Стрит фото

Содержание

Уличная фотография: 5 авторов, работы которых стали классикой

Благодаря появлению смартфонов уличная фотография обрела вторую жизнь. Люди начали снимать происходящее, запечатлевать случайные моменты и передавать происходящее без прикрас.

Losko выбрал 5 самых влиятельных фотографов за все время существования жанра, чьи работы опередили время на несколько веков вперед — рассказываем почему.

Уличная фотография

Конкретная дата зарождения этого стиля неизвестна, но фотографии в таком жанре были замечены еще в конце XIX века. Тогда в процессе съемки использовались большие и громоздкие камеры, которые, естественно, замечали люди. Из-за них терялся весь шарм такой фотографии, поэтому в стилевом направлении те снимки вернее будет отнести к документальной или пикторальной (художественной) фотосъемке. К тому же, те аппараты снимали только на долгой выдержке. Поэтому перед фотографом стоял выбор — сделать снимок с размазанными фигурами людей, либо поймать момент, когда улица будет безлюдна. Чаще всего предпочтение отдавалось второму варианту.

В XX веке техника значительно шагнула вперед. Изменились фотоаппараты, а с ними изменился и сам подход к процессу. После появления на мировом рынке маленьких беззеркальных камер стала возможна незаметная фотосъемка, «от бедра». Снимки на такие камеры можно было делать не постановочными, как следствие, более живыми. Некоторые фотографы старались быть незаметными, другие же — подходили вплотную к человеку. В итоге, каждый снимок имел свои особенности, свою атмосферу.

Анри Картье-Брессон, 1908-2004 — отец черно-белой уличной фотографии

Картье Брессон, 1935

Основателем жанра стрит-фото принято считать француза Анри Картье-Брессона. Он был выходцем из семьи предпринимателей. Благодаря влиянию своего дяди Брессон получил художественное образование, что отразилось на его будущей деятельности.

Основным принципом работы для Брессона была необходимость оставаться незаметным для окружающих. Он также ввел термин «решающий момент», использовавшийся многими его последователями.

«Все манипуляции с камерой, диафрагмой, выдержкой и т.п. должны осуществляться на уровне рефлекса, как переключение скоростей в автомобиле»

Behind the Gare St. Lazare, 1932Transatlantic arriving in the harbor, New York City, 1959Paris, circa 1955Soldiers In Front Of Saint Isaacs Cathedral, Leningrad, Russia, 1973

Позднее вышла его одноименная статья, в которой Анри рассказывает о своем становлении как фотографа. Брессон делал снимки не только простых людей, но и весьма известных личностей. Среди них — Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мэрилин Монро, Уильям Фолкнер.

Робер Дуано, 1912-1994 — современник и продолжатель дела Брессона

Robert Doisneau, 1949 in Villejuif, France

Современником и продолжателем дела Брессона был так же француз Робер Дуано. В 1934 году Дуано увлекся съемкой профессионально, работая для одного журнала. Спустя пять лет он уходит из издания и делает снимки для себя, пытаясь попутно что-то заработать абсолютно другим ремеслом. В 1949 году Дуано приходит в журнал Vogue.

Спустя год француз делает свою самую знаменитую фотографию — целующуюся пару на фоне улиц Парижа. Несколько позже будет публикация в Life и судебное разбирательство, поскольку снимок нарушал законы Франции тех времен.

Дуано за всю свою жизнь не был приверженцем только одного жанра и не создал какого-то нового направления. Некоторые его снимки приравнивались к сюрреалистическому движению, другие — к авангарду.

«Нет такого режиссера, который мог бы устроить сценки, равные тем, что подбрасывает нам улица.»

Le Baiser de L’Opera Photo Robert Doisneau, Paris 1950Helping a woman over a puddle, 1960Madrid, 1953On the Rhine, Germany, 1956

В 1936 году появляется цветная фотопленка, что открывает новые горизонты как для жанра, так и для фотографии в целом. Однако долгое время она не использовалась из-за ее высокой цены. Некоторые даже считали, что делать цветные фото — моветон, будто бы сами карточки отдают обложками глянцевых журналов.

Сол Лейтер, 1923-2013 — первые пробы в цветном стрит-фото

Сол Лейтер, 2010. Birgit Kleber

Первым стрит-фотографом, начавшим делать цветные фотографии, был . Мир увидел его работы только когда Лейтеру было 77 лет. Художник объяснял этот факт своей скромностью, лишь острая финансовая нужда, по его словам, заставила показать свои снимки.

«Я не пытаюсь передать никакой философии в своих работах, потому что я не философ. Я фотограф. Это всё.»

Waiter, Paris, 1959 Paris, 1959 Pizza Paterson, 1952 Snow (variant), ca. 1960

Примечательно, что для ряда своих работ он использовал гуашь, нанося краску на пленку и на готовые снимки.

Алекс Уэбб (р. 1952) — новый подход к стрит-фотографии

Еще одним мастером цветной уличной фотографии отметит — человека со своим неповторимым стилем и видением. Благодаря наличию переднего, среднего и дальнего планов на его фотографиях, у зрителя возникало чувство присутствия непосредственно на месте съемки.

Уэбб является обладателем огромного количества наград, автором пяти книг. Многие его работы были напечатаны в крупных американских изданиях. С 1979 года состоял в агентстве «Магнум», основанным Брессоном. Начинал со съемок на черно-белую пленку, но в определенный момент, как сказал сам Уэбб, достиг «тупика» в этом направлении. С конца 70-х годов фотограф полностью перешел на цветную пленку.

«Когда я начал снимать уличную фотографию, я снимал как Брессон — искал решающего момента, ждал, и сочетал интересные предметы и фоны. Через некоторое время я уперся в глухую стену. Мне было неинтересно работать таким образом. Тогда я случайно нашел материал о работе Брюса Гилдена, тоже снимающего уличную фотографию, и был очарован.»

Nuevo Laredo, Mexico, 1996 Kinshasha. , 1982 Kampala, Uganda, 1980 Dance Hall, Lake Ontario, 2013

Стивен Шор (р. 1947) — обыденная жизнь Америки в цвете

— еще один культовый художник в жанре стрит-фотографии. Стал одним из немногих, чьи работы были оценены при жизни. Его снимки были представлены во многих известных галереях мира, в том числе и в Музее Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).

На Шора в выборе рода деятельности большое влияние оказал его дядя, подарив ему набор для печати фотографий. К 11 годам Стивен решил посвятить свою жизнь этому делу. Спустя три года несколько его работ купил Эдвард Стейхейн, глава отделения фотографии в музее современного искусства (МОМА). В 23 Стивен смог организовать свою личную выставку в этой организации.

Самой известной работой Шора является его серия карточек повседневной жизни Америки. Фотограф, путешествуя с другом на машине, снимал все, что видел, от еды до городских улиц.

Мы привели примеры самых ярких, на наш взгляд, фотографов в жанре. Одни запечатлели ужасы войны, другие — моменты мирной жизни. Есть и новаторы, как, например, Брюс Гилден или Дайдо Морияма, которые отказались от старых правил и ввели свои. Но главной целью стрит-фотографа была и остается задача передать ту атмосферу места, тот дух времени без прикрас, таким, какой он есть.

Если вам понравился материал, то советуем вам почитать биографию , где в деталях рассказывается о его пути к известности и необычном подходе к фотографии.

Уличная фотография: секреты Ильи Штуца

Илья Штуца — не просто талантливый стрит-фотограф. Фотография для него — способ взаимодействия с миром, своеобразная игра, правилами которой он с удовольствием делится.

