруту из Северной Европы в США рядом с побережьем Ньюфаунленда, непосредственно через ареал распространения айсбергов.

На схеме красной линией со стрелками показан дрейф айсберга-убийцы, отколовшегося от ледника Якобсхавн, впадающего в Залив Диско. Желтой линией со стрелками показан маршрут «Титаника». Голубая пунктирная линия –– ареал распространения айсбергов. На карте-схеме также обозначены места и годы, где они были замечены за пределами этой области.

Как стало известно позже, «Титаник» столкнулся с «черным» айсбергом, который недавно перевернулся. (Много лет назад моряки считали, что встреча с черным айсбергом предвещает беду. Обычно айсберги бывают белыми, этот цвет обеспечивают пузырьки воздуха, возникающие в процессе уплотнения снега и превращения в ледяные частицы. Воздушные пузырьки могут занимать до 15% объема айсберга. При движении ледника в нем образуются трещины, и их заполняет вода, которая потом замерзает. В результате айсберги могут иметь голубые прожилки льда, свободного от воздуха. Черные айсберги образуются точно так же, как и другие. Слои коричневого или черного цвета могут быть включениями горных пород, которые переносит ледник при движении. Поскольку горные породы имеют большую плотность, то айсберг располагается так, что их фрагменты находятся под водой. При таянии айсберг может перевернуться, и тогда над поверхностью становятся видны темные участки. При опрокидывании айсберги больших размеров могут захватывать и со дна океана песок или камни, которые тоже изменяют внешний вид айсберга, на нем возникают пятна и вкрапления темного цвета). Сторона, обращенная к лайнеру, имела темный цвет, из-за чего не имела характерного отблеска (обычный белый айсберг при подобных обстоятельствах мог быть замечен за милю). Кроме того, погода была тихой, а ночь –– безлунной. Если бы в океане было хоть небольшое волнение или зыбь, экипаж увидел бы белые барашки у «ватерлинии» айсберга.

Данная фотография сделана управляющим лайнера «Prinze Adelbert» утром 15 апреля 1912 года в нескольких милях южнее места, где затонул «Титаник». Предполагается, что лайнер столкнулся именно с этим айсбергом, поскольку на нем был длинный след красной краски вдоль основания, означающий отпечаток от ватерлинии корабля.

Еще одно фото возможного убийцы «Титаника» было сделано с борта кабелепрокладчика «Мина», который одним из первых обнаружил труппы пассажиров и обломки судна. Команда предположила, что это тот самый айсберг, так как других вблизи места катастрофы попросту не было.

После гибели «Титаника» был организован Международный ледовый патруль, суда которого ведут непрерывные наблюдения за движением айсбергов в северной части Атлантического океана, где широко развит рыбный промысел и проходят пути пассажирских лайнеров, курсирующих между Европой и Америкой. Ледовый патруль оповещает суда морского транспорта о местонахождении айсбергов.

В 1999 году была создана Международная рабочая группа по мониторингу льда (IICWG) для обеспечения взаимодействия между Международной ледовой службой, которая занимается всеми вопросами, касающимися морского льда, и национальными службами Канады, Дании (Гренландии), Финляндии, Исландии, Германии, Норвегии, России, Швеции, США и Международным ледовым патрулем. Все эти организации контролируют состояние морского льда и айсбергов в целях обеспечения безопасности на морях.

Подробную информацию о дрейфе айсбергов передают спутники, ведущие мониторинг земной поверхности и атмосферы. Современные системы наблюдений из космоса позволяют получить качественные изображения айсбергов и ледяного покрова, распознавать различные виды льда, и потому что способны «видеть» сквозь облака и под покровом полярной ночи.

Теперь «Титаник» стал подводным культурным наследием. По состоянию на 15 апреля 2012 года он подпадает под действие Конвенции ЮНЕСКО 2001 г. о защите подводного культурного наследия, которая относится только к останкам, погруженным под воду, по крайней мере, 100 лет назад. 41 государство-участники Конвенции имеют право наложить арест на любые незаконно восстановленные артефакты, закрыть свои порты для всех судов, проводящих исследования, которые противоречат принципам Конвенции, а также запретить уничтожение, грабеж, продажу и уничтожение предметов, найденных на месте крушения. Конвенция была принята в 2001 году Генеральной конференцией по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в целях обеспечения лучшей охраны подводного культурного наследия и вступила в силу 2 января 2009 года.

