Телешов белая цапля краткое содержание

Краткое содержание Телешов Белая цапля

Сказка Николая Телешова «Белая цапля» была написана в 1899 году.

В далекой северной стране, на берегу студеного моря располагалось одно королевство. Почти круглый год в стране было холодно и лежал снег. Лишь ненадолго наступала краткая весна, пролетало быстрое лето. Но жители тех мест очень любили свою родину, а их король каждую весну устраивал народный праздник в честь прихода долгожданного тепла. Гости, которые приезжали на праздник, почитали короля, как мудреца, и любовались его дочерью, красавицей Изольдой. Уже на следующий год должна была состояться ее свадьба с принцем одной из южных стран.

Пожелала Изольда себе на свадьбу необыкновенный наряд – платье, как из снега, длинную мантию под цвет серого моря и венец, состоящий из искрящихся стрел, похожих на морозные узоры на стекле.

Платье взялась сшить королевская портниха, мастер обещал изготовить плащ, а как сделать венец, никто сказать не мог. Король пообещал награду тому, кто справится с этой задачей, но ни один человек так и не пришел.

Наконец появился во дворце старик-странник, который сообщил, что он знает, как помочь принцессе. «Далеко отсюда, — сказал он, — на речном берегу обитают необыкновенные птицы, цапли, у которых по весне вырастает на голове пышный хохолок. Птиц этих очень много, никто на них не охотится, потому что их мясо несъедобно. Если убить одну цаплю и срезать ее хохолок, то его можно будет украсить крошечными алмазами – получится убор, о котором ты мечтала. Но нужно торопиться – в той стране скоро настанет весна, а путь туда не близок».

Принцесса пришла в ужас от мысли, что ради ее наряда придется кого-то убить, и отказалась. Но потом она задумалась: а так ли уж это страшно? Всего одна цапля! А как она будет прекрасна, как будет рад ее жених! И, поколебавшись немного, она приняла решение и велела старику собираться в путь.

Старик вернулся во дворец только накануне свадьбы. Он привез то, что обещал. На свадьбе Изольда, в белом, как снег, платье с серебристо-серой мантией, с роскошным украшением на голове, была великолепна, как наступившая весна.

Миновало несколько лет. Изольда приехала с юга, где она теперь жила с мужем, навестить отца. Он уже стал совсем стар, и они много разговаривали, вспоминая былое.

Однажды ночью она почувствовала, что кто-то тронул ее за плечо, и открыла глаза. У ее постели стояли две белые птицы. Это были цапли. Те самые, из хохолков которых можно было сделать сказочно красивые уборы — эгреты. Самый первый убор был на голове принцессы в день ее свадьбы.

«Летим, принцесса!» — сказали цапли, и у нее за спиной появились крылья. Они взлетели и оказались над большим городом, светившимся тысячами огней. Множество людей толпилось у магазинов, где продавали эгреты. Свадебный убор принцессы стал роковым, с него и началось уничтожение цапель. Затем они полетели на реку – все ее берега были усеяны погибшими птицами. Охотники отстреливали их, чтобы добыть хохолки. И за несколько лет все цапли были истреблены.

Сон кончился, принцесса проснулась в слезах. Изольда горевала о своем давнем легкомысленном поступке.

— Что сделано, того уже не уничтожишь раскаянием, — сказал, вздохнув, король, когда она рассказала ему о своем сне. – В мире слишком много страданий, а, причиняя зло кому-нибудь, ты только увеличиваешь его. Но смысл человеческого существования совсем не в этом. Ты снова будешь спокойна и счастлива, лишь совершая добрые поступки.

Вскоре Изольда плыла домой. Она стояла на палубе корабля, полная надежд на лучшее будущее, но уже не для себя, а для своего народа.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Телешов. Все произведения

  • Белая цапля
  • Домой
  • Елка Митрича
  • Крупеничка

>Белая цапля. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Два капитана Каверина

    В Энске живет мальчик Саня, он все слышит, но ничего не говорит. У него есть родители и сестра. Все было бы хорошо, но отца сажают в тюрьму. Этот случай переворачивает жизнь Сани и его сестры.

  • Краткое содержание Лошадиная фамилия Чехова

    Однажды у бывшего генерала заболел зуб. Он решил лечить его народными средствами: использовал разные полоскания и примочки, смазывал щеку напротив больного зуба разными мазями, но боль не проходила.

