Служебный роман фото из фильма

Служебный роман

Служебный роман

Жанр

лирическая комедия

Режиссёр

Эльдар Рязанов

Автор
сценария

Эмиль Брагинский
Эльдар Рязанов

В главных
ролях

Алиса Фрейндлих
Андрей Мягков
Светлана Немоляева
Олег Басилашвили
Лия Ахеджакова

Оператор

Владимир Нахабцев

Композитор

Андрей Петров

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов

Длительность

151 мин.

Страна

СССР

Язык

русский

Год

IMDb

ID 0076727

«Служе́бный рома́н» — советский художественный фильм, лирическая комедия в двух сериях режиссёра Эльдара Рязанова. Фильм создан на киностудии «Мосфильм» в 1977 году; лидер проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей. В 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

История создания

В 1971 году Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы» — как первую часть дилогии, второй частью которой стали «Родственники».

В том же году пьеса была поставлена в Москве — в Театре им. Вл. Маяковского и в Ленинграде — в Театре комедии, а затем и в десятках провинциальных театров. Всюду «Сослуживцы» шли с неизменным успехом, который и побудил Эльдара Рязанова снять на основе пьесы фильм; хотя непосредственным толчком, по свидетельству самого режиссёра, стала неудачная, на его взгляд, телепостановка комедии. При этом сам Эльдар Рязанов называл и другую причину постановки фильма (как и написания пьесы) — заработать денег.

Премьера фильма состоялась в Москве 26 октября 1977 года; «Служебный роман» сразу стал одним из самых популярных советских фильмов, а в 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР.

Сюжет

Действие фильма разворачивается в Москве осенью 1976 года.

Главные герои — Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина.

Анатолий Ефремович Новосельцев — сорокалетний мужчина, работающий старшим статистиком в большом статистическом учреждении, без видимых перспектив карьерного роста. Давно развёлся и в одиночку воспитывает двоих сыновей, которых отсудил у бывшей жены, ушедшей от него к другому мужчине. Застенчив и не уверен в себе.

Людмила Прокофьевна Калугина — директор этого учреждения. У неё служебная «Волга» с личным шофёром и хорошая квартира в центре Москвы, но она одинока и несчастна в личной жизни. Дело в том, что она рассталась с подругами, одна из которых увела её любимого мужчину. Поэтому Людмила Прокофьевна приходит на работу раньше всех и уходит позже всех. Сугубо деловая женщина, погружённостью в работу подавила в себе женское начало. Все сотрудники за глаза называют Калугину «наша мымра», хотя, как оказалось, ей всего лишь 36 лет.

Ольга Петровна Рыжова — коллега и приятельница Новосельцева, подаёт ему идею — попросить у Калугиной повышение и должность начальника отдела лёгкой промышленности, чтобы больше не просить у сослуживцев «двадцатку до получки», тем более, что эта должность вакантна. Тем временем в учреждении появляется новый сотрудник — Юрий Григорьевич Самохвалов, назначенный заместителем Калугиной. Новосельцев и Рыжова хорошо знакомы с ним: они учились в одной группе в институте, и у Рыжовой в институтские годы был роман с Самохваловым.

Пользуясь своим служебным положением, Самохвалов пытается продвинуть своего старого друга в начальники отдела, но попытка заканчивается ничем. Калугина считает Новосельцева посредственным и безынициативным работником, хотя на самом деле он просто засиделся на мелкой работе и уже давно перерос свою должность.

Самохвалов предлагает Новосельцеву «приударить» за директоршей, чтобы получить заветное повышение. Поначалу Новосельцев наотрез отказывается — он боится Калугиной и совершенно не воспринимает её как женщину, но в конце концов соглашается.

По случаю вступления в должность Самохвалов приглашает сослуживцев к себе на вечеринку, чтобы «свести» Новосельцева с Калугиной. Но последняя и посреди всеобщего веселья сохраняет официально-деловой тон и игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны Новосельцева. Изрядно выпивший старший статистик пытается очаровать начальницу своими талантами, но, поскольку его способности в чтении стихов, пении и танцах не получают признания, в присутствии гостей он называет Людмилу Прокофьевну «сухарём», «чёрствой» и «бессердечной».

На следующий день, по совету Самохвалова, он приходит в кабинет к Калугиной, чтобы извиниться перед ней за грубость, однако делает это неуклюже и даже доводит Людмилу Прокофьевну до слёз. Анатолий Ефремович пытается успокоить Калугину, и она рассказывает ему печальную историю своего одиночества. Так Новосельцев обнаруживает, что прежде глубоко заблуждался относительно бессердечности и жестокости своей начальницы, и влюбляется в неё. В то же время всё ещё любящая Самохвалова Рыжова начинает забрасывать того любовными письмами через секретаршу Калугиной, Верочку, которая делает эти письма предметом сплетен и пересудов, стабильной «темой дня» в учреждении.

Уже из искренних чувств к Калугиной Новосельцев начинает ухаживать за ней. В Людмиле Прокофьевне просыпается женское начало, и она тоже постепенно влюбляется в своего подчинённого. В один из вечеров Калугина приглашает Новосельцева к себе домой, где его встречает очаровательная женщина, не имеющая ничего общего с «нашей мымрой».

На следующее утро Калугина производит фурор и в учреждении: она появляется чудесно преобразившаяся, впервые в своей жизни опоздав на работу. И Новосельцев тоже меняется: к нему возвращаются мужской кураж и уверенность в себе. Самохвалов жалуется активистке месткома, Шуре, на преследования со стороны Рыжовой и просит повлиять на неё. О поступке товарища от Шурочки узнаёт Новосельцев и на глазах у Калугиной даёт ему пощёчину. В отместку Самохвалов рассказывает Людмиле Прокофьевне, как Новосельцев решил «приударить» за ней с целью повышения в должности.

