Страх полетов на самолете

Содержание

Почему самолет держится в воздухе? Аэродинамика «на пальцах»

Шутки шутками, но определенный налет серьезности появляется в подобной ситуации не только у обремененного авиационными знаниями человека. Тем более, что вышеупомянутая сорокатонная «дура» — это, вобщем-то, средний по размерам самолет российских ВВС СУ-24. Ну, а если этот «посерьезневший» человек окажется свидетелем неторопливого, но о-о-очень уверенного взлета самого большого в мире транспортного самолета АН-225 «Мрия» («Мечта» по-украински, кто не знает)?.. Комментировать больше ничего не буду. Добавлю лишь, что взлетный вес этой «птички» — 600 тонн.

Да, впечатления на этой почве могут быть очень глубокими. Но, как бы то ни было, эмоции здесь совершенно ни при чем. Физика. Одна голая физика. Именно подчиняясь законам физики, поднимаются в воздух все летательные аппараты, начиная с легких спортивных самолетов и заканчивая тяжелыми транспортниками и, казалось бы, уж совсем бесформенными вертолетами, непонятно как удерживающимися в воздухе. И происходит все это за счет подъемной силы да еще силы тяги двигателя.

Словосочетание «подъемная сила» знакомо практически любому человеку, но удивительно то, что далеко не каждый может сказать, откуда же она все-таки берется, эта самая сила. А между тем объяснить ее происхождение можно просто, буквально «на пальцах», не влезая в математические дебри.

Как известно, главная несущая поверхность самолета — это крыло. Оно практически всегда имеет определенный профиль, у которого нижняя часть плоская, а верхняя выпуклая (по определенному закону). Воздушный поток, проходя под нижней частью профиля, почти не меняет своей структуры и формы. Зато, проходя над верхней частью, он сужается, ведь для него верхняя поверхность профиля — это как вогнутая стенка в трубе, по которой этот самый поток как бы протекает.

Теперь, чтобы через эту «продавленную» трубу прогнать за определенное время тот же обьем воздуха, его нужно двигать быстрее, что и происходит на самом деле. Осталось вспомнить закон Бернулли из любимого школьного курса физики, который гласит, что чем выше скорость потока, тем ниже его давление. Таким образом, давление над профилем (а значит и над всем крылом) ниже давления под ним.

Возникает сила, которая старается «выдавить» крыло, а значит и весь летательный аппарат вверх. Это и есть та самая вышеупомянутая подъемная сила. Как только она становится больше веса — ура! Мы в воздухе! Мы летим! И, кстати, чем выше наша скорость, тем больше подъемная сила. Если же в дальнейшем подъ

емная сила и вес сравняются по величине, то самолет перейдет в горизонтальный полет. А хорошую скорость нам придаст мощный авиационный двигатель или, точнее, сила тяги, которую он создает.

Используя этот принцип можно, теоретически, заставить взлететь (и успешно летать) предмет любой массы и формы. Главное — точно все рассчитать с точки зрения аэродинамики и других авиационных наук и правильно изготовить этот самый предмет. Упоминая о форме, я имею ввиду, главным образом, вертолет. Аппарат, совсем не похожий внешне на самолет, в воздухе держится по той же причине. Ведь каждая лопасть его главного, говоря авиационным языком, несущего (очень характерное слово, выше уже встречалось) винта — это то же крыло с аэродинамическим профилем.

Двигаясь в воздушном потоке при вращении винта, лопасть создает подъемную силу, которая, кстати, не только поднимает вертолет, но и двигает его вперед. Для этого ось вращения винта немного наклоняется (создается «перекос» винта), и появляется горизонтальная составляющая подъемной силы, исполняющая роль силы тяги самолетного двигателя. Винт как бы тянет одновременно вверх и вперед. В результате получаем уверенный и очень надежный полет такого, вобщем-то, «странного» аппарата, как вертолет. И, между прочим, достаточно красивый полет. Я неоднократно наблюдал с земли пилотаж боевого вертолета МИ-24 — зрелище просто завораживающее.

Кстати, хочу заметить, что винты самолетов с винтовыми двигателями (турбо или поршневыми) сродни вертолетным и используют тот же принцип (догадались какой?). Только подъемная сила здесь полностью «переквалифицировалась» в силу тяги. Говоря по-вертолетному, «перекос» винта — 90 градусов.

Да, авиация — это очень красиво. Слова восхищения применимы в разговоре о полете любого достаточно совершенного летательного аппарата. Будь то внешне неторопливый гигант «Мрия», трудяга-штурмовик СУ-25 или юркий спортивный пилотажник. Вся эта красота является результатом подчас многолетней кропотливой работы ученых и авиационных инженеров, аэродинамиков, двигателистов, прочнистов и т. д.

И авиационная наука на самом деле столь же сложна, сколь и интересна. Но в основе ее лежит, вобщем-то, простой физический принцип образования подъемной силы, суть которого, при желании, можно очень легко обьяснить, и который, тем не менее, помогает осуществить вековое стремление человечества к полету…

Теги: физика, сила, воздух, самолет, наука, полет, законы физики, подъемная сила

Самолет — это невероятная сила и красота, особенно в полете. Но как такую огромную машину можно поднять?

Современного человека сложно удивить летающим самолетом в небе. Но если вы хоть раз находились вблизи этой многотонной техники, то озадачивались вопросом – за счет чего взлетает самолет и как воздух его удерживает?

Из школьных учебников по физике всем известно, что главными инструментами полета выступают сила тяги двигателя и подъемная сила.

За счет чего взлетает самолет: что ему помогает?

  • Ключевой поверхностной конструкций самолета являются крылья с верхней выпуклой частью и плоской нижней. Благодаря их особенной форме движение самолета на большой скорости превращает воздушный поток в несущую силу. Нижняя часть профиля самолета оставляет воздушный поток неизменным. При контакте с верхней частью поток воздуха сужается.
  • Конструкция крыльев имеет самое важное значение для самолета. От их способности выдерживать большую нагрузку зависит безопасный перелет человека.
  • Согласно закону Бернулли из физики – большая скорость воздушного потока приводит к низкому давлению и наоборот. Если применить данное правило к самолету, то получаем что под крылом давление воздуха значительно выше, чем над его поверхностью. За счет чего и взлетает самолет.
  • Начало движения самолета начинается за счет авиационного двигателя. С помощью силы тяги развивается определенная скорость. В результате образуется подъемная сила, которая влияет на крыло, а следом и на весь самолет.

Описание

  • Как только сила начинает превосходить вес самолета, он начинает взлетать в воздух. При равнозначном значении данных параметров летательный аппарат выравнивается в горизонтальное положение.
  • Подняться самолету в воздух помогает закон физики. Чтобы крылья запарили в воздухе, необходимо создать разницу давлений. Для взлета пассажирского лайнера необходимо развить скорость свыше 180 км/час.
  • Для полноценного разбега большегрузного самолета требуется длинная взлетно-посадочная полоса. Авиалайнер должен набрать максимальную взлетную скорость. Как только достигается нужная быстрота, происходит отрыв от земли и поднимается в воздух самолет.

Чем легче летающее средство, тем меньшая скорость нужна для взлета, к примеру, для взлета пассажирского самолета Ту 154М необходимо развить скорость 210 км/ч, для тяжелого самолета Boeing 737 – 220 км/ч. От скорости взлета зависит безопасность и надежность полета.

  • Для отрыва самолета от земли важны такие показатели как форма и профиль крыла, угол атаки, плотность и скорость воздушного потока. Важное значение имеет высота полета, которая для разных самолетов составляет от 5 до 12 тысяч метров. На большой высоте сопротивление воздуха значительно снижается и самолет расходует меньше топлива, чем на высоте до 1000 м.
  • Соотношение между металлическим крылом и воздушным потоком называют углом атаки. Для отрыва самолета от земли необходим показатель 3-5°. Конструкция крыла представляет собой непропорциональный металлический профиль с выпуклой верхней частью и ровным листом снизу. Прямая нижняя поверхность обеспечивает полноценное движение воздушной массы.

Самолет выдавливает к полету

Если угол атаки превысит критическую отметку, самолет начнет падать.

За счет чего взлетает самолет: принцип перемещения самолета в воздухе

Вопрос как взлетает самолет зависит от возможностей и характеристик 4 основных частей:

  • Плоскость крыла
  • Предкрылки и закрылки
  • Спойлеры
  • Винтовой и реактивный двигатель

Крылья самолета помогают зафиксировать аппарат в горизонтальном положении. Для управления на высоте предусмотрены подвижные кромки.

