Рисунки и иллюстрации

Давай, наконец-то, разложим по полочкам: что такое иллюстрация, ее виды, стили, техники, и чем иллюстратор отличается от дизайнера.
Разберем понятия с яркими примерами иллюстраций в разных стилях.
• чтобы рисовать как Malika Favre, нужно знать Adobe Illustrator! Запишись на онлайн-курс «Супер Illustrator» от студии VideoSmile или выбери любой другой курс по обучению создания иллюстраций.

  • Иллюстрации Malika Favre

В попытках разобраться с иллюстрацией и ее типами, скорее всего, ты встречал много тематических источников, которые дают слишком узкое понятие. Аналогично, обучающие курсы для иллюстраторов предлагают программу по изучению одного или парочки стилей.

Поэтому мы решили детально изучить понятие иллюстрации, а именно:

  • Что такое «иллюстрация»
  • В чем разница между иллюстратором и дизайнером
  • Типы иллюстраций
    • Современные виды
    • Традиционные виды
  • Стили иллюстрации

Иллюстрация (наглядное изображение) — это рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Вики

Современная иллюстрация может быть независимой, и даже стать идеей для написания текста.

Но и дизайнеры тоже создают графические проекты, поясняющие все что угодно.

Тогда в чем разница между
«иллюстратором» и «дизайнером»?

Все просто.

Иллюстратор

Космическая иллюстрация от brgfx

создает рисунки, изображения. Они будут использованы как один из элементов дизайна продукта. Отдельные иллюстрации часто встречаются в книгах, журналах, блогах и т.д.

Дизайнер

Веб-дизайн NASA от Amiko

использует готовые иллюстрации, комбинируя их с другими элементами: типографика, фото, изображения. Дизайнер создает композиции, передает идею, концепцию продукта.

В современном конкурентном мире понятия начинают объединяться. Дизайнеры учатся рисовать, иллюстраторы — стилизовать.

  • Рекомендуем прочитать: Что такое графический дизайн (с примерами).

Типы иллюстраций

В зависимости от техники исполнения, все иллюстрации можно разделить на 2 типа:

  • традиционные;
  • современные.

С течением времени мир искусства стремительно развивался, предлагая художникам новые материалы и техники. Традиционные виды постепенно утрачивают свою популярность. Цифровые техники рисования делают проекты художников более мобильными, и предлагают огромный выбор инструментов. Современный тип не только выводит новые форматы (3D, коррекция цвета, слои и др.), но и стремится досконально имитировать натуральные материалы.

Современные виды иллюстраций

В 1888 году появилась первая возможность создать цифровую копию ручной росписи. С тех пор технологии сильно усовершенствовались, сделав процесс цифрового рисования полуавтоматическим. Графические редакторы предлагают иллюстратору готовые кисти, разные фактуры, широчайшую палитру и неограниченные возможности.

Все цифровые иллюстрации можно разделить на 2 вида.

01.

Цифровая иллюстрация «от руки»

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Рисование на графическом планшете позволяет делать плавные переходы и контуры, в отличие от второго вида — векторной графики. Так иллюстраторы могут создать сложный фон и добавить мелкие детали на картину.

Обычно цифровые иллюстрации «от руки» имеют растровый формат. Поэтому увеличивать без потери качества их можно лишь до определенного размера. Но иллюстраторы любят данный метод за сходство с традиционным рисованием и широкие возможности.

Смотри короткий обучающий ролик «Как начать рисовать на графическом планшете?». Графический редактор Paint Tool Sai 2.

02.

Векторная графика

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Векторные иллюстрации имеют одно большое преимущество — их можно масштабировать до любых размеров, абсолютно не теряя качества. Изображения создаются в графических редакторах с широчайшим набором инструментов. Это самый популярный формат иллюстраций для веб.

Векторные иллюстрации обычно имеют четкие контуры и яркие цвета. Поэтому среди иллюстраторов особым спросом пользуются кисти, имитирующие натуральные материалы.

Смотри урок для новичка, как нарисовать векторного персонажа игры, используя Adobe Illustrator. Урок быстрого рисования.

Традиционные виды иллюстраций

Возраст традиционных методик меряется тысячами лет. Хотя иллюстрации, как понятие, начали использовать гораздо позже.

Можно выделить 10 основных традиционных видов.

01.

