Счастье и вы

Содержание

Харуки Мураками: Страдание — личный выбор каждого…

Харуки Мураками: О чем я говорю, когда говорю о беге…

Новая книга самого знаменитого мастера современной японской литературы, собрание, по его словам, «зарисовок о беге, но никак не секретов здорового образа жизни». С той же фирменной легкостью и недосказанностью, виртуозно балансируя на грани бытового очерка и аллегории, Мураками фиксирует свои размышления о беге, приобретающем в силу ежедневного повторения «некую медитативную сущность».

Предисловие — Страдание — личный выбор каждого…

Есть такой известный афоризм: «Истинный джентльмен никогда не говорит о женщинах, с которыми расстался, и о налогах, которые заплатил». Понятное дело, что это все вранье. Да и афоризм этот я только что сам придумал. Виноват, простите. Но если бы кто-то такое и изрек, то он наверняка упомянул бы еще одну заповедь истинного джентльмена — не разговаривать на тему собственного здоровья.

Ни для кого не новость, что я истинным джентльменом не являюсь, так что все эти джентльменские штучки меня вроде как не касаются. И тем не менее когда пишешь такую книжку, как эта, поневоле чувствуешь себя не в своей тарелке. Однако — вы только не подумайте, что это хитрая попытка оправдаться, — хоть я и пишу о беге, но никак не о секретах здорового образа жизни. Я не собираюсь нести свет в массы и обращаться к миру с призывами типа «Давайте бегать ежедневно, чтобы быть здоровыми!». Эта книжка всего лишь о том, что представляет собой бег лично для меня. На ее страницах я пытаюсь вдумчиво в этом разобраться: задаю себе вопросы и сам же на них отвечаю. Только и всего.

Сомерсет Моэм писал, что даже в бритье есть своя философия. Каким бы скучным ни было действие, когда повторяешь его изо дня в день, оно приобретает некую медитативную сущность. В этом смысле я полностью разделяю позицию господина Моэма. А значит, если я, будучи писателем, а также и бегуном, решу записать свои скромные размышления о беге, ну и, соответственно, потом их напечатать, то в этом не будет ничего предосудительного.

Так уж я устроен — пока не сяду и не начну записывать свои мысли, ничего толком сформулировать не могу. Поэтому, чтобы разобраться с «только моим бегом», пришлось сесть и написать то, что вы сейчас здесь читаете.

Как-то раз я валялся на кровати в номере одного парижского отеля и читал «Интернэшнл геральд трибюн». Совершенно случайно темой номера оказался марафонский бег. Там было несколько интервью с известными марафонцами, и каждого из бегунов спрашивали, какую мантру он повторяет про себя на дистанции для поддержки боевого духа. Должен сказать, здорово придумано — вопрос что надо! Просто диву даешься, о чем только не думают люди, пока бегут свои сорок два километра. Такой вот жестокий вид спорта, этот самый марафон: без мантры до финиша не дотянешь.

В общем, один из марафонцев сказал, что на дистанции он все время повторяет мантру, которой его научил старший брат (тоже марафонец). «Pain is inevitable. Suffering is optional». Это и есть его мантра. При переводе трудно сохранить все нюансы, но навскидку я бы перевел это так: «Боль неизбежна. Страдание — личный выбор каждого». Поясню на примере. Вот, скажем, вы бежите и думаете: «Тяжело-то как. Все, больше не могу». То, что вам тяжело, — это факт, от него никуда не деться. А вот можете вы больше или не можете, решаете только вы сами. Это, понимаете ли, остается полностью на ваше усмотрение.

Мне кажется, что в этом высказывании очень точно и сжато выражена самая суть спортивного состязания под названием «марафонский бег».

Мысль написать книжку о беге впервые пришла мне в голову лет десять назад. Может, даже еще раньше. Время шло, но я никак не мог заставить себя взяться за дело. Мучился, страдал — прикидывал и так и этак, но все было не то. Ну что за тема такая непонятная — бег? Что об этом можно написать? Собраться с мыслями никак не удавалось.

Но однажды я вдруг подумал: «Надо просто все то, что я чувствую и думаю, с предельной откровенностью и предельной точностью, то есть именно так, как оно у меня есть в голове, попробовать записать на бумагу. Начну с этого. Все равно никакого другого варианта нет». И вот летом 2005 года я неспешно приступил к работе над рукописью и закончил осенью 2006-го. Разумеется, не обошлось без автоцитат, но в целом я просто фиксировал свое «сиюминутное настроение». В какой-то мере искренне писать о беге означает искренне писать и о самом себе. Это я осознал уже в процессе. Так что меня нисколько не смутит, если вы будете читать эту книгу как своего рода мемуарное повествование, в котором все крутится вокруг бега.

Пускай написанное и недотягивает до «философии», зато вы найдете здесь некоторое количество так называемых эмпирических правил. Может, ничего особенного в них и нет, но, во всяком случае, я усвоил урок на бегу, переживая этот бег всем своим существом. Страдания — мой личный выбор — позволили мне кое-что для себя самого уяснить. И хотя это знание вряд ли сгодится для широкого употребления, но, как бы то ни было, именно оно делает меня мною.

Харуки Мураками: О чем я говорю, когда говорю о беге…

Переводчик: Афанасий Кунин Август 2007 г.

Дата публикации:

Партнер рубрики

Ежедневно книжный рынок открывает миру множество новых авторов, работы которых помогают читателям совершить собственные открытия. Редакция сайта rabota.ua запускает новую рубрику – MustRead. Раз в две недели мы будем знакомить вас с наиболее известными и полезными книгам о личностном и профессиональном развитии. О них стоит знать каждому, кто стремится развивать свои сильные стороны и открывать новые. Книжный партнер рубрики – интернет-магазин Yakaboo.

Сегодня мы прочтем книгу знаменитого мастера современной японской литературы Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге».

Автор и его книга

Однажды владелец успешного джаз-бара решил написать повесть, которая, неожиданно для него самого, увенчалась большим успехом. Вскоре он осознал, что способен на большее, и закрыл любимое заведение ради нового призвания. Новообретенный режим жаворонка вместо привычного ночного бодрствования стал источником творческих сил. Но, чтобы сохранить хорошую физическую форму, требовалось что-то еще. Простой и практичный вид спорта, не требующий специального оснащения, и которым можно заниматься в одиночестве. Путь становления Харуки Мураками как бегуна едва ли не более интересен, чем как всемирно известного писателя.

Его «беговые заметки», которые увидели мир ровно 10 лет назад, под заголовком «О чем я говорю, когда говорю о беге», известны каждому, кто выходит на беговую дорожку. Но книга ценна не рекомендациями о спорте или здоровье, и потому – интересна не только спортсменам. Писатель протягивает метафору самой жизни, так что иногда не ясна граница, говорит ли он о себе как участнике очередного марафона или просто человеке. Со своими страхами, надеждами и стремлениями.

1. О соревнованиях с самим собой

Бег на длинные дистанции, по мнению Мураками, относится к тем видам спорта, которые не оставляют возможности для сравнения себя с соперниками. Дело в том, что у каждого участника забега на момент начала соревнований уже сформировались свои стандарты, которым он стремится соответствовать. И настоящий успехом – если удалось выложиться настолько, чтобы достичь собственной планки.