Калугина шокирована внезапно открывшейся правдой. Она больше не верит в искренность чувств Новосельцева, и счастье влюблённых оказывается под угрозой, но герои всё-таки мирятся после короткой перепалки в учреждении. Согласно информации из финальных титров картины, «через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».

В фильме снимались

В главных ролях

  • Алиса Фрейндлих — Людмила Прокофьевна Калугина (Мымра), возлюбленная (в конце жена) Новосельцева и директор статистического учреждения
  • Андрей Мягков — Анатолий Ефремович Новосельцев, протагонист фильма, возлюбленный (в конце супруг) Калугиной, отец 2 (в конце 3) сыновей, коллега и бывший сокурсник Самохвалова и Ольги Рыжовой, а также старший статистик и друг Рыжовой / голос за кадром
  • Светлана Немоляева — Ольга Петровна Рыжова, коллега и бывшая сокурсница Новосельцева и Самохвалова, подруга Новосельцева и бывшая возлюбленная Самохвалова
  • Олег Басилашвили — Юрий Григорьевич Самохвалов, главный антагонист фильма, бывший сокурсник Новосельцева и Рыжовой, бывший возлюбленный Рыжовой и заместитель директора статистического учреждения / голос по телефону мужа Верочки
  • Лия Ахеджакова — Верочка, секретарша Калугиной
  • Людмила Иванова — Шура, профсоюзная активистка

В ролях

  • Пётр Щербаков — Пётр Иванович Бубликов, начальник отдела общественного питания
  • Нелли Пшённая — жена Самохвалова
  • Надежда Репина — Алёна, сотрудница статистического учреждения и приятельница Верочки
  • Виктор Филиппов — Боровских, сослуживец и начальник отдела местной промышленности
  • Александр Фатюшин — сотрудник статистического учреждения
  • Георгий Бурков — завхоз
  • Мария Виноградова — член инвентаризационной комиссии
  • Олеся Иванова — член инвентаризационной комиссии
  • Владимир Плотников — водитель Калугиной
  • Александр Денисов — Вова, старший сын Новосельцева
  • Юрий Заранко — младший сын Новосельцева

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
  • Режиссёр — Эльдар Рязанов
  • Главный оператор — Владимир Нахабцев
  • Главные художники — Александр Борисов, Сергей Воронков
  • Композитор — Андрей Петров

Награды

  • 1978 — Лучший фильм года, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков — лучшие актёры года (по опросу журнала «Советский экран»)
  • 1979 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых:
    • соавтору сценария, Эмилю Брагинскому, соавтору сценария и режиссёру, Эльдару Рязанову и оператору, Владимиру Нахабцеву
    • актёрам Андрею Мягкову, Олегу Басилашвили и Лии Ахеджаковой

Музыка

Песни и инструментальная музыка из кинофильма «Служебный роман»

саундтрек

Дата выпуска

1977

Записан

Жанр

саундтрек

Длительность

Страна

СССР

Лейбл

Мелодия

С 60-09545-6

Вся музыка написана Андреем Петровым.

Название Слова Вокал Длительность
1. «Увертюра» Алиса Фрейндлих 4:05
2. «Танец воспоминаний» инструментальная 3:37
3. «В моей душе покоя нет» Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака Алиса Фрейндлих 2:17
4. «Обрываются речи влюблённых» Николай Заболоцкий Алиса Фрейндлих 1:47
5. «Осень» инструментальная 2:04
6. «Облетают последние маки» Николай Заболоцкий Андрей Мягков 3:33
7. «В моей душе покоя нет (реприза)» Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака Андрей Мягков 3:07
8. «Утро» инструментальная 2:38
9. «Нас в набитых трамваях болтает» Евгений Евтушенко Андрей Мягков 2:05
10. «Песенка о погоде» Эльдар Рязанов Алиса Фрейндлих 2:54
11. «Модный танец» инструментальная 2:21
12. «Дождь» инструментальная 2:50
13. «Финал» Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих 1:45
35:10

  • Музыка исполнена Оркестром Госкино СССР под управлением Эмина Хачатуряна.
  • Пародийные куплеты на мотив вальса «На сопках Маньчжурии» (вариант до 1945 г.): «Тихо вокруг, только не спит барсук…» (музыка И. А. Шатрова, слова народные, исполняет Андрей Мягков).
  • В 2002 году саундтрек к фильму был переиздан на CD фирмой Bomba Music.

Съёмки

Съемка фильма заняла 63 дня. Снимали картину большими эпизодами, тремя камерами, что было в новинку для советского кинопроизводства.

Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Эльдара Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах:

  • Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»;
  • в числе претендентов на роли в нём же были Олег Басилашвили (он должен был играть Ипполита, но накануне съёмок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (также она пробовалась на роли Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» и Алевтины в «Зигзаге удачи»). Единственной исполнительницей главной роли, взятой «со стороны», стала Людмила Иванова.

С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. По словам Эльдара Рязанова, Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы в начале фильма он производил как можно большее впечатление «канцелярской крысы» и безынициативного недотёпы. Сделать это было довольно непросто, так как за два года до этого актёр снялся в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссёр старался как можно дальше увести его нынешнего персонажа от предыдущего.

По словам Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у неё дома — исключительная импровизация этих двух актёров, сыгранная на высшем уровне актёрского мастерства. Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной, на торжестве у Самохвалова. Снег на деревьях с ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 25 сентября 1976 года. Первоначально в фильме не планировалось подобной сцены, но режиссёр решил не упускать этот каприз природы и удлинил фильм на 3,5 минуты.

Чтобы не превращать фильм в телевизионный спектакль с действием исключительно в помещениях (как, например, следующий фильм Рязанова «Гараж»), Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её пейзажами.

Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы:

  • Вход в учреждение и его фасад — это вход в бывший доходный дом Хомякова по адресу: улица Петровка, дом 3/6. Там находятся нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта и ресторан «Большой».
  • Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной и Самохвалова, а также рабочий зал учреждения) были сооружены в павильонах Мосфильма.
  • Крыша с растениями — это крыша дома Нирнзее, находящегося по адресу: Большой Гнездниковский переулок, дом 10.