  • При взлете самолета пилоты специальными рычагами устанавливают положение для максимальной тяги. С помощью подвижных кромок подъемная сила крыла возрастает. При посадке самолета пассажиры могут увидеть, как на задней части крыла опускаются закрылки. Происходит плавная потеря высоты.
  • Выпуклая форма крыла создает верхним потокам воздуха более длинный путь, чем под крылом. Так как за крылом количество воздуха должно быть одинаковым, удлинение верхнего маршрута приводит к ускорению движения. Как следствие – понижение давления воздуха над крылом. Неравномерное давление сверху и снизу крыла помогает удержать огромную конструкцию в воздухе.
  • Крылья авиалайнера самостоятельно не формируют подъемную силу. Движение самолета вперед осуществляется с помощью реактивных двигателей. Их работа обеспечивает выброс большого количества воздуха. Реактивная сила обеспечивает самолету движение вперед, и в процессе набора скорости возникает подъемная сила.
  • Пилот самолета управляет полетом с помощью штурвала. С помощью нажатия педалей и выравнивания штурвала в определенное положение происходит набор высоты или снижение.
  • Чтобы развернуть самолет, в хвостовой части предусмотрен вертикальный киль и горизонтальные стабилизаторы. Маленькие хвостовые крылья помогают удержать фиксированное положение.

В полете действие сил

  • При поднятии самолета вверх пилоты немного опускают хвост. При таком положении возрастает угол атаки крыла.
  • Штурвал тянется на себя, и самолет набирает высоту. Нажатие на левую педаль очень плавно наклоняет самолет влево, на правую – вправо.
  • Для дополнительного торможения на крыльях самолета предусмотрены спойлеры. Их управление осуществляется пилотами вручную.

За счет чего взлетает, поднимается в воздух самолет: способы взлета

Обеспечить конкретную скорость для взлета самолета можно несколькими способами:

  • Взлет летательного аппарата с тормозов – самый распространенный способ. Двигатели самолета раскочегаривают до требуемой скорости при удержании самолета на тормозах.
  • Как только достигается нужный показатель, летательный аппарат спускается с тормозов и приступает к ускоренному разбегу.

Распространено

  • Взлет самолета с промежуточным торможением на взлетной полосе – скорость набирается при разбеге по длинной полосе.
  • Взлет в период выруливания на полосу – на аэродроме с ограниченным количеством свободного пространства отрыв самолета производится сходу, что позволяет ускорить взлет и задействовать минимум взлетной полосы.
  • Взлет при помощи трамплинов и систем для торможения колес – применяется для взлета боевых самолетов с поверхности авианосцев. Для создания мощной тяги самолеты оснащаются ракетными двигателями.
  • Взлет по вертикали – применяется для боевой техники на ограниченном взлетном пространстве.

Вертикальный

Каждый самолет взлетает по четко прописанному инструктажу, в котором указаны скорость отрыва, допустимая масса при взлете, уровень шума и другие показатели.

Как взлетает самолет: безопасное движение

  • После того, как взлетает самолет, в процессе полета он преодолевает зону турбулентности, пролетает через облака, встречается с непредвиденными погодными условиями. В этот момент человека охватывает беспокойство.
  • Просматриваемое колебание консолей является нормальной нагрузкой для конструкции авиалайнера.
  • Удар молнии не способен вывести самолет из равновесия. Возможное отклонение – кратковременное отключение приборов. А вот в грозовых облаках сконцентрированы потоки воздуха большой мощности, способные нарушить равновесие.
  • Автоматизированное управление самолетом находится под постоянным контролем с земли. Благодаря этому самолеты соблюдают определенные маршруты и не пересекаются.

Управление для безопасного полета

  • Во время полета от пилота требуется максимальное внимание. Он обязан контролировать работу двигателей, следить за высотой и выбранным курсом, за собственным направлением и движением других самолетов.
  • Слаженная работа техники и хорошо обученный пилот — позволяют обеспечить пассажирам безопасный полет.

Аэрофобия

У этого термина существуют и другие значения, см. Аэрофобия (значения).

Аэрофо́бия (от др.-греч. ἀήρ — «воздух» и φόβος — страх) — боязнь полётов на летательных аппаратах.

Описание

Аэрофобия может быть как отдельной фобией, так и свидетельством других фобий, например, клаустрофобии (боязни закрытых пространств) или акрофобии (боязни высоты). Аэрофобия в первую очередь является не болезнью, а её симптомом.

К боязни полётов обычно привлечено большее количество внимания, чем к другим страхам из-за частой необходимости полётов на самолётах, особенно в профессиональной деятельности, и их большой популярности.

По разным данным, обычно аэрофобия появляется после 25 лет. Около 15 % взрослого активного населения может страдать аэрофобией.

Симптомы

Основными симптомами аэрофобии являются нервозность уже за несколько дней до полёта, возможный отказ от авиаперелётов из-за страха перед полётом, учащённое или сбивчивое дыхание во время полёта, повышенное сердцебиение, сжатые мышцы, потные ладони, потребность в алкоголе как в средстве успокоения в полёте, анализ звуков и перемещений экипажа по салону во время полёта, представление в воображении картин авиакатастроф, обсессивный поиск информации в СМИ об авиакатастрофах и другие подобные стрессовые психические и физические явления.

Лечение

Лечение аэрофобии заключается в обучении пациента навыкам релаксации и контроля собственного психофизического состояния, после чего необходимым этапом является экспозиционная терапия. Для освобождения от аэрофобии пациенту необходимо раз за разом пережить под контролем психолога большое количество взлётов и посадок, тренируя навыки релаксации, пока его мозг не начнёт ассоциировать полёт с расслаблением, а не с паникой. Для создания атмосферы полёта при лечении аэрофобии сегодня применяются компьютерные технологии, в том числе виртуальная реальность (VRET — Virtual Reality Exposition Therapy). С помощью специального сложного компьютерно-оптического оборудования страдающий аэрофобией пациент ощущает себя на борту самолёта, что необходимо для активации его страха. После того, как страх активирован, можно приступать к отработке навыков релаксации, повторяя виртуальный полёт раз за разом до полного избавления пациента от панической реакции. В некоторых случаях, если причиной аэрофобии является недостаток или наличие искажённой информации о безопасности полётов, когнитивно-поведенческая психотерапия может быть также эффективна для лечения аэрофобии.

Ссылки

  • Что такое аэрофобия?
  • Как лечить аэрофобию?
  • Как избавиться от страха перед полетами?
  • Авиафобия, или рожденный ползать летать не может

Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Как не бояться летать на самолете

Ежеминутно в каждом аэропорту планеты поднимается в воздух самолет с пассажирами на борту. 70 % сидящих в салоне людей испытывают страх полета, что вполне естественно. Вот только не каждый способен справиться со своей фобией. Чтобы понять, как не бояться летать на самолете, следует разобраться в причинах этого страха.

Страх перелетов

Причины страха

Страх летать на самолете – это естественный признак, свойственный любому человеку. Одни люди умеют его заглушать и игнорировать, другие, «раздувая из мухи слона», превращают все в фобию. Происходит это по многим причинам, и корни проблемы заложены в подсознании.

  • Рефлекторная боязнь передается людям с генным кодом от предков, которых пугали первые «железные птицы». По этой причине невольно человек сжимается, когда невдалеке пролетает самолет;
  • Когда авиалайнер взмывает в небо, организм человека интуитивно реагирует настороженностью – его вырвали из привычной среды. Те, кто психологически подвержен фобиям, начинают нервничать, а иногда и серьезно паниковать, не всегда осознавая причину своего страха;
  • Часть людей боится лететь в самолете осознанно, насмотревшись триллеров об авиакатастрофах, хотя реальные новости не пестрят ежедневными сводками о крушении самолетов. Такие паникеры еще загодя настраивают себя на трагизм ситуации;
  • Обычно страшатся полетов, осуществляемых в первый раз, – здесь пугает страх неизвестности. Есть и такая категория людей, для которых первый полет оказался неудачным из-за плохого самочувствия, возникшего на борту. Приняв сильное укачивание за опасность, подсознание наложило табу на данный способ передвижения, а психологическое восприятие превратило его в фобию.

Напряженное состояние в полете

Обратите внимание! Какова бы причина страха при полете ни была, необходимо разобраться, насколько это фобия (или всего лишь неуютное ощущение непривычной обстановки).