То же самое, утверждает автор, относится и к его работе как писателя.

… если жизнь – автострада, все время ехать в самом быстром ряду не получится. И все-таки я категорически не желаю совершить одну и ту же ошибку дважды. На ошибках нужно учиться, извлекать из них уроки и применять полученный опыт на практике. Пока такая возможность есть.

2. О становлении себя как личности

Познание себя через движение – ценный инструмент самоанализа, по мнению автора. Осознавая потенциал своего тела, мы начинаем хотеть совершенствоваться. Испытывая внутреннее беспокойство по поводу той или иной проблемы, идем сбрасывать напряжение или думать на беговой дорожке. Таким образом, бег развивает не только тело, но и характер.

Словно обоюдоострый меч, одиночество защищает вас, но в то же время незаметно ранит изнутри. Я чувствую эту опасность – прежде всего благодаря своему жизненному опыту – и должен изжить ее через постоянное движение. К тому же бег помогает мне понять, насколько все-таки я слабое и ограниченное существо. Я воспринимаю это на самом низшем, физиологическом уровне. А еще, чем больше я бегаю, тем я становлюсь выносливее.

3. О преодолении границ

Мураками пишет, что первые занятия давались ему с большим трудом. Однако по мере того, как тело приспосабливалось к новому для себя виду активности, оно начинало вести себя именно так, как нужно. Постепенно появилась возможность увеличивать скорость и расстояния без риска для здоровья. Но для этого требовалось постоянство.

… Если уж тратить годы, так хотя бы интересно и полноценно, имея какую-то цель, а не блуждая в тумане. И как мне кажется, бег может здорово в этом помочь. Нужно достичь своего индивидуального предела – в этом суть бега. Но это еще и метафора жизни (а для меня и писательского труда). И я думаю, многие бегуны в этом со мной согласятся.

4. О понимании собственных ценностей

Самых больших успехов, по мнению автора, люди достигают именно в той деятельности, которая приносит им радость и удовлетворение. Поэтому важно иметь личную систему ценностей и приоритетов, чтобы вовремя понять: даже если что-либо близко многим, не факт, что оно подойдет вам.

… какая бы ни была у вас воля и как бы ни ненавидели вы проигрывать, если тот или иной вид спорта вам не по душе, долго вы им заниматься не сможете. А если и сможете – это вряд ли пойдет вам на пользу.

Поэтому я никогда не даю никому советов заниматься бегом. И не позволяю себе высказываний в духе: «Бег – это чудо! Давайте бегать вместе!» Если человеку интересен бег на длинные дистанции, ни к чему его убеждать, он и так побежит. А если нет, поверьте, уговоры – только пустая трата времени.

5. О настойчивости шаг за шагом

Если бы марафонцы сходили с дистанции всякий раз, когда им казалось, что больше они бежать не могут, – вряд ли бы кто-то добегал до финишной черты. Следующий забег вряд ли будет проще, чем предыдущий, но на выручку приходит настойчивость.

Вы будете смеяться, но ни опыт, ни возраст не имеют никакого значения. Каждый новый забег для меня – лишь повторение предыдущего.

Мне кажется, в природе существуют процессы, которые, как ни старайся, невозможно изменить. И если вдруг оказывается, что один из таких процессов крайне важен для твоего существования, то единственное, что тебе остается, – путем неустанного повторения измениться (пусть даже до неузнаваемости) таким образом, чтобы он стал неотъемлемой частью твоей личности.

6. О главных составляющих любых достижений

Мураками выделяет три составляющих, которые помогают достигать своих целей: талант, выносливость и умение сосредотачиваться. Последние две, утверждает он, при продолжительной и упорной «тренировке» способны даже компенсировать недостаток таланта в той или иной сфере. Все точно так же, как и с тренировками физическими.

Планка начнет повышаться. То же самое происходит с теми, кто ежедневно бегает, чтобы развить мышцы и улучшить фигуру. Импульс – сохранение, импульс – сохранение. Надо запастись терпением, но, поверьте, первые результаты не заставят себя ждать.

7. О познании своих возможностей

Регулярность практики – это не только достижение новых результатов, но и познание всех своих возможностей. То, что раньше казалось чем-то далеким, сегодня – уже норма. Но все же всегда сохраняется неосознаваемая граница, переступить которую не получится, как ни старайся. Тогда можно сосредоточиться на преодолении планок иного рода.

Писать книги я во многом научился благодаря ежедневным пробежкам. В основе лежит практическое переживание – естественное и физиологическое. Как долго я выдержу? Насколько жестко смогу себя подгонять? Сколько времени мне нужно, чтобы полноценно отдохнуть, и с какого момента отдых уже во вред? Я знаю, что, если бы тогда, когда я стал писателем, я не стал еще и бегуном, мои книги были бы совсем другими. В чем именно? Не могу сказать. Но разница была бы заметная, поверьте.

8. О жизни в настоящем моменте

Бег часто называют динамической медитацией. Он помогает осознавать текущий момент и себя внутри него. Свои мысли, чувства, ощущения, окружающую обстановку. У бегуна нет физической возможности через секунду оказаться на километр впереди, подобно тому, как мысли постоянно перескакивают из прошлого в будущее. Держа в голове главную цель, нужно чувствовать и землю под ногами.

Сосредоточенность на ближайшем отрезке дистанции позволяет исключить все второстепенное, и это умение сохраняется и после того, как пересечена финишная черта.

Самое важное для меня – достичь цели, которую я сам себе поставил: добежать до нее собственными ногами. И, добежав, осознать: то, что я должен был сделать – я сделал; то, что должен был стерпеть – стерпел. Из радостей и неудач я извлекаю конкретные (пусть ничтожные, но обязательно конкретные) жизненные уроки.

9. Об умении принятия данностей

То, на что мы не можем повлиять, часто заставляет нас переживать. Но мы можем принять это как данность и делать лишь то, что остается под силу. Принятие неизбежного позволяет не только философски относиться к жизни, но и более рационально использовать энергию, сохранившуюся в результате отказа от этой борьбы.

Понятно, что наступит день, когда ты проиграешь. Я прекрасно все это понимаю. И, тем не менее, я твердо намерен держаться до последнего, чтобы момент, когда моей витальности уже не хватит на сопротивление внутреннему яду, наступил как можно позже. Это мое писательское кредо. Кстати сказать, на данном этапе жизни я просто не успеваю исписаться. Я бегу. Даже когда говорят: «Он не творческая личность»

10. О раскрытии новых сторон себя

Новый жизненный опыт – то, что позволяет разложить на части реальность и перестроить ее заново, поскольку он не вписывается в уже сложившееся представление о жизни. Нам самим тоже приходится подстраиваться, развиваться. Иногда жизнь сама подкидывает обстоятельства, меняющие нас. А иногда стоит взять инициативу в свои руки и самостоятельно принять такое решение – пойти навстречу чему-то новому.

Не уверен, что в стокилометровой пробежке как таковой есть особый смысл, но, поскольку это явно ненормальное времяпрепровождение, вы вправе ожидать, что оно произведет некий переворот в вашем сознании.