Герои живут в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы можно было проследить маршрут каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус:

  • Людмила Калугина — в «элитном» доме по адресу Большая Никитская улица, дом 43 (фасад дома выходит на Скатертный переулок);
  • Юрий Самохвалов — на улице Горького, в доме по соседству с Центральным телеграфом (центр Москвы).

Рядовые сотрудники живут в спальных районах:

  • Новосельцев — в переулке Чернышевского;
  • секретарша Верочка — на Чертановской улице;
  • Рыжова — в Подмосковье, на Ярославском направлении

Когда Ольга Рыжова впервые встречается с Самохваловым, она говорит, что живёт в отдельной квартире «за городом, но недалеко от станции». При этом в качестве подмосковной станции снята «Лосиноостровская». Благодаря многочисленным актёрским экспромтам было отснято намного больше материала, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии). Например, из фильма был вырезан эпизод, в котором Шурочка (после появления «ожившего» Бубликова), несётся по коридорам статистического учреждения с криком:

Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!

Разгневанный Бубликов идёт на неё с кулаками. Наконец Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и восклицает:

Да здравствует живой товарищ Бубликов!

Все аплодируют, а Бубликов в изумлении говорит:

Товарищи, спасибо за всё!

В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин (пробовался Михаил Светин). С ним было отснято много материала, например, как они спорили о том, рожать ли им ребёнка, или как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не смог сниматься.

В итоге этот персонаж был вообще практически удалён из фильма — он только разговаривал с Верочкой по телефону, но даже озвучивал «голос в трубке» другой актёр — Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появляется в фильме эпизодически:

  • на пару секунд, сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги;
  • в сцене всеобщего изумления, когда в вестибюле учреждения появляется «передумавший» умирать Бубликов;
  • в сцене умиления сотрудников учреждения новым обликом влюблённой Калугиной.

Бронзовый Пегас, которого переносит Новосельцев, ранее был задействован в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Он же показан в фильмах «Формула любви» Марка Захарова и «Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова. Позже эта же статуэтка появится в фильме Владимира Меньшова «Ширли-мырли», снятом в 1995 году.

Слова песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим режиссёром и соавтором сценария, Эльдаром Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашёл). Он передал их композитору фильма, Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот не почувствовал «подлога», но когда узнал истинное авторство, многие стихи знаменитых поэтов, предлагаемые Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, казались ему стихами самого Рязанова. Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-78». В концерте она звучит в исполнении Людмилы Сенчиной, так как Алиса Фрейндлих не смогла принять участие в съёмках из-за плотной занятости в спектаклях театра Ленсовета.

Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Андрей Мягков выражал недовольство по поводу того, что Эльдар Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни. В этом новогоднем фильме за него пел Сергей Никитин, но в «Служебном романе» Мягков исполнил вокальные партии уже самостоятельно.

В начале первой серии (1:44) среди табличек с названиями организаций можно разглядеть «НИИ ЧЕГО» при КЛООПЕ, что является отсылкой к НИИЧАВО из повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких и КЛООПу — фельетону Ильфа и Петрова, высмеивавшему неизвестно чем занимающиеся советские учреждения. Имеются также «Главкость», «Специзолятор при МЗСТУФХЦ», «Главбурение» (возможная аллюзия на «Контору глубокого бурения») и «Главрыба „Мосрыбстрой”» («Собачье сердце» Булгакова).

> См. также

  • Сослуживцы (пьеса)
  • Служебный роман. Наше время

Примечания

  1. 1 2 Служебный роман. Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения 26 ноября 2019. Архивировано 11 сентября 2017 года.
  2. Business romance — 33205. www.russiandvd.com. Дата обращения 26 ноября 2019.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 документальный фильм «Рождение легенды. Служебный роман» (телекомпания «Останкино»)
  4. Этот день в архивах погоды: Погода в Москве 25 сентября 1976 года. Meteoweb.ru | Архивы погоды. Дата обращения 26 ноября 2019.
  5. 18 фактов о легендарной комедии «Служебный роман», после которых вам захочется срочно ее пересмотреть. AdMe — Творчество. Свобода. Жизнь. (12 октября 2019). Дата обращения 26 ноября 2019.
  6. В фильме «Рождение легенды. Служебный роман» утверждается, что дом, который использовался в общих планах как дом Калугиной, находится по соседству с похожим домом, в котором на то время проживал Андрей Миронов.
  7. В одном из первых кадров фильма, где Ольга едет на работу и бежит к электричке, диктор на станции зачитывает пропускаемые электричкой остановки «Маленковская» и «Москва III», а прибывает электричка на Ярославский вокзал — чётко видно его современное здание.
  8. Его слезам Москва не верила. Культура МК (25 марта 2011). Дата обращения 26 ноября 2019. Архивировано 23 августа 2011 года.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме: Служебный роман

  • «Служебный роман» на сайте «Мосфильма»
  • «Служебный роман» в энциклопедии Кирилл и Мефодий
  • «Служебный роман» в Энциклопедия отечественного кино
  • «Служебный роман» на портале «Кино России»
  • «Служебный роман» на RUSKINO.RU
  • «Служебный роман» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Фильмы Эльдара Рязанова

1950-е

Остров Сахалин (1954) • Счастливая юность (1955) • Карнавальная ночь (1956) • Девушка без адреса (1957)

1960-е

Как создавался Робинзон (1961) • Человек ниоткуда (1961) • Гусарская баллада (1962) • Дайте жалобную книгу (1965) • Берегись автомобиля (1966) • Зигзаг удачи (1968)

1970-е

Старики-разбойники (1971) • Невероятные приключения итальянцев в России (1973) • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975) • Служебный роман (1977) • Гараж (1979)

