Сюрреализм картины художников

>Реализм в живописи

Происхождение, развития и основные черты жанра.

Содержание

Реализм

Происхождения

В 14-18 века в западном искусстве преобладали влияния ренессанса и академических теорий живописи. Позднее произошли изменения, вызванные в основном значительными социальными изменениями в обществе, которые сместили акцент в изобразительном искусстве в сторону реализма. Термин реализм появился благодаря французской писательнице Шампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построил собственный шатер по соседству с выставкой, и организовал собственную, получившую название «Ле Реализм» (Le Realisme).

Мастерская художника

Характеристики

Стиль реалистической живописи распространился почти во все жанры изобразительного искусства, включая портретный, пейзажный и исторический.

Любимый объект для художников-реалистов — это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел. Не удивительно, что необычный метод шокировал многих людей из среднего и высшего класса как во Франции, так и в Англии, где реализм так и не прижился.

Паркетчики. Кайботт.

Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. Таким образом, реалисты изображали обычных людей и ситуации. В этом смысле движение отражает прогрессивный и весьма влиятельный сдвиг в определении значения искусства в целом. Стиль остается достаточно популярным и в наше время, несмотря на то, что стал предвестником импрессионизма и поп-арта.

Первые реалисты

Интересными представителями раннего реализма являются: Жан-Франсуа Милле, Густав Курбе, Оноре Домье. Кроме того, стоит упомянуть и Илью Репина. Некоторые работы этого русского мастера признаны выдающимися в этом жанре.

Автопортрет Курбе

Реализм 20-го века

После ужасающих войн, мировой депрессии, испытания ядерного оружия и других событий, у реалистов 20-го века не было недостатка сюжетов и идей. В самом деле, современный реализм проявился в самых разнообразных формах, образах и школах, оказав влияние не только на живопись, но и на другие направления искусства.

Веризм (1890–1900)

Этот итальянский термин подразумевает экстремальный реализм, распространенный в Италии.

Сильвестро Лега на берегу моря

Прецизионизм (1920-е годы)

Движение, зародившееся в Америке. Энтузиасты прецизионизма рисовали сцены из городской и промышленной среды, в манере футуризма. В числе видных мастеров стоит выделить Чарльза Шилера, Джорджию О’Киф и Чарльза Демута.

Социальный реализм (1920–1930)

Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности.

Соцреализм в России (1925–1935)

Вид общественного искусства, утвержденного Сталиным во время индустриализации страны. Соцреализм прославлял нового человека и работника в виде колоссальных фресок, плакатов и других форм искусства.

Сюрреализм (1920–1930)

Мягкая конструкция. Дали.

Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Сюрреалисты, чьи идеи первоначально основывались на работах Зигмунда Фрейда, стремились освободить творческий потенциал бессознательного ума. Существует два основных типа сюрреалистического искусства — Фантезийный (художникам этого направления можно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Несмотря на всю странность и относительно короткий пик популярности, стиль оказывает устойчивое влияние и на текущий день. Стоит отметить и магический реализм, сочетающий в себе образы повседневной реальности и фантазий.

Синий 2. Миро.

Американская живопись и регионализм (1925–1945)

Многие художники, в том числе Грант Вуд (автор популярной Американской готики, написанной в этом жанре), Джон Стюарт Карри, Томас Харт Бентон, Эндрю Уайет, и другие художники, стремились охватить специфические образы присущие Америке.

Американская готика

Фотореализм (1960–1970)

Витрина в стиле фотореализм. Эстес.

Фотореализм появился в конце 1960-х годов, когда некоторые картины стали почти идентичны фотографиям. Объектами направления являются банальные и не интересные предметы, виртуозно изображаемые художником. Одним из первых художников жанра был Ричард Эстес. Его работы поражают и дают представления об этом движении.

Работа Ричарда Эстеса

Гиперреализм

В начале 1970-х возникает радикальная форма реалистического искусства, известная также под названиями «супер-реализм» и «гиперреализм».

Другие направления

Безусловно, это не все стили и подвиды реализма, так как существует огромное количество поджанров, опирающихся, в том числе на традиции и культуру определенной местности.

Реализм в живописи обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб

Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Любимые тематики художников-реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства.

Картины, изображающие человеческое тело, выделяются чувственностью, эмоциональностью, натуралистичность. Реализм отражает прогрессивное значение и функции искусства. Основоположник стиля, по мнению исследователей – Густав Кюрбе.

Стиль развился в множество подвидов – социалистический, социальный, магический, веризм и другие.

Особенности стиля

Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.

Французские особенности: доминирующим был пейзажный жанр. Художники стремились передать настоящий мир, природу провинции. По мнению живописцев, именно сельские пейзажи демонстрируют «настоящую» Францию.

Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.

Временем развития был 19 век, а наиболее видные представители: Жан-Франсуа Милле, Гюстав Курбе, Оноре Домье. Интересным примером реализма в России считаются работы русского художника Ильи Репина. Выделяются картины : тяготение к натурализму и импрессионизму позволило создать узнаваемые, уникальные работы.

Реалистическое направление стало результатом развития импрессионизма, натурализма, романтизма. Сильное влияние импрессионизма наблюдается во Франции.

Основные школы стиля в течение 19 века представлены:

  • Английской Фигуративной школой;
  • Французской школой Курбе;
  • Школой Репина в России;
  • Немецкой во главе с Адольфом фон Менцелем;
  • Американская школа Томаса Икинса.

Многочисленные художники создавали картины в комбинированных стилях. Например, Дега и Жерико соединяли особенности реализма и романтизма в создании пейзажей.

Основные направления реализма

Период конца 19 века – начало 20 столетия заставил живописцев пересмотреть взгляды на суть и глубинный смысл изобразительного искусства. Политические события в мире, мировые войны дали новые тематики для работы и толчок для формирования новых школ живописи:

Веризм

В конце 19 века – вначале 20-го в Италии зародился веризм. Картины достоверно передавали явления и объекты окружающей действительности буквально, без необходимости интерпретации.

