Способы изучения языка

Содержание

Методы изучения иностранного языка

Грамматико-переводной (лексико-грамматический, традиционный) метод.

Грамматико-переводной (традиционный) метод был одним из первых способов обучения. Изначально он во многом повторял программы изучения «мертвых языков» (латынь, греческий и др.), где практически весь образовательный процесс сводился к чтению и переводу. Его основы были заложены просветителями еще в XVIII веке, а к середине XX-го данная методика получила название «Grammar-translational method» («Грамматико-переводной метод»).

Согласно этому методу, владение языком складывается запоминания некоторого количества слов и знания грамматики. Процесс обучения состоит в том, что ученик последовательно изучает разные грамматические схемы и пополняет свой словарный запас. Текстовые учебные материалы – это так называемый искусственный текст, в котором не важен смысл того, что вы скажете, важно то, как вы это скажете.

По этому методу построено большинство школьных программ, вспомните известные «семейные» упражнения, когда еще не проснувшийся ученик уныло бубнит заученное: «My name is Ivan. I live in Moscow. My father was an engineer, my mother cooks…».

Традиционный метод обучения иностранным языкам несколько устарел, считается, что он скучный, трудный, а результат достигается слишком долго – множество скучных и трудных грамматических правил, куча слов, которые необходимо зубрить, тоскливые тексты, которые требуется читать и переводить, а иногда и пересказывать. Преподаватель, который все время перебивает и исправляет ошибки. Вся эта скукотища длится несколько лет, а результат не всегда оправдывает ожидания.

Основной недостаток традиционного метода в том, что он создает идеальные условия для возникновения называемого языкового барьера, поскольку человек не говорит, а просто комбинирует слова с помощью грамматических правил.

Этот способ господствовал до конца 50-х годов и был единственным, с помощью которого обучались абсолютно все – других методик просто не существовало. Занятия проводились по схеме: читай — переводи, читай – переводи. Такая методика сильно снижала мотивацию и интерес к занятиям.

Но уже тогда многие задавались вопросом: зачем делать из человека филолога – если он всего лишь хочет научиться говорить и писать на иностранном языке, понимать его? Человеку нужны практические навыки, а не вторая специальность. В то время обучаемый фактически получал знания о языке, а не сам язык; он хорошо отличал одну грамматическую конструкцию от другой, но не в состоянии был задать простой вопрос иностранцу, будучи, к примеру, за границей.

Однако, несмотря на все недостатки, у традиционного метода есть и плюсы – он позволяет усвоить грамматику на высоком уровне, кроме того, этот метод хорошо подходит для людей с сильно развитым логическим мышлением, которые способны воспринимать язык как совокупность грамматических формул.

В середине 50-х традиционный метод перестал соответствовать основным лингвистическим требованиям. В результате десятки альтернативных методик буйной молодой порослью покрыли лингвистическое пространство. Однако традиционная методика, хотя и сильно изменилась, но не сдала своих позиций и продолжает успешно существовать в виде современного лексико-грамматического метода, по которому работают известные языковые школы.

Современный лексико-грамматический метод направлен на обучение языку как системе, состоящей из 4-х основных компонентов – говорение (устная речь), аудирование (восприятие на слух), чтение, письмо. Наибольшее внимание уделяется разбору текстов, написанию сочинений, изложений и диктантов. Кроме того, обучающиеся должны усвоить структуру и логику иностранного языка, уметь соотносить его с родным, понимать, в чем их сходство и различия. Это невозможно без серьезного изучения грамматики и без практики двустороннего перевода. Метод рекомендуется для тех, кто только начинает изучать иностранный язык, а также тем, кто обладает выраженным логико-математическим мышлением.

Самые странные методики изучения иностранного языка

Что для одного странно, для другого – необычно или инновационно, а для третьего – «прикольно». Так что не судите строго название этой статьи. Мы, между тем, перейдем к сути: расскажем про не самые классические способы учить английский (да и любой другой язык).

Crazy English

Откуда взялась: Примерно в 90-е годы прошлого века китайскому инженеру по имени Ли Янг удалось превосходно выучить английский язык, но он быстро обратил внимание на то, что не всем так везет. Тогда Янг поделился своим способом изучения – и тот у публики «зашел». С тех пор он заработал миллионы долларов и, согласно собственному утверждению, обучил английскому более 20 миллионов человек.

В чем суть: By shouting out loud, you learn – таков слоган методики. По мнению Янга, всё в этой жизни мы должны делать от души и с полной самоотдачей, поэтому новые слова и фразы на английском нужно… выкрикивать. Так это и выглядит: студенты в быстром темпе кричат популярные или случайные английские фразы, сопровождая их жестами. На занятиях минимум грамматики, чтения, аудирования и прочего.

Почему может работать: Китайская молодежь, которую с детства воспитывают в духе «молчи и уважай старших», «береги лицо» и проч., справляется со страхом ошибок, стеснением из-за акцента, неуверенностью – и делает первые шаги в английском.

