Развлечения 19 века

Сделайте, пожалуйста. Очень нужно)

Надя Серёгина английский
Почти все наслаждаются развлечением. Начала популярного развлечения возвращаются к доисторическим временам, когда танец, музыка и рассказывание историй были очень важны.
Традиции развлечения начались в древней Греции приблизительно 2,500 лет назад с развитием греческой драмы. В те дни фестивали были организованы, чтобы праздновать Диониса, греческого бога вина и новой жизни, с песней и танцем. Более поздние поэты начали писать истории для многочисленной группы исполнителей (хор и актер, чтобы рассказать). Тогда другой актер был представлен, который сделал диалог между знаками возможным. Было две формы классической греческой драмы — трагедия и комедия.
Римляне продолжили традиции Греции и развили другие виды развлечения также. Начала цирка связаны с гладиаторами, борющимися на общественных аренах.
В Средневековье церковь рассмотрела развлечение и драму неправильно, но вскоре драма вновь появилась с религиозными и моральными играми.
Во время Ренессанса театр стал менее религиозным и был новый интерес к греческой и римской драме. Распространенный, народы предпочли комедии, выполненные путешествующей группой скалистые вершины. Сначала, у актеров не было текста, только идеи того, что собиралось произойти и должно было импровизировать. Они обычно выступали на высоких платформах в общественных местах. Актеры предложили развлечение, которое включало игры, песни и танцы.
Золотой Век театра начался, когда первые специальные театры были построены. Первый из таких театров был открыт в Лондоне в 1652. Скоро там появился немногие другие включая известный театр Земного шара. Среди писателей, которые работали на эти театры, был Уильям Шекспир, один из самых великих драматургов на любом языке. Шекспир дал его аудитории большую литературу, но в то же самое время он дал им популярное развлечение.
В наше время люди развлекают себя, слушая музыку, смотря телевизор программы, фильмы и видео, идя в концерты и шоу цирка, но театр все еще среди наших любимых развлечений.

ГИГАНТСКИЕ ШАГИ

ГИГАНТСКИЕ ШАГИ — почему-то совершенно забытый ныне аттракцион.
До революции — популярная забава на Масленицу и Пасхальные гуляния, так же обычный аттракцион для ярмарок.
Во времена детства моих родителей — непременный атрибут пионерских лагерей, домов отдыха, дачных полянок, крымских санаториев.
Даже странно, но я не видела ни разу Гигантские шаги » вживую», про нынешних детей и говорить нечего.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
«По дороге в Самару папа купил в Москве для нас » гигантские шаги «, написал подробное наставление о том, как их поставить. Позвали плотников, выбрали место среди луга перед домом. Срезали хороший прямой дуб, и через несколько дней мы все начали учиться бегать.
«Вчера в первый раз все — и большие и маленькие, — пишет мама отцу, — бегали с азартом на pas de geant. Детям тоже ужасно понравилось, они были в восторге, спать не шли, чай пить не хотели и так и рвались на луг»
Скоро мы с Сережей хорошо выучились бегать. Только толстый Илья все падал.
Повиснет, бывало, на петле, не сумеет опять на ноги встать и так и кружится, пока не сядет на землю.» Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, Воспоминания, Детство Тани Толстой в Ясной Поляне
На некоторых фотографиях люди сидят, как на качелях, висят, как на трапециях, а надо было вставлять в петлю одну ногу и отталкиваться — ведь именно этим Гигантские шаги отличаются от веревочных каруселей»!!!!!!

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Устройство «гигантских шагов» — схема.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Даже в карикатурах изображались гигантские шаги

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Странный американский вариант — возможно как разновидность от настоящих Гигантских шагов, завезенных русскими эмигрантами

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Со временем Гигантские шаги стали путать со всевозможными вариантами веревочных каруселей.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
И даже дошло до вот такого абсурдного варианта=)))
Посмотреть на Яндекс.Фотках
ВСЕ картинки найдены в сети по запросу Гигантские шаги !