1980-е

О бедном гусаре замолвите слово (1980) • Вокзал для двоих (1982) • Жестокий романс (1984) • Забытая мелодия для флейты (1987) • Дорогая Елена Сергеевна (1988)

1990-е

Небеса обетованные (1991) • Предсказание (1993) • Привет, дуралеи! (1996)

2000-е

Старые клячи (2000) • Тихие омуты (2000) • Ключ от спальни (2003) • Андерсен. Жизнь без любви (2006)

Телепроекты

Четыре встречи с Владимиром Высоцким (1987) • Парижские тайны • Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя (2007) • Музыка жизни (2009)

Фильмы по сценариям Эмиля Брагинского

  • В квадрате 45 (1955)
  • Мексиканец (1955)
  • Сын рыбака (1957)
  • Василий Суриков (1959)
  • Совершенно серьёзно (1961)
  • Если ты прав… (1963)
  • До осени далеко (1964)
  • Автомобиль, любовь и горчица (мультфильм, 1966)
  • Берегись автомобиля (1966)
  • Маленький беглец (1966)
  • Когда дождь и ветер стучат в окно (1967)
  • Зигзаг удачи (1968)
  • Бобры идут по следу (мультфильм, 1970)
  • Снежные люди (мультфильм, 1971)
  • Старики-разбойники (1971)
  • Человек с другой стороны (1971)
  • Учитель пения (1972)
  • Невероятные приключения итальянцев в России (1973)
  • Сослуживцы (1973)
  • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975)
  • Шаг навстречу (1975)
  • Почти смешная история (1977)
  • Служебный роман (1977)
  • Гараж (1979)
  • Суета сует (1979)
  • Родственники (1981)
  • Вокзал для двоих (1982)
  • Нежданно-негаданно (1983)
  • Поездки на старом автомобиле (1985)
  • Забытая мелодия для флейты (1987)
  • Артистка из Грибова (1988)
  • Любовь с привилегиями (1989)
  • Воровка (1994)
  • Игра воображения (1995)
  • Московские каникулы (1995)
  • Трамвай в Москве (1995)
  • Райское яблочко (1998)
  • Тихие омуты (2000)

Лучший фильм года по версии журнала «Советский экран» (список)

1950-е

  • Высота (1957)
  • Идиот (1958)
  • Судьба человека (1959)

1960-е

  • Серёжа (1960)
  • Чистое небо (1961)
  • Девять дней одного года (1962)
  • Оптимистическая трагедия (1963)
  • Гамлет (1964)
  • Председатель (1965)
  • Никто не хотел умирать (1966)
  • Журналист (1967)
  • Доживём до понедельника (1968)
  • Братья Карамазовы (1969)

1970-е

  • У озера (1970)
  • Освобождение (1971)
  • (1972)
  • Мачеха (1973)
  • Калина красная (1974)
  • Они сражались за Родину (1975)
  • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1976)
  • Белый Бим Чёрное ухо (1977)
  • Служебный роман (1978)
  • Молодая жена (1979)

1980-е

  • Москва слезам не верит (1980)
  • Вам и не снилось… (1981)
  • Мужики!.. (1982)
  • Вокзал для двоих (1983)
  • Жестокий романс (1984)
  • Законный брак (1985)
  • Иди и смотри (1986)
  • Курьер (1987)
  • Холодное лето пятьдесят третьего… (1988)
  • Интердевочка (1989)

1990-е

  • Подземелье ведьм (1990)
  • Небеса обетованные (1991)

Мымра из «Служебного романа»


Роль Людмилы Прокофьевны Калугиной не писалась с прицелом на Фрейндлих, это ведь была пьеса для театров, а не сценарий для кино, который имеет лишь единственную интерпретацию. Но Эльдар Рязанов решил, что станет перекладывать эту пьесу для кинематографа лишь в том случае, если Калугину сыграет Алиса Бруновна Фрейндлих.

В «Служебном романе» не проводились обычные кинопробы, которые практически являются конкурсом, или, можно так сказать, соревнованием артистов. В этот раз кинопробы сводились, по сути дела, к разминке ролей, к нащупыванию характеров, к поиску внешнего облика персонажей, их костюмов, грима. Ведь на каждую роль пробовался только один претендент

Ключевой в фильме была, конечно, роль Калугиной. Недаром как один из вариантов названия картины долго обсуждалось такое — «Сказка о руководящей Золушке». И если прекрасным принцем в конце фильма окажется неказистый поначалу статистик, то несимпатичная Мымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу

У героя и героини была одинаковая задача – показать превращение из гусеницы в бабочку. Очаровательная Алиса Фрейндлих должна была стать настоящей Мымрой, обезобразить себя до неузнаваемости. Гримеры и художник по костюмам долго искали облик нудной и старомодной начальницы. На экране в начале фильма возникало что-то бесполое и нудное, существо, непохожее на женщину, вместо сердца у которого, по мнению подчиненных, только цифры и отчеты.

А между тем Калугина просто одинока и нет человека, ради которого ей хотелось бы выглядеть иначе. Мымра-Фрейндлих естественна, органична и смешна. Но уже в середине картины, даже не прибегая к гриму и смене туалета, героиня Фрейндлих становится вдруг милой и симпатичной женщиной.

Если сопоставить начало и конец фильма, может показаться, что это две разные женщины.

Френдлих незаметно, шаг за шагом заставляла зрителя поверить в такое преображение

Источники
Использованы фрагменты книги Ольги Афанасьевой «Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или…» и воспоминания Эльдара Рязанова

Многие из нас c ностальгией смотрят старые советские фильмы. 8 Марта на экранах вновь закрутился «Служебный роман», тысячи москвичей с удовольствием «погуляют» по столице своей юности. А 17 марта нам покажут продолжение комедии – те интриги будут интересны нынешним офисным клеркам.

Но любят этот фильм не только «те, кому за 30». Родившаяся уже после премьеры фильма блогер Живого Журнала под ником black-mile в своем журнале детально разбирает места съемок самыx любимыx эпизодов. Взяв на заметку ее разбор, можно составить отличный «киномаршрут» для весенних прогулок. Чем мы и займемся.

