Сценки на военную тему

История одной судьбы — сценка про войну

Старуха звонит несколько раз по телефону, трубку никто не берёт.

Музыка: Гудок телефона.

Старуха плачет: Вот видишь, Ванечка, опять до деток наших никак не дозвонюсь. Дочка Соня за границу уехала, у Марка, сыночка, какая-то работа важная! Свои дела у них, своя жизнь… Ох, (вздыхает глубоко) редко видимся. Наверное, никому я не нужна, стала (всхлипывает).
Вот, Ваня, жизнь какая, будто одна одинёшенька я на всём белом свете. Хорошо, хоть с тобой разговариваю, а то бы с тоски давно померла!

Ой (встрепенулась), а я ведь утром твои медали, письма перебирала. Марк, когда приезжал (задумалась, считает), года 3 назад, просил, что бы я ему их отдала. А у меня, что ж тогда останется? Карточка твоя только? Прибрала я медали, сказала: «Как помру, отдам» (осеклась, махнула рукой). С ума схожу в четырёх стенах (вздыхает) … Лишь с твоим портретом век и коротала. Всё ты о моей судьбе ведаешь.

Пауза.

Только, Ванюша, одно утаила (пауза), что мне с детьми пришлось в войну пережить….

Я ведь душу себе лишний раз бередить не хотела, да и перед тобой совестно (пауза).

Что ж… слушай, думаю, пришло время тебе всё узнать.

Полицай и немец гонят людей, звучат немецкие фразы, ругань. Женщины идут строем и шепчутся между собой.

1 женщина: Что же это такое.

2 женщина: Фрицы проклятые.

3 женщина: Гореть вам в аду, ироды.

4 женщина: Господи, да когда же это кончится.

5 женщина: Люди добрые, сколько нам ещё терпеть?

Фриц: Руссиш велпен, бевег дих шнеля!

Фриц пинает сапогом ребёнка, мать теряет разум, кидается на Фрица.

6 женщина: Дитя пожалей, сволочь фашистская.

Частушки про войну:

«Ой, гора, гора высокая,
А на той горе убили сокола».

Поднимает сына, прижимает к груди.

Другие две женщины выскакивают, заслоняя мать с ребёнком, начинают петь и плясать перед немцем: «Ой, гора, гора, гора высокая. А на той горе убили сокола».

Немец ругается, тычет в них автоматом.

Фриц: Руссиш Шванне… Шнелер, Шнелер. Лазен зи инц нах! Швейген дер ханд энтфернен!

Полицай: Вы что оглохли, не слышите, что вам господин Ганс говорит, пошли вперёд, кому сказано! Быстро, быстро!

Фриц: Бай флухтферзух вирт гэшосн!

Погнали за кулисы, автоматная очередь, все замолчали. С другой стороны сцены появляются мать, дочь, сын.

Музыка: Звук автоматной очереди

Затемнение.

Сын: Мам, я кушать хочу…

Мама: Погоди, Марк. Погоди, сынок, немножко. Нам бы в руки этим злодеям не попасться. Вы знаете, кто мы, нас сразу убьют. Вы слышали, ребятки, что сделали фашисты с людьми, которые нас прятали!

Сын: Мам, а правда, когда война кончится, хлеба вдоволь будет?

Мама: Правда, сынок, правда.

Дочь: И хлеба вдоволь будет и сахара?

Сын: Даже сахара?

Мать: Тише! Тише, дети, молчите!

Сын: Мамочка, когда я вырасту, буду работать, куплю много-много хлеба и накормлю вас с сестрёнкой до сыта, а ещё, когда папка вернётся, возьму у него пистолет!

Дочь: Марк, а зачем он тебе?

Сын: Застрелю дядю Петю полицая….

Мать: Тише!!!!

Фриц с полицаем приближаются к дому.

Фриц: Ты должен смотреть зер гуд, карошо.

Полицай: Да вряд ли, господин Ганс, здесь кто будет. Смотрите, дом весь развалился.

Сын: Мама, я боюсь!

Дочь: Мам, мне тоже страшно!

Мать: Тише, тише, мои детки!

Полицай лезет в развалины.

Полицай: Кто здесь? Выходи по одному, руки вверх.

Мать вышла, заслоняя собой детей.
Фриц отодвигает мать в сторону.

