Самые красивые граффити в мире

Стрит-арт — это обобщающее название всех направлений творческой деятельности, которая происходит в городской среде. Подразумевается, что это изобразительное искусство, шрифтовая графика, скульптура, инсталляции, которые не имеют явных рекламных составляющих. Каких-то чётких правил здесь не существует, а природа многих произведений не позволяет однозначно сказать о том, какие виды стрит-арта имеют к ним непосредственное отношение. К примеру, граффити на стене может находиться рядом с постером, а тот быть выполненным в традициях поп-арта.

Виды уличного искусства

Направления стрит-арта выделяются при рассмотрении действий художников с разных точек зрения. К примеру, оставление ими только тегов, содержащих названия команд или личную подпись, до определённого предела нельзя характеризовать в качестве политического протеста. Тем более, что и сами деятели могут быть далёкими от политики. Обычный бомбинг, с которого граффити и началось. Совершенно изменится ситуация, если по содержанию надпись будет вызывать ассоциации с чем-то революционным. Обычно выделение направлений проводится на базе:

  • отношения к конкретным видам творчества, таким как графика, скульптура, объёмные инсталляции;
  • наличия элементов общего стиля в искусстве — поп-арта, нонконформизма, модерна и подобных течений;
  • перевес характерных специфических особенностей — художники стремятся оставить очень много своих надписей или прорабатывают каждую деталь, главное для них — вызвать настроение или изменить внешний вид улицы.

На основе этого появляются собственные стили стрит-арта, которые часто строятся на подражательстве. Чьи-то рисунки или надписи получают популярность, а другие стремятся создавать нечто подобное. Что же представляют собой наиболее распространённые виды работ в городе?

Граффити

Традиционно так называют надписи. Для их создания используются самые разные шрифты, а некоторые работы связаны с превращением букв в образы. К примеру, буква «о» может изображаться в виде рожицы, а буква «к» в качестве человечка. Принято считать, что техника стрит-арт выделяет стили, которые относятся преимущественно к манере нанесения надписей и условиями работы:

  • throw-up – наиболее простой стиль, подразумевающий использование одного или двух цветов — один для контура, а один для заливки. Любимый стиль тех, кто занимается бомбингом;
  • blockbuster – тоже прост в исполнении. Его характерно особенностью являются более яркие буквы, которые отличаются массивностью и часто имеют кубическую форму. Из него выделяется стиль Bubble. Это практически тоже самое, но буквы напоминают пузырьки;
  • WildStyle – основан на переплетении очень большого числа контуров, что существенно затрудняет прочтение надписей.

Направления граффити не задают никаких ограничений. Каждый рисует так, как ему нравится… WildStyle, или дикий стиль, как раз и возник в качестве реакции художников на то, как они видели стены, где уже поработали собратья по цеху. Всё получается естественно и зависит преимущественно от того, как пойдёт рука. Как бы странно это не звучало, хорошие надписи получаются тогда, когда человек с баллончиком краски в ней не думает о технике.

Рисунки на стенах

Они могут создаваться сами по себе, а могут сочетаться с надписями. И здесь не существует никаких правил. Авторы, которые имеют подлинное мастерство и соответствующее образование, создают самую настоящую профессиональную графику. Те же ребята, кому главное самовыражение, могут творить абстрактные картины, ориентируясь в первую очередь на переплетение линий и цветовую гамму своих произведений.

Трафареты

Создать без них силуэты с точными контурами возможно, но неоправданно трудно. Даже работая совершенно без каких-либо приспособлений художник всё равно использует хоть что-то техническое — разметку большого пространства или обведение контуров, которые даёт проектор. Трафареты ничем не хуже. Тем более, что настоящий художник непременно делает их сам, а если использует какие-то средства автоматизации процесса создания трафаретов, то не в ущерб творческому замыслу.

Как сделать трафарет для граффити?

Муралы

Муралы — большие рисунки, которые занимают всю стену. Наиболее распространённый тип официального уличного искусства. Нелегальным образом нарисовать такую огромную картину можно только где-то на задворках города, на какой-то окраине, где всем безразлично, какой будет стена.

Стикеры

Небольшие наклейки, которые не имеют большой популярности из-за того, что сливаются с рекламой. Чаще всего стикеры используют для распространения каких-то слоганов или образов, связанных с игрой. Основная игра всех художников стрит-арта — захват пространства, распространение информации наиболее широким образом. Для этой цели наклейки подходят лучше всего. Правда, не всегда и не для всех.