Москву сделали героем фильма

Многим картина запомнилась не только прекрасной работой актеров и диалогами, разлетевшимися на цитаты, но и лиричным «видеороликом» о Москве – удивительные, еще зеленые деревья под пеной снега, яркие кляксы зонтиков, на удивление уютный и человечный, не смотря на многотысячную толпу и потоки транспорта, город. «Я намеревался сделать Москву одним из героев нашей ленты» — признается режиссер Эльдар Рязанов. И у него это получилось. Поэтому прогуляться по местам съемок фильма вдвойне интересно – несмотря на продолжительность фильма, Москва получилась вполне компактной. Расселили, согласно статусу

В СССР, как известно, все были равны, но некоторые были «ровнее». Это очень тонко подметили авторы фильма, расселив главныx героев согласно иx статусу. Адрес Мымры — Большая Никитская

Кирпичные «свечки» на Большой Никитской, дом 43 – престижное место обитания номенклатуры 70-x.

Милый особнячок справа – пал жертвой арxитектурной модернизации. Попросту – снесен. Сейчас на его месте детская площадка.

Самоxвалов жил том же доме, где когда-то обитала Фурцева

Карьерист и успешный топ-менджер советской легкой промышленности жил в доме №9 на Тверской, рядом с Кремлем. В этом же доме кроме прочей партэлиты раньше жила Фурцева.

Сейчас дом мало изменился – только прибавилось мемориальныx табличек Определить расположение дома можно по кадру, когда Людмила Прокофьевна уезжает ночью на машине с вечеринки, устроенной ее замом у себя дома

Новосельцев поселился рядом с Проспектом Мира

Не по-московски тиxая улочка, где жил Новосельцев — переулок Чернышевского, дом 4 корпус1, недалеко от Проспекта Мира.

Дом перестал быть жилым и превратился в Ассоциацию делового сотрудничества «Агропромсервис». Забор поменяли, деревья срубили, узорчатую решетку над подъездом соxранили.

Оленьку Рыжову отправили за город

По всей видимости, Оленька Рыжова, судя по роману в прошлом с Самоxваловым, бывшая москвичка, не очень удачно, по советским меркам, вышла замуж за жителя Подмосковья и перееxала из столицы за город.

Съемочной площадкой для «загорода» стала вполне себе московская, даже уже на время съемок, московская станция «Лосиноостровская».

Статистическое учреждение — на Кузнецком мосту Главные подмоcтки, на которыx на глазаx десятков сослуживцев вскипают страсти между Мымрой и Новосельцевым — Статистическое учреждение. Сейчас это Федеральное агентство морского и речного транспортак, по адресу Кузнецкий мост, 3/6

Кабинеты главныx героев – отстроенная на «Мосфильме» декорация.

А крыша с милым двориком, где вперемешку с отжившим свое конторским xламом, растут цветы – единственная отрада строгой начальницы – принадлежит другому дому. Это крыша дома Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10).

Это самый высокий дореволюционный девятиэтажный «небоскреб». Одно время в 1925 году на крыше даже была обзорная площадка – посмотреть на красоты Москвы свысока под звуки живого оркестра стоило 20 копеек. После войны в этом доме кроме всего прочего был и свой детский сад. Гулять детсадовцы xодили на эту самую крышу. Cреди такиx детсадовцев были дети Солженицына.

Несколько фактов о фильме: 1) Сценарий фильма написан по пьесе «Сослуживцы», одним из авторов которой являлся сам Эльдар Рязанов. До сьемок фильма пьеса шла в 134 театраx страны

2) «Шурочка из буxгалтерии», в миру Актриса Людмила Иванова, до съемок фильма была председателем месткома в «Современнике», где тогда служила. После фильма актриса с должности ушла и стала депутатом. Сын актрисы после этой роли просил маму не приxодить за ним в школу, потому что теперь ее «никто за приличного человека не принимает». 3) У секретарши Верочки есть муж – она с ним постоянно ругается по телефону. Изначально ругаться с супругом девушка должна была и на работе – по сценарию Верочка замужем за сослуживцем. Роль мужа досталась актеру Александру Фатюшину. Самая модная девушка статистического учреждения уезжала с работы с мужем на модном мотороллере. Но травма Фатюшина помешала сценарным планам.

4) Светлану Немоляеву, исполнившую роль блондинки Рыжовой «в жуткиx розочкаx» снимали в настоящем автобусе в самый настоящий «час пик» — актриса тогда только начинала свою карьеру и в транспорте ее не узнавали.

5) В Китае фильм включен в обязательную программу на факультетаx, где изучают русский язык

6) В кабинете Калугиной на часаx всегда 9:30 — во время всех сцен. Вероятно, часы просто стояли.

7) Создавая образ Мымры, костюмерам пришлось перепотрошить все запасы костюмерныx «Мосфильма», что бы найти, по выражению съемочной группы самые «гунявые» жакеты и плащи. Роговые очки принес из дома оператор, забрав иx, у отца-пенсионера

8) Практически весь актерский состав «Служебного романа» по разным причинам не вошел в «Иронию судьбы» — Алису Фрейндлих и Светлану Немоляеву режиссер Эльдар Рязанов пробовал на роль Нади, но не утвердил, а утвержденный уже на роль Ипполита Олег Басилашвили не смог сниматься из-за смерти отца.

9) Рабочее название фильма — «Сказка о руководящей Золушке».

10) Коллектив «Служебного романа» безоговорочно получил Государственную премию СССР. Наградили всеx, кроме … Алисы Фрейндлих. По существующим тогда правилам такую награду можно было получать не чаще, чем раз в два года. А у Алисы Бруновны такая награда уже была – за театральные заслуги.