Айсберг не при чем: почему утонул «Титаник»

«Титанк» уже давно является предметом самого подробного изучения. Кажется, что та катастрофа известна практически каждому по художественным и научно-популярным фильмам, ее поминутный хронометраж четко выверен. Но есть и определенные несостыковки и отличные от классической версии.

Главной причиной катастрофы «Титаника» неизменно называют айсберг. Дальше уже идет человеческий фактор — от ошибок судовладельцев до паники на борту. Но некоторые исследователи, сопоставляет рассказы выживших очевидцев приходят к неожиданному выводу — айсберг совершенно не виноват!

Одним из таких рассказов стали воспоминания Вагинака Бюрата. Это был один из ярчайших представителей константинопольской интеллигенции. Бюрат должен был доставить в США большую партию книг на «Титанике». Вагинак пережил крушение, но в своих рассказах он никогда не упоминал айсберга. Зато мужчина до конца все своей долгой жизни четко говорил о том, что к гибели судна привел взрыв.

И это не единственное свидетельство такого рода. Свидетели говорили о взрывах в количестве от 2 до 4 штук. В принципе в той суматохе данные действительном могут отличатся. Но главной является идея о том, что часть свидетелей ничего не говорит о айсберге, зато четко слышала взрывы.

Среди тех, кто слышал взрывы — пассажир первого класса майор Артур Г. Пешен, стюард Джордж Фредерик Кроу. Все они утверждали, что задняя часть корабля начала крениться и тонуть после взрыва.

Одной из возможных причин взрыва называют электролиз. По мнению современных инженеров постоянно включенный на корабле свет мог превратить морскую воду в водород, которые только и ждал малейшей искры для взрыва. Если бы не это — «Титаник» вполне мог бы остаться на плаву, а большинство пассажиров бы выжили.

По мнению исследователей первый взрыв прозвучал между 1:10 и 1:20. Следом был еще один, который уже расколол корабль на две части и привел к затоплению судна.

Часть исследователей считает, что пожар начался в трехэтажном отсеке с высоким уровнем топлива, который располагался за одной из судовых котельных. Именно тут и произошел взрыв, который описывают пассажиры.

В общем пока исследователям не удалось прийти к общему мнению, скорее всего это было ужасное стечение обстоятельств и лед, огонь и халатность привели к катастрофе.

Журналист Шенан Молони (Senan Molony), более 30 лет исследующий причины крушения «Титаника», изучил фотографии, сделанные судовыми инженерами в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф».

Он рассказал, что ему удалось обнаружить 9-метровые чёрные отметины вдоль правой стороны передней части корпуса, сразу за которой обшивку корабля пробил айсберг. Эксперты подтвердили, что эти следы остались после пожара, произошедшего в топливном отсеке корабля. Команда из 12 человек пыталась потушить пламя, но огонь был слишком силён, температура поднялась до 1000 градусов по Цельсию.

По мнению экспертов, пожар произошёл за 10 дней до того, как корабль покинул Саутгемптон. Офицеры на борту получили чёткие инструкции от Джозефа Брюса Исмея, исполнительного директора компании, построившей «Титаник», не сообщать пассажирам о возгорании.

Говоря об истинных причинах крушения, Молони сказал:

«Это идеальное совпадение необычайных факторов: огня, льда и преступной халатности».

«Никто раньше не исследовал эти следы. Но они в корне меняют историю. У нас есть специалисты по металлургии, которые рассказали нам, что высокий уровень температуры приводит к хрупкости стали и снижает её прочность до 75 процентов».

Поэтому когда «Титаник» по касательной столкнулся с айсбергом, его стальной корпус легко поддался, и в обшивке правого борта образовались пробоины. В результате более 1500 пассажиров погибли, направляясь в апреле 1912 года на легендарном лайнере из Саутгемптона в Нью-Йорк.