Солженицын высказывания цитаты

Вопросы и задания

1. Перечислите позитивные и негативные нравственные категории.

2. Попробуйте разъяснить следующий фрагмент: «Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Недопущение не­справедливости с моральной точки зрения существеннее,

чем творение милосердия: зло несправедливости — более разрушительно для сообществ, чем добро милосердия — созидательно» (ГусейновАЛ., Апресян Р.Г. Этика: Учеб­ник. М., 1998. С. 250).

3. В чем заключается общее и различное между стыдом и
совестью?

4. Чем добродетель отличается от добра, а зло — от порока?
*5. Чем, на ваш взгляд, различаются две формы выбора:

а) выбор между добром и злом; б) выбор между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом?

*6. Исчезнет ли зло, если все люди станут добрыми?

*7. Сравните следующие понятия:

— добропорядочность;

— добродушие;

— добродетельность;

— добро.

Объясните, чем они различаются.

*8. Можно ли встать «по ту сторону» добра и зла?

■ Проблема.Подумайте, должно ли добро «быть с кулаками» ?

Практикум 1.Всегда ли добро зависит от людей? Доста­точно ли одного желания для доброго поступка?

Практикум 2.Работа по группам. Составьте перечень до­бродетелей и пороков любого известного литературного ге­роя и проанализируйте его поведение.

§ 15 (§ 36). Счастье, удовольствие, гедонизм

Некоторые ученые полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чем заключается счастье человека и как его можно достигнуть. Обычно это выяснялось в полемике философа с простецом — через противопоставле­ние того, что понимают под счастьем мудрецы и люди толпы. Простецы называют счастьем высшее состояние радости, чув­ство упоения от обретения желаемого, восторга, удовлетво­ренности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-раз­ному. Одни его видят в обретении славы или благосклонности

любимой девушки, другие — в богатстве и покое. Но как бы ни различались предметы желания, форма у них одна — не­что зримое, осязаемое, конкретное. А почему нет абстрактно­го счастья? Напрягите фантазию и попробуйте представить абстрактное счастье. Уверен, что оно моментально трансфор­мировалось в нечто иное. Это уже не счастье, а, допустим, со­стояние полного умиротворения. Видимо, нет абстрактного счастья, оно всегда конкретно. Более того, адресно, очень спе­цифично и глубоко индивидуально. Говоря о счастье, люди прежде всего имеют в виду личное счастье, а оно у всех раз­ное. Но если это так, то какое тогда отношение к морали име­ет данное понятие, ведь все моральные нормы, идеалы и цен­ности — универсальны, т.е. одинаковы для всех людей?

Мудрые философы опровергают обыденные представления о счастье и полагают, что оно как нравственная категория воз­можно только тогда, когда речь идет не о личном, а об общест­венном счастье. Быть счастливым просто, рассуждал Л.Н. Тол­стой, но сделать счастливым незнакомого человека очень трудно. Но в стремлении к труднодостижимому как раз и со­стоит путь морального совершенствования. Подлинно нравст­венный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина. Если этого нет, то душа его неспокойна. Может быть, все-таки существует абстрактное, всеобщее счастье?

Древнегреческое слово «счастье» — «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) — дословно оз­начало судьбу человека, находящегося под покровительст­вом богов. Только во времена Аристотеля (IV век до н. э.) оно стало обозначать обладание высшими благами. Так и русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что означало также «судьбу», «удел» (сравним со словом «участь»). Быть счастливым поначалу и понималось как находиться под ми­лостью высших сил, быть удачливым, быть приобщенным (соучастным) судьбе. Счастье — это значит удача, счастли­вый случай, везение. Но в таком случае счастье есть нечто, не зависящее от человека.

К удаче можно отнести доставшееся по наследству богатст­во, но только если оно свалилось как «снег на голову». Если же вы рассчитывали на него, то счастливый случай здесь ни при

чем. Счастье наступает вопреки всяким расчетам и даже упова­ниям, оно как чудо. Оно приходит даже вопреки вашим усили­ям и трудам, иначе это уже не счастье, а заслуженная награда. Но почему тогда люди больше всего счастливы, когда добились чего-то своим собственным трудом, когда оно досталось благо­даря неимоверным усилиям? И чем выше усилия, тем сильнее ощущение счастья.

Счастьем называют то, что обретает человек благодаря своим усилиям. Несчастья же, будь то огорчения, боль, муче­ния, приходят вопреки его желанию. Счастье не сводится к случаю или удаче. «Улыбка судьбы» или везение сами по себе не представляют счастья. Где-то в уголках подсознания кро­ется тревога: как пришло, так может и уйти. И ничего не по­делаешь. И роптать нельзя, ведь ты его не заслужил. Оно, это везение, дарованное, случайное. И все справедливо. Почему скрадывается ощущение счастья от случайного подарка судь­бы? Быть может, потому, что он — не ваш? Или не заслужен? И его потеря будет таким же справедливым делом, как и обрете­ние? Не само по себе богатство делает человека счастливым, но только праведно нажитое. От достатка и от богатства не следует отказываться, ибо в нужде счастье обрести труднее.

Счастье можно понимать как длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Нопочему-то оказыва­ется, что для полноты ощущения жизни рядом со счастьем обязательно должно стоять несчастье. Только сталкиваясь со страданием, переживая страдание, человек учится лучше оценивать выпавшее на его долю счастье. Когда группу мо­лодых людей попросили представить себе, что, по их мне­нию, будет, если в мире исчезнет страдание, почти все они ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и друзей.