Гигантские шаги

Вы не знаете, что такое «гигантские шаги»? И не катались на этой карусели с верёвочными петлями-сиденьями? Не мчались по кругу, замирая от восторга и держась за канат одной левой, а правой рукой набирая полную пригоршню синевы и пролетая над стоящими внизу с ощущением полного счастья? Нет?.. Тогда я расскажу вам об этом.
Когда-то на детской площадке стояли деревянные домики, качели и каменные фигуры петуха, гуся и курицы. Но на них сидели только самые маленькие. Некоторые катались на качелях. Внимание же остальных было приковано к стоящим чуть в стороне «гигантским шагам». Эта карусель представляла собой высокий деревянный столб с прикреплёнными канатами, которые опускались почти до земли и заканчивались петлёй-сиденьем. Держась за канат, нужно было разбежаться, поджать ноги и полететь по кругу. Можно было сильно прогнуться назад и лететь вниз головой, и тогда мир вокруг казался перевёрнутым. Чем старше были катающиеся, тем выше и с большей скоростью мчались они по кругу. Более ловкие успевали ещё и завертеться «волчком» вокруг своей оси.
Особо бесстрашные катались «огурцом». Это когда человек проносился внутри круга в опасной близости от столба, рискуя расшибить голову, и появлялся на противоположной стороне, пугая мирно летящих. Так его несло «огурцом» по инерции, пока он не начинал тормозить. А ещё можно было догнать летящего впереди, схватить его канат и завертеться с ним в быстром «волчке».
В стороне ожидали те, кому не досталось места. Кстати сказать, подбирались участники катания примерно одного возраста. Так что даже при наличии свободных канатов младших изгоняли из круга, и они целый день стояли у «гигантских шагов», завидуя старшим.
Особо нетерпеливые ухитрялись подпрыгнуть и повиснуть на канате пролетающего мимо счастливчика, а потом высматривали свободное место, куда можно было бы спрыгнуть. И не просто повалиться на землю под общий смех, и не в круг, а ловко опуститься на свободный пятачок за кругом и горделиво посматривать по сторонам, собирая восхищённые взгляды ребятни.
Иногда приходили покататься «большие мальчишки». Ребятня уступала канаты, даже не думая спорить. Лишь отходила подальше, предвкушая невероятное зрелище и терпеливо ожидая окончания «нашествия». Да, на это стоило посмотреть!.. У «больших мальчишек» были такие крупные шаги при разбеге, что уже через несколько мгновений, крича и кувыркаясь, они летели по кругу на канатах, поднимающихся почти под прямым углом к столбу. Воздух раскалывался от гогота, хохота и топота…
Вдоволь накатавшись, «большие мальчишки» уходили, оживлённо пересказывая друг другу детали полёта, а малышня бросалась к канатам. Снова начиналось движение, радостные крики, но уже гораздо тише. Впрочем, это не умаляло интереса к катанию. Наоборот, каждый пытался хоть немного приблизиться к увиденному «высшему пилотажу». Сколько силы, ловкости, смелости вырабатывали у ребятни эти замечательные карусели! До самой темноты возле них толпилась детвора, и только ранним утром площадка с «гигантскими шагами» была непривычно пустой. Всё остальное время там слышался крик, смех, топот ног, скрип канатных веревок, споры, радостные разговоры и пересказы о «приёмчиках» катания…
«Гигантские шаги»… Сколько воспоминаний вызывают эти два слова!.. И каждый раз это – улыбка, радость и ощущение свободного полёта…
на фото справа – автор

Малоизвестные, но интересные игры для ПК

Перенасыщение рынка компьютерных игр несет с собой как положительные, так и негативные моменты. Среди последних наиболее неприятным можно считать серьезно возросшую за последние годы вероятность пропустить качественные и интересные игры за лавиной весьма посредственных проектов.

Особенно обидно за талантливых независимых разработчиков, у которых нет достаточного количества денег на полномасштабную маркетинговую компанию. В следствии чего очень многие их игры остаются незамеченными основной массой геймеров. И сегодня мы расскажем про 7 таких интересных игр, вышедших на ПК за последние несколько лет.

Deck of Ashes

Красивая рисовка мрачного мира, населенного самыми кошмарными тварями

Если на вас произвел благоприятное впечатление нашумевший инди-роуглайк Slay the Spire от студии Mega Crit Games, то рекомендуем попробовать чуть менее известный и удачный проект под названием Deck of Ashes. Но сразу предупреждаем — игра в раннем доступе, так что есть некоторые неприятные нюансы.

