Школы в Америке

Содержание

Особенности образования в США


Образование США в отличие от российского не имеет единой государственной системы. Американские дети в разных штатах учатся по определенным правилам, установленным этими штатами.

Ступени образования в США:

Если сравнивать систему обучения в младшей школе Европы с американской, последняя выиграет в плане демократичности. Например, во французских, английских и немецких школах детей принудительно распределяют по разным типам школ уже после первых лет обучения. Меньшее число школьников готовятся к продолжению образования в высших учебных заведениях в академических школах. Если в числах, то примерно 10-15% маленьких англичан переводят в грамматическое школы, французов — в специализированные лицеи, а немцев — в гимназии.
Остальные дети, обычно из простых семей переводятся в так называемые «школы тупики», на базе которых практически невозможно серьезно подготовиться, чтобы составить конкуренцию более удачливым ученикам из академических школ.
В Англии такие «тупики» носят название современных, в Германии — народных. Но главное не в названии, а в учебной программе. В таких учебных заведениях она на порядок слабее, чем в академических.
Дошкольное образование в США отличается. Там нет и не планируется введение иерархизированной системы. Примерно с 5 лет маленькие американцы получают начальное образование в дошкольных учреждениях, по сути, это нулевые классы школы. На этом этапе дети готовятся к первому классу сначала в игровой форме, а со временем плавно переходят к изучению основ письма, чтения и арифметики.
«Дошкольные заведения располагаются на базе обычных школ и их посещают более 60% детей в возрасте 5 лет.»
Где учатся остальные? Некоторые родители считают, что частные дошкольные учреждения могут дать ребенку больше. К ним относятся, например, удобные и безопасные школы-ясли для самых маленьких.
Система воспитания и обучения малышей построена при непосредственном участии педагогических колледжей. Основная часть школ для дошкольников от 3 до 6 лет работают на базе дошкольных лабораторий при тех же колледжах, религиозных общинах, созданных родителями кооперативов и аналогичных добровольных организаций.

Начальное образование в США

Младшая школа — независимое заведение, где с классом по всем предметам занимается один учитель.
Наибольшее количество часов отводится родному языку и чтению — почти 50% от всего учебного процесса. Все остальное время распределяется между другими предметами, причем меньше всего часов приходится на физкультуру и гигиену.
«Младших школьников делят по способностям и заинтересованности в предметах. Так, дети, которые только поступили в школу, проходят тесты из нескольких десятков заданий. Разделение проводится по результатам. Таким образом формируются три группы: одаренные, средние, неспособные.»
Для каждой группы подбирается соответствующая способностям программа обучения. Чем способнее и перспективнее школьники, тем активнее с ними работают, предъявляя серьезные требования к выполнению заданий. Таких детей готовят в колледжи с первого класса.

Средняя и старшая школы

Средняя школа в Америке делится на младшую и старшую. Младшая средняя школа по аналогии с начальной не предполагает единые учебные планы, методические материалы и программы государственного образца. Принципы обучения и учебники в каждом школьном округе индивидуальны, также, как и рекомендации в отношении планирования учебных часов, программ по отдельным предметам.
Среди всего этого многообразия можно отследить несколько общих точек соприкосновения. Так, например, средняя продолжительность учебного года в любой школе США составляет 170-186 дней. Независимо от штата дети учатся 5 дней в неделю – продолжительность занятий не превышает 6-ти часов – уроки начинаются примерно с 8-30 – учебный год поделен на семестры.

Начиная с 8 класса можно отсеять ненужные предметы и выбрать основные. Исключение — английский, физкультура, математика, гигиена, обществоведение, музыка, труд или домоводство и искусство.
Старшую школу дети заканчивают к 17-18 годам. В большинстве учреждений программа построена на углубленном изучении математики, естественных и социальных наук, английского языка.
Средние школы делят на:

  • профильные;
  • многопрофильные;
  • академические.

В многопрофильные школы поступают с 9-го класса. Обычно в таких заведениях представляют несколько вариантов для обучения с учетом направления будущей специализации. Самые популярные потоки: академический, индустриальный, коммерческий и общий. Реже — сельскохозяйственный.
Поступить в высшее учебное заведение можно выбрав академический профиль. При переводе в 9 класс школьники проходят тестирование для определения уровня знаний. Показатели ниже 90 указывают на нецелесообразность выбора академического направления. Таким школьникам предлагают учиться на одном из практических профессиональных курсов.
Профильные потоки созданы для подготовки учеников к деятельности практического рода. Например, если это индустриальный профиль, то большая часть учебного времени распределяется на уроки в гараже или в специально оборудованных мастерских при школе. Материал по общеобразовательным предметам для учеников таких профилей сведен к минимуму.
На отделении общей подготовки работает другая система. Ученики получают общие знания, но не в таком количестве, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Именно это направление в последние годы жестко критикуется и, возможно, в скором времени в программу будут внесены изменения.

Подводя итоги по разделу «американское образование в средней школе», остается отметить, что подготовка учеников по ее окончанию существенно отличается.
Помимо школ государственного образца в систему американского образования включены частные учебные заведения и учреждения, образованные при церковных общинах. В таких школах обучаются около 14% всех американских школьников. Религиозные школы курируются и финансируются религиозными организациями, обучение в них тесно связано с теологией. За последние несколько лет число таких школ заметно увеличилось.

Система оценивания

Интересный пункт — оценка знаний школьников. Контроль за усвоением программы и обучаемостью ведется систематически и осуществляется тестированием. Тесты проводят в нескольких формах:

  1. Каждый год учащиеся проходят тесты для определения умственных способностей и общего образовательного развития, общепринятые для США.
  2. Каждые 3-7 дней или несколько раз за семестр проводятся тесты для определения уровня знаний, а также тесты внутриклассного контроля.

Оценки чаще всего выставляют в буквенном выражении. В большинстве школ страны это такие буквы, как:
А (отлично)— получают примерно 15% учеников. Это высокий уровень знаний, креативность мышления и безупречная подготовка.
В (хорошо) — около 25% учащихся. Уровень определяется как выше среднего.
С (средне) — 35% школьников. Считается удовлетворительным.
D (ниже среднего) — 15% учащихся, характеризуется как неудовлетворительный.
F (низкий) — 10% учеников, показывающие полное незнание предмета.
Чтобы продолжать учиться в средней школе необходимо сдавать работы на уровень С и не ниже. Желание продолжить обучение после выпуска должно подкрепляться выполненными работы с оценкой не ниже В.