Фриц: О……!!! Гут медхен, щёйне, щёйне!

Мать: Нет! Она ещё совсем ребенок. Не тронь её!

Фриц: Мать не дольжен мешать, Ганс!

Дочь: Мама!

Мать: Постой! Возьми меня!

Фриц: Мне не нужна, старуха.

Мать: Я не старуха….

Снимает платок, распускает волосы.

Фриц обходит мать.

Фриц: МММ, гуд, зер гуд….! Первый ты идёт…

Дочь: Мама!

Сын: Мамочка!

Фриц: Сказать им молчат! Я их застрелить.

Мать: Молчите. Не бойтесь. Всё будет хорошо. Я недолго… Я сейчас……

Фриц: Ты проверить все дома. И мне доложить!

Мать с Фрицем уходят. Полицай тоже уходит.

Дети обнялись, плачут.

Дочь: Только бы мама осталась в живых.

Музыка: Раздаётся выстрел.

Сын: Теперь я точно возьму папин пистолет (сжимает кулаки).

Звучит песня «Горе».

Дети плачут. Выходит мать. В одной руке у неё хлеб, в другой окровавленный нож.

Дети бросаются к матери, обнимают за колени.

Дочь: Мама!

Сын: Мамочка, мамочка (замирают).

Старуха: Теперь ты всё знаешь, Боренька. Всю жизнь я пыталась это забыть, да сердце не даёт. До сих пор слышу крики женщин и детей, которых расстреляли из-за нас!

Но (коротко, хлёстко) нисколько не жалею, что убила проклятого фашиста… (пауза).

Покаялась перед тобой, Боря (пауза), и словно камень с души…

Зажигает свечу.

Выходят все и поют песню «Ты гори, гори моя свеча».

У Старухи в руках коробочка с медалями. На последнем куплете Старуха кладёт голову на стол, рука с медалями разжимается. Медали падают на пол.

Долго звонит телефон, но никто не подходит.

Письма из прошлого — короткая сценка

Музыкальный фон.

Голос ведущей: Однажды, разбирая старые письма, я наткнулась на маленький пожелтевший конверт, адресованный моей бабушке…. Это было письмо моего деда с фронта, прочитав которое я поняла, сколько в нем тепла, любви и надежды! Надежды на светлое завтра после войны. Мой дед вернулся с фронта живым, и их жизнь с бабушкой удалась, она была долгой и счастливой! Но это письмо, попавшее ко мне в руки, заставило меня задуматься о судьбах тех людей, кто писал и ждал эти письма в страшные военные годы! Ведь далеко не до каждого адресата они доходили, хотя в этих треугольных конвертах хранилась чья то душевная радость и боль, вера и надежда, счастье и потери. Пусть же сегодня, они долетят до нас весточкой издалека, превратившись в целую солдатскую повесть, и передадут нам святую правду о судьбе каждого человека!

Стихотворение: Письмо с фронта (видео-письма).

Занавес открывается. Музыкальный фон.
Парк. Скамейка. Дети играют, молодежь общается.

Мальчик: Ребята! Иди сюда быстрее, посмотри, что я нашел!

Девочка: Ну и что там у тебя?

Мальчик: Вот, смотрите (вытаскивает военную сумку с письмами).

Дети начинают перебирать письма.
Заставка «Письма».

Девочка: Это же письма! Письма с войны! Как же они уцелели?

Мальчик: Послушайте! Если они здесь, значит, до адресатов они так и не дошли!

Девочка: А (закрывает лицо руками)!

Мальчик: Что с тобой, Лина?

Девочка: Мне стало больно!

Мальчик: Ты ударилась?

Девочка: Нет, просто больно вот здесь (показывает на сердце). Однажды моя бабушка рассказала мне историю, услышанную от своей мамы о девочке-почтальоне в годы войны, я подумала, что она эту почту могла разносить.

«Стихи о почтальонке».

Мальчик: Я понял! Эти письма должны прочитать мы, дети 21 века, и рассказать всем о них! И тогда их герои станут бессмертны! Потому, что они будут жить в каждом из нас! А мы всегда будем помнить о них!

Открывает первый конверт.

Девочка: Читай! Пожалуйста, читай!

Мальчик: Слушайте! «После боя…»

Стихотворение: «Отошлю я письмецо».
Песня: «Темная ночь».