Несколько лет назад, когда я только открыл для себя уличную фотографию, а заодно и фотографию вообще (школьные опыты со Сменой 8м, видимо, нельзя всерьез считать фотографическим опытом, осознанности там не было никакой, к тому же, после того, как я забросил «сменку», перерыв был, ни много ни мало, в 20 лет), я случайно оказался среди участников одного из фотоквестов во Владивостоке, как раз в момент, когда им выдавали задания. Задания были довольно разнообразные, 12, кажется, тем, одной из которых было «зазеркалье».

Казалось бы, чего проще — открывай шире глаза и иди в город, лови момент и приноси отличный снимок. Но… практически все эти люди предпочли сделать постановочный кадр. Причем для этого им приходилось дико изврашаться — я слышал разговор участников, которые собирались купить мороженую курицу, посадить ее в туалете, осветить красным и проделать еще несколько странных манипуляций, уже не помню подробностей — и все это вместо того, чтобы просто пойти и посмотреть, что на имеющийся запрос предложит дорогое мироздание.

Собственно, главный кайф уличной фотографии именно в том, что это чрезвычайно захватывающая игра для двух игроков — фотографа и… мира? Города? Окружающей среды? Проще всего, конечно, сказать, что игра идет с миром, причем идет на равных — если ты с широко распахнутыми глазами, выходишь в город, как в зачарованный лес, твердо зная, что за углом тебя ждут неведомые чудеса, то мир тебе обязательно эти чудеса покажет.

Это похоже на сказку, но сам принцип уличной фотографии лучше всего выражается как раз… строчкой из русской народной сказки — «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно, для примера, рассказать историю фотографии, на которой картонная коробка на ножках преследует убегающую девушку.

Меня часто спрашивают, не постановка ли это. Нет, конечно, никакая не постановка. Дело происходило в Благовещенске-на-Амуре, в июне, стояла сорокаградусная жара, я возвращался ночью домой и вдруг возле автобусной остановки увидел картонную коробку, из окошечка в которой выглядывал огонек сигареты. Наклонившись, я обнаружил в прорези чумазую физиономию, и сделал снимок — со вспышкой, потому что было очень темно. На вспышку из темноты прибежали трое парней, и сказали — погоди, он сейчас девок будет пугать, ты это сними, клево получится. Я отступил в темноту, и через пару минут, когда мимо прошли, о чем-то беспечно болтая, две ничего не подозревающие девушки, коробка тихо поднялась на ноги, подбежала к ним и стала толкать под зад. Девушки обернулись, завизжали и бросились наутек. Потом ситуация повторилась еще с одной прохожей. Сделав несколько фотографий, я спросил у парней — зачем вы это делаете? И услышал в ответ — а х… еще делать, скучно.

Конечно, мало увидеть что-нибудь интересное, надо еще уметь показать это другим, то есть, собственно, сделать хорошую фотографию. Но тут я не открою никакой Америки, практически все хорошие фотографы советуют одно и то же — много снимать и очень тщательно отбирать, безжалостно отбраковывая 99 процентов снятого, и смотреть много чужих хороших фотографий. Начать с сайта «Магнума», например. Кстати, одними только фотографиями лучше не ограничиваться, в музеи тоже полезно ходить, смотреть хорошее кино и вообще воспитывать в себе визуальную грамотность. Но это все прописные истины.

Упомянутое выше «пойди туда, не знаю куда» — идеальная инструкция для уличного фотографа. Идеальная, но, разумеется, далеко не единственно возможная. Конечно, здорово просто беспечно бродить по улице в поисках уникального впечатляющего момента, полагаясь исключительно на свой нюх, но снимать что-то на заданную тему очень полезно, хотя бы в качестве упражнения.

Мне, например, очень повезло три года назад (то есть в самом начале практически) найти и подключиться к проекту «Уличная фотография сегодня» (Street Photography Now Project). Этот проект был запущен в середине 2010 года лондонской Photographers Gallery вместе с Софи Ховарт и Стивеном Маклареном, авторами книги Street Photography Now, ставшей практически сразу после выхода чем-то вроде Библии для нового поколения уличных фотографов. В течение года 52 известных фотографа, например, Алекс Вебб и Брюс Гилден из агенства «Магнум», Мэтт Стюарт и другие члены коллектива In-public, и прочие давали каждую неделю какую-либо инструкцию, которые все желающие могли попытаться выполнить, просто загрузив свою фотографию, снятую в течение этой недели, в соответствующую группу на фотохостинге Flickr.

Почему я говорю, что мне повезло? Во-первых, это был, фактически, бесплатный годичный курс уличной фотографии от лучших мастеров жанра, причем иногда авторы инструкций активно комментировали работы участников — о чем еще может мечтать начинающий? Тут еще важно, что, поскольку в проекте принимали участие порядка 500 человек, их общее намерение выполнить очередную инструкцию создавало поток огромной силы, очень облегчающий задачу. Например, моя фотография с женщинами, катящими по улице кусок ствола дерева, была снята в ответ на инструкцию Гари Александера «Сюрреализм сегодня».

У меня тогда выдалась какая-то особо загруженная неделя, времени на то, чтобы бродить по городу с камерой совсем не было, и я смог выделить на выполнение инструкции всего три часа. То есть за три часа мне надо было пойти и найти какую-либо сюрреалистическую сценку. Задача казалась невыполнимой, но я был уверен, что что-нибудь подвернется — и вот, пробродив два часа впустую, я свернул в очередной переулок и увидел это.

Во-вторых, из постоянных участников проекта сформировалось дружное сообщество. Эти люди не пожелали прекращать игру после официального окончания проекта — и продолжили его своими силами второй, а потом и третий год! Единственное отличие — называется это теперь Street Photography Now Community и инструкции даются в два раза реже, из-за чего поток несколько поослаб, но не критично. Побочным эффектом продолжения проекта стало, в частности, создание международного коллектива стрит-фотографов Observecollective.

Фотографам, которые жили в доцифровую эпоху, такое и не снилось. Интернет предлагает невероятные возможности для чрезвычайно быстрого обучения, но у этого есть и оборотная сторона (бесплатных пирожных не бывает — любил повторять мой завкафедрой в институте). Когда перед твоими глазами каждый день мелькают тысячи картинок, очень быстро начинаешь понимать, что большая часть из них эксплуатирует довольно небольшой набор одних и тех же штампов.

К собственным фотографиям это тоже относится — то, что еще недавно казалось удачной находкой, оказывается вдруг очередным штампом, затасканным до тебя сотнями, если не тысячами людей со всех континентов. Как же быть, если уперся в эту стену? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но я думаю, что надо просто продолжать снимать, ловя кайф от самого процесса (иначе зачем это все?), возможно, откладывая фотографии на какое-то время, чтобы вернуться к ним потом со свежим взглядом. Одна из инструкций упомянутого выше проекта SPNP, которую дал участникам замечательный индийский фотограф Рагу Рей, звучала приблизительно так: «Пока в игру не вступило сверхъестественное, картинка остается просто информацией». Это значит, что хорошая фотография должна обладать какой-то магией.

Это трудно объяснить, но иногда происходит что-то, какой-то щелчок, и что-то проходит сквозь тебя, ломая тесную клетку штампов и умственных построений. Такие картинки, строго говоря, нельзя даже назвать собственными, они подарены какими-то силами, которые больше нас, а тот, кто держал в руках камеру, тут в лучшем случае соавтор. Но только именно они, по большому счету, и имеют значение.

