Станислав ростоцкий личная жизнь

Станислав Ростоцкий

  • Советский и российский кинорежиссер, актер, сценарист и педагог Станислав Ростоцкий. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР.

Биография Станислава Ростоцкого

Станислав Ростоцкий родился в городе Рыбинске в 1922 году. Его отец, Иосиф Болеславович, был врачом и известным в свое время деятелем медицины, а мать Лидия Карловна посвятила себя хранению семейного очага.

Будучи подростком, Станислав открыл для себя волнующий мир кинематографа. В 14 лет он снялся в фильме «Бежин луг» у режиссера Сергея Эйзенштейна и твердо решил стать его учеником. Эйзенштейн же велел юноше для начала получить образование в области культуры, а затем уже «идти в кино».

Станислав окончил школу за год до начала Великой Отечественной войны, на момент, когда началась всеобщая мобилизация, ему было 18 лет, и он уже учился в Институте философии и литературы. Ростоцкий не попал в первый призыв по причине слабого здоровья (у него были проблемы с позвоночником), но спустя еще год, в 1942-м, повестка пришла и ему. Вчерашнего студента взяли в запасную стрелковую бригаду, но Станислав сумел прорваться на фронт, в самую «горячую» зону боев. В 1944 году он получил тяжелое ранение и лишился ноги.

В ряды солдат Ростоцкий встать уже не смог, но и в Институт философии тоже возвращаться не захотел. Вместо этого он поступил в Институт кинематографии и параллельно начал работать в «Ленфильме». Спустя семь лет Станислав получил диплом режиссера и рабочее место на киностудии имени Горького, где и проработал до конца жизни.

Творческий путь Станислава Ростоцкого

В 1957 году на экраны выходит драма «Дело было в Пенькове», после которой имя Ростоцкого становится известно всем советским кинозрителям. Фильм имел большой успех и был номинирован на «Оскар».

После этого Ростоцкий выпустил еще несколько фильмов и снова оказался на гребне славы в 1968 году, когда в свет вышла его картина «Доживем до понедельника» с Вячеславом Тихоновым в главной роли. А в 1972-м военная драма Ростоцкого «» стала вторым фильмом режиссера, номинированным на «Оскар».

Фильм «Доживем до понедельника» почти не имел шансов увидеть своего зрителя. В первый раз режиссеру дали «отказ», когда он только начал снимать картину, но Ростоцкий успел довести съемки до конца в рекордные 3,5 месяца (прежде чем запрет на съемки вступил в действие). Второй раз Ростоцокому сказали, что картина не выйдет в прокат, уже когда та была готова. Но по счастливой случайности фильм показали на съезде учителей, и те приняли его со стоячими овациями, тем самым решив судьбу школьной драмы. В итоге фильм увидели более 90 миллионов зрителей.

Еще одним успешным фильмом Ростоцкого стала драма «Белый Бим Черное ухо», вышедшая в 1976 году по книге Гавриила Троепольского. Картина также удостоилась номинации на «Оскар», а кроме того, получила Ленинскую премию.

Фильмы «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие» и «Белый Бим Черное ухо» получили премии «Лучший фильм года».

В 1998 году Станислав второй раз в своей жизни после дебюта в 14 лет выступил в качестве актера — снялся для сериала «На ножах». А третью и последнюю его роль можно увидеть в сериале «Разведенные мосты», где Ростоцкий появляется в небольшом эпизоде.

Личная жизнь Станислава Ростоцкого

Со своей женой, актрисой Ниной Меньшиковой, Станислав познакомился, став студентом Института кино. На протяжении пяти лет учебы Нина и Станислав делали вид, что безразличны друг другу, но в конце концов судьба свела их вместе, и на предложение пожениться Нина мгновенно ответила согласием.

После ранения на войне Ростоцкий получил вторую степень инвалидности и всю жизнь ходил с протезом ноги, а также долгое время был вынужден каждый день пить обезболивающие.

После свадьбы супруги задумались о детях, но врачи не рекомендовали Нине рожать после того, как она перенесла туберкулез. Тем не менее, Нина решилась на этот шаг, и в 1957 году Станислав Ростовский стал отцом мальчика, которого назвали Андреем. Впоследствии Андрей решил пойти по стопам отца и связать свою жизнь с кино — стал актером и каскадером.