Заставка письма.

Мальчик закрывает конверт и вешает письмо на сцене.

Девочка: Как же было людям тяжело в военные годы… Тем, кто воевал и тем, кто находился в тылу! Мы узнаем об этом намного позже по рассказам, книгам, фильмам. Фильмам, в которых всегда рядом, слезы и радость, счастье и любовь, подвиг и мужество!

Стихотворение: «О той весне».

Девушка 1: Наши прадеды вернулись с войны живыми весной 45 года! Но тридцать миллионов людей навсегда остались на полях сражения, подарив нам жизнь, взамен отдав свою!

Песня: «Журавли».
Видеовставка «Письма».

Мальчик: Сколько же разных судеб были спрятаны в этой сумке (берет одно письмо в руки). Вот одна из них: «Здравствуйте, дорогие мои матушка и батя! Еще немного, еще чуть-чуть и я буду дома…»

Стихотворение: «Последний бой».

Мальчик закрывает конверт и вешает письмо на сцене.

Девушка 2: Этот боец обязательно вернется домой целым и невредимым, и внук его вернется живым только уже с другой войны, а я получу от него долгожданное письмо!

Песня: «Русский парень». Видеовставка «Письма».

Девушка 3: Посмотрите, а к этому письму прикреплена фотокарточка. Какая красивая девушка, совсем еще девчонка, чуть постарше нас.

Девушка берет письмо в руки и декламирует на зрителя
В противоположном углу сцены появляется девушка из прошлого.

Стихотворение: «Не суждено нам подругами стать».
Девушка вешает письмо на сцене.

Девушка 3: Сколько же таких девочек уходили на фронт! Но разве об этом они мечтали? Им бы суженых ждать, детей растить, жизни радоваться!

Стихотворение: «Баллада о войне».

На скамейке появляются дети, молодежь и женщина с маленькой девочкой.

Музыкальный фон.

Женщина: Здравствуйте, ребята! Можно нам присесть с вами?

Девушка 4: Конечно!

Женщина: А чем это вы так увлечены?

Девушка 4: Мы читаем письма! Письма с фронта!

Женщина: С фронта? Удивительно! Это же очень ценно! В нашей семье тоже есть одна ценность! Моя дочь никогда с ней не расстается! Это кукла – Аленушка! У нее своя история, своя жизнь!

Стихотворение: «Утираясь маленькой ладошкой».

Девушка 4: Какое красивое имя: Аленушка! Много красивых женских имен в России: Марья, Катюша, Лизавета! Они звучат напевно и плавно, так, что песню сложить хочется! И песни о них складывали и пели, их поют и сейчас!

Музыкальный фон — выход ансамбля «Катюша».

Песня: «Ты ждешь, Лизавета».
Песня: «Катюша».

Видеовставка «Письма».
Музыкальный фон.
Дети, молодежь разбирают все письма и начинают поочередно читать.

Девочка: Здравствуй, дорогая дочка Машенька! В первых строках своего письма хочу сказать тебе, что очень тебя люблю!

Девушка 1: Привет, сестренка! Мы наступаем! Я знаю, Победа близка! Все будет Хорошо!

Мальчик: Саша, Нюра, братик Ваня! Шлю вам огромный привет издалека!

Девушка 2: Дорогие мама и батя! Простите, что давно не писал! Был в госпитале! Но сейчас со здоровьем все в порядке! Не волнуйтесь за меня!

Девушка 3: Многоуважаемая моя, жена Екатерина Ивановна! Скоро я вернусь с Победой домой, и мы заживем лучше прежнего!

Девушка 4: Любимая моя, Дашенька! Посмотри, на улице весна! Она прекрасна, как и ты!

Письма читаются одновременно и одновременно останавливаются.

Стихотворение: «Фронтовые письма». Видеовставки «Письма» на фоне неба, войны, Победы.

Все читавшие вешают письма на сцене.
Заставка «Победа».

Ведущая: 70 лет прошло с тех пор, как вернулись солдаты с войны и мы победили! 70 лет мы не слышим звуков бомбежек и грохота снарядов! 70 лет над нами мирное небо! Но эта повесть в треугольных конвертах долетела до нас сквозь годы, чтобы мы всегда с вами помнили, в сердцах и душах своих — помнили, совершая дела и поступки свои — помнили, мечтая и любя на этой земле — помнили, кому мы обязаны жизнью!