Таким образом, добро и зло, счастье и несчастье являются не просто парными категориями. В жизни они должны быть крепко спаяны, неразделимы. Только их чередование позво­ляет ценить каждое из них. Когда человеку слишком долго везет или он постоянно чувствует себя хорошо, он начинает нервничать: что-то здесь не так, такого не бывает.

Счастье и несчастье присутствуют в жизни каждого чело­века. Никому не дано избежать ошибок, болезней, недобро-

жеелательства соперников или потери близких, того, что час­то бывает причиной несчастья. В XIX веке в Великобритании возникло философское направление, получившее наименова­ние «утилитаризм» (от лат. utilitas — польза, выгода). Его представители считали пользу основой нравственности и кри­терием человеческих поступков. В утилитаристской этике главной нравственной целью человека провозглашается наи­большее счастье наибольшего числа людей и тем самым пред­полагается, что человек может быть по-настоящему счастлив, лишь исполняя свой долг, т.е. будучи добродетельным. Но об­щество устроено так, что одновременное счастье всех невоз­можно. Счастье одних всегда соседствует с несчастьем дру­гих. В этом ученые видят парадокс счастья. В нем, по мнению ученых АЛ. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, совмещены два пред­ставления о счастье — как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами, с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни — с другой.

Счастья как отдельной цели деятельности или личной жизненной задачи действительно нет. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но из этого не следует, что счастье должно стать нравственным основанием деятельности. В по­гоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой счастья не найти. Счастье скорее является следствием определенного образа жизни — добродетельной жизни.

Счастье и удовольствие — взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм?

УДОВОЛЬСТВИЕ(или наслаждение) — это чувство и пе­реживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.

В этике такая позиция называется гедонизмом(от греч. hedone — наслаждение). В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания явля­ется коренным смыслом человеческих действий, реальной ос­новой счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Со­гласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Вся «мораль» гедониз-

Бескорыстие – нужно ли вам это качество

Бескорыстие простыми словами – это отсутствие корысти, скрытых мотивов в поведении. Считаете ли вы себя бескорыстным человеком? Готовы ли оказать помощь, потратив при этом свои ресурсы и ничего не получив взамен? Если да, похвально. В противном случае вам придется пересмотреть свои взгляды, научиться открытости и честности перед людьми. Как это сделать?

Что такое бескорыстие

По определению бескорыстие – это способность совершать хорошие поступки, не ожидая ничего взамен. Обладающие этим качеством люди оказывают материальную или психологическую помощь, не надеясь при этом получить выгоду, компенсацию и даже благодарность. Также они не подсчитывают, сколько потратили ресурсов.

Часто бескорыстие связывают с внутренней свободой. Это состояние, когда человеку чужд материальный расчет и меркантильность. Он совершает добрые дела просто так, ради того, чтобы сделать жизнь других хоть немного, но лучше. Здесь не идет разговор о приоритетах и оглядках на будущее.

Бескорыстие – внутри личностное качество. Оно проявляется и реализуется исключительно в действиях, а не на словах. Это добро к окружающим без ожидания бонусов для себя.

Бескорыстный человек не подчиняется обществу, не оценивает свои поступки с точки зрения последствий. Именно поэтому иногда его поведение приводит к личным убыткам. Однако взамен приходит радость от осознания того, что кто-то стал счастливее.

Многие люди обманываются, считая свои поступки бескорыстными. Если тщательно разобрать мотивы, окажется, что ими руководит желание заслужить похвалу или втереться в доверие.

Зачем нужно взращивать бескорыстие

Мы изначально рождаемся бескорыстными. Делать добрые поступки во благо другим — нормальное состояние. И именно оно приносит настоящее счастье.

Люди имеют возможность идти одним из двух путей:

Поставить на первое место себя, свои желания. Проявлять эгоизм.
Взращивать в себе бескорыстие, становясь счастливее с каждым днем.

Вы можете выбрать любой вариант. Ответственность за выбор все равно ляжет на ваши плечи. Но стоит ли спорить со своей природой?

Для примера представьте смешную ситуацию. Рыба выбирается на сушу для дальнейшей жизни. Это противоестественно, поскольку она должна жить в воде. Не так ли? Точно также обстоит дело и с бескорыстием. Развивать его в себе – естественно. Не пытайтесь изменить человеческую натуру, «выйти на сушу». Только так вы испытаете удовлетворение.

Бескорыстный — это какой человек

Итак, что значит бескорыстие? Это помощь другим людям без пользы для себя. Бескорыстный человек вкладывает в окружающих силы, средства и время. И эти ресурсы не оплачиваются, не окупаются.

Человек, который не думает о выгоде, имеет ряд характерных признаков:

-Честен с собой и с окружающими. Не имеет скрытых мотивов.
-Не манипулирует другими людьми, не идет на хитрость.
-Проявляет сострадание.

Для таких личностей какое-либо вознаграждение за поступки (психологическое или материальное) сродни наказанию.

Как его воспринимают окружающие

Кто-то без мучений совести пользуется бескорыстными людьми. Другие ценят их, проявляя благодарность за помощь. В целом, все зависит от характера и личностных качеств.

Кстати, многие путают бескорыстную заботу о благе других людей с альтруизмом. Между этими двумя понятиями есть серьезная разница. Действия альтруиста часто наносят ему вред. Все из-за того, что он не видит опасности.