Почему не мейнстрим: Педагоги в Китае настолько активно протестуют против такого подхода, что в некоторых регионах администрация его запретила. Учителей «старой школы» возмущает, что Янг не прививает на занятиях системное понимание языка, его внутренней структуры. Отсюда и растут корни у «китайского-английского».

Фонетические ассоциации

Откуда взялась: Методику фонетических (звуковых) ассоциаций придумал профессор Стэнфордского университета Рон Аткинсон, затем успешно опробовал ее на своих студентах.

В чем суть: Во многих языках есть похожие по звучанию слова. Там, где и значение схожее, трудностей не возникает. Там же, где значение отличается, необходимо придумать ассоциациативные фразы, которые легче запомнить, чем «просто слова», вне контекста. Например, запомнить слово look поможет слово «лук»: Не могу смотреть, когда режу лук. Или mesh: петля мешает выбраться.

Почему может работать: Эволюционно мозг человека «заточен» на истории – их придумывание, пересказ, запоминание (еще со времен первобытных посиделок вокруг костра). Так что фразу нам и правда легче запомнить, чем отдельное слово – зазубрить.

Почему не мейнстрим: Это лишь методика запоминания слов – малая часть целой системы под названием «изучение иностранного языка». Грамматику, синтаксис и прочее ассоциациями уже не выучишь.

Полное погружение (Смена личности)

Откуда взялась: Методику придумал немецкий, а затем американский лингвист и педагог Максимилиан Берлиц в 19-м веке.

В чем суть: Студенты играют в ролевую игру без стоп-слов. На занятиях (а желательно и вне их) они должны забыть прежнюю идентичность (имя, возраст, профессию и проч.), а взамен придумать себе новую – на том языке, который изучают. И вот уже инженер Ваня из Астрахани превращается в таксиста Джонатана, живущего в Нью-Йорке. Ну и конечно, никаких подсказок и речи на родном языке во время занятий!

Почему может работать: «Погружение» и/или искусственное создание для себя языковой среды признано мировым педагогическим сообществом как очень полезное при изучении чужого языка (мы об этом писали).

Почему не мейнстрим: Метод явно не предназначен для начинающих. Иначе пришлось бы изображать глухонемого Питера из Канзаса. Да и к проблеме построения в голове языковой системы тоже много вопросов.

НЛП-метод

Откуда взялась: НЛП затевалось с того, чтобы на подсознательном уровне воздействовать на человека, помогая ему стать тем, кем хочет, – более решительным, смелым, предприимчивым, уверенным и проч. Со временем органично появилась гипотеза о том, что обучить можно не только характеристикам личности, но и навыкам.

В чем суть: Преподаватель английского совмещает классические занятия с популярными НЛП-техниками, такими как якорение, swish, рефрейминг и другие.

Почему может работать: правильное использование принципов и техник НЛП помогает укрепить уверенность в себе, преодолеть страх говорения, настроить на продуктивное обучение (какие именно методики полезны, мы уже писали).

Почему не мейнстрим: НЛП уважают не все. Эффективность метода не доказана. Результаты сложно оценить и измерить – связаны они с применением НЛП, или «классические» методики преподавания хорошо сработали.

Физическое реагирование (Silent method)

Откуда взялась: Методику предложил Джеймс Ашер из Университета Сан-Хосе в 70-е годы прошлого века.

В чем суть: Дети обучаются языку молча. Сначала они долго слушают и впитывают новые слова, интуитивно догадываясь об их значении. Затем учатся понимать глаголы действия – и действуют сообразно им («дай мячик», «иди сюда»). И только после развития спонтанной физической реакции на происходящие вокруг процессы ребенок отваживается говорить. Ашер предложил обучать взрослых второму языку, как дети обучаются первому.

Почему может работать: Логика и доказательная база здесь определенно есть.

Почему не мейнстрим: «Пассивное» слушание может растянуться на пару лет (многие дети начинают говорить именно к 2 годам). Взрослые студенты в большинстве своем не готовы так долго ждать (и платить за занятия!).

25-й кадр

Откуда взялась: Бизнесмен Джеймс Викари выдвинул гипотезу, что можно внушить человеку желание или мысль, если дать ему увидеть определенные изображения. Внушение не будет вызывать протеста, если изображение поместить на 25-й кадр, который человек якобы увидеть и воспринять сознательно не способен. Викари заработал немалые деньги на ажиотаже, а его последователи развили теорию 25-го кадра и предположили, что можно не только внушать, но и обучать.

В чем суть: Бродила одно время по сети некая программа «25-й кадр», которая в быстром темпе прогоняла по экрану карточки со словами. Создатели утверждали, что запоминать ничего не нужно – только смотреть, а подсознание «запомнит» само. Вот только скорость смены кадров (несколько в минуту) у любого нормального человека вызывала желание выключить программу, а не самоотверженно «учиться».

Почему может работать: Не может! Достоверность теории 25-го кадра подтвердило лишь одно исследование – и то было проведено… Джеймсом Викари. Ну вы поняли.

Почему не мейнстрим: Кто поверил и обжегся – не повторяет. Но легенда живет, ведь «волшебные таблетки» любят все.