Симптоматика

Аэрофобия – не единственный вид страха, которыми страдают люди. Есть боящиеся высоты и замкнутого пространства, а также незнакомой компании. Именно эти страхи могут стать причиной приступа паники. Чтобы понять, насколько вы аэрофобны, следует примерить на себя нижеприведенные симптомы описываемой проблемы:

  • Страх испытывать перед полетом на самолете вы начинаете задолго до путешествия, и не в состоянии контролировать внутреннюю панику;
  • Перед тем, как подняться по трапу самолета, вы принимаете успокоительную дозу алкоголя, седативных средств или антидепрессантов;
  • При взлете и посадке авиалайнера вы неосознанно вжимаетесь в пассажирское кресло, ваши ладони потеют, а пальцы судорожно впиваются в подлокотники;
  • Во время полета все ваше сознание сосредоточено на слежении за звуками двигателей. Если позволяет обзор иллюминатора, вы не сводите глаз с работающих моторов;
  • Если самолет попал в зону турбулентности, ситуация вводит вас в шок, и вы мысленно прощаетесь с жизнью;
  • Каждое действие стюардессы вызывает у вас подозрение, и вы пытаетесь понять, что она скрывает за улыбкой.

Обратите внимание! Если даже половина этих признаков у вас присутствует, вы – аэрофоб, для которого полет становится настоящим наказанием.

Как сгладить ситуацию

Когда человек подчиняется своим страхам, это перерастает в серьезную болезнь. Если путешествие самолётом не воспринимается, как естественное событие, его можно сделать более спокойным. Для этого нужно просто отвлечься от своей фобии, переключившись на что-то другое.

Лучше расслабиться

  • Зная о предстоящем полете, к нему можно настроиться заранее. Не стоит изучать сводки об уже происшедших авиакатастрофах, лучше посмотреть статистику аварий, происходящих на Земле. В ДПТ людей гибнет гораздо больше, чем в воздухе;
  • Чтобы психологически настроиться на полет, желательно заблаговременно пройти регистрацию и попросить себе место в стороне от иллюминаторов. Пока идет загрузка самолета, вы спокойно осваиваетесь в своем кресле. Не стоит просить места и в хвостовой зоне – там ощутимее всего турбулентность;
  • Перед полётом не рекомендуется успокаивать себя алкоголем и серьезными препаратами – они могут спровоцировать неадекватную реакцию. Не поможет и кофе, действующее возбуждающе на психику. Лучше всегда иметь при себе таблетки от укачивания и фруктовые леденцы;
  • Чтобы не поддаваться фобии, себя необходимо отвлечь, поэтому стоит взять в дорогу интересную книгу или журнал с кроссвордами, скачать на ноутбук или планшет фильм с волнующим сюжетом, занять себя увлекательной игрой;
  • Послушайте приятную успокаивающую музыку, льющуюся из наушников, она поможет заглушить звуки двигателей. Специально для полета можно закачать на плеер релакс-фонотеку;
  • Пообщайтесь с соседями по салону. Разговоры – хороший способ отвлечься от своих страхов. Даже если рядом сидит такой же аэрофоб, как и вы, взаимное общение поможет вам справиться с проблемой;
  • Если нет желания ни вести светские беседы, ни отвлекать себя от плохих мыслей досужими занятиями, можно просто поспать. Для этого достаточно захватить с собой в салон надувную подушку и одеяло (а также бируши и повязку на глаза). Если забыли о такой возможности, некоторые авиакомпании могут предложить вам постельные принадлежности;
  • Даже не обязательно спать – можно просто лежать с закрытыми глазами и вспоминать приятные моменты своей жизни, думать о предстоящей встрече, вспоминать близких людей или строить планы на ближайший год.

Дополнительная информация! Вами были приняты все меры, а паническое состояние не отпускает? Тогда займитесь дыхательной гимнастикой. Делаются упражнения так: сначала глубоко вдохните воздух ртом, задержите его в легких на 5 сек., затем выдохните и еще 4 сек. не дышите. Повторите действия несколько раз: это поможет очень быстро успокоиться.

Профессиональная помощь

Если страхи полетов присутствуют уже давно, а путешествие самолетами – частая вынужденная реальность, без помощи специалиста здесь не обойтись. Стоит уделить серьезное внимание своему психоэмоциональному состоянию, посвятив ему достаточно времени.

  • Найдите опытного психолога, который поможет разобраться, почему вы боитесь летать, и научит правильно справляться с фобией. Одной беседой здесь не отделаться – придется пройти курс психотерапии, прежде чем начнете воспринимать полеты более естественно и перестанете бояться летать;
  • Частью лечения является использование авиастимуляторов, позволяющих на виртуальных тренажерах выработать привыкаемость к перелетам. Этот момент хорош тем, что в приземленных условиях, в специально оборудованном помещении, создается ощущение реальности полетов;
  • Врач поможет подобрать лекарственные препараты для предстоящего путешествия. Здесь нужно взять во внимание, что предлагаемые таблетки – не решение проблемы, а только часть терапии, и самостоятельно они от фобии не избавляют.

Тренажер виртуальной реальности

Лекарственные препараты, назначаемые врачом для полета, можно разделить на 2 вида: накопительные и быстрого действия. К первой группе относятся те, что принимаются в несколько этапов – непосредственно перед вылетом, а затем через каждые полчаса-час. Вторая группа препаратов имеет достаточную концентрацию успокоительного, чтобы 1 таблетки хватило на несколько часов воздействия.

Лечение проводится медикаментами седативного и противотревожного характера, тормозящими нервные импульсы, снимающими спазмы и судороги в мышцах.

Важно! Каким именно препаратом лечить аэрофоба, врач решает сам, исходя из индивидуальных особенностей пациента, состояния его психики, причин, вызывающих страхи, и запущенности проблемы.

Прибегать постоянно к данным средствам не следует, так как к большинству из них может возникнуть привыкаемость. Этот способ лечения аэрофобии должен носить кратковременный характер, и применяться к тем, кто путешествует самолетами не так часто.

Сам человек может подготовиться к будущему полету заблаговременно. Недели за 3 до предстоящего путешествия можно начать принимать ежедневно глицин или экстракт валерьянки в дозах, указанных в инструкции. Это поможет снизить нервное напряжение и избежать стрессовой ситуации.

Законы физики

Некоторых людей панически пугает полет именно из-за оторванности от Земли. Не все осознают принцип действия аэродинамики, поэтому не до конца понимают, как такая тяжелая металлическая махина с кучей пассажиров на борту и большим объемом багажа может удерживаться в воздухе на протяжении нескольких часов.

Если вы летите впервые, чтобы успокоить свое воображение и перестать бояться, стоит ознакомиться с некоторыми конструктивными особенностями самолетов:

  • Авиалайнеры оснащены мощными двигателями, способными не только поднять машину в воздух, но и удерживать ее длительное время среди облаков;
  • Не стоит бояться того, что двигатели сломаются: их у самолета, как минимум, 2 шт. Если 1 мотор по какой-то причине откажет, 2-й возьмет его функцию на себя. Даже если откажут сразу оба двигателя, самолет сможет аккуратно приземлиться, как планер;
  • Держаться и планировать в воздухе самолету помогают крылья, которые достаточно прочно прикреплены к корпусу. Шанс, что они в полете отвалятся, сведен к нулю;
  • Все системы, которыми оснащены авиалайнеры, имеют дублирующие программы. Стоит произойти сбою, как в работу сразу же вступает система-дублер (а их в пассажирских самолетах не менее 4-х);
  • Можно не беспокоиться о риске попасть в авиакатастрофу из-за плохого самочувствия пилота – в самолетах надежная система пилотирования, позволяющая аккуратно посадить машину по заложенной в нее программе;
  • Полет каждого лайнера контролируется с Земли диспетчерскими службами, с которыми летчики находятся на постоянной связи. Обо всех нестандартных ситуациях, изменениях погодных условий пилоты будут сразу же оповещены;
  • Не должна пугать и зона турбулентности, в которую попадает не каждый самолет. Аэродинамические параметры конструкции рассчитаны с учетом этого природного явления, так что самолет обладает достаточным запасом прочности, чтобы выдержать такие встряски;
  • На борту работают профессионалы, которые не считают себя камикадзе. Они спокойно выполняют свои обязанности, так как уверены в надежности «стальной птицы».

Технический осмотр самолета перед полетом

Дополнительная информация! Чтобы произошла неординарная ситуация, судьбе придется постараться, ведь каждый самолет перед вылетом тщательно проверяют технические службы. Пользуются они специальными диагностическими устройствами, так что неисправную технику не допустят даже на взлетную полосу. На терминалах усилен таможенный досмотр, что исключает попадание на борт опасного багажа.

Советы «бывалых»

Не стесняйтесь признаться окружающим – «я боюсь летать на самолете». Среди ваших знакомых найдутся уже неоднократно летавшие. Они знают, что делать, чтобы побороть свою боязнь. Примите к сведению их советы.