Прецизионизм

Развился в США в 20-е годы 20 века. Американские живописцы изображали городские и промышленные ландшафты, используя элементы футуризма и кубизма. Стиль был также известен как «острый фокус-реализм». Наиболее известными представителями направления были Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.

Социальный

Возник в 1920 е – 1930-е годы 20 века – американское направление времен Великой депрессии. Это натуралистический вид, который сосредотачивается исключительно на социальных вопросах и повседневных трудностях. Наиболее известными представителями были Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.

Социалистический

Возник во времена эпохи строительства государства СССР, развивался в России в 1925 – 1935 годах. Это форма общественной пропаганды искусства, учрежденная Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации. Монументально-героический стиль искусства в России прославляет советский способ развития общества, человека и труженика в огромных плакатах. Направление развивалось также во Франции и Испании.

Школа Юстон-роуд

Сформировалась в 1938 году, это современная реалистическая группа художников, преподававших или закончивших Школу живописи и рисования в Юстон-роуд (Лондон). Настроены против авангардного искусства, они провозгласили главной задачей изображение традиционных предметов в реалистической манере, делая искусство более социально значимым. Представители: Грэхем Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Говинг, Родриго Мойнихан, Клод Роджерс.

Beaux Arts Quartet (1952 – 1955 годы)

Был важным местом для развития современной реалистической живописи. Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита.

Американский современный

Возник в 1960 — начало 1970 — сравнительно простой реалистичный подход искусству, распространенный в среде художников периода пост-абстрактной эры. Представители стиля предпочитают творить в более традиционной манере. Среди известных живописцев Уильям Бейли, Нил Уэлливер и Филипп Перлстайн. Современное направление отличается от фотореализма в силу склонности к преувеличению последнего.

Передвижничество 19 века

Реализм России, представители: Васнецов, Мясоедов, Серов, Репин и другие.

Фотореализм

Возник в 1960-е – 1970-е годы – направление реализма, характеризующееся особой техникой творчества. Цель – максимально правдоподобная передача реальности, копирование фотоснимков.

Общий термин, описывающий крайнюю форму реалистической живописи и скульптуры, которая возникла в начале 1970-х годов. Принципиально отличается от фотореализма: последний – точное копирование фото, первый – стремится создать новую действительность такой, чтобы зрители поверили, что картина написана с натуры.

Магический реализм

Имеет черты сюрреализма и реализма в классическом понимании. Картины отображают действительность с фантазийными деталями.

Стиль, основанный на теории психоанализа З.Фрейда и интересе к подсознанию, оккультизму. Художники стремились отойти от догматов живописи и представить что-то новое.

Китайский

Реализм в китайской живописи 1990-х годов отличается остросоциальной направленностью с нотками иронии, сатиры.

В коротком видео можно увидеть работы иранских художников реалистов: Мортеза Кэтузиэн, Иман Малеки и Касра Киаи:

Значение

Одно из наиболее известных направлений в развитии живописи 19 века, ставшее основой для развития новых стилей в 20 столетии. Развитие реализма практически во всех частях света стало целой эпохой в искусстве. Реализм не имеет четких истоков живописи или философии – каждая разновидность имеет свой смысл и особенности.

Региональные особенности стиля объясняются специфическими чертами политического и экономического развития, уровнем культуры, идеологии. Картины отличаются точностью и природностью передачи формы и цвета. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы.

Сюрреализм в живописи: ТОП-5 художников

Если вы когда-нибудь смотрели на произведение живописи, которое напоминает академическое, но не могли понять, какой смысл в нем заложен, то вполне вероятно, что вы столкнулись с сюрреализмом, ведь главная цель, которую поставил перед собой сюрреализм в живописи еще в прошлом столетии – это наводить зрителя на размышления.

Что такое сюрреализм

Сюрреализм как направление в искусстве сформировался в 20-х годах XX века. Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума и, соответственно, утверждает, что познать правду мира можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности.

Большое влияние на развитие этого стиля живописи имела теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Очень часто художники-сюрреалисты используют в создании картин образы из собственных сновидений. Среди особенностей стиля сюрреализм выделяют следующие:

  • алогизм;
  • иррациональность;
  • переменчивость образов;
  • фантасмагоричность сюжетов;
  • парадоксальность сочетаний и форм;
  • использование символов.

О пяти художниках-сюрреалистах, ставших самыми яркими представителями этого стиля, об их самых главных работах мы и поговорим далее.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали и сюрреализм уже почти стали синонимами — фамилия именно этого испанского художника первой приходит на ум при упоминании данного стиля живописи. За время своей долгой карьеры Дали добился успеха в скульптуре, моде, рекламе, литературе и кинематографе, в частности, благодаря своему сотрудничеству с Луисом Бунюэлем и Альфредом Хичкоком, но всемирно известен он благодаря своему вкладу в искусство живописи. Его работы теперь находятся в крупнейших художественных музеях мира.

В основе попыток Дали создать формальный и визуальный язык, способный передавать его сны и галлюцинации, лежит теория Фрейда. Его работы пронизывают навязчивые темы эротизма, смерти и упадка, отражая их схожесть с психоаналитическими теориями того периода. Опираясь на очевидно автобиографические материалы и детские воспоминания, творчество Дали изобилует готовым к интерпретации символизмом, от фетишей и образов животных до религиозных символов.

В своем творчестве он использовал так называемый параноидально-критический метод познания — состояние, в котором можно создавать иллюзию, сохраняя собственное здравомыслие. Дали считал, что обладает такой способностью, и может освобождаться от рациональных и моральных установок, приобретая мышление сумасшедшего человека.