Эмоциональное рисование

Откуда взялась: Источники мы не нашли. Но подозреваем, что идею подсказала сама жизнь.

В чем суть: Студенты рисуют яркие, выразительные картины и подписывают их на изучаемом языке. Важно при этом думать о том, что рисуешь.

Почему может работать: Задействуется визуальная и кинестетическая память (а среди людей до 80% – визуалы). К тому же метод не назовешь скучным, а что интересно – легче запоминается.

Почему не мейнстрим: Метод отлично подходит детям. Взрослые увидят в нем массу недостатков – от трудоемкости и «времязатратности» до ограниченности, ведь изучаются таким способом только слова, причем предельно конкретные.

Театральный метод

Откуда взялась: обучение с помощью любимых занятий настолько распространено, что корни уже не найдешь. Театр же в качестве «базы» придумали брать за основу в театральной студии M.E.S.S. в Москве.

В чем суть: Студенты учатся английскому языку, пока ставят самый настоящий театральный мюзикл – только на английском языке. Все репетиции на английском, костюмеры, гримеры, менеджеры сцены тоже на английском стараются общаться (настолько это возможно).

Почему может работать: Метод аналогичен «погружению». Так же и работает.

Почему не мейнстрим: Начинающим не подходит. Тем, кто боится сцены, – тоже. Да и сфера применения ограничена.

Гипнопедия (Обучение во сне)

Откуда взялась: Применять сон во благо обучению пытались с древних времен еще буддийские монахи и индийские факиры. Новый виток популярности метод получил в 20-е годы прошлого века.

В чем суть: Во время естественного сна студенты прослушивают записи слов, фраз, диалогов, текстов. А проснувшись, способны их воспроизвести. Или хотя бы гораздо быстрее «сознательно» запоминают.

Почему может работать: Вообще-то ученые пока не договорились насчет эффективности метода, но исследований с выводом «не работает» гораздо больше. (Список исследований есть в Википедии).

Почему не мейнстрим: Даже те исследователи, которые «за» метод, признают, что усваивать информацию во сне мозг способен, а вот связи выстраивать – нет. Но звучит так красиво, что литература и кинематограф подхватили: элементы гипнопедии мы встречаем в романах «О дивный новый мир» Хаксли, «Гадкие лебеди» Стругацких, в сериалах «Большая перемена», «Симпсоны» и даже в мультфильме «Барбоскины».

Гипноз (не путать с гипнопедией!)

Откуда взялась: Что только с помощью гипноза не пытались делать! Обучение иностранному языку – далеко не самое экзотическое.

В чем суть: Гипнотерапевт либо сам выступает в качестве преподавателя, либо они с преподавателем работают в паре. Чередуются сеансы гипноза и классическая методика изучения языка. Сторонники метода видят пользу применения гипноза в том, что он вводит человека в сверхобучаемое, сверхсосредоточенное состояние, к тому же (аналогично НЛП) снимает страхи, зажимы и блоки. Кстати, к обучению может также добавляться третий элемент – психотерапия, когда ради целей успешного изучения иностранного языка специалист прорабатывает со студентом его детские травмы, взрослые фобии и проч.

Почему может работать: Гипноз, вопреки мнению скептиков, – прикладная наука, и он довольно эффективен, если речь об очень внушаемых студентах…

Почему не мейнстрим: …но таких меньшинство. В основном, люди обладают довольно сильной волей. Кроме того, у гипнотизеров так себе репутация.

Самый сомнительный метод

Ученые пришли к выводу, что умеренное употребление спиртного помогает в изучении иностранных языков. Концентрация снижается, память ухудшается, язык слегка заплетается – это так. Зато уверенность растет настолько, что исчезает страх говорить и даже фонематические способности слегка улучшаются (а с ними – произношение).

Рекомендовать не будем :))


Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:

Аргуэльес, Александр

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Аргуэльес.

Александр Аргуэльес

Alexander Arguelles

Дата рождения

30 апреля 1964 (55 лет)

Место рождения

Чикаго

Страна

  • США

Род деятельности

лингвист, лексикограф

Отец

Ivan Argüelles

Сайт

Алекса́ндр Аргуэ́льес (род. 30 апреля 1964, Чикаго) — американский знаток изучения иностранных языков. Он известен не только за свои достижения как полиглот, а также своими советами и рекомендациями по самостоятельному изучению языков. Свои советы и рекомендации он публикует в интернете, на форумах.

Образование

Профессор Агруэльс получил степень бакалавра в 1986, в Колумбийском университете и докторскую степень в 1994 в университете Чикаго, где он работал вместе с Иоанн Кулиану и Уэнди Донигер. Он продолжил свои исследования в Свободном университете Берлина и стал профессором Хандонского Всеобщего Университета в Южной Корее. Так же он работал в Американском Университете Наук и Технологий в Бейруте и Новом колледже Калифорнии в Сан-Франциско. Сейчас он работает в Сингапуре специалистом по лингвистике в области преподавания, изучения, оценке, а также консультантом в отделе прикладной лингвистики в департаменте Регионального Языкового Центра в Южно азиатском Министерстве Образовательной Организации (SEAMEO-RELC).