Постеры

В качестве автономного способа творческой активности практически не используются. Эксперименты с плакатами и стикерами проводили только несколько художников в России. К примеру, в Санкт-Петербурге постеры с увлечением расклеивал по городу дизайнер Агон-Нога.

Инсталляции

В городской среде — это гости не такие уж и редкие, но именно к стрит-арту, с его собственными традициями, непосредственное отношение они имеют в основном тогда, когда художники пытаются добавить к надписям и рисункам какую-то подлинную объёмность. В любом случае инсталляции заставят нас задуматься скорее про поп-арт, чем про классическое уличное искусство, основанное на граффити.

Стили

Уличное искусство характерно тем, что в буквально в каждом произведении, относящемуся к какому-то направлению творчества, можно найти что-то ещё. Даже самые обычные теги, подписи на стенах, оставляемые везде и всюду, содержат в себе какой-то вызов общественному мнению, поэтому можно говорить про нонконформизм. Если же они будут выполнены в какой-то авторской манере, или райтинг начнёт сочетаться с элементами рисования изображений, то вполне уместно говорить про абстрактное искусство. В уличной среде возможно и такое сочетание стилей, когда перемешанными оказываются экспрессионизм, сюрреализм, граффити и графический дизайн.

В мире стрит-арта всё зависит от личностных особенностей художника и того, как его концепции воспринимаются зрителями. Точно соотнести работы со стилем, направлением, видом или типом чаще всего оказывается невозможным.

Стрит-артом называют вид изобразительного искусства, характеризующийся ярко выраженным урбанистическим стилем. Многим знакомо одно из его направлений – граффити, но это не единственная форма самовыражения уличных художников. Есть еще трафаретная печать, создание постеров и инсталляций, рисование стикерами, монументальная живопись и другие формы уличного искусства.

Зарождаться стрит-арт начал еще в древнем мире. В принципе, и наскальную живопись можно отнести к его проявлениям. В современном виде такое творчество зародилось в Америке во второй половине XX века. Одним из основоположников граффити стал Taki-183 из Нью-Йорка, полное имя которого в историю не вошло. Работая курьером и перемещаясь по городу, он оставлял на стенах, заборах, в метро свою подпись, состоящую из имени и номера улицы, где он жил. Позже о нем написали газеты, и уже толпы его последователей стали оставлять свои метки (tags), все больше разрисовывая улицы города.

В качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий. Фото: thinkstockphotos.comИз Америки стрит-арт пока только в форме граффити распространяется дальше. В Европе это движение стало более «интеллектуальным». Художники стали призывать людей подумать, бороться за свои права, протестовать против несправедливости, быть активными. Изначально в качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий, основания мостов, станции метро. Позже художники переключились на стены исторических достопримечательностей, что и определило уличное искусство вне закона. Его стали считать вандализмом, и продолжалось так несколько десятилетий.

Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир. Фото: thinkstockphotos.comСейчас уличное искусство не всегда воспринимается окружающими именно как искусство. Некоторые направления стрит-арта до сих пор считаются вандализмом и незаконны во многих странах. Однако умные руководители пересмотрели отношение к такому проявлению творчества молодежи и решили направить ее энергию в нужное русло. Власти поручают группам художников разрисовывать безликие стены производственных зданий и жилых домов, устраивают конкурсы и дают гранты. Нередко крупные магазины, кафе или галереи прибегают к такому способу декорирования зданий. Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир.

Постепенно этот вид творчества выбирается из подполья. Для уличных художников проводят вполне легальные фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия, где молодежь может поучиться у мастеров или продемонстрировать свои работы.

Стрит-артом занимаются люди, которые хотят сделать город лучше и краше. Фото: thinkstockphotos.comОтносительно новым течением в стрит-арте считается 3D-граффити. Художники умудряются создавать уникальные и реалистичные шедевры на асфальте, которые с определенной точки кажутся объемными. Создание объемной картины может занимать несколько дней, а жизнь ее довольно коротка: до первого дождя или уборки дорог. Здесь важно успеть запечатлеть свой шедевр на фото.