«Постоянство времени» (1931)

Этот культовый шедевр живописи в стиле сюрреализм, репродукции которого создавались наиболее часто, иногда встречается под названием «Мягкие часы». На нем изображены четверо часов, которые показывают собственное время. Находятся они в окружении пустынной местности. При этом часы не твердые и плоские, а изображены в мягком, плавящемся и растекающемся состоянии.

Дали использовал часы, чтобы символизировать смертность, прежде всего, свою собственную (взгляните на часы, которые уже поедают муравьи), и скоротечность времени. В отличие от распространенного мнения о том, что время имеет линейную форму, подобно прямой, с началом и концом, художник считал, что время — органический процесс, который и сжимается, и растягивается. А пришла идея написания этой картины к Дали после того, как он увидел на тарелке плавленный сыр камамбер.

«Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937)

Как и во многих других работах в стиле сюрреализм, значение этой картины нелегко уловить сразу. Условно эту картину можно поделить на две части: плавающих в озере лебедей и их отражение. Мы можем видеть, как элементы реального изображения переходят в нереальное: склонившиеся шеи лебедей отражаются в озере и превращаются в слоновьи хоботы, оперенные крылья — в уши слонов, а стволы деревьев в отражении становятся их лапами.

Перед утесом изображен мужчина — считается, что это автопортрет Дали. Он стоит к озеру спиной, отчего чувствуется некая тревога: вдруг он повернется назад, и окажется, что лебеди и слоны были всего лишь миражом? Именно столкновение действительности и фантазии является основной идеей этой работы.

Рене Магритт

Еще один из известнейших авторов, работавших в стиле сюрреализм, — бельгийский художник Рене Магритт. Он достиг такой популярности благодаря своеобразному подходу к стилю: сюрреализм, в котором Магритт писал картины, называют парадоксальным. Изображения, прекрасные в своей ясности и простоте, в то же время провоцируют тревожные мысли; это только на первый взгляд кажется, будто они ничего под собой не скрывают.

Магритт обладал талантом увидеть простую, обыденную вещь и придать ее образу нечто таинственное и мифическое. Он терпеть не мог психоанализ в живописи, его работы можно назвать скорее философско-поэтическими. Художник стремился избегать отвлекающих факторов, используемых в большей части современной живописи, и придерживался изобразительной техники, которая четко определяла содержание его картин.

Ключевым элементом творчества Магритта можно назвать мужчин в котелках, которые очень часто появляются на его картинах. Их часто интерпретируют как автопортреты художника, хотя их можно рассматривать и как банальные источники его вдохновения, которые, как известно, находятся вокруг нас в самых обыденных мелочах.

«Влюбленные» (1928)

На этом популярном произведении живописи в стиле сюрреализм изображена целующаяся пара, лица которой полностью обернуты белой тканью. Магритт довольно часто оставлял комментарии к своим работам, однако эта осталась без авторского объяснения. Отсюда и происходит множество самых разных интерпретаций, которые выдвигают арт-критики и поклонники художника.

Распространенные версии — «Любовь слепа», «От любви теряют голову», которые, однако, кажутся слишком банальными. Специалисты считают, что это попытка двух людей победить отчуждение, которое они чувствуют по отношению друг к другу, но им не удается это сделать даже в момент близости. Существует и версия о том, будто все люди — загадки друг для друга, даже влюбленные.

«Сын человеческий» (1964)

На этой картине изображен мужчина, одетый в пальто и шляпу; за его спиной мы видим каменную стену, которая обрывается и открывает вид на синее небо, облака и бескрайнее море. Лицо мужчины закрывает словно бы зависшее в воздухе зеленое яблоко.

Исходя из названия произведения живописи, «Сын человеческий», можно сделать предположение о ее значении: несмотря на то, что на ней изображен современный деловой человек, он все равно остается сыном Божьим и, подобно Адаму, способен поддаваться земным искушениям, которые и символизирует яблоко, подобно плоду с древа познания.

Макс Эрнст

Немец по происхождению, Макс Эрнст был инновационным художником, провокатором, извлекающим из своего подсознания сновидческие сюжеты, потешающиеся над социальными устоями. Он был глубоко заинтересован в искусстве живописи, создаваемом душевнобольными, как средстве доступа к первобытным эмоциям и беспрепятственному творчеству.

Именно Эрнст изобрел технику под названием фроттаж: перевод на бумагу текстуры какой-либо шероховатой или выпуклой поверхности, например, коры дерева. А желание рисовать от подсознательного, также известное, как автоматическая живопись, заняло центральное место в его творчестве в стиле сюрреализм и впоследствии окажет влияние на абстрактный импрессионизм.

«Двое детей и соловей» (1924)

К поверхности картины прикреплен красный деревянный забор, калитка которого приоткрыта в приветственной манере и показывает нам, на первый взгляд, идиллическую картину, которая на самом деле является сценой ужаса и беспорядка.

Одна из девочек находится в явно бедственном положении: в поднятой вверх руке она держит нож и словно отбивается от маленькой птицы над головой – соловья. Другая девочка, в таком же сером одеянии, вообще лежит на земле, будто потеряла сознание. Эрнст ввел в эту работу две автобиографические отсылки: смерть его сестры и его детская галлюцинация во время лихорадки – рядом со своей кроватью он видел птицу.

«Ангел домашнего очага» (1937)

На картине изображено неизвестное фантастическое существо с продолговатыми конечностями, которое совершает прыжок, причем с довольно радостным выражением лица. Монстр одет в лохмотья, которые очень странно разукрашены; выглядит он уродливо. Более того, из его правой ноги, похоже, рождается еще один непонятный монстр – подобно тому, как размножаются клетки раковой опухоли.