Удивительное ощущение, когда на финише ты уже не понимаешь, кто ты и что здесь делаешь. Наверное, это должно настораживать – но меня не насторожило. Бег приобрел метафизический смысл. Теперь он был первопричиной и определял бытие сущности, обозначаемой словом «я». Я бегу, следовательно, я существую.

Приобрести книгу «О чем я говорю, когда говорю о беге» можно .

Что мы уже прочитали:

1. Как сделать свою жизнь: 10 главных мыслей из книги «Поток. Психология оптимального переживания»

2. Право на лидерство: 10 ключевых мыслей из книги топ-менеджера Facebook «Не бойся действовать»

3. Когда работа приобретает смысл: 10 главных мыслей из книги HR-директора Google «Работа рулит»

4. Настроить личный таймер: 8 главных мыслей из книги «Искаженное время. Особенности восприятия времени»

5. Как «сканировать» реальность: 6 главных мыслей из карьерного бестселлера «Отказываюсь выбирать»

6. Як стати країною інновацій: ізраїльський досвід з книжки «Країна стартапів»

7. Як збудувати щасливе життя: 10 ідей із книги гарвардського професора

8. Мислити оригінально: головні думки з книжки професора Уортонської бізнес-школи

Сегодня мы поговорим с вами об очень важной, и в то же время, очень сложной теме – о счастье. Сразу скажу, что тема довольна обширная и одной статьей не обойдется. Поэтому я запланировала целый цикл подобных постов. Сегодня же поговорим о самых основах: что такое счастье и как быть счастливой, определимся с тем, что нужно для счастья на самом деле.

Личный пример: после одной трагедии, произошедшей в нашей семье, все перевернулось с ног на голову: безутешные страдания родного человека, бесполезные попытки ему помочь – все это было только началом глубокой ямы, куда я сама себя загнала. Переоценка всех ценностей, смена идеалов, потеря какого либо смысла жизни прочно пристали ко мне, как банные листы. Я не буду в подробностях сейчас, может быть расскажу детальнее в следующих подходящих по теме постах. Просто хочу, чтоб вы знали, что спустя пять лет выход я таки нашла. Это упорная работа над собой и постепенное осознание непреложных истин счастливого человека.

Я не заставляю вас слепо верить в то, о чем я буду говорить. У всех из нас свои идеалы и представления о счастье. Я поделюсь своим мнением и тем, в чем теперь абсолютно уверена спустя несколько лет своего беспросветного уныния.

Сохранить статью на Pinterest

Что такое счастье

Пожалуй, единого ответа тут не найти. Философы и психологи до сих пор ведут споры по этому вопросу и пишут множество научных статей. Говорят, что счастье – в мелочах. По моему мнению, счастье – это не секундный или минутный приступ восторга, и не множество таких повторяющихся восторгов изо дня в день. Счастье – это состояние покоя и гармонии с самим собой и с внешним миром. Это щекочущее душу тепло и внутренний уют. Это когда вам хорошо наедине с собой вопреки всему и несмотря ни на что.

Ваше счастье не может зависеть от другого человека

Очень часто девушки заблуждаются, считая, что «вот найду парня…, вот выйду замуж…, вот рожу детей… — и стану самой счастливой девушкой…, женщиной…, женой…». Счастье не зависит от людей, которые находятся рядом: ни от парня, ни от мужа, ни от детей, ни от друзей. Ни от того, в браке ли вы или в одиночестве. Конечно, сделать вас несчастной в семейной жизни горе-муж вполне способен. Но вот поселить в вас вашу внутреннюю гармонию – вряд ли.

Быть может и есть исключения, которые будут потакать любым вашим капризам и понимать вашу психологию. Но в основном окружающие люди точно так же устают от вашей депрессии, как и вы сами. Возможно, в начале отношений восторг новизны и будущих надежд подарит вам крылья. Но если вы ничего не поменяете в своем отношении к жизни и к себе самой, то загубите не только себя, но и жизнь второй половинки.

Счастье не зависит от местонахождения

Как часто мы мечтаем о жизни в большом красивом городе, за границей или на островах, там, где есть масса возможностей для карьерного роста, где уровень жизни людей всегда немного лучше, чем там, где мы сейчас, где можно обрести, создать, добиться всего, что душе угодно, где не существует по нашему мнению преград для чего-либо. «Вот тогда-то я и стану счастливой! Как же повезло тем, кто там родился!» — думаете вы. Совершенно не понимая, что куда бы вы не поехали – вы всюду тянете за собой самих себя, от себя убежать невозможно. И все ваши проблемы, страхи, уныния и печали тянутся следом.

Посмотрите на наших бабушек, которые живут в селах и деревнях и особо не шикуют жизненными изысками. И они счастливы! Более других, уж поверьте! Выходит, счастливым можно быть «и в шалаше», равно как и несчастным в любой точке земного шара.

Счастье не определяется вашим материальным положением или вещами

Зависть – это отдельная тема, не дающая покоя строить свою собственную жизнь очень многим. Всегда найдутся люди, живущие лучше, чем вы (хотя лучше – тоже понятие относительное, в данном случае – лучше в материальном плане): с шикарным ремонтом, со всеми удобствами, с кучей денег на всякую ерунду: шмотки, косметику, технику, гаджеты… И вот вам кажется, что вы хуже других и ну никак не можете стать счастливым, пока не заработаете на все, что есть у других. Самое распространенное заблуждение!

Безусловно, я не настаиваю на том, что нужно бросить все и идти бомжевать или отшельничать. Нет! Конечно, стремиться создать дело, которое приносит доход вам и вашей семье – более чем достойно. Важно не страдать по поводу достижений других, а концентрироваться лишь на собственных и на своем внутреннем мире.

Счастье не зависит от социального статуса

Сюда отнесем вашу должность, престижность профессии, положение в обществе, статус ваших знакомых. И сюда же я бы добавила главное страдание современных людей: «А что обо мне подумают другие?».

Что самое интересное – о вас мало что подумают. Уж так устроен человек, что думает он только о себе. Да, любит пообсуждать других. Но такой важности вашей жизни, как вам кажется, не придает. В этой жизни все хотят казаться лучше, выглядеть лучше, демонстрируют неисчерпаемый позитив, когда все плохо, чтоб никто ничего не подумал, или же страдают прилюдно, чтоб наоборот привлечь к себе внимание. А смысл? Вы станете от этого чувствовать себя лучше? Я очень сомневаюсь. В любой ситуации важно оставаться собой и не идти наперекор своим мечтам и принципам.

Источник счастья – это Вы сами!

Только вы – единственный кузнец своего счастья. В этом мире вы единственный человек, который способен позаботиться о себе, кому ведомы ваши маленькие радости, любимые занятия, которые способны подарить вам спокойствие и гармонию. Не забывайте о них. Я бы даже порекомендовала сделать список вещей и дел, которые вас радуют, повесить его на видное место и вопреки всему действовать каждый день, чтобы дарить себе радость.

Если вы в гармонии с собой, то вам плевать на любые распространенные ЕСЛИ: если ты одна, если нет любимого рядом, если есть проблемы, если ты одинока, если нет денег, если все плохо… Можно преодолеть любые преграды. И даже обычные разочарования принесут вам грусть лишь на некоторое время, тем не менее вы сможете продолжать радоваться жизни здесь и сейчас. В жизни все сложно, но значительно проще, чем кажется.