Полиглот

Вместе с другими известными полиглотами Эмил Кребс, Гарольд Вильямс, и Като Ломб, Агруэльс утверждает что можно освоить большое количество языков на достаточно высоком уровне.

Процесс изучения языка по методу профессора Агруэльеса состоит из трех идей: стандартное обучение, погружение и самостоятельная работа над изучением (самостоятельное обучение). Будучи студентом университета, он посещал уроки Французского, Немецкого, Испанского, Латинского, Греческого, Санскрита, Старофранцузского, Готского, Древневерхненемецкого, и Древнескандинавского языков. Он утверждает что овладел свободной разговорной речью на Шведском, Нидерландском, и Итальянском пока пребывал в этих странах в процессе исследований в Европе, Португальский освоил в процессе общения с Бразильскими студентами, Русский в течение месячного пребывания, и Корейский с Арабским за год жизни в Южной Корее и Ливане. В течение первого времени жизни в Корее, он также увлекся интенсивным одновременным самостоятельным освоением большого числа других языков, включая: Ирландский, Персидский, Хинди, Турецкий, и Суахили. Примерно с 2000 года вместо изучения новых языков он сосредоточился на более глубоком изучении уже освоенных. По состоянию на 10 сентября 2011 года при чтении на 20 из языков, которыми он владеет лучше всего, ему знакомо более 99 % лексики на средней странице литературы, при чтении на 7 языках — 98 %, а при чтении на ещё 16 — от 93 % до 98,66 %. На страницах Guardian указывалось 50 как число языков, которыми владеет профессор Аргуэльес.

Техника

Профессор Аргуэльес не разделяет точку зрения, что существует единственно правильный метод изучения языков. Только систематическая, дисциплинированная и тщательная работа на протяжении долгого времени — путь к успеху. Среди прочих техник он выделяет «подсознательную работу» — непрерывное слушание и проговаривание вместе с записанными аудиотекстами в процессе прогулок или даже просто сидя дома. И техника «скрипториум» — чтение вслух вместе с записыванием транскрипции текста от руки. В своих советах и методиках он отдает предпочтение старинным и традиционным материалам, предпочитая их современным публикациям. В терминах тайм менеджмента он рекомендует непрерывное, полное погружение, вместо традиционного почасового изучения языка.

Примечания

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/4 ноября 2012.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить.

Александр Аргуэльес

Alexander Arguelles

Дата рождения:

Апрель 30, 1964

Место рождения:

Чикаго

Сайт:

Александр Аргуэльес (родился 30 апреля, 1964) — американский знаток изучения иностранных языков. Он известен не только за свои достижения как полиглот, а также своими советами и рекомендациями по самостоятельному изучению языков. Свои советы и рекомендации он публикует в интернете, на форумах.

Ссылки

Связать?

На эту статью не ссылаются другие статьи Википедии. Пожалуйста, воспользуйтесь подсказкой и установите ссылки в соответствии с принятыми рекомендациями.

7 лучших способов изучить английский бесплатно

remove_red_eye 1634 access_time 4 года назад thumb_up 137

Друзья, наверняка у многих из вас возникало желание начать изучение английского языка бесплатно без посторонней помощи и всяких платных образовательных курсов.

И это здорово! Ведь изучение иностранного языка расширяет человеческое сознание, открывает возможности для путешествий и коммуникаций с людьми из других частей света. Поверьте, освоив другой язык Вы начнете по другому мыслить и воспринимать окружающий мир!

Однако судя по опыту большинства обучающихся, некоторые люди забрасывают попытку изучения английского из-за отсутствия самодисциплины и наличия банальной лени! И действительно, обилие всевозможных правил и плохие воспоминания из школьной программы обучения отбивают все желание учиться!

Мы решили помочь всем желающим изучить английский язык самостоятельно и подготовили 7 лучших способов для его освоения. Эти методы значительно экономят время и упрощают понимание грамматики, а самое главное — являются бесплатными!

Используя данные способы и уделяя изучению хотя 1 час в день, через несколько месяцев Вы освоите базовые принципы, пополните словарный запас и сможете свободно поговорить на общие/простые темы с носителями языка.

1. Метод Дмитрия Петрова

Дмитрий Петров — известный лингвист, переводчик и общественный деятель, который владеет более 15 языками. Он разработал курс из 16 видеоуроков, которые можно найти в интернете в свободном доступе (выпуски программы «Полиглот» на телеканале Россия). Посмотреть видеоуроки можно .

Помимо курса видеоуроков, существует бесплатное мобильное приложение для изучения английского по методу Дмитрия Петрова.

Эффективность метода Дмитрия Петрова: материал излагается в очень простой и понятной форме, благодаря чему быстро развеивается страх перед временами, формами глаголов и т.п. За короткое время получите навыки общения плюс отработаете до автоматизма базовые алгоритмы языка.