Диплом в средней школе

По статистике, 9 из 10 детей после дошкольного обучения поступают в 1-й класс в 6 лет и учатся до окончания. Из них 94 % учеников продолжают обучение до 17 лет и лишь каждый третий выбирает путь с поступлением в колледжи и университеты.
Чтобы благополучно закончить среднюю школу и получить диплом, ученикам нужно сдать зачеты по основным 16 академическим курсам, включенным в программу на протяжении 4-х лет обучения.
Каждый предмет для удобства освоения разбивается на небольшие курсы. В средних школах деление на дисциплины практикуется особенно часто. Всего таких дисциплин может насчитываться до трех десятков. Так, например, только английский язык разделяют на литературу, творческое письмо, композицию, журналистику и так далее. Если это общественные дисциплины, то речь может идти о курсах по социальным проблемам, истории меньшинств в стране, коммунизме и пр.
«Во многих американских колледжах время, потраченное на освоение основ кулинарии и вождения авто для получения диплома, приравнивается ко времени, выделенному для изучения основных предметов.»
Согласно рекомендациям комиссии по усовершенствованию американского образования, ученики в средней школе должны усилить изучение 5-ти основных предметов, составляющих базу образования. Желающие продолжать учиться в ВУЗах должны дополнительно пройти курс любого иностранного языка.
В США более трех тысяч элитных частных школ. Финансируют их отчасти меценаты, но в основном заведения существуют за счет платы за обучение. Плата за учебу в таких заведениях высокая. Обычно средний чек составляет от $20 000 в год. Учиться в частных школах в течение 10-12 лет могут только дети из обеспеченных семей. В США на такие учебные заведения приходится не более 3% учеников. Выпускники частных школ строят блестящие карьеры в сфере международных отношений, занимают в последствие руководящие должности, становятся крупными чиновниками. Диплом из подобного заведения ценится на вес золота и открывает двери в элиту американского общества.

Система высшего образования

В США высшими учебными заведениями по умолчанию называются все колледжи и университеты, куда можно поступить для продолжения обучения после получения диплома в средней школе. Каждое заведение, способное гарантировать подготовку ученика после окончания школы, может называться высшим. На практике под эту категорию попадают как колледжи, так и университеты или высшие школы. Получить высшее образование в Америке дорого как для американцев, так и для иностранцев.
Чем престижнее ВУЗ, тем серьезнее процедура отбора будущих студентов. Это могут быть конкурсные экзамены, тестирования, собеседования, но главное требование — наличие диплома о среднем образование. Впрочем, в двухгодичные колледжи одного диплома для поступления уже достаточно.
Некоторые американские университеты и колледжи принимают студентов на основании дипломов и итоговых оценок по предметам. Но это не касается престижных ВУЗов. Поступить туда можно только по итогам успешно пройденного конкурса.

Какие бывают колледжи

В колледжах студенты получают знания, приравниваемые к первым двум курсам в университете. Также в них предусмотрена возможность получения степени при успешном четырехгодичном обучении. В местных колледжах можно пройти курсы определенного направления:

  • профессиональные;
  • технические;
  • общие.


Каждый из этих курсов уже обеспечивает студентам специальность. Цель местных колледжей — дать возможность обучаться всем без исключения, поэтому они не предъявляют серьезных требований к поступающим, предлагают на выбор множество предметов при демократичной стоимости за обучение.
В последнее время американские университеты и колледжи работают над совершенствованием процесса обучения. Многие студенты могут учиться в ВУЗах с возможностью выбора занятий и часов. Еще один режим посещаемости носит название «неполный день». Студенты, обучающиеся по такой программе, не заинтересованы в получении академической степени в будущем.

Школьное образование в США

Система среднего образования в США совсем не похожа на российскую. Отличается не только продолжительность обучения (12 против наших 11-и лет), но и педагогические методики, учебные программы и многое другое. Разбираемся, что представляет собой школьное образование в США.

Методики и программы

Единого государственного стандарта образования в США не существует. Формированием учебного плана в самом общем виде (список основных дисциплин, даты начала и окончания учебного года) занимается совет по образованию при администрации штата. При этом всю конкретику, вроде учебных пособий, объема и характера преподаваемого материала, работники школ определяют самостоятельно.

Это значит, что каждое учебное заведение вольно распоряжаться временем своих студентов так, как считает нужным. Разнообразие программ и методов обучения в американских школах, с одной стороны, дает возможность выбрать учебное заведение, удовлетворяющее индивидуальным потребностям студента. С другой стороны, широта выбора изрядно усложняет жизнь родителям и, порой, только затрудняет поиск места учебы.

Форма собственности

Школьное образование в Америке представлено 2 типами учебных заведений: государственными и частными школами. Большая часть населения страны учится в муниципальных заведениях, поскольку для местных жителей образование здесь бесплатное. Финансированием подобных учреждений занимается правительство страны. Частные школы, обучение в которых стоит немалых денег, находятся на самообеспечении.

В силу объективных причин, бесплатные муниципальные школы, как правило, не могут похвастаться ни особенно высоким академическим уровнем, ни продвинутой материально-технической базой. У частных в этом смысле больше возможностей, и качество образования в них обычно бывает лучше.

Студенты из-за рубежа могут учиться как в муниципальной, так и в частной школе в США. В обоих случаях за обучение придется платить – для неграждан страны в Штатах бесплатного образования не существует. Конечно, стоимость обучения в государственной школе в США гораздо ниже, чем в частной. Однако стоит иметь в виду, что американские вузы охотнее берут выпускников частных пансионов. «Пятерки», полученные в государственной школе, не произведут особенного впечатления на приемную комиссию, в отличие от, скажем, «четверок» заработанных в престижной частной.

Структура

Среднее образование в США имеет 3-ступенчатую структуру. В возрасте 5-6 лет ребенок поступает в начальную школу (elementary school), где учится до 6-го класса. Программа начальной школы обычно включает несколько академических дисциплин (арифметика, чтение, письмо, основы естественных наук), а также музыку, физкультуру и рисование.

С 11-12 лет начинается средняя школа (middle school). Студенты в обязательном порядке изучают математику, английский язык, историю, естественные науки. Кроме того, каждому школьнику предлагают 2-3 предмета по выбору (иностранные языки, искусство и др.)

Еще больше свободы в плане выбора предметов предоставляет ребятам старшая школа (high school). С 9 по 12 классы (14 – 18 лет) студенты самостоятельно формируют свою учебную программу, дополнительных предметов становится еще больше. Как правило, к этому времени дети уже более-менее представляют, чем они хотят заниматься в будущем, и выбирают те дисциплины, знание которых необходимо для поступления в вуз.

