Сценический образ

Как создать сценический образ

Создание сценического образа через музыку, оформление дисков, внешний вид и поведение.

Большинство людей, слушающих музыку, не окажутся с тобой в одной комнате. Как минимум 70% людей увидят твою группу лишь один раз.

Поэтому слушатель, даже если он не относится к целевой аудитории музыкального продукта, должен иметь представление, кого он слушает. Нужно сделать все, чтобы в сознании человека музыка была неразрывно связана с некой «картинкой».

Смотрите сами: достаточно услышать первые ноты ‘The Show Must Go On’, чтобы в голове возник образ Фредди Меркьюри с пылесосом в руках или в желтой куртке на сцене. Не важно, что в первый раз Меркьюри появился в образе домработницы в клипе на другую песню — этот образ запомнился слушателем, этот образ ассоциируется с Queen. То же говорят и о Майкле Джексоне, чей костюм, шляпа и лунная походка моментально всплывают в памяти при малейшем упоминании Короля поп-музыки.

Майкл Джексон создал образ, который знаком даже бабушкам. И это пример отличного сценического образа.

Помимо вкладывания сил и времени в музыкальную составляющую группы, требуется такое же вложение и в сценический образ коллектива. Причем озаботиться созданием собственного сценического образа лучше до того, как творчество группы появится на просторах интернета.

Что ж, давайте поговорим о том, как создать сценический образ и что он собой представляет.

Что такое сценический образ?

Впечатление слушателей о коллективе складывается из качественного материала и всего, с чем ассоциируется группа: отношения с фанатами, поведение на сцене, шрифты в логотипе, фотографии на сайте, используемые цвета, аккаунты в социальных сетях, тексты песен, манера пения и т.д. Конечному слушателю важен каждый из этих пунктов, так что не стоит упускать из виду даже малейшие детали.

Существует понятие «личностный брендинг» или «личный бренд». Человек любой профессии (не обязательно творческой, можно быть и алкоголиком-тунеядцем) создает бренд из самого себя, что повышает ценность и привлекательность в глазах других людей, способствует росту заинтересованности публики. Так «на свет» появились многие интернет-герои и медийные звезды, не сделавшие ничего полезного.

Сценический образ — такой же бренд имени музыкального коллектива, который неразрывно связан с имиджем группы. Слушатели не относящиеся к целевой аудитории хотят рисовать образ коллектива в своей голове. В противном случае образ они придумают самостоятельно, и далеко не всегда он будет таким, каким бы хотелось.

Внешняя сторона жизни коллектива работает как единый слаженный механизм и придерживается некого ориентира. В конце концов созданный образ, в случае успеха, появится на мерче, в прессе и социальных сетях.

Из чего состоит сценический образ?

Как уже было сказано выше, сценический образ — это внешние факторы, характеризующие исполнителя или группу, помогающие видеть некую картинку перед глазами при упоминании названия коллектива.

Если структурировать из чего состоит сценический образ, то получится вот такой список:

  • Творчество коллектива (музыка, тексты, аранжировки)
  • Название
  • Описание музыки
  • Логотип
  • Шрифты
  • Цветовая гамма
  • Внешний вид
  • Манера поведения
  • Фотографии и видеозаписи
  • Авторский почерк

Творчество

Музыкальный материал — сердце всего, что вы делаете. Творчество помогает распознать одну группу среди десятков тысяч других музыкантов и коллективов.

Сделайте так, чтобы музыка проекта сочеталась с образом каждого участника и всей группы. Если музыкальный материал мрачный и угрюмый, стоит двигаться в этом же направлении при планировании остальных элементов сценического образа.

Стоит отметить такой важный момент, как «фишка» музыкального материала. У каждого известного коллектива есть некий «секретный элемент», который помогает отличать творчество одних групп от других. Узнать ‘Scorpions’ можно по голосу Клауса Майне, определить ‘System of a Down’ можно по характерному подходу к аранжировкам и собственному запоминающемуся звучанию группы, а испанские панки ‘Ska-P’ умело смешивают ска-панк с колоритом латинской музыки.

Название

Если вы еще не выбрали название проекту, тогда дадим совет начинающим музыкантам. Название группы должно сочетаться с музыкальным материалом, отражать «политику партии». При этом, стоит избегать уже занятых названий (даже на другом конце планеты) и понимать, что имя коллектива не должно быть труднопроизносимым.