  • Краткое содержание Бегущая по волнам Грина

    Дома у Стреса проходила игра в карты. Одним из игроков являлся мужчина по имени Томас Гарвей, который остался в Лиссе по причине серьезного заболевания. За игрой Гарвею четко послышался голос женщины

  • Краткое содержание Золя Человек-зверь

    Основная сюжетная линия рассказа Человек-зверь крутится вокруг семьи Рубо. У них все было хорошо, пока однажды муж не узнает страшную тайну. Оказывается когда-то много лет назад его жена Северина

  • Купер

    Творческая деятельность Джеймса Купера разнообразна и многогранна. Несколько лет проведенных в Европе, путешествия по многочисленным странам, помогли ему написать множество произведений

Конспект урока литературы « Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»), 6 класс

Тема урока: » Назначение человека и его ответственность перед будущим»

(по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»)

Цели урока:

Обучающая — продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком.

Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Воспитательная – вовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.

Оборудование: портрет писателя Н.Телешова, презентация, эпиграф к уроку, плакат с изображением белой цапли, раздаточный материал.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

ешь его, потому что память о нём не угасает.

Жан-Жак Руссо (слайд 1)

I. Вступительное слово учителя (слайд-шоу (2-17))

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, не восхищался красотой оперения, грациозностью движений, музыкальностью голоса. Птицы — одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летящих птиц, человек порой задумывался: как высоко они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут беззаботно и легко, весело поют свои песни, не зная ни горя , ни печали.

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества. Например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку — ласточкой, лебёдушкой.

Многие народы воспевали птиц в легендах, преданиях и сказаниях.

Однако не всегда и не все люди восхищались птицами. Жадность, жестокость и равнодушие приносили много печали и горя в мир пернатых.. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения.! Поэтому многие виды птиц находятся сейчас на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле (слайд 18).

Цапли — крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает около двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях — рыхлых, пышных и у некоторых видов — особенно у белых цапель — очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.

III. Анализ содержания сказки

Подводящий к теме диалог

П

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Ы

Слайд 19.

— Вы прочитали дома сказку Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля». Я думаю, что никого из вас она не оставила равнодушным. Какое впечатление произвело на вас это произведение?

— Как вы думаете, эта сказка о том, что человек должен любить и беречь природу, или она имеет более глубокий смысл? Какой именно?

— Давайте вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки — принцесса Изольда? Как жители королевства относились к суровому краю, где они родились и жили?

— Почему людям острова жилось хорошо, несмотря на суровый климат их края?

— Чему учил мудрый король свою дочь?

— Какой мы видим принцессу? Чем она занимается, о чём мечтает?

— Прекрасная принцесса совершает жестокий поступок. Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Как вы думаете, для чего он это делает?

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе,-

так сказал поэт Ю.Левитанский.

В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

— Перед каким нравственным выбором оказалась принцесса? Легко ли ей принять правильное решение? Почему она всё-таки согласилась?

— Итак, решение принято. Но почему принцесса невесела и задумчива?

— Какую цену заплатила Изольда за свой наряд? Каковы были последствия её поступка?

Эти последствия показали принцессе две цапли, которые перенесли её на свою родину (инсценировка фрагмента сказки).

— Задумалась ли принцесса Изольда о том, каковы будут последствия ее поступка?

— Несет ли человек ответственность за свои поступки? Должен ли он задумываться над смыслом своей жизни?

– Сформулируйте тему урока.

Учитель фиксирует тему урока на доске, учащиеся – в тетради.

— Сказка Н.Д.Телешова произвела неизгладимое впечатление. Мне стало очень грустно… Хотелось плакать, когда убивали птиц…

— Эта сказка не только о том, что человек должен любить и беречь природу. Она имеет более глубокий смысл: заставляет о многом задуматься: (о добре и зле, о смысле жизни, о последствиях необдуманных поступков…)

— Это далёкая северная страна. Несмотря на долгую зиму и стужу, бедность грустной северной природы, люди любили свою суровую родину, «любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку».

— Людям очень хорошо жилось на острове, потому что королевством правил добрый мудрый король.

— Король учил свою дочь тому, что «настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье».