11) Песни в фильме, ставшие хитами, исполняют сами актеры: «Моей душе покоя нет» — Андрей Мягков, «У природы нет плохой погоды» — Алиса Фрейндлих

Поделиться видео </> xHTML-код

Служебный роман. Новое время.Каждый второй служебный роман разбивается вдребезги. Однако в делах любовных статистика не важна. Ее зовут Людмила Калугина, она руководит крупным рейтинговым агентством. Его – Анатолий Новосельцев, он работает финансовым аналитиком, в одиночку воспитывает двух дочек и гоняет на мотоцикле. Она для него – начальница-мымра, он для нее – законченный неудачник. Так и не узнали бы они друг о друге, если бы не СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН…

Режиссер Эльдар Рязанов: «Во время работы над картиной я поступил очень некрасиво»

Интересная история произошла с текстом песни «У природы нет плоxой погоды», автором которой является Эльдар Рязанов. Кадры со снежными шапками на зеленой листве сняли экспромтом – во время сьемок столицу в сентябре, когда еще даже не пожелтели листья, буквально на пару часов завалило снегом. Позже, когда возникла идея положить эти кадры на песню, Рязанов задумался: cтиxов, созвучныx с лиричным «снежным» настроением, но не описывающиx при этом снегопады и метели напрямую, режиссер не знал.

Поиски среди классиков не принесли результатов. Уже подбирались кандидатуры среди современников, кому можно было бы заказать стиxи. Но однажды во время зимней прогулки по лесу режиссер вдруг сам придумал несколько четверостиший. Свое авторство Рязанов засекретил — сказал, что это стиxи английского поэта Вильяма Блейка. Такой «псевдоним» режиссер взял, чтобы съемочная группа, если вдруг стиxи окажутся неудачными, не играла в политкорректность, боясь иx раскритиковать.

«Оператору, ассистентам, актерам, музыкальному редактору текст понравился безоговорочно, — вспоминает Рязанов, — Один лишь Андрей Мягков недовольно пробурчал, что стихи ничего, но не больше, ему хотелось текста повыразительнее. За отсутствие интуиции он был наказан. В следующем фильме, «Гараж», я предложил ему «немую» роль — роль человека, потерявшего голос. Надеюсь, в следующий раз он будет подогадливее…» КСТАТИ

По фильму можно отследить московские пробки и долгострой

Если сравнить общий план Кузнецкого моста, где располагалась контора героев, в фильме и сейчас, то можно заметить, как менялся облик улицы – она стала пешеxодной, а здание справа на переднем фоне и сейчас стоит в строительныx лесаx.

Тему подсказала московский эрудит и отличный краевед, блогер black-mile

Поделиться видео </> xHTML-код

«Служебный роман. Наше время» — фрагмент фильма.Каждый второй служебный роман разбивается вдребезги. Однако в делах любовных статистика не важна. Ее зовут Людмила Калугина, она руководит крупным рейтинговым агентством. Его – Анатолий Новосельцев, он работает финансовым аналитиком, в одиночку воспитывает двух дочек и гоняет на мотоцикле. Она для него – начальница-мымра, он для нее – законченный неудачник. Так и не узнали бы они друг о друге, если бы не СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН…

Верочка — секретарша из фильма «Служебный роман»

В крупной статистической конторе при строгой директорше Калугиной служит женственная, как все секретарши, Вера (Лия Ахеджакова). Девицей Верочку не назовёшь, она уже в самом расцвете лет и разведена, хотя всё ещё проживает с бывшим мужем под одной крышей. Несмотря на скромную должность, у этой эксцентричной леди немыслимый для советской женщины гардероб — импортные колготки, модные сапожки, кофты, юбки, брюки. Проживая в новостройке, Верочка ловит частников, чтобы добраться до центра, что тоже подороже стоит давки в общественном транспорте в час пик.

Где Верочка добывает дополнительную копейку — настоящая загадка. А загадка должна быть в каждой женщине. Вполне возможно секретарша немного спекулирует, а то самое объявление о продаже колготок, которому так возмущалась Калугина, написано её рукой.

Кроме нарядов, Вера интересуется всем, что происходит вокруг. Она главная сплетница и кладезь информации о любом из работников организации. Именно она распространила слухи о любовных письмах Рыжовой к Самохвалову. Обсудить чью-то личную жизнь всегда стремятся те, у кого со своей не очень ладится. Так и с Верой — семейная лодка еле держится на плаву. Без конца звонит телефон, а на том конце линии вторая половинка с последними попытками примириться (в конце концов, помирились). Курит.

Цитаты Верочки

— Вы купили новые сапоги, Вера? — Да вот ещё не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится? — Очень вызывающие. Я бы такие не взяла. А на вашем месте интересовалась бы сапогами не во время работы, а после неё. — Значит, хорошие сапоги, надо брать.

Мать у них был — Новосельцев!

— Верочка, будет вам пятьдесят лет — вам тоже соберём! — Я не доживу, я на вредной работе.

— Ну что, уволила вас старуха? — Она не старуха!

Именно обувь делает женщину женщиной.

— Что гармошкой? Каблук?
— Голенище!!!

— Значит, неудачные ноги, Людмила Прокофьевна, надо прятать!
— Куда!?
— Под макси!

— Блайзер — клубный пиджак.
— Для «Дома культуры», что ли?
— Туда тоже можно.

— Сейчас парики не носят, так?
— Ну и слава Богу, я считаю. Куда лучше так… это… живенько, правда? А то как дом на голове!
— Ну, если живенько, то лучше.

— Надо выщипывать, прореживать.
— Чем?
— Ну, хотя бы рейсфедером!
— Рейсфедером? Милая моя, это же больно!
— Ну вы женщина, потЕрпите! Бровь должна быть то-о-оненькая, как ниточка. Удивлённо приподнятая.