Лучшие уличные фотографии — 2017 по мнению конкурса LensCulture Street Photography Awards

  • 86 13 69 33k

    12 ненужных вещей из вашего чулана, которые можно выгодно продать

  • 114 12 50 15k

    5 способов, которыми пользуются мошенники, чтобы заработать на бездомных животных

  • 217 13 82 87k

    20 резких фото, от которых ваше сердце будет не на месте

  • 132 21 108 53k

    17 фото, которые покажут, что идеальный кадр можно сделать в любом месте

  • 133 88 107 100k

    14 не очень вкусных продуктов, которые все едят лишь для того, чтоб не отставать от моды

  • 177 45 132 99k

    20 мужчин поделились личными историями о том, как они решили жениться

  • 153 31 108 79k

    10 мифов о женском здоровье, которые до сих пор можно услышать от гинекологов

  • 295 23 125 78k

    19 открытий пользователей сети, которые Нобелевская премия проигнорировала, а мы не смогли

  • 163 16 60 52k

    14 звезд, которые оказались героями не только в кино. Но их реальные подвиги известны меньше экранных

  • 220 23 88 60k

    Почему на северном побережье Австралии лучше никогда не купаться без колготок

  • 204 13 186 50k

    20 вещей, в которые добавили всего одну деталь, и они стали в несколько раз круче

  • 281 30 411 192k

    Я 10 лет работал маркетологом в торговых сетях и готов рассказать, на какие уловки вы попадаетесь в магазинах

  • 167 8 84 22k

    20 магазинов, которые сделали ставку на сервис и не прогадали

  • 219 42 182 126k

    Чем закончились популярные, но очень длинные российские сериалы

  • 283 21 178 110k

    19 человек рассказали, какие курьезы могут случиться, даже если у тебя простое имя или фамилия

  • 201 26 101 118k

    12 пар звезд мирового масштаба, чей брак оказался для всех полной неожиданностью

Мартин Вальц, немецкий фотограф из Берлина, рассказал о выборе фотоаппарата для уличной съемки. Для русского языка обычно используется термин «жанровая фотография», но он описывает более широкую область фотографии, поэтому при переводе используется термин «стрит-фото» или «уличная фотография».
Какая камера лучше для уличной фотографии? Что можно порекомендовать? Этот вопрос часто задают в последнее время. За прошедшие годы я поменял много камер и искал что-то получше, чем уже имею. Оглядываясь назад, я могу сказать, что замена техники, в действительности, не помогла мне улучшить фотографии. Позвольте кое-что рассказать об этом.

Минимальный вариант: лучшая камера для уличной съемки та, которая у вас уже есть

Камера, которая прямо сейчас у вас в руках — уже достаточно хороша. Уличная фотография не является слишком затратной с точки зрения технических требований. Может быть трудно сделать фотографии в дикой природе с помощью смартфона или «мыльницы», но съемки на улице с ними это вполне жизнеспособный вариант.
Фотография, которая расположена в начале, была сделана на смартфон, который сейчас уже считается устаревшим. Но смартфон был достаточно хорош, чтобы сделать фотографию в этом великолепном утреннем свете. Значит это правда. Независимо от типа камеры, которая есть у вас прямо сейчас, она будет вполне пригодна, чтобы делать хорошие снимки.

Идеальный вариант: взять лучшую камеру для стрит-фото, которая есть на рынке

Что делает камеру для уличной фотографии идеальной?

  • Небольшой незаметный размер камеры
  • Большая матрица
  • Возможно делать снимки на высоких ISO с небольшим количеством шумов
  • Светосильный широкоугольный объектив
  • Быстрый автофокус
  • Беззвучный затвор

К сожалению ни одна камера не совмещает в себе все эти факторы. Даже если бюджет ничем не ограничен, все равно придется в чем-то идти на компромисс.
Эта фотография была сделана перед французским посольством в Берлине, в ночь после теракта в редакции журнала Charlie Hebdo. Здесь была нужна хорошая производительность на высоких ISO, чтобы снимать в условиях низкой освещенности. Бесшумный затвор позволил снимать очень близко, не отвлекая и не беспокоя людей. Использовался фотоаппарат Fujifilm X100S, один из немногих, который близок к идеальной камере для съемки на улице.

Индивидуальный подход

Стрит-фотографы по всему миру используют технику, которая, как может показаться, далека от идеала. Цифровые зеркальные камеры, старинные пленочные раритеты, беззеркальные дальномерные фотоаппараты, среднеформатые зеркалки, смартфоны. Это не значит, что кто-то знает больше, это вопрос личного выбора и персонального стиля съемки. Еще раз: подходит любой вариант.
Поэтому можно быть фотографом с Лейкой, фотографом с зеркалкой, фотографом со среднеформатным задником — как вам нравится.

Лучшей камерой будет та, которая нравится вам

Я перепробовал много фотоаппаратов, почти все из них работали хорошо, но некоторые просто не нравились. Среди них были очень продвинутые. Или другие, которые я пытался заставить себя полюбить, потому что они имели культовый статус. С камерами Лейка работал Анри Картье-Брессон, Брюс Гилден и Алекс Уебб. Я ведь должен быть счастлив использую Лейку? Я пробовал несколько раз. Но не проникся.
В конце концов пришлось признать, что нравится или не нравится — более важный параметр, чем внушительные технические параметры или знаменитая марка. Мой друг Тони Сирнс написал: «Являются ли мои камеры просто инструментами? Нет! Инструменты — да, но не «просто»! Нет смысла использовать камеру, которая не приносит удовольствия. И радость от использования очень персональная вещь.

Мой выбор камеры

Моей первой камерой для уличной съемки стала Ricoh GR. Этот фотоаппарат очень популярен среди стрит-фотографов. Чем он хорош:

  • Очень маленький и легкий
  • Отличное качество изображения
  • Практически бесшумный затвор
  • APS-C сенсор

Две вещи, которые я действительно обожаю в этой камере, это ручные настройки вспышки и возможность управлять всей камерой только одной рукой. Мощность вспышки можно регулировать вручную. Это означает, что фотоаппарат отлично подходит для съемки со вспышкой даже если съемка в полностью ручном режиме.
Кадр, показанный выше, был сделан одной свободной рукой, вторая была занята чемоданом.
Однако Ricoh GR не представляет собой полное совершенство. У сенсора есть проблемы с попаданием пыли, легкий вес способствует дрожанию камеры и объектив имеет максимальную диафрагму f/2.8.
Если вы ищите альтернативу камере Ricoh GR, то посмотрите на Fujifilm X70 или X100T.

Заключение

Нет особого смысла изучать обзоры и спецификации, так как все современные камеры являются достаточно хорошими. Лучшей камерой будет та, которой вам понравится пользоваться. Если вы хотите что-нибудь поизучать, то лучше почитайте инструкцию, так как полное понимание возможностей техники позволит действовать более эффективно.

  • Обзор Fujifilm X100F
  • Обзор Fujifilm X100F — стоит ли обновляться?

Стрит-фотография с Olympus

Стрит-фотография — один из самых необычных жанров фотоискусства. Он отличается, прежде всего, своей сложностью и многогранностью. Кадр складывается не только из визуального содержания. Основу составляет смысловой подтекст, зачастую наполненный множеством нюансов. А мастерство фотографа заключается в том, чтобы взять этот подтекст и огранить подобно бриллианту — завернуть в притягивающую взгляд зрителя «обёртку» из композиции, работы со светом, цветом и другими визуальными инструментами фотографии.

