Репортаж как писать примеры

Тот случай, когда новомодный «инфостиль» спасает далеко не всегда.

Надя Бойкова, автор блога «Бумагомарака», рассказывает о том, как писать репортаж.

Светские рауты бизнес-элиты Мещанбурга. Модный показ на лучшем подиуме города. Открытие нового барбершопа в престижном районе. Премьера постановки эпатажного режиссера-постмодерниста в местном театре драмы. Вернисаж скандального скульптора-сварщика. Открытая дегустация продукции фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки»…

Представьте, что вы должны написать об этих событиях. Сели эдак за комп и в творческом ударе разбили клавиатуру! А потом: модельер завален заказами от светских львиц, его тощие модельки в очередной раз теряют честь с бизнес-элитой за щедрые «чаевые», в барбершоп захаживает бриться самый одиозный режиссер-постмодернист, который после сенсационной премьеры уже приглашен в Нью-Йорк, Париж и Токио, а скульптор-сварщик продал свою монументальную пятиметровую «Мечту Мещанбурга» за миллион долларов в частную коллекцию куда-то в Берн… «Мещанбургские рульки» берут три приза на федеральной выставке мясных полуфабрикатов, они на столе у каждых Вани и Вали, на рауте у самого богатого бизнесмена города, и скульптор уже подумывает сварить их из стального листа в 20-кратном увеличении…

«Королева в восхищении», господа, или, другими словами: учимся писать репортаж!

Цель репортажа

Репортаж — самый капризный из информационных жанров журналистики. Его цель — вызвать у читателя эффект присутствия. Хороший репортаж читается на одном дыхании, захватывает с первого предложения и держит в напряжении до самого конца. Это, если позволите, «экшен» от журналистики, и здесь главное — не скатиться в унылый отчет, получив эффект прямо противоположный.

Сравните два текста:

«Вчера в городском выставочном зале им. И.Н. Бургомистрова состоялась открытая дегустация продукции фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки». Мероприятие прошло при поддержке администрации города и областного кооператива фермеров. Пришедшие на дегустацию горожане увидели богатое разнообразие колбас, рулетов, сосисок и копченостей. В целом было представлено 68 наименований продукции, каждый товар можно было продегустировать и приобрести. Глава фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки» Борислав Ненасытный отметил, что предприятие запустило новую линию с итальянским оборудованием, и теперь Мещанбург точно не останется без качественной закуски».

И:

«Взволнованные мещанбуржцы быстро заполняют выставочный зал, торопливо вверяя шубы гардеробщице, спеша вооружиться бумажной тарелкой и горстью шпажек для дегустации.

Волшебный запах мясных деликатесов стелется под потолком фойе, как дурман, официанты не успевают менять подносы с нарезкой, в центре зала журналисты окружили главу фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки» Борислава Ненасытного.

— Запущена новая линия, оборудование самое лучшее, из Италии, — говорит он. — Вы только представьте, мы сможем производить на три тонны больше колбасно-сосисочных изделий! А наша особая грудинка, рецепт которой мы храним в секрете, уже взяла первый приз на Международной выставке в Южной Корее!

Вдруг зал загудел, кто-то восторженно ахнул, засуетились операторы, разворачивая камеры, — входит пара рослых официантов, а над ними плывет, сверкая, огромное блюдо с цельным поросенком: вьется ароматный пар, краснеет печеное яблочко в его пасти, вспышки камер превращают шествие порося в стробоскопное шоу… Сюрприз удался».

Ну и в каком случае счастливый собственник «Мещанбургских рулек» срубит жирный куш после дегустации? Думаю, ясно без комментариев.

Какими приемами можно достичь эффекта присутствия? Я вижу пять основных:

  • Линейная композиция
  • Использование глагола
  • Доминирование настоящего времени глагола
  • Использование прямой речи
  • Детализация в эпитетах и звукоподражании

Разжуем подробнее, как из всего этого великолепия слепить приемлемый рассказ о мероприятии, достигнув эффекта присутствия.

Пишем от и до

То бишь пересказ событий в хронологической последовательности. Мероприятие от и до, без ретроспекций и отзеркаливания.

