Самые дорогие фотографии

Содержание

16 самых дорогих фотографий в мире

Стоимостью больше $1 000 000

Стоимость некоторых фотографий сопоставима со стоимостью самых известных работ великих художников Возрождения. Чем ценны эти фотоработы? Что отличает их от миллионов селфи, фотографий котов и детей, которые мы видим каждый день? Какие причины заставляют ценителей искусства выкладывать баснословные суммы за эксклюзивные снимки? Представляем вам самые дорогие фотографии в мире (март 2015).

1. Питер Ликом: «Фантом» ($6,5 млн)

«Фантом»

Снимок, сделанный в 1999 году Питером Ликом, называется «Фантом». Его стоимость оценивают в 6,5 (!) млн долл. Пока это самая дорогая фотография в мире за всю историю. Питер Лик сделал ее, когда находился в каньоне Антилопы, штат Аризона.

2. Андреас Гурски: «Рейн-II» ($4,33 млн.)

«Рейн-II»

Эта фотография уже не раз обошла Интернет. Автор — немец Андреас Гурски. Фото, сделанное в 1999 году, называется «Рейн-II». Цена фотоработы впечатляет: 4 338 тыс. долл. Гурски — известный фотохудожник, и в его коллекции есть несколько фотографий, проданных за миллионы долларов. На фото немецкая река Рейн между дамбами в дождливую погоду. В первоначальном варианте присутствовали электростанция, прохожий и собака. Все это автор отретушировал в фотошопе. Это один из снимков серии «Рейн». Фотография была продана с молотка в 2011 году на аукционе Christie’s. Первой ее обладательницей стала кельнская галерея Моники Шпрют, затем работа ушла к неизвестному коллекционеру.

3. Гари Гросс: Духовная Америка ($ 3,97 млн.)

«Духовная Америка»

Название является аллюзией на известное фото Альфреда Штиглица, запечатлевшего кастрированную лошадь как метафору Америки ревущих двадцатых. На фотографии Гросса обнаженная Брук Шилдс, которой на тот момент было 10 лет. Впоследствии, актриса пыталась предотвратить дальнейшее использование фотографий, но суд отказал ей, так как несмотря на то, что на момент съемки она была ребенком, неограниченное согласие на использование фотографий подписывала ее мать, а сами изображения не нарушают закон о детской порнографии.

4. Синди Шерман: «№ 96» ($3,89 млн.)

«№ 96»

Работа экстравагантной фотохудожницы из Америки Синди Шерман выполнена в технике так называемых постановочных фотографий. Эта ее самая дорогая и широко известная работа сделана в 1981 году, вместо названия стоит № 96. Фото приобрели за 3 890 тыс. долл. На снимке яркая девочка: рыжие волосы, веснушки, оранжевая одежда. Синди Шерман, которая сама себя называет художником-перформансистом, придает фотографии особенный смысл. По ее мнению, это была попытка запечатлеть реализацию незрелой женственности через невинный образ юной симпатичной девочки. Подросток держит в руках клочок газеты с объявлениями о знакомствах. Снимок был продан в 2011 году на аукционе Christie’s.

5. Гилберт Прош и Джордж Пассмор: Для Её Величества ($3,765 млн)

«Для Её Величества»

Британские художники Гилберт Прош и Джордж Пассмор работают в жанре перфоманс-фотографии. Своим коллажем они обозначли утопическую идею социальной скульптуры будущего — где каждый человек художник, а его жизнь произведение искусства.

6. Джефф Уолл: «Говорят мертвые воины» ($3,66 млн.)

«Говорят мертвые воины»

«Говорят мертвые воины» — фотография с таким эпичным названием, строго говоря, и не фотография вовсе. Это мастерский фотоколлаж, сделанный ДжеффомУоллом в 1992 году и проданный на аукционе за 3 666 500 долл. Он выглядит очень реалистично, но является постановкой. Сюжет переносит в 1986 год в Афганистан. На фото военная засада красноармейцев, в действительности же позирование десятка профессиональных актеров. Историчность сохранена —персонажи загримированы и одеты в соответствующие костюмы. Снимок, сделанный в студии, ДжеффУолл позднее обрабатывал в фоторедакторе.

7. Ричард Принс: «Ковбой» ($3,4 млн.)

«Ковбой»

В 2001–2002 годах Ричард Принс создал фотографию для рекламы Marlboro и назвал ее «Ковбой». В 2007 году «Ковбоя» продали на аукционе Christie’s за грандиозную сумму 3,4 млн долл.