Цените и любите себя такой, какая вы есть! Это кажется сложным, но вы просто попробуйте! Каждый день дышите полной грудью, наслаждайтесь красотой природы, пением птиц, невероятными закатами и звездным небом. Ставьте цели, достигайте успехов, занимайтесь творчеством и никогда не забывайте о себе. Все начинается с мелочей. И потихоньку вы приблизитесь к пониманию, что вы уже счастливы. А все остальное – это уже приятные бонусы.

Что нужно для счастья? Не так уж и много. Безусловно, что в самых запущенных случаях одной радостью не обойтись. Если вас уже несколько лет терзает депрессия (как и меня когда-то), очень сложно как заставить себя делать что-то, так и получать от этого радость. Я знаю об этом не понаслышке, и свой опыт отразила в статье «КАК ПОБЕДИТЬ ДЕПРЕССИЮ».

Очень надеюсь, что мои мысли кому-то помогли что-то осознать. Делитесь своим пониманием счастья, личным опытом и размышлениями о том, как быть счастливой, в комментариях.

Можно ли приобрести счастье, которое ни от чего не зависит?

Все знают, что такое счастье, но мало кто может объяснить в чем счастье человека. Ведь, находясь постоянно в состоянии в погоне за счастьем , человек упускает большие возможности здесь и сейчас. В настоящей статье мы сделаем попытку объяснить нашим читателям, от чего зависит счастье человека, и что это такое – быть счастливым.Давайте разберемся от чего зависит счастье человека?

«Счастье — плохая тема для писателей. Оно слишком довольно собой… Оно не требует комментария»
Р. Вальзер

Что такое счастье и от чего оно зависит

Счастье – это не деньги, не должность, и даже провальные отношения с любимым человеком. Тот, кто называет богатого или успешного человека счастливым, делает огромную ошибку. Ведь определить, счастлив человек или нет, может исключительно он сам.

Чтобы быть счастливым, необходимо добиться собственной удовлетворенности своей жизнью, положительной оценки условий своего бытия. Это – такое состояние, при котором человек чувствует полноту, осмысленность своей жизни, осознает свое предназначение и успешно его осуществляет.

Другими словами, если человек доволен тем, как он живет, он может назвать себя счастливым. И делает его таким не богатство или достижения, а только отношение к себе и окружающему миру. История знает множество примеров, когда люди, добившиеся небывалых высот, считали себя глубоко несчастными. И наоборот, счастливым может быть бездомный, которого вполне устраивает его быт и его жизнь.

От чего зависит счастье человека – предмет множества психологических исследований и трудов. Сказать однозначно, что ведущим психотерапевтам удалось раскрыть секрет счастья и дать универсальный рецепт всем людям, как стать довольными своей жизнью, было бы преждевременным и необъективным.

Многие опросы, наблюдения, основаны на работе с определенным контингентом людей, которые имеют свое, субъективное мнение о счастье. Для одних это – беспечная и беззаботная жизнь, другие видят счастье в том, чтобы быть полезным и нужным своим близким, третьи считают, что счастливые – это те, кто испытывает триумф побед, и кого носят на руках многочисленные почитатели.

Можно попытаться проанализировать некоторые направления деятельности и условия состояния человека, которые сильнее всего влияют на его счастье. Не следует при этом забывать, что люди могут считать себя счастливыми лишь при удачном сочетании описанных нами факторов.

Каждый из них сам по себе счастья не принесет:

  • счастье как отсутствие переживаний и страданий;
  • счастье как положительная оценка успехов в работе над собой;
  • счастье как борьба с деструктивными мыслями;
  • счастье как удавшаяся личная жизнь;
  • счастье и хорошее здоровье.

Ваше счастье зависит от ваших успехов в работе над собой

Каждый человек, который решил добиться своих целей, составляет комплексную программу работы над собой. Она выглядит как список целей, методов их достижения, и как оценка промежуточных результатов. От чего зависит счастье человека в этом случае – это от радости от достигнутых целей, и от выполненных задач.

Самое главное, что оно не зависит от того, в каких сферах человек получает желаемые результаты, а вместе с ними – и положительные эмоции. На это состояние мнение посторонних людей влиять не может, если человек счастлив, то оно его просто не интересует.

Если кто-либо решил поставить перед собой конкретную цель, ему стоит на листе бумаги написать:

  • задачу;
  • способ ее реализации;
  • полученный результат;
  • итоги и выводы.

Приведем пример. Один человек делает следующую запись: «Освоить новую компьютерную программу, и с ее помощью составить необычный дизайн интерьера» – «Пройти специализированные курсы, заниматься самостоятельно по часу в день» – «Удалось составить проект, который вызвал похвалу руководителя, и мне выплатили хорошее вознаграждение» – «Я добился своей цели! Я счастлив!»

Вот задача другого человека: «Я хочу научиться лаять по-собачьи» – «Буду по часу в день изображать собаку перед зеркалом, и имитировать ее лай» – «У меня отлично получилось, и теперь я могу в компании развеселить и разыграть своих друзей» – «Я счастлив, друзьям было так весело, что теперь я решил еще научиться мяукать!»

Главное в этих примерах – то, что оба человека стали счастливыми, хотя их задачи, цели и итоги их реализации существенно отличались по практическим итогам. В этом и состоит ответ на вопрос, от чего зависит счастье человека.

Счастье – это постоянная борьба с разрушительными мыслями

Счастье зависит, прежде всего, от самоощущения человека. Но о каком положительном состоянии можно говорить, если он живет словно в плену у деструктивных мыслей, которые разрушают его изнутри, и не дают даже попытки изменить свое настроение?

В жизни каждого человека бывают такие периоды, когда он начинает задумываться о том, для чего он живет, почему он не может добиться каких-либо результатов. Он приходит к выводу, что, наверное, у него такая судьба, и изменить что-либо – не в его силах. На вопрос, от чего зависит счастье человека, правильного ответа он и не найдет.

Казалось бы, ничего страшного в этом нет, это всего лишь мысли, и не более. Но тут подводный камень и спрятан, ведь у такого человека пропадает желание что-либо менять, начинать новую жизнь, другими словами, исправлять ситуацию. Пустив все на самотек, он никогда не сможет назвать себя счастливым.

Вышло так, что он повелся на поводу у своих же вредных мыслей, и стал безразличным к самому себе и своей судьбе. Объяснить ему, от чего зависит счастье человека, будет задачей не из легких.

Чтобы быть счастливым, нужно научиться управлять своими мыслями. Об этом написано много интересных и полезных статей, и здесь самым главным является наличие желания начать этот процесс, причем как можно раньше.

Одним из таких способов управления мыслями является самовнушение. Повторяйте про себя простую фразу: «Я заслуживаю счастья, и все у меня очень хорошо!». Ни в коем случае нельзя допускать мыслей о том, что у вас ничего не получится, или, тем более, что вы – неудачник. В таких случаях больше вреда принесут даже не сами мысли, а их последствия. К каждому начинанию вы станете подходить с уверенностью в неудаче, и неудивительно, что и закончатся они безуспешно, и вы так и не поймете, от чего зависит счастье человека.