Песня: «Победная» все участники мероприятия (видеоролик).

Музыкальный фон.

Сценарий спектакля про войну для младших школьников

Сценарий спектакля

«Однажды, играли…»

Звучит музыка, все выходят на сцену, каждый занимается своим делом. Все собираются, для общего фото. Фотограф нажимает кнопку. Все замирают. Звучит метроном. (Некоторое время все сидят неподвижно, потом резко вскакивают и начинают играть, кто-то в жмурки, кто-то с куклами на краю сцены, кто-то в мяч.

  1. Это был такой замечательный день! Июньское солнце радовало нас своими теплыми лучами, воробьи заливались веселым чириканьем и казалось, что весь мир – это огромный яркий праздник!

  2. Занятия уже закончились и только старшеклассники еще приходили в школу, готовясь к выпускному.

  3. Мы же радовались каникулам.

  4. В этом году мы часто собирались во дворе у Генки, весь наш класс. Так было и в тот день.

Дети бегают, играют в жмурки.

Генка: Ух! Уморили. Все. Я не играю!

Димка: Ну Ген!, Ну ты чего!

Генка: Все! Не могу больше!

Ромка: Ну давайте в прятки.

Генка: Надоело…

Девочка 1: Ну а чем тогда займемся?

Все в раздумьях расходятся по сцене..

  1. Не помню, кому первому пришла в голову идея устроить уличный театр.

  2. Идея была странной и неожиданной.

  3. Ну сами посудите, какие из нас актеры! Димка вон даже стихотворение в школе рассказать не мог, а тут заявил:

Димка: Я буду играть красного командира! Буду скакать на коне и кричать вперееед! В атаку!!!

Ромка: Э, нет! Какой из тебя командир! Ты будешь белым дворянчиком с кружевными манжетиками. Тебе будет маменька с нянюшкой выводить гулять за ручку.

Генка: Пока тебе наши буденовцы все манжеты не поотрывают!

-Вперед! За Советскую власть! Урааа!(мальчишки начинают бегать по сцене)

3. Ромка всегда так – скажет не подумав, а потом сразу забудет. Он вовсе не хотел обижать Димку. Но Димка обиделся.

Димка: Ну и ладно! Вообще больше не буду с вами играть! А еще друзьями назывались…. (Димка отходит на край сцены)

Звучит музыка, ребята изображают что они ставят спектакль. Постепенно музыка меняется на спокойную, все отходят на задний план.

Ромка: Ребят, а где Димка? Диииим! Дииииимаааа ты где?

Девочка1: Может он обиделся на твои шуточки про дворянчика?

Ромка: Димка? Обиделся? Да перестань! Я ведь его самый лучший друг! А на друзей не обижаются.

Девочка2: Вот если ты лучший друг, так пойди и поищи его!

Ромка: Ну и пойду!

Дети: Ну и иди!

Все отходят, на переднем плане остаются только Ромка и Димка.

Ромка: Однажды мне приснился сон. Он был странный, серый какой-то. Только всполохи повсюду. Красные такие. Жгучие. Они были похожи на отблески костра, который мы часто разводили у реки. Но было в них что-то тревожное. Страшное что-то было. И я шел через эти всполохи, хотя и не видел куда идти. Я чувствовал себя таким маленьким и потерянным. А потом кто-то взял меня за руку, и я сразу перестал бояться.

Димка: Всполохи никуда не исчезли, они пронзали воздух с такой ослепительной четкостью, что резало глаза. Но страха не было. Нельзя было бояться. Потому что рядом шел друг.

Ромка: Дим, ты обиделся?

Димка: Сначала обиделся, а потом я сидел там, за поленницей и думал все думал, я вспоминал о том, как мы с тобой плот на речке делали, и как в индейцев играли, а потом обида сама куда-то делась.

Ромка: А помнишь, как мы мечтали стать учеными и изобрести машину времени?

Димка: Мы много о чем мечтали…

Подходят ребята:

1. Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

2. я вот, хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды,

3. а я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку.

4. А мне до смерти хотелось превратиться в машиниста или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

— Го-о-тов!

5. А у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.

Звучит объявление о войне. «Внимание!