2. Платформа Duolingo.com

Бесплатная международная платформа по изучению языков без премиум-пакетов, рекламы и вебинаров, которая была запущена в 2011 году. Система обучения построена в виде интересных уроков на основе игрофикации, по мере прохождения которых ученики помогают переводить веб-сайты, статьи и т.п.

Основа обучения — это дерево навыков Дуалинго, по которому продвигаются пользователи выполняя задания и зарабатывая очки опыта. Платформа имеет множество функций, например, выполнение задания на время и т.п. Помимо веб-проекта Duolingo имеет мобильное приложение. На Дуалинго можно изучать не только английский, но немецкий и французский, а скоро будут еще доступны испанский и шведский языки.

Эффективность Duolingo: согласно проведенным исследованиям, 34 часа занятий на Дуолинго дают столько же навыков чтения и письма, сколько предоставляют за семестр обучения (130 часов) в высших учебных заведениях. В настоящее время многие учителя в школах используют программу Dualingo. Проект дает прекрасные навыки для распознавания устной речи и переводов.

3. Киномания с субтитрами

Метод основывается на просмотре любимых фильмов и сериалов с двойными субтитрами, но в английской озвучке. Получается, что Вы одновременно слышите английскую речь и видите написание и перевод.

Главный нюанс заключается в правильном выборе сериалов и фильмов. Новичкам необходимо смотреть ленты, в которых простые диалоги и нет употребления специфических слов. Многие называют известный сериал «Друзья» идеальным для просмотра с двойными субтитрами.

Эффективность метода: быстро запомните новые слова и фразы, освоите произношение. Однако чтобы почувствовать эффект, необходимо посмотреть достаточно много серий или фильмов.

4. Метод Ильи Франка

В рамках данного метода подразумевается изучение языка посредством чтения книг на английском без словаря. Вы читаете и запоминаете за счет повторяемости слов в тексте книг.

Помимо этого, для интересного чтения предлагает пояснения с переводом каждого предложения. Просто качаете книги Ильи Франка и читаете в любое удобное для Вас время. Как выглядит текст в книге, можете посмотреть на картинке ниже.

Эффективность метода Ильи Франка: обучения по Франку идеально подходит для запоминания слов. Вы читаете книгу и по мере обучения начинаете пропускать поясняющие вставки. Согласно отзывам говорится, что если Вы будете читать по 1-2 часа в день, то через год сможете без проблем читать английские книги в оригинале.

5. Метод Александра Драгункина

Александр Драгункин разработал собственную методику обучения английского языка, в которой он отказался от традиционного классического изучения правил чтения слов, заменив на русифицированную транскрипцию.

В своем методе он также разработал 53 «золотые» формулы грамматики, которые отличаются от классических. Драгункин предлагает свое видение изучения языка и понимание грамматики, которые будут просты и понятны начинающим.

Для начала рекомендуем посмотреть 3-х часовой видеоурок, под которым Вы найдете ссылку на множество методических материалов и таблиц Драгункина, помогающих при обучении.

Эффективность Метода Драгункина: главное достоинство метода Драгункина является то, что материал излагается в очень доступной форме для «чайников». Весь материал (таблицы, правила) у Драгункина систематиированы, благодаря чему легко запоминаются.

6. Метод Доктора Пимслера

Метод Доктора Пимслера основывается на аудировании, когда обучающийся слушает диалоги, конструирует фразы и воспроизводит их по памяти. Курс обучения состоит из 3 частей, в каждой из которых 30 уроков (аудиоматериал + текст).

Важным моментом является то, что обучаться по методу Пимслера необходимо очень сосредоточено. В частности, нельзя, например, совмещать обучение с нахождением в общественных местах, т.к. часто в рамках обучения необходимо повторять за диктором.

Эффективность метода Доктора Пимслера: обучение по данному методу отлично подойдет тем, у кого хромает произношение. Курс по методу доктора Пимслера отлично развивает память и способствует хорошему распознаванию английской речи (особенно диалектов).

7. Обучение на YouTube

В дополнение вышеперечисленных способов оставим для Вас несколько превосходных каналов youtube для изучения английского языка. Каждый из них имеет свою программу обучения, которые помогут Вам освоить english.

Puzzle English — отличный канал с большим разнообразием уроков по грамматике, советами по изучению языка, уроками по правильному произношению и т.д.

Английский как по нотам — занятный канал, на котором обучение языку осуществляется посредством шуток, игр, музыки, фильмов и т.п.

OXANA DOLINKA — канал одноименного пользователя, на котором девушка обучает английскому и делает акценты на живой современный язык, а также нюансы разговорного английского в путешествиях.

Английский язык в школе Стива Джобса — канал, на котором в коротких уроках затрагиваются отдельные темы английского языка, а также разбираются диалоги в фильмах, рассказывается о метафорах в английском и т.п.

Albert Kakhnovskiy — канал, где проходит обучение английскому по известному Рэймонду Мерфи.

Эффективность метода: изучать английский на каналах youtube просто и весело. Обучение ни к чему Вас не обязывает и Вы можете уделять изучению столько времени, сколько пожелаете.