По мнению психологов, альтруисты очень тонко чувствуют негативные изменения в окружающей обстановке. Они пропускают через себя то, что происходит с другими, их боль, эмоции. Из-за этого сами испытывают бурю чувств. К сожалению, не всегда приятных.

Как строятся отношения с обществом

Люди, которые делают добро бескорыстно, всегда готовы откликнуться на просьбу о помощи. Они всегда за откровенность и открытость. Поэтому легко устанавливают контакт с окружающими.

Отношения с разными социальными группами у бескорыстных людей складываются по-разному:

В семье, где царит полное доверие, связи будут только укрепляться. Отсутствие корыстных побуждений и мотивов поможет людям стать еще ближе друг к другу.
Бескорыстность в коллективе может сыграть злую шутку. Коллеги часто пользуются добротой и безотказностью. Человек редко продвигается по карьерной лестнице. Не может отстоять свое мнение и интересы.
В отношениях с незнакомцами ситуация намного сложнее, чем в предыдущих случаях. Излишняя открытость и доверчивость очень часто приводят к разочарованию. К тому же, бескорыстных людей могут использовать в своих целях, обманывать.

Причины бескорыстия

Психологи говорят, что это качество появляется либо в детстве, либо уже во взрослом возрасте. Причем во втором случае в жизни должны произойти трагические или вдохновляющие события.

Бескорыстие не развивается естественным образом, потому как личность должна обладать здоровым эгоизмом и бороться за свою жизнь. И еще. В зависимости от того, как вы реагируете на проявления бескорыстия, качество развивается или искореняется, подобно другим недостаткам.

Бескорыстие ребенка

Бескорыстные дети очень нуждаются в поддержке и понимании со стороны родителей. Они должны объяснить малышу, как и зачем помогать другим людям. Это поможет избежать двух крайностей: альтруизма и аскетизма.

Бескорыстие у взрослого

У взрослых качество развивается только после переоценки ценностей, пересмотра приоритетов, изменения взгляда на мир.

Сложно сказать однозначно, вредит бескорыстие, появившееся во взрослом возрасте, или нет. Иногда оно приносит пользу. В некоторых же случаях после травмирующих ситуаций может понадобиться помощь психолога или психотерапевта.

Чего стоит бескорыстие

В современном мире бескорыстным людям приходится сложно. Все потому, что есть те, кто безнаказанно ими пользуется. Приведем пример.
Наверняка вы видели магазины, в которых пенсионерам бесплатно раздают хлеб. Для этого отводится отдельная витрина в торговом зале. Владельцы магазина ничего не ждут взамен. Они просто хотят помочь нуждающимся. И если поначалу хлеб попадает по назначению, то потом его берут те, кто в помощи совсем не нуждается.

К сожалению, такие случаи происходят повсюду. Есть люди, которые своего не упустят. Они бессовестно будут пользоваться бескорыстием и добротой других.

Избежать подобных ситуаций поможет правильная защитная реакция. Учитесь быть разборчивыми в своем окружении. И так же воспитывайте своих детей. Покажите им, что бескорыстие – это не слабость.

Как развивать бескорыстие

Для начала вам нужно осознать нехватку этого качества. А после останется только начать действовать. Оглянитесь по сторонам: вокруг много людей, которым нужна ваша помощь. Это может быть пожилая женщина с тяжелыми сумками. Или друг, который так нуждается в психологической поддержке.

Способов развития бескорыстия множество:

-Покормите бездомных собак и кошек. А если есть возможность, подарите кому-либо свою заботу и любовь.
-Займитесь волонтерской деятельностью. Помогите тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
-Возможно, кому-то из соседей или знакомых нужна физическая помощь. Почему бы не помочь им убрать квартиру или дом, почистить снег во дворе или просто принести продукты?
-Следите за порядком в своем дворе и подъезде.
-Оказывайте посильную помощь детским домам, больницам, хосписам.
-Помогайте тем, кто борется с серьезными зависимостями.
-Сотрудничайте с людьми и организациями, пропагандирующими здоровый образ жизни, нравственные, духовные, семейные ценности.
-Поделитесь с людьми знаниями о том, как стать успешными. Станьте для них примером.

Заключение

По определению слово «бескорыстие» означает хорошие поступки в адрес других людей без ожидания чего-либо взамен. Если вы открыты, честны с собой и окружающими, всегда откровенны, готовы прийти на помощь, можно смело сказать: вы — человек, бескорыстно заботящийся о чужом благе. Пусть вы не получите выгоды от своих действий. Вы обретете гораздо больше: настоящее счастье и удовлетворение

15 пронзительных цитат Солженицына

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У нас в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли – не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,АДРЕС ДЛЯ ПОСЫЛОК ,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,ПОСЫЛКУ МОЖНО ОТПРАВИТЬ ДЕЛОВЫМИ ЛИНИЯМИ,данные мои там забиты,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту xxUbahbi4xx@yandex.ru И еще у нас есть петиция,если не затруднит вас подпишите.http://chng.it/cPmmdqsk Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Столько дел, столько дел, столько дел.
Мал и волен всегда как синица!
Может, стих я давно неудачно задел,
От того-то мне вечно не спится.

Столько дел, столько дел, столько дел.
Рассказать очень чорно и криво
Вам про жизни простых, но замученных тел,
Ну а после прощаться красиво.

Столько дел, столько дел, столько дел.
Где истома запряталась в сердце?
Надо всё же понять, ну куда же я дел
Жажду жить, что растилася с детства.

Столько дел, столько дел, столько дел.
Надо гордость в себе поубить
И найти в себе силы, избрать свой удел —
И пропащую душу излить.