— Принцесса Изольда была прекрасна, добра и милосердна (всегда помогала больным и несчастным), очень любила отца, свою суровую родину. Она мечтала о свадебном наряде, который должен напоминать краски родной земли, и головном уборе из тонких стрелок как узоры мороза. «В день моей свадьбы… я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье – как снег, серый плащ – как море, а на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!»

— Наверное, автор хочет сказать читателю, что и добрый человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно, если не будет задумываться о последствиях своих поступков.

— Принцессе трудно принять решение: лишиться прекрасного свадебного головного убора, задуманного ею, или получить его ценою смерти живого существа.

— Изольда испытывает страшные сомнения, колеблется, боится огорчить отца, но желание иметь прекрасный головной убор пересиливает голос совести. В момент выбора её воля оказалась недостаточно крепкой. Она даже находит себе оправдание: «…ведь все равно птица умрет — немного раньше или немного позднее… Зато как хорош будет ее свадебный убор!»

— Она раскаивается в содеянном, сожалеет о том, что поддалась минутному соблазну. Её мучают муки совести.

— Её прихоть привела к истреблению белых цапель, потому что птиц убивали из-за хохолков, когда они вили гнёзда, когда кормили своих детей.

— Нет, принцесса Изольда не задумалась о последствиях своего поступка. Она думала только о прекрасном свадебном головном уборе.

— Да, человек несет огромную ответственность за свои поступки, и он должен задумываться над смыслом жизни. Если он этого не делает, последствия его поступков могут быть не только ужасными, но и необратимыми.

— Смысл жизни человека и его ответственность за свои поступки. ( «Назначение человека и его ответственность перед будущим»)

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

IV.Физминутка. Ребята, давайте поднимем руки вверх и на минуту представим, что мы птицы. Взлетим ввысь и

с высоты полета посмотрим на нашу планету (слайд 20).

Подводящий диалог

П

О

И

С

К

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я

Итоги

— Какие чувства испытывает принцесса после встречи с цаплями? Почему принцесса Изольда, решив, что всё увиденное — это всего лишь сон, не успокаивается, почему беспокоится за свою семью?

— Почему цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Чему учат принцессу мудрые птицы?

— Маленькое зло всегда превращается в большое. То, что сделано, исправить нельзя., можно только искупить свою вину. Удалось ли принцессе Изольде загладить свой поступок, свою вину? К кому принцесса обращается за помощью? Что ей объясняет отец?

— Каково же предназначение человека в мире?

— Какое решение принимает Изольда? Какие уроки для себя выносит она из случившегося?

— Жизненный принцип короля — «нужно делать добро». Скажите, ребята, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни?

— Л.Н.Толстой говорил: «Царство Божие внутри Вас». Так о чём же сказка Н.Телешова «Белая цапля»? Какие нравственные уроки можно извлечь из нее?

— На доске записан эпиграф к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором?

— Она испытывает ужас, видя последствия своего легкомысленного поступка, раскаивается в содеянном, переживает за последствия.

Ужас и тревога переполняют её за своих близких, за свою семью. Она понимает, что зло, принесённое чьим-то семьям, детям, может обернуться злом для её семьи и для её детей. Через раскаяние, через материнство она смогла почувствовать чужую боль и страдания.

— Мудрые птицы понимают, что Изольда действовала не по злому умыслу, поэтому они говорят с ней » с горечью, но без ненависти». Они учат принцессу серьёзному отношению к жизни, нести ответственность за свои поступки.

— Изольда просит совета и помощи у отца: ей хочется исправить ошибку. Мудрый король объясняет ей: «Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро».

— Назначение человека — творить добро.

— Она возвращается к своей семье с желанием совершать добро во имя будущего своего народа. Принцесса Изольда поняла, что в этом и состоит назначение и счастье человека. Она выносит для себя следующий урок: «Всё на свете должно быть добром».

— В мире исчезло бы зло.

— Любить и ценить всё живое.

— Творить добро.

— Не совершать зла.

— Беречь природу.

— Человек должен думать о последствиях своих поступков.

— Предназначение человека – увеличивать количество добра в мире, где зла и так достаточно.

— Эпиграф отражает основную мысль сказки.

V. Обобщающее слово учителя

Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки. Но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут, ведь результат может быть непоправимым: самое незначительное злое действие человека может потянуть за собой вереницу ужасающих последствий. Вспомните фантастический рассказ Р.Брэдбери «И грянул гром», автор которого заставляет задуматься именно об этом.