Впечатлят вас и отзывы сторонних людей, которые научились подчинять свои страхи:

  • Дмитрий: «Я раньше боялся летать на самолете, хотя не мог осознать причины этого. В одной из командировок влюбился в красивую девушку. Теперь я каждую пятницу лечу к ней на свидание. Во время полета я только и думаю о предстоящей встрече, строю планы, как мы проведем время. Теперь, пока нахожусь на борту, ни разу не возникло чувство тревоги или паники»;
  • Ольга: «Меня постоянно одолевают какие-то страхи. Мне не комфортно в закрытых помещениях, я панически боюсь попасть в авиакатастрофу. Из-за этого потеряла очень выгодную работу – в нашем бизнесе даже минуты имеют значение. Быстро решать проблемы позволяют самолеты – самый лучший вариант мобильности. Я же пользовалась исключительно автомобилем, теряя время и клиентов. В итоге пришлось обратиться к психотерапевту и пройти специальный тренинг. Мною и сейчас периодически руководят неосознанные эмоции, но я стараюсь их контролировать. Осознав, что фобии – это игра моего подсознания, я рискнула воспользоваться услугами авиакомпании и уже успела сделать 2 перелета».

Если не лечить фобию

Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.

  • Перед предстоящим полетом человека начинают одолевать панические мысли, в итоге его мучают кошмары, или он вообще не может спать;
  • Становясь раздражительным, невыспавшимся, аэрофоб срывается на близких ему людях, отчего портятся семейные отношения;
  • Тем, кто скрывает свои страхи, еще сложнее переносить полеты. Фобия, загнанная вглубь себя, приводит к развитию сердечных болезней, гипертонии, инфарктам;
  • Если необходимость перелетов связана с профессиональной деятельностью, каждая попытка отсрочить полет или заменить его другим видом передвижения сказывается на карьерном росте. Психологические встряски по этому поводу делают аэрофоба пациентом неврологического отделения;
  • Страх пользоваться услугами авиакомпаний обедняет отдых – не на каждый курорт можно быстро и легко добраться железнодорожным транспортом (а тем более автомобилем).

Важно! Любой вид фобии будет быстро прогрессировать, если подчинить ей свою психику и отказаться от помощи профессионалов.

Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.

Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.

Видео

Если вы осознаете, что подвластны фобии, не стоит этого стесняться и скрывать. У каждого человека имеются свои комплексы и страхи, от которых лучше избавиться, а не загонять их внутрь себя. Аэрофобию можно преодолеть, если внимательно изучить свой страх, вникнуть в конструктивные особенности самолетостроения и понять принципы аэродинамики.

Тысячи человек ежедневно пользуются услугами авиакомпаний, совершая множественные перелеты в течение года, и продолжают спокойно жить, любить, работать. Они на собственном опыте поняли, что риск быть жертвой авиакатастрофы микроскопически мал. Это должно стать для вас действенным аргументом. Так стоит ли бояться самолетов?

Как не бояться летать на самолете: ТОП работающих способов

Удовольствие от предстоящего путешествия омрачается страхом полетов? Не тратьте больше времени на дорогу, покупая билеты на поезд или автобус, а постарайтесь взять аэрофобию под контроль. Но как преодолеть страх полета на самолете?

Основные причины аэрофобии: откуда берется страх

Чтобы аэрофобия осталась в прошлом, определите, что вызывает опасения. Психологи выделяют несколько типов страха, мешающего путешествовать с комфортом.

Дистихифобия и ее последствия

Возможно, вы боитесь летать на самолете из-за дистихифобии. Так называется страх перед несчастными случаями. Эта причина наиболее распространена, причем опасения понятны: СМИ массово освещают каждое крушение. Если бы подобное внимание привлекали к автомобильным авариям, люди боялись бы сесть в машину.

Чтобы успокоить нервы, ознакомьтесь со статистикой. Вы увидите, что авиакатастрофы очень редки! Но бывает, люди думают: «Если плохое и случается, то обязательно со мной». Относитесь к их числу? Обратитесь к психотерапевту, который проведет курс бесед и посоветует таблетки для успокоения.

Акрофобия и способы борьбы с ней

Навязчивый страх высоты, называемый акрофобией, мешает наслаждаться перелетами. Для его устранения нередко приходится искать профессиональную помощь. Ведь бояться незнакомой среды естественно!

Но в некоторых случаях страх проходит, когда вы делаете небольшое усилие и начинаете путешествовать воздушным транспортом. После 3—4 перелетов ситуация перестает быть незнакомой.

Клаустрофобия и эффективные меры ее устранения

Боязнь закрытых пространств, или клаустрофобия, может разыграться в салоне самолета. Избавиться от нее удастся, купив билет на место возле иллюминатора. В некоторых случаях помогают успокоительные. Иногда пассажиры прибегают к алкогольным напиткам, но эффект спорен: страх может стать сильнее, а общее самочувствие — хуже.

Страх потерять контроль: верьте пилоту

Нередко опасения вызывает утрата контроля над ситуацией. Пассажирам остается лишь положиться на мастерство пилота, который отвечает за их здоровье и жизнь. Часто опасения удается уменьшить, если при посадке экипаж лично встречает путешественников и приветствует их улыбками. Видя, кто будет управлять самолетом, люди успокаиваются.

Страх перед террористическими актами

Боязнь террористов, особенно на некоторых международных линиях, естественна. Но опасения напрасны: после инцидента 9/11 меры безопасности максимально усилены. Бдительность проявляют сами пассажиры, по необходимости сообщающие информацию экипажу.

Напоминайте себе о случае с террористом Ричардом Рейдом: попытка взорвать самолет провалилась благодаря быстрой реакции окружающих. После взлета пассажиры почувствовали запах гари и пожаловались стюарду. Тот заметил, что Рейд пытается зажечь спичку, и напомнил о недопустимости этих действий. Через несколько минут женщина, сидевшая неподалеку, обратила внимание на странное поведение соседа. Она спросила, что он делает, и не получила ответа. Затем она увидела, что Рейд пытается поджечь шнур от бомбы, находящейся в ботинке, и постаралась помешать. Женщина громко позвала на помощь, а затем вместе со стюардессой и другими пассажирами обездвижила Рейда. Они связали неудачливого террориста ремнями от сидений и даже шнурами от наушников. Активное вмешательство пассажиров предотвратило трагедию.

Причин для волнения нет, поскольку службы безопасности принимают все возможные меры. А по необходимости напоминайте себе, что вы в состоянии влиять на ситуацию.

Гидрофобия: как она портит путешествия

Вы спокойно переносите небольшие полеты, но межконтинентальные превращаются в кошмар, когда судно пролетает над океаном? Явление называется гидрофобией, и оно вызвано неприятными переживаниями в прошлом.

Если панические атаки возникают при перелетах над водными массивами, поищите другие рейсы. Альтернативы не нашлось? Успокоить нервы будет проще, купив билет на место подальше от иллюминатора.

Охлофобия: боязнь скопления людей

Психотерапевты говорят, что у части аэрофобов причина заключается не в боязни оторваться от земли. Пассажир может спокойно относиться к тому, что воздушное судно поднимается на большую высоту, но чувствовать дискомфорт в кругу чужих людей. Проблема усиливается, когда человек с охлофобией оказывается в небольшом кресле, зажатый соседями с обеих сторон, и не может вытянуть ноги.

Отчасти устранить страх помогает путешествие в бизнес-классе. Если же по карману только эконом-класс, выбирайте места у прохода или иллюминатора: у вас будет 1 сосед.

Эметофобия: когда тошнота становится угрозой

Беспокойство путешественников бывает связано и с эметофобией — опасением, что справиться с подступающей тошнотой не удастся. Если вы хотите избежать проблемы, примите таблетку циклизина или лоразепама (предварительно посоветуйтесь с врачом). А чтобы обойтись без медикаментов, выпейте перед полетом стакан теплого молока: оно успокаивает нервы.

Аэрофобия или простая мнительность

Если вам страшно лететь на самолете, для начала определите тип проблемы. Возможно, аэрофобии у вас нет, и понадобится лишь пересилить простую мнительность.

Опасаться малознакомых ситуаций нормально, поэтому волнение перед взлетом не считается проявлением фобии. Но когда оно дополняется физическими симптомами (учащенным сердцебиением, затрудненным дыханием, головокружениями и обмороками), без специалиста не обойтись. Он проведет лечение в несколько этапов:

  • При тяжелой фобии психотерапевт подберет медикаменты, облегчающие состояние больного.
  • Врач использует индивидуальную терапию, в ходе которой выявит причину проблем. Половина успеха зависит от того, сумеете ли вы определить, что вызывает тревогу.

Методы применяются по отдельности или в совокупности, причем схему вырабатывает специалист. Если вы страдаете от выраженной фобии, а не от повышенной тревожности, шансы справиться самостоятельно невелики. Стараетесь избежать полета любыми способами? Проблему не решить простым желанием взять себя в руки.