Столько дел, столько дел, столько дел.
Мал и волен, всегда как синица!
Может, просто влюбился и так захотел?
Я не знаю. Но в общем не спится.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Столько дел, столько дел, надоб печку растопить.

Какое у Вас будет настроение, когда за одно утро Вы собьете на дороге оленя, разобьете машину, Вас уволят с работы и Вы застукаете своего мужа за романтическим ужином с соседкой?

Прочитал очень много негативных отзывов об этом фильме и думал смотреть его или не смотреть, все же посмотрел.

Тэмми — главная героиня, которая по стечению обстоятельств, описанных выше, решает уехать из города прихватив с собой бабушку, которая мечтала с детства побывать на Ниагарском водопаде. По пути они успели побывать в тюрьме, ограбить закусочную, побывать опять в тюрьме. в общем повеселиться.

Мелисса Маккарти нам запомнилась в фильмах Девичник в Вегасе, Копы в юбках, Поймай толстуху если сможешь. В этих проектах она и имела успех, но вот роли однотипные, где она играет бесшабашных, веселых, неудачных женщин. И как так, но Тэмми такая же. Когда уже выйдет фильм где она будет играть другого персонажа? Но игра ее на высоте.

Сьюзан Сарандон — Играет бабушку по имени Перл. Пьянчуга, тоже бесшабашная Леди у которой есть мечта. Она очень любит свою внучку, да и весь мир, но совершенно другая женщина когда напивается, способная обидеть даже очень близкого ей человека.

Фильм в целом очень понравился, веселый, драматичный и со счастливым концом ну как всегда. Но если бы главный персонаж был серьезней, без пошлого юмора, фильм получился на много интересней.

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 253 870
  • КНИГИ 579 558
  • СЕРИИ 21 483
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 532 773

— Ну наконец-то, — Ламиа вскинул руки.

— Аластер, что бы вы почувствовали, если бы на аукционе выставили на продажу свидание c Киран-сэнсеем?

— Если коротко, был бы в бешенстве.

— Он испытывал то же самое. Все переглядывались, шептались, удивлялись, одним словом – оживленно переваривали новость. Но только он сидел неподвижно, прожигая меня насквозь, взглядом обещая адские муки, — он подумал и добавил: — Красным взглядом. В тот момент мне стало очень страшно.

— Доэкспериментировался, — заключил Аластер.

— В отличие от вас я не могу побороть свое любопытство, — Мик состроил невинную гримасу. – Меня спас обморок. Ваш. В общем, пока вы отдыхали в кроватке, я имел удовольствие пообщаться как с самим Кираном, так и с Мизуки.

При упоминании последней бровь Аластера поднялась вверх, выражая крайнюю степень удивления. Из всего этого он заключил, что спать вредно.

— С сэнсеем я просто познакомился. Он меня как еду рассматривал. Если честно, я вас меньше боюсь, чем его. Ваш партнер однозначно хотел меня съесть, — Мик нервно хохотнул. – А вот с Мизуки у меня состоялась более приватная беседа.

— Попросил его не выдавать.

Аластер глубоко вздохнул и, зажмурившись, потер переносицу. Он пытался расслабиться, но тело отказывалось — мышцы поочередно натягивались.

— Мик, — после минутного молчания Аластер обратился к собеседнику. – Я не знаю, как тебя назвать. Ты похож на разрушительный торнадо и на спасительный ливень в засуху одновременно. Каждое твое действие определенным образом отображается на моей судьбе, — он открыл глаза и посмотрел на парня. – Из-за тебя я узнал о Киране. Из-за твоей крови на книге обнаружил, что он их читает. Из-за тебя поплелся на аукцион и прятался в его обществе от возбужденных читателей. Из-за тебя потерял обоняние и свалился в обморок. И в довершение всего напился эльфийской крови. Теперь я не знаю, куда деть дурь, — вампир еще раз вздохнул. – И это малая доля всего того, что со мной приключилось по твоей вине. Я боюсь представить, чем для меня обернется наш контракт.

— Удачей, — уверенно произнес Мик.

— Несомненно, ее доля была, — согласился Аластер. – Лучше скажи мне то, чего я еще не знаю.

— Бэрси еще не остыл, — тут же нашелся Мик.

— Ну, нет, — довольно протянул фея, удобнее устраиваясь в кресле. – Вы не знаете самого интересного.

— О том, что он является клиентом одного интересного заведения, вы конечно осведомлены. Однако не знаете о переменах, которые произошли совсем недавно.

— Умеешь менять тему, — улыбнулся Ламиа.

— Сочту за комплимент, — Мик показал язык. – Ранее он заказывал изящных девушек с темными, отливающими медью волосами или с легкой рыжиной. Но теперь, — он сделал театральную паузу, — он берет только одну.

— Как же эта конфиденциальная информация попала к тебе? – притворно удивился Аластер.

— У меня остались некоторые связи, — Мик нескромно поиграл бровями.

— Двусмысленно звучит, — рассмеялся он.

— Зато эффективно. Так вот. Теперь он каждый день развлекается с весьма специфичной особой. В борделе она слывет Королевой Боли, так как может вытерпеть все что угодно. Высокий болевой порог, мазохистка, — махнув ладонью, объяснял парень. – У нее достаточно мощное тело для женщины, немало шрамов, особенно на спине, и длинные алые волосы, — медленно закончил он.