8. Андреас Гурски: «99 центов» ($3,34 млн.)

«99 центов»

Безумно дорогой диптих от Андреаса Гурски «99 центов —II», сделанный в 2001 году, изображает момент из одного рабочего дня в магазине «99 центов». Как и «Рейн-II», о котором уже было сказано выше, снимок чрезвычайно популярен. Возможно, стиль фотографии, безумный перфекционизм в организации товара, дух потребления — все это сделало работу одной из самых дорогих за всю историю. Снимок «99 центов —II» был куплен коллекционером за 3 346 456 долл.

9. Андреас Гурски: «Чикагская торговая палата —III» ($2,35 млн.)

«Чикагская торговая палата —III»

Не менее популярный снимок Андреаса Гурски, проданный за 2 355 597 долл., называется «Чикагская торговая палата —III». Сделан он также в серии в период с 1999 по 2009 год. Эта фотография имеет исключительное разрешение. Огромный отпечаток на холсте (примерно 185 ×240 см) изображает будни торговой палаты в Чикаго. Если увеличить снимок, можно до мельчайших деталей увидеть рабочий персонал, компьютеры, рассмотреть одежду. Фотографию купили за два с лишним миллиона долларов в 2013 году.

10. Эдвард Штайхен: «Пруд при лунном свете» ($3 млн.)

«Пруд при лунном свете»

Этот снимок Эдварда Штайхена не претендует на глубину смысла или особую эксцентричность. Его уникальность и стоимость определяются тем, что «Пруд при лунном свете» — первая цветная фотография в истории фотоискусства, выполненная ночью. Штайхен сделал ее в 1904 году. Теперь она стоит почти 3 млн долл.

11. Синди Шерман: № 48 ($2,965, млн.)

«№ 48»

Свое фото Синди Шерман описала так: «Может быть знаковой эту фотографию делает то, что вы не видите лицо девушки. Она стоит спиной к зрителю, так что каждый по своему представляет кто она».

12. Синди Шерман: «№ 153» ($2,7 млн.)

«№ 153»

Фотография автора Синди Шерман № 153 1985 года— не кадр из фильма в стиле Хичкока. Этот весьма впечатляющий снимокот «художника-перформансиста» был продан в 2010 году за впечатляющую сумму 2 700 тыс. долл.

13. Форт Самнер из Нью-Мексико: «Билли Кид» ($2,3 млн.)

«Билли Кид»

Билли Кид, он же Форт Самнер из Нью-Мексико, известен современности по одной сохранившейся фотографии. Снимок был сделан предположительно в 1879–1880 годах, имя автора история не сохранила. Уникальная фотография была куплена неизвестным коллекционером за 2,3 млн долл. несколько лет назад.

14. Дмитрий Медведев: «Тобольский кремль» ($1,7 млн.)

«Тобольский кремль»

Фотография «Тобольский кремль» ушла с молотка на аукционе «Рождественская азбука», посвященном благотворительности. Стоимость работы по российским меркам впечатляет — 51 млн руб. ($1,7 млн по курсу 2009 года) Уникальность снимка обусловлена уникальностью автора. Его сделал в 2009 году ныне экс-президент РФ Дмитрий Медведев с высоты птичьего полета во время экскурсии.

15. Эдвард Вестон: «Обнаженное облучение» ($1,6 млн.)

«Обнаженное облучение»

«Обнаженное облучение» Эдварда Вестона — сделанный в 1925 году эротичный снимок, на котором запечатлено обнаженное тело Тины Модотти. Любимая женщина и ассистентка Вестона помогла ему в создании фотографии, которая оценивается по данным 2008 года в 1 609 тыс. долл.

16. Альфред Стиглиц: «Джорджия О’Киф» ($1,47 млн.)

«Джорджия О’Киф»

В 1919 году Альфред Стиглиц сделал впечатляющий снимок вдохновенных рук Джорджии О’Киф, художницы. Одноименная фотография «Джорджия О’Киф» зимой 2006 года была продана на известном нью-йоркском аукционе Sotheby’s за 1 470 тыс. долл.

15 самых дорогих фотографий мира стоимостью более 1 миллиона долларов (18+)

Любопытно бывает взглянуть на самые дорогие фотографии в истории. Зачастую совсем непонятно, что заставляет покупателей платить невероятные суммы за фотографии. Судите сами. Предлагаем вам ознакомиться с самыми дорогими фотографиями в мире.