Нам дано:

→ Дизайнеры-модельеры, меценаты от мира моды, прочая «элита» и масс-медиа пришли на модный показ новой коллекции Лазаря Воскресенского

→ тусовка до начала, все чмокаются и обсуждают друг друга, модельки в гримерке натягивают непостижимые наряды дизайнера

→ сам показ, описание коллекции, внимание на известных моделях и смелых тенденциях предстоящего сезона

→ выход дизайнера, поклоны, аплодисменты, съемки — афтер-пати со звездами эстрады, коксом и купанием в шампанском.

Мы должны рассказать читателю все по порядку, найдя кульминацию, выделив ее ради наших хитрых маркетинговых целей. Никакой ретроспективы а’ля «вспомним предыдущий показ: ах, как тогда удивила всех эта штучка из столицы, выйдя на подиум на восьмом месяце беременности, и ведь что самое интересное, ее муж-футболист бросил ее через полгода после родов». Никакой аналитики, зауми и отчетности — одни голые факты от завязки, через кульминацию к развязке, а в конце эдак:

«…под утро сонный дворник-узбек, шмыгая носом, сметал облетевшие блестки праздника моды. Лазарь Воскресенский подарил свою красоту всему Мещанбургу».

Мы должны рассказать читателю все по порядку, найдя кульминацию, выделив ее ради наших хитрых маркетинговых целей.

Глагол рулит

А куда же без него. Глагол — самая динамичная часть речи, он передает движение, задает темп. Дай больше глагола — и увидишь, как побежит время в твоем тексте. Вычисти глагол, и время замедлится вплоть до полного застоя. Так мы можем превратить вернисаж скульптора-сварщика в полумистическое суаре:

«Галерея в шорохах и полумраке. В каждом углу — сизо-коричневые железные колоссы, концептуальные работы известного скульптора-сварщика Андрея Заманы. Онемевшие от восхищения посетители, как призраки, между ними, и редкое будто «С-с-с-бляууу..!» от случайного прикосновения к металлу. Дрожь. Прохлада. Ясность линий. Все мировоззрение художника — в потеках сварки и напластованиях смыслов…»

А так:

«Гости все идут и идут: крупнейшая галерея принимает сегодня вернисаж эпатажного Андрея Заманы, и в Мещанбург с окрестных областей слетается вся «творческая косточка». Цветочники выгружают охапки роз от губернатора в приемной, в конференц-зале ведущие культурные обозреватели поджидают появления звезды — самого скульптора-сварщика. Замана задерживается: говорят, он лично руководит доставкой своей монументальной «Мечты Мещанбурга» от мастерской до галереи. Первые восхищенные поклонники пьют шампанское, закусывая тирамису, — повсюду слышатся ахи и охи, перезвон хрусталя, блики играют на стальной поверхности скульптур»

— мы дадим вернисажу драйва и энергии.

Дай больше глагола — и увидишь, как побежит время в твоем тексте.

Фокус с прошедшего на настоящее

Заметили, в предыдущем примере глаголы стоят в настоящем времени? Ну так это тоже один из практических приемов создания эффекта присутствия. Некий интерактив с читателем. Тот видит множество глаголов в настоящем времени и вместе с нами проживает ключевые моменты мероприятия, окунается в него, испытывает эмоции. Так после прочтения у читателя остается искомое послевкусие, способное заставить его пойти и купить то, что там продает наш заказчик.

Засилью прошедшего времени место в унылом отчете, мол, состоялось-провели-было организовано-присутствовали-подвели итоги-решили на будущее. Репортаж с мероприятия не может позволить себе такого занудства, а посему постараемся писать, к примеру, так:

«Когда стемнело, на проспекте Центральном в Мещанбурге никто и не думал ложиться спать: на всю улицу там гремели хиты популярной инди-рок группы, голос ведущего подзадоривал прохожих, манил их присоединиться к вечеринке по случаю открытия нового модного барбершопа Lumberjack’s. И вдруг посреди шума и веселья к дверям цирюльни подкатывает роскошный Porsche и из него является собственник разреза, шахты, медиахолдинга Иосиф Альтшулер, самый богатый человек города.

— Ну как? Теперь к простому парикмахеру ходить стало немодно, — скупо улыбается он на камеры и спешит скрыться в темном лофтовом дизайне барбершопа, где его уже ждет польщенный менеджер и официантка с пузырящимся бокалом «Моет и Шандон».