Нельзя забывать о некоторых закономерностях и ограничениях, которые накладываются стилем музыки на ожидаемое наименование музыкальной группы. Никто не воспримет всерьез группу, исполняющую симфоник-блэк-метал, под названием «Одуванчиковый экстаз».

Описание музыки

Охарактеризуйте собственное творчество в нескольких словах. Эта мелочь поможет в дальнейшем при оформлении логотипа, мерча, собственного внешнего вида и других элементов сценического образа.

Не так давно я натолкнулся на группу ‘Friend W/O Benefits‘, участники которой описывают собственное творчество не иначе, как скейт-панк-диско. Три слова дают представление о деятельности коллектива, да и попросту вызывают интерес у публики.

Другой яркий пример — группа Gogol Bordello. Музыканты характеризуют музыку емким словосочетанием ‘Gipsy Punk’, что сочетается с их творчеством. Даже слушать не надо.

Логотип

Логотип музыкальной группы используется в повседневной жизни и в онлайне. Лого — ключевой элемент мерча. Изображение стоит сделать таким, чтобы вне зависимости от размера оно сохраняло читаемость.

Пример отличного логотипа музыкальной группы. Логотип Queen запоминается сразу и надолго.

Не имеет значения, где нанесен логотип: на обложке альбома, на странице в SoundCloud или на пластике бас-бочки. Слушатели без труда запомнят картинку и выделят ее на фоне других логотипов.

Шрифты

Стоит поэкспериментировать с шрифтовыми решениями, коих в наше время превеликое множество.

Пожалуй, почти каждый любитель музыки знает, как выглядит шрифт, которым набрано название Pink Floyd.

На первый взгляд шрифт не значит ничего, но он, как и логотип проекта, ассоциируется с группой. Людям запоминается не столько сам логотип, сколько используемый шрифт. Вспомнить Pink Floyd — буквы, которыми набрано название коллектива, узнаются среди миллиона других шрифтов.

Не ограничивайтесь стандартными шрифтами, поставляемыми в комплекте с популярными операционными системами. Бейте себя по щекам за Arial и Times New Roman. Бейте себя сильнее, если взор пал на Tahoma и Verdana.

Цветовая гамма

Цвет — еще один способ передачи настроения, донесения визуальной информации. Не забывайте о нем во время работы по созданию сценического образа.

Если AC/DC, то только в красном цвете.

Используемые цвета должны сочетаться с настроением музыки. Представьте, как странно бы выглядел логотип AC/DC в пурпурном, бирюзовом или пастельно бежевом цвете. Какая музыка — такая и цветовая гамма.

Если цветов несколько, то они подумайте об их сочетаемости между собой. При этом предпочтение стоит отдавать таким цветам, которые одинаково хорошо смотрятся на любой поверхности (ткань, пластик, металл). Кстати говоря, существует список «безопасных» цветов, которые не искажаются при переносе с дисплеев устройств на осязаемые объекты.

Внешний вид и манера поведения

Как создать сценический образ без внешнего вида? Ответ прост — никак.

Артисты, завоевавшие внимание и любовь публики, серьезно относятся не только к собственному логотипу, цветовыми решениям и шрифтам. Они упорно разрабатывают внешний образ, ту самую «картинку», которая предстанет перед глазами слушателей.

Речь идет о манере одеваться, поведении на публике и на сцене. Одни прибегают к невзрачным и простым образам, другие используют костюмы и маски, третьи исполнители и вовсе нарисованные.

Rammstein в 1995 году.

Стиль музыки влияет на манеру одеваться, и ассоциируется с определенным типажом в сознании людей. Говорим о глэм-рок коллективе, и в голове сразу возникают образы товарищей с лакированными начесами, яркими лосинами и налетом нетрадиционности в половой принадлежности.

Внешний вид меняется на протяжении жизни музыкального коллектива. Изменения в творчестве, во взглядах и мыслях подчеркиваются при помощи одежды. В качестве иллюстрации изменений сценического образа коллектива можно выбрать немцев из Rammstein. Обратите внимание, как изменились музыканты за прошедшие 20 лет.

Rammstein в 2015 году

Для своего коллектива самым простым решением проблемы является использование оригинального, пусть и прямолинейного образа.

Фотографии и видеозаписи

Фотографии и видеоролики важны не меньше, чем остальные компоненты. Удостоверьтесь, что снимки и видео вписываются в концепцию музыкального образа.