Карточные бои на фоне зловещих пейзажей. Визуальная часть и атмосфера — самые удачные элементы Deck of Ashes

Deck of Ashes — увлекательный роуглайк с красивой рисовкой, мрачным процедурно-генерируемым миром, карточными боями и несколькими не самыми приятными антигероями в качестве главных действующих лиц. Путешествуйте по интересному миру в стиле темного фэнтези, собирайте новые карты для своей колоды, улучшайте базу, сражайтесь и выживайте.

В перерывах между опасными скитаниями можно немного передохнуть в лагере, проверить припасы, создать пару зелий или прикупить новых рецептов

Игра для тех, кто предпочитает красивые и мрачные миры, глубокую механику боев с обилием тактик и бесконечную реиграбельность. В Deck of Ashes очень много разнообразных противников, населяющих уникальные биомы. Смерть здесь перманентна, и чтобы вернуться, придется использовать черную магию. А она, как известно, не проходит бесследно.

Bladed Fury

Зрелищные сражения в фэнтезийном Древнем Китае

Красивый и незамысловатый экшен/платформер от китайского разработчика, что становится понятным по одному лишь визуальному оформлению игры, где присутствуют мотивы и художественные приемы из традиционной китайской живописи.

Grimshade

В Grimshade огромный бестиарий опасных и агрессивных существ, для которых нужно искать эффективные тактики

Партийная ролевая игра, сражения которой явно навеяны классическими JRPG. Под контролем игрока находится отряд из 7 необычных персонажей, среди которых есть и прямоходящий барсук с винтовкой. Все они обладают уникальными боевыми способностями, применяемыми во время пошаговых сражений.

Увлекательный сюжет и огромный живой мир — чтобы изучить их потребуется не менее 20 часов реального времени

Сюжет Grimshade также во многом напоминает таковые из классики японских ролевых игр. Непохожие герои оказываются втянутыми в череду грандиозных событий, где личный выбор каждого из них определит судьбу всего мира. Обилие диалогов и эпических квестов также присутствует.

Axiom Verge

Мир Axiom Verge и все обитающие в нем существа являются единым отвратительным биомеханическим организмом

Пиксельный двухмерный шутер с элементами платформера, который определенно придется по душе тем, кто еще помнит такие 8-битные и 16-битные шедевры, как Contra и Metal Slug. Действие Axiom Verge разворачивается на неизвестно планете, населенной опасными монстрами и грандиозными боссами.

Разработчики приложили максимум усилий, чтобы пиксельное окружение вокруг нагнетало уныние, дискомфорт и тревогу

В распоряжении игрока огромный арсенал оружия и всяких фантастических предметов, с помощью которых ему и предстоит исследовать чуждый мир и отыскать способ выбраться из биомеханического кошмара.

Fell Seal: Arbiter’s Mark

Мило нарисованные персонажи и волшебный мир

Красивая ролевая игра в сеттинге фэнтези, где вас увлекательная эпическая история, сотканная из личных трагедией огромного количества ярких персонажей. Кроме увлекательного сюжетного повествования с оригинальными диалогами в Fell Seal: Arbiter’s Mark присутствуют и захватывающие тактические бои, использующие интересную механику с учетом особенностей рельефа.

Уникальная боевая система, в которой важно учитывать особенности близлежащего рельефа

Все это действие разворачивается на фоне восхитительных высокохудожественных пейзажей, нарисованных вручную в акварельном стиле. Ролевая система поражает своей глубиной и размахом – можно собрать совершенно неповторимый отряд бойцов, используя более чем 30 классов с 300 активных и пассивных способностей.

Viking Squad

Храбрые герои Viking Squad готовы вступить в схватку с самими богами

Двухмерный beat’em’up с яркой рисованной графикой, посвященный приключениям отряда свирепых викингов. Игрок получает возможность самостоятельно выбрать одного из нескольких персонажей и с его помощью основательно проредить ряды врагов на очень красочных локациях.

Expeditions: Viking

Викинги греются у костра и обсуждают насущные дела

И еще одна замечательная игра про викингов, на этот раз куда более серьезная и реалистичная. Это стратегия с элементами RPG про отряд норманов, которые решили основать на побережье Англии новое поселение. Поселение придется развивать, укреплять и защищать от врагов, а также самому участвовать в грабительских набегах. Кроме того, в Expeditions: Viking предусмотрены гибкие возможности торговли, дипломатии, военных союзов и политической борьбы.