1. «Фантом» (2014) – $6,5 млн.

Фотограф – Питер Лик (Peter Lik)

В 2014 году был установлен рекорд: ч/б фото «Фантом» Питера Лика купили за 6,5 млн долларов. Тот самый коллекционер в один день пополнил свое собрание фотографий еще двумя шедеврами («Вечные настроения» и «Иллюзия») и отдал за все три фото 10 млн долларов.

«Цель моих фотографий – запечатлеть силу природы», – говорит Лик. «Фантом» – черно-белая версия фото под названием «Призрак». На нем запечатлен каньон Антилопы (штат Аризона), а «призрак» – это кружащаяся в луче света пыль.

2. «Рейн II» (1999) – $4,3 млн.

Фотограф – Андреас Гурски (Andreas Gursky)

В 1999 году немецкий фотограф Андреас Гурски сделал серию из шести фотографий Рейна, самой большой и самой знаменитой из которых стала «Рейн II». Чтобы получить ощущение пустынного ландшафта, Андреас удалил в фотошопе здание завода, пешеходов, велосипедистов.

«Для меня это аллегорическое изображение смысла жизни», – рассказывает автор.

На аукционе «Кристис» хромогенный отпечаток на стекле размером 1,9 × 3,6 м был продан в 2011 году за $4,3 млн неизвестным коллекционером.

3. «Без названия № 96» (1981) – $3,9 млн.

Фотограф – Синди Шерман (Cindy Sherman)

Автопортрет Синди Шерман «№ 96» – одно из 12 фото серии Centerfold, сделанных по заказу журнала ArtForum. .

Это фото было продано на аукционе «Кристис» в 2011 за 3,9 млн долларов.

4. «Беседа мертвых солдат» (1992) – $3,6 млн.

Фотограф – Джефф Уолл (Jeff Wall)

Канадский фотограф Джефф Уолл дал подзаголовок фотографии: «Видение после засады, в которую попал патруль советской армии около Мокора, Афганистан, зима 1986 года». Однако фотограф даже не был в Афганистане, фото снималось в студии.

«„Беседа мертвых солдат“ – это не комментарий к афганской войне, – говорит автор. – Мне просто захотелось создать образ, на котором погибшие солдаты разговаривают друг с другом, понятия не имею почему».

В 2012 году на аукционе «Кристис» фотография была продана за 3,6 млн долларов.

5. «99 центов. Диптих» (2001) – $3,3 млн.

Фотограф – Андреас Гурски (Andreas Gursky)

Две фотографии Андреаса Гурски, составляющие диптих, изображают интерьер магазина одной цены, где все продается за 99 центов. Ряды ярких упаковок, отраженные в зеркальном потолке, удваивают впечатление от общества потребления.

Фотография размером 2,07 × 3,37 метра была продана за 3,3 млн долларов в 2007 году.

6. «Озеро в лунном свете» (1904) – $2,9 млн.

Фотограф – Эдвард Стайхен (Edward Steichen)

Фотография Эдварда Стайхена, сделанная в 1904 году, изображает озеро и лес, сквозь деревья которого пробивается лунный свет. В начале XX века цветные фотографии были исключительной редкостью, и каждая фотография окрашивалась вручную автохромным методом.

В 2006 году один из 3 существующих на данный момент снимков, был продан на аукционе «Сотбис» за 2,9 млн долларов.

7. «Без названия № 153» (1985) – $2,7 млн.

Фотограф – Синди Шерман (Cindy Sherman)

Это снова фото Синди Шерман. Эта фотография – попытка примирить себя с со страхом смерти, подготовиться к немыслимому. «Не надо пугаться и отводить глаза, – говорит Синди Шерман про свой снимок, – это все не настоящее, это постановка, сказка».

В 2010 году почти двухметровое мрачное фото было продано на аукционе за 2,7 млн долларов.

8. «Билли Кид» (1879–1880) – $2,3 млн.

Фотограф неизвестен

Причина такой баснословной цены данной фотографии является его уникальность – это единственная официально подтвержденная фотография знаменитого преступника Билли Кида.

Фотография конца XIX века, сделанная методом ферротипии, была продана в 2011 году американскому коллекционеру за 2,3 млн долларов. Правда, недавно аукционный дом Kagin’s, Inc. признал подлинной еще одну фотографию с изображением Билли Кида, играющего в крокет.

9. «Тобольский Кремль» (2009) – $1,7 млн.