И главное: не стоит публиковать фотографии с пьянок и шашлыка, мы же не какие-то говнари.

Авторский почерк

Авторский почерк — широкое понятие, касающееся не только написания песен. Подача информации в социальных сетях и медийных ресурсах — это такой же инструмент повествования, рассказывающий о коллективе.

Манера писать и излагать собственные мысли должна сочетаться с музыкой и создаваемым образом, производить необходимое впечатление на публику. Одним коллективам подойдет слегка наглая и дерзкая манера общения, другим — что-то более простое и приземленное.

Обратите внимание на манеру общения группы «ЧайФ». Владимир Шахрин относится к своим поклонникам так, будто бы они родственники или члены семьи. Каждый концерт Шахрин и компания начинает с фразы «Здравствуйте, родные!», что производит положительное впечатление на публику и сближает исполнителя со слушателем.

Что делать со сценическим образом?

После окончания работ по формированию собственного сценического образа, представьте результаты друзьям и близким. Главный вопрос, на который нужно получить ответ: «Какой эффект от сценического образа?». Когда результат станет удовлетворительным, внедряйте результаты работы во все аспекты жизни музыкального проекта.

Нельзя забывать, что образ — динамическая вещь. Здесь нет статики, а есть постоянное движение вперед, постоянные изменения с течением времени. В конце концов сценический образ напрямую связан с творчеством музыкального коллектива, а оно меняется по ходу развития группы.

Удачи в поиске себя!

Методическая разработка «Сценический образ»

Музыкально – сценическая работа над образом в песне.

Мастер – класс для педагогов – вокалистов.

Подготовили Коваль Тамара Алексеевна__________________________

Место проведения__Детско – юношеский центр г. Гусева______________

Цель _Развитие музыкально- творческих способностей и эмоциональной сферы детей посредством активизации их образного мышления, приобщение к культуре родного края.

Задачи:

Обучающие:

-учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию;

-обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме занятия.

Развивающие:

-развивать звуковысотный слух;

— развивать эмоционально-образную сферу (воображение, мышление, память) в процессе работы над вокальными произведениями.

Воспитательные:

— воспитывать сознательный подход к обучению;

-повышать уровень самооценки, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации

-воспитывать любовь к родному краю и его культуре.

Методы обучения:

— словесный, наглядный, наглядно-иллюстративный,показ, частично-поисковый, исследовательский.

Методы вокальной педагогики:

— методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Межпредметные связи:

— хореография, актерское мастерство.

Актуальность мастер-класса:

— Развивает уверенность в своих силах;

— Развивает пространственное мышление;

— Учит детей свободно выражать свой замысел;

— Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

— Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

— Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

— Опыт, представленный в мастер-классе, педагоги смогут использовать в работе с детьми.

Материалы и инструменты:

— пианино, музыкальный центр, музыкальные диски, ноты песен, ноутбук с презентацией.

Сценический образ – это живой человек, придуманный автором и воплощенный актером. Если актер сделает себе грим и наденет костюм, это еще не будет перевоплощением. Перевоплощение – долгий процесс, который начинается с постижения и проникновения в мир героя, слияния с ним. Для того, что проникнуть в этот мир, актеру необходимо нафантазировать жизнь этого человека до мельчайших подробностей: атмосферу эпохи, город, в котором он живет, его профессию, интересы, характер, манеру поведения, жесты, походку, голос, даже мысли и, конечно, логику поведения. В результате, актер полностью проникает в мир своего персонажа и от своего лица искренне живет чужой жизнью.

Вокалисту в работе над песней необходимо так же продумывать предшествующую историю, чтобы прочувствовать ее и достоверно донести эмоции, заложенные в песне.

Вокальный номер – это маленькая театральная постановка. Драматургия песни как целостного и завершенного произведения позволяет выделить в ней различные элементы. Каждый вокальный сценический номер подразумевает определенную динамику, развитие сюжетной линии. Важнейшими элементами драматургии применительно к вокальному номеру являются: конфликт, событие и предлагаемые обстоятельства. Тщательная проработка каждого из вышеперечисленных элементов позволяет создавать яркие, выполненные с точки зрения высокого профессионализма номера.
Работа над вокальным художественно-выразительным исполнением произведений
Трудно произвести периодизацию процессов технической и художественной подготовки произведения к исполнению. Элементы художественного и технического, в сущности, неразделимы в едином процессе становления музыкального произведения так же, как и сам процесс исполнительской работы.

Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели – художественно-выразительному исполнению произведения. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве.

В процессе работы с детьми необходимо развивать эстетическое восприятие, которое помогает им обладать средствами художественной выразительности. Одним из решающих факторов музыкального воспитания и обучения является развитие и формирование музыкально-образного мышления, способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений.

В этой связи встает вопрос о музыкально-выразительных средствах исполнения: динамике, нюансировке, фразировке, без которых пение будет безликим, невыразительным. От того насколько хорошо владеют исполнители приемами передачи качеств музыкальных звуков, зависит яркость, музыкальность художественного образа.

В работе с учащимися над художественно-выразительным исполнением, можно предложить следующие средства:

  • Тембр

Большое значение в музыкальном развитии юного вокалиста имеют тембровые представления, т. е. Умение представить себе окраску и характер звука, мыслить “воображаемыми” тембрами голосов, отвечающими содержанию исполняемой музыки. Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств певческого звука, его тембра широко применяются образные определения. При этом используются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание; вкусный – доставляющий удовольствие звук и т. п.). Заимствование имеет объективную основу. Это ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами различных органов чувств, в связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека. Возникли и характеристики звука, связанные с эмоциями (радостный, ласковый, лиричный, драматический звук и т. п.).

Тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения. Тембр можно изменить, меняя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо. Даже преображение мимики, выражения лица, поющего способно повлиять на тембр. Замечено, что у некоторых детей, способных эмоционально увлекаться при исполнении, голос сам принимает оттенки, диктуемые содержанием текста. Задача педагога – верно понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа, чтобы объяснить все это ученику, помочь ему найти верные тембровые краски.

  • Динамика

Необходимость изменения силы звука, как и использование других средств выразительности, определяется содержанием произведения. Динамический план стараюсь продумывать очень тщательно, составляю его буквально для каждой фразы и всего произведения в целом. Очень аккуратно необходимо обращаться с forte, особенно на начальном этапе работы над произведением, дабы избежать форсированного звучания. Работу над динамикой необходимо тесно связывать с работой над певческим дыханием и звукообразованием.

  • Фразировка

Музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой — значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое. Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Приступая к работе над мелодией произведения, я прежде всего анализирую ее с точки зрения формы, потому что музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деление на периоды, предложения, фразы, мотивы. Определить их внутреннее развитие и соподчиненность важно, т. к. благодаря этому достигается не только выразительное пение, но и охват всей музыкальной формы произведения.

«Пластическая выразительность – одна из составляющих процесса художественного творчества эстрадного певца»

Пластическая выразительность – это комплекс специальных навыков и умений артиста, способствующих художественному воплощению образа вокально-эстрадного номера. Всесторонний анализ примеров эстрадного исполнительства на отечественной сцене показывает, что пластическая выразительность — неотъемлемая часть и производное пластической культуры. В этом и состоит их общность и, одновременно, основное отличие.

