Странности в поведении человека

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Индекс материала

Сборник практических заданий по психологии

Тема 6-15

Все страницы

Страница 1 из 2

Введение

Профессиональная подготовка студентов в свете новой системы высшего образования Российской Федерации должна ориентироваться на удовлетворение и формирование образовательных потребностей личности обучающегося. При этом особое внимание должно уделяться становлению профессиональных качеств студентов, развитию их интеллекта и творческого мышления.
В связи с этим государственный образовательный стандарт для педагогических и психологических специальностей включает курс общей психологии. Целью данного курса является формирование теоретических знаний, а также практический умений и навыков.

Основными задачами курса «Общая психология» является организация познавательной деятельности по овладению научными психологическими знаниями и формированию практических умений и навыков, развитие психологического мышления, творческих способностей и психологической культуры будущих специалистов. Конкретными задачами курса является формирование знаний по основным разделам психологии, включающим знание категорий психологии, индивидуальных особенностей личности, закономерностей общения и взаимодействия людей.
Овладение психологическими знаниями должно происходить не только в процессе аудиторных занятий, но и в результате самостоятельной работы студентов. Данное пособие способствует формированию навыков самостоятельной деятельности и помогает студентам использовать свои знания и умения в дальнейшей профессиональной деятельности при решении различного рода психологических задач.
В результате изучения курса психологии и выполнения практических заданий студенты должны знать:
— предмет, методы и основные категории психологической науки;
— закономерности формирования и психического развития личности;
— основные компоненты психологической структуры личности;
— место и значение познавательной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а также характера, способностей и самосознания в структуре личности и деятельности;
— основные закономерности и виды человеческой деятельности;
— закономерности общения и взаимоотношений людей.
Должны уметь:
— правильно ориентироваться в психологии окружающих людей;
— владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовывать свой личностный потенциал;
— анализировать психологические ситуации и находить способы их разрешения;
— давать психологическую характеристику конкретной личности;
— устанавливать деловые и межличностные контакты и строить оптимальные взаимоотношения с другими людьми.

Данное методическое пособие построено в виде практических заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на отработку психологических знаний, полученных в курсе «Общая психология». Оно включает в себя изучение предмета и задач психологии, методов научно-психологических исследований, отраслей психологии. Основная часть пособия содержит задания, направленные на изучение психологических особенностей индивида, личности и индивидуальности. Пособие содержит задания, направленные на изучение основных закономерностей, структуры и видов человеческой деятельности и общения. Большое внимание направлено на изучение познавательной сферы, в которую входят такие психические процессы как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.
Пособие содержит также практические задания, предназначенные для отработки психологических умений и навыков студентов. Они могут быть использованы в ходе семинарских занятий, а также в период прохождения педагогической практики.

Тема 1. Предмет психологии. Отрасли и методы психологии

1. Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

3. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.

4. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:
а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.
б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.
в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.
г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.
д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.
е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.
ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.
з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.
и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.
к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

5. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.

6. Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях
а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.
б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.
в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.
г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.
д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.
ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.
з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.
и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.
к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Литература

Тема 2. Ощущения и восприятие

1. Вспомните несколько особенно ярких впечатлений из вашей жизни. Какие образы появляются у вас в сознании: зрительные, слуховые или какие-то еще? Опишите все те ощущения, которые у вас возникали в это время.

2. В какой из ситуаций имеет место ощущение:
а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.

3. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений .

4. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.
в)Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.
г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.
д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.
е) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.
ж)»Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л.С. Выготскому.
з) Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как крас­ный цвет, звук флейты — синий.
и) Установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.

5. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заклю­чен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем пере­водит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?

6. На картине изображено красное яблоко, лежащее на белой та­релке. Вы внимательно рассматриваете картину в течение примерно 30-60 сек., а потом переводите взгляд на белый лист бумаги. Какого цвета будет яблоко в возникшем перед вами последовательном образе?

7. Если вы можете заметить разницу между 10 и 11 кг, то какой минимальный вес (в килограммах) вы смогли бы отличить от 50 кг?

8. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:
а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
ж) з) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.
к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.
м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.
н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

9. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.

10. Чем объясняются описанные иллюзии:
а) Иногда у водителей автомобилей или летчиков возникает иллюзия: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.
б) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.
в) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?
г) Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение.
д) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Литература

Тема 3. Внимание

1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в мате­риале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:
а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновремен­но записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле­передачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

5. Во время учебного занятия проведите диагностику произвольного внимания у соседа по парте. Для диагностики концентрации внимания можно использовать следующую методику. В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках пустого квадрата в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках заполненного квадрата. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом бланке делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.

6. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:
а) с низкой концентрацией
б) с хорошим распределением
в) с плохим переключением.
Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.

7. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддер­жания им следует помнить?

8. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

9. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.
б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».
в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.
г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».
д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.

Литература

Тема 4. Память

1. Приведите примеры проявления различных видов памяти в жизненных и профессиональных ситуациях (по разным классификациям).

2. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.
в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.
г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.
д) Мама посылает сына в магазин, перечисляея ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.
е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.
ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.
з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
и) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
к) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
л) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.
м) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

3. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью.
б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.
в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.
г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.
д) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.
Е) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

4. Проведите диагностику объема кратковременной зрительной памяти. В течение 20 сек. продемонстрируйте испытуемому таблицу, затем уберите ее и после этого попросите его записать на бланке те числа, которые он запомнил.

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

5. Проведите диагностику объема кратковременной слуховой памяти. Разбейтесь по парам. Зачитайте по очереди друг другу набор из 10 слов. Воспроизведенное сразу после прочтения количество слов составляет объем кратковременной памяти испытуемого.

6. Приведите примеры использования приемов запоминания и воспроизведения информации.

7. Школьнику необходимо через неделю воспроизвести достаточ­но большой текст на иностранном языке. В день, предшествующий испытанию, он принимается за дело и, хотя учит текст с 15.00 до 23.00, воспроизвести его не в состоянии. Какая помощь родителей будет в данном случае наиболее полезна:
а) Объяснить, что текст надо заучивать не целиком, а по частям.
б) Рассказать о целесообразности распределения повторений во времени.
в) Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, прини­мая во внимание явление реминесценции.
г) Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, так как при этом удастся избежать ретроактивного торможения.

8. Напишите рекомендации о том, как можно использовать закономерности памяти в учебной и профессиональной деятельности.

9. Определите причины забывания в каждом из следующих примеров.
а) Вчера вечером мальчик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить третью строчку.
б) Девушка так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.
в) Новый сотрудник пришел на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Однако ему никто не говорил, что вечер будет официальным.
г) Накануне вечером девушка смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не может вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.

Литература

Тема 5. Мышление

1. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

2. В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:
а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.
б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.
г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные виды мышления (по различным классификациям).

4. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
л) Решение учебной задачи новым способом.

5. Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).

6. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам — найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

7. Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной?
A. Часы бывают электронные, механические, настенные, на­польные.
Б. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.
B. В зависимости от содержания хранящегося в памяти мате­риала различают следующие ее виды: образную, словесно-ло­гическую, эмоциональную и двигательную.
Г. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.

8. Проведите диагностику логического мышления. Для этого можете использовать следующую методику. Найдите закономерности построения десяти числовых рядов и определите два числа, которые бы продолжили числовые ряды. Время выполнения работы фиксируется.
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21
3) 1, 2, 4, 8, 16, 32
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

  1. 16; 8; 4; 2; 1; 0,5
  2. 1, 4, 9, 16, 25, 36
  3. 21, 18, 16, 15, 12, 10
  4. 3, 6, 8, 16, 18, 36

Оценка производится по времени, затраченному на решение, и по правильности ответов. Если времени требуется меньше пяти минут и нет ошибок, то это хороший уровень, если затрачивается больше пяти минут и допускается 1 ошибка – средний уровень развития логического мышления, 2 – 3 ошибки – низкий уровень развития логического мышления.
Ключ в конце текста пособия.

9. Напишите рекомендации о том, как в учебной деятельности ориентироваться на особенности мышления детей различного возраста.