«Белая цапля» Н.Д. Телешова — это сказка об ответственности человека перед будущим за всё, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности…

VI. Рефлексия.

Человек часто оказывается в ситуации нравственного выбора, но, прежде чем сделать выбор, нужно подумать о последствиях своего поступка. Итак, вам сейчас, ребята, предстоит сделать свой выбор. Перед вами лежат 3 перышка. Белое символизирует добро, ответственность. Черное – зло, легкомыслие. А одно перышко наполовину белое, наполовину черное. В чем же состоит назначение человека и какова его ответственность перед будущим? Сделайте свой выбор и приколите свое перышко к плакату (с изображением цапли).

Домашнее задание: 1. написать сочинение-миниатюру на тему на тему «Нравственные

уроки сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля»»

2. Нарисовать иллюстрации к сказке.

Телешов Н.Д. «Белая цапля»

Сказка Н. Телешова о прекрасной принцессе Изольде, живущей в северной заснеженной стране, куда поздно приходит весна.

Страной правил добродушный, честный и милосердный король. Дочь его Изольда готовилась к свадьбе. Она придумывала свадебный наряд. Изольде хотелось, чтобы он был похож на ее милую родину: «белое платье — как снег, серый плащ — как море, а на голову надену убор из тонких стрелок — как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете»!

Все придумали, но не могли понять, из чего сделать головной убор, чтобы походил на стрелки мороза.

Неизвестно откуда пришел седой старик, странствующий по свету, и рассказал принцессе о стране, где живут белые цапли с красивым хохолком на голове. Из хохолка он предложил принцессе изготовить убор с мелкими алмазами.

Принцесса Изольда загорелась мечтой о таком необычном украшении. Пугало только одно, что надо убить цаплю. Но принцесса успокаивала себя тем, что погибнет всего одна птица, зато она будет так красива в свадебном наряде.

Настала весна, приехал жених Изольды, принц Сагир. Сыграли свадьбу. Принц и принцесса уехали в теплые края на родину принца Сагира.

Прошло время. Принцесса Изольда жила в прекрасной теплой стране с принцем Сагиром. Все чаще вспоминала о родине, скучала по отцу и решила его проведать.

Отец обрадовался дочери, и они долго разговаривали. Принцесса вспоминала детство и понимала, что любит свою родину. Она с замиранием сердца всматривалась в зимние пейзажи за окном. Вспомнилась ей свадьба, головной убор, старик, история с убитой цаплей.

В первую ночь ей приснился сон. Прилетели две цапли, рассказали о беде, которая случилась в их краях, и просили принцессу полететь с ними и увидеть все своими глазами.

Белые цапли рассказали принцессе о том, что жестокие охотники истребили весь их род. Они обвиняли принцессу в том, что она накликала на птиц беду. Она, поддавшись своему желанию завладеть чудесным хохолком, погубила и взрослых птиц, и всех птенцов. Из-за нее остальные люди узнали о красоте хохолков белых цапель и нещадно убивали птиц. Ни Изольда, ни другие люди не задумывались над тем, что ради своей прихоти губят белых цапель, возможно, навсегда.

Принцесса полетела с белыми цаплями. То, что она увидела, вселило в нее ужас. Среди красивых благоухающих полей и лугов повсюду лежали мертвые птицы, в гнездах – маленькие, умершие от голода птенцы. Изольда в страхе не знала куда бежать, чтобы не видеть белоснежных трупов и умирающих птенцов. Она осознала горькую цену своего свадебного наряда.

Проснувшись, принцесса Изольда решила рассказать все отцу, покаяться перед ним, что обманула его и не сказала ему о том, что совершила ужасный поступок – разрешила убить одну белую цаплю.

Она клялась, что никогда и никому не причинит никакого зла и вреда. Король ответил: «Мало не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна…»

Принцесса Изольда уезжала из отчего дома с мыслями, что все исправит и загладит свою вину перед миром. Она будет добра и милосердна ко всем людям и ко всем живым существам. Она будет творить добро на благо всего человечества и спасет себя, свой род и своих детей от бед и несчастий.

  • Телешов Николай Дмитриевич – русский писатель и поэт