Последние 2 года обучения в старшей школе подростки занимаются подготовкой к итоговому тестированию SAT, на основании результатов которого производится зачисление в колледж, а также, при желании, посещают курсы углубленного изучения некоторых из предметов – Аdvanced Рlacement (AP). Программа AP, как правило, соответствует программе первого года обучения в вузе, так что после поступления, университет может засчитать этот курс как уже пройденный.

Стоит отметить, что разделение на elementary, middle и high school не является в Штатах условным. В отличие от российских школ, где под одной крышей находятся и первоклашки, и выпускники, в США каждой возрастной группе полагается отдельное образовательное учреждение – с собственным зданием, преподавательским составом и администрацией.

Внеклассные занятия

Цель системы среднего образования в США – воспитать разностороннюю личность с активной жизненной позицией. Поэтому в американских школах много внимания уделяется внеклассной деятельности ученика.

Дети проводят в учебном заведении очень много времени – и дело тут вовсе не в количестве уроков.

Ребята активно занимаются спортом: уроки физкультуры, аналогичные тем, которые проходят в российской школе, заканчиваются у американских школьников в middle school. У старшеклассников же «физ-ры» не бывает. Каждый студент high school выбирает наиболее интересный ему вид спорта и занимается им вполне профессионально. Благо, техническое оснащение учебных заведений (гимнастические залы, корты, футбольные и баскетбольные поля) позволяет проводить тренировки на самом высоком уровне.

Кроме спорта на базе американской школы обычно работает множество клубов по интересам: кто-то играет в театре, другой посещает клуб дебатов, третий изучает основы живописи.

А вот домашнего задания в Штатах задают немного. При этом, зачастую, его выполнение также требует от ребенка присутствия в школе – ребята готовят доклады и работают над творческими проектами, сидя в школьной библиотеке.

Контроль успеваемости

В Америке используется буквенная система оценок: A, B, C, D, F, где A – эквивалент российской «пятерки», а F – «двойки». Кстати, каждую из оценок, кроме F, может сопровождать знак + или -. На основании школьных отметок формируется средний балл GPA (grade point average). Этот показатель обычно требуется при поступлении в университет.

Еще одной важной формой контроля успеваемости в системе школьного образования в США является тест. С процедурой ежегодного тестирования американские дети знакомятся ближе к концу elementary school. Результаты тестов влияют на то, насколько престижным будет следующее учебное заведение в жизни ребенка. Чем лучше школьник учился в middle school, тем более высокого класса будет high school. Чем выше баллы в high school, тем выше GPA, а значит больше шансов попасть в хороший колледж.

Кроме того, тесты (разработкой которых, кстати, занимается совет по образованию города или штата) это не только способ оценить успеваемость школьников, но и проверка эффективности работы персонала учебного заведения.

Система среднего образования в США направлена, в основном, на то, чтобы максимально эффективно подготовить ребенка к обучению в университете. Именно поэтому учеба в американской школе – это отличный старт для ребят из-за рубежа, которые хотели бы получить высшее образование в Штатах.

Образование в США

У этого термина существуют и другие значения, см. Система образования.

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Серия статей на тему
Культура США

Американская культура
Литература • Языки
Изобразительное искусство • Архитектура • Кинематограф • Телевидение
Кухня • Образование • Религия • Философия
Музыка • Праздники • Наука

п • о • р

Образование в США состоит из отдельных этапов обучения — дошкольное, начальное, среднее и высшее. Контролируется и финансируется на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями.

Во всех штатах США действует закон об обязательном образовании для детей с пяти-восьми лет до шестнадцати-восемнадцати лет, в зависимости от штата. Программа образования может отличаться в различных штатах и школьных округах, но все штаты по закону обязаны проверять учащихся государственных школ, чтобы убедиться, что они достигают желаемого уровня минимального образования.

Высшие учебные заведения очень различаются по качеству обучения. 8 университетов Лиги Плюща считаются одними из самых престижных, как в США, так и во всём мире.

США занимают 10-е место среди индустриальных стран по проценту взрослых с высшим образованием по состоянию на 2010 год.

Уровень грамотности в США — 99 % (2008), в 2011 году 46 % людей в возрасте 25 лет и старше имели среднее образование, 30 % имели степень бакалавра. Основной язык, на котором ведётся преподавание — английский.

История

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В 1862 году был принят Закон Моррилла и началась государственная помощь системе образования путём безвозмездной передачи государственной земли университетам для преподавания сельскохозяйственных и технических наук и подготовки к службе в вооружённых силах. Закон был внесён в Конгресс США представителем штата Вермонт Джастином Морриллом (1810—1898) в 1857 году.

Структура

Продолжительность и возраст для начала обязательного образования разнятся в зависимости от штата. начинают обучение в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают в возрасте от 18 до 19 лет.

В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу (англ. elementary school), в нулевой класс (нем. kindergarten). Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах. Тем не менее, почти все американские дети посещают kindergarten. Хотя в переводе с немецкого kindergarten буквально означает «детский сад», детские сады существуют отдельно в США и дословно называются «пред-школой» (англ. preschool).

Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в зависимости от школьного округа), после чего ученик идёт в среднюю школу (англ. middle school), которая заканчивается восьмым классом. Высшая (старшая) школа (англ. high school) — это классы от девятого до двенадцатого, так что обычно американцы заканчивают среднее образование в 18 лет.

Те, кто получил среднее образование, могут поступать в общественные колледжи (англ. community college), также называемые начальные колледжи (англ. junior college), технические колледжи (англ. technical college) или городские колледжи (англ. city college), которые после двухгодичного обучения выдают степень (англ. associate’s degree), сравнимую со средним специальным образованием РФ. Другая возможность продолжить обучение — поступить в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получившие степень бакалавра могут учиться дальше, чтобы получить степень магистра (2—3 года) или доктора философии (3 года или более). Отдельно аккредитованные факультеты и вузы выдают степени доктора медицины и доктора права, для которых обязательна специальная подготовка и на уровне бакалавра.

Начальное и среднее образование

Бесплатные государственные школы управляются главным образом демократически избранными школьными советами (англ. school boards), каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом (англ. school district), чьи границы часто (но не всегда) совпадают с границами округа или города, и которые содержат одну или несколько школ каждого уровня. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников на экзаменах.

Деньги на школы берутся в основном из местных (городских) налогов на недвижимость, так . д.