Ксилография

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Древняя техника рисования, чтобы получить текстурный рисунок на дереве. При помощи таких иллюстраций в Средние века оформляли книги, имеющие долговечную обложку. Более того, гравюру на дереве использовали для оттиска рисунка на бумагу. Тогда книги получили иллюстрации еще и на страницах.

Обычно такие изображения имеют сильный контраст между элементами. Хотя в данном виде редко используется больше 2-3 цветов. Несмотря на возраст, грубые штрихи ксилографии находят своих ценителей и сегодня.

Смотри обучающее видео Алексея Кофанова: «Как резать гравюру». Автор ролика создает рисунок на плите ПВХ — идеальный вариант для начинающего художника.

02.

Гравюра на металле

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Сегодня гравюра на металле нашла свое печатное применение — техника офорт. Вместо представления проектов на металлических изделиях, художники используют методику оттиска. Так один рисунок с металлической плиты можно перенести на большое количество бумажных носителей. Но для этого требуется особая технология.

Медную, стальную или цинковую пластину покрывают воскообразным составом, устойчивым к кислотам. Затем художник вырезает линии из застывшей смеси, образуя рисунок. Плиту с рисунком погружают в кислоту, где открытые участки металла подвергаются химической реакции. Убрав потом воскообразный состав, плита будет иметь рельефный рисунок. Художник наносит краску сплошным слоем, после чего стирает ее с поверхности, оставив цвета в углублениях металла.

В зависимости от техники, металлические гравюры могут иметь кардинально разный стиль. Смотри короткий обучающий ролик по созданию иллюстрации техникой офорт от мастерской печатной графики New Print Studio в Санкт-Петербурге.

03.

Рисунок карандашом (скетч)

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Как ты видишь на примерах выше, рисунок карандашом может носить разный смысл. Простой скетч может выступать в качестве эскиза, набросок для дальнейшего оформления иллюстрации. Монохромный или цветной скетч может также выступать в качестве готовой иллюстрации.

Карандаш — это богатый инструмент. Художник может менять толщину линий, интенсивность цвета и другие элементы эскиза. Тени и переходы придадут картине динамики, позволят создать трехмерный объект.

Чтобы начать рисовать карандашом, важно освоить базовые техники или стили. Смотри базовый урок рисунка карандашом от онлайн-школы DrawFox. Узнай виды штриховки, что такое растяжка и как нарисовать трехмерный объект.

04.

Рисунок углем

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Рисование древесным углем также имеет древние истоки. Сегодня художники предпочитают использовать фюзен — удобные угольные палочки. Техника позволяет создавать простые эскизы и сложные иллюстрации с текстурой, тенями.

В отличие от карандаша, древесный уголь оставляет более грубый след, с более мягким и темным цветом. Свойства угля зависят от метода его производства. Углем можно рисовать тонкие линии для эскизов или проводить трехмерное тонирование, как на примерах выше.

На канале Adill’s Life мы нашли увлекательное видео по технике рисования эскизов углем. Автор ролика использует разную текстуру, толщину, тональность и цвет угольных палочек.

05.

Литография

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Литография — метод печати с использованием камня с гладкой поверхностью. Когда-то на известняковую плиту наносили масло, воск или другой красящий материал. Сегодня используется офсетная литография, помогающая быстро печатать большие объемы иллюстраций для журналов, книг.

На примерах выше ты мог заметить одну тенденцию: все иллюстрации имеют мягкий цвет. Контуры могут быть слегка размытыми, а сама картина бледная. Офсетная литография позволяет печатать четкие и детализированные картинки.

Посмотри процесс создания трехцветной литографии традиционным методом от Центра Графического Искусства.

06.

Акварельные иллюстрации

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Один из самых популярных видов живописи — акварельная. Это мягкие иллюстрации с большой глубиной. Любимый вид иллюстраций для детских и женских книг. Акварель дает художнику возможность использовать на холсте цвета, сливающиеся друг с другом.

Основное преимущество акварели — тонкая настройка прозрачности. На первом примере показано, как краска может менять свою интенсивность. Это открывает большие возможности иллюстратору, чтобы применять тени и объем, как на последнем примере.

Смотри экспресс-урок по акварельной живописи «Волна» от школы Художник Online. Научись рисовать морской этюд, используя минимальную цветовую палитру.

07.

Иллюстрации гуашью

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Гуашь похожа на акварель, но более плотная. Она предоставляет художнику темные оттенки и грубые мазки. Добиться прозрачности трудно. Чаще всего такие иллюстрации использовались в плакатах, комиксах, журналах.