Фотограф – Дмитрий Медведев

Фотография Тобольского кремля была снята на тот момент президентом России Дмитрием Медведевым. Обычно на нем выставляются на продажу картины, написанные известными политиками. Так, в 2009 году рисунок авторства Владимира Путина принес благотворительному фонду 37 млн рублей.

Фотография Тобольской достопримечательности, снятой Медведевым с высоты птичьего полета, была продана на благотворительном аукционе «Рождественская азбука» за 51 миллион рублей.

10. «Обнаженное тело» (1925) – $1,6 млн.

Фотограф – Эдвард Уэстон (Edward Weston)

«Обнаженное тело» Эдварда Уэстона заставляет гадать о том, что изображено на фото: может быть, это человек, а может, скульптура или элемент пейзажа. Четкие линии, неожиданные фрагменты, андрогинные формы – все это придает интерес снимку..

В 2008 году на аукционе «Сотбис» за эту работу заплатили 1,6 млн долларов.

11. «Джорджия О’Киф. Руки» (1919) – $1,4 млн.

Фотограф – Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz)

В жизни Альфреда Стиглица было две страсти – фотография и Джорджия О’Киф. Все 50 лет своей карьеры он боролся за то, чтобы общество стало принимать фотографию как искусство – с ее собственным языком, мотивами и жанрами. В художницу О’Киф он влюбился по ее работам, еще даже не увидев ее саму; ради нее он бросил семью. Джорджии посвящены более 300 его снимков; восемь из девяти фотографий Стиглица, выставленных на аукцион, изображают именно ее.

Фотография «Джорджия О’Киф. Руки» была продана в 2006 году за 1,4 млн долларов, став самой дорогой работой фотографа.

12. «Джорджия О’Киф обнаженная» (1919) – $1,3 млн.

Фотограф – Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz)

Вновь Альфред Стиглиц и его муза, художница Джорджия О’Киф. Одна из серии работ, посвященных ее обнаженному телу. На аукционе «Сотбис» за черно-белое изображение далеко не красавицы Джорджии в 2006 году было уплачено 1,3 млн долларов.

13. «Без названия (Ковбой)» (1989) – $1,2 млн.

Фотограф – Ричард Принс (Richard Prince)

«Ковбой» – это фотография фотографии, переснятый кусочек рекламы из какого-то журнала Time, в котором воплотилось увлечение Ричарда Принса американскими архетипами.

Несмотря на свою вторичность, в 2005 году «Ковбой» был продан за 1,1 млн долларов.

14. «Довима и слоны» (1955) – $1,15 млн.

Фотограф – Ричард Аведон (Richard Avedon)

«Его портреты определили образ американского стиля, красоты и культуры на вторую половину XX века», – так писали о Ричарде Аведоне. На фото топ-модель Довима одета в черное платье, разработанное для Кристиана Диора его новым помощником Ивом Сен-Лораном.

В 2010 году фотография 1955 года, снятая в Зимнем цирке в Париже, была продана на аукционе «Кристис» за 1,15 млн долларов.

15. «Вечные настроения» (2014) – $1,1 млн.

Фотограф – Питер Лик (Peter Lik)

Так же как «Фантом» Питера Лика – черно-белая версия «Призрака», так и «Вечные настроения» – черно-белый вариант «Вечной красоты». Местом съемки является каньон Антилопы в штате Аризона.

Более 1,1 млн долларов за фотографию заплатил тот же частный коллекционер, который купил и «Фантом».

Андреас Гурски – заложник собственного успеха. Его эпические фотографии уподобились работам Дэмьена Хёрста, Джеффа Кунса и Герхарда Рихтера. Они просто «маст хэв» для новой элиты искусства.

В 2011 году фотография «Рейн II» шириной 3,5 метра, сделанная ныне 62-летним немецким фотографом в 2009 году, ушла с молотка за 4,3 миллиона долларов, став самой дорогой фотографией, когда-либо проданной с аукциона. (Больше заплатили лишь за снимок «Фантом» Питера Лика, но это была частная сделка, не аукционная.) Теперь работы Гурски постоянно раскупают за крупные суммы.

«Рейн II», 1999.

Основной темой снимков фотографа часто выступает мир современной глобализированной повседневности. Сам Гурски остаётся загадкой: характерно, что он не давал интервью, даже в поддержку выставок, и предпочитал, чтобы его работы говорили сами за себя, не делая громких заявлений.

Так кто такой Андреас Гурски и о чём его работы?

