Ромео и джульетта композитор

Классический сюжет и «нетанцевальная» музыка

Леонид Лавровский. Фотография: fb.ruСергей Прокофьев. Фотография: classic-music.ruСергей Радлов. Фотография: peoples.ru

Сергей Прокофьев, всемирно известный пианист и композитор, участник антрепризы «Русские сезоны» Сергея Дягилева, в 1930-х годах вернулся в СССР после долгих заграничных гастролей. На родине композитор задумал написать балет по трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Обычно Прокофьев сам создавал либретто к своим произведениям и старался максимально сохранить оригинальный сюжет. Однако в этот раз в написании либретто к «Ромео и Джульетте» участвовали шекспировед и художественный руководитель Ленинградского театра имени Кирова Сергей Радлов и Адриан Пиотровский ― драматург и известный театровед.

В 1935 году Прокофьев, Радлов и Пиотровский закончили работу над балетом, музыку к нему руководство Театра имени Кирова одобрило. Однако концовка музыкального произведения отличалась от шекспировской: в финале балета герои не просто оставались живы, но и сохраняли свои романтические отношения. Такое покушение на классический сюжет вызвало недоумение у цензоров. Авторы переписали сценарий, но постановка все-таки оказалась под запретом — якобы из-за «нетанцевальной» музыки.

Вскоре в газете «Правда» вышли критические статьи на два произведения Дмитрия Шостаковича ― оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей». Одна из публикаций называлась «Сумбур вместо музыки», а вторая ― «Балетная фальшь». После таких разгромных отзывов официального издания руководство Мариинского театра не могло рисковать. Премьера балета могла вызвать не просто недовольство со стороны власти, а настоящие преследования.

Ситуацию осложняло и то, что один из авторов либретто — Адриан Пиотровский — был в 1937 году расстрелян. Его имя убрали из всех документов, а одним из соавторов стал балетмейстер Леонид Лавровский.

Две громкие премьеры

Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев. 1939 год. Фотография: mariinsky.ruНакануне премьеры: Исай Шерман, Галина Уланова, Петр Вильямс, Сергей Прокофьев, Леонид Лавровский, Константин Сергеев. 10 января 1940 года. Фотография: mariinsky.ruБалет «Ромео и Джульетта». Финал. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. 1940 год. Фотография: mariinsky.ru

Культуролог Леонид Максименков позже писал о «Ромео и Джульетте»: «Цензура происходила на высшем уровне ― из принципа целесообразности: в 1936, 1938, 1953 и так далее. Кремль всегда исходил из вопроса: нужна ли такая вещь в данный момент?» И на самом деле — вопрос о постановке поднимался почти ежегодно, но в 1930-х балет каждый год отправлялся на полку.

Его премьера прошла лишь спустя три года после написания — в декабре 1938-го. Не в Москве и не Петербурге, а в чехословацком городе Брно. Балет поставил хореограф Иво Псота, он же танцевал и партию Ромео. Роль Джульетты исполнила чешская танцовщица Зора Шемберова.

В Чехословакии спектакль на музыку Прокофьева имел большой успех, однако еще два года балет был под запретом в СССР. Поставить «Ромео и Джульетту» разрешили только в 1940 году. Вокруг балета разгорелись нешуточные страсти. Новаторская «небалетная» музыка Прокофьева вызывала со стороны артистов и музыкантов настоящее сопротивление. Первые не могли привыкнуть к новой ритмике, а вторые так опасались провала, что даже отказывались играть на премьере — за две недели до спектакля. В творческом коллективе даже родилась шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Хореограф Леонид Лавровский просил Прокофьева изменить партитуру. После дискуссий композитор все-таки дописал несколько новых танцев и драматических эпизодов. Новый балет значительно отличался от того, который ставили в Брно.

Леонид Лавровский и сам серьезно готовился к работе. Он изучал в Эрмитаже художников эпохи Возрождения и читал средневековые романы. Позже хореограф вспоминал: «В создании хореографического образа спектакля я шел от идеи противопоставления мира Средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца… Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца XVI века, так называемого «Танца с подушечкой».