Аластер изумленно уставился на собеседника, угадав оба образа. Первый – его мать, второй – Даэрин. Он никогда не задавался вопросом, почему у Бэрси нет пары, почему он не стремится отвлечься и найти другой объект для поклонения. Он знал, что у оборотней много непонятных принципов, но посещение борделя обычно в них не входило, тем более отведение души подобным образом.

Четыре года назад именно Варди посоветовал сходить в это увеселительное заведение, но Аластер никогда не задавался вопросом, что именно ищет там его друг. Оказалось, всего-навсего несбыточные мечты. И сейчас вампиру впору было разозлиться, но он не мог. Ему было искренне жалко друга. И как бы Мик ни хотел скрыть эмоции под маской игривости, парень тоже переживал за импульсивного оборотня, внося свою лепту таким странным способом.

— Мик, ты страшное существо. Ты – кровавая фея. Зубастая и когтистая тварь, что охотится по ночам на детишек. Где твоя нежность, невинность и наивность? – Аластер осекся, глядя на закутанного собеседника. – Кстати, а где она?

Парень нервно закатал край рукава и, демонстрируя спящую печать, бросил на Ламиа недовольный взгляд. Аластер удовлетворенно хмыкнул, погружаясь в собственные мысли, а его губы растянулись в едва заметной улыбке.

— А почему те покои отводятся мне? — Ламиа вспомнил первоначальный вопрос. – Меня вполне устраивают эти.

— Если вы не собираетесь приглашать сэнсея к себе с ночевкой, — заговорщицки прошептал Мик, – то, конечно, они вам не понадобятся. Но если рассчитываете на подобный вариант, то советую перебраться. Ибо у вас не спальня, а проходной двор.

— Что? – возмутился Аластер.

— Не думаю, что он одобрит завтрак в постель, — напомнил Мик.

— Ты же понимаешь, что мне это должен был сказать он, — фыркнул Ламиа.

— Зато теперь есть выбор. Эти покои останутся для еды, переговоров, личных встреч, а новые только для него.

— Мик, мне в равной степени хочется сказать тебе спасибо и дать затрещину, — простонал Аластер.

— Лучше дайте мне выходные, когда будете встречаться с Киран-сэнсеем, — предложил Мик.

— Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Вы согласны со мной, господин Фурия? – иронично спросил вампир.

— Безусловно, господин Ламиа, — подыграл тот. — А теперь позвольте откланяться: меня еще ждут неотложные дела. В особняке слишком много стен и тоскливо ожидающих моего внимания комнат, — Мик приподнялся, вежливо поклонился и направился к выходу. — Столько дел, столько дел, нужно печку растопить, — весело напевал он, рассматривая коридор. – И обои ободрать, — добавил парень в конце, подмигнул и скрылся, насвистывая знакомую мелодию.

— Тьма, ты действительно решила проверить мое терпение. Но что я буду делать, если в один из дней придушу его? – притворно возмущенно простонал наследник Высокого Дома, улыбаясь собственным мыслям.

Такси ехало медленно, то и дело останавливаясь в пробках. Аластер удобно расположился на заднем сидении комфортного автомобиля. Он мог бы добраться до назначенного места в кратчайшие сроки сам, но отчего-то не желал этого. Может, он хотел оттянуть неизбежное или чувствовал, что нет смысла торопиться? Его расслабленная поза и отстраненный взгляд убеждали в спокойствии вампира.

Три часа назад Аластеру позвонил Даэрин, и это было достаточно странно, так как он редко объявлялся днем. Занятый делами Киран предпочитал не отвлекаться на короткие, пусть и теплые разговоры. Они еще этого не обсуждали, и Ламиа точно не знал, как происходит процесс пыток, но догадывался, что вести непринуждённую беседу в этот момент непросто. И нажимая на кнопку приема вызова, он был слегка растерян.

— По голосу могу заключить, что ты не ожидал моего звонка, — довольно протянул Даэрин.

— Не ожидал, — согласился Аластер. – И какой же повод?

— Изучаю досье пациентки. Ее должны привезти в больницу в ближайшее время. Надеюсь, больше часа не займет.

— Ну, это вполне подходит. У меня на сегодня запланирован визит в Высокий Дом, и я бы хотел, чтобы ты поехал со мной, — проинформировал Киран.

— Ты хочешь официально объявить о наших отношениях? – бровь Аластера поползла вверх.

— Не совсем, — лукаво проворковал Даэрин.

— А я вообще с эльфом встречаюсь или с кицуне? – он решил озвучит давно интересовавший его вопрос.

— С демоном, разумеется. Не может же кровожадный кицуне превратиться в эльфа, — рассмеялся Киран. – Хотя это было бы мило. Очень.

Большинство исследований свидетельствует о том, что зелёный чай полезен. Однако это справедливо только до тех пор, пока человек пьёт не более 3 чашек зелёного чая в день. При увеличении количества выпитого чая вред от него перевешивает пользу!

В чём же заключается вред зелёного чая?

Причина первая. КОФЕИН

В 50 граммах зелёного чая содержится столько же кофеина, сколько в 100 граммах кофе. Таким образом, пить кофе можно в больших количествах, чем зелёный чай. Однако многие люди обладают повышенной чувствительностью к кофеину, сами того не подозревая. И вы относитесь к таким людям, если после пары чашек зелёного чая наблюдаете у себя какие-либо из следующих симптомов: повышенная возбудимость, раздражительность, проблемы с засыпанием, дрожание рук, ускоренное сердцебиение, потерю аппетита, расстройство желудка, тошноту, учащённое мочеиспускание, «гусиную кожу» или сыпь.

