Советский танцор рудольф

>Эрик Брун

Содержание

Биография

Эрик Брун — знаменитый балетный танцовщик, хореограф и актер, известный благодаря выдающимся достижениям на театральной сцене. Он стал обладателем титула рыцарь ордена Даннеборг, что подтверждало заслуги датского деятеля искусства. В Париже Брун получил премию Нижинского. Завершив карьеру на сцене, реализовался как постановщик балетов и работал над полноформатными спектаклями. Танцовщик также известен как близкий друг Рудольфа Нуреева.

Детство и юность

Эрик Брун родился в Копенгагене 1 октября 1928 года. Узнав о скором появлении первенца, его родители поженились. Он был первым ребенком для матери и третьим для отца. Мальчик увлекался балетом с юных лет.

Embed from Getty ImagesЭрик Брун в молодости

В 9 он стал учеником труппы Королевского датского балета, а уже в 1946-м дебютировал на профессиональной сцене. Первой ролью оказался образ Адониса в постановке «Торвальдсен», созданной Херальдом Ландером. Спектакль прошел в Королевском оперном театре. В 1947-м Эрик стал членом основной труппы театра. Юноше было 18 лет.

Балет

Первые выступления танцовщика проходили по субботам. Он работал в датской компании и был задействован в балете «Метрополитен». В нем состоялось знаковое знакомство с балериной из Болгарии Соней Аровой. С ней Брун создал дуэт, который получал восторженные отклики публики и критиков. Взяв отпуск в Дании, он танцевал с балетной труппой на подмостках в Великобритании. Полгода Эрик выходил на сцену без выходных, покоряя зрителя за зрителем.

Embed from Getty ImagesАртист балета Эрик Брун

В 1948-м он вернулся в Датский королевский балет, где спустя год стал солистом. Завоевав признание, Брун получил и соответствующие привилегии. Взяв в 1949-м отпуск, он стал танцовщиком нью-йоркского балетного театра и на протяжении 9 лет выступал в его составе. Имя танцовщика к этому моменту было известно во многих европейских странах.

Главным этапом в его творческой биографии стал период после выступления в балете «Жизель» в роли Альбрехта. Премьера постановки состоялась 1 мая 1955 года. Артист выходил на сцену в дуэте с Алисией Марковой. Партнерша была старше его на 20 лет, а на репетиции перед спектаклем ушло всего трое суток.

Embed from Getty ImagesЭрик Брун и Паула Ллойд на репетиции в 1952 году

После выхода спектакля критики единогласно признали его сенсацией. Роль и хореография не предполагали необходимости выдающихся способностей у исполнителя. Но Эрику Бруну удалось сделать образ запоминающимся благодаря чистоте техники и большому таланту, которым он обладал.

Балет был для него самым ценным в жизни, поэтому танцовщик с юных лет не пренебрегал ни одной тренировкой, постоянно совершенствуя мастерство. Это принесло ему любовь публики. Харизма позволяла сдержанному датчанину покорять сердца публики любой страны.

Embed from Getty ImagesЭрик Брун и Карла Фраччи на сцене

В 1961-м танцовщик ушел из Датского королевского балета. К тому моменту слава сопровождала его имя повсюду. Брун мог выбирать из большого числа предложений то, что было ему интересно. Периодически он выступал на родной сцене в качестве приглашенного артиста, но большую часть времени проводил в Нью-Йорке.

Эрик Брун работал с различными труппами Европы и Северной Америки. Он танцевал с Парижским оперным балетом и Королевским балетом Лондона, Национальным балетом Канады и Балетом Джоффри. Артисту предоставляли главные роли в постановках «Жизель», «Лебединое озеро», «Сильфида».

Embed from Getty ImagesАлвин Эйли, Наталья Макарова и Эрик Брун

В 1962-м Брун участвовал в спектакле Джона Кранко «Дафнис и Хлоя», премьера которого состоялась в штутгартском театре. Постановка была создана специально для него, и Эрик питал к ней особую любовь. Танцовщик также сотрудничал с Биргит Кульберг, Роландом Пети и другими хореографами. Среди его партнерш были Синтия Грегори, Карла Фраччи, Наталья Макарова, Аллегра Кент и другие балерины.

В мемуарах, изданных в 1968 году, артист писал, что ему удавалось поладить с каждой из партнерш, становясь успешным дуэтом на 1-2 сезона. Их сотрудничество представляло собой обоюдное влияние на технику и стиль, а также возможность совершенствоваться. В 1963-м Бруна наградили орденом Даннеборга, который считается самым престижным вариантом признания в Дании. В этот же период ему вручили премию Нижинского.

View this post on Instagram

A post shared by Erik Bruhn (@erikbruhnfans) on Mar 12, 2019 at 9:39pm PDT

Эрик Брун и Маргарет Шанн в балете «Сильфида»

Эрик Брун выступал до последнего, завершая карьеру в качестве почетного танцовщика. В 1972-м он выходил на сцену в «Сильфиде» в образе ведьмы Мэдж. К тому моменту он уже 3 года работал в качестве режиссера Шведского оперного балета. В 1974-м Эрик солировал в постановке «Рашомон», премьера которой состоялась в родной стране.

С 1983-го и вплоть до 1986-го артист был хореографом Национального балета Канады. Несмотря на то, что его звали на аналогичный пост в Королевском датском балете, Брун отказывался дважды. В Канаде он ставил полноформатные классические спектакли «Лебединое озеро», «Коппелию», «Сильфиду». Их с симпатией принимала публика.

View this post on Instagram

A post shared by Erik Bruhn (@erikbruhnfans) on Mar 14, 2019 at 11:02pm PDT

Нора Кэй и Эрик Брун в труппе Американского балета

Брун видел танец не как зрелище, а как драму, поэтому стремился придать движениям чистую форму. Он ратовал за перевоплощение и совмещение собственной личности с персонажем, контролируя образ, чтобы успевать общаться с публикой. В последние годы жизни танцовщик работал как педагог и тренер.

Эрик Брун снялся в нескольких фильмах, благодаря которым сегодня можно судить о его таланте. В 1952 году Чарльз Видор выпустил картину «Ганс Христиан Андерсен», в которой партнершей Бруна стала Зизи Жанмер. А в 1969-м состоялась премьера фильма-балета Хьюго Нибелинга и Девида Блэра. Это была «Жизель», над которой Брун работал совместно с Карлой Фраччи. Сохранились также видеозаписи репетиций и спектаклей с участием Эрика в молодости и в зрелые годы.

Личная жизнь

Мужчина был невероятно хорош собой. Он обладал аристократической осанкой, привлекательной фигурой. Его рост и вес были достаточными, чтобы выдерживать большие физические нагрузки, которые предполагает роль мужчины в балете.

Embed from Getty ImagesЭрик Брун и Мария Толчиф

Светлые волосы, голубые глаза, тонкие черты лица привлекали к нему десятки женщин, но Эрик Брун был помолвлен. Его невестой стала балерина Мария Толчиф, однако создать с ней семью танцовщику не удалось. Его ориентация предполагала интерес не к противоположному полу. Личная жизнь артиста сопрягалась с большим количеством интимных связей.

В 1961 году состоялась судьбоносная встреча Эрика Бруна и Рудольфа Нуреева. Русский танцовщик переехал в Европу, оказавшись невозвращенцем для родной страны. Нуреев впервые увидел Бруна на гастролях в СССР, куда Эрик приезжал в составе американской балетной труппы. Стилистика артистов различалась, но Рудольф был покорен пластикой и харизмой коллеги. Знакомство принесло мужчинам близкую связь, которую они поддерживали в течение 25 лет.

Embed from Getty ImagesРудольф Нуреев и Эрик Брун

Отношения Нуреева и Бруна были непростыми. Они часто вздорили, расставались и изменяли друг другу, не скрывая собственных пристрастий, но вновь сходились. В конце 1960-х у Бруна даже родилась дочь от одной из балерин. Пара Рудольфа и Эрика стала одной из самых долговечных представителей однополых союзов той эпохи. Сегодня фото мужчин часто выставляют на вернисажах. По ним сложно определить степень их погруженности друг в друга, но Нуреев и Брун проводили вместе большое количество времени.

Смерть

Эрик Брун скончался 1 февраля 1986 года в Торонто. Танцовщику было 57 лет. Официальной причиной смерти принято считать рак легких. Но знакомые артиста выдвигали предположение о наличии СПИДа. Могила актера расположена в Гентгофте на кладбище под названием Марибьерг, в пригороде датской столицы. После похорон на надгробии так и не установили памятник.

Embed from Getty ImagesЭрик Брун в последние годы

Коллеги вспоминали танцовщика как человека, работавшего с партнерами с большим уважением, но не позволявшего оставлять его на втором плане. Мужественный, элегантный и чувственный артист отличался виртуозной техникой. Его называли совершенным танцором эпохи, а авторитет Бруна в профессиональном сообществе был непререкаемым. В 1987 году Эрика Бруна посмертно наградили почетной премией за образцовый вклад в культуру и историю Канады.