Премьера «Ромео и Джульетты» в СССР прошла в Ленинграде — на сцене Театра имени Кирова. Главные партии исполнил звездный балетный дуэт 1930–40-х годов — Галина Уланова и Константин Сергеев. Роль Джульетты в танцевальной карьере Улановой считается одной из лучших. Оформление спектакля соответствовало громкой премьере: декорации для него создал известный театральный художник Петр Вильямс. Балет переносил зрителя в изысканную эпоху Ренессанса со старинной мебелью, гобеленами, плотными дорогими драпировками. Постановка была удостоена Сталинской премии.

Постановки Большого театра и зарубежных хореографов

Репетиция балета «Ромео и Джульетта». Джульетта — Галина Уланова, Ромео — Юрий Жданов, Парис — Александр Лапаури, главный балетмейстер — Леонид Лавровский. Государственный академический Большой театр. 1955 год. Фотография: mariinsky.ruБалет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Галина Уланова, Ромео – Юрий Жданов. Государственный академический Большой театр. 1954 год. Фотография: theatrehd.ru Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Ирина Колпакова. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. 1975 год. Фотография: mariinsky.ru

Следующая постановка «Ромео и Джульетты» состоялась уже после Великой Отечественной войны ― в декабре 1946 года в Большом театре. Двумя годами ранее в Большой по решению ЦК перешла на работу Галина Уланова, а вместе с ней «переехал» и балет. Всего на сцене главного театра страны балет танцевали более 200 раз, ведущую женскую партию исполняли Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая и другие известные балерины.

В 1954 году режиссер Лео Арнштам совместно с Леонидом Лавровским снял фильм-балет «Ромео и Джульетта», который получил приз на Каннском кинофестивале. Спустя два года московские артисты показали балет на гастролях в Лондоне и вновь произвели фурор. На музыку Прокофьева появились постановки зарубежных хореографов ― Фредерика Аштона, Кеннета Макмиллана, Рудольфа Нуреева, Джона Ноймайера. Балет ставили в крупнейших европейских театрах ― Опера де Пари, миланском Ла Скала, Лондонском Королевском театре в Ковент-Гардене.

В 1975 году спектакль стали вновь ставить и в Ленинграде. В 1980 года балетная труппа Театра имени Кирова гастролировала в Европе, США и Канаде.

Первоначальная версия балета ― со счастливым финалом ― увидела свет в 2008 году. В результате исследований профессора Саймона Моррисона из Университета Принстона было обнародовано оригинальное либретто. Спектакль по нему поставил балетмейстер Марк Моррис для музыкального фестиваля Колледжа Бард в Нью-Йорке. Во время гастролей артисты показали балет на театральных сценах Беркли, Норфолка, Лондона и Чикаго.

Произведения из «Ромео и Джульетты», которые названы музыковедом Гиви Орджоникидзе балетом-симфонией, часто звучат на концертах классической музыки. Популярными и самостоятельными стали номера «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек».