Итальянская церковь

. Дмитрий Зверев: «Кадр сделан в огромной церкви Сан-Джованни в Риме. Свет из окон
 образовал обособленные пятна на полу. Экспозиция по светам позволила 
увести всё окружающее пространство в полную темноту. Три подобных друг 
другу световых фрагмента уменьшаются вглубь, образуя резкую 
перспективу, уходящую в бесконечность. Люди будто парят в космосе,
 каждый на своём «ковре-самолёте».»

Теперь умножим всё это на случайность момента: стрит-фотография не терпит постановки. Поэтому многие фотографы предпочитают работать в этом жанре с наименее заметными фотоаппаратами.

Утром на эскалаторе. Дмитрий Зверев: «Кадр сделан на эскалаторе станции «Деловой центр». На тему утреннего 
потока служащих, разъезжающихся по своим офисам. Главный творческий
 приём — повернуть камеру так, чтобы линии перил стали горизонтальными и фигуры показались наклонными. Дополнительный наклон 
случился оттого, что люди читают с экрана телефонов. На получение 
этого кадра репортажным способом ушло две съёмки и примерно 6000 
щелчков затвором. Удачно попала линия потолка на фоне. Человека на 
переднем плане как бы дополнительно придавливает тёмным пятном на 
потолке.»

Здесь современные беззеркалки Olympus являются одним из самых эффективных инструментов. Предпосылок для этого несколько. Наиболее очевидная и лежащая на поверхности — компактность камеры и объектива. Комплект получается в разы меньше и легче аналогичного набора, собранного на основе зеркалки. Такой фотоаппарат и внимания привлекает меньше, и брать с собой его удобнее.

Узнать цену Olympus

В Геленджике +35 °C

. Дмитрий Зверев: «Снимок сделан на пляже в Геленджике сверхдлиннофокусником Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO. Фокус наведён ни на передний, ни на задний план. А МЕЖДУ 
ними. Причём на полностью открытой диафрагме. Однако изображение
 осталось визуально резким благодаря огромному контрасту сцены с 
солнечной дорожкой на воде. Кружки бликов на границе фигур дали
 интересный эффект исходящего «жара».»

Компактными оказываются все объективы, даже 300-мм телевики, которые можно легко брать с собой в дальние поездки.

Виндсёрфер. Дмитрий Зверев: «Кадр делался с риском для жизни фотоаппарата. Я стоял почти по шею в 
воде. Приходилось опускать аппарат к самой поверхности моря, чтобы
 получились такие красивые блики. Залить камеру морской водой означает 
её верную смерть. (Хотя, например, после купания в пресной воде
 фотоаппарат достаточно просто высушить). По этой причине я отказался 
от съёмки на профессиональный телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/2.8 в пользу 
любительского Olympus M.Zuiko Digital ED 75-300mm f/4.8-6.8 II, который было не так жалко, если что…»

А теперь переходим к неочевидным преимуществам. Вы можете снимать на светосильную оптику на открытых диафрагмах и получать короткие выдержки, при этом сохраняя в резкости несколько планов снимка. Для жанровой и стрит-фотографии большая глубина резкости оказывается крайне полезной.

В Эрмитаже. Дмитрий Зверев
: «Иногда мне кажется, что кто-то «сверху» специально готовит для меня 
сюжеты. Специально я их придумывать не в состоянии. На фотографии
 изображён один из залов Эрмитажа в Петербурге. Я сидел напротив этой 
стены и разглядывал портреты, недоумевая, куда пропали два из них. В
 это время на скамейку присела парочка, отдохнуть от утомительного 
музейного ритма. Я, конечно, щёлкнул. И вся сцена поменяла свой смысл.
Теперь кажется, что это как раз те два персонажа, которые покинули свои 
рамки, чтобы встретиться внизу.
»

Дизайн фотоаппаратов Olympus смело можно назвать классическим. Угловатые формы, металл и отделка под кожу. Именно так выглядели фотоаппараты в далёком советском прошлом. В массовом сознании они — антиподы современных чёрных зеркалок с белыми объективами. Люди зачастую не воспринимают беззеркалки Olympus как профессиональный инструмент: они ассоциируют камеру с плёночной эпохой, с чем-то несерьёзным. А зачастую и просто не замечают. Это тоже плюс для фотографа.

В ожидании шефа. Дмитрий Зверев: «Летом машины в Москве чистые, а в центре города ещё и очень дорогие, 
сложные по рельефу. В них всегда интересно искать отражения. А тут под
 отражениями я нашёл ещё и спящего человека. На Биржевой площади 
паркуются только автомобили важных государственных персон.
 Применительно к этой истории можно перефразировать известную 
поговорку: «Шофёр спит — служба идёт».»

Однако внешность обманчива. Все камеры Olympus буквально напичканы современными технологиями. Так, сенсорный дисплей позволяет не только менять настройки, но и выбирать область фокусировки одним касанием, и мгновенно спускать затвор без нажатия на кнопку спуска. При этом откидная конструкция дисплея позволяет располагать камеру где угодно: на земле, над головой, рядом с фотографом. Это даёт возможность одновременно использовать необычные точки съёмки и оставаться незамеченным: люди привыкли, что их снимают лишь глядя в видоискатель фотоаппарата.

Никольская улица на закате. Дмитрий Зверев: «Улица Никольская снята с высокой стойки для осветительных приборов.
 Время съёмки рассчитано с помощью программы SunCulc так, чтобы свет
 ложился идеально вдоль улицы и рисовал длинные тени. Диафрагма зажата до F13 для создания красивых лучей, дополняющих рисунок линий,
 которые выходят из глубины кадра.»

Можно пойти дальше: все современные модели поддерживают дистанционное управление по Wi-Fi со смартфона. При этом на экране телефона фотограф видит живую картинку и может менять все настройки. Такой приём тоже вполне можно использовать в работе, находясь на некотором расстоянии от фотоаппарата.

Под бизнес-центром «Ситидел»

. Дмитрий Зверев: «Фотография представляет собой вид вертикально вниз с крыши дома на 
уличный тротуар. Изображения людей в проекции сверху теряются. Зато их 
тени ориентированы так, как мы привыкли видеть людей. Поэтому они 
неожиданно становятся самостоятельными и начинают жить своей жизнью.»

Вне зависимости от того, как вы строите кадр — через видоискатель, по дисплею или через экран мобильного телефона — автофокус камер работает очень быстро и уверенно. Быстрый автофокус — это визитная карточка беззеркальной системы Olympus. С любым объективом системы скорость фокусировки очень высока. В уличной фотографии она раскрывается по полной: фотограф может поймать любой сюжет, даже самый быстротечный.