Фильмография

  • 1952 – «Ганс Христиан Андерсен»
  • 1969 – «Жизель»

Рудольф Нуриев и его мужчины, личная жизнь, фото

Рудольф Нуриев знаменит не только как великий танцор балета. В легенды и фото газетных хроник вошли также его загулы и половые связи с мужчинами. Гениальный артист обладал ужасным характером. Он буквально состоял из противоречий, посеянных в душе еще в раннем детстве, когда мальчик рос без отца, а часто и без еды.

Война и танцы

Мать будущего артиста Фарида Нуриева родила мальчика 17 марта 1938 в вагоне поезда. Отец Хамет был военным политруком и часто переезжал с семьей. Так и случилось, что беременной жене с тремя детьми пришлось ехать во Владивосток на 9-м месяце. Когда мальчику исполнилось полтора года, небогатая семья вновь отправилась в путешествие. Новым назначением отца семейства стала Москва.

Хамету выделили дом в столице и дела у Нуриевых начали налаживаться. Но после начала Великой Отечественной войны мужчину призвали в первой волне армейского сбора. А вскоре Фариде с детьми пришлось эвакуироваться через Челябинск в село под Уфой.

Будущая звезда балета с матерью

Маленький Рудольф хорошо запомнил военные годы. Тьма, страх и голод навсегда оставили след в его душе. Но малыш нашел способ выплескивать свои эмоции. Увидев однажды балет «Журавлиная песнь» детсадовец сразу потребовал у мамы отправить его на танцы. Фарида с радостью согласилась с желанием сына, тем более, что учителя и первая публика признали невероятный талант маленького артиста.

Маленький Рудольф со старшими сестрами

Хамет смог выжить на войне и вернуться к семье. Но он навсегда остался чужим для своего младшего сына. Пропасть усугубилась также нежеланием мужчины признавать выбор потомка посвятить свою жизнь балету.

Интересно: Алан Дзагоев: биография, личная жизнь

Первые овации

В 1948 Рудольф Нуриев вопреки воле отца отправился в Дворец Пионеров, чтобы обучаться балету. Его учительница Анна Удальцова была поражена талантом мальчика и посоветовала ему после окончания школы ехать в Ленинград. Но молодой человек завершив обучение решил использовать другую возможность.

В 1955 в столице проходил конкурс, куда отправилась балетная труппа Нуриева. Что знаменательно, была запланирована постановка «Журавлиной песни», но солист заболел.

Рудольф Нуриев на сцене

Молодой танцор за краткий срок выучил партию и покорил зрителей Москвы, желая отправиться в местную хореографическую студию. Но бедному студенту не могли предоставить общежитие. Поэтому он отправился в Ленинград, где и закончил училище.

После первого золота на конкурсе в Москве, Рудольф Нуриев продолжил покорять публику в родном Ленинграде, периодически гастролируя по городам необъятной Родины. Вскоре слава балетного танцора вышла за пределы Советского союза.

Жизнь за границей

Биография Рудольфа Нуриева тесно связана с балетом. Но особой привязанности к советскому союзу татарин не чувствовал. Когда в 1961 году артист с труппой Мариинского театра отправился в Париж, он почувствовал новый для себя запах свободы.

Рудольф никогда не отличался покладистым характером. Несмотря на любовь публики, близкие знакомые считали танцора отвратительным и несдержанным человеком с огромным самомнением.

С многолетней партнершей, балериной Марго Фонтейн

Также ходили упорные слухи, что звезда балета принадлежит к лицам нетрадиционной ориентации. Но только по приезду в Париж они подтвердились.

Попав в Европу, Рудольф Нуриев начал кутить так, что вводил в шоковое состояние даже признанных повес. Возможно, именно поэтому танцору запретили продолжать турне и ехать в Лондон. Но друзья солиста балета помогли ему избежать экстрадиции и остаться во Франции на постоянной основе.

Рудольф Нуриев на съемках фильма «Валентино»

Мужчины танцора

Личная жизнь легенды балета так и не привела к появлению семьи и детей. Рудольф Нуриев длительное время встречался со знаменитыми мужчинами своего времени: Фредди Меркьюри, Миком Джагером, Элтоном Джоном и другими. Но длительные отношения в жизни танцора были только одни.

Избранником артиста стал Эрик Брун. Нуриев влюбился в коллегу по цеху, лишь единожды увидев его выступление по телевизору.

С Марго Фонтейн

Он смог добиться встречи с европейской знаменитостью и даже попал к нему в класс. Хоть Эрик был спокойной и холодной противоположностью Рудольфа, плодотворный творческий и романтический союз продлился 25 лет.

Несмотря на многочисленные измены с обеих сторон и регулярные ссоры, мужчины оставались вместе до конца. Смерть Эрика Бруна стала серьезным ударом для Нуриева. После трагической любви известны только 2 других избранника артиста: Роберт Треси и Уоллес Поттс.

Единственной женщиной которая была близка Рудольфу Нуриеву является Марго Фонтейн. Парижская прима была парой артиста на сцене 15 лет.

С датским танцовщиком Эриком Бруном

После того, как она смертельно заболела, эгоцентричный танцор проявил невиданное участие. Он регулярно дежурил у ее постели и оплачивал больничные счета подруги до самой смерти.

Интересно: Брендан Фрейзер: что с ним случилось, последние новости

Сам Рудольф скончался 6 января 1993 года. Здоровье Нуриева длительное время подтачивало заболевание, малоизвестное на тот период – СПИД. Танцор редко посещал врачей и не желал обследоваться. Вскоре его организм потерял всякую возможность сопротивляться болезням. На момент смерти легенде балета было 54 года.

Материал подготовлен редакцией сайта diwis.ru

Метки: его мужчины, личная жизнь, Рудольф Нуриев

>Балетные диссиденты: как сбегали из СССР артисты Большого

Нуриев стал первым невозвращенцем. В июне 1961 года Кировский (ныне Мариинский) театр поехал на гастроли в Париж. Нуриев очень ждал этой поездки, он давно мечтал увидеть Европу и даже несколько раз подавал прошения о туристической визе, но каждый раз получал отказ.

После гастролей во Франции Нуриев должен был продолжить выступления в Англии, имя артиста уже было внесено в списки на поездку в Лондон, но властям ничего не стоило задержать Нуриева в последний момент и снять с гастролей, что, собственно, и случилось.

Во Франции артист балета очень быстро сдружился с парижской богемой, что раздражало сотрудников КГБ, которые всегда следили за соотечественниками в зарубежных поездках. 3 июня в отчётах КГБ появилась такая запись: “Нуриев Рудольф Хаметович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты”.

Только мне стоило высунуть нос из двери отеля, как тут же мелькала быстро исчезающая тень полицейского, которому было поручено не спускать с меня глаз. Однажды мой друг весь вечер прождал меня на нижнем этаже отеля, пока я тщетно пытался избавиться от наблюдения. Я понимал, что только и ждут, чтобы поймать меня на каком-нибудь ошибочном шаге, результатом которого была бы немедленная отправка домой из автобиографии Рудольфа Нуриева

Балетовед Виолетта Майниеце подтверждает, что Нуриев жил так, как он хотел, и в Париже вёл себя так, как советским людям не разрешалось.

— Это и стало одной из причин его невозвращения. А вообще он был в восторге от датского премьера Эрика Бруно, которого увидел во время его гастролей в России. Оказавшись на Западе, он с ним познакомился, и между ними возникла долголетняя дружба и любовь, — говорит Майниеце. — Нуриев понимал, что если он ведёт себя не так, как положено советскому человеку, и возвращаться назад ему не следует.

16 июня, когда труппа театра должна была вылететь на дальнейшие гастроли в Лондон, КГБ задержал Нуриева в аэропорту Лё Бурже и хотел насильно отправить его в Советский Союз. По словам балетоведа Натальи Зозулиной, именно тогда артист принял решение не возвращаться.

— Он понял, что в СССР его ждут трудности: если он вернётся — ему грозит арест сроком до 7 лет. До гастролей Нуриев не думал об эмиграции. Есть несколько фактов, подтверждающих это: он собирался домой, мыслил о творчестве в труппе, покупал костюмы, — говорит Наталья.

И Нуриев, без багажа и с 30 франками в кармане, совершил знаменитый «прыжок к свободе» из зоны контроля в аэропорту в руки парижской полиции и попросил политического убежища у французских властей. По словам Виолетты Майниеце, ситуация в Лё Бурже была несколько приукрашена журналистами:

— Никакого прыжка он не делал! И вообще, это была заранее оговорённая ситуация — что он должен отдаться в руки французских полицейских и попросить политического убежища.

Нуриев остался в Париже, но Парижская опера не пригласила его работать по той простой причине, что Франция не хотела осложнений с Советским Союзом. Не побоялась предоставить ему место в труппе «Ковент-Гардена» Англия, у которой были плохие отношения с Москвой. Там он стал главной звездой.