Обратившись за помощью на раннем этапе формирования аэрофобии, вы быстро добьетесь результата.

Распространенные стереотипы и их несостоятельность

Если дело в мнительности, остается выяснить, как ее победить. Подумайте, не вызвана ли она недостатком знаний и верой в стереотипы. К числу распространенных заблуждений относят следующее:

  • Российские пилоты якобы злоупотребляют алкоголем, поэтому ненадежны. Но все авиакомпании имеют международные сертификаты, подтверждающие соответствие услуг мировым стандартам.
  • Безопасно летать только авиалиниями крупных корпораций. Если самолет находится в аэропорту, то он прошел необходимые проверки. На практике воздушный транспорт «Самарских авиалиний» будет столь же безопасен, как лайнер Etihad Airways.
  • На старом самолете летать опасно. На самом деле воздушный транспорт делится на 2 категории: исправный и неисправный. Срок эксплуатации не имеет значения, ведь ресурс авиатехники изначально велик. У компании Delta Air Lines парк на 50 % состоит из лайнеров старше 20 лет. Это не мешает ей занимать лидирующие позиции в мире по пассажирским перевозкам.

Если подойти к вопросу критически, страхи окажутся неоправданными. Боитесь, что нетрезвый пассажир бросит тяжелый предмет в иллюминатор, и все погибнут после разгерметизации салона? Это невозможно: стекло состоит из нескольких слоев, а вдобавок оно не разобьется из-за разницы в давлении за бортом и в салоне. Опасаетесь, что в двигатель лайнера попадет птица? У современных моделей механизмы дублируют работу, и выход из строя одного не станет причиной трагедии. Даже если все двигатели забьются птицами, лайнер не рухнет, а медленно спланирует на землю. В похожую ситуацию попали пилот и пассажиры в США, причем экипаж справился с задачей посадить самолет в Нью-Йорке, не причинив вреда зданиям.

Не придумывайте причины для возможной катастрофы: 99 % опасений неоправданны.

Как перестать бояться полетов

Как побороть страх перед полетом на самолете? Если вы чувствуете, что справитесь самостоятельно, попробуйте несколько способов. Среди них вы отыщете работающий!

Знание, как устроен самолет: изучите матчасть

Готовясь к путешествию, не ищите информацию о катастрофах, произошедших на определенной авиалинии. Хотя искушение бывает сильно, полезнее разобраться в процессах, которые вас ждут. Понимая, с чем связаны толчки или тряска, вы не станете предполагать худшее. Учтите следующее:

  • Ощущение, что воздушное судно несется с огромной скоростью, связано с ее набором для взлета.
  • Видите в иллюминатор, что часть крыла движется? Это нормально во время полета, и причин для паники нет.
  • Из-за турбулентности может показаться, что лайнер падает в бездонную яму. Ощущение возникает, когда судно попадает в область с другим давлением. На самом деле разница в высоте составляет несколько сантиметров. Чувство падения связано с тем, что вестибулярный аппарат человека не «рассчитан» на полеты, поэтому дает ложную информацию. Усиливает проблему и скорость: все перемещения ощущаются сильнее.
  • Беспокоитесь, что дверь самолета случайно откроется? Это невозможно из-за разницы давления за бортом и в салоне.

Чем больше вы знаете о строении современных авиалайнеров, тем проще сохранять спокойствие при попадании в зону турбулентности. Вероятность разбиться составляет 1 к 11 000 000, поэтому вы будете в безопасности.

Полет в первом классе: успокаивающий комфорт

Опытом в борьбе с аэрофобией делится Али Вандермен. Эта фрилансер-путешественница зарабатывает на жизнь написанием туристических гидов и рассказов о своих приключениях. Но Али боялась полетов, пока не открыла возможности 1-го класса.

По ее словам, Вандермен предстояло пережить 15 ч. в воздухе. Поэтому она решила пойти на траты и обеспечить себе комфорт. В результате 9 ч. она мирно спала в кресле под мягким одеялом, а в остальное время наслаждалась меню и напитками.

Если комфорт уровня «премиум» не по карману, купите билет в бизнес-класс. Расстояние между рядами будет больше, что позволит победить клаустрофобию. Физический комфорт во многом обеспечивает душевный!

Чтение статистики перед полетом

Ознакомьтесь со статистикой: она показывает, что риск погибнуть в автокатастрофе выше, чем стать жертвой при крушении. Согласно исследованиям Гарвардского университета, вероятность, что в вас ударит молния, составляет 1 к 13 000. Риск куда выше, чем опасность авиакатастрофы (1 к 11 000 000), но вы не боитесь ходить по улице. Несчастные случаи бывают, но иллюзию их частоты создает шумиха в СМИ.

По статистике, в период с 1982 г. по 2010 г. в США жертвами авиакрушений становилось не более 110 человек в год. И безопасность усиливается: в 60-х гг. несчастные случаи происходили 1 раз в 200 000 перелетов. Сейчас соотношение составляет 1:2 000 000, поэтому причин волноваться нет.

Учитывайте, что не каждая неполадка фатальна. Даже если самолет станет тем единственным из 2 000 000, исследования Национального совета по безопасности на транспорте в США показывают: вероятность выжить составляет 95 %. В других странах ситуация не отличается.

Чтобы вы не думали, как же не бояться и летать на самолете спокойно, посмотрите видео о проверке воздушного транспорта перед рейсом:

Подготовка заранее: что учесть

Если вы чувствуете дискомфорт при мысли о полете, уменьшите количество стрессовых ситуаций. Приехать на регистрацию в аэропорт с минимальным запасом времени — не лучшая идея, ведь вы разволнуетесь еще до посадки.

Затем по возможности пройдите в лаунж-зал: он доступен пассажирам первого класса и держателям банковских карт определенного типа. Но за плату дополнительный комфорт получат все желающие (при наличии мест). Удовольствие обойдется в 40 €, зато вы попадете в приятную и спокойную обстановку, насладитесь едой и напитками, по желанию примете душ. Если путешествие будет приятным с первых минут, вы почувствуете себя увереннее и на борту.

Проходите регистрацию онлайн, чтобы избежать дополнительных стрессов.

Доверие экипажу: познакомьтесь с персоналом

Пилоты нередко приветствуют пассажиров лично, чтобы снизить их тревожность. Некоторые компании позволяют путешественникам перед взлетом зайти в кабину и приветствовать тех, кто отвечает за безопасность. Когда вы увидите доброжелательных, спокойных людей, вера в их компетенцию вырастет. Напоминайте себе, что экипаж тоже хочет вернуться домой, где ждут родные.

Если возможности увидеть пилотов нет, побеседуйте со стюардессами: задайте возникшие вопросы, попросите уделять вам больше внимания. Но вы можете не волноваться о компетентности персонала. Чтобы попасть на крупные авиалинии, пилоты должны провести в воздухе не менее 1500 ч., поэтому опыта им хватает.

Выбор правильной одежды

Согласно рекомендациям бывалых путешественников, правильно выбранная одежда уменьшает стрессы:

  • Начните с удобного белья из натуральных тканей: женщины уделят внимание бюстгальтерам, ведь лямки не должны врезаться в плечи.
  • Выберите свободные брюки черного или темно-синего цвета, ведь они порадуют практичностью. Вам пригодится модель без пояса: тот может сдавить живот, причиняя неудобства.
  • Не надевайте обувь на высоких каблуках. Модель на плоской подошве в сочетании с носками из натурального материала не доставит дискомфорта.

Захватите также маску для глаз, чтобы спокойно поспать при перелете, и будете готовы к путешествию.

Полезные мобильные приложения и развлечения на борту

Пытаетесь пересиливать страх? Справиться с ним легче, если вы отвлечетесь. Посмотрите фильм, который показывают во время рейса: пусть он плох или вы уже видели ленту, это лучше, чем вспоминать истории крушений. Захватите на борт и книгу либо желтую прессу, чтобы переключить внимание.

Поклонники технологий оценят мобильное приложение SkyGuru, рассчитанное на операционную систему iOS. Оно работает на регулярных рейсах, рассказывая пользователю, что происходит в каждый момент перелета. Вы получите объяснение всем звукам и ощущениям: больше не придется гадать, что же означает загадочное потряхивание судна.

Хотите полностью переключить внимание? Используйте приложение Ana Takeoff Mode: головоломка не даст возможности думать о другом. Ее разработала японская авиакомпания специально для аэрофобов. Отдельное внимание создатели уделили звуковому сопровождению, и успокаивающая мелодия способствует расслаблению. Громкость автоматически возрастает, когда двигатели переключаются в режим взлета, поэтому вас не будут тревожить незнакомые звуки.

