Стилистический анализ художественного текста

Литературное изложение

Художественный стиль применяется в написании романов, рассказов, стихов. Его назначение кроется в стремлении автора передать красочную, живую картину и создать эмоциональную связь с изображаемыми персонажами или происходящими действиями. Изложение отличается выразительностью, яркой эмоциональной окраской высказываний и конкретностью описываемых образов.

Проводя стилистический анализ художественного текста, можно заметить использование характерных языковых приемов, таких как:

  1. Конкретные слова — например, дерево, луна.
  2. Слова или фразы в переносном значении – например, бить баклуши.
  3. Слова с яркой эмоциональной окраской – например, сыночек, бабуля.
  4. Выразительные средства, передающие художественный образ:

— эпитеты – яркое солнце;

— метафоры – золотые волосы;

— олицетворения – молоко убежало;

— сравнения – белый как снег.

Перечисленные выше средства выразительности речи можно более детально изучить на примере художественного произведения «Золотой дождь» Н. Сладкова:

«Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам…» .

>Видео по теме

План стилистического анализа текста

Оценку и воспроизведение повествования целесообразнее осуществлять по схеме. Проведем стилистический анализ текста. Пример:

«Гроза – природное явление, характеризующееся возникновением электрических разрядов в крупных грозовых облаках, а также между облаками, поверхностью земли и находящимися на ней объектами. Молнии сопровождаются сильным ветром (иногда шквальным), обильными осадками, может выпадать град. Гроза является следствием высокого скопления водяного пара над сильноперегретой сушей в жаркую погоду, а также наблюдается при движении большой массы холодного воздуха на более теплый подстилающий слой».

  1. Тема текста – научное описание такого понятия атмосферного явления, как гроза.
  2. Цель повествования – предоставить важную информацию о природном феномене и особенностях его возникновения.
  3. Жанр изложения – научно-справочная статья.
  4. Вид повествования – прозаический.
  5. Стиль текста – научный. Изложенный материал имеет также научно-популярный подстиль.
  6. Литературная среда – повествование представляет интерес для широкого круга читателей — от специалистов до школьников.

Образец

1. Характеристика фонетического стиля – нейтральный. На это указывают:

— ровные повествовательные предложения без эмоциональной окраски;

— книжные (нейтральные) лексико-фразеологические особенности повествования;

— орфоэпия соответствует установленным нормам произношения;

— логическая последовательность изложения материала, его структурная и смысловая законченность, а также тесная взаимосвязь отдельных предложений говорят о том, что ритмика материала соответствует научному стилю.

2. Лексико-семантическое сочетание. В тексте отсутствуют синонимические ряды, преобладают однозначные речевые элементы и выражения терминологического характера.

3. Словарный состав текста – активный:

— в основном используются общеупотребительные слова, такие как осадки, облака, град, ветер;

— также в тексте часто встречается характерная для научной статьи лексика ограниченного употребления, то есть терминология;

— отсутствует эмоционально-экспрессивная лексика;

— в тексте используются как исконные, так и заимствованные из других языков слова, что также является характерной особенностью научного стиля;

— отсутствуют выразительные средства языка.

4. Словообразовательная характеристика – в изложенном материале часто встречаются производные слова, полученные с помощью продуктивных суффиксов, таких как -ян, -ск-, -н-. При этом контекстуальные образования и субъективные суффиксы в тексте отсутствуют.

Образец стилистического анализа текста

Образец стилистического анализа текста

Стилистический анализ текста

План стилистического анализа текста:

1. Цель функционирования.

2. Сфера функционирования.

3. Речевые жанры, в которых реализуется стиль.

4. Форма реализации.

5. Общие особенности стиля.

6. Лингвистические особенности стиля:

А.лексические,

Б.фразеологические,

В.словообразовательные,

Г.морфологические,

Д.синтаксические.

Формирование норм литературного языка

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам установления языковой нормы откосятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Так, составители словаря грамматических вариантов использовали источники, хранящиеся в Институте русского языка Академии наук:

1) картотеку грамматических колебаний, которая составлялась на материалах советской художественной прозы в течение 1961-1972 гг.;

2) материалы статистического обследования по газетам 60-70-х гг. Общая выборка составила сто тысяч вариантов;

3) записи на фонотеки современной разговорной речи;

4) материалы ответов на вопросник;

5) данные всех современных словарей, грамматик и специальных исследований по грамматическим вариантам.

Колоссальную работу проделали составители словаря, чтобы определить, какую из грамматических форм считать нормой, употребление какой ограничить, а какую считать неправильной.