Эта работа одна из редких произведений живописи Эрнста в стиле сюрреализм, вдохновленных непосредственно мировыми политическими событиями – она была создана после поражения республиканской Испании в преддверии наступления и распространения немецкого фашизма. Название картины нарочно вводит зрителей в заблуждение, чтобы сыграть на контрасте и шокировать аудиторию, наводя ее на размышления.

Фрида Кало

Эта всемирно известная художница, которая стала символом Мексики, прожила нелегкую жизнь, что отразилось и в ее творчестве. В шестилетнем возрасте она переболела полиомиелитом, это пагубно повлияло на ее ногу и сделало девочку хромой, а двенадцать лет спустя Кало попала в серьезную автокатастрофу, что лишило ее возможности когда-либо иметь детей и приковало к постели на год с лишним. В этот период она и начала рисовать в стиле сюрреализм.

Используя свои личные трагедии, физические и психологические, соединенные с реалистичной техникой рисования, Кало создавала произведения живописи, которые были эмоционально сырые и визуально тревожные. В ее художественном вкладе в сюрреализм доминировали автопортреты, которые очень часто изображали художницу в страданиях.

«Автопортрет на границе между Мексикой и США» (1932)

С помощью этого автопортрета в стиле сюрреализм Фрида выражает свои амбивалентные чувства по отношению к США. Она изображена на картине в нехарактерном для нее, милом и элегантном розовом платье, в белых перчатках, подобно статуе на пьедестале, между двумя разными мирами. В руках она держит мексиканский флаг, который демонстрирует ее приоритеты.

С одной стороны мы видим древний мексиканский пейзаж с теплыми натуральными оттенками, экзотическими растениями и частями скульптур ацтеков – мексиканскую сторону регулируют силы природы и естественный цикл жизни. А с другой стороны можем наблюдать мертвый, технологический пейзаж Соединенных Штатов, изображенный в более унылых оттенках. Соединяет эти две стороны только электрический генератор на американской стороне, который берет энергию из корней мексиканских растений и питает пьедестал, на котором стоит Фрида. Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа).

«Две Фриды» (1939)

Этот двойной автопортрет является одной из наиболее узнаваемых произведений живописи Фриды Кало в стиле сюрреализм. Он символизирует боль художницы во время развода с мужем Диего Риверой и последующее превращение ее личности. С левой стороны для зрителя Кало изображена в современной европейской одежде, которую она надевала до брака. Будучи в браке, она проникается национализмом мужа и проявляет интерес к мексиканскому традиционному платью – в него она одета с правой стороны портрета.

Женщины на картине держатся за руки, их также объединяют сердца, связанные одной артерией. Мексиканская Фрида держит в руках медальон с портретом мужа, а европейская Фрида истекает кровью через перерезанную артерию. Так Фрида показывает две свои разные индивидуальности. Кровоточащее сердце и грозовое небо на фоне являются фундаментальными символами католицизма и ритуальной жертвы ацтеков, что подчеркивается через физическую боль художницы и ее личную скорбь.

Хуан Миро

Всю карьеру этого испанского художника можно охарактеризовать как настойчивый эксперимент и бесконечные заигрывания с беспредметностью.

Особенностями творчества Миро называют биоморфические формы, геометрические фигуры и полуабстрактные предметы. Художник часто работал с ограниченной цветовой палитрой, но при этом используемые им цвета были достаточно смелые и претенциозные.

Миро изобрел новый вид живописного пространства, в котором визуальные объекты, созданные исключительно из воображения художника, соседствуют с основными, узнаваемыми формами – небесными телами, животными, лестницами и т. д. Появляется даже ощущение, будто реальные и нереальные формы всегда сосуществовали вместе, как в материальной сфере, так и в пространстве живописи Миро.

«Ферма» (1921)

Это полотно предлагает зрителю взглянуть на занятную испанскую семейную ферму. Сам Миро говорил, будто именно «Ферма» стала ключевой работой, итогом всей его жизни в деревенской местности. Он хотел поместить на холст все, что любил в деревне, – от огромного дерева до крошечной улитки.

Бывало, что Миро проводил по восемь часов в день за работой над этой картиной, и все это на протяжении девяти месяцев. Почти с маниакальным вниманием к деталям он поместил различные объекты напротив монохроматических участков пространства для создания особого контраста.

Впоследствии картина была продана американскому писателю Эрнесту Хэмингуэю.

«Вспаханное поле» (1923)

Наполненное сложными, непостижимыми фигурами, произведение живописи является изображением одного из пейзажей родины художника – Каталонии. Она кишит органическими формами, растениями, птицами и животными, которые объединяются и сливаются воедино вне зависимости от вида, казалось бы, вопреки природе.

Картина может рассматриваться как дань уважения к прошлому Испании и заявление о пережитых страной современных политических потрясениях. В подобных работах, а также работах до и во время Второй мировой войны, Миро нередко выражал свои собственные политические настроения.

Сюрреализм в живописи имел немало представителей в прошлом веке, а еще больше последователей находит сейчас. В Интернете есть множество ресурсов, где можно увидеть картины в стиле сюрреализм авторства и современных художников, и признанных мастеров XX столетия.

В этом видео вы подробнее узнаете об истоках сюрреализма в живописи и его последующем развитии:

Современный сюрреализм: 5 художников, которые пленили мир своими живописными иллюзиями


Сюрреализм современных художников

Каждое сюрреалистическое полотно несет в себе эффект неожиданности, свойственную только ему тайну, свою необыкновенную жизнь, а также вереницу загадок и философских головоломок, помогающих стимулировать сознание, и развивать воображение. А тот, кто пишет в стиле сюрреализма является не просто художником, он – философ разума.
На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

Постоянство памяти. (1934). Сальвадор Дали. | Фото: wikipedia.org.