Напомаженный молодой стилист усаживает Альтшулера в кресло, укутывает пеньюаром; пара пшиков пульверизатора — и ножницы мастера начинают, сверкая, летать, танцуют, поют, творят новый look…»

Не получится весь текст облачить в настоящее время, но переключайте режимы, вбрасывайте интерактив в те моменты, к которым хотите привлечь внимание.

Пишите в настоящем времени. Тогда читатель точно не уснет от вашей статейки.

Из плоскости — в объем

Представьте себе репортажную фотосъемку. А как бы вы пересказали ее словами? Калейдоскоп образов, деталей, «няшек» вы сможете создать с помощью старых добрых эпитетов, звукоподражания, уместных аналогий. Напишем такой текст:

«Благотворительный вечер известного бизнесмена и мецената Иосифа Альтшулера собрал предпринимателей, общественных деятелей, актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов. В светлом фойе Мещанбургской филармонии с его исполинскими потолками и витыми колоннами яблоку негде было упасть: тут были и почтенные старцы-бородачи, и юные танцовщицы в органзе и сеточках на волосах, и элегантные поэтессы с веерами из перьев, и маститые мастера кисти в обнимку со своими спутницами, безмолвными музами с воловьими глазами… Зал дышал дорогими парфюмами, кожей, свежей краской, искусством.

И вдруг публика взрывается аплодисментами: вносят статуэтку премии Альтшулера — изящную серебряную нимфу с арфой. «Ф-фух-х! Пиу-у!» — летят в воздух петарды с разноцветным конфетти. «Пок! Пш-ш-ш…», — шампанское пенится в ловких руках барменов. Гости восхищенно замирают, кто-то шепотом ахает, все забывают дышать, гадая, кому же достанется почетная премия в этом году».

А теперь вынем из текста все украшательства и сравним:

«Благотворительный вечер известного бизнесмена и мецената Иосифа Альтшулера собрал предпринимателей, общественных деятелей, актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов. В фойе Мещанбургской филармонии толпились гости: тут были и пожилые прозаики, и танцовщицы, и поэтессы, и мастера кисти в обнимку со своими спутницами.

И вдруг публика начинает аплодировать: вносят статуэтку премии Альтшулера — серебряную нимфу с арфой. Взрываются петарды, в потолок летят пробки от бутылок с шампанским: вот-вот объявят того, кому в этом году достанется премия…»

Может, оно и так сойдет, но без вот этого шампанского «пш-ш-ш» тексту не хватает вкуса. Не пренебрегайте синонимами. И да: новомодный «инфостиль» спасает далеко не всегда. Мы не учимся писать модно — мы учимся писать хорошо.

Устройте праздник чувственных образов: опишите цвет, запах, звук, текстуру и выведите текст из плоскости в объем.

Вместо «вишенки на торте»

А теперь возьмем наши пять приемов и напишем короткий репортаж с закрытого авторского показа штор известного в Мещанбурге дизайнера Аграфены Шпульки.

«Торговый зал магазина «Белошвея» был похож на роскошный шатер арабской принцессы: все стены украшали портьерные и тюлевые ткани. Прибывшие на закрытую презентацию авторских штор Аграфены Шпульки обозреватели мира моды Мещанбурга, блогеры, декораторы и дизайнеры интерьера в ожидании появления звезды вечера коротали время у фуршетного стола. Изысканная публика, канапе-тарталетки, игристое вино, разговоры о модных тенденциях — уникальное событие для мещанбургского мира дизайна интерьера и самобытного творчества.

— Встречайте! — кричит в микрофон взявший на себя роль конферансье маркетолог магазина. — Мастер, черпающий вдохновение у самой природы, троекратная призерша «Золотой Иглы», пятикратная — премии «Шустрые ручки», лауреатка, номинантка и прочая и прочая, прибывшая из соседнего Н-ска специально по приглашению магазина «Белошвея», А-а-аграфена Шпулька-а-а..!

По рядам гостей прокатывает восторженно-сдавленное «Ооох!», идет она, в бабушкиной пуховой шали, накинутой поверх просторного макси-платья в хохломских орнаментах, высокая, статная, с большим красным ртом.

Вопросы сыпятся лавиной.

— Для актуального сегодня в лучших домах Европы стиля кэжуал возьмите тюль из трикотажа, — плавно и с растяжкой вещает Аграфена. — Его приятная, мягкая текстура создаст уют. А для портьер в последнее время все чаще используются ворсистые ткани локальных расцветок…

В разгар вечера конферансье объявляет розыгрыш набора готовых штор для гостиной. Лотерея выбирает счастливого победителя — корреспонденту газеты «Мещанский вестник» Лидии Имярек приз вручает сама Аграфена Шпулька.

Кажется, у магазина «Белошвея» сюрпризы не кончаются. Магазин анонсирует акцию: до такого-то числа шторы самобытного мастера Аграфены Шпульки можно будет приобрести со скидкой 20%, а купившему два набора — третий достанется бесплатно.

Фуршет после презентации дал возможность гостям пообщаться с дизайнером неформально, виновница вечера отвечала на вопросы, давала советы декораторам, обменивалась визитками с дизайнерами интерьера. Радостный гул голосов в зале, звон хрусталя и возбужденную беготню дирекции магазина прервало еще одно знаковое событие: под занавес на закрытую презентацию прибыл знаменитый модельер Лазарь Воскресенский, чтобы лично познакомиться с Аграфеной.

— Ой, да вы что? Не зна-аете? — говорит он, по-свойски беря дизайнершу под руку. — Я еще в прошлом сезоне купил ее шторы. У меня дуплекс в Сытой Окраине, там еще не все закончено. Так вот туда-а я повесил эти шторы! Ну, соверше-енно невозможный талантище!

Словом, вечер удался.

На другой день после презентации все СМИ Мещанбурга наперебой говорят о неподдельном обаянии самобытной Аграфены. Ее трикотажный кэжуал сегодня в каждом доме».

Откровенно говоря, репортаж получился с элементами памфлета, но с лихвой передает суть наших пяти приемов. О сатирических жанрах поговорим как-нибудь в другой раз. За свежим памфлетом-фельетоном о персонажах Мещанбурга (и не только) заглядывайте ко мне в блог «Бумагомарака».

Толстой музы вам в перо. Пишите да обрящете. По поиску идеального заказчика!

Надя Бойкова

Как написать о мероприятии: основы репортажа 4.57 (91.43%) 14 votes Как написать о мероприятии: основы репортажа

Репортаж в газете

Поделиться статьёй:

Человечество ежедневно получает неограниченный объём информации: новости на газетной полосе пестрят специальными выпусками горячих событий, факты и сюжетные эпизоды манят своими сообщениями во время перерыва на производстве. Интересный, яркий и живой жанр в журналистике, без всякого сомнения, репортаж. Только такая подача информации способна вызвать неподдельный интерес у целевой аудитории.

Как сделать, чтобы репортаж в газете был читабельным и захватывающим, как заинтересовать публику просмотром репортажа в газете? Есть несколько главных параметров, которые помогут правильно подать репортаж для широкого круга читателей.

Как написать репортаж в газете:

  1. Журналист должен забыть о словах: «на днях», «вчера». Это аксиома, не требующая доказательств. Любое событие должно быть актуальным и вызывающим авторитет у аудитории на данный момент времени. Не важно, каков материал: забастовка трудящихся, приезд президента или цунами — объект информации накладывает отпечаток на действительность. Главнейший критерий журналиста и репортёра — оперативность.
  2. Есть два вида репортажа: ситуативный и тематический. Второй не требует быстрой реакции выполнения задания и позволяет заранее составить план действий. Например, на тему голода в Египте. В этом случае у репортёра достаточно времени на изучение информации по этому вопросу, есть время на подготовку текста (наброски, отражающие суть ситуации), можно успеть заранее договориться об интервью. А вот ситуативный репортаж требует моментального реагирования на событие: времени на обдумывание сюжета и вопросов для интервью очень мало — только время, потраченное на дорогу к месту событий. Важно при этом не растеряться и собрать эффектный материал для последующей публикации.
  3. Создание эффекта присутствия. Важно заинтересовать при помощи слова, фотографий читателя к данному объекту новостного блока. Очень важно при этом избегать выражения собственных взглядов, мнений по поводу сложившейся ситуации. Не рекомендуется поддерживать какую либо из сторон, если речь идёт о политических или религиозных дебатах.
  4. Максимально полная информация, полученная от организаторов или участников события, поможет не только грамотно подать информацию в газете, но и привлечёт обширную целевую аудиторию. Репортаж на газетной полосе должен иметь свою собственную изюминку, которая выделит его среди других периодических изданий.
  5. Не стоит игнорировать очевидцев и участников события — они могут дать не только общие сведения о событии, но и рассказать некоторые необычные факты.