Фонтан в парке Музеон. Olympus OM-D E-M1, Olympus ED 12-40mm f2.8 PRO. Дмитрий Зверев

: «Здесь я использовал особенность съёмки фонтана на длинной выдержке с 
проводкой. В контровом свете светящиеся капли прочерчивают 
разнонаправленные наклонные линии. Общий эффект выглядит так, будто
 эмульсию плёнки исцарапали металлической щёткой.
 При съёмке пришлось надеть нейтрально-серый фильтр, чтобы получить
 доступ к длинным выдержкам несмотря на солнце.
»

Метро. Час-пик

. Olympus OM-D E-M1, Olympus ED 12-40mm f2.8 PRO. Дмитрий Зверев: «Снято с галереи, идущей сбоку над станцией. Выдержка составляла аж 2
 секунды. Поэтому был необходим штатив. Но обычный фотографический
 штатив ставить в метро нельзя. Поэтому я приспособил на перилах
 мешочек с крупой. Такой импровизированный штатив имеет много удобств.
 Его нетрудно сделать в любом месте города. Просто заходите в ближайший 
продуктовый магазин, покупаете что-то сыпучее (крупа, чай и т.п.) и
 насыпаете в полиэтиленовый пакет. Камера на нём легко фиксируется в 
разном положении. Просто немного утопите её в крупе. Способность
 такого мешочка принимать любую форму помогает разместить его на любой
 поверхности. Даже на перилах, как здесь.
 Результат на этой фотографии — счастливое совпадение нескольких
 факторов. Во-первых, приехало сразу два поезда, из которых вышло очень
 много людей, образовавших своеобразные потоки. Поезд тоже оставил 
смазанный след. Во-вторых, полицейский при этом о чём-то задумался, застыв на
 две секунды, и остался абсолютно резок.»

Ещё более важным преимуществом порой оказывается оптическая стабилизация, о которой мы говорим практически в каждой статье этого цикла. Камеры Olympus оборудованы пятиосевым (компенсирует колебания по пяти степеням свободы) стабилизатором изображения на основе сдвига матрицы. Благодаря этому снимать с рук можно на выдержках существенно длиннее критической, а также смело использовать «нестандартный» хват: поднимать камеру над головой, вести съёмку с вытянутых рук. Стабилизация порой настолько эффективна, что для получения задуманного автором смаза на снимке её приходится отключать.

Подземный переход под Арбатом. Дмитрий Зверев:

 «Забыли штатив дома? Не беда. Самое время заняться экспериментами! На 
этом фото я намеренно сделал выдержку ещё длиннее и отключил 
стабилизатор. Контрастные линии ступеней разорвали контуры фигур,
 заставили их вибрировать и стать похожими на собственные
 отражения в кривом потолке. Цветовая палитра ассоциируется с осенью и 
помогает воспринимать сцену мокрой и холодной.»

Жанровая и стрит-фотография — это стихия камер Olympus. Трудно представить, какие ещё фотоаппараты настолько же хорошо подходят для этих целей. Набор характеристик серии OM-D как будто создавался специально для подобных съёмок. Впрочем, не стоит забывать, что здесь фотоаппарат — всего лишь помощник фотографа на пути к шедевру. Успех в большей степени зависит от фотографа, его умения видеть, оказываться в нужное время в нужном месте. Но чтобы в последний миг не допустить осечки, лучше выбрать на этом пути надёжный инструмент.

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Виктор Йоргенсен, «Прощальный поцелуй войне» (Kissing the War Goodbye). Нью-Йорк, Таймс-сквер, 14 августа 1945 г. Пожилой человек медитирует в парке. Швеция, 1983.

Уличная фотография, стрит-фотография (англ. street photography) — жанр фотографии, сделанной в общественном месте: на улице, в парке, на пляже и т. п. Уличная фотография бывает документальной, но не ограничивается исключительно документальным жанром. Однозначной периодизации уличной фотографии на данный момент не существует, в литературе встречаются имена отдельных фотографов, снимавших на стыке XIX и XX века документальную, пикториальную и другую фотографию громоздкой фототехникой на улице, однако выделение жанра уличной фотографии в самостоятельное направление фотографии принято соотносить с деятельностью французского идеолога уличной фотографии Анри Картье-Брессона, который впервые сформулировал её основные принципы (прежде всего принцип «решающего момента», англ. decisive moment) и создал фотоагентство «Магнум», основанное на этих идеях.

Эстетика и философия

Философия и эстетика жанра уличной фотографии выросла из журналистской парадигмы «честной фотографии» англ. Straight photography, посредством которой фотография отображает сущность как таковую, без применения различных манипулятивных техник (напр.постановка, монтаж и т. д.). В этом жанре используется чёрно-белая фотография и цветная фотография, а с развитием фотографического медиа и визуальной эстетики постмодернизма в жанре уличной фотографии наравне с традиционными подходами прочно укрепились альтернативные инструменты (напр. Holga, Диана, Полароид и т. д.), методы и способы получения фотоизображения (напр. кросспроцесс), альтернативные философии (напр. ломография, фотоблогерство и др.).

Первый всплеск развития жанра уличной фотографии совпадает с появлением и распространением небольших 35-миллиметровых дальномерных камер. Классиками жанра стали Анри Картье-Брессон, Роберт Франк (Robert Frank), Альфред Эйзенштедт (Alfred Eisenstaedt), Юджин Смит (W. Eugene Smith), Уильям Эглстон (William Eggleston), Мануэль Ривера-Ортис (Manuel Rivera-Ortiz), Уильям Кляйн (William Klein), Стивен Шор (Stephen Shore), Джоэл Мейеровиц (Joel Meyerowitz) и Гарри Виногранд (Garry Winogrand). В 2009 году появились первые публикации ранее неизвестного мастера стрит-фотографии Вивиан Майер.

Второй всплеск развития жанра уличной фотографии совпадает с появлением и распространением цифровых камер, популяризации фотографии в традиционных СМИ, в виртуальных сообществах, фотогалереях и фотомузеях.

Технические приемы

Невидимость

Появление цифровых фотокамер, наведение которых на объект съёмки осуществляется с помощью поворотного ЖК-экрана, открывает очень широкие возможности для любителей съёмки «скрытой камерой». Эту камеру можно просто крутить в руках, тем временем производя съёмку, либо упрятать её в непрозрачный пакет, выведя объектив наружу через сравнительно небольшое отверстие.

Объекты уличной фотографии не всегда рады съемке.

См. также: Композиция в фотографии.

Юридические проблемы

Вопрос уличных фотографов, фотографирующих незнакомых людей в общественных местах без их согласия (т. е. «Прямая фотография» по определению) для целей изобразительного искусства всегда был спорным. Фотографирование людей и места в общественных местах является законным в большинстве стран, защищающих свободу выражения мнений и свободу журналистики. Обычно существуют ограничения на то, как можно использовать фотографии людей, и большинство стран имеют конкретные законы, касающиеся конфиденциальности людей.

Уличная фотография может также противоречить законам, которые были первоначально созданы для защиты от папарацци, диффамации или преследования; и при фотографировании несовершеннолетних иногда применяются специальные законы.

В России

Фотографирование в общественных местах, например на железной дороге, метро или в церквях федеральным законодательством не запрещено, однако органы управления этими и другими организациями зачастую устанавливают либо полный запрет на фотосъёмку на территории объекта, либо определяют порядок получения разрешений для этого. Разрешения могут быть устными или письменными, в некоторых случаях (музеи, монастыри) для их получения требуется внести определённую плату.

Публикация

В Российской Федерации о публикации фотографий говорится в статье 152.1 ГК РФ, которая гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина за исключением использования изображения в государственных, общественных или иных публичных интересах, либо если изображение получено при съёмке, проводившейся в местах, открытых для свободного посещения, и изображенное лицо не является его «основным объектом» (понятие «основного объекта» в законе не определено, и оставлено на усмотрение суда), либо когда гражданин позировал за плату.

Вторжение в частную жизнь

В США существуют некоторые ограничения на фотографию, но большая их часть касается коммерческого использования пространства или национальной безопасности, например, фотографии, сделанные в частных зданиях, или съёмка аэропортов и военных объектов.