Наталья Макарова

Когда осенью 1970 года Макарова приехала на гастроли в Лондон с труппой Кировского театра, то у неё не было мыслей не возвращаться в Советский Союз. Балерина никогда не ругала свою страну и не выдвигала политических лозунгов. Для этого и не было причин — Макарова была ведущей балериной Мариинского театра. Лондонские гастроли прошли с успехом, имя Макаровой было первым в списке гастролёров. Она купила себе автомобиль, родным — подарки. Но когда приехала в аэропорт, чтобы лететь вместе с труппой обратно в Ленинград, неожиданно попросила у властей политического убежища.

Балетовед Виолетта Майниеце считает, что Макарова так поступила в силу того, что она импульсивный человек:

— Она решила внезапно, что останется там, и осталась. Посчитала, что на Западе жизнь будет лучше и интереснее. У неё там были знакомые, но уверенности, что сразу же ей предоставят работу, не было.

В труппе на следующий день, разумеется, поднялся переполох — начались пересуды, для всех известие о моём defection было как удар грома. Ещё бы, и я сама не ожидала такого оборота. Особенно, как мне рассказывали, убивалась моя костюмерша Валечка. Она напилась и рыдала, приговаривая: «Кто бы мог подумать, что Наташка, наша Наташка останется! Все думали — Барышников, Барышников из автобиографии Натальи Макаровой

По мнению балетоведа Натальи Зозулиной, причина невозвращения Макаровой кроется в том, что в СССР у неё не было возможности себя раскрыть.

— Творческому человеку очень сложно жить, когда нет работы, нет нового, когда заставляют существовать без развития. И когда человек понимает, что есть возможность совершенно по-другому реализовать себя в творчестве, он принимает подобное решение, до этого не предполагая, что так сделает. А она и не могла предполагать, ей была неизвестна западная жизнь, — считает Зозулина.

Макарова хотела танцевать в лондонском «Ковент-Гардене», но артисты королевского театра заявили дирекции, что не выйдут с Макаровой на сцену. Наталья Зозулина считает, что труппа отказалась с ней работать, потому что Макарова была лучше, а они просто испугались конкуренции — никто не хотел такой соперницы.

Вскоре Макарова отправилась в США, откуда получила приглашение от Американского балетного театра. И там она смогла добиться мирового признания.

— В СССР все видели в ней потенциал, но не было хореографов, которые поставили бы балет, рассчитанный на её талант, — говорит Зозулина. — Когда с ней начали работать гениальные западные хореографы — Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Энтони Тюдор, Серж Лифарь, Глен Тетли — тогда она раскрылась и стала мировой звездой. Но ей, как и другим невозвращенцам, удалось сделать карьеру на Западе, потому что она была прекрасно выучена у нас в стране.

Летом 1974 года гастрольная группа из самых знаменитых артистов балета СССР отправилась в Канаду, от Кировского театра в ней участвовали только Ирина Колпакова и Михаил Барышников. Через несколько дней к Барышникову прилетел его бывший коллега Александр Минц, эмигрировавший в США двумя годами раннее. Минц хотел не просто повидать друга, но и передать, что Барышникова хотят принять в труппу Американского балетного театра, он не стал уговаривать артиста, а просто дал ему время подумать.

— Барышников всю жизнь мечтал быть американцем, — рассказывает Виолетта Майниеце. — Он знал, что он великолепный танцовщик, и хотел, чтобы его ценили не только в плане творческого успеха, но и материально. Миша говорил: «Я всё танцую-танцую, а еле-еле на какую-то машину заработал».

Окончательное решение не возвращаться в Советский Союз Барышников принял за два дня до завершения гастролей в Торонто. Артист сильно нервничал: на последних спектаклях во время поддержек у него даже дрожали руки.

Мне было ясно, что мне легче прыгнуть, как говорят в России, очертя голову с моста в воду сейчас, чем вернуться Михаил Барышников

29 июня перед заключительным концертом Барышников встретился с адвокатом и подписал бумаги, где просил политического убежища. После спектакля его должны были встретить на машине друзья и отвезти в безопасное место. После выступления Барышников оставил в гримёрке записку для Колпаковой: «Прости и прощай. Не будь злой на меня», — а далее по плану труппы артист должен был ехать на банкет в сопровождении агентов КГБ.

Когда Барышников вышел из театра, его ожидала толпа зрителей. Он подписал несколько программок, а потом извинился и сказал, что ему нужно отойти на минутку, и пошёл вдоль улицы. Из машины, в которой его ждали агенты КГБ, закричали: «Ты куда?». И тогда Барышников побежал.

Артист так разнервничался, что пробежал мимо автомобиля, где его ждали друзья. Машина поехала за ним, и Барышников на ходу вскочил в неё. Преследователи их не догнали, и они благополучно доехали до фермы под Торонто. Как только были сделаны все необходимые документы, Барышников переехал в США.

Валерий Панов

Желание эмигрировать в Израиль у артиста балета Кировского театра Панова и его жены Галины Рогозиной появилось ещё в 1972 году. Они подали прошение на визу в Израиль, и их тут же сделали невыездными. Балетовед Наталья Зозулина считает, что нельзя точно сказать, думал ли Панов о последствиях или нет.

— Он просто хотел выехать. В то время было огромное количество людей еврейской национальности, которые хотели уехать из СССР, — Израиль их принимал. Это был единственный путь на Запад, — говорит Зозулина. — Панов мечтал о новых творческих возможностях. Поэтому и пошёл этим путём и получил по полной программе: увольнение с работы, угрозы, избиения, удержание выезда и неизвестность — с ним играли как кошка с мышкой. Всё для того, чтобы он испугался и забрал прошение на визу.

Карьера Панова и его жены оборвалась, они не могли устроиться на работу, перебивались случайными заработками. По словам Виолетты Майниеце, для артиста балета невозможность тренироваться и быть в форме подобна смерти.

— Теряется профессиональный фон, который очень тяжело вернуть назад, он занимался дома, но это не то, — рассказывает Майниеце. — Многие друзья и коллеги перестали с ним общаться, потому что боялись, что тень неугодного антисоветского человека ляжет и на них. Идеологические нормы в то время были очень чёткие.

Но Панов не отступал, как не отступала и советская власть: артист был арестован и провёл несколько месяцев в тюрьме. Но его ситуацию обсуждали в компаниях, слухи из которых дошли и до мировой общественности. Из разных балетных театров мира Панову стали поступать приглашения о работе. Но только после 24-дневной голодовки Панову и его жене разрешили уехать в Израиль, где он сразу же получил гражданство. В последующие годы он выступал с гастролями по всему миру.

Четыре года Годунов был невыездным, когда труппа уезжала на гастроли, он оставался в Москве. А всё потому, что всем было понятно: он тоже не вернётся, если выпустят. У него был материальный стимул: он считал, что будет жить на Западе лучше, чем в Советском Союзе.

— В Большой театр его взял Юрий Григорович, но артисты балета постарались, чтобы у них испортились отношения, а потом труппа и вовсе распалась на три группировки, где велись междоусобные бои, — рассказывает Майниеце. — Годунов начал выступать с Плисецкой, это был «контр» Григоровичу, и он уже не давал ему партии в своих спектаклях. Саша был доведён.

Перед гастролями Большого театра в Нью-Йорке в 1979 году Григоровича вызвали в КГБ, где спросили, может ли он гарантировать, что Годунов вернётся назад, на что он ответил: «Нет». Но эти гастроли были очень важными, без Годунова обойтись не могли. И ему разрешили выехать в США.

19 августа Годунов сыграл в спектакле «Ромео и Джульетта» в Нью-Йорке, после чего у него было три дня выходных, поэтому его исчезновение никому не бросилось в глаза. Даже его жена Людмила Власова не была в курсе, она думала, что он заночевал у друзей. Но когда на следующее утро Годунов не вернулся домой, стало понятно, что он договаривается о предоставлении политического убежища. Руководители делегации спросили Власову, что намерена делать она, и балерина попросила отправить её домой, к матери.

Ещё до известия в американской прессе о том, что советский артист балета Годунов попросил политического убежища, у отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР. Но 23 августа, когда Годунов попросил предоставить политическое убежище, КГБ вывез артистку из отеля незаметно для американских спецслужб и доставил её на борт самолёта, вылетавшего в Москву. Когда про это узнали американские власти, они заблокировали полосу для вылета советского авиалайнера. Американцы были уверены, что Власову вывозят насильно, но она утверждала обратное. Наталья Зозулина считает, что жена Годунова вернулась в Россию, только потому что её не выпустили из самолёта:

— Рядом с ней стояли наши доблестные органы, что она ещё могла сказать, как не то, что хочет вернуться в Советский Союз. Власти США не давали самолёту вылететь, правильно понимая, что её задерживают насильно.

