Сонорные звуки какие

Сонорные согласные

Способы образования согласных

Шумные

Смычные

Взрывные

Аффрикаты

Щелевые

Сибилянты

Сонорные

Носовые

Одноударные

Дрожащие

Аппроксиманты

Плавные

Гласные

Скользящие (полугласные)

Боковые

Воздушные потоки

Абруптивные

Ингрессивные

Имплозивные

Щёлкающие

Фонация

Время начала озвончения (VOT)

Звонкие

Глухие

Придыхательные

Эта страница содержит информацию о Международном фонетическом алфавите, знаки которого могут неправильно отображаться в некоторых браузерах.

В фонетике и фонологии соно́рные согла́сные — это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как и ). Также к сонорным относят аппроксиманты, носовые согласные, одноударные и дрожащие. По степени звучности (англ.), все звуки, находящиеся выше фрикативных, являются сонорными, из-за чего они способны образовывать вершину слога в тех языках, которые различают звучность такого уровня.

Не являются сонорными свистящие согласные (как ), согласные, которые произносятся с нажимом (как ), и согласные, ограничивающие воздушный поток, вызывая турбуленцию (такие как или ).

Сонорные контрастируют с придыхательными согласными, которые вызывают турбуленцию в голосовом тракте. Среди согласных, образующихся в задней части гортани (увулярных и фарингальных), различие между аппроксимантом и звонким фрикативным настолько размыто, что такие звуки, как звонкий увулярный фрикативный согласный () и звонкий фарингальный фрикативный согласный (), ведут себя зачастую как сонорные. Фарингальный согласный может быть также полугласным, соответствующим гласному . Сонорные изменяют тональность или подвергаются отвердению (англ.) и образуют, например, фрикативный согласный типа или .

Сонорные звуки не всегда имеют глухую пару, например в русском языке нет глухой пары к «л», однако такой звук есть в бирманском и тибетском языках (например, с глухого «л» начинается название города Лхаса: ).

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных – одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо–горло–нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении – дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Как научиться произносить звучные согласные?

Если ребенку диагностирована дислалия, то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное – начать лечение как можно раньше.

Основными его этапами являются:

  1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
  2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
  3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
  4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
  5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
  6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.