Стрит-артом занимаются люди, которые изначально не ищут признания или известности. Им важно сделать окружающий мир чуть лучше и красивее, затронуть какие-то важные социальные проблемы, показать скрытые грани современного города и свой взгляд на мир. Если человек может увидеть прелесть в трещине на асфальте, дефекте на стене здания или обычном бетонном заборе и украсить это место, стоит ли ему мешать?

Топ-12 впечатляющих граффити со всех концов света

Всю историю существования граффити, человечество пыталось лишить его права называться искусством. В конце концов, любой дурак, вооружившись банкой краски, способен нарисовать на стене какой-то рисунок. Тем не менее, уличные художники продолжают удивлять нас своими смелыми и яркими картинами, с каждым разом все более убеждая зрителей, что их творения достойны называться искусством. Рассматривая приведенные ниже примеры граффити, вы можете сами убедиться в этом.
12. Укройся под моим зонтом

Этот великолепный пример граффити – детище британского художника под ником «Сет». Такие картины по-настоящему украшают города. Яркие цвета и оригинальность рисунка в целом определенно впечатляют.
11. Слишком поздно

Бэнкси, самый известный уличный художник в мире, завоевал популярность благодаря своей огромной коллекции провокационных и противоречивых рисунков, которые он оставляет в самых разных точках земного шара. И хотя у этого художника есть из чего выбирать, простота и одновременно с этим сила, заключенная в этом рисунке, по-настоящему впечатляет и заставляет задуматься о глобальных проблемах. Рисунок можно найти на стене неподалеку от канала Риджентс в Северном Лондоне.
10. Leaf Me Alone

Испанский художник по имени Pejac доказал, что, зачастую, самые простые идеи таят в себе небывалую красоту. Он применяет особый подход, используя в своих рисунках недостающие компоненты предметов, создавая из них настоящие шедевры.
9. Peek-A-Boo

Если вы не будете достаточно внимательно оглядывать окрестности, то пройдете мимо, так и не заметив этот хитро спрятанный рисунок, расположенный в Бангсаре, предместье Куала-Лумпур. Он был создан литовским художником Эрнестом Захаревичем, как дань памяти одному покойному уличному художнику из России.
8. Любовь – это любовь

Стик – уличный художник из Лондона, широко известный благодаря своим милым рисункам, описывающим те или иные жизненные ситуации. Перед вами одна из его работ, нарисованных в Брик-Лэйн, районе Бангладеша, известном благодаря постоянным расистским столкновениям. На рисунке изображена женщина-мусульманка, которая держит за руку европейца.
7. Король ящериц

Эта огромная рептилия появилась от руки художника ROA в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико. Это граффити широко известно среди сообщества уличных художников, и не перестает поражать удивительной детализацией мельчайших частей картины.
6. Пять баллов

Рисунок, расположенный в районе Квинс в Нью-Йорке, стал самой настоящей Меккой для уличных художников всего мира. 200 000 квадратных футов поверхности стены здания здесь покрыты сплошным граффити. К сожалению, в августе этого года было объявлено, что здание подлежит сносу в скором времени.
5. Под мостом

Как все мы знаем, зачастую настоящие шедевры получаются из самых обычных и ничем не примечательных вещей. И это – именно то, что получилось у художника под ником Dome в Карлсруэ, Германия. Он превратил невзрачную опорную балку моста в огромную руку, которая его поддерживает.
4. Порхай, как бабочка…
..жаль, как пчела. Многие из вас, вероятно, знакомы с этим изображением. На двери рядового гаража в Париже изображен памятный удар легенды бокса Мохаммеда Али, воспроизведенный в видеоигре Street Fighter.
3. Ваш выбор
Талантливый художник Нуксуно Ксан не позволил пропасть даром ни одному предмету с этого забора. Дерево, кирпичная стена и все, что было поблизости, вписалось в удивительную картину, которую он нарисовал на стене в Форт Де Франс, в Мартинике.
2. Нам нужна еда, а не футбол
Этот трогательный рисунок с изображением голодающего ребенка был нарисован на одном из зданий в Испании. Этот рисунок – лишь один из целой серии, приуроченной к Чемпионату мира по футболу 2014 года, которая была предназначена привлечь внимание людей к более важным проблемам, нежели к спорту. Несмотря на важность этого граффити, в скором времени его стерли.
1. Like, like, like…
В конце 1980-х и начале 90-х годов среди граффити была популярна тема пропаганды отказа от телевидения. Некто Томас из Ферентино, Италия, решил возродить эту традицию и создал рисунок, призывающий отказаться от одержимости социальными медиа. Главным источником вдохновения для создания этого граффити послужила популярная социальная сеть Facebook.