Стилистический анализ текста

«Формирование норм литературного языка»

1.Цель функционирования – сообщение и общение в области науки:

А) объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания;

Б) описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение;

В) сообщение информации, а также доказательство её истинности.

2. Сфера функционирования – наука, образование, научная литература, доклады, научные журналы.

Адресаты — учёные, будущие специалисты, ученики.

3. Жанр — научная статья.

4.Форма реализации – письменная монологическая речь (печатная).

5. Общие особенности:

— подчёркнутая логичность,

— доказательность,

— объективность,

— научная тематика,

— точность (однозначность).

6. Лингвистические особенности:

6.А. Лексические:

— научная терминология – «языковые нормы», «речевая практика», «живого и анкетного опросов», «ученых-языковедов», «грамматических вариантов», «картотеку грамматических колебаний», «статистического обследования», «выборка», «фонотеки»;

— абстрактная лексика – «нормы», «процессы», «источники», «исследования», «средства», «информация», «данные», «колебания»;

— однообразие (повторы) – «языковые нормы», «языковой нормы», «учеными», «ученых-языковедов», «материалы статистического обследования», » материалы ответов на вопросник»;

Вся лексика текста активного состава.

Основной пласт составляют слова общеупотребительные (произведения, проза, газеты, работа, …), но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления — «языковые нормы», «речевая практика», «ученых-языковедов», «грамматических вариантов», «картотеку грамматических колебаний», «статистического обследования», «выборка», что характерно для научной статьи.

Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует («сухость» изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.

В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера — устойчивые словосочетания: «грамматических колебаний», «речевая практика», «грамматические варианты». Это тоже характерно для научного стиля.

Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.

6.В. Словообразовательные:

В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов .

Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (что характерно научному стилю).

6.Г. Морфологические:

В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.

Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными («грамматических колебаний», «речевая практика», «грамматические варианты» и т.д). Составные термины -признак научной речи.

Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу.

Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

Употреблены формы настоящего и прошлого времени глагола («они отражают», «поддерживаются практикой», «нормы относятся», «использовали», «проделали»). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.

Эмоциональных частиц и междометий нет.

6.Д. Синтаксические:

Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.

Тема: Формирование норм литературного языка.

Идея: сообщение и описание законов, выявление закономерностей, описание формирование норм литературного языка.

В тексте предложения: простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами, и сложные.

Простые предложения двусоставные, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.

Общий вывод:

Тенденция к сложным построениям способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами.

Предложения в тексте однообразны по цели высказывания — они все повествовательные.

Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях

Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях дает нам основания утверждать о том, что этот текст относится к научному функциональному стилю.

Стилистический анализ текста

Следующая степень – стилистический анализ, который углубляет и дополняет ЛАТ, заостряет внимание на особенностях использования языковых единиц в определенной сфере общения. Он предполагает исследование функциональной специфики произведения, стилевых черт, характерных для текста, языковых примет стиля, авторских особенностей текста. Этот метод позволяет рассматривать текст в точки зрения его коммуникативных свойств и коммуникативно-прагматической значимости, выявлять риторические приемы создания смыслов и образов.

Схема стилистического анализа текста:

1) стиль, подстиль и жанр текста,

2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован,

3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие),

4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста,

5) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог),

6) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности.

7) языковые приметы стиля, отраженные в тексте,

8) образ автора и цель его текстовой деятельности,

9) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Данная схема учитывает коммуникативную природу текста (автор – адресат), лингвистические факторы стилеобразования (языковые особенности функционального стиля на уровне узуса и индивидуального авторского стиля), экстралингвистические факторы (сфера общения, ситуация, тип мышления, функции, цели).

ЧТО БУДЕТ С РОССИЕЙ ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ?

А что будет с нами? Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставила с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1.5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1–1,5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое лихолетье.

Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90хх годов. Сейчас у нас насчитывается более 30-млн. пенсионеров – 21% населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин.

В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989 г. и микропереписи в 1994 г. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду?…

…По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие уменьшится на 8% и составит 136 млн. человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной безопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа… (АиФ. 1999. 24 окт.)

1. Стиль: публицистический. Подстиль: газетно-публицистический. Жанр: проблемная статья.

2. Сфера общения: публицистическая, массовая коммуникация, связанная с обсуждением общественно важной политической и социально-экономической темы. Характер ситуации: текст сообщает актуальную информацию с целью воздействия на читателей и формирования общественного мнения.