С помощью гуаши также создавались мультипликации. В качестве фона могла выступать акварель. Такая анимированная живопись встречается и сегодня. Преимущество гуаши также в том, что ее слои быстро высыхают.

Быстрое высыхание краски позволяет создавать шедевры за считанные минуты. Посмотри ролик и узнай, как нарисовать пейзаж гуашью за 20 минут.

08.

Акриловые краски

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Акриловые краски — это лучший инструмент для начинающего художника. Это еще более плотные и грубые мазки. Гуашью или акварелью рисовать гораздо сложнее, хотя акрилом трудно создать прозрачность. Использовать акриловую краску можно на любой поверхности.

Акрил позволяет создавать текстурные иллюстрации с мелким рельефом. Густые капли быстро застывают на холсте, становясь водонепроницаемыми. Современные акриловые краски могут иметь в составе флуоресцентные, металлические и другие необычные компоненты.

Предлагаем посмотреть мастер-класс по акриловой живописи от художницы Лилии Степановой. 89 минут видео расскажут обо всех аспектах рисования акрилом.

09.

Коллаж

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Коллаж — это техника «склеивания» разных графических элементов для создания единой иллюстрации. Они могут быть плоскими или с накладыванием элементов, что создает 3D эффект. Графические элементы могут быть разных форм, текстур и материалов.

Техника используется преимущественно при создании открыток, рекламных и художественных проектов. Последнее время натуральные материалы становятся все популярнее в создании коллажей. Также техника дает иллюстратору возможность удивить зрителя, используемыми материалами, как на последнем примере.

Познакомься с техниками создания коллажей в ролике сверху. Bratec Lis School при участии Джули Ван Ваземаел.

10.

Иллюстрация чернилами

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Использование пера и чернил — известная всем техника. Используя лишь один цвет, иллюстраторы создают сложные картины с объемом, тенью и разными текстурами. Чернильные иллюстрации также имеют сильный контраст, наподобие ксилографии.

Чернилами можно рисовать четкие тонкие лини, и можно закрашивать элементы легким полупрозрачным тоном. Начинающему иллюстратору чернилами будет трудно работать с переходами и градиентами. Сегодня самая популярная техника — использование тонких штрихов с разным отступом и интенсивностью.

Смотри 5 полезных советов по рисованию пером и тушью. Автор ролика — Виолетта, иллюстратор, сотрудничает с Nickelodeon.

Смотри также:

  • 4 сайта с бесплатными премиум иллюстрациями.
  • 16 лучших иллюстраторов модной одежды в Instagram.

Стили иллюстраций

В зависимости от того, где будет использована иллюстрация, ее можно отнести к определенному жанру. Таких жанров (или стилей) существует большое количество.

Рассмотрим 7 самых популярных на сегодня стилей.

01.

Концепт-арт

  • Mélody Cisinski
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Это иллюстрации для игр, анимации, фэнтези и других подобных проектов. Впервые такой стиль иллюстрации появился в 1930-х годах компанией Disney. Используется для иллюстрирования конкретных объектов: персонаж, автомобиль, товар. Суть концепт-арта в том, что художник предоставляет клиенту несколько интерпретаций (концепций) объекта. Так клиент может повлиять на процесс создания финишной иллюстрации.

02.

Детские книги

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Иллюстрации для детских книг не теряли свою популярность никогда. Для детского восприятия лучше всего подходят красочные, упрощенные сюжеты. В таких книгах встречаются и традиционные, и современные методы рисования. Иллюстрации могут иметь реалистичный вид, или быть карикатурными, в зависимости от сюжета книги, возраста читателя, прочее.

03.

Комиксы

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Иллюстраторы могут работать в жанре комиксов и графических рассказов. Коллаж картинок с текстовым сопровождением передает длинный, динамичный сюжет. Иногда клиенту требуется одна иллюстрация, способная передать действие, как на первом примере. Чаще всего иллюстрации создаются в карикатурном, мультипликационном стиле.

04.

Обложка книги

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Чтобы выделить книгу среди тысяч других, авторы используют броскую обложку. Для этого может применяться любая техника иллюстрации, с дальнейшим печатным форматом. Работать с таким стилем довольно сложно, ведь иллюстрации для обложки должны передавать настроение и общую концепцию книги.

05.