Именно пластическая выразительность в системе «актёр – зритель» несёт в себе воспитательную и художественную функцию. Анализ показывает, что пластическая культура и пластическая выразительность обеспечивают устойчивый успех певца на эстраде. Эмоционально — чувственное воздействие пластической выразительности должно быть подчинено решению смысловых, тематических и эстетических задач, т.е. пластика — не самоцель, а выражение содержания художественного образа музыкального произведения. Внутренним стержнем действенной пластики является драматургическое развитие содержания музыкального произведения и, на этой основе, выстраиваемая логика пластического решения художественного образа концертного номера.
Его воплощение начинается с осмысления образа музыкального произведения, базирующегося на психофизических способностях вокалиста к восприятию музыки и органической связи во взаимоотношениях певца с музыкой. При этом необходимо отметить, что именно музыка способна создать состояние, порождающее действие.
Подготовка к концертному выступлению
Выступление на публике трудно для неопытного певца. Выходя на сцену, он мучительно думает, как и где ему встать, будет ли звучать голос, не забудет ли он текст, как он выглядит со стороны. Все эти вопросы вызывают торможение выработанных навыков (условных рефлексов) в пении. Из-за этого студент часто не показывает и половины того, что казалось хорошо усвоенным. Излишнее волнение, причиной которого является факт пребывания на сцене, нарушает нормальное, привычное пение.
Непривычная внешняя обстановка привлекает к себе все внимание выступающего и тем самым мешает нормальному течению певческого процесса. Прежде всего, нарушаются более тонкие координации, менее прочные рефлексы пропадают, недавно найденные вокально-технические достижения исчезают. При более сильном торможении может нарушиться и голосоведение. Чрезмерное вмешательство ориентировочного рефлекса вызывает пониженный тонус, нарушение памяти, дрожание рук и ног. Происходит разлад между поведением певца и необходимым творческим самочувствием. Но ориентировочный рефлекс угасает, надо только чаще выступать. Необходима психологическая подготовка к выступлению. Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги.
Есть и другой путь создания лучшего самочувствия на сцене. Большая, глубокая работа над сюжетом даст тот «запас» эмоций, который при выступлении не только поможет в исполнении произведения, но и позволит отвлечься от влияния зала. Если артист, используя материал предварительной работы, сумеет на концерте «войти в образ», то его нервная система будет иначе реагировать на сцену, на притихший зал, наполненный слушателями, яркий свет. В этом случае обстановка не будет мешать исполнению, наоборот, она будет содействовать творческому вдохновению. Для этого певец должен до конца усвоить художественный образ, прочувствовать и суметь сосредоточить на нем свое внимание. К.С. Станиславский учил концентрировать свое внимание, «сужать круг внимания». Такое «сужение круга внимания» на образах произведения позволяет выключить из активного внимания зрительный зал. Закрепив правильные представления о воплощаемом образе, певец передаст нужные интонации, исполнение получит соответствующую эмоциональную окраску благодаря предварительной работе. Слушатель, невольно включаясь в содержание исполняемого, будет вместе с певцом захвачен его переживаниями.
После концерта или после завершения работы над произведением необходимо провести анализ творческого процесса и его результатов, для его осмысления и закрепления приобретенного опыта. В творческой беседе выявляются положительные и отрицательные стороны в работе. Видеозаписи выступлений позволят услышать и увидеть каждый момент выступления. Зафиксировав внимание учащегося на каком-то отдельном эпизоде выступления, мы можем подчеркнуть положительные моменты выступления, конкретно говорить об исправлении каких-то недостатков. То есть работа преподавателя становится более наглядной. Учащийся сам видит себя со стороны и может подкорректировать что-то в своем исполнении.

  • Смотрим мультимедийную презентацию.

Используемая литература:

  1. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М.: «Наука», 1970

  2. Л. А. Манжос «Методика постановки голоса, часть 2»

  3. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. — М.: Музыка, 2002

сценичная внешность

Смотреть что такое «сценичная внешность» в других словарях:

  • СЦЕНИЧНЫЙ — СЦЕНИЧНЫЙ, сценичная, сценичное; сценичен, сценична, сценично. Пригодный для сцены, для театрального представления, обладающий свойствами, нужными для сцены. Сценичная внешность актрисы. Сценичная пьеса. Пьеса очень сценична. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

  • сценичность — С ЕНИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Пригодный, подходящий для игры в театре. Сценичная внешность. Пьеса не сценична. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • СЦЕНИЧНЫЙ — СЦЕНИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Пригодный, подходящий для игры в театре. Сценичная внешность. Пьеса не сценична. | сущ. сценичность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • СЦЕНИЧНЫЙ — пригодный для сцены, обладающей свойством производить со сцены на зрителей сильное или вообще желаемое впечатление. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. сценичный пригодный для сцены,… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Гете Иоганн Вольфганг — (Goethe), род. 28 авг. 1749 г. во Франкфурте на Майне. Приветливо встретила его жизнь. Ласки и баловство умной и развитой матери, уютная обстановка, дышавшая довольством и культурностью, много веселья, песен, игр и сказок, много книг, рано… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Требования к внешнему виду артиста

Про костюм

Сценический костюм должен быть эстетичный, дорогого вида, яркий, но не вызывающий. Категорически нельзя работать в костюме клоуна и мультяшных персонажей.

Для девушек – юбки и платья не короткие, чуть выше колен, без глубокого декольте, желательно с закрытыми плечами. Девушки не должны работать с голыми ногами, обязательно надевайте колготки. Использование напульсников – по желанию. Если они у вас есть, то они должны быть красивыми, в тон костюма, желательно их сшить на заказ, а не использовать те, которые продаются в спортивных магазинах.