ГИГАНТСКИЕ ШАГИ — забытый аттракцион. До революции — популярная забава на Масленицу и Пасхальные гулянья. Во времена детства наших родителей — непременный атрибут пионерских лагерей, домов отдыха, дачных полянок, крымских санаториев. «Когда-то перед нашим домом стояла детская площадка, которую все почему-то называли «птичий двор». Наверное, потому, что кроме маленьких деревянных домиков и качелей, там стояли три каменные фигуры птиц – петуха, гуся и курицы. Но на них сидели только самые маленькие дети. Некоторые катались на качелях, но внимание всех остальных было неизменно приковано к «гигантским шагам», стоявшим чуть поодаль. Это была карусель, представлявшая собой круг, в центре которого стоял высокий толстый деревянный столб, а на самом верху его были прикреплены канаты. Они опускались почти до самой земли и заканчивались петлей, в которую нужно было сесть и, держась одной рукой за канат, сильно-сильно разбежаться, набрав одинаковую со всеми остальными участниками катания скорость и, поджав ноги, полететь по кругу. Если не смотреть вниз, то казалось, что ты не просто летишь по воздуху — было полное ощущение свободного полета. Можно было лететь с закрытыми глазами. А можно было, держась одной рукой за канат и сильно прогнувшись назад, лететь вниз головой, и мир вокруг тебя летел перевернутым. Чем старше были катающиеся, тем с большей скоростью и выше от земли летели они по кругу, радостно крича и смеясь. Более ловкие успевали время от времени оттолкнуться от земли сильным ударом ног, и сделав усилие, еще и завертеться волчком вокруг своей оси, не забывая при этом наблюдать за общим движением, так как нужно было еще успеть раскрутиться в обратную сторону и быстро-быстро заработать ногами, добирая погасшую скорость и держась в своем месте в общем ряду летящих по кругу девчонок и мальчишек. Особо бесстрашные катались «огурцом». Это когда человек пролетал не по кругу вместе со всеми, а внутри него в опасной близости от деревянного столба, рискуя расшибить об него голову, и вылетал на противоположной стороне не в свою очередь, а гораздо раньше, пугая мирно летящих. И так его уже несло «огурцом» по инерции несколько раз мимо этого столба, пока он не начинал тормозить ногами о песок, догоняя затем всех и занимая, наконец, свое место в ряду. Но на это отваживались не все. Гораздо безопаснее, но не менее интересно было изловчиться и догнать летящего впереди, схватиться второй рукой за его канат и сделав усилие, завертеться с ним в быстром волчке, продолжая лететь по кругу. Нужно было потом успеть развернуться в обратную сторону и заработать ногами во всю мочь, особенно «потерпевшей стороне», чтобы добрать потерянную скорость, встать в кругу на свое место, не задерживая и не мешая лететь остальным. В стороне за кругом стояли те, кому не повезло в этот раз и не досталось места, чтобы покататься. Кстати сказать, подбирались участники для катания примерно одного возраста, так как с менее сильными в одном кругу кататься было неинтересно, а с более сильными – опасно. Так что даже при наличии свободных канатов младших изгоняли из круга, и они целый день были готовы стоять у «гигантских шагов», терпеливо ожидая, пока накатаются все, кто старше их, и следили за полетом, жутко завидуя пролетающим, орущим и машущим им и предвкушая такой же полет в скором будущем. Но не все ожидали своей очереди спокойно. Самые смелые решались пролететь один-два круга вне очереди. Для этого нужно было очень точно рассчитать момент прыжка на катающегося, пролетающего мимо с большой скоростью, и сильно оттолкнувшись обеими ногами, высоко подпрыгнуть и успеть ухватиться обеими руками за канат выше рук сидящего — задачей которого в свою очередь было – успеть увернуться от такого прыжка – и завертеться с ним волчком, не забывая следить за кругом, где стояли зрители, и высматривая свободное место, куда можно будет вовремя спрыгнуть. И не просто повалиться на землю под хохот окружающих, и не на головы зрителей, и не под ноги летящих по кругу, и не в круг около столба, а приземлиться точно на ноги на свободный пятачок за кругом, а потом горделиво посматривать по сторонам, собирая восхищенные взгляды ребятни. Это был «высший пилотаж», на который отваживался не каждый. Иногда приходили покататься «большие мальчишки». Катающиеся сразу же сбавляли скорость и безропотно уступали им свои места, даже и не думая спорить или тем более кататься с ними в одном кругу. И лишь отступали еще дальше от круга, предвкушая невероятное зрелище и терпеливо ожидая окончания «нашествия». Да, на это стоило посмотреть! У «больших мальчишек» были такие крупные шаги при разбеге, и набирали они такую скорость, что уже через несколько мгновений, оторвавшись от земли даже не поджимая ног, они летели в бешеном темпе по кругу параллельно земле на канатах, поднимающихся почти под прямым углом к столбу. Воздух раскалывался от хохота, гогота, топота и криков. Все это неслось, кричало и кувыркалось и проносилось мимо с огромной скоростью, поднимая столб пыли и песка и вызывая невольный ужас у ребятни, стоявшей далеко за кругом. Никто не смел приблизиться к кругу и лишь наблюдали за старшими, жутко завидуя их силе, ловкости и огромной высоте полета. Вдоволь накатавшись и нагоготавшись, «большие мальчишки» покидали «гигантские шаги», радостно пересказывая друг другу детали полета, а все остальные бросались к освободившимся канатам, выдергивая их друг у друга, споря, пока кто-нибудь не догадывался влезть в канатную петлю и таким образом занять место. Снова начиналось движение, хохот, крики восторга, но уже гораздо тише, что, впрочем, не умаляло интереса к катанию, а наоборот – каждый пытался хоть немного приблизиться к увиденному «высшему пилотажу». Сколько силы, ловкости, смелости вырабатывали у детворы эти замечательные качели – «гигантские шаги»! До самой темноты продолжалось катание. И только ранним утром можно было увидеть площадку с «гигантскими шагами» непривычно пустой. Все остальное время вокруг них стоял крик, смех, топот ног, скрипенье канатных веревок, споры, радостные разговоры и пересказы о «приемчиках» катания. «Гигантские шаги»… Сколько эмоций и воспоминаний поднимают в душе эти два слова… И каждый раз – это улыбка, радость и ощущение свободного полета!..» #НАША_РУСЬ #традиции