Станислав Ростоцкий умер 10 августа 2001 года за рулем своего автомобиля. Режиссер вместе с женой направлялся на кинофестиваль в Выборг, когда его настиг обширный инфаркт. Ростоцкий похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

  • Фильмография Станислава Ростоцкого

  • Режиссер
  • Из жизни Федора Кузькина (1989)
  • И на камнях растут деревья (1985)
  • Эскадрон гусар летучих (1980)
  • Профессия — киноактер (1979)
  • Белый Бим Черное ухо (1976)
  • А зори здесь тихие (1972)
  • Доживем до понедельника (1968)
  • Герой нашего времени (1965)
  • Бэла: Герой нашего времени (1965)
  • Зимние этюды (1963)
  • На семи ветрах (1962)
  • Майские звезды (1959)
  • Mayskie zvyozdy
  • Дело было в Пенькове (1957)
  • Земля и люди (1955)
  • Сценарист
  • Из жизни Федора Кузькина (1989)
  • И на камнях растут деревья (1985)
  • Белый Бим Черное ухо (1976)
  • А зори здесь тихие (1972)
  • Как стать мужчиной (1970)
  • Герой нашего времени (1965)
  • Бэла: Герой нашего времени (1965)
  • На семи ветрах (1962)
  • Дело было в Пенькове (1957)
  • Актер
  • Разведенные мосты (2002–2009)
  • На ножах (1998)
  • Бежин луг (1935)
  • Художник
  • Пятнадцатая весна (1971)

Две номинации на «Оскар», государственные премии — советский режиссер Станислав Ростоцкий получил и признание кинематографического сообщества, и любовь зрителей.

Точкой отсчета, центром его творчества стал человек. Любой образ, по мнению режиссера, можно оживить, чтобы он вызвал отклик у зрителей.

Самое главное для меня — и в жизни, и в искусстве — можно сформулировать фразой, которая звучит в картине «Доживем до понедельника». Это когда Мельников говорит о лейтенанте Шмидте, что «главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем свое; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов».

Станислав Ростоцкий родился 21 сентября 1922 года в Рыбинске. Знакомство будущего режиссера с миром киноискусства началось с картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Уже в 14-летнем возрасте Станислав Ростоцкий был утвержден на роль в его фильме «Бежин луг». Еще через два года Станислав вновь пришел к Эйзенштейну и сказал, что «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если он за это будет его учить». Режиссер посоветовал изучать литературу и искусство, и в 1940 году Ростоцкий поступил в Институт философии и литературы, чтобы потом прийти в кинематографию с необходимыми для этой профессии знаниями о культуре.

Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова

Его планы нарушила Великая Отечественная война. В 1942 году Станислава Ростоцкого призвали на фронт. В сражении под городом Дубно будущий режиссер попал под танк, и его, чудом выжившего, вытащила с поля боя медсестра, которой потом будет посвящена картина «…А зори здесь тихие». Станислав Ростоцкий говорил, что ему «не дали погибнуть живые люди, которые были готовы пожертвовать собой ради товарища». И военная тема в творчестве режиссера — дань погибшим на поле боя и дань всем, кто живым прошел через тяжелые испытания.

В августе 1944 года, после демобилизации, Станислав Ростоцкий стал студентом Института кинематографии, где познакомился со своей будущей женой — Ниной Меньшиковой.

Временем рождения Станислава Ростоцкого как режиссера кинокритики считают 1957 год, когда была снята картина «Дело было в Пенькове». В своих предыдущих работах режиссер уже поднимал тему села. Но здесь режиссер раскрывает сквозь нее жизненную повесть Матвея — главного героя, не уживавшегося с современной системой ценностей и укладов. Станислав Ростоцкий лишает своих героев «нормальности» и «образцовости», показывая счастье и страдание обычных людей с непривычной для советского зрителя стороны. Матвея сыграл молодой артист Вячеслав Тихонов, и фильм «Дело было в Пенькове» принес ему зрительское признание.