Очень полезно провести занятия по медитации. Приступить к ним не так просто, но и особенно сложного в них тоже ничего нет. Вы научитесь владеть своими мыслями, сможете изменить свое сознание, и у вас появится совсем другое отношение к своей жизни. Вы осознаете, что многое в ней не заслуживает такого пристального внимания, которое вы этому уделяли ранее, и поймете, от чего зависит счастье человека.

Что такое счастье ребенка и отчего оно зависит

Дети не могут самостоятельно принимать решения, они живут под постоянным контролем своих родителей, и под их влиянием воспринимают окружающий мир. От них зависит в первую очередь, будет их ребенок счастлив, или станет чувствовать себя ущербным, неуверенным в себе, закомплексованным.

В детском возрасте каждое слово, услышанное от взрослых, воспринимается всерьез, и запоминается на всю жизнь. Некоторые родители допускают грубейшую ошибку, внушая своим детям, что они в своей жизни должны доказать, что они чего-либо стоят, иначе они останутся «никем» и «ничем». Такой подход опасен тем, что у ребенка сложится губительное мнение, что он является неспособным, слабым, настоящим «Никем». Более того, это убеждение может «задержаться» у него вплоть до зрелых лет. Как вы думаете, сможет ли он стать по-настоящему счастливым?

Если в семьях происходят скандалы, или выяснения отношений, то страдают от этого, в первую очередь, дети. Ребенок считает, что именно он является виновником происходящего, и у него начинает формироваться сначала комплекс вины, а затем и комплекс неполноценности. Дети воспринимают все ситуации не так, как взрослые, и поэтому их счастье зависит в первую очередь от отношения к ним их же родителей.

Если ребенку внушать, что он – способный, умный, что его любят, о нем заботятся, то и относиться к себе он будет с достаточным самоуважением, и стать ему счастливым уже во взрослой жизни вполне реально. Счастье ребенка – чувствовать себя нужным, любимым, желанным. Если бы все родители это понимали, человечество бы получало целые поколения счастливых людей.

Как счастье зависит от здоровья

Если рассуждать, от чего зависит счастье человека, стоит поговорить о том, как на него влияет состояние здоровья. Не зря на всех праздниках, юбилеях, днях рождения виновникам торжества принято желать «счастья и здоровья».

Больной человек, казалось бы, не может быть счастливым по определению. Безусловно, если его недуг сопряжен с постоянными чудовищными болями, говорить о счастье было бы лишним. Такие люди, скорее всего, несчастны, поскольку живут в непрекращающихся страданиях.

Если состояние здоровья человека не столь критично, то быть ему счастливым, или оставаться в унынии и состоянии отрешенности – дело его выбора. Многие люди, которые имели неизлечимые болезни, чувствовали себя по-настоящему счастливыми. Они радовались тому, что прожили свою жизнь, выполнив свое предназначение и добившись своих целей.

Помните, счастье не зависит от того, есть у вас какая-то болезнь, или нет. Оно зависит от того, как вы к ней относитесь. Если вы настроите себя на то, что вы должны прожить счастливыми до последнего вздоха, несмотря ни на что, любая болезнь будет для вас нипочем. Вы станете получать радость от каждого прожитого дня.

Счастье зависит от нас самих, поэтому если у вас со здоровьем все в порядке, вам стоит вести правильный образ жизни, чтобы избежать проблем с ним в будущем. Безусловно, человек не может быть застрахован от всего, но вероятность заболеть при рациональном питании, занятиях спортом, будет намного ниже. Вы будете жить с верой, что не заболеете, и именно она станет сопутствовать вашему счастью.

В чем счастье человека

«Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам»
Бернард Шоу

От чего зависит счастье человека, который занимается саморазвитием? Оно будет напрямую зависеть не так от его успехов, как от их оценки самим человеком. Есть очень много таких людей, которые добились значительных достижений, но постоянно выглядят грустными и унылыми. Они недовольны результатами своей деятельности, им все время кажется, что для своего развития они еще недостаточно сделали. Весь фокус в том, что, даже добиваясь новых целей, они остаются все же несчастными.

Счастье не зависит от карьерного роста, а от того, насколько человек воспринимает свое продвижение вперед. Если его прогрессу на работе сопутствуют удачные отношения с любимыми людьми, ради которых он, собственно, и старается, он, безусловно, будет по-настоящему счастливым.

Пытаясь понять, от чего зависит счастье человека, многие люди делают акцент на жизненных обстоятельствах. Часто они произносят фразу: «повезло!». Они не могут, или не хотят понять, что везение и счастье – понятия, которые стоят рядом, но вовсе не являются синонимами.

Есть очень хорошие приемы привлечения удачи, и если вы попытаетесь применить их в своей жизни, то сможете заметить, насколько благосклонными к вам станут обстоятельства:

  • научитесь положительно мыслить;
  • представляйте себе даже маловероятные вещи, дав простор собственной фантазии;
  • прекратите раздражаться, злиться, и уж тем более завидовать другим.

Вы поймете, что счастье зависит не от обстоятельств. Если уделять им слишком много внимания, вы будете их рабом, или жертвой. Убедите себя в том, что не вы зависите от обстоятельств, а, наоборот, они от вас.

Счастливый человек будет оставаться счастливым, что бы ни произошло. И под таких людей окружающие начнут подстраиваться сами, превращая тем самым все обстоятельства в благоприятные.

Он будет служить примером, заражать оптимизмом, к нему станут тянуться, к нему захотят прислушиваться. Не будет преувеличением сказать, что счастливые люди меняют весь этот мир к лучшему.

Подводя краткие итоги, следует отметить, что счастье – это состояние внутреннего мира каждого человека, которое нельзя отождествлять ни с богатством, ни с властью, ни с должностью. Оно зависит от нас самих, от нашего отношения к окружающему миру. Не зря говорят, что человек – хозяин своей судьбы, и кузнец своего счастья.

«Да ты буддист!» — в шутку говорим мы человеку, который в непростой ситуации остаётся безмятежно спокойным. Давно и крепко именно за последователями учения великого Будды закрепилась слава умиротворённых, всегда спокойных, уверенных в себе и в высшем смысле происходящего людей. Эта религия, будучи одной из древнейших, остаётся вечно молодой, примиряя людей с собой, жизнью и друг c другом и выводя на новые уровни бытия. В чём секрет буддийского спокойствия? Чему учил великий Будда, и можно ли обрести гармонию, которую удалось обрести ему?

Может быть, Будда избавляет от проблем всех, кто решает следовать по его стопам? И да, и нет. Он дал знание о трансформации проблем. Превращение проблем в духовную практику — это сердце буддийских учений Махаяны. Основа же всего — бодхичитта. Впрочем, всё по порядку.

Преобразование проблем

Кажется, все мы были бы умиротворёнными, как Будда, если бы не эти постоянные дела и сложности, от которых никуда не деться. Да и окружающие не дают расслабиться. Всё кажется: вот-вот сейчас разделаюсь с очередной проблемой и вот тогда наверняка… Но не успеваешь справиться с одной, как возникает новая. Хм, а что такое проблема? И почему некоторые ситуации — просто эпизоды жизни, другие же причиняют нам страдания?