Реклама

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Самый конкурентный стиль для иллюстратора — реклама. Изображения уже должны выполнять больше функций: обратить внимание зрителя, передать идею продукта и заставить купить товар. Все больше компаний предпочитают использовать иллюстрации вместо фото для создания рекламных плакатов. Что касается техник, фантазию иллюстратора ограничивает только клиент.

06.

Упаковка

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Как заставить покупателя увидеть лишь один товар на длинной полке в магазине? Разработать для него эффектную, яркую упаковку! Все чаще в дизайне упаковки используются иллюстрации, особенно: животные, растения и карикатуры. Наиболее востребованы иллюстрации в дизайне упаковок: пищевых продуктов, косметики, детских товаров, канцелярии, прочее.

07.

Брендинг / Логотип

  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest
  • Pinterest

Одни из самых трудных стилей — брендинг и логотип. Иллюстрация логотипа должна запоминаться, выделяться среди других и хорошо читаться в миниатюре. Обычно это несложный рисунок. Иллюстрации также используются в брендинге: визитки, брендбук, буклеты, реклама и др. В таком случае они должны точно соответствовать концепции бренда и поддерживать единый стиль.

Выводы

Как ты уже понял, иллюстрация — это рисунок с какой-либо целью. Для ее создания можно использовать разные техники и приемы. Одни иллюстраторы специализируются на конкретном стиле рисования, другие могут работать с разными проектами.

Сегодня, чтобы стать цифровым художником, не обязательно уметь красиво рисовать от руки. Главное — владение инструментами графических редакторов и чувство красивого.

Самый популярный инструмент современного иллюстратора — Adobe Illustrator:

  • Узнай все о Программе Adobe Illustrator из нашей статьи. Это самая полная статья об Illustrator в рунете.

Или смотри наши короткие уроки по Adobe Illustrator:

  • Как создать изометрический текстовый эффект.
  • Как создать векторное изображение рельефа.
  • Как создать эффект трехмерной тени на тексте.
  • Как создать красочные Gradient Orbs.

Ты также можешь изучить 45 профессиональных уроков по рисованию в Adobe Photoshop.

по материалам сайта graphicmama.com

Мощнейшая рассылка

Подпишись на «Мощнейшую рассылку», чтобы получать мощнейший бесплатный материал. Без спама и рекламы!

> Функции иллюстраций в детской художественной книге

История, назначение и виды книжных иллюстраций

Иллюстрации нужно рассматривать как своеобразный визуальный путь познания произведения. Редактору необходимо понимать природу иллюстративных материалов, связь их с текстом. Ученые и педагоги отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое.

Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. Иллюстрация является важнейшим элементом в художественном оформлении детской книги, поскольку она выполняет важные функции: стимулирует развитие воображения у детей, формирует их эмоции, прививает культуру чтения.

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — это изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст . Иллюстрациями являются рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции. Собственно как область искусства иллюстрация — это изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В более узком смысле — разновидность графики; искусство оформления книги .

ГОСТ Р 7.0.3-2006 «Издания. Основные элементы. Термины и определения» дает следующее определение термину «иллюстрация»: это изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах и других элементах материальной конструкции издания.

По методу отображения действительности иллюстрации делятся на два вида:

  • · художественно-образные;
  • · научно-познавательные.

В детской художественной книге используются художественно-образные иллюстрации. Они создаются к литературно-художественным изданиям в целях усиления общего впечатления от литературного произведения с помощью зрительных образов .

Иллюстрации могут быть: пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст; изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст. Какие именно иллюстрации подходят к тому или иному изданию, решает редактор.

ОСТ 29.127-2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия» определяет в зависимости от читательского адреса требования к иллюстрациям в издании.

Согласно этому документу для детей дошкольного возраста «площадь иллюстраций на полосе издания должна быть не менее 50%», а «общая площадь иллюстраций в издании рекомендуется не менее 75%». Также не рекомендуется располагать «иллюстрации в нижней половине страницы под текстом». Для детей младшего школьного возраста «общая площадь иллюстраций в издании рекомендуется не менее 30%». В изданиях для детей среднего школьного возраста не регламентируется общая площадь иллюстраций, но, в отличие от предыдущих групп, «возможно художественное оформление полей издания, кроме корешковых, при увеличении их размеров на 30%». Для детей старшего школьного возраста подобные требования к иллюстративному материалу не применяются .