Он для этого родился

Учитывая, что и его дедушка, и отец были фотографами (у отца была успешная карьера в рекламной фотографии), Андреасу Гурски, казалось, просто суждено было взяться за фотокамеру. Как-то он сказал, что изначально «отвергал всё, связанное с фотографией», но затем подумал, что сможет выразить себя через неё. На заре карьеры Гурски провёл несколько коммерческих съёмок для компаний Osram и Thomson, прежде чем продолжить в художественном русле.

Он принадлежит к Дюссельдорфской школе

Наряду с Томасом Руффом, Кандидой Хёфер, Томасом Штрутом и Акселем Хютте, Гурски принадлежит к Дюссельдорфской школе. Образование он получил в Дюссельдорфской академии художеств и учился у концептуального фотографа Бернда Бехера, который с женой Хиллой создавал прекрасные тотемические изображения промышленных зданий.

Гурски до сих пор живёт с семьёй в Дюссельдорфе, в промышленной подстанции, переделкой которой занималось швейцарское архитектурное бюро «Херцог и де Мёрон», известное разработкой проекта галереи Тейт Модерн в Лондоне (в здании и квартира, и студия). Используя яркий цвет, изменяя свои сюжеты, включая человеческие фигуры, Гурски, безусловно, отличается от Бехеров, но он во многом обязан Бернду, настаивавшему на укоренении в фотографии высокой точки съёмки.

Первая опубликованная фотография Гурски – его газовая плита

Сегодня Гурски известен как экспансивный фотограф, автор грандиозных кадров, представленных в монументальных масштабах (2х4 метра). Но начинал он скромно, с плиты в своей дюссельдорфской квартире. «Я готовил на ней, а через некоторое время увидел это как изображение», – сказал он. Сегодня его методы менее спонтанны, но уже тогда проявились намёки на особенности последующих работ: высокая точка съёмки, ровные тона, точная композиция.

«Газовая плита», 1980.

Гурски одним из первых пришёл к цифровому искусству

Гурски занялся цифровым фотомонтажем ещё в 1992 году. По-прежнему снимая на широкоформатный плёночный фотоаппарат, он переходил к сканированию кадров, а затем приступал к процессу кропотливых манипуляций. Часто единое изображение собирается из нескольких фотографий. Поэтому он создаёт всего несколько готовых работ в год. Иногда цифровая постобработка усиливает реалистичность, как в снимке «Париж, Монпарнас» (1993), где слияние двух изображений позволило отобразить широту и протяжённость модернистского блока. А в фотографии «Рейн II» Гурски удалил детали на горизонте, объяснив обработку так: «Как ни парадоксально, этот вид на Рейн не мог быть получен на месте, доработка была необходима, чтобы обеспечить точный образ современной реки».

«Париж, Монпарнас», 1993.

Его сюжеты варьируются от канатных дорог до политических митингов и Бэтмена

В молодости Гурски много путешествовал в поисках вдохновения, прежде чем останавливался на конкретном сюжете, например, когда запечатлел фуникулёр, поглощённый величием Доломитовых Альп в снимке «Доломиты, канатная дорога» (1987). Похожая атмосфера и в «Ниагарском водопаде» (1989). Упомянутые работы относятся к ранним пейзажам фотографа, которые он назвал «внеземной» перспективой. Далее в его снимках сменилась тематика, появились супергерои, в том числе Железный Человек и Бэтмен, взятые из блокбастеров. Чудом получив разрешение на съёмку, он фотографировал на фестивале «Ариранг» в Пхеньяне, Северная Корея. Гурски запечатлел невероятный масштаб этого грандиозного мероприятия.

«Доломиты, канатная дорога», 1987.

Он снимает с подъёмных кранов и вертолётов

Гурски занимает высокую позицию при съёмке и называет это «взгляд глазами Бога». Такое расположение позволяет ему правдиво, без искажений охватывать грандиозные объекты, а также отражает беспристрастность автора, что пронизывает всю его работу.

Он преодолевает любые трудности, чтобы сделать задуманные снимки; получает доступ к крышам, использует подъёмные краны и даже вертолёты, как при съёмке Бахрейнского ипподрома, когда он два часа снимал с разных ракурсов, чтобы сформировать единую композицию. Его более поздняя «Океанская» серия основана на ещё более отдалённом взгляде. Гурски использовал спутниковые снимки морей высокого разрешения, снятые с далёкого расстояния от Земли.

