Ребенок плачет звук

Содержание

Почему ребенок громко разговаривает?

Большинство детей отличаются своей активностью и импульсивностью. Неудивительно, что они далеко не всегда будут контролировать тон своего голоса. При этом родители будут задаваться вопросом, почему ребенок громко разговаривает? Так в чем причины этой проблемы, и как найти ее решение?

Почему дети громко разговаривают?

На практике причин громкого разговора малышей немало. Тем не менее, среди них специалисты особенно выделяют четыре основных. Причем в подавляющем большинстве случаев ключ к решению проблемы оказывается очень простым, когда столь громкий разговор обуславливается особенностями речевой среды в самой семье, в результате чего на протяжении длительного времени у ребенка и сформировалась привычка громко кричать, совершено без необходимости. Причина здесь может скрываться в дедушке или бабушке, которые плохо слышат, а также в поведении родителей. Ведь если они все будет решать преимущественно криком, то и ребенок скопирует аналогичное поведение, перенесет его на себя.

Также ребенок может громко разговаривать в силу переполняющих его эмоций, когда что-то случилось, и он спешит донести ситуацию до взрослых.

С другой стороны не стоит забывать и о том, что у некоторых детей оказываются несформированными механизмы саморегуляции, то есть, этические нормы ими по тем или иным причинам совершенно не усвоены. Такие дети попросту не знают, что в большинстве случаев разговаривать нужно в меру тихо и спокойно, а не кричать. Иногда таким детям могут потребоваться меры воспитательного и даже коррекционного характера. Это же касается и тех случаев, когда подросший ребенок таким поведением стремится привлечь к себе внимание взрослых.

В редких случаях ответ на вопрос, почему ребенок громко разговаривает, все же может обуславливаться физиологическими причинами, а также нарушением у него слуха. Тогда обойтись без консультации специалиста не получится.

Что делать?

Прежде, чем сделать выводы о том или ином кричащем ребенке, за ним стоит внимательно понаблюдать, обращая внимание на те ситуации, когда он особенно кричит. Ведь зачастую это лишь один из методов привлечения внимания взрослых, которые чем-то увлечены или заняты. Здесь придется поговорить с малышом и объяснить ему, что достаточно просто подойти ко взрослому и, не прерывая его, спокойно задать интересующий вопрос. Кроме того, стоит предупредить о том, что если просьбу кричат, то ее будут игнорировать.

При этом именно родители должны рассказать своему чаду о таких понятиях, как «громко», «тихо» и «нормально», а также рассказать ему о тональности голоса. Здесь можно на практике говорить шепотом, обычно или громко, а затем просить ребенка повторить. Далее можно громко или тихо рассказывать стишок или петь песню – в скором времени малыш на практике научится разделять эти понятия.

Когда ребенок громко разговаривает, многие взрослые начинают кричать на него в ответ. Хотя куда более действенным и эффективным будет начать говорить с ним очень тихо, почти шепотом. Это интересный психологический прием, который заставляет собеседника прислушаться, тем самым сконцентрироваться на обсуждении, а вместе с этим и понизить тон собственного голоса.

Причем разъяснять тонкости тихой и громкой речи можно даже маленьким детям. Но здесь потребуется преподнести информацию в игровой форме. Кроме того, могут потребоваться и некоторые хитрости.

Поделиться с друзьями

    • Семиотика плача, крика и характер голоса ребенка

      В педиатрической практике для диагностики многих заболеваний важно анализировать особенности плача, крика и голоса ребенка. Грудные и маленькие дети криком и плачем выражают неприятные ощущения, причины которых могут быть самыми разными, от общего недомогания до сильной соматической боли в каком-либо определенном участке тела. Плач и крик.