Ярмарки на Руси были сразу всем — и EXPO, и неделей дизайна, и бизнес-форумом, поэтому длились по несколько месяцев. С каждой государственная казна получала огромные доходы:

с одной только Мологской ярмарки казна получала 180 пудов серебра. В XIX веке на Нижегородскую ярмарку съезжалось 200 тысяч человек – в десять раз больше тогдашнего населения Нижнего Новгорода.А товарооборот составлял 50 миллионов рублей серебром. Хорошо работали — хорошо отдыхали. И ведь развлечения были не хуже, чем сейчас!

1 Американские горы

То, что мы теперь называем американскими горками, было изобретено ещё до появления самих Соединённых Штатов. Горки были одним из главных развлечений на ярмарке. «Погулять под горами» значило «погулять на ярмарке». В высоту горы достигали12 метров. Зимой их обливали водой и катались на санях, а в тёплую пору – на специальных тележках или коврах.

2 Качели

Другое любимое народом развлечение на ярмарках – качели и карусели. Их разновидностей было множество. Качели были висячие и перекидные: на первых нужно было кататься самому, вторые раскручивались качельщиками. Самыми простыми каруселями были коньки, когда на верёвках подвешивались деревянные лошадки. Самые сложные – это самокаты. Они представляли из себя двухъярусную постройку с огромным количеством внутренних и внешних галерей. Катание на самокатах стоило 10-15 копеек.

3 Аттракцион Гиганские шаги

Практически современная «тарзанка». Это столб высотой до 7 метров, на вер­шине которого закреплена вращающаяся ме­таллическая тарелка. По краю тарелки сде­ланы крючки, к которым прикрепляются ка­наты. Нижняя часть каждого каната обра­зует петлю, обшитую материей. Садясь в такую петлю, участники аттракциона разбе­гаются и делают большие прыжки, затем на мгновение касаются земли и опять прыгают. Таким образом, в аттракционе «Гигантские шаги» круговое вращение сочетается с взле­тами, напоминающими раскачивание на каче­лях.