Причина вторая. Передозировка минералов и полифенолов

В чайных листьях сконцентрированы такие минералы, как алюминий, марганец и фтор из почвы и воды. Эти минералы необходимы организму в микродозах, а их большие количества очень вредны и вызывают интоксикацию организма. Они накапливаются в организме при ежедневном употреблении более трёх чашек чая в день в течение многих лет.

В 2005 году доктор Майкл Уайт из Вашингтонского Университета поднял вопрос об опасном уровне содержания фтора в чае. Он диагностировал у женщины среднего возраста редкое заболевание — флюороз (повышенное содержание фтора в костях женщины). Выяснилось, что женщина ежедневно пила около 17 чашечек крепкого зелёного чая в день!

Также в зелёном чае содержится большое количество полифенолов — дубильных веществ. Эти вещества являются антиоксидантами и полезны в небольших количествах, однако при передозировке они наносят серьёзный удар по печени.

Причина третья. Побочные эффекты зелёного чая

Более 2000 лет китайцы пьют зелёный чай. Однако примерно до 600 г. нашей эры зелёный чай в Китае использовали преимущественно как целебное средство, а не ежедневный напиток!

К лечению травами следует подходить с осторожностью. И зелёный чай, который относится к лекарственным растениям, — не исключение! Использовать его нужно в меру и не злоупотреблять этим напитком.

Зелёный чай легко вызывает расстройство желудка, особенно у людей с чувствительной слизистой желудка. Не пейте зелёный чай натощак! Также не следует пить этот напиток крепко заваренным. Концентрация чая не должна быть высокой, поэтому либо заваривайте изначально некрепкий чай, либо разбавляйте его чистой водой.

Зелёный чай ухудшает усвоение железа организмом, что может привести к железодефицитной анемии. Не запивайте зелёным чаем пищу, которая богата железом, иначе железо не усвоится. Если у вас уже обнаружена анемия, не употребляйте зелёный чай!

Кроме того, зелёный чай также ухудшает усвоение фолиевой кислоты, что особенно опасно при беременности, поскольку растущему плоду требуется фолиевая кислота.

ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Особенности выполнения задания 18.

Цель задания:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание ука­жи­те все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.

От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.

Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:

1. Понимать, что такое СПП , для этого обратимся к разделу Справки ;

2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;

3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;

4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;

5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.

Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.

Верный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

, какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит.)

Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».

Ответ 2.

Более сложный случай — предложение очень распространённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство, какое?(от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли духовенства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, какого того?(по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то говорить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Верный ответ 2 и 4.

Тест: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (задание ЕГЭ №18)

ЕГЭ №18 Тест 3

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большую роль в операх Чайковского играет оркестр (1) в разных партиях (2) которого (3) нередко развиваются(4) самостоятельные музыкальные темы.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Произведения Куинджи, Поленова (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления (5) в единых рамках русского реалистического пейзажа.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Около деревьев (1) можно посадить луковичные растения (2) яркие пятна (3) которых (4) ранней весной (5) создают ощущение праздника.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(у), на месте которых в предложении должны стоять запятые(ая).

Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Наводнение (1) занесло на пустынный остров (2) ветхий домишко (3) ставни (4) которого (5) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго (4) не пополнять запас воздуха.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

ЕГЭ №18 Тест 4

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зимой домашнее растение (1) листья (2) которого (3) плохо переносят сухой воздух помещений (4) необходимо ежедневно опрыскивать.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тем временем (1) пожилой хозяин (2) на лице (3) которого (4) было написано истинное добродушие (5) с искренним участием расспрашивал меня о путешествии.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сердечная грусть (1) причина (2) которой (3) вам хорошо известна (4) сопровождала меня (5) всю дорогу.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мелкие насекомые (1) расход кислорода (2) у которых (3) невелик (4) могут очень долго (5) не пополнять запас воздуха.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл большую часть (4) своей жизни (5) была неузнаваема.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все первокурсники (1) боготворили профессора истории (2) лекции (3) которого (4) они никогда не пропускали.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В XIX веке в России (1) между чинами титулярного советника и коллежского асессора (2) разверзалась бездна (3) мостом (4) через которую (5) служил университетский или лицейский диплом.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестаков (1) роль (2) которого (3) оказывается более тонкой и трудно уловимой (4) случайно соединяет в себе черты (5) самых разных характеров.