Примерно 87 % детей обучаются в государственных школах. Например, в 2013 году около 87 % детей школьного возраста получали образование в бесплатных государственных школах, около 10 % — в частных школах и 3 % получали домашнее образование. Многие платные частные школы являются религиозными. Наиболее распространена сеть католических школ, которой положили начало ирландские иммигранты во второй половине XIX века. Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Существуют даже интернаты, собирающие учеников со всей страны, такие как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Гэмпшире.

Около 3 % родителей по разным причинам решают обучать своих детей дома. Некоторые религиозные консерваторы не хотят, чтобы их детей учили идеям, с которыми они не согласны, чаще всего теории эволюции. Другие считают, что школы не могут удовлетворить нужды их отстающих или, наоборот, гениальных детей. Третьи хотят защитить детей от наркотиков и преступности, которые являются проблемой для некоторых школ. Во многих местах родители, обучающие своих детей дома, образуют группы, в которых они помогают друг другу, а иногда даже разные родители учат детей разным предметам. Многие также дополняют свои уроки программами дистанционного обучения и классами в местных колледжах.

Начальная школа

Начальное образование имеет тенденцию фокусироваться на базовых академических навыках обучения и социализации, привлекая детей к широкому диапазону знаний, навыков(в том числе о поведении и общении), которые им необходимы для достижения успеха в жизни, и особенно в средней школе.

Начальные школы (англ. elementary schools, англ. grade schools, или англ. grammar schools) обычно обучают детей с возраста 5 лет до 11 или 12. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки которых проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика (изредка — начальная алгебра), чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.

Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение.

Средняя школа

Средние школы (англ. middle schools, англ. junior high schools, или англ. intermediate schools) как правило обучают детей в возрасте от 11 или 12 до 14 лет — с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Обязательными предметами являются математика, английский язык, естественные науки, социальные науки (часто включают в себя мировую историю) и физкультура. Один или два предмета ученики выбирают сами, обычно это иностранные языки, искусство и технология.

В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. В последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.

Старшая школа

Старшая школа (англ. high school) — последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. В старшей школе ученики могут выбирать предметы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:

  • 3 года изучения математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и старших школах как правило делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);
  • 4 года изучения литературы;
  • 2—4 года изучения социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
  • 1—2 года изучения физкультуры.

Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2—4 года изучения иностранного языка. Большинство известных вузов в правилах приема четко указывают требования к предметам, которые должен пройти в школе будущий абитуриент.

Остальные предметы ученики должны выбирать сами. Набор таких предметов бывает различным по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:

  • дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);
  • иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, русский, латынь и греческий);
  • изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);
  • игровое искусство (театр, оркестр, танец);
  • компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
  • издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);
  • труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).

В некоторых случаях ученик может вообще не учиться ни в одном из учебных классов.

В старшей школе, особенно в последние два года, появляется новый тип продвинутого класса. Школьники могут выбирать предметы, которые должны подготавливать их к экзаменам Advanced Placement (англ.)русск. или Международного бакалавриата. Большинство вузов засчитывает хорошую отметку на этих экзаменах как начальный курс по соответствующему предмету.

Advanced Placement (сокращенно AP) — это платная образовательная программа, задача которой направлена на подготовку учеников старшей школы к обучению в университетах Канады, США и Великобритании. Она позволяет сэкономить финансовые расходы и время при обучении в высшей школе, так как ученик ещё до поступления в ВУЗ может выучить программу первых семестров. После завершения курсов учащиеся сдают экзамен и подают результаты вместе с другими документами в ВУЗ.

Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A — лучшая отметка, F — неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B — за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее.

Среднее образование имеет также ряд проблем. По словам министра образования США, школьная система находится в стагнации и проигрывает в конкуренции с другими странами. Страна оказалась на 18-м месте из 36 в рейтинге по версии Организации экономического сотрудничества и развития. Приблизительно 25 % учеников вовремя не могут окончить учёбу и не справляются с экзаменами. На решение этих проблем нацелена, в частности, многомиллиардная реформа Барака Обамы «Гонка к вершине» (Race to the Top).

Высшее образование

Зал Анненберга в Гарвардском университете

Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших в мире. Высшее образование обычно получают в течение 4 лет обучения в колледже или университете. В 2009 году в США действовало 4352 высших учебных заведения. В 2008 36 % выпускников вузов прошли обучение по четырёхлетней программе (бакалавриат) и 57 % — по шестилетней (бакалавриат + магистратура).

В 2001 в вузах США училось 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % — из Азии. В последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится все дороже. Плата за год обучения — от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде, и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов из среднего класса, чьи семьи теряют большую часть своих доходов. С 2002—2003 по 2003—2004 учебный год плата за обучение в государственных вузах выросла на 14 %, а в частных — на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются колледжами (англ. college), даже если они не колледжи, а университеты.

Аккредитация

Все программы обучения в государственных и частных вузах проходят аккредитацию в соответствующих общественных аккредитационных советах (программы магистратуры и докторантуры — каждая специальность отдельно). Существуют также колледжи и университеты, не прошедшие аккредитацию, например:

  • Так называемые Мельницы дипломов, где дипломы просто продают всем желающим
  • Некоторые Библейские колледжи и другие религиозные организации, программы которых не являются академическими, а используются для обучения священнослужителей определённых направлений. (Однако во многих религиозных организациях обязательной является аккредитованная степень бакалавра)
  • Институты маргинальных научных направлений
  • Образовательные учреждения, не соответствующие стандартам высшего образования по темам, количеству часов или квалификации преподавателей (например вечерние школы для взрослых).

Во многих штатах использование неаккредитированного диплома для получения работы квалифицируется как подлог, однако любая организация может называться колледжем, институтом или университетом и выдавать «диплом» любого образца по любым правилам, например просто за деньги, что часто используется с мошенническими целями.

Типы вузов

Вузы США можно разделить на три типа, которые как правило сильно отличаются друг от друга, главным образом по количеству студентов и атмосфере.

Один из главных отличительных признаков — наличие или отсутствие научно-исследовательских программ и программы аспирантуры, которое отличает колледж от университета. Колледж — это высшее учебное заведение, которое занимается, в основном, обучением студентов, а научная работа, если и есть, остается на втором плане. Подавляющее большинство четырёхлетних колледжей — маленькие (менее 2 000 студентов) и частные, хотя в последнее время начали появляться колледжи штатов, созданные для талантливых студентов штата. Многие маленькие колледжи — религиозные, иногда называемые «Библейскими колледжами» (англ. bible colleges), в собственном смысле колледжами могут и не являться (не имея аккредитации). Колледжи с гуманитарным уклоном часто называют «колледжами свободных искусств». Лучшие колледжи свободных искусств, такие как Амхерст, Вильямс и Суортмор, сравнимы по престижности с университетами Лиги плюща, но поскольку их гораздо меньше, они менее известны, хотя качество обучения в них очень высокое.