> Ссылки

  • Как фотографировать людей на улице
  • iN-PUBLiC.com
  • Сборник часто задаваемых вопросов о праве на фотосъемку

Литература

  • The Sidewalk Never Ends: Street Photography Since the 1970’s (2001).
  • Вершовский Антон. Стрит-фотография: Открытие плоскости. — М.: Double Vision, 2012. — ISBN 978-5-905773-01-3.

Примечания

  1. напр. Эжен Атже, Альфред Стиглиц, Эдвард Стайхен, Джон Франсис Стросс (John Francis Strauss), Гертруда Кезебир (Gertrude Kasebier), Кларенс Уайт (Clarence H. White), Джозеф Кейли (Joseph T. Keiley), Фредерик Эванс (Frederik H. Evans), Артур Бечер (Arthur E. Becher), Робер Демаши (Robert Demachy), Франк Юджин (Eugene Frank), Элвин Лангдон Кобурн (Alvin Langdon Coburn), Теодор и Оскар Хофмайстеры (Theodor and Oscar Hofmeister) и др.

Фотограф Эрик Ким написал о своем понимании искусства стрит-фото, основываясь на своем личном опыте.

1. Стрит-фото больше чем просто фотография

Токио, 2016
Прежде всего, я думаю, что уличная фотография, это не просто съемка фото. Скорее это образ жизни. Это способ виденья мира, поиск красоты в обыденности, способ найти больше спокойствия и дзена в собственной жизни.
Я открыл стрит-фото для себя совершенно случайно. Я начинал снимать пейзажи и архитектуру, но как только я начал, то понял, что это скучно. Я хотел делать снимки на новом уровне, и я обнаружил, что всегда был больше заинтересован в фотографиях с людьми в кадре.
Затем я начал добавлять в свои пейзажи людей. И они стали более интересными.
Однако мне казалось, что этого недостаточно, я хотел стать ближе к своим героям.
Затем я стал менять свой стиль, ориентируясь не только на «решающем моменте» Анри Картье-Брессона, но и снимая больше «уличных портретов». Я жаждал быть ближе к мои героям, и не только физически, но и эмоционально.
Сам я являюсь в крайней степени экстравертом. Я получаю энергию от взаимодействия с другими людьми. Для меня съемка на улице стала поводом для общения с незнакомыми людьми. Я слушаю об их жизни, и открываю себя (чтобы у них был повод сделать то же самое для меня).
Я могу быть благодарным жанру уличной фотографии. Это помогло мне стать менее предвзятым по отношению к другим, помогло открыть свой ум к другим культурам. Я стал более удовлетворенным от своей жизни.
То, что мне нравится больше всего в стрит-фото, это то насколько жанр демократичен. Такая съемка не требует супер-камеры, и даже лучше, если используется более компактная и простая «низкоклассная» техника. А зумы и зерно будут прекрасны.

2. Минимализм в стрит-фото

Шапа, 2017
Благодаря стрит-фото я открыл минимализм. Это меньшее, что является бо́льшим. Чтобы иметь больше, нужно чтобы было меньше.
Например, я экспериментировал с большим количеством разных камеры и объективов на протяжении многих лет. В конце концов, я понял, что чем меньше и компактнее камеры, чем легче она и дешевле — тем лучше. Чем меньше мой фотоаппарат, тем больше шансов, что у он поместится в мой передний карман и всегда будет под рукой в «решающий момент». Чем легче будет камеры, тем больше я смогу ходить и снимать ею без усталости. Чем фотоаппарат меньше и с менее вычурным дизайном, тем больше я смогу сосредоточиться на жизни, а не просто на съемке фотографий. Но не только это. Чем проще камера, тем меньше «сложностей» она создает в процессе съемок на улице, чем «обычней» ее вид, тем меньше она пугает людей.

3. Стрит-фото помогает мне стать лучше

Токио, 2016
Съемка на улице стала для меня практическим способом преодолеть мой страх перед незнакомцами и страхи в моей жизни.
Этот жанр помог мне стать намного более смелым, заставив выйти за пределы зоны комфорта. Я делал снимки, которые меня пугали и раздвигал свои границы. Я постоянно пытался бросать себе вызов — пробовать разные техники: съемка с более широкоугольным объективом, съемка с более близкого расстояния, «рабочие сюжеты», съемка со вспышкой, а также создание более сложных композиций. Стрит-фото дает понимание, что страшно выглядящие люди оказывались вполне приятными людьми. Некоторые и из самых приятных людей, встреченных мною, имели татуировки на лице и выглядели как члены банды. Уличная фотография позволила мне понять, что «нельзя судить о книге по ее обложке».

4. Откройте себя через стрит-фото

Далат, 2016
Уличная фотография научила меня ценить эксперименты. Раньше я думал, что есть только один правильный способ снимать в жанре стрит-фото (например, Анри Картье-Брессон, не разговаривал с героями свои снимков, старался быть незаметным и т.д.) Однако я понял, что стрит-фото это персональный жанр, и я сам должен узнать какой уличная фотография будет именно для меня, а не для других.
Я много экспериментировал в этом жанре: открытая съемка, съемка с разрешения, без разрешения, с разными объективами (200, 50, 35, 28, 24 мм) и с разными подходами. Иногда я ждал, когда герой войдет в кадр («рыбалка»), в других случаях я был похож на уличного охотника (поиск «решающего момента»), либо был более агрессивным.
Во время экспериментов я понял, что большинство моих страхов в стрит-фото были глупыми. Раньше меня пугал зрительный контакт с незнакомцами, и возможность увидеть грозный взгляд. Теперь я не испытываю неудобств, когда встречаюсь глазами с незнакомыми людьми. И у меня нет боязни выглядеть дураком.

5. Медленный разгон в стрит-фото

Лос-Анджелес, центр города, 2015
Я думаю, что одна из лучших вещей, которые помогли мне в стрит-фото, это овладение искусством беседы. Я думаю, что легкий не обязывающий разговор часто бывает необходим для «сглаживания шероховатостей» при общении с незнакомыми людьми, прежде, чем можно будет говорить о более серьезных вещах.
У всех были ситуации, когда вы вместе с незнакомым человеком оказывались в лифте или сидели в кафе за одним столом. Всякий раз, находясь с рядом с незнакомцем, я чувствую неловкость и всегда стараюсь сломать лед сказав «привет» и задав пару простых вопросов о погоде, о том как проходит день и т.п. После того, как я открываю рот, другой человек часто бывает немного взволнован, но это ломает лед.
Я могу сослаться на такой поход как использование «малых шагов» в вашей уличной съемке или «маленьких снимков». Часто вам нужно сделать несколько снимков, чтобы «завести двигатель».
Когда я впервые вышел на улицу, чтобы снимать стрит-фото, я как автомобиль некоторые время не был заведенным. Мне нужно было включить двигатель и дать ему прогреться. Тогда у меня появляется больше уверенности и меньше колебаний в съемке фотографий.
Поэтому, когда вы начинаете снимать на улице, начните с разогрева, сделав несколько простых «маленьких» кадров. Смысл этого не в том, чтобы сделать хорошие фотографии, а разогреть пальцы, чтобы подготовить себя к съемке стрит-фото.