Говорит Москва!

Говорит Москва!

Заявление совесткого правительства.

Граждане и гражданки Совесткого Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города….»

  1. Война!

  2. Война! Не может быть!

  3. Что же теперь будет?

  4. Это не может быть правдой! Не в нашей стране!

  5. А у моей сестры Люси сегодня выпускной. Она говорила, что закончит школу и пойдет учиться в театральный институт. Но разве на войне есть институты?

2. Но ведь война не будет долгой! Вот увидите! Не пройдет и пары недель и наши победят!

(Все наперебой: Обязательно победят! Я в этом уверен! По-другому и быть не может!)

  1. В тот день у нас так и не получилось поставить спектакль про красных конников.

3. Жизнь распорядилась так, что детская игра в войну обернулась войной недетской. Хмурой, серой… С тревожными красными всполохами от разрывающихся снарядов…

(Звучит музыка, все расходятся по сцене)

Сцена2. (На сцене девочки)

  1. Время шло, пролетело опаленное войной лето.

  2. Наступила осень, а с ней и школьная суета: уроки, тетрадки, портфели.

  3. До нашего города бои еще не дошли, но мы каждый день слушали новости по радио.

  4. И конечно, все наши мальчишки хотели сбежать на фронт.

  5. А мы, обещали ждать их….

На сцену выходит мальчик, в большой не по размеру тельняшке, в шапке или пилотке.

Девочка: Виииить, а Виииить, а ты домашнюю работу по немецкому сделал?

Витя: Не буду я ее делать! Мы всем классом договорились на следующий урок немке в сумку крысу подкинуть! Будет знать!

Девочка: Я вообще не понимаю, зачем учиться, когда война… У меня вот отец на фронте, мать на заводе, брат Толька в пионерском отряде газету против фашистов выпускает… А нам учиться…

Витя: А я все равно скоро на фронт сбегу, мы вместе с ребятами сбежим. Будем воевать. Ради мира. И ради вас.

Девочка: Вить… А как же мы тут без тебя? А кто будет мой портфель носить и от хулиганов меня защищать… А горку… Горку кто в этом году сделает, если тебя не будет…

Витя: Глупости ты говоришь! Какие горки!(пауза) а ты дождешься меня?

Девочка: Обязательно! Я буду ждать тебя, Витя! Слышишь! Буду ждать!…

Витя уходит. Девочка остается одна на сцене.

Девочка:

Мальчишки…

Постоянно бегут куда-то…

Постоянно стремятся в бой…

9 лет – а уже в солдаты…

Встречусь ли я еще с тобой?

2 Девочка:

Убегали. В отцовских робах,

Повзрослевшие раньше срока…

Говорили «Вернемся скоро…»

Говорили «Еще немного»…

3 Девочка:

В том году мы еще часто собирались во дворе у Генки… Мы любили разжечь костер, поиграть в жмурки и просто поговорить, претворившись на минуту, что нет никакой войны… (Сцена как в начале, веселая музыка, дети играют в жмурки, постепенно они останавливаются запыхавшись)

  1. Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе.

  2. А я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

  3. Я люблю слушать, как жук копается в коробочке.

  4. А я люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней, и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за нею сама вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пес.

  5. А я ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали.

(все оживляются, разбегаются с криками «Вперед! За победу!». Замирают…

Сцена 3. Финал.

Димка: Я мечтал был водителем трамвая. Что бы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

Девочка1 :А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!

Ромка: А я хотел быть летчиком. Потому что я очень люблю смотреть на небо!

Генка: У меня была мечта-стать врачом. Детским. Я был бы очень добрый, как доктор Айболит!

Витька:А я мечтал быть инженером..

Девочка2: Нас расстреляет немецкий самолет. В сентябре 41 года.

6

Мы с братом хотели стать строителями. Как наш папа.

7

Мы погибнем в декабре 41-го под артобстрелом на Васильевском.

8

Я мечтал сначала стать геологом, потом решил стать поваром. Что бы никогда больше не голодать. Я умру в феврале 42-го. От истощения.

