Сентиментализм в литературе черты

Черты сентиментализма

Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, «природной» жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Дж. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди – дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения «маленького человека».

Сентиментализм но многом придал литературе демократический характер.

Главное место отводилось авторской личности, авторскому, субъективному восприятию окружающей действительности. Автор сочувствовал героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателей.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского «я», а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большей возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, «мещанская драма», «чувствительная» повесть, «буржуазная трагедия», «слезная комедия»; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон «трех единств» ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Сентиментализм в литературе, его основные черты и представители

Термином «сентиментализм» (чувственность) в искусстве принято называть мышление, особо подчеркивающее эмоциональную подоплеку всех проявлений жизни. Сентиментализм в литературе представлен целым поколением как западных, так и российских художников слова, несмотря на то, что эпоха его длилась сравнительно недолго – с начала 18 до начала 19 века. Родиной данного литературного жанра является Великобритания. Именно здесь в конце второго десятилетия 18 века появились на свет и стали доступными массовому читателю «Времена года» Джеймса Томсона. Это литературное произведение, состоящее из нескольких ранее разрозненных поэм, прививало людям любовь к окружающему их миру. Каждая поэма открывала читателю удивительный мир сельских просторов, красоту загородных ландшафтов.

Эстафету Томсона принял английский писатель Томас Грей в своей элегии «Сельское кладбище». Автор также старался заинтересовать читателя описанием природы, пробудить в нем любовь или хотя бы сострадание к простому деревенскому люду, который живет просто и трудится в поте лица на благо семьи и родины. Все творчество Грея пронизано размышлениями о жизни сельских людей, что придает ему задумчивый и меланхолический характер. Сентиментализм в литературе неизменно связан с именами Лоренса Стерна («Сентиментальное путешествие») и Сэмюэля Ричардсона («Кларисса Харлоу»). Второй никогда не писал о природе, смысл его произведений заключался в описании разных человеческих характеров, а также судеб их обладателей. Ричардсон искусно заставил в свое время все высшее английское общество вздыхать и переживать, любить и ненавидеть вместе с главными героями своих произведений.

Сентиментализм в литературе Франции связан с творческими работами Жана Жака Руссо и Жака де Сен-Пьера. Под влиянием сентиментальных настроений английских писателей создавались такие произведения, как «Жизнь Марианны», «Новая Элоиза», «Поль и Виржини». В романах французских писателей середины 18 века преобладает сочетание сентиментальных настроений героев на фоне красоты природы: городских парков, лесных озер и рек. Особенно далеко в своих литературных изысканиях заходит де Сен-Пьер, перенеся главных героев романа «Поль и Виржини» в далекую Южную Африку. Перед читателем его произведения предстает чета влюбленных молодых людей, живущих вдалеке от городского смога и суеты, наедине с девственной природой и своими искренними чувствами.

Сентиментализм в русской литературе заявляет о себе только в последние десятилетия 18 века, когда воодушевленный произведениями Гетте, Ричардсона и Руссо Николай Карамзин пишет свои «Письма русского путешественника». Следует заметить, что в будущем у Карамзина нашлась дюжина подражателей, как в начале 19 столетия, так и многими годами позднее. Его произведение «Бедная Лиза» считается настоящим шедевром русской сентиментальной прозы. История бедной, обманутой мужчиной девушки покорила сердца многих тысяч читателей. Александр Измайлов, вдохновленный романом, пишет в 1801 году свою «Бедную Машу», Иван Свечинский – «Генриетту» (1802 год). Основными чертами российского сентиментализма являются:

  • культ чувственности, преобладание чувств над волей человека;
  • богатство внутреннего мира главных героев;
  • стремление героев к высоким идеалам, их вечный поиск настоящих чувств.

Целью российской чувственной прозы было создание нового поэтического языка, который должен был прийти на смену старому высокопарному и давно себя изжившему языку аристократов. К сожалению или к счастью, этого не произошло. К 1820 году русский сентиментализм полностью себя исчерпал, а его цели так и остались недостигнутыми.

Сегодня многие историки и искусствоведы склонны считать, что сентиментальное литературное направление являлось всего лишь мимолетным этапом развития общемировой литературы в целом. Сентиментализм в литературе середины 18 века стал переходным этапом от классицизма к романтизму. Став в конечном итоге ненужным, он исчерпал себя, открыв тем самым дорогу новому литературному направлению.

Кто является представителями сентиментализма в области литературы

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment — чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.
Если классицизм — это разум, долг, то сентиментализм — это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тематика сентиментализма — любовная.

Основные черты сентиментализма:

  • Уход от прямолинейности
  • Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру
  • Культ чувства
  • Культ природы
  • Возрождение собственной чистоты
  • Утверждение богатого духовного мира низких сословий

Основные жанры сентиментализма:

  • Сентиментальная повесть
  • Путешествия
  • Идиллия или пастораль
  • Письма личного характера

Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества

Основное свойство сентиментализма — стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

В основе эстетики сентиментализма — подражание природе

Особенности русского сентиментализма:

  • Сильная дидактическая установка
  • Просветительский характер
  • Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

Представители сентиментализма:

  • Лоренс Стен Ричардсон — Англия
  • Жан Жак Руссо — Франция
  • М.Н. Муравьев — Россия
  • Н.М. Карамзин — Россия
  • В.В. Капнист — Россия
  • Н.А. Львов — Россия

Молодой В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.

  • Урок «Классицизм. Понятие о сентиментализме. Творчество Карамзина»
  • Урок «Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Урок и презентация «Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Презентация «Понятие о сентиментализме»
  • Презентация «Николай Михайлович Карамзин»
  • Презентация «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Статья «Карамзин и русский сентиментализм»
  • Статья Д.В. Лемке «Понятие о сентиментализме» (ссылка на скачивание)
  • Статья Головановой И.С. «Сентиментализм» (из учебника «История мировой литературы»)
  • Статья И. Шайтанова «Сентиментализм» (из учебника по зарубежной литературе)