6. Отключите мозг во время съемки стрит-фото

Токио, 2017
Я думаю, что стрит-фото это искусство — как с точки зрения того как вы снимаете, как ходите по улицам, а также как фотографии выглядят.
Например, я хотел бы видеть стрит-фото чем-то вроде прогулки-медитации. Съемка стрит-фото это спокойная прогулка с камерой в руке, наслаждение окружающим городом, людьми вокруг вас, ощущение тротуара под ногами.
Но не только это. Когда я снимаю стрит-фото мне нравится отключать свой ум. Я выключаю телефон, не слушаю музыку или подкасты. Я стараюсь очистить ум как можно сильнее, поэтому не могу позволить окружающим вещам засорять мою голову. Это помогает лучше чувствовать происходящее вокруг меня, а также дает больше шансов обнаружить хорошие «решающие моменты» в съемке.
Я пытаюсь быть «внутри» стрит-фото, когда я отключаю создание от моего тела и разума. Когда камера становится продолжением тела, я просто фотографирую на инстинктах, нутром, не задумываясь.
В действительности вы не хотите думать, когда снимаете стрит-фото. Вам нужно отключить мозг во время съемки и воспользоваться им только когда вы идете домой и выбираете лучшие кадры. Даже поэт Гораций призывал своего друга не думать, когда тот пишет стихи — так как невозможно делать две вещи одновременно.

7. Стрит-фото — это вычитание

Токио, 2016
Я думаю, что лучшие уличные фотографии являются одновременно и самыми простыми. Будучи стрит-фотографом думайте о себе как о скульпторе. Вы пытаетесь отсечь лишний хаос от реальности и найти красоту, которая останется.
Самая большая проблема в наших стрит-фото — большое количество помех и шума. Поэтому зритель не представляет, что нужно искать в наших фотографиях.
Лучшими снимками стрит-фото будут самые простые. А вот сделать фотографию проще бывает намного сложнее, чем сделать сложную.
Но простой снимок, часто может оказаться эмоционально сложным. Композиционно в кадре может быть только один объект, но фотография будет иметь много разных интерпретаций и сложную душу.

Если у вас есть сомнения при съемке стрит-фото — вычитайте.

8. Съемка стрит-фото с душой

Токио, 2011
То, чего не хватает в наших уличных снимках, это съемки с душой. Съемка должны отражать звон струн нашей души. Душа должна быть в наших фотографиях.
Я думаю, что лучший комплимент, который можно сказать фотографу, это
«Я могу увидеть вашу душу в ваших фотографиях».
Когда я смотрю на мастеров жанра стрит-фото, которыми я восхищаюсь, то могу видеть какие они люди просто глядя на их фотографии. Когда я смотрю на работы Дайдо Мориямы, я могу ощутить его чувство утраты, тоски и ностальгии. Когда я смотрю на фотографии моего друга Джоша Уайта, я тоже могу испытать чувство стремления и надежды. Если я смотрю на стрит-фото Джунку Нишимуры, я вижу его личное прошлое и историю, которая пропущена через зерно черно-белой пленки Tri-X разогнанной до 1600.
Когда вы делаете фотографию незнакомца, вы в действительности делаете фотографию себя.
Все мы видим мир, пропущенный через наши собственные линзы, с нашей точки зрения.
Например, я бы мог ходить по той же улице, что и вы, но мы можем увидеть совершенно разные вещи. Я мог бы обращать внимание на более депрессивных и закрытых людей, в то время как вы бы искали более радостные и счастливые лица. Это из-за того, что я в целом критик социума и циник, и намного чаще я вижу на лицах мрачность, а не счатье.
Но нет правильного и неправильного способа видеть мир. Вы просто видите то, что вы делаете. И это ваша обязанность как стрит-фотографа, показать свое личное виденье и интерпретацию улиц своим зрителям.

9. Композиция в стрит-фото

Токио, 2016
Один из лучших способов оценить композицию стрит-фото после съемки, это смотреть снимки в виде маленьких миниатюр.
Это способ, которым пользовался Анри Картье-Брессон. Он смотрел на снимки в виде маленьких превью на «контактных листах» чтобы оценить композицию. Он переворачивал снимки вверх ногами, чтобы сделать их непохожими на фотографии, а оставить только линии и формы.
Сейчас мы можем делать то же самое в цифровом формате: переворачивать фотографии, делать их маленькие эскизы, или просто отдаляться от экрана, чтобы можно было судить о композиции снимков.
Я практикую просмотр моих фотографий в виде небольших эскизов, так как это помогает мне оценить композицию: есть ли у меня динамичные диагональные линии, или в кадре присутствует простой и четкий объект, или насколько хорошо выглядит свет в кадре.
Когда я оцениваю свою фотографии, то полагаюсь на свои инстинкты. Я выбираю снимки, в которых чувствую внутренний отклик и эмоциональную реакцию. Если мои фотографии не трогают мое сердце, то я знаю, что у них нет души, и, вероятно, они не вызовут эмоций у зрителя.

10. Пусть фотографии приходят к вам

Токио, 2016
Одна из вещей, которая изменилась в моем подходе к стрит-фото состоит в том, что я не больше не занимаюсь «охотой». Скорее я держу свой разум открытым и позволяю снимку приходить ко мне.
Например, когда я выхожу снимать «уличную фотографию» — я просто иду на прогулку. Я провожу слишком много времени сидя в кафе или дома, поэтому с удовольствием гуляю с камерой в руке.
Я могу наслаждаться своей прогулкой, а когда увижу что-то интересное, то сфотографирую это. Если за всю прогулку я не увидел ничего интересного, то все в порядке.
Поэтому я не говорю себе, что собираюсь выйти и что-то сфотографировать. Я отношусь к этому так: возьму камеру на прогулку. То есть примерно как если бы брали на прогулку собаку.
Поэтому выходит, что есть разные способы, как можно совместить это и уличную фотографию.
В первую очередь я стараюсь больше ходить пешком. И всякий раз, когда вы идете на прогулку, старайтесь держать камеру в руке (на шнурке) или на шее, чтобы она была готова к съемке. Вам даже не обязательно использовать хорошую камеру, можно заменить ее смартфоном.
Второе, что нужно, это устранить всё, что отвлекает. Лично я провожу слишком много времени глядя в экран телефона. Когда я смотрю на мои фотографии, я не смотрю на то, что меня окружает. Поэтому я пропускаю потенциально хорошие снимки. Особенно часто такое случается, когда едешь на автобус или метро. Поэтому если вам хотите делать больше кадров на улице, отключите телефон.
В-третьих, я больше не называю мои стрит-фото «уличной фотографией», я называю это просто — «делать фотографии». Таким образом я не отказываюсь от потенциально хороших фотографий. Когда я начинаю гнаться за определенным термином, это меня парализует. Я никогда не откажусь сделать фотографии вещей, которые мне интересны, из-за того, что скажу себе: «Но это не стрит-фото». Поэтому никаких определений. Просто следуйте интуиции и фотографируйте в общественных местах все, что вам интересно.

11. Каждый снимок должен быть самодостаточным

Токио, 2012
Я считаю, что хороший снимок в жанре стрит-фото должен быть в состоянии твердо стоять на двух ногах, без необходимости быть в контексте какого-то проекта, без необходимости в длинном заголовке или без требования широкой белой рамки вокруг него.
Я думаю, что лучшими стрит-фотографиями являются те, у которых есть сильная композиция и сильная душа. Композиция, которая будет простой, не слишком загроможденной и динамичной. Душа, которая выливается в эмоции, через жесты, язык тела, через свет или что-то такое, что вызывает чувства в вашем сердце.
Я думаю, что лучшая аналогия, которую я мог бы предложить, звучит так: пытайтесь превратить каждый снимок в идеальную жемчужину. А потом, когда вы станете делать прект из этих фотографий, вы просто должны соединить их вместе, чтобы получить «нитку жемчуга» (я увидел эту аналогию у писателя, имя которого сейчас на вспомню).