ромео и джульетта опера

В разделе Музыка на вопрос Какие композиторы и когда написали музыку на великолепное произведение Шекспира»Ромео и Джульетта»? заданный автором Взрослеть лучший ответ это Еще в 18 веке музыканты Германии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюбленным: Франц Бенда — 1778 г. , Румлинг — 1790 г. , Далайрак — 1792 г. , Даниэль Стейбелт — 1793 г. Затем в Италии: Николо Дзингарелли — 1796 г. , Гульельми и Никола Ваккаи — 1825 г. , Мануэль Дель Пополо Гарсия — 1826 г.
В 1830 году итальянский композитор Винченцо Беллини (1801-1835) создает свою знаменитую оперу «Капулетти и Монтекки». Опера «Капулетти и Монтекки», впервые прозвучавшая в Венеции, тут же завоевала популярность во Франции и была поставлена в Парижской Опере. Всеобщее ликование по поводу произведения маэстро Беллини не разделил, однако, Гектор Берлиоз (1803-1869).
В 1839 году Гектор Берлиоз создал великую драматическую симфонию для солистов и хора «Ромео и Джульетта». На музыку Берлиоза поставлены балетные спектакли с хореографией Мориса Бежара и Амедео Амодио (знаменательный спектакль 1987 года — Elisabetta Terabust в роли Джульетты) . Екатерина Максимова, которая танцевала вместе с Владимиром Васильевым в спектакле Бежара «Ромео и Юлия».
В 1863 году появляется сочинение Филиппо Маркетти на ту же тему. Затем следует увертюра «Ромео и Джульетта» Иогана Свендсена — одного из видных представителей норвежской национальной музыки.
В 1867 году популярный французский композитор Шарль Гуно (1818-1893) создает прославленную оперу «Ромео и Джульетта». Впервые опера была поставлена в театре Лирик в Париже.
В 1869 году Петр Ильич Чайковский (1840-1893) создает увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». На музыку Чайковского Сергеем Лифарем был поставлен балет. Существует также цветной телевизионный фильм-балет (Экран, 1968) с хореографией Н. Рыженко и В. Смирнова. Джульетта — Наталия Бессмертнова, Ромео — Михаил Лавровский.
Затем следуют произведения Фредерика Делиуса, Энрике Гранадоса, Константа Ламберта, Витторио Гуи и Виктора Де Сабата.
Балет на музыку Константа Ламберта с хореографией Брониславы Нижинской был поставлен в 1926 году в Монте Карло Опера и интерпретирован Русскими Балетами Сергея Дягилева.
В 1922 году итальянский композитор Рикардо Дзандонаи создает оперу «Джульетта и Ромео»
В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету «Ромео и Джульетта»
Впервые балет Прокофьева был поставлен в Брно (Чехословакия) . Существует две знаменитых киноверсии балета Прокофьева: наша — с Галиной Улановой и Юрием Ждановым (1954 г. ) и английская — с Рудольфом Нуреевым и Марго Фонтейн (1966 г. )
В наше время Ромео и Джульетта являются героями не только классической музыки, но также известных рок- и поп-композиций ( Dire Straits,1981 г. ; Дитер Болен) и многих других музыкальных фантазий: «Вестсайдская история»- прославленный бродвейский мюзикл (Леонард Бернстайн, 1957), «Ромео и Джульетта, хроника цыганской любви» в ключе фламенко (Луизилло, 1990 г.) , «Письма Джульетты» направления пост-рок (Элвис Кастелло и Бродски Квартет, 1993 г.) . Эмилиан Сичкин (сын известного актера Б. Сичкина) , живущий в Америке, в 1993 году написал симфоническую трагедию «Ромео и Джульетта». Одним из последних произведений, посвященных бессмертным влюбленным, является французский мюзикл «Ромео и Джульетта» (Gerard Presgurvic), поставленный в Париже в 2000 году.
Большой интерес обычно вызывает музыка из кинофильмов. Так, очень популярны в мире саунд-треки к фильмам Бэза Лурманна и Франко Дзеффирелли. Тема любви, написанная знаменитым композитором Нино Рота к картине Дзеффирелли 1968 года, признана классической и даже стала своего рода музыкальной визитной карточкой Ромео и Джульетты. В год выхода фильма на экраны песня с текстом Юджина Валтера «What is a Youth» в исполнении Глена Вестона заняла первое место в ряду популярности, потеснив даже хиты «Битлз». Композитор Генри Манчини аранжировал мелодию из фильма, и был создан еще один вариант песни со словами Ларри Кьюсика и Эдди Снайдера «A Time for Us». Таким образом песня и мелодия вошли в репертуар многих певцов и оркестров.

Ш.Гуно. Опера «Ромео и Джульетта»

Шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», ставшая самым прославленным творением английского драматурга, не раз получала музыкальное воплощение – и оперное в том числе: одноименные оперы И.Бенды в 1776 году, Д.Штейбельта в 1793 и Н.Дзингарелли в 1796, «Капулетти и Монтекки» В.Беллини в 1830 (правда, сюжет в этой опере трактуется относительно вольно), «Влюбленные из Вероны» д’Иври… В 1865 году к этому сюжету обращается Шарль Гуно.

Работать над новой оперой композитор начал в апреле. Он жил в то время на вилле в маленьком городе Сен-Рафаэль, располагающемся на побережье Средиземного моря. Пейзаж, так напоминающий итальянский, располагал к творческому вдохновению. По воспоминаниям Ш.Гуно, он ощущал такой прилив сил, что чувствовал себя двадцатилетним юношей или даже десятилетним мальчиком. Он вставал в пять часов утра и работал, не уставая, до десяти или одиннадцати часов вечера. Композитору казалось, что он ясно слышит пение героев своей оперы – и, вслушиваясь в него, он даже не замечал, как идет время. Такой творческий подъем способствовал быстрой работе: к концу месяца был готов эскиз партитуры. Затем Ш.Гуно отправился в Париж и вернулся к сочинению «Ромео и Джульетты» после двухнедельного перерыва. Точная дата завершения партитуры не известна, но 19 августа уже было объявлено о начале репетиций.