Оказывается, проблемой мы называем ситуацию, когда наши цели и желания не осуществляются. Человек считает свою цель счастьем, а невозможность её достичь приносит страдания. Эта неудача вызывает негативные эмоции: раздражение, гнев, обиду, зависть, что только усугубляет положение — так человек оказывается в полном разладе с собой и окружающем миром. Его ум приходит в возбуждение, эмоции полностью овладевают им, а вот это уже действительно проблема!

Например, вы вышли из дома прекрасным летним утром, преисполненные намерением отныне быть счастливым и радоваться жизни, а по дороге к остановке машина, проезжая мимо, обдала вас водой из лужи, автобус пришлось прождать полчаса, кондуктор был не слишком вежлив, вдобавок ко всему вы опоздали на работу, за что ещё и получили выговор от начальника… всё это, скорее всего, вызовет массу негативных эмоций, и мечта о счастье окажется разрушенной, во всяком случае на это утро точно. А буддист на это лишь улыбнётся.

Так откуда взять безмятежное состояние ума? Надо поменять отношение к жизни. Изменишь цель — исчезнут проблемы. Когда целью становится познание и совершенствование, тогда жизненные сложности становятся благословением. Поэтому духовный человек в отличие от обычного видит не проблему, он видит возможность. Возможность познания, возможность роста, возможность освобождения от слабостей и обретения добродетелей.

В одном из буддийских трактатов есть строки: «это хроническая болезнь постоянной заботы о себе». Хроническая болезнь эгоизма и есть, согласно учению Будды, причина всех нежелательных обстоятельств. Осознав, что эгоизм повинен во всех недостатках и несчастьях, буддист просит благословения, чтобы он смог победить цепляния за своё маленькое «я». Это поворотный момент, который даёт возможность менять себя и свою судьбу.

Человек берёт ответственность за свою жизнь на себя. Поняв и приняв то, что все негативные события нашей жизни — это последствия наших негармоничных деяний, можно смотреть на жизнь, как в зеркало. Тогда проблемы становятся духовной практикой. Ведь если цель человека – учиться и совершенствоваться, тогда проблема для него и есть то, что даёт этой цели реализоваться.

Когда мы сконцентрированы на познании и практике, тогда отпадает и желание менять других людей, которые якобы мешают нам быть счастливыми. Каждый из нас на самом деле в глубине души знает, что единственный человек, которого мы можем изменить — это мы сами. В целом все учения в буддизме как раз нацелены на тренировку ума и его трансформацию.

Буддизм учит, что трансформация проблем начинается в сердце. Она начинается с наблюдения за собственными реакциями на ситуации и людей. Самое важное быть честным в анализе своих реакций. Например, когда возникает неудовлетворённость в общении с кем-то, надо спокойно подумать: что мне нужно от этого человека, чего я не получаю, чем на самом деле я недоволен?

Безмятежным делает ум удовлетворённость. Вспомните момент в жизни, когда вы были всем довольны и ощущали счастье. Было ли в тот момент в вашем уме место зависти или злобе? Когда мы довольны, мы не злимся, не завидуем, не раздражаемся, не пытаемся скрывать свои недостатки или казаться лучше. Когда мы действительно довольны, счастливы, мы естественным образом проявляем доброту: улыбаемся другим, помогаем кому-то, хотим поделиться своим хорошим настроением. Именно поэтому удовлетворённое состояние ума становится для буддистов столь важной целью — потому что такое состояние ума неизбежно ведёт к умиротворению и естественному проявлению доброты.

Удовлетворённое состояние ума достигается новым отношением к жизни и регулярной непреклонной практикой. Буддийские мастера учат, что нужно ежедневно успокаивать свой ум, тогда неожиданная сложная ситуация не сможет вывести вас из равновесия. Спокойный ум позволяет видеть жизнь трезво, без кармических проекций, такой ум подготовлен к реальности. Что такое удовлетворённое состояние ума? Это ощущение, что всё хорошо. Не стоит путать это с нигилизмом или равнодушием. Ощущение удовлетворённости приходит от понимания своей истинной природы, от принятия себя таким, как есть, от понимания природы всех живых существ и принятия их.

Сегодня почти все действия, которые совершают люди, они совершают из-за недовольства чем-то. Люди хотят что-то изменить, потому что им это не нравится. То есть, мотивацией людей к действиям является неудовлетворённость! Если же ум удовлетворён и умиротворён, это не значит, что человек впадает в бездействие или апатию. Он начинает делать всё с другим мотивом. Удовлетворённый человек хочет изменить ситуацию не потому, что ненавидит людей, которые причиняют ему неудобства, а потому, что заботится о них. Он видит не врага, он видит ещё одно живое существо, которое ищет счастья.

Каким образом каждый день успокаивать ум? Чтобы постичь это состояние, интеллектуальных размышлений не достаточно. Сколько бы мы о нём не размышляли, всё равно в сложной ситуации сохранить спокойный ум не удаётся. Здесь необходима другая работа. Самым важным элементом такой работы для буддистов является медитация. Нужно именно в медитации посмотреть, в какой ситуации наш ум удовлетворён, а в какой — нет, когда мы принимаем ситуацию, а когда – нет, взглянуть на гнев и увидеть, что это такое, а также увидеть, что такое милосердие. Медитативная практика здесь незаменима и обязательна.

Будда говорил:

Пусть человек победит гнев любовью, пусть он победит зло добром, пусть он победит жадность щедростью, а ложь — правдой.

Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу.

Сам себя побуждай, сам себя проверь.

Только духовная практика и ежедневные медитации дадут возможность обрести удовлетворённое спокойное состояние ума, которое не зависит от того, получаем ли мы то, что хотим, или от того, как к нам относятся. Не достаточно просто принять решение быть спокойным и гармоничным.

Одна из классических буддийских медитаций состоит в осознании страданий всех живых существ. Ощутив чужую боль, человек понимает реальность: другие существуют, они важны, они страдают так же, как и я, и так же, как и я, они не хотят страдать. Проблемы человека, осознавшего это, уходят. Ведь, возникают проблемы из-за того, что люди очень привязаны к своему эго, к своему счастью — именно это обычно и вызывает эмоциональный всплеск в сложных ситуациях. Если же сместить фокус своего внимания на заботу о других, изменить цель жизни, то сложности не смогут разрушить внутреннего покоя. Если вас действительно интересует другой человек, его страдание, если вы действительно хотите ему помочь, тогда проблемы исчезают: ситуация остаётся сложной, но она не представляет проблемы, ум не приходит в возбуждение и не испытывает несчастья. Итак, мы подошли к возможности обретения самого большого счастья, которое открыл нам Будда. Это бодхичитта — центральный стержень буддийского учения Махаяны и важнейшая цель для всех следующих по пути Великого Будды.

Бодхичитта

Буддизм доказал, что чем больше мы заботимся о счастье других, тем сильнее в нас ощущение собственного благополучия. Это желание принести как можно больше истинной пользы другим называется бодхичиттой. Буддист стремится достичь просветления, чтобы иметь возможность принести пользу всем живым существам и привести их к просветлению. Бодхичитта — это ум, устремлённый к просветлению ради счастья других живых существ. Это состояние ума взращивается шаг за шагом. И первый шаг на этом пути — зародить в себе твёрдую решимость достичь состояния Будды, чтобы принести пользу другим.

Когда вы зарождаете в себе бодхичитту, это даёт вам ощущение внутреннего мира, удовлетворённости, наполняет счастьем ваше сердце и вашу жизнь.