Если страх проявляет ребенок, захватите в салон любимые игрушки и раскраски. Займите малыша веселой игрой, а главное, ведите себя спокойно. Видя уверенность родителей, ребенок перестанет нервничать.

Поддержание жидкостного баланса

Шумит в голове, ноги кажутся ватными, беспокоит желудок? Явления, вызванные сильной потерей влаги при перелете, не добавляют спокойствия. Чтобы физический дискомфорт не усилил психологический, пейте томатный сок. Он богат калием и магнием, улучшающими работу сердечно-сосудистой системы.

Не налегайте на алкоголь: его всасывание усиливается на высоте, и результат будет непредсказуемым.

Готовность к турбулентности

Раздумывая, как же перебороть страх перед полетом на самолете, учтите, когда он вас охватывает. Тревожность усиливается во время попадания в зону турбулентности, но на выручку придут простые трюки:

  • Возьмите листок бумаги и ручку. Напишите свое имя, используя левую руку (для левшей — правую). Повторяйте, пока не успокоитесь. Эффект основан на том, что вы сосредотачиваетесь на задаче и перестаете думать о плохом. Также вы задействуете другое полушарие мозга, что разрушает сложившиеся шаблоны. Трюк придумал Рон Нильсен, английский пилот: результативность приема оценили аэрофобы.
  • Чувствуя приближение панической атаки, достаньте из стакана соломинку и дышите через нее. Вы уменьшите поступление воздуха в легкие и избежите гипервентиляции.
  • Забронируйте места в части самолета, расположенной ближе к кабине или центру. Толчки и тряска будут ощущаться слабее, чем на местах в хвосте самолета.

Напоминайте себе, что турбулентность безопасна: за историю гражданской авиации от нее пострадало не более 50 человек. Неприятности были связаны с тем, что пассажиры не оставались на местах или им на голову падал багаж.

Турбулентность доставляет неудобства, но судно не может рухнуть на землю, попав в воздушную яму.

Вопреки стараниям, путешествия авиарейсами кажутся кошмаром? Обратитесь к психологу, но не рассчитывайте избавиться от страхов после разового посещения. Подготовьтесь пройти курс бесед, а по необходимости и позаниматься на виртуальном тренажере. Тот имитирует условия перелета, благодаря чему вы привыкнете к ощущениям.

Как уснуть на борту самолета

Пережить перелет окажется легче, если погрузиться в сон. Но как это сделать на борту лайнера? Вам помогут подсказки:

  • Позаботьтесь о собственном комфорте: составьте плей-лист с успокаивающей музыкой, положите в ручную кладь любимый плед, наденьте мягкий свитер, даже если тот вышел из моды. Уснуть в компании 200 человек, находясь на высоте нескольких тысяч метров над землей, сложно. Чтобы добиться цели, нужно создать удобство.
  • Не скрещивайте ноги: если перелет занимает больше 4 ч., поза увеличивает вероятность образования тромба. В идеале следует заказать место у иллюминатора, ведь вы сможете наклониться в сторону и опереться о стену салона. Поза будет удобной, даже если спинка сиденья откидывается не до конца.

Откажитесь от идеи облегчить засыпание с помощью алкоголя. Результат непредсказуем, к тому же после пробуждения вы почувствуете жажду и головную боль. Дискомфорт возрастет, и впечатление от авиарейса будет негативным.

Лекарства от аэрофобии

Надеетесь забыть об опасениях, приняв таблетку? Увы, эффективных средств от аэрофобии не существует. Вы можете снять симптомы, но в подсознании останутся воспоминания, что полет — пугающая ситуация. Даже таблетки пить пришлось!

Проявления тревожности будут нарастать, и дозу медикаментов понадобится увеличивать. Чтобы решить проблему, нужно избавиться от фобии. Разберитесь с причинами страха, по необходимости обратившись к профессионалу. Тот может и назначить препараты, снимающие тревожность, но они лишь послужат дополнением к терапии.

Самостоятельно назначать медикаменты нельзя, даже если речь идет о простом снотворном. Ведь последствия применения дают о себе знать в течение нескольких часов. Затуманенная голова, сонливость — не лучшие спутники путешественников.

Как правильно выбрать рейс и купить билет

На форумах путешественники делятся советами, как выбрать авиарейс и места, чтобы уменьшить дискомфорт. К числу рекомендаций относят следующее:

  • Путешествовать прямыми рейсами приятнее, поскольку вы меньше времени проведете в воздухе.
  • Места в центре салона подходят тем, кто боится летать. В этой части самолет устойчив, поэтому вибрация будет меньше. Но учтите, что у большинства моделей двигатели располагаются под крыльями. Сидя поблизости, вы услышите весь шум.
  • Если вы страдаете от боязни замкнутых пространств и толпы, выбирайте места у аварийных люков. Проходы перед этими рядами шире, и вы не почувствуете дискомфорта.
  • Фобия нередко отступает при дневных полетах, когда за иллюминатором вы видите красивый пейзаж. Темнота же ассоциируется с неизвестностью, что увеличивает тревогу.

Заранее определитесь со временем перелета и забронируйте места: продумав детали, вы получите хорошие впечатления.

Как бороться с подступающей тревожностью

Как избавиться от страха полета на самолете, если вы чувствуете, что теряете контроль? Заранее примите меры: предупредите о проблеме стюардессу и соседей. Вам нужно получить поддержку и сочувствие, а не страдать в одиночестве. Многие пассажиры с удовольствием развлекают беседой тех, кто боится летать.

Когда воздушный транспорт попадает в зону турбулентности, вспоминайте о ямах на дороге. Вместо того чтобы напрягаться, расслабьте мышцы, и перенесете неприятные моменты легче.

Если паника не отступает, перейдите к контролируемой технике дыхания. Вдыхайте через нос и выдыхайте, одновременно считая до 10. Это позволит избежать гипервентиляции, а сосредоточенность на цикле отвлечет от волнений. Также помогает использование тонкой резинки, надетой на запястье. Оттягивайте ее и отпускайте: легкая боль не даст придумывать пугающие сценарии.

Каких действий избегать при боязни полетов

Чтобы ваш отзыв о путешествии авиалайнером был благоприятным, исключите факторы, повышающие тревожность. Примите во внимание следующие советы:

  • Откажитесь от употребления кофе и продуктов с кофеином. Ваши нервы возбуждены, и дополнительная стимуляция не требуется.
  • Ища информацию о модели самолета, не сосредотачивайтесь на данных о крушениях.
  • Не думайте, что научиться переключать мысли — сложная задача. Нейтрализовать иррациональные страхи реально, когда вы располагаете фактами. Если вы боитесь турбулентности, изучите вопрос досконально. Ведь большая часть опасений обусловлена простым незнанием! В следующий раз, когда вас одолеет боязнь, перечислите в уме факты, подтверждающие безопасность перелетов.
  • Приучите себя игнорировать шумиху, которую СМИ раздувают вокруг небольших сложностей. Например, в конце января 2018 г. в России произошел инцидент: после приземления воздушного судна пассажиры готовились покинуть салон, когда у одного из них загорелось зарядное устройство для телефона. Проблема была устранена за минуты, но СМИ разразились заголовками «Самолет чуть не вспыхнул из-за гаджета». Почему? Журналисты хотят привлечь аудиторию, а этого не сделать рассказами о том, как слаженно отреагировал экипаж на заурядный инцидент.

Запомните, что неведение — главный враг. Чем больше вы знаете о самолетах, тем спокойнее будете летать. По необходимости вы даже отправитесь на аэродром и возьмете несколько уроков пилотирования: поняв происходящее, вы перестанете волноваться.

Самолет — самый безопасный транспорт: несколько фактов

Как же перебороть страх полетов на самолете? Напоминайте себе о результатах статистических исследований. Департамент транспорта в США предоставил данные, согласно которым наибольшую опасность представляет автомобиль. Если вы путешествуете по магистрали, риск погибнуть в аварии составляет 1 из 654, а для мотоциклистов — 1 из 114.

Почему же люди боятся перелетов? В основном из-за шумихи в СМИ, связанной с катастрофами. Каждое событие освещается столь подробно, что создается впечатление, будто несчастные случаи происходят часто. Напоминайте себе об этом, и страх отступит.

Советы напоследок

Люди с гиперактивным воображением заставят его сыграть им на руку. Если вы склонны придумывать сценарии развития событий, переключитесь на позитив. Представляйте идеальное путешествие: начните с прибытия в аэропорт, вообразите, как поднялись на борт, познакомились с милыми соседями и благополучно долетели. Чем чаще вы воображаете предстоящий перелет в положительном свете, тем проще справитесь с задачей.

Не избегайте путешествий воздушным транспортом, иначе мнительность разыграется и охватит другие сферы жизни. Преодолейте страх и возьмите ситуацию под контроль!

