Тест на эмоциональность

Содержание

Тест на эмоциональный интеллект.

Warning: A non-numeric value encountered in /home/users/i/ivan-zahlystin/domains/ponravsya.ru/psi-tests/yemocionalny-intellekt-test.php on line 147

Вы никогда не задумывались, почему у одних людей все получается просто и легко, а другие, как бы ни старались, практически всегда терпят неудачу? Почему, порой «недалекие» или, откровенно говоря, глупые люди быстро продвигаются по служебной лестнице, а их, в прошлом коллеги, более умные и опытные, продолжают топтаться на месте? Вот и многие специалисты давно задаются этими вопросами.

В конце XX в. появляется новый термин – эмоциональный интеллект (EQ). Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта способны анализировать и использовать свои эмоции и эмоции других для достижения определенных целей.

Инструкция: Предлагаем вам пройти тест, чтоб оценить уровень своего эмоционального интеллекта. Поставьте вариант ответа рядом с соответствующим вопросом.

Количество вопросов — 32.

При копировании материала активная ссылка на статью или сайт обязательна (ponravsya.ru)

Главная | Девушкам | Парням | Всем | Тесты | Заработать

Тест EQ на эмоциональный интеллект

Эмоции, наравне с умственными способностями, не менее важный элемент существования человека. Тест на эмоциональный интеллект способен определить жизненно необходимые факторы для успешной социальной коммуникации, с целью улучшения отношения к жизни в целом и для поиска внутренней гармонии.

Инструкция к использованию теста

Определение эмоционального интеллекта или EQ (Emotional Quotient) стала возможна благодаря разработкам Николаса Холла. Методика исследования включает в себя описание ряда утверждений, на которые требуется дать только один ответ. При этом уровень социального интеллекта будет рассчитываться согласно набранным баллам. Расшифровка проводится в онлайн режиме, а с результатом можно бесплатно ознакомиться исходя из нескольких аспектов.
Так, интерпретация EQ основана на эмоциональной осведомленности и управлении чувствами, дополнительно проводится оценка самомотивации, эмпатии и возможности управлять эмоциями других людей. Конечно, тестирование подразумевает субъективные ответы, поэтому и результат будет основан исключительно на ваших чувствах.

Эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».

История

Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации.

Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций.

Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта, появились ещё задолго до Второй мировой войны. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».. В 1926 году был создан первый получивший широкое распространение тест (тест-анкета) для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test. Попытки измерения социального интеллекта продолжились в следующие десять лет, хотя, по заключению Роберта Торндайка (англ. Robert Thorndike) и Сола Стерна (Saul Stern), написавших обзор методов измерения социального интеллекта в 1937 году, эти попытки не увенчались успехом.

Важный вклад в исследование интеллекта внёс Дэвид Вэкслер (David Wechsler), который рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека. Влияние Дэвида Вэкслера, много занимавшегося разработкой тестов интеллекта, сохранялось и в начале второй половины XX века, когда доминирующей в психологии стала теория бихевиоризма.

В 1960-х впервые стало фигурировать понятие именно эмоционального интеллекта. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока (Michael Beldoch) Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Б. Лойнера Emotional intelligence and emancipation.

В 1975 году Клод Штайнер (англ. Claude Steiner), один из основателей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy (изд. Avon Books, Нью-Йорк, 1997).

Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер (Howard Gardner) опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1985 году Уэйн Пэйн (Payne, Wayne Leon) опубликовал работу A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence, посвящённую развитию эмоционального интеллекта. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ). Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. После выхода этой статьи теория эмоционального интеллекта привлекла большое внимание, последовала масса публикаций на тему эмоционального интеллекта.

В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

В начале XXI века разработка концепции эмоционального интеллекта продолжилась, многие новые публикации по этой теме сделали Петр Соловей (Петер Саловей), Джон Майер, Говард Гарднер, Константин Васили Петридис. Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)

Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана (см. ниже). Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон.

Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
  3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
  4. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.

Смешанная модель

Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов:

  1. Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
  2. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
  3. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.
  4. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

Три теста-опросника было создано на основе модели Гоулмана: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она

Модель Рувена Бар-Она (англ. Reuven Bar-On) была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей:

  1. Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
  2. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.
  3. Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.
  4. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
  5. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
  6. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.
  7. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
  8. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.
  9. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
  10. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
  11. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.
  12. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.
  13. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
  14. Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.
  15. Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.