Самые дорогие граффити мира: работы Бэнкси

По сведениям газеты The Daily Mail, под псевдонимом Бэнкси скрывается 34-летний Робин Ганнингем, уроженец Бристоля.В конце 90-х годов он стал заниматься граффити и довольно долгое время действовал как обычный райтер, но его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции стало все сложнее. Бэнкси уже признанная фигура в мире искусства, он был удостоен престижной премии GreatestBritonsAward (премии «Величайшие Великобританцы») в номинации «Искусство». Но он не явился за призом, а предпочел остаться легендой.По словам Бэнкси, даже его родители не знают, кто он такой на самом деле. С одной стороны, анонимность стала его козырной картой, с другой- бомбинг Бэнкси, хотя и искусство, а все же нелегальное.В лондонских киосках продаются путеводители по уличным шедеврам бэнксиевского искуства Однажды, прячась от английских полицейских Банкси решил использовать трафареты, чтобы сэкономить время. Осенью 2006 года в нескольких лондонских магазинах он незаметно заменил диски с альбомом певицы Пэрис Хилтон на диски с сорокоминутной песней своего друга Danger Mouse и собственными рисунками. Благодаря таланту художника и остро-социальной тематике своих рисунков, Банкси быстро обрел популярность сперва в Англии, а потом и во всем мире. Самое удивительное, что он до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции. После того, как Кристина Агилера купила оригинал работы «Королева Виктория в образе лесбиянки» за 25,000 фунтов стерлингов, а несколько портретов Кейт Мосс ушли с аукциона Сотбис за 50,400 фунтов стерлингов, дела художника пошли в гору. На том же аукционе, трафаретное изображение Моны Лизы, со стекающий из глаз краской, было продано за 57,600.На второй день аукциона Бэнкси украсил свой веб-сайт изображением: участники торгов прицениваются к картине. С подписью: «Не могу поверить, что вы, придурки, на самом деле покупаете это дерьмо!» За 400 тысяч долларов было продано в Лондоне очередное произведение британского художника Бэнкси, работающего в стиле граффити. Одним из условий покупки был демонтаж покупателем стены дома, на котором нарисована картина, и замена ее на новую. Стоимость демонтажа и строительство новой стены обойдется покупателю еще в 10 тысяч долларов.Картина представляет собой выполненную в полный рост фигуру художника в берете Рембрандта, кладущего последний мазок на гигантскую подпись-граффити Бэнкси. Работы Бэнкси воруют из музеев и городских ландшафтов, а потом перепродают. Бесплатно же творения художника можно получить на его официальном сайте.Работы Бэнкси в 2007 году стали самыми дорогими лотами на аукционе современного искусства Sotheby’s 2006-2007 годы стали для Роберта Бэнкса прорывом в мир искусства. В 2006 году голливудские знаменитости приобрели его работы на кругленькие суммы. Так, например, Анжелина Джоли потратила 2 млн.долларов на его творчество. в галлерее Lazarides.Другими знаменитыми поклонниками Бэнкси стали Джуд Лоу, Бред Пит и Киану Ривз. Общаться со своими покупателями художник предпочитает через своего веб-агента Стива Лазаридеса.На недавних торгах аукционного дома Bonhams за работы художника выложили в общей сложности 546 тыс. фунтов стерлингов.Вокалист Radiohead Том Йорк сотрудничает с культовым художником граффити Бэнкси. Картины Бэнкси использованы в новом клипе Йорка.В Нью-Йорке ему доверили расписать коридор отеля «Карлтон Армз». Бэнкси порою поражает своими выходками. В мае 2005 года сотрудники Британского Музея обнаружили на стене работу Бэнкси. Изображение пещерного человека, который толкает тележку из супермаркета. Что интересно, творение было решено оставить. А за огромную граффити-картину на мосту, из-за которой мост пришлось закрывать на реконструкцию, Бэнкси выставили немалый штраф.Джордж Майкл просит Бэнкси раскрасить свой особняк. Последняя его работа ушла с молотка за рекордную сумму 62400 фунтов стерлингов. Другая работа — «Девочка с шаром» («Balloon Girl») была продана за 37200 фунтов (около 74 тысяч долларов), а картина «Обнимающий бомбу» («Bomb Hugger») — за 31200 фунтов (62500 долларов). Изображение Ленина на роликовых коньках ушло за 96 тысяч долларов. В фильме «Дитя человеческое» можно увидеть некоторые работы Банкси, включая изображение двух целующихся констеблей. Этот же рисунок послужил источником вдохновения фотографии «Эра милосердия» российской арт-группы «Синие носы». Британскому музею понадобилось восемь дней, чтобы понять, что Бэнксиус Максимус, стилизованное под первобытное искусство изображение охотника Каменного века, держащего в руках тележку из супермаркета, не является подлинным. Граффити на стене Бруклинской Клиники сексуального здоровья молодежи ,изображающая любовников.