Редактор должен проконтролировать, чтобы будущее издание было выполнено в соответствии с данным ГОСТом.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

  • · фронтиспис;
  • · заставка;
  • · полосная иллюстрация (во всю страницу);
  • · полуполосная;
  • · разворотная (на двух страницах);
  • · оборочная (небольшой рисунок, окруженный текстом);
  • · рисунки на полях;
  • · иллюстрация-концовка.

Фронтиспис — заглавная иллюстрация, помещенная на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению. Это, как правило, ассоциативный или обобщенный образ. Иногда здесь помещают портрет писателя или главных героев (рис. 1).

Рис. 1. Фронтиспис в детской книге «Самый вредный барабашка» Н. Хаткиной

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими. Заставка — как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация-заставка в сборнике стихов «Котята на рассвете» В. Левина

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые — изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрации полуполосные разворотные в детской книге «Южная Америка от берега до берега» А.Вороновой

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте. Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия — пространство и время (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация-концовка в сборнике стихов для детей К. Чуковского

Основные функции иллюстраций в детской книге:

  • · информационная (познавательная);
  • · воспитательная;
  • · эмоционально-психологическая;
  • · эстетическая.

Развитие искусства детской иллюстрации тесно связано с историей книги. Первыми книжками для детей с картинками были издания Библии и букварей. В Западной Европе они появляются уже в XV веке, вскоре после открытия первых типографий. В XVII веке была выпущена книга Яна Амоса Коменского (1592-1670) «Мир чувственных вещей в картинках». С этого времени детей начали учить не только по азбуке, но и по картинкам. Но иллюстрированных книг с рассказами и сказками в то время еще не было. Крупные издатели не выпускали книг для детей даже в век Просвещения.

Только к концу XVIII века в Германии появились две иллюстрированные книги, изданные специально для детей. Это были своего рода детские энциклопедии с картинками: «Первоначальное обучение» (1774) Иоганна Бернхарда Базедова (1724-1790), выдающегося немецкого педагога, и «Книжки-картинки для детей» (1792-1830) писателя и переводчика Фридриха Иоганна Юстина Бертуха (1747-1822).

В XVIII веке познавательная книжка с картинками служила детям, начинавшим учиться, а в XIX веке стала семейной книгой для чтения всех возрастов. Постепенно такая книга прочно заняла свое место среди изданий для самых маленьких — тех, кто не умеет читать (3-7 лет) .

С начала XX века почти во всех странах книга для детей входит в орбиту художественных исканий крупных мастеров графики и живописи. Яркие находки в этой области связаны с деятельностью российских художников 20-х годов. Именно тогда видные реформаторы изобразительной пластики, такие, как В. Лебедев, Эль Лисицкий, В. Фаворский, П. Митурич и многие другие, разрабатывают общие подходы к детской книге и воплощают их в своей художественной практике подготовки изданий для детей.

После окончания Второй мировой войны наблюдается мощный подъем полиграфии и издательского дела, значительно расширяются репродукционные возможности книгопечатания. Художник по-новому осмысливает саму структуру детской книги как особого книжного организма, имеющего свою цветовую и пространственную композицию, свои законы образной выразительности и читательского восприятия. Многие известные живописцы и графики становятся авторами рассказов и сказок, притч и маленьких поэм. Для своих книжек-картинок они сами пишут тексты. Художники Морис Сендак и Лео Лионни в США, Эмануэль Лудзати в Италии, Каледонио Перельон в Испании, Андре Франсуа и Патрик Куратен во Франции, Иб Спанг Ольсен в Дании, Бинет Шредер в Германии, Ири и Тоси Маруки в Японии выпускают яркие, запоминающиеся книги. Каждая из этих книг — небольшое произведение искусства, отличающееся органической целостностью в силу взаимодействия текста и изображения.

Огромный вклад в книжную графику для детей вносят отечественные художники, разрабатывая интересные оригинальные решения. Среди иллюстраторов детских книг находим имена таких замечательных художников, как В. Милашевский, А. Гончаров, О. Верейский, Д. Бисти, Т. Маврина, А. Манукайте .

История иллюстрации в детской литературе коротка — она насчитывает около трех столетий. Однако за это время был пройден путь от дешевых книжных изданий народных сказок, букварей и лубочных картинок до роскошных книг, созданных специально для детей, к тому же детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Естественно, что первые иллюстрированные детские книги были Букварями, то есть книгами, в которых чтение и рассматривание картинок было непосредственно связано с процессом обучения. Таков знаменитый «Букварь» Кариона Истомина (1694), где текст и иллюстрации были гравированы на меди Леонтием Буниным.