Для мужчин – брюки, но не шорты. Никакого голого торса, оголенных плеч и т.д.

Про прическу

На голове должна быть прическа. Не допускаются длинные распущенные волосы, потому что они будут мешать. У мужчин должны быть чисто вымытые волосы, может быть укладка. Мужчины должны быть чисто выбритыми, либо если есть усы или борода, то у них должен быть приятный вид.

Про макияж

На лице не должно быть аквагрима. Макияж должен быть сдержанный, не кричащий. Без нарисованных ресниц, как у клоуна. Можно использовать небольшие элементы, если это вписывается в ваш образ, например, небольшой цветочек возле глаз, стразы и т.д.

Про обувь

Девушки могут быть на каблуках, если им удобно в них работать и передвигаться. В детском саду не рекомендую носить огромную шпильку. Туфли должны быть устойчивые, не должны скользить.

Примечание: Все костюмы и образы будем согласовывать после поступления заявки и ее полного рассмотрения.

Если интересно, то в блоге есть 2 статьи про образ и костюмы.

Внешний вид в детской хореографии

Хореография — один из древнейших видов синтетического искусства, художественный образ в котором выражается посредством танца. Отдельным пластом этого искусства является детская хореография. Еще в Древней Греции обучение танцам входило в обязательную программу образования с детского возраста. В наше время бурного развития , технологического прогресса, науки и искусства в целом, не отстает и хореография.
“ Танец – единственный вид искусства , в котором мы сами являемся инструментом. ”( Рахель Фарнхаген)
В хореографическом искусстве существует огромное множество стилей и форм: классический балет, народно- сценический танец , бальный, историко-бытовой, спортивный, современный.
В танцевальном образовании для детей много полезных аспектов. Танец улучшает общий тонус тела, укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает гибкость. Танец помогает в формировании правильной осанки, равновесия, координации движений. Танец пробуждает и развивает у детей осознание красоты, гармонии, поднимает самооценку, уверенность в собственных силах, проявляет способность к самокритике. Также танец способствует пониманию уважительного отношения к труду, как к своему, так и коллективному, развивает общую культуру и интеллект ребенка.
Занятие любым видом хореографии обязывает родителей к приобретению специальной формы и обуви. Огромную роль в занятии хореографией играет грамотно подобранная одежда для танцев и танцевальная обувь. Поскольку танец- это сложный комплекс движений, а значит и удобная обувь для танцев и многообразная одежда должна тщательно подбираться. Должны учитываться удобство и качество. Обувь и одежда не должны сковывать движение тела, мешать, отвлекать. Внешний вид детей, занимающихся хореографией в самодеятельных кружках, творческих коллективах, ансамблях, школах эстетического воспитания, школах искусств можно рассмотреть в следующей таблице.
Вид хореографии одежда обувь
классический
Балетки
танец Трико Купальник Хитон Пуанты
Народно-сценический Трико Купальник Т уфли
танец Юбка
В современном танце к внешнему виду не такие строгие требования. Приемлемы футболки, спортивные брюки, шорты, кеды, кроссовки и т.п.
Правильно подобранная обувь способствует правильному развитию стопы ребенка, а также исправляет недостатки: слабый голеностопный сустав, низкий свод стопы, плоскостопие. И наоборот, неправильный подбор размера или качества, высоты каблука может привести к искривлению стопы и осанки, болевым ощущениям, перегрузке мышц ног и спины. Балетки должны быть изготовлены из натурального материала — плотной хлопчатобумажной ткани. Передняя часть балеток может быть обшита мягкой тонкой натуральной кожей, так же как и нижняя часть подошвы. Балетки должны плотно прилегать к стопе, не болтаться на ней свободно и ни в коем случае не должны быть малы, сдавливать пальцы. .
Туфли для народно-сценического танца нужно подбирать размер в размер, подходящие по полноте. Туфли должны быть из качественной натуральной кожи с наборным кожаным каблуком. Для детей 5-и – 7-и лет каблук лучше подбирать широкий высотой 1-1,5 см. Для детей от 8-и лет и старше каблук может быть тоньше и высотой 5 см.( стандарт). Трико и купальник должны плотно прилегать к ногам и телу. Они не должны сковывать движений, собираться в складках. С одной стороны все это позволяет юному танцору чувствовать себя комфортно, с другой стороны педагог видит очертания мышц тела ученика, работу суставов, осанку, правильное исполнение элементов танца, вовремя заметить и исправить ошибки.
А.П.Чехов сказал:” В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.”
Кроме правильного подбора танцевальной одежды и танцевальной обуви очень важен выбор цветовой гаммы. В танцевальном классе нужно избегать ярких, пестрых, разноцветных купальников, трико, гетр. Форма должна быть однородна у всего детского коллектива. Это уменьшает момент различия социального статуса родителей, дисциплинирует; дети в одинаковой форме или одной цветовой гамме пастельных тонов ( cветло-розовых, кремовых, светло-голубых и т.д.), черной или белой воспринимаются как одно целое, как коллектив.
Прически юных танцоров играют важную роль. Неаккуратно убранные волосы отвлекают ребенка, мешают ему сосредоточиться. Поправляя волосы, отвлекаясь сам, он отвлекает других. Волосы должны быть убраны в тугой пучок на затылке, затем закручены в “гульку”. Есть специальные сеточки на волосы , повязки на голову, чтобы прическа выглядела опрятной и не рассыпалась за время занятий. Челки недопустимы. Лоб должен быть открыт. Яркие заколки, резинки, разноцветная одежда, отвлекают внимание от учебного процесса, нарушается дисциплина, теряется общая атмосфера творческого и учебно-воспитательного процесса.
“ Пришел человек к мудрецу и сказал ему: О, Мудрец, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни. Подумал мудрец… и научил человека танцевать.” – ( Восточная мудрость )
Сценический костюм кардинально отличается от репетиционного трико. С момента появления артиста на сцене и до окончания танца зритель воспринимает происходящее визуально, аудиально. Зритель рассматривает исполнителя и его костюм, слушает музыкальное сопровождение, и, конечно же, наблюдает хореографию движений танца. Все три составляющие должны гармонично дополнять друг друга. Сценический костюм должен отвечать требованиям идейно-образного содержания, специфике хореографического искусства. Костюм в классическом балете не может быть идентичным костюму в народно-сценическом танце. Ткани для костюмов подбираются самые разнообразные, любой цветовой гаммы. Конструируя сценический костюм необходимо помнить, что ткань должна подчеркивать хореографию, цвета костюма должны сочетаться с освещением на сцене ( например зеленый костюм в красном прожекторе будет смотреться грязно-коричневым ). Костюм должен легко и быстро одеваться и сниматься. Ткань лучше выбирать без рисунка: мелкий со сцены не виден, а крупный легче настрочить аппликацию или комбинировать цвета. Костюм не только должен соответствовать стилю хореографии, сценическому образу но и возрастной категории танцоров. В современной хореографии часто используется взрослая хореография, образы и одежда, не по возрасту ребенка (чулки, корсеты, яркий макияж). Это недопустимо ,так как маленький артист в этих одеждах выглядит вульгарно и не эстетично. Ребенок на сцене должен быть естественным, соответствовать своему возрасту. Макияж, если он необходим, очень легкий и нежный. Никакой красной помады, синих теней и ярких румян. Конечно ,если в постановке требуется театральный грим для создания полного сценического образа ( например образ кошки) – это приемлемо и может быть очень красиво и ярко.