Изучать английский язык самостоятельно нелегко! Большинство людей, отмечают что часто трудно перебороть свою лень, помните об этом! Не поддавайтесь на провокации своего сознания забросить учебу!

Надеемся, что наша подборка, в которой собраны лучшие способы для самостоятельного и бесплатного изучения английского языка, оказалась полезной и Вы решили с завтрашнего дня взяться за дело! 🙂

Методы изучения английского языка: разбор популярных авторских методик и советы по выбору

Сколько людей начинали изучать азы иностранных языков, но вскоре отказывались от этой нелегкой затеи. И в этом виноваты не «плохие способности к обучению», а неверно выстроенный процесс занятий. Выучить несколько языков может каждый, главное найти правильный подход и развить в себе тягу к знаниям. Понять как нужно «учиться» помогут методы изучения английского языка, разработанные опытными педагогами и полиглотами. Эти готовые системы познания иностранной речи базируются на анализе человеческой психологии и индивидуальных особенностях восприятия. Сегодняшний материал расскажет о наиболее эффективных методиках и поможет определиться с выбором личной системы занятий.

Классические способы обучения

Начнем разбор со стандартных языковых методик, а затем перейдем к индивидуальным способам.

Изучение языка в группе

Знакомство с иностранным языком у нас происходит в детском саду или школе. И здесь же нам представляется первая методика обучения английскому языку – групповые занятия.

Схема работы здесь проста: учитель объясняет материал и закрепляет его заданиями для пар/групп, изредка персонально работая с каждым учеником. С детства привыкнув к такому подходу к науке, уже взрослый человек подсознательно выбирает этот метод изучения английского и идет записываться на групповой курс. Однако, такая технология обучения имеет свои подводные камни и подходит не всем. Плюсы и минусы распишем в таблице ниже.

Изучение английского языка в группах
+
Учеба под руководством опытного преподавателя. Все учащиеся на одном уровне.

Лучше вы усваиваете материал или хуже – под Вас группа подстраиваться не будет.

Возможность общения в группах, т.е. создание языковой среды. Опрос каждого ученика отнимает много времени занятия, уменьшая индивидуальные результаты учебы.
Грамотные и разнообразные учебные материалы. Отношения в коллективе могут сложиться по-разному.

Таким образом, эффективность занятий в группах зависит от характера учащегося и интереса к занятиям. Чтобы данный метод был действенным нужен общительный ученик, опытный и способный заинтересовать предметом преподаватель, а также удачно подобранный коллектив.

Занятия с репетитором

Еще один способ изучения английского языка, знакомый со школьной скамьи. В принципе, он во всем схож с предыдущим, только лишен «коллективных» недостатков, так как. здесь все внимание направленно на одного учащегося.

Из минусов данной методики – очень высокая стоимость занятий и зависимость от квалификации репетитора. Не всем попадается хороший специалист, который может не только доступно пояснять материал, но и психологически найти с учеником общий язык. Зато, если вам повезет с подбором преподавателя, такой способ обучения будет самый эффективный. Грамотный педагог сумеет в кратчайшие сроки поставить речь и будет тщательно следить за постоянным прогрессом в языкознании.

Самостоятельное обучение

В век высоких технологий и быстрого доступа к информации созданы все возможности для саморазвития. В плане языкознания это выражается в доступности учебных пособий (в т.ч. аудио— и видеофайлов) и возможности общения с иностранцами.

Успех самостоятельной учебы зависит только от того, какая выбрана методика для самостоятельного изучения английского языка. И здесь у новичков обширное поле для экспериментов: способов выучить английский придумали столько, что каждый желающий обязательно найдет среди них свой метод. Собственно самостоятельной работе и посвящены авторские методики изучения английского языка. Рассмотрим некоторые из них.

Методы изучения английского языка от опытных полиглотов

Сегодня мир интернационален и у людей практически нет границ в общении. Во многом этому поспособствовала смена подхода к изучению языков: акцент сместился с самой учебы на изучение сознательного и подсознательного восприятия информации. Научные исследования показали, что люди по-разному воспринимают информацию, и для облегчения учебы следует подавать материал так, чтобы в работу включались наиболее развитые чувства, рефлексы и участки мозга.

В результате всех опытов и изысканий появились современные методики обучения новичков английскому языку, основанные на авторском подходе к процессу познания и восприятия информации.

Оригинальный авторский метод, разработанный в 60-х годах прошлого века и основанный на восприятии иностранного языка на слух.

По мнению педагогов и большинства учеников, сегодня курс Пимслера едва ли не самый лучший аудиоматериал по изучению английского языка. Методика основана на том, что обучающийся в процессе прослушивания урока сначала погружается в языковую среду, а затем и сам становится полноценным участником диалогов. Большую часть занятия ученик повторяет фразы за диктором, усваивая новую лексику и грамматическое построение фраз.

Эффективность данной методики изучения английского языка заключается в том, что она развивает коммуникативность, т.е. заставляет именно «говорить на языке», а не заниматься устным переводом или письменными упражнениями. При этом изучающему автоматически ставится настоящий британский акцент, что также немаловажно.