      Громкий крик при рождении свойствен здоровому новорожденному и обычно сопровождается первым глубоким вдохом, хорошо расправляющим спавшиеся легкие. Слабый, похожий на писк крик новорожденного или полное его отсутствие заставляют думать об общей слабости ребенка, например при недоношенности, о родовой травме или другой тяжелой патологии периода новорожденности. Грудной ребенок, здоровый, правильно одетый, за которым надлежащим образом ухаживают и который правильно вскармливается, находится в благодушном состоянии и никогда не кричит долго и беспричинно. Причиной его крика нередко может быть досада, гнев. Такой крик возникает, когда уходит близкий ребенку человек, когда отнимают игрушку, при неприятном обследовании холодными руками, ограничении движений во время врачебного осмотра, инъекциях и прививках или при раздевании в холодном помещении. Крик сопровождается покраснением лица или даже цианозом из-за задержки воздуха, дрожанием нижней челюсти, всего тела. Связь крика с вызвавшими его причинами в большинстве этих случаев очевидна. Продолжительный громкий крик грудного ребенка свидетельствует о наличии у него неприятных субъективных ощущений. Их причиной может быть неправильное, слишком тугое пеленание ребенка, колющие или давящие предметы, случайно попавшие в кроватку или под пеленку, мокрые пеленки и т.д. Когда ребенка берут на руки, он обычно сразу замолкает. Возможные причины крика у детей раннего возраста приведены в табл. 22. Табл. 22. Причины крика у детей раннего возраста

      Причина крика Характер крика Другие признаки
      Голод ребенка первого года жизни Громкий и настойчивый, может сопровождаться дрожанием нижней челюсти. Ребенок сразу успокаивается, как только его начинают кормить
      Длительный недокорм Раздражительный Ребенок все время засовывает кулачки в рот, плохо выдерживает промежутки между кормлениями, редко мочится. Нередко отмечаются запоры или «голодный» стул. Взвешивание и контрольное взвешивание помогают установить диагноз
      Метеоризм и кишечные колики Периодический, приступообразный.Крик ребенка усиливается при пальпации живота и ослабевает, когда к животу прикладывается тепло. Крик немедленно прекращается, как только отойдут газы или после акта дефекации Между приступами плача ребенок чувствует себя хорошо. Во время приступа бедра ребенка обычно притянуты к животу, их распрямление требует усилий и вызывает особенно сильный плач. Отсутствуют диспептические нарушения
      Кишечная инвагинация Крик возникает внезапно, среди полного здоровья, при пальпации живота определяется объемное образование Установить диагноз помогает УЗИ брюшной полости
      Воспаление среднего уха Упорный крик, болевые ощущения усиливаются при сосательных и глотательных движениях.Ребенок, приложенный к груди, после нескольких сосательных движений становится беспокойным, отказывается от груди и начинает кричать Надавливание в области козелка и оттягивание ушной раковины кверху и кзади вызывают у ребенка боль, он отдергивает головку и начинает кричать. Тепло часто не ослабляет, а усиливает боли и беспокойство ребенка. Ребенок на некоторое время успокаивается, если ему впустить в ухо капли борной кислоты в теплом виде
      Фимоз, баланит, баланопостит, вульвовагинит, цистит, реже пиелонефрит, обилие в моче солей (чаще всего мочекислых) Громкий
      Причина крика Характер крика Другие признаки
      Трещины и ссадины заднего прохода, запоры Громкий плач перед дефекацией и во время ее, нередко страх ребенка перед актом дефекации, отказ сесть на горшок
      Тяжелые пневмонии, плевриты, перитонит При этих заболеваниях болевые ощущения заставляют ребенка воздерживаться от крика и громкого плача. Часто при этом за болезненным приступом кашля следует короткий, быстро заглушаемый вскрик, переходящий в стон или постанывание. Крик звучит тихо, слабо, тонко, часто прерывисто, наподобие стона при тяжелых состояниях
      Тяжелые состояния с недостаточностью кровообращения (врожденные или приобретенные тяжелые поражения сердца и крупных сосудов) Тихий, слабый, тонкий, часто прерывистый, наподобие стона
      Тяжелые состояния, сопровождающиеся общей слабостью (сепсис, токсикоз, тяжелая анемия, нарушения обмена веществ и т.д. эндо- и экзогенного происхождения, опухолевая кахексия и др.) Тихий, слабый, тонкий, часто прерывистый, наподобие стона
      Резко выраженное обезвоживание (дегидратация) Плач и крик приобретают жалобный оттенок; имеют характер стона Несколько афоничный голос
      Нарастание внутричерепного давления (менингит, энцефалит, гидроцефалия) Монотонный, прерываемый иногда отдельными более резкими вскриками Ригидность затылочных мышц (при менингите)
      Распространенные мышечные параличи, ведущие к дыхательной недостаточности (миопатии, полиомиелит, полирадикулит, полиневрит, другие воспалительные поражения спинного мозга, кровоизлияния в мозг, опухоли позвоночника или спинного мозга) Тихий, слабый, тонкий, часто прерывистый, наподобие стона