Персонал в восторге! это изображение,оценивающееся в 500 тыс. было удалено. Изображение выражает позицию художника по отношению к засилью камер скрытого наблюдения (CCTV-камер) в британских городах А мировую известность Роберт Бэнкс получил после ряда своих скандальных работ на военную тематику. На западном берегу реки Иордан, не обращая внимания на угрозы, он все- таки умудрился нарисовать задуманное. Что и вызвало широкий общественный резонанс Вот некоторые картины на разделительном барьере между Израилем и палестинцами на Западном берегу В 2003 году Бэнкси (Banksy) нарисовал граффити на стене дома в районе Stoke Newington (Лондон). Изображение, представляющее собой пародию на королевскую семью, машущую ручками с балкона, был использовано для обложки сингла Blur “Crazy Beat”. Хозяйка дома, Софи Аттрилл (Sofie Attrill) гордилась необычным украшением дома. автор за работой очередного шедевра.. В 2006-м году Бэнкси дал интервью Шепарду Фэйри для его журнала “Swindle» Как долго ты ещё собираешься работать анонимно, общаясь через своего агента? Banksy: Вообще не собираюсь выходить из тени. В мире полно самовлюблённых кретинов, которые каждый день выставляют на показ свои уродливые мордашки. Если поспрашивать детей на улице, кем они хотят стать, большинство из них скажут, что хотят быть кем-то знаменитым, но они не смогут объяснить вам, зачем им это нужно. Мне кажется, Энди Уорхол ошибался и в будущем будет столько знаменитостей, что каждому нужны будут свои 15 минут неузнаваемости. Мне важно, чтобы мой рисунок хорошо выглядел, мне неважно, как при этом выгляжу сам я. Я не очень-то слежу за модой, и на улице мои работы выглядят обычно лучше меня самого. Кроме того, я не могу рисовать в открытую из-за своих проблем с полицией. И потом, готов поспорить, что то, как я выгляжу, многих просто разочарует.Все что я делал, было направлено на подрыв системы. Средства, цвета, идеи. Я встретил мою подругу в полицейском застенке, и свою популярность я получил во многом благодаря копам. Получается мне не за что на них обижаться также Бэнкси делает скульптуры и стикеры: обезьяна-художник рыбные палочки Я никогда не хожу на открытия собственных выставок, не торчу в чатах и на MySpace. Всё что мне известно о реакции людей на мои работы, это то, что мне сообщает пара моих друзей. Правда, один из них постоянно хочет занять у меня денег, поэтому я не уверен насчёт его честности. Я как-то раскрасил дверь в Лондоне, а потом её кто-то вырезал пилой и продал на одном известном аукционе за 24000 фунтов и на этой же неделе власти Инсилгтона распорядились закрасить мои работы вдоль одной из дорог Палестинская стена.Каждый, кто занимается граффити, должен обязательно туда съездить. Они там построили самую большую стену в мире. Я рисовал со стороны Палестины и не думаю, что все там точно знали, чем я занимаюсь. Они не понимали, почему бы мне просто не написать большими буквами «к чёрту Израиль» или не нарисовать израильского премьера, подвешенного на верёвке. И возможно, они были правы. Парень, у которого я остановился, провёл однажды пять дней в «грязном мешке» за то, что вывесил из окна флаг Палестины. «Грязный мешок», это когда Израильские службы безопасности обмазывают мешок дерьмом и надевают его тебе на голову, а руки связывают за спиной. Я как раз ел, когда он рассказывал, и я выплюнул свою еду, а он продолжил и сказал: «Это ещё что. Мой брат две недели без перерыва в таком просидел». Местным очень тяжело свободно рисовать там. Конечно, мы не рисовали по ночам, ночью тебя просто там пристрелят. Мы рисовали днём, давая понять, что мы всего лишь туристы. Время личной популярности для художника в прошлом. Произведения, которые создавались ради славы, никогда не делали никого прославившимся. Любая популярность – лишь побочный продукт какого-либо деяния, обладающего смыслом. Ты ведь идешь в ресторан и заказываешь там еду, чтобы поесть, а не потому, что хочешь дерьма пожрать. В 2001 году Бэнкси выпустил свою книгу «Banging your head against a brick wall» («Стучась головой о кирпичную стену»), где собраны самые известные его работы на тот момент и задокументированы реальные истории из его жизни, сформировавшие многие взгляды художника. Последняя его книга- «Стена и мир» — разошлась тиражом в 250 тысяч экземпляров… http://banksy.co.uk/ сайт Бэнкси Обновлено 14/11/09 14:11: Трафарет «Lenin on Rollerskates (Who Put the Revolution on Ice?)» изображает русского революционера на роликовых коньках.