Виолетта Майниеце, хорошо знакомая с супругами, подтверждает, что изначально, они вместе должны были остаться в Америке.

Три дня советскому самолёту с 112 пассажирами на борту не разрешали вылететь. Всё это время Годунов вместе со своим другом Иосифом Бродским сидел в аэропорту и умолял жену через американские власти вернуться. Но противостояние закончилось и самолёт всё-таки вылетел в Москву. Годунова и Власову назвали «Ромео и Джульетта» холодной войны. Артист пытался добиться возвращения жены, но безуспешно. Через год был оформлен их развод. Власова продолжила танцевать в Большом театре, а Годунов устроился в труппу Американского балетного театра, где выступал как ведущий танцор.

>Знаменитые беглецы из СССР: на что они променяли железные объятия Родины

Фёдор Шаляпин, бас

На момент побега — худ. рук. Мариинского театра. Первый заслужил звание народного артиста Республики.
Когда: в июне 1922 г. остался в США после гастролей (его импрессарио там был знаменитый Сол Юрок). В СССР его невозвращение приняли очень болезненно. В. Маяковский даже сочинил стихи: «Вернись теперь такой артист назад на русские рублики — я первый крикну: — Обратно катись, народный артист Республики!» В 1927 г. Ф. Шаляпина лишили гражданства СССР и отобрали звание.
Чего достиг: много гастролировал, перечислял деньги в том числе в фонды помощи русским эмигрантам. В 1937 г. у него обнаружили лейкоз. Умер в 1938 г. в Париже. На Родину его прах вернулся лишь в 1984 г.

Рудольф Нуреев, балетный танцовщик, балетмейстер

Одна из ярчайших звёзд Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне — Мариинский театр).
Когда: в 1961 г. во время гастролей Кировского театра в Париже отказался возвращаться в СССР.
Чего достиг: сразу был принят в Королевский балет Лондона, звездой которого был 15 лет. Позже работал директором балетной труппы парижского Гранд-опера. В последние годы был дирижёром. Собрал роскошную коллекцию произведений искусства. Умер в 1993 г. от СПИДа в Париже. Его могила до сих пор является культовым местом для его поклонников.

Александр Годунов, балетный танцовщик

В Большом театре этому танцовщику прочили великую карьеру.
Когда: в 1979 г. во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке обратился с просьбой о политическом убежище. В инцидент оказались вовлечены президент США Дж. Картер и генсек ЦК КПСС Л. Брежнев. По мотивам тех событий был снят фильм «Рейс 222».
Чего достиг: танцевал у М. Барышникова в Американском театре балета. После скандала с М. Барышниковым в 1982 г. ушёл из труппы. Пытался делать сольную карьеру.
Женившись на голливудской актрисе Ж. Биссет, пробовал себя в кино. Его тело нашли через несколько дней после смерти в 1995 г. Прах А. Годунова развеян над Тихим океаном.

Андрей Тарковский, кинорежиссёр

Когда: в 1984 г. во время командировки в Стокгольм, где должен был обсуждать съёмки фильма «Жертвоприношение», прямо на пресс-конференции объявил, что на Родину не вернётся.
Чего достиг: год провёл в Берлине и Швеции, начал съёмки фильма «Жертвоприношение». В конце 1985 г. у него диагностировали рак. Умер в 1986 г. Его третий сын родился уже после его смерти.

Наталия Макарова, балерина

Была ведущей солист-кой Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне — Мариинский театр).
Когда: в 1970 г. во время гастролей театра им. С.М. Кирова в Великобритании попросила политического убежища.
Чего достигла: с декабря 1970 г. — прима Американского театра балета, танцевала в лучших балетных труппах Европы. В 1989 г. вновь ступила на сцену Ленинградского театра. В данный момент работает как драматическая актриса, живёт в США.

Михаил Барышников, балетный танцовщик

Солист Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне — Мариинский театр).
Когда: в феврале 1974 г. во время гастрольной поездки балета двух столиц (Большого и Кировского театров) по Канаде и США под конец гастролей попросил политическое убежище в Соединённых Штатах.
Чего достиг: сразу получил приглашение от Джорджа Баланчина стать солистом Американского театра балета. Вскоре стал директором театра, а ещё чуть позже (и поныне) — миллионером. Сейчас работает и как драматический артист. Живёт в США. Является совладельцем знаменитого ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке.

Виктория Муллова, скрипачка

Победительница международных конкурсов (в том числе конкурса имени П.И. Чайковского).
Когда: в 1983 г. во время гастролей в Финляндии вместе со своим гражданским мужем, дирижёром Вахтангом Жордания, сбежала на такси из Финляндии в Швецию, где два дня просидела, запершись в гостиничном номере, в ожидании, Когда откроется американское посольство. В своём номере в Финляндии В. Муллова оставила «заложницу» — драгоценную скрипку Страдивари. Она рассчитывала на то, что сотрудники КГБ, обнаружив скрипку, её саму уже искать не будут.
Чего достигла: сделала блестящую карьеру на Западе, некоторое время была замужем за известнейшим дирижёром Клаудио Аббадо.

Светлана Аллилуева, филолог

Дочь И. Сталина. Филолог, работала в Институте мировой литературы.
Когда: в декабре 1966 г. С. Аллилуева улетела в Индию с прахом своего гражданского мужа Браджеша Сингха. Через несколько месяцев, в марте 1967 г., обратилась к послу СССР в Индии с просьбой не возвращаться в страну. Получив отказ, пошла в посольство США в Дели и попросила политического убежища.
Чего достигла: опубликовала в США книгу «Двадцать писем к другу» — об отце и кремлёвском окружении. Книга стала бестселлером и принесла С. Аллилуевой более 2,5 млн долл. В 1984 г. предприняла попытку вернуться в СССР, но неудачно — её родившаяся в Америке дочь не говорила по-русски, а оставшиеся в СССР дети от предыдущего брака встретили её прохладно. В Грузии С. Аллилуеву ждал такой же холодный приём, и она вернулась в Америку. Объехала весь мир. Умерла в 2011 г.

Марго, Анна, Фарида. 5 главных женщин в жизни Рудольфа Нуреева

Феномен Рудольфа Нуреева обычно объясняют его талантом и колоссальным трудолюбием. Однако немаловажную роль в профессиональном становлении артиста сыграли люди, которые окружали танцовщика. Чего только стоит встреча Нуреева с Марго Фонтейн. Этот невероятный дуэт зрелой балерины и молодого экс-солиста театра им. Кирова стал настоящей сенсацией. Но кроме Марго были и другие: мама, которая привела мальчика в кружок народного танца, первый балетный педагог, сумевшая разглядеть в Рудике его огромный потенциал. О самых важных женщинах в жизни артиста рассказывает АиФ.ru.

Фарида Нуреева

Отношения Рудольфа с матерью нельзя было назвать простыми. Семья жила бедно, а потому Фариде Нуреевой было не до ласк и задушевных разговоров с детьми. Она думала только о том, чем накормить Рудика и его сестер, во что их одеть. Когда спустя много лет танцовщик принял решение остаться за границей, мать не смогла смириться с его выбором и еще долго пыталась уговорами заставить сына вернуться. Однако именно эта женщина, сама того не подозревая, помогла ему выбрать профессию. Когда мальчику было 5 лет, она впервые отвела будущего танцовщика на балет. 31 декабря Фарида Нуреева вместе с четырьмя детьми пришла в Башкирский театр оперы и балета, имея на руках только один билет. У входа образовалась давка, но вся семья чудом смогла попасть на спектакль. От увиденного на сцене Рудик был в восторге. Именно тогда он принял решение связать свою жизнь с танцем. Позже он сам скажет об этом так: «…Мною овладела абсолютная убежденность, что я рожден танцевать…»

Анна Удальцова

До десяти лет Нуреев занимался в кружках народного танца, а в 1948 году впервые столкнулся с классикой и начал обучение у Анны Удальцовой. В свое время эта балерина выходила на сцену с легендарными Анной Павловой и Тамарой Карсавиной в знаменитых «Русских сезонах» Дягилева. В Уфе она обосновалась после того, как ее супруга сослали на север. Удальцова была прекрасным педагогом и смогла разглядеть в Нурееве его потенциал. Через год, когда мальчик усвоил азы классического танца, Анна Ивановна посоветовала ему брать уроки у своей подруги Елены Войтович.

Балерина до конца своих дней гордилась успехами ученика, рассказывая о его триумфе друзьям и знакомым, хотя после бегства танцовщика за границу говорить о нем было не принято. Советская власть делала все, чтобы страна как можно скорее забыла «предателя», и у нее это прекрасно получалось. Кстати, когда Рудольф впервые смог приехать на родину, он навестил своего педагога. К тому моменту ей было сто лет!