«…Именно в этой картине заявлены многие главные черты будущей зрелости режиссуры Ростоцкого. И прежде всего — ее нравственная и гражданственная проблематика, привлекающая к фильму миллионы сердец. Именно такой резонанс имела картина в зрительской аудитории пятидесятых годов».

Главной своей работой Станислав Ростоцкий называл фильм «Доживем до понедельника» (1968). В картине о взаимном воспитании показано противостояние взрослых, мыслящих «по образцу», и молодого поколения, которое смотрит на те же вещи другими глазами. Зрители видят сложную систему школьных отношений: «А кто его знает? С одной стороны — человек, с другой стороны — учитель…» Когда картину показали на Всесоюзном съезде учителей, они стоя скандировали «Мо-лод-цы!» поднявшимся на сцену режиссеру и актерам.

«Дожить благополучно от четверга до понедельника оказалось нелегко — многое прошло, переменилось за немногие дни. Честно дожить от «девятого «В» до старости, пройти через все испытания жизни, не растрачивая и не предавая «своего», будет еще труднее. Но веришь, что ребята из «девятого «В» справятся, должны справиться с этой задачей».

В 1973 году была номинирована на «Оскар» картина «…А зори здесь тихие» (1972) как лучший фильм на иностранном языке. В своем творении режиссер призывает к защите трепетной, уязвимой и такой незначительной в масштабах фронта человеческой жизни.

Несмотря на законы военного времени, убийство женщины, олицетворяющей любовь и материнство, предстает в картине кощунством, покушением на весь человеческий род.

«С Ростоцким у меня была самая счастливая работа в кино. Мы вместе на Валдае писали сценарий, потом я присутствовал на отборе актеров и на съемочной площадке. Он не вставил в картину ни одного слова, против которого я выступал. Никто так не уважал авторское право, как он».

Еще одним фильмом, номинированным на «Оскар», стал фильм «Белый Бим, Черное ухо» (1977). Станислав Ростоцкий писал, что стремился тронуть разум и душу зрителя, чтобы чувства эти рождали энергию борьбы и «подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни». Главный герой фильма — собака, но сама картина не столько о ней, сколько об индивидуальности, не раскрывшейся в агрессивной среде.

«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».

По опросам журнала «Советский экран» три фильма Станислава Ростоцкого были признаны лучшими фильмами года — «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо».

Кадр из фильма «…А зори здесь тихие»Кадр из фильма «Белый Бим Черное ухо»Кадр из фильма «Доживем до понедельника»

Станислав Ростоцкий погиб за рулем своей машины 10 августа 2001 года после сердечного приступа. Он, его жена Нина Меньшикова и сын Андрей Ростоцкий похоронены на Ваганьковском кладбище.

Вспоминаем отечественных «оскароносцев» и номинантов.>Станислав Ростоцкий: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография

Станислав Ростоцкий родился в 1922 году в небольшом городке Рыбинске Ярославской области в простой семье. Отец — Иосиф Болеславович — был врачом, а мать — Лидия Карловна — домохозяйкой. Детство мальчика прошло в деревне, он ежедневно видел тяжелый будни сельских тружеников и сам выполнял различную крестьянскую работу. Помимо обычных забав деревенской ребятни, Станислав увлекался чтением и очень любил посещать местный кинотеатр, еще в детстве он задумал связать свою жизнь с кинематографом.

В подростковом возрасте, Ростоцкий пробился на кинопробы к режиссеру Сергею Эйзенштейну, своему кумиру, и смог добиться утверждения на роль в небольшом эпизоде картины «Бежин луг». Станислав просил о том, чтобы стать учеником мастера, но Эйзенштейн, сославшись на неподготовленность юноши и посоветовав ему учиться, отказал.

В 1940 году Ростоцкий поступил в Институт философии и литературы. Он надеялся позже стать студентом Института кинематографии, однако вскоре началась война и юношу призвали в армию. На фронте молодой человек испытал все ужасы войны, столкнулся со смертью. Этот опыт не прошел бесследно – снимая в будущем свои фильмы, он не раз возвращался к тяжелой военной тематике.