ответы тест 3

  1. Когда-нибудь не страшно умереть — страшно умереть вот сейчас.
  2. Есть высокое наслаждение в верности. Может быть — самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают.
  3. Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.
  4. Просто у людей перевернуты представления – что хорошо и что плохо. Жить в пятиэтажной клетке, чтоб над твоей головой стучали и ходили, и радио со всех сторон, – это считается хорошо. А жить трудолюбивым земледельцем в глинобитной хатке на краю степи – это считается крайняя неудача.
  5. Одна большая страсть, занявши раз нашу душу, жестоко измещает все остальное. Двум страстям нет места в нас.
  6. Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним!
  7. Не бойся пули, которая свистит. Раз ты ее слышишь – значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь.
  8. У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.
  9. Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы – и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно.
  10. Никто из людей ничего не знает наперёд. И самая большая беда может постичь человека в наилучшем месте, и самое большое счастье разыщет его – в наидурном.
  11. А я – молился. Когда нам плохо – мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо.
  12. Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.
  13. Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо — верим!
  14. Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя.
  15. Искусство – это не что, а как.
  16. Когда глаза неотрывно-неотрывно смотрят друг в друга, появляется совсем новое качество: увидишь такое, что при беглом скольжении не открывается. Глаза как будто теряют защитную цветную оболочку, и всю правду выбрызгивают без слов, не могут её удержать.
  17. Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое – всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.
  18. — Мы изголодались по свободе, и нам кажется: нужна безграничная свобода. А свобода нужна ограниченная, иначе не будет слаженного общества. Только не в тех отношениях ограниченная, как зажимают нас. Нам демократия кажется солнцем незаходящим. А что такое демократия? — угождение грубому большинству. Угождение большинству означает: равнение на посредственность, равнение по низшему уровню, отсечение самых тонких высоких стеблей.
  19. Тот мудрец, кто доволен и немногим.
  20. Все приемы предвыборной борьбы требуют от человека одних качеств, а для государственного водительства – совершенно других, ничего общего с первыми. Редок случай, когда у человека есть и те и другие.
  21. Легкие деньги – они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь.
  22. Чем хрупче удался человек, тем больше десятков, даже сотен совпадающих обстоятельств нужно, чтоб он мог сблизиться с подобным себе. Каждое новое совпадение лишь на немного увеличивает близость. Зато одно единственное расхождение может сразу все развалить.
  23. Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.
  24. Самая тяжелая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжелая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьется головой о притолоку — слишком низкая.
  25. Самое главное в жизни, все загадки её – хотите, я высыплю вам сейчас?

    Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.

    Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей… Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха – кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.

    Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните. Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти. («Архипелаг ГУЛАГ»)

Александр Исаевич Солженицын

Александр Солженицын

Статья в Википедии

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (11 декабря 1918 — 3 августа 2008) — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). В течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступал против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Цитаты

  • Образование ума не прибавляет.
  • Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое — всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.
  • Есть высокое наслаждение в верности. Может быть — самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают. И даже пусть не ценят.
  • Если б это было так просто! — что где-то есть чёрные люди, злокозненно творящие чёрные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?…
  • Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом (Нобелевская лекция)
  • Кто — оптимист? Кто говорит: вообще в стране всё плохо, везде — хуже, у нас ещё хорошо, нам повезло. И счастлив тем, что есть, и не терзается. Кто — пессимист? Кто говорит: вообще в нашей стране всё замечательно, везде — лучше, только у нас случайно плохо. («Раковый корпус»)
  • Интеллигент — это тот, чьи интересы к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент это тот, чья мысль не подражательна.
  • Всего на свете не узнаешь. Всё равно дураком помрёшь. (Олег Костоглотов, «Раковый корпус»)
  • Я говорю вам: пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела… Мы просим вас: вмешивайтесь!(«Русская мысль», 17 июля 1975)
  • Америка давно проявила себя как самая великодушная и щедрая страна в мире. («Русская мысль», 17 июля 1975)
  • Пленники в немецком плену узнали, что нет на свете нации более презренной, более покинутой, более чуждой и ненужной, чем русская. («Архипелаг ГУЛаг», том 2, часть 3, глава 6.)
  • Инженер?! Мне пришлось воспитываться как раз в инженерной среде, и я хорошо помню инженеров двадцатых годов: этот открыто светящийся интеллект, этот свободный и необидный юмор, эта лёгкость и широта мысли, непринуждённость переключения из одной инженерной области в другую и вообще от техники к обществу, к искусству. Затем эту воспитанность, тонкость вкусов; хорошую речь, плавно согласованную и без сорных словечек; у одного немножко музицирование; у другого немножко живопись; и всегда у всех — духовная печать на лице.
  • — Здесь, ребята, закон — тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать. («Один день Ивана Денисовича»)
  • В Бога я охотно верю. Только вот не верю я в рай и в ад. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите? («Один день Ивана Денисовича»)
  • Истина мгновенно ускользает, как только ослабится напряжённость нашего взора, — и при этом оставляет нас в иллюзии, что мы продолжаем ей следовать. От этого вспыхивают многие разногласия. (Речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета 8 июня 1978)
  • За все реформы мы берёмся как похуже — так и тут. Только губят дело и отбивают у людей последнюю веру в обещания власти.
  • Отказать деревне в частной собственности — значит закрыть её уже навсегда.
  • Хотя неотложно всё, откуда гибель сегодня, — а ещё неотложней закладка долгорастущего.
  • А скажем и так: государственное устройство — второстепеннее самого воздуха человеческих отношений. При людском благородстве — допустим любой добропорядочный строй, при людском озлоблении и шкурничестве — невыносима и самая разливистая демократия. Если в самих людях нет справедливости и честности — то это проявится при любом строе.
  • Политическая жизнь — совсем не главный вид жизни человека, политика — совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идёт в стране политическая жизнь — тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме ПРАВ человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств.
  • Источник силы или бессилия общества — духовный уровень жизни, а уже потом — уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие — не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений — основней, чем уровень изобилия. Если в нации иссякли духовные силы — никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасёт её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди всех возможных свобод — на первое место всё равно выйдет свобода бессовестности: её-то не запретишь, не предусмотришь никакими законами. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами.
  • Страшно то, что развращённый правящий класс — многомиллионная партийно-государственная номенклатура — ведь не способна добровольно отказаться ни от какой из захваченных привилегий.
  • Западную Германию наполнило облако раскаяния — прежде, чем там наступил экономический расцвет. У нас — и не начали раскаиваться. У нас надо всею гласностью нависают гирляндами — прежние тяжёлые жирные гроздья лжи. А мы их — как будто не замечаем. Криво ж будет наше развитие.
  • Если мы не хотим над собой насильственной власти — каждый должен обуздывать и сам себя. Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. Большинство, если имеет власть расширяться и хватать — то именно так и делает. (Это и губило все правящие классы и группы истории.) Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений — но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу.
  • Именно в наше время демократия из формы государственного устройства возвысилась как бы в универсальный принцип человеческого существования, почти в культ.
  • И ещё: все приёмы предвыборной борьбы требуют от человека одних качеств, а для государственного водительства — совершенно других, ничего общего с первыми. Редок случай, когда у человека есть и те и другие, вторые мешали бы ему в предвыборном состязании. А между тем, «представительство» становится как бы профессией человека, чуть не пожизненной. Образуется сословие «профессиональных политиков», для кого политика отныне — ремесло и средство дохода. Они лавируют в системе парламентских комбинаций — и где уж там «воля народа»…
  • Если правительство само отдастся бюрократизации, то оно потеряет способность вести страну.
  • А после всего, пережитого нами, всякая ВЛАСТЬ как понятие — уже в неизбывном долгу перед народом.
  • Все отдавать на голосование по большинству — значит устанавливать его диктатуру над меньшинством и над особыми мнениями, которые как раз наиболее ценны для поиска путей развития.
  • Слишком долго у нас всяким делом ведали и руководили те, кто ничего в нем не понимают. Наконец каждое дело должны вести знающие.
  • Просто у людей перевёрнуты представления — что хорошо и что плохо. Жить в пятиэтажной клетке, чтоб над твоей головой стучали и ходили, и радио со всех сторон, — это считается хорошо. А жить трудолюбивым земледельцем в глинобитной хатке на краю степи — это считается крайняя неудача.
  • Да отмываться всегда трудней, чем плюнуть. Надо уметь быстро и в нужный момент плюнуть первым. «Красное Колесо», Узел III — Март семнадцатого, книга 4.