Наталья Михайловна Дудинская исполняет партию Одиллии в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро». 1954 г. Фото: РИА Новости

Наталия Дудинская

Когда Нуреев окончил Ленинградское хореографическое училище, перед ним открыли свои двери сразу два театра: Большой и Кировский (в настоящее время Мариинский театр — прим. ред.). Рудольф отдал предпочтения последнему. Отчасти это решение он принял благодаря Наталии Дудинской. Говорят, что после экзаменов прима-балерина сама подошла к танцовщику и заявила, что если он останется в Петербурге, то она встанет с ним в пару. Молодой артист мог только мечтать о таком тандеме, ведь тогда он еще был никем. Опыт и авторитет Наталии Михайловны могли быстро исправить текущее положение дел. Их дебют в «Лауренсии» в ноябре 1958 года произвел эффект разорвавшейся бомбы и стал началом блестящей карьеры Нуреева на родине.

Нинет де Валуа. Фото: www.globallookpress.com

Нинет де Валуа

Нинет де Валуа больше 30 лет являлась директором Королевского балета Великобритании. 15 из них она сотрудничала с Нуреевым. Казалось бы, после его триумфального дебюта с Фонтейн Нинет должна была с распростёртыми объятьями принять звезду советского балета в свою труппу на постоянной основе, однако его вспыльчивый характер и острый язык заставили женщину почти год размышлять над тем, чтобы подписать с ним контракт. Несмотря на эти сомнения, Нинет очень тепло относилась к Рудольфу и часто закрывала глаза на его маленькие «грехи», чем, конечно, вызывала гнев других артистов. Она относилась к Нурееву как к сыну. А он видел в ней свое полное отражение. Живая, решительная и бескомпромиссная Нинет была, по сути, Нуреевым в юбке. Кстати, тот факт, что Королевский балет принял в свои ряды советского танцовщика, был тогда уникальным, ведь труппа состояла только из людей, имеющих британское подданство.

Марго Фонтейн. Фото: www.globallookpress.com

Марго Фонтейн

Есть две версии того, как Рудольф познакомился с Марго. Если верить Фонтейн, все произошло благодаря ее агенту, который буквально уговорил приму лондонского Королевского балета встать в пару с молодым танцовщиком. Однако Нуреев утверждает, что танцовщица сама стала инициатором их знакомства и лично пригласила его выступить на ее благотворительном вечере. Как бы то ни было, встретившись, эти двое создали неповторимый дуэт. А ведь до этого 42-летняя Фонтейн собиралась уходить со сцены. Совместный дебют Рудольфа и Марго в «Жизели», когда овации не смолкали долгих 40 минут, заставил балерину на десять лет забыть о завершении карьеры.

Вокруг отношений артистов ходило много слухов. Несмотря на то, что Фонтейн была официально замужем, а Нуреев не скрывал своей гомосексуальности, некоторые считали их любовниками. Есть версия, что бездетная балерина забеременела от Нуреева, но то ли сделала аборт, то ли просто потеряла ребенка. Правда, у подобных слухов нет никаких доказательств, лишь одно известно точно: эти двое были прекрасными друзьями и проводили много времени не только в репетиционном зале, но и за его пределами. Партнерство танцовщиков раскрыло каждого из них на все 100%.

Нуреев, Рудольф Хаметович

О других людях с такой фамилией см. Нуреев и Нуриев

Рудольф Нуреев (Нуриев)

Дата рождения

17 марта 1938

Место рождения

родился в поезде, согласно документам — Иркутск, СССР

Дата смерти

6 января 1993 (54 года)

Место смерти

Париж, Франция

Гражданство

СССР
Австрия

Профессия

Годы активности

с 1958

Театр

Мариинский театр
Королевский балет
Венская опера
Парижская опера

Награды

IMDb

ID 0638159

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Рудо́льф Хаме́тович Нуре́ев (также Рудо́льф Хами́тович Нури́ев; башк. Рудольф Хәмит улы Нуриев, тат. Рудольф Хәмит улы Нуриев; 17 марта 1938, близ Иркутска — 6 января 1993, Париж) — советский, британский и французский артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР.

Известен дуэтом с английской балериной Марго Фонтейн, длившимся 17 лет. Руководил балетной труппой Парижской оперы в 1983—1989 годах, в конце жизни пробовал себя как дирижёр. Также был коллекционером живописи и предметов искусства, покупал недвижимость в разных частях света.

Биография

Дед — Нурахмет Фазлиевич Фазлиев. Отец — Хамит Фазлеевич Нуреев (1903 — не позднее 1985), был родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан). Мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907—1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан). В автобиографии Нуреев пишет о своих родителях таким образом:

Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры. …Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда.

— Нуреев Р. Х. Автобиография. М., 1998.

Рудольф Хаметович Нуреев родился 17 марта 1938 года в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой. Согласно документам КГБ СССР, по национальности татарин из «Записки об измене Родине артиста балета Р.Х. Нуриева». В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в ссылке. В 1955 году, несмотря на большой для поступления возраст, был принят в Ленинградское хореографическое училище, учился в классе Александра Пушкина. Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате — другие ученики дразнили и обзывали его, считали деревенщиной.

После выпуска в 1958 году благодаря прима-балерине Наталии Дудинской остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.

Жизнь на Западе

Рудольф Нуреев в 1968 году

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ СССР «за нарушение режима нахождения за границей» был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» — первым среди советских артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.

Первые выступления Нуреева на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей — он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу имел огромный успех. Французские коммунисты поставили себе целью освистать артиста — но не зная балета (па-де-де Нуреева было практически в конце спектакля), они шумели почти на каждом выходе других артистов, тем самым лишь подогрев атмосферу вечера. 29 июля, на закрытии последнего парижского сезона труппы, Нуреев исполнил главную партию в этом спектакле, станцевав по одному акту с прима-балеринами труппы Ниной Вырубовой, Розеллой Хайтауэр и Лиан Дейде.

Франция отказалась предоставить Нурееву статус политического беженца, поэтому артист переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро» — вскоре после чего получил ангажемент в Королевском балете Великобритании. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн. Также танцевал с Иветт Шовире, Карлой Фраччи, Ноэллой Понтуа.

В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро», исполнив главную партию в дуэте с Марго Фонтейн. По окончании спектакля зрителями была устроена столь длительная овация, что занавес поднимался более восьмидесяти раз, что является театральным рекордом. Будучи премьером венской труппы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей.

С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» — Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Шарль Жюд, Лоран Илер.

Могила Нуреева

В 1987 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью — виза была дана на 72 часа, причём Нурееву ограничили возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр.

В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» (главную партию исполнила Надежда Павлова).

В 1983 году в крови Нуреева был обнаружен ВИЧ.

6 января 1993 года, в возрасте 54 лет, Нуреев скончался от осложнений СПИДа. Согласно желанию Нуреева, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром (автор эскиза — художник Эцио Фриджерио).

Личная жизнь

Рудольф Нуреев был антисемитом и антикоммунистом, почти весь период своей жизни на Западе он боялся нападения или похищения со стороны КГБ. Несчастный случай в Венской опере, когда чудом никто не пострадал, он связывал именно с этой организацией.

Рудольф Нуреев был гомосексуалом, однако в юности имел и гетеросексуальные отношения. После побега на Запад встретился со знаменитым датским танцовщиком Эриком Бруном (1928—1986). Брун и Нуреев стали парой и сохраняли близкие отношения в течение 25 лет, до самой смерти Бруна в 1986 году. Однако в целом Нуреев вёл беспорядочную сексуальную жизнь и имел множество случайных связей.

Имущество

Нуреев, зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Нередко он одалживал большие суммы малоизвестным людям и никогда не следил за тем, вернули ли ему долг. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил. Для управления своими финансовыми делами в 1975 году он зарегистрировал в Лихтенштейне фонд Ballet Promotion Foundation со штаб-квартирой в Цюрихе. Ему принадлежали виллы в Ла-Тюрби и на острове Сен-Бартелеми (Франция), поместье в штате Вирджиния и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке (шестикомнатную квартиру в «Дакота-билдинг» танцовщику помогала обставлять Жаклин Кеннеди). В 1979 году он приобрёл у наследников Леонида Мясина Ли-Галли, архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано. На Галло-Лунго, самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные Мясиным в руинах сарацинской башни. Нуреев активно занимался дизайном вилл и благоустройством острова в целом, вложив сюда большие средства, так как здесь не было ни воды, ни электричества, а всё необходимое можно было доставить либо морем, либо вертолётом.