Сюрреализм – от французского surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм» — это уникальная живопись из глубокого подсознания художника, и стиль, в котором живет своя философия, подчиненная неоднозначным ассоциациям и воображениям, возникающим в мозгу человека.
Энергетика сюрреализма зарождается в подсознании мастера и может проявляться во сне, во время гипнотического состояния, в бреду и галлюцинациях. Некоторые художники- сюрреалисты создавали свои творения в состоянии алкогольного опьянения или же под воздействием наркотиков. Но многие осознанно входят в такое состояние, чтобы освободить свой разум от реальности.

Влюбленные. (1928). Рене Магрит. | Фото: artchive.ru

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет — фантастическим гиперреалистом.
Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.


Сюрреализм Войтека Сьюдмака.| Фото: figgery.com.uа.


Сюрреализм Войтека Сьюдмака. | Фото: staratel.com.


Сюрреализм Войтека Сьюдмака. | Фото: figgery.com.uа.


Сюрреализм Войтека Сьюдмака. | Фото: figgery.com.uа.


Сюрреализм Войтека Сьюдмака. | Фото: figgery.com.uа.


Сюрреализм Войтека Сьюдмака. | Фото: figgery.com.uа.

Между сном и мечтой. Сюрреализм Анатолия Леушина

Анатолий Леушин родился в Омске в 1954 году.Окончил художественную школу.
Сюрреализм Леушина заключается в осознанной гармонии, где нет агрессии и абстракции.
Его работы очень близки к притчам, которые несут в себе общечеловеческие и религиозные понятия. Метафизические образы, сливаясь воедино, создают фантастически реальный мир. Его полотна дышат космической энергией Вселенной.
Основной жанр творчества художника — романтизм, сюрреализм. Более шестидесяти творений мастера находятся в частных коллекциях Европы и Америки.


Между сном и мечтой. Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru.


Странствующий остров. (2002). Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru.


Предисловие. (2006). Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru.


Предзнаменование. Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru.


Человек из Назарета. Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru.


Летучий голландец. (2010). Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru.

Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Олег Шупляк в 1991 году окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института. С конца 90-х преподает рисунок и живопись в детской художественной школе. Около 30 лет выставляется на отечественных и зарубежных выставках.
Оригинальный сюрреализм талантливого художника из Украины, создающего уникальные иллюзии в портретах знаменитых личностей, покорил миллионы зрителей. Каждое полотно Олега уникально в своем композиционном решении и в умелом соединении воедино множества различных образов. Отображая две стороны одной иллюзии, художник шаг за шагом переводит нас из одной композиции в другую.
Мастер работает в разных техниках и направлениях: станковой живописи, церковной росписи и реставрации, в жанрах ассоциативного символизма, постмодернизма, абстракционизма, сюрреализма и реализма.


Микеланджело.(2012). Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com.


Шекспир. (2011). Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com.


Ван Гог. (2011). Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com.


Гоген. (2012). Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com.


Сальвадор Дали. (2011). Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com.


Леонардо да Винчи.(2012). Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com.

Фантастические иллюзии Алекса Фишгойта

Алекс Фишгойт (Alex Fishgoyt) — сын известного художника-постановщика многих советских фильмов, Михаила Фишгойта. Потомственный живописец живет и работает в Нью-Йорке в США. Он последователь традиций и методов Сальвадора Дали. Его»сюр» скрупулезно продуманный, композиционно сложный, играющий яркой палитрой красок. В некоторой степени его иллюзии напоминают знаменитые полотна малых голландцев.
С философской точки зрения эти работы — размышление над органическим процессом вечного стремления к возвышенному и необратимых изменениях во Вселенной.


Сюрреализм от Alexa Fishgoyta. | Фото: liveInternet.ru.


Сюрреализм от Alexa Fishgoyta. | Фото: liveInternet.ru.


Сюрреализм от Alexa Fishgoyta.| Фото: liveInternet.ru.


Сюрреализм от Alexa Fishgoyta. | Фото: liveInternet.ru.


Сюрреализм от Alexa Fishgoyta. ¦ Фото: liveInternet.ru.

Альтернативная реальность Рафала Олбински

Рафал Олбински (Rafel Olbinski) родился в городе Кельц (Польша). В 1982 году, окончив архитектурный факультет Политехнической Варшавской школы, эмигрировал в США, где стал известен как выдающийся художник, иллюстратор, дизайнер.
Именитый сюрреалист, один из немногих, кому удается заставить зрителя видеть совершенно обычные вещи в непривычном ракурсе, под углом своего мировоззрения. Сюрреалистические иллюзии Рафала Олбински зачаровывают особым глубоким символизмом, увлекают в фантастический мир гармонии. Они снискали мировую славу и вошли во многие частные коллекции.


Сюрреализм от Rafel Olbinski. | Фото: madeart.biz.


Сюрреализм от Rafel Olbinski. | Фото: madeart.biz.


Сюрреализм от Rafel Olbinski. | Фото: madeart.biz.


Сюрреализм от Rafel Olbinski. ¦ Фото: madeart.biz.

Творения сюрреалистов всегда вызывали, и будут вызывать противоречивые и неоднозначные впечатления. И эмоции, которые испытывает зритель, глядя на полотна сюрреалистов, вызывают «мозговой шторм» в голове.
Сюрреалистические фотоманипуляции между реальностью и вымыслом можно увидеть и в работах фотохудожников на примере польского фотографа-сюрреалиста Дариуша Климчака

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гид по сюрреализму

В Москве в ГМИИ до 13 ноября проходит большая персональная выставка Сальвадора Дали. Для Look At Me это хороший повод вспомнить самых известных и самых недооцененных сюрреалистов, перечислить их шокирующие поступки и показать, как это течение в искусстве менялось во времени и как сюрреализм живет сейчас.