3. Функции текста: информационная (сообщение о современной демографической ситуации в России), воздействующая (убедить общество в целом и каждого читателя в отдельности в необходимости изменить демографическую ситуацию в стране в целях национальной безопасности). Доминирует воздействующая функция реализованная в структуре текста в отборе и организации речевого материала (ср. статистику в разные годы, выборочность современных сведений, неутешительный прогноз).

4. Характер адресата: текст предназначен для широкого круга читателей ввиду общественной значимости обсуждаемой проблемы.

5. Форма речи: письменная. Тип речи: рассуждение, имеющее дедуктивный характер с тезисом в начале текста (демографическая ситуация в России катастрофическая) и последующими доказательствами. Вид речи: монолог.

6. Стилевые черты, характерные для текста, отражают стилистический принцип соединения экспрессии и стандарта: эффект новизны, документализм, фактографичность, простота, доступность, собирательность, социальная оценочность, призывность.

Логичность в изложении сочетается со сдержанной экспрессией речевых средств, отражающих крайнюю озабоченность автора неутешительными прогнозами о будущем России. Последнее позволяет исключить предположение о том, что текст принадлежит к научному стилю.

7. Языковые приметы стиля, имеющиеся в тексте:

лексические:

а) использование дат, статистики для отражение документализма,

б) употребление терминологии по соответствующей теме (демографическая ситуация, убыль населения, демографические показатели, среднегодовой прирост населения, процесс старения, неблагоприятное соотношение полов, рождаемость, национальный состав, уровень продолжительности жизни, лица пенсионного возраста, данные переписи населения, микроперепись);

в) использование книжных слов (перспективы, противоречия. Феномен, статистические сведения, уязвимы),

г) употребление газетизмов (социальный процесс, годы сталинских репрессий, на пороге третьего тысячелетия. Занимать место в мире, период …, уровень продолжительности, угроза экспансии, факторы риска, национальная безопасность России, интересы страны),

д) ограниченная метафоризация терминов (гражданская междоусобица, демографическая экспансия),

е) использование языковых средств других стилей: беллетризмов (в пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье), применение разговорных средств (А что будет с нами?), книжных средств и терминов (феномен, геополитические интересы, факторы)

ж) употребление олицетворения и сравнения (как шагреневая кожа), прием вопросно-ответного изложения для усиления экспрессии, оценочности, для создания яркости и доверительности (А что будет с нами?… Государство боится сказать на грустную и страшную правду?)

Синтаксические: а) книжный характер синтаксиса (Ведущие ученые … считают, что …),

б) использование пассивных конструкций (Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны… Геополитические интересы страны особенно уязвимы…)

8. Образ автора: автор выступает и как обобщенное лицо, отстаивающее интересы страны, и как конкретная личность, владеющая не только арсеналом изобразительно-выразительных средств. Создающих сдержанную социальную оценочность и экспрессию текста (гражданская междоусобица; боевое военное лихолетье, демографическая экспансия; сживаться, как шагреневая кожа). Эффектно использование в заголовке вопроса, не оставляющего равнодушным читателя: Что будет с Россией через 50 лет?

9. Индивидуально-авторские стилистические особенности: текст имеет открытую, хотя и сдержанную, социальную оценочность, проявляющуюся в аргументированных рассуждениях автора о демографическом кризисе в России. Авторская индивидуальность выражается в явном предпочтении книжных средств разговорным, в умеренном использовании изобразительно-выразительных средств.

4.1.3. Схема анализа текста, предложенная в учебнике Г.Я. Солганика «Стилистика текста» (М., 2006):

1. Что представляет собой текст: предложение, СФЕ или фрагмент?

2. Как разделен текст на абзацы: абзац равен предложению, СФЕ или фрагменту, абзац меньше СФЕ, меньше предложения?

3. От какого лица написан текст?

4. Есть в тексте авторская речь? Выражена ли авторская оценка?

5. В какой форме передана чужая речь?

6. Текст по количеству лиц, участвующих в речи.

7. Тип речи (описание, повествование, рассуждение)

8. Какие виды связи встречаются в тексте (цепная, параллельная, присоединительная)?

9. К какому функциональному стилю относится текст?