Делалась так:

4 Балаганы

Ярмарочный балаган – это прообраз цирка, театра, оперы и даже мультфильма. В больших балаганах были сцены с занавесом, ложи и стоячие места. Здесь показывали «волшебные пантомимы», в которых арлекины в чёрной одежде и на чёрном фоне творили чудеса: пилили друг друга, разрывали друг друга, а затем волшебным образом оживали, когда их голову, туловище, руки и ноги соединяли.

В некоторых балаганах были паноптикумы, то есть выставки диковинных предметов, растений, живых существ и уродцев. Здесь можно было своими глазами увидеть женщину-русалку, говорящую голову, человека с железным желудком и даже всемирно известную татуированную даму. Рядом с балаганами ходили люди-аквариумы, короли огня, шпагоглотатели и чревовещатели.

5 Райки

Раёк – это небольшой красочный ящик, украшенный различными фигурами и флажками. На его передней стенке были прорезаны два (в более крупных – три или четыре) окошка с увеличительными стёклами. Через них зрители смотрели на панораму, нарисованную на длинной ленте, перематывавшейся с одного валика на другой. Зрелище сопровождалось рифмованным комментарием раёшника.

6 Кукольные театры

На ярмарках давали представления «механические театры». В них разыгрывались получасовые представления, а главными участниками были куклы. Репертуар «механических театров» был разнообразным: некоторые постановки были настолько масштабны, что в них участвовало по 30-40 кукол.

В «театре живых картин» разыгрывались ещё более массовые представления, в которых порой использовали сложные театральные эффекты. К примеру, мастера «театра живых картин» показывали зрителям Куликовскую битву.

7 Цирки

На балагане выступали и так называемые «театры-цирки». Здесь были и конные комедии, и штукари (акробаты), и силачи, державшие в зубах пудовые гири и поднимавшие по 5-6 человек, и «каучук», то есть гимнасты, и фокусники, и учёные звери, медведи, обезьяны, тигры, слоны. Устраивались «собачьи комедии», где актёрами были дрессированные собаки.

Григорий Саблин

Они представляли собой костюмированную инсценировку сцен из популярных произведений литературы или живописи и давали возможность продемонстрировать во всем блеске грацию их участников, поскольку сцены были немыми.
Если идея постановки «живых» картин возникала в течение вечера, она предполагала импровизацию и все делалось на скорую руку. Потому зрители строго не относились к недостатку костюмов, освещения, отсутствию рамы, занавеса и т.д.; напротив, все эти спешные приготовления тоже служили развлечением и предметом приятных разговоров. Чаще всего во время таких импровизированных показов зрителям предлагали отгадать название картины, сюжет которой пытались изобразить от двух до семи исполнителей, и имя художника. Если же участниками были дети, тогда заимствовали сюжет из сказок. Когда же картины ставились по случаю какого-нибудь семейного праздника, то в первую очередь заботились, чтобы их сюжет соответствовал торжеству.
Существовала и другая сценическая забава, которая, пожалуй, доставляла больше удовольствия, чем «живые» картины – загадки в лицах или шарады. Как и «живые» картины, шарады представляли импровизацию, в которой каждая сцена означала слог задуманного слова. Последняя сцена должна была выражать все слово в целости.
Привлекательность загадок заключалась не в трудности отгадки слова, а в большей или меньшей забавности и причудливости постановочных сцен. Всего забавнее была та, в которой все исполнялось быстро, без особенных приготовлений и костюмов. Но для этого необходима была практика в подобного рода развлечениях, дар находчивости в ответах, остроумие и еще умение из бедного материала создавать «премилые костюмы и прически».
«В одну минуту она свернула вокруг головы большую чалму и воткнула сбоку большое перо, – вспоминала А.В. Щепкина, сестра писателя Н.В. Станкевича, о своей знакомой, – … потом накинула широкую юбку, провела ее переднее полотнище назад и прикрепила к поясу, чтобы превратить ее в шаровары, навесила старую саблю, заткнула за пояс пистолет и в четверть часа превратилась в свирепого пашу».
Интересные представления получались из шарад, к которым готовились «весьма заранее». Карикатуры знаменитостей, пародии на их произведения, причудливые выдумки – все было позволительно.
Правил на подобного рода игру не устанавливали и все же исполнители старались не забывать о двух советах:
1) как можно реже оборачиваться к публике спиной;
2) заботиться о краткости антрактов между тремя или четырьмя сценами, составляющими одну загадку, чтобы собравшиеся не скучали и не забывали содержания начала представления.