Нижний Новгород давно называют неофициальной столицей уличного искусства. В нашем городе в закоулках и дворах, на стенах разрушенных домов и на фасадах зданий можно найти сотни потрясающих, ярких работ, таящих в себе глубокий смысл и порой загадочные истории создания. А нижегородские художники стараются не только отобразить социальные проблемы и заставить нас задуматься, но еще и стремятся превратить Нижний в город-квест. Никогда не знаешь, за каким углом поджидает очередное творение. В этом интервью известный и талантливый художник Никита Nomerz приоткроет завесу в параллельный творческий мир нашего города.

Увлечение Никиты стрит-артом началось еще в школьное время и продолжается спустя долгие годы.

«В старших классах я увлекся хип-хоп культурой, и стал замечать рисунки в городе и в клипах на ТВ. Тогда это все только зарождалось и меня это очень зацепило. Мне всегда было интересно рисовать, искать новые формы искусства. В то время стрит-арт в мире был не особо распространен, что уж говорить о Нижнем Новгороде. Я начал рисовать граффити примерно в 2005 году, часто рисовали с друзьями совместные работы. Вообще граффити – это работа со шрифтами и буквами, но я всегда больше уделял внимание персонажам, которые дополняли шрифтовые композиции моих друзей. Большой творческий путь мы прошли с Артемом Филатовым, у нас была команда и часто мы рисовали совместно, сейчас же мы развиваемся, как сольные уличные художники».

Многие не видят разницы между граффити и стрит-артом, а между тем, она велика. Граффити – это чаще всего никнеймы, названия команд художников, нанесенные на какие-либо объекты. Часто на стенах домов или сооружениях можно увидеть непонятные наборы букв, расшифровать которые могут только те, кто в теме.

«Существует два типа граффити-работ – первое направление называется «бомбинг», в нем основной акцент на количество, а не на качество. Это делается быстро и в самых видных местах. И конечно преимущественно это вандализм. Но мне с самого начало нравилось создавать качественные и сложные работы. Такое направление в граффити на сленге называется «райтинг». Обычно райтеры выбирают спокойные места, где можно потратить много времени на создание работы. В 2007-2009 годах у меня был такой переходный период в творчестве, я начал осваивать новые техники, пробовать делать трафареты, плакаты, работать с пространством, все это меня привело меня уже в русло стрит-арта».

В некоторых городах и странах власти всячески поддерживают уличных художников, дают им простор для творчества, благодаря чему, к примеру, в Лиссабоне (Португалия) заброшенные дома превратились в невероятные объекты уличного искусства, посмотреть на которые съезжаются туристы со всего мира. Было бы здорово и в Нижнем Новгороде сделать нечто подобное, ведь у нас таких же печальных зданий в городе немало. Но пока официально разрешенных мест для рисования нет.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«В нашем городе есть несколько так называемых «холл-оф-фэймов» для создания граффити, это те места где негласно можно рисовать. Но до сих пор не появилось не одного официального отведенного места для легального рисования. Первым граффити «холл-оф-фэмом» были стены на стадионе «Водник», потом появилась подстанция во дворах Большой Печерской, одно время активным местом была стройка за легендарным синим забором. Сейчас рисуют граффити под метро-мостом. Кстати у меня есть одна идея, возможно в этом году в рамках фестиваля «Место» мы организуем первую в городе легальную площадку для граффити райтеров и уличных художников, где каждый желающий сможет делать свои работы».