В Париже он жил в двухуровневых апартаментах на набережной Вольтера, дом № 23. Мечтой танцовщика было привезти сюда мать, но этого не случилось. После его смерти поклонники надеялись, что здесь будет устроен музей, однако Фонд Нуреева практически сразу же организовал продажу его имущества с молотка на аукционах Christie’s. Первые намеченные торги в Лондоне и Нью-Йорке были отменены, а парижская квартира опечатана по протесту сестры Нуреева Розы и её дочери Гюзели, начавших судебную тяжбу с Фондом, по их мнению, неверно трактовавшим завещание в свою пользу. Тем не менее, торги состоялись в 1995 году — в январе в Нью-Йорке, где распродавалось американское имущество (было выручено 7,9 млн $) и в ноябре в Лондоне, где были проданы парижские вещи (главный лот, картина Теодора Жерико, остался не проданным). Согласно завещанию, европейским имуществом распоряжался Ballet Promotion Foundation, зарегистрированный Нуреевым в Лихтенштейне в 1975 году, американским же имуществом занимался вновь созданный Rudolf Nureyev Dance Foundation со штаб-квартирой в Чикаго. Небольшая часть наследия Нуреева — костюмы, документы и личные вещи — попали на хранение в Национальную библиотеку Франции и Музей Карнавале. В 2013 году по инициативе членов совета директоров Фонда Нуреева Шарля Жюда и Тьерри Фуке оставшиеся предметы были выставлены в трёх залах Национального центра сценического костюма в Мулене (дизайн экспозиции — Эцио Фриджерио).

Творчество

Репертуар

  • «Лауренсия» — Фрондосо
  • «Лебединое озеро» — принц Зигфрид, Ротбарт
  • «Щелкунчик» — Дроссельмейер, Принц
  • «Спящая красавица» — Голубая птица, принц Флоримунд (Дезире)
  • «Маргарита и Арман» — Арман*
  • «Баядерка» — Солор
  • «Раймонда» — четвёрка кавалеров, Жан де Бриен
  • «Жизель» — граф Альберт
  • «Дон Кихот» — Базиль
  • «Корсар» — раб
  • «Ромео и Джульетта» — Ромео, Меркуцио
  • «Сильфида» — Джеймс
  • «Петрушка» — Петрушка
  • «Видение Розы» — Видение розы
  • «Шехеразада» — Золотой раб
  • «Послеполуденный отдых фавна» — Фавн
  • «Аполлон Мусагет» — Аполлон
  • «Юноша и смерть» — Юноша
  • «Блудный сын»
  • «Федра»
  • «Потерянный рай»
  • «Сильфиды» — Юноша
  • «Гамлет» — Гамлет
  • «Золушка» — Продюсер*
  • «Интермедия»
  • «Лунный Пьеро» — Пьеро
  • «Люцифер» — Люцифер
  • «Идиот» — князь Мышкин
  • «Ореол»
  • «Песни странствующего подмастерья»
  • «Весна священная»
  • «Павана мавра» — Отелло
  • «Тёмный дом»
  • «Урок»
  • «Ночное путешествие» — Эдип
  • «Алая буква» — преподобный Димсдейл

Постановки

  • 1964 — «Раймонда»
  • 1964 — «Лебединое озеро», Венская опера
  • 1966 — «Дон Кихот»
  • 1966 — «Спящая красавица»
  • 1966 — «Танкред»
  • 1967 — «Щелкунчик»
  • 1977 — «Ромео и Джульетта»
  • 1979 — «Манфред»
  • 1982 — «Буря»
  • 1985 — «Вашингтон-Сквер»
  • 1986 — Сюита Баха
  • 1988 — «Золушка», Парижская опера
  • 1992 — «Баядерка», Парижская опера

Фильмография

  • 1966 — «Юноша и смерть» — Юноша (Смерть — Зизи Жанмер)
  • 1972 — «Я — танцовщик» / I Am a Dancer
  • 1977 — «Маппет-шоу»
  • 1977 — «Валентино» / Valentino
  • 1983 — «На виду» / Exposed

Документальные фильмы

  • 1991 — «Нуреев», реж. Патриция Фой
  • 1991 — «Рудольф Нуреев — как он есть», реж. Н. Боронин, Студия документальных фильмов Санкт-Петербург
  • 2012 — «Рудольф Нуреев. Мятежный демон», реж. Т. Малова
  • 2015 — «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», реж. Е. Тирдатова
  • 2018 — «Нуреев: Его сцена — весь мир», реж. Дэвид Моррис, Жак Моррис

Художественные фильмы

  • 2013 — «Визит», короткометражный фильм, реж. Булат Юсупов
  • 2015 — «Рудольф Нуреев. Танец к свободе», реж. Р. Г. Смит
  • 2018 — «Нуреев. Белый ворон», реж. Рэйф Файнс

Адреса

Мемориальная табличка на фасаде дома на набережной Вольтера в Париже.

  • Дом в лондонском Кенсингтоне по адресу Виктория-роуд № 27. На фасаде здания 21 сентября 2017 года была установлена мемориальная синяя табличка.
  • Шестикомнатная квартира в «Дакота-билдинг», Нью-Йорк.
  • Квартира в два этажа на набережной Вольтера, дом № 23. На фасаде дома установлена мемориальная доска.
  • Вилла в Ла-Тюрби, близ Монако.
  • Архипелаг Ли-Галли близ Позитано, состоящий из трёх островков (крупнейший — Галло-Лунго). Был куплен в 1979 году у наследников Леонида Мясина.
  • Дом на острове Сен-Бартелеми в Карибском море, заморская территория Франции (был куплен в 1980-е годы).
  • Ферма в штате Вирджиния, США.

Память и отражение в искусстве

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 апреля 2019 года.

  • Именем Нуреева назван один из балетных репетиционных залов парижской Оперы.
  • В Казани на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля ежегодно в конце весны проводится Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, названный так с личного согласия танцовщика, посетившего Казань в 1992 году.
  • В Уфе имя Рудольфа Нуреева носят Башкирский хореографический колледж и Международный фестиваль балетного искусства, проходящий ежегодно с 1993 года на сцене Башкирского театра оперы и балета, а также одна из улиц города. В Башкирском театре оперы и балета действует музей Р. Нуреева. Также в честь танцовщика в городе установлены мемориальная доска и барельеф.
  • В 2001 году в Иркутске была установлена мемориальная доска в честь Нуреева.
  • В 2004 году состоялась премьера спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» в Театре Романа Виктюка. Когда-то режиссёр пообещал Нурееву поставить о нём спектакль. Обещание своё Роман Виктюк выполнил, обратившись к пьесе драматурга Азата Абдуллина.
  • В октябре 2013 года в Национальном центре сценического костюма (Мулен, Франция) усилиями Фонда Рудольфа Нуреева был открыт отдел «Коллекция Нуреева», состоящий из примерно 300 предметов. Дизайн экспозиции был выполнен сценографом Эцио Фриджерио.
  • В 2013 году был снят художественный короткометражный фильм «Визит» о Рудольфе Нурееве в рамках гранта Президента Республики Башкортостан при поддержке Министерства культуры РФ.
  • В 2015 году В Англии режиссёром Р. Г. Смитом был снят художественный фильм «Rudolf Nureyev: Dance to Freedom». В главной роли Артём Овчаренко.
  • В 2017 году Большой театр подготовил балетный спектакль «Нуреев». Премьера, запланированная на 11 июля 2017 года, была внезапно отменена директором театра за три дня до выпуска. Премьера балета состоялась в Большом театре 9 и 10 декабря 2017 года.

Внешние изображения

Памятная табличка в Кенсингтоне

  • 21 сентября 2017 года в Лондоне, на фасаде дома № 27 по Виктория-роуд в Кенсингтоне, где жил Нуреев до переезда в Париж, была установлена памятная синяя табличка.
  • В ноябре 2018 года в Казани был открыт первый в России памятник Рудольфу Нурееву. Монумент расположен в сквере у Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Автор памятника — Зураб Церетели.
  • В 2018 году вышел художественный фильм «Нуреев. Белый ворон», снятый по биографии Нуреева с момента его рождения до побега из СССР (режиссёр — Рэйф Файнс, исполнитель роли Нуреева — Олег Ивенко, производство: Великобритания, Франция)

Почтовые марки Сан-Марино, посвящённые Рудольфу Нурееву (1989)

1200 лир — с Марго Фонтейн в дуэте из балета «Маргарита и Арман», 1500 лир — «Аполлон Мусагет»,
1700 лир — кадр из фильма «Валентино» (1977)

Примечания

  1. Зарубежные гастроли известных советских коллективов начали проводиться лишь с 1956 года.
  2. Минимальное наказание за измену Родине по Уголовному кодексу РСФСР от 1960, ст. 64 , составляло 10 лет лишения свободы (курсив Википедия):

    Измена Родине, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР — наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества.