Стилистика (в самом общем смысле) – это лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации, сферы общения и др. экстралингвистических факторов (М.Н. Кожина).
Предмет исследования стилистики – речевая организация языковых средств в конкретном тексте или в определенном типе текста, т.е. не структура языка, не сами по себе языковые средства, а принципы их отбора и сочетания в различных сферах деятельности, в зависимости от конкретных коммуникативных условий общения и экстралингвистических стилеобразующих факторов.
Сегодня в стилистике выделяют несколько направлений, различающихся методами (методикой) анализа объекта исследования:

  • стилистику ресурсов (в том числе практическую): главной целью здесь является определение того, как те или иные стилистические средства языка (единицы и их пласты со стилистическими окрасками) используются в текстах отдельных произведений, авторов, жанров и т.д., какие конкретные стилистические функции они выполняют (ПВ → ПС/функция);
  • функциональную стилистику: центральной целью анализа является выявление того, какими разноуровневыми языковыми и речевыми средствами реализуются основные функции разных видов речевых произведений (функциональных стилей, подстилей, жанров), как экстралингвистическая основа стилей влияет на формирование речевой организации, речевой системности стилей (Функция/ПС → ПВ);
  • стилистику текста, в том числе стилистику художественного текста; (главная цель анализа – определить, как данная речевая организация языковых единиц способствует выражению авторской концепции /авторского замысла);
  • диахроническую и сопоставительную стилистики как ответвления (разновидности) от стилистики ресурсов и функциональной стилистики.

Поэтому может быть несколько вариантов стилистического анализа в зависимости от объекта исследования (конкретное речевое средство / функциональный стиль / тип речи или текст).
I. Схема стилистического анализа речевого средства определенного вида
1. Выбрать анализируемое речевое средство (например, сравнение/ гипербола/ эпитет и т.п.)
2. Сделать выборку текстов с анализируемым видом речевых средств.
3. Охарактеризовать тексты, в которых встречается данный тип речевого средства (по принадлежности определенному стилю/ дискурсу / жанру и т.п.).
4. Охарактеризовать ПВ (план выражения) данного речевого средства.
5. Выявить текстовую семантику анализируемого речевого средства.
6. Выявить конкретную функцию каждого анализируемого речевого средства.
7. Дать обобщенную структурно-семантическую и дискурсивно-функциональную характеристику («портрет») анализируемого речевого средства.
II.Схема стилистического анализа конкретного речевого средства
1. Выбрать анализируемое речевое средство (например, сравнение «как зеркало стальное» / эпитет «эпохальный» и т.п.).
2. Сделать выборку текстов с данным речевым средством.
3. Охарактеризовать тексты, в которых встречается данное речевое средство (по принадлежности определенному стилю/ дискурсу / жанру и т.п.).
4. Охарактеризовать ПВ (план выражения – способы создания, структуру и пределы ее варьирования) данного речевого средства.
5. Выявить языковую и текстовую семантику анализируемого речевого средства.
6. Выявить конкретную функцию анализируемого речевого средства в каждом тексте.
7. Дать обобщенную структурно-семантическую и дискурсивно-функциональную характеристику («портрет») анализируемого речевого средства.
III.Схема стилистического анализа функционального стиля
1. Сделать выборку текстов конкретного функционального стиля, подстиля (научный стиль: научно-технический, научно-гуманитарный, естественнонаучный и т.п.), дискурса, автора и т.п.
2. Охарактеризовать сферу общения и ситуацию, на которую текст ориентирован.
3. Определить основные функции текста (общение, сообщение, воздействие).
4. Определить характер адресата.
5. Определить тип мышления, отраженный в тексте: конкретный; обобщенно-абстрагированный, образный и др.
6. Определить образ автора и цель его текстовой деятельности.
7. Охарактеризовать форму (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог).
8. Выявить и охарактеризовать языковые приметы стиля, отраженные в тексте.
9. Сделать вывод о стилистической маркированности текста.
10. Определить индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.
IV.Схема стилистического анализа текста
Стилистический анализ текста даёт возможность ярче понять смысл и оценить то или иное произведение. Основной задачей на первом этапе анализа является определение структуры текстового материала и его смысловой нагрузки. Далее следует максимально тщательное изучение всех деталей и особенностей текста. По мнению М. Н. Кожиной, «стиль – это явление, которое может быть понято только при учёте целей, задач, ситуаций и сферы общения и самого содержания высказывания».