Чаще всего интересные арт-объекты прячутся в труднодоступных местах – во дворах, куда никто не заглядывает, на стенах заброшек и разрушек. Однако бывает и так, что городская администрация дает официальное добро художникам на то, чтобы те разрисовали, скажем, фасад многоквартирного жилого дома в центре города. Обычно это происходит в рамках фестивалей.

В уличном искусстве каждый может увидеть что-то свое. К примеру, работа Nomerza «Атлант» на улице Гаршина показывает человека, который поддерживает дом. По задумке автора, он как бы удерживает строение от падения с обрыва, у которого оно находится. Но некоторые нижегородцы считают, что атлант пытается наоборот столкнуть дом с горы. Этим стрит-арт и интересен.

«Атлант»

«В 2016 году в Нижнем Новгороде проходил фестиваль «Новый город: Древний» — это социальная проект про борьбу за сохранность старых домов. И у меня появился образ атланта, который держит этот дом на Гаршина. Там на фасаде пошла трещина из-за того, что это бывший мешочный цех, но со временем дом «нарастили», сделали к нему пристрой и заселили людей. И вот на этой пристроенной части пошла трещина. Поэтому атлант – поддерживает здание».

«Большой брат»

Одна из самых знаменитых работ Никиты – «Большой брат», или как ее еще называют «кричащая башня». Это часть заброшенной Куйбышевской водокачки, расположенной неподалеку от Молитовского моста на берегу Оки. Она появилась в 2010 году и стала первой работой из серии «Живые стены».

«Однажды я увидел эту башню и решил преобразить объект, в голове сразу сложился образ. Идея «Живых стен» проста – игра с пространством, с архитектурными объектами, чтобы подчеркнуть их особенности и как-то оживить. Потому что у каждого строения есть своя душа, история, характер, лицо. Место всегда диктует некий образ и правила игры, и ты подстраиваешься под объект».

Я отказался от этой серии, так как со временем стал чувствовать скованность. Ведь главным был не я, как автор, а сами стены.

Город играет совершенно иными красками, когда не просто замечаешь арт-объекты, но еще и узнаешь их истории создания. К примеру, работа Никиты «Узник» на улице Октябрьской связана с армией. Когда герой этой статьи получил повестку, он решил изобразить на заброшенном строении в деревянном квартале человека за решеткой. Эта «живая стена» символизировала временную несвободу самого автора, в которой он должен был оказаться во время службы.

«Узник»

Новый стиль работ Никиты Nomerza – серия «Части целого» – появился уже после его возвращения из армии.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Идея проекта заключается в том, что все работы на городских стенах – это единая история. Каждый фрагмент – часть целой картины. Персонажи разбиты на грани, частицы, и из них образуются цельные герои и сюжеты. Каждый человек сам по себе цельный, но в то же время личность наполняется из разных источников: знакомств, встреч, знаний, прочитанных книг. Каждая работа имеет отсылки к будущей или к прошлой работе какими-то деталями и символами. Но все они отчасти абстрактные и прочитывать их можно отдельно друг от друга и по-своему, что я тоже очень приветствую. Сейчас это некий калейдоскоп из одних и тех же деталей, которые каждый раз складываются в новую картину. И зритель может увидеть в них как мои личные переживания и идеи, так и что-то свое. Они рассчитаны больше на внутренние ощущения».

Работы знаменитого британского уличного художника Бэнкси поклонники воруют прямо вместе со стенами. Но и наши нижегородские уличные художники могут «похвастаться» своими фанатами. Некоторые работы имеют небольшой срок жизни. Их портят, снимают, а иногда и крадут. Знаменитые «кирпичики» Ивана Серого со звездочетом и комнаткой одинокой бабушки стащили неизвестные вскоре после установки. Да и работы Никиты, как выяснилось, попадают в частные коллекции.