Исследования японской авиакомпании показали, что от боязни полетов на самолете страдают 72 % пассажиров. В некоторых случаях речь идет о фобии, и победить ее удается лишь с помощью терапии. Но с мнительностью вы справитесь самостоятельно: попробуйте на практике советы и выберите те, которые помогают именно вам.

Введите свой маршрут и выберите наиболее доступный перелет от Aviasales.ru

Раз в 4 секунды в какой-то точке планеты поднимается в воздух самолет. Хотя вероятность гибели при авиакатастрофе очень низка, каждому третьему потенциальному пассажиру страшно при мысли о воздушном путешествии. Этот страх не только ухудшает твое самочувствие во время перелета, но и уменьшает радость от встречи с новыми впечатлениями, которые ожидаешь получить при выходе из авиалайнера. Как побороть страх полета на самолете и насладиться путешествием?

Что такое аэрофобия

Беспокойство — это естественный психофизиологический ответ, имеющий целью мобилизовать скрытые возможности человеческого организма в небезопасной или необычной ситуации. Любая фобия вызвана гиперболическим проявлением тревожности от конкретного стимула. Она выражается в навязчивом страхе, возникающим в провоцирующих его условиях. Логически это объяснить невозможно. Когда расстройство формируется окончательно, человек боится и избегает конкретных действий или ситуаций.

Loading…

С развитием воздушных коммуникаций и появлением возможности массовых пассажирских перевозок возник новый вид необъяснимого страха. Аэрофобия — это преувеличенная боязнь летать на авиалайнере, заставляющая страдать многих людей. Страх летать делает тебя менее мобильным. Ты не можешь безмятежно путешествовать, устраиваться на работу, связанную с поездками. Боязнь полетов лишает тебя радости увидеть множество далеких и интересных мест. Аэрофобия мешает полноценно жить.

Важно! Большинство аэрофобов считает, что нельзя победить свой необъяснимый страх перед полетом. Поэтому они лишают себя возможности передвигаться авиатранспортом.

Можно классифицировать два типа боязни перелетов:

  1. Волнение накануне полета — признак естественного инстинкта самосохранения.
  2. Явный патологический страх летать.

Есть несколько действенных способов, как бороться со страхом летать в самолете, но для этого ты должен приложить достаточные усилия.

Основные причины аэрофобии

Причины появления аэрофобии должны рассматриваться индивидуально в каждом конкретном случае. Они подразделяются на следующие виды:

  1. Главный фактор — страх травматического инцидента. Человеческий мозг связывает события, вызывающие стресс, с перелетами. Свою лепту вносят и СМИ, бесконечно приводя подробности аварий с авиалайнерами.
  2. Некоторым людям свойственен страх высоты, который возникает даже при нахождении в многоэтажных зданиях и резко усиливается на высоте нескольких тысяч метров.
  3. Клаустрофобия, или боязнь замкнутого пространства, способна спровоцировать страх перед полетами, так как ограниченное пространство внутри лайнера влияет на подверженную этой фобии психику.
  4. Боязнь людских скоплений.
  5. Чувство отсутствия контроля над незнакомой ситуацией.
  6. Страх перед неконтролируемыми реакциями организма, часто — тошнотой.
  7. Боязнь террористических атак.
  8. Неприятные ассоциации, связанные с водой, иногда приводят к страху летать над океанами и морями.
  9. Боязнь турбулентности.
  10. Страх летать по ночам.

Вопросы, страшно ли летать на самолете, если в первый раз находишься там, могут оказаться простым волнением перед неизведанным, а не устойчивыми фобиями.

Поводом для появления боязни летать может стать негативный опыт, сформированный окружающей средой. Например, просмотр фильма, посвященного крушению авиалайнера. Накопление «ужасных» ассоциаций, находящихся в тесной взаимосвязи с перелетами, приводит к иррациональной реакции психики.

Рекомендации, как побороть аэрофобию и спокойно чувствовать себя в самолете, могут быть общими и индивидуальными.

Первые признаки фобии

Можно говорить о преувеличенном страхе перед авиатранспортом, если ты наблюдаешь ряд признаков:

  1. Становится страшно при мысли лететь на самолете, начинаешь бояться за несколько суток до путешествия, порой даже за месяц. Ты испытываешь навязчивую тревогу, а в мыслях рисуешь ужасные картины авиакатастроф.
  2. Симптоматика, выражающаяся в признаках и проявлениях аэрофобии, приобретает более выраженный характер ближе к дате поездки. Симптомы, появляющиеся при размышлениях о поездке: увеличение частоты сердечных сокращений, повышенное давление, диарея, усиленное потоотделение, мышечное напряжение, слабость конечностей, дезориентация.
  3. Ты не только панически боишься летать, но и испытываешь панический страх потерять сознание в самолете или умереть от сердечного приступа. Боязнь задохнуться в самолете провоцирует приступы удушья, и ты начинаешь задыхаться после посадки в салон лайнера.
  4. Часто пиковые симптомы аэрофобии случаются во время полета в турбулентных зонах или при посадке лайнера.

Люди, боящиеся авиаперелетов, ограничивают свою жизнь, поэтому важно знать, как побороть страх перелета.

Частое нахождение в стрессе приводит к началу депрессии, и есть вероятность спровоцировать занижение самооценки. Но если ты знаешь, как избавиться от боязни летать на самолете, то можешь значительно повысить качество жизни.

10 способов преодоления страха перед полетом на авиалайнере

Чтобы избавиться от аэрофобии, нужно понять, что любая неконтролируемая тревога обусловлена ожиданием негативных событий в будущем. Необходимо выяснить, с чем именно связано беспокойство и где начинается страх. Для этого можно выполнить следующие действия:

  1. Действенным способом, как побороть страх летать, является анализ реальных фактов о статистике, касающейся безопасности авиаперелетов.
  2. Другим методом, как справиться с подступающей аэрофобией, послужит изучение позитивных моментов о функционировании воздушного транспорта. Избегай чтения материалов об авиакатастрофах, «неграмотных» пилотах и плохом техническом состоянии воздушных судов. Тем более часто можно столкнуться с недостоверной информацией, преувеличивающей масштабы проблемы.
  3. Что делать для подготовки к воздушному путешествию, если страшно лететь в самолете? Создай себе максимально комфортные условия, исключи дополнительные беспокойства. Выбери удобное время перелета, пройди регистрацию в режиме онлайн, чтобы забронировать удобное место (для испытывающих страхи летать лучшие места расположены в носовой части лайнера и в районе крыльев), приезжай в аэропорт заблаговременно. Не спи много перед путешествием, чтобы с большей вероятностью уснуть в салоне воздушного судна.
  4. Неплохой способ, как преодолеть страх полета в самолете, — подумать о пилотах и экипаже лайнера. Они сделали перелеты своей профессией, любят ее и уверены, что все сделают для твоей и своей безопасности. Часто хорошее настроение и спокойный, уверенный внешний вид команды способствуют значительному уменьшению страхов пассажира.
  5. Побороть боязнь перелетов можно с помощью отвлечения внимания. Как борется с неприятными эмоциями пассажир — находит интересное занятие: чтение книги, просмотр видеофильма, беседа с попутчиком.
  6. Летать нужно в соответствующей одежде: максимально удобной и не стесняющей движений, чтобы не испытывать дополнительный дискомфорт, усиливающий неприятные ощущения от перелета. Под рукой имей теплую одежду. Холод увеличивает напряжение.
  7. Для улучшения самочувствия и поддержания баланса жидкости возьми с собой воду на борт воздушного судна.
  8. Проверенным способом, как избавиться от аэрофобии, служат приложения для мобильных устройств. С их помощью ты сможешь ориентироваться в пространстве: следить за скоростью лайнера, высотой полета и другими техническими параметрами. Ты будешь ощущать, что контролируешь ситуацию, и найдешь увлекательное занятие.
  9. Многие пассажиры испытывают особенный страх от турбулентности. Это естественное явление, не несущее явных угроз. Поэтому подготовь себя к возможной тряске на борту самолета как к обычным полетным реалиям.
  10. Если простые методы не помогают, обратись к психологу. Он подскажет, как побороть боязнь перелетов и перестать отказываться от воздушных путешествий из-за страха летать.