Неподтверждённые цитаты

Авторство под сомнением. Пожалуйста, укажите источники.

  • В пятидесятые годы, после окончания войны, мое поколение буквально молилось на Запад как на солнце свободы, крепость духа, нашу надежду, нашего союзника. Мы все думали, что нам будет трудно освободиться, но Запад поможет нам восстать из рабства. — Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР — М., Правда, 1983. — С. 92.
  • Я говорю вам: пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела… Мы просим вас: вмешивайтесь! («Русская мысль», 17 июля 1975)

> Статьи о произведениях

  • см. Категория:Произведения Александра Солженицына

Цитаты о Солженицыне

    Солженицын в своих произведениях (имеются в виду «Архипелаг Гулаг» и «Красное колесо») показывает, что собою представляет советский, красный период нашей истории, что происходило на русской земле в двадцатом веке, какими были главные действующие лица нашей трагедии, где был народ, где — общество, где — государство. Он срывает маски, высвечивает подлинные цели и побуждения, развенчивает мифы.
    Он это делает в свободной форме, у него под одной обложкой и роман, и публицистика, и научные исследования. В памяти читателя остаются лица царя и царицы, думцев-болтунов, практичных и беспощадных большевиков, простодушных крестьян и озверелых матросов — и сведения о важнейших исторических событиях и обстоятельствах. Книги Солженицына просвещают и воспитывают читателя в совершенно определенном, заданном духе: антикоммунистическом, христианском и демократическом. (Впрочем, его книги так страстно написаны, что, перевернув последнюю страницу, читатель осознает себя скорее врагом марксизма-ленинизма-сталинизма, чем другом свободы и демократии.) Солженицынская проза и публицистика как нельзя более точно отвечают горячему народному желанию найти виноватых во всех русских бедах и покарать их хотя бы словом.
    Важнейшее дело для Солженицына — донести до читателя свое понимание истории, свое объяснение беды, приключившейся с Россией под конец первой мировой войны. Его книги можно назвать особым, высшим учебником истории для народа. Так они задумывались, так они и работают. — Сходит затмение. М., 1991. С. 286-287.

    — А. И. Стреляный

    Ссылки

    Александр Солженицын:

    • Статья в Википедии
    • Тексты в Викитеке
    • Медиафайлы на Викискладе
    • Новости в Викиновостях

    Поделитесь цитатами с вашими друзьями:
    «ВКонтакте» • «Facebook» • «Twitter» • «LiveJournal»

    Лауреаты Нобелевской премии по литературе в 1951—1975 годах

    Пер Лагерквист (1951) • Франсуа Мориак (1952) • Уинстон Черчилль (1953) • Эрнест Хемингуэй (1954) • Халлдор Кильян Лакснесс (1955) • Хуан Рамон Хименес (1956) • Альбер Камю (1957) • Борис Пастернак (1958) • Сальваторе Квазимодо (1959) • Сен-Жон Перс (1960) • Иво Андрич (1961) • Джон Стейнбек (1962) • Йоргос Сеферис (1963) • Жан-Поль Сартр (1964) • Михаил Шолохов (1965) • Шмуэль Йосеф Агнон / Нелли Закс (1966) • Мигель Анхель Астуриас (1967) • Ясунари Кавабата (1968) • Сэмюэл Беккет (1969) • Александр Солженицын (1970) • Пабло Неруда (1971) • Генрих Бёлль (1972) • Патрик Уайт (1973) • Эйвинд Юнсон / Харри Мартинсон (1974) • Эудженио Монтале (1975)

    Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)