Начиная с двадцатых и до шестидесятых годов 20 века многие смелые эксперименты и взбалмошные выходки были связаны с сюрреалистами: их явная направленность вовне, страсть попугивать обывателей и давать пощечины общественному вкусу сделала их, наверное, самой шумной арт-группировкой в истории. К тому же, поиграть со значениями снов и слов, нырнуть в подсознание себя и общества и вынырнуть оттуда с наброском картины хотели и пробовали многие: вещи в стиле сюрреализма есть почти у каждого художника, жившего в те времена, — от Марселя Дюшана до Пабло Пикассо, официально к движению не причастных.

Почему сюрреализм рано или поздно захватил мир, а массовая культура переполнена цитатами из Дали и Магритта — загадка для большинства искусствоведов. Очевидно, что не все художники из этого круга были революционерами, а многие и вовсе годами работали под кальку и не отличались хорошим вкусом, но если спросить у условного прохожего на улице, что для него магия в искусстве — с наибольшей вероятностью он тут же вспомнит растекающиеся часы или дождь из людей в котелках. Сюрреализм остается привлекателен, потому что как будто застыл во времени, вобрав в себя яркие образы, сумасбродные стихи и ни на что не похожее остроумное кино, и скользить по страницам его истории приятно — наверное, это самое понятное искусство XX века, ключи к которому все еще находятся в зоне досягаемости. И сколько бы ни было в картине сюрреалиста сюра, главное в ней — реализм, узнавание существующих объектов, которые искажаются и меняются местами. А узнавать и разгадывать всегда приятнее, чем теряться и не понимать.

10 шедевров сюрреализма от главных художников жанра
10 фактов о сюрреализме и сюрреалистах
10 менее известных современников главных сюрреалистов
10 цитат о сюрреализме
10 современных художников и дизайнеров, вдохновленных сюрреалистами

10 шедевров сюрреализма от главных художников жанра

Ман Рэй.
Скрипка Энгра, 1924.

Коллажное черно-белое изображение в стиле ню — один из хрестоматийных примеров сюрреализма. Ман Рэй создал резкий контраст обнаженной женской спины и глубокого черного фона, где свет практически превращает тело в мраморный объект. С помощью фотомонтажа на абсолютно реальной спине были нанесены узнаваемые элементы музыкального инструмента. Название работы отсылает к известной метафоре: «скрипкой Энгра» чаще всего называют его второе увлечение — как известно, французский художник Энгр все свободное от живописи время посвящал скрипке.

Жоан Миро.
Материнство, 1924.

Эта работа каталонского художника показывает, как Миро примеряет на себя технику сюрреалистов: в начале двадцатых художник как раз и формирует свой узнаваемый стиль: вытесняет органику геометрическими формами — конусами, шарами, треугольниками. На его картинах появляются элементы чертежной графики — прямые и пунктирные линии, которые показывают связи объектов и векторы движения.

Сальвадор Дали.
Постоянство памяти, 1931.

«Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» — каноническое для сюрреалистов полотно. Дали вспоминает о том, как нарисовал свою самую известную картину: «Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины».

Ханс Беллмер.
Кукла, 1934.

Работать над серией деформированных кукол Беллмер начал в 1933 году, впечатлившись встречей с несовершеннолетней двоюродной сестрой: «Прилаживать суставы, сочленения друг к другу, выжимать из шаров и из радиуса вращения образ детских поз, тихонько следовать контуру ложбинок, вкушать наслаждение от округлости, создавать красоту, внося в нее не без злорадства тень деформации… обнажать тайные робкие мысли маленьких девочек, вскрывать самые сокровенные глубины этих мыслей».

Макс Эрнст.
Ангел домашнего очага, или Триумф сюрреализма, 1937.

Под двусмысленным названием скрывается страшная для того времени метафора: Макс Эрнст, как и другие немецкие сюрреалисты, видел, что с его страной делает фашизм и чувствовал приближение Второй мировой войны. В виде экспрессивно написанного разбушевавшегося монстра в цветных отрепьях немецкий художник изобразил коричневую чуму, уже ставшую в тот момент серьезной угрозой для всех несогласных с фашистскими режимами.

Фрида Кало.
Корни, 1943.

Мексиканская художница и жена Диего Риверы входит в десятку самых дорогих художников нашего времени. На этой картине художница, прикованная к постели из-за травмы позвоночника, изобразила свою болезнь и страдания в свойственном ей наивном стиле.

Поль Дельво.
Спящая Венера, 1944.

В отличии от других художников, пик Дельво как сюрреалиста приходится уже на послевоенное время. После путешествия в Италию художник совершенно очаровался античной архитектурой и скульптурой и стал рисовать фигуры в сюрреалистических городских пейзажах, составленных из тщательно нарисованных античных зданий. В этой картине привычная для Дельво обнаженная Венера окружена античным городом, горным пейзажем и несколькими загадочными фигурами, одна из которых — скелет.

Джорджо де Кирико.
Жертвоприношение солнцу, 1968.

Итальянский сюрреалист рисовал работы в основном в трех жанрах: автопортреты, натюрморты и пейзажи, состоявшие из геометричных зданий и неуместных объектов. В целой серии полотен он изображал два светила — Солнце и Луну, странным образом соединенные между собой электрическими проводами. Глядя на них, складывается ощущение, что между светилами происходит обмен энергией.

Рене Магритт.
Сын человеческий, 1964.

Бельгийский художник писал эту картину в конце своей карьеры как автопортрет. Скрытое от взгляда лицо, которое заменяют другие предметы, сопоставление текстур и контуров стало приемом для многих картин Магритта. На этой картине лицо героя закрыто зеленым яблоком, которое словно парит в пространстве: «Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим — это нечто другое, мы всегда хотим увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим на самом деле. Всегда интересно, что скрыто и что нам не показывает видимое. У меня есть сильное чувство, похожее на конфликт — между видимым, которое скрыто, и видимым, которое видно».

Доротея Таннинг.
Заметки для Апокалипсиса, 1978.