Гурски фотографирует глобализм

Ни один фотохудожник так блестяще не представлял крайности глобализма, как Гурски. От мусорного полигона в Мехико до обширных, бездушных производственных линий и маниакально оживлённых фондовых бирж; от бесконечных цветных полок в магазине «99 центов» до невозмутимых минималистичных витрин в Prada – его изображения являют собой визуальную хронику глобальной капиталистической машины. Он настаивает на том, что в его работах нет политических мотивов. По признанию фотографа, он стремится «изучить визуальный мир и узнать, как всё держится вместе», а зрители могут составлять собственное мнение.

Гурски – фотолетописец «человеческого вида»

«У меня лишь одна цель: энциклопедия жизни», – сказал Гурски. В другой беседе фотограф добавил: «Меня интересует человеческий вид».

Слово «вид» – ключ к его отстранённому, почти научному взгляду. В отличие от других великих фотолетописцев человеческой жизни, он признаёт, что озабочен «скорее абстрактным явлением, чем эпизодическими проблемами». В фотографии «Ниагарский водопад» (1989), люди теряются на фоне природы, кажется, лодку вот-вот поглотит каскад воды. А в «MayDay IV» (2000) подобный трепет вызывает бесконечная масса народа.

«Ниагарский водопад», 1989.

«MayDay IV», 2000.

Гурски – фанат техно-транса

Электронная музыка оказала глубокое влияние на фотографа. В 1997 году он начал работать над серией, которую снимал на огромном немецком фестивале «Mayday», улавливая растущий энтузиазм бурлящей массы танцующих людей. Он также снимал на фестивале в Нидерландах Dance Valley и в клубе Cocoon во Франкфурте, которым владеет друг фотографа, диджей Свен Фэт. Гурски достиг потрясающего эффекта, обрабатывая изображение испещрённого интерьера с помощью программы архитектурного моделирования.

«Без названия XVI», 2008. Андреас Гурски клубе Cocoon.

Он – Хичкок в фотографии

Гурски начал появляться в своих произведениях. В «May Day V» (2006) он – улыбающийся гуляка на фестивале. Ещё в одной из работ, навеянных ночным клубом Cocoon, «Без названия XVI» (2008), он присел на полу, и рассматривает кусок материала, похожего на тот, которым отделана стена. Подобно Хичкоку, с этими деталями он хочет затащить нас в самое сердце своих фотографий, а, оказавшись там, вырваться будет сложно.

Amazon, 2016.

Ле-Ме, 2016.

Media Markt, 2016.

Обозрение, 2015.

Хранилище, 2014.

V&R, 2011.

Чикагская торговая палата III, 2009.

Cocoon II, 2008.

Пальма Джумейра, 2008.

Кувейсткая фондовая биржа II, 2008.

Без названия XV, 2008.

Бахрейн II, 2007.

Собор I, 2007.

Мировые острова Дубая I, 2007.

Пит-стоп в Формуле-1, 2007.

Франкфурт, 2007.

Остров Джеймса Бонда, 2007.

Камиоканде, 2007.

Пхеньян I, 2007.

Энгадин II, 2006.

В последнее время в мире все чаще проводятся аукционы, специализирующиеся на продаже уникальных фотографий. Хотя фотоснимки пока еще не могут соперничать по цене с полотнами художников, тем не менее, за некоторые из них уже выкладывают баснословные суммы. Предлагаем познакомиться с такими фотоработами.

20. «Один» – $1.000.000, Питер Лик, 2010 г.


На фотографии, которую австралийский фотограф-пейзажист Питер Лик считает своим лучшим кадром, изображена река Андроскоггин, штат Нью-Гэмпшир, в ней отражается листва осенних деревьев.

19. «Кувейт, фондовая биржа II» – $1.014.354, Андреас Гурски, 2008 г.


Немецкий фотограф Андреас Гурски известен тем, что создает самые дорогие в мире фотоизображения. Эта фотография была сделана им в 2008 году на фондовой бирже в Кувейте.

18. «Пантеон, Рим» – $1.049.000, Томас Штрут, 1990/1992 гг.


Немецкий фотохудожник Томас Штрут получил широкое признание благодаря фотографической серии под названием Museum Photographs. Свое желание фотографировать людей в музеях Томас объясняет так: «Я всегда интересовался искусством. Задолго до того, как я стал фотографом, живопись была для меня единственным средством художественного самовыражения. В годы учебы я проводил много времени в музеях, например, в музее Людвига в Кельне. Меня всегда интересовали не только условия, в которых художник создавал свои работы, но и то, каким образом они экспонируются в музеях, как сохраняются сквозь годы. Я намеревался запечатлеть средствами фотографии то, как люди реагируют на картины, историческое обрамление музейной обстановки, отклик на произведения во внушающей благоговейный трепет атмосфере крупных музеев».