Система занятий по методике Пимслера состоит из 3 уровней, в каждом из которых приводится по 30 уроков. Всего за время обучения осваивается порядка 500 лексических единиц. На одно занятие автор рекомендует отводить 30 минут ежедневно.

Книги Ильи Франка

Технологию преподавания Франка включают в способы изучения английского языка методом погружения в языковую среду, ведь она предполагает чтение английской литературы в оригинале, с использованием лишь небольших словарных вставок русского перевода. Весь текст разбивается на малые дублированные абзацы: сперва учащийся читает адаптированные строки (с переводом и пояснениями), а затем тот же отрывок, но уже полностью в оригинале. Таким образом, идет одновременное разъяснение и закрепление учебного материала.

Из плюсов методики также стоит отметить:

  • Сочетание интереса к рассказу и учебной пользы чтения;
  • Большой объем лексики;
  • Изучение слов в контексте;
  • Автоматическое запоминание грамматики фраз.

Кроме того, метод Ильи Франка способствует развитию ассоциативных связок, когда читатель, не зная слова, угадывает его по знакомому корню или понимает значение благодаря контексту.

Продолжительность занятия ученик регулирует сам, а следить за прогрессом даже не придется: чем дальше вы продвигаетесь в чтении, тем больший лексический запас усваивается.

Методика Драгункина

По сравнению с уже приведенными способами, изучение английского языка по методу Александра Драгункина можно назвать реверсивным. Если Франк и Пимслер предлагают погружение в английский, то Драгункин наоборот адаптирует иностранный язык под русское восприятие.

Весь курс – это авторская переработка английских правил, использующая эффективные приемы для быстрого изучения языка. Автор максимально упрощает английскую грамматику, объясняя ее не только в доступной форме, но и на близком читателю языке, включая жаргонизмы и дружеское обращение «на ты». Для изучения иностранной лексики здесь активно используется метод ассоциаций, по которому английские слова сопоставляются со схожими по звучанию русскими выражениями.

В общем, это полноценная языковая система, рассчитанная на легкое и быстрое изучение английского языка самостоятельно с нуля. Но, нельзя умолчать и про недостатки. Драгункин не дает понимания логики английского, не учит британскому акценту и не рассматривает все нюансы грамматики, поэтому для серьезных целей такой подход вряд ли стоит использовать. Зато это хороший способ быстро выучить язык, отправляясь в путешествие или рабочую командировку.

Проект «Полиглот» (Дмитрий Петров)

Известный лингвист и полиглот Дмитрий Петров реализует свою систему преподавания языка в формате телешоу. В реалити участвуют 8 добровольцев, задача которых под руководством преподавателя освоить новый язык за 16 учебных часов. Каждый урок посвящен какой-либо грамматической теме, а также освоению новой лексики и «живому» общению.

Таким образом, автор успешно сочетает собственные методы обучения английскому языку с классической методикой преподавания иностранной речи группе учащихся. А видеоматериалы шоу с легкостью может использовать на своем пути к самообучению и владению английским каждый желающий.

Языковые школы

Быстрые и качественные результаты дает методика изучения английского языка в иностранных языковых школах, где проводят курс интенсивного погружения в речь, культуру и традиции страны. По сути, это экспресс метод обучения, т.к. за ограниченный срок учащиеся должны проникнуться иностранной средой, и превратится в истинных британцев или американцев.

Принципиальные черты методики:

  1. Языковая школа – коммуникативный метод обучения. Общение здесь всегда главенствует над чтением, письмом и грамматикой. При этом акцент ставится больше на разговорную речь, чем на формальный английский.
  2. Активно практикуется использование кейсов. Они представляют собой игровые ситуации и обсуждения, способствующие вовлечению каждого ученика в процесс урока.
  3. Знания здесь преподает непосредственный носитель языка, а о таких понятиях как родная речь и перевод учащимся вовсе придется забыть. Все общение проводится только на иностранном языке.
  4. Учащийся может выбрать индивидуальное обучение или занятия в общих группах.

Если не учитывать финансовую сторону вопроса, у этого способа практически нет недостатков.

Разговорный подход (Шехтер)

Каждый автор стремится предложить по изучению языка лучшие приемы и методы. В поисках нового подхода к учебе Игорь Шехтер вывел свою систему освоения знаний в английском языке.

Обучение основывается на восприятии иностранной речи как родного языка. То есть, автор стремится развить в ученике способность использовать английский подсознательно, не задумываясь о правильности построения грамматических конструкций или подходящей лексике.

Вырабатывается этот навык с помощью кейсов и ситуативного мышления: разыгрываются небольшие этюды, в которых каждый ученик должен произнести свою реплику. При этом речь участников беседы спонтанна, никто заранее не готовит реплик и не знает темы кейсов.

Такие занятия проводятся ежедневно, продолжительность урока составляет 3 часа. Освоение курса разбито на 3-4 ступени, прохождение каждой из которых занимает месяц. Между этапами предусмотрен перерыв для закрепления полученных знаний.