Доротея Таннинг, жена художника Макса Эрнста, продолжала рисовать картины в стиле сюрреализма вплоть до начала восьмидесятых: после смерти мужа художница возвращается в Нью-Йорк, придумывая не только новые картины, но и скульптуры — кресла с хвостами и диваны с запутанными конечностями. Эту картину Доротея нарисовала под впечатлением от скатерти на воскресном обеденном столе: контуры, по которым сложена скатерть, напомнили ей сетку. На ее картине эта сетка нападает на обитателей, пытаясь создать какой-то порядок в окружающем ее пространстве.

10 фактов о сюрреализме и сюрреалистах

В 1919 году своим «шедевром» искусства — «Джоконда с усами» художник-дадаист Марсель Дюшан бросил вызов обществу. Картину он назвал L.H.O.O.Q. Если быстро читать название, то оно звучит по-французски как «elle a chaud au cul» («у нее внизу огонь»). Художник объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее. «Джоконда бритая» — так Марсель Дюшан обычно называл классический образ Моны Лизы. И хотя официально «Джоконда с усами» — произведение дадаистское, его называли источником вдохновения первые сюрреалисты Парижа и Цюриха.

Первая поэма сюрреалистов — «Магнетические поля» — возникла в результате автоматической записи мыслей и ассоциаций без ремарок и знаков препинания. В дальнейшем автоматическое письмо использовали не только сюрреалисты-писатели, но и художники, чтобы собрать образы и идеи для новых картин. Приемы сюрреалистов взяли на вооружение рекламщики со всего мира — одна из самых действенных стратегий придумывания идей — мозговой штурм — имеет свои корни именно в автоматическом письме.

Выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 году происходила в темноте, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т. п. Кроме того, специально посаженный за ширмами человек непрерывно осыпал присутствующих ругательствами.

«Великолепный труп» — так называли сюрреалисты способ коллективного создания литературного текста. Как в детской игре, они передавали друг другу лист бумаги, на котором каждый из присутствующих дописывал слово, не имея понятия, что было написано раньше. В результате, например, могло получиться: «Устрица из Сенегала съест трехцветный хлеб…»

Первый сюрреалистический фильм снял француз Рене Клер. Его двадцатиминутный «Антракт» под музыку Эрика Сати прокручивал пленку задом наперед, экспериментировал со слоу-моушеном и необычными ракурсами: в кадре танцующая балерина показана снизу, так что видно только стопы и ноги, а летающее яйцо с помощью монтажа превращается в птицу.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара Сальвадор Дали нес в руках батон хлеба длиной два метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне, оделся в костюм водолаза. «Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания», — сохраняя полную серьезность, сказал художник.

Художники-сюрреалисты коллекционировали порнографические открытки, что вошло в обычай с Эдуарда Мане, со второй половины XIX века, многие сцены из которых стали сюжетами для картин. Так, например, Магритт написал в 1947 году картину «Философия будуара», где перед зрителем происходит метаморфоза: нижняя рубашка неожиданно обретает плоть обнаженной женской фигуры.

Режиссер-сюрреалист Луис Бунюэль, придумавший вместе с Дали «Андалузского пса» и «Скромное обаяние буржуазии», обожал переодевания. В Мадриде он одевался священником и прогуливался по улицам — это грозило ему пятью годами тюрьмы. В другой раз он оделся офицером, прицепился к двум артиллеристам, которые не отдали ему честь, и отправил их к дежурному офицеру.

Для выставки E.R.O.S в 1959 году художница Мерет Оппенгейм подготовила инсталляцию, которая представляла собой полностью обнаженную женщину, прямо на теле которой был накрыт ужин на шесть персон.

Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Его тело замуровано в полу в музее Дали в городе Фигерас (Испания): при жизни художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.

10 менее известных современников главных сюрреалистов

Альберто Савиньо

(1891–1952)

Alberto Savinio

Альберто Савиньо — псевдоним младшего брата художника-сюрреалиста Джорджо де Кирико. Его мрачные полотна широко признаны на родине, но практически неизвестны за границами Италии. Между тем именно Савиньо в своих произведениях сформулировал два главных понятия «метафизической» поэтики («призрачность» и ирония). В его же метафорических текстах впервые появилась тема «манекена», ставшего фирменным знаком всей школы сюрреалистов: с манекенами позже много работали Дельво и де Кирико.

Клод Каюн

(1894–1954)

Claude Cahun

Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». В то время как большая часть талантливых женщин удостаивалась роли второй скрипки при своих мужьях, становясь их моделями, помощницами или музами, неординарная Каюн уверенно пробовала свои силы в разных областях искусства. Писательница, фотограф, художник перформанса и скульптор, Каюн известна, прежде всего, своими автопортретами. На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести. Она настолько глубоко входила в эту роль, что многие зрители не сомневались: автор и модель — мужчина.

Андре Массон

(1896–1987)

Andre Masson

Французский график и живописец получил признание благодаря изображениям чудовищных фантастических миров. Он работал по методу автоматической живописи, стараясь довериться неосознанной спонтанности. В серии так называемых «песчаных картин» он экспериментировал с комбинированием нескольких техник и художественных приемов: живописи маслом, рисунка и песка (например, «Борьба рыб», 1926).

Дора Маар

(1907–1997)

Dora Maar

Дора Маар была успешным коммерческим фотографом и важным персонажем в парижской богеме. Однако известным на весь мир ее имя стало, в первую очередь, благодаря любовной связи с Пабло Пикассо. Их союз длился семь лет и повлиял на обоих, отражая все перипетии, повороты и страсти: портрет работы Пикассо под названием «Дора Маар с кошкой» входит в число десяти самых дорогих полотен современности. Также Маар часто позировала Ман Рэю. Что касается произведений самой Маар, критики того времени отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий, излучающих «тревожную странность бытия». Ее стиль называли «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы».