17. «Наутилус» – $1.105.000, Эдвард Уэстон, 1927 г.


Благодаря снимку «Наутилус» Эдвард Уэстон вошел в историю как новатор и модернист, техническому мастерству которого подражали последующие поколения фотографов. Интересно, что сам автор снимка в свое время продал «Наутилус» всего за $10.

16. «Довима и слоны» – $1.151.976, Ричард Аведон, 1955 г.


На фотографии Ричарда Аведона запечатлена обворожительная топ-модель 50-х годов Довима в роскошном вечернем платье в окружении величественных африканских слонов.

15. «Ковбой» – $1.248.000, Ричард Принс, 1989 г.


Ричард Принс сделал серию фотографий, пересняв рекламные иллюстрации с ковбоями Мальборо из старых журналов. Один из серии снимков – ковбой «мчащийся на своей рекламной лошади на фоне не менее рекламного неба в рекламную же даль». Трудно понять, почему за этот «шедевр» выложили такую баснословную сумму.

14. «Джорджия О’Киф обнаженная» – $1.360.000, Альфред Штиглиц, 1919 г.


С 1918 по 1934 годы великий мастер фотоискусства Альфред Штиглиц был увлечен фотографированием своей жены – художницы Джорджии О’Киф, за это время он сделал около 300 ее фотографий.

13. «Джорджия О’Киф (руки)» – $1.470.000, Альфред Штиглиц, 1919 г.


Выразительный снимок рук художницы Джорджии О’Киф.

12. «Обнаженная» – $1.600.000, Эдвард Уэстон, 1925 г.


Фотография «Обнаженная» была приобретена владельцем галереи Pace-MacGillGallery. На снимке запечатлено идеальное тело Тины Модотти – ассистентки фотографа.

11. «Тобольский Кремль» – $1.750.000, Дмитрий Медведев, 2009 г.


Фотография тобольского Кремля, сделанная президентом Дмитрием Медведевым, была продана в Петербурге на благотворительном аукционе «Рождественская азбука».

10. «Билли Кид (Форт Самнер, Нью-Мексико)» – $2.300.000, автор неизвестен, 1879-80 гг.


На ежегодном аукционе «Old West Show & Auction» в Денвере миллиардер Уильям Кох приобрел за 2,3 миллиона долларов единственную подлинную фотографию легендарного американского преступника Billy the Kid (Малыша Билли). Впервые он убил человека в возрасте 12 лет.

9. «Чикагская товарная биржа» – $2.355.597, Андреас Гурски, 1997 г.


Очередная масштабная фотография Андреаса Гурски. Его фотографии нужно рассматривать в их натуральную огромную величину – как минимум 2х4 метра.

8. «Без названия #153» – $2.700.000, Синди Шерман, 1985 г.


Синди Шерман является популярной американской художницей, работающей в технике постановочных фотографий.

7. «Пруд при лунном свете» – $2.928.000, Эдвард Штайхен, 1904 г.


Уникальность снимка Эдварда Штайхена связана не с глубиной смысла, а с тем фактом, что «Пруд при лунном свете» является одной из первых цветных фотографий в истории.

6. «Чикагская товарная III» – $3.298.755, Андреас Гурски, 1997 г.


Главная отличительная черта работ Андреаса Гурски – предельная детализация фотографий при большом размере отпечатка.

5. «99 центов» – $3.346.456, Андреас Гурски, 2001 г.


Сцена из жизни магазина формата «99 центов».

4. «Говорят мертвые воины» – $3.666.500, Джефф Уолл, 1992 г.


На постановочной фотографии изображены солдаты Советской армии, попавшие в засаду во время Афганской войны в 1986 году.

3. «Без названия #96» – $3.890.500, Синди Шерман, 1981 г.


Как объясняла сама Шерман, в фотографии заложен глубокий смысл – девочка-подросток, одновременно соблазнительная и невинная, держит в руке обрывок газеты с объявлениями знакомств, что означает, что пока неокрепшая женская сущность ищет способ вырваться наружу.

2. «Рейн II» – $4.338.500, Андреас Гурски, 1999 г.


На фотографии изображена река Рейн между двумя дамбами под хмурым дождливым небом. Автору пришлось прибегнуть к фотошопу, так как композицию портили постройки электростанции и прохожий с собакой.