не то что

Смотреть что такое «не то что» в других словарях:

  • ЧТО — (1) ЧТО (1) чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова

  • ЧТО — (1) ЧТО (1) чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова

  • Что — (1) ЧТО (1) чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова

  • ЧТО — ЧТО, род. чего, мест., ср. ·произн. што, штё, ште, шта, що и пр. (щё, ряз., тамб. вят. ). Что выше нас, то не до нас. Что хочешь говори, а я не верю. Что он делает? Что взял? о неудаче. Что да что нужно, говори! | Кой, который. О ты, что в… … Толковый словарь Даля

  • ЧТО ТАКОЕ РАСТЕНИЕ — Общая площадь планеты Земля составляет 510 млн. км2. На долю суши приходится 149 млн. км2, Мировой океан занимает 361 млн. км2. И суша и океан заселены растениями и животными. Разнообразие и тех и других очень велико. Ныне установлено… … Биологическая энциклопедия

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ’ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?’ (‘Qu est ce que la philosophie?’, Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, ‘что такое философия’ это такой вопрос, который ‘задают, скрывая беспокойство, ближе к… … История Философии: Энциклопедия

  • что — , чего, чему, чем, о чём, мест. 1. вопрос. и союзн. Указывает на предмет, явление, о к рых идёт речь. Ч. случилось? Скажи, ч. случилось. Ч. ни делай, на него не угодишь. Ч. вы говорите? (употр. также как выражение удивления по поводу чего н … Толковый словарь Ожегова

  • что — 1. ЧТО , чего, чему, чем, о чём и неизм.; местоим. сущ. и союзн. сл. 1. Указывает на предмет, явление, ситуацию, о которых идёт речь. Что случилось? Скажи, что случилось. Чего тебе: чаю или кофе? Что вы говорите? (также: как выражение… … Энциклопедический словарь

  • Что, где, когда — Что? Где? Когда? Эмблема телеигры: сова (символ мудрости) с короной Жанр телевизионная игра Автор Владимир Ворошилов Режиссёр Владимир Ворошилов (1975 2000) Борис Крюк (2001 наст. время) Производство … Википедия

  • Что, Где, Когда? — Что? Где? Когда? Эмблема телеигры: сова (символ мудрости) с короной Жанр телевизионная игра Автор Владимир Ворошилов Режиссёр Владимир Ворошилов (1975 2000) Борис Крюк (2001 наст. время) Производство … Википедия

  • Что-Где-Когда — Что? Где? Когда? Эмблема телеигры: сова (символ мудрости) с короной Жанр телевизионная игра Автор Владимир Ворошилов Режиссёр Владимир Ворошилов (1975 2000) Борис Крюк (2001 наст. время) Производство … Википедия

В зависимости от контекста предложения возможны несколько вариантов написания.

Правильно

Не то – сочетание частицы “не” и указательного местоимения в форме среднего рода “то”, пишется раздельно. Часто употребляется в предложениях с отрицанием.
Это совсем не то, о чем ты подумал.
Тут явно происходит что-то не то.
Быстро убери в комнате, не то поставлю в угол!
Он как обычно сделает, да не то, что просили.

Не то… не то – при повторении имеем дело союзом, который употребляется в утвердительном предложении. Перед второй частью союза ставится запятая. Союз выражает неуверенность в чем-либо, предлагая два варианта.
В окне мелькнул силует не то человека, не то лешего.
Он остолбенел не то от испуга, не то от злости.
Цвет машины был не то красный, не то вишневый.
Я не понял что это было, не то крик, не то визг.

Ни то – такую конструкцию можно встретить в предложениях, где конструкция “ни то” выступает частью разговорного местоимения или устойчивого выражения (ни то ни это, ни то ни другое, ни то ни сё).
Ни то, ни другое, как выяснилось, его не пугает.
Как оказалось, работа его ни то, ни сё.
Ни то, ни это, в последствии, ему не подошло.

Ни то… ни то – такая конструкция встречается в предложениях с отрицанием, где данный оборот является сочетанием указательного местоимения “то” в форме среднего рода и частицы “ни”. В таких предложениях также присутствует отрицательная частица “не”.
Он не видит ни то строение, ни то окно, на которое ты ему показываешь.
Дима не нашел ни то шоссе, ни то такси, которые ты ему сказал.
Его не привлекает ни то поле, ни то зерно, что он видел в прошлом году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