В одной из своих лекций о бодхичитте Далай-лама сказал: «Любовь и доброта даёт освобождение от страдания. Взяв за основу сострадание, то есть желание, чтобы все живые существа избавились от страданий, и любовь, то есть желание, чтобы все живые существа обрели счастье, вы воспитываете в себе чувство особой ответственности, и поэтому ваше сострадание не остаётся на уровне простых пожеланий, но рождает внутреннюю готовность и ответственность за то, чтобы освободить всех живых существ от страданий. И это необходимое чувство ответственности в конце концов приводит к истинной бодхичитте, то есть альтруистическому намерению достичь состояния Будды ради блага всех живых существ. Если в вас нет бодхичитты, то есть альтруистического намерения, тогда, какие бы мощные духовные практики вы не выполняли, пусть даже вы достигли Нирваны, ничто из этого не будет практикой Бодхисаттвы. Если же у вас есть бодхичитта, тогда даже самое маленькое благодеяние, скажем, вы покормили муравьёв хлебными крошками, каким бы незначительным ни казался этот поступок, из-за бодхичитты, альтруистического стремления, даже самые незначительные благие деяния ведут к полному просветлению. В этом смысле бодхичитта подобна эликсиру, превращающему металлы в золото».

Развитие бодхичитты — ежедневный труд. И вновь основа этой работы — медитация.
Одним из двух самых эффективных методов развития бодхичитты в буддизме считается медитация о Матерях: вы медитируете о том, что все живые существа были когда-то вам добрыми матерями. Они любили вас и были добры, оберегали вас от опасностей, преодолевали трудности и страдания в заботе о вас. Прочувствовав всю ту любовь, которую вам дали, и те сложности, которые испытали ради вашего блага, вы неизбежно приходите к выводу, что Мать — драгоценнейшее существо.

Будда говорил:

Если кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.

Ни на небе, ни посреди океана, ни в горной пещере нельзя найти места, поселившись в котором человек может избежать последствий злых поступков.

Приняв идею, что каждое живое существо было когда-то вам Матерью, вы чувствуете к ним тепло, видите их красоту и хотите позаботиться о них. Вы берёте на себя ответственность: «теперь моя очередь помогать им». Проявляется желание отдать всё самое лучшее, что есть у тебя, другим живым существам в заботе о них. Появляется желание избавить всех живых существ, своих Матерей, от всех страданий и от всех причин страданий. И чтобы этого достичь, у вас нет другого выхода: вы должны сначала сами достичь просветления. Если вы действительно осознали это, то это стремление будет с вами днём и ночью, что бы вы ни делали, без дополнительных усилий и напоминаний. Вы будете ложиться и вставать с этой мыслью. Подобно тому, как мать, которая беспокоится о своём пропавшем ребёнке, думает о нём и днём, и ночью постоянно, без усилий со своей стороны — она просто не может думать ни о чём другом.
Достижение просветления возможно только если у вас есть бодхичитта, — учат мастера буддизма. Без сострадания невозможно достичь просветления самому и помочь другим освободиться от страданий. Вот почему сострадание называется в буддизме самой важной вещью в мире.
Эту медитацию надо проводить не раз и не два, а регулярно, пока всем своим существом не утвердитесь в бодхичитте. Фактически, в таком состоянии ум должен пребывать постоянно.
Буддизм учит: как только вы научитесь отдавать себя другим, с этого момента ощущение счастья в вашем сердце возрастёт многократно. В действительности — это высшее счастье, на которое может уповать человек. Если что-то произойдёт в его жизни после того, как он приучил свой ум к медитации о даянии всего лучшего, что есть в его жизни и принятия на себя страданий всех живых существ, он не будет мучиться чувством утраты, ведь мысленно он уже отдал всё другим. Поэтому, вместо того, чтобы страдать, переживая утрату, он становится всё счастливее и счастливее. Один из гуру буддизма, Лама Сопа Ринпоче сказал: «Когда вы берёте на себя страдания существ и отдаёте им своё счастье, то накапливаете заслуги, равные просторам неба».
Ещё одно упражнение, позволяющее развить бодхичитту, известно многим. Когда вы встречаете каждое живое существо, не имеет значения, человек это или божья коровка, то первая мысль, которая должна возникать в вашем уме, это мысль: «Я желаю тебе счастья». Важно, чтобы самой первой мыслью была именно эта. Попрактикуйтесь и посмотрите, что будет.
Ежедневная работа над обузданием своего ума постепенно позволяет видеть реальность. Эта работа даёт власть над своими реакциями. Например, можно увидеть, как в тебе всплывает негативная эмоция, и до того, как она возьмёт над тобой верх, успеть её преобразовать и отпустить.
У бодхичитты есть ещё один «побочный эффект», о котором упоминал Далай-лама: «Ставить других превыше себя. Всякий, кто породит это альтруистическое намерение, непременно ступит на путь, ведущий к истинному счастью. Если вы стремитесь к подлинному ощущению мира и гармонии, вам не о чем больше просить, как о возможности думать о бохичитте. Бодхичитта взращивается не ради одной только Нирваны. Нирвана оказывается побочным эффектом этой практики».
Учителя неоднократно подчёркивают важность сострадания и любви, без которых практика медитации и познания станет безжизненной и холодной. Далай-лама всегда говорит о первостепенной важности любви: «Что является самым прекрасным в мире на трёх уровнях существования? Безусловно, любовь. Остальные вещи привлекательны для одних и не привлекательны для других. То, что может оказаться привлекательным для людей, вовсе не привлекательно для животных. И то, что привлекательно для людей, не привлекательно для божеств. Однако любовь влечёт каждого: божеств, людей, животных, узников ада и всех других существ.

Если взять концепцию пустоты, отсутствия независимого существования всех явлений, есть многие, кто с ней не согласен, даже среди буддистов.

Будда говорил:

Все что мы есть – это результат наших мыслей.

Никакие несчастья не случаются с тем, кто не привязан к имени и форме. Ибо сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя.

Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить.

Где исчезает желание уничтожить, там прекращается страдание.

Однако альтруизм, любовь, сострадание представляют ценность для всех религиозных традиций. Даже неверующих восхищает любовь. Даже люди, охваченные гневом, будут счастливы, если мы проявим к ним любовь и сострадание. Поэтому я считаю, что любовь это то, что восхищает каждого.