      Окончание табл. 22

      Причина крика Характер крика Другие признаки
      Быстро развивающиеся флегмоны, остеомиелит Упорный
      Воспалительный отек слизистой оболочки гортани (отек голосовых связок, эпиглоттит, подсвязочный ларингит, дифтерия, ларинготрахеобронхит с тяжелым поражением гортани) Приглушенный Почти беззвучный голос
      Значительное сужение глоточного пространства (ретрофарингеальный, перитонзиллярный абсцесс, флегмона дна рта, значительная гиперплазия миндалин при тонзиллите, нарушение глотания (парез) с обильным накоплением слюны в зеве) Приглушенный Почти беззвучный голос
      Лейкоз Без особенностей Боли в суставах, в позвоночнике, трубчатых костях, костях черепа, усиливаются при поколачивании
      Переломы костей, подвывих головки лучевой кости Постоянный плач и крик
      Медленно наступающее переохлаждение (замерзание) Тихий, слабый, тонкий, часто прерывистый, наподобие стона Общее беспокойство, болезненно сморщенное лицо, мраморная кожа, иногда мышечные подергивания
      Ночные страхи у детей- невропатов Внезапное пробуждение среди ночи с криком и выражением испуга на лице Возраст ребенка чаще 5-8 лет

      Однако у ребенка может быть недомогание без крика. О нем говорит сморщенный лоб, прищуренные маленькие глаза, поднятые брови («брови Лаокоона»), опущенные углы рта. При этом отмечаются беспокойная мимика, общее возбуждение, бессонница, жажда. Крик ребенка начинается вскоре после развития описанной картины. Охриплость или осиплость голоса может возникнуть при самых различных состояниях. Грубый, охрипший голос бывает при длительном пении, громком крике, инородных телах гортани, одностороннем параличе возвратного нерва, выраженном митральном стенозе, эктодермальной дисплазии. К охриплости голоса могут приводить: 1) острая инфекция слизистой оболочки гортани (острый вирусный ларингит, вирусный стенозирующий ларинготрахеит), дифтерийный круп. Дифтерия гортани (истинный круп) сопровождается хриплым голосом с постепенным развитием афонии, в то время как охриплость, не достигающая афонии, характерна для острого отека гортани (ложного крупа). Обычно отек гортани сочетается не только с охриплостью голоса, но и с лающим кашлем; 2) хронические инфекции: хронические синуситы и бронхиты, туберкулез гортани; 3) изменения голосовых связок иного происхождения: • сухость дыхательных путей при преимущественном дыхании через рот; • синдром крупа вследствие сильного загрязнения воздуха, прежде всего раздражающими газами; • невоспалительный отек слизистой оболочки дыхательных путей при заболеваниях, сопровождающихся гипопротеинемией (нефротический синдром, болезнь Вальдмана и др.); • гипотиреоз, при котором гипотиреоидный отек голосовых связок обусловливает хриплый низкий «хрюкающий» голос; • опухоли голосовых связок, преимущественно папилломы, узелки; • паралич голосовых связок, например, при поражении возвратного нерва или функциональных нарушениях (фонастения). Носовой оттенок голоса (гнусавость) отмечается при аденоидах, полипозе носа, деформациях носовой перегородки, хроническом насморке и тонзиллитах, волчьей пасти, заглоточном абсцессе и особенно выражен при параличе мягкого неба при дифтерии. В случае формирования заглоточного абсцесса при осмотре глотки выявляется выпячивание задней ее стенки, при обследовании выпячивания пальцем обнаруживается плотная, эластическая, нередко с флюктуацией опухоль. При закрытой гнусавости (ринолалии) звуки «м» и «н» имеют закрытое звучание (речь при хроническом насморке) вследствие сужения полости носа и носоглотки. При открытой гнусавости нечетко звучат звуки «т», «п», «б», «д» и «г» вследствие расщелины твердого неба, утолщения, укорочения или паралича мягкого неба. О приобретенной гнусавости (например, паралич мягкого неба) можно говорить, когда до нее речь ребенка была нормальной. Грубый голос по утрам, постепенно нормализующийся после пробуждения ребенка, иногда наблюдается в случае острого и хронического синусита. Длительная постоянная грубость голоса отмечается при папилломатозе гортани. Дети, старадающие гипотиреозом, имеют низкий, грубый голос, особенно выраженный во время плача. При ряде врожденных пороков сердца, сопровождающихся легочной гипертензией, вследствие сдавления сосудами возвратного гортанного нерва, возникает грубый голос. Так называемая истерическая афония (психогенная афония) редко наблюдается у детей и легко распознается: голос у ребенка становится беззвучным, но при кашле слышны ясные и четкие звуки. Причины психогенной афонии надо искать в актуальных для ребенка жизненных проблемах.

      Плач ребенка: разновидности крика младенца

      Когда малыш плачет это самое волнительное состояние для каждого родителя, особенно, когда сложно понять причину плача. Но на самом деле, даже по плачу можно определить его причину.

      Разновидности плача ребенка:

      Плачет при кормлении

      Если ваш ребенок во время кормления плачет это может говорить о том, что ему некомфортно есть (возможно, у него не дышит носик), при этом он будет плакать-ворча и, прикладываясь к груди, или о том, что у него болят ушки, при этом плач будет громким и безутешным.

      Плач-призыв

      Когда малышу не хватает вашего внимания, тепла или он голоден или замерз, в общем, когда ему необходимо привлечь ваше внимание он будет плакать прерывисто, как бы ожидать вашей реакции, но если вы долго будете реагировать, плач может перерасти в истерику.

      Голодный плач

      Этот плач мамочки на уровне инстинкта уже умеют определять с момента родов: он начинается с призыва и если малыша взять на ручки, плач прекращается, и малыш начинает искать грудь. Если малыша не покормить, то плач увеличивается, и малыш уже начинает плакать взахлеб.

      Плач от боли

      Если плач у ребенка монотонный и ровный, с периодическими вскрикиваниями, то, скорее всего у малыша что-то болит.

      Плач при испражнении желудка

      Бытует мнение, что ребенок при желании покакать сообщает маме об этом, многие родители даже практикуют высаживание с младенчества. Это «сообщение» выглядит как тихий писк или ровное похныкивание.

      Плач сонного ребенка

      Когда малыш хочет спать, он жмурит глазки, трет их, зевает и так же ровно и монотонно плачет. Возможно, малышу от переизбытка эмоций сложно заснуть, при этом спать хочется очень сильно.

      Ночной плач малыша

      Если глубокой ночью малыш просыпается с криком, не берет грудь и долго не успокаивается – значит, у него что-то болит. Если на руках мамы он сразу успокаивается, значит, он просто замерз или ему приснился страшный сон.

      Развитие ребенка в 4 месяца – что умеет малыш в этом ворасте?

      Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

      Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

      Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

      К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

      МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
      Рост, см 61,7-66 59,8-64,3
      Вес, кг 6,2-7,9 5,6-7,3
      Окружность головы, см 39,0-43,5 38,5-43,0

      За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, становится подвижным и уже демонстрирует свои навыки.

      Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

      Зрение
      • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
      • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
      • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
      Слух
      • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
      • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
      • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
      • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
      Первые звуки
      • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
      • Он издает некоторые звуки, к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
      • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
      Время бодрствования и сна
      • Время бодрствования крохи увеличивается.
      • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
      • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

      Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

      1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
      2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
      3. Лежа на животе, приподнимается на руках и хорошо держит голову.
      4. Понимает, что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
      5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
      6. Может садиться, когда его слегка тянут за руки.

      Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

      К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

      В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:

      • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
      • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
      • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
      • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
      • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
      • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
      • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

      Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

      Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

      Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.

      Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре.

      Редко кто из современных мам готовит прикорм самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

      Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).

      Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

      Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

      К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

      Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

      Учимся самостоятельно переворачиваться Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет, при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.

      Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик. Помогите крохе, если у него не сразу все получается. Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону.

      Качели Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя, чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг.
      Тянемся за игрушкой Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания.
      Отрабатываем захватывающие движения В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку, он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.

      В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы. После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

      После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них.

      Сжимаем и разжимаем игрушки Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку. Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

      Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

      Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

      Вот только несколько из них:

      Знакомимся с разными звуками Покажите малышу звуки, которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.

      Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием.

      Изучаем свойства предметов Возьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.

      Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

      Познаем свое тело В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом, с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.

      Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения.

      Развиваем голосовой репертуар Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков. Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.

      Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

      Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

      Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

      На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном развитии. Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира. Календарь 3-го месяца — 1 год Развитие малыша с трех месяцев до года по месяцам

      • 3 месяца
      • 4 месяца
      • 5 месяцев
      • 6 месяцев
      • 7 месяцев
      • 8 месяцев
      • 9 месяцев
      • 10 месяцев
      • 11 месяцев
      • 12 месяцев — 1 год

      Поделитесь с друзьями:

      Движения малыша становятся все более ловкими, он учится владеть своим телом, намного лучше держит равновесие в положении на животе. В этот период заметно сокращается время дневного сна. Кроха больше бодрствует, изучает свое тело, окружающий мир и людей. Период бодрствования — самый подходящий момент, чтобы понаблюдать за развитием двигательных навыков и психоэмоциональных реакций.

      Моторное развитие

      Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Какие двигательные навыки закрепляются и развиваются? Какие рефлексы исчезают?

      • В положении на животе. Кроха уверенно держит голову, хорошо опирается на предплечья и высокого приподнимает грудь над поверхностью. При этом его таз плотно прижимается, а ноги выпрямляются. В вертикальном положении кроха способен удерживать голову уже более 1 минуты. Если кроху медленно и осторожно приподнять за руки над поверхностью (под углом 45°), он будет удерживать голову вертикально несколько секунд, после чего устает и опускает голову. Это в пределах возрастной нормы.
      • Руки. Ладони все еще остаются полуоткрытыми. Небольшое напряжение в мышцах сохраняется, это в пределах физиологической нормы. Но большую часть времени ладошки расслаблены, особенно во сне. Руки у крохи довольно крепкие, благодаря ежедневным тренировкам в положении на животе. Эта часть тела становится наиболее значимой и интересной для крохи. Что может ребенок в 4 месяца делать с собственными руками? Это не просто орудие, которым можно что-то достать, притянуть, удержать, но и успокоительное средство. Дети этого возраста часто засовывают кулачки в рот, играют собственными руками, вкладывают одну в другую, подносят к лицу, рассматривают. Также впервые грудничок может попробовать на вкус собственную пятку.
      • Хватание и удерживание игрушки в руке. Открытие месяца — условный хватательный рефлекс. Если перед малышом повесить небольшую игрушку или шарик диаметром не более 3 см, кроха потянется к нему ручкой и попытается схватить. Также хорошо развивается координация движения «рука-рот». Если ребенок добудет желанный предмет, то непременно потянет его в рот. Малыш в 4 месяца должен уметь захватывать игрушку обеими руками и попеременно каждой. Если у него не получается, можно «тренироваться», повторять попытки несколько раз. Не стоит волноваться, если кроха длительно не удерживает предмет в руках. Значит, еще не пришло его время.
      • Моторные навыки во время игры. Грудничок в этом возрасте способен не только удерживать игрушку или предмет, но и играть с ним. Как это проявляется? Кроха рассматривает предмет, поворачивает его в руках, обязательно пробует «на зуб». Игрушка вызывает у малыша интерес. Если она случайно выпадает из рук, кроха может заплакать и выразить недовольство. Если игрушка снова попадает в руки, ребенок успокаивается и продолжает исследование.

      Шаговый рефлекс в 4 месяца исчезает. Об этом рефлексе, а также о навыках ребенка в 1, 2, 3 месяца читайте в других наших статьях.

      Психомоторное развитие мальчиков и девочек: есть ли разница

      Часто родители задают вопрос: существуют ли различия в темпах развития мальчика и девочки? Мышечная сила, быстрота, ловкость, выносливость — эти гендерные параметры будут актуальны уже в дошкольном возрасте. Но пока что никаких различий, кроме прибавки массы тела и роста, не наблюдается. По крайней мере, такой информации нет в современных источниках. Но в старых медицинских справочниках можно встретить таблицы темпа моторного развития девочек и мальчик. Здесь указывается, что сроки формирования навыков у мальчиков и девочек зависят от типа телосложения. Некоторые девочки могут раньше держать голову, переворачиваться на живот, садиться, вставать, начинать ходить. Может быть, поэтому среди представителей старшего поколения бытует мнение, что девочки опережают мальчиков в развитии.

      Зрительное и слуховое восприятие мира

      Зрительные и слуховые навыки ребенка в 4 месяца значительно усовершенствуются. В 3 месяца грудничок проходит плановый осмотр у офтальмолога и отоларинголога. Крайне важно выявить патологии и отклонения на ранней стадии развития. Как развивается зрение и слух у здорового ребенка?

      • Зрение. Кроха уже хорошо различает лица и мимику, безошибочно определяет, где находится мамина грудь, узнает бутылочку, любимую игрушку. Зрительные образы активно формируются. Развивается бинокулярное зрение, когда происходит фиксация на объекте обоими глазами. Движения обоих глаз симметричны. Цветовое восприятие расширяется. Кроха различает красный, желтый, оранжевый цвета, также в спектре появляется синий и зеленый. Вместе с хватательным рефлексом развивается координация «глаза-рука». Движения малыша становятся все точнее, он реже промахивается при попытке захватить игрушку. Это говорит о развитии трехмерного восприятия мира.
      • Слух. В 4 месяца грудничок поворачивает голову в сторону источника звука, при этом реагирует довольно быстро. Резкие звуки для крохи все еще остаются неприятными, он может отреагировать на них вздергиванием, недовольными минами, плачем и криком. Ребенок узнает голоса близких людей, а все незнакомые звуки и голоса вызывают у него реакцию замирания, прислушивания. Чтобы проверить остроту слуха, отоларингологи рекомендуют привлекать внимание грудничка тихими звуками. В этом возрасте малыш способен вычленять одни звуки на фоне других.

      К 4 месяцам у грудничка появляется избирательность в играх и игрушках. Кому-то нравится лежать на животе и рассматривать пространство, кто-то совершенствуется в плавании, кто-то с замиранием слушает Вивальди. Но все дети любят находиться на руках. Теперь у малыша уже может появиться любимая погремушка. Во время самостоятельной игры и взаимодействия с близкими малыш издает восторженные крики, что подтверждает его эмоциональную включенность в процесс.

      Эмоциональное развитие и взаимодействие с людьми

      Кроха дает понять, что ему нравится, а чего он не любит. И это уже будут осознанные реакции, а не рефлексы. Малыш в 4 месяца может выражать радость, испуг, заинтересованность, неудовольствие. Как развивается эмоциональная сфера ребенка?

      • Интонации. Эмоциональная палитра у грудничка может расширяться, если близкие люди общаются с крохой разными интонациями. С ребенком можно говорить тихо и громко, с восхищением, удивлением, радостью. Также кроха может прочитать негативные эмоции в голосе.
      • Мимика. Важно при разговоре с малышом жестикулировать и выражать разные эмоции. Глядя на лицо родного человека, грудничок будет копировать мимику и распознавать эмоции. У грудничка этого возраста могут быть различные смешные неосознанные гримасы.
      • Коммуникация. Когда малыш слышит голос мамы, то радостно реагирует на него. «Комплекс оживления» все еще сохраняется, когда при виде родного человека грудничок начинает активно двигать руками и ногами, улыбаться. В 4 месяца кроха от души смеется, особенно когда мама или папа берет на руки и то приближают, то отдаляют от своего лица. Общение с грудничком важно для формирования родной речи.
      • «Свои» и «чужие». Грудничок в 4 месяца уже распознает близких и охотно с ними взаимодействует. Но также он определяет незнакомых людей, его общение будет избирательным. Эта дифференциация на «своих» и «чужих» в дальнейшем будет усиливаться. Чтобы контактировать с незнакомцами, крохе нужно время для изучения нового «субъекта».

      Положительные и отрицательные эмоции малыша — главное средство невербальной коммуникации в этом возрасте. Осознанная улыбка грудничка носит социальную природу. Он уже понимает, что внимание уделяется ему, узнает свое имя. Но отрицательные эмоции малыш еще не способен адресовать конкретному взрослому, не может проявить обиду. Его плач, крик, неудовольствие посылаются в пространство как призыв о помощи.

      Развитие речи малыша 4 месяцев

      Лишь к 6 месяцам появляются звуки, близкие к родной речи. А пока что все младенцы говорят на одном, универсальном языке. Что происходит в речевом развитии? Какие звуки и интонации малыш в 4 месяца умеет воспроизводить?

      Закрепляются старые речевые навыки:

      • усвоены гласные: «э», «ы», «и», «а», «у», «о»;
      • без труда произносятся согласные: «г», «к», «х», «м», «д», «т», «в», гортанный «р»;
      • слоговые цепочки из согласных и гласных;
      • развивается гуление, которое предшествует лепету.

      Новые речевые достижения:

      • появляются согласные: «ф», «б», «с» «з».
      • изменения в тональности голоса;
      • ребенок уже способен голосом передать восторг, удивление, радость;
      • произнесение взрывных, отрывистых звуков.

      Молчаливого кроху можно подталкивать к диалогу. Если наклониться над его лицом и ласково заговорить, ответ будет незамедлительным.

      Что должен уметь малыш в 4 месяца? Главный успех моторного развития — уверенное держание головы в положении лежа на животе, захватывание игрушки и удерживание ее в ладони. Речевое развитие обогащается новыми звуками, интонациями, окрашивается эмоциональной тональностью. Также развиваются коммуникативные навыки, происходит разграничение людей на «своих» и «чужих».

      Ребёнок не говорит. Признаки, которые должны насторожить родителей

      Мамы и папы всегда с гордостью и восхищением отмечают каждый новый навык своего ребёнка: вот он сел, встал, пошёл, заговорил. Если же что-то идёт не так, думать о плохом родителям не хочется, и в ход нередко идут оправдания вроде «мальчики начинают говорить позже» или «не нужно давить на ребёнка, всему своё время». Иногда причин для паники действительно нет, но в некоторых случаях нужно насторожиться. Рассказываем о признаках, которые указывают на то, что у ребёнка есть проблемы с коммуникацией.

      Суть признаков, о которых пойдёт речь, гораздо глубже поверхностного «ребёнок не разговаривает». Да, малыш может не говорить, но при этом внутренний ход процесса, ведущего к речи, идёт верно. В этом случае беспокоиться не стоит. Но какие признаки должны насторожить?

      У ребёнка нет указательного жеста. Он не показывает на предметы и не смотрит на вашу реакцию: увидели вы его обращение или нет. Если у ребёнка нет серьёзных проблем с коммуникацией, он, показав на что-то, будет добиваться, чтобы вы обратили на это внимание, посмотрели в сторону его жеста. Даже если он при этом не говорит, интонацией или звуком обязательно укажет на объект своего интереса.

      Не следит за вашим указательным жестом. Если вы показываете ребёнку: «Смотри, собачка!», он должен реагировать на это и смотреть туда, куда вы указываете.

      Не продолжает проявлять интерес к предмету после того, как получил его. Например, вы дали ребёнку желаемую игрушку. Он, как правило, хочет, чтобы вы поиграли с ним в неё, обратили внимание на то, как он играет или заметили, как малыш рад ей. Если ребёнку всё равно на вашу реакцию, стоит отметить этот момент.

      Не манипулирует взрослым. Если ребёнок плачет, он делает это адресно, как бы жалуясь кому-то, ища поддержки и сочувствия. Да, малыш должен, плача, посматривать на кого-то из взрослых, явно ища утешения и жалости к себе.

      Не реагирует на своё имя. Ребёнок должен отрываться от игры даже на зовущую интонацию, на имя — тем более. Конечно, иногда малыш бывает слишком увлечён игрой, чтобы отзываться, но в целом реакция должна быть в любом случае.

      Не имитирует действия взрослых. Не пытается накормить куклу, как вы его, не пародирует папу с его каждодневным ритуалом бритья возле зеркала, не пытается накрасить губы, как мама.

      Не интонирует. Даже если ребёнок пока не говорит, он должен использовать разные интонации в своей жизни — от возмущения до обиды, от радости до удивления. Эти реакции сложно с чем-то спутать, и они либо есть, либо их нет.

      Отсутствует так называемое совместное внимание. Обычно развивающийся ребёнок обязательно среагирует на ваше не совсем обычное поведение. Например, он показывает что-то, а вы игнорируете его. В этом случае ребёнок должен как-то продемонстрировать, что удивлён, не готов к вашей реакции и так далее. Здесь же стоит сказать про зрительный контакт. У ребят со сложностями в коммуникации этого контакта с окружающими нет, и это неспроста. Дело в том, что они просто не видят того, что нужно для эффективного общения. У них нет потребности «считывать» информацию с глаз собеседника, отсутствуют коммуникативные намерения.

      Не реагирует на неизвестные и неожиданные ситуации и вещи. Остаётся равнодушным, когда происходит что-то из ряда вон выходящее и не ищет взглядом объяснения произошедшего у взрослого. Например, рядом с ребёнком может громко упасть коробка с карандашами, а он никак на это не отреагирует.

      Не жестикулирует. «Дай», «Пока», «Ладушки» — эти жесты должны присутствовать в поведении ребёнка.

      Не понимает речь. Даже не разговаривающий ребёнок реагирует на речь окружающих — так или иначе понимает, о чём говорят взрослые, пусть и с позиции своего, «детского» жизненного опыта. Если же реакции нет совсем – не исключены проблемы с коммуникацией у малыша.

      Не играет. Ребёнок должен играть, то есть делать что-то понарошку, ради самого процесса, исследовать и познавать этот мир. У ребёнка с коммуникативными проблемами нет интереса к играм.

      Если вы обнаружили у своего ребёнка какие-то из этих признаков, не спешите ставить ему диагноз, паниковать и пытаться найти ответ на вопрос «что делать?» в сети. Важно вовремя обратиться к специалисту: только он сможет дать точный ответ, есть ли проблема и как её можно решить.

      Подробнее о том, когда ребенок начинает говорить, есть ли вообще «нормативы» и стоит ли паниковать, если он долго не произносит свое первое слово.

      — поделитесь с друзьями!