Университеты делятся на два типа: частные университеты и университеты штатов, финансируемые властями конкретных штатов. Университеты штатов часто очень велики и как правило несколько уступают в престиже частным. Их главная цель — обучать студентов из своего штата, и поэтому для студентов из других штатов и конкурс, и плата за обучение обычно больше. Во многих университетах штатов обучение страдает из-за больших классов, малого внимания преподавателей к студентам и бюрократии. Тем не менее, студенты, даже из других штатов и стран, собираются в лучшие университеты штатов, такие как Калифорнийский университет в Беркли, Мичиганский университет и Вирджинский университет.

К числу частных университетов принадлежат самые известные американские вузы, такие как Гарвард, Йель, Принстон, Стенфорд, МИТ и «Калтех». Большая часть их — средней величины, хотя есть и очень маленькие (например Калифорнийский технологический институт) и очень большие (Университет Южной Калифорнии).

Поступление в вузы

Местные колледжи обязаны по закону предоставлять образование любому жителю местности, в которой они расположены, но поступление в американские четырёхлетние вузы — зачастую длительный и сложный процесс. Заявление о приеме — это длинная анкета, на которой поступающий обязан записать не только свои отметки в школе и на стандартных экзаменах, но и свои интересы, достижения и награды вне школьной программы, а также одно или несколько сочинений на заданные темы. Кроме того, ученик обязан подать рекомендации от учителей и, в некоторых вузах, пройти собеседование с выпускником — волонтёром.

Поскольку стандарты в разных школах очень разные, отметки обычно мало говорят о подготовленности учеников. Поэтому их дополняют результаты стандартных экзаменов. Обычно абитуриенты должны сдать один из двух общих экзаменов — SAT Reasoning Test или ACT, а в некоторых случаях — один или несколько экзаменов SAT Subject Tests, которые проверяют знания по определённым предметам.

Вузы часто обращают внимание на внепрограммные достижения абитуриентов: в спорте, искусстве, общественной работе; и принимают тех, кто особо проявил инициативу и тех, кто, как они считают, добавят яркости и разнообразия в жизнь вуза. При этом рассматривается не только уровень, но и область достижений: атлет, занимающийся спортом, в котором недостает участников, или музыкант, играющий на нужном инструменте, таком как фагот, может быть отобран, даже если его остальные способности не слишком впечатляют.

Учительские рекомендации очень важны, поскольку они помогают судить и о таланте, и о старательности, и о других качествах студента. Сочинения помогают отобрать самых оригинальных и изобретательных школьников, а собеседования часто показывают, насколько характер школьника подходит к характеру вуза. Таким образом, каждый элемент заявления играет роль в составлении понятия о поступающем. Насколько такое понятие играет роль, зависит главным образом от величины вуза.

Из-за непредсказуемости этого процесса многие школьники поступают в несколько вузов, иногда до десяти, включая один, в который они почти точно будут приняты. Чтобы уменьшить количество бумаг или сетевых форм, которые школьники должны заполнять, многие вузы принимают Стандартное заявление (англ. Common Application).

Особенности обучения

В самых больших университетах абитуриент обычно должен поступать на определённый факультет, но в большую часть вузов он поступает в вуз вообще. Даже там, где нужно поступать на факультет, есть способы перейти с факультета на факультет и возможно иметь статус «нерешившего», хотя путь на некоторые факультеты при этом становится почти или совсем закрыт. В других вузах студент должен решить, в чём специализироваться, в конце первого, а иногда второго курса. Иногда в дополнение к основной специальности (англ. major) можно добавить одну или более дополнительных (англ. minor) специальностей, а иногда можно выбрать две или даже три основных специальности.

Посещение каждого курса даёт определённое количество кредитов (очков), которые соответствуют определённому числу часов работы в неделю над этим курсом. Студент может выбирать себе курсы свободно, но он должен зарабатывать больше минимума и меньше максимума кредитов и выполнять требования вуза по своей специальности или специальностям. Требования могут быть конкретные («векторный анализ») или общие («девять кредитов гуманитарных наук») и могут быть выполнены в любое время до получения диплома.

Отметки в американских вузах выставляются по семестрам или реже по триместрам. Они зависят главным образом от экзаменов, которые сдаются, как правило, в середине семестра или триместра (англ. midterms) и в экзаменационную сессию в конце учебного года (англ. finals). Также могут засчитываться домашние задания, проекты, презентации, рефераты и т. д.

Высшее образование в Калифорнии

За последние несколько десятков лет (с 1978 года) ухудшилась ситуация с доступностью университетского образования в штате Калифорния.

> См. также

  • Дошкольное образование в США
  • Стрельба в школе
  • Наука в США

Примечания

  1. Development of the Land-Grant System: 1862–1994 (англ.) (недоступная ссылка). The Land-Grant Tradition. Association of Public and Land-grant Universities (2012). Дата обращения 14 февраля 2015. Архивировано 4 декабря 2010 года.
  2. State Compulsory School Attendance Laws Information Please Almanac.. Retrieved December 19, 2007. (англ.)
  3. Статья Community college в англ. Википедии (англ.)
  4. CAPE – Private School Facts.
  5. U.S. Department of Education: Homeschooling Continues to Grow!.
  6. Анастастия Бельская. Образовательная программа Advanced Placement. USA.one (30 января 2016).
  7. Половина школ в США оказались «неуспевающими». Lenta.ru (15 декабря 2011). Дата обращения 10 января 2013.
  8. Министр образования США рассказал о стагнации школьной системы. Lenta.ru (24 августа 2009). Дата обращения 10 января 2013.
  9. Снова в школу // Asia Times, 6.10.2012

Литература

  • Барбашин М. Ю. Институты высшего образования и социальные дилеммы (компаративный анализ российской и американской систем). // Педагогика и просвещение № 2(10), 2013. с. 151—158

Ссылки

  • Американский образовательный центр в Москве
  • Американские Советы по международному образованию в Санкт-Петербурге
  • Экскурсия по американской школе
  • Американское образование вернулось в эпоху Великой депрессии // Взгляд, апр 2018
  • Информация о приобретении образования из переписи США за 2003 год. (англ.)
  • Уровни платы за обучение поднимаются, но многие студенты не платят полную сумму. Пресс-релиз организации College Board. (англ.)
  • Статья из Нью-Йорк Таймс за 23 мая 2001. (англ.)
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 сентября 2016 года.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Среднее образование в США

Школьное образование в Америке нацелено на воспитание в детях самодисциплины, ответственности, независимости мышления и лидерских качеств. Преподаватели помогают ребятам развивать аналитические способности, учат самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения и применять полученные знания в реальной жизни. Дух свободы — одно из главных отличий американских учебных заведений.