«Однажды зимой я нарисовал на фанере большое панно и повесил в Плотничном переулке во дворах на деревянном сарайчике. Это был герой, который пробирается сквозь ветви, герой, который пророс корнями, как и наш город пророс старыми деревянными домами. Провисела она там довольно долго, я ее хорошо закрепил саморезами. Работа находилась в укромном месте, таком непроходимом. Но через несколько месяцев я обнаружил, что она пропала. Сначала подумал, что могли скрутить местные жители, которым что-то не понравилось. Но вот, проходит несколько месяцев, мне скидывают фото через третьи руки из квартиры, где над диваном висит эта самая работа. Кто-то снял и повесил ее у себя дома».

Работа, которая теперь висит у кого-то дома над диваном

Конечно, обидно, когда такое происходит, но ребята стараются относиться к этому явлению философски. И, кстати, даже имеют подозреваемых.

«На презентацию моего проекта «Точки» на «Ночи музеев» в 2017 году пришло много гостей. Был один мужчина, а я тогда публично еще нигде не рассказывал о том, что того человека с корнями из Плотничного переулка скрутили и над диваном повесили, и спрашивает меня, как я отношусь к тому, что мои работы крадут? Я сразу удивился, откуда он знает? А потом он так нехотя признался, что это его знакомый забрал. И говорит, а вы знаете, что еще одну вашу работу стащили? Может, конечно, это он сам и был, но мне не удалось его расспросить из-за большого количества посетителей мероприятия. И мне кажется, что, возможно, и работы Вани Серого, и фанерные уличные работы Андрея Оленева в коллекции этого человека. В том, что это не просто вандализм, я уверен».

Фестивали – еще одна большая тема уличного искусства. В 2017 году Никита организовал в Нижнем Новгороде фестиваль «Место» при поддержке департамента культуры города. Приезжали художники из разных регионов страны, которые украсили своими рисунками стены нижегородских домов. И в 2018 году это яркое культурное событие вновь повторится.

«И в том году, и сейчас фестиваль создается на энтузиазме, у нас нет больших спонсоров, серьезной поддержки и большой команды. Поэтому, конечно, не так просто делать подобные проекты. В том году после окончания фестивальной программы я так устал, что думал, это последний раз, когда я с нуля буду делать такие истории. Но время прошло, и осталось больше положительных воспоминаний и хороший результат, поэтому было решено попробовать сделать фестиваль ежегодным. И тогда, и сейчас всё делается без гонораров, команда организационная, все приезжие художники и волонтеры фестиваля работают за идею, из-за любви к городу и искусству. Здорово, что проект обрастает единомышленниками. Я очень благодарен всем кто поддерживает и участвует в проекте!».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Фестиваль в этом году будет разбит на этапы. Первый основной этап с приездом художников и созданием новых стрит-арт объектов запланирован уже в мае.

«В течение лета и осени будут еще дополнительные активности, мы проведем серии стрит-арт экскурсий, лекции, мастер-классы, будет показ документального бразильского фильма про уличное искусство. Скоро в нашем паблике мы начнем рассказывать про участников и публиковать программу фестиваля, поэтому подписывайтесь и следите за анонсами. Старт фестивальной программы этого года начнется с презентации печатного каталога про «Место – 2017», тираж которого я буквально на днях забрал из типографии. Экземпляров всего 100 штук, все подписаны и пронумерованы. Эти журналы можно найти у друзей и партнеров фестиваля в галерее «9Б», «Совке» и магазине «Kink store».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«В прошлом году фестивальная программа проекта «Место» организовывалась вокруг премьерной презентации моего документального фильма «В открытую», это большое исследование про стрит-арт и граффити в России. Я занимался съемкой этого проекта на протяжении 6 лет путешествуя по всей стране. Я собрал очень много материала, снимал процесс создания уличных работ, фестивальные и выставочные практики. Основой фильма стали записанные интервью, в которых одни из лучших отечественных художников рассказывают про то, кто они, как, зачем и для кого создают работы в городской среде. Это очень важный для меня проект, которому я посвятил много времени, сил и энергии. Очень рад был наконец презентовать это кино в том году. Состоялось более 30 публичных показов фильма в 28 городах России. А теперь фильм доступен для свободного просмотра. По сути, это первый полноценный документальный фильм про стрит-арт и граффити в нашей стране. И хотя я не претендую на высокую роль в кино-искусстве, думаю тем, кому близка тема стрит-арта, будет интересно посмотреть этот фильм и возможно открыть для себя некоторые тонкости уличного искусства».