12. Прогресс

Токио, 2016
У меня есть предложение для тех случаев, когда вы делитесь своими снимками: пытайтесь сделать каждую новую фотографию чуть лучше, чем предыдущие, которые вы публиковали.
Это вовсе не значит, что каждый раз, когда вы нажимаете кнопку спуска затвора, у вас будет получаться более хорошая фотография. Про себя могу сказать, что чем более опытным я становился в стрит-фото, тем труднее мне было делать хорошие фотографии, которые бы мне нравились.
И не забывайте, что речь идет не о количестве, а о качестве фотографий.
Например, если вы сможете сделать хотя бы три хороших стрит-фото за свою жизнь, то значит вы проделали очень хорошую работу.
Если вы можете за месяц делать один хороший снимок на улице, то это хорошо. Если у вас получается сделать одну лично значимую фотографию за год, то это тоже очень хорошо.
Например, когда я пишу эти строки (в феврале 2017 года), я живу в Ханое уже 4 месяца. Я сделал только 2 стрит-фото в Ханое, которыми я горжусь. Но я думаю, что эти фотографии чертовски хороши (по моим собственным стандартам). Это значит, что хорошая фотография получается каждые два месяца.
То же самое получается и в том, что я пишу — я пытаюсь сделать каждый следующий текст немного лучше, чем предыдущий. Я стараюсь стремиться к улучшению хотя бы на 1% в каждом случае.
Улучшайте ваши снимки таким же образом — прежде чем публиковать, убедитесь, что ваша каждая фотография в жанре стрит-фото на 1% лучше, чем предыдущие.
Подумайте, если вы постоянно прогрессируете на 1%, то насколько велики будут улучшения за несколько недель, месяцев, лет, десятилетий?

13. Снимайте стрит-фото на голодный желудок

Киото, 2016
Существует распространенное заблуждение, что нам нужно есть, чтобы было достаточно энергии перед тем как делать какие-то физические упражнения.
Неправильное представление заключается в следующем: нам кажется, что человеческое тело подобно топливному баку автомобиля. Нам нужно заполнить топливный бак, чтобы автомобиль поехал.
На самом деле, наша человеческая биология устроена намного более сложно. На не нужно есть перед тем как получить энергию. На самом деле, я убежден, что у нас больше энегии когда мы голодны. Поскольку голод мотивирует на движение.
Подумайте, ведь лев перед охотой на антилопу не перекусывает бутербродом. Скорее всего он будет использовать свой голод, чтобы охотиться и изловить газель, а затем, в качестве награды, он утолит свой голод.
В обычной жизни я действую так же. Если я хочу написать хороший текст, то знаю, что я не могу есть до того, как что-то будет написано. Этот подход готовит мое тело и ум к тому, что «ты получишь еду в качестве награды когда что-нибудь напишешь».
То же самое происходит и в моей фотографии. Когда я голоден, я более бдителен, как хищник. Я хожу больше и устаю меньше. Я как охотник за едой, повышаю свою осведомленность о среде вокруг меня.
Всякий раз, когда я пытаюсь фотографировать после того, как поел, я чувствую себя вялым, медленным и хочу вздремнуть. Подумайте о львах еще раз, после того, как они поохотились и попировали антилопой, им нужен хороший сон.
Будучи людьми мы имеем ту же биологию, как и большинство других животных.
Так что практический совет: если вы хотите быть более проницательным стрит-фотографом, то не ешьте перед съемкой. А если вам не хватает воодушевления, пейте перед съемкой кофе (эспрессо и стрит-фото идут рука об руку).

14. Как делать художественные стрит-фото

Амстердам, 2015
Я чувствую, что для получения более художественных стрит-фото нужно больше смотреть на более великое искусство.
Не ограничивайтесь только фотографией. Потребляйте лучшее искусство за всю историю. Пользуйтесь вдохновением от скульптур античности, от великого искусства эпохи Возрождения, от сюрреалистов и импрессионистов, изучайте поэзию Горация и Овидия, рассказы Гомера и Вергилия, произведения Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Изучайте линии, формы, геометрию, фигуры, углы, цвета, свет и тьму, оттенки, повторения и ритм искусстве, форму и восприятие.
Изучите как великие художники строят свои произведения с точки зрения расположения объектов. Где расположены персонажи? Смотрят ли они прямо на вас или нет?
Мне очень вдохновляет минимализм дзен. Я также нахожу вдохновение в типографике, моде, хип-хопе, дизайне интерьера и в любом источнике эстетики, который обращается ко мне.
Быть художником это создавать что-то наполняющее душу. Искусство, которое вы создаете может быть любым. Нет плохих и хороших видов искусства, но, конечно, есть искусство, которое будет личным и не личным.
Чтобы сделать ваши стрит-фото великим искусством, включайте в свои изображения все, что вы знаете об эстетике. И еще, одна из самых важных вещей в стрит-фото, это правильный выбор вашей лучшей работы.

15. Как выбрать свою лучшую стрит-фотографию

Нью-Йорк, 2016
Время — это ваш идеальный советчик при выборе самых лучших фотографий.
Поэтому мое предложение заключается в следующем: отложите снимки на максимально долгое время, прежде чем решать нравятся ли они вам.
Еще одно предложение: ваши фотографии должны вызывать возглас «ох ничего себе!». Если ваш отклик на снимок звучит как «это хорошо», то значит, что это не очень хорошая фотография.
Поэтому доверяйте своей интуиции и сердцу, когда оцениваете свои снимки, но объедините это со временем.
Например, когда я смотрю на свои фотографии, я делаю быстры отбор моих любимых кадров и сохраняю их. Затем я подожду неделю или около того, прежде, чем снова посмотрю на них. И часто после того, как прошла неделя, я получаю более объективные ощущения о том, хорошая или нет эта фотография.
Я заинтересован в тех моих снимках, которые трогают струны моей души. Я просто выбираю снимки, которые вызывают трепет, чувство красоты или ощущение удара в грудь. Спустя время (иногда много месяцев или год), я смотрю на мои фотографии будто их сделал кто-то другой. И всегда намного легче судить о фотографиях сделанных другими, чем судить свои собственным.

16. Ваши стрит-фото это поэзия

«Картина — стихотворение без слов». Гораций
Поэт Гораций однажды сказал, что картина, это стихотворение без слов.
Я люблю так же думать о фотографии. Делайте фотографии улиц поэтичными.
Поэзия — это лучшее, когда она личная, и когда душа поэта наполняет нее.
Относитесь к своим фотографиям так же: публикуйте только лучшие работы, сделайте ваши снимки элегантными (в соответствии с вашим представлением), сделайте ваши фотографии автобиографичными.

17. Стрит-фото — всегда в процессе

Ханой, 2017 (потрет сделан Синди)
Я учился и рос как стрит-фотографов, учась у мастеров, а также через практику.
Многое из моей личной философии родилось благодаря уличной фотографии. Я изучаю улицы. И учусь блуждая по улицам, делая фотографии, делясь ими, встречаясь с другими стрит-фотографами.
Реализация себя как стрит-фотографа всегда находится в процессе. Вы никогда не достигните совершенства в вашем личном стрит-фото. Но нужно всегда стремиться к прогрессу, и однажды вы станете мастером в жанре стрит-фото.

Об авторе

Эрик Ким — фотограф в жанре стрит-фото, в настоящее время проживает в Ханое, Вьетнам. Он продвигает идею «Открытой фотографии», чтобы сделать фотографию и обучение ей доступной для всех. Познакомится с его работами можно на его сайте, в Facebook, Twitter и Youtube.