В американской школе дети учатся 12 лет — с 5–6 до 17–18. Возраст зачисления иностранных учеников каждая школа определяет самостоятельно. В некоторых случаях детей принимают с 7 лет, но немногие родители готовы отправить ребенка за рубеж в этом возрасте. Поэтому, как правило, приезжают ребята среднего (13–14 лет) или старшего (16 лет) школьного возраста.

Структура среднего образования в США

Учебный год:

  • с 1-го вторника сентября до 24 июня

Нагрузка:

  • 5 дней в неделю, 6–8 часов с перерывом на обед

Каникулы:

  • 4 дня в ноябре на День благодарения

  • с 24 декабря по 3 января на Рождество

  • 3-я неделя февраля

  • 1-я неделя апреля

  • 2 месяца летом

Американская система школьного образования подразумевает три основных ступени. Каждая ступень — это полностью самостоятельное учреждение, которое расположено в отдельном здании. В начальных классах дети изучают обязательные дисциплины, в средних к ним прибавляется несколько предметов по выбору. В старшей школе ребята могут выбрать дисциплины, которые понадобятся при поступлении в университет. Классных руководителей, как и классов, в американских школах нет, но у каждого ученика есть куратор, который дает рекомендации по выбору предметов, расписанию, профориентации и поступлению в вузы.

Начальная школа (Elementary School)

  • 5–11 лет (0–5 класс)

В структуре начальной школы в зависимости от штата может быть 5 или 6 классов, начиная с подготовительного. В нулевой (подготовительный) класс принимают детей с 5 лет. Школьники из других стран могут поступать в начальную школу, если ребенок живет в США с родителями или опекунами.

Первые два года в американской начальной школе нет строгой дисциплины и серьезного академизма: дети могут ходить по классу, сидеть на полу, читать яркие книжки и разговаривать, сидя в кружочке на полу. Задания предлагаются в свободной форме. Например, после прогулки малышам предлагают нарисовать, что они увидели зеленого; дети постарше могут написать мини-сочинение о жуке, который полз по дереву во дворе школы. К пятому классу дети перемещаются за одноместные парты, и уроки становятся более структурированными.

В начальной школе основные учебные предметы — письмо, чтение, основы математики и окружающий мир — ведет один преподаватель, а на творческие, музыкальные и спортивные уроки ребят забирают другие учителя.

Средняя школа (Middle School)

  • 11–14 лет (6–8 классы)

В средней школе по каждому предмету есть свой преподаватель, а у учеников появляется определенная свобода выбора предметов.

Обязательными дисциплинами остаются математика, английский язык, естественные науки (физика, химия, биология, геология, астрономия — science), история, физкультура и творчество. 1–2 предмета ученики выбирают на свое усмотрение. Чаще всего это компьютерные технологии, кулинария, иностранный язык или искусство.

Также в среднем звене появляется возможность выбрать более сложную программу по предмету. Для этого нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе — также естественные и социальные науки. На занятиях повышенной сложности более интенсивная программа со сложными заданиями и большим объемом информации для самостоятельной проработки.

Кроме того, в средней школе вводится система зачетных кредитов. За изучение 1 предмета в течение 1 года дается 5 кредитов, за дисциплины, которые длятся 1 семестр, — 2,5 кредита. Эти показатели потом учитываются при поступлении в вуз.

Старшая школа (High School)

  • 14–18 лет (9–12 классы)

В старшей школе ученикам дается большая свобода выбора предметов и уровня их изучения.

Обязательные блоки:

  • 2 года математики;

  • 4 года английского языка;

  • 2 года естественных наук (с лабораторными работами);

  • 3 года общественных наук;

  • 1 год физкультуры;

  • 1 год художественного курса.

Каждая дисциплина включает в себя ряд под-дисциплин, которые ученик может взять по отдельности или комплексно: например, в математику входят курсы геометрии, алгебры, тригонометрии, начал анализа, статистики и других разделов; группа социальных наук включает историю США, мировую историю, политологию, психологию, социологию и т. д.

Также ребята выбирают факультативные занятия:

  • музыку;

  • иностранные языки;

  • основы здорового образа жизни;

  • основы ведения бизнеса;

  • ораторское мастерство и другие.

В старшей школе ученики сдают тесты для поступления в университеты или колледжи (SAT или ACT — тесты, проверяющие общие знания в области математики, языка, логики и критического мышления).

Advanced Placement (AP)

Начиная с 9 класса часть предметов можно изучать глубже — на уровне AP. Чаще всего ребята выбирают дисциплины, на которых им предстоит специализироваться в университете.

На уровне АР в США преподается 38 предметов. Среди них:

  • история искусств;

  • макроэкономика;

  • микроэкономика;

  • психология;

  • теория музыки;

  • латинский язык;

  • программирование;

  • восточные и европейские культуры.

Результаты подготовки по АР дают преимущества при поступлении в 90% вузов США, Канады и еще более 50 государств. Однако для этого оценка за экзамены по выбранным предметам АР должна быть выше 3,5 из 5.

В 2014 году появилась новая программа с упором на научно-исследовательскую деятельность — AP Capstone. Она состоит из двух курсов: семинары (AP Seminar) и исследования (AP Research).

Самые престижные университеты не рассматривают аттестаты со средним баллом ниже 4.25, а этот балл невозможно получить без курсов повышенной сложности AP.

Типы американских школ

Большинство детей в Америке получают среднее образование в бесплатных государственных школах (public school), существуют также платные частные школы (private school), около 3% учеников остаются на домашнем обучении (homeschooling). В государственных средних школах могут учиться только дети с гражданством США или видом на жительство в этой стране. Только частные школы имеют специальную аккредитацию и могут принимать иностранных студентов.

Частные школы подразделяются на:

  • школы-пансионы (boarding schools);

  • дневные;

  • церковно-приходские.