«В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…» Работая в театре, Актер носил сценический псевдоним — Сверчков‑Заволжский:
«Наташа… по сцене мое имя Сверчков‑Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» Из-за пьянства у Актера ухудшилась память, и теперь он не помнит наизусть даже любимое стихотворение:
«Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом… гром аплодисментов! Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка!.. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Молчит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?» С некоторых пор Актер нигде не работает и вместо этого пьянствует со своим приятелем Сатиным и другими обитателями ночлежки:
«Им легко деньги достаются… Они – не работают…» (Клещ об Актере и Сатине) При этом Актер пьянствует на чужие деньги — например, на деньги вора Васьки Пепла:
«Сатин. Василий! Дай пятак… Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный… Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!» Актер называет себя конченным человеком. Он признает, что алкоголизм погубил его жизнь:
«Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…» Актер должен хозяевам ночлежки крупную сумму за проживание, но не выплачивает свой долг, а продолжает пьянствовать и ничего не делать:
«Скости половину долга…» (Актер — Костылеву о своем долге) Актер считает, что главное для успеха — это талант, а не образование. При этом Актер поясняет, что талант — это вера в себя и в свою силу:
«Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…» «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…» Судя по всему, Актер является небезразличным человеком. Так например, он помогает больной Анне выйти из комнаты, когда той становится душно:
«Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо? Анна. Душно. Актер. Хочешь – в сени выведу? Ну, вставай. (Помогает женщине подняться, накидывает ей на плечи какую‑то рухлядь и, поддерживая, ведет в сени.)»
Однажды в ночлежке появляется новый обитатель, старик Лука. Он рассказывает пьянице Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная больница для алкоголиков. Старик не называет Актеру город (судя по всему, он его выдумал), но советует Актеру бросить пить уже сейчас, а потом отправиться в выдуманную больницу:
«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди… Актер (задумчиво). Куда? Где это? Лука. А это… в одном городе… как его? Название у него эдакое… Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова‑то! Ну, решай… в два приема… Актер (улыбаясь). Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеется.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»

