Солнце осенью какое ответы прилагательные

LiveInternetLiveInternet

Домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
*************************************************
ОCЕНЬ.
Для детей 5-7 лет
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:
Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Помочь запомнить информацию.
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — …
Ветер осенью (какой?) — …
Дождь осенью (какой?) — …
Листья осенью (какие?) — …
Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) — …
Осенью солнце (что делает?) — …
Осенью птицы (что делаю?) — …
7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Туча — тучка.
Солнце — …
Дождь — …
Ветер — …
9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди … (идут)
Лист падает, листья …
Цветок вянет, цветы …
Птица улетает, птицы …
Ветер дует, ветры …
Дожди идут, дождь … (идет)
Листья падают, лист …
Цветы вянут, цветок …
Птицы улетают, птица …
Ветры дуют, ветер …
10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? — … (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — …
Дождик, который идет осенью, какой? — …

Погода, когда часто идут дожди, какая? — …
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — …
Погода, которая бывает осенью, какая? — …
11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…
11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью …
Летом небо светлое, а осенью …
Летом день длинный, а осенью …
Летом тучи ходят высоко, а осенью …
Летом люди растят урожай, а осенью…
Летом деревья стоят одетые, а осенью…
13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
— Лето — со снопами, осень- с пирогами.
— В ноябре зима с осенью борется.
— Холоден сентябрь, да сыт.
14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)
14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.
Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники.
Б) Пересказ с опорой на вопросы.
Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.

Вопросы.
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАСКРАШКИ.

Открытый урок по познанию мира в 1 классе на тему «Осень»

Предмет: познание мира, 1 класс

Тема урока: Осень

Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в

природе осенью.

Задачи:

1.Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре,

октябре, ноябре.

2.Развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, логическое мышление, познавательную активность, интерес к предмету.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность,

умение слушать.

Тип урока: комбинированный

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический,

самостоятельная работа.

Оборудование: оформленная доска, мультимедийное сопровождение.

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся:

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

— О каком времени года загадка?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года как у нас зовется? (Осень)

(Видеоролик «Осенний позитивчик»)

2.Сообщение темы урока.

— Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Осени)

— Сегодня мы будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе, в жизни растений, птиц и животных.

3.Актуализация знаний.

Постановка проблемной ситуации.

В народе говорят: «Осень всех наградила, всё загубила»

Проверить верно или неверно это высказывание поможет в этом наш урок.

4.Работа над темой урока.

— Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя. Осень постепенно переходит из одной стадии в другую.

Стихотворение о сентябре.

Опустел колхозный сад

Паутинки вдоль летят

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Сентябрь – ранняя осень.

–Как мы понимаем, что осень пришла? (Меняется погода).

Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот». Помогите закончить предложения.

— Летом небо светлое, а осенью серое, хмурое.

— Летом день длинный, а осенью короткий.

— Летом тучки ходят высоко, а осенью низко.

— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью в желтую, красную, оранжевую.

— Летом ночи теплые, а осенью холодные.

— Летом дождь короткий, ливневый, а осенью мелкий, моросящий.

— Летом люди одеваются легко, а осенью тепло.

— Молодцы. Все ответы верные.

— Какая главная задача стоит перед людьми осенью? (Уборка урожая. Чтобы быть сытым зимой, надо хорошо потрудиться осенью).

(Видеоролик «Что нам осень принесет»)

Вернемся к первой части нашей проблемы: «Осень всех наградила»

— Как вы понимаете?

Вывод: Осенью созревают овощи и фрукты в огородах и люди собирают свой урожай с радостью и благодарят осень, которая наградила всех таким богатым урожаем.

— Смогли мы доказать, что осень нас чем-то наградила?

Октябрь

Все мрачней лицо природы

Почернели огороды

Оголяются леса

Смолкнут птичьи голоса

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился?

Октябрь — Золотая осень

Почему к зиме деревья.
Раздеваются кругом?
— А деревьям тоже нужно.
Раздеваться перед сном!

— Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)

Послушаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»

(Видеоролик И.А.Бунин «Листопад»)

— Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).

Вывод: главная примета осени — похолодание. Осенние изменения в природе отражаются на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью.

— Что происходит с насекомыми осенью?

(Часть насекомых погибает, часть улетает в теплые края (стрекозы, бабочки, божьи коровки), часть прячется в укромном месте и засыпает).

— Как готовятся к зиме лягушки, змеи, ящерицы?

(Прячутся в корнях деревьев, норах, под камнями, зарываются в ил и впадают в зимний сон).

— Как готовятся к зиме рыбы?

(Прячутся в ил и спят на дне лини, караси, сомы. Остальные рыбы бодрствуют).

Работа в паре. А сейчас мы с вами поработаем Мастерами Мозаики.

Соберите картинку птицы.

— На какие 3 группы можно разделить птиц? Перелетные, зимующие, кочующие.

— В каком порядке улетают перелетные птицы? (Насекомоядные, растительноядные, водоплавающие).