Зимой 1944 года Станислав Ростоцкий в бою был тяжело ранен, несколько раз оперирован. Несмотря на все старания докторов, ему пришлось ампутировать ногу. Весной, получив инвалидность, мужчина возвратился в Москву и, не обращая внимания на тяготы и невзгоды, взялся за осуществление своей мечты. Станислав Иосифович поступает в Институт кинематографии на курс Григория Козинцева и с головой уходит в учебу.

Личная жизнь

Будучи студентом ВГИКа, Ростоцкий знакомится со своей будущей супругой Ниной Меньшиковой, которая училась там же, но была на несколько курсов младше его.

Девушка сразу обратила внимание на привлекательного молодого человека, но на серьезные отношения не рассчитывала, ведь тот всегда был окружен многочисленными поклонницами. Случай решил судьбу молодых людей – творческая командировка, в которую был отправлен Станислав с товарищем. Нина проявила инициативу и поехала вместе с двумя незнакомыми мужчинами в качестве кухарки. Совместный быт сблизил парня и девушку, через некоторое время молодые люди полюбили друг друга и поженились. В браке у них родился сын Андрей, ставший позже известным актером.

На счету Нины Меньшиковой много работ в кино. Среди самых известных фильмы:

  • «Девчата»,
  • «Чудотворная»,
  • «Баллада о солдате».

Она участвовала в съемках лишь одной киноленты, снятой мужем. Это была роль Светланы Михайловны, учительницы русского языка и литературы, в культовом «Доживем до понедельника»

Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова счастливо прожили в браке 45 лет.

Карьера режиссера

В 1952 году Ростоцкий получает диплом ВГИКа. К тому времени он уже состоявшийся режиссер. Его направляют на стажировку на киностудию им. Горького, где он и будет трудиться всю оставшуюся жизнь. Постановка «Земля и люди», увидевшая свет в 1956 году – самостоятельный дебют Ростоцкого.

Затем был отснят «Дело было в Пенькове» (1957 г.), один из наиболее известных советских фильмов, при участии Вячеслава Тихонова и Светланы Дружининой, посвященный такой близкой для Ростоцкого деревенской теме. Следующими драмы — «Майские звезды» (1959 г.) и «На семи ветрах» (1962 г.), которые отличаются лиричностью и проникновенностью, что позволяет зрителю прочувствовать «тихий» героизм и драму людей во время войны.

А вот перенесенные на экран лермонтовские новеллы «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань» в кинофильме «Герой нашего времени», которые вышел в 1967, критики не считают удачными для Ростоцкого, не смотря на то что, в целом работа получилась лирической, страстной и литературно и исторически реалистичной.

С 1968 года режиссер одну за другой выпускает картины, имеющие оглушительный успех и ставшие впоследствии культовыми:

  • «Доживем до понедельника» (1968 г.), фильм — визитная карточка Ростоцкого, повествующий о школьной драме;
  • «А зори здесь тихие»(1972 г.) по повести Бориса Васильева. Эту картину Ростоцкий посвятил медсестре Анне Чегуновой, которая спасла его во время войны, вынеся с поля боя с тяжелым ранением. Лента была номинирована американской академией киноискусства на премию «Оскар», как и следующая в списке.
  • «Белый Бим Черное ухо»(1976 г.), фильм, отмеченный Ленинской премией, а также взявший Гран-при фестиваля в Карловых Варах, стал одной из лучших кинолент для подростков и детей.
  • «Из жизни Федора Кузькина» (1989), одна из последних работ Ростоцкого, снятая по повести Бориса Можаева «Живой». В ней он как будто бы возвращается к началу своей творческой биографии и опять рассказывает о людях, работающих на земле, теперь с еще большей открытостью и резкостью.

Станислав Иосифович – автор большого числа статей в различных журналах о кинематографе — «Искусство кино», «Советский экран» и других. Был председателем жюри пяти Московских международных кинофестивалей. Он — член Союза кинематографистов СССР и РСФСР. Преподавал во ВГИКе.

В начале 90-х годов режиссер перестал снимать. На накопления и пенсию инвалида войны Ростоцкий и Меньшикова ведут тихую, неспешную жизнь и наслаждаются этим.

В 1998 году Ростоцкий, давно пропавший с экранов, появился в роли генерала Синтянина в многосерийном телефильме режиссёра А. С. Орлова «На ножах» (по роману Н. С. Лескова).