Каковы непосредственные проявления нашей любви? Когда мы видим существ, охваченных страданием, мы тут же испытываем к ним сострадание. Это хорошо, но этого мало. Помимо очевидной боли, существа также испытывают страдания перемен и страдания обусловленного существования. В их основе лежат омрачающие мысли и эмоции, а также скрытые отпечатки. Все они захватывают живых существ. Альтруистическое стремление навсегда освободить всех живых существ от всех страданий и их причин — это непревзойдённая любовь, источник всего благого. Чиндра Гирти начинает свою «Матхианка-Аватару» так: «Поскольку любовь необходима для обильного урожая состояния Будды, как нужно семя, чтобы возник росток, вода, чтобы он вырос, и созревший урожай, чтобы было чем насладиться, я с самого начала преклоняюсь перед состраданием». Это означает, что сострадание ко всем живым существам жизненно важно в начале, середине и конце пути».
Буддизм учит, что бодхичитта в результате исполняет все цели человека: и этой жизни, и следующей, и временной, и абсолютной. Даже, если человек заботится об обычных потребностях, бодхичитта даёт лучшее их воплощение. Этот механизм прост. Наполнившись альтруистическим настроем, вы становитесь гораздо счастливее, все живые существа становятся для вас друзьями, даже птицы и насекомые. Ваше настроение всегда хорошее, это положительно сказывается на здоровье, на сне, на умонастроении. Человек, развивший бодхичитту во всех возрастах, приносит всем только радость, и это неизбежно увеличивает и его счастье. Например, добрый ребёнок получает больше позитивного внимания и подарков, если человек добр в юности, у него много друзей, которые всегда помогут ему в жизни, в зрелом возрасте — он не станет никому доставлять проблем, но будет всем помогать, и даже состарившись, останется спокойными и умиротворённым, не превратившись в сварливого старика, который всем докучает. Если вы разовьёте бодхичитту, вы будете всегда приносить всем счастье в этой жизни и в следующих.
«Доброе сердце — это подношение, доставляющее радость Будде. Взрастите его, чтобы были счастливы Будды и Бодхисаттвы. И это доброе сердце всегда будет вам другом. Эта доброта, которая поможет устранить все препятствия, — говорит Далай-лама, — наш единственный друг, драгоценный камень, исполняющий все наши желания, безусловно, это бодхичитта, самоотверженный, альтруистический настрой. Нет более эффективного средства трансформации ума, чем бодхичитта».
Таковы драгоценности, оставленные Великим Буддой, благословившим нас на светлый путь мира, любви и гармонии.

Е. Новикова.

Опубликовано: «Час Х. Журнал для устремлённых» N5, май 2011.

Практика буддистских монахов: спокойствие, только спокойствие

Предлагаемая вашему вниманию буддистская практика медитации “дружественна” йоге, и вполне могла бы быть включена в круг практик любого практикующего Хатху, Раджа йогу или же Йога-нидру. Она не сложна, но обладает большим потенциалом.

Последовательность практики такова:

1. Ступень расслабления. Займите удобное положение сидя или лежа (но так чтобы не заснуть!), расслабьте все тело, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, мысленно посылая во все уголки своего тела команду на расслабление. Просмотрите все свое тело изнутри мысленным взором, отпуская оставшиеся напряжения. В течение одной-двух минут понаблюдайте свое естественное, ровное дыхание. Можно повторять на выдохе: “Я расслабляюсь… Я успокаиваюсь..” если объем стресса не позволяет расслабиться без этого.

2. Ступень формулировок. Начните мысленно повторять установки, повторяя каждую фразу 3-10 раз — или пока не “прочувствуете” каждую формулу не только умом, но и всем телом:

  • “Я окружен покоем;
  • Покой укрывает меня;
  • Покой поддерживает меня;
  • Покой спереди меня;
  • Покой справа от меня;
  • Покой позади меня;
  • Покой слева от меня;
  • Покой везде вокруг меня;
  • Я в покое, я в безопасности, я в спокойствии;
  • Покой во мне;
  • Все во мне — покой;
  • Я — покой.

3. Ступень наблюдения. Прекратите создавать визуализацию (воспоминание) ситуации спокойствия, отпустите ум. Наблюдайте за своими мыслями. Пусть они приходят и уходят, не подпитывайте их вашим вниманием. Представьте, что ваши мысли — облака в небе, или река, которая течет перед вами: вы — не это, вы наблюдатель. Побудьте в этом состоянии, оно в высшей степени целительно для всего организма и для нервной системы.

4. Ступень визуализации. Вспомните последнюю или самую яркую в вашей жизни ситуацию полного покоя. Это может быть ваш недавний отпуск, или воспоминания о прекрасном дне когда-то в прошлом, или даже воспоминания далекого детства, воспоминания сновидения или медитации — любой опыт прикосновения к состоянию покоя. Восстановите в памяти эту ситуацию с возможно большей четкостью. Если получится, постарайтесь вспомнить цвета, ощущения, звуки, запахи, сопутствовавшие той ситуации. Почувствуйте, словно вы вернулись в то время и место всем своим существом и заново переживаете состояние глубокого покоя, счастья, блаженства. Если вы не можете вспомнить такую ситуацию — нафантазируйте, представьте ее. Не теряйте основного ощущения — спокойствия, не вовлекайтесь в будоражащие мысли.

5. Ступень ощущений (погружения). Почувствуйте теперь, какой ваш покой по ощущениям, как он проявляется, ощущается в вашем теле. Где он? Какой он? В голове? Или в груди, в сердце? А может, в животе? Откуда он приходит в ваше тело и куда в нем утекает, как распределяется? Найдите самые “спокойные” точки в вашем теле, или одну такую точку. Исследуйте, какие именно ощущения рождает в вашем теле покой. Что такое покой на самом деле, если отвлечься от ассоциаций (которые всегда в прошлом или будущем) и медитировать лишь на настоящий, текущий момент? Не размышляйте, не вспоминайте — чувствуйте. Будьте здесь и сейчас — в теле, в ощущениях.

6. Этап проработки. По желанию можно включать или не включать этот этап в свою медитацию. Если Вас сильно тяготит какая-то ситуация в жизни, на последнем этапе визуализируйте себя в состоянии полного покоя, как бы входящим в эту ситуацию. Поставьте себя на свое место в реальной стрессовой ситуации: например, посадите себя на свое рабочее место и “выслушайте” еще раз несправедливый выговор от начальника — только на этот раз в полном покое. Осознайте, что изменилось на этот раз в ситуации, когда вы совершенно спокойны. “Проиграйте” ситуацию несколько раз, до появления ощущения, что она “проработана”. Почувствуйте, что вы загладили свою виду перед участниками ситуации, если она была, что вы собрали, вернули себе свою энергию, эмоции, потерянные в той ситуации. Пусть обиды уйдут, и хорошие отношения будут восстановлены, насколько возможно. Искренне пожелайте счастья всем участникам ситуации. Эмоционально вы таким образом развязываете узелки обиды, стресса — всего того, что йоги называют “самскарами”, залежами плохой кармы в нашем организме. Это как токсины — их надо выводить, аккуратно, постепенно.

7. Завершение. Делали вы или не делали п. 6 — медитацию проработки (отдавания), сейчас постепенно возвращайте внимание в тело: сначала понаблюдайте свое дыхание, потом почувствуйте свои ладони, ступни. Пошевелите кончиками пальцев, пальцами ног. С удовольствием потянитесь всем телом, можно зевнуть. Не спешите вскакивать, сначала сядьте и посидите спокойно минутку. Понаблюдайте свое состояние. Если вы все сделали правильно, после упражнения будет ощущение спокойствия и радости, легкости, постепенно нарастающей бодрости, энтузиазма, ум готов к работе. Если же есть ощущение тяжести, грусти,ум “тяжелый” — в следующий раз сократите время практики.

Такая техника может стать вашим союзником на годы вперед. Со временем эта медитация может стать любимой ежедневной релаксацией (в обеденный перерыв на работе или перед сном), или перейти в новое качество и стать Путем к познанию своего истинного Я и духовного преображения — решать только вам.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga