Самые старые здания мира

Содержание

Расскажите о возникновении средневековых городов по плану:а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.

Возникновение средневековых городов:

а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий;

Ремесленники и торговцы уходили из поместий, потому что торговля и производство в поместьях не шли, ведь основной вид хозяйствования там – земледелие и скотоводство. Поэтому за рынками сбыта ремесленники и торговцы двигались в города.

б) где они поселялись;

Торговцы и ремесленники селились в тех населенных пунктах, где были торговые ряды, рынки, базары и ярмарки. Как правило, все это было в городах, поскольку в городах проживало всегда больше людей.

в) почему они выбирали именно эти места;

Причина выбора заключается в количестве населения. Чем больше людей проживают в городе, тем больше работы ждет ремесленников и торговцев, поскольку им нужно больше изготовить и больше продать.

г) как выглядели построенные ими города.

Главное отличие городов от других типов населенных пунктов – огорождения, представленные частоколом или рвами, с одной стороны – обязательно рекой. Город был своеобразной густонаселенной крепостью. В городе были базары с торговыми рядами, а если город был расположен на торговом пути, то частыми были и ярмарки. В городах также были административные здания, где находился князь, было множество церквей, люди жили в посадах, вне крепости.

11 124

Константинополь

Среди множества городов средневековой Европы столица Византийской империи занимала особое место. Даже в пору относительного упадка, в начале VII века, население Константинополя насчитывало 375 тысяч — намного больше, чем в любом другом городе христианского мира.

Позднее это число только увеличивалось. Рос и сам Константинополь. Даже спустя века города латинского Запада по сравнению с византийской столицей казались жалкими деревушками. Крестоносцы-латиняне поражались ее красотой и размерами, а также богатством. На Руси Константинополь звали «Царьградом», что можно толковать и как «Царский город», и как «Царь-город».

Константин Великий приносит город в дар Богородице. Мозаика

В 330 году римский император Константин I перенес столицу в город Византии и дал ему свое имя. Всего за несколько десятилетий Константинополь из заурядного провинциального центра превратился в крупнейший город империи. Опередил он и все города Запада, включая Рим и столицы Ближнего Востока — Антиохию и Александрию. В Константинополь стекались люди со всего римского мира, привлекаемые его невиданным богатством и славой. В этом городе, стоявшем на мысе между Мраморным и Черным морями, на самой границе Европы и Азии, пересекались торговые пути, шедшие с разных концов света. Почти все Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли. Здесь встречались товары и люди из Западной Европы и цивилизации древнего Китая, Индии и Руси, арабских стран и Скандинавии. Уже в XI веке чужеземцы — купцы, наемники — заселяли целые городские кварталы.

Почти все Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли

Для благоустройства столицы немало сделал император Юстиниан I. При этом правителе Восточная империя значительно расширилась. Созданные тогда величайшие творения византийской архитектуры поновлялись потом веками. Зодчие Юстиниана воздвигли возвышающийся над морем Большой императорский дворец, служивший многим поколениям императоров. Грандиозным памятником союза между империей и церковью поднялся над городом купол Святой Софии, прекрасного храма православного мира. Именно богослужение в Софии, по преданию, потрясло в X веке русских послов, отправленных князем Владимиром «испытать» ромейскую веру. «И не могли мы понять, — рассказывали они князю, — на небе мы или на земле…»

Строительство Святой Софии. Миниатюра из хроники Константина Манассии

Богатство и роскошь столицы империи всегда привлекали завоевателей. В 626 году город пытались взять объединенные силы авар и персов, в 717 году — арабы, в 860 году — русы. Но долгие века Второй Рим не видел врага в своих стенах. Несколько поясов укреплений надежно защищали его. Даже во время многочисленных гражданских войн, потрясавших империю, город только сам отворял ворота победителям. Лишь в 1204 году крестоносцам удалось захватить столицу. С этого момента начался закат Константинополя, завершившийся падением города в 1453 году, уже под натиском турок. По иронии судеб, последний император носил то же имя, что и основатель столицы, — Константин.

Под названием Стамбул город стал столицей мусульманской Османской империи. Он оставался ею до падения власти султанов в 1924 году. Османы решили не разрушать город. Они вселились в императорские дворцы, а собор Святой Софии перестроили в величайшую мечеть державы, сохранив прежнее имя — Айя-София, что и значит «святая».

Орлеан

Город в излучине Луары на перекрестке важнейших торговых путей возник во времена Римской империи как главный «пункт» кельтского племени карнутов и назывался тогда Ценабум. Разрушенный Цезарем в 52 году до нашей эры, он был восстановлен в 275 году императором Аврелианом, от имени которого и произошло современное название Орлеана.

В 451 году город осадили племена гуннов под предводительством Атиллы, и лишь при помощи войск короля вестготов Теодориха I и римского полководца Флавия Аэция осада была снята. Гунны отступили к Труа, где произошла жесточайшая «битва народов». Галлия оказалась на время спасенной, чтобы вскоре быть завоеванной приморскими франками короля Хлодвига, походы которого Григорий Турский, епископ города, автор истории франков, представлял как священные в борьбе с готами-арианами, еретиками.

Орлеан, 1428 год

В 511, 532, 541, 549 годах в Орлеане проводились церковные соборы. Некоторое время город был столицей Орлеанского королевства, которое образовалось после разделения Франкского королевства, в котором правил Хлодомир. Во время правления Карла Великого город стал ученым центром Франкского государства.

В 996 году в кафедральном соборе Орлеана состоялась коронация Роберта II, сына короля Гуго Капета, и какое-то время город был столицей Франции.

Географическое положение способствовало активизации экономической жизни, в первую очередь благодаря транзитной торговле. Плодородная почва, развитие виноделия и предприимчивость населения сделали Орлеан одним из самых крупных и богатых средневековых городов. Сравнительно недалеко протекала Сена, что позволяло поддерживать торговую связь с Парижем и севером страны. Виноделие, а в последующие века и развитие мануфактур укрепляли мощь города, достигшего наивысшего своего подъема к эпохе Ренессанса.

В раннем Средневековье образование в Орлеане считалось престижным

Еще в раннем Средневековье образование в Орлеане считалось престижным. В VI веке здесь обучался сын короля Бургундии Гунтрамна Гундобад. Карл Великий, а затем Гуго Капет отправляли в Орлеан учиться своих старших сыновей. В XI — середине XIII веков учебные заведения города были широко известны и за пределами Франции.

В 1230 году, когда временно были распущены преподаватели парижской Сорбонны, часть из них нашла пристанище в Орлеане. Когда в 1298 году римский папа Бонифаций VIII опубликовал шестой сборник декреталий, он поручил докторам Болоньи и Орлеана сопроводить их комментариями. Святой Иво Кермартенский, которого считают покровителем юристов, нотариусов, адвокатов и судей, изучал в Орлеане гражданское право.

Папа римский Клемент V изучал здесь право и литературу. Булла, изданная им 27 января 1306 года в Лионе, объявляла о создании в Орлеане университета — одного из старейших во Франции и Европе. Следующие 12 понтификов предоставляли университету все новые привилегии. В XIV веке в нем обучалось около 5 тысяч студентов из Франции, Германии, Лотарингии, Бургундии, Шампани, Пикардии, Нормандии, Турени, Гиени, Шотландии.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Эжен Ленепве, 1886 — 1890 годы

Осада Орлеана в 1428 — 1429 годах — одно из важнейших событий Столетней войны. После семимесячной осады город был освобожден 8 мая войсками под предводительством Жанны д’Арк, после чего ее стали называть «Орлеанской девой».

Во время Религиозных войн XVI века Орлеан был одним из центров распространения кальвинизма, но после событий, последовавших за Варфоломеевской ночью в 1572 году, когда в городе было убиты около тысячи гугенотов, усилилось влияние католиков. В 1560 году в городе созывались Генеральные штаты — впервые после 76-летнего перерыва.

Суздаль

Первое документальное упоминание о Суздале относится к 1024 году. Согласно «Повести временных лет», из-за неурожая, вызванного засухой, восстали волхвы, начавшие убивать «старшую чадь». Восстановил порядок прибывший из Новгорода князь Ярослав Мудрый.

В последующие годы Суздаль стал вотчиной Киевского князя Владимира Мономаха, который уделял большое внимание развитию, усилению и укреплению обороны города. Постепенно Суздаль приобрел роль стольного града Ростово-Суздальского княжества.

Вид на Суздаль с реки Каменка. Фотография Сергея Прокудина-Горского, начало XX века

Как и для многих средневековых городов, началом строительства Суздаля стало сооружение на реке Каменка крепости, иначе говоря, — Кремля. Для этого выбралось защищенное с трех сторон естественными преградами место, а для большей уверенности были насыпаны земляные валы. Здесь же по приказу Владимира Мономаха построили Успенский собор, а в XI веке недалеко от стен крепости был возведен и первый монастырь — в честь Дмитрия Солунского.

Чуть восточнее Кремля располагался посад — торгово-ремесленное поселение вне городских стен, где жили торговцы и ремесленники. Посад был огражден валами, а вокруг него постепенно выстраивались слободы.

В конце XI века Суздаль постигло страшное бедствие — во время междоусобной борьбы Олега Черниговского с детьми Владимира Мономаха, Изяславом и Мстиславом, город был сожжен. В довершение, в 1107 году полчища болгарских племен разграбили окрестности Суздаля, и горожанам пришлось отсиживаться в укрепленном городе.

Еще при жизни Владимир Мономах отдал Суздальскую область своему сыну Юрию, который превратил Суздаль не только в столичный город, но и сделал его крупным религиозным центром Руси. Во времена Долгорукого границы его княжества простирались до Белого озера на севере, до Волги — на востоке, до Муромской земли — на юге и до Смоленщины — на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возросло.

С приходом к власти сына Юрия, князя Андрея, Суздаль стал утрачивать свое первенство, уступая его новой столице, — Владимиру.

Юрий Долгорукий превратил Суздаль в крупный религиозный центр Руси

К началу XIV века снова начался подъем города, возникло Суздальско-Нижегородское княжество, где даже чеканили свою монету. В те годы Суздаль переживал расцвет, оставаясь богатым, многолюдным городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах».

В 1392 году Суздаль вошел в состав Великого княжества Московского. Великокняжеский престол был перенесен в Москву. Так началось падение Суздаля.

Суздальский Кремль

Став рядовым городом Московского государства и находясь вне оживленных торговых путей, Суздаль в XV — XVII веках не приобрел выдающегося положения и в торгово-промышленном отношении. В Смутное время город дважды был разграблен польскими войсками, в 1634 году — крымскими татарами, а в довершение, в 1654 — 1655 годах он пережил опустошительный пожар и эпидемию.

В 1796 году Суздаль был объявлен уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году епископская кафедра была перенесена из Суздаля во Владимир.

Уинчестер

Уинчестер — один из археологически изученных городов Англии. В 1999 году в Уинчестере, в аббатстве Хайд, археологи нашли остатки могилы короля Альфреда Великого, которая была перенесена сюда в период Норманнского завоевания. Именно в правление короля Уэссекса Альфреда Уинчестер впервые получил историческую известность, хотя, благодаря выгодному расположению города, люди селились там и раньше. Римское имя «Venta Belgarum» показывает, что в кельтский период город был важным племенным центром. Однако информация, полученная посредством некоторых раскопок, свидетельствует о том, что население появилось на здешних территориях даже раньше, чем во время римского правления, а именно — в железном веке.

В Средние века Уинчестер — центр искусств, торговли, королевской и церковной власти

Средневековье для Уинчестера прошло относительно спокойно: не было ни кровопролитных войн, ни многочисленных штурмов и захватов. Город был достаточно популярным торговым центром в стране вплоть до XIX века. До сих пор можно наблюдать богато украшенный ярмарочный крест, сохранившийся с XIV века.

В XV веке Альфред Великий сделал Уинчестер столицей королевства Уэссекс, хотя, если судить по фактам, этот статус принадлежал городу де-факто. Тогда и зародилась традиция обсуждения политических вопросов «рыцарями круглого стола». Так называемый «круглый стол» находился в Уинчестерском замке, ставшим теперь одной из красивейших экспозиций в Англии.

В XIV — XVII века Уинчестер был столицей Англии, через некоторое время он вынужден был разделить господство с Лондоном, а позже и вовсе отдать ему этот официальный статус.

Король Артур и его рыцари за круглым столом

Эдесса

Некогда главный город области Осроена, Эдесса, в VIII веке до нашей эры был завоеван Ассирией и получил название Руху. Один из важных центров месопотамской цивилизации, город был посвящен богине Атергатис, о чем свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священных пруда, в которых содержались рыбы, посвященные богине.

При Селевке I, много сделавшем для возвеличения города, Эдесса получила свое имя в честь города Эдессы в македонской области Эматия, исторической столицы античного Македонского царства.

В 137 году (или 132) до нашей эры Абгар Ухомо основал здесь Эдесское царство, называвшееся также Орроенским или Осроенским. По преданию, Абгар состоял в переписке с Иисусом Христом, и по его просьбе Христос послал ему свой собственный «нерукотворный» образ. По тому же преданию при царе Осроены апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение.

После распада Римской империи Эдесса стала важным центром раннего христианства

При императоре Траяне Лузий Квиет разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил подать и восстановил царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима. Около 216 года город был превращен в военную римскую колонию. В 217 году здесь был убит император Каракалла. В 242 году Гордиан III снова восстановил Осроенское царство и поручил его новому Абгару, из потомков старой царской династии, но уже в 244 году царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян.

Абгар получает «Спас Нерукотворный» от апостола Фаддея. Икона X века из монастыря Святой Екатерины

После распада Римской империи Эдесса отошла к Византии. В этот период усилилось значение города в истории христианской церкви. Более 300 монастырей насчитывалось в Эдессе. В ней жил Отец церкви Ефрем Сирин и находилась школа его последователей.

При императоре Юстине I город был разрушен землетрясением, но в скором времени восстановлен, став Юстинополем.

Переход Эдессы в 641 году под власть арабских халифов положил конец процветанию здесь христианства, а во время последовавших затем внутренних и внешних войн совсем угасла всемирная слава города. В 1031 году византийским императорам удалось завладеть Эдессой, но в течение того же столетия город еще несколько раз менял своих повелителей. В 1040 году его заняли сельджуки.

В 1042 году Эдесса была возвращена в состав Византийской империи, а в 1077 году город был присоединен к государству Филарета Варажнуни. В 1086 году Эдесса вновь была завоевана сельджуками, однако после смерти султана Тутуша в 1095 году его наместник в Эдессе армянин Торос стал независимым князем.

В 1098 году, во время первого крестового похода брат Готфрида Бульонского, граф Балдуин, легко овладел городом при содействии его жителей и сделал его главным городом своего Эдесского графства.

Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро, но, наконец, при склонном к удовольствиям графе Жослене II повелителю Мосула Имад ад-Дину Занги удалось в 1144 году взять город приступом.

Снова здесь воцарился ислам, и все христианские храмы были обращены в мечети. Попытка жителей Эдессы в 1146 году стряхнуть с себя мусульманское иго окончилась гибелью города: они были разбиты сыном и преемником Занги, Нур ад-Дином. Оставшиеся в живых обращены в рабство, а сам город разрушен. Судьба его с этого времени полна превратностей: им овладевали султаны египетские и сирийские, монголы, тюрки, туркмены и персы, пока, наконец, не завоевали его в 1637 году турки. Под их властью Эдесса стала подниматься из развалин за счет местного, преимущественно нетурецкого, населения.

Привет

Каждый день, прогуливаясь по центру Санкт-Петербурга, я обращаю внимание на достопримечательности нашего города, которые, конечно, всем знакомы:

Исаакиевский собор,
Александрийский столп,
Мраморный замок,
Инженерный замок.

Все они были построены очень давно, их пока еще нельзя причислить к самым древним строениям, но прошло очень много времени, а они не утеряли свою привлекательность и красоту.

В тоже самое время, если просто отойти поглубже в город можно увидеть постройки, которые по виду можно назвать самыми древними строениями, хотя были возведены несколько десятков лет назад.

Даже можно далеко не ходить, каждый день, практически везде можно услышать о ветхом жилье. Бывает даже покупая квартиру в новом доме, уже на следующий год проявляются огрехи, из-за которых просто опасно для жизни находиться в этих квартирах.

Мне стало интересно, а какие строения самые древние в мире?

Самые древние строения в мире

Прежде всего хочу выразить благодарность Александру (его блог), читателю моего «Блога о камне».

Когда я опубликовал пост «Мастер-класс по каменным рубилам», возможно, кстати, что подобные инструменты использовали и для постройки самых древних строений в мире, то Александр прокомментировал его (пост) и у нас была интересная переписка, в которой подсказал идею и я решил опубликовать Топ 10 самых древних строений мира.

Чтобы сохранять интерес до самого последнего момента, принято начинать с конца.

Не буду нарушать традиций и начну с 10 места.

Самые древние строения — 10 место!

10 место рейтинга самых древних строений мира заняла Королевская Могила, расположенная в 320 метрах от берега восточного побережья провинции Скания в южной Швеции.

Самое интересное, что она была построена в бронзовом веке более 3000 лет назад. А после восстановления внутренних помещений были обнаружены на камнях изображения
животных,
рыб,
птиц,
кораблей, и даже
колесница, запряженная 2 лошадьми.

Королевскую Могилу обнаружил археолог Халльстрем Густав (1880 — 1962), а раскопки велись с 1931 года.

Самые древние строения — 9 место!

Двигаемся дальше.

И на 9 месте нашего рейтинга самых древних построек, располагается гробница Naveta де Tudons в городе Минорка в Испании.

Гробница была построена более 3 200 лет назад и использовалась между 1200 и 750 г. до н.э. Построена она была в виде самой обычной перевернутой вверх дном лодки из каменных блоков

Обнаружена она была в 1975 года, в ней были найдены бронзовые браслеты и керамические пуговицы.

В настоящее время она полностью восстановлена и открыта для посещений. Это один из символов и главных достопримечательностей города Менорка.

Самые древние строения — 8 место!

Сокровищница Атрея или Гробница Агамемнона, построена в древнем городе Микены (Греция) во время бронзового века около 1250 лет до нашей эры, что более 3250 лет назад и занимает 8 место рейтинга самых древних построек мира.

Сокровищница Атрея, благодаря в своему величию и монументальной форме, является одним из самых впечатляющих памятников сохранившихся с микенской Греции. Наприме, перемычки над проходами весят более 120 тонн!!!

Самые древние строения — 7 место!

7 место в рейтинге самых древних строений досталось городу Coral — Это большое древнее поселение в Перу, а также самый древний город Америки.

Заселен город Coral был примерно между 2600 до н.э. и 2000 до н. — это более чем 4600 лет назад. И на еготерритории в 60 га располагаются 19 пирамид.

Самое интересное, что во время археологически раскопок были найдены украшения из камня — бусы ожерелья, музыкальные инструменты и многое другое, но совершенно не было оружия. Это означает, что этот один из самых древних городов был мирным и скорее всего его жители занимались торговлей

Самые древние строения — 6 место!

Пирамида Джосера в Египте является самой древней каменной постройкой в мире.

Возведена она была до 3000 гг до н.э. — это более 4700 лет назад и состояла из шести ступеней, расположенных друг на друге. Общая высота пирамиды Джосера составляет 62 метра.

И она занимает почетное 6 место в нашем рейтинге самых древних строений:

Самые древние строения — 5 место!

И снова курган. На 5 строчке топа 10 древних строений мира я разместил курган Hulbjerg, расположенный на южной оконечности острова Лангеланд.

Самое интересное, что Усыпальница Hulbjerg была построена 5000 лет назад. При этом она полностью собрана из 13 каменных блоков точно подогнанных друг к другу.

Самые древние строения — 4 место!

Newgrange является доисторическим памятником, находится под охрано ЮНЕСКО и расположен в графстве Мит, в восточной части Ирландии , примерно в одном километре к северу от реки Бойн.

Он был построен около 3200 г. до н.э — это более 5 100 лет назад.

Сегодня, Newgrange является популярным туристическим объектом.

Стены проходов составлены из больших каменных плит, двадцать две из которых находятся на западной стороне и двадцать одина на востоке. Высокта каменных боков составляет в среднем около 1,5 метров в высоту; резьба по камню украшает многие блоки.

В нашем рейтинге самых древних строений Newgrange занимает 4 место.

Самые древние строения — 3 место!

С каждой строчкой мы все ближе и ближе к первому месту. И все глубже и глубже погружаемся в историю.

Итак, тройку лидеров рейтинга самых древних строений мира открывает Monte d’Accoddi — археологи, которые обнаружили данный объект, описывают его как алтарь — храм, построенный в виде древней ступенчатой пирамиды.

Построен Monte d’Accoddi на севере Сардинии , между Сассари и Порто Торрес около 2700 — 2000 г. до н.э — это около 5,200 лет.

Самые древние строения — 2 место!

Мы еще на один шаг к лидеру нашего рейтинга и вторую строчку занимает действительно самое древнее строение.

Knap of Howar — на острове Папа Вестрей в Оркни (Шотландия) примерно 5500 лет назад в период с 3700 -2800 гг. до н.э. была построена усадьба — Это самый старый каменный дом в Северной Европе.

Стены Knap of Howar до сих пор стоят и поддерживают карниз на высоте 1,6 м, также сохранилась и каменная мебель, которая дает яркое представление о жизни в этом доме. Камины, кровати, стеллажи были обнаружены практически в первозданном виде. Вы только представьте себе — прошло более 5000 лет, а они целехоньки!

Самые древние строения — 1 место!

Вот, собственно, мы и добрались до самого древней постройки нашего рейтинга.

И его поправу занимают Мегалитические храмы Мальты — это серия доисторических памятников на Мальте, семь из которых находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Удивительно, но они были построены (только задумайтесь!!) более 5,5 тысяч лет назад.

Археологи считают, что эти мегалитические комплексы являются результатом местных инноваций в процессе культурной эволюции. Храмы были возведены в период между 3600 — 3000 гг. до н.э., которые полностью функционировали и использовались до 2500 г. до н.э.

Виктор Родригес — архитектор из Португалии, тоже сделал свой дом из настоящих камней в 1973 г., и огромное число туристов приезжают посмотреть на него. Правда его каменный дом в наш рейтинг не попал по вполне понятным причинам. Посмотреть на его творение можно в статье: «Дом из валунов»

Но это еще далеко не все! Мир большой и впереди еще много интересностей, если не хотите их пропустить, то советую Вам

Как Вам такой рейтинг?

masterok

Сенсационная находка немецкого археолога в Анатолии позволяет по-новому взглянуть на древнейшую историю человеческой цивилизации. На горном склоне в Юго-Восточной Турции, неподалеку от сирийской границы, экспедиция под руководством Клауса Шмидта откопала великолепный древний храм, которому 12 тысяч лет.

Древнейшее из найденных на сегодняшний момент культовых сооружений Гебекли-Тепе, построенное в эпоху раннего неолита, было открыто еще в середине ХХ века. Тем не менее ученые заинтересовались этим памятником культуры только после того, как в 1990-х годах были найдены массивные каменные стены и покрытые рисунками Т-образные колонны.

Предполагается, что общее число храмов в Гебекли-Тепе должно достигать 20. Каждое из строений, вероятно, знаменовало восхождение Сириуса на небе в разное время.

Впервые звезда Сириус появилась на земном небе около 11 300 тысяч лет назад. По яркости она занимает четвертое место сразу после Луны, Венеры и Юпитера, поэтому наверняка производила неизгладимое впечатление на человека эпохи раннего неолита.

Давайте изучим его подробнее …

Фото 2.

Клаус Шмидт приват-доцент Немецкого археологического института в Берлине, занимается изучением древнейшей истории человечества. Когда в 1994 году Шмидт начал раскопки в Гобекли-Тепе, он был уверен, что эти раскопки станут главным делом его жизни. Археологический комплекс в этой местности можно сравнить со Стоунхенджем в Англии, с той лишь разницей, что развалины в Анатолии на 6 тысяч лет древнее.

Будучи ребенком, Клаус Шмидт не вылезал из пещер в своей родной Германии, надеясь найти там доисторические рисунки. Тридцать лет спустя, уже представляя Немецкий археологический институт, он обнаружил нечто бесконечно более важное – храмовый комплекс, почти в два раза древнее всех аналогичных сооружений на планете.

Фото 3.

«Это место – сверхновая звезда, – говорит Шмидт, стоя под одиноким деревом на продуваемом ветрами холме в 55 км к северу от границы Турции с Сирией. – Уже в первую минуту после его обнаружения я знал, что у меня есть два пути: либо уйти отсюда, не сказав никому ни слова, либо провести остаток жизни здесь, на этих раскопках».

Фото 4.

За его спиной открываются первые изгибы Анатолийского плоскогорья. Впереди на сотни миль до самого Багдада и дальше на юг простирается Месопотамская равнина, похожая на море цвета пыли. Прямо впереди, спрятанные за уступом холма, каменные окружности Гобекли-Тепе. В те времена, когда люди еще не строили себе постоянных жилищ, не умели изготовить простейшую глиняную миску, добывали себе пропитание охотой и собирательством, обитатели Юго-Восточной Анатолии воздвигли своим богам монументальное святилище.

Фото 5.

По сравнению со Стоунхенджем – самым известным доисторическим памятником на территории Великобритании – грандиозностью масштаба они не поражают. Ни одно из раскопанных круглых сооружений (а их на данный момент насчитывается четыре из двадцати) не превышает 30 метров в поперечнике. Что делает эти находки совершенно уникальной, так это вырезанные на них изображения кабанов, лисиц, львов, птиц, змей и скорпионов, а также возраст самих находок. Они были созданы за 9,5 тысяч лет до н.э. Они на 5,5 тыс. лет древнее первых городов Месопотамии и на 7 тыс. лет – Стоунхенджа.

Фото 6.

В Гобекли-Тепе археологи обнаружили на холме гигантский комплекс круглых построек и каменные столбы с высеченными рельефами. В настоящее время раскопана только небольшая часть построек, но, если принять во внимание возраст развалин, сразу становится ясно, что это уникальный археологический памятник.

Фото 7.

Древние развалины Невали-Кери, которые с 1992 года находятся на дне водохранилища имени Ататюрка, почти такие же старые, как Гобекли-Тепе, их возраст 10 500 лет. Но столбы там гораздо меньше, и отделка скромнее. С храмами Гобекли-Тепе может состязаться в возрасте Иерихон, но там нет больших скульптур, нет архитектурных украшений. Все остальные древние археологические памятники относятся к другой эпохе — они возникли примерно на 2 тысячи лет позднее. Люди, создавшие эти округлые памятники и каменные барельефы, весь этот комплекс, даже не имели глиняной посуды и не выращивали злаковых культур. Они жили в поселениях. Но они были охотниками, а не земледельцами.

Фото 8.

Судя по возрасту комплекса Гобекли-Тепе, именно в этой местности охотники и собиратели перешли к оседлому образу жизни. В Гобекли-Тепе прежде всего поражают интеллектуальные способности людей каменного века, их трудолюбие и знание строительного дела. А ведь до сих пор ученые были уверены, что осуществление таких гигантских проектов, как строительство храма, предполагает оседлый образ жизни и высокую степень организации.

«Всегда полагалось, что только сложные общества с иерархической структурой могли построить подобные монументальные сооружения, и что они появились лишь с возникновением землепашества», – говорит профессор антропологии Стэнфордского университета (Stanford University) Ян Ходдер (Ian Hodder), который с 1993 года руководит раскопками в Чаталь-Хойюк – самом известном из поселений эпохи неолита на территории Турции. – Гобекли перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия. Один только этот факт ставит его в ряд важнейших археологических находок за очень продолжительный период времени».

Фото 9.

Место археологических раскопок в Гобекли-Тепе впервые было обследовано в 1963 году. Однако тогда археологи недооценили его значение, и долгое время там вообще не работали. На холме, в толще которого находится храмовый комплекс, располагалось поле овса. Крестьяне то и дело убирали с полей мешавшие им громоздкие камни, так что верхняя часть храма уничтожена до того, как ее исследовали ученые.

По раскопанным участкам можно сделать вывод, что люди здесь пребывали очень долго. Рядом с круглым зданием святилища найдено несколько зданий меньшего размера, в которых, по-видимому, проходили какие-то ритуальные собрания. Но во всех этих зданиях нет ни малейших признаков человеческого жилья.

Раскопки ведутся вот уже десять лет. В результате пока расчищена лишь небольшая часть, но назначение Гобекли-Тепе для построивших его людей так и остается неясным. Некоторые полагают, что это место было предназначено для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину.

Фото 10.

Но Шмидт со скепсисом относится к теории плодородия. Он разделяет мнение, что Гобекли-Тепе могло быть «последним расцветом полукочевого общества, которое вот-вот должна была уничтожить идущая на смену эпоха земледелия». Он указывает, что если сегодня это место сохранилось почти в идеальном состоянии, то только потому, что его строители вскоре погребли свое творение под тоннами земли, как будто их богатый дикими животными мир утратил все свое значение.

«С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, – продолжает ученый. – Что есть вселенная? Зачем мы здесь?» Но здесь отсутствуют символы плодородия, которые находили на месте других раскопок эпохи неолита, и столбы в форме буквы Т, будучи явно получеловеческими, являются бесполыми. «Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт, поглаживая рукой одну из самых больших глыб. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это – творцы».

Фото 11.

Едва ли не самое интересное в Гобекли-Тепе — это его последние дни. Постройки, несомненно, засыпаны, и именно этим объясняется их хорошая сохранность. Все древние культовые здания были просто покинуты, заброшены, но храм на анатолийском холме буквально зарыли в землю. Массивное здание с монолитными гигантскими столбами, покрытыми великолепными рельефами, доверху засыпан камнями и грунтом, так что он буквально исчез под землей.

Фото 12.

Хотя археологи освободили из-под насыпи только часть Гобекли-Тепе, уже сейчас можно оценить необычайно большие размеры святилища. Оно состоит из четырех различных храмов, обнесенных невысокой каменной оградой. Особенно интересны Т-образные монолиты с частично сохранившимися рельефами. Они очень натуралистично изображают птиц, газелей, быков. Рядом с изображением осла и змеи можно различить голову лисы. Там есть даже пауки и объемно выполненный дикий кабан с насупленной тупой мордой.

То, что строители храма придавали большое значение миру животных, само по себе не удивительно. Но они изображали диких животных, и это подтверждает предположение, что создатели святилища не были оседлыми земледельцами. Интересно и другое: в окрестностях Гобекли-Тепе представлены всевозможные дикорастущие злаки, которые впоследствии были культивированы как зерновые культуры.

Фото 13.

Возможно, Гобекли-Тепе является тем самым недостающим звеном в цепи — связующим элементом между первобытными кочевыми охотниками-собирателями и оседлыми земледельцами. Производство монолитных каменных столбов с рельефами требует определенных профессиональных навыков — для этого нужны каменотесы. Значит, другие люди снабжали ремесленников-каменотесов всем необходимым для жизни, то есть у них существовало общество, основанное на разделении труда.

</p>

Фото 14.

На некоторых столбах находятся пиктограммы. Некоторые археологи предполагают, что эти значки могли повлиять на системы знаков, возникшие в более позднее время, но трудно проследить, имеется ли между ними связь. Иероглифы были распространены не в соседней Месопотамии, а в Древнем Египте, то есть далеко от Гобекли-Тепе. К тому же временной интервал между Древним Египтом и культурой Гобекли-Тепе очень велик.

Фото 15.

Конец святилища Гобекли-Тепе пришелся на начало VIII тысячелетия до н.э. В это время в соседней Месопотамии распространилось земледелие. Почва в окрестностях Гобекли-Тепе скудная, возможно, именно по этой причине святилище утратило свое значение. Важнейшие центры образовались значительно южнее, на плодородных равнинах, в долинах рек. По крайней мере, этим можно отчасти объяснить, почему люди покинули храм, где сотни лет их предки поклонялись богам. Они засыпали святилище камнями и навсегда ушли оттуда.

Уроки Гобекли-Тепе побуждают пересмотреть представление о так называемой неолитической революции. До сих пор историки думали, что переход кочевых племен к оседлому образу жизни создал предпосылки для строительства крупных городских центров и огромных храмов. Но опыт Гобекли-Тепе доказывает, что, по всей вероятности, было как раз наоборот: само существование грандиозного святилища, где происходили главные ритуалы, побуждало людей не отдаляться от него, а оставаться поблизости от святого места и устраивать себе постоянные жилища. Значит, сначала все-таки был храм, а потом уже дом, деревня и город.

Фото 16.

Загадка Гебекли-Тепе не менее удивительна, чем тайны пирамид, но гораздо древнее. Ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но достоверно неизвестно, что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.

Среди исследователей и энтузиастов появляются самые разные предположения: от приземленных до невероятных. Одни считают, что Гебекли-Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, другие же выдвигают идеи о вмешательстве инопланетных рас в историю Земли и строительстве этого комплекса инопланетянами. Есть мнения, что Гебекли-Тепе являлся Эдемским садом или прообразом Ноева ковчега.

РОССИЙСКИЙ ИСТОРИК ГЕННАДИЙ КЛИМОВ СЧИТАЕТ, что Гебекли-Тепе и похожие постройки на территории России возвела одна и та же раса. Он подтверждает свою теорию тем фактом, что в IX тысячелетии до н.э. еще не было Черного моря и путь из русских приледниковых степей в эти края был свободен.

Мы привыкли к мысли о том, что сначала появилось сельское хозяйство, а потом — поселения, но Гебекли-Тепе и в этом вопросе глобально меняет наше представление о древних людях. Ученые установили, что для возведения столь монументального строения нужно было собрать одновременно как минимум 500 человек. То есть все эти люди жили вместе.

Фото 17.

Ученые предполагают, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных.

Все заключения относительно храмового комплекса Гебекли-Тепе носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII-IX тысячелетиям до н. э.

Фото 18.

Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после IX тысячелетия до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10-20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек.

На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

источники

Напомню вам еще несколько древностей, про которых вы возможно не слышали: вот например Тайны долины Бру-на-Бойн, а вот Загадочные пещеры Барабар и еще необычная версия про мегалиты лемурийских великанов. Вот посмотрите, где находится Гробница персидских королей и Древняя Пальмира Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=53314Tags: Древности, СамыйСамый Subscribe to Telegram channel masterok

20 самых привлекательных фасадов, выполненных из камня


20 самых привлекательных фасадов, выполненных из камня

Загадочность и очарование – это те эпитеты, которыми можно охарактеризовать каменные фасады, которые сегодня, несмотря на разнообразие других материалов, по-прежнему остаются популярными. Многим нравится гулять по старинным улочкам городов и задерживать взгляд, рассматривая каменную кладку старых домов. Она делает их похожими на небольшие замки и возвращает нас в воображении в далекое прошлое.
Кроме загадочности и очарования, каменные фасады характеризуются практичностью и оригинальностью. Камень очень прочный материал, который практически не подвластен стихиям и времени. Это природный материал нейтральной расцветки с хорошими изоляционными характеристиками, который обеспечит стабильную температуру внутри помещения. Камень – экологически чистый материал, который прекрасно смотрится в сочетании с ландшафтами любого типа.

1. Два каменных коттеджа с застекленной перегородкой


Два каменных коттеджа с застекленной перегородкой

Ирландский пейзаж как нельзя лучше подходит для домов с каменным фасадом и современной архитектурой. Эта усадьба, Connemara Residence, построенная компанией Peter Legge Associates, состоит из двух каменных построек, которые между собой соединены стеклянной пристройкой.

2. Каменный коттедж в Шотландии: проект Torispardon


Каменный коттедж в Шотландии: проект Torispardon

Расположенный в красивом горном районе с панорамным видом на горы и долину коттедж Torispardon в Шотландии удивительным образом органично вписывается в ландшафт благодаря работе архитекторов, Стюарта Арчера и Лиз Маринко. Архитекторы восстановили почти разрушившийся комплекс и усадьбу в целом.

3. Историческая ферма, которая превратилась в современный жилой дом в Серданьи, Испания


Историческая ферма

Компания Dom Arquitectura недавно закончила восстанавливать историческую ферму в восточном районе Пиренеев, на границе с Францией. Клиент нанял архитекторов, чтобы они переделали старую ферму, амбар и склад на современный жилой комплекс с гостевыми домиками.

4. Современный деревенский стиль: дом от компании Jordan Iverson Signature Homes


Современный деревенский стиль

Расположенный в Юджине, штат Орегон, дом Crenshaw является ярким примером экспрессии смешения стилей. Команда креативных архитекторов удачно скомбинировала металл и камень при облицовке фасада с целью придания ему динамичности и современности.

5. Горный деревенский пейзаж, Канада


Горный деревенский пейзаж, Канада

Проект дома под названием Rock Copper Glass принадлежит компании cdrg+Red Team, которая работает в Канаде. Прежде всего, изумляет четкий план, изящный внешний вид, сочетание камня, местной сосны и металла. Дом прекрасно вписывается в ландшафт, имеет прекрасную форму, функционален и выполнен из качественных строительных материалов, которые обеспечили прочность конструкции.

6. Современный павильон со стальным каркасом и видом на Йоханнесбург


Современный павильон со стальным каркасом

Павильон Westcliff Pavilion является творением архитекторов из компании GASS Architecture Studios. Двухкомнатный павильон расположен в Йоханнесбурге, ЮАР, в небольшом лесочке на крутом холме, имеет оригинальный дизайн и фантастический вид на город.

7. Утонченность дизайна каменного дома в Швейцарии


Утонченность дизайна каменного дома в Швейцарии

Этот реконструированный каменный дом, расположенный в исторической деревушке в Швейцарии, не только является воплощением мечты своих хозяев, но и прекрасным примером современного дизайна, который подчеркнул историческое значение здания. Архитекторы максимально сохранили старую каменную кладку и заменили только поврежденные участки, а также деревянные полы на цементные, сохранив очарование сказочно красивого старого дома. современные черты.

8. Реконструированная ферма: старые формы – современный дизайн


Реконструированная ферма

При реконструкции здания старой фермы архитекторы сохранили старые формы комплекса, но привнесли современные черты, использовали новейшие технологии, чтобы сохранить былое очарование. Когда архитекторы из компании Fernando Coelho Archite начали свою работу, то здание стояло в руинах, но им удалось успешно завершить проект. С улицы виден каменный фасад здания, как дань истории.

9. Подлинная горная архитектура в Швейцарии: новое прочтение


Подлинная горная архитектура в Швейцарии

Сохраняя основные черты старого дома, который был построен еще в начале 19 века, компания Savioz Fabrizzi Architecte создала современную усадьбу в городке Чамосон, Швейцария. Каменный фасад здания как нельзя лучше вписывается в горный ландшафт этой местности.

10. Сочетание камня и дерева в экстерьере дома в живописной деревушке на Кипре


Сочетание камня и дерева

Облицованный деревом каменный дом на Кипре был построен компанией VARDA studio на холме под теплым греческим солнцем. Сохраняя особенности старой греческой архитектуры, этот дом отличается от соседних домов своим объемным дизайном.

11. Каменные мотивы курортного города Миконос, Греция


Каменные мотивы курортного города Миконос

Дом Rocky Retreat Two расположен в горной местности Миконоса. С его территории открывается панорамный вид на Эгейское море. Дом является идеальным местом для отдыха для тех, кто любит делать это со вкусом. Традиционный каменный экстерьер дополнен привлекательным внутренним двориком.

12. Красивая усадьба в камне и дереве, вдохновленный живописным ландшафтом


Красивая усадьба в камне и дереве

Идея дизайна красивого дома принадлежит архитекторам из компании Carney Logan Burke Architects. Дом расположен в Вильсоне, Вайоминг, на берегу реки Снейк. Он находится в окружении густого леса и красивых просторных лугов.

13. Отель в испанской глубинке


Отель в испанской глубинке

В самом живописном регионе Испании, Галиция, в маленькой деревне в Коста-да-Морте находится очаровательный традиционный испанский отель под названием Lugardo Cotariño. Историческое здание было реконструировано двумя его владельцами, Альберто Куерво и Джулией Флорес, после того, как они, впервые побывав в этой деревне, увидели и просто влюбились в это здание, которое теперь является прекрасным местом для отдыха.

14. Камень и стекло – основные элементы дизайна реконструированного амбара 15 века


Камень и стекло – основные элементы дизайна реконструированного амбара

Амбар 15-го века, который находится на острове Гернси, реконструирован архитекторами студии MOOARC и трансформирован в современный роскошный жилой дом, который носит название La Concha House. На основе старого здания архитекторы создали красивый дом с использованием природных и переработанных материалов.

15. Современное каменное здание: Casa Club Bosque Altozano


Современное каменное здание: Casa Club Bosque Altozano

Здание Casa Club Bosque Altozano от компании Parque Humano было построено в Мехико. Благодаря своей форме и использованным при строительстве материалам оно идеально вписывается в местный ландшафт. Ряд больших окон обеспечивают панорамный вид на окрестности. Местный камень, из которого создан фасад здания в обрамлении металлического каркаса, создает исключительный художественный вид.

16. Красивый жилой комплекс с удивительно уютным интерьером из Айдахо


Красивый жилой комплекс с удивительно уютным интерьером из Айдахо

Из построенного компанией Marmol Radziner в Солнечной Долине здания, которое носит название Prospector Residence, открывается изумительный вид на горы. Цветовая гамма была выбрана в соответствии с цветовой палитрой ландшафта. Среди строительных материалов можно отметить камень и красный кедр, которые использовали для отделки фасада, а также голубой камень для полов. В доме, площадь которого 740 м2, находится 7 спален и 7 ванных комнат.

17. Современная интерпретация традиционного шале: ферма Hocker Farm, Великобритания


Современная интерпретация традиционного шале

Дизайном здания при реконструкции старой каменной фермы Hocker Farm занималась компания Donald Architecture. Очаровательный каменный коттедж находится в районе национального парка The Peak District National Park. В ограниченном по площади здании архитекторы столкнулись с проблемой дополнительного места для новых помещений. Оригинальный фасад дома выполнен с использованием камня и стекла.

18. Дорого и красиво: частный загородный дом в Юте


Дорого и красиво: частный загородный дом в Юте

Частный загородный дом Holladay Estate, расположенный в штате Юта, характеризуется рядом удивительных и уникальных особенностей. Он построен в европейском стиле Старого света с элементами эллинистической культуры в виде колон, которые обрамляют арочные окна и крыльцо.

19. Архитектурная асимметрия на службе комфорта: здание в Парк-Сити, штат Юта


Архитектурная асимметрия на службе комфорта: здание в Парк-Сити

На территории Парк-Сити, Юта, находится загородный дом с уникальным дизайном, навеянным красивым пейзажем. Когда впервые гости входят внутрь, то им бросается в глаза интересная асимметрия и сочетание стекла, дерева и камня в экстерьере здания, которое просто сливается с окружающим ландшафтом.

20. Идеальный загородный дом для зимнего отдыха в Биг-Скай, Монтана


Идеальный загородный дом для зимнего отдыха в Биг-Скай, Монтана

Над дизайном этого интересного загородного дома работала компания On Site Management, основанная известным архитектором Джонатаном Футом. Впечатляющий каменный фасад здания и визуальные эффекты делают его неповторимым.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самый первый дом на Земле

На сегодняшний день тяжело представить, как люди могли бы жить без различных сооружений и зданий. Никто не может без жилья и у любого человека оно все равно должно быть. Но все зависит от уровня культурного развития. У кого-то могут быть шикарные апартаменты, а кто-то может жить в заброшенных подвалах. Но кто, же впервые придумал самый первый дом, и каким он был?

Многие думают, что самым первым домом для человека была пещера. Но это не так. Серые и холодные пещеры были не пригодны для жизни первобытного человека. Туда люди могли заходить, но лишь только в экстренных случаях, к примеру, нападение животного или сильный мороз, дождь и другие факторы. Но из-за этого не нужно считать пещеры самым первым домом человека. Помимо всего вышеперечисленного пещеры использовались людьми для совершения культовых обрядов.

Естественно, самый первый дом в мире не сохранился до наших дней. Но вот реконструировать его облик вполне возможно, если хорошо изучить строения племен. На сегодняшний день на Земле можно найти такие племена, жизнь которых приближена к первобытности. И глядя на их дома, можно представить и самые первые дома в мире. В первобытные времена климат на Земле был намного теплее, поэтому люди строили не дома, а ветровые заслоны. Они строили свои дома из коры деревьев или веток, а также травы. Это убежище могло укрыть от непогоды, но вот спасти от опасности не сможет.