Известны также иллюстрированные русские «Азбуки», «Прописи» XVIII века, украшенные виньетками. Наряду с ними большое значение в воспитании и обучении детей чтению имели народные картинки, так называемые лубки. Первые иллюстрированные книги учебного характера появились в России в конце XVIII в.; гравированные иллюстрации в них носили скорее познавательный, чем художественный характер.

Значение художественной иллюстрации в воспитании русских детей глубоко понимали передовые деятели русской культуры. Один из первых русских просветителей и педагогов Н. И. Новиков, выпускавший в Московской университетской типографии свой знаменитый журнал «Детское чтение для сердца и разума», борясь за универсальное гражданское и патриотическое воспитание детей, переиздал в России уже знаменитую в то время книгу «Видимый свет» великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. Не имея возможности снабдить книгу полноценной художественной иллюстрацией, Новиков издал ее в чисто графическом сопровождении с гравированными заставками, концовками и виньетками в классическом вкусе .

Русские революционные демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов придавали огромное значение иллюстрации в детской литературе, все они выступали с критическими рецензиями на литературу и иллюстрацию, утверждая, что хорошая, полноценная художественная иллюстрация — это помощница литературы в нравственном и эстетическом воспитании ребенка.

Новое отношение к детской книге, как к красивой вещи, возникло в России в конце XIX в. Лучшие представители русского демократического искусства выступили в это время против мещанских вкусов, царивших не только в литературе и массовой книжной графике, но и в оформлении быта. Передовые русские художники стремились ввести хороший вкус в быт, найти стилевое единство в вещах и произведениях искусства .

Советская книжная иллюстрация играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. Для советской иллюстрации 1920-е годы — период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в иллюстрации (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства иллюстрации и книги (Л. М. Лисицкий).

С 1920-х годов развивается и многокрасочная иллюстрация детской книги. Для иллюстрации 1930-х — начала 50-х годов характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистных серий (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская иллюстрация в 1950-1980-х годов, следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные иллюстрации к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создали Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР), В. И. Касиян. Г. Г. Пустовойт, Г. В. Якутович (Украина), С. С. Кобуладзе (Грузия), Е. М. Сидоркин (Казахстан), Г. С. Ханджян (Армения), А. А. Кучас, С. Красаускас (Литва), Г. Г. Поплавский (Белоруссия), Л. А. Ильина (Киргизия) и многие другие талантливые художники .

Таким образом, можно утверждать, что именно иллюстрация способствовала становлению изданий для детей как самостоятельного комплекса изданий, поскольку благодаря иллюстрации книга для детей может рассматриваться как особая художественная структура. Ведь иллюстрация входит в книжное издание, которое является продуктом социальной деятельности людей, достижением культуры. Ярко выражено это масштабными разработками в области книговедения. Иллюстрация развивается, что отражается в искусствоведении. К тому же иллюстрация в книге оказывает влияние не только на ребенка, читающего книгу, но и на создание благоприятных отношений в семейном кругу. Родители приобщаются к чтению книг посредством иллюстраций. Особенно это проявляется при чтении книжек-картинок, когда родители с детьми придумывают невероятные истории про героев книги. Но самым главным считается то, что книжная иллюстрация остается средством эстетического воспитания ребенка, формирует творческую личность, выполняет познавательную функцию.

Креативные рисунки для срисовки (27 фото)

Если у Вас есть желание научится рисовать – для этого прекрасно подойдут креативные картинки для срисовки. Берите карандаши или краски и копируйте рисунок. Предлагаем рассмотреть наиболее яркие и интересные примеры маленьких и легких картинок для срисовки. Несложные изображения, станут отличной тренировкой для всех, кто желает усовершенствовать свой художественный талант. Далее предлагаем посмотреть креативные рисунки для срисовки.

Рисунок карандашом лошадь.

Рисунок красками девушка.

Рисунок кошка-балерина.

Креативный рисунок для срисовки.

Грустный рисунок для срисовки.

Прикольный рисунок для срисовки.

Рисунок карандашом черепашка.

Прикольный рисунок для срисовки.

Рисунок парижанка.