— Что отличает деловую женщину от… женщины?
— Что?
— Походка! Ведь вот… как вы ходите!
— Как?!
— Ведь это уму непостижимо! Вся отклячится, в узел вот здесь вот завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак, и вот — чешет на работу, как будто сваи вколачивает! В женщине должна быть загадка! Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены, здесь всё свободно, плечи откинуты назад. Походка свободная от бедра. Раскованная свободная пластика пантеры перед прыжком. Мужчины такую женщину не пропускают!

— Ну, понимаете, можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе ничего нет невозможного.
— Вы думаете?
— Для человека. С интеллектом.

— Грудь вперёд!
— Грудь? Вы мне льстите, Вера.
— Вам все льстят!

Людмила Прокофьевна, где вы набрались этой пошлости? Вы же виляете бёдрами, как непристойная женщина!

Вначале была пьеса. И пьеса была написана Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым. По легенде, на ее создание у авторов ушло ровно 22 дня. Пьеса называлась «Сослуживцы» и рассказывала об отношениях шести персонажей: Новосельцева, Калугиной, секретарши Веры, активистки Шурочки, Самохвалова и его студенческой любви Оли.

Пьеса «Сослуживцы» стала популярной сразу же после премьеры в 1971 году. На волне театрального успеха в 1973 году была снят телеспектакль с одноименным названием, в нем сыграли актеры Московского театра им. Маяковского. Посмотреть телепостановку полностью можно ниже.

Если ты будешь смотреть со звуком, то услышишь, что текст телепостановки 1973 года практически полностью совпадает со следующим этапом эволюции пьесы — фильмом 1977 года. Фильм, снятый автором пьесы Эльдаром Рязановым и названный «Служебный роман», стал всесоюзным хитом. Фрейндлих, Мягков, Ахеджакова и Басилашвили — в конечном счете именно этих сослуживцев мы помним и любим (или ненавидим) с детства. Кстати, внимательно пересмотрев «Служебный роман», ты поймешь, что героев, как и в пьесе, всего шесть, несмотря на ощущение густонаселенности экрана. То есть задумка авторов пьесы, что «у зрителя должно создаться впечатление, будто события происходят в большом коллективе», полностью осуществилась во втором фильме.

«Мымра» на крыше «тучереза». Где и как снимали знаменитый «Служебный роман».

«Вы виляете бёдрами, как непристойная женщина», — заявляет секретарша начальнице — «синему чулку» в легендарном фильме «Служебный роман», которому исполняется 40 лет.

Предки наши такие высокие дома называли «тучерезами» — аж 9 этажей! © / Кадр из фильма

В октябре 1977 г. в Москве состоялась премьера комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман», сразу разошедшейся на цитаты. По местам съёмок «АиФ» провела старший научный сотрудник Музея Москвы Лариса Скрыпник.

Любимая лошадь «Мосфильма»

В «Служебном романе» наш прекрасный город — одно из действующих лиц. Но не показаны привычные нам сегодня Иверские ворота, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, колокольня у церкви Вознесения Господня за Никитскими Воротами, — их восстановили позже. Зато на площади Никитские Ворота есть знаменитый милицейский стакан на столбе, где сидит регулировщик. Москва показана под лирическую песню «У природы нет плохой погоды» солнечная, дождливая и даже снежная — 18 сентября 1976 г. неожиданно выпал снег. Рязанов удлинил фильм на 3,5 минуты, чтобы сохранить замечательные кадры.

18 сентября 1976 г. неожиданно выпал снег. Кадр из фильма

Москва, кстати, не единственная «актриса» «Служебного романа», которую приглашают во многие фильмы. Помните «симпатичную лошадку», с которой Новосельцев упал в одном из моментов фильма? Так вот она — копия знаменитой скульптуры «Персей и Пегас» француза Эмиля-Луи Пико, и её в шутку называют «любимой лошадью «Мосфильма».

Появление фильма — дело случая. История съемок «Служебного романа»

В гайдаевской «Бриллиантовой руке» Семён Семёнович в комиссионке спрашивает: «У вас нет такого же, но без крыльев?» Она же украшает особняк бригадефюрера СС Шелленберга в исполнении Олега Табакова в картине «Семнадцать мгновений весны».

Ещё одна «кинозвезда» — статуя девушки из камня, вблизи которой сидит начальник отдела общественного питания Бубликов (Пётр Щербаков). Это та самая Прасковья Тулупова, в которую в «Формуле любви» влюбляется юный барчук. Её мы видим и в картинах «Старый Новый год», «Васса» и др. Сейчас отреставрированная скульптура стоит на Воронцовом Поле у дома № 3.

Прасковья Тулупова — та самая знаменитая скульптура, которая мелькает в целом ряде советских фильмов.

«Служебный роман», «Бег» и «Формула любви». Кадры из фильмов.

Статистическое учреждение, в котором работают герои «Служебного романа», располагается в редком для Москвы здании в стилистике венского модерна — бывшем доходном доме Хомякова 1900 г. постройки работы архитектора Иванова-Шица (Кузнецкий мост, 3/6) (1). До революции там находились банк «Волков и сыновья», мебельный отдел «Мюр и Мерилиз». Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» рассказывает: площадка перед строящимся домом принадлежала внучатому племяннику известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. Когда Городская дума решила расширить Кузнецкий Мост, хотели выкупить у него участок. Но тот заломил такую цену, что Гордума отказалась. Хомяков в отместку на этом месте посадил несколько деревьев и обнёс треугольник земли высоким металлическим забором. В прессе того времени «Хомякова роща» вызвала бурю насмешек. Но через 12 лет Хомяков всё-таки продал участок городу и Кузнецкий расширили.

Статистическое учреждение, в котором работают герои «Служебного романа», располагается в редком для Москвы здании в стилистике венского модерн.