Также частные школы могут быть совместного обучения или раздельного — для девочек и для мальчиков.

С точки зрения социализации предпочтение отдается совместным школам (их выбирают 76% родителей). Здесь дети учатся доверять представителям противоположного пола и работать с ними в команде, что важно для будущей учебы в университете и работы.

Однако учащиеся школ раздельного обучения показывают более высокие академические результаты. По статистике, они меньше отвлекаются и больше времени проводят за самостоятельной работой, что и сказывается на результатах учебы (81% детей получают баллы выше среднего — против 75% в школах совместного обучения). В школах-пансионах для девочек основной уклон делается на гуманитарные науки и искусство, в школах для мальчиков — на дисциплину, точные науки и спорт.

Особенности частных школ США

Частные школы составляют около 25% всех средних учебных заведений США. Большинство из них небольшие, до 400 учеников. Почти все — пансионы, предоставляющие воспитанникам не только обучение, но и проживание на протяжении всего учебного года.

Преимуществ у американских школ-пансионов очень много:

  • расположение в живописной местности;

  • высокий уровень безопасности учеников;

  • комфортные условия проживания;

  • качественное питание;

  • развитая инфраструктура (лаборатории, спорткомплексы, театры);

  • современные технологии и инновационное оборудование.

Но основным преимуществом является высокий уровень образования. По статистике средний балл SAT у выпускников частных школ выше, чем у выпускников государственных школ (1645 против 1453 баллов в 2016 году). Помимо изучения основных предметов, важное место отводится спорту и творчеству, культурному воспитанию и становлению ребенка как личности.

Многие частные школы делают упор на одном направлении: например, в Fairmont Private Schools особое внимание уделяют изучению технических и естественных наук; в Idyllwild Arts Academy поступают дети, мечтающие о будущем в области искусства и медиа.

Как проходят уроки в американской средней школе

Типичный урок в США — оживленная лекция, когда учитель задает вопрос и вовлекает учеников в дискуссию. Детей учат самостоятельно искать решения через обсуждения и споры, критически оценивать исторические события.

Совместная работа расценивается как один из самых важных навыков для будущей карьеры, поэтому часто над проектами и в классе ребята работают в группах. На уроках информатики, например, командная работа — главное условие: в течение года группа учеников из 3–6 человек может трудиться над созданием несложного приложения для смартфонов. Учитель всегда поможет, если что-то не получается, или посоветует обратиться к ребятам из другой группы с похожим проектом для совместного поиска решения.

Большое внимание в школе уделяется физическому воспитанию и оздоровлению детей. В каждой школе есть инфраструктура, которая позволяет заниматься огромным количеством видов спорта: от тенниса до верховой езды. Ученики выбирают любимый спорт и занимаются им 4 дня в неделю. В каждом семестре можно выбирать новый спорт. Ребята выступают в составе школьной сборной на региональных и национальных чемпионатах.

Как оценивается успеваемость

Устный опрос в американской школе — большая редкость. Все домашние задания выполняются в письменном виде и сдаются на уроке или через личный кабинет в электронном виде. Иногда ученики выполняют большие проекты: например, придумывают и ставят спектакли на иностранном языке, готовят аргументы для дебатов на острые темы (экология, внешняя политика, медицина, социология). Часто в качестве финального задания по какой-то теме дети делают презентацию (например, о таблице Менделеева).

В начальной школе экзаменов нет. Они появляются к концу средней школы, а в старшей проходят каждые полгода.

Чаще всего экзамен длится 90 минут. Большинство заданий представляют собой задачи на множественный выбор. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводится, а сами экзамены идут несколько дней подряд.

За контрольные работы, тесты, проекты и экзамены ученики получают отметки A, B, C, D и F с добавлением минусов и плюсов. Например, если ученик решил 95% задач, то ему поставят А, 90—92% — А-; за 60% правильных ответов — D- (удовлетворительно, зачет), а меньше — F (неудовлетворительно, незачет).

В большинстве школ отметки выставляются в электронном журнале, доступ к которому есть только у ученика и его родителей.

Стоимость обучения

Стоимость среднего образования в США зависит от рейтинга школы, штата, престижности, истории. В среднем год обучения стоит от $ 40 000 до $ 70 000. В эту сумму входит не только обучение, проживание и питание, но и внеклассные мероприятия и кружки, учебные материалы, курсы английского для иностранцев и подготовка к выпускным экзаменам.

Помощь экспертов

Чтобы разобраться во всех нюансах школьного образования в Америке, обращайтесь к специалистам. Эксперты IQ Consultancy с 17-летним опытом работы в сфере зарубежного образования расскажут, как выбрать частную школу и что нужно для поступления. Специалисты помогут оформить документы, будут сопровождать вашего ребенка на всех этапах и решать возникающие в процессе вопросы.

LiveInternetLiveInternet

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. А как правильно обращаться к учителю?

Что ж, ответ на этот вопрос во многом зависит от того, в какой стране вы находитесь и к какому учителю обращаетесь. Давайте вместе попробуем немного в этом разобраться.

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

(А.С. Пушкин. Кн. П.П. Вяземскому)

Обращение к собеседнику – самый яркий (и употребительный) знак, показывающий, что мы начинаем общение. Вот почему в речевом этикете обращению уделяется большое внимание.

В России

Как считает Н. И. ФОРМАНОВСКАЯ с точки зрения этикета «….в русском сообществе невозможно со стороны ученика к учителю использование иной формы, кроме имени-отчества, тогда как, например, в скандинавских странах в этом случае допустимо непринужденное имя в сочетании с «ты»-формой общения.» И действительно сложно себе представить школьника, входящего в класс и говорящего учителю: Здравствуйте, Маша (Мария)! (как правило, в России не обращаются к преподавателю по названию профессии, т.е. «учитель, извите за опоздание» — также звучит довольно «дико»)

Конечно, сейчас найдутся ученики, которые часто нарушают данные нормы этикета. (и вряд ли это происходит потому, что они не знают, как следует обращаться к преподавателю)

Этикет отношений, оглашенный на news.open.by, расскаывает об употреблении «ты» и «вы»:…. Ко всем незнакомым нам людям мы должны обращаться на «Вы». Более того, к детям после 16 также начинают обращаться на «Вы». Особую важность данное правило принимает в рамках образовательной системы: к старшеклассникам и студентам преподаватели должны обращаться на «Вы», не говоря уже о том, что к учителям и преподавателям категорически используется только «Вы». Таким образом в России лучше обращаться к учителю по имени-отечеству или на «вы».
В Казахстане В Казахстане точно такие же правила обращения в русских школах. В казахских школах (и вообще, на уроках казахского языка) учителя или учительницу принято называть — Муғалім (учитель). Учительницу еще можно просто назвать — Апай, как вобщем любую другую женщину, старше вас. Примечание:

  • Аға (муж. старший по возрасту родственник), апа(мама, бабушка…) — люди, имеющие к вам непосредственную родственную близость. то есть родная ну или двоюродная бабушка, дядя, брат, тетя, сестра.
  • апай, ағай — обращение в принципе к чужим людям. это просто обозначение человека, если, скажем, имени вы не знаете. а если знаете имя, то можно и его прибавить. но, все равно, это будет означать, что вы говорите не о родственниках.
  • к пожилой соседке не только вежливо обращаться «апай»

В английском языке, в отличие от русского, нет формального разграничения между формами «ты» и «вы». Весь спектр значений этих форм заключен в местоимении you. Местоимение thou ‘ты’ вышло из употребления в XVII веке, сохранившись лишь в поэзии и в Библии. Все регистры контактов, от подчеркнуто официальных до грубо-фамильярных, передаются другими средствами языка: интонацией, выбором соответствующих слов и конструкций.

В Великобритании

Наверное все помнят еще со школы, что учитель по-английский будет Teacher. Но неужели, следует называть своего преподавтеля «тичером»? А если в университете — профессором?

В учебных заведениях преподаватели и учителя к учащимся и студентам (официальная форма обращения). В университетах допускается обращение к преподавателю professor (профессор). Возможно также обращение professor + фамилия (surname), например, professor Smith, (профессор Смит).

Обращение к мужчине-преподавателю —Mr + фамилия (surname), например, Mr Smith, (господин Смит).

Форма обращения к учительнице, принятая в Англии: Miss + девичья фамилия (независимо от того, замужем женщина или нет — традиция, сохранившаяся со времен королевы Виктории, когда только незамужним женщинам разрешалось работать в школе).

Примечания:

  • (стоит отметить, что форма обращения Mr (Mrs, Miss) + фамилия употребляется не только на официальном, но и на нейтральном уровне вежливости при обращении людей среднего и пожилого возраста, даже при том условии, что они давно уже знакомы.)
  • В научном мире в официальных случаях принято обращаться по званию: Professor, Senior, Tutor, Dean и так далее.
  • слово Madam в качестве обращения к учительнице или преподавателю женщине обычно не употребляется

В США В среде преподавателей университетов США не принято поддерживать социальную дистанцию между равными по статусу людьми: профессор к коллеге обычно обращается по имени, если они работают вместе. Обращение по фамилии или по должности означает, что говорящий либо не считает адресата равным себе (т.е. считает его вышестоящим или нижестоящим), либо демонстрирует свое отрицательное отношение к партнеру: в таком случае используется обращение «должность+фамилия» или «титул+фамилия»: Doctor Brown, Mister Bernstein и т.п.
В США Очень похожие нормы этикета в обращениях. Стоит только добавить, что иногда с помощью слов Sir осуществляется официальное обращение к учителям и преподавателям — мужчинам. Форма обращения к учительницам принятая в США: Mrs + фамилия по мужу(обращение к замужней) и Miss + девичья фамилия (обращение к незамужней женщине).
Примечание:

  • В Америке самыми распространёнными формами обращения (особенно к незнакомым или старшим по возрасту людям) являются слова Sir и Ma`am (или Madam) . Однако в США гораздо быстрее, чем в Британии, переходят к обращению по имени и, как правило, стараются избегать употребление титулов. Тем не менее, к Президенту США следует обращаться — Mr. President, к государственному секретарю Mr. Secretary, к сенатору — Senator, к члену палаты представителей конгресса США — Congressman, к судье — Your Honor (» ваша честь «) , к протестантскому священнику – Mr. + фамилия, к послу – Mr. Ambassador.
  • Использование должности или титула без фамилии в качестве обращения является сигналом того, что говорящий принадлежит к иной социальной группе людей, в частности к вспомогательному персоналу.
  • Употребление фамилии без титула в той ситуации, когда адресат по своему статусу несколько ниже говорящего, закрепляет статусное неравенство: так в армии офицеры обращаются к солдатам, так раньше обращались к слугам, так могут обращаться учителя к ученикам.

Это только начало. Ждите продолжения …

Погуглил,- да, примерно так и есть с небольшими нюансами.

Хотя обращение по имени к малознакомым людям в Америке широко распространено, оно считается фамильярным и в норме принято только среди родственников. Вежливым обращением считается только обращение по фамилии или должности с прибавлением академической степени, звания или слов «мистер», «мисс» или «миссис». Если собеседник предлагает обращаться к нему по имени, это означает приглашение подружиться, если же такое предложение не было высказано, то собеседник предпочитает держать дистанцию.
Если профессиональный, академический, военный или политический титул собеседника известен (судья, полковник, преподобный, сенатор, доктор, профессор…), предпочтительнее использовать его, но употребление обычного «мистер» или «мисс» также допустимо.
Если фамилия собеседника неизвестна, при обращении к мужчине, особенно в почтенном возрасте, допустимо употребление слова «сэр» без фамилии (в сочетании с именем или фамилией оно используется только при обращении к титулованным английским дворянам). Аналогичное обращение к женщине — «мадам» (звук д может быть опущен, «ма-ам»), а к девочке — «мисс», которое может также употребляться с именем или фамилией. В то же время слово «мистер» невежливо употреблять без фамилии, это может означать либо намеренную грубость, либо выдавать невежество, свойственное иностранцам. В латиноязычной среде слово «сеньор» можно употреблять вместо обоих обращений, «сэр» или «мистер», то есть как с фамилией, так и без неё. Обращение «молодой человек» (young man) или «девушка» (young lady) употребляется только по отношению к детям и подросткам и считается менторским.

Обращение «миссис» допустимо только к замужней женщине. Когда семейное положение неизвестно, используют обращение «миз», дама сама внесет ясность, если того пожелает. Оба обращения могут быть использованы как с именем, так и с фамилией, а если дама замужем, — как с фамилией мужа, так и с собственной девичьей фамилией. Однако, если дама предпочитает только один из указанных способов обращения, её выбор следует уважать.
При этом среди равных обращение по титулу и фамилии употребляется в основном с целью подчеркнуть свою обособленность от этого человека, как бы незначительно оскорбляя его. (Это из другого источника. Ссылку уже потерял)