Пол Кадмус

(1904–1999)

Paul Cadmus

Вдохновленный творениями Ренессанса, молодой Кадмус с одобрения родителей ушел из средней школы и все свое время посвящал учебе в художественном колледже. Его собственный стиль отражал веяния соцреализма, царившие в мире в тридцатых годах, однако в его жанровых композициях было место и скандальным гомосексуальным сюжетам, которые и сделали художника заметным. На полотне под названием The Feets In были изображены американские моряки в невыгодном для всего флота свете — пьяные, неряшливые, цепляющие проходящих мимо девушек. История с картиной получила такую широкую огласку, что невольно послужила лучшей рекламой для самого Кадмуса.

Ремедиос Варо

(1908–1963)

Remedios Varo

Мексиканская художница с испанскими корнями Ремедиос Варо, возможно, одна из наименее известных представительниц сюрреалистического течения. Варо, как свойственно многим художникам ее времени, жила между несколькими городами Европы. Еще в Мадриде она примкнула к движению сюрреалистов, но в 1942 году покинула Францию и эмигрировала в Мексику, спасаясь от немецкой оккупации. Именно в этой стране она прожила до конца своих дней и написала большую часть своих странных и мрачных произведений, главными героями которых, как правило, являются эфемерные существа, парящие в пространстве.

Бальтюс

(1908–2001)

Balthus

Под псевдонимом Бальтюс работал французский художник польского происхождения Бальтазар Клоссовски. Судьба и выбор занятия были определены заранее. Родившийся в семье аристократов, где мать была художником, а отец — историком искусства, с детства знакомый с известными живописцами своего времени (Боннаром, Русселем, Дереном), Бальтюс не мог остаться в стороне от искусства. Увлеченный театром, Бальтюс переносит в свои полотна завораживающее волшебство сцены, символизм, аллегорию, становясь одним из первых мастеров магического реализма в живописи, но многие его картины были прохладно приняты при жизни из-за скандальной эротики и несовершеннолетних девочек, нарисованных обнаженными.

Конрой Мэддокс

(1912–2005)

Conroy Maddox

Английский художник Конрой Мэддокс был, по сути, самоучкой, днями просиживавшим в библиотеках, листая книги о современном искусстве или посещая галереи Бирмингема и изучая живопись по выставленным там картинам. В 1936 году Мэддокса пригласили принять участие в Международной выставке cюрреализма. Именно там он познакомился с Сальвадором Дали, Максом Эрнстом и Андре Бретоном, что и определило его дальнейшую судьбу. Однако Мэддокс всю жизнь оставался в стороне от общего течения и работал для себя, в отрыве от сообщества, лелея собственный стиль.

Мерет Оппенгейм

(1913–1985)

Meret Oppenheim

Знаменитая швейцарка была не только любимой моделью для фотографий Мана Рэя в стиле ню. Именно она в 1936 году создала реди-мэйд-объект «Меховой завтрак», ставший символом и квинтэссенцией сюрреализма. Как-то Пикассо обратил внимание на ее браслет, сделанный из проволоки с мехом. Художница с юмором заявила, что практически любую вещь можно покрыть мехом: «Даже эту чашку с блюдцем» — и воплотила это утверждение в арт-объект, обыграв несовместимость разных видов чувств: мех приятен коже, но отвратителен языку.

Леонора Каррингтон

(1917–2011)

Leonora Karrington

Англичанка Каррингтон родом из аристократической семьи графства Ланкашир считается одним из основателей сюрреалистической художественной школы — но имя ее со временем померкло. Ее мистические картины впервые были выставлены в 1938 году в Париже и Амстердаме. Как и Варо, Каррингтон переехала в Мексику во время немецкой оккупации, где осталась на всю жизнь. Ее картины очень любили Фрида Кало, Макс Эрнст и Алехандро Ходоровски.

10 цитат о сюрреализме:

«Я верю, что в будущем сон и реальность — эти два столь различных, по видимости, состояния — сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность, если можно так выразиться. И я отправлюсь на ее завоевание, будучи уверен, что не достигну своей цели»
— Андре Бретон

«Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла»
— Рене Магритт

«Каждое их произведение намеревается уничтожить все реальное, вместе с собой»
— Жан-Поль Сартр

«Сюрреалисты, абсолютно второстепенные в литературе, благодаря хорошим фотографиям, воспоминаниям раздуты до масштабов культа»
— Эдуард Лимонов

«Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно, стрелять по толпе»
— Андре Бретон

«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время»
— Сальвадор Дали

«Красота будет конвульсивной, или ее не будет»
— Андре Бретон

«Моя живопись несет с этим сообщение боли. Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность»
— Фрида Кало

«Сюрреалистские традиции во всех искусствах объединяет идея подрыва любых условностей и создания новых смыслов или бессмыслиц путем безоглядного сопоставления. Красота — это, говоря словами Лотреамона, «негаданная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе»»
— Сьюзен Зонтаг

«Живопись для меня не декоративное развлечение, или пластическое изобретение фетровой действительности; она должна быть каждый раз инвенцией, открытием, апокалипсисом»
— Макс Эрнст

10 современных художников и дизайнеров, вдохновленные сюрреализмом:

Новую жизнь сюрреализму в девяностые и нулевые дало цифровое искусство, иллюстраторы и дизайнеры, работающие с коллажем: если раньше сюрреализм считался примером консерватизма и не выдающегося вкуса, теперь растянутые предметы, игра с формой и текстурой и замещения одного на другое все чаще встречается в иллюстрации и дизайне, в том числе коммерческом. Look At Me показывает нескольких современных авторов, которые черпали вдохновение у лучших сюрреалистов прошлого.

Дэн Хиллер (Dan Hiller)

Исао Эндрюс (Esao Andrews)

Фредерик Хейман (Frederik Heyman)

Джузеппе Мастроматтео (Giuseppe Mastromatteo)