Либретто оперы «Ромео и Джульетта» написали М.Карре и Ж.Барбье, создававшие тексты и для других опер Ш.Гуно, включая и лучшую из них – «Фауст». Как правило, переработка литературного произведения в оперное либретто предполагало весьма значительные изменения – но шекспировской пьесы это коснулось в меньшей степени – в тексте оперы немало буквально переведенных или незначительно перефразированных шекспировских строк. И все же без изменений не обошлось – и связано это было не с условностями оперной сцены, а с природой лирической оперы. Если пьеса У.Шекспира – это трагедия о любви и вражде, то опера Ш.Гуно – о любви. Вражда же оказывается не столько антиподом любви, сколько тем фоном, на котором разворачивается печальная история влюбленных: роль хоровых сцен в опере невелика – несмотря на то, что композитор вводит хор там, где у У.Шекспира его не было: под Хором, читающим текст Пролога, у английского драматурга подразумевался один актер – в опере же этот текст исполняется настоящим хором. Не особенно значительна и роль персонажей, связанных с линией вражды – в опере нет даже финальной сцены примирения Капулетти и Монтекки, завершается она смертью центральных героев. Основной драматургический «стержень» произведения составляют любовные дуэты, которые играют главную роль в четырех действиях из пяти. По словам биографа композитора К.Беллэга, стоит эти дуэты изъять – и оперы не будет.

Первый из этих дуэтов («Ангел небесный…»), определенный Ш.Гуно как «мадригал на два голоса», изящен и сдержан. Дуэт на балконе «О, ночь блаженства!» выдержан в светлых тонах, хотя ритм и темп составляющих его эпизодов меняются. В дуэт, открывающий четвертое действие – поначалу восторженный и исполненный любовного пыла – вторгаются эпизоды тревожные. Образы влюбленных, развивающиеся в дуэтах, дополняются блестящей вальсовой арией Джульетты в первом действии и страстной каватиной Ромео во втором.

Такая колоссальная роль любовных дуэтов в драматургии оперы «Ромео и Джульетта» даже заставила либреттистов и композитора пойти на самое серьезное отступление от литературной основы. Если у У.Шекспира Ромео умирает до пробуждения Джульетты, то у Ш.Гуно она застает своего возлюбленного живым, и пятое – заключительное – действие превращается в один большой дуэт. В этой развернутой сцене чередуются речитативные и кантиленные эпизоды, возвращаются темы из предыдущих дуэтов.

Премьера оперы «Ромео и Джульетта» в Th?atre-Lyrique была намечена на январь 1867 года, но из-за отсутствия тенора состоялась она лишь в конце апреля – во время Всемирной выставки. Главные роли исполнили П.Ж.Мишо и М.Карвальо. Успех был поистине грандиозным. В том же году произведение уже ставилось в Германии, Италии, Бельгии и США. В Th?atre-Lyrique состоялось сто спектаклей, а в 1873 году опера была поставлена в театре «Опера-Комик», и М.Карвальо, которой было уже сорок пять лет, по-прежнему исполняла роль Джульетты.

В 1888 году Национальная музыкальная академия поставила «Ромео и Джульетту» на сцене «Гранд-Опера». Для этой постановки композитору пришлось внести некоторое дополнение в партитуру – в четвертом действии появилась балетная сцена.

Одной из лучших исполнительниц партии Джульетты стала Аделина Патти, для которой с «Ромео и Джульеттой» оказалась связана романтическая история: в 1880-х гг. в спектаклях с ее участием партию Ромео исполнял Э.Николони – и нежные чувства связывали этих двоих не только на сцене, впоследствии А.Патти стала женой этого певца.

В «Карманном оперном путеводителе», созданном английским критиком Р.Кристиансеном, «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно названа лучшей из более чем сорока опер на сюжет этой шекспировской пьесы.