Самолет — самый безопасный транспорт: о чем говорят факты

При боязни летать на самолетах иногда достаточно ознакомиться с фактами, способными значительно уменьшить страх:

  1. На чем основывается доверие к воздушному судну? Его техническое состояние проверяется гораздо чаще, чем состояние всех других видов транспортных средств. Перед каждым полетом во всех аэропортах мира проверяется функционирование систем лайнера, выявляются сбои и дефекты. Все самолеты перед выпуском проходят серию испытаний, в том числе те, риск возникновения которых мал. Например, полет с одним двигателем. Прежде чем лайнер получит сертификат на эксплуатацию, для его проверки потребуется год. Все системы воздушного судна дублируются, а при отказе двигателя самолет способен значительное время продержаться на одном моторе. Посадка возможна при отказе обоих двигателей, когда лайнер просто планирует.
  2. Исключительная безопасность внутри воздушного судна. Здесь используются решения, которых не найти, например, в автомобилях. Обивка кресел и ковровые покрытия огнестойкие, а сами сидения надежно прикреплены к полу. Конструкция аварийных дверей позволяет легко открывать их в случае опасности.

Интересно! Каждый день в воздухе насчитывается более 100 000 пассажирских лайнеров.

  1. Воздушное пространство под наблюдением. Распространенный страх летать самолетом — боязнь столкнуться в воздухе с другим воздушным судном. Ежедневно только над Европой пролетают около 25 тысяч лайнеров, но риск их столкновений минимален. Воздушные суда движутся по строго определенному маршруту, за которым следят диспетчеры. Они работают в 12-часовые смены, но каждые 2 часа работы перемежаются 2-часовым перерывом для сохранения оптимального физического состояния.
  2. В психологии людей страх летать на самолете порой связан со страхом попадания в самолет молнии. Что происходит, когда молния ударяет по плоскости крыла? Чаще всего ничего — на воздушных судах есть громоотводы, специальные антенны, которые разряжают электрические заряды в атмосферу. Если удар очень сильный, он может оставить след на внешней обшивке лайнера, которая будет удалена во время техосмотра.
  3. Турбулентность не так уж опасна. Лайнер способен выдержать перегрузку 5G, а в случае сильнейшей турбулентности она составляет 1,6G.

Интересно! Профессор статистики Массачусетского университета Арнольд Барнетт подсчитал, что человеку придется летать на самолете ежедневно в течение 4 миллионов лет, чтобы погибнуть в авиакатастрофе. Вероятность крайне низка.

Исходя из неоспоримых фактов высока вероятность благополучно пережить полет на самолете, а аэрофобия — это только преувеличенные страхи.

5 способов как справиться со страхом во время полета

Для борьбы с аэрофобией используй два пути: правильное поведение во время полета и рационализацию страха, которая заключается в напоминании себе информации, подтверждающей безопасность воздушного путешествия. Твои действия:

  1. Дыши глубоко и спокойно. Если ты заметил первые симптомы нервозности при полете, правильное дыхание поможет тебе успокоиться. Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, дыши медленно, расслабь мышцы лица, челюсти, уменьши напряжение в груди и животе. Также расслабь руки, которые должны плотно прижиматься к подлокотникам, и ноги, находящиеся всей поверхностью ступней на полу.
  2. Отвлеки свои мысли. Когда тебе страшно, особенно если в первый раз летишь на самолете, твои мысли фокусируются на каждом звуке, производящемся лайнером, ты ощущаешь малейшую вибрацию машины. Лучшим лекарством от страха является компания близкого человека, который не боится или привык летать.Пусть он убеждает тебя аргументами и напоминает, как побороть начинающуюся аэрофобию. Если летишь один, попутчик не сможет помочь. Поэтому стоит взять с собой интересный фильм, книгу и, главное, размышлять о прекрасных вещах, которые ждут после посадки: отдых, осмотр достопримечательностей или встреча с родными и близкими.
  3. Чем больше ты летаешь, тем меньше боишься. Когда летать приходится много раз, ты меньше об этом думаешь. Воздушное судно становится просто средством передвижения, а не потенциально смертельной машиной. Путешествие на автомобиле не пугает тебя, потому что ты ездишь почти каждый день, хотя по статистике вероятность пострадать в автокатастрофе значительно выше.
  4. Скажи стюардессе, что ты боишься. Если самостоятельно переживать страх летать сложно, то стюардесса подскажет, как бороться с аэрофобией, будет уделять тебе особое внимание и поможет почувствовать себя в безопасности.
  5. Съешь что-нибудь вкусное во время полета. Сладкое увеличивает концентрацию эндорфинов и влияет на эмоциональный настрой.

Важно! Главное — научиться распознавать приближающуюся панику в самом начале, чтобы успеть справиться с ней. Не игнорируй негативные эмоции. Собственный страх должен быть принят.

Существуют профессиональные методы лечения аэрофобии, подходящую терапию предложат специалисты.

Чего не следует делать

Среди боящихся летать распространено мнение, что может помочь спиртное. Но помогает ли на самом деле алкоголь избавиться от аэрофобии? Если становится жутко при мысли о подъеме в воздух, страшно ли будет летать самолетом, обманув свою психику принятием дозы спиртосодержащего напитка? Этот метод обманчив. Хотя алкогольные напитки помогают расслабиться, но они обезвоживают организм и увеличивают усталость.

Лучше не поддавайся соблазну выпить чашечку кофе в самолете — это может усилить страх из-за воздействия кофеина.

Несмотря на то что некоторые пассажиры говорят о помощи спиртного в преодолении страха летать, не пытайся проверить на себе воздействие этого метода. Если боишься путешествий самолетом, выбирай другие способы, как побороть страх полета.

Помощь специалистов

Пункт борьбы с аэрофобией в аэропорту «Шереметьево»

Лечение аэрофобии производится с учетом истории болезни и конкретных жалоб. Врач-психолог должен установить, страшно ли пациенту лететь в самолете и чем этот страх обусловлен. Если имеются заболевания сердца и сосудов, а вестибулярный аппарат работает с нарушениями, то пациента направят к соответствующим специалистам.

Важно! Продолжительное использование седативных средств, как успокоительных при аэрофобии, не рекомендуется из-за вероятности развития зависимости.

Слабые успокоительные препараты, например, валерьянку можно принимать в небольших дозах, начиная за 2-3 недели до путешествия.

В тяжелых случаях, чтобы не бояться летать в самолете, надо прийти к специалисту. При этом основные способы победить боязнь — психотерапевтические. Есть и другие методы, в том числе передовые: от фобии избавляешься при помощи нейролингвистических практик и гипноза.

Способы лечения фобии

Современной медициной разработаны несколько направлений, как бороться с навязчивой аэрофобией:

  1. Некоторые лекарства — седативные средства, антидепрессанты и прочие таблетки используются в качестве препаратов от аэрофобии. При тяжести симптомов (обморок, истерия) рекомендуется назначать психотропные препараты.
  2. Психотерапия сводится к выяснению, почему страшно летать в самолете, определению конкретной фобии и подбору соответствующего лечения.
  3. Нейролингвистические методы.
  4. Лечение гипнозом.

Определение главной причины иррационального страха перелета в самолете — основа успешной терапии. Причем действенность индивидуального лечения превосходит эффективность от групповых сеансов. Часто специалистами выбирается комбинация из психотерапевтических методов и медикаментозной терапии.

Новые методики лечения

Методы, как навсегда избавиться от аэрофобии, практикующиеся с недавних пор и использующие психологические способы воздействия, уже доказали свою эффективность.

К ним относятся методы когнитивной психотерапии, которые заключаются в повторяющемся погружении пациента под постоянным контролем врача в атмосферу воздушного полета. В контексте развития навыков релаксации человек должен беспрепятственно проходить через стрессовые для него ситуации. То есть аэрофоб погружается в состояние, возникающее во время перелета, пока ассоциация этого состояния с релаксацией и отдыхом не будет закреплена на бессознательном уровне. Данный способ отвечает на вопрос, как победить страх полета в самолете: пациент побеждает его, связывая воздушные путешествия с умиротворением, а не с паникой. Для достижения описанного результата психотерапевты применяют стимуляторы, воссоздающие виртуальную реальность, и другие инновационные технологии.

Другой способ, как перебороть страх летать в самолете, — нейролинвистические практики, находящиеся на границе лингвистики, психологии и неврологии. Они исследуют мозговое регулирование речевой активности, отклонения в процессах формирования речи при негативных воздействиях на мозг.

Еще один способ, как эффективно избавиться от страха летать, связан с сеансами гипноза. Гипноз помогает выявить причину возникновения боязни летать. Это способствует выработке стратегии, как вылечить аэрофобию. Во время сеанса гипнолог успокаивает пациента, погружает его в расслабленное состояние и начинает задавать вопросы. Успех лечения основывается на обучении людей релаксации и контролю над своим психосоматическим состоянием.

Страх летать обычно привлекает больше внимания, чем другие неконтролируемые страхи, из-за невозможности избежать полетов во многих ситуациях. Независимо от способа, как справиться с боязнью летать в самолете, успех в преодолении фобии достижим для 90% людей, испытывающих данную проблему.