Соседская и родовая община

Соседская община

Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была родовая община. Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился прибавочный продукт. Это послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению частной собственности, что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) – это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.

Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.

Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.

В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.

Восточные славяне перешли к соседской общине в 7 веке. Она сохранялась очень длительное время, поскольку для этого предпринимались меры со стороны властей. Община сдерживала процессы разорения крестьян. Практика переделов земель давала беднякам шанс получить участок, который прежде удобрялся их зажиточными соседями. Круговая порука вынуждала более состоятельных крестьян платить подати за бедных односельчан. К тому же, существовал принудительный севооборот, не позволявший разбогатевшим вести хозяйство по собственному усмотрению, вынуждая ориентироваться на соседей.

Все это сдерживало естественные процессы расслоения крестьян: одни не могли разбогатеть, другие – полностью разориться. Однако соседская община не могла изменить объективных законов развития. Она была способна лишь временно задержать разложение крестьянского общества.

С точки зрения развития сельского хозяйства, ее существование также было негативным явлением. К середине 19 века необходимо было что-то менять. Отмена крепостного права стала первым мощным ударом по общине. Крестьянам было разрешено входить в дозволенные законом подряды, договоры и прочие обязательства. Освобожденным от зависимости было позволено наравне с остальными вести торговлю, открывать фабрики, записываться в цеха, заниматься ремеслами и т.д. Но даже сейчас власти были не готовы к полной ликвидации общины.

Она была инструментом сбора податей, удерживала крестьян в деревне, не давая им возможности уходить в города. Также власти считали, что сельская община необходима и для того, чтобы не допустить разорения крестьян, которые могут превратиться в «язву пролетарства», способную стать угрозой для режима. Поэтому в России такая община просуществовала гораздо дольше, чем могла в условиях, когда бы ее разложение искусственно не сдерживалось в ходе капиталистического развития. Окончательно она была ликвидирована лишь в 20 веке, в результате проведения Столыпинской реформы.