Можно очень много давать советов по данному поводу, но у каждого журналиста, пишущего для печатных изданий, свой подход, свой план действий, чтобы репортаж в газете смотрелся отлично. Опыт в журналистике накапливается годами, стать первоклассным репортёром не просто, но безумно интересно и почётно.

Что такое репортаж

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.

Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.

Тогда у вас все получится!

Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.

Виды репортажа

Есть несколько основных видов репортажа:

  1. Исследовательский (или аналитический)
  2. Постановочный (познавательный)
  3. Событийный (информационный)

В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.

То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.

Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».

Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности.

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты. Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения), то это уже будет реконструкция события, а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.

Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на полный текст.

Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.

Пример текста репортажа

Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.

Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

Facebook

Ось ці репортажі тренер Павло Солодько давав учасникам читати під час тренінгу «Майстерність онлайн-репортажів» (17 серпня, Київ):
Ольга МУСАФІРОВА Азовські рибалки, їхнє життя і смерть
Класичний репортаж, багато прямої мови
http://www.novayagazeta.ru/society/59401.html
Антон СЕМИЖЕНКО «Як Охтирка провела 18 днів без пам’ятника Леніну»
Класичний репортаж, багато цитат і дет, мінімум оцінок автора.
http://gazeta.ua/articles/people-and-things-journal/_na-schastya-maemo-novij-morg-najkraschij-v-oblasti-yak-ohtirka-provela-18-dniv-b/488062
Павло СОЛОДЬКО «Український дубляж. Приватна ініціатива»
Репортаж про спільноту — групу ентузіастів, які оперативно і якісно перекладають «Доктора Хауса» та інші серіали. Їхні переклади дуже популярні, дивляться навіть у Росії.
http://texty.org.ua/pg/article/solodko/read/26217/Ukrajinskyj_dublazh_Pryvatna_iniciatyva
Наталья АХМЕДОВА «Наркомани і волонтери»
Суцільний діалог, забагато автора, але цей автор окремими фанатами вважається репортажистом №1 у Росії. Погляд на проблему через очі наркомана плюс багато думок і зауважень авторки, часто не по темі.
http://www.rusrep.ru/article/2013/06/21/krokodil/
Маріуш ЩИГЕЛ «Естрада і політика. Про «Празьку весну» 1968 року і кількох її (анти-)героїв».
Літературний репортаж в усій його красі, драматична реконструкція минулих подій з украпленнями сучасності.
http://www.istpravda.com.ua/articles/2011/02/14/24208/
Костянтин СІМОНОВ «Горячий день», 1941 рік
Мужчина поїхав у зону бойових дій. Через малий обсяг місця на газетній шпальті і військову таємницю написав небагато, але вмістив у це купу деталей про один день війни на маленькій ділянці фронту.
http://library.mogilev.by/exhibition/virtual_exhibition_simonov_ocherk.html
Майкл ЛЮЇС «Грецька криза і Афон»
Автор популярного чоловічого глянцу через деталі, цитати і особисте спостереження розкриває причини економічної кризи в ЄС, яка розпочалася у Греції.
http://texty.org.ua/pg/article/solodko/read/24731/Prychyna_jekonomichnogo_krahu_Greciji__moralna_degradaciji_suspilstva_chastyna_1
Роман ГОРБИК «Останній вартовий Гітлера»
Інтерв’ю зі значними репортажними елементами. Свого роду портрет.
http://www.istpravda.com.ua/articles/503e9e4746c20/
Павло СОЛОДЬКО «Подорож місцями боїв дивізії СС «Галичина». ФОТО»
Екскурсія бойовими позиціями «Галичини» у лісах під Бродами з металошукачем.
http://www.istpravda.com.ua/articles/2010/11/11/2341/
Роман ГОРБИК. «Екскурсія музеєм пам’яті жертв Голодомору. ФОТО»
Класичний репортаж про явище (музей). Багато фоток.
http://www.istpravda.com.ua/articles/50b14955cd783/