— Что их гонит: голод или холод? (Голод).

Интерактивный приём: «Интрига»

— Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, большой и жёлтый,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как же ты попал в наш класс?

Разберемся. Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет нам лесной народ:

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Приходите погулять.

Будем с вами мы дружить

И покажем нашу жизнь.

— Кто написал нам письмо? Животные.

– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.

— Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением

осени? (холод, нет еды, негде спрятаться).

— Давайте, посмотрим, как же они готовятся к зиме?

(Видеоролик «Как звери готовятся к зиме?»)

Вывод: По тому, как дикие животные готовятся к зиме, их можно разделить на 3 группы.

  1. Одни делают запасы на зиму: белка, суслик, хомяки, бурундуки, мыши

  2. Вторые жиреют и засыпают: медведь, барсук,

  3. Третьи не готовятся никак, им достаточно корма зимой: лиса, волк, лось.

У животных зимой происходит линька).

– Что такое линька? Давайте прочитаем об этом в учебнике стр. 41.

(Вместо старой шерсти растет новая густая)

— Какая от нее польза животным? (Теплая шерсть оберегает животных от холода, а у некоторых животных еще меняется и цвет)

(Физминутка)

– Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает падать снег. На смену золотой осени приходит – поздняя осень.

Поле черно-белым стало

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи

Что за месяц доскажи?

Ноябрь – Поздняя осень

А какой он – ноябрь, узнаем из стихотворения.

1. Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

2. Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт – уже не молод!

3. Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала.

– Ноябрь в природе выполняет следующую роль.

(Меняет тепло на холод. Укрывает землю первым снегом.)

— Вернемся к проблеме урока. Вторая часть высказывания – «все загубила»

Что загубила осень ? ( Все растения, трава повяла, листья на деревьях)

— А с какой целью осень все загубила? (Природа замирает, впадает в зимнюю спячку, чтобы весной вновь возродиться).

— Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградила, всё загубила»

(Дети высказывают свои мнения).

5. Итог урока.

С помощью игры «да» и «нет» проверим, как же вы усвоили осенние изменения в природе.

1.Игра: «да» и «нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью бывают?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?

Вывод: основные признаки осени — похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев.

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

— Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно меня слушали, и я хочу оценить вашу работу.

— Урок у нас заканчивается.

За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Оно называется «дерево успеха» У вас на партах ( ягоды рябины, листья)

Если вам на уроке было все понятно, урок для вас прошел интересно, вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды – ягоды рябины.

Если были сомнения, но вы справились – прикрепите желтые листочки

Если нужна помощь – прикрепите коричневые листочки.

«Это камушки рубиновые

Или ягодки рябиновые?»

На холмах

И на равнинах

Рдеют кисти

На рябинах,

Распевают снегири

От зари и до зари:

«Не клюем мы камушки,

Камушки рубиновые,

А клюем мы ягодки,

Ягодки рябиновые»

— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам понравилось на уроке?

— Ваше отношение к осени?

Сегодня мы с вами много читали стихотворений. Давайте сами сочиним, оно правда будет необычное. Называется синквейн (пятистишие).

Осень

Золотая, разноцветная,

Восхищает, изменяет, готовится.

Осень — прощальная пора.

Девица — красавица.

— Молодцы. Урок закончен. Спасибо.

Тема [Осень]

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки.

Вспомнить названия каждого времени года.

Уточнить последовательность смены времен года.

Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас?

Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью.

Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ

3. Рассмотреть картинки с изображениями осени и лета.

Назвать приметы этих времен года.

Сравнить их между собой.

Например:

Летом светит солнце, а осенью солнце прячется за тучами.

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью желтые и красные.

Летом птицы учат своих птенчиков летать, а осенью птицы улетают в теплые края.

Летом дети отдыхают, купаются в речке, в море и т. п., а осенью идут в школу.

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай!»

Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — …

Ветер осенью (какой?) — …

Дождь осенью (какой?) — …

Листья осенью (какие?) — …

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — …

Осенью солнце (что делает?) — …

Осенью птицы (что делают?) — …

Осенью колхозники (что делают?) — …

5. Объяснить ребенку значение слова «листопад».

Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.

6. Упражнение «Найди ошибки».

Определи, чего не бывает осенью.

— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

— Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

— Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

— Люди собирают урожай овощей, фруктов.

— Дикие животные не делают запасы корма.

7. Упражнение «Назови ласково».

Солнце — солнышко.

Лист — …

Туча — …

Ветка — … и т. д.

8. Упражнение «Увидели, не увидели».

Назови предметы. Дорисуй их в таблицу. Составь предложения по образцу: «Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков»

Три лужи — пять …

Три тучи — пять…

Три воробья — пять … и т. д.

9. Упражнение «Скажи наоборот»

Предложите ребенку закончить предложения:

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а осенью …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом птицы учат птенцов летать, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …

Летом люди растят урожай, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

10. Упражнение «Оденем Таню»

Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

11. Упражнение «Осенний букет для мамы»

В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Скачать рисунок