  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Encyclopædia Britannica
  3. 1 2 SNAC — 2010.
  4. Правописание его фамилии нередко вызывало споры и приводило к разночтениям. На могиле артиста на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа написано по-русски Рудольф Нуреев.
  5. Рудольф Нуреев: бог танца и порока
  6. Хәбирова Р. Н. Нуриев Рудольф Хәмит улы // Башҡорт энциклопедияһы. — Өфө: НИК «Башкирская энциклопедия», 2013. — ISBN 978-5-88185-143-9.
  7. Синенко С. Г. Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы. Художественно-документальное повествование. — Уфа: Китап, 2008. — 192 с.
  8. Сайт Рудольф Нуреев (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июля 2009. Архивировано 20 июня 2010 года.
  9. Из «Записки об измене Родине артиста балета Р. Х. Нуриева». См.: КГБ проворонил побег Нуриева
  10. Три пути на Голгофу Рудольфа Нуреева (рус.), Russiaedu (12 марта 2018). Дата обращения 20 марта 2018.
  11. Жорж де Куэвас скончался 21 февраля 1961 года, и его труппа распалась сразу же после того, как были выполнены подписанные им обязательства.
  12. Рудольф Нуриев в Казани. (недоступная ссылка). Дата обращения 1 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  13. Ариан Дольфюс. Рудольф Нуреев. Неистовый гений
  14. Дольфюс Ариан. Непокоренный Нуреев — Дольфюс Ариан.
  15. 1 2 Kavanagh, Julie Nureyev: The Life (2007) ISBN 978-0-375-40513-6
  16. The Canadian Press. TV dance-winner Archambault tackles Nureyev — Arts & Entertainment — CBC News, Cbc.ca (30 ноября 2009). Дата обращения 3 мая 2012.
  17. John Ezard and Carolyn Soutar. Nureyev and me | Stage, The Guardian (30 January 2003). Дата обращения 3 мая 2012.
  18. Literary Review (недоступная ссылка). Дата обращения 13 марта 2009. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  19. Rudolf Nureyev Foundation Official Website. Дата обращения 19 марта 2009. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  20. Geraldine Norman. Drama of a dancer’s final act // The Independent, 18 декабря 1994
  21. Carol Vogel. To the Highest Bidder, From Nureyev’s Life // The New York Times, 7 января 1995.
  22. Sarah Lyall. Nureyev’s luxurious possessions sold at 2-day auction in London // Deseret News, 2 декабря 1995
  23. 1 2 y Roslyn Sulcas. At a French Museum, Peeks at Nureyev’s World // The New York Times, 11 декабря 2013.
  24. На сайте 10-ого кинофестивала Спутник над Польшей, доступ 2016.11.11.
  25. Нуриевский фестиваль на сайте Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля (недоступная ссылка). Дата обращения 22 февраля 2011. Архивировано 6 февраля 2012 года.
  26. Башкирское хореографическое училище
  27. Владимир Спиваков привез в Уфу редкие видеозаписи Рудольфа Нуреева (19 сентября 2015). Дата обращения 9 января 2016.
  28. Спиваков подарил уфимскому музею редкие видеозаписи выступлений Рудольфа Нуреева (18 сентября 2015). Дата обращения 9 января 2016.
  29. Первый выход Нуреева / Г. Гайда; Интервью вела О. Соболева // Иркутск, — 2001. — 30 нояб. — .7
  30. «Bolshoi theatre cancels Nureyev ballet premiere»
  31. «Нуреев» — Балет в двух действиях
  32. Plaque erected in 2017 by English Heritage at 27 Victoria Road, Kensington, London
  33. В Казани состоялось официальное открытие памятника Рудольфу Нуриеву. kazan.kp.ru.
  34. Рустам Минниханов откроет памятник Рудольфу Нуриеву. kazan.aif.ru.
  35. Рустам Минниханов и Зураб Церетели открыли в Казани памятник Рудольфу Нуриеву. tatar — inform.ru.

Литература

  • Ариан Дольфюс. Непокорённый Нуреев. — М.: Рипол Классик, 2009. — ISBN 978-5-386-01820-7.
  • Ариан Дольфюс. Рудольф Нуреев. Неистовый гений. — М.: Рипол Классик, 2014. — ISBN 978-5-386-07281-0.
  • Баганова М. Рудольф Нуриев. — М.: АСТ, 2014. — 288 с.
  • Красовская В. Рудольф Нуреев // Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. — С. 297—299. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2.
  • Колум Маккэнн. Танцовщик
  • Надеждин Н. Я. Рудольф Нуриев. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. — 224 с. — («Секрет успеха»). — 3000 экз. — ISBN 978-5-98986-448-5, 978-5-271-31857-3.
  • Ролан Пети. Тан лие с Нуриевым. — Нижний Новгород: Деком, 2007. — ISBN 978-5-89533-187-3.
  • Руди ван Данциг. Вспоминая Нуреева. След кометы / Пер. с нидерл. И. Михайловой. — СПб.: Геликон Плюс, 2012. — 368 с. — ISBN 978-5-93682-809-6.
  • Рудольф Нуреев. Три года на Кировской сцене: Воспоминания современников. — СПб.: Пушкинский фонд, 1995.
  • Рудольф Нуреев. Автобиография. — М.: Волшебная флейта, 1998.
  • Рудольф Нуреев. Фотоальбом // Сост. Т. И. Закржевская. — СПб.: КультИнформПресс, 1998.
  • Рюнтю Юри Мэттью. Руди Нуреев без макияжа. — М.: Новости, 1995. — ISBN 5-7020-0981-9.
  • Синенко С. Г. Рудольф Нуреев: Истоки творчества, превратности судьбы. — Уфа: Китап, 2008. — 192 с.
  • Стюарт Отис. Рудольф Нуриев: Вечное движение = Perpetual motion: the public and private lives of Rudolf Nureyev. — Смоленск: Русич, 1999. — 371 с. — («Человек — Легенда»). — ISBN 5-88590-870-2.
  • Keith Money. Fonteyn & Nureyev: The Great Years. — London: Harvill, 1994.
  • Солуэй Д. Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. Превратности судьбы // Пер. с англ. Е. В. Нетесовой, П. В. Рубцова. — М.: Центрполиграф, 2001. — 591 с.
  • Майер-Стабль Б. Рудольф Нуреев. — М.: Эксмо, 2004. — 329 с.
  • Klaus Geitel. Rudolf Nurejew. — Rembrandt Verlag, 1967.

Ссылки

  • Официальный сайт Фонда Рудольф Нуреев
  • Хабирова Р. Н. Нуреев (Нуриев) Рудольф Хамитович // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2019. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  • Нуреев Рудольф Хамитович // Большая российская энциклопедия. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
  • Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева
  • Золотой ключик Рудольфа Нуриева
  • Воспоминания Марио Буа о Нурееве
  • Воспоминания о Нурееве Аллы Осипенко
  • Па-де-де с всесильным КГБ

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BNC: a11518674 · BNE: XX1514328 · BNF: 13166908p · CONOR: 89724003 · GND: 118589024 · GTAA: 137142 · ISNI: 0000 0001 2275 5891 · LCCN: n79063858 · NDL: 00621222 · NKC: jn19992000797 · NLA: 35393173 · NLG: 98962 · NTA: 069560366 · PTBNP: 390422 · LIBRIS: 196251 · SUDOC: 080878695 · VIAF: 148483 · WorldCat VIAF: 148483

>Рудольф Нуреев

Рудольф Нуреев – легендарный артист балета, который был востребован и на советской сцене, и за границей. Он считается самым знаменитым танцовщиком XX века, а техника Рудольфа и его прыжок – хрестоматийными. После парижских гастролей в 1961 году отказался возвращаться в Советский Союз, попросил политического убежища и стал одним из самых знаменитых беженцев в отечественной истории. После окончания танцевальной карьеры Нуреев пробовал себя и как хореограф, и как киноактер, а в последние годы был дирижером Парижской оперы.

Несмотря на то, что в биографии Рудольфа Нуреева родным городом указан Иркутск, на самом деле он родился в поезде, который следовал во Владивосток, а на железнодорожной станции недалеко от Иркутска было только зафиксировано появление малыша на свет. Рудольф стал младшим ребенком в семье политрука Красной армии Хамета Фазлеевича, татарина по национальности, и его жены Фариды Аглиулловны. У звезды балета было три старшие сестры: Роза, Розида и Лидия.

View this post on Instagram

A post shared by Rudolf Nureyev Official (@rudolf_nureyev_foundation) on Mar 17, 2019 at 2:24am PDT

Рудольф Нуреев в детстве и его мама Фарида Аглиулловна

Военное детство Нуреева прошло в эвакуации в Уфе. Уже с 5 лет мальчик начал проявляться интерес к танцу. Отец, вернувшийся с войны в звании майора, оказался недоволен выбором сына. Хамет поначалу старался привить Рудольфу любовь к мужским увлечениям – рыбалке и охоте, но мальчик проявлял к хобби отца равнодушие.

Тогда Нурееву-старшему приходилось доставать ремень. Наказания не отвадили Рудика от хореографии, и уже с 11 лет он выходил на сцену в числе участников ансамбля народного танца при Доме культуры. В 15 лет юноша уже начал пробовать свои силы в кордебалете Уфимского оперного театра, а через год стал полноправным членом труппы.