Общий план стилистического анализа текста
1. Классифицировать текст по принадлежности к одному из функциональных стилей.
2. Определить основную мысль и тему текста.
3. Определить сферу применения текста.
4. Определить цель текста.
5. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст.
6. Определить жанр текста.
7. Охарактеризовать логико-смысловую структуру текста.
8. Охарактеризовать эмоционально-оценочную структуру текста.
9. Охарактеризовать стилистические языковые особенности текста.
10. Определить функциональный тип текста и отступления от него, обусловленные разными факторами (ситуацией общения/ конкретной целью / личностью автора и т.п.).
Более подробный план текста, предлагаемый учеными Московского областного педагогического университета) представлен ниже (http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/04_sti_a.htm).
Схема стилистического анализа
1. Задачи: определить идею и тему публикации, читательский адрес. Опираясь на лексико-семантический, синтаксический и другие виды стилиcтического анализа, охарактеризовать стилистику текста, определить его вид и жанр.
2. Фонетическая характеристика
§ выбор стиля произношения (высокий, нейтральный, сниженный),
§ произносительные варианты,
§ звуковые приемы художественной выразительности,
§ ритмика текста (пауза, средняя длина синтагм).
3.Лексико-семантический анализ текста:
3.1.Семантический анализ:
3.1.1.указать преимущество однозначных или многозначных слов;
3.1.2.определить типы лексических значений слов:
§ номинативное;
§ свободное;
§ фразеологически-связанное;
§ синтаксически-обусловленное;
§ конструктивно-ограниченное;
3.1.3.выявление синонимических, антонимических, омонимических и паронимических отношений:
§ семантические;
§ стилистические;
§ семантико-стилистические;
§ индивидуально-авторские.
3.2.Лексико-фразеологический анализ — характеристика словарного состава текста:
§ лексика пассивная и активная (архаизмы, неологизмы, историзмы, советизмы, интернационализмы);
§ ограниченная и неограниченная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы);
§ лексика функциональных стилей (межстилевая, разговорная, книжная); и лексика стилистически окрашенная (нейтральная, высокая, сниженная);
§ лексика исконная и заимствованная;
§ использование различных типов фразеологизмов (сращения, единства, сочетания).
3.3.Указать простейшие виды тропов (типы переносов) и стилистических фигур, основанных на использовании лексико-фразеологических средств.
4.Словообразовательный анализ
§ Характеристика основных типов словообразования, используемых в тексте, и выявление степени их продуктивности (морфологический и неморфологический).
§ Стилевая закономерность разных способов словообразования.
§ Контекстуальные (индивидуальные) образования в тексте.
§ Средства, придающие субъекту оценку.
5.Морфологический анализ.
5.1.Соотношение частей речи в тексте (активизация сообщения о предмете или действии, признаке или качестве).
5.2.Функционально-стилистические особенности частей речи:
существительные
§лексико-грамматические разряды,
§категории рода, числа, падежа
прилагательные
§разряды,
§краткие и полные формы,
§формы субъективной оценки
числительные
§варианты склонения,
§особенности сочетаемости количественных числительных,
§синонимия собирательных и количественных числительных
местоимения
§роль в разных стилях,
§синонимия в разрядах определительных и неопределенных местоимений
глаголы
§насыщение текста в зависимости от функционального стиля и характера
повествования:
§категории времени, вида, лица, наклонения, залога,
§варианты и синонимия
§причастия и деепричастия (варианты их форм);
наречия
§роль определительных и обстоятельственных наречий в зависимости от:
§характера текста,
§степени сравнения,
§степени качества,
§вариантов форм,
§стилевой принадлежности
служебные части речи
синонимия предлогов, их стилевая принадлежность, степень активности;
§синонимия союзов, их стилевая принадлежность, степень активности,
§роль многосоюзия;
§роль частиц — семантико-смысловых, субъективно-модальных, эмоционально-экспрессивных
модальные слова;
междометия и звукоподражательные слова;
слова категории состояния.
6.Синтаксический анализ.
6.1.Синтаксическая система текста: соотношение и порядок следования простых и сложных предложений, их объединение в сложное синтаксическое целое.
6.2.Стилистическая значимость и синонимия различных типов простых предложений.
6.3.Степень распространения простых предложений.
§второстепенные члены предложений,
§варианты согласования определений и приложений,
§варианты форм, связанных с управлением,
§синонимия предложных и беспредложных конструкций.
6.4.Главные члены предложения. Варианты форм сказуемого и координация сказуемого с подлежащим. (Учитывать стилистические функции различных типов связок).
6.5.Осложненные предложения. Стилистическая роль осложненных конструкций.
6.6.Функционально-стилистическая роль порядка слов в предложении.
6.7.Типы сложных предложений и сложного синтаксического целого, их стилистическая роль.
6.8.Чужая речь, соотношение авторской и письменной речи, приемы ввода и стилистическая роль чужой речи.
6.9.Семантико-стилистическая роль знаков препинания.
7.Общий вывод.
7.1.выявление ведущего уровня в формировании функционального стиля анализируемого текста,
7.2.характеристика отношений между уровнями,
7.3.роль экспрессивных и неэкспрессивных средств различных уровней текста.