Детство и юность Синди Шерман пришлись на ­1950-е, она выросла на нью-йоркском Лонг-Айленде и, по ее словам, была настоящим «ребенком-телеманьяком». Родители убегали на вечеринки, оставляя маленькую Синди дома, а она пересматривала одни и те же фильмы. Любимое кино ее детства — «Окно во двор» Альфреда Хичкока — стало, по словам куратора выставки Пола Мурхауса, матрицей художницы. «Именно так я понимаю ее работы», — добавляет он.

Шерман вновь и вновь смотрела, как прикованный к инвалидной коляске герой Джимми Стюарта следил за соседями, от скуки пытаясь додумать их жизнь по увиденным в бинокль сценам. В зрелом возрасте Шерман цитировала слова игравшей в фильме Грейс Келли, обращенные к Стюарту: «Расскажи мне все, что ты видел, и то, что это, по твоему мнению, значит». «Искусство Шерман поднимает ту же тему, — объясняет Мурхаус. — Она приглашает нас увидеть его, а затем понять, что она имеет в виду».

Между 1977 и 1980 годами Шерман фотографировала себя для серии работ «Кадры из фильмов без названия». Став затворницей в нью-йоркской квартире, она перевоплощалась в разных персонажей, меняя альтер эго — героинь вымышленных ею фильмов. То она старлетка, то прожигательница жизни, роковая женщина, типичная американская девчонка, сонная библиотекарша или брошенная жена, живущая в пригороде. В 2003 году Шерман написала эссе о том, как создавалась ее самая знаменитая серия: «Мне нравились все эти сценки, которые Джимми Стюарт наблюдал в окнах дома напротив. Вы не знаете этих людей и мысленно пытаетесь восполнить пробелы, сочиняя, какой может быть их жизнь».

Серия, законченная в начале 1980-х, была встречена неоднозначно: некоторых она смущала, других оставляла равнодушными. Шерман удалось продать всего несколько фото из 70 черно-белых снимков, по $50 за штуку, но она изо всех сил старалась прорваться в известные нью-йоркские галереи. (В марте этого года работа «№ 21» из этой серии ушла с молотка на аукционе Sotheby’s в Лондоне за более чем $800 тыс.) Чтобы собрать всю серию для показа в Великобритании, Мурхаус тесно сотрудничал с самой художницей, с музеями и многочисленными коллекционерами.

«Кадры из фильмов без названия» (их куратор называет «перформансами, застывшими в портретах») стали основной частью ретроспективы из 150 произведений Синди Шерман за период с 1970-х годов до наших дней. Он уверен, что эта серия была прорывом в современном искусстве. Раньше, говорит куратор, шли споры о том, могут ли снимки, будь то fashion-фотография или военный репортаж, быть постановочными, тщательно выстроенными, прежде чем щелкнет затвор камеры. Шерман смогла «расширить возможности портрета», введя в его инструментарий «выдуманный образ».

«В истории искусства существует непреложный закон: характер человека читается в его лице, — говорит Мурхаус. — Мы смотрим на других людей и пытаемся понять по тому, как они выглядят, какие они. Но дело в том, что мы никогда не узнаем правду до конца, сколько бы мы ни смотрели». По мнению куратора, понимание и исследование этой дилеммы лежит в основе искусства Шерман, которое сегодня, через призму социальных сетей и демонстрируемой вовне идентичности, воспринимается еще острее. «Ни один другой художник не препарирует столь беспощадно иллюзии, порожденные современной культурой, — говорит он. — Реклама, фейковые новости, социальные медиа, даже порнография — все это фасады, а за ними прячутся люди».

На выставке представлена еще одна, более ранняя серия Шерман — «Книга Синди» (1965–1975). «На самом деле это не произведение искусства, а очень личные, интимные мемуары», — объясняет куратор. Это, скорее, семейный альбом, который художница начала вести, когда ей было девять лет, и закончила уже в колледже. Собирала фотографии — свои, родных, друзей, первых бой­френдов. «Это самое раннее свидетельство увлечения Синди собственной меняющейся внешностью», — говорит Мурхаус. Каждую свою фотографию она подписывала: «Это я». Заявление, превращающееся у Шерман в навязчивый вопрос: «Это я? Это действительно я?» Вопрос, который определил смысл и ее жизни, и творчества.

Национальная портретная ­галерея
Синди Шерман
До 15 сентября