Развлекательная культура XIX века. Салонные игры

НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРТА САЙТА О САЙТЕ

Развлекательная культура XIX века. Салонные игры

Волчок

В игре участвует от двух до шести человек. Используются волчки разных размеров и форм. Игра проводится как на столе, так и на полу.

Играть в «Волчок» возможно разными способами.

Первый вариант: играющие одновременно запускают все волчки. Чей волчок вращается дольше всех, тот и выигрывает.

Второй вариант: на столе расставляют любые имеющиеся предметы: шарики, кубики и прочее. Волчки запускают по очереди. Чей волчок собьет наибольшее число предметов, тот и выигрывает.

Третий вариант: волчки запускают по очереди в воротца или между предметами, расставленными на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.

Четвертый вариант: из цветной бумаги вырезают круги или квадраты — игровое поле. Играющие одновременно пускают волчки каждый на своем игровом поле. Чей волчок не сойдет с игрового поля, тот выигрывает.

Бирюльки

Бирюльки — это небольшие соломинки (или палочки — деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в десять длиной, а числом от шестидесяти до ста. Бирюльками могут быть не только соломинки или палочки, а и любые подходящие для разбирания кучи мелкие предметы, сделанные из дерева, картона или проволоки.

Бирюльки бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что они ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом.

Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной — как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку.

Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку.

Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу.

Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых соломинок (или палочек).

Или, как вариант, играют до тех пор, пока у одного игрока не наберется условленное заранее число бирюлек.

К некоторым палочкам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т.д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т.п.

За такие особые отличающиеся бирюльки начисляют большее число очков — смотря по тому, которую труднее снять.

Блошки

Старая игра, ее еще называли пуговки. Правила игры: Два игрока разбирают «блошки» по цветам. Расставляют свои «блошки» вокруг плошки. Нажимают битой на край «блошки», так, чтобы она запрыгнула в плошку. Игроки «прыгают» по очереди. Выигрывает тот, чьи «блошки» первыми окажутся в плошке.

Если играть без плошки, то необходимо расставить свои «блошки» друг напротив друга на расстоянии 50-70 см и по очереди прыгать друг к другу, стараясь покрыть своей «блошкой» «блошку» соперника. Пораженная «блошка» изымается из игры. Побеждает тот, кто сумеет «съесть» как можно больше «блошек» противника.

Нарды (трик-трак)

Нарды (бэкгэммон, тавла) — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины. Бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Лото

Игра на особых картах с напечатанными на них рядами цифр. Состоит в том, что играющие закрывают на картах номера, обозначенные на специальных фишках (чаще деревянных или пластмассовых бочонках). Номера называет один из участников игры, которые он читает на бочонках, доставаемых из мешка «втемную». Выигрывает тот игрок, который раньше закроет все цифры на своей карточке. При этом игроками могут назначаться промежуточные выигрыши, в которых выигрывает тот, кто закроет один и более горизонтальных рядов на своей карточке. В России лото известно с XIX века.

Домино

Игра домино родом из древнего Китая, где она называлась «Костяные таблички», и своим происхождением обязана еще более старой игре в кости. На китайских табличках, кстати, как и на костях, не было нулевого очка («мыло»). Оно появилось в Европе, куда домино завез венецианец Марко Поло. Вначале этой игрой занимались монахи, затем из Италии она перекочевала во Францию, в конце XVIII веке появилась в Англии.

Название «Домино» произошло от этого сочетания белого и черного цветов. «Домино» — французское слово. Так называли священники-христиане зимнее одеяние, которое было черным снаружи и белым внутри. «Домино» — это также тип маски, представляющей черный и белый мотив.

В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти костяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино.

Гусек

Тип настольных игр, который происходит от игры «Гусь», популярной в средневековой Франции и быстро распространившейся в Европе.