View this post on Instagram

A post shared by Rudolf Nureyev Official (@rudolf_nureyev_foundation) on Mar 22, 2018 at 2:00am PDT

Рудольф Нуреев в молодости

В 1955 году, в 17 лет, Рудольф Нуреев отправляется в Ленинград, чтобы продолжить образование в хореографическом училище. Но он не учел, что в это учебное заведение принимают детей с 12 лет, поэтому по возрасту он сильно отставал от своих однокурсников, не находил с другими учениками общего языка и подвергался насмешкам. Из-за подобного отношения Нуреев не смог жить в общежитии, поэтому откликнулся на любезное приглашение своего наставника Александра Пушкина и поселился в его семье.

Хореографическое училище Рудольф окончил в 1958 году и сразу получил приглашение войти в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, которое ему сделали по настоятельной просьбе прима-балерины Наталии Дудинской.

Первой партией, которую Рудольф Нуреев исполнил на профессиональном уровне, была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Позднее танцовщик участвовал в VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где был награжден золотой медалью. За 3 года Рудольф стал важным звеном в труппе, на него возлагались большие надежды. Он ездил на гастроли с театром в Болгарию, Восточную Германию и Египет, поэтому Нурееву без проблем выдали французскую визу, и он отправился выступать в Парижской опере.

View this post on Instagram

A post shared by Rudolf Nureyev Official (@rudolf_nureyev_foundation) on Oct 20, 2016 at 2:51am PDT

Рудольф Нуреев в балете «Жизель»

Но после нескольких выступлений пришло требование КГБ снять молодого артиста балета со спектаклей и отправить назад в СССР. По официальной версии, тот «нарушил режим нахождения за границей». Но очевидцы считают, что в органах узнали о нетрадиционной ориентации Нуреева. Танцор решил не подчиняться, запросил во Франции политическое убежище и стал самым знаменитым «невозвращенцем» в истории Советского Союза, а на родине его ожидало тюремное заключение.

Побег танцовщика произвел эффект разорвавшейся бомбы, так как еще 2 месяца назад Советский Союз праздновал победу после первого полета человека в космос. Артист навсегда был внесен в списки предателей родины. Впрочем, через много лет, в 1985 году, ему позволили на трое суток въехать в страну, чтобы побывать на похоронах матери. При этом все люди, знавшие артиста в молодости, были предупреждены о строгом запрете общения с ним.

View this post on Instagram

A post shared by Rudolf Nureyev Official (@rudolf_nureyev_foundation) on May 23, 2015 at 2:30pm PDT

Рудольф Нуреев возле Парижского оперного театра

Ранее Нуреев совершал попытки связаться с родными, но был беспомощен перед «железным занавесом». Артист балета нашел выход. По его просьбе королева одного арабского государства, которая совершала визит в СССР, сумела включить в своей маршрут посещение Уфы. Здесь она передала письмо от Рудольфа его матери и выразила перед ней свое восхищение талантом сына. Этот интересный факт из жизни Нуреева впоследствии стал известен его поклонникам.

Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса», но через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Великобритания: Нуреев переезжает в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского балета Ковент Гарден создает дуэт, до сих пор считающийся эталонным.

Рудольф Нуреев — «Лебединое озеро»

Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы, вследствие чего получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуреев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 спектаклей в год, а к 1975-му стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.

Слава танцовщика была оглушительной, на Западе он блистал не только на лучших балетных сценах, но и стал частью поп-культуры. Его фото и интервью регулярно попадали на обложки и страницы глянцевых изданий. Нуреев дружил с Элизабет Тейлор, принцессой Дианой, а Жаклин Кеннеди лично помогала танцору создавать интерьер его квартиры в Нью-Йорке. Рудольф не упускал возможности показать свое чувство юмора: он стал героем одного выпуска кукольного «Маппет-шоу», где состоялось его выступление со свинкой мисс Пигги под музыку из «Лебединого озера».

View this post on Instagram

A post shared by Rudolf Nureyev Official (@rudolf_nureyev_foundation) on May 30, 2015 at 5:46am PDT

Рудольф Нуреев

Благодаря своей трудоспособности и известности Нуреев стал самым богатым артистом балета, накопив состояние в $ 80 млн. Список его недвижимости пополнялся с каждым годом: ему принадлежали роскошные апартаменты в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, поместья в США, во Франции, Италии. Нуреев даже приобрел небольшой архипелаг, на одном из островов которого построил виллу с балетным классом и бассейном. Сделать это было непросто, так как на архипелаге отсутствовали пресная вода и электричество.

Фильмы и музыка

Еще в Советском Союзе Нуреев впервые снялся в фильме «Души исполненный полет», посвященном Всесоюзному смотру хореографических училищ. Позднее он был главным действующим лицом ряда фильмов-балетов, например, «Ромео и Джульетта», «Я — танцовщик», «Юноша и смерть». Но есть в биографии Рудольфа и две роли в художественном кинематографе. Он сыграл Рудольфа Валентино в биографической драме «Валентино» и Даниэля Джелина в мелодраме «На виду», где сотрудничал с юной Настасьей Кински.

Рудольф Нуреев в роли Рудольфа Валентино (кадр из фильма «Валентино»)

Также легенда балета известен как балетмейстер, сделавший собственные варианты классических спектаклей «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Кроме того, Нуреев поставил оригинальные балеты «Танкреди» и «Манфред».

Когда в 80-х годах Рудольф возглавлял труппу парижской Гранд-опера, он стал продвигать все больше молодых исполнителей, часто игнорируя иерархию солистов, ведущих солистов и премьеров, что оказалось новаторством в мировой практике. В последние годы жизни мужчина уже не мог танцевать, но не захотел расставаться с театром и начал дирижировать оркестром. Причем в этом качестве даже был специально приглашен в Россию и на сцене Татарского оперного театра в Казани дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

Личная жизнь Рудольфа Нуреева оказалась связана с мужчинами: артист балета был открытым геем. Хотя некоторые его знакомые утверждают, что в юности у него были и романы с девушками. Сам танцор признавал, что дважды мог стать отцом, но его избранницы по разным причинам прерывали беременность.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн / Eric Koch, Википедия

Также Рудольфу приписывают романтические отношения с его партнершей, великой балериной Марго Фонтейн, которая была старше на 15 лет. Впрочем, сами танцовщики называли эту связь исключительно духовной и дружеской.

Когда балерина умирала от рака, Нуреев оплачивал все ее медицинские счета и однажды сказал, что если бы мог в свое время сделать Марго своей женой, то жизнь обоих сложилась бы удачнее. Впрочем, эти слова скорее говорят не о старом романе, а о нежелании расставаться с жизнью – Рудольф знал, что и сам умирает.

Embed from Getty ImagesРудольф Нуреев и Эрик Брун

В разное время у Нуреева, по слухам, были любовные отношения с такими звездами, как рок-музыканты Фредди Меркьюри и Мик Джаггер, модельер Ив Сен-Лоран и певец Элтон Джон. Но главной любовью в личной жизни Рудольфа оставался датский танцовщик Эрик Брун. Мужчины были вместе на протяжении 25 лет, вплоть до смерти Эрика в 1986 году. Отношения между ними складывались непросто, ведь по темпераменту русский и датчанин оказались чуть полными противоположностями.

Еще в 1983-м в крови Рудольфа Нуреева был обнаружен вирус иммунодефицита. Болезнь развивалась, и через 10 лет, 6 января 1993 года, в пригороде Парижа великий танцовщик скончался от СПИДа.

Могила Рудольфа Нуреева / Википедия

По его требованию тело было захоронено на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а могила накрыта цветным персидским ковром.

Память

Несмотря на то, что артист балета отказался от гражданства СССР, на родине поклонники поняли его решение и продолжали ценить творчество Рудольфа. После кончины Нуреева его имя было присвоено Башкирскому хореографическому колледжу, улице в Уфе, а также открыт музей. Кроме того, в столице Татарстана проводится ежегодный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева, а в ноябре 2018 года в Казани был открыт памятник.

View this post on Instagram

A post shared by Театр. (@teatr.on) on Nov 8, 2018 at 12:02pm PST

Памятник Рудольфу Нурееву в Казани

После смерти мэтра его персона получила вторую жизнь в искусстве. В память о нем были созданы документальные ленты «Рудольф Нуреев. Мятежный демон», «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», в театре Романа Виктюка поставлен спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», а в театре Сергея Янковского – постановка «Прыжок в свободу», в которой участвуют Илзе Лиепа и артисты балета.

Рэйф Файнс и Олег Ивенко (кадр из фильма «Нуреев. Белый ворон»)

В 2018 году состоялась премьера драмы «Нуреев. Белый ворон» британского актера и режиссера Рэйфа Файнса, в которой сыграли артисты балета Олег Ивенко, Сергей Полунин, российские актеры Алексей Морозов, Чулпан Хаматова, Равшана Куркова, Анастасия Меськова. В 2019 году кинолента была представлена в российском прокате.