Образ Актера в пьесе Горького «На дне»

Актер – один из героев пьесы М. Горького «На дне». Это один из жителей ночлежки Костылевых.
Актер – мужчина лет под сорок. В этой характеристике он сближается с другим персонажем – Сатиным. В списке действующих лиц автор объединяет этих персонажей фигурной скобкой. Ни Сатин, ни Актер не работают, а лишь пьют, причем за чужой счет. В ходе повествования герои просят деньги на выпивку у Васьки Пепла. Актер должен достаточно крупную денежную сумму владельцу ночлежки Костылеву.
Все же Актер и Сатин имеют различные характеры: Актер более наивен и восприимчив, что позволяет ему с легкостью доверять пришедшему в ночлежку Луке.
Отличительной особенностью данного персонажа является то, что он назван по прозвищу. Настоящее имя Актера неизвестно. Прозвище Актер он получил за свою бывшую профессию. Герой гордится тем, что раньше он был актером, несмотря на то что играл он весьма незначительные роли. Актер, например, играл роль могильщика в шекспировской, как называет сам Актер, драме «Гамлет».
Герой с сожалением отмечает, что со временем он потерял свое имя, даже сценическое – Сверчков‑Заволжский. Актер жалуется Наташе на то, что в ночлежке у него нет имени, что даже собаки имеют клички, а он свое имя потерял.
Свою работу Актер потерял из-за склонности к выпивке. Причем про то, что его «организм отравлен алкоголем», герой говорит со своеобразной гордостью. Актер сравнивает себя с Анной, находящейся при смерти, отмечая, что он тоже болен.

Герой называет себя конченным и погибшим человеком. Актер говорит, что он пропил свою душу.
Однако по сравнению с другими жителями ночлежки Актер добр по своей природе. Он помогает Анне, на которую не обращает внимание даже ее собственный муж Клещ.
Из-за своего алкоголизма Актер забывает даже свое любимое стихотворение. Раньше, как отмечает герой, у него была хорошая память, и это позволяло ему играть на сцене.
По мнению Актера, главным на сцене является не образование, а талант человека. Талант, как отмечал герой, заключается в вере в себя и свою силу. Когда Актер говорит о том, что он пропил свою душу, он отмечает, что это произошло от того, что у него не было веры в самого себя.
Когда в ночлежке Костылевых появляется странник Лука, Актер делится с ним своими переживаниями. Лука видит, что Актер нуждается в моральной поддержке, поэтому рассказывает ему о лечебнице, где якобы лечат от алкоголизма. Актер серьезно воспринимает эту информацию и искренне мечтает попасть в эту лечебницу. Именно так Актер хочет начать свою жизнь заново, он мысленно стремится к возрождению. Некоторое время Актер не пьет и даже зарабатывает, когда подметает улицу, чтобы накопить себе на дорогу к лечебнице. Герой не верит Сатину, который говорит ему, что Лука – обманщик, что никакой бесплатной лечебницы от алкоголизма не существует.
Когда Актер все же понимает, что Лука действительно наврал ему, он выпивает водку и убегает в сени, где вскоре его находят повешенным. Актер кончает жизнь самоубийством, потому что его мечта о возрождении была разрушена. Этот трагичный финал жизни Актера соотносится с притчей о верящем в праведную землю мужике, рассказанной Лукой.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Костылева в пьесе Горького «На дне»
  • Образ Василисы в пьесе Горького «На дне»
  • Образ Клеща в пьесе Горького «На дне»
  • Образ Анны в пьесе Горького «На дне»