Подборки Гунненмарка

Этот курс для самостоятельного изучения английского представляет собой набор приёмов, облегчающих освоение основ языка.

Метод основывается на анализе «речевых штампов», т.е. автор предлагает изучать только самые важные и часто встречающиеся в общении правила, фразы и слова. Учебные пособия так и называются «Миниграм», «Минифраз» и «Минилекс». Весь материал дополнительно иллюстрирован и озвучен носителями языка, поэтому методика считается идеальной базой для начала изучения английского.

Продолжительность и частоту занятий ученики регулируют самостоятельно.

Английский по фильмам, книгам и песням

Отдельно стоит упомянуть такие интересные методы изучения английского языка как просмотр фильмов, прослушивание песен и чтение книг в оригинале.

Да, совмещение личных интересов с учебой помогает развить тягу к занятиям и по-настоящему увлечься языком. Но, не думайте, что вы включите любимый фильм и сразу поймете все реплики героев. На самом деле это очень кропотливая работа.

Даже фильмы с субтитрами очень трудно разбирать, т.к. часто приходится останавливать воспроизведение файла, искать перевод непонятых слов и выписывать новые выражения в свой словарик. То же самое касается песен и книг на английском в оригинале. Поэтому, прежде чем приниматься за такую методику, здраво оцените свои силы. Мы бы рекомендовали приступать к подобной работе не раньше освоения среднего уровня знаний (Advanced).

Интерактивные игры и мобильные приложения

Не менее полезны в обучении инновационные технологии, в основе которых лежит игровая методика.

Электронные платформы преподносят материал в доступной форме и тщательно следят за закреплением полученной информации. Например, если вы набираете лексический запас и разучиваете карточки, мобильные приложения обязательно проверят усвоение информации по нескольким параметрам: восприятие на слух, написание и произношение.

Из наиболее популярных онлайн-сервисов, мобильных приложений и компьютерных программ стоит отметить:

  • Duolingo;
  • Rosetta Stone;
  • Lex!;
  • Bussuu;
  • Lingualeo.

Все они используют игровые методы обучения современному английскому языку. За успешные действия пользователи поощряются игровыми очками, а ошибки в ответах приводят к снижению рейтинга и постоянному повторению материала. К слову, система повторений основывается на глубоком анализе поведения пользователя: учитывается успешность запоминания и периодичность появления данного слова.

Интерактивные приложения отличное подспорье в изучении языка, но нельзя делать ставку только на использование программ. Рекомендуем сочетать игровые методы с основательными занятиями по грамматике.

Как выбрать свою методику изучения английского языка?

Подводя итог проведенному анализу методологии преподавания английского, необходимо выбрать наилучшие из представленных способов. Однако, это можно сделать только в индивидуальном порядке. Выбор правильной методики зависит от вас, мы же можем только порекомендовать критерии, от которых необходимо отталкиваться.

Итак, при выборе методики изучения английского языка, следует учесть такие факторы, как:

  • уровень собственной подготовленности;
  • количество времени, которое вы готовы посвятить занятиям;
  • финансовые возможности;
  • собственные приоритеты и желания.

Также, обязательно советуем провести анализ собственных чувств восприятия. Необходимо понять, как вам проще воспринимать информацию: на слух, посредством чтения учебников, с помощью видеоуроков, в игровой форме и т.д. Если вы подберете метод, подходящий вашему складу ума, характеру и интересам, успешная учеба сложится сама собой.

Успехов в изучении иностранного языка и до новых встреч на страницах сайта!

Просмотры: 1 089

Что нужно сделать для того, чтобы знать много языков – базовые вещи

  • Важно создать свой собственный план обучения. Первое время не помешает профессиональная помощь. Дальше уже возможно справиться своими силами, определив для себя наиболее подходящую схему;
  • Умение корректного произношения. Для этого подойдут отдельные упражнения. Человек, который знает много языков, полиглот — обязательно будет развивать в себе это мастерство;
  • Хорошая память. Даже, если, вы не запоминаете все «с лету» — благодаря старательной работе, быстрое запоминание стремительно разовьется.

Занимательный факт: 22% людей всего мира очень хорошо владеют 3-4 языками. Но, только на разговорном уровне.

Человек который знает много языков как называется – уже знаем. Кто они — самые известные в мире полиглоты:

  • Человек, вошедший в книгу рекордов Гиннесса, Джузеппе Каспер Меццеофанти, являлся хранителем библиотек в Ватикане, свободно общался на 60 языках, сочинял стихи на 50 из них.
  • Вилли Мельников, проходил службу в Афганистане и по стечению обстоятельств получил контузию. Оправившись, у него открылись способности к изучению языков. Ему было подвластно писать стихотворения на 93 языках. На скольких языках он мог вести беседу – до сих пор остается загадкой.
  • Может это удивит, но всем известная царица Клеопатра разговаривала на 10 языках!
  • Русский писатель Александр Грибоедов уже в юности знал 9 языков.
  • Иштаван Даби, писатель из Венгрии. За всю свою жизнь сумел овладеть более 100 наречиями.

И продолжать приведенный список можно еще очень долго!