Рисунок карандашом девочка.

Рисунок девушка в длинном платье.

Креативный рисунок для срисовки.

Рисунок карандашом руки.

Прикольный рисунок для срисовки.

Рисунок карандашом сова.

Креативный рисунок для срисовки.

Рисунок карандашом девушка.

Рисунок красками девушка.

Рисунок карандашом зайчонок.

Рисунок для срисовки мороженное.

Рисунок карандашом девушка.

Рисунок карандашом девушка в шапке.

Рисунок волк в наушниках.

Рисунок панда.

Рисунок девушка с косичками.

Рисунок девушка с крыльями.

Портрет красивой девушки.

Студии и мастерские иллюстраторов

Я вспоминаю, как в первый раз в своей жизни увидела большую мастерскую художника — это было одно из самых сильных потрясений моего детства
(мои родители не художники). Это была огромная двухэтажная студия с лабиринтом из старинной мебели, книг, холстов и огромным желтым абажуром над столом.
Мне хотелось надышаться запахом красок до головокружения, потрогать все кисточки и тюбики с красками,
а лучше всего было бы спрятаться где-то на полке между книгами и тайком наблюдать за художником.
На днях мне попалась на глаза очень красивая серия фотографий студий Jake Green, и мне снова показалось, что я стою на цыпочках и, затаив дыхание, смотрю через плечо художника.
Занятие настолько интересное и затягивающее, что я не могу отказать себе в удовольствии открыть новую рубрику «Студии».
Так что заходите, только аккуратно — тут везде свежая краска.
Olaf Hajek
Olaf Hajek
Josh Cochran
Josh Cochran
Mike Perry
Mike Perry
Roman Klonek
Roman Klonek
Chris Haughton
Chris Haughton
Kitty Crowther
Kitty Crowther
Oliver Jeffers
Oliver Jeffers
Beatrice Alemagna
Beatrice Alemagna
Jessie Hartland
Jessie Hartland
Carson Ellis
Carson Ellis
Isabelle Arsenault
Isabelle Arsenault

23 комикса от российского иллюстратора, который превращает реальность в абсурд

  • 216 29 196 56k

    «Ведь ты сильная. Ты старшая дочь и сестра». Честный текст о том, как не надо помогать близким

  • 212 18 90 74k

    18 фото, которые вмиг перенесут вас на 20 лет назад

  • 219 44 111 41k

    «Как взвесить кота». Ироничная история о том, как женская логика победила мужскую

  • 138 27 118 46k

    Как выглядит поезд, билет на который стоит более ₽ 1 млн (Люди ждут очереди месяцами)

  • 220 20 77 96k

    18 пользователей сети поделились самыми «неудобными» историями из семейных архивов

  • 110 18 52 20k

    20+ фотокарточек наших дедушек и пап, в которых заключено все очарование мужчин XX века

  • 154 60 117 83k

    Мы собрали 8 причин перестать жаловаться на свою тяжелую долю (Если вы не японка)

  • 225 71 154 203k

    Я полжизни прожила в Германии и почти год как переехала в Россию. И переезд сюда был моим лучшим решением

  • 134 17 51 39k

    Откровенный рассказ отца-одиночки, который столкнулся с осуждением окружающих за то, что «отобрал» у матери дочь

  • 261 10 143 136k

    17 любопытных штуковин, о предназначении которых так просто не догадаешься

  • 134 15 51 68k

    Посмотрите, как выглядели 11 брутальных мужчин Голливуда до того, как прославились

  • 115 21 55 23k

    14 известных супружеских пар, которые перенесли свои отношения на экран

  • 151 12 85 17k

    9 нестандартных экоинициатив, от которых становится спокойнее за судьбу планеты

  • 232 13 119 83k

    20+ виртуозных обманов от родителей, которые дети распознали, только когда выросли

  • 153 24 141 59k

    11 актерских дуэтов, которые однажды сыграли влюбленных. Им так понравилось, что они решили повторить

  • 295 20 204 92k

    20+ фото животных, которые нужно смотреть каждый раз, когда накатывает осенняя хандра

Урок сделан с помощью программы Photoshop CS3, однако вам не обязательно использовать именно эту программу. Для этого урока подойдет даже карандаш с бумагой.

Часто в своем искусстве мы стремимся создать и придумать что-то новое и необычное. Для этого мы не жалеем времени и своих стараний. Именно поэтому я решил открыть свои секреты в том как я создаю оригинальных персонажей.