После того, как человек сменил кочевой образ жизни на оседлый, вот тогда и появились самые первые дома на планете. Этими домами служили шалаши и хижины, которые строились из сплетенных тонких веток. Но были люди, которые все также продолжали кочевать. Они специально создавали себе переносные дома, которые напоминали палатки. Они строились следующим образом: сначала готовился каркас из крупных и прочных костей животного, к примеру, мамонта. Затем каркас обвешивался шкурами убитых животных. А в теплую погоду для этого использовали кору деревьев. И этот самый первый дом считался переносным или портативным.

Многие специалисты думают, что самый первый дом человек строил не для себя, а для того, чтобы хранить в нем урожай. А от качества урожая в то время зависело общее благосостояние всего племени.

Самый первый дом на Земле!

Почему так важно совершить хадж?

Паломничество (хадж и умра) – это посещение святых мест, хотя бы один раз в жизни его должен совершить каждый мусульманин, имеющий на то возможность. Ежегодно миллионы мусульман собираются у самого святого для мусульман места – Каабы, чтобы выразить своё почтение дому Аллаха.

Кааба является первым построенным на Земле домом, фундамент которого был заложен ещё нашим праотцом – пророком Адамом (мир ему). Затем пророк Ибрахим (мир ему) вместе с сыном Исмаилом (мир ему) заново отстроил Каабу.

Всего Каабу строили четыре раза. После Ибрахима (мир ему) Каабу до прихода Ислама строили и курейшиты. В строительстве, как передаётся в хадисах, принимал участие тридцатипятилетний Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

В переводе с арабского слово хадж означает намерение. В шариатско-богословской терминологии хадж – это намерение человека дойти до Каабы и исполнить другие необходимые деяния.

Совершение полноценного хаджа очищает человека от грехов так, что после паломничества он становится чистым, как младенец. Хадж открывает верующему двери к новой жизни, укрепляет его духовность, веру в милость и прощение Всевышнего.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ حَجَّ لِلَّهِ فَلَمْ يَرْفُثْ، وَلَمْ يَفْسُقْ، رَجَعَ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ

«Тот, кто совершил хадж ради довольства Всевышнего Аллаха, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда его родила мать». (Бухари, 1521; Муслим, 1350)

Слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «…вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда его родила мать» подразумевают, что ему будут прощены все его прежние грехи.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Совершение каждой следующей умры после предыдущей служит искуплением грехов, совершённых в период между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая». (Бухари, 1773; Муслим, 1349)

Посещение этих святых мест и исполнение обрядов хаджа и умры помогает человеку возобновить связь со своим Творцом. Всё это ведёт к покаяниям, от которых уже не так легко отказаться. Душа очищается настолько, что чувства человека утончаются.

Всевышний наложил на нас различные обязанности, некоторые из них связаны с нашим телом, а другие – с имуществом. Например, намаз и пост мы исполняем физически, а закят выплачивается из нашего имущества.

Что касается хаджа, то он охватывает оба вида поклонения, то есть в нём присутствует и утомление тела, и расход имущества. В паломничестве тело подвергается трудностям, а средства расходуются. Таким образом, хадж включает в себя все виды поклонения: намаз, пост, закят, и‘тикаф и другие.

В чём смысл паломничества в Мекку?

Хадж также включает в себя обряды, которые являются для мусульманина напоминанием о великом прошлом, об историях пророков (мир им). Это напоминание о тех трудностях, которые испытывал Пророк Ибрахим (мир ему) и его семья.

Хождение между холмами Сафа и Марва напоминает паломнику о состоянии госпожи Хаджар (жены пророка Ибрахима (мир ему) и матери пророка Исмаиля (мир ему)), которую Ибрахим оставил в пустыне. Положив испытывающего жажду маленького Исмаиля на землю, Хаджар в поисках воды бегала от Сафы к Марве, от Марвы к Сафе и между этим подбегала к сыну. По воле Всевышнего возле Исмаиля (мир ему) появился источник, который сегодня известен как Зам-зам.

Паломнику следует помнить об этой прекрасной истории любви матери к своему ребенку и о её заботе, когда он пьёт воду Зама-зам. Этот источник и стал причиной возникновения поселения на территории нынешней Мекки.

Также бросание камушков, которое является одним из обрядов хаджа, напоминает паломнику историю о принесении в жертву пророком Ибрахимом (мир ему) своего сына Исмаиля (мир ему).

Иблис, увидев твёрдое намерение Ибрахима (мир ему) выполнить повеление Аллаха, явился к матери Исмаила в облике человека и попытался настроить её против мужа. Но проклятому иблису не помогли козни, Хаджар не подалась его наущениям.

Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилю и попытался уговорить его не повиноваться своему отцу, но и на этот раз его старания не увенчались успехом.

Исмаиль, как и его мать, был непоколебим и беспрекословно подчинился повелению Всевышнего. Мать согласилась принести сына в жертву, и сам Исмаиль согласился быть жертвой ради Аллаха, если таково повеление Господа.

Увидев их покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и, оставив, их решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?». Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним.

Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат ас-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней.

С другой стороны, хадж приучает нас терпению и выносливости, к трудностям и помогает человеку осознать необходимость соблюдения дисциплины и порядка. Благодаря хаджу раб начинает более искренне выражать благодарность Господу.

С точки зрения социальной значимости в хадже заключается особая мудрость. Во время совершения обрядов хаджа в одном месте собираются миллионы верующих. Вне зависимости от цвета кожи, языка, расы, страны, культуры, авторитета и имущественного положения все они имеют одинаковые цели и задачи. И богатые, и бедные, и сильные, и слабые – все паломники находятся в одинаковых условиях, носят одну и ту же одежду, следуют одним и тем же правилам и переживают одинаковые тяготы.

Паломничество в эти святые места продолжается вот уже четырнадцать веков. Каждый год эти места напоминают паломникам о жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его семье, сподвижниках (да будет доволен ими всеми Аллах) и о тех значимых событиях, которые происходили на этих землях.

Чтобы приблизиться к Всевышнему Аллаху, раньше праведники уединялись в горах, лесах, покидая людей, и довольствовались общением только со своим Господом. Вместо этого Всевышний дал нашей умме хадж. Если предыдущие общины покидали дома и уходили в горы отшельниками, то нашей общине вместо этого дано повеление совершать хадж, покидая родину.