Эмоциональная грамотность

Термин эмоциональная грамотность часто используется параллельно, а иногда и взаимозаменяемо, с термином эмоциональный интеллект . Однако между ними существуют важные различия. Эмоциональная грамотность была отмечена как часть проекта, пропагандирующего гуманистическое образование в начале 1970-х годов.

Этот термин был впервые использован Клодом Штайнером, который говорит, что:

эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции. Чтобы быть эмоционально грамотным, нужно уметь обрабатывать эмоции таким образом, чтобы улучшить вашу личную силу и улучшить качество жизни вокруг вас. Эмоциональная грамотность улучшает отношения, создает возможность возникновения любви между людьми, делает возможной совместную работу и облегчает возникновение чувства общности».

Штайнер разбивает эмоциональную грамотность на 5 частей:

  1. Осознание своих чувств.
  2. Обладание чувством сопереживания.
  3. Умение управлять своими эмоциями.
  4. Победа над эмоциональными проблемами.
  5. В целом: эмоциональная интерактивность.

Согласно Штайнеру, эмоциональная грамотность заключается в понимании собственных чувств и чувств других людей для облегчения межличностных отношений, в том числе с помощью диалога и самоконтроля. Способность осознавать и воспринимать чужие чувства позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми, в результате чего возникает навык рационального поведения в ситуациях, сопровождающихся сильными эмоциями. Штайнер называет эту способность «эмоциональной интерактивностью». Поэтому модель эмоциональной грамотности Штайнера заключается прежде всего в конструктивном решении эмоциональных трудностей, с которыми мы сталкиваемся, чтобы построить надежное будущее. Он считает, что личная власть может быть увеличена, а отношения трансформированы. Акцент делается на индивидууме, и как таковой побуждает человека смотреть вовнутрь, а не на социальную среду, в которой действует индивид.

Критика теории эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EQ, возможно, является причиной всего лишь 1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию: эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным..

С другой стороны все модели эмоционального интеллекта критикуют за достаточно произвольное добавление в них компонентов. И хотя нет сомнений, что все эти компоненты действительно влияют на успех человека в жизни и особенно в карьере, но для подачи этого как научной теории требуется установить некий чёткий принцип, на основе которого можно было бы структурировать понятие эмоционального интеллекта, а в отсутствии этого принципа понятие эмоционального интеллекта превращается лишь в произвольный набор факторов, влияющих на жизнь человека.

Большого объёма персональной критики удостоился Дэниэл Гоулман, которого с момента выхода его первой книги обвиняют в нехватке системного научного подхода, недостатке ссылок на источники при заимствованиях и в чрезмерной коммерциализации понятия эмоционального интеллекта.

> См. также

  • Психологические теории эмоций
  • Интеллект
  • Гибкие навыки
  • Интуиция
  • Социальный интеллект
  • Опросник ЭмИн

Примечания

  1. Smith, M.K. (2002) «Howard Gardner and multiple intelligences», The Encyclopedia of Informal Education, downloaded from http://www.infed.org/thinkers/gardner.htm on October 31, 2005.
  2. 1 2 3 4 5 Emotional Intelligence: Issues in Paradigm Building
  3. Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. — Баланс Бизнес Букс, 2007 г. — 384 с.
  4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.
  5. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил.
  6. Фрейд З. Недовольство культурой. Психоаналитические этюды. — М.: «Издательство АСТ», 2004. — 107—220 с.
  7. Emotional Intelligence: What it is and Why it Matters
  8. Vladimir Kosonogov, Elena Vorobyeva, Ekaterina Kovsh, Pavel Ermakov. A review of neurophysiological and genetic correlates of emotional intelligence (англ.) // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. — 2019. — Vol. 7, iss. 1. — P. 137–142. — ISSN 2334-8496 2334-847X, 2334-8496. — DOI:10.5937/IJCRSEE1901137K.
  9. Косоногов, В. В., Воробьева Е. В., Ковш Е. М., Ермаков П. Н. Мозговая организация и генетические корреляты эмоционального интеллекта // Мир науки. — 2018. — № 2. — ISSN 2309-4265.
  10. The Four Branch Model of Emotional Intelligence (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июня 2015. Архивировано 9 июля 2015 года.
  11. (Mayer, Roberts, & Barsade, 2008).
  12. Goleman, D. (1998). Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books
  13. The 15 factors of the Bar-On model
  14. The BarOn Model of Social and Emotional Intelligence (ESI)
  15. Lotecka L. A project advocating humanistic education: An evaluation of its effect on public school teachers. Journal of Drug Education, 4(2), 141-149.
  16. 1 2 Steiner C. with Perry P. (1997). Achieving Emotional Literacy. — London: Bloomsbury.
  17. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001
  18. Emotional Intelligence: What Does the Research Really Indicate?
  19. Critical Review of Daniel Goleman

Литература

  • Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014
  • Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.
  • Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57—65.
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388. — 100 экз. — ISBN 978-985-531-260-5.
  • Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  • Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 512. — ISBN 978-5-91657-729-7
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
  • Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User’s Manual for the Human Enterprise. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 276. — ISBN 978-5-9614-1483-7.
  • Стивен Дж. Стейн. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 384. — ISBN 978-966-415-016-0.

80 % информации человек усваивает через невербальную речь, в том числе распознавая эмоции и чувства других людей. Отвечает за распознавание эмоциональный интеллект – способность, которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

Что такое эмоциональный интеллект

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие мышления. Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и мотивацию людей.

В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют. Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в общении.

Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

Уровни эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

Всего оно проходит 4 этапа:

  1. Первый уровень развития – способность выражать эмоции. Усвоение и понимание четко выраженных на лице эмоций, например, боли и радости. Постепенно формируется умение отличать истинные эмоции от ложных, например, дежурную улыбку от искренней. Еще позднее человек способен отличать эмоции, вызванные объектами или направленные на них (генерализация эмоций).
  2. Второй уровень – оценка эмоций. Индивид способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, которые у него имеются. Так мы учимся описывать, на что похожи эмоции в отношении звука, цвета или вкуса. Это позволяет говорить на разных «языках», например, музыкант, подобрав нужные слова, абстракции и четко осознав собственные ощущения, способен «языком повара» передать свои эмоции.
  3. Третий этап – рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях. Это период понимания эмоций. Анализируются особенности получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, приходит понимание, что источник гнева – несправедливость, за страхом следует облегчение, а злость на самом деле может оказаться стыдом. Кроме происхождения и специфики эмоций личность учится понимать динамику человеческих чувств.
  4. Самый высокий уровень, четвертый – управление эмоциями. Это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Знание, как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость приходит на этом уровне.

Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

Признаки высоко уровня EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Навыки эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
  • Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Тесты диагностики

При изучении интеллекта человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

  1. Благосостояние: оптимизм, счастье, самооценка.
  2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
  3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
  4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, стрессоустойчивость.
  5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений. Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций. Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос) – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать. Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

Текст опросника:

  1. Все эмоции (положительные и отрицательные) – опыт и источник знаний.
  2. Негативные эмоции – показатель того, что мне нужно менять.
  3. Внешнее давление не способно выбить меня из колеи.
  4. Я умею замечать изменения и динамику моих чувств.
  5. Я могу быть уравновешенным и сосредоточенным, если это необходимо.
  6. Я могу заставить себя развеселиться и испытать положительные эмоции, если это нужно.
  7. Я регулярно отслеживаю свое эмоциональное и физическое состояние.
  8. Я в силах легко пережить негативные эмоции и совладать с расстройством.
  9. Я умею слушать других людей, в том числе их проблемы.
  10. Я быстро переключаюсь с негативных эмоций.
  11. Я остро чувствую эмоциональные потребности окружающих людей.
  12. Я умею успокаивать людей.
  13. Я не боюсь трудностей, в силах несколько раз встать к ним лицом.
  14. Я творчески воспринимаю и решаю жизненные трудности.
  15. Я нормально отношусь к эмоциональным состояниям и реакциям других людей, их мотивам и желаниям.
  16. Я легко успокаиваюсь и настраиваюсь на рабочий лад.
  17. В свободное время я анализирую свои негативные чувства, ищу проблему, их источник.
  18. После огорчения я быстро прихожу в себя.
  19. Мне нужно знать свои истинные чувства, чтобы быть в тонусе.
  20. Я без проблем пойму даже скрытые эмоции других людей.
  21. Я отлично читаю мимику и трактую по ней эмоции.
  22. Я способен, если нужно, рационально мыслить и действовать, отбросив негативные чувства.
  23. Я прекрасно понимаю намеки невербальной речи, отражающие потребности других людей.
  24. Окружающие считают, что я хорошо разбираюсь в эмоциях людей.
  25. Осознание своих эмоций помогает лучше управлять своей жизнью.
  26. Я могу поднять настроение кому угодно.
  27. Я с радостью выслушаю и дам совет об отношениях.
  28. Я легко перенимаю настрой другого человека.
  29. Я помогаю людям использовать их мотивы и желания ради достижения их же целей.
  30. Я легко отстраняюсь от переживаний и неудач.

Итоги:

  • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
  • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

  1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
  2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:

  • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
  • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
  • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
  • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
  • самооценка чуткости.
  1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.

1. «Эмоции и эмоциональные отношения первичны, эмоции носят (имеют) врожденный характер». Как звали психолога, который написал об этом:
а) С.Л. Рубинштейн;+
б) К.М. Гуревич;
в) А.А. Деркач;
г) В.Н. Мясищев.

2. По какой причине эмоциональное запоминание, на уровне долговременной памяти, у человека является таковым?
а) по причине значимости объекта запоминания;+
б) по причине волевой регуляции поведения;
в) по причине когнитивной установки;
г) по причине мотивационной нацеленности.

3. Какое название носит наиболее мощный вид эмоциональных реакций?
а) аффект;+
б) чувство;
в) настроение.

4. Что такое эмоциональное состояние, сопереживание к другому объекту?
а) амбивалентность;
б) симпатия;+
в) настроение.

5.Что такое эмоции?
а) Психическое отражение окружающей действительности;+
б) Процесс интериоризации в онтогенезе;
в) Филогенетическая экстериоризация;
г) Нервная раздражимость.

6. Эмоции, как класс психических явлений, понимаются следующим образом:
а) в качестве психического состояния;
б) в качестве психического явления;+
в) в качестве психического объекта;
г) в качестве психического процесса.

7. Какие есть функции у эмоций, которые характерны для всей эмоционально-чувственной сферы человека?
а) Изобразительная, нужная, отзывчивая, замечательная, восстанавливающая, теоретическая, мнительная, эффективная;
б) Инстинктивная, потребностная, промежуточная, долговременная, проекционная, замещающая, создающая, практическая;
в) Сигнальная, регулятивная, выразительная, познавательная, кумулятивная, организационная, стимулирующая, направляющая;+
г) Воображение, мышление, речь, потребности, темперамент, характер, способности, воля.

8.Что из данного относится к видам эмоциональных состояний?
а) Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь;
б) Бессознательное, предсознательное, подсознательное, сознательное, надсознательное, сверхсознательное, суперсознательное;
в) Тревога, стресс, фрустрация, аффект, гнев, удивление, радость;+
г) Потребности, темперамент, характер, способности, чувства, воля, мотивация.

9. Как называется теория, которая рассматривает эмоции как субъективное отражение физиологических процессов и утверждает их произвольный характер от процессов, происходящих в организме?
а) Теория Джеймса-Ланге;+
б) Теория Кеннона-Барда;
в) Теория социального научения;
г) Теория П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина.

10. Какое название у теории, в которой говорится, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды?
а) Теория Джемса-Ланге;
б) Теория Кеннона-Барда;+
в) Теория «научения»;
г) Теория В.С. Мухиной и Д.Б. Эльконина.

11. Чем обусловлены отрицательные эмоции?
а) неустойчивостью;+
б) закономерностью;
в) характером.

12. Данное понятие относится к виду чувств:
а) моральные;+
б) сострадательные;
в) депрессивные.

13. Определите, какая из данных теорий относится к психологическим эмоциям:
а) характерная;
б) эволюционная;+
в) нравственная.

14. Кто подробно изучал эмпатию?
а) Э. Фромм;
б) К. Роджерс;+
в) Э. Кречмер;
г) У. Шелдон.

15. Что такое эмпатия?
а) «Вдумывание»;
б) «Вчувствование»;+
в) «Вощущенивание»;
г) «Вглядывание».

16. Какой характер имеют эмоции, если рассматривать их как психическую реакцю?
а) Спонтанный и предметно-ситуативный;+
б) Обобщенный и абстрактно-теоретический;
в) Эмпирический и научно-логический;
г) Практический и обобщенно-синкретический.

17. Чем характеризуется эмоциональное восприятие?
а) Чувственным познанием окружающего мира;+
б) Прагматичным отношением к окружающим;
в) Ориентацией на общемировые ценности;
г) Рациональным логическим мышлением.

18. Чтобы успешно овладеть волевой регуляции своей деятельности, нужно:
а) Каждый день воспринимать как последний, брать от жизни все, что можно;
б) Постоянно демонстрировать окружающим свою эмоциональную реакцию;
в) Всегда стремиться овладевать своими эмоциями;+
г) В любое время позволять себе отреагировать свои эмоции.

Тест на эмоциональный интеллект Холла – одна из самых распространенных методик для диагностики эмоционального интеллекта (Emotional Quotient, EQ), в том числе самодиагностики. Если вам интересно, какой у вас уровень эмоционального интеллекта, пройдите исследование по методике Н. Холла, которое вы найдете ниже. Напоминаем, что, как и другие тесты на нашем сайте, опросник на эмоциональный интеллект доступен онлайн, бесплатно и без регистрации.

Тест на эмоциональный интеллект Холла: общее описание

Существует несколько методик по определению эмоционального интеллекта. У нас представлен тест, разработанный Николасом Холлом и помогающий определить уровень эмоционального интеллекта по нескольким аспектам. То есть вы получите не единый балл, как в случае, например, IQ¸ а

дифференцированную оценку по каждой из пяти характеристик, выделяемых автором. Всего вам в рамках этого теста будет задано 30 вопросов – по 6 на каждую категорию.

Как мы говорили в предыдущих материалах, определение Emotional Quotient само по себе достаточно расплывчато: разные специалисты включают в это понятие разные аспекты (в том числе некоторые добавляют в EQ элементы социального интеллекта). Однако существует ряд характеристик, с которыми согласны почти все специалисты, и тест Холла на эмоциональный интеллект дает оценку данных черт личности. На наш взгляд, это одна из причин, почему методика получила столь широкое распространение.

Другой существенный плюс, который мы бы выделили, заключается в том, что оценки даются отдельно по каждому аспекту. Это покажет, над какими конкретно сторонами EQ вам нужно поработать в первую очередь (если есть такая необходимость). Кроме того, тестом Холла удобно пользоваться самостоятельно, для самодиагностики, и он хорош для того, чтобы проходить его онлайн.

Однако есть у этого опросника и определенный недостаток. Он связан с тем, что порой нам сложно дать объективную оценку некоторых своих качеств, тогда как некоторые вопросы теста требуют от испытуемого именно этого. Давая ответы, не раздумывайте над формулировками слишком долго, но постарайтесь смотреть на себя максимально объективно.

Опробуйте и наш тест на IQ, измеряющий «традиционный» интеллект >Онлайн опросник эмоционального интеллекта по методу Холла

Интрепретация результатов представлена под тестом

Расшифровка результатов теста

Итак, опросник Холла показывает ваш уровень эмоционального интеллекта по следующим аспектам:

  • эмоциональная осведомленность – понимаете ли вы, какие конкретно эмоции вы сейчас чувствуете и почему;
  • управление своими эмоциями – свойственно ли вам умение подчинять сообственные эмоции и использовать их для достижения тех или иных целей;
  • управление эмоциями других людей – умеете ли вы влиять на чувства других людей, использовать их эмоции для достижения своих целей, целей компании и т.д.;
  • эмпатия – в принципе этим словом обозначается умение сопереживать, сочувствовать, но в данном контексте важнее другое значение – понимание, какие чувства и эмоции испытывают другие люди в данный момент и почему;
  • самомотивация – умение замотивировать себя с использованием собственных эмоций.

Также напоминаем, что, отличие от IQ, ваши EQ и/или SQ – фактически в ваших руках, так как при желании он вполне поддается корректировке, и повысить уровень эмоционального и/или социального интеллекта – вполне реальная задача. Однако будьте готовы к тому, что такие изменения не всегда происходят быстро и могут потребовать значительных усилий с вашей стороны.

Тэги:Саморазвитие, Тесты

Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)

Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии.

Уже является неоспоримым фактом то, что эмоциональный интеллект не менее, и даже более чем классический IQ способствует успеху и психическому и физическому благополучию человека. Радует то, что EQ поддается развитию в отличие от IQ. Пройдя тест EQ, вы узнаете о себе много интересного, сможете эффективнее добиваться своих целей и при этом жить в мире с самим собой и окружающими.

Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ):

Инструкция.

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).

Тестовый материал (вопросы):

Высказывание

Балл (степень согласия)

+1

+2

+3

Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

Я способен наблюдать изменение своих чувств.

Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

Я слежу за тем, как я себя чувствую.

После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

Я способен выслушивать проблемы других людей.

Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

Я могу действовать успокаивающе на других людей.

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

Я способен улучшить настроение других людей.

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Ключ к методике Холла на эмоциональный интеллект.

Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Управление эмоциями других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов теста EQ.

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Интерпретация.

Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

  • 14 и более — высокий;
  • 8–13 — средний;
  • 7 и менее — низкий.

Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

  • 70 и более — высокий;
  • 40–69 — средний;
  • 39 и менее — низкий.

1. Эмоциональная осведомленность — это осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций.

Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.

2. Управление своими эмоциями — это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями

3. Самомотивация — управление своим поведением, за счет управления эмоциями.

4. Эмпатия — это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.

5. Распознавание эмоций других людей — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности.

Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)

4.2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.20 (5 Votes) Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Развитие эмоционального интеллекта.
  • Характерные особенности, свойства личности счастливого человека.
  • Эмоциональный интеллект в бизнесе. Дэниел Гоулман
  • Эмоциональный интеллект. Российская практика. Сергей Шабанов, Алена Алешина.
  • Тест Равена. Шкала прогрессивных матриц. Raven Progressiv Matrices. Методики для диагностики интеллекта.
  • Назад: Тест Голланда. Методика профессионального самоопределения.

Тест на определение уровня эмоционального интеллекта (EQ) Н. Холла

Данная методика позволит выявить способности человека контролировать и понимать свои эмоции. А так же она укажет на умение общаться и понимать чувства других людей. Эти навыки определяются уровнем эмоционального интеллекта.

Этот показатель может меняться в течение жизни. Если личность стремится к саморазвитию, внутренней гармонии, учится взаимодействовать с окружающими, то EQ, несомненно, будет расти. Он может оставаться неизменным при отсутствии у индивида желания к самосовершенствованию.

Чем выше уровень эмоционального интеллекта у человека, тем проще ему выстраивать отношения с людьми. Такая личность легко добивается поставленных целей, она живёт в гармонии с собой и окружающими.

Обладатели низкого уровня EQ, как правило, могут испытывать чувство дискомфорта в коллективе, так как не понимают эмоций и настроений других людей, что может даже приводить к возникновению конфликтных ситуаций. Часто, они не могут контролировать свое настроение и поведение, так как не осознают глубинные причины их проявлений. Таким людям тяжело налаживать контакты, соответственно, сложнее добиваться своих целей и расти не только в духовном, но и профессиональном плане.

Грэнвилл Стэнли Холл

Родился в США, штат Массачусетс. Окончил Гарвард, получил степень доктора психологии. Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию (это ощущение положения частей своего тела относительно друг друга в пространстве). Он стал основоположником педологии. Также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 года под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года — «Журнал педагогической психологии».

Инструкция к прохождению теста

Вам будут предложены тридцать утверждений о Ваших эмоциях или поведении и варианты ответов, из которых нужно выбрать один, подходящий Вам. В полученном результате будет описан уровень EQ по пяти параметрам: эмоциональная осведомленность (самосознание), управление своими эмоциями (саморегуляция), мотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей (социальные навыки). По каждому параметру будет определена степень выраженности: высокая, средняя или низкая.

Расшифровка теста

Самосознание

Понимание своих эмоций и их последствий. При высокой выраженности человек понимает, почему испытывает те или иные чувства, осознает свои сильные и слабые стороны, склонен к размышлениям и учится на своём опыте. Уверен в себе, способен проявлять чувство юмора и принимает себя таким, какой есть.

Саморегуляция

Самоконтроль и умение сдерживать разрушительные переживания. Высокая выраженность характеризуется ясным мышлением и сохранением самообладания в стрессовых ситуациях у индивидуума. Тактичен и обязателен. Умеет признавать свои ошибки, берет на себя ответственность за достижение целей. Спокойно воспринимает новую информацию и смену обстановки, проявляет гибкость.

Мотивация

Стремление к самореализации. Выражается в ориентации на результат, поиске наиболее эффективных способов достижения цели. Человек с высокой мотивацией умеет работать в группе, стремится выполнить её миссии. Он не боится неудач, может пойти на оправданный риск.

Эмпатия

Понимание чувств других людей, заинтересованность ими. Люди, обладающие этим качеством, умеют слушать, внимательны к мимике и жестам, способны угадывать эмоции и настроения. Они проявляют уважение к другим, независимо от их происхождения или образования. Толерантны и терпимы к недостаткам окружающих.

Социальные навыки

Умение убеждать. Проявляются в умении завоёвывать расположение, идти на компромисс, убедительно представлять информацию. Субъект отличается умением вести переговоры, дипломатично общаться с «трудными» людьми, воодушевлять и вести за собой.

Пройдите тест Холла прямо сейчас!

На нашем сайте Вы можете пройти тест на определение уровня EQ и узнать о себе много интересной информации. Может быть, откроете какие – то аспекты своей личности, о которых раньше не догадывались. А может, увидите качества, над которыми стоит поработать.