В Гуся играли на доске, на которой нарисован фантастический свиток, называемый «жардин де л`уи» («гусиные гардины»), разбитый на 63 области, помеченных разными эмблемами, такими как гостиница, череп, мост и лабиринт. На 1-ой и на 63-ей областях, так же как и на каждой 9-ой между ними, эмблема изображала гуся.

Цель игры — довести свою фишку до пункта 63 после серии ходов по незанятым областям, определяемым бросанием двух игральных костей. Фишка движется вперед, назад или временно стоит в зависимости от того, на каком пункте она очутилась. Попадание «в гостиницу» предписывает ожидание, пока играют двое других игроков; попадание к черепу предписывает начать сначала; попадание к гусю удваивает ход. В игру обычно играли на ставку, с разной платой за попадание на различные пункты. В конце 18-го в. появился вариант игры под названием «же де ля революсьон франсез» (игра французской революции).

Бильбоке

Бильбоке (фр. bilboquet) — представляет собой шарик, прикрепленный к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд. Игра бильбоке имела в 19 веке поразительное по своим масштабам распространение: ее разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии.

Правилами игры часто предусмотрены сложности для игрока, предполагающие значительное мастерство в обращении с этим снарядом. Например, в японской разновидности игры (кендама) нужно поймать шарик четырьмя способами: сначала на тонкий конец рукоятки (шпиль), затем в чашу, потом в небольшое углубление в основании чаши (дно), и, наконец, на толстый конец рукоятки.

Пазлы

Пазлы были изобретены в Англии в 1761 году Джоном Спилсбери. Лондонский торговец географическими картами, придумал новое учебное пособие — «разрезанную географическую карту». Он стал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся «сэндвич» на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию. Несмотря на высокую цену (больше месячной заработной платы промышленного рабочего), новинка имела огромный успех.

В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев. Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки — портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события.

Но XIX век внес в судьбу складных картинок свои коррективы: уже к его середине, благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону, пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности пазлов во всем мире. Затем вместо черно-белых появились цветные картинки.

Пазлы стали быстро набирать популярность, в том числе и в дореволюционной России и буквально за несколько лет стали модным салонным увлечением. Пузели — так они назывались в то время в России — завозили в основном из Англии.

Настольный теннис (table tennis, пинг-понг)

Спортивная игра, основанная на перекидывании мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определенным правилам, в которой целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет отбит противником. Впервые название «пинг-понг» стало встречаться начиная с 1901 года (до этого в ходу были аналогичные по интонациям названия: Флим-Флам, Виф-Ваф а также Госсима). Джон Джаквес зарегистрировал придуманное название. Оно получилось из сочетания двух звуков: Пинг — звук, издаваемый мячом, когда он ударяется о ракетку, и Понг — когда мяч отскакивает от стола.

Бильярд


Развлекательная культура XIX века

Бильярд (фр. billard, от фр. bille — шар или фр. billette, billart — палка) — собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия.

Птицы летают

Все усаживаются в кружок, и ведущий начинает игру, например, следующими словами: «Я много путешествовал по разным странам, особенно интересуясь миром природы — растениями, животными, птицами. И однажды пришел к такому любопытному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают!» Он кладет указательный палец себе на колено; прочие делают то же. А далее при назывании каждого летающего существа все должны поднимать палец.

Рассказчик продолжает: «Утки летают, гуси летают, синицы летают» — и т. д. Но вдруг он говорит: «Львы летают», или «Горы летают», или «Щуки летают»…

Многие слушатели «с разбегу» поднимают палец и на эти названия, тем более что сам рассказчик имеет право поднимать палец и обманным путем, провоцируя ошибки остальных.

Ошибавшихся заставляют платить фант.

Буриме

Буриме (фр. bouts-rimes — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда еще и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнеру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнер видел только шею и дорисовал туловище и т.д.

Появились в XVII веке (изобретатель — малоизвестный французский поэт Дюло), но особое распространение приобрела в XIХ — ХХ веке — сначала только в салонах, а затем и в самых широких кругах (студенты, пенсионеры и др. категории). Наряду с флиртом, пасьянсом, лото и домино является излюбленным занятием масс, конкурируя даже с занятиями активными видами спорта.

Шарады

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, дается описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на односложья.

Российская история этих затей началась в XVIII веке. В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала «Иллюстрация».