  • Фоторамки онлайн
  • Голосовые поздравления
  • Свадьба
  • Свадебные приглашения
  • Обложки для dvd
  • Свадебные футажи
  • Этикетки свадебные
  • Медали на свадьбу
  • Плакаты на свадьбу
  • Свадебные открытки
  • Свадебные дипломы
  • Стенгазеты на свадьбу
  • Поздравления на свадьбу
  • Конкурсы на свадьбу
  • Тосты на свадьбу
  • Свадебные сценарии
  • Сценарий выкупа невесты
  • Сценки на свадьбу
  • Подарки на свадьбу
  • День рождения
  • Рамки с Днём рождения
  • Приглашения
  • Обложки
  • Этикетка с днем рождения
  • День рождения футажи
  • Открытки
  • Плакаты
  • Поздравления
  • Детские конкурсы
  • Сценарий дня рождения
  • Сценарий для женщины
  • Сценарий для мужчины
  • Песни переделки
  • Сценки на день рождения
  • Тосты на день рождения
  • Рецепты салатов
  • Грамоты
  • Дипломы
  • Медали
  • Стенгазеты с днем рождения
  • Надписи и растяжки
  • Пожелания с днем рождения
  • Подарки на день рождения
  • Как провести
  • Загадки на ДР
  • Юбилей
  • Приглашение на юбилей
  • Обложки юбилей
  • Этикетки на юбилей
  • Плакаты на юбилей
  • Стенгазета к юбилею
  • Поздравления с юбилеем
  • Сценки на юбилей
  • Тосты на юбилей
  • Песни переделки
  • Сценарии юбилеев
  • Конкурсы на юбилей
  • Дипломы на юбилей
  • Медали на юбилей
  • Частушки на юбилей
  • Новый год
  • Рамки новогодние
  • Новогодние плакаты
  • Новогодние футажи
  • Новогодние открытки
  • Поздравления с новым годом
  • Сценарии на новый год
  • Приглашение
  • Новогодние конкурсы
  • Тосты на новый год
  • Сценки на новый год
  • Песни переделки
  • Стенгазеты к новому году
  • Письма деду морозу
  • Растяжки новогодние
  • Частушки новогодние
  • Новогодние стихи
  • Новогодние загадки
  • Трафареты на окна
  • Статьи
  • Другие праздники
  • Сценарии
  • Красивые сценки
  • Красивые открытки
  • Приглашения разные
  • Красивые плакаты
  • Поздравления разные
  • Тосты для настроения
  • Песни переделки
  • Конкурсы для корпоратива
  • Видео поздравления
  • Детский сад
  • Дидактические игры
  • Детские виньетки
  • Портфолио для ДОУ
  • Этикетки детские
  • Приглашение в детский сад
  • Папки передвижки
  • Картинки на шкафчики
  • Оформление группы
  • Раскраски для детей
  • Детские маски
  • Детские стенгазеты
  • Детские кроссворды
  • Детские поздравления
  • Портфолио дошкольника
  • Ребусы
  • Детские сценки
  • Портфолио воспитателя
  • Детские стихи
  • Сценарии утренников
  • Оформление уголков в ДОУ
  • Презентации
  • Статьи про детский сад
  • Развивающие мультики
  • Мастер классы
  • Школа
  • Школьные рамки
  • Портфолио школьника
  • Школьные виньетки
  • Расписание уроков
  • Обложки выпускной
  • Школьные приглашения
  • Закладки для книг
  • Плакаты для школы
  • Школьные стенгазеты
  • Сценарии
  • Стихи о школе
  • школьные сценки
  • Поздравления школьные
  • Переделки песен
  • Портфолио учителя
  • Статьи про школу
  • Оформление школы
  • Рамки
  • Рамки для портфолио
  • Виньетки для фотошопа
  • Генеалогическое дерево
  • Шаблоны фотокниги
  • Шаблоны
  • Обложки для dvd
  • Грамоты, дипломы
  • Шуточные сертификаты
  • Календари
  • Календарь рамка
  • Карманный календарь
  • Новогодний календарь
  • Календарная сетка
  • Романтика в отношениях
  • Пожелания спокойной ночи
  • Пожелания с доб. утром

Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»

  • Апухтина Елена Георгиевна, учитель истории и обществознания

Разделы: Классное руководство

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств, привитие нравственно — эстетических качеств.

Задачи:

  • расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
  • формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;
  • способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Оборудование: презентация «Едва в забвенье канет это:», иллюстрации и картины по теме Великая Отечественная.