НЕ пишется слитно:
— со всеми словами, которые не употребляются без не: неряха, невзрачный, ненавидеть, негодуя;
— с существительными, полными и краткими прилагательными, наречиями на -о, которые можно заменить синонимом без не: неприятель (враг), неплохой (хороший), невысок (низок), недалеко (близко); — с полными причастиями, не имеющими зависимых слов: неподстриженные кустарники, нераспечатанное письмо;
— в неопределённых и отрицательных местоимениях без предлога: некто, нечто, некоторый, некого, нечего;
— в отрицательных наречиях: негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем;
— в приставке недо: с глаголами, прилагательными и существительными: суп недосолили, за ребёнком недосмотрели.
ВНИМАНИЕ!
Следует отличать приставку недо- от сочетания частицы не со словами с приставкой: Так мы и не достали билетов на премьеру. Зрители не досмотрели спектакль до конца.
НЕ пишется раздельно:
— со всеми частями речи, если к ним относится противопоставление с союзом а: не длинный, а короткий; не высок, а низок; не стриженый, а бритый.
ВНИМАНИЕ!
Следует отличать подобные конструкции от противопоставлений иного рода, при котором союзы а и но близки по значению к хотя, всё:таки, тем не менее: недорогой, но красивый костюм; река была неширокая, но глубокая; негромко, но выразительно.
— в составе конструкций, усиливающих отрицание:
а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не: это отнюдь не далеко; этот случай вовсе не уникален; рассказывать об этом ничуть не весело;
б) с отрицательными местоимёнными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т.д.: нисколько не жалко, случай никак не подходящий, никуда не годная работа, никакой он мне не друг, ни к чему не способен, он нисколько не умнее своего брата;
в) с союзом ни… ни: ни мне, ни родителям не известный гость.
ВНИМАНИЕ!
Конструкции, усиливающие отрицаниение, следует отличать от конструкций, подчёркивающих утвердительное значение. Если при прилагательном, а также при наречии на -о имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, исключительно, в высшей степени — то есть слова, подчёркивающие утверждение, то не с такими словами пишется слитно: вёл себя очень неспокойно, стал очень нерасторопен, весьма незаурядный, очень некрасиво, довольно неудачная шутка, чрезвычайно неприятно.
Но: Такие слова, как абсолютно, совершенно могут употребляться и в сочетаниях этого типа (то есть подчёркивающих утверждение), и при словах, пишущихся с не раздельно (то есть усиливающих отрицание).
Сравните: абсолютно (совершенно) неудачное решение и он человек абсолютно (совершенно) не образованный (возможно синонимичное сочетание вовсе не образованный).
В данных случаях важно, что именно мы хотим выразить. Если отрицание признака, то тогда писать не отдельно от следующего слова: он не богат, не важно, не случайно, не существенно. Если утверждение признака, то тогда не следует писать слитно: он небогат, неважно, неслучайно, несущественно. От выбора написания будет зависеть и понимание читающими написанного.
— с глаголами, деепричастиями и краткими причастиями (за исключением тех, которые без не не употребляются): не спешить, не думая, не стрижены (но: ненавидеть, недоумевая);
— с краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме: не рад, не должен, не согласен, не намерен, а также с наречием не замужем.
— с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не выше, не умнее, не красивее; с не меньшим (успехом);
— с числительными: не один, не пятьдесят, не двое, не первый;
— с наречиями:сказуемыми в безличном предложении: не жаль, не поздно, не жарко;
— с полными причастиями, если при них есть зависимые слова: не сделанное вовремя задание, так и не сыгранная музыкальная пьеса;
ВНИМАНИЕ!
В отличие от причастий, при любых зависимых словах (кроме слов, усиливающих отрицание,) написание прилагательных с не остаётся слитным: незнакомый мне автор, неизвестные ранее полотна, непохожий на меня, земля давно необитаема.
— в отрицательных местоимениях с предлогами: не с кем, не для кого, не от кого, не для чего, не с чем.

Наличие слов типа «очень», «крайне», «весьма»

Примечание. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание не с прилагательными, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие: 1) «совершенно, очень» ; 2) «отнюдь», «никоим образом»; ср.: совсем ненужная встреча (совершенно ненужная, лишняя) – совсем не случайная встреча (отнюдь не случайная, на не падает логическое ударение). В некоторых случаях возможны оба толкования и, как следствие, оба написания, например: совсем небольшие достижения (маленькие, скромные) – совсем не большие достижения (отнюдь не большие). В этих случаях для решения вопроса о написании не нужен более широкий контекст. Слитное написание характерно для информативных текстов,раздельное – для полемических.

Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»: 1) «отнюдь»; 2) «совсем, совершенно» – в разговорном стиле речи; ср.: Против оживания он говорил сбивчиво, путался, приводил вовсе не убедительные доводы. – Авторами этих работ являются менее популярные или вовсе неизвестные ученые. Как и в случае с совсем, окончательное решение зависит от характера текста.