Допустим, вы очень любите рисовать собак и хотите создать необычную собаку с оригинальным видом и характером. Отлично! Для начала нарисуйте основную форму фигуры животного. Пока не добавляйте лишних деталей.

Чаше всего юные художники допускают одну большую ошибку, вместо того что бы сделать персонажа действительно оригинальным, они начинают странно и в избытке его красить. Черт возьми, вы же вскоре начнете ненавидеть свой рисунок при такой детализации персонажа. И не добавлять случайные цвета! Не продуманные цвета уродливы, они делают персонажа менее интересным и совсем не оригинальным.

Чаше всего простой дизайн смотрится намного лучше. Его интересно и забавно рисовать. И вам не понадобиться постоянная картинка-напоминалка, чтобы не забыть где и как находиться нужный цвет или деталь. Что вам нужно для персонажа, так это повторное использование цвета. Подобное действие действительно очень важно, благодаря которому ваши персонажи обретут баланс. Обратите внимание как я повторяю темно коричневый цвет.

Контрастность также важна для отличного дизайна! Ее лучше добавлять с помощью цвета, одежды, фигуры и т.д.

  1. У вашего персонажа кучерявые волосы? Почему бы и нет? Повторите подобный кучерявый эффект и на одежде. Одежда эта самая забавная и легкая часть с помощью которой можно сделать оригинальность! Не останавливайтесь на обычных джинсах и коричневом свитере. Нарисуйте необычную, яркую и интересную одежду
  2. Если бы ошейник был таким же пушистым и объемным, как шерсть кота, то его бы практически не было бы заметно. Поэтому добавляя аксессуар убедитесь, что он будет отлично подходить и вносить некий акцент.
  3. Вы всегда можете нарисовать белую кошку, однако при этом не забудьте добавить оригинальный ошейник, который расскажет о характере персонажа, а не только о том что это белый кот.

С помощью одежды и прически вы можете подчеркнуть характер своего персонажа. Обратите внимание на примере я нарисовал людей стоящих в одной и той же позе, но благодаря деталям они выглядят по-разному. Вот сколько внешность вы можете создать продумав и передав характер! Подумайте о характере прежде чем рисовать персонажа! Если он застенчивый, то ему не подойдет открытая и вызывающая одежда.

Все о контрасте и о повторяющихся цветах

В этой части урока я покажу вам с помощью своих персонажей как делать контраст в деталях и как лучше всего повторять цвета. Chubba – это один из самых удачных моих персонажей, в котором я отобразил самый лучший дизайн. У Chubba есть темные и светлые цвета! Благодаря такому маневру, вы сможете легко достичь нужного контраста и сделать интересный и сбалансированный дизайн. Темно-коричневый и темно-красный цвет хорошо создают контраст между белым и светло-оранжевым. Я повторил темный цвет на концах частей тела (ноги, уши и хвост)

Ниже на примере несколько моих персонажей, у которых похожие цвета и выполнены подобные действия в контрасте и повторяющем ся цвете. Однако не смотря на это все персонажи выглядят по-разному. Я очень люблю оранжевый XD это мой любимый цвет ха ха

Следующий мой персонаж Rafaels. Его тело светлое, а лицо темное! Поэтому просто необходимо нарисовать ему для баланса темную одежду. Красно оранжевые волосы отлично подходят к темному лицу. Так же я решаю повторить цвет его волос на кроссовках. На необычных рогах есть полосы, поэтому я решаю повторить этот рисунок и на одежде, в виде рваной рубашки. Если вы хотите, чтобы люди сосредоточили свое внимание в одном определенном месте, тогда выделите это место необычной формой или цветом, который не повторялся во многих местах. Кей похож характером на меня.

Я хотел, обратить ваше внимание на ее лицо и использование цветов. Тело персонажа белое, одежда серая (не отвлекает т общего вида), а вот пятно в центре лица и украшение в волосах яркие. Так с помощью цвета вы выделяете важные и интересные моменты и детали.

Вот и конец первой части 1.
В следующей части мы подробно рассмотрим один дизайн, и более подробно разберем как создать характер персонажа от начала до конца!

Спасибо за то что прочли этот урок, надеюсь, он вам поможет
^ ^ Автор урока: Griffsnuff Перевод: Prescilla Данный материал подготовлен для Вас командой сайта https://bakemono.ru