Инсценировка «Мама! А правда будет война».

Фонограмма «Вставай страна огромная».

Ведущий 1: Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовется коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям.

Часто — в ту военную пору — это были дети — маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

Стихотворение:

Зачем, ты война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтоб достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим — всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию — банку варенья —
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
:Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!

Исполнение песни «До свидания, мальчики»

Ведущий 2: Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли: Сколько им было от роду? Двенадцать-четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете:

Ведущий 1:И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» — и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны, таких как:

— Зина Портнова. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике.

— Валя Котик. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.

— Марат Казей. Партизан-разведчик, который добыл немало полезных сведений. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.

— Боря Цариков. Выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон и уничтожил 70 танков.

Возложение цветов на могилу юных партизан Обоянского района. Честь представляется членам военно — патриотического клуба «Поиск»

Песня «Помнит мир спасённый».

Ведущий 3: Сначала дети войны были маленькими беспризорниками. Дети, которых война лишила детства, оставила без родителей. Но потом они становились сыновьями полков:

Таким был и Ваня Солнцев.

(На фоне музыки и слайдов, отражающих участие детей в Великой Отечественной войне, читается отрывок из произведения).

Картина, которую увидели солдаты, была проста и вместе с тем ужасна. В окопе спал Ваня. Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в вонючей зелёной луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обметанными лихорадкой ,воспалёнными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотанье, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови.

Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне. Каждую минуту его лицо меняло выражение. То оно застывало в ужасе; то нечеловеческое отчаяние искажало его; то резкие глубокие черты безысходного горя прорезывались вокруг его впалого рта, брови поднимались домиком и с ресниц катились слезы; то вдруг зубы начинали яростно скрипеть, лицо делалось злым, беспощадным, кулаки сжимались с такой силой, что ногти впивались в ладони, и глухие, хриплые звуки вылетали из напряженного горла. А то вдруг мальчик впадал в беспамятство, улыбался жалкой, совсем детской и по-детски беспомощной улыбкой и начинал очень слабо, чуть слышно петь какую-то неразборчивую песенку.

Сон мальчика был так тяжел, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.

Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. Он проснулся, вскочил, сел. Его глаза дико блеснули. В одно мгновение он выхватил откуда-то большой отточенный гвоздь. Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.

— Тише. Свои, — шепотом сказал Егоров.

Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы — русские, плащ-палатки — русские, и лица, наклонившиеся к нему, — тоже русские, родные.

Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощенном лице. Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:

— Наши:

И потерял сознание.

Ведущий 1: Всем известно, что во время войны многим пришлось эвакуироваться. В спешке эвакуации дети теряли своих родителей

Стихотворение.

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой:
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой:
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть родной земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Исполнение песни «Журавли»

Ведущий 2: Вспоминая о Великой Отечественной войне, невозможно забыть о том, как трудно пришлось жителям блокадного Ленинграда.

Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2,5 млн. человек, в том числе около 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Фашисты радовались: «Скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде».

28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги заняли железные дороги на подступах к городу.

Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между льдинами.

С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба. Небольшой кусок хлеба- и больше никаких продуктов. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.

Инсценировка «Таня Савичева». /Шостакович 7 симфония/

Жила в Ленинграде на второй линии Васильевского острова в доме номер 13 Таня Савичева. Жила в большой весёлой семье. Танина мама и старая бабушка варили обед всей семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки печь стало не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки.

Тане Савичевой было 11 лет. Она вела дневник. Последними словами в её дневнике были:

«Старшая сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Брат Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама 13 мая в 7. 30 часов утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

Ведущий3:

Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было нельзя. В Горьковской области, в рабочем посёлке Шатки, на её могиле поставили пионеры памятник:

Таня, Таня — тьме преграда,
Как набат — на всех наречьях,
В чутком сердце Ленинграда
Ты останешься навечно:

Ведущий 1: Во время

Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ — дети.

Инсценировка (мать ищет ребенка), на фоне музыка, слайды и слова.

«Что чувствует мать, когда умирает ее ребенок? Боль: Нескончаемую, неописуемую боль:От нее никуда не деться, не скрыться, не убежать. Боль эта душит, как тысяча цепей, опутавших тело; давит тяжелой, многотонной массой и в то же время разрывает на мелкие кусочки, рубит на части сотнею кинжалов:

Это единственный случай, когда нельзя сказать, что время лечит. Наоборот, оно удваивает, утраивает, увеличивает эту боль во стократ.