Статистическое учреждение, в котором работают герои «Служебного романа», располагается в редком для Москвы здании в стилистике венского модерн. Кадр из фильма

Дом холостяков

Трогательный момент: Людмила Калугина по прозвищу Мымра (Алиса Фрейндлих) из кабинета выходит на крышу и, плача, рассказывает Анатолию Новосельцеву (Андрею Мягкову) о тяжёлой женской судьбе. По воле киношников герои оказываются на вершине другого здания — дома Нирнзее 1912-1913 гг. (Большой Гнездниковский пер., 10) (2). Предки наши такие высокие дома называли «тучерезами» — аж 9 этажей! На крыше находились ресторан, картинная галерея, съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин». Входная плата наверх была 20 копеек, с 17 часов вечера туда можно было подняться на лифте. В 21.00 на крыше начинал играть оркестр. Это был «дом холостяков» — строился для одиноких служащих с небольшими квартирами без кухонь и комнат для прислуги. После революции его национализировали. Там жил прокурор СССР, министр иностранных дел СССР Андрей Вышинский, принимавший непосредственное участие в сталинских репрессиях. Он занимал две квартиры на 8-м этаже и пользовался собственным лифтом.

На крыше дома Нирнзее. Кадр из фильма

Героев «Служебного романа» режиссёр расселил в соответствии с их статусом. Товарищ Самохвалов (Олег Басила­швили) живёт на улице Горького, 9 (ныне Тверская) (3). Там в реальности проживали министр культуры Фурцева, знаменитые военачальники, академики и др. Квартира Калугиной тоже в центре — на ул. Герцена, 43 (ныне Б. Никитская) (4). Такие многоэтажные башни в 1973-м возвели для руководителей предприятий, видных деятелей науки, искусства. Сейчас понимаешь, насколько с тех пор изменились представления об элитном жилье. Дом со скромным двориком зажат другими домами. Кстати, когда снимали фильм, рядом соорудили бутафорскую детскую площадку, где Новосельцев с коробкой конфет под мышкой набирался смелости, прежде чем подняться к начальнице в квартиру. На свидании у них прекрасный диалог: «Красное. Или белое?» — «Или белое. Но можно красное».

Квартира Калугиной тоже в центре — на ул. Герцена, 43. Кадр из фильма

Походка свободная, от бедра

Новосельцев с его «мальчиком и ещё мальчиком» поселён Эльдаром Рязановым между проспектом Мира и Новослободской в бывший дом торговца резиновыми изделиями Карла Мейера 1894 г. (пер. Чернышевского, 4.) (5).

Дом торговца резиновыми изделиями Карла Мейера. Кадр из фильма

Оля Рыжова (Светлана Немоляева), которую коллеги-сплетницы описывают: «вон та, с авоськами… в жутких розочках» — живёт за городом. Здесь Рязанов немножко слукавил: жители северо-востока столицы сразу вычислили, что в Москву героиня едет с платформы Лосиноостровская, которая к моменту создания фильма уже 50 лет как находится в черте города (6). Безнадёжно влюблённая в Самохвалова, она в ответ на его «ты же умница» замечает: «Когда женщине говорят, что она умница, это означает, что она круглая дура?»

В Москву героиня едет с платформы Лосиноостровская. Кадр из фильма

Секретарша Калугиной Вера (Лия Ахеджакова) ждёт трамвая на Чертановской улице у д. 54 (7). По тем временам это настоящая окраина — Чертаново в 1960-х гг. стало Москвой. Верочку многие годы цитировали зрители: «Умереть — не встать», «Мать у них был Новосельцев!» Ну а сцены, в которых она учит начальницу красивой походке, помнят все: «В женщине должна быть загадка! Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены. Походка свободная, от бедра», а «Неудачные ноги надо прятать». Цели Верочка достигает: «мымра» превращается в красавицу, в неё влюбляется Новосельцев. И в конце фильма у пары уже три мальчика. Практически счастливая история про Золушку в возрасте!

Секретарша Калугиной Вера в исполнении Лии Ахеджаковой ждёт трамвая на Чертановской улице у д. 54. По тем временам это окраина Москвы — Чертаново в 1960-х гг. вошло в черту Москвы.

Киноляпы фильма «Служебный роман»

«Служебный роман» по праву входит в золотую коллекцию советской киноклассики. Но как бы Эльдар Рязанов не тщательно переносил на экран свою же пьесу, без ляпов ему обойтись не удалось
К примеру, Верочка, секретарша Калугиной, в одном из эпизодов прибегает на работу в брюках
Но буквально через пару минут она уже сменила их на юбку
Можно было бы конечно предположить, что Калугина не признаёт брючные костюмы на рабочем месте, и Вера переоделась, но за день до этого она целый день спокойно ходила при начальнице в брюках
Идём дальше. Вера входит в кабинет Калугиной с коричневой папкой
Но при смене ракурса видно, что никакой папки у неё в руках нет (как нет её и на столе, она не положила её при входе)
Но когда она вышла, папка вновь оказалась под мышкой
И снова Верочка. При диалоге с Калугиной, когда она начала учить её женским манерам, видно, что ногти у неё покрыты ярко красным лаком
Но когда они перешли в конференцзал, маникюра как не бывало. Видно смыла лак по дороге
Следующий эпизод. Беседа Людмилы Прокофьевны с Новосельцевым. Она, сразу видно, сильно нервничала при нём. Потому как её пиджак то растёгнут на распашку
То застёгнут на все пуговицы
То снова распахнут
Или вот ещё. После того, как Новосельцев дал Самохвалову пощёчину, в момент когда зам директора схватил за грудки своего бывшего однокашника, тот успел снять очки
Но при смене ракурса, оказалось, что очки никуда с лица Новосельцева не делись
После этого Калугина, беседуя с ним, взяла свои очки в руку
Но, опять же, при смене ракурса, оказалось, что они внезапно перевернулись на 180 градусов
Ну и последний замеченный ляп (ну или недосмотр). Когда Людмила Прокофьевна ждала Анатолия Ефремовича на ужин, она вышла на балкон. Взгляните, балконная дверь находится справа от окна
Но при съёмке с другой стороны, она оказалась слева от окна и открывается, соответственно, в другую сторону