Даже ребенку не так тяжело в момент смерти, как матери после нее. Мать корит себя, винит в том, что не могла заслонить, защитить, — нет, — даже уйти вместо своего дитя. Она живет в полузабытье, думает будто все, что с ней происходит, всего лишь сон, и вот-вот она должна проснуться: Но нет! Этот сон длится и длится, растягивается на всю оставшуюся бессмысленную, уже никчемную жизнь:

Но мать верит, верит в свою кроху, в свое дитятко; в своего сыночка, доченьку. Верит, что когда-нибудь еще увидит свое чудо. Верит и живет, потому что верит:»

Стихотворение М. Джалиль «Варварство».

Ведущий 2:Дети войны: Они так старались принести солдатам радость, хоть чем-то помочь им, что были похожи на настоящее чудо. Кроме того, что они трудились на заводах, добывали в разведке информацию о фашистах, ребята ездили по воинским частям и госпиталям с концертами. Малыши отдавали часть своей детской чистой души раненым солдатам, вселяли в них надежду на скорую победу. Они очень старались: и помогли.

Стихотворение.

Сорок трудный год.
Омский госпиталь:
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!..
До чего же артисты маленькие:»
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И большими пачками книг:
Что в программе?
В программе — чтение,
Пара песен,
Военных, правильных:
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением:
Двое здесь.
Майор артиллерии
С ампутированной ногой,
В сумасшедшем бою под Ельней
На себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело:
И другой —
До бровей забинтован, — капитан,
Таранивший «мессера»
Три недели назад над Ростовом:
Мы вошли.
Мы стоим в молчании:
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Мишка отчаянно
Объявляет начало концерта.

Танец «Барыня».

А за ним, не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной так,
Как мы ее понимаем:
В ней чужое железо плавится,
В ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
Нравится нам
Такая война:
Мы поем:

Песня «Нам нужна одна победа!»

Мы поем:
Только голос летчика раздается.
А в нем укор:
«Погодите:
Постойте, хлопчики:
Погодите:
Умер майор:»
Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо, будто в бреду:
:Вот и все о концерте в госпитале в том году.

Стихотворение «Дедушка».

Когда-то давно мой дедушка
Был мальчишкой таким, как я.
Только детство у него было трудное,
Потому что была война.
Я знаю о ней по книжкам,
Я видел ее в кино —
А дедушка был мальчишкой:
Правда, это было давно.
Он рассказывал мне, как, бывало,
Игрушки откинув прочь,
Работал со старым и малый,
Чтоб солдатам на фронте помочь.
А еще он запомнил, как мама,
Чтобы деток своих спасти,
В тесто отруби добавляла
И пекла этот хлеб в печи.
А еще мне мой дед рассказывал,
Что из картофельной кожуры
Суп варили, и все очень радовались,
Это праздник был для детворы.
Я, конечно, парень неглупый,
Все сумею понять, но никак
Не могу я себе представить,
Чтобы дети жили вот так:
Я хочу тебе, дедушка, милый,
Дать конфеты и шоколад.
Хоть сейчас ты покушай вволю,
И пусть детство вернется назад!

Песня «Прадедушка».

Выступление ветеранов Великой Отечественной войны.

Ведущий 3: Мы — это зеленые, еще некрепкие побеги на древке Знамени Победы, водруженного над рейхстагом. Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но безгранична наша скорбь о погибших в то время. Силу, а не слабость рождала эта ужасная война. Наш долг — быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей, быть достойными их.

Ведущий 1:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь — тихой скорби сиянье —
Ты послушай святую минуту молчания.

В память о погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания

Ведущий 2:

Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!

Ведущий 3: Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!

Я нарисую яркое солнце!
Я нарисую синее небо!
Я нарисую свет в оконце!
Я нарисую колосья хлеба!
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их увидеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли!

Заключительная песня «Пусть всегда будет солнце!»

(На белом холсте рисуем яркое солнце, синее небо, колосья хлеба)

Литература: использованы материалы журналов «Классный руководитель», «Читаем, учимся, играем».